Особенности Монтессори детского сада
Сколько детей в группе Монтессори детского садика?
Чем больше группа в Монтессори деском саду, тем интенсивнее процесс развития детей. По мнению специалистов, занятия в Монтессори классе малоэффективны, если детей меньше 10. Считается, что в детском саду оптимально должно быть от 20 до 25 человек. Во времена самой Марии Монтессори группы в детских садах были многочисленны. А она сама умудрялась работать с 60-ю детьми. Одним из главных правил детского сада Монтессори является соблюдение возрастного баланса: малыши, средний возраст и дошкольники. Желательно, что бы в одной группе детского сада была одна третья каждой категории.
Отличаются ли дети, посещающие детские сады Монтессори, от своих сверстников?
Использование метода Монтессори в частных детских садах не ускоряет темп развития ребенка, а помогает ему обрести самостоятельность и вовремя развить необходимые участки головного мозга. Это отражено в девизе системы Монтессори «Помоги мне это сделать самому!». В Монтессори детском саду ребенок свободен выбирать занятия по собственному желанию и в любое время менять вид своей деятельности. Все пособия и материалы Монтессори разработаны с учетом того, чтобы ребенок использовал их без посторонней помощи персонала Монтессори детского сада. Самостоятельность ребенка развитая в таком детском саду в дальнейшем помогает ребенку всегда делать свой выбор и доводить поставленную задачу до конца. Так ребенок учится достигать победы в каждом деле, причем такая привычка выходит за рамки заданий полученных в Монтессори детском саду. Естественно это определяет успех в жизни. Именно этим дети, которые учатся в частных детских садах Монтессори и отличаются от деток из обычных детских садиков.
Обратите внимания на людей, которые учились в Монтессори детских садах: Ларри Пейдж и Сергей Брин (основатели Google Inc.), британские принцы Уильям и Гарри, Джимми Донал Уэйлс (основатель Википедии). Это лишь крупица из тех многих, которые учились в детских садах Монтессори, а позже достигли успеха и стали публичными людьми.
Как же организовано пространство в детских садах Монтессори?
Пространство Монтессори детского сада, в котором занимаются дети, называется Монтессори среда. Помещение детского сада, в котором занимаются дети, обычно разделено на пять уголков или зон развития: жизненной практики, сенсорного развития, математики, языка и творчества.
Зона практической жизни в детском саду построена таким образом, чтобы дать ребенку возможность свободного выбора своих действий. Навыки практической жизни нужны не только в детском саду, но и на протяжении всей жизни. Но особую важность она имеет в раннем детстве, когда ребенок познает мир через собственные чувства, прожитые в действии. Самостоятельные действия ребенка повышают уверенность в себе, учат определенным навыкам, которые потом могут пригодиться в его жизни. Сенсорная зона в Монтессори детском саду состоит из материалов, которые способствуют развитию и утончению различных чувств ребенка. Ребенок учится распознавать, сравнивать и рассуждать. Зона математики в Монтессори саду позволяет ребенку не просто запоминать числа, а запоминать их значения и действия с ними. Специальные дидактические материалы даются ребенку в определенной последовательности, с которыми он может выполнять математические действия.
Также в Монтессори детских садиках есть зона языка, которая включает в себя материалы по развитию речи, письма и чтения. Кроме всего перечисленного, в Монтессори детских садиках ребенок изучает окружающий мир и получает первые сведения по физике, химии, биологии и географии. Малыш сам решает, в какой зоне ему заниматься. Еще в детском садике Монтессори есть творческий уголок, где ребенок свободно развивает свои индивидуальные способности. Детский сад организованный по системе Монтессори отличается от обычных детских садиков наличием большого количества пособий и материалов, которые так и называются Монтессори материалами.
Как проходят занятия в Монтессори детских садах?
Занятия в детских садах Монтессори проходят с применением познавательных и коммуникативных кругов и свободной работы в Монтессори среде. В каждом Монтессори классе детского сада имеются определенные правила поведения и работы с материалами, которые отвечают основным принципам Монтессори педагогики.
Что такое свобода в Монтессори детском саду?
Монтессори называла свободу «ключом к процессу развития». Именно свобода позволяет ребенку строить самого себя. Когда Мария Монтессори впервые говорила о свободе в начале двадцатого века, то никто до конца не понимал о чем это она. Детей видели, но их не слышали. Сегодня родители принимают идею свободы для своих детей, но правильно ли они понимают ее? Монтессорийская идея свободы реализованная в детском садике – это свобода ограниченная правилами Монтессори детского сада. Мы не можем делать все, что захотят дети. Позволять им делать все – значит обрекать их на потакание капризам и сиюминутным желаниям. Дети находятся еще в состоянии самопостроения, саморазвития, а излишняя свобода действий в детском саду всегда будет действовать разрушительно на них самих, окружающих людей и среду.
В действительности, быть свободным — значит уметь контролировать себя и свои желания не только в детском садике, но и в жизни. Чтобы воспитать в ребенке такую внутреннюю самодисциплину, взрослые должны быть твердыми, справедливыми и последовательными в определении границ. Например, ребенок сам выбирает, есть ли ему яблоки или апельсины на завтрак. В этом заключается свобода, но если дома установлены определенные правила, то малыш не может совсем отказаться от завтрака. Ребенок с удовольствием поможет готовить завтрак или накрывать на стол. Родителям при этом нужно лишь правильно поставить вопрос: «Ты будешь готовить завтрак или накрывать на стол?» Но если поставить вопрос по-другому: «Ты будешь помогать мне готовить завтрак?», то зачастую можно услышать в ответ «нет». Таким образом, у детей формируется ответственность. В Монтессори группе детского сада ребенок уже сознательно сам выбирает, будет ли он работать с красными штангами или готовить печенье. Но он уж точно не будет мешать работать другим детям. В начальной Монтессори школе он самостоятельно будет способен выбрать исследовательскую тему и партнеров по работе. Родители такого ребенка могут быть спокойны, что он не будет бездельничать день за днем, прожигать жизнь и искать ненужных приключений.
