Методики обучения детей
Наука — это процесс вечный. Еще в лоне матери дитя учится приспосабливаться к жизни, принимая внутриутробную позу и развиваясь с маминой помощью, а у же в младенчестве познает первые азы самостоятельности, используя рефлексы. Со временем обучение является главной задачей ребенка. От выбора методики обучения во многом зависит интерес малыша к науке, его желание учиться, творить, конструировать и находить свое место в жизни.
Методики обучения детей дошкольного возраста
Сегодня готовить ребенка к школе помогают развивающие методики для дошкольников. Они позволяют подать знания в доступной, эффективной и интересной форме.
Это и есть основное „преимущество” сегодняшних „развивалок” над вчерашними методами обучения. Да, новое не является полным отвержением старого и испытанного годами. Но все же, обучение по-новому даёт продуктивные результаты. Итак, узнаем о методах развития дошкольников:
- Методика Глена Домана. Она охватывает детей от рождения до четырех лет и в основном направлена на овладение чтением. Но развитие по Доману — это и интеллектуальное развитие, и физическое, ведь совершенствование детского мозга ребёнка связано с совершенствованием двигательных умений и навыков. Суть методики обучения чтению по Доману заключается в том, что учитель (педагог, родитель) дает посмотреть малышу на карточку, где красными ровными буквами написано слово, и при этом его произносит. Рядом помещается изображение этого слова. Методика базируется на запоминании слов целиком, без обучения чтению по слогам, как это было принято многие годы. Такой способ обучения не один раз подвергался критике из-за пассивной роли ребенка. Ведь задействуется только его память. Да и процесс изготовления таких карточек для запоминаний очень трудоемкий, учитывая богатство нашего языка и невозможность изобразить слова, не являющиеся предметами.
- Развитие по системе Монтессори. Мария Монтессори разработала методику развития деток 3 лет, которая основывается на свободе их выбора. То есть малыш сам выбирает, как и чем ему заниматься, сколько времени посвящать выбранному занятию. Методика — это целый комплекс занятий из упражнений, раздаточных материалов в виде дощечек, рамок, фигурок. Главный недостаток методики состоит во вседозволенности в процессе обучения, свободе детей, которая, по сути, является обучением всему понемногу без системы, планирования, последовательности.
- Методика кубиков Зайцева. Кубики Зайцева позволяют научиться читать в три года, а то и раньше. Набор состоит из 52 кубиков, разных по цвету и объему, весу и наполнению, на гранях которых нанесены слоги. В процессе игры с кубиками малыш составляет слова. Дополнение к этим кубикам — плакаты со слогами. Учить чтению, используя методику Зайцева, не очень просто, это требует усидчивости от родителей, не говоря уже о детях. Существуют специальные развивающие центры, обучающие чтению по этой методике.
- Игры по системе Никитиных. Семья Никитиных является классиками отечественного воспитания. Еще во времена Советского Союза на личном примере многодетной семьи они продемонстрировали образец воспитания гармоничной личности. Никитины акцентируют, что нельзя допускать крайностей в виде полной свободы и заброшенности ребенка, также чрезмерного давления на него в виде постоянных поручений, обучений, занятости. Основной задачей воспитания по методике Никитиных является развитие творческих способностей детей. Развивающие игры Никитиных популярны и сегодня, поскольку учат самостоятельно принимать решения. Игры рекомендуются малышам с полутора лет.
- Развитие ребёнка по Вальдорфской системе. Методике более ста лет, она возникла в Германии. Ее автором является Рудольф Штейнер. Основатель методики раннего развития считал, что до периода смены молочных зубов, то есть до 7 лет, малыша не следует загружать обучением письму и чтению. А вот творческие и духовные способности малыша нужно раскрывать, развивать дитя в гармонии с природой. Так, ребенок должен слышать и чувствовать музыку, рисовать и петь, лепить и танцевать.
- Методика Лупан. Сесиль Лупан является последователем Глена Домана и других методик раннего развития. На базе методики предшественников она разработала свою стратегию раннего развития ребёнка. Ее книга «Поверь в своё дитя» повествует о том, как и чему учить девочек и мальчиков. Главный принцип Сесиль Лупан состоит в систематичности и ежедневном обучении ребятишек в сензитивных (благоприятных) периодах. Автор придает основное значение чтению книг детям для развития их речи. Сесиль Лупан предлагает объяснять малышам сложные сказки, а для облегчения изучения букв считает необходимым визуализировать буквы. То есть к букве „к” рисовать кошку, к букве „м” — мышку. В книге автор советует родителям, как обучать своих чад верховой езде и плаванию, живописи и музыке.
