План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме: Методика Зайцева в жизни нашего детского сада
Здравствуйте, дорогие наши читатели! Сегодня мы разберем еще одну методику детского развития, которая завоевала в России большую популярность, а особенно в нашем МБДОУ «Центре развития ребенка –детском саду №3» города Кызыла Республики Тыва. Мы давно уже поняли, что обучение чтению по методике Н.А. Зайцева – эффективный метод, помогающий раскрыть умственный потенциал ребёнка и подготовить малыша к школе.
Методики бывают разные, плохие и хорошие, талантливые и бестолковые, полезные и скажем помягче, не очень. Но бывают особые, удивительные, в своей уникальности. Методика Н.А. Зайцева дна из таковых. Что собой представляет новая методика обучения чтению, письму и счету? Как надо действовать, чтобы полученными знаниями воспользоваться на практике?
Уже давно был найден ответ, что одним из важнейших средств развития ребенка является игра. Но пожалуй никому не удавалось с такой полнотой и эффективностью выстроить игру в сложный процесс овладения многими учебными умениями, как это сделал Н.А. Зайцев. У него ребенок, играючи и в удивительно короткие сроки осваивает то, что с таким трудом делается, а то и совсем не делается в детском саду и школе. Повсеместно отмечается падение интереса к чтению. И те, кто еще не забыл, как непросто было в раннем возрасте складывать слова из букв, просить взрослых дочитать сказку, поймет сразу, каким удивительным помощником детей может стать эта методика. Чтение, как и любое успешно освоенное дело, благодаря новой методике превращается в желанное, доставляющее радость. А не провалами в учебной работе, потерей здоровья, зрения, искривления позвоночника, отставания в развитии, низкое качество обучения.
Открытие в том, что Н.А. Зайцев, выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития ребенка, через отношения и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга. Н.А. Зайцев, как никто другой, понял, что абстрактно-логическая неразвитость мозга ребенка компенсируется невиданной мощью восприятия импульсов, идущих от тактильности, зрения, слуха, обоняния, интуиции.
С какого возраста нужно начинать обучение грамоте? А грамота у всех народов как отмечал еще Л.Н. Толстой, это умение читать, считать, писать. Обучение грамоте с 2-х лет обязательно, потому что это необыкновенно развивает ребенка. А почему бы становление речи и обучение чтению не могли идти параллельно, помогая одно другому? Конечно! Только так и должно быть! Воспитатели, родители, наделенные тонким педагогическим чутьем, сотни лет начинали обучение своих малышей чтению и письму чуть не с пеленок. Многие великие люди научились читать в 2—3 года. Никто с уверенностью не может ответить; научились ли они читать, потому что родились великими, или стали великими, потому что их раньше стали учит? Там, где работают по «кубикам» уже не удивляются читающим 3х леткам. Ребята поют, прыгают, бегают, хлопают в ладоши, если есть возможность висят на канатах, кувыркаются на ковриках и как — то между прочим выучиваются читать. Не испортишь осанку – не надо сидеть по долгу, не испортишь зрение, буквы размещаются с ребром 5 или 6 см., нет резких сочетаний цветов — черного и красного на белом фоне, что особенно важно при работе со слабовидящими.
Логопеды сообщают, что если воспитатели работают по методике Н. Зайцева, то значительно быстрее выправляются недостатки речи, дети начинают больше петь и рисовать, а это важно для развития мелкой моторики кисти руки. А самое главное, что все родители хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, умными, добрыми, счастливыми. Даже, если природа не подарила им богатырского здоровья, а окружающий мир суров и скуп на житейские блага. Как же быть? Могут ли рядовые, но не равнодушные воспитатели, при скудных средствах достичь впечатляющих результатов в раннем развитии способности ребенка чтению, письму, счету? А если этот ребенок, к тому же, явно отстает от сверстников по своим способностям или имеет серьезные физические дефекты? Как бы было хорошо, чтобы одновременно, дети играли, испытывая радость познания, самоутверждения, получали положительный – эмоциональный заряд, которые дарит игра. Мечта! Нет, реальность.
Обучение чтению по методике Зайцева помогает ребёнку легко и быстро освоить склад букв и само чтение. Эта методика не имеет возрастных ограничений. По ней можно обучать детей от 6 месяцев до 7 лет. Кроме того, если ребёнок не успевает по чтению в школе, то методика Зайцева станет его верным помощником. Методика Зайцева – находка для родителей, имеющих мало времени на обучение ребёнка.
Наш детский сад работает по данной методике уже 15 лет , у этой методики есть множество последователей и приверженцев, а достигнутые в короткие сроки результат говорят сами за себя. Так что выбор всегда остается за вами, дорогие родители!
Плюсы и минусы в этой методике:
МИНУСЫ. Эта система может показаться неподготовленному родителю очень сложной. И плохо разобравшаяся в ней мама, после нескольких неудачных и неуверенных попыток позаниматься с ребенком, в итоге забрасывает кубики на антресоль.
Выбор материалов сейчас огромен – сориентироваться в этом многообразии непросто. Хотя на самом деле для успешного обучения достаточно приобрести всего лишь комплект кубиков с таблицами. А сама методика простая и игровая. И для результативного обучения нужно просто жестко соблюдать лишь несколько правил.
Стоит также отметить, что система Зайцева резко снижает свою эффективность при индивидуальных занятиях с ребенком. Она изначально рассчитана на группу детей. Поэтому для занятий нужны братья/сестры или друзья/приятели.
Еще один минус – завышенные ожидания от методики. Почитав рекламные тексты, можно поверить, что двухлетний ребенок научится читать уже через месяц. А на самом деле на каждом возрастном этапе нужно правильно ставить задачи применения методики.
И например, до 3,5 лет – это будет развитие речи, а уж обучение чтению должно выступать в качестве сильно второстепенной задачи – сродни суперпризу.==
Если на заключительном этапе в занятия по методике Зайцева не включить звукобуквенный анализ и не перевести все понятия на «школьный язык» – у ребенка могут возникнуть трудности в школе. Например, ему будет сложно расчленить склад на составляющие его буквы.
ПЛЮСЫ.
Занятия по методике задействуют все зоны головного мозга за счет включения разных каналов восприятия: зрительного, тактильного, слухового и т.д. уж они, развиваясь, начинают «подтягивать» поврежденную. Для усвоения всех полученных знаний мозг должен быть абсолютно «чистым», без каких-либо нарушений или особенностей. Но, по статистике, до 80% детей имеют отклонения в психофизиологическом развитии. Часто они помогают скорректировать достаточно тяжелые повреждения центральной нервной системы, задержки психического развития. Происходит это по причине соблюдения главного принципа коррекции – не опираться на «сломанную » функцию, а идти «в обход «, используя здоровые. А
В методике Зайцева заложено активное движение детей. Они обучаются «на бегу», «на ходу» и «на скаку». А я уже говорила, насколько это важно. К тому же система Зайцева – самый быстрый способ обучения чтению из всех существующих. А еще с помощью этой методики можно скорректировать нетяжелые логопедические нарушения у малыша без обращения к специалисту.
Главный принцип данной методики: единица чтения – целое слово.
. К ним можно отнести то, что в случае эффективного усвоения методики ребенок не только рано обучается читать, но и обладает энциклопедическими знаниями.
Вывод; И так, оказывается, с кубиками учиться оказывается весело, интересно, полезно. А как гордятся родители успехами малыша, которые постоянно помогают воспитателю. О, как важен, как нужен успех маленькому человеку! Успех рождает радость. Радость рождает волю маленького человека, а это верный путь к здоровью, то чего добивался весь наш коллектив (плавное вхождение ребенка в школьную жизнь, без болезней). И поверте, мне воспитателю с многолетним стажем, что методика Зайцева уникальна. Однако все больше педагогов, психологов, да и просто родителей приходят к мнению, что рано не бывает никогда. Другой вопрос — как это сделать. Ведь важно не просто научить кроху складывать буквы в слова, но при этом не вселить в него отвращение к учебе как таковой, стимулировать тягу к знаниям, помочь гармонично развиваться в целом.