Мария Монтессори говорила, что нам необходима свобода, что бы тренировать свою ответственность; нам необходима способность быть ответственными, чтобы стать действительно свободными. А самым лучшим примером ответственности и дисциплины может быть только сам взрослый. Поэтому очень важно, что бы воспитатель Монтессори детского сада и родители ребенка были ответственными и дисциплинированными.
Ребенок не хочет ходить в детский садик, потому что ему не интересно. А как этот вопрос решается в Монтессори детских садиках?
У каждого ребенка время от времени могут возникать кризисы. И даже педагог Монтесоори детского сада может наблюдать, как ребенок переходит от материала к материалу и не идет в глубину. Некоторые дети, во время работы в детском саду совсем не берут материалы и даже до нескольких недель могут просто наблюдать за работой других детей. У каждого ребенка может быть своя причина такого поведения. Поэтому задача педагога в Монтессори детском саду пристально наблюдать за работой ребенка и при необходимости корректировать среду Монтессори детского садика так, чтобы ребенок нашел для себя необходимую ему деятельность. Так как среда постоянно адаптируется под индивидуальные потребности ребенка, то детям всегда интересно ходить в Монтессори детский сад.
Особенно сложно работать в классе Монтессори детского садика после ряда выходных или вынужденного пропуска ребенком занятий, если дома ребенок смотрел мультфильмы или телевизионные программы. Поэтому так важно родителям работать вместе с педагогами Монтессори детского садика и воспитывать своих детей в одном ключе и согласно принципам Монтессори. Здесь можно прочитать статью о вреде телевизора и его влияние на детей:
http://vladnews.ru/2271/Obshhestvo/Televizor_protiv_detej
В Монтессори детском садике дети много занимаются, не случится ли у ребенка перегруза?
Занятия Монтессори в детских садах построены таким образом, что ребенок сам корректирует свою деятельность, и выбирает только тот материал, который необходим для его внутреннего развития. Поэтому перегруза в Монтессори детском садике быть не может. Другое дело, когда ребенка водят на множество дополнительных и, как правило, фронтальных занятий. На таких занятиях учитель является центром класса и дает свои задания детям. При этом взрослым неизвестно насколько эта деятельность необходима именно этому ребенку, потому что они не наблюдают за ним, как это делает педагог в детском садике Монтессори.
Например, родители 3-х летнего ребенка водят его на логику или математику, нарушая его естественное развитие. Недавние исследования головного мозга показали, что передние доли головного мозга, которые отвечают за понимание математических действий, развиваются в полной мере лишь к 5-6 годам. Преждевременная нагрузка на эти доли головного мозга отбирает энергию из других не менее важных центров. Дети после такого перегруза иногда останавливаются в своем развитии, уходят в себя, теряют всякий интерес к любой деятельности. К сожалению, такие случаи не единичны и термин такого психического расстройства у ребенка как «испорченность образованием» сейчас очень актуален.
Сочетается ли Монтессори педагогика с существующими программами?
Монтессори педагогика принципиально внепрограммная. То есть, не имеет единой программы обучения и воспитания детей. Она предполагает самостоятельное обучение каждого ребенка по собственной уникальной, им самим выстраиваемой, траектории. При этом педагог в детском саду Монтессори или центре не учит и не воспитывает, а создает условия для максимально полного удовлетворения потребностей детей того или иного возраста. Педагоги в Монтессори детских садах и центрах – это не учителя, а, скорее, организаторы образования. Заметьте, совсем другой смысл!
Но все-таки нечто похожее на общую «программу» для всех Монтессори детских садов и школ мира, конечно, есть. Это подробное описание специально подготовленной развивающей среды для детей разного возраста. По содержанию такая развивающая среда особенная в каждой стране (и даже в каждом детском садике), так как обеспечивает образование детей в условиях разных культур, но по смыслу она одинаковая, поскольку строго соответствует доминантам развития дошкольников.
Есть мнение, что Монтессори детей нельзя назвать творческими?
Действительно, из Розовой башни (материал на изучения понятий маленький — большой) педагог не позволит детям строить паровоз, как невозможно расческой чистить зубы. Но после того как в разуме ребенка произойдет понимание ради чего этот материал был придуман, он может создавать все новые и новые способы упражнений с ним. И дети с удовольствием делают это в каждом Монтессори детском садике. Ведь у любого настоящего творчества должны быть внутренние основания. Ничто не возникает на пустом месте. Такое количество детских творческих работ, вывешенных на каждом сантиметре стен Монтессори детского садика, вряд ли можно увидеть в любом другом учебном заведении. И не каждый обычный детский садик или начальная школа может похвастаться, что их ученики пишут стихи, играют на скрипках или участвуют в международных выставках детской живописи. Причем, в Монтессори детском саду или школе все это происходит не по требованию взрослых (учителей или родителей), а по неутолимому естественному желанию самих детей.
Как в Монтессори детском саду могут в одной группе ужиться дети разного возраста?
