Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Методика развития речевого развития: Методы и средства развития речи детей, способы развития детской речи в центре «Доброе слово»

Posted on 31.01.199001.11.2022

Содержание

  • Методики развития речи | Умница
    • Когда учить ребёнка говорить?
    • «Говорим и читаем с пелёнок»
    • Что включает данная система обучения?
    • Каких результатов можно добиться?
    • Как быстро малыш научится говорить?
    • Другие методики развития речи:
      • Тест
  • Методика развития речевого дыхания у дошкольников
  • Методика оценки функций формирующейся речи у детей с особенностями развития
      • принадлежность
      • Авторы
      • принадлежность
    • Абстрактный
      • Цифры
    • Похожие статьи
    • Цитируется
    • термины MeSH
  • Развитие речи и языка – Библиотека медицинской информации
    • Обзор темы
      • Что такое развитие речи и языка?
      • В чем разница между речью и языком?
      • Когда начинается речь и язык?
      • Что помогает ребенку научиться речи и языку?
      • Почему у некоторых детей возникают проблемы с речью и языком?
      • Когда следует поговорить с врачом вашего ребенка?
    • Что нормально
    • Общие опасения
      • Речевые и языковые задержки
      • Проблемы с поведением
      • Обычные ошибки
    • Плановые осмотры
    • Когда звонить
    • Формирование навыков дома

Методики развития речи | Умница

Развитие речи детей — это вопрос, который волнует многих родителей. В данной статье мы не будем останавливаться на логопедических нормах: когда начать, сколько слов говорить, что делать, если ещё не разговаривает. «Умница» специализируется на раннем развитии детей, поэтому наша задача — помочь в нужном возрасте создать базу, основу для того, чтобы ваш ребёнок сам заговорил красиво и правильно.


Когда учить ребёнка говорить?

Как и во всём, что касается раннего детского развития, оптимальный возраст для старта речевых занятий — с рождения и до года. На то есть несколько причин:

  1. Новорождённый говорить, конечно, ещё не умеет. Но он впитывает информацию как губка, поэтому активное общение формирует пассивный словарный запас ребёнка, которым он воспользуется в будущем.

  2. Речь, как известно, бывает устная и письменная.

    Это две стороны одной медали, поэтому раннее обучение чтению тоже развивает вербальный интеллект и навыки говорения. А методики обучения чтению рассчитаны как раз на возраст с рождения.

  3. Народная мудрость не зря создала столько потешек, колыбельных, мирилочек и шагалочек для самых маленьких. Разговоры с новорождённым, игры на развитие моторики, массажи и другие приёмы, которыми пользуются родители уже тысячи лет, создают вокруг малыша правильную речевую среду, которая стимулирует его на самостоятельное общение (желание коммуницировать и быть понятым).

Итак, развитие речи в раннем возрасте полезно и важно для малыша. Как же научить ребёнка говорить красиво и правильно?

«Говорим и читаем с пелёнок»

Для раннего речевого развития ребёнка «Умница» предлагает готовую систему занятий «Говорим и читаем с пелёнок». Она состоит из 3 комплектов:

  • «Чтение с пелёнок»
  • «Говорим с пелёнок»
  • «Карточки Домана на DVD»

В основе этой Системы лежит методика Домана-Маниченко: развитие способностей с рождения через демонстрацию карточек, специальных книг, анимационных сюжетов с раннего возраста. Обучение происходит в формате игры и максимально естественно для ребёнка, ведь он просто с интересом проводит время с мамой, и при этом учится говорить.

Что включает данная система обучения?


«Чтение с пелёнок» — это база для развития вербального интеллекта. Ваш ребёнок не просто научится читать с рождения (это, пожалуй, приятный «побочный эффект»). Главное, что занятия по этому комплекту тренируют внимание, память малыша, улучшают его остроту и скорость мышления, а также очень полезны для развития слуха и зрения в раннем возрасте. С этого комплекта рекомендуется начинать обучение.

Через 2 недели после старта «Чтения с пелёнок» рекомендуется подключать комплект «Говорим с пелёнок». Он не просто решает задачу, как научить ребёнка говорить, но и подкрепляет ваши занятия по чтению. Обучение строится на народном творчестве — тех самых потешках, колыбельных и других добрых «бабушкиных» фольклорных элементах. Занятия включают в себя игры на развитие моторики, мелкой (пальчиковые игры) и крупной (массажики), что положительно влияет на подготовку речевого аппарата к говорению.

«Карточки Домана на DVD» — это оптимальное дополнение для развития речи детей раннего возраста. Эта программа для раннего развития состоит из 5 DVD, разбитых по уровню сложности. Каждый диск содержит так называемую словообразовательную анимацию — малыш слышит слово, видит его значение, смотрит короткий сюжет на эту тему. Слово проговаривает диктор, другие малыши, а также оно на глазах меняется (например, из «мамы» наглядно превращается в «мамочку»), позволяя понять, как в русском языке образуются слова.

