Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Методика лиепинь с – Примерная образовательная программа диагностического направления в подразделении «Психологическое сопровождение» АНО ППН «Оазис»

Posted on 08.08.202029.01.2020

Содержание

  • Как пользоваться методикой «Перепутанные линии» для исследования концентрации и устойчивости внимания детей
    • Сущность методики, её автор и модификации
    • Тестирование учащихся среднего и старшего школьного возраста
      • Рекомендации по организации исследования
        • Фотогалерея: Варианты стимульного материала к тесту
      • Обработка результатов
        • Таблицы: Ключи к бланкам
    • Диагностика устойчивости и концентрации внимания дошкольников и младших школьников
      • Процедура проведения
      • Подведение итогов
    • Тренировка внимания с помощью перепутанных линий
      • Фотогалерея: Задания для детей от Ани Боретцки
  • Диагностика ЗПР, страница 7
  • Методика «Типовое семейное состояние» | Psylist.net
        • Бланк к методике «Типовое семейное состояние»
      • Похожие материалы в разделе Психологический практикум:
  • Обследование детей с зпр дошкольного возраста
      • Дефектологическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях детского сада комбинированного вида
      • Перечень диагностического материала:
      • 1. Внимание.
      • 2. Восприятие.
      • 3. Особенности восприятия – целостность.
      • 4. Мышление.
      • 5. Память.
      • 6. Моторика.
      • 7. Произвольная регуляция.
      • Диагностика по разделу «ФЭМП».
      • Диагностика познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
      • Материал по теме: Карта обследования детей с ЗПР
      • Предварительный просмотр:
      • При диагностике детей с ЗПР необходимо учитывать их психологические особенности. В соответствии с этим выстраивать психодиагностическую работу
        • Следующие:
        • Вас может заинтересовать
        • Популярное
  • Читать книгу Психологическая диагностика в практике врача Коллектива авторов : онлайн чтение
        • 2.3. Методика «Заучивание 10 слов»
        • 2.4. Методика «Воспроизведение рассказа»
        • 2.5. Методика «Простые аналогии»
        • 2.6. Методика «Сложные аналогии»
        • Бланк к методике «Сложные аналогии»
        • 2.7. Методика «Выделение существенных признаков»
        • Стимульный материал
        • Ответы
        • 2.8. Методика «Исключение лишнего»
        • Стимульный материал для словесного варианта
        • 2.9. Методика «Понимание переносного смысла пословиц и метафор»
        • Варианты предъявляемых пословиц
        • 2.10. Методика «Числовые ряды»
        • Глава3МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕГАТИВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
        • 3.1. Шкала астенического состояния
        • 3.2. Шкала самооценки уровня тревожности
        • Опросник тревожности Спилбергера–Ханина
        • Оценка реактивной тревожности (РТ)
        • Оценка личностной тревожности (ЛТ)
  • Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей
      • Похожие материалы в разделе Психологический практикум:
  • Лиепиня, Скайдрите Викторовна — Психология умственно отсталых детей
        • Поиск по определенным полям
        • Логически операторы
        • Тип поиска
        • Поиск по синонимам
        • Группировка
        • Приблизительный поиск слова
        • Критерий близости
        • Релевантность выражений
        • Поиск в интервале

Как пользоваться методикой «Перепутанные линии» для исследования концентрации и устойчивости внимания детей

Методика «Перепутанные (переплетённые) линии» является традиционным и надёжным средством изучения концентрации и устойчивости внимания детей и подростков, которая много лет входит в инструментарий практикующего психолога. Её преимущества — быстрота проведения диагностики, минимум необходимого оборудования, лёгкость обработки результатов.

Сущность методики, её автор и модификации

Внимание есть именно та дверь, через которую прохо­дит всё, что только входит в душу человека из внешнего ми­ра.

К. Д. Ушинский

Концентрация (сосредоточение) внимания — это способность удерживать его на одном объекте, отвлёкшись от всего остального. Устойчивость — временной параметр, способность к длительной концентрации на объекте.

Впервые изучать концентрацию и устойчивость внимания с помощью переплетённых линий предложил Андре Рей в 1958 году. Тест, которому исследователь подвергал испытуемых, представлял собой лист бумаги с изображением 16 ломаных линий, сложным образом переплетавшихся между собой. Экспериментатор фиксировал время, затраченное тестируемым на то, чтобы проследить глазами линии от начала до конца, и количество допущенных им при этом ошибок.

За более чем полувековую историю своего существования методика отлично себя зарекомендовала, появилось множество её модификаций, получивших широкое распространение в разных странах мира. Хорошо она известна и отечественным психологам. В профессиональной среде пользуется заслуженной популярностью модификация «Перепутанные линии», предложенная в 1980 году доктором психологических наук Константином Константиновичем Платоновым. Её отличием от оригинала является не только изменение стимульного материала (увеличение количества линий до 25 и замена ломаных на кривые), но и возможность определить, как утомляемость влияет на процесс тестирования.

Методика К.К. Платонова предназначена для исследования внимания школьников среднего и старшего возраста, малыши с ней не справятся. Для диагностики внимания дошкольников и младших школьников целесообразно использовать вариант, предложенный Маргаритой Николаевной Ильиной. Он отличается упрощением стимульного материала (в её модификации всего 10 линий), сокращением времени проведения исследования (до 5 минут) и соответствием нормативов возрасту испытуемых.

Бланк теста «Переплетённые линии» Андре РеяБланк теста «Переплетённые линии» Андре Рея

Первоначально стимульный материал представлял собой 16 сложно переплетённых ломаных линий

Тестирование учащихся среднего и старшего школьного возраста

Рекомендации по организации исследования

Необходимые условия для проведения теста — хорошее освещение и тишина. Уделите внимание тому, чтобы ничто не отвлекало ребёнка до завершения исследования. Не забудьте перевести телефон в беззвучный режим.

Вам понадобится следующее оборудование: секундомер, стимульный материал (специальный бланк с изображением перепутанных линий), лист бумаги, карандаш.

Существуют различные варианты стимульного материала, они не имеют принципиальных различий. Выбирайте тот, с которым вам будет удобнее работать.

Инструкция для испытуемого к первому бланку: «На листе изображён ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них берёт своё начало слева, а заканчивается справа. Задача ‑ проследить каждую линию и в ту клетку, где она заканчивается, записать её номер. Начинать надо с первой, затем перейти ко второй и так далее до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцем или карандашом запрещается. Работать нужно быстро и стараться не допускать ошибок».

Руководство по работе со вторым бланком: «На бланке представлено 25 переплетённых линий. Нужно зрительного проследить ход каждой и определить, где она заканчивается. Начинать полагается с левого номера и следить до правого. Если вы сбились, попробуйте ещё раз. Если и во второй раз не получилось проследить ход линии, то переходите к следующей. Записывать нужно сначала номер линии, с которой вы начали работать, а затем цифру, означающую место, куда вы привели её взглядом (например: 1–18; 2–12 и так далее)».

Инструкция третьему варианту стимульного материала аналогична предыдущей, только после номера линии записывается буква, которой она заканчивается.

Школьники на урокеШкольники на уроке

Тестирование можно проводить в групповой форме, но необходимо учитывать недостатки такого исследования

Если необходимо протестировать группу детей, инструкцию нужно дополнять словами: «Когда закончите работу над заданием, поднимите руку. Я назову время, которое вы затратили на тест, а вы запишите его внизу бланка». Проведение исследования одновременно с несколькими подростками, безусловно, позволит вам сэкономить время. Но будьте готовы к тому, что они будут хихикать, комментировать работу друг друга, ронять карандаши и так далее. Конечно, всё это непременно отразится на результатах.