Уважаемые родители, если Вы заинтересовались этой методикой-приходите в наш детский сад мы вам поможет освоить эту уникальную методику.
Рабочая программа по развитию речи на тему: Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии «Кубики Зайцева» Н.А.Зайцева
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Центр развития ребенка — детский сад №4 «Лесовичок»
Рабочая программа
кружка по обучению чтению
«Буковка»
ОО «КОММУНИКАЦИЯ»
в рамках дополнительного образования
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
На педагогическом совете Заведующая
Протокол № Дацюк Г.П._______
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа адресована дошкольному образовательному учреждению комбинированного и общеразвивающего вида. Программа предназначена для обучения чтению детей 5 – 6 лет. Обучение детей направлено на полноценное овладение навыком осознанного чтения. В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений. В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Исходя из этого, значительно снизился уровень детской грамотности. Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки в письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом. Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, в процесс которой входит способность воспринимать информацию, понимать информацию записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить её.
Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, т.к. является частью процесса речевого развития. Оно способствует формированию навыков языкового анализа и синтеза, обогащению словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Чтение выступает одним из способов получения информации и возможности использовать её.
Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного чтения зависит успешность обучения в школе. «Перед знакомством с конкретными, опробованными приёмами работы с кубиками и таблицами, совершенно необходимо осветить одно положение, определяющее СТРАТЕГИЮ обучения. ПУТЬ К ЧТЕНИЮ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ ПИСЬМО. Не сегодня и не только в нашей стране подмечено, да не всеми понято. Письмо почему-то многими преподавателями понимается как шкрябание, да еще непременно ручкой, и непременно в тетради. А машинопись? А на компьютере? Не за горами день, когда компьютер с голоса будет печатать. Весь мир над этим работает. Существует определение письма как превращения звуков в знаки. Чтение отсюда — превращение знаков в звуки» Н.А.Зайцев «Письмо. Чтение. Счет»
С помощью программы кружка «Буковка» я надеюсь, что дети освоят навык чтения по складам; предупредить трудности в овладении речью у детей старшего возраста, помочь им сформировать правильный грамматический строй речи, поработать над лексическим словарным запасом, ритмикой и мелодикой речи, т.е. сформировать просодический компонент. Все мои усилия будут направлены на предупреждение на раннем этапе тех трудностей, которые могут возникнуть впоследствии, на этапе школьного обучения.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ и стандарты…:
- Закон Российской Федерации от «Об образовании».
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1.2660-10
Особенностью программы является использование технологии Н.А.Зайцева для обучения детей дошкольного возраста, цель, которой – предупреждение ошибок в чтении и письме.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Цель: формирование навыка осознанного грамотного чтения на принципе чтения по складам. (Это исконно русская единица чтения. Так на Руси издавна учили детей. Складовой принцип чтения положил в основу своей азбуки Лев Николаевич Толстой)
Задачи:
- Повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Развивать связную речь.
- Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию.
- Развивать психологические процессы.
- Развивать графомоторные навыки.
- Формировать навык самоконтроля.
- Формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.
Методика Зайцева построена на принципе чтения по складам. Это исконно русская единица чтения. Так на Руси издавна учили детей. Складовой принцип чтения положил в основу своей азбуки Лев Николаевич Толстой. Обучение старших дошкольников чтению строится с учётом следующих принципов: научности, систематичности и последовательности; доступности и посильности; наглядности; сознательности и активности, развитие творческой инициативы; прочности, осознанности и действенности результатов обучения; учёта возрастных особенностей обучаемых, индивидуализации; дифференцированного подхода; параллельного обучения всем видам речевой деятельности.
В содержание программы заложена возможность реализации следующих психолого – педагогических технологий: коррекционных, развивающих, игровых, технологии личностно-ориентированного подхода, педагогического мониторинга, информационно-коммуникационных технологий.
Организация процесса обучения.
Освоение навыка чтения по складам происходит постепенно, в два этапа
Первый этап: восприятие и узнавание складов. Сначала у ребенка формируются визуальный и звуковой образы складов в так называемом режиме «неполного узнавания». Ребенок двигается от таблицы к таблице и вслед за взрослым показывает, повторяет, прочитывает тот или иной склад. С помощью взрослого или по его указанию малыш выбирает нужные склады на кубиках для составления слов, а потом озвучивает написанное.
Результат: у ребенка возникает чувство, что склад, который он видит, ему уже знаком.
Второй этап: воспроизведение складов. Ребенок все более уверенно и самостоятельно находит и произносит склад за складом.
Результат: ребенок полностью овладевает навыком складового чтения .
Эффективность работы определяется четкой организацией детей в
период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.
Основная форма организации работы с детьми :
- организация приятной атмосферы занятия
- организация учебной среды – размещение пособий
- ритмизация деятельности ребенка и многократное повторение материала.
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:
20 – 25 минут — старшая группа (5 -6 лет),
25- 30 минут – подготовительная группа (6 – 7 лет).
Учебный план
форма проведения | количество занятий в год | количество занятий в неделю | |
Обучение чтению | подгрупповая | 32 |
|
Форма построения занятий:
- Организационный момент.
- Классификация кубиков.
- Озвучивание кубиков и таблиц.
- Поиск.
- Письмо и чтение слов.
По окончании обучения дети должны уметь:
1. Вид деятельности – ПИСЬМОЧТЕНИЕ – последовательное выкладывание (или показ) складов и их озвучивание.
- Уметь легко ориентироваться в кубиках.
- Легко отыскивать нужную букву.
- Уметь составлять и разбирать различные слова по образцам.
- Дописывать кубиками слова, которые начал составлять взрослый, и прочитывать их.
- Дописывать по таблице слова, которые начал составлять (показывать указкой) взрослый: показывать своим пальчиком или указкой, одновременно прочитывая их.
- Вид деятельности – ПОИСК. Этот вид деятельности можно назвать настоящим «стимулятором» для восприятия, внимания и памяти малыша. Он призван закрепить представления ребенка о видах кубиков и порядке расположения складов на кубиках и в таблицах. Поиск — основной вид деятельности на этапе усвоения и закрепления системы складов. Ребенок сможет осуществлять:
- Поиск объекта (кубика, группы складов, склада) по заданным свойствам:
Примеры:
«Найди среди кубиков железный кубик «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» и принеси его».
«Найди серую строчку «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» в этой таблице» («Таблица №1»).
«Найди и покажи в слове «БАБУШКА» серый склад «БА». - Поиск места объекта по заданным ориентирам
Примеры:
«Найди среди кубиков кубик «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ», он находится первым в дорожке из кубиков (среди больших железных кубиков, верхним в башенке из кубиков и т. д.) и принеси его».
«Найди на кубике «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» склад «БЭ». Поверни к себе кубик и посмотри на верхнюю грань».
«Найди и покажи в слове «БАБУШКА» склад «БА», он находится впереди (крайним слева, первым по счету)».
«Найди строчку «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» в таблице. Это самая первая строчка сверху (первая слева верхняя строчка)».
«Найди склад «БА» в таблице. Он находится сразу под «Б» («Таблица №1»). Он находится рядом с «Б» в самой верхней строчке (в одном из самых первых столбиков наверху)» («Таблица №2»).
- Вид деятельности — ОЗВУЧИВАНИЕ или пропевание складов — ведущий вид деятельности на начальном этапе обучения чтению. Озвучивание складов проходит по кубикам и по таблицам и занимает совсем немного времени. Пропевание — прекрасная фонетическая разминка, с ее помощью «шлифуется» произношение каждого звука, тогда как в потоке обычной речи дефекты дикции малыша могут быть не слышны, не заметны. Запоминание складов через пропевание идет удивительно быстро. Это происходит за счет многократных повторений.
Ребенок может:
- Озвучивать кубики. (Озвучить любой кубик (по своему выбору). Озвучить кубик, на который указал взрослый (большой деревянный, маленький железный двойной и т. д.).
- Озвучивать таблицы.