Младшему ребенку 3 года, а старшему — 5 лет. Это обычная картина группы детского садика Монтессори. Но ведь именно такова и многодетная семья. Монтессори класс в детском саду действительно похож на семью. Общаясь между собой, дети ведут друг друга и обучают премудростям жизни. Разновозрастность позволяет избегать конфликтов в детских садах Монтессори. Одновозрастные дети часто ссорятся и дерутся в группе обычного детского садика, потому что вынуждены выстраивать социальную иерархию между собой. Детям важно чувствовать и знать кто главный, а кто подчиненный. У разновозрастных детей социальная иерархия выстроена естественным образом. Старший – лидер, младший — опекаем. И возможность прожить все три ступеньки: побыть младшим, средним и старшим в Монтессори-садике, помогает ребенку преодолеть кризисы возраста.
Дети в детских садах Монтессори не играют, хотя известно, что игра является основным видом деятельности дошкольников. Так ли это?
Прежде чем это утверждать, надо понять, что Мария Монтессори понимала под игрой. Она ведь не отрицала ее, но предлагала для игры другие рамки. «Ребенка ссылают в мир игрушек, удаляют его от дел, которые нужны ему для внутреннего развития» — говорила Мария Монтессори. Мир современного ребенка, действительно, насыщен копиями, и иногда скверными, предметов, которые есть в мире взрослых. Например, игрушечная стиральная доска или набор пластмассовых молоточков… Не лучше ли дать в руки ребенку настоящую посуду и предоставить возможность ее мыть. Таким образом удовлетворить его потребность в действии и позволить осваивать реальный окружающий мир. Осмысленное действие – вот что важнее детям во сто крат, чем любая игра в куклы. Внимательные наблюдения за детьми в детских садиках Монтессори позволяют современным Монтессори педагогам утверждать, что ведущей для маленького ребенка является не игра, а полезная деятельность. Играет же он, отдыхая от этой полезной деятельности, если, конечно, таковая для него организована взрослыми.
Данная компиляция является собственностью Монтессори Школы «УМИ». Использование без согласия Монтессори Школы «УМИ» запрещается.
Группа Монтессори в гос. детском саду 1619 в Строгино. — запись пользователя Реги (reginanaz) в сообществе Детские сады, общение со сверстниками в категории Детские сады Москвы и МО
дневник по практике в детском садуЗдравствуйте! Решила написать пост, так как в свое время, два года назад, когда искала информацию, ничего не нашла. А как бы меня эта информация спасла. Вдруг кого то спасет.
Я с 1 года моего сына ходила на занятия по методике Монтессори в группу "Вместе с мамой", а когда настало время отдавать в детский сад, я поняла, что методика Монтессори для возраста 3-6 лет практикуется в основном в частных садах и стоимость я не потяну, и пришлось отдавать в обычный детский сад в обычную группу.
И в принципе меня в этой обычной группе все устраивало, до тех пор, пока я сама не стала работать в детском саду (история длинная). А работать я стала ассистентом Монтессори-педагога в частном детском саду. Как то случилась неприятная история с моим сыном в том самом саду (история в дневнике) и тут меня осенило, надо срочно менять группу. И тут я случайно узнала (от мамы, которая тоже Монтессори-педагог и чей сын ходит в Монтессори группу), что в Строгино в государственном детском саду организована группа по методике Монтессори по совместной инициативе родителей и педагогов. Мало того, что этот сад ближе к нашему месту проживанию, так там еще и Монтессори методика.
Поскольку группа разновозрастная (от 3-х до 6-ти лет), то в группе всегда кто то выпускается и кто то приходит с сызмальства (я знаю приходили дети и до трех лет, но ближе к трем). То периодически бывают вакантные места.
Я в два дня перевела сына, так как в группе были места. И вот уже 7 месяцев мы ходим туда. Не считаю нужным рассказывать о развитии, которое произошло с ним за эти 7 месяцев, так как это все очень индивидуально и результатами я, как мама, и как педагог очень довольна. Но о заболеваниях хочу написать, мы стали намного меньше болеть и сами заболевания нетяжелые, протекают быстро. Еще ни разу мы не отсутствовали больше одной недели. Тут много факторов: и то, что это второй год адаптации, и то, что психо-эмоциональное состояние педагогов, детей и группы в целом очень благоприятное, и то, что дети не все 4-х летки, а много тех, кому 5, 6 , то есть тех, кто уже отболел свое и не несет собой дополнительную нагрузку по заболеваниям.
По поводу того, чем занимаются дети - это можно писать еще порядка 10 постов, но коротко: с 8 до 11 они занимаются в Монтессори-среде (в 8.30 завтрак), а далее все как у всех. На группу утром приходится няня (она же частично ассистент для Монтессори-педагогов во время свободной работы), два Монтессори-педагога, а с 12 приходит третий педагог и остается в группе до 19 часов. Педагоги уходят примерно в 15 часов, няня в 16 часов.
Про еду: дети сами себе накладывают еду, столько сколько могут сьесть и сами за собой убирают, счищают остатки, споласкивают свою тарелку.
Ну и фото сына, говоря о том, чем занимаются дети в среде Монтессори. Для продвинутых помечу, что работа с материалами более сложных материалов нет на фото, так как в это время педагог была на этой презентации.
