Обучение чтению детей по методике Зайцева пошагово
- 1. Методика раннего развития
- 2. Методика чтения
- 3. Основная идея
- 4. Принципы методики
- 5. Особенности методики
- 6. Достоинства системы обучения
- 7. Занятия по методике Зайцева
- 8. Уроки по методике Зайцева
- 9. Условия, необходимые для успешного старта
- 10. Результаты использования методики
- 11. Чтение по складам
- 12.
- 13. Как дальше заниматься?
- 14. Видео с занятий по чтению
Методика Зайцева относится к методологии современного развития детей в раннем возрасте, т.к. в обучении используется системный подход. Этот метод применяется в системе дошкольного образования с 1989 года и уже успел найти как сторонников так и противников среди родителей и педагогов. Адепты обучения утверждают, что следуя программе Зайцева можно легко научить читать ребёнка с двух лет, а противники стараются придерживаться классической схемы обучения.
Чтение — один из главных навыков, который совершенствуется на протяжении всего обучения в школе. Все школьные программы рассчитаны на детей, уже умеющих читать. Поэтому стоит начать обучение ребенка еще в дошкольном возрасте. Чтение по Зайцеву призвано сократить путь от «не умею читать» до «уверенно читаю» в 2x раз.
Суть методики Зайцева заключается в том, чтобы учить ребёнка чтению не по буквам или слогам, а по так называемым складам. Склады для чтения — это буквосочетания (минимально-произносимая речевая единица), с которых любой малыш начинает учиться говорить. Их особенность в том, что они никогда не состоят больше чем из двух букв, в отличие от слогов. Именно так ребёнку будет проще всего в будущем прочесть и воспроизвести слова.
Методика раннего развития
Приверженцы раннего развития детей положительно относятся к системе Зайцева, т.к. суть этой методики – это освоение всей необходимой информации в процессе игры, а дети любят играть. Помимо игры, на занятиях периодически используются стихи и песни, для улучшения запоминания информации, их называют попевками.
Система построена на многолетнем опыте обучения детей и личной практической работе с малышами. Автор программы занимался по своей методике со здоровыми детьми и малышами с отклонениями в развитии. Было выявлено, что для успешного раннего развития, наставник обязан придерживаться в программе следующих принципов:
- Обучение можно начинать с 2 лет.
- Скажите, нет принуждению! Дети хорошо учатся только в процессе игры. Иногда малыши даже не догадываются, что у них сейчас идет урок.
- Столы и парты отсутствуют. Маленький человечек может лежать, прыгать, бегать или стоять в стороне в процессе предоставления материала.
- Уроки с акцентом на развитии зрения, слуха и тактильного восприятия.
- Системный подход к занятиям.
- Преподаватель обязан учитывать физиологические особенности ребят.
- Наставник – это наглядный пример для малышей. Педагог должен понимать, что он делает и четко проговаривать свои действия.
- Обязательно на занятиях используются таблицы.
- Педагог может использовать на уроках специальные аудиоматериалы.
Длительность урока – 20 минут.
Методика чтенияОсновная характеристика методики Зайцева – новаторская система преподнесения учебного материала педагогом детям: все пособия постоянно находятся перед глазами ребенка, игровая форма обучения, присутствует музыкальная составляющая в занятиях. При таком подходе задействуются все виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и кинестетическое. А главная особенность – весь этот процесс происходит без утомительного сидения за партой, а в веселой игре.
Перед родителями стоит задача научить ребенка читать перед школой, поскольку многие учебные заведения принимают детей на основании тестирования знаний. И чтение – одно из условий приема в престижную гимназию или лицей.
Какой из способов обучения чтению приходит вам на ум в первую очередь? Скорее всего, тот, по которому учили вас. Как было раньше: берём азбуку, заучиваем буквы, а потом учимся соединять их, сливать в слоги, а затем в слова. Это в прошлом! Современному ребёнку не придётся испытывать массу трудностей в заучивании из-за непонимания того, что он вообще учит. Вот почему Зайцев отвергает стандартную методику:
- Заучивая буквы по иллюстрированной азбуке, ребёнок будет отождествлять написанную букву с изображённой картинкой. То есть будет запоминать, скорее, не буквы, а объекты. Из-за этого ему будет трудно связывать буквы в слова. Например, составляя слово «стул», ребёнок, вспоминая картинки из азбуки, будет прокручивать у себя в голове «совок, труба, улитка, ложка». Ситуация становится ещё хуже, когда ребёнка учат не звукам, а сразу буквам, то есть, например, не звук «л», а буква «эль».
- Обучать ребёнка читать по слогам — тоже не самая действенная методика. Всё потому, что слоги в нашем языке бывают разные, начиная с «об» и заканчивая «стрел» и тому подобное.
Методики Николая Зайцева, некоторые специалисты по развитию детей, относят к группе универсально-адаптивных, т.е. учитывающих индивидуальные особенности ребенка с 1 года и старше. По отзывам родителей — наиболее востребованным считается именно такой метод бережного развития.
Также педагоги говорят, что огромной популярностью в детских центрах развития пользуется именно система Николая Александровича.
Основная идея
- На необходимости использовать складовую систему.
- Не стоит долго объяснять – покажите ребенку.
- Научить читать без проблем и принуждения возможно только с помощью игр.
- При работе с 2-летними малышами используются методические материалы и пособия.
- Педагог постоянно произносит демонстрируемый материал.
- Родители отметили, что дети отлично запоминают слоги и легко составляют из них слова.
- Чтобы ускорить процесс восприятия информации, дети должны петь цепочки из слогов.
- Учиться читать следует систематично. Оптимальной считается пошаговая работа, и регулярные уроки.
Суть программы обучения Зайцева совпадают с традиционной системой образования в России, но необходимо четко придерживаться таких рекомендаций:
- Малыш освоит знания, если они будут подаваться систематически.
- Работайте только по представленному автором алгоритму.
- Во время уроков ребята воспринимают информацию с помощью цветов, звуков и рассказа учителя.
- Учтены особенности физиологии малыша при изучении новых данных.