Индивидуальное исследование более информативно. Оно даёт возможность понаблюдать за испытуемым, определить, что для него важнее (быстрее закончить или выполнить задание без ошибок), а также понять, сомневается ли он в правильности своих решений, пытается ли перехитрить психолога и проследить линию с помощью пальца или ручки и так далее.

Важно задать испытуемому вопросы о том, какие сложности у него были в процессе тестирования, что помогало или мешало выполнять задание, как он оценивает свой результат.

Приведённые варианты инструкций не предусматривают ограничений по времени выполнения задания, что не всегда бывает целесообразно. Поэтому некоторые предлагают всё же выделять испытуемым всего 7–10 минут.

Фотогалерея: Варианты стимульного материала к тесту
Первый вариант бланка
Этот вариант удобен, если вы обследуете группу детей. Им легко пользоваться школьникам: проследил за линией — записал в пустую клетку её номер
Второй вариант бланка
Такой бланк можно вложить в файл или заламинировать, превратив в полноценный стимульный материал. Правильные ответы испытуемым нужно будет записывать на отдельном листе бумаги
Третий вариант бланка
Третий вариант подходит тем, кому буквы нравятся больше, чем цифры

Обработка результатов

При использовании методики без ограничения испытуемого по времени подсчитывается показатель продуктивности деятельности (Р) по формуле: P = t×25/n, где t — время, затраченное на тест (в секундах), n — количество правильных ответов. Выведенное значение сравнивается со следующими нормативами:

При проведении теста с ограничением по времени необходимо подсчитать количество правильных ответов и перевести в баллы по следующей шкале:

Очевидно, что чем выше балл, тем лучше тестируемый справился с заданием.

Чтобы оценить влияние утомления на результат теста, необходимо записать время, которое затрачивает испытуемый на просмотр каждых 5 линий (1–5, 6–10, 11–15, 16–20, 21–25) и построить график (ось Х — время; ось У — количество прослеженных линий). Снижение темпа выполнения задания по мере приближения к завершению указывает на неустойчивость внимания.

Таблицы: Ключи к бланкам

Диагностика устойчивости и концентрации внимания дошкольников и младших школьников

Процедура проведения

Бланк М.Н. Ильиной для испытуемых младшего возрастаБланк М.Н. Ильиной для испытуемых младшего возраста

Перепутанных линий всего десять, они меньше пересекаются и их легче проследить взглядом малышу

Для организации тестирования среди детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимые те же условия и оборудование, что и для детей постарше. Только стимульный материал выглядит немного иначе и инструкция для ребёнка чуть-чуть упрощена: «У тебя перед глазами рисунок, на нём много перепутанных линий. Найди конец каждой, проследи её с самого начала. Пальцем и карандашом пользоваться нельзя».

Экспериментатору необходимо внимательно наблюдать за ребёнком, обращая внимание на точность его действий, скорость и длительность выполнения задания, комментарии, которые он делает в процессе прохождения теста. Не каждый испытуемый в возрасте 5–6 лет будет с интересом водить взглядом по чёрным и плохо пропечатанным линиям. Поиграйте с тестируемым. Например, поведайте ребёнку историю про маленького, но очень любопытного ёжика, которому будет грустно, если он не узнает, какая цифра находится в конце дорожки.

Подведение итогов

Сравните результаты наблюдения за ребёнком со следующими нормативами:

Тренировка внимания с помощью перепутанных линий

От взгляда исследователей, работавших с методикой «Перепутанные линии», не ускользнуло, что концентрация и устойчивость внимания испытуемых имеют свойство совершенствоваться в процессе выполнения задания. Этот факт препятствует многократному применению методики в диагностических целях, но открывает широкие возможности для использования переплетённых линий в качестве тренажёра внимания.

Упражнения для детей 5–6 лет, основанные на распутывании линий, в огромном количестве встречаются в специализированной литературе для подготовки к школе. Выполнять их важно и нужно, так как от внимания ребёнка во многом зависят успехи в освоении школьной программы. Чтобы малышу захотелось выполнить задание, оно должно быть интересным, красочным, вызывать улыбку. Всем этим критериям соответствуют картинки, нарисованные немецкой художницей Ани Боретцки. Дошкольникам доставит большое удовольствие разглядывание забавных иллюстраций, призывающих помочь изображённым на них персонажам.

Детям постарше (а также их родителям и педагогам) можно порекомендовать простое использование любого из вариантов стимульного материала.

Фотогалерея: Задания для детей от Ани Боретцки

Задание «Зайка-неунывайка»
Как зайке поскорее попасть на пикник?
Задание «Забавная ферма»
Каких зверюшек пасёт усталая девочка?
Задание «Весёлая рыбалка»
Кто поймал сапог?
Задание «Дикий Запад»
Почему плачет ковбой в жёлтой шляпе?

Методика представляет собой точный диагностический инструмент, тестирование на основе которого воспринимается детьми как увлекательная игра. Вне процедуры стимульный материал и его варианты могут быть использованы для тренировки умения сосредотачиваться на определённых объектах и удерживать их в поле зрения.

Диагностика ЗПР, страница 7

ВНИМАНИЕ

Методика С. Лиепинь Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки пси

хического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.

Цель — изучение устойчивости, распределения и переключения внимания.

Предлагается бланк с изображением знакомых предметов трех видов (грибы, мячи, ели), расположенных по восемь в каждом ряду.

Для оценки устойчивости внимания дается задание зачеркнуть все мячи.

Для оценки распределения и переключения внимания надо вычеркнуть ели красным карандашом, а мячи — синим.

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития внимания, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

Особенности выполнения методики. При выполнении данного задания дети с ЗПР сталкиваются с трудностями удержания инструкции до конца выполняемой деятельности, что выражается в низком уровне распределения внимания между двумя предметами и переключении с одного предмета на другой. Дети с ЗПР отличаются крайней неустойчивостью внимания, неспособностью к длительному напряжению и концентрации внимания без игровой мотивации.

МЫШЛЕНИЕ

«Невербальная классификация». (МарцинковскаяТ.Д. «Диагностика психического развития», М,Линка-Пресс 1997)

Цель: изучение словесно — логического мышления ( способности выделять существенные

признаки).

Область применения: 5-7—лет

Стимульный материал. 20 рисунков предметов, относящихся к двум классам близких по смыслу

понятий, например диких и домашних животных, овощей и фруктов, одежды и обуви и т.п. Для детей 5—5,5 лет можно взять более легкий материал, то есть изображения предметов, далеких друг от друга, например одежда и транспорт. Могут быть использованы и картинки из лото, и вырезки из журналов, и рисунки — важно только, чтобы они были одинаковыми по цвету (не должно быть сочетания цветных и черно-белых изображений) и размеру. Количество картинок в каждой группе должно быть одинаково, то есть 10 диких и 10 домашних животных, 10 фруктов и 10 овощей и т.д. Инструкция.«Посмотри внимательно, что я буду делать» — после этих слов взрослый начинает раскладывать картинки в две группы, не объясняя принципа систематизации. После того как взрослый разложит три картинки, он передает их ребенку, говоря: «А теперь раскладывай карточки дальше, делая так же, как я».

