Методика Монтессори: суть и принципы
В современный век развития человечества многие молодые родители задумываются над тем, как же правильно воспитать своего ребенка? К какой методике развития и воспитания прибегнуть? Одну из таких методик разработала Мария Монтессори, итальянский педагог и врач. Ее методика довольно известна и применяется во многих дошкольных учреждениях. Стоит отметить, что она более чем эффективна в процессе реабилитации детей с отклонениями в развитии.
Особенности педагогической теории Марии Монтессори
Впервые данный метод был использован Марией в открывшемся «Доме ребенка», где была создана особая развивающая среда, в которой главной целью было приспособление детей к умению обслужить самих себя и легко чувствовать в окружении других людей.
Спустя некоторое время был отмечен значительный прогресс в развитии интеллекта детей, они в ряде случаев опережали своих здоровых сверстников, хотя целью развить интеллект не было. Эти показатели способствовали внедрению данной системы в детские учреждения для здоровых детей, где так же себя оправдали.
Самая главная особенность теории Монтессори – помочь ребенку стать самостоятельным. Чрезмерная опека и принуждение к выполнению действий, которые ребенок делать не желает, в данной методике запрещены.
Мария считала, что каждый ребенок с рождения уникален и обладает определенным стремлением к труду и саморазвитию. Каждый малыш имеет право к самопознанию и изучению окружающего мира самостоятельно, нуждаясь в родительской помощи лишь в некоторых моментах.
В 90-е годы данная методика произвела ошеломительный эффект в сфере развития детей. Она применяется и в наши дни, но с небольшими изменениями.
В данной системе запрещается:
- приводить пример для сравнения детей друг с другом;
- применять соревновательные методы развития;
- давать оценку действий ребенка по каким-либо стандартам;
- использовать метод «Кнут и пряник»;
- заставлять выполнять ребенка определенные действия.
Эти методы применяются в обычной системе воспитания, но в данной методике они не эффективны, так как:
- каждый ребенок имеет цель вырасти самостоятельно и повзрослеть;
- получение знаний и опыта является главным аспектом для малыша;
- в саморазвитии должна быть предоставлена свобода действий, что выработает дисциплину;
- обучение различным дисциплинам не должно быть по принуждению.
Самые главные принципы методики
Каждый ребенок на подсознательном уровне знает, что ему требуется для развития. Родитель или же воспитатель должен лишь обеспечить нужную среду для саморазвития ребенка.
Из всего сказанного Мария выделила основные процессы:
- Ребенок должен находиться в центре;
- Вокруг него должна быть подготовленная среда;
- Место рядом с ребенком должен занять воспитатель или родитель.
Все это позволит достигнуть и понять следующие принципы воспитания:
- Индивидуальность. Этот принцип помогает педагогу оказать помощь в открытии потенциала обучаемого, путем саморазвития.
- Самокоррекция. Педагог должен помочь ребенку увидеть совершенные ошибки и исправить их.
- Личное пространство. Малыш должен уметь понять, что каждый имеет определенное место в обществе, что позволяет развить умение поддержать порядок и чистоту.
- Социальное взаимодействие. Ребенок должен быть определен в общество детей разных возрастных категорий, где каждый помогает и поддерживает друг друга, что развивает способность позаботиться о близких.
- Жизненный опыт. Ребенок должен быть вовлечен в домашние или иные дела и принимать в них активное участие, что помогает ребенку набираться жизненного опыта.
Области практического применения методики Монтессори
Сама Мария считала, что начинать развитие по данной методике следует еще до появления малыша на свет. Многие родители, твердо решившие следовать данной методике, создают в доме среду для развития малыша.В ранний период развития ребенок и мать тесно связаны и интерес к окружающему миру у малыша слишком мал, но к приближению трехмесячного возраста его интерес возрастает. Именно в этот период многие родители начинают посещать Нидо-группы, что означает «Гнездышко».
Нидо-группа
Группа для развития детей от трех месяцев до момента уверенной ходьбы. В данной группе мать и дитя располагаются в специально подготовленной и комфортной зоне, где педагоги помогают родителям лучше понять своего ребенка, обустроить развивающую среду дома, правильно ввести прикорм и многое другое. Дети учатся контролировать свои движения, развивают крупную и мелкую моторику. Пройдя обучение в данной группе, дети переходят в следующую группу – Тоддлер-группу.
Тоддлер-группа
Данная группа развития представлена классом для адаптации детей к детскому саду. Посещение такой группы позволяет малышу обрести опыт общения с другими взрослыми и детьми, приобрести первичные навыки самостоятельности и самообслуживания, а так же позволяет ознакомиться с предметами обихода.
Родители сами решают, как посещать данную группу: ежедневно, по нескольку часов в день или же несколько раз в неделю. Так же данная методика применяется для индивидуальных, групповых и общих занятий в детских садах.
В индивидуальных занятиях воспитатель передает свои знания лишь одному ребенку, помогая ему освоить дидактические материалы. Такие занятия проводятся до тех пор, пока ребенок не научится понимать устройство данных пособий. Затем такого ребенка привлекают в групповые занятия.
Групповые занятия проводятся для детей приблизительно одного уровня развития. Направление занятий остается прежним — развитие способности работать с дидактическим материалом и ориентация в нем, но уже группой.
Общие занятия проводятся со всей группой детей и непродолжительное время. После получения информации дети сами решают, чем заняться: продолжить изучать дидактический материал или же найти занятие более привлекательное.

Основные достоинства и недостатки системы воспитания Монтессори
Главное преимущество данной методики – самостоятельное развитие ребенка, где темп получения знаний определяет сам ученик, а взрослый является сторонним наблюдателем.
Минусы данной методики выделены следующие:
- Вспомогательная литература больше направлены на развития мышления, действий и умения выйти из какой-либо ситуации что не дает в полном объеме раскрыть творческий потенциал ребенка;
- Отсутствие ролевых игр тормозят развитие ребенка, затрудняют его познание окружающей действительности;
- Такой способ воспитания не подойдет замкнутым и стеснительным детям, так как направлен на самостоятельное обучение;
- Воспитываясь по системе Монтессори, ребенку будет тяжело обучаться в обычных детских садах и школах.
В наше время многие учреждения не применяют методику Марии Монтессори в ее первозданном виде, а применяют в воспитании детей только лучшие ее аспекты, дополняя своими наработками.
Методика Монтессори для детей: описание, суть, достоинства и недостатки |
0
0
Сегодня растет популярность различных развивающих центров, где с детьми занимаются педагоги, формируя разносторонне развитую личность. И родители стараются по мере сил и возможностей водить ребенка на такие занятия. Кто-то ограничивается последним годом перед школой, другие начинают посещать группы начиная с 1 года. И одной из самых популярных на сегодняшний день является методика Монтессори для детей. Сегодня о ней и пойдет речь.
Раннее развитие
Этот термин сегодня становится все популярней, при этом мало кто до конца понимает, что за ним стоит. Большинство молодых родителей уяснили, что для ребенка очень важно и нужно ходить в развивающие центры, причем чем раньше это начать, тем лучше. И постоянно на слуху развитие детей по методике Монтессори. Соответственно, выбор центра тоже будет очевиден.
Конечно, есть и противоположное мнение. Одни из оппонентов заявляют, что до 3 лет все, что нужно малышу, — это его мама. Сложно не признать их правоту. Другие и вовсе говорят, что разрабатывалась методика Монтессори для детей с отклонениями в развитии, а потому совершенно не подходит для обычных. И в том и в другом случае есть доля правды. Вовсе не обязательно каждому родителю водить своего малыша в Монтессори-кабинет, он и без этого может гармонично развиваться. Но часть техники и инструментов можно перенять и для домашнего использования.
История методики
Чтобы хорошо понимать, о чем идет речь, давайте пойдем от самых истоков. Мария Монтессори — это известный педагог. Она была дипломированным врачом-женщиной. Это и позволило ей с успехом работать с особенными детками.
Достижения психологов, педагогов и врачей тех лет были не слишком впечатляющими. Детей с отставанием в развитии просто изолировали от остальных, отдавая в специальные интернаты. Мария, поработав педагогом, изобрела собственную методику для детей. Монтессори хорошо понимала важность работы со всеми органами чувств, что и легло в основу ее метода. Результаты были просто ошеломляющими. Воспитанники не просто догнали своих здоровых сверстников, они сдавали экзамены вместе с обычными выпускниками начальной школы и во многом опережали их. И тогда системой всерьез заинтересовались в научных кругах. Но автору методики не давала покоя мысль о том, что можно заниматься и с обычными детьми, развивая их еще больше. Через несколько лет она начала работать со здоровыми ребятами. Это тоже стало вкладом в педагогическую практику.
