Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Методики монтессори ранний возраст – Вся правда о Марии Монтессори и ее методе. И как можно организовать правильную развивающую среду дома. | Развитие и воспитание детей

Posted on 03.12.201717.01.2020

Содержание

  • суть, что такое, правила использования
    • Первая во всём
      • Учебные годы
      • Основные вехи
  • Методика Марии Монтессори: достоинства и недостатки
    • Немного истории…
    • Суть педагогики Монтессори
      • В чем особенность занятий по Монтессори?
      • Спорные моменты в методике Монтессори
    • Наше мнение
    • Фильм о Марии Монтессори
    • Метод Монтессори . Развитие детей от 8 месяцев до 3 лет
    • Мамина школа: Развитие ребёнка по системе Монтессори
  • 7 методов раннего развития ребенка до 1 года Марии Монтессори
    • Суть методики раннего развития Монтессори
    • Эффективные методики раннего развития ребенка до 1 года по Монтессори
      • Методика №1. Стимулируем ползанье
      • Методика №2. Тренируем повороты и перевороты
      • Методика №3. Играем в прятки
      • Методика №4. Играем с водой
      • Методика №5. Возимся в грязи
      • Методика №6. Учимся карабкаться и цепляться
      • Методика №7. Занимаемся подбрасываниями
      • Несколько важных правил
  • Что такое методика Монтессори и стоит ли её пробовать
    • В чём суть методики Монтессори
    • Что такое сензитивные периоды
      • От 0 до 3 лет: период восприятия порядка
      • От 0 до 5,5 лет: период сенсорного развития
      • От 0 до 6 лет: период речевого развития
      • От 1 года до 4 лет: период развития движений и действий
      • От 1,5 до 5,5 года: период восприятия мелких предметов
      • От 2,5 до 6 лет: период развития социальных навыков
    • Как организована развивающая среда по методике Монтессори
      • Зона сенсорного воспитания
      • Зона практической жизни
      • Математическая зона
      • Зона речевого развития
      • Зона космоса (естествознания)
    • Зачем пробовать методику Монтессори
    • В чём недостатки системы Монтессори
    • Читайте также 👶🏻👪👨‍👩‍👧‍👦
  • Суть и принципы методики Монтессори простыми словами
    • Историческая справка
    • Суть методики Монтессори
    • 6 базовых принципов обучения
    • Среда Монтессори
      • Зона практической жизни
      • Зона сенсорного развития
      • Математическая зона
      • Речевая зона
      • Космическая зона
    • 5 плюсов и 3 минуса методики Монтессори
    • Заключение
  • Мария Монтессори методика раннего развития
  • Методика Монтессори: «Тяга к знаниям заложена в каждом ребенке от природы!»
    • В чем заключается методика Монтессори
    • Методика Монтессори: Результат вторичен, главное — процесс!
    • Отличительные признаки методики
    • 5 полезных советов тем, кто использует методику Монтессори

суть, что такое, правила использования

Последнее обновление статьи: 29.03.2018 г.

Эта воспитательная система не просто прошла проверку временем, но обросла многочисленными последователями. В настоящее время практически во всех странах имеются монтессори-сады, в которых обучаются миллионы ребятишек от 1 года до 6 лет.

О значимости воспитательных идей доктора Монтессори говорит тот факт, что Юнеско внесла её имя в список педагогов, которые определили развитие мирового образования в XX веке, кстати, наряду с отечественным писателем Антоном Макаренко.

В чём же кроется популярность системы Марии Монтессори? Прежде всего, в совершенно новом подходе к ребёнку, который признавался уникальной личностью, поэтому и требовал индивидуального подхода для раскрытия имеющихся у него потенциальных возможностей.

Более подробно методики раннего развития представлены в другой статье детского психолога. Узнайте самые популярные и распространённые образовательные системы для малышей с рождения и до трёх лет.

Первая во всём

Мария Монтессори родилась в 1870 году в известной итальянской аристократической семье, которая, тем не менее, отличалась либеральными взглядами. Именно поэтому мать с отцом постарались дать маленькой Марии самое прогрессивное образование.

Учебные годы

Будущий автор образовательной система училась на отлично, демонстрируя особые успехи в точных науках.

Первая во всём

Первая во всёмВ 12-летнем возрасте Мария поступила в школу с техническим уклоном, хотя до этого там занимались исключительно мальчики.

В 1890 году она опять стала невольной разрушительницей сложившегося положения, когда поступила в Римский институт на медицинский факультет.

Через 6 лет, удачно отучившись и защитив выпускную работу по психиатрической науке, Монтессори стала первой в Италии женщиной-врачом.

Ещё будучи студенткой, Монтессори подрабатывала в университетской клинике, где впервые и столкнулась с ребятишками с недостаточным интеллектом. Изучив имеющуюся литературу, девушка решила разработать собственную систему обучения детей с проблемами в развитии.

Основные вехи

Естественно, путь к созданию прорывной для того времени воспитательной системы не был слишком гладким. Однако блестящее образование и природная настойчивость помогли Марии Монтессори справить

Методика Марии Монтессори: достоинства и недостатки

В современной педагогике родители смогут найти множество авторских методик воспитания ребенка с пеленок. Однако самой востребованной справедливо считается развивающая программа итальянского ученого Марии Монтессори. Ее метод, конечно, с оглядкой на новые достижения в педагогике, активно применяется в многочисленных центрах развития и садиках во многих странах мира. В чем же кроется секрет подобной популярности?

Немного истории…

Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.

В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.

В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий. По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы. Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.

Суть педагогики Монтессори

Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!».

Основные пункты:

  • Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.
  • В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.
  • Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.

Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила:

  • То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
  • Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
  • Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
  • Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.

Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.

В чем особенность занятий по Монтессори?

В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:

  1. Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
  2. Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
  3. Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
  4. В языковой зоне
    кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
  5. Космическая зона познакомит с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. Детей раннего возраста ждут фигурки различных животных, а старшие дошкольники занимаются с картами, коллекциями минералов.

ИНТЕРЕСНО: Бизиборд — развивающая доска с замочками и кнопочками для малышей своими руками

Фото:

 

Спорные моменты в методике Монтессори

Главное преимущество методики Монтессори – ребенок развивается самостоятельно, в своем собственном темпе, без особого вмешательства со стороны взрослых. Что же касается существенных минусов методики, то к ним специалисты относят следующее:

  1. Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.
  2. Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша. А ведь учеными доказано, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения, играя и взаимодействуя со сверстниками.
  3. Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.
  4. Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.

В настоящее время развивающие центры и многие образовательные учреждения не практикуют методику Монтессори в ее первоначальном виде. Современные преподаватели берут из нее только лучшее, добавляя собственные наработки.

Беседа со специалистом по системе Монтессори в раннем развитии малышей: Что нужно знать родителям, которые хотят, чтобы их ребенок развивался с ранних лет

Наше мнение

Методика раннего воспитания итальянского доктора и ученого Марии Монтессори достаточно интересна и своеобразна. Дети, воспитанные в монтессори-классах, самостоятельны и уверены в себе, умеют решать бытовые проблемы. Они не только отстаивают свое мнение, но и способны нести ответственность за собственные поступки. Если у вас есть желание видеть эти качества в своем ребенке, попробуйте прочитать несколько книг и пособий автора: 

«Дом ребенка», «Мой метод», «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет», «Помоги мне это сделать самому», «Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается», «Самовоспитание и самообучение в начальной школе (сборник)», «Дети — другие», «Домашняя школа Монтессори (комплект из 8 книг)», «Впитывающий разум ребенка», «После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития» – и возьмите на заметку некоторые советы по детскому развитию и воспитанию.

Далее: Методика Монтессори своими руками: организуем развивающую среду дома

Полезная книга — 60 занятий с ребенком по методике Монтессори

Читаем также о других популярных методиках развития и воспитания:

Юля на своем опыте делится положительными и отрицательными сторонами методики Монтессори:

Фильм о Марии Монтессори

Метод Монтессори . Развитие детей от 8 месяцев до 3 лет

Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослого — просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научиться самостоятельно постигать мир. А постичь его он может только через опыт — опыт мысли, чувства, действия.

Играя с матералом Монтессори, дети развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, совершенствуют координацию и точность движений, развивают свои сенсорные способности.

Эти, казалось бы, простые упражнения — переливание воды, просеивание смеси из крупы через дуршлаг, вытирание воды губкой, складывание салфеток, пересыпание крупы ложкой, вылавливание шариков, и столь нелюбимые большинством взрослых стирка и подметание пола и т.п. — действуют на кроху просто завораживающе. Вот ведь теперь он — совсем как взрослый, все умеет и все делает самостоятельно! Это очень повышает их самооценку, и как следствие — появляется уверенность в себе. Надо ли говорить, как это важно!

Мамина школа: Развитие ребёнка по системе Монтессори

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

7 методов раннего развития ребенка до 1 года Марии Монтессори

С самого рождения каждый ребенок имеет огромный внутренний потенциал. В первые годы жизни формируется большинство будущих способностей и умений ребенка, которые в будущем позволят ему стать умным, успешным, самодостаточным, гармоничным, уверенным в себе и своих силах взрослым человеком. Задача же родителей заключается в том, чтобы помочь сыну или дочке раскрыть этот потенциал и организовать развивающую среду для малыша.

Многие мамы и папы далеко не всегда понимают, в чем именно заключается суть раннего развития ребенка. Хотя психологи, педиатры и учителя утверждают, что ранее развитие по Монтессори принесет крохе только пользу, мнительные родители не перестают подвергать слова специалистов сомнению. А зря! Правильно подобранные методики раннего развития помогут малышу быстрее понять, что собой представляет окружающий мир. Осознав это, ребенок без особого труда сможет влиться в постоянно меняющуюся структуру нашего мира.

Методика раннего развития Марии Монтессори для детей до 1 года включает в себя упражнения и игры, которые не только развивают и обучают ребенка, но и дарят ему положительные эмоции. Сегодня рассмотрим самые эффективные и популярные методики.

Монтессори: методика раннего развития до года

Суть методики раннего развития Монтессори

Мама и папа, любуясь своим ребенком, который еще лежит в колыбельке, не только испытывают безграничное счастье и любовь к крохе, но и беспокоятся о его здоровье, режиме питания и развитии. Последнее должно волновать родителей больше всего. Они обязаны постоянно задавать себе вопросы о том, правильно ли развивается их чадо, не отстает ли в развитии от своих сверстников и что нужно делать, чтобы малыш не только развивался по возрасту, но и опережал в этом плане других деток.

Ученые доказали, что клетки головного мозга активно развиваются в первые годы жизни ребенка. Когда малыш достигает трехлетнего возраста, то его головной мозг сформирован на 70%. Поэтому очень важно, чтобы родители не ленились и уже в столь раннем возрасте начинали развивать врожденный потенциал крохи.

Как только ребенок рождается, его организм практически сразу же начинает активно развиваться: у малыша формируются зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, ведь ему необходимо приспосабливаться к тем новым условиям, в которые он попал. Ребенок постоянно получает новую информацию, а его мозг интенсивно работает, выдерживает большие нагрузки, учиться сравнивать и делать правильные выводы.

Методика раннего развития Марии Монтессори – это основанный на научных наблюдениях за детьми от рождения до 18 лет подход к образованию ребенка, который включает в себя физический, эмоциональный, социальный и когнитивный виды развития. Марию Монтессори, которая родилась и выросла в Италии, можно по праву назвать одним из самых значительных и влиятельных педагогов и мыслителей прошлого столетия. Созданная госпожой Монтессори методика помогла многим родителям воспитать умных, самодостаточных и независимых людей, умеющих принимать правильные решения и в полной мере нести за них ответственность.

Её методика раннего развития основана на трех важных аспектах: неограниченной физической активности крохи, родительском наблюдении за ребенком и специально созданной жизненной среде. Последняя должна быть наполненной необычными и интересными ребенку объектами, которые он может разглядывать и изучать в игровой форме. Госпожа Монтессори утверждала, что малыш должен получать истинное удовольствие и искреннюю радость от совместного творчества и познания, поэтому родители обязаны сделать жизнь своего чада красочной, интересной и впечатляющей.

Методика Монтессори поможет вашему ребенку раскрыть внутренний потенциал, проявить индивидуальные способности, в будущем стать более независимым, внимательным и уверенным в своих силах человеком. Она разовьет его моторику, воображение, сенсорику, память, творческий, логический и образный виды мышления.

Эффективные методики раннего развития ребенка до 1 года по Монтессори

Основой любой методики раннего развития ребенка до 1 года по Марии Монтессори являются полная свобода и самостоятельность малыша. Задача родителей или педагогов заключается в том, чтобы помочь крохе делать все самому. Они должны создать благоприятную среду, установить определенный порядок и внимательно наблюдать, не мешая крохе самостоятельно и в собственном темпе выполнять поставленные перед ним задачи. Особое внимание в естественных процессах роста и развития ребенка Мария Монтессори уделяла возрастной чувствительности или сенситивным периодам. В этом нет ничего странного, ведь обучение малыша должно вестись в полном соответствии с этими периодами.

Создайте вокруг ребенка такую окружающую среду, чтобы он смог без труда отыскать все нужные для самообучения и саморазвития предметы, найти правильные способы поведения, эмоционального реагирования и физического взаимодействия с внешним миром.

Методика №1. Стимулируем ползанье

Научно доказано, что от этого напрямую зависят успехи малыша в чтении. Чем больше ребенок в раннем возрасте будет ползать, тем легче в будущем ему будет выучить буквы и научиться читать.

Выложите кроху на животик, снимите с него носочки. Возле носика ребенка положите красивую и привлекающую внимание игрушку. Под пяточки сына или дочки подставьте свою ладошку, которая во время ползанья будет служить опорой.

 

Методика №2. Тренируем повороты и перевороты

Тренировка поворотов, переворотов и перекладывания игрушки из руки в руку поможет развить у малыша память и пространственное воображение.

Оденьте малыша в удобную и не сковывающую его движения одежду, а затем дайте ему полную свободу. Пока кроха поворачивается и переворачивается в разные стороны, вы должны внимательно за ним наблюдать, чтобы он не скатился с кровати или дивана. Если малыш не хочет переворачиваться, то заинтересуйте его яркой игрушкой или же на некоторое время оставьте его в покое.

Методика №3. Играем в прятки

Данную методику можно начинать практиковать с 8‑ми месяцев, так как в этом возрасте ребенку становится интересной игра в прятки. Игра в прятки научит малыша ждать, терпеть и справляться с разного рода страхами.

Одни родители закрывают лицо ладошками, а затем убирают руки и говорят крохе «ку-ку». Другие же выглядывают из-за угла, прячутся за диванами, шкафами и т.д. Сначала малыш с интересом будет наблюдать за этими пока еще не совсем понятными для него действиями мамы или папы, а затем все поймет и с удовольствием начнет их повторять.

Методика №4. Играем с водой

Можно записаться в бассейн и там обучать ребенка плаванью. Если же у вас нет времени или возможности ходить с малышом в бассейн, то практиковать игры с водой можно и в домашних условиях. Посадите кроху в ванную и дайте ему несколько емкостей для переливания воды. Емкости должны быть разных размеров.

Данная методика позволит ребенку получить представление о разных физических состояниях материи и объеме. Малыш начнет понимать, почему вода при переливании исчезает из одной емкости и появляется в другой («было – исчезло – опять появилось», «было сухо – стало мокро» и т.д.).

Методика №5. Возимся в грязи

Многие родители не понимают, что дети испытывают искреннее удовольствие и наслаждение, когда возятся в грязи. Это занятие не только дарит массу положительных эмоций малышу, но и стимулирует множество активных зон на его ладошках и ступнях, прививает любовь к творчеству и экспериментам, учит не бояться запачкаться.

Для создания грязи в домашних условиях вам необходимо развести водой песок или глину. Оденьте малыша в удобную и старую одежду, которую потом можно будет выбросить, и разрешите ребенку играть с грязью столько, сколько ему захочется. Наблюдайте за крохой, но не указывайте, что именно и как именно ему следует делать.

Методика №6. Учимся карабкаться и цепляться

Пусть ребенок взбирается на папу, карабкается на ступеньки крыльца, висит на одной руке, сползает с низкого дивана, ведь все это поможет развить равновесие, вестибулярный аппарат, веру в собственные силы, чувство доверия к родителям, которые во время этих занятий должны подстраховывать малыша сзади.

Задача родителей заключается в том, чтобы именно подстраховывать ребенка, а не подталкивать его. Развитое у малыша до 1 года умение не бояться повернуться спиной, карабкаться на ступеньки, сползти с дивана и т.д. поможет ребенку в более взрослом возрасте научиться уверенно стоять на собственных ногах, добиться успехов в карьере и осознать, чем на самом деле является чувство опоры в жизни.

Методика №7. Занимаемся подбрасываниями

Подбрасывания, раскачивания, подкидывания, катания на ноге у папы или мамы помогут ребенку научиться владеть собственным телом, координировать свои движения и развить чувство привязанности.

Чем больше ребенка в возрасте до 1 года раскачивали, тем лучше и эффективнее он будет взаимодействовать с людьми в будущем, без проблем налаживать с ними контакты и испытывать искреннее чувство близости.

Несколько важных правил

Родители должны понимать, что раннее развитие ребенка является не целью, а всего лишь средством, позволяющим вырастить успешную и гармоничную личность! Занимаясь с малышом, не ставьте перед собой задачу воспитать идеального ребенка-вундеркинда. Большие нагрузки и постоянные сравнения с другими детками способны не только отбить у крохи желание учиться, но и испортить его характер.

Если вы видите, что у малыша нет желания заниматься или он пребывает в плохом настроение, то ни в коем случае не заставляете его делать что-то. Мария Монтессори всегда утверждала, что не стоит устанавливать и какие-то нормы по количеству и времени занятий в день. У ребенка должна быть реальная свобода выбора, и не имеет никакого значения, нравится ли вам в данный момент его выбор или не нравится.

Если с какой-то задачей ребенок не справляется, то не расстраивайтесь, а упростите задание. Все задачи должны быть построены по принципу «очень просто – просто – сложно – очень сложно». И не забывайте почаще хвалить кроху и радоваться его успехам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что такое методика Монтессори и стоит ли её пробовать

Создайте для ребёнка подходящие условия в нужное время, и он обучится всему сам.

Первая в Италии женщина‑врач и педагог Мария Монтессори создала методику обучения имени себя ещё в начале XX века. В основу легли наблюдения за детьми с задержками развития. Они же были главной целевой аудиторией Монтессори. Чуть позже систему адаптировали для обычных детей, и в таком виде она популярна до сих пор.

В чём суть методики Монтессори

Обучение по Монтессори проходит под девизом: «Помоги мне сделать это самому!» Считается, что, если поместить ребёнка в развивающую среду и предоставить ему свободу действий, он будет с удовольствием познавать мир самостоятельно.

Ребёнок может раскрыться нам только сам, свободно претворяя свой естественный план построения.

Мария Монтессори, педагог

Дети сами выбирают, чем и когда им заниматься. Задача взрослого — не мешать, не критиковать, не хвалить и не сравнивать ребёнка с другими. А только показывать, как пользоваться материалами, наблюдать и помогать в случае необходимости.

Что такое сензитивные периоды

Мария Монтессори считала возраст от 0 до 6 лет наиболее важным в жизни человека. Она выделяла шесть сензитивных периодов, благоприятных для формирования определённых навыков. Если начать обучение раньше или позже, то ребёнку будет скучно или тяжело.

От 0 до 3 лет: период восприятия порядка

Обучить ребёнка соблюдать чистоту и убирать за собой проще всего до 3 лет. В системе Монтессори порядок имеет ключевое значение. Детей с раннего возраста привлекают к уборке, показывают им, как раскладывать вещи, вытирать пыль, мыть посуду. Для работы детям предоставляют специальный инвентарь: удобные щёточки и совочки, маленькую швабру и веник.

От 0 до 5,5 лет: период сенсорного развития

Ребёнок изучает окружающий мир через ощущения, звуки и запахи. У него формируется представления о форме, цвете, размере.

От 0 до 6 лет: период речевого развития

Речь каждого ребёнка развивается индивидуально, и если кроха не умеет разговаривать в 2 года — ничего страшного. У него ещё есть запас времени. А помочь могут специальные карточки, книжки и наглядные материалы.

От 1 года до 4 лет: период развития движений и действий

Ребёнок изучает возможности своего тела, развивает координацию и укрепляет мышцы. Для этого ему нужна хорошо оборудованная детская площадка с горками, качелями и шведскими стенками.

От 1,5 до 5,5 года: период восприятия мелких предметов

Для развития мелкой моторики в системе Монтессори предлагается выполнять самые простые действия: нанизывать бусины на шнурки, перекладывать фасоль или горох, собирать пазлы.

От 2,5 до 6 лет: период развития социальных навыков

Ребёнок постепенно учится жить в обществе: здороваться, быть вежливым, внимательно относиться к потребностям других людей, помогать.

Как организована развивающая среда по методике Монтессори

В системе Монтессори дети условно делятся на возрастные категории: от 0 до 3, от 3 до 6, от 6 до 9 и от 9 до 12 лет. Как правило, к занятиям привлекают детей от 2 лет. А в группе одновременно обучаются разновозрастные дети из одной категории — например, трёхлетки постигают мир бок о бок с пятилетками и шестилетками. Самые младшие тянутся за старшими, а «взрослые», помогая другим, развивают лидерские навыки и учатся заботиться о слабых.

Комнаты в детсадах и школах Монтессори поделены на несколько зон, заполненных обучающими игрушками, материалами и пособиями.

Зона сенсорного воспитания

Тут собраны материалы для развития зрения, обоняния, слуха, вкуса и тактильных ощущений. Дети играют с шумовыми инструментами, складывают фигурки, пробуют на ощупь всевозможные поверхности, знакомятся с запахами, угадывают, какой фрукт они только что съели.

Зона практической жизни

Дети обучаются основным бытовым и социальным навыкам: уходу за собой и окружающей средой, этикету, правилам общения. Они чистят одежду и обувь, готовят еду, поливают цветы и убирают, пользуясь настоящими инструментами.

Математическая зона

Знакомство с цифрами и математическими операциями происходит с помощью игрушек, развивающих логику, навыки счёта, умение сравнивать, измерять и упорядочивать. Постепенно ребёнок проходит путь от элементарных действий к решению довольно сложных задач.

Зона речевого развития

Ребёнок расширяет словарный запас, развивает фонематических слух, постепенно учится читать, осваивает письмо.

Зона космоса (естествознания)

Здесь ребёнок получает представление об окружающем мире: географии, истории, ботанике, зоологии, естественных науках.

Зачем пробовать методику Монтессори

Главный плюс системы Монтессори в том, что дети обучаются всему в своём темпе, без принуждения и давления оценочных суждений. Они не скучают, поскольку сами выбирают себе занятие по вкусу, и не боятся совершить ошибку.

Кроме того, дети, обучающиеся по этой методике, уважают потребности других людей, рано становятся самостоятельными и легко справляются с бытовыми задачами: одеваются, убирают за собой, готовят несложные блюда.

В чём недостатки системы Монтессори

Критика методики Монтессори сводится к следующим пунктам.

  • В группах Монтессори дети мало общаются. Хотя и предполагается, что старшие помогают младшим, на этом взаимодействие практически заканчивается. Дети выполняют индивидуальные задачи, не играют вместе в ролевые и подвижные игры. В дальнейшем им может быть сложно работать в команде.
  • Недостаточно внимания уделяется творчеству. Система Монтессори была изначально направлена на обучение практическим навыкам. Поэтому творчество, наравне с играми, воспринималось как нечто отвлекающее от основных задач.
  • Ребёнку сложно адаптироваться к обычной системе обучения. В группах Монтессори детям не выставляют стандартные оценки. Педагог отмечает только выполнение задания: сделал или нет. При переходе в обычную школу с отметками, поощрительными наклейками и соревновательными моментами ребёнок может испытать стресс. Да и сидеть за партой, выполняя неинтересные задания, бывает очень непросто.
  • Переходить в обычную школу всё равно придётся. В мире существует всего несколько школ Монтессори с полным циклом обучения, до 18 лет. В большинстве случаев всё ограничивается садиком и элементарной ступенью образования — для детей 6–12 лет.

Читайте также 👶🏻👪👨‍👩‍👧‍👦

Суть и принципы методики Монтессори простыми словами

В прошлой статье я рассказал как сделать бизиборд своими руками. Сегодня я расскажу про суть и принципы методики Монтессори.

Методика Монтессори была разработана в начале прошлого века, но до сих пор является одной из самых ключевых и популярных методик раннего развития детей. Миллионы детей по всему миру обучаются в центрах Монтессори под чутким присмотром сертифицированных специалистов.

Такую популярность методика получила не спроста, ведь Мария Монтессори сделала переворот в системе образование. Она сильно опередила свое время и современные исследования подтверждают неоспоримую пользу методики.

           Содержание

Историческая справка

Основоположником этой методики является Мария Монтессори (1870-1952г) — детский педагог, одна из первых женщин-врачей и первая женщина с докторской степенью в Италии.

После учебы работала в психбольнице и посещала приюты для умалишенных. Там она встретила детей, которым было трудно учиться из-за задержки психического развития.

Хочу заметить, что в то время никто не занимался развитием таких детей. Так как Мария была прирожденным реформатором и даже отстаивала права женщин в стране, то ситуация с детьми ее тоже не устроила и она решила с этим активно бороться.

Мария возглавляет новую школу, созданную специально для обучения детей с ограниченными возможностями.

Она считала, что у этих детей есть потенциал, который можно раскрыть.

Вместе со своим коллегой, а в будущем и мужем, они начинают разработку и внедрение своей образовательно-развивающей системы и добиваются колоссальных успехов.

Позднее Мария выступает на конференции с докладом о своих достижениях. Она настолько всех поразила, что в Риме появляется институт, который она возглавила и продолжила свою работу.

Массовые тесты с участием независимых экспертов доказали невероятное: отсталые дети, обучающиеся по методике, стали лучше читать, писать и считать, чем обычные дети.

Мария понимает, что классические методы обучения крайне неэффективны и решает перенести свою систему на обычных детей. Она открывает свою первую школу и вскоре о методике узнает весь мир.

Позднее она основала международную ассоциацию Монтессори, которая работает и по сей день.

Суть методики Монтессори

Девиз методики: “Помоги мне сделать это самому”. И этот девиз дает понять, что суть методики заключается в самостоятельном и свободном обучении ребенка.

Ребенку не нужно навязывать какие-то определенные знания в определенный период жизни. Ребенок сам тянется к тем знаниям, которые необходимы ему в данный момент.

Ребенок помещается в специальную обучающую среду с дидактическими материалами. Педагог не вправе наказывать, поощрять или обучать ребенка и прибегает к помощи только в случае острой необходимости.

А ребенок, в свою очередь, вправе сам выбирать материалы, с которыми будет заниматься. Каждый малыш уникален, поэтому не допускается оценивать или сравнивать между собой малышей.

Среди родителей существует миф, что эта методика разлагает дисциплинированность ребенка. Но это вовсе не так. В классах Монтессори нет хаоса, беспорядков или шума, т.к. все же существует ряд правил для всех детей, которые необходимо соблюдать:

  • не следует мешать другому ребенку, если тот занят
  • выбирая место для занятия — стоит учитывать мнение и интересы других
  • не нужно шуметь — это может помешать остальным
  • закончил занятие — убери материалы на место, оставив за собой чистоту
  • если материал занят — жди и наблюдай или займись чем-то другим

В этом и есть суть этой методики. Но суть — это только вершина айсберга, по которой сложно судить об объемах подводной части. Давайте разберемся немного подробнее и рассмотрим основные принципы этой системы.

6 базовых принципов обучения

Выделяют следующие основные принципы в методике:

  • Свободное передвижение по классу
  • Дети изучают специальные материалы Монтессори
  • Дети самостоятельно выбирают и изучают материалы без помощи педагога
  • В группе дети разного возраста
  • Подготовленный педагог
  • Обучение проходит в специально подготовленной среде, разделенной на различные зоны

Среда Монтессори

Среда представляет собой целый отдельный мир, наполненный различными интересными вещами и в котором ребенок может свободно выбирать какой деятельностью заниматься в данный момент. Вся среда наполнена специальными развивающими и обучающими материалами Монтессори.

Важным моментом в развивающей среде является доступность. Все пособия располагаются так, чтобы ребенок без посторонней помощи мог выбирать себе занятие по душе. Также малыш сам выбирает где, как и с кем ему заниматься, вправе свободно перемещать столы и стулья для более удобного изучения материала.

Развивающая среда разделяется на следующие зоны:

Зона практической жизни

Ребенок попадает на островок бытовой жизни взрослого человека. Здесь есть все то, что понадобится в повседневной жизни: от застегивания молнии до приготовления завтрака.

Занятия делятся на следующие группы:

  • уход за собой (чистка и надевание одежды и обуви, приготовление еды)
  • уход за окружающей средой (полив цветов, уборка)
  • социальные навыки (этикет, правила общения)

Кстати, все предметы не игрушечная бутафория, а самые что ни на есть настоящие.

Зона сенсорного развития

Малыш учится чувствовать и ощущать. Эта зона очень важна для развития, так как познание окружающего мира происходит именно при помощи органов чувств.

Ребенок узнает о таких понятиях, как цвета, масса, формы, размеры, звуки и даже вкусы и запахи. Стоит заметить, что каждое отдельное обучающее пособие посвящено только одному определенному параметру, концентрируя внимание ребенка в момент игры только на нем.

Математическая зона

Эта зона связана с сенсорной зоной и большинство математических материалов представлены ребенку в конкретной физической форме, а не в теоретической. Так ребенку гораздо проще разобраться в сути математики и решать довольно таки сложные задачи для своего возраста.

Математика является одной из сильнейших сторон методики Монтессори и это признают даже сторонники других методик раннего развития.

Речевая зона

Ребенок учится письму, чтению и пополняет словарный запас.

Обучение также строится на тактильных ощущениях, это способствует более быстрому и глубокому усвоению материала.

Космическая зона

Космическая зона в методике Монтессори подразумевает изучения окружающего мира.

Сюда входит география, биология(зоология и ботаника) , наука (различные интересные опыты), история и анатомия.

5 плюсов и 3 минуса методики Монтессори

Существует много критиков этой системы обучения, но еще больше последователей и сторонников. И это совершенно нормально, ведь всё грандиозное и успешное всегда подвергается усиленной критике.

К минусам можно отнести:

  • не адаптированность под гиперактивных детей — непоседам будет сложно соблюдать тишину и не мешать другим
  • разновозрастные группы — многие родители боятся непонимания и конфликтности “старших” и “младших”
  • отсутствие творческой составляющей — пожалуй, самый главный недостаток по мнению критиков.

Из плюсов можно отметить следующие:

  • малыш обучается без вмешательства взрослых, привыкая к самостоятельности
  • метод воспитывает свободу личности — залог самоуважения и уважение к окружающим
  • нет оценок и суждений — не страдает самоуважение ребенка
  • обучение проходит в игровой форме — малыш учится с удовольствием
  • разновозрастные группы (этот пункт относят и к плюсам, и к минусам) — старшие помогают младшим, а младшие набираются опыта у старших

Заключение

Методика монтессори долгие годы была подвергнута гонению во времена войн и тяжелой политической обстановки в мире. Тем не менее, в конце двадцатого века стала восстанавливать свою популярность.

В наши дни практически не осталось родителей, которые не слышали об этой методике. Сейчас даже в маленьких провинциальных городах есть школы, сады и центры Монтессори.

А в этом коротком видео очень доступно рассказано про смысл методики

Использовать ли эту методику? Решать только вам)

Что касается моего мнения, то я всегда вспоминаю систему финского образования. В некоторых моментах оно мне очень напоминает педагогику Монтессори. Есть ряд схожих законов, таких как свобода выбора, равенство, отсутствие оценок (в начальных классах). В общем демократии там много.

И знаете что с этим финским образованием? Оно одно из лучших в мире!

Надеюсь, что вам понравилась эта статья и помогла разобраться, в чем же на самом деле заключаются суть и принципы методики Монтессори.

Ставьте лайки, делитесь с друзьями. Буду очень рад видеть ваше мнение в комментариях.

Мария Монтессори методика раннего развития

Пятница, 17 Январь 2020   Подписка на обновления  Письмо редактору сайта
    Пятница, 17 Январь 2020   Подписка на обновления  Письмо редактору сайта Мой малыш
    • Главная
      • Карта сайта
    • Календарь беременности
    • Статьи для мам и пап
    • Развитие ребенка
    • Ребенок от 0 до 1 года
    • Подготовка и роды
    • Разное
    Популярно
    • Таблица размеров одежды для детей от 0 до 16 летТаблица размеров одежды для детей от 0 до 16 лет

        86821

    • Когда дети начинают улыбаться осознанноКогда дети начинают улыбаться осознанно

        25732

    • Когда младенцы начинают видетьКогда младенцы начинают видеть

        14842

    • Почему ребенок пла

    Методика Монтессори: «Тяга к знаниям заложена в каждом ребенке от природы!»

    Методика Монтессори – это подход к образованию ребенка, разработанный итальянским доктором Марией Монтессори. Методика основана на научных наблюдениях за детьми от их рождения до совершеннолетия и уже более 100 лет успешно применяется в различных культурах по всему миру.

    • Методика Монтессори призвана в полной мере использовать детское стремление учиться, а также уникальные способности детей самостоятельно развивать свои таланты. Да, малыши нуждаются в помощи взрослых, которые раскрывают перед ними жизненные возможности, но дети должны самостоятельно определиться со своей реакцией на эти возможности.

    В чем заключается методика Монтессори

    Методика Монтессори основана на том, что ребенок естественным образом стремится к знаниям и способен к самостоятельному обучению в благоприятной, подготовленной учебной среде. Этот подход рассматривает развитие ребенка в целом, включая физическое, социальное, эмоциональное и когнитивное развитие.

    Итальянская учёная и мыслитель Мария Монтессори была одним из самых значительных педагогов ХХ века, новатором в классе практик и идей, которые оказали глубокое влияние на образование детей младшего возраста во всем мире.

    Монтессори была первой женщиной, окончившей Римский Университет медицинской школы. Работая врачом, она заинтересовалась образованием, и начала заниматься детьми, которых мы сейчас называем дети «с особенными потребностями». Когда она организовывала первую школу для детей из неблагополучных семей, родители которых работали в Риме, она подошла к образованию как ученый, используя классы, как лаборатории для наблюдения за детьми, выискивая способы, которые могли бы помочь детям полностью реализовать свой потенциал.

    Система образования Монтессори является одновременно и философией развития ребенка и научным обоснованием для направления этого развития. Она основана на двух важных эволюционных потребностях детей:

    • Потребность в умеренно ограниченной свободе.
    • Тщательно подготовленная среда, которая гарантирует воздействия материалов и опыта.