- Озвучивать склады последовательно столбиками, двигаясь слева направо: сначала все верхние столбики сверху вниз, потом все нижние столбики сверху вниз («Таблица № 1»), по отдельным столбикам сверху вниз («Таблица № 2»).
- Озвучивать столбики с парными согласными по «Таблице № 1» сверху вниз: верхний столбик, потом нижний столбик и т. д.
- Озвучивать склады по таблицам строчками: последовательно сверху вниз.
- Озвучивать склады в любом другом порядке, последовательно или выборочно, на разные мотивы знакомых детских песенок.
Ребенок может действовать вместе со взрослым или самостоятельно, под наблюдением взрослого.
- Вид деятельности — КЛАССИФИКАЦИЯ — это распределение кубиков на отдельные группы. Ребенок умеет классифицировать:
- По размеру.
- По цвету.
- По цвету и звучанию.
- По размеру, цвету и звучанию.
- По гласным буквам.
- По согласным буквам.
Владеет основными этапами классификации:
- Выбор кубика из числа других кубиков.
Выбираем нужный кубик из двух-трех, а потом из пяти-шести других кубиков.
Выбираем нужный кубик из всей россыпи кубиков.
- Сотрудничество со взрослым.
Ребенок действует вместе со взрослым.
Ребенок действует самостоятельно, по словесному указанию взрослого.
- Основные варианты деления больших групп кубиков.
Из двух кучек — шесть: большие и большие двойные кубики + маленькие и маленькие двойные кубики = серые (железные), коричневые (деревянные) и желтые (золотые) кубики.
Из трех кучек — шесть: коричневые (деревянные) кубики + серые (железные) кубики + все желтые (золотые) = большие и маленькие кубики. В «серой» и «коричневой» кучках вместе с большими кубиками будут находиться и большие двойные кубики, а вместе с маленькими — маленькие двойные.
Важным достоинством этой методики является то, что все происходит в движении, ненавязчиво.
«Игра только тогда и там, где есть ТВОЙ ВЫБОР, ТВОЙ ПОИСК, ТВОЯ БОРЬБА. Игра мобилизует ТВОИ возможности, инициативу, учит сотрудничать, когда выступаешь за команду, тактике, стратегии. Используются ТВОИ индивидуальные качества — вот тебе, бабушка, и ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ обучения. Без выбора, поиска, борьбы нет игры». Н.А. Зайцев «Письмо. Чтение. Счет».
- формирование правильной осанки;
- высокий уровень общей двигательной активности;
- улучшение дикции;
- правильная фиксация взора;
- активное раскрепощение индивидуальных способностей.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество занятий |
Как тебя зовут? Как зовут твою маму?(Осваивание складов. Прописывание имен указкой по таблице. Выкладывание имени из кубиков Озвучить выбранный кубик.(Попевка1) | 1 | |
Моя любимая еда.(Попевка1.Работа с указкой и кубиками) | 1 | |
Какие разные слова (Попевка1.Работа с указкой и кубиками) | 1 | |
Идем в поход. (Попевка1.Работа с указкой и кубиками) | 1 | |
«Большие — маленькие».Классификация кубиков. (Попевка1.Работа с указкой и кубиками) | 1 | |
«Дерево-Железо-Золото»Классификация кубиков. (Попевка2.Работа с указкой и кубиками) | 1 | |
«Поезда». Классификация кубиков. (Попевка2.Работа с указкой и кубиками) | 1 | |
«Обед». (Попевка2.Работа с указкой и кубиками) | 1 | |
«Путешествие в зоопарк» (Попевка2.Работа с указкой и кубиками) | 1 | |
Спортивные соревнования (Попевка2.Работа с указкой и кубиками. Эстафеты.) | 1 | |
«Морское путешествие»(Попевка3.Работа с указкой и кубиками) | 1 | |
«Загадки-отгадки» — с отгадками на два кубика (Попевка3.Работа с указкой и кубиками) | 1 | |
«Загадки-отгадки» — с отгадками на три кубика (Попевка3.Работа с указкой и кубиками) | 1 | |
«Загадки-отгадки» — с отгадками на четыре кубика (Попевка3.Работа с указкой и кубиками) | 1 | |
Слова со складом ЖИ (Попевка3.Работа с указкой и кубиками) | 1 | |
Слова со складом ШИ (Попевка4.Работа с указкой и кубиками) | 1 | |
Слова со складом ЖЕ (Попевка4.Работа с указкой и кубиками) | 1 | |
Слова со складом ШЕ (Попевка4.Работа с указкой и кубиками) | 1 | |
Слова со складом ЦЕ (Попевка4.Работа с указкой и кубиками) | 1 | |
Слова со складом ЧА. (Попевка4.Работа с указкой и кубиками) | 1 | |
Слова со складом ЩА (Попевка5.Работа с указкой и кубиками) | 1 | |
Слова со складом ЧУ (Попевка5.Работа с указкой и кубиками) | 1 | |
Слова со складом ЩУ(Попевка5.Работа с указкой и кубиками) | 1 | |
«Кто знает, где…» (Попевка5.Работа с указкой и кубиками) | 1 | |
Складовые картинки «Дорожные знаки для детей и взрослых» (Попевка5.Работа с указкой и кубиками) | 1 | |
Складовые картинки «Кто вокруг меня живет?» (Попевка6.Работа с указкой и кубиками) | 1 | |
Складовые картинки «Что вокруг меня растет?» (Попевка6.Работа с указкой и кубиками) | 1 | |
Складовые картинки «Продуктовый магазин» (Попевка6.Работа с указкой и кубиками) | 1 | |
Складовые картинки «Детский мир» (Попевка6.Работа с указкой и кубиками) | 1 | |
30-31 | «Живое слово» (Попевка6.Работа с указкой и кубиками) | 2 |
32 | Открытое занятие «Чему мы научились за год» | 1 |
Тестовый лист диагностики навыка чтения
Летом.
Наступило тёплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают её в ведёрко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет варить из неё варенье. Зимой в холода дети будут пить чай с вареньем. | 6 8 7 9 5 |
Вопросы для оценки понимания прочитанного:
- Какая ягода поспела в саду?
- Кто собирал смородину в ведёрко?
- Куда девочка положила смородину?
- Что мама сварит из ягод?
- Что будут делать дети зимой в холода?
Скорость чтения _________ слов
Способ чтения: слоговое, целыми словами.
Правильность чтения: без ошибок, с ошибками (указать вид ошибок).
Опыты и эксперименты по коррекционной педагогике по теме: Опыт «Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 «Малышок»
комбинированного вида
Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Игина Ольга Владимировна
Учитель-логопед
Камень-на-Оби
2012г
«Было бы чудесно, если бы всякое знание
входило в нас таким естественным путем,
не требующим больших усилий, чем те,
которые мы тратим, чтобы дышать и есть».
М. Монтессори
Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна потому, что непосредственно связана с качеством образовательного процесса. Особенно это важно сегодня, так как увеличение количества детей с отклонениями в развитии влечёт за собой проблему поиска новых перспективных форм оказания им помощи на основе принципов личностно — ориентированной педагогики.
В связи с тем, что наше дошкольное учреждение осуществляет работу по ранней диагностике, психолого-педагогической коррекции детей с ОВЗ (диагнозы ЗПР, ОНР, СДВГ, РДА, нарушение слуха – дети пользуются кохлеарными имлантами и слуховыми аппаратами) и дальнейшей интеграции этих детей в среду сверстников, меня заинтересовала инновационная методика обучения Н.А. Зайцева. Методика прошла успешную апробацию на базе МБДОУ «Детский сад № 1 «Малышок» г. Камень–на–Оби в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Опыт актуален и перспективен, поскольку помогает ускорить процесс исправления дефектов речи, развивает фонематический слух, расширяет словарный запас, формирует навыки чтения и грамотного письма, способствует активизации внимания, памяти, улучшает зрение и осанку.
Практика показывает, что дети с ОВЗ настолько успешно обучаются речи, чтению и письму, что даже обгоняют сверстников. Дети испытывают радость познания, самоутверждения, получают положительный эмоциональный заряд.