- Стимулирования аналитического ума – переход от частного (один слог) к общему (слово), что позволяет крохе самостоятельно осознавать полученные сведения.
- Конкретно-образные пособия всегда связаны со словесным и наглядным учебным материалом.
- Во время развивающих игр присутствуют оздоровительно-профилактические мероприятия.
Если вы планируете обучать малыша по методике Зайцева, то должны понимать, что крохе требуется не только опытный педагог, а также помощь и поддержка родителей.
Особенности методикиМногие детские сады и центры раннего развития используют только методику Николая Александровича Зайцева, поскольку после изучения материала семилетние дети готовы к учебе в 3 классе.
- Развитие интеллектуальных способностей происходит в форме игры.
- Все таблицы должны быть доступны, поэтому повесьте их на стенах класса или комнаты.
- Во время занятий разрешено играть с кубиками.
- Пользуйтесь тем, что ребенок повторяет все за взрослым. Учите его правильно произносить слова и вести себя в обществе.
- Обучать можно с 1 года.
- Читать ребенок без проблем начинает с 4 лет.
- Всегда учитываются индивидуальные особенности ребят.
- Продумывайте задания заранее.
Достоинства системы обучения
- Чтобы ребенок начал читать требуется немного времени. Малыши, достигшие 4 лет, через месяц работы самостоятельно воспроизводят слова. В 6-7 лет для изучения достаточно 7 дней.
- Методика не привязана к возрасту. Развивать можно и шестимесячного младенца.
- Во время игр задействована мелкая моторика, которая влияет на интеллектуальные способности.
- Произношение складов разным тембром и громкостью, помогает развивать слух и чувство ритма.
- Использовать такую методику можно в домашних условиях.
- Дети сразу учатся грамотно писать, поскольку на учебном пособии отсутствуют связки «ЖЫ» или «ЧЯ».
- Специально подобранный цвет и шрифт не раздражает зрительные рецепторы.
- Методика позволяет избежать конфликта между педагогом и учеником.
- Обучение самостоятельности, поскольку малыши играют сами и учатся планировать свой досуг.
Занятия по методике Зайцева
Основные примеры проведения занятий, основанных на веселой игре, в основе которых лежит складовой принцип:
- На первом уроке просто дайте малышам поиграть с кубиками.
- Расскажите о звучании «золотых», «железных» и «деревянных» изделий. Предложите ребятам разложить их по звучанию.
- Разделите изделия по объему – на один стол отнести все маленькие, а на второй большие. Объясните, что маленькие слоги – мягкие, как малютки.
А большие – твердые, поскольку они более крепкие.
- Петь. На уроках обязательно проводятся попевки, которые по утверждению Зайцева позволяют быстрее научиться читать.
- Алгоритм занятия – сначала пропеваем слова, а только потом их выстраиваем.
- Демонстрация слогов на картинках позволяют деткам рассмотреть их с разных ракурсов, что облегчает их запоминание.
- Не бойтесь, что кроха запутается. Техника обучения позволяет быстро уловить закономерность языка.
- Поворачивая стороны, наставник четко проговаривает то, что там изображено.
- Теперь пусть малыш поработает с изделиями.
- Возьмите указку и начните распевать склады. Педагог обязан артикулировать и показывать, что звуки маленькие или большие, шуршащие или звонкие. Для наглядности можно приседать или становится на носочки.
Только при неукоснительном соблюдении рекомендаций автора чтение по методике Зайцева принесет ощутимую пользу как для детей так и для их родителей.
Уроки по методике ЗайцеваНа сегодняшний момент в продаже имеется огромное количество готовых пособий для развития по Николаю Александровичу Зайцеву. Вы можете проводить работу по такой программе:
- Каждое пособие заполнено гремящим и звенящим материалом, чтобы можно было объяснить малышу, что такие глухие и звонкие склады. В наборе представлен: 61 кубик и 16 дубликатов, позволяющие создавать для чтения одинаковые последовательности – ма-ма, па-па и прочее. Во время игры педагог или родители сначала сами поют или говорят склады, которые изображены, а затем их повторяет кроха. Первый раз начинайте с чтения 2 складов. Когда маленький человек освоил материал, можно переходить к обучению письму. Педагог придумывает простое слово и дает задание малышу показать его по таблице.
- Делаем поезд – на стол ставится кубик с буквой «О». Теперь предложите крохе присоединить к нему вагончики, в которых присутствует буква «О». Ребенок выполняет задание самостоятельно. Взрослый может помочь, только если ученик не понимает сути игры. Такая методика развивает зрительное восприятие.
- Абракадабра. Кроха может соединять слова на свой вкус из учебного пособия.
Расскажите малышу, что кубики следует ставить слева направо и обязательно рядом, затем произносите получившееся слово.
- Давайте петь во время обучения. Спойте склады с нескольких пособий и предложите ученику выбрать самостоятельно, какой он желает услышать. Упражнение подойдет деткам, которые нечетко разговаривают. Услышав пение взрослого, малыш будет стремиться его повторить.
- Задания для работы с таблицами. Пособие располагается перед ребенком, а педагог стоит справа. Указкой медленно ведет по таблице и поет звуки. Во время обучения смотрите на малыша и его реакцию, ему должно быть интересно.
Результаты использования методикиМногие родители интересуются, а сколько длятся занятия? Продолжительность обучения составляет 25 минут. Малыши с восторгом воспринимают процесс, поскольку можно лежать, сидеть, ходить и при этом получать знания. Методика Зайцева позволяет ребятам развивать музыкальные способности, слух и реакцию.
По данным преподавателей, которые используют технологию Николая Александровича, была составлена такая статистика:
- Дети 2-3 лет начинают читать спустя 6-9 месяцев
- Детки в возрасте трех лет, начинают читать через полгода после начала складового пошагового обучения.
- В 4 года достаточно 16 занятий.
- 5 лет – от 5 до 10 уроков.
- 6 лет – чтение освоено за 4—6 занятий.