Собирает Розовую башню
Занимается выкалыванием
Шнуровка
Сортировка на ощупь с закрытыми глазами
Рамки-штриховки
Подбор пар по цвету
Работа с языком (составляет слова из букв)
Пазл Части и целое
Подбор пар по аромату
Геометрический комод
Наличие мест в группе уточняйте у педагога группы - Надежды. Ее страница по ссылке https://m.babyblog.ru/user/lenta/najdi2006
Группы Монтессори для малышей — запись пользователя Анна (dingo) в сообществе Монтессори педагогика в категории Клубы, детские сады, школы
что должно быть в презентации к дипломуПодготовила и опубликовала эту статью на своём сайте (ссылка на источник).
Мы с дочерью недавно закончили свои занятия в «малышовке», и после летних каникул Тамара отправится в группу детского сада к своему брату, а я решила описать наш опыт и в конце статьи дать рекомендации тем родителям, кто решит со своими малышами последовать нашему примеру и пойти на занятия в группу по методике Монтессори.
Мы ходили в группу кратковременного пребывания в детский сад, работающий по методике Монтессори. Стоит сказать, что и сад наш делает довольно большой реверанс в ещё советские стандарты устройства, и группы Монтессори для малышей до трёх лет с точки зрения педагогики Монтессори явление подозрительное. А уж группы повсеместно называемые "вместе с мамой" - это вообще только отечественная придумка, в мире распространены только тоддлер-группы, где занимаются дети с полуторалетнего возраста без мам, и потом обычно уходят в Монтессори-группу аналогичную детскому саду.
Несмотря на имеющие место в профессиональной среде категорически негативные отзывы даже о самом существовании подобных групп (например, Константин Сумнительный - директор Московского Монтессори Центра считает «группы вместе с мамой тонким шулерским трюком»), по своему личному опыту я вижу, что эти занятия могут быть полезными, и Тамаре (как до этого и её братьям) посещение группы однозначно пошло на пользу. Во-первых, она реально многому научилась, и сделала это в специально организованном пространстве, а не под моим руководством дома. Во-вторых, ей легче будет перейти в садовскую группу (Тамара идёт в Монтессори-сад), где многие материалы, правила и принципы похожи на то, чем она уже занималась и с чем имела дело. В-третьих, регулярные занятия помогают следовать режиму, приучают ребёнка к некоторому порядку и определенным правилам.
Большую часть занятия ребёнок выбирает тот или иной материал из стоящих на полке, приносит его за столик или на коврик на полу (есть ещё вариант работы прямо на месте, если материал уже стоит на отдельном столе или это настенный модуль, например), смотрит презентацию (пошаговый алгоритм действий с этим материалом) педагога, затем работает самостоятельно, и после работы приводит материал в первоначальный вид и относит на его место.
Свободная работа учит малыша выбирать, сосредоточенно работать, поддерживать порядок в классе.
Когда звенит звонок, малышня собирается в круг около педагога, который проводит коллективное занятие, во время которого дети показывают пальчиковые игры, танцуют, слушают сказки или делают поделки. Вот эта «творческая» составляющая занятий - самая сомнительная для меня, потому что творчества как такового обычно минимум, а технически отработать резание, использование карандаша или клея можно и по-другому, но дочери эти нехитрые бумажные солнышки, цветочки и бабочки, ватные снеговики, пластилиновые яйца, аппликации и наклейки нравились очень.
Мы занимались в группе полгода, пришли 1 декабря, выпустились 25 мая. Когда мамы других детей из нашей группы спрашивали меня, почему Тотос так хорошо занимается (за полгода она дважды на какую-то тему попридуривалась, и мы с ней выходили поговорить и успокоиться в коридоре), я неизменно отвечала: "Мы просто приходим всегда к 9 утра и ходим каждый день". И это правда. Чтобы ребенок привык к среде, занятиям, ритму работы, был в группе спокоен и уверен в себе, понимал и принимал правила и свои возможности для работы, нужно соблюдать режим занятий(наши начинались в 9 и заканчивались в 12) и ходить постоянно (тогда после пары недель ребенок заметно привыкает, а уж после 2 месяцев походов, как и написано в работах Монтессори, «нормализуется»).
Тамара сначала вела себя весьма осторожно, брала только то, что похоже на домашние игрушки и с удовольствием возилась только в воде. Потом привыкла, стала брать то, чего дома нет, и то, что как раз-таки и стоило делать в группе (пользоваться возможностью) - пересыпать, например.
Спустя некоторое время у дочери появились материалы-фавориты, те, на которых она прямо залипала. Как говорила Монтессори, после того как один какой-то материал захватит ребёнка полностью, и он именно на нём поупражняется столько, сколько ему самому нужно (и именно тут принципиально важно не прерывать, не переключать "сколько можно это постоянно брать, одно и то же, давай уже поделаем что-то другое"), ребенок через этот материал впоследствии придёт и ко всем остальным. Именно на нём он научится концентрироваться и работать. Для Тамары этими "любимчиками" стали матрёшка (из кучи частей) и курица (как в нашем в магазинчике, собственно, мы её в группу и принесли :) Несколько недель утро в группе начиналось с работы с матрёшкой и курицей. Малышам, для которых в возрасте до трех лет вообще очень важен порядок, такое однообразие - гарант спокойствия и уверенности (я снова беру эту матрёшку, значит всё в порядке, порядок в группе - игрушка на месте, порядок в моей работе - я знаю, как заниматься с ней, мне спокойно - я могу делать то, что уже делала много раз).