Суть и принципы
Занятия с детьми по методике Монтессори должно проходит максимально естественно. Не нужно насильно пытаться вложить в малыша знания. Он впитает в себя то, что ему под силу сегодня. А до чего еще не дорос — освоит завтра. Ваша задача — обеспечить благоприятные условия. А значит, создать безопасную среду, насыщенную различными предметами-стимулами, которыми ребенок может беспрепятственно пользоваться.
То есть педагог должен хорошо понимать, что ребенок — это целостная личность, которая способна к саморазвитию. Основная сложность здесь заключается в том, что развитие у него протекает не так, как у взрослого. А поскольку мы уже забываем себя в детстве, то порой не может понять и правильно оценить его потребности. Задача педагога — не давать готовые решения, и это самое сложное из того, что нужно сделать. Для этого и был разработан специальный материал. Он позволяет ребенку самому изучить материал урока, а также найти ошибки и исправить их. Это одновременно повышает и ответственность, и самостоятельность.
Окружающая среда
Занятия с детьми по методике Монтессори проводятся в специально оборудованном пространстве. Его так и называют — комната Монтессори. Классически она разделяется на 5 зон, каждая из которых ответственна за формирования определенных навыков. При этом нет четкой схемы, чем и когда должен заниматься ребенок. Конечно, даже если дать годовалому ребенку пять алфавитов, он еще не в состоянии самостоятельно научиться читать. Но никто не помешает ему посетить эту зону, потрогать шершавые буквы.
Итак, автор методики выделяет 5 зон:
- Зона практической жизни. Здесь ребенок получает бесценные навыки самообслуживания. В зависимости от особенностей центра она может быть оборудована кухней, на которой ребята пекут печенье и варят суп. Они сами накрывают на стол и убирают посуду. Здесь есть таз, чтобы постирать платочки, и веревка, на которой развешивают их на просушку. Обязательно приготовлен набор из щетки и совочка.
- Зона сенсорного развития. Это наши слух и зрение, осязание и обоняние. Здесь располагаются игрушки-стимулы, которые способствуют развитию органов чувств.
- Зона языковая.
- Зона космическая.
- Раздел естественных и точных наук.
Все пособия выполняются из натуральных материалов. Чаще всего это дерево и глина.
Сенситивные периоды
Методика развития детей Монтессори построена на принципах естественного развития. Как уже говорилось выше, ребенок приобретает те навыки, для которых подготовлена база. Еще Л. С. Выготский в своих трудах говорил о том, что существует зона актуального развития и сенситивный период для определенных навыков. То есть именно сейчас ребенок максимально готов освоить тот или иной урок.
Самая важная работа по развитию личности приходится на возраст от рождения и до школы. При этом многие родители считают, что не нужно ничего специально делать. Все выросли, и их малыш вырастет. Кто-то искренне считает, что этим должны заниматься в саду и школе. Но не стоит забывать, что это только ваш ребенок, и больше никому не интересно, станет ли он успешным в этой жизни. Конечно, все родители сильно заняты на работе. Но вам и не потребуется много времени. Можно заниматься каждый день по 10-15 минут, и этого будет более чем достаточно.
Эти сроки не являются окончательными, они усредненные. У некоторых детей это может произойти чуть раньше или позже. Это не говорит о гениальности или, наоборот, об отставании в развитии. Это просто особенности конкретного ребенка, не больше и не меньше.
Как развитие происходит на практике
Методика раннего развития ребенка по Монтессори — это следование за ним, активная помощь и поддержка. Но ведущим является сам малыш. Смотрите сами. У ребенка начинается активное сенсорное развитие. Именно для этого в комнате и нужны различные пособия. Заинтересовался мелкими предметами? Отлично, это необходимо для созревания участков коры головного мозга, которые отвечают за моторику и речь. Пусть пересыпает гречку и рис, переливает воду, рисует пальчиками по песку и складывает бусинки.
Появление в России
Воспитание ребенка по методике Монтессори начали практиковать и в других странах. Ими восхищались, ведь дети, которые были воспитаны по данной системе, отличались самостоятельностью и ответственностью. Они умели принимать решения, что является важным навыком для любого ребенка.
Обучение детей по методике Монтессори также и критиковали. Как и у всех остальных методик, у нее есть свои недостатки. Основные претензии педагогов, которые начали использовать ее на практике, — это недооценка ролевых игр в развитии малышей и недостаток эстетического развития. Противники также считают, что если ребенку дать возможность самому выбирать, что ему интересно, а что нет, то в школе у него могут возникнуть большие проблемы. Ведь программа едина для всех, и никто ее не будет корректировать.
В России, а точнее, в СССР, данная методика появилась в 1913 году. Она не стала ведущей, то есть не была принята на вооружение системы образования. Хотя некоторые элементы были освоены и успешно внедрены. При оформлении игрового зала его тоже разбивают на зоны, каждая из которых содержит определенные игрушки и стимульный материал. Новая волна интереса к методике возникла уже в 90-х годах и с тех пор не спадает.
Три кита — три составляющие успеха
Методика развития детей Монтессори строится на трех важнейших составляющих:
- Сенситивность. До 6 лет ребенок проходит важнейшие этапы в своем развитии. И очень важно, чтобы он на каждой из этих стадий получил необходимые навыки. Это настолько серьезно сказывается на дальнейшей жизни, что упускать время является настоящим преступлением против крохи. И чаще всего второй возможности уже не будет. Поэтому педагоги и психологи твердят, что после 5-6 лет личность уже сформирована, и ее дальнейший успех или неуспех предопределен.
- Чтобы развитие было правильным, важна окружающая среда. Это вторая составляющая данного метода. Все вокруг должно соответствовать физическим возможностям ребенка на каждом этапе его развития. Только в подготовленной среде малыш сможет научиться всему необходимому и стать независимым.
- Третье звено — это педагог. Важная особенность метода заключается в том, что педагог ведет малыша к знанию, а потом устраняется и наблюдает. Главное правило — «помоги мне это сделать самому».
Важнейшие заповеди для педагога
Методика развития детей раннего возраста Монтессори — это огромная работа для взрослых, которые постоянно находятся рядом с малышом. Просто привести его раз в неделю на занятие будет недостаточно, нужно придерживаться принципов каждый день. Это и есть путь к успеху. И первое, что нужно запомнить: детей учит то, что их окружает.
Создаем условия дома
Усвоив суть методики Монтессори для детей, вы можете сделать выбор, насколько она подходит именно вам. И конечно, каждый родитель задумается, сколько стоит минимальный набор развивающих материалов. На самом деле можно обойтись и тем, что есть у вас дома.
Крохе окружающий его мир кажется огромным. Он словно попал в страну великанов, где для него не приспособлены ни столы, ни стулья, ни кровати. Любой будет чувствовать себя беспомощным. И ваша задача — упростить его знакомство с миром. Для этого необходимо оборудовать несколько зон (это могут сделать и мама с папой):
- Приучаемся к самостоятельности. Для этого должна быть зона повседневной жизни. Здесь должно быть все необходимое, то есть умывальник и полотенце, зубная паста и щетка, таз для стирки и вешалка для вещей.
- Зона языкового развития. Здесь могут быть собраны яркие книги, кубики с буквами, а также цифры, вырезанные из плотного картона.
- Зона творчества. Здесь ребенка будут ждать краски и пластилин, музыкальные инструменты, карандаши и бумага.
- Зона естествознания. Сюда нужно поместить все, что расскажет малышу об окружающем мире. То есть фигуры, картинки, изображающие животных и растений.
- Зона сенсорного развития. Разные по форме, цвету и текстуре предметы. То есть кубики и цилиндры, вата и железо, различные ткани.
- Зона активности. То есть любой спортивный уголок для детей.
Методика Марии Монтессори может применяться не только в специализированных центрах. Даже в обычной небольшой квартире можно с успехом разложить игрушки в определенном порядке и тем самым выделить игровые зоны.
