Вальдорфская методика раннего развития детей
В нашей жизни есть вещи, которые имеют наивысший приоритет по сравнению с другими занятиями, и мы без размышления готовы оставить обычные дела, когда речь заходит о самом главном и важном. Именно таким чрезвычайно важным делом для каждого родителя является воспитание детей, а если быть точным — раннее развитие детей.
И начинать этим заниматься стоит как можно раньше, практически с первых дней жизни ребенка. Еще в середине 20 века ведущие кибернетики и нейропсихологи подсчитали, что заложенный в генах ребенка потенциал настолько велик, что его будет достаточно для получения нобелевской премии, причем сразу в нескольких областях. Так почему же дети не используют полностью свой потенциал? По мнению некоторых российских педагогов, ответ на этот вопрос заключается в том, что во всем виноваты устаревшие методики раннего развития детей. Кроме того известные психологи и педагоги всего мира придерживаются мнения, что детей гораздо легче учить в раннем возрасте (2-4 года), чем уже в 7-им возрасте. В этом и заключается смыслВальдорфская методика раннего развития была разработана Рудольфом Штайнером, который является основоположником антропософии. В настоящие дни у этой методики развития детей есть несколько названий: Вальдорфская методика, Штайнеровская и даже Вальдорфско-штайнеровская.
Сегодня в мире более чем 800 школ разделяют подход к образовательным идеям австрийского ученого Рудольфа Штайнера. Первая Вальдорфская школа была открыта в 1919 году в немецком городе Штутгарте. Именно тогда был применен совершенно новый подход в обучении детей, основанный на понимании их внутреннего мира.
Вальдорфская методика старается сформировать у каждого ученика внутреннюю потребность к познанию. Это позволяет отодвинуть на второй план систему сравнительных оценок и показателей.
Вальдорфская школа – это школа, в которой нет оценок, здесь не ругают учеников. Здесь большую часть времени дети танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах, изготавливают игрушки. Кроме того это школа в которой дети сами пишут себе учебники! Школа без ограничений.
Свободной ее называют не потому, что в ней творится беспорядок и анархия. Вальдорфская методика
Не пичкать знаниями
Сторонники Вальдорфского образования не согласны с тем, что с самого раннего возраста детей в буквальном смысле «пичкают» большим количеством сухих знаний, как принято это в большинстве традиционных школ. Согласно их постулатам, это противоречит природе развития ребенка. Теория Рудольфа Штайнера говорит, что человек — это особенная, индивидуальная маленькая цивилизация. Ребенок развивается постепенно. Жизнь человека поделена на условные этапы, перешагивать которые не следует.
В детских садах,в которых за основу развития взята Вальдорфская методика, введен запрет на раннюю интеллектуализацию детей. Ребенок должен естественным путем постигать мир. Как наиболее близкое существо к природе, малышу свойственно подражание. Познание происходит в действии.
Начальная школа основана на устном творчестве. С древних времен, задолго до изобретения письменности, человек передавал информацию (народное творчество, былины и др.) из уст в уста. Первые надписи были в идее рисунков, которые копировали действительность. Поэтому в Вальдорфской начальной школе обучение проходит в устной форме, уделяя повышенное внимание народному творчеству. Детей не учат по учебникам. Они изучают буквы, но не занимаются чтением. Буквы они «выводят» самостоятельно, рисуют, мастерят их. Делают, так как делали это наши предки, изобретая наскальные надписи.
Далее, в пятом классе главным в образовании ребенка становится социальное развитие. Согласно методике образования, история и мифология древних цивилизаций должна обеспечить данную потребность. На данном этапе уже вводятся некоторые из основных академических предметов. Однако знания по ним усваиваются не на основании учебников, а познаются опытным путем.
Считается, что ребенок должен самостоятельно пережить и пропустить через себя знания. Все науки изучаются в тесной взаимосвязи между собой. Свои впечатления, наблюдения и выводы ученики записывают в тетрадь. Подобным образом ученики сами пишут себе учебники.