Методики обучения детей чтению
Существует несколько основных методов обучения чтению детей дошкольного возраста. Вот они:
- Фонетический метод. Он основан на алфавитном принципе произношения букв и звуков. Когда малыш накопил достаточно знаний, то переходит к слогам, затем к словам. В фонетическом методе есть направление систематической фонетики (последовательное обучение звукам перед началом чтения) и направление внутренней фонетики (идентификация слова посредством рисунка).
- Лингвистический метод. Дети приходят в первый класс с большим словарным запасом, и поэтому лингвистический метод предлагает вначале обучать тем словам, которые читаются так, как и пишутся. На таких примерах мальчики и девочки усваивают соответствия между звуками и буквами.
- Метод целых слов. Его суть состоит в распознавании слов как целых единиц без их разбивания на слоги. Метод целых слов не предусматривает изучение звуков и букв. Ребенку просто показывают слово и выговаривают его. После изучения 50-100 слов малышу предлагают текст, где усвоенные слова встречаются часто.
- Метод целостного текста. Он похож на предыдущий, но акцент делается на языковом опыте ребенка. К примеру, малышу предлагают книгу с увлекательным сюжетом. Он смотрит, встречает незнакомые слова, о сути которых он должен догадываться с иллюстраций. Поощряется при этом и чтение, и написание своих рассказов. Фонетические правила ученику вообще не объясняются, а связь между звуками и буквами устанавливается в процессе самого чтения.
- Метод Зайцева
. Автор определил единицей строения языка слог. Это гласная и согласная, то есть только две буквы. Слоги Зайцев написал на гранях кубиков, разных по весу и цвету. Данную методологию относят к фонетическим методам, потому что слог является и слогом, и фонемой. В ходе обучения чтению по методике Зайцева ребенок получает понятие о буквенно-звуковых связях. - Метод обучения Мура. Автор начинает с обучения малыша буквам и звукам. При этом ученика вводят в лабораторию, где находится печатная машинка. При произношении звука нажимается клавиша с соответствующей буквой. Следующий этап — демонстрация сочетания букв. Это могут быть и простые слова из трех букв. Их также необходимо набирать на печатной машинке.
- Метод Монтессори. Автор сначала показывала детям буквы, затем учила их узнавать, потом писать и произносить. После того, как они уже обучились соединять в слова звуки, Мария Монтессори предлагала ученикам сочетать слова в предложения.
Методики обучения детей английскому языку
Сегодня детей обучают английскому языку в раннем возрасте. Если вы не можете делать это самостоятельно, то можно с этой целью нанять репетитора либо отдать малыша в группу раннего обучения иностранным языкам. В такую группу лучше записываться в возрасте 4-5 лет.
Сегодня в подобных группах учеников обучают английскому языку по нескольким методологиям:
- Методика Зайцева. Она предназначена для трехлеток и базируется на использовании кубиков.
- АлфавитДжеймса Питмана. Он расширил алфавит английского языка до 44 букв таким способом, чтобы каждая из них произносилась только в одном варианте, а все слова читались так, как пишутся.
- Игровая методика или game method. Она весьма эффективна в обучении детей английскому языку. Педагог начинает игры, а в их ходе происходит обучение словам. В игровой форме развиваются все знания об английском языке, начиная с грамматики до разговорной речи.
- Комбинированная методика. Она состоит в смешивании разных методик обучению детей английскому языку. В комбинированной методике задействуются игры, кубики, песни, картинки, танцы. Ребенку не приходится скучать, переключаясь из одного вида деятельности на другой. Это, как правило, положительно сказывается на усвоении знаний.
Итак, методики обучения детей английскому языку существуют самые разные. Но результативность усвоения знаний во многом зависит от личности педагога, его контакта с учениками, умения чувствовать каждого обучаемого.
Специально для nashidetki.net- Елена ТОЛОЧИК
Разные методы обучения детей дошкольного возраста
Процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста предполагает правильный и точный подход. Развитие личностных качеств, выработка умений и навыков, коммуникативность и творчество, физическое развитие — для каждой цели существуют определенные методики. С помощью точного подхода можно обеспечить интерес детей к образовательному процессу, благодаря чему усиливается эффективность усвоения знаний и информации.
Виды методов обучения
Для детей процесс обучения предполагает особенный подход. В данном случае необходимо обеспечить комфортное, эффективное и правильное усвоение образовательной информации. Такой принцип действует и для развития личностных качеств ребенка, что имеет важное значение.