Ребята, которые с трехлетнего возраста начинали учиться по данной методике, к первому классу знали программу 5 класса общеобразовательной школы. Также можно дополнительно ознакомиться с плюсами и минусами методики по отзывам родителей с тематических или специализированных форумов развития.
Только вам решать какая методика подойдет вам. Практически все педагогические системы имеют свои достоинства и минусы, поэтому вы можете сочетать несколько методик и добиться великолепных результатов.
Чтение по складам
Складовое чтение Зайцева – это еще один метод обучения чтению ребенка без заучивания отдельных букв русского алфавита. Такой метод опирается на формирование четкого образа склада на основе различий в цветовом оформлении, а не на привязку к конкретной фигуре буквы.
Автор методики заявляет: «Складовой метод обучения — это один из легких и быстрых способов научить ребенка читать».
Складом считается слияние звуков: согласного с гласным, согласного с мягким или твердым знаком, отдельный гласный или согласный звук. (Википедия)
Многие учились читать в начальной школе по такому алгоритму:
- Знакомимся с буквами и звуками.
- Формируем из них слоги.
- Составляем целые слова.
А Зайцев, опирается на то, что в речи ребенка отдельные звуки почти никогда не присутствуют, предложил сразу работать с особой единицей – складом. Он полагал, что классическая методика затрудняет процесс обучения, приводит к сильному психическому и эмоциональному напряжению, что, в свою очередь, может стать причиной более серьезных психических проблем.
Но это не единственное нововведение, которое приготовил нам Зайцев. Он, помимо самой методики, разработал множество игровых способов занятия. О них мы поговорим позже. Суть состоит в том, что, играя с ребёнком, вы часто показываете ему связки букв, тем самым он запоминает их. Со временем он научится их узнавать, а потом и самостоятельно читать, а дальше дело за малым. Стоит отметить ещё одну особенность методики — Зайцев не рекомендует изучать буквы отдельно — ребёнок выучит их сам в процессе игры.
В принципе, в обучении чтению нет ничего нового. Такой способ в сельских школах практиковал еще Лев Толстой. Современный вариант этого метода, разработанный Николаем Зайцевым, отличается лишь большей наглядностью и увлекательностью для малыша.
Жужжащее чтениеУченики одновременно читают вполголоса текст, при этом слова сливаются в жужжащий шум. Педагог проходит по классу и останавливает у детей, которые бегло проговаривают представленный материал. Скорость чтения у всех ребят при этом разная.
Очень важно при использовании техники жужжания придерживаться систематичности. Данное занятие позволяет учителю оценить, как ребенок овладел предложенными знаниями. Ежедневное использование метода жужжания позволяет овладеть быстрым чтением и во время проверки скорости показать хороший результат.
Как дальше заниматься?
Когда ребёнок освоит чтение и научится бегло ориентироваться в тексте, не спешите прощаться с системой Зайцева. Она будет для вас отличным подспорьем на пути изучения русского языка. Например, для лучшего понимания структуры предложения по методике Зайцева можно учить части речи. Николай Зайцев предлагает выделять их не при помощи подчёркиваний, как это делается в школе, а при помощи цветов:
- красный — подлежащее,
- синий — сказуемое,
- зеленый — оставшиеся части речи,
- черный — отрицательные частицы.
Главная сложность русского языка состоит в том, что предложение может являть собой одно-единственное слово, работающее без каких-либо частиц. Именно благодаря пособиям Зайцева можно просто объяснить ребенку структуру построения и показать, как работают те или иные части речи в предложении. Работать лучше с теми предложениями, которые произносит ребёнок, то есть с самыми простыми, постепенно переходя к всё более и более сложным. Поняв структуру предложения, ребёнок будет говорить увереннее и перейдёт с буквенного чтения на слоговое или даже словесное.
Видео с занятий по чтениюПредлагаем посмотреть видеозаписи основных моментов в коротких видео о том, в чем заключается методика и как по ней обучать ребенка. Видео поможет подробно рассмотреть практические уроки по обучению дошкольников и отточить технику чтения Зайцева по представленным примерам из записи.
Курс повышения квалификации для образовательных учреждений «Ранее обучение чтению детей дошкольного возраста по методике Н. Зайцева»
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации направлен на развитие у педагогов образовательных организаций знаний и навыков, необходимых для качественной работы.
Заказать обучение |
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Продолжительность 36/72/108 академических часа
Обучение осуществляется дистанционно, с использованием системы дистанционного обучения
Каждому успешно прошедшему курс выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца
Образовательная программа разработана профессионалами, имеющими большой опыт работы
АННОТАЦИЯ
«Не учиться, а играть!» Так кратко можно охарактеризовать методику обучения чтению Николая Александровича Зайцева. Пожалуй, это самая популярная методика на сегодняшний день. С ее помощью сторонники раннего развития учат своих крошек читать, писать, считать и даже осваивать иностранные языки. И дети не против такого обучения. Ведь все, что от них требуется, — играть яркими кубиками и петь песенки.
Самый яркий положительный эффект этой методики заключается в ее скорости. Ребенок 4−5 лет овладевает чтением буквально за 15−20 часов занятий с развивающими кубиками, при этом ему не приходится оставаться надолго в одном положении, к примеру, смирно сидя за партой. Обучение проходит в игровой форме, благодаря чему малыш не испытывает усталости от получаемой информации — она воспринимается органично, в процессе игры, а не представляется ребенку навязанной извне.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Формирование целостного представления об обучении чтению по методике Н. Зайцева в рамках образовательного процесса учебной организации.
Заказать обучение |
ЗАДАЧИ
Формировать социальную позицию детей и восприятие ими сверстников на положительной эмоциональной основе
Овладевать техникой складового чтения
Формировать умение «печатать склады и слова в тетради»
Стимулировать познавательный интерес к чтению
ДЛЯ КОГО
курс предназначен для методистов, педагогов, руководителей общеобразовательной организаций в области организации самостоятельной деятельности школьников.