Один день по Монтессори
Вы считаете, что это еще одна оторванная от жизни методика? Нет, это и есть сама жизнь. Обучение детей по методике Монтессори происходит каждый день, непосредственно при решении ежедневных задач. Вспомните, как часто мы говорим ребенку, что он еще маленький, и не позволяем ему делать то, что он так хочет попробовать. А ведь задача любого родителя состоит в том, чтобы научить ребенка справляться с поставленными задачами самостоятельно.
Вот как, например, можно организовать день:
- Утром все просыпаются, а значит, пора переодеваться. Конечно, взрослому это сделать несложно, он откроет большой шкаф и достанет вещи. А для ребенка нужно сложить комплект на стульчик или специальную полочку.
- Утренние процедуры. У ребенка в ванной комнате должен стоять горшок и висеть низкая полочка с зубной пастой и щеткой, с мылом и зеркальцем.
- Готовить завтрак тоже лучше всего всей семьей. Кроха может насыпать крупу в кастрюлю, заливать ее молоком. И конечно, он должен потом убрать свое место после завтрака.
- После еды можно и поиграть. Дайте ему возможность самому выбрать, в какой из зон сегодня лежит сфера его интересов. Но одним из самых важных принципов остается «поиграл — убери за собой». Очень важно, чтобы в игре дети овладевали житейскими навыками. Лепите из пластилина овощи и фрукты, пусть малыш учится резать их пластиковым ножиком.
- Приближается обед — зовем ребенка с собой на кухню. Пусть достанет овощи из холодильника и поможет их помыть. Можно поручить протереть тарелки или выполнить еще какие-нибудь поручения.
- Собираемся на прогулку. Не забывайте о том, что ребенок должен иметь возможность сам снять с вешалки свои вещи. А после возвращения домой обязательно нужно развешать их на свои места.
- Игры после прогулки — важный момент. Ведь полученный опыт выражается в игре.
- Отход ко сну. Заблаговременно объявите об этом ребенку. Ему нужно убрать за собой игрушки, разложить все на свои места, расстелить постель.
- На ночь оставьте гореть небольшой светильник. Это позволит ребенку без страха вставать в туалет, когда это будет нужно.
Как видите, нет ничего сложного. В детских центрах методика Монтессори детям подается в привлекательной форме, «блестящей упаковке». Но для ее реализации вовсе не нужны сотни специальных игрушек. Требуется лишь ваше желание помочь ребенку освоить все необходимые навыки самостоятельно.
С рождения до года
Обычно в развивающие центры приглашаются дети от года, а где-то и от двух лет. Неужели до этого возраста малыши не нуждаются в развитии? Или методика Монтессори для детей до 1 года не работает? Нет, она универсальна и использовать ее можно начиная с рождения. Принципы должен усвоить каждый родитель. Это залог того, что у ребенка будут все шансы вырасти счастливым.
Дети обладают «впитывающим разумом». Ум растущего крохи — словно губка. Он поглощает все, что его окружает, и делает это с огромной жадностью. Значит, ему требуется давать пищу. А что происходит чаще всего? Если ребенок не кричит, его укладывают в кроватку, где он лежит и наблюдает белый потолок. То есть методика Монтессори для детей 1 года в первую очередь предполагает обеспечение крохи необходимыми стимулами: цветовыми, звуковыми, образными.
Таким образом, жизнь дает малышу возможность стать таким, как окружающие его взрослые. Он не знает грамматических особенностей языка, но очень скоро станет способен не только понимать речь, но и говорить. Это касается и других сфер жизни. Данная методика естественно вписывается в обычную жизнь, делая ее более разнообразной и красочной, насыщенной возможностями для развития навыков.
Советы психологов и педагогов
Если с детьми постарше можно придумать варианты для игр и построения обучающего процесса, то с крохами до года на первый взгляд все обстоит сложнее. На самом деле развитие детей в 9 месяцев по методике Монтессори мало чем отличается от аналогичного процесса в более старшем возрасте. Просто нужно подбирать формы деятельности, которые сейчас доступны вашему ребенку.
Движение на этом этапе развития и является самым важным аспектом. Нам кажется, что кроха еще ничего не умеет. Мы укутываем его в одеяло, надеваем тесную одежду и кладем в маленькую кроватку. То есть возможностей для спонтанных движений довольно мало. Давайте посмотрим, что можно сделать для того, чтобы исправить ситуацию:
- Низкая кровать или просто матрас на полу. Это позволяет самостоятельно сползать с него после сна и исследовать мир без привязки ко взрослым.
- Игровое пространство также обустраивают на полу. Для этого можно постелить коврик, с одного края которого установить зеркало, а по периметру разложить игрушки. Он будет приподниматься и рассматривать отражение. А скоро поймет, что это и есть он сам. Не мешайте ему, пусть он сам выбирает объекты для изучения.
- Повесьте мобили для стимулирования движения. Вовсе не обязательно покупать дорогие. Достаточно самостоятельно сделать из ткани стрекозу или птичку, а затем прикрепить ее на прочный шнур. Подвесные погремушки, которые можно хватать или толкать, тоже очень радуют детей.
- По периметру ковра нужно разложить яркие и интересные предметы, которые легко схватить рукой. Это еще один стимул начать движение.
- Выбирайте одежду, которая не стесняет движений.
- Избегайте оборудования, которое ограничивает деятельность. Малыш пристегнут в автокресле и в коляске во время движения. Прибавьте к этому манежи, ходунки, прыгунки и качели, которые позволяют совершать действия без собственных усилий, и вы поймете, что лишаете ребенка возможности тренироваться.
- Когда ребенок начинает вставать, прикрепите к стене деревянный брусок. Это будет дополнительная опора. Можно купить тележку-ходунки, которая используется лишь для поддержания равновесия.
Как видите, занятия по методике Монтессори для детей до года являются очень органичными и естественными. Просто помогайте малышу, следуйте за его потребностью в развитии, которая заложена в каждом. И этого будет достаточно, чтобы раскрыть внутренний потенциал. Наблюдайте, подсказывайте, но не мешайте и не ограничивайте свободу. Это лучшее, что вы можете сделать для своего малыша.
Используемые материалы
За это автора чаще всего и критикуют в отзывах. Методику Монтессори для детей многие считают инструментом для сбора денег с родителей. Но виноват в этом не сам автор, а современные реалии. Спрос рождает предложение, а маркетинг готовит заманчивую рекламу. И раз методикой заинтересовались, значит, в специализированных магазинах будет появляться все новый стимульный материал. Причем родителей будут убеждать, что он не только желателен, но и необходим.
На самом деле большинство из развивающих игрушек можно сделать дома. И от этого они не станут хуже. Что можно сделать для отработки практических навыков:
- Рамки с застежками. Это деревянные рамки, которые оснащены различными застежками. Это могут быть замки, шнуровки и липучки, крючки и пуговицы. Они учат конкретным навыкам, которые необходимы при раздевании и одевании. Кроме того, они необходимы для развития мелкой моторики.
- Предметы для пересыпания и переливания. Отличный выбор для координации движения и развития внимания. А ведь это так просто: нужно дать крохе пару стаканов и доступ к воде или тазику с любой крупой.
- Предметы для приготовления пищи. Необязательно давать крохе нож. Достаточно обойтись безопасным чистящим устройством для моркови и яблок.
- Доска с замочками. Попросите папу прикрепить разные замочки, щеколды и прочие приспособления на небольшой отрезок ЛДСП или фанеры, после чего его следует повесить на стену.
- Развивающий коврик. Вот где простор для фантазии! На одном полотне можно пришить и прикрепить различные элементы: шнуровки, бусины, погремушки, кармашки и т. д. Задействуйте разные материалы.
Будьте доброжелательны с ребенком и не упрекайте его за допущенные промахи. Если он пролил сок и плохо вытер за собой, достаточно просто сказать: «Нужно убрать еще одно пятно — и будет идеально чисто». Методика Монтессори для детей от года очень вариативна и легко перекладывается на выполнение ежедневных задач.
Пособия для сенсорного развития
Благодаря этим предметам ребенок научится различать такие понятия, как больше и меньше, тонкий и толстый, длинный и короткий.
Для этого в классическом варианте используется следующий материал:
- Коричневая лестница — это 10 деревянных призм, каждая длиной 20 см. Боковые стороны — квадраты со стороной от 1 до 10 см.
- Розовая башня. Она состоит из розовых деревянных кубиков с длиной ребра от 1 до 10 см.