Усвоение и применение накопленных знаний является важным моментом всех методик обучения. В процессе применения различных программ следует учитывать следующие факторы:
- Возраст ребенка;
- Целевое назначение методики;
- Особенности воздействия обучающей программы;
- Развитие индивидуальных личностных качеств;
- Умеренность воздействия методов обучения.
Важным принципом развивающих способов является гармоничное сочетание физических, умственных мероприятий с комфортным периодом отдыха. Все это обеспечивает наиболее эффективное усвоение знаний, развитие качеств и навыков.
Цель каждого образовательного процесса заключается в повышении интереса детей к получению новых знаний и освоения навыков. Таким образом, достигается эффективность и качество методов обучения. Основные методики предполагают предоставление ребенку следующих вещей: свобода выбора, активная и продуктивная деятельность, открытость и коммуникабельность. Так происходит комплексное развитие личностный и творческих качеств.
Различные методы преследуют определенные цели. Каждый основывается на развитии конкретных навыков. Некоторые методы и приемы обучения осуществляют комплексное воздействие, например, служат для развития физических и умственных навыков. Также являются эффективными и общеразвивающие занятия, которые обеспечивают интерес детей к получению новой информации. Такой способ воспитания позволяет эффективно, правильно и качественно осуществлять занятия.
Существуют основные и наиболее популярные методики обучения детей дошкольного возраста:
- Информационная методика предполагает взаимосвязь деятельности ученика и педагога. Особенностью такой технологии является то, что происходит эффективный процесс воспитания, вследствие которого усваиваются навыки и приемы развития;
- Активная двигательная методика для обучения и воспитания детей способствует развитию физической выносливости, гибкости и ловкости. Такие способности необходимы, а занятия могут проводиться в игровой форме, что обеспечивает усиленный интерес ребенка. В данном процессе осуществляется обучение прыжкам, ходьбе, гимнастике и др.;
- Технология проблемного обучения предполагает развитие мышления и представляет собой дополнительную часть комплекса методик для детей дошкольного возраста. В данном случае происходит формирование личностных качеств, развивается мышление, применяются полученные знания. Технология является эффективной для полноценного развития понимания, сознательного усвоения и решения каких-либо задач;
- Способ четко регламентированных упражнений предполагает точное соблюдение всем правил и поставленных целей. В процессе необходимо соблюдать определенную программу, норму нагрузки, а также обеспечить необходимые условия для успешного выполнения задачи ребенком.
Данные способы являются основными для физического воспитания ребенка. Существуют также и другие технологии, которые также предполагают определенное воздействие, благодаря которому развиваются навыки и формируются личностные качества и способности, например, обучение пению, грамоте или конструированию. Все это позволяет осуществлять комплексный подход, например, при обучении прыжкам можно использовать упражнения, которые предназначены для тренировок при ходьбе. Правильные приемы позволяют детям быстро и эффективно усваивать и применять на практике полученные знания, а также развивать физическую форму.
Эффективное обучение
Важное значение имеет и умственное развитие ребенка. В данном случае применяются различные образовательные программы, технологии и методы. При обучении грамоте или пению, конструированию или счету — необходим правильный подход с учетом возрастной категории и особенностей метода. Именно тогда занятия будут наиболее эффективными и полезными, а информация усвоится верно.
Для оптимального развития дошкольников существуют различные виды методов обучения. Все способы предполагают комплексный подход, который соответствует цели занятий, возрасту детей, особенностям развития. Так достигается наиболее комфортное усвоение и применение информации. Для детей используются следующие техники и виды занятий:
- Метод Глена Домана предназначен для работы с детьми до 4 лет. Принцип такой технологии достаточно прост и заключается в том, что ребенку показывают карточку, на которой ровными яркими буквами написано слово. Рядом нужно расположить изображение этого предмета вслух назвать его. В данном процессе задействована память, то есть мозг запоминает слова. Такая техника имеет и некоторый недостаток, который заключается в невозможности изобразить очень многие слова;
- Техника Монтессори предполагает предоставление детям 3 лет свободного выбора, осуществив который, они могут выполнять любое понравившееся им занятие. В данном случае присутствуют различные упражнения, материалы (фигурки, дощечки и др.), благодаря которым, свободно посвящают время занятию. В этом процессе отсутствует четкое планирование, что является недостатком таких методов обучения;
- Кубики Зайцева используются для обучения грамоте чтения в возрасте 3 лет. Способ представляет собой набор различных кубиков и плакаты, на которых изображены слоги. Техника является не простой, а достаточно сложной, требующей предельного внимания педагога;
- Система Никитиных основана на гармоничном сочетании занятости ребенка и свободного времени. Технология акцентирует внимание на полноценном развитии творческих навыков детей в период дошкольного возраста, например, обучение пению или конструированию. В данном случае происходит принятие ребенком самостоятельных решений, что способствует применению на практике полученных навыков и развитию мышления;
- Вальдорфская техника существует уже достаточно долгое время. Данная методика предполагает развитие духовности, творческих талантов детей до 7 лет. Такая система не предусматривает активное обучение детей грамоте, но акцентирует внимание на обучении пению, конструированию, рисованию и других творческим процессам;
- Система Сесиль Лупан предполагает регулярные и систематические обучающие занятия для детей. Таковыми являются ежедневное чтение книг, визуализация букв, живопись, обучение пению. В данном процессе придается важное значение развитию навыков чтения и правильной речи. Например, к букве «А» следует нарисовать арбуз и соответственно осваивать другие буквы и обучаться грамоте.