Процедура. Данная классификация называется невербальной, так как взрослый показывает, а не говорит, как нужно классифицировать. Выкладывая карточки, первые две возьмите из разных групп (например, волк и корова), а третья кладется под первой карточкой правильной группы, например карточка овцы — под коровой. Передав картинки ребенку, вы молча наблюдаете за его деятельностью. Если ребенок ошибся, вы без комментариев перекладываете карточку в нужное место, под правильную картинку.

Методика «Типовое семейное состояние» | Psylist.net

Цель: изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений.

Инструкция: «Мысленно вернитесь в свою семью. Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома. Припомните чувства, с которыми вы вспоминаете дом. Припомните чувства, с которыми вы вспоминаете домашние дела на работе. Как вы чувствуете себя в выходные дни и по вечерам. В общем, вспомните всю вашу семейную жизнь. Каким (какой) вы чувствуете себя чаще всего? Отметьте это на шкалах»

Бланк к методике «Типовое семейное состояние»

Фамилия, имя, отчество ___________________

Каким (какой) вы чувствуете себя в семье Шкала оценокКаким (какой) вы чувствуете себя в семье Индекс
Довольным(ой)01234567Недовольным(ой)У
Спокойным(ой)012З4567Встревоженным(ой)Т
Напряженным(ой)01234567Расслабленным(ой)Н
Радостным(ой)01234567Огорченным(ой)У
Нужным(ой)01234567Лишним(ей)Т
Отдохнувшим(ей)01234567Усталым(ой)Н
Здоровым(ой)01234567Больным(ой)У
Смелым(ой)01234567Робким(ой)Т
Беззаботным(ой)01234567Озабоченным(ой)Н
Плохим(ой)01234567Хорошим (ей)У
Ловким(ой)01234567Неуклюжим(ей)Т
Свободным(ой)01234567Занятым(ой)Н

Обработка: баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индексом, суммируются.

Сocтoяние констатируется, если сумма оценок по 4 субшкалам превышает или равна 9 (общая неудовлетворенность) – 26 баллам; по Н (нервно-психическое напряжение) – 27 баллам; по Т (семейная тревожность) – 26 баллам.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

Обследование детей с зпр дошкольного возраста

» Выявление детских болезней 29 января 2020 года

Просмотр: Главная Логопедам Методики Дефектологическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях детского сада комбинированного вида

Дефектологическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях детского сада комбинированного вида

Методическая разработка: Дефектологическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях детского сада комбинированного вида.

В нашем детском саду осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития в дефектологической группе.

Система комплексного сопровождения детей дефектологической группы позволит выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.

Но существуют трудности построения коррекционно-педагогического процесса в нашей группе, так как категория детей с ЗПР разнородна по составу.

Воспитанники дефектологической группы различаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся недостатков.

Для того, чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка, необходима углубленная диагностическая работа.

В связи с этим, я разработала новую программу дефектологического обследования детей с ЗПР в условиях детского сада комбинированного вида на основе программы «Диагностика в коррекционном дошкольном образовательном учреждении», разработанной авторским коллективом Марийского института образования.

Предлагаемая программа дефектологического обследования служит инструментарием для оценки уровня усвоения обязательного минимума коррекционной программы «Подготовка к школе детей с ЗПР» под ред. С.Г. Шевченко.

Диагностический пакет представлен материалами для обследования, проводимого учителем-дефектологом, отражает основные направления коррекционной работы, выделенные в два блока.

I. Определение уровня развития высших психических функций:

  • восприятия,
  • внимания,
  • памяти,
  • мышления,
  • уровня развития мелкой моторики,
  • уровень развития произвольной регуляции.
  • II. Определение уровня сформированности элементарных математических представлений:

  • количества и счета,
  • геометрических фигур,
  • величины,
  • ориентировки в пространстве,
  • ориентировки во времени,
  • составления и решения арифметических задач.
  • К каждому предлагаемому заданию дается инструкция. Задания доступны по сложности, предлагаются в форме игровых упражнений с применением наглядно-дидактического материала.

    Для оценки качества выполнения заданий по всем методикам используется трехбалльная система.

    К каждому заданию подобраны критерии оценки. На основании суммы данных, показанных каждым ребенком, выводится средний показатель овладения ребенком определенным видом деятельности по формуле:

  • Ср.п. – средний показатель,
  • б – сумма баллов, показанных ребенком во всех заданиях,
  • n – количество заданий в диагностике.
  • Количественно-качественный анализ позволяет определить уровень развития ребенка в той или иной деятельности, проследить динамику его развития, определить эффективность работы педагогов группы.

    Перечень диагностического материала:

    1. Внимание.

  • 5 лет – методика Пьерона – Рузера (тест изменений).
  • 6 лет – методика Бурдона (тест изменений).
  • 2. Восприятие.

  • Цвет — методика И.В. Дреминой.
  • Форма – тест «Найди одинаковые фигуры» (А.Н. Смирнова).
  • Величина:
  • 1) Картинки с предметами различной величины (по пособиям Г.Каше). Для детей 5 лет используется игра «Назови по картинке», для детей 6 лет — «Скажи наоборот».

    2) Раскладывание полосок в ряд в возрастающем порядке. Для детей 5 лет – 5 полосок, для детей 6 лет – 10 полосок.

    3) «Пирамика» ( 5 лет), «Мисочка» (6 лет).

    3. Особенности восприятия – целостность.

  • 5 лет – «Сложи квадрат» из 4 частей.
  • 6 лет – «Сложи квадрат» из 5-6 частей.
  • 4. Мышление.

    1) Наглядно – действенное мышление оценивается по таблицам Сегена.

    2) Наглядно – образное. Ребенку предлагается за определенное время упорядочить серию картинок.

  • Для детей 5 лет – серия из 4 картинок.
  • Для детей 6 лет – серия из 5 — 6 картинок.
  • 3) Словесно – логическое.

  • 5 лет – «Назови одним словом» (например: морковь – капуста – огурец).
  • 6 лет – «Что лишнее» (например: морковь – капуста – яблоко – картофель).
  • Дополнительная методика «Речевые аналогии» (автор Д.Векслер).
  • 5. Память.

    1) Слуховая память.

    «Запомни 10 слов» (методика А.Лурия).

    2) Зрительная память.

    «Запомни 9 фигур и нарисуй их».

    3) Логическая память.

    Опосредованное запоминание карточек (методика Л.С. Выготским, А.Р. Луриа, А.Н. Леонтьева).

    6. Моторика.

  • Упражнение «Бусинки».
  • Тест на определение ведущей руки.
  • 7. Произвольная регуляция.

    Графический диктант (методика Д.Б. Эльконина).

    Диагностика по разделу «ФЭМП».

    1) Количество и счет: количественный, порядковый, уравнивание количества групп предметов.

    2) Геометрические фигуры.

  • 5 лет – узнавание геометрических фигур «Найди пару»
  • 6 лет – различение геометрических фигур.
  • 3) Величина «Разложи ленточки». Сравнение предметов длины, ширины, высоты.

  • 5 лет – 5 предметов.
  • 6 лет – 10 предметов.
  • 4) Ориентировка в пространстве.

  • 5 лет – ориентировка направления от себя.
  • 6 лет – определение направления предметов по отношению к другим предметам.
  • 5) Ориентировка во времени.