Мышление старшеклассников, согласно Вальдорфской системе уже развито настолько, что ребенок самостоятельно может усваивать знания в академическом виде. Перед экзаменами в ход уже идут учебники. Они должны обобщить все, что было собрано и постигнуто на личном опыте.
На данном этапе развития ребенок должен определиться с более узкой сферой знаний. Старшеклассники по своему усмотрению выбирают более интересные для них или легче усваиваемые предметы, уделяя им большую часть учебного времени.
Искусство в себе
Вальдорфская методика выделила также и основополагающий момент – это искусство. В общеобразовательных школах искусству принято уделять весьма скромное значение. Для того чтобы воспитать по настоящему творческую личность, нужно развивать не только руки и голову, но и сердце. В творчестве особую потребность испытывают маленькие дети. Искусство находится в природе вещей. Ребенок воспринимает окружающий мир, получает от него импульсы, старается подражать тому, что видит. Свое видения мира дети выкладывает на бумаге, игре, танце.
В отличие от обычной школы, основными занятиями в Вальдорфской школе являются рисование, музыка, живопись, драматическое искусство, обучение игре на музыкальных инструментах. Художественные образы, созданные творцами всего мира, помогают ребенку глубже понять мировые процессы протекающие вокруг него.
В Вальдорфских детских садах и школах в обязательном порядке преподается такой вид искусства как эвритмия. Которая подобна танцу, в котором речь или музыка передается движением тела. Характерные движения соответствуют отдельным звукам или нотам. Эвритмию еще называют «видимой песней» или «видимой речью». Она часто ставит в затруднительную ситуацию родителей, однако дети с удовольствием пользуются данным видом общения. Ритмы эвритмии приводят в гармонию тело и жизненные силы. В старших классах ученики разрабатывают с помощью эвритмии целые поэзии, проникая глубже в содержание композиции.
Вальдорфская методика образования особенное место уделяет и ручному труду. Чтобы познать сущность мира в его целостности, ученик должен научиться созидать. Вальдорфская школа славится разнообразностью занятий: вязание, изготовление игрушек, лепка из глины, плетение корзин, шитье и многое другое. Ребята с помощью специального конструктора учатся строить дома и сооружения, работают на земле на приусадебных участках. Собственно поэтому на начальном этапе становления все Вальдорфские школы имели собственные приусадебные участки, парки, фермы и т.п.
Делу – время
Учебная программа данной методики развития детей очень ритмичная. Ребята занимаются в соответствии установленного графика. Каждый день в учебном году начинается с того, что учении и их учитель ставят перед собой определенную цель, и заканчивается обобщением усвоенного и подведением итогов.
Распорядок учебного дня построен таким образом, чтобы информация полученная учениками максимально эффективно усваивалась детьми. В начале дня учитель лично приветствует каждого ученика. Далее читают стихотворения, играют на флейте, т.е. дети плавным образом вникают в атмосферу урока, который длиться два часа. Расписание уроков построено на постулате, что с утра дети воспринимают и усваивают информацию лучше, т.е умственная активность находится на пике. Основной урок посвящается академическим знаниям и подается последовательно. Обычно первые 4 недели изучается, например история, следующие три- геометрия и так далее. Последующее время учебы уже разбито на более короткие промежутки – по 45 минут, посвященные изучению иностранных языков (с четвертого класса изучаются два языка), искусств (музыка, рисование, живопись), русского языка, математики и других предметов (в Вальдорфской школе эти предметы не относятся к основным). Вторая же половина дня, когда у ребенка заметно снижается концентрация внимания, а физическая активность наоборот, максимально высокая, отдана танцам, играм и ручному труду.
Вальдорфские педагоги уверены что похвалы, оценки и воспитание примером приводят лишь к развитию в ребенке «зацикленного» внимания на собственной персоне (личности), эгоцентризму и соревновательности.