- Красные штанги. Это набор из десяти штанг, самая маленькая из которых равна в длину 10 см, а самая большая — 1 м.
- Блоки цилиндров. Это четыре набора с девятью цилиндрами в каждом.
- Цветные катушки. Первый блок состоит из катушек основных цветов, второй — из одиннадцати пар различных цветов, в третий включены по семь оттенков каждого.
- Коврик. Методика Монтессори для детей 1-3 лет предполагает самостоятельную работу ребенка. А значит, нужно, чтобы ему было интересно. Для этого можно соорудить коврик, на котором будет много различных деталей. Их можно трогать, тянуть, расстегивать, то есть давать волю своему исследовательскому интересу. Кстати, сделать их можно и самостоятельно. Достаточно просто подготовить лоскутки тканей, различные крупы, кусочки шуршащей бумаги и другие материалы, которые можно пустить в дело.
Пособия для развития речи
Если вы не знаете, чем заняться сегодня, то можно подсмотреть идеи в книге «60 занятий с ребенком по методике Монтессори». Там описываются сами игры, а также методические пособия. Их легко сделать своими руками:
- Шершавые буквы. Они могут быть выполнены из бархатной бумаги или самой мелкой наждачной, после чего приклеены на обычный картон. Малыш проводит пальчиком по буквам и готовится к письму. Такое упражнение позволяет узнать очертание каждой буквы через прикосновение.
- Прописи. На фанере нужно сделать прорези, в каждую из которых устанавливается своя «каретка», подобная замочку на молнии. Ребенок проводит замочек по прорези от начала до конца.
- Рамки-вкладыши.
Методика раннего развития детей Марии Монтессори — это простор для творчества не только родителей, но и детей. Ведь все игрушки можно изготавливать из подручного материала вместе с ребенком.
Плюсы методики
Как и у всех остальных, у этой системы есть свои достоинства и недостатки. Это нужно учитывать при выборе будущих занятий с вашим малышом. В первую очередь рассмотрим ее сильные стороны. Методика воспитания детей Марии Монтессори хороша для групповых и индивидуальных занятий, потому что:
- Она помогает ребенку самостоятельно обучаться и развиваться.
- Здесь нет негативных оценок и действий, то есть наказаний и критики.
- Малыш привыкает к порядку.
- Занимающиеся по этой методике дети рано начинают читать и писать.
- К каждому малышу можно подобрать индивидуальный подход, что очень важно в работе с детьми-инвалидами. Актуальность методики Монтессори в этом случае сложно переоценить. Детки, у которых ограничен тот или иной канал получения информации, очень уязвимы, а занятия, проводимые с ними по такой системе, позволяют исправить ситуацию.
- Группы разбираются по интересам, а не по возрасту.
- В группах не практикуются соревнования и сравнения с другими детьми.
- Как, с чем и сколько работать, выбирает сам малыш.
Минусы
Казалось бы, все более чем радужно. Но у этой системы есть и свои недостатки. в первую очередь потому, что подойдет она не каждому ребенку.
- Гиперактивного малыша будет очень сложно уговорить заняться чем-то из предложенного выше.
- Методика не подходит под школьные стандарты. Привыкнув свободно перемещаться и подбирать себе задания по интересам, ребенок будет долго адаптироваться в школе.
- Разновозрастные группы. Это можно воспринимать как минус, но он является скорее плюсом. Ребенок учится жить в обществе.
- А вот отказ от сказок и стихов является большим минусом. Хотя сегодня педагоги-сторонники системы Монтессори понимают это упущение и самостоятельно дополняют уроки.
- Группа живет в своем микромире, оторванном от реальности.
Вместо заключения
Несмотря ни на что, многие семьи отдают предпочтение методике Монтессори. Для детей 1-3 лет ее можно назвать самой лояльной из всех имеющихся. Кроме того, вы можете выбирать отдельные ее элементы и комбинировать с чем-то иным. Ведь ваш ребенок уникален, и никто, кроме вас, не знает, что требуется ему в данный момент. Главное — усвоить принцип: у ребенка есть все для развития, ему нужно только немного помочь, подтолкнуть, похвалить. И тогда у него все в этой жизни точно получится!
Источник: fb.ru
Автор публикации
0 Комментарии: 1Публикации: 55161Регистрация: 28-09-2014Методика Монтессори для естественного развития ребенка
Современным родителям одновременно и трудно и легко воспитывать ребенка. Трудно, потому что сейчас существует много интересных, эффективных методов развития маленького человека, в связи с чем остро встает вопрос какой из них выбрать. А легко, потому что появилось больше открытой информации и возможностей для формирования личности. Давайте рассмотрим одну из самых популярных педагогических систем, которая называется методика Монтессори.
Предыстория
Методика Монтессори появилась более ста лет назад. Ее ярым поклонником и последователем был сам Лев Николаевич Толстой. В России первые детские сады Монтессори начали открываться перед первой мировой войной. Однако их практически тут же закрывали, поскольку этот новаторский педагогический подход не соответствовал советской системе дошкольного образования. Тогда эту методику у нас не приняли, поскольку ее гуманистическая идеология на тот момент могла быть одобрена только в демократическом обществе. Тем не менее начиная с 1992 года в России все таки появляются специальные детские сады, построенные по такой педагогической системе.
Имя основательницы методики — выдающегося итальянского врача, педагога, ученого, философа и гуманистки Марии Монтессори — известно во всем мире. Изначально она работала с больными, умственно-отсталыми детьми. И когда через какое-то время ее воспитанники обогнали в развитии по всем параметрам здоровых нормальных ребят, это произвело сенсацию в области медицины и педагогики. Сама Мария Монтессори, получив такой результат, сокрушалась: «Что же такого делают с обычными детьми, если они уступают в интеллектуальном развитии детям с тяжелыми травмами головного мозга?». После этого она решила заниматься со здоровыми малышами нормальным, естественным развитием, чем привнесла инновации в образовании.
Основные принципы
Ученые выяснили, что от 0 до 6 лет у ребенка проходят так называемые сензитивные периоды. Это такое время, когда малыш абсолютно легко, без всякого напряга усваивает нужную ему информацию, он очень восприимчив к новому. Все, что попало в этот период в поле его зрения, он впитывает на всю оставшуюся жизнь. Именно тогда происходит формирование речи, восприятие порядка, развитие сенсорных чувств, движений, социальных навыков.
Если использовать это время правильно, то ребенок может достичь большого успеха в своем развитии. А в будущем он будет быстро учиться, без давления и какого-либо серьезного вмешательства взрослых. После шести лет эти периоды уходят безвозвратно, не зависимо от того, были ли они использованы на полную мощность или нет. С учетом этих особенностей и построена методика Монтессори.
Способность к познанию, саморазвитию, здоровое любопытство и любознательность заложены в человеке с самого рождения. Именно на эти качества и делала упор Мария Монтессори в своей педагогической системе. Она считала, что главное — не мешать естественному проявлению любознательности. Это значит, что малыш сам, без помощи взрослых, в состоянии познавать, разбираться в чем-то непонятном для него, выбирать интересную и полезную для себя деятельность. И именно эта самостоятельность в действиях, свобода если хотите, дает естественное здоровое и быстрое развитие ребенка.
Итак, методика Монтессори предполагает следующие принципы воспитания:
1
Ребенок сам выбирает что ему делать
Попав в специальную так называемую Монтессори среду, малыш волен в выборе своих действий, он может свободно передвигаться. Никто ему не указывает что и как делать, нет давления и наставничества со стороны взрослых.
2
Дети обучаются самостоятельно методом «открытия», сами контролируют свои ошибки и исправляют их
Педагоги ничего не объясняют. Малыши опытным путем изучают понятия, самостоятельно работая с представленными материалами. Конечно, педагоги присутствуют в поле зрения ребенка, но их цель — дать верное направление, показать, если маленький исследователь сам об этом попросит.
3
Обязательное соблюдение определенных правил
Чтобы не возникало конфликтов и независимость не превращалась во вседозволенность, в Монтессори среде есть нерушимые правила. Например, твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Или поиграл — убери за собой. Удивительно, но маленькие дети очень хорошо усваивают эти правила.
4
Разновозрастность
В одну группу собирают детей разных возрастов. Самый распространенный диапазон — от 3 до 6 лет. Так у старших появляется возможность помогать младшим, а младшим, в свою очередь, удается учиться у старших.