Педагоги
РЕЗУЛЬТАТЫ В результате освоения данной программы слушатели получат полное представление о системе Н. А. Зайцева в рамках образовательной организации, что позволит более эффективно пройти аттестационные испытания, повысить свой квалификационный уровень и достичь более высоких результатов в своей профессиональной деятельности. |
ПРЕИМУЩЕСТВА
Аудиолекции
Мобильное обучение
Интерактивные презентации
Повышение квалификации
Самостоятельные работы
Оценка знаний
Персонализация обучения
ВЫГОДА
Экономия средств за счет дистанционного формата обучения без потери качества освоения знаний
Минимизация временных и логистических затрат на процесс обучения
Обучение без отрыва от работы
Предоставление сотрудникам возможности самостоятельного выбора времени для обучения
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Тема 1. Чтение как сложный психофизиологический процесс;
Тема 2. Психология овладения актом чтения в норме;
Тема 3. Методика обучения чтению дошкольников;
Тема 4. Эффективные и простые методики обучения чтению;
Тема 5. Общие принципы методики Н. Зайцева;
Тема 6. Особенности обучения чтению по методике Н. Зайцева;
Тема 7. Практика.
Приложения:
— Приложение. Биография Н. А. Зайцева;
— Приложение. Таблица по методике Зайцева;
— Приложение. Памятка работы по методике Зайцева;
— Приложение. Методика обучения малышей математике по Зайцеву;
— Приложение. Занятия и игры с кубиками Зайцева.
ЛИЦЕНЗИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Проверить лицензию
Заказать обучение
+7 (804) 555 12 55 (бесплатный)
+7 (499) 649 11 99 (московский)
Направление обучения
Дошкольная образовательная организацияОбщеобразовательная организацияОрганизация социального обслуживания
Откуда Вы о нас узнали?
Реклама в сети ИнтернетУже учусь или училсяПосоветовалиПисьмо от персонального менеджераРассылка статей и новостейСоциальные сетиСлучайноДругое
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Методика обучения чтению
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок стал вундеркиндом (или хотя бы просто способным и смышленым). Для организации помощи взрослым существует множество методик обучения ребенка чтению и письму, чтению и счету. Это системы Марии Монтессори, Гленна Домана и многие другие. Особое место здесь занимают кубики Зайцевой – метод обучения чтению с раннего возраста.
Особенности методики
Буквально с каждым днем кубики Зайцева приобретают все больше и больше последователей. В чем уникальность этой техники? Почему младенцы, вышедшие из младенчества, начинают читать сами буквально через несколько уроков?
Методика обучения чтению Н.А.Зайцева предполагает чтение по складам. За единицу здесь принята не буква, как это принято в обычных методах обучения, а именно склад. Он представляет собой естественное усилие, производимое речевым аппаратом при произнесении. Склад — естественное усилие, произнести его ребенку практически любого возраста не составит труда.
На основе чтения по складам и разработана методика обучения, типа кубиков Зайцева. Они представляют собой целый учебник, способствующий гармоничному развитию личности ребенка.
Кубики Зайцева — это и обучение чтению, и общее развитие, и развитие логического мышления, и логопедическая гимнастика. Многие мамы уверены, что их дети, занимающиеся этим методом, добьются многого в будущем.
Великий учитель Николай Александрович Зайцев
Практически каждый взрослый слышал такое словосочетание, как «кубики Зайцева». Методика обучения чтению на основе складов с каждым днем набирает все больше последователей. Однако мало кто знает, кто стал автором уникальной методики.
Николай Александрович Зайцев – великий русский педагог-новатор. Родился в семье учителей, с раннего детства мечтал давать знания детям.
Идея создания специальной методики обучения чтению возникла у него еще в студенческие годы, когда будущего учителя распределили в Индонезию для прохождения преддипломной практики. Там он должен был обучать основам и особенностям русского языка местное население.
Основы своих разработок Николай Александрович начал применять еще во время работы в школе. Постепенно он внедрял свои произведения в детские сады.
Когда эффективность созданных педагогом методов была подтверждена несколькими поколениями детей, появились знаменитые кубики Зайцева, методика обучения которым в корне отличалась от общепринятой.
Уникальная авторская методика более 20 лет. Однако педагог-новатор не стоит на месте. Улучшает кубики Зайцева. Методика обучения на них постоянно совершенствуется. На сегодняшний день создано большое количество дополнительных методик и игровых упражнений, основанных на занятиях на таких необычных кубиках.
Как выглядят кубики Зайцева?
Что такое куб? Одна из самых любимых детских игрушек. Каждый из нас может вспомнить ту радость, с которой в далеком детстве он строил с их помощью замки и башни. Зная, как дети любят эти игры, автор при создании собственной методики взял за основу как раз обычные детские кубики.
Однако они совсем не такие, как мы. На каждой их грани изображены склады. Кто они такие?
Склады могут состоять из:
- Из одной буквы.
- Из двух букв (согласная — гласная).
- Из двух букв (согласная — мягкий знак).
- Из двух букв (согласная — твердый знак).
Кроме того, все кубики окрашены в разные цвета. Это помогает детям быстрее понять принципы чтения:
- Кубики золотистого цвета с гласными. В методике Зайцева они имеют название «золотые».
- Серые кубы — склады со звонким звуком. Так называемые «железные» кубики.
- Коричневые кубики — глухой склад «деревянных» кубиков.
- Кубики белого и зеленого цветов являются знаками препинания.
Чтение в кубиках Зайцева развивает тактильные ощущения детей, музыкальные способности, способствует развитию органов слуха. Для этого к каждому виду добавляется определенный контент. Они не полые, как обычные кубики. Благодаря своему содержанию они имеют определенное звучание.
Кубики Зайцева можно заполнить:
- Деревянные палочки;
- Звонки;
- Галька;
- Песок;
- Мелкие металлические предметы;
- Крышки;
- Пробки.
Благодаря наполнению кубики различают и по весу.
Каждый ребенок с самого начала занятий буквально влюбляется в кубики Зайцева. Методикой обучения для них является не обычная учебная деятельность, а игровая. В процессе игры дети спокойно переходят от кубиков к самостоятельному чтению.