  • 5 лет – различение частей суток.
  • 6 лет – различение частей суток, дни недели.
  • Диагностический материал по обследованию элементарных математических представлений позволяет оценить степень сформированности умений, связанных с основными способами умственной деятельности: умением сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

    Для более глубокого представления о ребенке в начале учебного года заполняются карты обследования ребенка с диагнозами ЗПР по данным обследования составляется план индивидуальной коррекционной работы с ребенком на первое полугодие, затем проводится промежуточное обследование в середине года и составляется план индивидуальной работы с ребенком на второе полугодие.

    Петухова Надежда Вениаминовна,
    учитель–дефектолог,
    МДОУ «Звениговский детский сад «Светлячок»
    комбинированного вида»,
    г. Звенигово

    Диагностика познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

    Психодиагностика — это направление практической психологии, изучающей особенности применения диагностических методик с целью определения уровней познавательного, эмоционального и личностного развития.

    Цель диагностической работы с детьми с ЗПР состоит в разработке методических рекомендаций на основе анализа выполнения диагностических методик.

    Технология психологического обследования ребенка с отклоняющимся развитием (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго):

    1. Сбор психологического анамнеза.

    2. Психологическое обследование.

    3. Интерпретация результатов.

    4. Психологическое заключение.

    Психологическое обследование детей с ЗПР проходит поэтапно:

    1. Беседа или проективная методика для установления контакта с ребёнком, определение зоны его информированности.

    2. Исследование восприятия

    3. Исследование внимания

    4. Исследование зрительной памяти.

    5. Исследование мышления (уровень схематического мышления, способность к сравнению, обобщению, классификации).

    6. Исследование звуковой и смысловой стороны речевой деятельности.

    7. Исследование особенностей эмоционально-волевой сферы: узнавание эмоциональных состояний, разных по модальности, изучение уровня тревожности, определение эмоционального фона настроения в разных видах деятельности.

    9. Психолого-педагогические рекомендации.

    Выводы заносятся в карту психологического обследования ребёнка (см. приложение № 1).

    Психологическое обследование детей с ЗПР эффективнее проводить в процессе разных видов деятельности (игровой, интеллектуальной, речевой и продуктивной) и по результатам наблюдения детей на занятиях, и в свободной деятельности (см. приложение № 2).

    Для диагностики познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР могут быть использованы следующие тесты: устойчивость, распределение и переключение внимания — методика
    С. Лиепинь схематическое мышление — тест Когана логичность мышления — «Обобщение понятий», «Конкретизация понятий», «Классификация», «Сравнение» произвольность — тест «Запрещенные слова» речевое развитие — методика Эббингауза, ассоциативный эксперимент.

    Методика С. Лиепинь

    Цель — изучение устойчивости, распределения и переключения внимания.

    Предлагается бланк с изображением знакомых предметов трех видов (грибы, мячи, ели), расположенных по восемь в каждом ряду.

    Для оценки устойчивости внимания дается задание зачеркнуть все мячи.

    Для оценки распределения и переключения внимания надо вычеркнуть ели красным карандашом, а мячи — синим.

    Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития внимания, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

    Особенности выполнения методики. При выполнении данного задания дети с ЗПР сталкиваются с трудностями удержания инструкции до конца выполняемой деятельности, что выражается в низком уровне распределения внимания между двумя предметами и переключении с одного предмета на другой. Дети с ЗПР отличаются крайней неустойчивостью внимания, неспособностью к длительному напряжению и концентрации внимания без игровой мотивации.

    Цель — исследование схематического мышления.

    Стимульный материал: таблица с разными геометрическими фигурами и образцами разных цветов, отдельные карточки с теми же фигурами разных цветов.

    Тест проводится в два этапа.

    Инструкция 1: Разложи карточки по цвету или по форме.

    Инструкция 2: Посмотри на таблицу и разложи карточки так, чтобы каждая попала в свою клеточку.

    Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития схематического мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

    Особенности выполнения методики. У детей с ЗПР возникают затруднения при систематизации карточек одновременно по двум сенсорным эталонам. Дети с ЗПР показывают неспособность к целостному восприятию, для них характерны затруднения, связанные с классификацией фигур, незначительные ошибки при сходности сенсорных эталонов (путаница цветов).

    Цель — исследование логичности мышления.

    Стимульный материал: набор близких понятий.

    Детям дается задание на обобщение — предлагается «назвать одним словом» 10 рядов конкретных понятий:

    Шкафы, кровати, стулья.

    Футболки, брюки, куртки.

    Сапоги, туфли, тапочки.

    Васильки, ландыши, розы.

    Дубы, ёлки, берёзы.

    Вороны, голуби, утки.

    Смородина, малина, клубника.

    Картошка, морковь, помидоры.

    Яблоки, груши, мандарины.

    Моряки, лётчики, артиллеристы.

    Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития логичности мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

    Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР чаще всего приводят обобщения на интуитивно-практическом уровне:

    Шкафы, кровати, стулья — квартира.

    Футболки, брюки, куртки — одевают.

    Васильки, ландыши, розы — весна.

    Дубы, ёлки, берёзы — улица.

    Вороны, голуби, утки — летают.

    Смородина, малина, клубника — еда.

    Картошка, морковь, помидоры — овощи.

    Яблоки, груши, мандарины — вкусная еда.

    Моряки, лётчики, артиллеристы — взрослые.

    Дети с ЗПР при обобщении допускают ошибки в расширении или сужении обобщающего слова, описательном характере обобщения, недостаточности анализа объектов, их существенных признаков.

    Цель — исследование логичности мышления

    Стимульный материал: набор16 карточек с изображением животных, мебели, фруктов и овощей.

    Инструкция:разложи картинки на четыре группы. В каждой группе картинки должны подходить друг к другу так, чтобы их можно было назвать «одним словом».

    Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития логичности мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

    Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР не могут объяснить свои действия и ответы.

    Цель — исследование логичности мышления

    Стимульный материал: пять пар слов.

    Инструкция: сравни слова, чем они похожи и различаются.

    Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития логичности мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

    Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР охотнее выделяют различия, чем сходства отличаются непланомерным анализом, его односторонностью.

    При объявлении сходства и различия выделяют в основном несущественные признаки, например: лисы — собаки: у них уши, хвосты, яблони — берёзы: зеленые, растут в лесу, цветы — деревья: их можно поставить в вазу.

    Тест «Запрещенные слова»

    Цель — оценить сформированность произвольности, уровень развития речи.

    Инструкция: предлагаю тебе поиграть в игру: я буду задавать вопросы, а ты отвечать на них, но при этом нельзя произносить слова «да» и «нет» и нельзя называть цвета.

    Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню произвольности, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

    Особенности выполнения методики. У большинства детей с ЗПР слабо проявляются элементы произвольности, что выражается в недостаточном словарном запасе, неумении соотносить свои действия с правилами.

    В основном дети с ЗПР для ответов используют слова из вопросов:

    Вода мокрая? — Мокрая.

    Взрослые любят яблоки? — Любят.

    Летом трава какая? — Летняя.

    Снег черный? — Черный.

    У тебя какие глаза? — Красивые.

    Диагностика развития речи
    детей дошкольного возраста (субтест из методики Эббингауза)

    Цель — выявление уровня словарного запаса, произвольность и дифференцированность ассоциаций.

    Инструкция: к каждому слову нужно подобрать противоположное по значению: Тупой, тонкий, грязный, чужой, низ, враг, высокий, мягкий, громкий, радость, ссора, лёгкий, поднимать.

    Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития смысловой стороны речевой деятельности, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

    Особенности выполнения методики. У большинства детей с ЗПР возникают трудности в подборе слов в связи с недостаточно полным словарном запасе и кругом общей осведомленности.

    При нахождении слова с противоположным значением часто употребляют отрицательную приставку «не»: тупой — не тупой, тонкий — очень тонкий, грязный — не грязный, чужой — мой, низ — наверх, враг — не враг.

    Исследование речевого мышления

    Цель — выявление уровня словарного запаса, дифференцированности ассоциаций, структуры семантического поля, уровня речевого и интеллектуального развития.

    Инструкция: будем играть в слова. Я скажу слово, а ты назовешь на него столько слов, сколько придет тебе в голову (41).

    Анализ результатов. Количественный — дано 31 слово, получено 48 слов. Качественный — получено 11 синтагм (слова, которые составляют словосочетания и предложения), 42 парадигмы слова группируются:

    · по ситуациям (например, иголки — ёж, замок — ключ) — 6

    · по синонимам (например, добрый — хороший, просто — легко) — 4

    · по повторам (например, храбрость — храбрый, ловкий — ловить)— 8

    · по звукоподражанию (например, ловкий — улов, спать —
    спит) — 21

    · по словотворчеству (например, добрый — доброветь, спать —заснул) — 3.

    Семантическое поле. В результате получаем семантическое поле, указывающее на интеллектуальные нарушения, а именно на задержку психического развития.

    Материал по теме:
    Карта обследования детей с ЗПР

    Предварительный просмотр:

    К арта обследования детей с задержкой психического развития
    (Авторы: Г.Н. Чуйкова, Л.Г. Богданова)

    Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________
    Дата рождения________________________________________________________________
    Домашний адрес______________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________
    Из какого д/с поступил_________________________________________________________
    Дата поступления в группу______________________________________________________
    Решение медико–педагогической комиссии от_____________________________________
    ПРОТОКОЛ № _____________ ПРИНЯТ на срок___________________________________

    Заключение медико-педагогической комиссии

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Дата заполнения карты_________________________________________________________
    Дефектолог___________________________________________________________________
    Заведующая спец д/с___________________________________________________________
    Решением РМПК от____________________________________________________________

    выпускается с_________________________________________________________________
    Члены РМПК (фамилии логопедов, место работы)__________________________________

    Анамнез
    Сведения о родителях__________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________
    Какие по счету роды___________ от какой беременности ребенок ____________________
    Характер беременности ________ (падения, травмы, психозы, инфекции, хронические заболевания)__________________________________________________________________
    Роды (срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные, затяжные) _________________

    Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) _______________________

    _____________________________________________________________________________
    Когда закричал ребенок ________________________________________________________
    Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая) __________________________________________
    Резус-фактор (отриц. положит.) _________________________________________________
    Вес и рост при рождении________________________________________________________
    Вскармливание (когда принесли кормить, как взял грудь, как сосал, срыгивал, поперхивание) ________________________________________________________________
    Выписался из роддома на день __________ (причины задержки) ______________________

    Раннее психомоторное развитие (отметить, не было ли отклонений от нормы)

    Перенесенные заболевания
    (ушибы, травмы головы, инфекции, судороги при высокой температуре — до года,


    Речевой анамнез
    Первые слова (с какого возраста)_________________________________________________

    Первые фразы (с какого возраста) ________________________________________________
    Прерывалось ли речевое развитие________________________________________________
    Неврологический статус________________________________________________________


    Данные психолого-педагогнческого обследования
    1. Легко ли вступает в контакт при обследовании __________________________________
    2. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении (точность представлений) ____

    _____________________________________________________________________________
    Беседа:
    1. Как тебя зовут?
    2. Сколько тебе лет? (Сколько будет через год?)
    3. Ты будешь дядей или тетей (мужчиной или женщиной), когда вырастешь?
    4. Как зовут маму, папу?
    5. Сейчас утро или вечер? (Чем отличается день от ночи?)
    6. Что остается на земле после дождя?
    7. Кто больше корова или собака?
    8. Какого человека называют хорошим, плохим?
    9. Сколько лап у петуха, кошки? (У кого больше лап – у кошки или собаки?)
    10. Чем ты любишь заниматься?

    II. Характеристика интеллектуальной деятельности
    Особенности восприятия:
    1. Восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом, пересекающемся изображении) _________________________________________________________________
    2. Выделение в предмете существенных деталей, частей _____________________________

    _____________________________________________________________________________
    3. Умение дорисовывать предмет ________________________________________________
    4. Восприятие величины ________________________________________________________
    5. Восприятие цвета:
    а) используя безречевую инструкцию, проверить, соотносит ли цвет ___________________
    б) различает ли цвета ___________________________________________________________
    в) различает и знает названия цветов______________________________________________

    6. Восприятие формы
    — знает, дифференцирует основные геометрические фигуры __________________________
    — узнает формы в рисунке, в предмете (Задания «помоги маме и дочке развесить цветные платочки» и т.п.) ______________________________________________________________
    7. Восприятие пространства
    — различает правую и левую сторону на себе, на другом человеке _____________________
    — сложить разрезную предметную картинку (по вертикали, горизонтали, диагонали)______
    — ориентируется в пространстве __________________________________________________
    — понимание предлогов (простых, сложных) _______________________________________
    8. Восприятие времени (части суток, времена года) _________________________________

    Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой моторики
    1. Срисовать картинку «домик»:
    Оценки: 1б – неправильное изображение элементов
    1б – замена одного элемента другим
    1б – отсутствие одного элемента
    1б – разрыв между линиями
    0б – воспроизведение без ошибок
    Анализ результатов: 0б – достаточное внимание, сформирован навык моторики
    1-2б – средний уровень внимания и навыка моторики больше 2б – низкий уровень внимания и навыка моторики___________________________________________________
    2. Умение зрительно планировать выполнения задания («Лабиринт», «Проведи зайку к морковке» и т.п.) ______________________________________________________________

    Особенности памяти
    1. Быстрота запоминания, точность воспроизведения (запомнить и воспроизвести 10 слов в любом порядке 1-5 раз, затем через 50-60 минут). _________________________________
    Норма – 3-4 слова через час _____________________________________________________
    2. Заучивание короткого стихотворения ___________________________________________

    Особенности мышления
    1. Невербальная классификация геометрических фигур:
    — понимает ли безречевую инструкцию при раскладывании геометрических фигур по определенному признаку (цвет, форма) ___________________________________________
    (используются 24-26 карточек с изображением геометрических фигур)
    2. Способность к обобщению (по картинке)
    а) по назначению (что можно надеть, кушать) ______________________________________
    б) название обобщающего слова _____________________________________________________________________________
    3. Классификация обобщающих понятий (посуда, чашка) ____________________________
    4. Исключение лишнего предмета (4-й лишний) ____________________________________
    5. Понимание серии картинок, связанных единым сюжетом __________________________
    6. Придумывание начала и конца рассказа по серии картинок _________________________
    7. Может ли объяснить смысл загадки ____________________________________________
    8. Устанавливает ли причинно-следственные связи _________________________________
    9. Умение абстрагировать _______________________________________________________