5
Дети — активные участники процесса
Обучением и времяпрепровождением руководит не воспитатель и взрослый, а сам малыш. Что очень важно — не нужно делать за ребенка то, что он может сделать сам.
6
Отсутствие оценок и соревновательности
Детей здесь не оценивают, а сравнивают их только с самими собой. Например, «у тебя сегодня получается лучше, чем вчера». Очень важно не указывать ребенку что он делает правильно, а что нет. Таким образом формирование самооценки у детей проходит более естественно и позитивно. Каждый малыш развивается в том ритме, который только ему комфортен, понятен и приятен.
Монтессори среда
Задача методики Монтессори — создать среду, в которой ребенок естественно развивается с минимальным участием взрослого, но под его внимательным наблюдением. То есть это должны быть такие время и место для малыша, когда и где он самостоятельно может выбрать вид, продолжительность и образ своей деятельности.
На практике Монтессори среда представляет собой определенное пространство, адаптированное под ребенка, под его возраст и физические показатели. Там он может сам что-либо достать, положить, повесить, закрыть, сложить и так далее. В таком месте все игрушки для него доступны. Кроме того, Монтессори среда — это абсолютно безопасное пространство, где все углы сглажены, розетки защищены, отсутствуют острые, режущие предметы.
Методика Монтессори предполагает деление пространства, где проходят занятия, на пять зон, каждая из которых отвечает за определенную сторону развития личности. Это зоны практической жизни, сенсорного развития, математическая, естественнонаучная и развития речи. В каждой такой области находятся свои специальные образовательные материалы-игры, разработанные когда-то самой Марией Монтессори. Одно занятие обычно имеет непрерывный цикл работы, длящийся три часа. За процессом следит специально обученный Монтессори-педагог.
Несмотря на свою популярность методика Монтессори не идеальна. Да, у нее есть несомненные преимущества перед другими системами:
- Ребенок образовывает себя сам — он выбирает то, что ему интересно, а не то, что хочется родителям. И игры в воспитательном процессе здесь играют наиважнейшую роль.
- Появляется понимание того, в какой сфере вашему ребенку интересно развиваться именно сейчас, раскрывается его потенциал.
- Работа проводится в тишине и спокойствии, так как каждый занят тем, что ему интересно. Детям некогда баловаться. Такая обстановка, в свою очередь, способствует развитию и познанию, а также укреплению нервной системы.
- Ребенок гораздо раньше и быстрее приучается к самостоятельности.
- Происходит формирование дисциплины. Педагоги Монтессори утверждают, что ребенок приучается к порядку несмотря на кажущуюся со стороны свободу действий, поскольку здесь существуют четкие правила поведения. В итоге малыш привыкает к тому, чтобы в разных обстоятельствах соблюдать свои правила: дома, на улице, в будущей школе и так далее.
У методики Монтессори есть и свои минусы:
Отсутствие дисциплины
То, что сторонники этой системы называют плюсом (пятый пункт из списка выше), для ее противников является минусом. Последние считают, что у ребенка, воспитывающегося в таких условиях, дисциплины нет никакой. И таким детям потом сложно адаптироваться в обычной средней школе.
Большое количество некачественных Монтессори-центров
Несмотря на то, что таких детских садов появилось очень много, найти хороший довольно сложно. Не везде вы получите квалифицированную услугу. Поэтому выбирайте из списка аккредитованных центров.
Высокая цена
Садики Монтессори самые дорогие. Специальные материалы для занятий также влетят вам в копеечку.
Последующее образование
Сложно себе представить, как после такого садика малыш будет учится в общеобразовательной школе. Педагоги Монтессори считают, что ребенок потом легко встраивается в систему нашего образования. Но школьные учителя, преподаватели младших классов возражают. Они говорят, что такого ребенка потом очень сложно убедить делать что-то по программе. Конечно, это может быть проблемой педагога, который не может заинтересовать ученика, или несовершенства системы образования… Однако помните, что вся ответственность за ребенка лежит на вас. Поэтому вы должны понимать, что если начали с самого начала идти наперекор образовательной системе, то потом будет сложно встроить в нее своего изначально «неформатно» воспитанного ребенка.
Отзывы и комментарии
Что вы думаете о методике Монтессори? Являетесь ли вы ее сторонником или противником? Поделитесь в комментариях к этой статье. Также будет интересно узнать о вашем опыте воспитания ребенка по такой системе.
описание, суть, достоинства и недостатки
Сегодня растет популярность различных развивающих центров, где с детьми занимаются педагоги, формируя разносторонне развитую личность. И родители стараются по мере сил и возможностей водить ребенка на такие занятия. Кто-то ограничивается последним годом перед школой, другие начинают посещать группы начиная с 1 года. И одной из самых популярных на сегодняшний день является методика Монтессори для детей. Сегодня о ней и пойдет речь.
Раннее развитие
Этот термин сегодня становится все популярней, при этом мало кто до конца понимает, что за ним стоит. Большинство молодых родителей уяснили, что для ребенка очень важно и нужно ходить в развивающие центры, причем чем раньше это начать, тем лучше. И постоянно на слуху развитие детей по методике Монтессори. Соответственно, выбор центра тоже будет очевиден.
Конечно, есть и противоположное мнение. Одни из оппонентов заявляют, что до 3 лет все, что нужно малышу, — это его мама. Сложно не признать их правоту. Другие и вовсе говорят, что разрабатывалась методика Монтессори для детей с отклонениями в развитии, а потому совершенно не подходит для обычных. И в том и в другом случае есть доля правды. Вовсе не обязательно каждому родителю водить своего малыша в Монтессори-кабинет, он и без этого может гармонично развиваться. Но часть техники и инструментов можно перенять и для домашнего использования.
История методики
Чтобы хорошо понимать, о чем идет речь, давайте пойдем от самых истоков. Мария Монтессори — это известный педагог. Она была дипломированным врачом-женщиной. Это и позволило ей с успехом работать с особенными детками.
Достижения психологов, педагогов и врачей тех лет были не слишком впечатляющими. Детей с отставанием в развитии просто изолировали от остальных, отдавая в специальные интернаты. Мария, поработав педагогом, изобрела собственную методику для детей. Монтессори хорошо понимала важность работы со всеми органами чувств, что и легло в основу ее метода. Результаты были просто ошеломляющими. Воспитанники не просто догнали своих здоровых сверстников, они сдавали экзамены вместе с обычными выпускниками начальной школы и во многом опережали их. И тогда системой всерьез заинтересовались в научных кругах. Но автору методики не давала покоя мысль о том, что можно заниматься и с обычными детьми, развивая их еще больше. Через несколько лет она начала работать со здоровыми ребятами. Это тоже стало вкладом в педагогическую практику.

Суть и принципы
Занятия с детьми по методике Монтессори должно проходит максимально естественно. Не нужно насильно пытаться вложить в малыша знания. Он впитает в себя то, что ему под силу сегодня. А до чего еще не дорос — освоит завтра. Ваша задача — обеспечить благоприятные условия. А значит, создать безопасную среду, насыщенную различными предметами-стимулами, которыми ребенок может беспрепятственно пользоваться.
То есть педагог должен хорошо понимать, что ребенок — это целостная личность, которая способна к саморазвитию. Основная сложность здесь заключается в том, что развитие у него протекает не так, как у взрослого. А поскольку мы уже забываем себя в детстве, то порой не может понять и правильно оценить его потребности. Задача педагога — не давать готовые решения, и это самое сложное из того, что нужно сделать. Для этого и был разработан специальный материал. Он позволяет ребенку самому изучить материал урока, а также найти ошибки и исправить их. Это одновременно повышает и ответственность, и самостоятельность.
Окружающая среда
Занятия с детьми по методике Монтессори проводятся в специально оборудованном пространстве. Его так и называют — комната Монтессори. Классически она разделяется на 5 зон, каждая из которых ответственна за формирования определенных навыков. При этом нет четкой схемы, чем и когда должен заниматься ребенок. Конечно, даже если дать годовалому ребенку пять алфавитов, он еще не в состоянии самостоятельно научиться читать. Но никто не помешает ему посетить эту зону, потрогать шершавые буквы.