Пусть вас не пугает то, что комплектов три — занятия по ним несложно встроить в ваш обычный образ жизни, ведь одна игра по комплекту занимает от 5 секунд до пары минут. Такая система раннего развития подразумевает определённую регулярность занятий — в день по «Чтению» рекомендуется 3-5 мини-уроков, по «Говорим с пелёнок» 1-2, «Карточки Домана на DVD» можно смотреть 3 раза в день по 5 минут. Но в среднем такие занятия требуют не больше одного часа в день.

Каких результатов можно добиться?

Главный результат по системе обучения «Говорим и читаем с пелёнок» является развитие вербального интеллекта ребёнка. Это способность красиво и понятно говорить и писать, «не полезть за словом в карман», аргументированно доказывать свою позицию и вообще доносить свою точку зрения. Он лежит в основе академической успеваемости — замечено, что «разговорчивые» дети лучше учатся в школе.Также данная система обеспечивает удивительный словарный запас, способность сразу выражать свои мысли словосочетаниями и предложениями, отличную память и концентрацию внимания. Ну а «Чтение с пелёнок», как следует из названия, учит читать целыми словами, причём даже до того, как ребёнок научится говорить.

Как быстро малыш научится говорить?

Система рассчитана на 1-1,5 года занятий. Безусловно, первые результаты (в том числе, выход в речь) вы увидите и раньше. Данный срок — это длительность всей программы раннего развития, рассчитанной на долгосрочный эффект. Такой задачи перед ней не стоит. Ваш малыш выйдет в речь тогда, когда к этому будет готов его речевой аппарат, а также в зависимости от своих интересов и речевой активности родителей. Ранний выход в речь не гарантирует её правильности и какого-то полезного эффекта в долгосрочной перспективе, поэтому не стоит стремиться как можно раньше услышать как можно больше слов от малыша. Главное, чтобы после выхода в речь он говорил красиво и правильно

Другие методики развития речи:

«Умница» специализируется на раннем детском развитии, поэтому в нашем ассортименте нет методик для детей более старшего возраста. Но если вас интересует тема развития речи дошкольников, то можно обратить внимание на следующих авторов и их работы:

  • Бородич А.М. «Методика развития речи детей»
  • Алексеева М.М., Яшина Б.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»
  • Методика М.Ф.Фомичёвой «Воспитание у детей правильного произношения»
  • Ушакова О.
    С, Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»

Обращаем ваше внимание, что данные методики развития речи приводятся для справки, если вы хотите узнать больше о том, как научить ребёнка хорошо говорить или решить логопедические проблемы. Консультаций по этим методикам мы не проводим.

Тест

Методика развития речевого дыхания у дошкольников



При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru

Серия «Логопедические технологии»

Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ

РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

У ДОШКОЛЬНИКОВ

С НАРУШЕНИЯМИ

РЕЧИ

Москва 2004

ББК7-1.:* Б 43

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
[SBN б 88821 Ofl

Научный редактор:

доктор мед. наук профессор Л.И. Белякова

Рецензенты:

профессор Е.В. Лаврова,

доктор мед. наук профессор Л. Ф. Гаврилов

Методическое пособие является итогом совместной научно-практической работы преподавателей кафедры логопедии МПГУ и педагогов ГДОУ № 2246 (заведующая Н.А.Трохина) Северного окружного управления Московского комитета образования. В апробации методики развития речевого дыхания у дошкольников с патологией речи приняли участие педагоги Г.В.Прокопенко, М.Л.Воронцова.

Обучение по этой методике позволяет детям с заиканием усваивать правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией, ринолалией и алалией помогает нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания.

Адресовано педагогам, осуществляющим коррекционную работу с детьми, имеющими речевые нарушения. Педагогическая технология развития речевого дыхания окажет помощь студентам логопедических отделений вузов в овладении специальностью.

ББК 74.3

ISBN 5-93927-098-0

© Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова, 2003 ©Оформление. ОООИздательство «Книголюб», 2004

ВВЕДЕНИЕ

Дыхание — одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие. Диафрагма участвует в дыхании, являясь главной движущей силой в его обеспечении.

Различают три типа дыхания: верхнереберный, грудной, грудобрюшной (он же диафрагмально-реберный). При любом типе дыхания диафрагма обязательно задействована, однако доля ее участия разная. Наименее физиологически оптимальным является ключичное дыхание, так как нижние доли легких участвуют при этом неполностью.

У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания — грудобрюшной.

Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям для развития грудобрюшного типа дыхания требуется обучение и активизация физиологической роли диафрагмальной мышцы с помощью специальных коррекционных физических упражнений.

Известно, что наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию.

Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.

В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Нормальный «речевой вдох» характеризуется наличием определенного количества воздуха, способного обеспечить поддержание подскладочного давления и правильного голосоведения. Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно и логически завершенного отрезка высказывания (так называемый речевой выдох).

В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.

Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит — семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, т.е. на ранней стадии речевого онтогенеза идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных механизмов, лежащих в основе устной речи.