Для ускорения процесса обучения каждый кубик имеет свой размер.
- Двойные кубики большие. Это солидные склады.
- На кубиках стандартного размера изображены мягкие склады.
Что влияет на технику Зайцева?
Благодаря уникальной структуре, цвету и размеру кубиков разработанная методика способствует не только чтению детей любого возраста, но и влияет на их всестороннее развитие.
Занятия на кубиках Зайцева затрагивают следующие направления:
- Визуальный;
- Слуховой;
- Тактильный.
Кроме того, на занятиях по методике Зайцева происходит музыкальное, физическое, эмоциональное развитие детей.
Как заниматься по методике Зайцева?
Автор рекомендует не перегружать ребенка занятиями. Весь процесс обучения должен быть построен в игровой форме. Продолжительность одного занятия не более получаса.
Во время занятий дети не сидят за партами, как в школе. Они бегают, прыгают, танцуют, лежат, играют. Благодаря свободе действий игра их не смущает.
Для организации учебного процесса используются не только кубики. В состав методического оборудования также входят таблицы, где отображаются все склады. Во время занятий таблицы находятся перед глазами детей. Это помогает повысить эффективность тренировок.
С какого возраста можно начинать занятия?
Автор рекомендует знакомить детей со своими методами как можно раньше. Малыши до двух лет могут просто играть в кости, изучать склады на гранях. Так ребенок будет подготовлен к процессу чтения в более старшем возрасте.
Оптимальный период для начала занятий – это время, когда ребенок начинает говорить самостоятельно. Обычно это происходит к 2 годам. В этот период ребенок готов приступить к обучению.
Если ребенок начнет заниматься по методике Зайцева в возрасте до трех лет, то самостоятельно читать он сможет примерно к полугоду. Этот период считается наиболее благоприятным для обучения чтению, т.к. происходит одновременное развитие речевого аппарата ребенка и закладываются основы обучения чтению.
Занятия с детьми от 4 лет дадут положительный результат после 16-20 «уроков».
Дети в возрасте от 5 до 6 лет научатся читать самостоятельно за 5-8 занятий. Этот возрастной период также считается одним из самых благоприятных для начала обучения чтению, т.к. Уровень умственного развития ребенка наиболее благоприятен к началу занятий.
Если ребенок начал заниматься по методике Зайцева в 6 лет, для начала самостоятельного чтения ему потребуется всего 5-6 занятий.
Учимся играть
Какие дети любят постоянно учиться? Основным видом деятельности для дошкольного возраста является игра. Поэтому занятия на кубиках также должны быть построены в игровой форме.
Какие игры с кубиками Зайцева? На сегодняшний день разработаны многие из этих методов. Рассмотрим самые популярные виды заданий на основе игровой деятельности:
- Веселый паровозик. Составляем из понравившихся кубиков со сводчатыми вагонами паровоза. Чтобы он «двигался по рельсам», склады на гранях кубиков должны быть спеты.
- Колобок. Кидаем кубик-«колобок» в любую часть комнаты. Ребенок догоняет «колобок» и считывает склад по его верхнему краю.
- Найдем пары. Для игры нужны кубики и столы. Выберите любой куб. Читаем склад на его верхнем краю. Находим тот самый склад в таблице.
- Голоса животных. Вспоминаем, какие звуки произносят домашние животные (кошка, собака, корова и др.). Ребенок должен найти кубики со складами, соответствующими голосам животных (мяу, мычание, ав и т. д.).
Что говорят родители?
Эффективность использования кубиков Зайцева доказана временем. На протяжении 2 десятилетий число последователей уникальной методики растет.
А что родители говорят о кубиках Зайцева? Отзывы взрослых, дети которых научились читать по этой методике:
- В период обучения Зайцева дети буквально влюбляются в процесс чтения.
- Гармоничное развитие детей в сфере образования, воспитания, искусства.
- Занятия в кубиках Зайцевой учат детей не только чтению. Они дисциплинируют их, развивают логическое мышление, заставляют мыслить критически.
- Процесс обучения довольно прост. Во время игры дети даже не замечают, как переходят к самостоятельному чтению.
Однако не все родители хвалят и одобряют кубики Зайцева. Отзывы взрослых, когда обучение не помогло:
- Многие дети не по складам усваивают суть чтения.
- После занятий в кубиках Зайцева дети с трудом переходят на слоговое чтение.
- При индивидуальных занятиях по данной методике у ребенка могут возникнуть трудности с пониманием принципов чтения.
Коллективные методы обучения более приемлемы.
Чтение — основа гармоничного развития человека в детском возрасте. Занятия с детьми по методике Зайцева – кратчайший и естественный путь в мир букв. Кубики Зайцевой — настоящий кладезь мудрости, доступный каждому.
методика обучения чтению, обзоры, пошаговые инструкции, отзывы родителей
Все родители хотят, чтобы их дети были самыми умными, самыми развитыми. Сколько гордости они испытывают, когда 3-4-летний малыш, идя по улице, в совершенстве читает названия магазинов и рекламные объявления. …И, приступая к обучению ребенка чтению, они сталкиваются с огромным выбором различных методик. Кубики Зайцева – эффективный метод обучения детей чтению с самого раннего возраста. Это одна из тех методик, которая вызывает большой интерес у многих родителей.
Кто такой Николай Зайцев
Родители Николая Александровича Зайцева работали в сельской школе. После окончания школы Николай 2 года проработал на заводе, после чего пошел по стопам родителей. В 1958 году поступил в Педагогический институт на филологический факультет. На пятом курсе его отправляют на практику в Индонезию, где он работает переводчиком.
Именно этот период времени, когда ему приходилось обучать взрослых не родному для них русскому языку, дал начало развитию его знаменитой методики обучения чтению и письму. Внедряя новые приемы, создавая на ходу интересные таблицы, он старался «донести суть языка до других».
Разработав собственную методику обучения, молодой учитель решил опробовать ее в средних классах общеобразовательной школы. Однако здесь его ждала огромная неудача. Ученики могли только выучить правила, не пытаясь их понять. Привыкшие к такому обучению, они не могли перестроиться.