Итак, автор методики выделяет 5 зон:
- Зона практической жизни. Здесь ребенок получает бесценные навыки самообслуживания. В зависимости от особенностей центра она может быть оборудована кухней, на которой ребята пекут печенье и варят суп. Они сами накрывают на стол и убирают посуду. Здесь есть таз, чтобы постирать платочки, и веревка, на которой развешивают их на просушку. Обязательно приготовлен набор из щетки и совочка.
- Зона сенсорного развития. Это наши слух и зрение, осязание и обоняние. Здесь располагаются игрушки-стимулы, которые способствуют развитию органов чувств.
- Зона языковая.
- Зона космическая.
- Раздел естественных и точных наук.
Все пособия выполняются из натуральных материалов. Чаще всего это дерево и глина.

Сенситивные периоды
Методика развития детей Монтессори построена на принципах естественного развития. Как уже говорилось выше, ребенок приобретает те навыки, для которых подготовлена база. Еще Л. С. Выготский в своих трудах говорил о том, что существует зона актуального развития и сенситивный период для определенных навыков. То есть именно сейчас ребенок максимально готов освоить тот или иной урок.
Самая важная работа по развитию личности приходится на возраст от рождения и до школы. При этом многие родители считают, что не нужно ничего специально делать. Все выросли, и их малыш вырастет. Кто-то искренне считает, что этим должны заниматься в саду и школе. Но не стоит забывать, что это только ваш ребенок, и больше никому не интересно, станет ли он успешным в этой жизни. Конечно, все родители сильно заняты на работе. Но вам и не потребуется много времени. Можно заниматься каждый день по 10-15 минут, и этого будет более чем достаточно.
Эти сроки не являются окончательными, они усредненные. У некоторых детей это может произойти чуть раньше или позже. Это не говорит о гениальности или, наоборот, об отставании в развитии. Это просто особенности конкретного ребенка, не больше и не меньше.
Как развитие происходит на практике
Методика раннего развития ребенка по Монтессори — это следование за ним, активная помощь и поддержка. Но ведущим является сам малыш. Смотрите сами. У ребенка начинается активное сенсорное развитие. Именно для этого в комнате и нужны различные пособия. Заинтересовался мелкими предметами? Отлично, это необходимо для созревания участков коры головного мозга, которые отвечают за моторику и речь. Пусть пересыпает гречку и рис, переливает воду, рисует пальчиками по песку и складывает бусинки.

Появление в России
Воспитание ребенка по методике Монтессори начали практиковать и в других странах. Ими восхищались, ведь дети, которые были воспитаны по данной системе, отличались самостоятельностью и ответственностью. Они умели принимать решения, что является важным навыком для любого ребенка.
Обучение детей по методике Монтессори также и критиковали. Как и у всех остальных методик, у нее есть свои недостатки. Основные претензии педагогов, которые начали использовать ее на практике, — это недооценка ролевых игр в развитии малышей и недостаток эстетического развития. Противники также считают, что если ребенку дать возможность самому выбирать, что ему интересно, а что нет, то в школе у него могут возникнуть большие проблемы. Ведь программа едина для всех, и никто ее не будет корректировать.
В России, а точнее, в СССР, данная методика появилась в 1913 году. Она не стала ведущей, то есть не была принята на вооружение системы образования. Хотя некоторые элементы были освоены и успешно внедрены. При оформлении игрового зала его тоже разбивают на зоны, каждая из которых содержит определенные игрушки и стимульный материал. Новая волна интереса к методике возникла уже в 90-х годах и с тех пор не спадает.
Три кита — три составляющие успеха
Методика развития детей Монтессори строится на трех важнейших составляющих:
- Сенситивность. До 6 лет ребенок проходит важнейшие этапы в своем развитии. И очень важно, чтобы он на каждой из этих стадий получил необходимые навыки. Это настолько серьезно сказывается на дальнейшей жизни, что упускать время является настоящим преступлением против крохи. И чаще всего второй возможности уже не будет. Поэтому педагоги и психологи твердят, что после 5-6 лет личность уже сформирована, и ее дальнейший успех или неуспех предопределен.
- Чтобы развитие было правильным, важна окружающая среда. Это вторая составляющая данного метода. Все вокруг должно соответствовать физическим возможностям ребенка на каждом этапе его развития. Только в подготовленной среде малыш сможет научиться всему необходимому и стать независимым.
- Третье звено — это педагог. Важная особенность метода заключается в том, что педагог ведет малыша к знанию, а потом устраняется и наблюдает. Главное правило — «помоги мне это сделать самому».
Важнейшие заповеди для педагога
Методика развития детей раннего возраста Монтессори — это огромная работа для взрослых, которые постоянно находятся рядом с малышом. Просто привести его раз в неделю на занятие будет недостаточно, нужно придерживаться принципов каждый день. Это и есть путь к успеху. И первое, что нужно запомнить: детей учит то, что их окружает.
- Если малыша критикуют — он начинает осуждать весь мир.
- Хвалите ребенка за его достижения, за то, что сейчас он сделал хорошо. Так он учится оценивать.
- Враждебности в отношениях с малышом не должно быть, это учит его драться.
- Если родители честны с ребенком, он растет справедливым.
- Высмеивая кроху, вы учите его быть робким.
- Живя с ощущением безопасности, малыш учится доверять.
- Нельзя стыдить ребенка даже за серьезные провинности. В противном случае он будет расти с чувством вины.
- Одобряйте его действия, и он будет хорошо к себе относиться.
- Будьте снисходительны — это научит его быть терпеливым.
- Подбадривайте малыша каждый день, по любому поводу. Это придаст ему уверенность в себе.
- Ребенок должен расти в атмосфере дружбы и любви и чувствовать себя нужным.
Создаем условия дома
Усвоив суть методики Монтессори для детей, вы можете сделать выбор, насколько она подходит именно вам. И конечно, каждый родитель задумается, сколько стоит минимальный набор развивающих материалов. На самом деле можно обойтись и тем, что есть у вас дома.
Крохе окружающий его мир кажется огромным. Он словно попал в страну великанов, где для него не приспособлены ни столы, ни стулья, ни кровати. Любой будет чувствовать себя беспомощным. И ваша задача — упростить его знакомство с миром. Для этого необходимо оборудовать несколько зон (это могут сделать и мама с папой):
- Приучаемся к самостоятельности. Для этого должна быть зона повседневной жизни. Здесь должно быть все необходимое, то есть умывальник и полотенце, зубная паста и щетка, таз для стирки и вешалка для вещей.
- Зона языкового развития. Здесь могут быть собраны яркие книги, кубики с буквами, а также цифры, вырезанные из плотного картона.
- Зона творчества. Здесь ребенка будут ждать краски и пластилин, музыкальные инструменты, карандаши и бумага.
- Зона естествознания. Сюда нужно поместить все, что расскажет малышу об окружающем мире. То есть фигуры, картинки, изображающие животных и растений.
- Зона сенсорного развития. Разные по форме, цвету и текстуре предметы. То есть кубики и цилиндры, вата и железо, различные ткани.
- Зона активности. То есть любой спортивный уголок для детей.
Методика Марии Монтессори может применяться не только в специализированных центрах. Даже в обычной небольшой квартире можно с успехом разложить игрушки в определенном порядке и тем самым выделить игровые зоны.

Один день по Монтессори
Вы считаете, что это еще одна оторванная от жизни методика? Нет, это и есть сама жизнь. Обучение детей по методике Монтессори происходит каждый день, непосредственно при решении ежедневных задач. Вспомните, как часто мы говорим ребенку, что он еще маленький, и не позволяем ему делать то, что он так хочет попробовать. А ведь задача любого родителя состоит в том, чтобы научить ребенка справляться с поставленными задачами самостоятельно.
Вот как, например, можно организовать день:
- Утром все просыпаются, а значит, пора переодеваться. Конечно, взрослому это сделать несложно, он откроет большой шкаф и достанет вещи. А для ребенка нужно сложить комплект на стульчик или специальную полочку.
- Утренние процедуры. У ребенка в ванной комнате должен стоять горшок и висеть низкая полочка с зубной пастой и щеткой, с мылом и зеркальцем.
- Готовить завтрак тоже лучше всего всей семьей. Кроха может насыпать крупу в кастрюлю, заливать ее молоком. И конечно, он должен потом убрать свое место после завтрака.
- После еды можно и поиграть. Дайте ему возможность самому выбрать, в какой из зон сегодня лежит сфера его интересов. Но одним из самых важных принципов остается «поиграл — убери за собой». Очень важно, чтобы в игре дети овладевали житейскими навыками. Лепите из пластилина овощи и фрукты, пусть малыш учится резать их пластиковым ножиком.
- Приближается обед — зовем ребенка с собой на кухню. Пусть достанет овощи из холодильника и поможет их помыть. Можно поручить протереть тарелки или выполнить еще какие-нибудь поручения.
- Собираемся на прогулку. Не забывайте о том, что ребенок должен иметь возможность сам снять с вешалки свои вещи. А после возвращения домой обязательно нужно развешать их на свои места.
- Игры после прогулки — важный момент. Ведь полученный опыт выражается в игре.
- Отход ко сну. Заблаговременно объявите об этом ребенку. Ему нужно убрать за собой игрушки, разложить все на свои места, расстелить постель.
- На ночь оставьте гореть небольшой светильник. Это позволит ребенку без страха вставать в туалет, когда это будет нужно.
Как видите, нет ничего сложного. В детских центрах методика Монтессори детям подается в привлекательной форме, «блестящей упаковке». Но для ее реализации вовсе не нужны сотни специальных игрушек. Требуется лишь ваше желание помочь ребенку освоить все необходимые навыки самостоятельно.
С рождения до года
Обычно в развивающие центры приглашаются дети от года, а где-то и от двух лет. Неужели до этого возраста малыши не нуждаются в развитии? Или методика Монтессори для детей до 1 года не работает? Нет, она универсальна и использовать ее можно начиная с рождения. Принципы должен усвоить каждый родитель. Это залог того, что у ребенка будут все шансы вырасти счастливым.
Дети обладают «впитывающим разумом». Ум растущего крохи — словно губка. Он поглощает все, что его окружает, и делает это с огромной жадностью. Значит, ему требуется давать пищу. А что происходит чаще всего? Если ребенок не кричит, его укладывают в кроватку, где он лежит и наблюдает белый потолок. То есть методика Монтессори для детей 1 года в первую очередь предполагает обеспечение крохи необходимыми стимулами: цветовыми, звуковыми, образными.
Таким образом, жизнь дает малышу возможность стать таким, как окружающие его взрослые. Он не знает грамматических особенностей языка, но очень скоро станет способен не только понимать речь, но и говорить. Это касается и других сфер жизни. Данная методика естественно вписывается в обычную жизнь, делая ее более разнообразной и красочной, насыщенной возможностями для развития навыков.

Советы психологов и педагогов
Если с детьми постарше можно придумать варианты для игр и построения обучающего процесса, то с крохами до года на первый взгляд все обстоит сложнее. На самом деле развитие детей в 9 месяцев по методике Монтессори мало чем отличается от аналогичного процесса в более старшем возрасте. Просто нужно подбирать формы деятельности, которые сейчас доступны вашему ребенку.
Движение на этом этапе развития и является самым важным аспектом. Нам кажется, что кроха еще ничего не умеет. Мы укутываем его в одеяло, надеваем тесную одежду и кладем в маленькую кроватку. То есть возможностей для спонтанных движений довольно мало. Давайте посмотрим, что можно сделать для того, чтобы исправить ситуацию:
- Низкая кровать или просто матрас на полу. Это позволяет самостоятельно сползать с него после сна и исследовать мир без привязки ко взрослым.
- Игровое пространство также обустраивают на полу. Для этого можно постелить коврик, с одного края которого установить зеркало, а по периметру разложить игрушки. Он будет приподниматься и рассматривать отражение. А скоро поймет, что это и есть он сам. Не мешайте ему, пусть он сам выбирает объекты для изучения.
- Повесьте мобили для стимулирования движения. Вовсе не обязательно покупать дорогие. Достаточно самостоятельно сделать из ткани стрекозу или птичку, а затем прикрепить ее на прочный шнур. Подвесные погремушки, которые можно хватать или толкать, тоже очень радуют детей.
- По периметру ковра нужно разложить яркие и интересные предметы, которые легко схватить рукой. Это еще один стимул начать движение.
- Выбирайте одежду, которая не стесняет движений.
- Избегайте оборудования, которое ограничивает деятельность. Малыш пристегнут в автокресле и в коляске во время движения. Прибавьте к этому манежи, ходунки, прыгунки и качели, которые позволяют совершать действия без собственных усилий, и вы поймете, что лишаете ребенка возможности тренироваться.
- Когда ребенок начинает вставать, прикрепите к стене деревянный брусок. Это будет дополнительная опора. Можно купить тележку-ходунки, которая используется лишь для поддержания равновесия.
Как видите, занятия по методике Монтессори для детей до года являются очень органичными и естественными. Просто помогайте малышу, следуйте за его потребностью в развитии, которая заложена в каждом. И этого будет достаточно, чтобы раскрыть внутренний потенциал. Наблюдайте, подсказывайте, но не мешайте и не ограничивайте свободу. Это лучшее, что вы можете сделать для своего малыша.
Используемые материалы
За это автора чаще всего и критикуют в отзывах. Методику Монтессори для детей многие считают инструментом для сбора денег с родителей. Но виноват в этом не сам автор, а современные реалии. Спрос рождает предложение, а маркетинг готовит заманчивую рекламу. И раз методикой заинтересовались, значит, в специализированных магазинах будет появляться все новый стимульный материал. Причем родителей будут убеждать, что он не только желателен, но и необходим.
На самом деле большинство из развивающих игрушек можно сделать дома. И от этого они не станут хуже. Что можно сделать для отработки практических навыков:
- Рамки с застежками. Это деревянные рамки, которые оснащены различными застежками. Это могут быть замки, шнуровки и липучки, крючки и пуговицы. Они учат конкретным навыкам, которые необходимы при раздевании и одевании. Кроме того, они необходимы для развития мелкой моторики.
- Предметы для пересыпания и переливания. Отличный выбор для координации движения и развития внимания. А ведь это так просто: нужно дать крохе пару стаканов и доступ к воде или тазику с любой крупой.
- Предметы для приготовления пищи. Необязательно давать крохе нож. Достаточно обойтись безопасным чистящим устройством для моркови и яблок.
- Доска с замочками. Попросите папу прикрепить разные замочки, щеколды и прочие приспособления на небольшой отрезок ЛДСП или фанеры, после чего его следует повесить на стену.
- Развивающий коврик. Вот где простор для фантазии! На одном полотне можно пришить и прикрепить различные элементы: шнуровки, бусины, погремушки, кармашки и т. д. Задействуйте разные материалы.
Будьте доброжелательны с ребенком и не упрекайте его за допущенные промахи. Если он пролил сок и плохо вытер за собой, достаточно просто сказать: «Нужно убрать еще одно пятно — и будет идеально чисто». Методика Монтессори для детей от года очень вариативна и легко перекладывается на выполнение ежедневных задач.
Пособия для сенсорного развития
Благодаря этим предметам ребенок научится различать такие понятия, как больше и меньше, тонкий и толстый, длинный и короткий.

Для этого в классическом варианте используется следующий материал:
- Коричневая лестница — это 10 деревянных призм, каждая длиной 20 см. Боковые стороны — квадраты со стороной от 1 до 10 см.
- Розовая башня. Она состоит из розовых деревянных кубиков с длиной ребра от 1 до 10 см.
- Красные штанги. Это набор из десяти штанг, самая маленькая из которых равна в длину 10 см, а самая большая — 1 м.
- Блоки цилиндров. Это четыре набора с девятью цилиндрами в каждом.
- Цветные катушки. Первый блок состоит из катушек основных цветов, второй — из одиннадцати пар различных цветов, в третий включены по семь оттенков каждого.
- Коврик. Методика Монтессори для детей 1-3 лет предполагает самостоятельную работу ребенка. А значит, нужно, чтобы ему было интересно. Для этого можно соорудить коврик, на котором будет много различных деталей. Их можно трогать, тянуть, расстегивать, то есть давать волю своему исследовательскому интересу. Кстати, сделать их можно и самостоятельно. Достаточно просто подготовить лоскутки тканей, различные крупы, кусочки шуршащей бумаги и другие материалы, которые можно пустить в дело.
Пособия для развития речи
Если вы не знаете, чем заняться сегодня, то можно подсмотреть идеи в книге «60 занятий с ребенком по методике Монтессори». Там описываются сами игры, а также методические пособия. Их легко сделать своими руками:
- Шершавые буквы. Они могут быть выполнены из бархатной бумаги или самой мелкой наждачной, после чего приклеены на обычный картон. Малыш проводит пальчиком по буквам и готовится к письму. Такое упражнение позволяет узнать очертание каждой буквы через прикосновение.