К коллективным занятиям дочь относилась настороженно, сначала просто стояла в стороне, потом стала петь песенки дома, потом танцевала (петь в группе она так и начала) со всеми движениями, но всегда контролировала, чтобы я стояла рядом с ней. Я итак, собственно, постоянно стояла с ней в хороводе и все движения повторяла - не устаю говорить, именно это является залогом успеха, если успехом вообще можно назвать повторение ребенком движений за педагогом. Но если мама сидит или стоит где-то сбоку, не участвуя в коллективном маразме танце, сложно ожидать, что ребенок двухлетнего возраста радостно бросится на этот танцпол один. Толкать ребёнка в круг не стоит, нужно как в мультфильме про грифа, который учил летать страуса «день потерять, потом за пять минут долететь», но не многие мамы готовы отойти от позиции «я его привела, и пусть он тут себе развивается, а я всякой ерундой страдать не буду».
Спустя два месяца от начала занятий Тамара стала танцевать одна, ну то есть наоборот со всеми и без меня.
Что Тамаре нравилось безоговорочно (хотя один из двух скандалов у нас с ней произошел именно в спортзале), так это «физкультура». Мой внутренний Монтессори-педагог, конечно, предпочёл бы отдельную зону со снарядами для развития крупной моторики прямо в помещении группы, но наши занятия были в спортзале. И дочь принимала условия полностью - сначала бегаем по дорожке по периметру зала, повторяем движения за воспитателем, потом проходим полосу препятствий, а уж потом все снаряды и инвентарь в нашем распоряжении. Ребёнку одинаково важны выбор и ограничения, свобода и границы.
Группа сверстников тоже полезна детям, даже столь юного возраста, хотя социализацию ребёнка как мотив для посещения таких занятий я считаю очень спорной. Дети ещё не интересны друг другу в полной мере, но в группе они смотрят на других, договариваются, взаимодействуют, разрешают различные ситуации.
То же самое касается и праздников в группе, конечно потребности в том, чтобы поводить хоровод под ёлочкой или чинно посидеть вместе за столом у детей нет, но они привыкают к определенным традициям и ритуалам, а уж с каким деловым видом, вызывая запредельное родительское умиление, они угощают друг друга за праздничным столом!
* * *
Если вы хотите посещать с малышом в возрасте до трёх лет группу с использованием методики Монтессори, обратите внимание на следующие вещи:
1. Зачем вам это нужно?
2. Зачем ребёнку это нужно?
3. Выберите хорошую группу - как минимум, оборудованная среда (выделенные зоны для работы с разными материалами: крупная моторика, сенсорика, практическая жизнь, книжки и пр.), доброжелательная к детям (мебель, удобные для детей раковины, полотенца, висящие на уровне детей, ящички и прочее - всё удобное для использования детьми) и квалифицированный (не стесняйтесь спросить диплом или сертификат об обучении или повышении квалификации) педагог, которому вы будете доверять и которого (да, да, в группе он хозяин) вы будете слушать.
4. Соотносятся ли ваши представления и ожидания (ваши ответы на первый и второй вопросы «зачем?») с тем, что заявлено в целях конкретной группы и тех занятий, куда вы пришли.
5. Посещайте занятия регулярно и приходите вовремя.
6. Соблюдайте правила группы
7. На занятиях уделяйте время только ребенку, даже если вы просто рядом, будьте рядом включенно, отложите на время телефон и общение с другими мамами. Если вы думаете, что быть что называется «здесь-и-сейчас» с собственным чадом просто, вы очень удивитесь, а если вы не видите в этом ничего сложного, вы тоже удивитесь :) Попробуйте! Вас точно ждут большие открытия. Особенно если вспомнить принцип «Помоги мне сделать это самому», и окажется, что на пути поощрения самостоятельности ребенка роль родителя всё уменьшается и уменьшается, не знаю, как вам, мне включенное наблюдение в купе с ничегонеделанием давалось титаническим трудом :)
8. Задавайте вопросы и о методике, и конкретно о том, что сейчас происходит и почему. Если что-то не понятно, уточняйте, зачем делать или говорить именно так. Хорошие организации проводят вводные лекции для родителей, текущие лекции и семинары по вопросам развития детей и их обучения и воспитания, предлагают родителям книги, статьи, материалы и пр., хорошие педагоги понимают, что и почему они делают, могут внятно это объяснить, с удовольствием делятся опытом и знаниями.
9. Ознакомьтесь с методикой, почитайте о теоретических выкладках Марии Монтессори, её опыте работы с детьми. Понимание автором особенностей детства и детей, её принципы и идеи должны быть вам близки и понятны.
10. Оценивайте пользу от тех занятий, которые вы посещаете, наблюдайте за ребенком, фиксируйте результаты наблюдений: отмечайте, как и чем ребёнок занимается, становится ли сосредоточен на работе, учится ли выбирать материалы, повторяет ли упражнения с материалами, доводит ли работу до конца, убирает ли за собой, чему учится, что освоил за время посещения занятий и пр.
Детские сады Монтессори: что и как
Если дочке очень хочется пойти в солярий, расскажите ей о правилах безопасности. Аппарат для загара должен быть установлен в помещении с хорошей вентиляцией. Перед сеансом надо смыть косметику и духи. Во время сеанса обязательно пользоваться защитными очками. Девушкам лучше не снимать бюстгальтер.
Мария Монтессори – итальянский педагог, чей метод обучения уже почти век известен во всем мире. Детские сады и школы Монтессори есть в любой точке земного шара, в том числе и в городах нашей страны. Тем не менее, Монтессори-метод в России по-прежнему считается чем-то новым и не совсем понятным для родителей. Поэтому вопрос о сути системы и организации детских садов сегодня очень актуален.