Именно по этой причине учеников и не хвалят и не ругают. Вальдорфская методика направлена на то, чтобы стимулом к познанию были не поощрение и похвала, а сам процесс получения знаний. Не концентрируясь именно только на себе, дети адекватно учатся воспринимать деятельность окружающих. Это значит, что ребенок интересуется и творчеством одноклассников, а также помогает и оценивает с положительной стороны работы других. Такие дети способны легко работать в коллективе, придерживаясь общих интересов, но и в то же время, внося в общее дело и свой личный вклад (у меня лучше получается это, у тебя – другое, а у него – третье, а вместе у нас получится все).
Только на контрольных экзаменах, которые проводятся в общей системе образования, выпускных экзаменах в старших классах ставятся оценки. Внутри же школы баллы абсолютно никакой роли не играют. Вальдорфская методика построена таким образом, что каждый педагог отлично знает практически каждого ученика, уделяет внимание его личности, способностям, а также следит за процессом развития, подстраивается под темпы усвоения ребенком информации. Вальдорфские начальные классы не предусматривают домашних заданий, так как в этом возрасте ребенок еще не в силах справиться самостоятельно с любой письменной работой. Домашние задания начинают задаваться только с 4-го класса.
Таким образом, в результате обучения, ребенок становится личностью с широким взглядом на жизненные явления и понятия, хорошо развитой фантазией. Кроме того становится дисциплинированным, уважительно относится к окружающей среде и природе, а также и свободным в творческой реализации.
Монтессори и Вальдорфская педагогика. Методики раннего развития
Содержание:
Заниматься с малышом по Зайцеву или по Доману? Отдавать в монтессори-садик или в вальдорфский? А может, лучше вообще оставить дома с няней и отложить учебу до более позднего времени? Сегодня молодые мамы задают себе эти вопросы, еще склоняясь над колыбелью новорожденного. Раннее развитие стало реальностью нашей жизни, и все больше родителей приходят, вслед за японскими педагогами, к выводу: «после трех уже поздно».
Какую методику выбрать?
Если вы решили, что раннее развитие — это для вас, что у вас хватит сил, времени и терпения в течение нескольких лет систематически, изо дня в день, заниматься со своим крохой; если вы готовы к тому, что плоды вашего нелегкого труда взойдут еще очень и очень нескоро и даже крохотные результаты будут видны далеко не сразу; если вы готовы к недоуменным взглядам, а иногда и явному осуждению окружающих, — тогда прежде всего вам стоит посвятить некоторое время подробному и внимательному изучению основных методик раннего развития. Безусловно, авторы и последователи каждой из них будут утверждать, что именно их способ обучения чтению, музыке или иностранному языку уникален и стопроцентно эффективен в отличие от всех остальных. Не стоит полагаться на чужое мнение, ведь образование — это своего рода товар, который нужно повыгоднее продать. Часто доверчивые родители принимают рассказы о чудо-способах обучения чтению или плаванию за чистую монету и рвутся к заветным высотам с упорством и пылом сектантов, забывая, что детям бывает нужно просто погулять, поиграть, остаться наедине со своими мыслями. В устах таких мам складовые попевки Зайцева звучат как кришнаитские мантры, игры в никитинские кубики или рамки Монтессори выглядят как эзотерические ритуалы, недоступные непосвященным, а обучение плаванию смахивает, пожалуй, на жертвоприношение. Не дай Бог сказать таким родителям, что обожествленная ими система имеет недостатки!
В принципе, ни одна из популярных систем раннего развития не является универсальной, у каждой есть свои преимущества и недостатки, и ваша задача — разобраться, что будет хорошо и полезно именно для вашего малыша, ведь только вы знаете особенности его характера и темперамента, наклонности, вкусы и привычки. В этой статье я рассматриваю лишь основные плюсы и минусы наиболее популярных систем раннего развития. Но, прежде, чем приступить к занятиям по любой из них, следует подробно изучить методическую литературу, а лучше всего, если позволяет время и средства, походить на курсы для родителей.