Методика Н.А Зайцева – это комплекс оригинальных методических приёмов, который базируется на работах классиков отечественной науки о человеке – исследованиях И.М. Сеченова, И. П. Павлова, А.А. Ухтомского, В. М. Бехтерева, Л.С. Выготского, П.К. Анохина, Л. Н. Леонтьева. Приёмы работы проверены практикой, их использование позволяет учитывать количество учащихся в группе, возраст, уровень развития, темперамент и даже настроение. Занятия проходят в высоком темпе, в движении. Дети имеют возможность свободно перемещаться, сидеть, лежать на полу, находясь в постоянной добровольной готовности вскочить и подбежать к полке, таблицам, кубикам. Дисциплина от этого не страдает, наоборот, дети меньше устают и дольше удерживают внимание на учебных задачах. Складовый принцип обучения проявляется в ритминизации деятельности. Ритмическое предъявление звуковых раздражителей со стороны обучающего, ритмические двигательные ответы детей, дозируемые по определённому правилу, моторно-эмоциональные акценты, ритмические движения кисти ребёнка (покачивания кубиков) для опознания. Ритмы, синхронизируя нервно-психические процессы, как бы «раскачивают» мозг и способствуют своеобразному функциональному резонансу, облегчают восприятие и деятельность. Это важное свойство нервной системы особенно полезно использовать при обучении детей с различными дефектами развития. Поэтому методика очень эффективна при работе с детьми, имеющими ОВЗ.
Механизмы внедрения данной методики в практику работы позволяют осуществить ряд задач
1. Становление речи детей, развитие психических процессов и обучение чтению идут параллельно, помогая друг другу.
2. Устраняются дефекты звукопроизношения, развивается фонематический слух, лексико-грамматический строй речи, улучшается дикция.
3. Используется складовой принцип обучения чтению.
4. Обучение чтению соединено с пением, а это эффективный метод в познании родного языка детьми дошкольного возраста.
5. Обучение чтению осуществляется через письмо.
6. Используется наглядность, которая помогает детям прочно усваивать материал.
7. Внедряются здоровьеукрепляющие и здоровьесберегающие технологии в работу с детьми.
Основные принципы обучения:
- Ребенок переходит не от простого к сложному (от буквы к слогу, а потом слову), а получает сразу доступ ко всем складам (не путать со слогом), присутствующим в русском языке. Т.е. вопросы слияния букв перед ним не ставятся, он изначально запоминает уже результат этого слияния через многократные повторения, складовые попевки, игры.
- Весь материал предъявляется ребенку сразу целиком, а не по частям, т.е если это кубики – то сразу все, если таблицы – то тоже все целиком, а не по частям (в наборе она поделена на части для удобства наклейки на стенку).
- Методика игровая и долгого сидения не предполагает.
Дети, занимающиеся по данной методике, отличаются своей общительностью, легко вступают в диалог, проявляют познавательный интерес к интеллектуальной деятельности. Анализ положительных тенденций позволяет сделать вывод: авторская методика Н.А.Зайцева повышает профессиональное мастерство и инновационную культуру педагогов, приносит радость познания дошкольникам, удовлетворяет запросы родителей в развитии и обучении их детей. В настоящее время предъявляются достаточно высокие требования к образовательному уровню детей со стороны родителей. Все больше родителей изъявляют желание, чтобы их дети к моменту поступления в школу уже умели читать. Идея использования методики Н.А. Зайцева в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья возникла 2 года назад. Работа началась с создания условий для внедрения данной методики. Просмотрела авторские видеокурсы, изучила данную методику, подобрала и проработала статью журнала «Пралеска», приобрела таблицы, складовые карточки, кубики, разработала перспективный план занятий, подготовила дидактические игры, организовала рабочее пространство, провела ряд консультаций для воспитателей. Во время инновационной деятельности в ДОУ сложилась определённая система работы с родителями воспитанников. На первом родительском собрании в сентябре рекламировала методику Н.А. Зайцева, раскрыла её цели и задачи, основные принципы обучения, играла с родителями в простейшие игры с кубиками Н.А.Зайцева, призывала родителей к сотрудничеству и в результате получила их согласие на использование методики Зайцева в работе с их детьми. Работу начала с детьми с подгрупповых занятий. Их разделила на 2 подгруппы, в которые подобрала детей близких по уровню развития. Этот состав изменялся несколько раз, т.к. дети имеют очень сложные диагнозы. Занятия провожу три раза в неделю, но к таблице и кубикам возвращаюсь ежедневно. Следуя рекомендациям Зайцева, предъявляю детям кубики все сразу, с первых занятий складывали слова и прописывали их указкой по таблице. Они узнали, что кубики делятся на «железные», «деревянные», «золотые», увидели, что они бывают «маленькие» и «большие». Для быстрого распознавания и надёжного запоминания кубиков используются мнемонические приёмы: деление на группы по цвету, по объёмам, по звучанию и вибрации наполнителя, по весу. Таким образом, незаметно, в игре, мы познакомились с классификацией звуков на «гласные» и «согласные», «звонкие» и «глухие», «твердые» и «мягкие» и закрепляем ее в дальнейшем играх «Братишки и сестрички», «Поезд», «Классификация». Изъясняться по-научному ребятам очень понравилось, они легко перестроились на предложенную терминологию. Пишем любые слова по выбору детей. Неоднократно в течение дня пропеваем склады по таблице на мотив знакомых детских песен. Повышается активность детей, когда использую игры «Чье имя?», «Магазин», «Какое слово я задумала?», «Капитан», «Смешные слова», «Волшебник», «Сардельки и сосиски», «Как тебя зовут», «В гости к Айболиту» и др.
Теперь скучные занятия по грамоте превратились в любимое для детей развлечение. Дети не осознают, что они занимаются, т.к. с ними играю.
Большой популярностью у детей пользуется игра «Башня». Ребята делятся на команды. Предлагаю прочесть кубик. Из названных кубиков дети строят башни. Выигрывает та команда, чья башня выше. С интересом дети строят «Поезд», сначала «вагончики» были кубики, затем уже слова. Они делят этот «Поезд» на «сардельки» и «сосиски» и «съедают» их, прочитав склады, слова.
С помощью кубиков организовала игру «Мамины помощники». Дети «пекут торты», «варят суп», «ходят в магазин за продуктами», складывая из кубиков необходимые слова. Очень нравятся ребятам игры-путешествия «В лесу на полянке», «Во саду ли, в огороде», «Поход в зоопарк»: так растет наша копилка слов, составленных из кубиков на разную тематику.
Одновременно с кубиками дети знакомятся с таблицей. Каждое занятие начинается с мини-концерта. Ребята поют по таблице «складушки» на мотив знакомых любимых, детских песен: «Улыбка», «В лесу родилась елочка», «В траве сидел кузнечик», при этом хлопая в ладоши, прыгая, приседая, и кружась. Больше всего детям нравится быть «солистами» и «дирижёрами».
Таблица помогает нам и в чтении слов. Указкой дети прописывают слова на заданную тему. Очень любят ребята играть в «цепочку слов». Нужно придумать и прописать по таблице слово на заданный склад, дальше придумываются слова на последний склад слов. С использованием складовых картинок организовываю игры «Что это?», «Угадай-ка», «Прочитай и напечатай», «Прочитай и сложи». Дети настолько увлекаются играми с карточками, что продолжают играть с ними после занятий самостоятельно. Складовые картинки помогают в такой форме работы, как печатание. Первоначально печатаем слова, затем предложения. Читаем их вслух. Этот прием в работе убеждает детей в том, что они умеют читать. Ребята становятся уверенными в себе, стремятся прочесть более сложные слова.
Во время составления слов и предложений из кубиков, прописывания их по таблице и печатания в тетрадях, дети познакомились с правилами написания предложений. Узнали, что предложения по интонации бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные. Белый кубик помогает ребятам обозначить заглавную букву, ставить ударения в словах. Дети узнали, что с заглавной буквы так же пишутся имена, отчества, фамилии, клички животных, названия городов, рек и т.д.