Тогда Николай Александрович решил испытать свой метод на детях. Переработана методика, все занятия он проводил в игровой форме. И здесь его ждал огромный успех. Детям от полутора лет и дошкольникам, имевшим проблемы с чтением и письмом, достаточно было всего нескольких уроков, чтобы начать читать. Некоторые школы стали в полной мере использовать его систему обучения, используя в своей работе «звенящее чудо» (так называли кубики).
Наблюдая за малышами, воспитательница пришла к следующим выводам:
- Для того чтобы научиться читать, крохе не обязательно знать, как называются буквы. Чаще всего в алфавите буквы ассоциируются с картинками. Ребенок запоминает образ буквы и тот образ, который у него с ней ассоциируется. Тогда ему очень трудно объяснить, что КОТ (буква К), НОЖНИЦЫ (буква Н), ИГРУШКА (буква И), ГРИБ (буква Д) и АИСТ (буква А) в сумме составляют одно слово КНИГА .
- Чтение по слогам для ребенка очень сложное. Даже если малыш выучит названия букв без картинок, ему будет сложно понять, как из букв М и А получается слог МА.
Чтобы понять принцип слияния слогов, учителям приходится использовать в своей работе различные приемы . Но в русском языке есть слова из одного слога, в которых много идущих подряд согласных (например, СПЛАШК). Читающему по слогам ребенку будет очень сложно читать такие слова.
- Человеку легче сначала научиться писать, чем читать. Под письмом он понимал превращение звуков в знаки, а под чтением — превращение знаков в звуки. Детка, будет намного легче научиться читать письмо.
В следующем видео вы сможете узнать интересную информацию о Николе Зайцеве и его легендарных костях.
Общие принципы методики Зайцева
Единственной в своем роде авторской методике Зайцева уже более 20 лет. Однако знаменитый педагог не перестает постоянно ее совершенствовать. Уже создано множество различных методик и игр, дополняющих базу. С помощью методики можно успешно обучать грамоте даже самых маленьких детей. В то же время дошкольнику в 6 лет будет достаточно всего нескольких уроков, и вы увидите, что он уже может начать читать.
Этот метод обучения подходит не только для детей, которые любят спокойные игры с кубиками, но и для подвижных непоседливых детей. Использование данной методики подходит для работы с детьми с нарушением слуха, очень плохим зрением и отклонениями в психическом развитии. При работе с ними можно получить очень хорошие результаты. Хороший эффект можно увидеть при работе с детьми с аутизмом.
В своей методике Зайцев подчеркивал, что процессы познания у ребенка должны проходить через все виды восприятия: слуховую, зрительную, моторную память, осязание и мышление. Педагог в работе с детьми должен уметь организовать увлекательную игровую среду обучения, быть в роли наставника в процессе обучения.
Используя игры в кости:
- расширится словарь малыша;
- навыков грамотного письма будут развиты;
- речь ребенка станет более внятной;
- Вы можете исправить ряд проблем с речью;
- развивать логику и мышление ребенка;
- научите малыша работать самостоятельно.
Оборудование
Стандартный набор включает:
- 61 шт. собранный картонный куб
- 6 картонных таблиц со слогами, буквами и другими графическими знаками
- 4 шт. формат столика из картона B3
- диск для прослушивания с попевками для кубиков и столов
- методическое пособие, которое можно использовать как конспект занятий.
Что такое склад
В своей методике Николай Зайцев предлагает альтернативу слогам — он использует склады. Он является основной единицей языка. Склад может быть одиночной буквой, сочетанием гласного и согласного, согласного и твердого знака, согласного и твердого знака. Такой принцип чтения — запоминания — лежит в основе методики Зайцева. Эта техника очень похожа на букварь Федота Кузьмичева, XIX век, и на азбуку Л. Толстого. В этих книгах тоже использовался принцип обучения на складах.
Склад можно определить, положив руку ниже подбородка и произнеся слово. Сила мышц, которую вы почувствуете рукой, и будет складом.
Склады для его метода расположены на кубиках и в столах. Он использовал зрение, слух и тактильные ощущения в помощь обучению, так как аналитическое мышление, формирование которого требуется при чтении, развивается только к 7 годам. Размещая склады на кубах, Зайцев делал их разными по цвету, звучанию, размеру. При этом, когда ребенок берет кубики, активизируются различные каналы восприятия.
Метод Описание
Создатель методики не предполагает авторитарный стиль общения воспитателя с детьми. Он говорит, что надо учитывать индивидуальные особенности и темпы развития каждого ребенка.
Занятия должны проходить только в игровой форме. Дети не должны сидеть на одном месте, они должны двигаться, прыгать, танцевать и петь. Все движения на занятии проходят в игре с кубиками.
Кубики могут различаться по размеру. Крупные кубы изображают склады с солидным звуком. На маленькие кубики — с мягким звуком. Они могут быть одинарными или двойными. На двойных кубиках стоят согласные, не сочетающиеся со всеми гласными (Мс-Мс).
Звук склада обозначается металлом, а глухота деревом.
Золото — гласные. Твердый знак изображают на железно-деревянных кубиках, мягкий — на деревянно-золотых. На белом кубе стоят знаки препинания. Выбор цвета для букв отличается от школьного. Здесь синий используется для обозначения гласных, согласные — синим, а твердые и мягкие знаки — зеленым. Таких в отличие от школьного синего, красного и зеленого цветов, по словам Зайцева, помогает детям начать бегло читать.
Наполнение кубиков тоже разное.
Начало обучения чтению сначала происходит только с кубиками, позже знакомятся с таблицами.
Кубики 52 шт. В наборе кроме них есть еще 7. Всего на кубиках изображено 200 складов.
Наборы могут быть разные:
- может быть предложен макет для самоклейки кубиков;
- , возможно, уже собрано;
- с пластиковым основанием.
Для того, чтобы склеить кубики самостоятельно, потребуется много времени. Их необходимо дополнительно укреплять изнутри. Это можно сделать с помощью картонного кубика такого же размера. После приклеивания лучше обмотать резинками; это нужно для того, чтобы ваш кубик не развалился, пока будет сохнуть. Для лучшей защиты оберните каждый куб пленкой или заламинируйте развертку куба. Если вы выбрали этот вариант кубов, то лучше делать копию каждой развертки. Так что по ходу игры у вас точно хватит магазинов для написания слов.
Столы должны быть подвешены достаточно высоко. Способствует профилактике сколиоза и нарушений зрения. Если вы занимаетесь только со своим ребенком, то рост лучше определять по поднятию руки малыша. Он должен касаться верхнего края стола. Столы будет удобно развесить по углам комнаты, так крохе будет удобнее искать нужные склады. Столы также можно обернуть пленкой для увеличения срока службы. Использование таблиц так же важно, как и игра в кубики.
По методике Николая Александровича все склады на кубиках надо спеть. Он считает, что эффект от этого намного лучше, да и заниматься с музыкой малышу интереснее, что помогает привить интерес к учебе.
Дайте ребенку поиграть сразу во все кубики. Это учебное пособие никогда не должно быть взято от него. Они всегда должны быть в его поле зрения. Пусть малыш познакомится с ними, внимательно рассмотрит.
Попросите выбрать один из его самых интересных кубиков. Склады написаны на лицах, нужно показать пение. Попросите найти большой куб, потом маленький, железный, деревянный, золотой. Ребенок должен понимать, что все кубики разные по размеру и звучанию.
После того, как он выучит эту информацию, познакомьте его с таблицами слогов. Опойте один из столбцов таблицы и попросите ребенка принести кубик с такими же складами. Артистично спойте, показывая ребенку, какими могут быть склады: звонкими или глухими, маленькими или большими. Вы даже можете использовать соответствующие движения. Не просите ребенка петь склады взамен. Когда он созреет для этого, он начнет петь с вами и самостоятельно.
Научите ребенка писать с помощью игральной кости или указки. Пропевая склады и показывая их на столе, малыш начнет понимать, как складываются слова. Вы можете научить ребенка писать и играть в подвижные игры одновременно. Попросите его написать имена близких в разных частях комнаты. А теперь пусть ребенок сбегает в гости к родственникам.
Еще раз обращаем внимание, все занятия должны проходить только в игровой форме. Ребенок не должен сидеть на одном месте, дайте ему полную свободу движений. Все дети разные. Ему не нужно ничего делать. Пусть малыш развивается в меру своих способностей, не торопите события. Не делайте из игры принудительное занятие. Конечно, лучше делать каждый день, хотя бы по чуть-чуть, но если у ребенка сегодня нет настроения на занятия, лучше его отложить, чем заставлять. Играть можно и утром, и вечером. Ориентируйтесь на настроение крохи.
Выберите игры, которые больше всего понравятся вашему ребенку.
Если вы непоседы, лучше используйте на уроках подвижные игры. Если ваш малыш предпочитает спокойные игры подолгу собирает пазлы, то используйте игры, не предполагающие активность во время занятия.
Если киска любит строить, тогда предложите ему построить паровозы с именами, башни со складами, дороги, дома из кубиков.
Автор методики предполагает ее успешное использование только при условии полного выполнения всех требований, а не отдельных элементов.
В следующем видео представлены основные моменты образования детей.
В каком возрасте можно начинать учиться и в какие игры играть?
Знакомить малыша с кубиками можно практически с самого рождения. Учтите, что в этом возрасте ребенок еще не способен к занятиям. До полугода развитие ребенка идет очень быстрыми темпами. Вы не должны перегружать его сейчас. Кубики можно использовать как погремушки, лишь изредка показывая им склад или слово. Не пытайтесь увидеть какие-либо результаты в этот период, не ждите их от ребенка. Теперь с их помощью вы только подготовите ребенка к обучению, которое его ждет впереди.
Через 6 месяцев ребенку уже неинтересно играть с кубиками, как с погремушкой. Теперь можно начинать петь склады. До годовалого возраста продолжайте показывать кубики, склады, простые слова. Пусть крошится среди них. Вы можете попробовать попросить его дать вам куб с определенным складом. Оставьте склады на предметах, которые вы нарисовали и в течение дня покажите и спойте их малышу.
Чем старше становится ребенок, тем сложнее игры. Годовалому малышу вместе с теми играми, что были раньше, уже можно повышать уровень сложности, предлагая новые. Действуйте постепенно. Вы можете воспользоваться пособием Н. Зайцева «Письмо. Чтение. Счет», в котором предложено много занимательных игр, но можно придумать и свои. Подключите воображение малыша, спросите его, в какие игры он хочет играть.
Играть в Зоопарк. Пусть малыш разносит по зоопарку разных животных, составляя им имена из складов. В «Магазине» он может расставлять товары по полкам. Отправляясь в «Путешествие», обязательно нужно собрать чемодан. Пусть он выступит в роли повара, складывающего в кастрюлю ингредиенты, необходимые для приготовления супа или любимого блюда.
Предложите ребенку поиграть в игру «Кто больше назовет». Назовите слова, которые начинаются с данного склада. Вы можете сделать эту игру тематической.
Поставьте перед ним кубики, со складов на них можно будет сделать его имя. Пусть малыш попробует сделать это самостоятельно. В следующий раз усложнив задачу, он должен сам найти подходящие склады. Пусть складывает слова из кубиков, а потом ищет эти склады в таблице, показывая указатель на нужный склад.
В игры, которые вы придумали вместе, ребенок будет играть с большим удовольствием, ведь они для него намного увлекательнее, чем те, которые предлагает автор. Это будут именно те игры, которые ему нравятся, придуманные с учетом его интересов.
Плюсы и минусы методики
Как и всякая современная методика, обучение чтению с помощью кубиков Зайцева имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрите больше.
Добродетели
- Дети очень быстро учатся читать. Ребенку нужно немного времени, чтобы начать это делать. И чем он старше, тем быстрее процесс обучения. По словам самого автора, даже ребята, которым только исполнилось 4 года, могут начать читать самостоятельно уже после 4 занятий. Конечно, это касается не всех детей.