Вальдорфская педагогика
Среди систем раннего развития вальдорфская педагогика занимает особое место. С одной стороны, в вальдорфских детских садах и школах уделяют огромное внимание развитию эмоционального мира малыша, его творческих способностей. Все дети занимаются музыкой (в основном, игрой на флейте) и эвритмией, особой системой ритмических упражнений под музыку. Много времени отдается занятию различными ремеслами: керамикой, вышиванием, ткачеством, резьбой по дереву. Огромную роль в жизни вальдорфской школы занимают многочисленные театрализованные праздники, драматические и кукольные спектакли, кукол для которых делают особым способом, и только из натуральных материалов (это, кстати, одно из принципиальных требований: никакой химии и синтетики в жизни детей).
С другой стороны, вальдорфские педагоги категорически против ранней стимуляции интеллекта ребенка. По классическим канонам обучение ребенка чтению и письму, а тем более абстрактным дисциплинам следует начинать не раньше двенадцати лет, когда сформировался духовный и эмоциональный мир малыша. Это требование, правда, редко где выполняется досконально, но будьте готовы к тому, что вам вряд ли удастся совместить посещение вальдорфского садика с домашними занятиями по кубикам Зайцева. Но главное даже не это. Гораздо важнее, что вальдорфская педагогика — это часть созданного в начале XX века Рудольфом Штайнером антропософского учения, не совместимого ни с одной традиционной религией. Что бы не говорили и не думали по этому поводу воспитатели детского садика, куда вы планируете отдать своего малыша, вам обязательно стоит учесть, вальдорфская педагогика не может существовать вне идеологии антропософии. Тем не менее, не будет ничего дурного, если вы позаимствуете какие-то элементы этой системы, например, занятия ремеслами. А если вы сошьете настоящих вальдорфских кукол, их обязательно полюбят и девочки, и мальчики.
Система Монтессори
Система Монтессори тоже возникла в начале века. Мария Монтессори, педагог-дефектолог, занималась проблемой обучения умственно отсталых детей. Поскольку ее маленькие пациенты плохо говорили, Монтессори разработала специальные упражнения, развивавшие речь посредством тренировки мелкой моторики пальцев (там есть нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга). А из-за того, что дети с задержкой развития плохо понимали объяснения учителей, были придуманы специальные пособия и игры, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного сенсорного опыта. Каково же было удивление учителей, родителей, да и автора методики, когда спустя некоторое время оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы. С тех пор система Монтессори получила колоссальное признание во всем мире. Во многих странах Европы она является основной системой преподавания в начальных школах. В Монтессори-школах и садиках в одной группе занимаются дети разного возраста и уровня знаний, старшие и более опытные помогают учиться новичкам. Вообще, здесь всячески стимулируют инициативность, стремление к сотрудничеству и самостоятельным исследованиям.
Пожалуй, единственный недостаток системы Монтессори — это громоздкость материалов и пособий. Большинство из них, все-таки, рассчитаны на занятия в группе детского сада, а не дома. Но некоторые игры, например, знаменитые «Рамки и вкладыши», вполне можно использовать и дома. Если у вас нет средств или возможности их купить, сделайте такое пособие сами, подробное описание работы есть в книге Б.П. Никитина «Интеллектуальные игры».
Монтессори-садиков сейчас очень много, и вы хотите отдать туда ребенка на полный день или приводить на отдельные занятия, то вполне можете найти такой недалеко от себя. Но, чтобы застраховаться от некомпетентных самозванцев, нужно обязательно узнать, входит ли выбранный вами садик в Ассоциацию Монтессори-педагогов.
Часть 2 Часть 3
Моему ребенку 2,5 года. Практически не говорит, лишь отдельные слова и то плохо. Хотелось бы заняться ее развитием. Посоветуйте пожалуйста какие методики я могла бы использовать для занятий с ней.