В течение всего времени занятия проходят на высоком эмоциональном уровне. Дети ведут себя раскрепощенно, сами придумывают игры.
Ежедневно делаем разминку для язычка, пропеваем склады по таблице. Она занимает немного времени, но очень многое дает детям. При пропевании выявляются, а затем исправляются речевые недостатки, которые часто ускользают от фиксации в потоке речи. Важно, что пропеваются все склады в соотношении по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Дети стали правильно произносить звуки при таком пропевании. Пропевая склады по таблице, обращаю внимание на артикуляцию, силу голоса, темп.
Читая художественные произведения, учимся писать кубиками имена героев произведений, названия сказок, стихов. Дети «играют» с любимыми героями: для петушка шагаем по таблице, для зайчика отгадываем, какой кубик прозвучал, катаем их на поезде из кубиков, читаем складовые карточки.
Стремлюсь не только научить детей читать, но и развить их речевые, интеллектуальные и коммуникативные способности, поэтому, используя яркие красочные игрушки, стараюсь заинтересовать детей, привлечь их к кубикам. Внося мягкую игрушку, прошу детей показать ей кубики, рассказать, как можно с ними играть. Вместе с игрушкой выясняем, какой кубик прозвучал, какого кубика не стало, играем в игру «Компьютер». Все дети научились писать имя по таблице и кубикам, названия предметов, пропевать склады, находить нужные кубики, читать складовые карточки. Чаще на занятиях стали использовать загадки, скороговорки и чистоговорки. Использую эхо-чтение, это очень хороший способ для нерешительных и стеснительных детей. Любимым занятием детей стало разгадывание кроссвордов и ребусов. Красочно оформленный, умело поднесенный кроссворд вызывает интерес. Каждый ребенок становится как бы первооткрывателем, ему необходимо напрягать свой ум, активизировать приобретенные знания, опыт, размышлять. На индивидуальных занятиях кубики помогают автоматизировать поставленные звуки. Кроме того, у детей расширяется кругозор, активизируется словарный запас, формируется связная речь и грамматический строй речи, развивается память, внимание, воображение. В результате проделанной работы из 9 детей группы 5 детей свободно читают простые слова, написанные крупным шрифтом или кубиками. Значительно улучшились произносительные возможности у детей, которые пользуются кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами. У всех наблюдается положительная динамика речевых способностей. Результаты не у всех одинаковые, поэтому готовясь к продолжению работы, прежде всего, анализирую успехи каждого ребенка, определяю цели и задачи на каждый период коррекционно-развивающей работы.
Так как имеются хорошие результаты по использованию методики Зайцева в работе с детьми, имеющими ОВЗ, решила обобщить опыт работы.
Используя данную методику в своей практике, убедилась, что в ней как нельзя лучше отражены все аспекты личностно-ориентированной модели обучения, воспитания и развития ребенка. Развивающий смысл данной методики состоит в том, что она выстраивает весь учебный процесс на принципах «природосообразного развития ребенка, через отношения и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга». Абстрактно-логическая неразвитость детского мозга компенсируется мощными импульсами, которые идут от наших органов чувств. Чем больше их задействовано в процессе восприятия учебного материала, тем быстрее ребенок развивается. К тому же вся система приемов и методов методики Н.А. Зайцева помогает ребенку усвоить материал быстро и легко. Знания даются ребенку в готовом виде, одновременно с названиями, а потом идет переход от знакомства к более глубокому познанию. Обучение к чтению идет по складам, а это значительно легче, чем по буквам и слогам. Здесь нет так называемого «слияния». Слоги даются в определенной последовательности. Они легко запоминаются с помощью пропевания, многократного повторения.
Одновременно эта методика является здоровьесберегающей. В процессе занятий усвоение материала происходит непроизвольно, в результате полного раскрепощения позы и поведения. Дети постоянно находятся в движении: бегают, прыгают, хлопают в ладоши, поют и т.д., меняется игровая ситуация, вводятся элементы соревнования, что еще больше стимулирует познавательную активность детей. Занятия проходят на высоком эмоциональном подъеме, дети испытывают радость от явных и быстрых достижений. Стойкие положительные эмоции — прекрасный фон для нормализации и активизации всех функциональных систем организма ребенка.
Таким образом, методика обучения Н.А.Зайцева отвечает жизненно важным интересам организма ребенка, его потребностям, нацеленным на познание мира в игре, в движении, в радости. Она способствует устранению речевых недостатков, помогает обучаться чтению быстро, легко, весело и интересно.
Учитывая практические результаты работы, а также данные промежуточной диагностики, пришла к выводу, что данная методика значительно облегчает процесс исправления речевых недостатков у детей с ОВЗ, способствует овладению навыками чтения и письма, повышает не только образовательный уровень ребенка, но и развивает личность в целом, сохраняя при этом его здоровье, а значит использование ее в практике педагогов — дошкольников не только возможно, но и желательно. К тому же, среди всех современных технологий и методик, рекомендуемых для ДОУ, именно методику Н.А. Зайцева можно с уверенностью назвать здоровьесберегающей. Эта методика строится на основе природосообразных законов развития ребёнка – познание мира в игре, в движении. Ребёнок – активный деятель, которому нужно обследовать, потрогать, увидеть, услышать и т.п. И всё это при полном раскрепощении позы, поведения, столь необходимых маленькому человеку. Обучение «по Зайцеву» — интересная, подвижная, разнообразная игра, в которой энергия ребёнка неиссякаема. Именно при соблюдении этих условий у него возникают стойкие положительные эмоции – прекрасный фон для нормализации и активизации всех функциональных систем организма.
Традиционная форма проведения занятия, вербально- фонемный принцип овладения чтением как технология, закрепощающая ребёнка, негативно сказываются на его психомоторном развитии и здоровье. Большей частью занятия проходят за столом, что приводит к нарушению осанки, гиподинамии, быстрому утомлению детей, рассеиванию внимания.
Использование методики Н.А. Зайцева по обучению детей чтению позволяет реализовать следующие возможности:
- отказ от фронтальных занятий и проведение их в игровой форме, в движении раскрепощает детей, позволяет им работать без напряжения и усталости;
- размещение таблиц выше головы взрослого позволяет сохранить осанку и зрение детей;
- постоянное нацеливание на успех способствует сохранению психофизического здоровья ребёнка;
- активная двигательная деятельность детей позволяет удовлетворять их биологические потребности.
«Наша жизнь такова, какой её делают наши мысли и счастье в том, чтобы отдавать, делать добро».
Дейл Карнеги
Консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему: Мастер-класс «Использование методики Зайцева в коррекционной работе с детьми ОНР»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №15»
Мастер-класс «Использование методики Зайцева в коррекционной работе с детьми ОНР»
Дата проведения: 29 марта 2017 года.
Цель: познакомить педагогов с методикой Н.А. Зайцева; представить собственный опыт работы с данной методикой и предложить варианты использования её в ДОУ и дома.
Задачи:
1.В доступной форме представить аудитории представление о методики Н.А. Зайцева.
2.Представление и практическая отработка упражнений по коррекционной работе с детьми ОНР.
Актуальность:
В связи с последними изменениями в сфере дошкольного образования, обучение грамоте детей по альтернативным методикам стали не актуальны.
ФГОС преследует цель создания равенства возможностей для каждого
ребёнка в получении качественного дошкольного образования. Стандарт требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать
дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Отличие дошкольного образования от общего заключатся и в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность, основу развития представляет игра.
Желание педагогов использовать в работе новые технологии вызвано в первую очередь спецификой детей с речевыми нарушениями. Используя фонемный метод обучения, педагоги часто чувствовали себя бессильными перед стойким неуспехом некоторых детей. Эти дети с трудом усваивали навыки звукобуквенного анализа и синтеза. Для них иногда оказываются недоступными: такие абстрактно-символические понятия, как «гласный звук», «твердый и мягкий согласный звук», «буква», «слог», «точка», «ударение», «схема слова, предложения» и т. д. Особую трудность для детей представляет усвоение йотированных гласных, мягких согласных. И хотя большинство выпускников логопедических групп поступают в школу, овладев механизмом чтения, среди них уже к концу первого класса выявляется огромный процент дисграфиков и дислексиков. Таким образом, традиционный подход к обучению грамоте в детском саду не всегда удовлетворяет современным требованиям школы, поскольку не достаточно хорошо решает проблему профилактики нарушений письменной речи.
Оборудование: набор кубиков Зайцева, таблица, игрушки–животные, поезд с вагонами для игры «Зоопарк».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №15»
Ход мастер – класса.
1. Организационный момент.
“Чтение дети осваивают даже легче и быстрее, чем продевание шнурков в дырочки и завязывание их бантиком. При одном условии: если у них есть “Кубики Зайцева». Это слова педагога, автора «Методики кубики Зайцева» Николая Зайцева.
2. Объявление темы мастер-класса.
Тема моего мастер – класса и посвящена «Использованию методики Зайцева в коррекционной работе с детьми ОНР»
3.Теоретическая часть.
Методика Зайцева первая в России игровая методика. До Зайцева обучали детей чтению буквари, азбуки, но все они были направлены на то, что ребенок должен осознать желание читать, учиться, садиться за стол и выучить по букве. Николай Зайцев придумал кубик, он естественен для детей, он игрушка. Из них можно строить домики, башни, паровозики, а потом обращать внимание на то, что на них написано и потихоньку выучиваться читать.
Методика даёт хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими. Но в нашей логопедической группе обучение чтению это не первостепенная задача, поскольку данная методика позволяет нам решить ряд коррекционных задач, успешная реализация которых и приводит к чтению и грамотному письму.
Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры. Кубики различаются по цвету, объёму, весу, по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Эти особенности помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.
Работу в группе мы начинаем с активизации у детей слухового внимания, без которого невозможна дальнейшая продуктивная коррекционная работа. Когда ребенок слышит слово или звук, но не видит, ему сложно сосредоточиться на том, как правильно его произнести. Благодаря тому, что кубики различаются по цвету, величине и звучанию, кубики Зайцева одновременно воздействуют на основные анализаторные системы ребёнка: зрение, осязание и слух. Сейчас я хотела бы провести небольшой эксперимент на вас. Послушайте эти 2 кубика, железный и деревянный. Запомнили, как они звучат? Закройте теперь, пожалуйста, глаза и попробуйте отгадать, какой сейчас кубик звучал? Таким же образом мы начинаем развивать у детей слуховое внимание и его переключаемость.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №15»
Пропевая таблицу или кубик мы развиваем музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память. Попевки очень разные на известные детские, народные песни. Вот послушайте как пропевается таблица на известную детскую песню «Антошка, Антошка, пойдем копать картошку».
Часто находясь в руках у детей, кубики разного размера будут воздействовать на мелкую моторику рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта. Если пособия грамотно размещены, вдоль стен по всему помещению и выше уровня глаз, можно навсегда забыть о потенциальной угрозе сколиоза, гиподинамии и перегруженности в результате занятий.
Несомненным преимуществом методики Зайцева обучения чтению является то, что она может жить как самостоятельной жизнью, так и сочетаться с многообразными методическими приёмами. Игры с кубиками Зайцева мы используем на всех занятиях, будь то художественное творчество, математика или физкультурные занятия. Когда ребёнок ищет нужный кубик, склад, букву и затем составляет слово, он учится самостоятельно выполнять действия и доводить дело до конца.
Данная методика позволяет нам решить такие коррекционные задачи: развитие слухового внимания, формирование чувства ритма, фонематического слуха, делает доступным фонематический анализ, способствует развитию речи, обогащению словаря, развитию слоговой структуры, помогает в профилактике и коррекции нарушений письменной речи, значительно облегчает процесс исправления речевых недостатков у детей с ОНР.
Таким образом, кубики Зайцева – это уникальное в своей простоте, но настолько эффективное наглядное пособие и качественный строительный материал, который педагог или родители могут использовать для решения самых разнообразных проблем в речевом развитии ребёнка, начиная от развития слухового внимания и заканчивая развитием связной речи, а также приобщать детей к увлекательному процессу чтения и письма. Главное, надо самим этим увлечься и играть в кубики от души, придумывая свои собственные игры!
4.Практическая часть.
«Пение попевок» пропевание таблицы в разных направлениях, с различным исполнением.
«Поющие башенки»
С маленькими детьми из кубиков можно строить башенки, домики, замки. А потом все склады башни весело пропевает воспитатель и потом вместе.
«Паровоз»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №15»
По группе раскладываем кубики. Говорим детям: сейчас поедем на поезде. Когда поезд едет, надо говорить: «чух-чух-чух», а когда подъезжает к станции «ту-ту». — Все пассажиры готовы? Двигаемся, держась друг за друга,
а когда подъезжаем к какому-нибудь кубику на пути, пропеваем его: «Мы приехали на станцию – БУ».
«Неси кубик!»
Детки очень хорошо отзываются на такую игру: «Неси мне кубик, я спою тебе песенку». Спели – отложили в сторону, просят принести другой. Даже если дети не пытаются повторить песенку, надо продолжать играть, пока играется.
«Обед»
Предложить малышу сварить обед. То есть написать из кубиков слова, которые обозначают различные блюда. Ребенок вполне может вспомнить такие слова, как суп, компот, макароны. Вместе с малышом ставьте нужные кубики на полочку. А затем обед съешьте, то есть каждое слово прочитайте. Эти же слова можно написать указкой по таблице, если ребенок захочет добавки.
«Зоопарк»
Пусть ребенок назовет тех животных, которых помнит. Перед ребенком вагоны, в них садятся и животные и первые их слоги. (по такому принципу едут герои любимой сказки и т.д.) При желании ребенок пишет эти же слова указкой по таблице (вместе с вами, конечно).
«Какие слова начинаются на первый кубик этого слова?»
Выложить из кубиков любое слово. Например, слово корова начинается на КО. Предложите ребятам вспомнить, какие еще слова начинаются с этой грани кубика: козы, кошка, ком, колобок, корь, конь, корыто. Подходящие под условия слова, которые получаются в результате подбора, обязательно фиксируются. Их можно собирать из кубиков, писать указкой по таблице или мелом на доске.
«Слоны и птички» — также используются 2 кубика: под звук «деревянного» топают как слоны, под звук «железного» — летают как птички.
«Угадай, какой звучит» — с закрытыми глазами угадать, каким кубиком произвёл звук педагог или другой ребёнок.
«Угадай, где звучит» — дети в кругу, один ребёнок с закрытыми глазами. Одному из детей даётся кубик и он издаёт им звук, ребёнок с закрытыми глазами показывает направление звука рукой, если угадал, то меняются местами.
«Прыжки» — дети строятся в команду. На полу в ряд стоят кубики ЛА, СА, ЖА, НА, ФА, МА, ДА, ЧА. Задача назвать и перепрыгнуть кубик. Если ребенок не назвал, ищем склад на таблице и пропеваем ее, так
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №15»
найден для произнесения склад на кубике. Игра усложняется, разбавляя разными складами ТУ, РИ, ЗЫ, ГЮ, БЕ, ХА, НЪ, ВО, ДЬ
5.Рефлексия.
Педагоги делятся своими впечатлениями мастер – класса .
1. Что я сегодня узнала нового?
2. Что для меня было интересно?
3. Я приобрела…
4. Я поняла, что…
5. Теперь я могу…
6. Что меня удивило?
7. Что я возьму для своей работы?
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №15»
Мастер-класс
Тема: «Использование методики Зайцева в коррекционной работе с детьми ОНР».