Как формируются Монтессори-группы?
Есть множество ложных стереотипов о детских садах Монтессори. Некоторые родители считают, что все внимание в них уделяется развитию мелкой моторики или что дети только рисуют и лепят. На самом деле, в подобных группах масса занятий. Но их принципиальное отличие от обычных детских садов — разный возраст маленьких учеников. Занятия рассчитаны на детей от 2 до 7 лет, и весь день малыши проводят вместе. Самым оптимальным количеством детей в группе считается 15-20 человек.
Все воспитанники работают со специальными материалами и пособиями, разработанными непосредственно Марией Монтессори. Они направлены на развитие мелкой моторики, координации движений, знакомство с основами счета, родной речи и окружающего мира — то есть всего, что необходимо для качественной подготовки к школе.
Важный момент, который не подходит многим родителям: детсадовские группы Монтессори чаще всего работают лишь полдня. У малышей есть возможность оставаться в послеобеденное время для посещения дополнительных занятий, но это должно оплачиваться сверху.
В Монтессори-группах занимаются дети от 2 до 7 лет.
Основные принципы системы
В основе метода Монтессори лежит отсутствие принуждения ребенка к занятиям. А во главу угла ставится детская индивидуальность. Педагогика Монтессори не ставит задачи ускорить темп развития своих учеников и сделать их более эрудированными по сравнению с другими сверстниками. Истинная цель — развить в ребенке самостоятельность, уверенность в себе и интерес к познанию.Каждый день в саду Монтессори малыши свободны в выборе занятий для себя. Это гарантирует тот факт, что ребенку нравится его деятельность. Педагоги на таких «уроках» пристально наблюдают за детьми и помогают при необходимости, но не пытаются влиять на выполнение задачи. К тому же, пособия и материалы Монтессори разработаны с учетом того, чтобы ребенок мог использовать их самостоятельно, без инструкций от взрослых.
Отметим, что специалисты выделяют один существенный недостаток этого подхода: после посещения детсада Монтессори ребенку бывает трудно приспособиться к обычной школе, где образовательная система построена на следовании учебному плану и подчинению учителю.
Занятия в Монтессори-классе проходят со специальными материалами и пособиями.
Организация пространства
Отдельно стоит рассказать о помещениях, в которых занимаются дети. Система Монтессори предполагает деление пространства на пять уголков:- Зона практической жизни, где малыши приобретают навыки, необходимые в быту (застегивание пуговиц, сворачивание одежды, мытье посуды и т.д.).
- Зона сенсорного развития, где ребенок углубляет свое восприятие цвета, размера, веса, шума и запахов.
- Зона математики, где дети оперируют не столько цифрами, сколько абстрактными математическими понятиями.
- Языковая зона, где дети учат как буквы алфавита, так и звуки.
- Космическая зона с глобусами, картами, флагами, образцами насекомых, макетами географических ландшафтов и многим другим для изучения окружающего мира.
Пространство в Монтессори-классе разделено на 5 познавательных зон.
Как проходит день в группе?
Каждый день в Монтессори-группе начинается с «круга». Это особая форма общения между всеми детьми и педагогами. Тема свободная — она может основываться на новой игре, интересной новости от воспитателя или на том, что хотели обсудить сами ребята. Беседа занимает 15-20 минут, после чего малыши приступают к занятиям в Монтессори-классе.
Занятия длятся уже 2-2,5 часа. Так как детям не нужно помнить о «дедлайне», это время проходит для них достаточно быстро. Часто педагоги просят работать в команде, чтобы каждый ребенок нашел себе пару или мини-группу. Это необходимо для того, чтобы малыш не был оторванным от коллектива и постоянно находился в процессе общения со сверстниками.
После занятий дети выходят на прогулку, а потом отправляются на «тихий час». В системе Монтессори и здесь предусмотрена особенность, согласно которой ребенок при желании может не спать — ему разрешается тихонько играть в группе под присмотром воспитателя.
Если в группу включено послеобеденное пребывание, обычно оно посвящается творческим мастерским. Занятия в них точно так же построены на принципе индивидуальной работы в группе по собственному предпочтению и темпу. Только теперь воспитанники делают выбор среди зон лепки, рисования, оригами и ручного труда.
Последователи педагогики Монтессори верят в то, что она обеспечивает максимальную подготовку ребенка к самостоятельной взрослой жизни, в которой он сможет проявить себя как цельная и успешная личность.
Группы Монтессори в Москве, группы развития по системе Монтессори
Единственный способ обучить ребенка важным навыкам в жизни, не угнетая его индивидуальность и свободу — Группы Монтессори в Москве. Детский центр «Созвездие» предлагает родителям выбрать верную методику развития детей, которая не противоречит природе. В процессе занятий формируется всесторонне развитая, образованная, ответственная, и что главное – счастливая личность. Группа Монтессори помогает детям концентрироваться на важных задачах, развивает самостоятельность, коммуникабельность, самодисциплину и другие качества.
Группа Монтессори — 5 преимуществ
Девиз, которого они придерживаются – «Помоги мне это сделать самому». Плюсы методики, выявленные за десятки лет ее использования в развитых странах мира:
- Отсутствие принуждения, сравнения, наказаний и негативной оценки поступков детей.
- Построение программы на основе пожеланий самого ребенка – что и сколько учить.
- Индивидуальный подход к каждому обучающемуся – никаких шаблонов и штампов.
- Разбиение на группы Монтессори по возрасту, чтобы каждый чувствовал себя в комфорте.