19.09.2003 20:41:31, НатальяДля тех, кто ищет методики развития для малышей с 1 года, а то и раньше. Адреса подсказать не могу. Но с ноября месяца в Москве я буду организовывать группы детей для обучения таких малышей английскому языку и математике.
Методика разработана Хелен Дорон и еще не известна в России, хотя имеет ошеламляющий успех в мире. Более 150000 тысяч детей обучаются по этой методике в странах Европы и Дальнего Востока. Сейчас пройду тренировочный курс(в Израиле) и вернусь в Москву открую группы. Приглашаю всех! Если вы живете в другом городе и сможете найти людей, которые хотели бы обучиться этой методике, сообщите. Будем продвигать это в России вместе. Правда курс недешевый около 900 долларов. Но я думаю стоит того.
Подробней о методике можете посмотреть сайт www.helendoron.com
Здравствуйте, уважаемая Ася.
Подскажите, пожалуйста, где можно получить:
1. Описание конкретных игр (занятий)для детей 12-36 мес.?
2. Информацию о детских учреждениях (квалифицированных специалистах) проводящих развивающие занятия с детьми 1,5-2 лет.?
Я безвылазно брожу по интернету второй день, перечитала несколько десятков интересных статей о методиках раннего развития, а конкретной информации не нашла, только для детей от 3 лет.
Спасибо.
Всего 12 сообщений Прочитать обсуждение полностью.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
Вальдорфская педагогика
Вальдорфская методика развития детей является альтернативной педагогической системой, основанной на чувственно-сверхчувственном познании, образном мышлении и сопереживании. Основателем данной методики стал Рудольф Штайнер. Своё название методика получила от названия немецкой сигаретной фабрики Вальдорф-Астория, что в Штутгарте, хозяин которой первым подал прошение об открытии школы, где обучение детей проводилось по системе Штайнера.
Особенности Вальдорфской педагогики
Особенностью Вальдорфской методики является то, что обучение ребёнка идёт по принципу «неопережения», то есть ребёнка не стараются развивать быстро, делать из него вундеркинда. Ребёнок сам познаёт азы обучения, когда захочет и когда сможет – нужно лишь предоставить все возможности для его развития. При обучении ребёнка нужно использовать недоделанные игрушки и иные пособия, которые будут вызывать у ребёнка интерес их доделать – таким образом, у него будет развиваться фантазия и самостоятельность. При этом знания должны подаваться блоками или «эпохами» по нескольку дней, но иметь в себе три составляющих: духовную (работает мышление), душевную (преподавание музыки и танцев) и креативно-практическую (обучение творчеству: лепке, рисованию, мастерству поделок из дерева, шитью и пр.).
Ритм всех занятий подстраивается под главную тему изучения. К примеру, если в блоке главным предметом идёт математика, то и в других составляющих должен в какой-то степени присутствовать математический компонент. В итоге, когда каждый блок занятий заканчивается, у ребёнка появляется удовлетворение от того, что он что-то узнал или достиг за данный период.
Занятия с детьми разного возраста
Ритмы занятий подбирают под возраст детей. Если взять историю, то её делят на несколько периодов и изучают каждый период в том возрасте, когда он наиболее понятен ребёнку (например, средневековье с его рыцарями и прекрасными дамами проходят в период полового созревания, в 7-ом классе). И при этом в каждом предмете сохраняется творчество, то есть при изучении средневековья дети обязательно ставят спектакли на эту тему, поют песни, посещают экскурсии по историческим местам и так далее.
Основным принципом обучения по Вальдорфской методике является «душевная экономия». Данный принцип заключается в том, что при обучении нужно развивать ту деятельность, которая поддаётся ребёнку без внутреннего сопротивления и стресса. К примеру, с момента смены зубов до полового созревания делается упор на развитие памяти и образного мышления, а после полового созревания развивают уже абстрактное мышление.
До 12 лет по методу Вальдорфской педагогики отвергается «наглядное обучение», поскольку формирование понятий происходит у ребёнка после этого возраста. Альтернативой наглядному обучению здесь служит обучение в сопровождении чувств, то есть чувства – это опора для памяти, так как эмоциональная память считается одной из самых долговременных. Целью обучения является привитие ребёнку знаний за счёт эмоций и преодоления безучастного отношения к познавательному процессу. До 12 лет у ребёнка очень хорошо усваиваются знания, связанные с ритмом, к примеру, прекрасно заучиваются стихотворения и таблица умножения.
При обучении у ребёнка важно вызвать интерес к происходящему вокруг, и для каждого возраста существуют свои интересы и дисциплины, которые ребёнок легко усваивает. Например, дети дошкольного возраста любят играть, слушать сказки, подражать чему-либо, и как следствие, познавательный процесс должен совпадать с его интересами, и обучение должно происходить в подражательно-игровой форме.
Примерно такой же тактики нужно придерживаться и в возрасте 9-12 лет. В 12 лет наступает кризис, и ребёнок начинает отделять себя от окружающего мира и начинает видеть вещи в реальности. Исходя из этого, с этого возраста нужно начинать обучать ребёнка более реалистичным наукам – таким, как история, география, биология. Кроме того, при воспитании детей нужно стремиться к равновесию воли, чувств и мышления. При этом волю воспитывают в раннем возрасте, чувства – в средней школе, а мышление развивают в старших классах.
Требования Вальдорфской методики к педагогам
Что касается педагога, который проводит обучение, то он должен постоянно повышать квалификацию, следить за своей речью и поведением. Учитель должен объединять коллектив, в котором рекомендуется обучать ребёнка по Вальдорфской методике, быть в нём авторитетом, а затем привязанность к самому себе переводить в привязанность к знаниям и школе.
При обучении важно чередовать активное и созерцательное, так как при постоянном активном обучении самочувствие ребёнка может ухудшиться и интерес к образованию пропадёт. Поэтому нужно чередовать активный познавательный процесс с какими-либо интересными историями, которые рассказывает преподаватель, а истории должны быть такими, чтобы возбудить положительные эмоции и развить свежий интерес к занятиям.
Важно также при обучении ребёнка обращать внимание на социальную среду вокруг него, поскольку обучение будет успешным только тогда, когда ребёнку ничего не мешает и не подавляет извне.
Подходить к обучению следует индивидуально, с учётом характера ребёнка. Не следует в классе сажать темпераментного ребёнка с тихим и робким учеником, поскольку у последнего могут развиться комплексы и пропасть интерес к обучению. Наоборот, нужно сажать детей одного и тоже темперамента вместе, чтобы каждый их них смог посмотреть на себя со стороны, а свои успехи в знаниях сравнивать лишь со своими же знаниями в прошлом. При этом ребёнок не подвергается стрессам, а личность его не обесценивается.
Недостатки Вальдорфской педагогики
Негативным моментом в методике Вальдорфской школы является то, что в основе всех знаний по Штайнеру лежит собственное чувственно-сверхчувственное переживание обучаемого, а не изучение наук, требующих логики, анализа, техники и эксперимента. Кроме того, учение Штайнера постоянно аппелирует к несуществующим понятиям, таким как «эфирные тела», «астральные тела», «высшие духовные тела», к которым восходит ребёнок по мере обучения, что некоторые исследователи считают не совсем нормальным явлением, и если доносить такие мысли до интеллекта ребёнка, то это может сказаться на его психическом самочувствии.
Так что пользоваться данной методикой в первозданном виде лучше не стоит. Кроме того, в Вальдорфских школах весьма негативное отношение к применению лекарственных препаратов (там предпочитают гомеопатию), что может негативно отразиться и на физическом состоянии ребёнка.
5.3. Вальдорфская школа р. Штейнера
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
ОСМОЛОВСКАЯ И. М.