В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых детей в 4-6-летнем возрасте, не имеющих речевой патологии, грудобрюшное и речевое дыхание находятся в стадии интенсивного формирования. У детей без речевой патологии к пяти годам наблюдается в основном грудобрюшной тип дыхания, хотя нередко (после бега, при волнении, в разговоре со взрослым и т.д.) они могут дышать всей грудью, даже поднимая плечи. Простые речевые задачи реализуются ими на фоне сформированного речевого выдоха. В процессе одного речевого выдоха они произносят простые трех-четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой. Стихотворные тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем дошкольном возрасте, как правило, с использованием речевого дыхания.

Усложнение речевой задачи детьми 5-6 лет в виде четырех-, пяти- и шестисловных фраз с новой лексикой приводит к нарушению речевого дыхания. Усложнение содержания высказывания как в семантическом, так и в лексико-грамматическом плане разрушает речевой выдох: появляются дополнительные вдохи, задержки дыхания, т.е. высказывание прерывается и, соответственно, не имеет интонационной завершенности.

Произнесение фразы детьми 10 лет, как и взрослыми людьми, в спокойном эмоциональном состоянии всегда происходит в пределах одного речевого выдоха, т.е. речевой выдох растягивается во времени соответственно длине высказывания. Таким образом, к 10 годам происходит формирование речевого дыхания, которое начинает соответствовать синтагматическому делению текстов, т.е. становление речевого дыхания завершается.

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.

Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически.

В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи.

Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха, у таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания — как на вдохе, так и на выдохе.

Таким образом, дошкольникам с речевой патологией прежде всего необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Работа включает пять этапов, которые должны проходить в строгой последовательности. Продолжительность каждого этапа регламентируется только результатами работы. В то же время в пособии указывается средняя длительность этапов, в которую, согласно нашему опыту, «укладывается» приобретение дыхательных навыков у большинства детей 5-6 лет с речевыми нарушениями.

Перед началом тренировки необходимо не только обследовать детей у педиатра и невропатолога, но и проконсультировать у отоларинголога, чтобы получить заключение о проходимости носовых ходов и состоянии их слизистой оболочки. Дети с острыми респираторными заболеваниями, ринитом, аденоидами не включаются в состав группы.

Логопеду желательно проверить дыхательную функцию детей при их поступлении в дошкольное учреждение, затем повторить процедуру в середине и в конце года.

Для проведения обследования рекомендуется использовать приборы «Пикфлоуметр» и «Спирометр детский». С помощью «Пикфлоуметра» определяется объемная пиковая скорость форсированного выдоха, с помощью «Спирометра» — объем воздуха в легких. Полученные данные заносятся в карту обследования детей и позволяют объективно оценить динамику жизненной емкости легких в процессе занятий.

Обучение проводится как с помощью известных методических приемов, так и с использованием разработанной нами методики, которая включает отдельные положения парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой.

Желательно, чтобы в группе одновременно занимались не более 7-8 человек.

I этап. Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике

Цель: развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.

Этап включает четыре упражнения. Длительность каждого упражнения 4-5 минут. В течение дня упражнения повторяются 2-3 раза. Каждое упражнение отрабатывается в течение одной недели.

Первый этап длится столько времени, сколько необходимо для развития грудобрюшного типа дыхания.

Примерная продолжительность этапа — четыре недели. В течение этого времени ребенок последовательно выполняет упражнения вначале в положении лежа, затем сидя и стоя.

На первых занятиях при проведении дыхательных упражнений необходимо поддерживать активное внимание детей.

упражнение 1. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.

Работа диафрагмы по опусканию и подниманию игрушки, лежащей на животе, воспринимается ребенком зрительно (рис. 1).



Рис. 1. Выработка грудобрюшного типа дыхания. Легкая игрушка лежит на области диафрагмы

Инструкция: «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

В соответствии с инструкцией логопеда ребенок следит глазами за подниманием и опусканием игрушки вслед за сокращением и расслаблением диафрагмы.

Внимание ребенка обращается на то, что игрушка становится «живой», если он дышит животом.

Упражнение можно сопровождать рифмовкой, произносимой логопедом:

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох),

То вниз (выдох)

Плывет по мне.

В течение недели можно менять игрушки, разнообразить словесное сопровождение. Например: «Качели — вверх, качели — вниз, крепче, куколка, держись!»
УПРАЖНЕНИЕ 2. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы.

Работа диафрагмы воспринимается ребенком не только зрительно, но и тактильно (ощущается ладонью).

Инструкция: «Положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Бегемотики лежали

Бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).




Рис. 2. Выработка грудобрюшного типа дыхания. Ладонь ребенка находится на области диафрагмы

Рис. 3. Выработка грудобрюшного типа дыхания. Ладонь ребенка находится на области диафрагмы

УПРАЖНЕНИЕ 3. Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы (рис. 2).

Работа диафрагмы продолжает контролироваться зрительно и тактильно.

Инструкция: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

упражнение 4. Ребенок, находящийся в положении стоя, кладет ладонь на область диафрагмы (рис. 3).

Упражнение выполняется перед большим зеркалом.