Различные методы обучения детей дошкольного возраста периода позволяют осуществить качественный, оптимальный и комфортный процесс подачи информации. Игровые занятия, творческое развитие также имеет важное значение для эффективного усвоения ребенком необходимых сведений. В процессе обучение важно вызвать заинтересованность детей в происходящем и желание узнать больше, применить знания. Так обеспечивается оптимальный эффект обучения и правильное усвоение знаний.
Существует определенная классификация методов, что позволяет подобрать оптимальную программу в конкретном случае. Все техники разделяются на игровые, словесные, практические и наглядные. В первом случае осуществляется игровой процесс, целью которого является комфортная подача знаний детям. Принцип словесных методик заключается в том, что педагог читает книги, рассказы, стихи, беседует с детьми. Так ребенок осваивает правильную речь, узнает новую информацию, обучается грамоте. Практический способ закрепления или получения знаний заключается в многократном выполнении какого-либо упражнения (умственного или физического). В процессе же наглядной методики происходит наблюдение, например, за погодой, за растением или просмотр фильмов.
Каждый метод предполагает определенное воздействие на детей, то есть обучение ходьбе, конструированию, грамоте или пению. Основным принципом успешного применения какой-либо техники обучения является то, что следует заинтересовать ребенка происходящим процессом, получением новых знаний или умений. В противном случае вся информация не будет качественно усвоена. Учитывая все необходимые факторы, можно подобрать оптимальный способ и проводить обучающие мероприятия достаточно эффективно.
Известные методики обучения детей дошкольного возраста
Во всем мире родители задаются одним и тем же вопросом: «С какого возраста необходимо обучать детей?». Многие педагоги отвечают, что обучать нужно с рождения, и разрабатывают собственные методики, способствующие раннему развитию малышей. Так как развивающих методик достаточно много, и некоторые родители никак не могут решить, какая из них лучше всего подойдет их чаду, в этой статье мы рассмотрим самые популярные методики.
Раннее физическое развитие
Раннее физическое развитие малыша стимулирует развитие его мозга, и способствует его более быстрому обучению в дальнейшем. Наиболее известные методики в этом направлении: динамическая гимнастика, метод Глена Домана и Никитиных.
Динамическая гимнастика – комплекс упражнений, которые родитель выполняет с ребенком. Она включает в себя элементы гимнастики, массажа и упражнения, направленные на развитие вестибулярного аппарата. Регулярное выполнение с грудничком динамической гимнастики развивает рефлексы малыша, нормализует мышечный тонус, укрепляет иммунную и сердечнососудистую системы, способствует нормальному психическому развитию.
Согласно методу раннего развития, разработанного нейрофизиологом Гленом Доманом, движение детей не надо ничем ограничивать, малыша следует, как можно раньше обучить гимнастике. Ведь мозг маленького человека интенсивно развивается и растет только тогда, когда он работает. Чем больше ребенок знакомится с окружающим его миром и своим телом, тем быстрее развивается его мозг, умение анализировать, думать. Мозг ребенка изначально запрограммирован на обучение, а задача родителей – не мешать малышу и поощрять его.
Борис и Елена Никитины, родители семерых детей, разработали свою методику раннего развития. Она основана на том, что не надо мешать ребенку познавать окружающий мир. Если движения малыша ничем не ограничивать, то это будет способствовать развитию его мозга. Например, вместо того, чтобы сажать ребенка в манеж, стоит установить для него спортивную стенку, и помочь ему освоить ее. Не нужно делать за маленького человека то, что он может сделать сам, пусть самостоятельно преодолевает возникшие перед ним трудности и препятствия.