- Прописи. На фанере нужно сделать прорези, в каждую из которых устанавливается своя «каретка», подобная замочку на молнии. Ребенок проводит замочек по прорези от начала до конца.
- Рамки-вкладыши.
Методика раннего развития детей Марии Монтессори — это простор для творчества не только родителей, но и детей. Ведь все игрушки можно изготавливать из подручного материала вместе с ребенком.

Плюсы методики
Как и у всех остальных, у этой системы есть свои достоинства и недостатки. Это нужно учитывать при выборе будущих занятий с вашим малышом. В первую очередь рассмотрим ее сильные стороны. Методика воспитания детей Марии Монтессори хороша для групповых и индивидуальных занятий, потому что:
- Она помогает ребенку самостоятельно обучаться и развиваться.
- Здесь нет негативных оценок и действий, то есть наказаний и критики.
- Малыш привыкает к порядку.
- Занимающиеся по этой методике дети рано начинают читать и писать.
- К каждому малышу можно подобрать индивидуальный подход, что очень важно в работе с детьми-инвалидами. Актуальность методики Монтессори в этом случае сложно переоценить. Детки, у которых ограничен тот или иной канал получения информации, очень уязвимы, а занятия, проводимые с ними по такой системе, позволяют исправить ситуацию.
- Группы разбираются по интересам, а не по возрасту.
- В группах не практикуются соревнования и сравнения с другими детьми.
- Как, с чем и сколько работать, выбирает сам малыш.
Минусы
Казалось бы, все более чем радужно. Но у этой системы есть и свои недостатки. в первую очередь потому, что подойдет она не каждому ребенку.
- Гиперактивного малыша будет очень сложно уговорить заняться чем-то из предложенного выше.
- Методика не подходит под школьные стандарты. Привыкнув свободно перемещаться и подбирать себе задания по интересам, ребенок будет долго адаптироваться в школе.
- Разновозрастные группы. Это можно воспринимать как минус, но он является скорее плюсом. Ребенок учится жить в обществе.
- А вот отказ от сказок и стихов является большим минусом. Хотя сегодня педагоги-сторонники системы Монтессори понимают это упущение и самостоятельно дополняют уроки.
- Группа живет в своем микромире, оторванном от реальности.
Вместо заключения
Несмотря ни на что, многие семьи отдают предпочтение методике Монтессори. Для детей 1-3 лет ее можно назвать самой лояльной из всех имеющихся. Кроме того, вы можете выбирать отдельные ее элементы и комбинировать с чем-то иным. Ведь ваш ребенок уникален, и никто, кроме вас, не знает, что требуется ему в данный момент. Главное — усвоить принцип: у ребенка есть все для развития, ему нужно только немного помочь, подтолкнуть, похвалить. И тогда у него все в этой жизни точно получится!
Методика Марии Монтессори. — mama.ua
6 марта 2017 г. 10:33
В наше время популярна теория о том, что ребенок намного мудрее своих родителей и он сам способен выбрать, чем ему заниматься и каким способом развиваться. А взрослые, как правило, мешают этому естественному процессу. Но на самом ли деле это так?

Мария Монтессори – известнейшая среди педагогов личность, итальянский врач и педагог, в начале ХХ века разработавшая уникальную в своем роде методику развития и воспитания ребенка.Монтессори длительное время работала в детской психиатрической клинике, что дало ей возможность на основе своих наблюдений определить основные принципы гармоничного развития личности ребенка в разные периоды его жизни. На основе принципов методики Монтессори построено воспитание детей в детских садах и центрах раннего развития почти 80 стран мира.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Развивающая комната для ребенка
СУТЬ МЕТОДИКИ МОНТЕССОРИ
Мария Монтессори была убеждена в том, что самый важный период развития человека – с рождения и до шести лет, так как именно в это время формируется его интеллект и психика. Именно поэтому важно не мешать естественному развитию, а, наоборот, всячески помогать и предоставлять любые средства для самопоиска малыша.

Садик Монтессори — место, где методику применяют профессионалы
Вся идеология методики Монтессори основана на обращении к индивидуальности ребенка, его самобытности, уникальности характера и способностей. Одним из важнейших принципов воспитания детей считается их самостоятельность. Фактически, малыш сам выбирает себе средства для своего развития и способы реализации своих естественных задатков. Родители или педагог призваны, наблюдая, помогать, не вмешиваясь и не решая, чем кроха будет играть, что можно, а чего нельзя, что ему рано или не подходит по какой-то причине. Все, что ребенку интересно, родители должны брать во внимание. Это можно преподнести как игру, которая приносит удовольствие и маме, и папе, и ребенку.
Цель развития по системе Монтессори – вовсе не сделать из ребенка маленького Эйнштейна, легко оперирующего цифрами и формулами, а воспитать человека, которому интересен сам процесс самообразования, который стремится знать и понимать, учиться и познавать новое. Понятное дело, имея такие качества, человек не может не достигнуть успеха в жизни.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Какую методику раннего развития выбрать?
МОНТЕССОРИ МАТЕРИАЛЫ
Согласно теории Монтессори, самое лучшее и самое правильное, что должен сделать взрослый для ребенка, – создать благоприятную для развития среду, но не больше, причем имеется в виду не что-то абстрактное, а конкретное пространство, в котором малыш сможет учиться всему новому. Как оно должно выглядеть?

Игрушки, доски и вкладыши Монтессори — материалы для развития ребенка в процессе игры
Это должны быть несколько зон в комнате, в одной из которых ребенок будет развивать свои сенсорные способности и мелкую моторику (рамки с крючками, бантиками, пуговичками, застежками и т.д.), в другой – учиться самообслуживанию, играя, например, с игрушечными бытовыми приборами и инструментами, в третьей зоне должны быть материалы, развивающие мышление, логику, внимательность (кубики и цилиндры, сортеры, карточки, мячики и всевозможные игры с ними), ещё в одной – тренировать математические способности (счетные бусы, геометрические фигуры с формочками, доски умножения/деления и пр.).
Материалов Монтессори слишком много, чтобы их описать, но элементы методики можно встретить даже на обычных детских площадках – разноцветные счетные баранки или вращающиеся кубики с буквами, например, не что иное как игрушки Монтессори. В наших государственных садиках игры Монтессори тоже весьма и весьма популярны, так что говорить, что система Монтессори– только «для избранных», не приходится.

Монтессори центр, и не один, есть в каждом большом городе
НЕДОСТАТКИ МЕТОДА МОНТЕССОРИ
Критики Монтессори указывают на то, что методика не уделяет должного внимания развитию творческого потенциала ребенка – нет ролевых игр, нет места для импровизации и полета фантазии. Всё верно, если не учитывать тот момент, что методике уже более ста лет, а за это время многие не менее талантливые педагоги, чем сама автор метода, привнесли в методику множество того, на чем Мария Монтессори не акцентировала своего внимания. В том числе и творчество. Вряд ли сегодня найдется садик или группа раннего развития, где дети не лепят, не рисуют, не читают и не играют вместе.
Ещё один из часто называемых минусов системы Монтессори – противоречия в самих принципах воспитания. Например, педагог должен не вмешиваться в игры детей, но в то же время строгая дисциплина (в Монтессори-садиках это один из ключевых моментов) не воспитывается иначе как вмешательством взрослого. Хотя вмешательство вмешательству рознь – конечно же, всё зависит от конкретного воспитателя и его подхода к детям.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Новые методики развития. Развивающие фильмы
ИТОГ
Методика Монтессори не зря настолько популярна сегодня: беспрепятственно и самостоятельно всесторонне развитая личность, без сомнения, достигнет успеха в современном мире, где конкурируют не профессии, а навыки, хватка, упорство, способность к самообучению.

Детский сад Монтессори дает ребенку больше, чем просто занятия дома
Конечно, можно самостоятельно организовать Монтессори-уголок в своем доме, купить материалы, разные игры, но методика не состоит только из одних материалов – приобрести их недостаточно, чтобы достигнуть ожидаемых результатов – лучше, если развитием ребенка будут заниматься специально обученные профессионалы, благо, Монтессори-садиков сегодня в Украине немало.