ТОП — 10 самых эффективных методик для развития ребенка:
1. Система Ховарда. Существует более 25 лет, распространена во многих странах мира. Ее второе название – «Английский – мой второй язык». Большое внимание уделяется также становлению характера ребенка, особенно поощряется его самостоятельная работа над собой. Во время занятий педагог (или мама) разговаривают с малышом исключительно на английском языке, однако никаких оценок не ставится. Пока ребенок не освоит материал, к новому не переходят.2. Музыка интеллекта. Автор методики, Алиса Самбурская, считает, что музыка влияет не только на духовное развитие ребенка, но и на физическое (регулирует кровяное давление, тонус мышц, стимулирует процессы восприятия и памяти; активизирует творческое мышление и др.). Методика подходит абсолютно всем (!) детям, независимо от способностей. Заключается в том, что любые обучающие занятия ребенка сопровождаются специально подобранной музыкой.
3. Система Дьеныша. Основана на развитии логического мышления. Разработанные автором игры способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач.
4. Методика Марии Монтессори. Одна из самых популярных. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно.
5. Система Глена Домана. Развивая ребенка всесторонне и одновременно (чтение, письмо, энциклопедические знания и т.д.) еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь. Методика предполагает использование специальных карточек Домана.
6. Методика Николая Зайцева. Учимся читать по слогам. Самые известные его пособия — «Кубики Зайцева. Весь материал подается в игровой форме.
7. Методика Масару Ибука. Его самая известная книга «После трех уже поздно» говорит о том, что основа интеллектуального развития ребенка закладывает в первые 3 года жизни.
8.Система Макадо Шичида. Ее еще называют методикой Шичида. Одна из самых популярных в Японии. Макато Шичида считает, что все дети рождаются с уникальным природным способностям, которые легко развить пользуясь специальными методиками подготовки, которые направлены на развитие фотографической памяти.
9. Методика Сесиль Лупан. Метод Лупан родился из ее попыток учить своих дочек по Доману, в отличие от Домана, у нее все более тонко и индивидуально, она связывает те или иные методики раннего развития с возникновением у ребенка интереса. Самая известная ее книга – «Поверь в свое дитя» — написана легко, доступно. Ознакомившись с методикой, родители легко могут заниматься с ребенком сами.
10. Грудничковое рисование Марии Гмошинской. Грудничковое, или его еще называют младенческое, творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования – пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Развивает интеллект и творческое начало ребенка.
Методики раннего развития ребенка, методика раннего развития ребенка
Этот ребенок сообразительный, активный и веселый, на утреннике звонко читает стишки, умиляя всех родителей. Смелый и сильный, фантазер и шалун, он не боится других детей, он – заводила и маленький гений. Хотите, чтобы это было сказано о вашем малыше? Если да, то возникает вопрос, как этого добиться? Как учить? Какую методику выбрать? И главное, не навредят ли занятия малышу?Прогрессивные мамы водят своих маленьких гениев в «школы развития» едва ли не с самого рождения. Репетиторы, кружки, секции – все это обрушивается на неокрепшего человечка, и поколение «бабушек» дружно восклицает: «Не лишайте ребенка детства!» Педагоги-консерваторы настаивают: всему свое время. Врачи предупреждают о неврозах, сколиозах, гиподинамии и близорукости… Как тут быть?
Истина, как всегда, лежит где-то посередине. Чтобы понять, какое направление выбрать, какая методика раннего развития больше подойдет именно вам и вашему малышу, нужно знать, что на сегодняшний день предлагает «рынок педагогических технологий».
ВАЛЬДОРФСКАЯ МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ – ЗА ПОЗДНЕЕ ОБУЧЕНИЕ
Эта методика раннего развития возникла в 1919 году в Германии. Главный идеолог – Рудольф Штайнер. Первая школа на основе его идей создана для детей рабочих при табачной фабрике «Вальдорф Астория». До сих пор учение Штайнера имеет много приверженцев по всему миру. В России распространены Вальдорфские частные детские сады. Их становится все больше и у нас. В центре внимания здесь – личность ребенка, его эмоциональный мир. Методики обучения чтению и письму отодвигается на второй план. Дети такой садик обожают, ходят в него с удовольствием. Все в группе разного возраста, и маленькие (им может быть чуть больше года) учатся у старших одеваться, убирать за собой, лепить, рисовать. Это – модель большой многодетной семьи, где воспитательница-мама рассказывает сказки, поет, показывает кукольные спектакли. Ручной труд обязателен для всех детей – и мальчики и девочки учатся шить, вышивать, резать по дереву и даже работать на гончарном круге. На рисовании только 3 краски: красная, желтая и синяя, все остальные цвета дети смешивают сами. Вместо музыки, танцев и физкультуры – эвритмия, свободные движения с музыкой, пением, декламацией стихов. Во дворе – обязательно свой огородик. Если на этом все «Вальдорфское» в садике заканчивается, то волноваться не стоит.
МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ МАРИЯ МОНТЕССОРИ – СВОБОДУ МАЛЫШАМ!
Тираны прошлого века – Муссолини, Сталин, Гитлер – первым делом запрещали методику раннего развития Монтессори, потому, что главным словом в нем является «свобода». Мария Монтессори родилась в 1870 году, но изобретения и открытия этой удивительной женщины до сих пор актуальны. Рамки и вкладыши Монтессори на протяжении многих лет – хиты продаж в магазинах развивающих игр. Изначально они были разработаны для детей с отклонениями в развитии. Дети занимались по ним и обгоняли в развитии обычных детей. В детских садах Минска есть специальные группы Монтессори, где предлагаются логические игры, развивающие мелкую моторику пальцев. В школах Монтессори нет никаких парт и никакого принуждения! Очень много хорошего сказано об этой методике на сайте http://www.montessori-center.ru./ Главный минус в том, что, развивая аналитические способности (моторику, логику)& ndash; те сферы, что контролируются левым полушарием, методика Монтессори практически не уделяет внимания «творческому» правому полушарию, а ведь именно оно отвечает за целостное познание мира. Это учение отвергает детское художественное творчество, в частности рисование. Художественная литература не приветствуется. Детям предлагается только полезная, обучающая информация, позволяющая расширять кругозор. Творчески одаренным, а также шумным, эмоциональным и впечатлительным детям эта методика не подходит.
Но все же следует взять из нее самое главное: мама должна уважать право малыша быть самим собой, а также создавать развивающую среду, в которой любознательность ребенка будет постоянно поощряться.
Знайте: если малыш целый день лежит туго запеленатым и видит белый потолок или козырек коляски, если ему надевают ползунки «с варежками» и он не имеет возможности дотронуться до предмета, то его мозг не развивается так быстро, как мог бы.
МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ НИКИТИНЫХ – ПЕРВОПРОХОДЦЕВ ИЗ СССР
О семье Никитиных мамам знать просто необходимо. В Германии создан институт Никитиных, их книги переведены на многие языки мира и постоянно переиздаются. А японцы, чуткие ко всем новшествам, сделали систему Никитиных одной из базовых детсадовских программ. Слава Никитиных пришлась на семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века. По тем временам это было одно из самых экстремальных, бунтарских, направлений, ломающих стереотипы воспитания. Ведь закаливание по Никитиным начинается с первого дня жизни, когда мать кормит младенца голеньким в более чем холодной комнате. Семеро собственных детей Никитиных, пышущие здоровьем, бегали по снегу босиком, поражали сложными гимнастическими упражнениями на самодельных снарядах. К трем-четырем годам дети осваивали чтение и основы математики. Придуманные Б.П. Никитиным логические игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб» вы и сейчас можете купить в специализированных магазинах. Ничего лучшего по своим дидактическим возможностям ни у нас, ни за рубежом еще не успели придумать.
Сейчас Никитиным ставят в упрек, что их дети, несмотря на ранее развитие, не стали гениями. Во взрослой жизни – это вполне обычные люди. И возникает вопрос: а ради чего, собственно, все было? По сути своей методика Никитиных – это система технократического воспитания, где гуманитарная, эстетическая сторона личности совершенно отсутствовала.
МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ ГЛЕНА ДОМАНА – ТАКИЕ ОБЫЧНЫЕ ГЕНИАЛЬНЫЕ ДЕТИ
Врач-нейрохирург Глен Доман в сороковых годах прошлого века начал разрабатывать систему реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы. И безнадежно больные дети стали двигаться, говорить, писать, выполнять сложные гимнастические упражнения. Чудеса! Оглушительный успех! Методику применили к здоровым детям, и в два, три, четыре года дети становились настоящими эрудитами с прекрасным физическим развитием!
Общеизвестно, что от рождения до трех лет ребенок осваивает колоссальный объем информации, сопоставимый с тем, что ему предстоит узнать за всю последующую жизнь. Именно в этот период мозг запрограммирован на интенсивное обучение. Чем больше новых фактов, событий, впечатлений в жизни вашего малыша, тем выше его базовый интеллект в будущем. Доман ввел понятие «двигательный интеллект». Чем больше двигается маленький человек, тем интенсивнее идет формирование высших отделов его мозга, тем умнее и сообразительнее он будет. Ползание младенцев развивает ближнее зрение, а оно связано с восприятием письменной речи. Малыш должен проводить время не в манеже и не в кроватке, а на полу. Отрабатывать перевороты, безопасно ползать, трогать разные предметы под присмотром мамы. Методика Домана дает такие впечатляющие результаты, что у «неохваченных» мам случается приступ паники: «Мы теряем драгоценное время!»
Согласно методике Домана, лучший способ сделать ребенка гениальным – научить его читать до трех лет. И еще 10 лет назад существовали курсы для родителей, где их обучали методике Домана. Мамы прилежно конспектировали, им предстоял трудоемкий процесс изготовления тысячи карточек с крупно написанными словами. Сейчас каждый может приобрести комплект «Умница» с карточками на русском и английском, DVD диском и книгой с подробными инструкциями (www.umnitsa.ru). Кажется – ничего сложного! Но так ли просто на практике воплотить в жизнь открытия Домана? Ведь система требует от матери почти полного самоотречения, ее жизнь посвящается непрерывному обучению ребенка. Малыш становится пассивным объектом обучения, поглотителем информации, ползающей «запоминалкой» знаний. Куда-то пропадает диалог, совместное творчество.
Тем не менее обязательно прочтите, вникните в то, о чем говорит Глен Доман и его последователи, и возьмите для применения то, что посчитаете нужным.
МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИНДЫ АКРЕДОЛО И СЬЮЗЕН ГУДВИН
Этот забавный метод раннего развития основан на применении в семье особых знаков, которым мама уже с 6 месяцев может научить ребенка. Более 100 понятий из жизни младенца переведены на доступный язык знаков. Таким образом, малыш, который еще не умеет говорить, получает возможность «сказать» маме: «хочу еще», «пить», «кушать», «мне холодно или жарко», «хочу гулять», «хочу спать», «давай не будем», может изобразить разных животных. Мама и бессловесный малыш понимают друг друга. Язык знаков особенно пригождается в тех семьях, где дети долго не могут заговорить.
Впервые о таком способе общения с детьми серьезно заговорили в США в 1996году, когда были получены результаты двадцатилетних исследований в Национальном институте детского здоровья. Участниками стали более 140 семей с одиннадцатимесячными детьми, которые были разделены на 2 группы: в одной дети обучались знакам, в другой – нет. В остальном условия жизни участников эксперимента совпадали. Оказалось, что двухлетние дети, обучившиеся знакам, опережали сверстников в своем развитии на 6 месяцев, разговаривали и пользовались сложными предложениями. А трехлетки демонстрировали уровень четырехлетних детей. Восьмилетние дети в тесте IQ показали коэффициент умственного развития на 12 пунктов выше, чем их сверстники.
Теперь, через 12 лет экспериментов уже доказано: использование детских знаков развивает речевые и познавательные способности ребенка.
МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ ЗАЙЦЕВА – ИГРАЕМ… ОЙ! ЧИТАЕМ!
Про Зайцева и его кубики слышали в любой семье. В интернете, на форумах мамы обсуждают: а не поздно ли в полтора года начинать занятия и чем лучше наполнить кубики? Самое сложное в чтении для детей – это понять, что «б»+ «я» это не «бэйа», а «бя». Изобретение Н.А.Зайцева гениально и просто: не сливаем буквы в слоги, а учим сразу слоги! Кубики, с написанными на них «складами», имеют разный вес, бывают мягкие, твердые и звенящие. Обучение чтению превратилось в веселую занимательную игру, которая сопровождается «напевками». К методике Зайцева всегда прилагаются кассеты. Особенность методики Зайцева в том, что дети сначала учатся не читать, а писать… кубиками. Четырехлетки на четвертом-пятом занятии складывают слова в предложения, а через несколько недель уже умеют читать. Бывает и такое, что малыш выучивается читать, пока помогает маме склеивать эти самые кубики.
Кубики очень хороши для логопедических занятий, полезны при нарушениях зрения и слуха. Особенно хорошие результаты достигаются при занятиях в группе. Ведь изначально эта методика разрабатывалась для детских садов. А вот дома она работает не всегда. Есть родители, которым не нравятся мычащие, шипящие «напевки», а есть дети, которым эта методика по разным причинам не подходит. В любом случае, стоит сначала попробовать.
ГДЕ ЖЕ ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА?
На этот вопрос вам ответит ваш ребенок. Он сам защитит себя от перегрузок, если вы ему позволите. Родителям остается только слушать. Вам ведь не приходит в голову учить ходить малыша, который ползать-то стал недавно. И если вы начнете это делать, малыш будет плакать и сопротивляться. Так и с ранним развитием. Если ваши занятия не нравятся ребенку, не вызывают никакого интереса – они ему не нужны. Еще хуже, если занятия будут насаждаться с силой. Вот тогда правы окажутся бабушки. И ребенок, лишенный детства, не только приобретет «букет» из неврозов, но и будет жить с подавленной волей, как маленький заложник родительских амбиций.
Современные методики развития ребёнка-обзор » Сайт для детей и родителей

Этот краткий обзор современных методик развития ребёнка позволит вам понять, что они из себя представляют,и какую выбрать.
1. Система Ховарда
Методику так же называют «Английский – мой второй язык». Во время занятий педагог или мама разговаривают с малышом исключительно на английском языке, однако никаких оценок не ставится. Большое внимание уделяется также становлению характера ребенка, особенно поощряется его самостоятельная работа над собой. Пока ребенок не освоит материал, к новому не переходят.
2. Методика Марии Монтессори
Одна из самых популярных. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит.
3. Музыка интеллекта
Автор методики, Алиса Самбурская, считает, что музыка влияет не только на духовное развитие ребенка, но и на физическое (регулирует кровяное давление, тонус мышц, стимулирует процессы восприятия и памяти; активизирует творческое мышление и др). Методика подходит абсолютно всем детям, независимо от способностей. Заключается в том, что любые обучающие занятия ребенка сопровождаются специально подобранной музыкой.
4. Система Дьеныша
Основана на развитии логического мышления. Разработанные автором игры способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач.
5. Система Глена Домана
Развивая ребенка всесторонне и одновременно (чтение, письмо, энциклопедические знания и т.д.) еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь, считает Доман. Методика безусловно результативна, и если вы хотите вырастить нобелевского лауреата, то она находка для вас. Основной отрицательный момент: практически не уделяется внимание творческому развитию ребенка.
Методика раннего обучения чтению. В методике используется «складовой принцип» (не путать со слогами). Самые известные его пособия – «Кубики Зайцева». Весь материал подается в игровой форме.
7. Методика Никитиных
Предпосылкой создания методики Бориса и Лены Никитиных явились частые соматические заболевания их собственных детей, поэтому изначально в методике большое внимание уделяется физическому развитию. К плюсам методики так же можно отнести позицию естественного усвоения знаний, отказ от «натаскивания» детей.
8. Система Макадо Шичида
Одна из самых популярных в Японии. Макато Шичида считает, что все дети рождаются с уникальным природным способностям, которые легко развить пользуясь специальными методиками подготовки, которые направлены на развитие фотографической памяти.
9. Методика Сесиль Лупан
Метод Лупан родился из ее попыток учить своих дочек по Доману. В отличие от Домана, у Сесиль все более тонко и индивидуально, она связывает те или иные методики раннего развития с возникновением у ребенка интереса. Самая известная ее книга – «Поверь в свое дитя» – написана очень доступно. Ознакомившись с методикой, родители легко могут заниматься с ребенком сами.
10. Грудничковое рисование Марии Гмошинской
Грудничковое творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования – пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Методика развивает интеллект и творческое начало ребенка.
__________________
популярные методики, авторы, принцип развития и возраст детей
Сразу после появления на свет младенец подобен чистому листу. Он быстро впитывает всю информацию, запоминает эмоции, учится мыслить, отличать добро от зла и т. д. Даже те дети, которым не уделяется большое количество внимания, постепенно развеиваются. Однако существуют методики, с помощью которых можно вырастить действительно интеллектуальную личность. Умному малышу удается гораздо легче справляться с повседневными задачами. Какую методику развития ребенка выбрать? Стоит изучить разные варианты и отдать предпочтение наиболее подходящему.
Развитие младенца до года
Любящие родители, сами того не осознавая, принимают активное участие в развитии малыша. Прикосновения, поцелуи, улыбка – все это дает свои результаты. И совсем не обязательно с первых дней выбирать определенную методику развития ребенка. Мало кто знает, что проявление умственных способностей у крохи первых дней жизни зависит совсем не от родителей. В головном мозге маленького человека заложены определенные механизмы познания мира. Все что должны делать мамы и папы, это создавать комфортную среду для развития младенца. Ребенок не должен быть голодным или грязным. При появлении дискомфорта механизмы, направленные на развитие малыша, перестают действовать. Какой интерес познавать мир, если хочется кушать?
Чтобы развитие ребенка шло полноценно, мама должна помогать крохе в физическом плане. Как только маленький человек начинает держать голову (ближе к полутора месяцам) следует его чаще брать на руки, держать в вертикальном положении. Таким образом ребенок будет познавать мир из различных ракурсов. Ближе к четвертому месяцу жизни малыши уже могут самостоятельно брать игрушки, изучать их. Вокруг маленького человека должно присутствовать как можно больше ярких безопасных предметов. Стоит помнить, что младенец захочет попробовать игрушку на вкус. Поэтому важно следить за чистотой в помещении.
Начиная с седьмого месяца жизни, наблюдается стремительное умственное развитие крохи. Маме стоит научиться методике оценки развития ребенка. Практически все дети в таком возрасте умеют делать одно и то же. Отклонения будут минимальными. В первый год жизни крохи рекомендуется ежемесячно посещать педиатра.
Узкое пространство ограничивает умственное развитие маленького человека. Не стоит подолгу держать ребенка в кроватке или манеже. На прогулках также следует чаще малыша держать на руках, обсуждать с ним окружающую среду. В доме необходимо создать для малыша максимально комфортную и безопасную обстановку. Не стоит ругать младенца за разбрасывание игрушек. Это нормальный элемент полноценного умственного развития.
Методика Николая Зайцева
По достижении младенцем 12 месяцев уже можно активно включаться в процесс его умственного развития. Если рассматривать методики развития детей 1 года, стоит обратить внимание на вариант, который предлагается Николаем Зайцевым. Способ умственного развития малышей предполагает использование наглядных пособий. Это различные карточки и кубики с изображением букв, цифр, фруктов, животных и предметов.
Методика Зайцева основывается на системной подаче материала небольшими порциями. Обучение малыша происходит в игровой форме. Чаще всего такие уроки не надоедают детям и приносят огромное удовольствие. Если младенец устал, занятия рекомендуется прекратить. Физиологическое восприятие материала должно быть на высоком уровне.

Благодаря методике Николая Зайцева малыши учатся очень быстро разговаривать и читают уже ближе к трем-четырем годам. Основная идея в том, что элементарным элементом речи является пара букв (склад). Такие склады Николай зайцев предложил изобразить на карточках или гранях красочных кубиков. По схожему принципу осуществляется обучение счету. На карточках и кубиках изображаются числовые ряды.
Методика развития ребенка Николая Зайцева имеет огромное количество преимуществ. Каждый малыш, с которым регулярно занимаются, начинает быстро читать, учится считать еще до посещения дошкольного учреждения. Кроме того, у детей развивается творческое мышление, открываются таланты. У ребят, которые обучаются по методике Зайцева развивается зрительная память, они легко запоминают стихотворения.
Имеет такая схема развития и свои минусы. В занятиях совершенно не учитывается мелкая моторика рук. А ведь это очень важно на этапе подготовки детской руки к письму. Малыши действительно учатся быстро читать и считать. На фоне этого дети идут по ускоренной программе. В начальных классах школы таким ребятам становится не интересно обучаться. Поэтому важно рассматривать и другие методики интеллектуального развития ребенка.
Методика Глена Домана
Глен Доман – это американский ученый, который разработал уникальную методику раннего развития детей. Интересно, что ни один способ умственного совершенствования малышей первых лет жизни не вызывал столько споров. Впервые такая методика развития ребенка начала использоваться еще в середине 40-х годов прошлого столетия. Глен Доман был молодым военным врачом, который проходил практику в «Институте ускоренного развития ребенка». Специалист пришел к выводу, что при стимулировании «спящих» участков мозга внешними раздражителями можно значительно ускорить умственное развитие ребенка.
Изначально методика проверялась на больных детях (за исключением незрячих). Малышам показывали карточки с крупными красными точками. Позднее начали использоваться карточки со словами. Урок занимал не более пяти минут. Уже через месяц регулярных занятий малыши, которые ранее не разговаривали, произносили свои первые слова. Дети старшего возраста быстро учились читать и считать.

Цель методики развития детей – стимулирование умственных способностей. Благодаря занятиям малыши, которые считались отстающими в умственном развитии, быстро догоняли своих ровесников. Кроме того, занятия помогают быстрее развиваться и в физическом плане. Дети, с которыми занимаются по методике Домана, начинают выполнять сложные гимнастические трюки, имеют другие спортивные достижения. Ученый доказал, что человеческий организм даже в первые годы жизни обладает огромным потенциалом.
Очень легко осуществляется развитие внимания. Методика детям подходит в любом возрасте. Но чем раньше начать заниматься, тем лучше будет результат. Ученый доказал, что мозг растет лишь тогда, когда он работает. Карточки Домана можно использовать уже с рождения. До трех лет мозг развивается наиболее активно. От трех до шести лет мозговая активность значительно снижается. Однако это не значит, что занятия следует прекращать. Плюс в том, что заниматься с младенцем могут сами родители. В привлечении специалистов нет необходимости.
Минус в том, что такая методика развития ребенка показывает высокую эффективность лишь в раннем возрасте. После трех лет стоит рассматривать уже другие варианты.
Методика Сесиль Лупан
Как еще можно проводить раннее развитие детей до года? Методики существуют разные. Отдельного внимания заслуживают работы Сесиль Лупан, молодой мамы, которая решила не доверять воспитание своих малышей чужим. Сесиль отошла от жестких принципов Домана. Женщина была уверена, что развитие малыша должно быть интересным и разносторонним. Изначально Сесиль Лупан сама использовала методику Домана для развития своей дочери. Однако в скором времени молодая мама поняла, что в процесс обучения следует внести свои коррективы.
Каким должно быть раннее развитие детей до года? Методики могут быть выбраны любые. Однако важно, чтобы занятия с малышом проводили только близкие люди. Ни один квалифицированный педагог в первые месяцы жизни не сможет дать малышу то же, что мама или папа. Второй важный момент: обучение – это захватывающая игра. Занятия необходимо прекратить еще до того, как у малыша появятся признаки переутомления. Используя свой опыт (Сесиль – профессиональная актриса) и знания, женщина разработала интересные занятия, в процессе которых малыши могли быстро развиваться в умственном и физическом плане. Методику молодая мама испытала на своих детях.
Основной принцип следующий: обучение должно приносить лишь удовольствие. Кроме того, Сесиль предлагает отказаться от чрезмерной опеки. Ребенок должен учиться самостоятельно решать свои проблемы. Нельзя забывать и про чувства. Учеными уже давно доказано, что дети, которых регулярно обнимают и целуют, значительно лучше развиваются в умственном и физическом плане.

Методика Сесиль Лупан подходит для малышей с рождения и до пяти лет. Тесное общение малышей и родителей очень быстро показывает хорошие результаты. К сожалению, многие родители мало внимания уделяют искреннему познавательному общению, не желая отвечать на «глупые вопросы». А ведь это основная ошибка, которая не дает детям полноценно развиваться.
Методика показывает действительно хорошие результаты. Однако нужно быть готовым к тому, что ребенку придется уделять немало времени. Такой способ раннего развития не подойдет для вспыльчивых авторитарных родителей.
Вальдорфская педагогика
Если рассматривать методики развития детей школьного возраста, стоит обратить внимание в первую очередь на этот вариант. Суть в том, что при обучении необходимо в первую очередь ориентироваться на личность конкретного ребенка. Здесь не существует особых приемов. Обучение – это всего лишь реальная жизнь ребенка в комфортном семейном климате.
Вальдорфская педагогика была основана ученым Рудольфом Штайнером, который особое внимание уделял развитию детей школьного возраста. В 1907 году появилась на свет книга «Образование ребенка». Здесь впервые были раскрыты действенные принципы обучения. В 1919 году Рудольф возглавил детский сад, а затем школу для детей сотрудников фабрики «Вальдорф-Астория». Отсюда и пошло название методики.
Рудольф Штайнер одним из первых отметил, что детство – это особый период в жизни каждого человека. Если ребенок как можно дольше остается «маленьким» и живет в комфортной семейной атмосфере, ему удается гораздо легче адаптироваться во взрослой жизни в будущем. Методика Штайнера основана на уважении к детству. Каждый ребенок развивается в свойственном ему темпе. Основная задача – развитие природных способностей. Каждый ребенок должен верить в себя — и у него все получится.

Если рассматривать методики развития детей младшего школьного возраста, также стоит брать во внимание работы Рудольфа Штайнера. Особе внимание он уделял организации пространства ребенка. Малыш в первые школьные годы может прекрасно развиваться, если ничто не подавляет его свободу. Поэтому в школах, которые проводят обучение по принципу Штайнера, помимо парт и доски есть мягкие игрушки, уголок для рисования, коробки с конструктором.
Игрушкам Рудольф Штайнер уделил особе внимание. Твердые предметы с острыми углами не признаются. Предпочтение отдается игрушкам, выполненным из природных материалов. Особой популярностью пользуется деревянный конструктор или самосшитая кукла.
Свободная игра – это основная деятельность ребенка. При этом у «вальдорфских» детей совсем нет правил. Они играют сколько хотят и во что хотят. Педагоги следят лишь за безопасностью воспитанников.
Музыкальное развитие детей
Считается, что малыш, который с ранних лет правильно воспринимает музыку, быстрее учится читать и считать, хорошо развивается в физическом плане. Существуют различные методики музыкального развития детей. Огромной популярностью пользуются работы Сергея и Екатерины Железновых. Супруги имеют педагогическое и музыкальное образование. Благодаря игровой форме методисты предоставляют детям важную информацию. При этом занятия подбираются в соответствии с возрастными характеристиками малыша. Наиболее популярной является методика развития ребенка 4 лет. Считается, что в таком возрасте наиболее стремительно укрепляются умственные способности посредством игры.
Второй принцип «музыкальной» методики – обучение детей должно проводится через двигательную активность. Во время движения под яркую музыку ребенок получает положительные эмоции, открываются «спящие» участки мозга. После такой физической нагрузки любая информация усваивается значительно быстрее.

Все занятия проходят под музыку в игровой форме. Педагог или родители показывают малышу определенные движения. При этом воспитанник сам принимает решение, повторять ему или нет. Никто никого не заставляет. Методика Железновых позволяет развивать у ребят музыкальный слуг и ритмику. В результате взаимодействия с различными предметами прекрасно развивается мелкая моторика рук. Ускорить процесс качественного умственного и физического развития позволяет тесный контакт с мамой.
Занятия подойдут для тех, кто рассматривает методики раннего развития детей 3 лет. Однако начинать подготовку малыша можно и значительно раньше. Даже годовалые малыши могут прекрасно двигаться в такт музыке.
Методика Никитиных
Эта методика развития детей 6 лет и старшего возраста вызывала огромное количество споров, несмотря на то что здесь используются простые принципы, доступные любой семье. Методика раннего развития была разработана супругами Никитиными – Борисом и Еленой. Педагоги использовали выбранные принципы и в процессе воспитания собственных семей. Многие учителя используют методику Никитиных и сегодня. Однако встречаются и те, кто считает это способ обучения ограниченным, не подходящим для многих семей.
Дети супругов Никитиных с раннего детства развивали самостоятельность. Они учились на собственных ошибках, набирались опыта. Это было совершенно не свойственно для общества тех времен. На удивление окружающих дети Никитиных показывали отличные результаты. Уровень их развития соответствовал уровню детей, которые были старше на 3-5 лет. Еще до посещения школы малыши научились писать и читать. Методика способствовала также активному физическому развитию ребят.

Никитины были уверены, что большинство взрослых выбирают неправильный подход в вопросах общения с ребенком. Забота о малыше сводится к бытовым необходимостям. Родители только следят за тем, чтобы ребенок был сыт и одет. А процесс обучения происходит сам собой. При этом родители принимают косвенное участие в развитии ребенка, помогают ему, направляют в нужное русло. Основной принцип: маленький человек может делать абсолютно все. При этом он также и несет ответственность за свои поступки. Родители обсуждают сложившуюся ситуацию с ребенком, помогают ему сделать вывод.
По методике Никитиных родители должны поощрять свободу творчества. Дети самостоятельно выбирают, чем и сколько заниматься. Поощряется также и близость к природе. Ребята, находящиеся в естественной среде, прекрасно развиваются и меньше болеют. Особе внимание уделяется физическому развитию. Дети, которые развиваются по методике Никитиных, как правило, посещают различные секции (выбирают самостоятельно).
«Школа семи гномов»
Практически каждая методика речевого развития детей дошкольного возраста может успешно применяться дома без привлечения специалистов. Не исключением является «Школа семи гномов». Это серия книг с картинками, благодаря которым каждый ребенок может отлично развиваться в умственном плане. Плюс в том, что развивающие книги имеют различную тематику («в магазине», «в цирке», «на прогулке» и т. д.) поэтому практически никогда не надоедают детям. Дети с родителями рассматривают книги, обсуждают увиденное. Таким образом быстро пополняется словарный запас, тренируется память.
Специалисты отмечают, что на «Школу семи гномов» стоит обратить внимание тем, кто рассматривает методики развития детей от 1 года. В этот период наблюдается наиболее активное развитие участков мозга, отвечающих за память и речь. Именно до двух лет у ребят формируются основы восприятия действительности.
Единого автора «Школы семи гномов» не существует. При создании поучительных книг использовались элементы других популярных методик. Так, дети визуально воспринимают картинку, на слух воспринимают информацию, которую произносит мама, пытаются подражать главным героям рассказа. Таким образом, малыш развивается умственно, физически и эмоционально.
Плюс в том, что такие занятия можно проводить уже с самого рождения. Помимо ярких картинок и интересных рассказов в книгах присутствуют увлекательные задания, которые малыши с удовольствием выполняют. Присутствуют также и поощрительные призы за правильное выполнение в виде ярких наклеек. Для каждого возраста развивающая книга подбирается в индивидуальном порядке (существует специальная инструкция).
Методика Марии Монтессори
Существует множество методик диагностики развития детей дошкольного возраста. Если малыш отстает от своих ровесников, стоит записаться на прием к специалисту. Не исключено, что придется позаниматься с педагогом. Многие предпочитают развивать своих подопечных с помощью методики Марии Монтессори. Она создала собственную систему обучения. Методика развития ребенка 4 лет и старше помогает малышам раньше начинать читать, писать и считать. Однако сегодня все чаще открываются школы раннего развития, в которых и годовалые малыши могут заниматься вместе с мамами.

Суть метода заключается в том, что каждый ребенок может познавать мир самостоятельно. Взрослым нужно дать лишь небольшой толчок. Педагогом лишь создается особая среда, в которой маленький человек может полноценно развиваться. В помещении в открытом доступе располагаются различные привлекательные материалы – краски, деревянные кубики, вода. Таким образом каждый малыш развивается в своем собственном темпе, делает именно то, что желает.
Задача педагога, который работает по системе Монтессори – рассмотреть индивидуальность конкретного ребенка за шалостями. Как показывает практика, заниматься по этой методике хватает терпения далеко не у всех. Однако тем, кто идет до конца, удается добиться действительно хороших результатов. Педагог – это всего лишь заинтересованный наблюдатель, который лишь следит за безопасностью ребенка.
В группах по методике Монтессори одновременно могут обучаться дети в различных возрастных категориях. И это еще один плюс. Младшие ребята подражают старшим, а взрослые малыши чувствуют ответственность за одногруппников.
Имеет методика и свои недостатки. Чаще всего ребенок предоставлен сам себе, отсутствуют ролевые и подвижные игры. Кроме того, после демократичной атмосферы, царящей в группах Монтессори (здесь можно все), дети очень трудно привыкают к стандартным школам и детским садам. Методика может на подойти и застенчивым детям. Такие малыши не смогут попросить о помощи, если что-то у них не будет получаться.
Польза и вред раннего развития
Существует немало методик диагностики развития детей дошкольного возраста. Когда малыш поступает в детский сад, с ним работают психологи и квалифицированные педагоги. Специалисты сходятся во мнении, что в коллективе дети прекрасно развиваются, и в дополнительной стимуляции умственной активности нет необходимости.
Стоит ли дополнительно заниматься с ребенком? Нужна ли специальная методика речевого развития детей дошкольного возраста? Как воспитывать своего малыша, каждый решает самостоятельно. Однако стоит понимать, что ускоренное развитие также не идет на пользу. Дети, которые уже в первые годы идут на шаг быстрее своих ровесников (умеют читать и писать значительно раньше), в последствии плохо налаживают контакты. Многие из таких ребят становятся изгоями. Ведь они отличаются от окружающих.
Однако не нужно впадать в крайность и бросать развитие ребенка на самотек. Совместное времяпрепровождение, внимание и любовь – лучшие элементы полноценного существования ребенка в любом возрасте.
Методики раннего развития детей: преимущества и недостатки.
Без сомнения, любой родитель желает видеть своего ребенка не только здоровым, но умным и образованным. В связи с этим значительно возрос интерес к методикам раннего развития, коих сейчас известно великое множество. Некоторые из них – у всех на слуху, другие знакомы лишь небольшой группе последователей. Но все эти методики обещают непременное развитие способностей ребенка и прогресс его развития в какой-либо сфере.
Безусловно, раннее развитие важно и нужно. Но каждая из методик, наряду с очевидными преимуществами, имеет определенные минусы. Попробуем разобраться с наиболее известными, а также проанализируем взаимоотношения некоторых авторов методик с собственными детьми.
Методики раннего развития детей
Начнем с методики, получившей наиболее широкое распространение в странах бывшего СНГ. Ее автор – психолог, доктор, педагог Мария Монтессори.
Школа Монтессори
Ребенок погружается в оптимальную среду для развития своих способностей. Он волен выбирать объект для собственных исследований из обширного предложения Монтессори — материалов.
Среди них — различные по текстуре, форме, цвету игрушки, жидкости, всевозможные сыпучие материалы. Наставник не диктует задания ребенку, а может лишь помочь выполнить выбранное им.
Конечно, неоспоримым плюсом методики Монтессори является активное развитие мелкой моторики. Дети также получают навыки обращения с бытовыми предметами, они самостоятельны и дисциплинированны.
Отрицательным моментом является обособленность каждого ребенка, не происходит социализация детей, что может стать серьезной проблемой при переводе в обычную школу.
Кстати, собственный ребенок Марии Монтессори был отдан ею на воспитание в интернат.
Методика Домана
Методика американского доктора Домана Глена сочетает в себе элементы интеллектуального и физического развития.
Автор занимался с группой детей, имеющих различные отклонения. Применение методики Домана продемонстрировало впечатляющие результаты – дети способны запоминать огромное количество незнакомой прежде информации! К тому же, демонстрируя ребенку с рождения серии карточек из различных областей жизни, родители проводят с ним много времени, что тоже является весомым плюсом.
Однако, привыкнув к определенному шрифту и картинке, ребенок часто ошибался, если встречал иное визуальное описание какого-либо понятия. То есть, несмотря на огромный запас энциклопедических знаний, малыш часто не может применить их в конкретной ситуации.
Обучение по Доману основано на развитии механической памяти. Но на практике детей часто приходится еще учить читать, так как они не понимают связи между заученными словами и устной речью.
Кроме того, у детей не развиваются исследовательские и творческие способности.
Методика Домана
У Домана много последователей. Самые популярные из них: Сесиль Лупан и Андрей Маниченко. Рассмотрим их тоже.
Методика Сесиль Лупан
Основное отличие методики обучения Лупан от Домана — ориентация на индивида, а не на группу людей.
Новые преимущества, которые появились в методике: должен присутствовать интерес детей и развитие всех органов чувств малыша с пеленок. Таким образом, большое внимание уделяется личностному, сенсорному и моторному развитию детей.
Основное недовольство, которое вызывает методика Сесиль Лупан — это метод обучения плаванию. Не все родители смогут обучить новорожденного ребенка нырянию.
Букварь с пеленок — методика Домана — Маниченко
Методику Домана в России стал развивать педагог и психолог Андрей Маниченко, который разработал методическое пособие «Букварь с пеленок«.
Маниченко внес несколько положительных моментов в методику: обучение через игру, вовлечение ребенка в процесс обучения, комплексное обучение детей.
Но появился новый недостаток. Доман создавал свою методику обучения чтению английскому языку, в котором нет изменений по родам и падежам. В русском языке все сложнее, поэтому дети, которые учатся читать целыми словами испытывают трудности с правильным написанием окончаний и формированием новых слов.
Методика Никитиных
Широко известная в нашей стране в конце прошлого столетия методика Никитиных, делает упор на раннее развитие логических способностей ребенка. Для этого авторами было разработано множество таблиц и игр.
Большое внимание (правда, весьма своеобразное) отводилось физическим нагрузкам и режиму питания.
Но почему-то данная методика полностью игнорировала развитие эмоциональной стороны жизни ребенка.
О методике много говорили, авторы применяли ее на своих детях, которые, как стало известно позже, чувствовали себя среди сверстников настоящими изгоями.
Повзрослевшим детям, которые воспитывались по методике Никитиных, было довольно непросто устроиться в жизни.
Методика Никитиных
Методика Николая Зайцева: кубики и счет
Методика нашего современника Николая Зайцева, благодаря увлекательным уникальным пособиям, позволяет в короткие сроки обучить ребенка чтению и счету.
Больше всего известны кубики Зайцева, благодаря которым чтение происходит сразу же по слогам. Для обучения счету используются также числовые ряды.
К сожалению у детей, которые учились читать по складам, бывают проблемы в школе при фонетическом разборе слов. Кроме того, методики обучения по Зайцеву практически не уделяют внимания мелкой моторике рук. Поэтому, придя в школу, «юный гений» с удивлением осознает, что его способности к письму и рисунку явно не на высоте.
Методика Зайцева: кубики и счет
Масару Ибука
У Масару Ибука нет своей методики развития. Он просто делится накопленным опытом и жизненными примерами.
Основной смысл его подхода, который Масару описал в книге «После трех уже поздно»: ребенка нужно усиленно развивать до 3 лет, так как к этому возрасту формируется 80% головного мозга. Все дети рождаются равно одаренными и раннее развитие оказывает на ребенка гораздо большее влияние, чем наследственность. Знания, которые ребенок получит в раннем возрасте станут превосходной базой для будущего потенциального гармоничного развития личности.
Недостаток у Масару Ибука— программа развития ребенка недостаточно четко разработана. Ужасает отношение Масару Ибука к наказаниям: можно шлепать ребенка до года, пока он не понимает этого. А когда ребенок начинает понимать, то нельзя наказывать, так как это унижает его.
Школа семи гномов
Школа 7 гномов— комплексная система, позволяющая организовать занятия с детьми практически с самого рождения и до школы. Книжные серии школы семи гномов позволяют сориентироваться чему и как учить ребенка в различные возрастные периоды. Для мам имеются аннотации к каждой книге, объясняющие как проводить занятия с детьми. Яркие, красочные картинки привлекают практически всех малышей. Недостатки школы семи гномов: не все книги являются шедеврами, в некоторых книгах встречаются неудачные странички (в книге первой серии «Квадратик и кружок» — непохожие животные, в книге четвертой серии «Развитие речи» встречаются устаревшие термины).
Школа семи гномов
Мы с Вами рассмотрели особенности нескольких методик раннего развития, но из краткого обзора можно сделать такой вывод.
Невозможно воспитать гения. Да и нужно ли это? Можно умело развить заложенные в ребенке способности, раньше проявить их.
Для этого используйте свои наработки, совмещайте их с приглянувшимися элементами известных методик раннего развития детей, а, главное – любите малыша! Если Вы хотите быть в курсе существующих и новых методик раннего развития ребенка — предлагаю Вам подписаться на мой курс, в котором речь идет о раннем развитии. Для этого укажите Ваше имя и электронную почту и нажмите на кнопку «Получить курс!».
Подтвердив подписку Вы получите несколько писем, в которых я расскажу Вам о методиках по развитию ребенка. После чего примерно один раз в неделю буду присылать Вам новые статьи.
Методики раннего развития детей в домашних условиях
Последнее обновление статьи: 31.03.2019
Этап жизни от 0 до 3-х лет это уникальный период для развития мозга детей. Более половины своего потенциала мозг осваивает в течение 1-го года жизни (точнее 6-ти месяцев), к 3 годам формирование его структуры достигает свыше 70%, к 7-ми годам рост мозговых структур практически завершен.

Ускоренное развитие – польза или вред
Можно спорить о том, полезно развивать детей или это отнимает их детство. Есть педагоги и родители, которые считают, что ребенок научится познавать мир самостоятельно. Безусловно, формирование мозга ребенка, становление речи, мышления, самосознания будет происходить с вашим участием или без.
До трех лет ребенок – это «впитывающая губка», его «поглощающий ум» усваивает информацию окружающей среды. И эта информация носит либо обучающий, либо случайный характер.Если вы смотрите телевизор в присутствии детей, их мозг усваивает данные, поступающие с экрана, а будет ли это «ужастик» или развивающий мультфильм – решать вам.

Читайте также: Практические советы и эффективные методы по развитию детей дошкольного возраста
Современные методы в большинстве своем используют технологии тотального чтения, количественной математики, музыку, как катализатор формирования речи и мышления, и «подстройку» обучающих программ под периоды развития детей.
К сожалению, любой метод предоставляет выбор: или сенсорное развитие в сенситивные периоды («метод Монтессори»), или тренинг логического аппарата («Блоки Дьенеша»), или «грудничковое рисование», направленное на выработку творческого начала или метод доктора Г. Домана – призванный стимулировать накопление энциклопедических знаний ребенком.
Потому выбирая программу раннего обучения, которую детский ум будет осваивать в домашних условиях, придется использовать несколько схем.

Учить ребенка нужно тотально, равноценно тренируя правое и левое полушарие, и помогая малышу научаться выполнять действия самостоятельно.
Правое полушарие – тренируется методом быстрой смены изображений.
Левое полушарие – совершенствуется методом медленного многократного повторения обучающего материала.
Основные задачи ускоренного развития детей

Читайте также: Практические советы и популярные методы развития детей 3-4 лет
- Не дать угаснуть имеющимся у ребенка до года рефлекторным навыкам (хватание, плаванье, ползание).
- Развивать задатки, которые имеются у детей.
- Максимально использовать нестандартные виды деятельности (одевание с закрытыми глазами), для формирования дополнительных связей в мозгу, улучшения мнемических и познавательных его функций, формированию навыков речи. А также технологии чтения слова целиком (не по слогам) и количественной математики, музыкальное сопровождение обучающего материала. Эта работа должна быть начата до года.
Схема раннего развития ребенка должна быть всесторонней и охватывать сенсорную, моторную, эмоциональную сферы.
Принципы любой развевающей методики

Читайте также: ТОП самых эффективных развивающих занятий для детей трех лет
- Заниматься нужно начинать с самого раннего возраста, с момента, когда детский организм готов к определенной схеме научения.
- Малыш — это личность, индивидуальность, ее нужно уважать, ценить и доверять ей.
- Перед началом обучения следует подготовить все необходимые материалы, в том числе пакеты стимулирующих материалов, которые можно заменять друг другом.
- Начинать обучение лучше в комфортной и знакомой обстановке, малыш должен быть здоров, сыт, находиться в хорошем эмоциональном состоянии.
- Новые материалы нужно вводить с достаточной регулярностью.