Инструкция: «Встань перед зеркалом, положи ладонь на живот, посмотри, как она движется, если ты дышишь правильно».

Это упражнение проводится также и с обнаженным торсом. Дети стоят в профиль к большому зеркалу, что помогает не только тактильно, но и визуально контролировать выполнение упражнений в положении стоя.

Наблюдение за детьми показывает, что некоторые из них при изменении положения тела переходят к более привычному верхнереберному типу дыхания, их рука, положенная на область диафрагмы, не совершает движений. В таком случае логопед кладет ладонь ребенка себе на область диафрагмы и предлагает ему «почувствовать рукой», а также посмотреть, как движется брюшная стенка в процессе дыхания.

При выполнении упражнений логопед следит за тем, чтобы вдох ребенка не был форсированным и его плечи не поднимались. Такой контроль необходим, потому что у детей с нарушениями речи при значительном увеличении объема вдыхаемого воздуха легко возникает гипервентиляция (наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение; и как следствие — отказ от занятий).

Важно помнить, что внимание ребенка на этом этапе сосредоточивается не на длительности вдоха и выдоха, а на работе диафрагмы, т.е. на ощущениях сокращений этой мышцы.

Сформированность грудобрюшного типа дыхания и активность сокращения диафрагмальной мышцы ребенка определяется логопедом визуально и тактильно (с помощью ладони, положенной на область диафрагмы ребенка).

ІІ этап. Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой

Цель: дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.

Этап состоит из трех комплексов упражнений, в которых осуществляется последовательное усложнение двигательных задач.

Примерная продолжительность этапа — 12-14 недель.

Перед логопедом стоит задача обучить детей приемам специальной дыхательной гимнастики1. Особое внимание необходимо обратить на следующие условия:

1) активное внимание ребенка привлекается к фазе вдоха;

2) вдох осуществляется в момент физической нагрузки;

3) все упражнения проводятся в комфортном для детей темпе и ритме.

У детей с нарушениями речи при углубленном дыхании легко возникает гипервентиляция. Учитывая эту особенность, разработана методика дозированных «быстрых вдохов»2, которые осуществляются через нос. Прохождение воздуха через носовые ходы сопровождается наибольшим шумом и примыканием ноздрей к носовой перегородке.

Чтобы дети смогли правильно понять и усвоить выполнение дыхательного упражнения, логопед предлагает инструкцию: «Попробуем нюхать воздух так, как это делают животные, например, собаки, — шумно и быстро. Их вдохи напоминают хлопки в ладоши —«нюх-нюх»».

Выработывается навык осуществлять подряд два «быстрых вдоха». Логопед визуально и на слух (двойной шум) контролирует выполнение «быстрых вдохов» детьми. Внимание детей привлекается к движению ноздрей, т.е. к сокращению мышц, и двойному шуму.

Методика оценки функций формирующейся речи у детей с особенностями развития

. 2005 г. Осень; 38 (3): 303-16.

дои: 10.1901/jaba.2005.106-04.

Доротея С. Лерман 1 , Мэнди Партен, Лаура Р. Аддисон, Кристина М. Ворндран, Валери М. Волкерт, Тиффани Кодак

принадлежность

  • 1 Университет штата Луизиана, США. [email protected]
  • PMID: 16270841
  • PMCID: PMC1226166
  • DOI: 10.1901/jaba.2005.106-04

Бесплатная статья ЧВК

Доротея С. Лерман и др. J Appl ведет себя анально. 2005 Осень.

Бесплатная статья ЧВК

. 2005 г. Осень; 38 (3): 303-16.

дои: 10.1901/jaba.2005.106-04.

Авторы

Доротея К. Лерман 1 , Мэнди Партен, Лаура Р. Аддисон, Кристина М. Ворндран, Валери М. Волкерт, Тиффани Кодак

принадлежность

  • 1 Университет штата Луизиана, США. [email protected]
  • PMID: 16270841
  • PMCID: PMC1226166
  • DOI: 10.1901/jaba.2005.106-04

Абстрактный

Подход, основанный на теории вербального поведения Скиннера (1957), был разработан для понимания и обучения элементарным коммуникативным навыкам детей с аутизмом и отклонениями в развитии (Sundberg & Partington, 1998). Тем не менее, лишь немногие исследования непосредственно изучали характеристики формирующейся речи у детей с отклонениями в развитии. Цель настоящего исследования заключалась в разработке и оценке оценки для выявления элементарных функций голосовой речи у детей. Участниками были 4 ребенка с отклонениями в развитии в возрасте от 6 до 12 лет, которые часто демонстрировали хотя бы одну различимую голосовую реакцию (слово или фразу) в естественной среде. Оценка была сосредоточена на трех вербальных оперантах, описанных Скиннером (манд, такт и интравербальный). Одна или несколько функций были идентифицированы по крайней мере для одной голосовой реакции каждого ребенка. Результаты показали, что эта оценка была бы полезна для (а) оценки теории Скиннера, (б) принятия решений о языковом обучении для отдельных детей и (в) изучения характера развития выразительной речи у детей с нарушениями развития.