    1. Понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи) __________________
    2. Объем пассивного словаря (по предметным, сюжетным картинкам) _________________
    3. Объем активного словаря (по предметным, сюжетным картинкам) __________________
    4. Особенности фразовой речи (вопросно-ответная, самостоятельная) __________________
    5. Связная речь
    а) составить рассказ по малосюжетной картинке ____________________________________
    6) по серии картинок ___________________________________________________________
    в) пересказ короткого текста ____________________________________________________


    Развитие элементарных математических представлений
    1. Пересчет предметов до 5-10 ___________________________________________________
    2. Соотнесение данного количества с количеством пальцев ___________________________
    3. Выделение из множества (1-5) по слову, образцу, показу ___________________________
    4. Сравнение множеств (больше, меньше, равно) ___________________________________
    5. Счетные операции:
    — на конкретном материале — открытый результат __________________________________
    — на конкретном материале — закрытый результат по представлению__________________
    — отвлеченно (без конкретного материала) _________________________________________
    6. Решение простых задач (6 лет) _________________________________________________
    7. Придумывание простых задач (6 лет)
    — открытый результат _________________________________________________________
    — закрытый результат _________________________________________________________
    — отвлеченный результат ________________________________________________________


    Конструктивная деятельность
    1. Умение строить по образцу ___________________________________________________
    2. Строит по графическому рисунку ______________________________________________
    3. Строит самостоятельно _______________________________________________________
    4. Умение зарисовать, обыграть постройку ________________________________________

    Особенности эмоционально-волевой сферы
    1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования __________________________
    2. Характер деятельности:
    а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса ______________________________
    _____________________________________________________________________________
    б) целенаправленность деятельности _____________________________________________
    в) наличие самоконтроля в деятельности __________________________________________
    ( нуждается ли в помощи, а какой мере)
    3. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания ___ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    4. Критичность в оценке своей деятельности ______________________________________

    _____________________________________________________________________________
    5. Понимание эмоционального смысла картинок, текстов ___________________________

    ____________________________________________________________________________
    6. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения ________________________

    _____________________________________________________________________________
    7. Контактность в общении со взрослыми, детьми __________________________________
    _____________________________________________________________________________

    Заключение дефектолога по результатам обследования __________________________

    При диагностике детей с ЗПР необходимо учитывать их психологические особенности. В соответствии с этим выстраивать психодиагностическую работу

    1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей.

    2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности и войти в ситуацию диагностики.

    3. Задержка речевого развития часто является причиной того, что интуитивное понимание не всегда сопровождается адекватной вербализацией ребенком понимаемого, а в ряде случаев вербальное и невербальное поведение одного и того же ребенка существует как бы независимо друг от друга.

    Например, Кристина, показывая на двух «злых» персонажей, заявила: «Я его боюсь». На прямой вопрос экспериментатора: «Ты боишься его потому, что он злой?» — девочка ответила: «Нет, он не злой».

    4. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

    5. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. В любом случае происходит быстрая потеря интереса к работе и снижение работоспособности.

    Дети с ЗПР менее способны к мобилизации сил, чем нормально развивающиеся. Кроме того, такая мобилизация может привести к еще большему истощению. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.

    Однако многие дети с ЗПР легкой формы склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения, целенаправленности, целесообразности действий, применения волевых усилий.

    От экспериментатора требуется известная доля проницательности и разумной настойчивости, чтобы отличить «симулянта» от действительно утомленного ребенка.

    С целью предотвращения излишнего утомления необходимо заранее разделить процедуру исследования на более или менее самостоятельные задания. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с психологом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. Это может быть фраза: «Смотри, сколько я сегодня про тебя написала — целую страницу!» Или: «Ты сегодня очень хорошо рассказывал, мне понравилось, я тебя снова приглашу. Ты согласен?» и т.п. В среднем длительность одного этапа диагностической процедуры для одного ребенка не превышала 10 минут.

    6. В отличие от нормально развивающихся дошкольников, которые любят заниматься и часто сами просят «дать им задание», дети с ЗПР интереса к учебным занятиям почти не проявляют. Некоторые прямо заявляют: «Я не люблю заниматься!»

    Поэтому для ребенка с ЗПР нецелесообразно представлять диагностическую процедуру как занятие или испытание. Желательно предлагать это как игру.

    Очень успешным оказался опыт предъявления диагностических заданий в качестве попытки лучше узнать ребенка. Фразы вроде «Мне очень нравится с тобой разговаривать», «Мне сказали, что только ты можешь мне помочь», «Я собираюсь написать про тебя книгу» воспринимаются детьми с ЗПР некритично и, как правило, приводят к тому, что ребенок начинает сам стремиться к установлению контакта с экспериментатором.

    Возможным объяснением этой особенности детей с ЗПР является тот факт, что большинство из них живут в условиях дефицита родительского тепла и любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

    Технология психологического обследования ребенка с отклоняющимся развитием (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго):

    1. Сбор психологического анамнеза.

    2. Психологическое обследование.

    3. Интерпретация результатов.

    4. Психологическое заключение.

    Психологическое обследование детей с ЗПР проходит поэтапно:

    1. Беседа или проективная методика для установления контакта с ребёнком, определение зоны его информированности.

    2. Исследование восприятия

    3. Исследование внимания

    4. Исследование зрительной памяти.

    5. Исследование мышления (уровень схематического мышления, способность к сравнению, обобщению, классификации).

    6. Исследование звуковой и смысловой стороны речевой деятельности.

    7. Исследование особенностей эмоционально-волевой сферы: узнавание эмоциональных состояний, разных по модальности, изучение уровня тревожности, определение эмоционального фона настроения в разных видах деятельности.

    9. Психолого-педагогические рекомендации.

    Выводы заносятся в карту психологического обследования ребёнка.

    Психологическое обследование детей с ЗПР эффективнее проводить в процессе разных видов деятельности (игровой, интеллектуальной, речевой и продуктивной) и по результатам наблюдения детей на занятиях, и в свободной деятельности.

    Для диагностики познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР могут быть использованы следующие тесты: устойчивость, распределение и переключение внимания — методика С. Лиепинь схематическое мышление — тест Когана логичность мышления — «Обобщение понятий», «Конкретизация понятий», «Классификация», «Сравнение» произвольность — тест «Запрещенные слова» речевое развитие — методика Эббингауза.

    studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

    Источники:
    logoportal.ru, allrefrs.ru, nsportal.ru, studopedia.ru

    Следующие:

    Комментариев пока нет!


    Вас может заинтересовать
    Популярное

    Читать книгу Психологическая диагностика в практике врача Коллектива авторов : онлайн чтение

    2.3. Методика «Заучивание 10 слов»

    Методика оценивает состояние памяти, утомляемости, активности внимания.

    Протокол включает 9 коротких односложных и двусложных слов, не имеющих между собой никакой связи (табл. 5). Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

    Инструкция для детей:

    а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке».

    Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

    б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те, которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

    Инструкция для взрослых:

    а) «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».

    б) «Сейчас я прочту вам те же слова, и вы опять должны повторить их, и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

    Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3–5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5–6-кратного повторения слов экспериментатор говорит испытуемому: «Через час вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

    Таблица 5

    Бланк к методике «Заучивание 10 слов»

    Интерпретация результатов. По полученному протоколу составляется график – «кривая запоминания». По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

    Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8–9 слов, а затем с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

    2.4. Методика «Воспроизведение рассказа»

    Методика предназначена для определения уровня смысловой памяти, ее объема и особенностей, способности к запоминанию текстов.

    Исследователь зачитывает вслух рассказ, содержащий 12 – 13 смысловых единиц и 3–4 числа. Затем предлагает испытуемому записать основное содержание прочитанного. Для получения более точных данных эксперимент можно повторить, используя другой рассказ.

    Пример рассказа:

    а) «Корабль вошел в бухту (1), несмотря на сильное волнение моря (2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5, 6). 10 человек пошли в музей (7, 8). Восемь матросов решили просто погулять по городу (9, 10). К вечеру все собрались вместе (11), зашли в городской парк (12), плотно поужинали (13). В 23 часа все вернулись на корабль (14, 15). Вскоре корабль отправился в другой порт (16)».

    б) «Я выехал верхом на коне (1), рассчитывая прибыть на место к девяти часам (2, 3). К этому времени все двенадцать охотников соберутся в сторожке (4, 5). Погода неожиданно изменилась (6), начался холодный проливной дождь (7). Через четыре часа пути конь начал спотыкаться (8, 9). Вдруг из травы выпорхнуло семь куропаток (10, 11). Не медля ни секунды (12) я выстрелил из своего ружья (13). Конь вздрогнул (14). Подстреленных птиц я подобрал (15). На встречу с друзьями-охотниками я приехал с добычей (16)».

    Оценка в условных баллах проводится по результатам воспроизведения двух текстов. Порядок изложения фрагментов не учитывается.

    Инструкция: «Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в некоторой логической связи. Прослушайте внимательно рассказ и затем в течение трех минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя».

    Оценка воспроизведения (перевод в баллы количества воспроизведенных единиц текста)

    2.5. Методика «Простые аналогии»

    Методика позволяет выявить характер логических связей и отношений между понятиями. Применяется для обследования лиц в возрасте от 10 лет и старше.

    Инструкция: «Посмотрите тестовый материал. Здесь написано два слова: сверху – „лошадь“, снизу – „жеребенок“. Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. Справа сверху расположено одно слово „корова“, а снизу – пять слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое так же относится к слову „корова“, как „жеребенок“ к „лошади“, то есть чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет слово „теленок“. В каждом задании нужно вначале установить, как связаны между собой слова в левой части задания, а затем установить такую же логическую связь в правой части и найти единственное правильное слово».

    Бланк к методике «Простые аналогии»


    Интерпретация. Обычно испытуемый усваивает порядок решения задач после 2–3 примеров. О неустойчивости, хрупкости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если испытуемый делает случайные ошибки 3–4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом.

    Подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов, анализируется характер установленных связей между понятиями – конкретных, логических, категориальных; фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого, преобладании наглядных или логических форм.

    2.6. Методика «Сложные аналогии»

    Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.

    Методика состоит из 20 пар слов – логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр» – таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.

    Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «шифр» пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

    Материал: бланк методики.

    Инструкция: «На бланке перед вами 20 пар слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары – 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице „шифр“.

    Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы „шифр“. И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице „шифр“ аналогу. Время выполнения задания – 3 минуты».

    Бланк к методике «Сложные аналогии»

    А. Овца – стадо

    Б. Малина – ягода

    В. Море – океан

    Г. Свет – темнота

    Д. Отравление – смерть

    Е. Враг – неприятель



    Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

    Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.

    Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий «прохлада–мороз» и некоторые другие.

    Ключ

    Оценка

    2.7. Методика «Выделение существенных признаков»

    Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

    Материал: бланк методики с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного перед скобками.

    Тест пригоден для обследования детей и взрослых.

    Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно – ситуационные признаки.

    Инструкция для детей: «Даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках пять слов на выбор. Тебе надо из пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово перед скобками „сад“, а в скобках слова: „растения, садовник, собака, забор, земля“. Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит, следует выбрать именно эти два слова – „земля“ и „растения“.

    Инструкция для взрослых: «В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками».

    Стимульный материал

    1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)

    2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

    3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)

    4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены)

    5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

    6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

    7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)

    8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово)

    9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)

    10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила)

    11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)

    12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)

    13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия)

    14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)

    15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели)

    16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк)

    17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион)

    18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные)

    19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба)

    20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек)

    Ответы
    2.8. Методика «Исключение лишнего»

    Методика имеет два варианта. Первый вариант – исследование на предметном, второй – на вербальном материале. Методика позволяет исследовать способности к обобщению и абстрагированию, умение выделять существенные признаки.

    Инструкция и ход выполнения. Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

    Стимульный материал для словесного варианта

    1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф

    2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр

    3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки

    4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор

    5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый

    6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель

    7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед

    8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр

    9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр

    10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт

    11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий

    12. Дом, мечта, машина, корова, дерево

    13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно

    14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах

    15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать

    16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие

    17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный

    18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол

    19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение

    20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила

    Оценка уровня развития операции обобщения проводится по табл. 6.

    Таблица 6

    Шкала для оценки уровня развития обобщения

    Если испытуемый справляется с первыми тремя–четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.

    Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой както участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

    2.9. Методика «Понимание переносного смысла пословиц и метафор»

    Методика выявляет способность понимать значение выражений, способность к рассуждению. Обследуемого просят объяснить отвлеченный, переносный смысл часто употребляемых метафор («золотая голова», «золотые руки», «каменное сердце», «заячья душа») и пословиц («Яблоко от яблони недалеко падает», «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь»). Буквальное истолкование пословицы или метафоры свидетельствует о недостаточности процесса обобщения, что характерно для лиц с низким общим развитием. Можно предложить обследуемому выбрать фразы, соответствующие по смыслу пословице.

    Ход выполнения и интерпретация. Испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный, переносный смысл.

    Буквальное истолкование фразы либо объяснение при помощи репродукции примеров из собственного опыта свидетельствует о низком уровне общения. Результаты можно оценить с помощью табл. 7.

    Таблица 7

    Оценка результатов

    Можно использовать данный тест в другом варианте, предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти среди них сходные или противоположные по смыслу. Это позволит продиагностировать уровень сформированности ассоциативных процессов и гибкости мышления.

    Методику можно применять как при исследовании подростков, так и взрослых.

    Варианты предъявляемых пословиц

    1. Куй железо, пока горячо. 2. Не в свои сани не садись. 3. Нет дыма без огня. 4. Не все то золото, что блестит. 5. Лес рубят – щепки летят. 6. Шила в мешке не утаишь. 7. В тихом омуте черти водятся. 8. Любишь кататься – люби и саночки возить. 9. Что посеешь, то и пожнешь. 10. Не все коту масленица. 11. Цыплят по осени считают. 12. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. 13. Не красна изба углами, а красна пирогами. 14. Тише едешь – дальше будешь. 15. Взялся за гуж – не говори, что не дюж. 16. Семь раз отмерь – один раз отрежь. 17. По одежке встречают, по уму провожают. 18. Не по Сеньке шапка. 19. Как аукнется, так и откликнется. 20. Мал золотник, да дорог. 21. Горбатого могила исправит. 22. Один в поле не воин. 23. Кривить душой. 24. Кот наплакал. 25. Глас вопиющего в пустыне. 26. Кишка тонка. 27. Два сапога – пара. 28. Вбить себе в голову. 29. Голова садовая. 30. Язык мой – враг мой. 31. Заставь дурака богу молиться – лоб разобьет. 32. Молодец среди овец. 33. Мурашки по коже. 34. Один с сошкой, семеро с ложкой. 35. Как обухом по голове. 36. Комар носа не подточит. 37. Пятое колесо в телеге. 38. Дальше в лес – больше дров. 39. Как гром среди ясного неба. 40. Денег куры не клюют. 41. Душа ушла в пятки. 42. Бросить тень на плетень. 43. Толочь воду в ступе. 44. Пустить козла в огород. 45. Мало каши ел. 46. Буря в чайном блюдце. 47. Овчинка выделки не стоит. 48. Рад бы в рай, да грехи не пускают. 49. Запретный плод сладок. 50. Хоть кол на голове теши. 51. Волков бояться – в лес не ходить. 52. Отдал Богу душу. 53. Одного поля ягоды.

    2.10. Методика «Числовые ряды»

    Цель данной методики – исследование логического аспекта математического мышления.

    Испытуемому дают лист бумаги с напечатанными на нем примерами. Инструкция (детский вариант): «Внимательно прочитай каждый ряд чисел, на два свободных места напиши такие два числа, которые продолжат данный числовой ряд».

    Примеры числовых рядов

    Бланк к методике «Числовые ряды»

    Ключ к обработке

    Инструкция (взрослый вариант): «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерности построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы – 5 минут».


    Ключ к обработке

    Интерпретация. Если испытуемый затрудняется при решении подобных задач, это может означать, что он плохо анализирует цифровой материал, не видит в нем скрытых закономерностей, поэтому не может ими воспользоваться, следовательно его логическое мышление в математике развито слабо.

    Глава3
    МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕГАТИВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
    3.1. Шкала астенического состояния

    Астеническое состояние или сниженная психическая активация – это такое состояние, которое характеризуется общей и, прежде всего, психической слабостью, повышенной истощаемостью, раздражительностью, снижением продуктивности психических процессов, расстройством сна, физической слабостью и другими вегетативно-соматическими нарушениями.

    Шкала астенического состояния (ШАС), созданная Л. Д. Малковой, адаптирована Т. Г. Чертовой на базе данных клинико-психологических наблюдений и известного опросника ММРI. Шкала состоит из 30 пунктов – утверждений, отражающих характеристики астенического состояния.

    Инструкция: «Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к вашему состоянию в данный момент, поставьте знак плюс в одну из четырех граф в правой части бланка».

    Шкала астенического состояния (ШАС)


    Обработка данных. Суммируются баллы, при этом за знак (+), стоящий в графе «Нет, неверно», начисляется 1 балл, в графе «Пожалуй, так» – 2 балла, в графе «Верно» – 3 балла и в графе «Совершенно верно» – 4 балла. Весь диапазон шкалы включает от 30 до 120 баллов. Средняя величина индекса астении равна 37 ± 6 баллов.

    30–50 баллов – «отсутствие астении»;

    51–75 баллов – «слабая астения»;

    76–100 баллов – «умеренная астения»;

    101–120 баллов – «выраженная астения».

    Астеническое состояние диагностируется чаще всего у пациентов после длительно протекающих хронических заболеваний. Пациентам с выраженной астенией необходимо в период реабилитации проводить индивидуальную и групповую психотерапию.

    3.2. Шкала самооценки уровня тревожности

    Методика является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Методика разработана Ч. Д. Спилбергером (США) и адаптирована в нашей стране Ю. Л. Ханиным.

    Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать достаточно широкий круг событий как угрожающие и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью в данный момент. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, а иногда и тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность может стать причиной невротического конфликта с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

    Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1–20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21–40) тревожность.

    Шкала измерений тревожности как свойства личности включает 20 утверждений от первого лица, к которым обследуемый должен определить свое отношение, выбрав один из предлагаемых четырех вариантов. Методика выполняется на специальных бланках. Время работы 5 минут.

    Опросник тревожности Спилбергера–Ханина

    ФИО________________________________________________

    Возраст___________________ Дата _______________________

    Оценка реактивной тревожности (РТ)

    Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе в зависимости от того, КАК ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет».



    Оценка личностной тревожности (ЛТ)

    Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе в зависимости от того, КАК ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ ОБЫЧНО. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет».



    Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

    РТ = РТ1 –РТ2 + 50,

    где РТ1 – сумма баллов (зачеркнутых цифр на бланке) по пунктам 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

    РТ2 – сумма баллов по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.

    ЛТ = ЛТ1 –ЛТ2 + 35,

    где ЛТ1 – сумма баллов по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

    ЛТ2 – сумма баллов по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

    При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки:

    – менее 30 – низкая тревожность;

    – 31 – 45 – умеренная тревожность;

    – 46 и более – высокая тревожность.

    Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания. Высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги в экстремальных ситуациях.

    Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

    Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей

    Проводится индивидуально, в двух сериях.

    Первая серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы:

    • Когда бывает интересно?
    • Когда человек удивляется?
    • Когда человек получает удовольствие?
    • Когда бывает стыдно?
    • Когда бывает страшно?
    • Когда человек злится?
    • Когда бывает радостно?
    • Когда у человека горе?

    Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу.

    Ф.И. ребенкаОтветы ребенка

     

     

     

     

     

     

    Вторая серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы:

    • Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?
    • Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?
    • Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?
    • Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?
    • Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?
    • Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее кость?
    • Что почувствует мальчик, если ему подарят «Денди»?
    • Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?

    Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу.

    Ф.И. ребенкаОтветы ребенка

     

     

     

     

     

     

    Обработка данных. Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серии исследования.

    Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника)

    Вконтакте

    Facebook

    Twitter

    Одноклассники

    Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

    Лиепиня, Скайдрите Викторовна — Психология умственно отсталых детей


    Поиск по определенным полям

    Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

    author:иванов

    Можно искать по нескольким полям одновременно:

    author:иванов title:исследование

    Логически операторы

    По умолчанию используется оператор AND.
    Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

    исследование разработка

    author:иванов title:разработка

    оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

    исследование OR разработка

    author:иванов OR title:разработка

    оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

    исследование NOT разработка

    author:иванов NOT title:разработка

    Тип поиска

    При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
    По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
    Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак «доллар»:

    $исследование $развития

    Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

    исследование*

    Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

    «исследование и разработка«

    Поиск по синонимам

    Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку «#» перед словом или перед выражением в скобках.
    В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
    В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
    Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

    #исследование

    Группировка

    Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
    Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

    author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

    Приблизительный поиск слова

    Для приблизительного поиска нужно поставить тильду «~» в конце слова из фразы. Например:

    бром~

    При поиске будут найдены такие слова, как «бром», «ром», «пром» и т.д.
    Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

    бром~1

    По умолчанию допускается 2 правки.
    Критерий близости

    Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду «~» в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

    «исследование разработка«~2

    Релевантность выражений

    Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак «^» в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
    Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
    Например, в данном выражении слово «исследование» в четыре раза релевантнее слова «разработка»:

    исследование^4 разработка

    По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения — положительное вещественное число.
    Поиск в интервале

    Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
    Будет произведена лексикографическая сортировка.

    author:[Иванов TO Петров]

    Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

    author:{Иванов TO Петров}

    Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
    Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Рубрики

    • Как научить
    • Как приучить
    • Кормлен
    • Кормление
    • Малыш
    • Малыши
    • Питан
    • Питание
    • Разное
    • Совет
    • Советы
    • Советы психолога
    • Упражнен
    • Упражнения
    • Уход
    © 2025 «МАМА - КМВ»