Подготовила: воспитатель логопедической группы
Плотникова Марина Николаевна
Ст. Барсуковская 2017 год
Консультация (старшая группа) на тему: Обучение чтению, счету и письму по методике Н.А. Зайцева
Слайд 1
Обучение чтению, счету и письму по методике Н.А.Зайцева .Слайд 2
Сегодня трудно найти родителей, которые не мечтали бы о том, чтобы их ребенок научился читать до школы. Однако, применяя традиционные методы обучения чтению, педагоги и родители сталкиваются с определенными трудностями. Процесс обучения значительно затягивается во времени и не столько способствует выходу в чтение, сколько напрочь отбивает охоту к нему. Наряду с этим встает и другая проблема – ухудшение здоровья наших детей, в том числе вследствие длительных статических занятий .
Слайд 3
Методика обучения чтению Н.А.Зайцева: «Кубики Зайцева»
Слайд 4
Зайцев Н.А. (1939 г.р. — 2018) — российский педагог-новатор, профессор, академик Академии творческой педагогики, создатель и руководитель центра «Нестандартные технологии в образовании». Автор методических пособий и материалов для обучения детей чтению, письму, счету и английскому языку по авторской методике (главным и наиболее известным из которых являются «Кубики Зайцева») Николай Александрович Зайцев
Слайд 5
Чтобы научиться читать, не обязательно знать названия букв. По слогам читать сложно. Человек сначала учится писать, а потом читать. « Не учиться, а играть! » Весь материал подается в игровой форме. Дети с большим удовольствием играют с кубиками, когда – всей группой, когда – поодиночке. Основные принципы обучения детей Сущность методики
Слайд 6
Николай Александрович Зайцев увидел смысл строения слова не в слоге, а в складе. Склад — это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква (М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ). Пользуясь этими складами ребенок начинает составлять слова. Складовой принцип чтения — основа данного метода обучения детей чтению. Альтернатива слогам — склады
Слайд 7
Метод затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную. Склады написаны на гранях кубиков. Кубики различны по цвету, размеру и звуку, который они издают. Каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. В комплект также входят таблицы со складами. Склады на кубиках
Слайд 8
В наборе «Кубики Зайцева» 52 кубика. Кубики со складами склеивают и наполняют разным содержимым: деревянными палочками (для кубиков с глухими звуками) металлическими крышечками (для «звонких» кубиков) бубенчиками или колокольчиками (для кубиков с гласными звуками). Какие бывают кубики
Слайд 9
Кубики отличаются: — по размеру: большие и большие двойные(для твёрдых складов), маленькие и маленькие двойные (для мягких складов). — по цвету: «золотые» (желтые) — для складов с гласными, «железные» (серые) — для звонких складов, «деревянные» (коричневые) — для глухих складов, белые-зеленые — для знаков препинания. Какие бывают кубики
Слайд 10
В комплект пособия входит диск с аудиозаписями. Столбики и строчки таблиц, алфавит, под аккомпанемент баяна и балалайки распеваются на 35 популярных мелодий. Ритмичное проговаривание, а еще лучше пропевание с музыкальным сопровождением – мощное средство воздействия на память.
Слайд 11
Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает еще и «память тела»: ребенок запоминает где — сверху, снизу, справа, слева или посередине- нужные буквы расположены.
Слайд 12
Писать указкой по таблице можно в течение дня на разные темы, а можно организовать игру-соревнование «Кто быстрей найдет заданный склад ». Игра очень азартная. За правильный ответ ребенок получает очко (бирку-метку). В конце игры подсчитываем количество очков у каждой команды. Не менее увлекательны игры с кубиками. Чтобы заинтересовать ребенка на первом — же занятии — играем в игру «Как тебя зовут?». Составляем из кубиков имя ребенка, затем переставляем, переворачиваем: «Где твое имя? Давай напишем, ищи свои кубики». Уже играем и осваиваем склады. После нескольких занятий дети научатся составлять свое имя и находить нужные квадратики в таблице, выискивать свои кубики в общей их массе.
Слайд 13
Игра «Озвучь кубик». Ребенок подает взрослому кубик. Взрослый, держа его в руках ребенка, пропевает склады, поворачивая кубик в определенном порядке. При таком показе ребенок сам делает умозаключения на основе своих ощущений. Игра «Какое слово тебе написать?» . Свое придуманное слово лучше запоминается. Передвигая указку из клеточки в клеточку и называя склады, пишем даже сложные слова. Можно писать кубиками. При этом лучше, если стол с кубиками стоит подальше, и на пути к нему нет никаких предметов. Выполняя задание дети могут двигаться, бегать. В «Учебнике для родителей, воспитателей и учителей» автором рекомендовано еще много интересных игр и упражнений, которые можно проводить не только с кубиками и таблицами, но и записывая слова на доске или бумаге.
Слайд 14
Складовые картинки – это одно из пособий, позволяющее сделать процесс обучения еще увлекательней. Дети с большим удовольствием играют с картинками. Их можно использовать просто для переписывания слов кубиками, а можно играть.
Слайд 15
Игра «Найди слово». Дадим ребенку 2-3 карточки с картинками. Повернем их изображением вверх. Предложим «прочитать» слова. Прочитали вместе несколько раз, потом меняем картинки местами. Необходимо отыскать, где какое «слово». А теперь переворачиваем картинки стороной, где нет изображения, а написано только слово, и снова пробуем прочитать что где. Можно искать слова по очереди. Ребенок, правильно прочитавший слово, забирает себе картинку. Далее увеличиваем количество карточек. Названные слова «угадываются» по определенным признакам, а именно: длинное или короткое слово, какие склады есть вначале, середине или в конце слова, и на какой склад падает ударение.
Слайд 16
При обучении детей письму используется пособие «Пишу красиво» , которое помогает ребенку научиться красиво и правильно писать прописью. На нем показано, из каких элементов состоят буквы и как их правильно писать. Необходимо только иметь прозрачную бумагу, ручку и можно обводить по стрелочкам.
Слайд 17
Для ознакомления детей с цифрами используется учебный материал « Стосчет ».
Слайд 18
Суть математики по методике « Стосчет » Зайцева состоит в том, что ребенку предлагают увидеть все числа сразу от 0 до 99, то есть всю сотню сразу .
Слайд 19
Простота Эффективность Не привязана к возрасту Экологичность и строгое соблюдение принципа «не навреди ребенку» (не нарушается осанка, не портится зрение) Подходит абсолютно всем детям (шустрым и медлительным, слабым и сильным) Быстрое чтение (ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв) Развивает органы чувств, мелкую моторику рук; двигательная активность Проявление индивидуальности каждого родителя, воспитателя, учителя Плюсы методики Зайцева Н.А.
Слайд 20
Глен Доман открыл и доказал важнейший закон: мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее идет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется интеллект. Если грамотно организовать процесс — любой ребенок будет учиться всему, что вы ему предложите. Таким образом, подойдя с активной позиции к раннему обучению детей, мы закладываем фундамент их будущего успеха в жизни. Можно уверенно сказать, что методика Н.А.Зайцева идеально подходит для обучения маленьких детей.
План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему: Конспект занятия по обучению чтению по методике Н.А.Зайцева в старшей группе.
Конспект занятия по обучению чтению по методике Н.А.Зайцева в старшей группе.
Тема: Путешествие по сказкам К.И.Чуковского.
Программное содержание: Продолжать учить детей уверенно читать простые слова, написанные на карточках. Закрепить умение детей находить и называть склады по таблице и читать по ней простые слова, умение составлять слово полностью, находя нужный склад. Формировать умение слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы. Развивать речь и мышление детей, интерес к чтению. Воспитывать общительность, сдержанность, тактичность. Учить сопереживать с героями литературных произведений, способствовать проявлению участия, доброты.
Словарная работа: краденое, умывальник, освободили, победили.
Материал: демонстрационный-таблица (по Зайцеву), комплект кубиков Н.А.Зайцева, мольберты, доска, иллюстрации к сказкам К.И.Чуковского, настольный театр к произведению К.И.Чуковского «Телефон», набор по теме «Посуда»(ложка, чашка, чайник, ведро, тарелка, кувшин), складовые картинки, лесная поляна.
Раздаточный материал: карточки со словами (на каждого ребенка по одной карточке), карточки с именами.