- Своевременное освоение навыков чтения и письма, приучение к дисциплине и порядку.
Каждая группа Монтессори формируется из детей разного возраста (до 3 лет и от 3 до 6 лет), благодаря чему обучающиеся с ранних лет привыкают жить в разновозрастном обществе – это явление встречается в семье, карьере и других сферах жизни.
Мы работаем в Москве 14 лет
Лицензия на образовательную деятельность № 038368
Мы любим и уважаем детей
В нашей сети 5 клубов. Выбирайте ближайший!
У всех педагогическое образование и специальная подготовка
Системная охрана здоровья воспитанников
Огромное значение – качеству услуг
Собственный учебный и методический центр
Видеонаблюдение, тревожная кнопка, пожарная сигнализация
Группы в клубе «Созвездие»
В детском центре работают группы Монтессори для детей разных возрастов – от 8 месяцев до 6 лет. Маленькие ребята обучаются вместе с мамами, чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно. Клуб располагает оборудованной Монтессори-средой – просторные и уютные помещения. С детьми занимаются только обученные методике педагоги с образованием. Каждая группа Монтессори проходит регулярные проверки качества обучения.
Детский центр «Созвездие» гарантирует качественное обучение и охрану здоровья детей. 12 лет работы и тысячи выпускников, к которым может присоединиться и ваш ребенок. Задумайтесь о настоящем и будущем своих детей – запишитесь на бесплатное занятие и убедитесь в качестве
Один день в детском саду монтессори
Дети хаотично передвигаются по классу, при этом в классе очень тихо, и каждый чем-нибудь занят. Маша застегивает пуговицы и что-то напевает еле слышно, но увлекшись, девочка повышает голос и поет все громче и громче. Мимо проходит Саша и демонстративно закрывает уши. «Маша, очень громко!» — говорит он, Маша замолкает. Мария Монтессори называла это воспитанием свободой. Когда ребенку разрешено делать все, что не опасно для его жизни и то, что не ограничивает свободу других людей. Кричать, безусловно, можно, но тогда ты помешаешь другим, а в следующий раз кто-то сможет помешать тебе. Дети легко улавливают логику простых житейских правил.
Со стороны кажется, что педагоги практически не включены в процесс. На самом деле это не так. Монтессори педагоги заняты своей главной задачей – они наблюдают за детьми. И вовремя умеют направить детей в нужное русло, проводят презентации материалов индивидуально или в малых группах. В итоге, дети не остаются без внимания. Но главный принцип все же остается неизменным – не вмешиваться, давать максимум свободы самовыражения, не давать никаких шаблонов и следовать за ребенком.
Рассказывает педагог Инга: «Недавно все наши дети начали писать. Причем независимо от возраста и знания букв. Когда ребенок что-то просит, а я не могу ему помочь в данный момент, потому что занята, я предлагаю ребенку написать мне записку, чтобы я не забыла о просьбе. Сначала ребенок недоумевает — «я не умею писать», но я отвечаю: «Все дети умеют писать. Напиши, как умеешь». И трех-четырех летний малыш идет за листочком и ручкой и выводит какие-то каракули. Затем он приносит записку мне, и я спрашиваю: «Что здесь написано?». Ребенок рассказывает: «Инга помоги мне, пожалуйста, завязать колечко, я подарю его маме». Разумеется, просьбу я выполняю как можно скорее. И, вот, через пару дней я замечаю этого ребенка в зоне русского языка, он начинает проявлять интерес к буквам. Так к шести годам дети у нас начинают довольно сносно писать».
Незаметно проходит около двух часов. Слышатся звуки классической музыки. «Заканчиваем!» — раздаются детские голоса со всех сторон. Дети завершают свою работу и торопятся навести порядок – все убрать на место, выбросить мусор, задвинуть стулья. Кто уже освободился, помогает другим. Все снова собираются на кругу. Теперь сюда пришли уже все дети, никто не остался вне круга.
На кругу педагоги благодарят всех за еще один плодотворный день, а потом передают мячик, и каждый из сидящих делится своими впечатлениями о том, что он сегодня сделал или узнал нового.
«Сегодня я сделала дом из бумаги, — говорит Настя и показывает свой бумажный домик, — Раньше не умела, а сегодня вот научилась». Кто-то работал с красными штангами, кто-то составлял макет местности и нарисовал карту, кто-то занимался со звуковыми коробочками, а кто-то научился считать десятками. У каждого есть о чем рассказать.
«А я сегодня резал и сушил сухарики, — говорит Саша. И действительно из кухни доносится аромат подсушенного хлеба. «Да, — поддерживает педагог, — Саша приготовил для нас целый противень сухариков, сейчас мы закончим и пойдём пробовать их».
Круг заканчивается, дети идут мыть руки и направляются на кухню, где берут блюдца, выстраиваются в очередь и каждый накладывается сухарики себе в тарелку.
Перекусив, дети собираются на прогулку. Одеваются сами, старшие помогают младшим завязывать шапки и застегивать замки на верхней одежде. Выходят гулять двумя-тремя партиями, так как кто-то одевается быстро, а кто-то медленно.
Педагоги рассказывают, что случается, что ребенок не успевает погулять. Он так долго одевался и отвлекался на что-нибудь, что в итоге, собравшись, на пороге уже встречает группу возвращающихся детей. Расстраивается, конечно, но в следующий раз одевается одним из первых.