Общее развитие
Теперь мы рассмотрим методики, направленные на раннее обучение детей чтению, основам математики, письму: методики Сесиль Лупан, Глена Домана, Николая Зайцева, педагогику Марии Монтессори, Вальфдорскую систему.
Николай Зайцев разработал ряд пособий по обучению детей дошкольного возраста чтению, математике, письму, английскому языку. Уникальным является его метод раннему обучению чтению с помощью кубиков разных размеров, цветов и звучания.
Сесиль Лупан основывает свою методику на том, что ребенку надо с самого раннего детства объяснять все, что вокруг него происходит. То, что нельзя непосредственно показать малышу, можно представить на картинке. Сесиль утверждает, что если грудничок с самого рождения будет слышать, как ему читают книги, то в дальнейшем это поможет ему быстрее выучить буквы и научится читать.
Глен Доман, известный американский педиатр, считает, что мама должна обучать и развивать своего малыша в процессе выполнения повседневных занятий, параллельно объясняя ребенку, что и зачем она делает, а также рассказывая ему обо всех предметах, которые попадают в его поле зрения. Также Доман советует родителям развивать кругозор ребенка с помощью карточек с рисунками (растения, животные, явления природы). Мама или папа должны показывать малышу карточку и рассказывать о том, что на ней изображено, можно даже составить небольшой рассказ о том, что нарисовано на карточке. Доман утверждает, что обучать детей с раннего возраста естественным наукам, математике, чтению, истории необходимо с помощью подобных карточек.
Основой педагогики Марии Монтессори является саморазвитие личности. Но для того чтобы стимулировать желание ребенка к познанию, его надо поместить в среду насыщенную инструментами и материалами. В некоторых детских садах воспитатели следуют методологии Монтессори, там малыш может беспрепятственно брать различные предметы и делать с ними то, что он хочет, благодаря этому ребенок познает окружающий мир и саморазвивается. Воспитатели в таких садах не ограничивают детей в их стремлении к обучению новому, а наоборот объясняют крохам то, что им непонятно, но интересно. Психологи уже давно заметили, что малыши, посещающие садики, практикующие метод Монтессори, более общительны, с энтузиазмом учатся всему новому, умеют работать как в группе, так и самостоятельно. Мария Монтессори разработала свою систему обучения детей письму и чтению именно в таком порядке: сперва малыши запоминают начертание прописных букв, вырезанных из шершавой бумаги и наклеенных на карточки, а потом уже учатся составлять слова из такого алфавита.
Вальфдорская система обучения малышей направлена на раскрытие в них творческого потенциала, воспитание и духовное развитие. В детских садах, практикующих эту методику, все игрушки сделаны исключительно из натуральных материалов (например, дерева, шерсти), и в большинстве случаев руками воспитателей. Такие игрушки способствуют развитию в ребенке воображения и умения самостоятельно придумывать интересные игры с ними. Воспитатели обучают детей делать что-то новое на собственном примере. Так, воспитатель делает какую-то поделку своими руками и предлагает малышам помочь ему или вместе с ним попробовать сделать то же самое. Обычно дети с увлечением присоединяются к взрослому в его работе. По такому же принципу развивают у детей память: воспитатель читает стихи, сказки, истории, а потом малыши повторяют за ним услышанное.
Мы перечислили самые популярные методики обучения детей дошкольного возраста. Выбирая для своего ребенка методику раннего развития и обучения, родителям стоит обратить внимание не на разрекламированность метода, а на то насколько, по их мнению, он подходит их малышу.
Основные методы и приемы обучения детей дошкольного возраста.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
основные методы и приемы обучения детей дошкольного возраста.
2 слайд
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — способ упорядоченный взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
3 слайд
ПРИЕМ — часть метода, его конкретный элемент. Существуют разнообразные классификации методов обучения. Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источникам передачи и х-ру восприятия информации.
4 слайд
Методы и приемы обучения детей в ДОУ Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО; Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа Практические и игровые – упражнение, игровые методы элементарные опыты, моделирование
5 слайд
Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления. Наблюдение
6 слайд
Метод демонстрации, включает различные приемы: А) Показ предметов Б) Показ образца В) Показ способа действий Г) Демонстрация картин
7 слайд
Показ предметов
8 слайд
Показ образца
9 слайд
Показ способа действий
10 слайд
Демонстрация картин- иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.
11 слайд
Использование ТСО-
12 слайд
Словесные методы и приемы Объяснение Чтение
13 слайд
Практические методы связаны с применением знаний в практической деятельности, овладением умений и навыков посредством упражнений. Игровые методы

Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация
Номер материала: ДБ-103028
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы: