Методики раннего развития детей: особенности, виды, назначение техник
Как показывают исследования, чем раньше начать работу с ребенком по формированию определенных навыков, тем легче будет малышу адаптироваться к окружающему миру, получить необходимые для полноценной жизни знания и способности. Именно на этом принципе и основаны методики раннего развития детей, предложенные такими известными учеными, как Монтессори, Доман, Маниченко, Желенова. Техник сотрудничества с грудничками множество, вводятся они в возрасте от нескольких месяцев до нескольких лет. Учитывая разнообразие подходов, можно подобрать оптимальный вариант обучения малыша и не упустить драгоценного времени. Большинство популярных систем прошли испытание временем, получили положительные отзывы от родителей и зарекомендовали себя с лучшей стороны.
Назначение методик индивидуального развития ребенка
Согласно с данными, доказанными опытным путем, существует множество вещей, которые в младенчестве даются очень легко. По мере взросления ребенка подобные навыки вырабатывать уже сложнее. При достижении определенного возраста, создается риск полного непонимания того или иного действия. Методики раннего развития позволяют не упустить тот важный момент в детстве, который уже будет невозможно восстановить. Даже если малыш и не станет гением, подобный подход позволит по максимуму использовать его стартовый потенциал.
Помимо этого, современные системы воспитания и развития позволяют рассчитывать на следующие результаты:
- Происходит постепенное формирование уверенной в себе личности. Если с раннего детства научить ребенка преодолевать трудности и использовать сильные стороны натуры, со временем это войдет в привычку.
- В развитии человека одну из важнейших ролей играют гены. Но они могут оказаться совершенно беспомощными без необходимого стимулирования умственной деятельности. Исследования военного врача Гленна Домана, педагога-новатора Зайцева, практика Масару Ибуки и других выдающихся ученых доказали эффективность развивающих методик при воспитании одаренных детей.
- Статистика доказывает, что своевременное введение развивающих методик действительно способно обеспечить малышу счастливую, полную и обеспеченную жизнь. Это своеобразная возможность для родителей выбрать для ребенка судьбу, которую они считают оптимальной.
Для того чтобы подобрать оптимальную методику или систему не обязательно обращаться к специалистам. Техники настолько просты и доступны, что с ними очень легко разобраться самостоятельно.
Основное назначение методик — всестороннее развитие ребенка
Важность раннего введения специальных навыков
Все развивающие системы подразумевают начало работы с самого раннего возраста, чем меньше ребенок, тем лучше будет усваиваться материал. Учеными уже давно доказан тот факт, что в первые два года жизни малыша формирование мозга происходит на 50%, а в первые три года – на все 80%. Именно в этот период необходимо заложить базу для программирования личности ребенка. Это же время становится определяющим для социальной адаптивности малыша. Без необходимых навыков уже взрослый человек не сможет легко общаться с людьми, решать проблемы и бытовые вопросы, отличать энтузиазм от реактивности и реалистичность от фантазий.
Приступая к введению определенных методик и техник, необходимо руководствоваться следующими общими правилами:
- Ребенка необходимо знакомить с новыми интересными занятиями как можно раньше. Досуг малыша должен быть максимально разнообразным. Музыкальные инструменты, спорт, рисование, чтение, прослушивание музыки – пусть это не будет получаться на первых порах, но интерес маленькой личности к этим видам активности будет постоянно развиваться. Опыт, полученный в первые годы или месяцы жизни, становится основополагающим для дальнейшего развития.
- Необходимо правильно стимулировать кроху. Тусклая, скучная комната, невыразительные детали и однотипные игрушки сформируют угрюмую и замкнутую личность. Помещение, в котором растет младенец должно напоминать яркий сказочный мир, в котором много интересного. В этом случае, развитие человечка будет происходить и без воздействия родителей.
- Уже с раннего возраста дети должны обладать достаточной свободой передвижения и личным пространством.
- Для развития коммуникативных навыков малыш должен быть обеспечен возможностью общаться с разными людьми, в том числе и детьми.
Ну и не стоит забывать о том, что поведение родителей – это основная ролевая модель для малыша. Прежде чем заняться воспитанием своего чада, необходимо оценить особенности собственного характера.
Основы системы Домана-Маниченко
Методика Домана-Маниченко – это вариант интенсивного развития интеллекта малыша с момента рождения. За счет обучения младенца количественному счету и чтению целыми словами, происходит интенсивное развитие памяти, скорости мышления, закладывается интерес к обучению.
У методики раннего развития Домана, адаптированной Маниченко, существует ряд преимуществ:
- Занятия, проводимые с рождения, способствую развитию слуха, внимания, зрения.
- Длительность одного занятия не превышает пары минут, даже грудничок не успевает устать и потерять интерес к мероприятию.
- Техника создана именно для домашнего внедрения. Она осуществляется родителями, что позволяет существенно повысить их авторитет.
Отличия техники от оригинального подхода Глена Домана:
- В отличие от методики Глена Домана, в которой использовались только обучающие карточки, здесь вводятся особые книжки-прятки, вертушки и листалки. Это заметно повышает эффективность обучения.
- За счет использования игрового подхода малыш любого возраста ведет себя достаточно активно, что позволяет открыть весь его потенциал.
- Изначально карточки Глена Домана были предназначены для англоязычных учеников. В адаптированной системе эти слова не просто переведены на русский, запас слов подобран с учетом российского менталитета.
Среди минусов подхода выделяют тот факт, что, несмотря на заметное опережение малышом сверстников, навыки свободного чтения и счета будут заметны не ранее, чем через 6-12 месяцев.
Развивать ребенка по методике Монтессори можно как дома так и специализированных садах
Особенности исследований Марии Монтессори
Мария Монтессори – итальянский доктор медицины, разработавший уникальный подход к обучению, как ослабленных, так и абсолютно здоровых малышей. Основа системы Монтессори очень проста – для ребенка должны быть созданы идеальные условия, которые помогут ему развиваться и обучаться самостоятельно. Такой подход обеспечивает раннее приобретение важного жизненного опыта, формирует необходимые для определенного возраста сенсорные и моторные навыки.
Используя в качестве отправных точек впитывающее мышление и повышенную возрастную чувствительность, Мария Монтессори построила схему воспитания, ориентированную на развитие индивидуальности и личности маленького человечка собственными силами.
Базовые рекомендации системы Монтессори:
- Построение обучения вокруг игровой практики.
- Введение занятий по развитию письма, чтения, правильной речи, повседневных навыков, сенсорных показателей.
- Провоцирование подключения собственного мышления ребенка, а не механическое выполнение заданий.
- Мария Монтессори предложила использовать игрушки с большим количеством мелких деталей, что положительно влияет на мелкую моторику детей.
Согласно системе Монтессори, можно выделить следующие закономерности формирования навыков:
- До шестилетнего возраста происходит сенсорное развитие детей.
- До 3 лет формируется восприятие порядка.
- В 1-4 года закладываются движения и действия.
- До 6 лет формируются основы речи.
- После 2,5 и до 6 лет закладываются социальные навыки.
Как утверждает учение Монтессори, потерянное время невосполнимо. Если в один из указанных периодов с малышом не проводить соответствующую работу, то возможность развить важную способность уйдет навсегда.
Техника развития ребенка по Железновым
Еще одна интересная универсальная методика, основанная на зарядке, развивающих песнях, пальчиковых и жестовых играх. Подразумевается активизация общего развития личности, а не отдельных навыков. Наряду с интеллектуальным становлением детей проводится укрепление их физического здоровья. Система довольно обширна, но проста и доступна для домашнего внедрения.
педагоги и их методики. Методики раннего развития
Предлагаю вам познакомиться с наиболее выдающимися педагогами, посвятившими себя делу раннего развития детей.
Мария Монтессори — удивительная женщина, целиком посвятившая свою жизнь детям, родилась в Италии в середине 19 века и была первой в истории этой страны женщиной-доктором медицины. Ее называли пророком, главным реформатором педагогики 20 века.
Педагогика Монтессори родилась из живого наблюдения за детьми, их возрастными особенностями и потребностями.
Мария Монтессори создала педагогическую систему, которая состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок упражняет свои физические функции, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз: «помоги мне это сделать самому».
Монтессори — материал привлекает ребенка тем, что соответствует его естественным желаниям в том или ином возрасте. Монтессори заметила, например, что малыши 2-3 лет любят вставлять предметы в разные отверстия, и создала целую серию игр, основанных на этом стремлении, развивающих моторику малыша, его мышление (это рамки и вкладыши, цилиндры на подставках, другие материалы).
Весь Монтессори — материал построен так, что ребенок может сам контролировать свои ошибки. Учителю нет нужды указывать ребенку на его ошибки, тем самым у ребенка не ущемляется чувство собственного достоинства, он уверен в своих силах.
Ребенок учиться работать с материалами сам и во взаимодействии с другими детьми в группе. Причем, он может свободно выбирать, как он сейчас будет себя вести, чем заниматься. Может выбирать род деятельности.
В домашних условиях использование Монтессори — материалов довольно проблематично, из-за того, что их довольно много. Но можно использовать отдельные элементы методики или пользоваться более простыми играми, основанными на идеях великого педагога. Можно придумывать довольно интересные игры и занятия «по-Монтессори», не имея вообще никакого специального оборудования, познакомившись с основными направлениями метода и проявив немного фантазии.
О методике Глена Домана слышали многие. У нее много последователей, но так же много оппонентов.
Глен Доман — наш современник, выдающийся американский врач, основатель филадельфийского «Института ускоренного развития ребенка», как вольно переводиться оригинальное название «Better Baby Institute» (BBI).
В отличие от Монтессори, Глен Доман рекомендует приоритет зрительного опыта над всеми остальными способами познания мира. С первых дней жизни детям показывают серии карточек по разным отраслям знаний, начиная от написанных слов, карточек с точками (математика) и кончая изображением растений, животных, великих людей и исторических событий и многого другого.
По мнению Домана, подобное опережающее обучение стимулирует развитие различных отделов мозга и благодаря чему ребенок развивается гораздо быстрее сверстников.
Книги Домана заражают читателя. Сразу хочется начинать делать так, как там написано. Но, к сожалению, методика очень трудоемка и практически невыполнима, так как отнимает львиную долю времени у ребенка, не оставляя возможности просто побегать, поиграть. Кстати, Доман является категорическим противником игрушек, считая, что на них только тратится драгоценное время.
При пользовании методикой Домана, ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Он лишь пассивно поглощает информацию, не развивая творческие и исследовательские способности.
Тем не менее, при сочетании с другими педагогическими системами, элементы методики Домана дают неплохие результаты. Главное, в чем Доман, несомненно, прав, это то, что чем меньше ребенок, тем легче он впитывает любые новые для него знания. Нужно успеть воспользоваться этим. Можно даже оставить систему карточек, так как малыши очень любят картинки, но только изменив подход к организации занятий и добавив к этому творческую и исследовательскую деятельность, развивающие игры.Кстати, наиболее полная и эффективная система развивающих игр создана знаменитыми русскими педагогами-новаторами Борисом Павловичем (1916-1999) и Леной Алексеевной (р.1930) Никитиными, родителями семерых детей из подмосковного Болшева, создателями принципиально новой системы воспитания и оздоровления детей в семье.
Ими открыто и описано явление «НУВЕРС» — «Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей». Использование с раннего возраста развивающих игр, дающих возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, расширять творческие способности в решении задач, прекрасно развивают способности, заложенные в ребенке от природы. Автор называет свои игры «ступеньками творчества».
Игры Никитиных не являются чем-то застывшим, своего рода догмой. Каждая игра, по словам автора, «предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать;…такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет успешнее…, чем выше стал уровень творческих способностей ребенка».
Необходимым условием успеха в применении игр Никитиных является непосредственное участие родителей в занятиях с ними. Это не игра-развлечение, которая покупается, чтобы «избавиться» от ребенка на некоторое время. Это игры для совместного времяпрепровождения.
Но игры Никитиных, опять же, не могут быть единственным средством развития ребенка. Они должны быть уравновешены занятиями искусством и гуманитарными дисциплинами, которые в системе Никитиных практически совсем не представлены. Нет у Никитиных и своего метода обучения чтению и письму. Не вполне проработана математика.
К занятиям по системе Никитиных нужно добавлять элементы других развивающих методик.
Наиболее полно и емко методы овладения чтением, письмом и счетом разработаны выдающимся питерским педагогом-новатором, подвижником своего дела Николаем Александровичем Зайцевым (р.1939).
Его многочисленные пособия, главным и наиболее известным из которых являются «Кубики Зайцева», основаны на естественной потребности любого ребенка в игре (это, прежде всего, игры, а потом уже пособия), на природосообразности всех материалов (не портится зрение и осанка детей в процессе занятий), на системности подачи материала.
«Кубики Зайцева» — не просто кубики с буквами, это звучащие, разные по размерам и цветам кубики со всеми сразу складами русского языка, позволяющие ребенку (от 3,5-4 лет) научится читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течение нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша). Единственное, что при начале занятий с такими маленькими детками следует пересмотреть некоторые утверждения автора и изменить подход в обучении, сделав его еще более игровым, исключив занятия по таблицам, больше внимания уделяя кубикам.
Можно использовать «складовой» принцип чтения и в применении других методик и пособий.
«Математика Зайцева» — система таблиц, погружающая ребенка в мир чисел и наглядно показывающая ему, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами, как производить действия с числами. Рассказывает о дробях и степенях. Открывает много других секретов. Эта методика хороша для деток от как 3-4 лет, так и учеников начальной школы. Малышам более раннего возраста она не годится по двум причинам, во-первых, мелкости изображений на таблицах, во-вторых, сложностью привлечения внимания крошек к процессу стояния у таблицы и ее рассматривания. Но многие из принципов математики Зайцева могут успешно использоваться в играх с различными играми и игрушками.
Надеюсь, что обо всех этих «но», касающихся методик Зайцева и всех остальных вышеописанных способах обучения малышей, мы поговорим в следующих номерах.
Теперь давайте рассмотрим две развивающие игры, разработанных по методикам замечательных педагогов-новаторов, о которых шла речь в нашей статье.
Первая игра основана на идеях Марии Монтессори и соответствует естественному стремлению ребенка к упорядочиванию предметов и желанию вставлять предметы в отверстия.
Рамки и вкладыши «Больше — меньше» — это небольшая фанерная подставка, на которой размещены изображения пяти однородных объектов (яблоки, телефончики, собачки, утята), последовательно уменьшающихся. Каждый рисунок имеет маленькую ручки, с помощью которой он легко вынимается из подставки. Задача малыша (а игра предназначена для детей от 2 лет) высыпать все рисунки на стол, а затем вставить их обратно в рамки, подбирая по размеру на глаз или методом проб и ошибок. Игра знакомит с понятие величины, развивает глазомер, логическое мышление, развивает мелкую моторику.
Вторая игра — «Дроби» Никитиных. Представляет собой набор фанерных подставок, с расположенными на них 12-ю кругами. Один из них целый, остальные поделены на части (2,3 и т.д. до 12). Формирует представление о дроби, как о части целого, дает представление цветах, о размерах и позволяет их сравнивать, развивает и укрепляет навыки счета, расширяет математические представления ребенка, логическое мышление, мелкую моторику. Задача детей научиться собирать целые круги из частей, научиться сравнивать детали по величине, научиться правильно называть дробные числа, складывать, вычитать и даже умножать, а также находить равные дробные числа.
Использованная литература:
Методики развития детей раннего возраста от российских авторов
В области раннего развития наиболее известны и востребованы методики, разработанные иностранными авторами: Гленном Доманом, Марией Монтессори, Масару Ибука и др. О них мы уже рассказывали в статье Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет. Однако и российские педагоги создали множество интересных программ по обучению самых маленьких детей. Кубики Зайцева, физическое развитие по методу семьи Никитиных, музыкальные разминки Железновых знакомы, хотя бы по названию, многим родителям. Об этих и других российских методиках мы поговорим в сегодняшней статье.
Методика раннего развития Зайцева
Николай Зайцев – педагог, филолог, автор методики обучения чтению по складам. О кубиках Зайцева слышали, наверно, все мамы. Кроме того, автор разработал также собственные программы по изучению русского, английского, французского, украинского, белорусского и других языков, пособия по счету и письму.
Основные принципы методики:
- Основой для обучения чтению считается не буква или слог, а склад. Склад – это сочетание согласного и гласного звуков (ка-ша), одна гласная, составляющая слог (я-ма), согласный звук в закрытом слоге (до-м), согласный звук с мягким или твердым знаком (да-ть). Зайцев считал обучение чтению по складам более органичным и естественным, чем по традиционному способу.
- В учебный комплект входят кубики со складами и таблицы-тренажеры, помогающие закрепить навык чтения.
- Занятия проводятся в движении, в игровой форме, дети в процессе обучения много поют.
Методика раннего развития Никитиных
Борис и Лена Никитины – увлеченные педагоги и родители семерых детей, создавшие собственную новаторскую методику (особенно с учетом консервативных взглядов советского времени). Целью Никитиных было воспитать своих детей самостоятельными, способными отстоять свои взгляды, творческими и физически крепкими.
Основные принципы методики:
- Борис Никитин провозгласил принцип НУВЭРС – Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Согласно мнению Никитиных, каждый ребенок при рождении обладает максимальным интеллектуальным и физическим потенциалом. Задачей родителей является организация такой среды, в которой заложенные способности проявятся в полной мере, а не будут постепенно угасать.
- Дети должны воспринимать спортивные снаряды, находящиеся дома, как норму, как часть повседневной жизни. Нельзя кутать детей, как можно больше времени они должны проводить в легкой одежде, ходить босиком.
- Дети свободны в занятиях, принуждение недопустимо.
- Родителям нужно избегать крайностей – «сверхорганизованности» детских занятий и «заброшенности» ребенка. Важно проявлять интерес к делам малыша, радоваться его успехам.
- Взрослые играют с детьми в интеллектуальные игры: «Уникуб», «Сложи узор» (с кубиками Никитина), «Точечки», «Кубики для всех», «Сложи квадрат», «Таблица Пифагора», «Термометр», «Узелки», «Дроби» и др.
Методика Воскобовича
Вячеслав Воскобович – инженер-физик, разработавший ряд развивающих пособий и игр. Он придумывал их для собственных детей, пытаясь найти альтернативу скудному ассортименту постсоветских игрушек. Развивающие игры Воскобовича предназначены для детей от 2 до 10 лет, их особенностью является многофункциональность и универсальность.
Основные принципы методики:
- Занятия с пособиями Воскобовича начинаются с простого манипулирования, а в дальнейшем усложняются за счет разнообразных заданий и упражнений методики.
- Многие игры сопровождаются методическими пособиями со специально разработанными сказками, где задания и вопросы переплетаются с интересным сюжетом, увлекающим ребенка.
- Самые популярные игры Воскобовича – «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Чудо-крестики», «Кораблик «Брызг-брызг»», «Математические корзинки», «Забавные буквы», «Теремки Воскобовича», «Складушки». Каждая из игр оказывает комплексное развивающее действие: ребенок знакомится с цветами, формами, счетом, цифрами, буквами, проявляет творческие и сенсорные способности, учится мыслить и тренирует мелкую моторику.
Методика Гмошинской
Мария Гмошинская – доктор медицинских наук, разработавшая свою интересную развивающую методику для малышей. Она называется «Художники в памперсах», или методика грудничкового рисования. Согласно ей, уже с полугода стоит заниматься с малышом совместной творческой деятельностью.
Основные принципы методики:
- С полугода до года дети рисуют пальчиками и ладошками, после года постепенно обучаются пользоваться кисточкой.
- Начинать стоит с оранжевых и желтых цветов. Красные и темные оттенки лучше отложить на потом.
- Первые занятия лучше проводить с утра, а длиться они должны не более 2-3 минут.
- В течение недели можно устраивать не более двух занятий живописью, в другие дни лучше заняться лепкой или рисованием восковыми мелками.
- Рисование должно быть в радость и ребенку, и взрослому. Именно тогда оно принесет желаемый эффект.
Методика Китаева и Трунова
Леонид Китаев и Михаил Трунов – авторы современной методики физического развития малышей. Упражнения, выполняемые с ребенком, помогают укрепить его здоровье и психику, сделать сильным, способствуют тесному эмоциональному контакту с взрослым.
Основные принципы методики:
- Базой методики Китаева и Трунова является динамическая гимнастика. Несмотря на противоречивость взглядов на нее, авторы считают свою методику продолжением древних традиций, ведь младенцев и раньше подбрасывали, кружили за ручки и ножки, учили плавать. Несомненно, важно учитывать отсутствие противопоказаний. Начинать гимнастику необходимо с нежных прикосновений и установления контакта с малышом. Сложность упражнений нарастает постепенно.
- С грудничками проводят водные упражнения. Они снимают стресс, поскольку ребенку привычна водная среда; закаляют ребенка и делают его сильнее; учат задерживать дыхание в воде и нырять. Водные упражнения желательно осваивать с поддержкой опытного инструктора.
- Специальная гимнастика с позами, напоминающими йоговские асаны, получила название «Бэби-йога». Упражнения Бэби-йоги эффективны для расслабления мышц малыша, коррекции мышечного тонуса и лечения родовых травм. Однако проводиться занятия Бэби-йогой должны только специалистом.
Методика Чаплыгина
Евгений Чаплыгин, педагог и отец троих детей, разработал собственные уникальные пособия для обучения чтению и счету – кубики и домино Чаплыгина. Они подходят детям от 3 лет.
Основные принципы методики:
- В отличие от кубиков Зайцева, Чаплыгин сделал упор на игровую составляющую обучения чтению. Ребенку интересно крутить в руках так называемые динамические кубики (это два кубика, соединенных вместе специальной платформой), и он самостоятельно собирает склады и слова. Автор целенаправленно не дополнял буквы картинками, не акцентировал внимание на глухих и звонких, твердых и мягких звуках, поскольку считал, что лишняя информация только запутывает ребенка.
- На плашках математического домино изображены черные и красные точки, от 0 до 20 на одной плашке, причем их расположение ни разу не повторяется, а также знаки математических операций. С помощью домино ребенок знакомится с счетом, понятиями «больше-меньше», учится складывать и вычитать.
Методика раннего развития Железновых
Авторами методики раннего музыкального развития «Музыка с мамой» являются отец и дочь Железновы – Сергей и Екатерина. Оба они являются педагогами-музыкантами. Железновы выпустили большое количество аудио- и видеодисков с веселыми песенками и красивыми мелодиями, помогающими развивать музыкальные способности детей с самого их рождения.
Основные принципы методики:
- Учебный материал подается в игровой форме, что превращает музыкальные уроки в веселую игру.
- Родители должны участвовать в процессе обучения.
- Жесты и движения делают музыку более понятной для детей, поэтому танец и подвижные игры являются основой музыкальных занятий с детьми старше года.
- Музыка должна быть классической или качественной танцевальной, и при этом обязательно должна нравиться ребенку.
Методика Тюленева
Павел Тюленев – педагог, социолог, президент Академии образования, социального и экономического развития, разработавший «Метод интеллектуального развития ребенка», или МИРР. Автор, как и другие специалисты в области раннего развития, считает важным создать вокруг ребенка благоприятную для его развития развивающую среду. Соблюдение принципов МИРР, по мнению Тюленева, способно ускорить обучение детей в 5,10 и даже 20 раз. Обучение четко распланировано и не допускает совмещения с другими методиками развития.
Основные принципы методики:
- Необходимо соблюдать строгие правила создания максимально полезной для развития ребенка среды: выбора игрушек, книг и пособий.
- Младенческий возраст слишком важен, чтобы тратить его «впустую», поэтому важно использовать каждую минуту с пользой.
- Окружающие ребенка предметы должны быть безопасными. Младенца нужно отучить пробовать всё на вкус.
- Главное – это интеллектуальное развитие ребенка. Всё, что отвлекает его, должно быть устранено (реклама и передачи, вызывающие эмоциональную реакцию, музыка – как минимум, до обеда).
- Ребенка должны окружать «опорные образы», разработанные в системе МИРР: геометрические фигуры, изображения животных, цветов, символов и т.д. Разглядывая и запоминая их в раннем возрасте, в будущем он встретит их, «как старых знакомых».
Как видите, российские специалисты предлагают массу интересных и разносторонних методик раннего развития, каждая из которых находит своих последователей. Заниматься по конкретной программе, выбрать из некоторых отдельные элементы или же вовсе отказаться от идеи раннего развития – решать вам, родителям.
Желаем вашим детям радостного детства и гармоничного развития!
Специально для lovingmama.ru
Читайте также:
Раннее развитие — польза или вред?
Раннее развитие: врачи против! Отношение к раннему обучению официальной медицины
Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет
Тактильные карточки
Сенсорные коробки для детей своими руками
Доска с замочками, или «пульт управления» для ребенка своими руками
Польза пазлов для детей. Виды пазлов. Как выбирать пазлы для ребенка?
Книги для детей 1 года
Масса для лепки
Методики раннего развития детей, самые популярные
Вопросы о том, как и когда лучше начинать занятия, направленные на интеллектуальное развитие детей, волнуют не одно поколение родителей. Методики раннего развития, предлагаемые в обучающих центрах и школах очень разнообразны. Для того чтобы разобраться, по какой методике лучше заниматься именно вашему малышу, нужно иметь общее представление о принципах этих педагогических направлений.
Идеология раннего развития детей стала популярной в начале 60-х годов, с появлением в нашей педагогической науке системы Никитиных – методики, направленной на формирование творческих способностей ребёнка практически с рождения.
К концу 80-х годов отечественная наука пополняется популярными идеями западных педагогов – Марии Монтессори и Глена Домина. Среди известных и пользующихся популярностью в кругу воспитателей и родителей можно назвать также Вальдорфскую методику (школу).
В чём суть перечисленных методик, когда и как лучше начинать обучающие занятия, руководствуясь ими?
Методика Глена Домана, базовые принципы
Глен Доман, будучи американским врачом-неврологом, много лет занимался лечением детей с нарушениями мозговой деятельности. Наблюдая за такими малышами, и проводя с ними занятия по реабилитации, Доман пришёл к следующим выводам:
- Наиболее эффективными будут обучающие и развивающие занятия, которые проводятся с ребёнком, пока он не достиг семи лет. Так как период активного роста головного мозга приходится на возраст 3-4 года, то именно это время будет наиболее благоприятным для успешного освоения ребёнком новых навыков – будь то раннее чтение или обучение счёту.
- Необходимо всячески стимулировать двигательную активность детей грудного возраста, практически с момента их появления на свет. Доман рекомендует начинать обучение грудничка ползанию, хватанию, стоянию уже в возрасте двух-трёх недель. Учёный отвергает необходимость пеленания ребёнка грудного возраста, утверждая, что оно способствует замедлению не только физического, но интеллектуального развития.
- Доман настаивает на необходимости получения ребёнком энциклопедических познаний об окружающем его мире как можно раньше, ещё до года. Для проведения этого обучения он разработал специальные карточки, посредством которых родители могут сообщить ребёнку необходимые сведения. Также он предлагает уделить максимум внимания обучения чтению (в возрасте одного-двух лет) и основам счёта.
Методика Домана не является универсальной, как и любая другая методика, она имеет сильные и слабые стороны. Для того чтобы получить более полное представление о ней, можно прочитать книгу учёного «Гармоничное развитие ребёнка», в которой изложены основные принципы этой методики.
Методика Марии Монтессори
Свобода, интерес, и индивидуальный подход – вот три основных момента, вокруг которых построена педагогическая основа методики Монтессори. Основополагающим принципом этого направления считается сохранение за ребёнком любого возраста права выбора – что он будет делать, какое он выберет занятие, оказавшись в комфортной для него обстановке обучающего класса. Обучение в школе Монтессори строится на эффективном взаимодействии трёх его частей: ученика (ребёнка), наставника (учителя) и окружающей среды.
Классическая комната для занятий по этой методике поделена на несколько зон, в которых скомпонован необходимый для обучения тематический материал. Это зоны практической жизни, сенсорного восприятия, математическая и лингвистические зоны, а также зона Космоса, то есть, то пространство, которое позволяет детям получить познания об устройстве окружающего мира и вселенной.
Материалы для занятий в школе Монтессори очень наглядны, и предоставляют возможность малышам практически любого возраста самостоятельно проводить опыты, направленные на познание окружающего мира. Все дидактические пособия представлены так, что дают ученику возможность проявить максимум самостоятельности в его действиях.
Методика Монтессори великолепно развивает способности детей анализировать и мыслить логически, создаёт предпосылки для правильного и своевременного развития речевых навыков.
Методика Никитиных
Интересный педагогический эксперимент провели в своей семье с собственными детьми педагоги Никитины. На сегодняшний момент, те выводы, к которым они пришли, вряд ли можно считать революционными открытиями, но своё время (в конце 60-х годов прошлого столетия), они произвели просто фурор в педагогической науке.
Новаторство подхода Никитиных
Кардинально изменили принципы по уходу за новорождёнными в первый год жизни. Приоритет грудного вскармливания, минимум одежды и пелёнок, активные занятия младенческой физкультурой и разработка системы мер по детскому закаливанию, – вот основные моменты, которые привлекали внимание детских воспитателей и педиатров.
- Ребёнку в доме Никитиных предоставлялась полная свободу творчества, обязательность и дисциплина отходили в домашних занятиях на второстепенные места. Большое внимание уделялось получению практических навыков (например, навыки столяра), работе с природными материалами (вода, песок, земля, камни).
- Образование дети Никитиных получали в домашних условиях, минуя дошкольные детские учреждения. Большое внимание Никитины уделяли обучению своих детей чтению и счёту в довольно раннем возрасте – начиная с одного года.
- Родители были максимально вовлечены в детское обучение, которое стало делом их жизни. Большое значение также уделялось физическому воспитанию членов семьи, организации всевозможных подвижных игр и соревнований.
Вальдорфская школа
Очень любопытная методика для раннего развития детей, сильно отличающаяся от перечисленных выше. Основное ее отличие состоит в том, что педагоги Вальдорфской школы не ставят главной целью своего обучения раннее интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
Наоборот, они категорически против получения ребёнком навыков чтения и письма до его поступления в школу.
В то же время эта методика придаёт большое значение получению малышом практических ремесленных навыков (лепка, выпечка хлеба, плетение кружев, самостоятельное изготовление игрушек и т.д.). Ребёнок активно вовлекается в хлопоты по организации домашнего хозяйства: участвует в уборке комнаты, накрывает на стол.
В Вальдорфской школе стараются максимально воссоздать естественные, природные условия для роста детей: там запрещены телевизор и СМИ, приветствуется лечение народными средствами и гомеопатией.
Большое внимание уделяется двигательной активности детей, в том числе в форме народных танцев, хороводов, ролевых игр.
Эта методика, прежде всего, ориентирована на стимуляцию духовного роста личности ребёнка. Вряд ли она подойдёт тем родителями, которые заинтересованы в развитии у малыша аналитических и «технических» способностей.
Выбирая ту или иную педагогическую концепцию, необходимо помнить, что методики раннего развития бесконечно разнообразны, а идеальной, отвечающей всем запросам родителей, просто не существует. Поэтому необходимо тщательно проанализировать ту или иную методику, перед тем, как вы примете решение начать обучение своего ребёнка.
Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена
Передача доктора Комаровского на тему раннего развития детей:
ВОЗ | Раннее развитие ребенка
Новые оценки 2016 года показывают, что 250 миллионов, или 43%, детей в странах с низким и средним уровнем доходов не могут полностью реализовать свой потенциал развития
Раннее развитие детей (РДРВ) включает физическое, социально-эмоциональное, когнитивное и моторное развитие в возрасте от 0 до 8 лет. Нейронаучные данные стремительно развиваются, и в 2016 году стали доступны обновленные данные о бремени детей, подверженных риску неоптимального развития, эффективных вмешательствах, доступности их доставки и цене бездействия.
Ранние годы имеют решающее значение, потому что это период в жизни, когда мозг развивается наиболее быстро и обладает высокой способностью к изменениям, и закладывается фундамент для здоровья и благополучия на протяжении всей жизни. В основе заботы лежит забота, определяемая как уход, который предоставляется в стабильной среде, которая учитывает потребности детей в здоровье и питании, с защитой от угроз, возможностями для раннего обучения и взаимодействиями, которые являются отзывчивыми, эмоционально поддерживающими и стимулирующими развитие. детского потенциала для развития.
РДРВ является приоритетной областью работы ВОЗ, поскольку это окно возможностей для улучшения здоровья и справедливости. Необходим непрерывный уход — от предварительного зачатия до первых лет формирования — для защиты и максимизации результатов развития детей. Сектор здравоохранения призван сыграть ключевую роль. Он потенциально может охватить многие семьи и детей во время беременности, родов и в раннем детстве и готов предоставить эффективные меры для оптимального развития маленьких детей.
Предоставление детям возможности полностью реализовать свой потенциал развития — это право человека и необходимое условие для устойчивого развития. Учитывая критическую важность предоставления детям возможности сделать лучший старт в жизни, здравоохранение, среди других секторов, играет важную роль и несет ответственность за поддержку заботливого ухода за развитием детей.
,Развитие детей младшего возраста: обзор
(Последнее обновление: 11 мая 2018 г.)Развитие детей младшего возраста сосредоточено на периоде значительных физических, когнитивных, социальных и эмоциональных изменений. Младенцы входят в мир с ограниченным набором навыков и способностей. Наблюдать, как ребенок развивает новые моторные, когнитивные, языковые и социальные навыки, вызывает удивление для родителей и опекунов. В раннем детстве такой рост и изменения происходят стремительно, настолько быстро, что взрослые часто удивляются тому, как быстро появляются определенные навыки.
Изучение человеческого развития — богатая и разнообразная тема. У всех нас есть личный опыт развития, но иногда трудно понять, как и почему люди растут, учатся и меняются.
Психология развития стремится понять и объяснить, как люди растут и меняются на протяжении всей жизни. Исследователи изучают огромный спектр влияний, в том числе то, как генетика влияет на развитие ребенка, а также то, как опыт играет роль.
Давайте подробнее рассмотрим развитие детей в раннем возрасте, включая основы физического и психологического развития.
Физическое развитие детей младшего возраста
Физические изменения — важный компонент раннего развития детей. По мере взросления ребенка родители с нетерпением ждут важных вех, таких как научиться переворачиваться и ползать. Каждый из них представляет собой часть физического развития.
Процесс созревания происходит упорядоченно; то есть определенные навыки и способности обычно возникают до того, как будут достигнуты другие этапы. Например, большинство младенцев учатся ползать раньше, чем учатся ходить.Однако также важно понимать, что скорость достижения этих этапов развития может варьироваться. Некоторые дети учатся ходить раньше, чем их сверстники, в то время как другим может потребоваться немного больше времени.
Развитие моторных навыков
По мере роста ребенка его нервная система становится более зрелой. По мере того как это происходит, ребенок становится все более и более способным выполнять все более сложные действия.
Скорость, с которой развиваются эти моторные навыки, иногда беспокоит родителей.Воспитатели часто беспокоятся о том, развивают ли их дети эти навыки в нормальные сроки. Как упоминалось выше, ставки могут несколько отличаться. Тем не менее, почти все дети начинают проявлять эти моторные навыки с довольно постоянной скоростью, если не присутствует какой-либо тип инвалидности.
Есть два типа моторики:
- Грубая (или большая) моторика включает в себя более крупные мышцы, включая руки и ноги. Действия, требующие крупной моторики, включают ходьбу, бег, равновесие и координацию.При оценке общих моторных навыков эксперты учитывают такие факторы, как сила, мышечный тонус, качество движения и диапазон движений.
- Мелкая (или мелкая) моторика затрагивает более мелкие мышцы пальцев рук, ног, глаз и других областей. Действия, требующие мелкой моторики, обычно более сложные, такие как рисование, письмо, хватание предметов, бросание, размахивание и ловля.
Физический рост
Физическое развитие детей имеет направленность:
- Крупные мышцы развиваются раньше мелких. Мышцы тела, ног и рук развиваются раньше, чем мышцы пальцев и кистей рук. Дети учатся выполнять грубую (или большую) моторику, например ходьбу, до того, как научатся выполнять мелкую (или мелкую) моторику, например рисование.
- Центр тела развивается раньше внешних областей. Мышцы, расположенные в основе тела, становятся сильнее и развиваются быстрее, чем мышцы ног и рук.
- Развитие идет сверху вниз, от головы до кончиков пальцев. Вот почему младенцы учатся держать голову, прежде чем научатся ползать.
Когнитивное развитие детей в раннем возрасте
Развитие детей младшего возраста фокусируется не только на удивительном физическом росте, который испытывают дети; это также включает замечательное умственное развитие. Когнитивные способности, связанные с памятью, рассуждением, решением проблем и мышлением, продолжают проявляться на протяжении всего детства. Говоря о когнитивном развитии в детстве, невозможно не упомянуть работы психолога Жана Пиаже.
После получения докторской степени в возрасте 22 лет Жан Пиаже начал карьеру, которая оказала глубокое влияние как на психологию, так и на образование. Работая с Альфредом Бине, Пиаже заинтересовался интеллектуальным развитием детей.
На основании своих наблюдений он пришел к выводу, что дети не менее умны, чем взрослые, просто они иначе думают.
Альберт Эйнштейн назвал открытие Пиаже «настолько простым, что только гений мог подумать о нем.
Пиаже создал теорию когнитивного развития, описывающую основные этапы, через которые проходят дети по мере их умственного развития. Он считал, что дети похожи на «маленьких ученых», которые активно пытаются осмыслить мир, а не просто пассивно впитывают информацию.
Схемы
Одно из ключевых понятий теории Пиаже — использование схем. Согласно Пиаже, схемы — это когнитивные рамки или концепции, которые помогают людям систематизировать и интерпретировать информацию.
По мере развития событий эта новая информация используется для изменения, добавления или полного изменения ранее существовавших схем. Например, у молодой девушки может быть схема о каком-то животном, например о кошке. По ее схеме, кошки пушистые и у них четыре ноги. Когда она впервые встречает собаку, она может сначала подумать, что это кошка. Как только она узнает, что это на самом деле собака, она пересмотрит свою схему для кошек и создаст новую категорию знаний для собак.
Язык дошкольного развития
Нет ничего более удивительного, чем появление языка у детей.Вы когда-нибудь удивлялись тому, как ребенок может за короткий промежуток времени от произнести всего несколько слов до внезапного создания полных предложений?
Исследователи обнаружили, что языковое развитие начинается еще до рождения ребенка, так как плод способен определять речь и звуковые модели голоса матери. К четырем месяцам младенцы способны различать звуки и даже читать по губам.
Исследователи фактически обнаружили, что младенцы способны различать звуки речи на всех языках, а не только на родном языке, на котором говорят в их доме.Однако эта способность исчезает примерно в возрасте 10 месяцев, и дети начинают распознавать только звуки речи своего родного языка. К тому времени, когда ребенок достигнет трехлетнего возраста, его словарный запас будет составлять примерно 3000 слов.
Теории развития языка
Так как же именно язык возникает в раннем детстве? Исследователи предложили несколько различных теорий, объясняющих, как и почему происходит языковое развитие.
- Например, бихевиористская теория Б.Ф. Скиннер предположил, что появление языка является результатом имитации и подкрепления.
- Нативистская теория Ноама Хомского предполагает, что язык является неотъемлемым человеческим качеством и что дети рождаются с устройством для овладения языком, которое позволяет им производить язык после того, как они выучили необходимый словарный запас.
- Теории критического периода предполагают, что дети наиболее чувствительны к овладению речью на определенных этапах развития.Если язык не изучается в эти критические моменты, как, например, в знаменитом случае с Джинном, который подвергся ужасному насилию и никогда не выучил язык в раннем детстве, эта теория предполагает, что овладение языком никогда не произойдет.
Как родители способствуют развитию речи
Исследователи обнаружили, что на всех языках родители используют стиль речи с младенцами, известный как , управляемая младенцем речь или motherese (также известный как «детский лепет»).Если вы когда-нибудь слышали, как кто-то разговаривает с младенцем, вы, вероятно, сразу узнаете этот стиль речи.
Для него характерны более высокая интонация, сокращенный или упрощенный словарный запас, укороченные предложения и преувеличенные вокализации или выражения. Вместо того, чтобы сказать «Пойдем домой», родитель может сказать «Прощай, пока».
Было показано, что речь, управляемая младенцами, более эффективна для привлечения внимания младенца, а также способствует развитию речи. Исследователи считают, что использование моторезы помогает младенцам быстрее и легче учить слова.По мере того, как дети продолжают расти, родители естественным образом адаптируют свои разговорные навыки к развивающимся языковым навыкам ребенка.
Еще одно распространенное явление, которое могут наблюдать родители, — это недорасширение .
Недостаточное расширение — это явление, возникающее на ранних этапах развития языка. Примерно в возрасте 18 месяцев словарный запас ребенка начинает значительно расти, добавляя в среднем 100 слов каждый месяц. Однако иногда эти слова могут применяться неправильно.
Недорасширение подразумевает, что новое слово не применяется к объектам, которые включены в значение этого слова.
Дети используют это слово слишком узко. Например, ребенок может выучить слово собака, но может использовать его только для обозначения своей собаки, а не всех других собак, с которыми он сталкивается.
По мере того, как дети становятся старше и приобретают еще более широкий словарный запас, случаи недорасширения начинают сокращаться.
Этапы языкового развития
Приобретение языка проходит в несколько этапов:
- лепет: Первая стадия языкового развития известна как проязычная стадия, лепет или воркование.В течение этого периода, который обычно длится от трех до девяти месяцев, младенцы начинают издавать гласные звуки, такие как oooooo и aaaaaaa . К пяти месяцам младенцы обычно начинают лепетать и добавлять согласные звуки, такие как ба-ба-ба , ма-ма-ма или да-да-да .
- Отдельные слова: Вторая стадия известна как однословная или голофазная стадия развития языка. В возрасте от 10 до 13 месяцев дети начинают произносить свои первые настоящие слова.Хотя на данный момент дети могут произнести только несколько отдельных слов, важно понимать, что они способны понимать значительно больше. Младенцы начинают понимать язык примерно в два раза быстрее, чем они могут его воспроизвести.
- Два слова: Третий этап начинается примерно в возрасте 18 месяцев, когда дети начинают использовать предложения из двух слов. Эти предложения обычно состоят только из существительных и глаголов, таких как «Где папа?» и «Щенок большой!»
- Предложения из нескольких слов: Примерно в возрасте двух лет дети начинают создавать короткие предложения из нескольких слов, в которых есть подлежащее и сказуемое.Например, ребенок может сказать: «Мамочка хорошая» или «Хочешь еще конфет».
По мере того, как дети стареют, они каждый день узнают все больше новых слов. К тому времени, когда они идут в школу примерно к пяти годам, словарный запас детей обычно составляет 10 000 слов и более.
Последние мысли
Раннее развитие детей — это период быстрого роста и перемен. Помимо очевидных физических признаков роста, дети также лучше понимают язык, мир, себя и окружающих.Узнайте больше о некоторых физических, когнитивных, социальных, эмоциональных и коммуникативных вехах, которые дети переживают по мере развития в раннем детстве.
Источники:
Берк, Л. Э. (2006). Глава 9 — Развитие ребенка (8-е изд). Пирсон.
Bjorkland, B.R. (1995). Развитие речи и познание. В книге Дэвида Ф. Бьоркленда (ред.), Детское мышление: функции развития и индивидуальные различия. Пасифик Гроув, Калифорния: Брукс / Коул.
Декнер, Д. Ф., Адамсон, Л. Б., и Бейкман, Р. (2003). Ритм во взаимоотношениях матери и ребенка. Infancy, 4, 201-217.
Фернальд А. (1985). Четырехмесячные младенцы предпочитают слушать моторезов. Infant Behavior and Development, 8, 181-182.
Бейли Н. (1993). Весы Бейли развития младенцев (2-е изд.). Нью-Йорк: Psychological Corp.
,Развитие ребенка и раннее обучение
Рассмотрим случай развитие языка и грамотности. Дети изучают строительные блоки язык с самых ранних дней. Разговоры родителей и опекунов с младенцы помогают стимулировать понимание речи до того, как дети начнут говоря свои первые слова. Устная речь и словарный запас маленьких детей обучение через взаимодействие с родителями и опекунами может подготовить почву для будущий академический успех. К двум годам существует связь между объемом словарного запаса. и понимание прочитанного до пятого класса.Исследования также показывают что маленькие дети, которые развивают сильные навыки устной речи, с большей вероятностью позже разовьете сильные навыки чтения. Навыки устной речи можно улучшить, участие в аутентичных разговорах (вместо «повторять за мной» или одного слова ответы) со взрослыми и другими детьми. Один из лучших способов строительства языковые навыки и навыки грамотности благодаря интерактивному чтению сборников рассказов, в котором книга стимулирует общение между детьми и опекунами. обаятельный маленькие дети в расширенном разговоре об истории, задавая открытые вопросы Вопросы — это эффективный метод развития грамотности и языка.
С математикой, исследователи также обнаруживают важную информацию о детях младшего возраста. возможности и преимущества их ознакомления с учение. Раннее знание математики сильно предсказывает дальнейший успех в математике. тема; навыки в математике также тесно связаны со способностями к языку. Если под руководством и с возможностью учиться и исследовать, маленькие дети могут получить более широкое и сложное понимание математики чем считать и распознавать простые формы.Например, среди математические способности маленьких детей необходимо развивать, это умение различать большие и маленькие наборы, это называется субитизацией. Исследования указывая на возможности субитизации, необходимые для формирования основы для в конечном итоге понимание числовых слов, последовательности числовых слов и развитие точных и расширенных числовых концепций и навыков. Другое больше сложные математические навыки включают использование математического языка, который может быть улучшены за счет обсуждений того, как решать проблемы повествования.
Развитие социальных эмоциональные навыки, такие как способность работать вместе, учиться от сверстников и управлять эмоциями и поведением очень важны для детей долгосрочный успех. Безопасный привязанность родителей и детей закладывает основу для здорового развития эти навыки. Их также могут вдохновить знающие преподаватели, которые ожидания, соответствующие развитию, обеспечить предсказуемый распорядок дня и направлять детей в развитии навыков самоуправления.
Физический развитие и здоровье также имеют решающее значение для благополучия маленьких детей.правильный питание, физически безопасная среда и возможности для физических активности все связаны с улучшением успеваемости ребенка в жизнь. Условия ухода и образования могут способствовать здоровому физическому развитию в детей, пропагандируя здоровое питание, предлагая возможности для физической активности, и обеспечение скрининга развития и подключения семей к последующему наблюдению уход и услуги.
Когнитивный развитию может препятствовать воздействие хронических стресс и невзгоды которые возникают из таких источников, как бедность, семейный конфликт, депрессия родителей, жестокое обращение и пренебрежение.Два поколения вмешательства могут быть эффективными в снижении уровня стресса, с которым сталкиваются детей, предоставляя родителям ресурсы, такие как услуги по трудоустройству а также забота о детях в семье. хронический стресс и невзгоды может негативно повлиять на фундаментальные когнитивные навыки, снизить саморегуляцию, и поставить под угрозу психическое и физическое здоровье. Специалисты по дошкольному воспитанию и образованию должны быть обучены распознавать эффекты хронических стресса и помощь детям в развитии навыков, необходимых для совладания с неблагоприятным опытом, таким как настойчивость и эмоциональная осведомленность.
.Три принципа развития детей младшего возраста для улучшения результатов ребенка
Основные принципы развития могут помочь нам изменить политику и практику
Последние достижения в области науки о развитии мозга предоставляют нам беспрецедентную возможность решить некоторые из наиболее сложных проблем общества, от увеличения неравенства в успеваемости и экономической производительности до дорогостоящих проблем со здоровьем на протяжении всей жизни. Понимание того, как опыт, полученный детьми с рождения, даже до рождения, влияет на результаты на протяжении всей жизни — в сочетании с новыми знаниями об основных способностях, которые необходимы взрослым для процветания в качестве родителей и на рабочем месте — обеспечивает прочную основу, на которой политики и общественные лидеры могут разработать общие и более эффективная повестка дня.
Наука о развитии ребенка и основные способности взрослых указывают на набор «принципов проектирования», которые политики и практики во многих различных секторах могут использовать для улучшения результатов для детей и семей. То есть, чтобы быть максимально эффективными, политики и услуги должны:
- Поддерживать отзывчивые отношения детей и взрослых.
- Укрепление основных жизненных навыков.
- Уменьшение источников стресса в жизни детей и семей.
Эти три принципа указывают на ряд ключевых вопросов: Что политики, системы или практики делают для реализации каждого принципа? Что можно сделать, чтобы лучше их решить? Какие препятствия мешают решать их более эффективно?
Эти три принципа могут служить руководством для лиц, принимающих решения, при выборе политических альтернатив, разработке новых подходов и изменении существующей практики таким образом, чтобы наилучшим образом поддержать формирование здорового мозга и тела. Они указывают на ряд ключевых вопросов: Какие текущие политики, системы или практики делают для реализации каждого принципа? Что можно сделать, чтобы лучше их решить? Какие препятствия мешают решать их более эффективно?
Более того, эти принципы проектирования, основанные на науке, могут побудить разработчиков политики на всех уровнях задуматься о силах, которые могут привести к лучшим результатам для детей.На индивидуальном уровне политика может быть направлена на развитие навыков как у детей, так и у взрослых; на уровне социальных служб они могут сосредоточиться на важнейшем месте взаимоотношений в содействии здоровому развитию, поддерживающему родительскому воспитанию и экономической производительности; а на системном или социальном уровне в политике может уделяться особое внимание сокращению источников стресса, которые создают проблемы на всю жизнь для детей и чрезвычайно затрудняют взрослым жизнь в качестве родителей и кормильцев.
Наука, лежащая в основе принципов
Ученые обнаружили, что опыт, полученный детьми в раннем возрасте, и среда, в которой они находятся, не только формируют архитектуру их мозга, но также влияют на то, как и когда выражаются инструкции развития, содержащиеся в их генах.Это то, как среда взаимоотношений маленьких детей со взрослыми опекунами, а также раннее питание, физическая, химическая и искусственная среда — все «проникает под кожу» и влияет на обучение на протяжении всей жизни, поведение, а также на физическое и психическое здоровье. лучше или хуже. Начиная с рождения и продолжаясь на протяжении всей жизни, наша способность процветать зависит от наших постоянных отношений и опыта, а также от того, насколько они здоровы, благосклонны и отзывчивы.
Биология активации стресса также объясняет , почему значительные лишения или угрозы (например, из-за жестокого обращения, пренебрежения или крайней бедности) могут привести к физиологическим и поведенческим нарушениям, которые могут иметь длительные последствия. Не всякий стресс — это плохо — например, детям необходимо испытывать контролируемое количество стресса в присутствии поддерживающих взрослых, чтобы развить здоровую систему реакции на стресс. Но частые или экстремальные переживания, вызывающие чрезмерный стресс, могут быть токсичными для архитектуры развивающегося мозга детей и могут перегружать способность взрослых продуктивно участвовать в работе, в семье и обществе.К счастью, у большинства из нас есть мощная защита от стресса в виде поддерживающих лиц, осуществляющих уход, членов семьи и друзей. Стабильные и ответственные отношения в первые годы жизни помогают защитить детей от потенциального вреда, который может нанести чрезмерный стресс, а во взрослом возрасте они обеспечивают буферизацию и надежду, необходимые для устойчивости.
Переживание серьезных невзгод в раннем возрасте может привести к тому, что системы нашего организма станут более восприимчивыми к стрессу на протяжении всей жизни, что будет иметь долгосрочные негативные последствия для физического и эмоционального здоровья, образовательных достижений, экономического успеха, социальных отношений и общего благополучия.Для взрослых, которые с детства пережили скопление невзгод, дополнительный вес нынешних невзгод, таких как продолжительная бедность, может перегрузить их способность обеспечивать стабильные, отзывчивые отношения, в которых нуждаются дети, и постоянно удовлетворять потребности современного рабочего места. Таким образом, эти научные результаты имеют отношение к выбору политики в самых разных областях — от традиционных «детских» областей, таких как педиатрия, уход и образование в раннем возрасте, и детское питание, до «взрослых» областей, таких как поддержка доходов, профессиональная подготовка, приемные родители. обучение, здравоохранение и жилье.
К началу
Содержание
Принцип 2: Развитие основных жизненных навыков
Принцип 3: Уменьшение источников стресса
Как взаимодействуют принципы политики и практики
Для детей чуткие отношения со взрослыми имеют двойную пользу: они способствуют здоровому развитию мозга и обеспечивают буферную защиту, необходимую для предотвращения возникновения токсической реакции на стресс в очень сложных условиях.Для взрослых здоровые отношения также повышают благополучие, оказывая практическую помощь и эмоциональную поддержку, укрепляя надежду и уверенность, — все это необходимо для выживания и преодоления стрессовых ситуаций. Поддерживая отзывчивое взаимодействие между взрослыми и детьми по принципу «обслужить и вернуть», а также прочные отношения между социальными работниками и их взрослыми клиентами, разумная государственная политика может способствовать здоровому развитию детей и укреплять основные жизненные навыки взрослых. Кроме того, когда взрослые получают поддержку и могут моделировать чуткие отношения друг с другом и с детьми, выгоды замкнуты, и в конечном итоге дети сами становятся здоровыми и отзывчивыми родителями.
Почему?
Отзывчивые отношения в раннем возрасте — самый важный фактор в построении прочной архитектуры мозга. Подумайте о строительстве дома; он построен в определенном порядке, и фундамент создает основу, на которой строится все остальное. То же самое и с развивающимся мозгом. Архитектура мозга состоит из триллионов связей между нейронами в различных областях мозга. Эти связи обеспечивают молниеносную связь между нейронами, которые специализируются на различных функциях мозга.
Когда взрослые моделируют отзывчивые отношения, выгоды замыкаются, и в конечном итоге дети сами становятся здоровыми и отзывчивыми родителями.
Основным активным ингредиентом этого процесса развития является взаимодействие между детьми и их родителями, а также с другими лицами, осуществляющими уход, в семье или сообществе. Когда младенец или маленький ребенок лепет, жестикулирует или плачет, а взрослый соответствующим образом реагирует зрительным контактом, словами или объятиями, в мозгу ребенка строятся и укрепляются нейронные связи.Учитывая основополагающую важность первых нескольких лет жизни, потребность в чутких отношениях в различных условиях, начиная с младенчества, невозможно переоценить. Когда политика поддерживает способность опекунов быть чуткими и отзывчивыми на сигналы и потребности маленького ребенка, эти воспитатели могут лучше создать среду, богатую опытом обслуживания и возвращения, и помогают заложить прочную основу для всего, что приходит позже.
Отношения также помогают повысить устойчивость в детстве и во взрослом возрасте.Самый распространенный фактор для детей и подростков, которые развивают способность преодолевать серьезные трудности, — это наличие хотя бы одного стабильного и преданного отношения с поддерживающим родителем, опекуном или другим взрослым. Эти отношения обеспечивают индивидуальную отзывчивость и защиту, которые защищают детей от нарушений в развитии, и моделируют способности, такие как способность планировать, отслеживать, корректировать и регулировать поведение, которые позволяют людям адаптивно реагировать на невзгоды и процветать.Эта комбинация поддерживающих отношений, формирования адаптивных навыков и положительного опыта взаимодействует с генетической предрасположенностью, формируя основу устойчивости.
Хотя отзывчивые отношения в детстве помогают заложить основу устойчивости на всю жизнь, они остаются важными на протяжении всей нашей жизни. Они помогают взрослым справиться со стрессом, поддерживают саморегуляцию и способствуют позитивному взгляду на будущее. Напротив, социальная изоляция, с которой сталкиваются многие родители, живущие в бедности или имеющие проблемы с психическим здоровьем или злоупотреблением психоактивными веществами, может вызвать ряд негативных побочных эффектов.Государственная политика и программы социальных услуг, специально разработанные для поддержки навыков и среды, которые способствуют формированию ответственных отношений между детьми и теми, кто о них заботится, поддерживают здоровое развитие и улучшают результаты детей. Точно так же поставщики услуг, которые чутко слушают, уважительно относятся к клиентам и поддерживают их в планировании будущего, с большей вероятностью будут эффективны в содействии позитивным изменениям.
Вот несколько примеров способов применения ответных отношений поддержки Принцип проектирования к политике :
- Обеспечьте достаточную гибкость в выплате пособий, чтобы избежать разрыва критических отношений с опекунами, что происходит, когда дети циклически входят в программы и выходят из них из-за потери субсидии по уходу за ребенком, нестабильности жилья или участия в системе защиты детей.
- Разработать политику, укрепляющую семейные отношения, когда это возможно; например, поощрять частые контакты между детьми, получающими уход вне дома, и их родителями и
братьями и сестрами или минимизировать изменения в размещении детей, получающих уход вне дома. - Обеспечьте, чтобы работники программ обслуживания получали адекватную компенсацию, профессиональное развитие и руководство, чтобы снизить высокий уровень текучести кадров на этих должностях, который нарушает отношения между персоналом и клиентами.
- Предлагайте услуги через доверенные организации и отдельных лиц в сообществе, которые уже установили прочные отношения с членами сообщества.
Далее приведены примеры возможностей применения этого принципа в практике :
- Обучайте взрослых опекунов взаимодействию с детьми в различных условиях, включая педиатрию, уход в раннем возрасте и образовательные программы, посещения на дому и даже программы обучения трудоустройству.
- Разработать практику найма, направленную на выявление и отбор сотрудников, заинтересованных в построении прочных отношений со своими клиентами; например, используйте процесс собеседования, во время которого можно наблюдать за отношением кандидатов к другим.
- Предоставить работникам программ обслуживания достаточно времени для развития отношений с людьми, которым они призваны помогать, что отражено в количестве дел / размерах классов, а также обеспечить взаимодействие достаточной продолжительности, частоты и последовательности и сократить требования к документации, которые могут заставляют персонал тратить слишком много времени на формы и слишком мало на своих клиентов.
К началу
Содержание
Принцип 1: Поддерживайте отзывчивые отношения
Принцип 3: Уменьшение источников стресса
Как взаимодействуют принципы политики и практики
Всем нам нужен набор необходимых навыков для успешного управления жизнью, работой и отношениями. Эти основные способности поддерживают нашу способность сосредотачиваться, планировать и достигать целей, адаптироваться к меняющимся ситуациям и противостоять импульсивному поведению.Никто не рождается с этими навыками; они развиваются с течением времени через коучинг и практику. Политика, которая помогает детям и взрослым укреплять свои основные жизненные навыки, важна не только для их успеха в качестве студентов и работников, но и как родителей, когда они могут передать те же способности следующему поколению.
Почему?
Ученые называют эти способности исполнительной функцией и навыками саморегуляции. Подобно тому, как система управления воздушным движением в загруженном аэропорту безопасно управляет прибытием и вылетом многих самолетов на нескольких взлетно-посадочных полосах, мозгу необходим этот набор навыков, чтобы фильтровать отвлекающие факторы, расставлять приоритеты задач, запоминать правила и цели и контролировать импульсы.Эти навыки имеют решающее значение для обучения и развития. Они также заставляют нас делать выбор в пользу здоровья для себя и своих семей.
Основные жизненные навыки имеют решающее значение для обучения, развития и принятия здоровых решений для нас самих и наших семей.
Дети, столкнувшиеся с серьезными трудностями, могут развить эти навыки — а взрослые могут их укрепить, — когда политика, программы и квалифицированные опекуны или соцработники создают среду, которая обеспечивает «основу» для усилий по использованию этих навыков.Строительные леса — это просто соответствующая для развития поддержка, которая помогает людям начать работу и вмешиваться по мере необходимости, позволяя им практиковать навыки до того, как им придется выполнять их в одиночку. Взрослые могут способствовать развитию у ребенка управленческих навыков, устанавливая распорядок дня, моделируя соответствующее социальное поведение, а также создавая и поддерживая поддерживающие, надежные отношения. Наука показывает, что мозг продолжает приспосабливаться к опыту на протяжении всей жизни и что взрослые тоже могут укрепить эти навыки с помощью наставничества и практики.
В первые три года жизни мы начинаем учиться использовать эти основные возможности основными способами — например, концентрировать внимание, реагировать на установление ограничений и следовать простым правилам. В возрасте от 3 до 5 лет мы добиваемся огромных успехов в использовании этих навыков, поскольку мы все больше и больше применяем их, учимся гибко приспосабливаться к различным правилам для разных контекстов и противостоять импульсивному поведению.
К более позднему детству и подростковому возрасту, с правильным опытом и поддержкой, наш мозг готов развивать навыки, необходимые для более сложных ситуаций — противостоять давлению сверстников, устанавливать долгосрочные цели и планы и продуктивно преодолевать неудачи.Став взрослыми, мы продолжаем использовать эти навыки для управления домашним хозяйством, соблюдения сроков на работе и стратегического планирования на будущее. Хотя гораздо легче начать развивать эти навыки в раннем возрасте, никогда не поздно их улучшить. Даже после 20 лет взрослые все еще могут осваивать новые навыки и укреплять других, но для этого требуются гораздо большие усилия, если фундамент слаб.
Ниже приведены примеры способов применения принципа для укрепления основных жизненных навыков Принцип проектирования в политике :
- При заключении контрактов на программы обслуживания отдавайте приоритет тем, которые явно сосредоточены на навыках саморегулирования и исполнительных функций, и включайте возможности для участников программы практиковать эти навыки.
- Снижение нормативных барьеров и усиление стимулов для программ для двух поколений, направленных на активное развитие основных навыков детей и взрослых, от которых они зависят.
- Разработать политику в области образования и раннего обучения, которая признает важность управляющих функций и саморегуляции как важной составляющей в «плетеной веревке» навыков, которые необходимы детям для академического успеха.
А вот примеры возможностей применения этого принципа в практике :
- Используйте модели коучинга, которые помогают людям определять, планировать и достигать своих целей.
- Сосредоточьтесь на небольших, постепенных шагах с частой обратной связью; например, разбейте цель «найти жилье» на шаги, такие как выяснение того, что есть в наличии, какие районы лучше всего, связь с арендодателями, посещение, задание вопросов и т. д., с возможностью получения обратной связи по ходу дела.
- Создавать регулярные возможности для изучения и применения новых навыков в соответствующих возрасту, значимых контекстах, таких как игровые подходы в раннем детстве; планирование долгосрочных школьных проектов в подростковом возрасте; и разыграть сложный разговор с начальником в зрелом возрасте.
- Scaffold развитие навыков с такими инструментами, как шаблоны постановки целей, текстовые напоминания, временные рамки и планировщики.
К началу
Содержание
Принцип 1: Поддерживайте отзывчивые отношения
Принцип 2: Развитие основных жизненных навыков
Как взаимодействуют принципы политики и практики
Не всякий стресс — это плохо, но непрекращающийся тяжелый стресс, который является определяющей чертой жизни миллионов детей и семей, испытывающих глубокую бедность, насилие в обществе, злоупотребление психоактивными веществами и / или психические заболевания, может вызвать длительные проблемы для детей и взрослые, которые о них заботятся.Уменьшение скопления потенциальных источников стресса защитит детей напрямую (т. Е. Их реакция на стресс запускается реже и мощнее) и косвенно (т. Е. Взрослые, от которых они зависят, лучше способны защищать и поддерживать их, тем самым предотвращая нанесение длительного вреда. ). Когда родители могут удовлетворить основные потребности своих семей, учителя и социальные работники получают эффективное обучение и регулируемые размеры классов / количество дел, а стратегии и программы структурированы и реализуются таким образом, чтобы уменьшить стресс, а не усилить его, семьи могут лучше использовать преимущества сообщества услуги, поддерживающие здоровое развитие ребенка.