Структура занятия:
1.Пальчиковая гимнастика «Теремок»
2.Д/И «Составь слово из кубиков»
3. «Пишем по таблицам»
4.Д/И «Какого склада не стало»
5.Ритмопластика «Веселые путешественники»
6.Д/И «Что лишнее?»
7.Д/И «Путаница»
8.Чтение телеграммы.
9.Сюрпризный момент.
Ход занятия:
Дети входят в зал. Останавливаются, встают полукругом перед дверью-ширмой.
-Дети, вы любите путешествовать?
-Да!
-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по волшебной стране сказок.
Не высоко, не низко, не далеко,
Не близко, а прямо перед вами- Волшебная дверь в страну сказок.
-Мы встретимся со многими героями, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры. Чтобы все это выполнить нам нужно подготовиться. Приготовьте свои ручки для выполнения пальчиковой гимнастики «Теремок»:
На двери весит замок (сцепляют и расцепляют пальцы),
Открывает его волк — дерг-дерг-дерг-дерг (дергают сцепленные пальцы),
Пришел Петя — петушок и ключом открыл замок (по очереди соединяют пальцы, кисти вмести).
-А теперь в путь!
Дети проходят через дверь – ширму друг за другом и оказываются перед картиной из произведения К.И.Чуковского «Краденое солнце».
-Солнце по небу гуляло и за тучку забежало
Глянул заинька в окно, стало заиньке темно
А сороки – белобоки поскакали по полям
Закричали журавли : «Горе, горе, крокодил солнце в небе проглотил»
-Как называется это произведение?(Краденое солнце).
Около картины воспитатель находит письмо (конверт).
-Давайте посмотрим что находится в конверте.
-В конверте письмо, в нем говорится о том, что солнышко в детский сад вернется, если мы выполним все задания.
Воспитатель показывает карточку на первой половине которой изображен «Доктор Айболит»; на второй схеме – задание.
-Герой какого произведения изображен на картине?
-Доктор Айболит.
-А кто написал это произведение?
-Чуковский.
-Давайте попробуем выложить фамилию писателя из кубиков. Вы согласны?
-Да.
На полу три обруча, в них лежат кубики. Воспитатель распределят детей на три команды
по три человека, а двое будут проверять правильно ли они приносят кубики (находят
склады).
-Дети, предлагаю вам найти склад ЧУ; КО; В; С; КИ; Й.
-Молодцы, справились с заданием. Давайте прочитаем что получилось.
-ЧУКОВСКИЙ.
-Да, фамилия писателя Чуковский. А теперь давайте отдохнем.
Дети садятся на скамейки. Выходит Федора (роль Федоры играет взрослый) поет песню:
-Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои,
Вы подите-ка немытые домой,
Я водою вас умою ключевой,
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повыловлю.
-Ребята, вы узнали эту героиню?
-Да. Это Федора.
-Федора не грусти, не переживай. Мы поможем твоему горю.
-Поможем Федоре?
-Да, поможем.
-Тогда слушайте задание. Я пишу на таблице слово, вы читаете. Если прочитаете правильно, появится картинка.
Воспитатель подводит детей к таблице Зайцева, пишет слова (вилка, ложка, чайник, стакан, чашка). После каждого прочитанного слова я показываю соответствующую картинку.
-Задание выполнили правильно. Молодцы. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди слово, которое я скажу».
Переворачиваю картинки, на обратной стороне которых написаны слова,
соответствующие предмету. Я называю слова, вызванный ребенок подходит к столу,
читает это слово, показывает всем остальным детям.
-Отлично справились и с этим заданием. Федора, эти картинки необычные, они волшебные, Посмотри!
Кладу картинки в корзину, в которой находится настоящая посуда.
-Посмотри Федора, картинки превратились в настоящую посуду. Возьми пожалуйста.
-Спасибо, дети. До-свидания.(Федора уходит).
-А мы продолжаем свой путь.
Воспитатель читает строчки из произведения «Мойдодыр».
-Я, великий Умывальник
Знаменитый Мойдодыр
Умывальников начальник
И мочалок командир.
Подвожу детей к картине, открываю ее.
-Мойдодыр предлагает нам вот такое задание: нужно прочитать слова(мыло, корыто, река, мочалка, вода, полотенце).Слова находятся на наборном полотне.
-Все справились с заданием молодцы. А сейчас поиграем в игру «Какого склада не стало?»
Дети стоят полукругом у наборного полотна. Воспитатель поочередно убирает склады в слове МОЧАЛКА, дети закрывают глаза, открыв по команде определяют какого склада не стало.
-Прекрасно выполнили задание, умницы. А до следующей остановки мы поедем на паровозе.
Воспитатель включает запись «Веселые путешественники». Дети стоят друг за другом.
«Мы едем, едем, едем
В далекие края
Хорошие соседи
Счастливые друзья.
Припев: Тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота,
Чижика, собаку, Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая, вот компания какая.
Запев: ходьба друг за другом бодрым шагом.
Припев: поворачиваются лицом в круг на слова тра-та-та – три хлопка справа. Повторение – три хлопка слева. Затем на четыре прыжка опускают руки вниз; на слова «Чижика» — слегка наклонится, руки отвести назад, имитируя «хвостик»; на слово «Собаку» — слегка присесть, руки перед собой, согнутые в локтях, кисти опущены; на слово «Петьку – забияку» — шаг на месте, одновременно исполняются маховые движения руками, согнутыми в локтях; на слово «Обезьянку» — руки согнуты в локтях, ладошки развернуты, наклон вправо;на слово «Попугая» — в том же положении, наклон влево; на слово «Вот» — руки вперед; на слово «Компания какая» — руки опустить.Второй куплет – ходьба топающим шагом, вращение согнутыми в локтях руками, имитируя «паровозик».
-Вот мы и приехали.
Показываю иллюстрацию с изображением фрагмента из произведения «Путаница».
-Как, вы думаете, называется эта остановка?
-Путаница.
Дети стоят полукругом у мольберта на котором висит таблица со словами:
УТОЧКИ –ква, ква;
СВИНКИ – мяу, мяу;
КОШЕЧКИ – хрю, хрю;
ЛЯГУШКИ – кря, кря.
-Давайте прочитаем, что здесь написано. Здесь все правильно написано?
-Нет.
-Тогда давайте исправим.
Вызванный ребенок, исправляет ошибки.
-И с этим заданием мы отлично справились. Молодцы!
Читаю строчки из произведения «Чудо – дерево».
— «А у наших у ворот
Чудо-дерево растет
Чудо-чудо-чудо-чудо
Расчудесное»
Как называется это произведение?
-Чудо-дерево.
-Дети, давайте пройдем за столы и выполним задание.
-Задание называется: «Что лишнее?» На карточках написаны слова, нужно прочитать их, определить что лишнее. Закрыть лишние слова кружочком.
СЛОВА:
1.Тапочки, сапоги, яблоко.
2. Лето, весна, среда.
3. Помидор, репа, слива.
4. Слива, яблоко, огурец.
5. Стакан, чашка,стол.
-Молодцы, задание выполнили правильно.
Дети садятся за столы.
-Ребята, мне кажется зазвонил телефон!(на столе стоит телефон, беру трубку)
-Кто говорит?
-Слон.
-Вы нам присылали телеграмму?
-Да, я сейчас посмотрю.
Подхожу к доске на которой висит закрытая таблица.
-Ребята, нам нужно прочитать текст. Прочитаем?
-Да!
Дети по очереди читают текст телеграммы:
«Рады зайчики и белочки.
Рады мальчики и девочки,
Крокодила победили,
Солнышко освободили»
-Молодцы дети! Со всеми заданиями справились. Скажите мне пожалуйста, какое задание было самым трудным? А самым интересным? (Ответы детей)
Подвожу детей к поляне, на которой «цветут» волшебные цветы (чупа-чупс).
-Это вам подарок от солнышка. (Дети берут цветы).
-Спасибо.
-На этом наше путешествие в страну сказок окончено.