Цифры

Рисунок 1. Количество ответов Джима в минуту…

Рисунок 1. Отклики в минуту голосовой реакции Джима «игрушка» во время теста и контроля…

Рисунок 1. Отклики в минуту голосовой реакции Джима «игрушка» во время тестовых и контрольных сессий для каждого вербального операнта.

Рисунок 2. Количество ответов Дженни в минуту…

Рисунок 2. Количество голосовых ответов Дженни «ребенок» и «овощ» в минуту во время теста…

Рис. 2. Количество голосовых ответов Дженни «ребенок» и «овощ» в минуту во время тестового и контрольного сеансов для каждого вербального операнта.

Рисунок 3. Количество ответов Карен в минуту…

Рисунок 3. Количество ответов в минуту на вокальный ответ Карен «детка» во время теста и контроля…

Рис. 3. Число ответов в минуту голосового ответа Карен «ребенок» во время тестовых и контрольных сеансов для каждого вербального операнта.

Рисунок 4. Количество ответов Линды в минуту…

Рисунок 4. Количество голосовых ответов Линды «торт» и «детка» в минуту во время теста…

Рис. 4. Количество голосовых ответов Линды «торт» и «детка» в минуту во время тестовой и контрольной сессий для каждого вербального операнта.

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Дальнейшая оценка формирующейся речи у детей с нарушениями развития: обучение вербальному поведению.

    Келли М.Э., Шиллингсбург М.А., Кастро М.Дж., Аддисон Л.Р., ЛаРю Р.Х. мл. Келли М.Е. и соавт. J Appl ведет себя анально. 2007 г. Осень; 40 (3): 431-45. doi: 10.1901/jaba.2007.40-431. J Appl ведет себя анально. 2007. PMID: 17970258 Бесплатная статья ЧВК.

  • Преимущества анализа вербального поведения Скиннера для детей с аутизмом.

    Сандберг М.Л., Майкл Дж. Сандберг М.Л. и соавт. Модификация поведения. 2001 г., 25 октября (5): 698-724. дои: 10.1177/0145445501255003. Модификация поведения. 2001. PMID: 11573336 Обзор.

  • Эмпирическое применение вербального поведения Скиннера к вмешательствам для детей с аутизмом: обзор.

    ДеСуза А.А., Акерс Дж.С., Фишер В.В. ДеСуза А.А. и соавт. Анальное вербальное поведение. 2017 21 ноября; 33 (2): 229-259. doi: 10.1007/s40616-017-0093-7. Электронная коллекция 2017 Окт. Анальное вербальное поведение. 2017. PMID: 30854299 Бесплатная статья ЧВК.

  • Оценка и тренировка ответа «да-нет» через вербальные операнты.

    Шиллингсбург М.А., Келли М.Э., Роан Х.С., Кисамор А., Браун М.Р. Шиллингсбург М.А. и соавт. J Appl ведет себя анально. 2009 г.Лето; 42(2):209-23. doi: 10.1901/jaba.2009.42-209. J Appl ведет себя анально. 2009. PMID: 19949510 Бесплатная статья ЧВК.

  • Оценка маловербального ребенка школьного возраста с расстройством аутистического спектра.

    Касари С., Брэди Н., Лорд С., Тагер-Флусберг Х. Касари С. и др. Аутизм рез. 2013 Декабрь; 6 (6): 479-93. doi: 10.1002/aur.1334. Epub 2013 29 октября. Аутизм рез. 2013. PMID: 24353165 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Q-тест Кокрана сверхселективности стимулов в вербальном репертуаре детей с аутизмом.

    Мейсон Л., Отеро М., Эндрюс А. Мейсон Л. и др. Перспектива Behav Sci. 2021 15 сентября; 45 (1): 101-121. doi: 10.1007/s40614-021-00315-w. Электронная коллекция 2022 март. Перспектива Behav Sci. 2021. PMID: 35342868 Бесплатная статья ЧВК.

  • Референтно-ориентированная инструкция по укреплению вербального поведения детей раннего возраста с аутизмом и связанными с ним языковыми расстройствами.

    Мейсон Л.Л., Эндрюс А. Мейсон Л.Л. и др. Анальная практика поведения. 2020 6 октября; 14 (3): 660-672. doi: 10.1007/s40617-020-00491-2. электронная коллекция 2021 сент. Анальная практика поведения. 2020. PMID: 34631372 Бесплатная статья ЧВК.

  • Уравнение соотношения вербального поведения и контроля стимулов: количественная оценка языка.

    Мейсон Л.Л., Эндрюс А. Мейсон Л.Л. и др. Перспектива Behav Sci. 2018 26 марта; 42 (2): 323-343. doi: 10.1007/s40614-018-0141-1. Электронная коллекция 2019 июнь. Перспектива Behav Sci. 2018. PMID: 31976437 Бесплатная статья ЧВК.

  • Влияние Verbal Behavior на научную литературу с 2005 по 2016 год.