В среднем детям 3-4 лет для обучения требуется полгода, старшему дошкольнику нужно 10-12 занятий, ребенку 6-7 лет уже хватит недели.
- Методика обучения Зайцева не привязана к какому-то определенному возрасту. Вы можете начать заниматься, когда вашему ребенку исполнится 6 месяцев, или вы можете использовать его для первоклассников.
- Различные по тембру, высоте и громкости звуки, выполненные кубиками, способствуют развитию слуха, памяти, отлично разовьют чувство ритма.
- В результате игр с кубиками активно развивается мелкая моторика рук ребенка, что очень важно для развития интеллекта.
- Обучение проходит в темпе, позволяющем способностям ребенка. Все очень индивидуально. Никто не торопит и не гонит ребят, не говорит им, что они что-то должны.
- Освоить технику не сложно. Может успешно применяться в домашних условиях.
- Дети сразу учатся грамотному письму.
На кубах нет невозможных на русском языке складов (типа ФХ, ЖЫ).
- Методика тренировок Зайцева способствует профилактике, сохранению и укреплению здоровья. Играя, ребенок тренирует глазные мышцы. Это помогает сохранить зрение. Его сохранению способствует расположение крупного текста на таблицах в разных местах, яркий цвет кубиков, не раздражающий глаза.
Игровые приспособления, расположенные с учетом требований методики на должной высоте и в разных местах, служат отличной профилактикой нарушений осанки, гиподинамии, дидактических нагрузок.
В целом такой игровой метод обучения чтению успешно помогает в развитии всесторонне развитой гармоничной личности.
- Метод основан на принципах педагогики сотрудничества, что позволяет избежать конфликтов между детьми, родителями и учителями.
- Дети играют сами.
Отлично развивает самостоятельность и самоорганизацию. Даже коротких занятий для успешного обучения достаточно. Игра с ними постоянно, незаметность их проведения по принципу «кстати» даст отличный результат в дрессировке.
- Методика очень простая, систематизированная, наглядная.
- Ребенка не надо учить складывать буквы в слоги, он обучает готовым складам, что способствует умению читать бегло и без запинок.
недостатки
Несмотря на огромное количество преимуществ при выборе данного метода обучения можно столкнуться с рядом проблем.
- Воспитатели, патологоанатомы и логопеды говорят, что, изучая склады, не понимая, как складывать буквы, дети часто начинают пропускать окончания слов. Возможны проблемы при делении слов на слоги, разборе слов по составу.
- Цветовые звуки, отличные от школьных (синий, синий, зеленый вместо синего, зеленого, красного), создают проблемы для учащегося в фонематическом разборе слов.
Переучивать детей сложнее, чем учиться с нуля.
- Высокая стоимость пособий. Много хлопот при самоклейке кубиков.
- Есть определенные сложности в выборе написания букв Е и Е. На кубиках есть склады типа ВЕ, ЕЕ. В русском языке их можно встретить очень редко. Приходится постоянно купировать желание ребенка написать букву Е в словах, где после твердого согласного мы слышим Е, и надо писать Е (например, слово ТЕННИС).
- Применение методики будет более эффективным у детей, у которых более развито правое полушарие. У них более развито образное мышление.
- У парней могут возникнуть трудности с выделением одного звука из слова, что повлияет на букву.
- Такой способ обучения практически не развивает творческие способности детей.
Сравнение с кубиками Чаплыгина
Евгений Чаплыгин создал свой метод на основе метода Зайцева. Однако его способ обучения уникален и запатентован. Набор кубиков Чаплыгина содержит: 10 одинарных кубиков с буквами и 10 двойных кубиков, образующих блоки, инструкцию по применению. Кубики в блоках вращаются вокруг своей оси, образуя склады.
Рассмотрим основные отличия методов.
- Кубики Чаплыгина проще в использовании.
- В методике Чаплыгина нет запоминания складов, как у Зайцева. Он использует буквы и слоги. Детям легче понять, как составлять слова.
- Кубики Чаплыгина не требуют много места для хранения.
- Кубики Зайцева изготавливаются из бумаги или пластика, а кубики Чаплыгина — из дерева.
- Купить кубики Чаплыгина намного дешевле, чем кубики Зайцева.
- Методика Зайцева способствует наибольшему развитию детей. Занимаясь в нем, ребенок знакомится с твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими.
- Зайцев в своей методике использует попевки и таблицы для лучшего усвоения материала детьми.
- На кубиках Зайцева 52 склада, а из кубиков Чаплыгина можно сделать только 32.
Отзывы родителей
Отзывы об этом методе обучения детей чтению неоднозначны.
Есть родители, которые говорят, что практически сразу увидели положительный результат. Дети с удовольствием играли в кубики, составляли слова. Очень рано малыши начали бегло читать, чтение книг доставляет им огромное удовольствие.
Ряд родителей не сразу увидели результаты обучения. Дети уже давно занимаются безрезультатно. Только через некоторое время дети стали читать, и сразу стало хорошо. Любовь к чтению, которую они восприняли в результате обучения, они считают самым главным достижением.
Некоторые родители смогли увидеть положительные результаты только в коллективной форме занятий с педагогом-специалистом. Занятия дома не принесли индивидуальных результатов.
Есть такие, чьи дети смогли освоить технику только в возрасте пяти лет и старше. В более раннем возрасте малыши не понимали принципов складского чтения.
Есть взрослые, которые использовали только отдельные элементы методики Зайцева для обучения детей чтению. Они рассказывают о том, что объясняют своим детям, как должны стекаться слоги, как образуются склады, и только потом слова складываются в склады на кубиках и таблицах.
Есть дети, которых родители не смогли научить читать по этому методу.
Также об обучении чтению кубиков Зайцева смотрите в следующем видео Смирнова Т.Н. — подготовка учителя к школе.
Пример проведения обучения по этой методике смотрите в следующем видео.
Смотрите в следующем видео ответы на многие вопросы по методике Н.