Почему?
Чрезмерная активация систем реакции на стресс во многих отношениях влияет на мозг и другие системы органов. Когда мы чувствуем угрозу, наше тело подготавливает нас к ответным действиям, повышая частоту сердечных сокращений, кровяное давление и гормоны стресса, такие как кортизол. Когда системы реакции на стресс активируются в среде поддерживающих отношений, эти физиологические эффекты смягчаются и возвращаются к исходному уровню. Однако, если реакция на стресс является экстремальной и продолжительной, а поддерживающие отношения недоступны, она может перегрузить несколько биологических систем.
Постоянный стресс истощает драгоценную энергию, необходимую мозгу для здорового развития в детстве и зрелом возрасте.
Хаотические, угрожающие и непредсказуемые ситуации и окружения, которые многократно или чрезмерно активизируют реакцию «бей или беги», могут затруднить задействование управляющих навыков — базовых навыков, необходимых всем нам для планирования, сосредоточения, адаптации и противодействия импульсивному поведению. И хотя практиковать эти навыки полезно, постоянная и интенсивная нагрузка на них, чтобы справляться со стрессовыми ситуациями, может истощить их — так же, как упражнения полезны для физической подготовки, но марафон может оставить нас физически истощенными.
Часто возникающие обстоятельства, которые кажутся не зависящими от нас, также могут привести к снижению самооценки (уверенности в том, что мы можем улучшить свою жизнь), что необходимо для реализации запланированного, целенаправленного поведения. Проще говоря, меньшее количество переживаний, вызывающих устойчивую и мощную стрессовую реакцию, позволяет мозгу ребенка создавать и укреплять нейронные связи для обучения и продвинутых когнитивных навыков, а также позволяет мозгу взрослого получить доступ к уже имеющимся навыкам.
Хроническая активация систем реакции на стресс в раннем детстве, особенно без постоянного присутствия отзывчивого взрослого, может привести к токсическому стрессу, который нарушает здоровое развитие архитектуры мозга. Токсический стресс в первые годы жизни может повлиять на обучение, поведение и здоровье на протяжении всей жизни. Это похоже на запуск автомобильного двигателя в течение нескольких дней или недель подряд — постоянная активация стрессовой реакции оказывает изнашивающее действие на мозг и другие биологические системы.Постоянный стресс также истощает драгоценную энергию, необходимую мозгу для здорового развития в детстве и в зрелом возрасте, чтобы принимать важные решения, многие из которых предназначены для родителей, имеющих дело с экономической нестабильностью или другими проблемами.
Кроме того, люди, которые пережили серьезные ранние невзгоды, более склонны воспринимать потенциальные угрозы и сосредотачивать внимание на них на протяжении всей жизни. Хотя развитие мозга и адаптация продолжаются на протяжении всей жизни, исправить проблемы всегда труднее и дороже, чем предотвратить проблемы.Многопоколенческий подход к уменьшению внешних источников стресса в семьях имеет двойную пользу: это означает, что взрослые будут лучше способны обеспечивать гибкие отношения и стабильную среду для детей, а также он позволяет детям развивать здоровые системы реагирования на стресс и прочную архитектуру мозга. лучше сосредоточиться на обучении и на всю жизнь получать пользу от этих ранних строительных блоков устойчивости.
Ниже приведены примеры возможностей применения принципа уменьшения источников напряжения к политике :
- Уменьшить препятствия для доступа семей к базовой поддержке, такой как питательная еда, безопасное жилье, медицинское обслуживание и психиатрические услуги, уделяя особое внимание потребностям детей в периоды тяжелых лишений или бездомности.
- Установите упрощенные и оптимизированные правила определения права на участие и повторной сертификации на льготы и услуги, сведя к минимуму меры наказания, которые усугубляют и без того стрессовые ситуации.
- Обеспечить постоянное и адекватное финансирование для предотвращения непредвиденной потери услуг, которая является источником стресса как для поставщиков услуг, так и для семей, чтобы обеспечить стабильность, позволяющую взрослым сосредоточиться на отзывчивом уходе.
Наконец, вот примеры способов применения этого принципа в практике :
- Помогите родителям развить навыки, необходимые для создания стабильной и благоприятной домашней обстановки с последовательным и предсказуемым распорядком.
- Регулярно спрашивайте и реагируйте на основные факторы стресса, влияющие на семьи, в рамках процесса оценки, проводимого во многих типах программ обслуживания.
- Предоставлять услуги в хорошо регулируемой и гостеприимной среде.
- Предоставлять работникам программ обслуживания необходимую поддержку, такую как разумная нагрузка / размер класса, оперативный надзор и развитие навыков, чтобы справляться со своим стрессом, чтобы они могли эффективно помогать своим клиентам.
К началу
Содержание
Принцип 1: Поддерживайте отзывчивые отношения
Принцип 2: Развитие основных жизненных навыков
Принцип 3: Уменьшение источников стресса
Эти три принципа не действуют изолированно.На самом деле, они сильно взаимосвязаны и во многих отношениях усиливают друг друга. Во-первых, прогресс по любому из трех вариантов более вероятен. Например, уменьшение источников стресса облегчает доступ и использование управляющих функций и навыков саморегуляции; это также высвобождает время и энергию для участия в ответных взаимодействиях. Точно так же помощь родителям и опекунам в улучшении управляющих функций поддерживает их способность взаимодействовать с детьми, находящимися на их попечении, и возвращать их, а также создавать более стабильную и предсказуемую среду ухода.
Во-вторых, жизнедеятельность каждого человека оказывает важное влияние на всех остальных членов семьи. Например, когда взрослый воспитатель создает хорошо регулируемую среду, дети, вероятно, будут меньше испытывать стресс, что способствует их здоровому развитию; их улучшенное поведение, в свою очередь, снижает стресс для лиц, осуществляющих уход, предоставляя взрослым больше возможностей для продолжения развития их собственных навыков саморегуляции и управляющих функций.
Использование этих принципов проектирования для содействия позитивным изменениям во всех трех измерениях — это наш лучший шанс помочь взрослым обеспечить безопасный и отзывчивый уход и помочь детям встать (и оставаться) на пути к здоровому развитию.
К сожалению, верно и обратное: серьезные проблемы в любой из этих областей могут привести к проблемам в других. Использование этих принципов проектирования для содействия позитивным изменениям во всех трех измерениях — наш лучший шанс помочь взрослым обеспечить безопасный и отзывчивый уход и помочь детям встать (и оставаться) на пути к здоровому развитию.
Принципы дизайна в действии
Политики, системные руководители и практики могут применять эти три принципа проектирования несколькими способами.Ниже приведены три предложения.
- В качестве предмета запроса о текущих политиках и операциях . В какой степени текущая политика и операции способствуют (или препятствуют) отзывчивым отношениям и развитию основных возможностей? В какой степени они уменьшают (или увеличивают) источники стресса? Что мешает нам стать лучше? Чтобы найти ответы на эти вопросы, руководители могут провести серию наблюдений и бесед на передовой, где работники лично взаимодействуют как с детьми, так и со взрослыми клиентами.Это может дать важную информацию о том, как все работает сейчас, и предложения о том, как они могут работать по-другому в будущем.
- В качестве набора тестов, примененных к , предложены изменения в политике или системных операциях. Когда предлагаются изменения в законы и / или нормативные акты, они обычно оцениваются на предмет их потенциального экономического и бюджетного воздействия. Три принципа проектирования, описанные в этом документе, обеспечивают дополнительную основу для анализа таких предложений. По сравнению с текущими операциями, как рассматриваемые изменения могут повлиять на перспективы создания отзывчивых отношений, развития основных способностей как у взрослых, так и детей и уменьшения источников стресса? Учитывая эти вероятные воздействия, насколько сильны аргументы в пользу (или против) изменений, которые в настоящее время предполагаются? Как можно изменить предложения, чтобы получить больше положительных эффектов и / или меньше отрицательных последствий?
- В качестве организационной основы для разработки новой политики или программных стратегий . Иногда оценки и изменения текущей политики недостаточно. Используя то, что было извлечено из наблюдений и бесед с работниками и клиентами, руководители могут задавать такие вопросы, как: Предположим, мы хотим, чтобы наша система выполняла наилучшую возможную работу по развитию отзывчивых отношений как между воспитателями и детьми, так и между нашими работниками и клиентами. они пытаются помочь. Как бы мы переделали систему для этого? Какие управляемые, постепенные изменения мы могли бы принять в ближайшее время, чтобы начать работу, и какие более крупные и сложные изменения мы могли бы достичь со временем?
К началу
,Шаг действия
Как вы используете три принципа проектирования для изменения политики или практики? Поделитесь своим опытом по адресу: https: // Developingchild.harvard.edu/3principles-survey