ДИДАКТИКА
Вальдорфская педагогика совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропологическом понимании развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Методологические и дидактико-методические основы вальдорфской педагогики разработаны Рудольфом Штейнером (в немецкой транскрипции Штайнером). Первая свободная школа, основанная на идеях Р. Штейнера открылась в 1919 г. в Штутгарте для детей рабочих фабрики «Вальдорф-Астория», отсюда и название вальдорфские школы.
Задача вальдорфской педагогики воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения.
Главное действующее лицо в вальдорфской педагогике классный учитель. Он организует практически всю учебно-воспитательную работу со своими учениками в течение первых 8 лет обучения. В классе обычно около 30 человек. Классный учитель разрабатывает и преподает основные общеобразовательные предметы; создает и поддерживает тесное взаимодействие между школой и родителями. Учитель не работает по жесткому плану, его действия определяются с учетом индивидуальности каждого ученика.
Р. Штейнер развитие человека рассматривал как цепь внутренне присущих человеку ступенчатых преобразований, протекающих под влиянием биогенетического закона. На ступени всестороннего развития действие биогенетического закона преодолевается, и человек достигает подлинной духовной свободы.
Вальдорфская педагогика исключает прямое воздействие на волю, допускаются только косвенные воздействия, общий принцип которых «сначала художественное, затем из него интеллектуальное». В вальдорфских школах большое внимание уделяется художественному воспитанию, которое ориентируется на развитие живого мышления и прочной воли.
Обучение делится на три ступени: до 9 лет, до 12 лет, до выпуска.
В начальном обучении преимущественно используются образные формы изложения материала. Предметы учащиеся проходят так называемыми «эпохами»: в течение 34 недель ежедневно на первых уроках изучается один и тот же предмет. Учебники не применяются. Необходимые записи ученики делают в самостоятельно оформляемых тетрадях «по эпохам». Тексты до 8-го класса, как правило, диктуются или формируются совместно всеми в классе.
На старшей ступени ученики самостоятельно записывают сообщаемый материал. Таким образом, у каждого ученика рождается свой индивидуальный учебник. Оценки не выставляются. По окончании учебного года классный учитель составляет подробную психолого-педагогическую характеристику каждого учащегося.
Вальдорфские школы основаны на принципе самоуправления, должности директора школы и его заместителя упразднены. Коллективное руководство школой осуществляется на еженедельных конференциях, в которых равноправно участвуют все учителя. Вопросы материального обеспечения и финансирования решает школьное объединение, состоящее из всех учителей и родителей учащихся.
Чтобы наглядно представить процесс обучения в штейнеровских школах, покажем, как в них происходит обучение письму и чтению.
Перед тем как приступить к обучению письму, учитель особое внимание обращает на развитие образного восприятия ребенка и навыков работы руками. Для этого существует специальный предмет рисование форм. На занятиях, опираясь на игры и сказки, учитель «прошагивает» основные геометрические фигуры большого размера (круг, прямоугольник, спираль и т. д.). Эту же фигуру ученик описывает в воздухе рукой. Затем переносит форму движения на бумажный лист.
Буквы не просто перечисляются детям, учитель рассказывает историю о каждой букве, в которой раскрывается ее характер, например: буква «д» дом, в котором жила добрая старушка; «ж» жадный жук; «к» смелый королевич.
Учитель рассказывает сказку о храбром королевиче, который освобождает прекрасную принцессу из плена. Ученики рисуют на весь тетрадный лист королевича с мечом, который он занес над змеем-горынычем. В сознании ребенка долго живет образ храброго королевича, и иногда даже на втором году обучения некоторые дети пририсовывают к букве «к» корону и меч. Со временем это исчезает, но ученик уже не воспринимает букву как пустой, не наполненный смыслом звук.
В вальдорфских школах дети сначала учатся читать, потом писать. Учатся читать на основе приема «скользящее чтение» учитель читает вслух и одновременно указывает на буквы на доске. Ученики повторяют, подражая ему116.
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ /
ПОД РЕД. В. С. КУКУШИНА