Прогулка проходит на площадке рядом. Дети всегда найдут, чем занять себя на улице. Вот, сегодня слепили снеговика и водят хоровод. Я стою и прислушиваюсь, как двое ребят договариваются о том, как будут кататься по очереди.
Монтессори группы и Монтессори центры в москве
‘ } }, { type: ‘Feature’, id: currentId++, geometry: { type: ‘Point’, coordinates: [55.76054, 37.65896] }, properties: { clusterCaption: ‘Московская семейная Монтессори-школа «Седьмое небо» (АМПР)’, hintContent: ‘Московская семейная Монтессори-школа «Седьмое небо» (АМПР)’, balloonContent: ‘возраст
телефон
(916) 185-89-28
(964) 554-20-34
сайт
‘ } }, { type: ‘Feature’, id: currentId++, geometry: { type: ‘Point’, coordinates: [55.612577937304, 37.604371841431] }, properties: { clusterCaption: ‘НОУ Кассиопея’, hintContent: ‘НОУ Кассиопея’, balloonContent: ‘возраст
телефон
916 804-16-88
985 449-53-83
сайт
‘ } }, { type: ‘Feature’, id: currentId++, geometry: { type: ‘Point’, coordinates: [55.802421323407, 37.504829700469] }, properties: { clusterCaption: ‘Образовательный центр Seymour House’, hintContent: ‘Образовательный центр Seymour House’, balloonContent: ‘возраст
телефон
сайт
‘ } }, { type: ‘Feature’, id: currentId++, geometry: { type: ‘Point’, coordinates: [55.66326, 37.48266] }, properties: { clusterCaption: ‘Онфим’, hintContent: ‘Онфим’, balloonContent: ‘возраст
телефон
915 000-46-83
916 635-99-99
сайт
‘ } }, { type: ‘Feature’, id: currentId++, geometry: { type: ‘Point’, coordinates: [55.820080880852, 37.702841098784] }, properties: { clusterCaption: ‘Остров МА’, hintContent: ‘Остров МА’, balloonContent: ‘возраст
телефон
сайт
‘ } }, { type: ‘Feature’, id: currentId++, geometry: { type: ‘Point’, coordinates: [55.75471, 37.84648] }, properties: { clusterCaption: ‘пчёлка’, hintContent: ‘пчёлка’, balloonContent: ‘возраст
телефон
сайт
‘ } }, { type: ‘Feature’, id: currentId++, geometry: { type: ‘Point’, coordinates: [55.74101, 37.4164] }, properties: { clusterCaption: ‘Радуга’, hintContent: ‘Радуга’, balloonContent: ‘возраст
телефон
(495) 417-27-73
(495) 627-74-35
сайт
‘ } }, { type: ‘Feature’, id: currentId++, geometry: { type: ‘Point’, coordinates: [55.67549, 37.76179] }, properties: { clusterCaption: ‘Розовый слоненок’, hintContent: ‘Розовый слоненок’, balloonContent: ‘возраст
телефон
сайт
‘ } }, { type: ‘Feature’, id: currentId++, geometry: { type: ‘Point’, coordinates: [55.74595, 37.51476] }, properties: { clusterCaption: ‘Семейный клуб Кораблик’, hintContent: ‘Семейный клуб Кораблик’, balloonContent: ‘возраст
телефон
(916) 589-49-03
(916) 316-72-01
сайт
‘ } }, { type: ‘Feature’, id: currentId++, geometry: { type: ‘Point’, coordinates: [55.91069, 37.73655] }, properties: { clusterCaption: ‘Семейный центр «Детство»‘, hintContent: ‘Семейный центр «Детство»‘, balloonContent: ‘возраст
телефон
сайт
‘ } }, { type: ‘Feature’, id: currentId++, geometry: { type: ‘Point’, coordinates: [55.870552098182, 37.48596761383] }, properties: { clusterCaption: ‘Солнечный Город’, hintContent: ‘Солнечный Город’, balloonContent: ‘возраст
телефон
сайт
‘ } }, { type: ‘Feature’, id: currentId++, geometry: { type: ‘Point’, coordinates: [55.598011976326, 37.796021070479] }, properties: { clusterCaption: ‘Солнечный Дом’, hintContent: ‘Солнечный Дом’, balloonContent: ‘возраст
телефон
сайт
‘ } }, { type: ‘Feature’, id: currentId++, geometry: { type: ‘Point’, coordinates: [55.71747, 37.79371] }, properties: { clusterCaption: ‘Страна детства’, hintContent: ‘Страна детства’, balloonContent: ‘возраст
телефон
915 320-48-69
495 377-81-22
сайт
‘ } }, { type: ‘Feature’, id: currentId++, geometry: { type: ‘Point’, coordinates: [55.6178, 37.38761] }, properties: { clusterCaption: ‘Страна чудес’, hintContent: ‘Страна чудес’, balloonContent: ‘возраст
телефон
сайт
‘ } }, { type: ‘Feature’, id: currentId++, geometry: { type: ‘Point’, coordinates: [55.67675, 37.50584] }, properties: { clusterCaption: ‘Счастливый ребенок’, hintContent: ‘Счастливый ребенок’, balloonContent: ‘возраст
телефон
сайт
‘ } }, { type: ‘Feature’, id: currentId++, geometry: { type: ‘Point’, coordinates: [55.63667, 37.41773] }, properties: { clusterCaption: ‘Счастливый Ребенок’, hintContent: ‘Счастливый Ребенок’, balloonContent: ‘возраст
телефон
+7 (925) 001-35-32
+7 (926) 232-00-15
сайт