    Через эти потребности, ребенок развивает интеллект, а также физические и психологические способности. Методика Монтессори призвана в полной мере использовать детское стремление учиться, а также их уникальные способности развивать свои собственные возможности. Да, дети нуждаются в помощи взрослых, которые раскрывают перед ними жизненные возможности, но дети должны самостоятельно определиться со своей реакцией на эти возможности.

    Методика Монтессори: Результат вторичен, главное — процесс!

    • 1 Детей необходимо уважать и воспринимать как индивидуальных личностей, отдельных как от взрослых, так и друг от друга.
    • 2 Дети обладают необычной чувствительностью и интеллектуальными способностями, позволяющими им поглощать знания. Окружающая среда помогает им учиться.
    • 3 Наиболее важные для обучения детские годы – это первые шесть лет их жизни, когда знания, полученные ими бессознательно, постепенно переходят на осознаваемый уровень.
    • 4 Дети любят учиться и осознают необходимость целенаправленной работы. Но в отличие от взрослых, они работают не для того, чтобы закончить работу, а ради самого процесса деятельности. Именно эта деятельность дает им возможность выполнить свою самую важную цель: развитие своей индивидуальности, их умственных, физических и психических сил.

    Отличительные признаки методики

    Для того чтобы программа обучения раннего развития могла считаться аутентичной методикой Монтессори, она должна удовлетворять нескольким критериям. Во-первых, она должна включать группы детей разного возраста – это способствует взаимному обучению. Во-вторых, программа должна состоять их непрерывных блоков рабочего времени, в течение которых дети могли бы выбирать направление деятельности. Наконец, участникам обучения должен быть доступен полный комплект специально разработанных материалов Монтессори, которые можно было бы использовать в тщательно организованной и эстетически приятной среде обучения.

    Согласно методике Монтессори, учитель, ребенок и среда обучения формируют так называемый «треугольник обучения». Учитель должен создать для ребенка естественную среду, подготовив учебные помещения таким образом, чтобы обстановка поощряла независимость, свободу с умеренными ограничениями, а также способствовала ощущению порядка. Ребенок посредством индивидуального выбора использует возможности, которые предоставляет ему окружающая среда, чтобы развиваться, взаимодействуя с учителем, при необходимости обращаясь за поддержкой или руководством.

    Группы с детьми разных возрастов – важная отличительная черта методики Монтессори. Младшие дети учатся у детей старшего возраста, взрослыми детьми могут укреплять свои знания, обучая младших детей вещам, которые они уже освоили. Такая взаимосвязь отражает реальный мир, в котором люди работают и общаются с людьми всех возрастов и способностей.

    5 полезных советов тем, кто использует методику Монтессори

    Конечно, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок учился по методике Монтессори, его лучше устроить в специализированную школу. Однако родители детей до 3-4 лет могут использовать некоторые принципы Монтессори при воспитании детей дома. Например:

    • 1 Свобода передвижения. Дайте ребенку пространство и возможность свободно двигаться. Не ограничивайте его пространство одной комнатой, у ребенка должна быть возможность исследовать окружающую среду. Причем делать это как можно мобильнее – карабкаясь по лестницам, взбираясь по канатам, плавая в бассейне. Чем больше способов двигаться есть у ребенка в активе, тем больше способов у него есть исследовать окружающий мир.
    • 2 Свобода выбора. Всегда давайте ребенку возможность выбора. Эта стратегия работает лучше всего, даже если вы вовлечены с ребенком в «борьбу за власть». Предоставляйте им только две возможные альтернативы. Например, ребенок может пообедать сейчас или может пообедать позже вместе со всеми остальными, к зеленой рубашке он может надеть синие или красные шорты.
    • 3 Коммуникации. Всегда разговаривайте с ним должным образом, четко артикулированным голосом. Так, как вы сами хотите, чтобы ребенок говорил с вами. Разговаривая с ребенком, вы формируете модель, согласно которой он будет общаться с другими взрослыми. Поэтому следует разговаривать с ребенком с уважением. Не следует общаться с ним только для того, чтобы сказать ему делать или не делать что-то. Общайтесь на разные темы. Давайте имена всем объектам, которые окружают ребенка, чтобы расширить его словарный запас.
    • 4 Учите примером, а не с помощью исправления ошибок. Не стройте обучение только на том, что вы говорите ребенку, делает ли он что-то правильно или неправильно. Если допущена ошибка, покажите, как сделать это правильно. Не преувеличивайте значение ошибки, сообщайте ребенку о ней корректно и аккуратно. Что касается разговорной речи, если ребенок неправильно произносит какое-либо слово, повторит ему то, что он сказал, а затем произносите слово правильно. Обратите внимание – вам не обязательно говорить ребенку, что слово он произнес с ошибкой, просто покажите пример, как его нужно произносить.
    • 5 Терпение. То, чему вы сейчас учите ребенка, в долгосрочной перспективе поможет и вам. Если у ребенка что-то не получается, не откладывайте решение проблемы на потом, только ради нескольких минут тишины и покоя. Пусть научить чему-то ребенка займет больше времени, зато, когда он научится, проблема пропадет навсегда.

    В наши дни методика Монтессори крайне распространена – ее повсеместно используют и при домашнем воспитании, и в рамках школьного образования. 

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»