    Петурсдоттир А.И., Девайн Б. Петурсдоттир А. И. и др. Анальное вербальное поведение. 2017 30 ноября; 33(2):212-228. doi: 10.1007/s40616-017-0089-3. Электронная коллекция 2017 Окт. Анальное вербальное поведение. 2017. PMID: 30854298 Бесплатная статья ЧВК.

  • Интравербальное обучение для людей с аутизмом: Текущее состояние множественного контроля.

    Стаух Т., ЛаЛонд К., Плавник Д.Б., Савана Бак М.Ю., Гейтвуд К. Штаух Т. и соавт. Анальное вербальное поведение. 2017 25 апр;33(1):98-116. doi: 10.1007/s40616-017-0079-5. электронная коллекция 2017 июнь. Анальное вербальное поведение. 2017. PMID: 30854289 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

термины MeSH

Развитие речи и языка – Библиотека медицинской информации

Обзор темы

Что такое развитие речи и языка?

Речь и язык — это навыки, которые мы используем для общения с другими людьми. Эти навыки мы формируем в течение первых лет жизни. К 6 годам большинство детей изучают основы. Старайтесь чаще разговаривать с ребенком и читать ему, чтобы развивать эти навыки.

В чем разница между речью и языком?

Речь — это создание звуков, которые становятся словами — физический акт разговора.

Язык — это наша система использования слов для общения. Это включает в себя использование слов и жестов, чтобы сказать то, что мы имеем в виду, и понимание того, что говорят другие.

Когда начинается речь и язык?

Младенцы начинают учиться в утробе матери, где они слышат знакомые голоса и реагируют на них. Наиболее быстрое обучение происходит в возрасте от 2 до 5 лет.

Речевые и языковые вехи помогают определить, развивается ли ребенок так, как ожидается. Вехи — это определенные навыки, такие как лепетание, произнесение «мама» или «папа» или сложение двух слов. Обычно ребенку необходимо освоить одну веху, прежде чем перейти к следующей.

Младенцы обычно начинают ворковать в возрасте около 2 месяцев и лепетать примерно к 6 месяцам. К первому дню рождения ребенок обычно говорит на тарабарщине, называемой жаргоном. В возрасте от 15 до 18 месяцев типичный малыш понимает гораздо больше, чем может выразить словами. Начиная примерно с 18 месяцев у многих детей начинается вспышка речи. К 24 месяцам дети, как правило, используют не менее 50 слов, а также начинают использовать фразы из двух слов.

Имейте в виду, что возраст, в котором дети достигают вех, варьируется от ребенка к ребенку. Некоторые дети, особенно девочки, развиты. Другие развиваются медленнее.

Что помогает ребенку научиться речи и языку?

Ребенок, постоянно окруженный речью и языком, обычно быстрее осваивает языковые навыки. Разговор с ребенком и чтение ему будет иметь большое влияние на то, насколько хорошо ваш ребенок сможет общаться позже. Дети, с которыми редко разговаривают или читают, обычно учатся говорить позже, чем другие дети их возраста.

Почему у некоторых детей возникают проблемы с речью и языком?

Иногда причина в том, что у ребенка проблемы с речью и языком. Например, у ребенка может быть задержка речи из-за проблем со слухом или из-за нарушения развития, такого как аутизм. Часто нет четкой причины.

Важно следить за развитием речи и языка вашего ребенка. Ребенок может преодолеть многие речевые и языковые проблемы с помощью лечения, особенно если вы обнаруживаете проблемы на ранней стадии.

Когда следует поговорить с врачом вашего ребенка?

Ваш врач проверит речевые и языковые навыки вашего ребенка во время регулярных осмотров ребенка. Но звоните своему врачу в любое время, когда у вас есть опасения по поводу развития вашего ребенка.

Возможны легкие и временные задержки речи. Некоторые дети учат новые слова быстрее, чем другие. Но если ваш ребенок не говорит ни слова к 18 месяцам или говорит менее 50 слов к 24 месяцам, поговорите со своим врачом.

Что нормально

Хотя речь и язык продолжают развиваться в подростковом возрасте, дети обычно достигают основных вех на предсказуемых стадиях к 6 годам. Точный темп развития речи и языка у детей разный, особенно возраст, в котором они начинают говорить.

Коммуникативные навыки часто делятся на рецептивную речь и выразительную речь. Рецептивный язык – это понимание слов и звуков. Выразительный язык — это использование речи (звуков и слов) и жестов для передачи значения.

Вехи развития можно описать в зависимости от возраста.

  • От рождения до 1 года:
    • Младенцы начинают обрабатывать коммуникативные сигналы, которые они получают, и учатся варьировать свой плач, чтобы сообщать о своих потребностях. В первые месяцы жизни младенец обычно способен узнавать голос своей матери и активно прислушиваться к языковым ритмам. К 6 месяцам большинство детей самовыражаются посредством воркования. Это прогрессирует до бормотания и повторяющихся звуков.
    • К первому дню рождения дети понимают и могут идентифицировать каждого родителя, часто по имени («мама», «папа»). Они повторяют звуки, которые слышат, и могут знать несколько слов.
  • Возраст от 1 до 3 лет:
    • После первого дня рождения и до 2 лет речевые и языковые основы малыша быстро развиваются. За это время годовалые дети узнают, что слова имеют значение. Они указывают на то, что хотят, и часто используют односложные или двусложные звуки, например «баба» вместо «бутылка». К 2 годам дети обычно могут произнести не менее 50 слов и узнают названия многих предметов, в том числе изображенных на картинках. Они также понимают простые просьбы и заявления, такие как «все пропало».
    • Многие двухлетние дети много говорят. Обычно они могут назвать некоторые части тела (например, руки и ноги) и предметы (например, книгу). Не все их слова понятны; некоторые выдуманы и объединены с реальными словами. Помимо понимания простых просьб, они также могут им следовать (например, «положить книгу на стол»). Они должны быть в состоянии сказать по крайней мере 50 слов. Обычно они могут сказать от 150 до 200 слов, некоторые из которых представляют собой простые фразы, такие как «хочу печенье». Местоимения (например, «я» или «она») используются, но часто неправильно.
    • Некоторые дети от природы более тихие, чем другие. Но ребенок, который постоянно использует жесты и мимику для общения, должен быть осмотрен врачом. Эти дети подвержены повышенному риску возникновения проблем с речью.
  • Возраст от 3 до 5 лет:
    • Более сложная речь и язык развиваются в возрасте от 3 до 5 лет. К 3 годам большинство детей быстро усваивают новые слова и могут следовать инструкциям, состоящим из двух частей (например, «умой лицо и расчеши волосы»). Они начинают использовать множественное число и образуют короткие полные предложения. И большую часть времени их речь может быть понята другими людьми за пределами их семьи. «Почему» и «что» становятся популярными вопросами.
    • Большинство четырехлетних детей используют более длинные предложения и могут описать событие. Они понимают, чем все отличается, например, различие между детьми и взрослыми. Большинство пятилетних детей могут поддержать разговор с другим человеком.

Общие опасения

Речевые и языковые задержки

У некоторых детей могут возникать легкие и временные задержки речи.

Некоторые дети учат новые слова быстрее, чем другие. Если ваш ребенок не говорит ни слова к 18 месяцам или может сказать менее 50 слов к 24 месяцам, поговорите со своим врачом. Все дети с задержкой речи должны пройти проверку слуха.

Имейте в виду, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов. Помните о распространенных заблуждениях о причинах задержки речи и языка, таких как лень или различия в развитии между мальчиками и девочками. Даже если некоторые из этих вещей способствуют тому, что ребенок начинает говорить немного позже, чем другие дети того же возраста, они не являются причиной значительной задержки речи. Истинные задержки связаны с проблемами развития или здоровья, такими как некоторые виды потери слуха или семейная история задержки речи и языка.

Тревожные сигналы для задержки речевого и языкового развития обычно основаны на установленных речевых и языковых вехах. Поговорите с врачом вашего ребенка в любое время, когда у вас возникнут проблемы. Крайне важно выявить задержки речи и языка на ранней стадии и исключить другие состояния, такие как проблемы со слухом. Ранняя диагностика позволяет врачу рекомендовать лечение, которое может помочь предотвратить долгосрочные проблемы.

Проблемы с поведением

Во время изучения и овладения новыми языковыми навыками дети иногда говорят требовательно или невежливо. Например, ребенок может сказать: «Дай!» когда он или она хочет игрушку. Часто такое поведение является результатом неспособности детей подобрать слова, соответствующие их чувствам, или они просто повторяют то, что говорят вокруг них. Мягко напомните ребенку использовать соответствующий голос и манеры. И последовательно моделировать вежливую речь и поведение.

Некоторые родители думают, что их ребенок постоянно разговаривает или болтает. Это детский способ тренировки. Родителям не обязательно слушать и реагировать на все, что говорит болтливый ребенок, но и не следует полностью отключаться от вашего болтуна. Пение и танцы с вашим ребенком, игра на музыкальных инструментах или чтение рассказов, предназначенных для детей, помогут вашему ребенку научиться слушать и выражать себя.

Обычные ошибки

Большинство детей совершают соответствующие уровню развития «ошибки», когда впервые учатся говорить. Например, дети часто неправильно произносят слова, например, говоря «пасгетти» вместо «спагетти». Когда дети слушают других людей, они часто исправляют свои ошибки. Они учатся четко произносить слова и правильно использовать грамматику на практике.

Плановые осмотры

Во время плановых осмотров ребенка врач использует различные методы для проверки развития вашего ребенка. Вы часто будете отвечать на вопросы о том, достиг ли ваш ребенок вех для своего возраста. И врач будет использовать ваши комментарии для оценки развития речи и языка вашего ребенка. Если у вашего ребенка есть подозрение на задержку речи или языка, врач направит вашего ребенка к логопеду для проведения специальных тестов, которые измеряют невербальный интеллект, языковые навыки и словарный запас.

Проблемы со слухом могут быть серьезной причиной задержки речи и языка у детей. По этой причине проверка слуха очень важна при подозрении на задержку речевого и языкового развития. Проблемы со слухом, выявленные и вылеченные в течение 6 месяцев после рождения, могут помочь предотвратить некоторые проблемы развития, в том числе связанные с развитием речи и языка.

Целевая группа профилактических служб США рекомендует проверять всех новорожденных на предмет потери слуха. сноска 1 Большинство новорожденных в США перед выпиской из больницы проходят скрининг на предмет потери слуха. Позвоните своему врачу, если вы когда-нибудь подозреваете, что у вашего ребенка могут быть проблемы со слухом. Даже если тест новорожденных не показал потери слуха, могут возникнуть проблемы со слухом.

Когда звонить

Звоните своему врачу в любое время, когда у вас или у другого лица, осуществляющего уход, возникают проблемы с речью и развитием языка вашего ребенка. Обратите внимание на признаки, указывающие на возможную задержку развития, например, когда ваш ребенок не издает звуки, ожидаемые для его возраста.

Ваш врач проведет медицинский осмотр и задаст вопросы об истории болезни вашего ребенка. Эта информация может помочь вашему врачу определить модели развития и оценить, мешают ли какие-либо другие состояния, такие как потеря слуха, развитию.

Ваш врач может также порекомендовать другие анализы, чтобы:

  • Исключить другие состояния. Например, для исключения потери слуха может быть рекомендована проверка слуха у аудиолога.
  • Оценка прогресса в развитии речи и языка. Анкеты и оценки логопеда могут помочь определить, каковы способности вашего ребенка по сравнению с другими детьми того же возраста.
  • Выясните, возникают ли другие проблемы, такие как поведенческие трудности или задержки развития в других областях.

Формирование навыков дома

Разговор и чтение с ребенком, а затем и поощрение беседы являются важным вкладом в развитие речи и языка вашего ребенка. Размер словарного запаса 2-летнего ребенка напрямую зависит от того, как много родители и другие опекуны говорили с этим ребенком с младенчества.

Новорожденные запрограммированы на обучение, и большинство родителей, естественно, являются отличными учителями языка. Виды взаимодействия и разговоров, которые родители обычно ведут со своими детьми, от детского лепета до повторения слов, оказываются идеальными уроками языка. Говорить, читать, слушать и отвечать на вопросы младенцев и маленьких детей — обычно все, что нужно, чтобы помочь им научиться говорить.

Обучение языку жестов детей в возрасте 6 месяцев и старше также может помочь им несколькими способами. Жесты дают детям возможность выразить свои желания и потребности, когда они не могут говорить. И это дает вам еще один способ связи с вашим ребенком.

Начните читать своему ребенку до того, как ему исполнится 6 месяцев. И продолжайте читать своему ребенку каждый день. Чтение вашему маленькому ребенку является особенно важным учебным занятием по нескольким причинам. Во время чтения вы и ваш ребенок чувствуете утешительную близость. Вы также оба фокусируетесь на одной и той же картинке и одной и той же концепции. Ваш ребенок может задавать вам вопросы, а вы можете подкреплять его или ее наблюдения. Чтение дает детям возможность выучить новые слова, которые они обычно не встречают в повседневном разговоре. Частое чтение вашему ребенку может помочь в развитии его или ее речи, более поздних способностях к чтению и успеваемости в школе.

Если вы беспокоитесь о своих навыках чтения, поищите программу чтения для взрослых в местной библиотеке или государственной школе. Вы также можете просмотреть онлайн-каталог грамотности Америки, чтобы найти программы чтения в вашем районе. Адрес веб-сайта: www.literacydirectory.org.

Для поощрения и поддержки речевого и языкового развития вашего ребенка:

  • Поддерживайте речевое и языковое развитие вашего ребенка. Разговаривайте, читайте, пойте и играйте с ребенком. Взаимодействие и любящая среда помогут пробудить любопытство вашего ребенка, укрепить доверие и способствовать знакомству с языком. Эти черты обеспечивают прочную основу для развития речи и языка.
  • Поддерживайте речевое и языковое развитие вашего ребенка в возрасте от 1 до 2 лет. Вовлекайте вашего ребенка в разговоры и говорите о названиях любимых игрушек и других обычных предметов в доме. Говорите медленно и четко и хвалите ребенка за попытки говорить. Чтобы помочь развитию мозга вашего ребенка, играйте или читайте вместе, вместо того чтобы позволять ребенку смотреть телевизор, смотреть фильмы или играть в игры на экране. Когда вы играете или читаете с ребенком, выключайте телевизор. Даже фоновое шоу может отвлечь вас и вашего ребенка.
  • Поддерживайте речевое и языковое развитие вашего ребенка в возрасте от 2 до 4 лет. Когда это возможно, мягко поощряйте вашего ребенка разговаривать с другими, в том числе с другими детьми того же возраста. Корректируйте речь вашего ребенка в положительную сторону, перефразируя, повторяя и переименовывая. Читайте ребенку каждый день и устанавливайте ограничения на просмотр телевизора.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»