Консультация на тему: Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет».
Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет».
1.Помагает взрослым убирать вещи на свое место.
Обязательно включайте ребенка в совместную деятельность. Пусть малыш вам помогает, когда вы делаете уборку, например, собираете и складываете на место разнообразные ребенком игрушки. На первых порах начинаете убирать сами, а последнюю игрушку пусть принесет малыш. Обязательно похвалите его и скажите: Молодец! Ты убрал игрушки! Попросите малыша собрать и положить на место игрушки и другие разнообразные вещи. Когда ребенок уже взял вещь, не говорите ему сразу же, куда ее нести, скажите « ты же знаешь, где ее место? Отнеси ее туда».
2.По просьбе взрослого кладет предмет на место.
Всегда просите класть игрушки на место, когда он кончит играть с ними, если малыш кладет игрушку не туда, куда нужно, поправьте его. Очень строгий порядок в положении игрушек на полке и в ящике может быть трудным для ребенка, не ругайте его — надо, чтобы малыш испытывал от работы удовольствие!!!
3.По просьбе взрослого достает предмет с постоянного места в другой комнате.
Держите игрушки ребенка в определенном месте. Показывайте малышу, где что лежит, привлекайте его внимание, когда вы достаете какую-либо вещь и возвращаете ее на положенное место. Всегда говорите, что куда нужно положить
4.Начиниает имитировать поведение взрослых с вещами.
Взрослому необходимо усвоить привычку говорить малышу о том, что он делает. И дать ребенку возможность тоже попробовать это сделать. Попробуйте понаблюдать за игрой ребенка: будет ли он в своей игре имитировать домашние дела? Если малыш этого не делает, или делает очень редко, покажите ребенку что-то из этих дел, привлеките его к совместной деятельности.
5.Пьет самостоятельно из чашки.
Для того чтобы научить малыша этому навыку, необходимо, что бы ребенок уже умел пить из чашки, которую держит взрослый. Необходимо взять пластмассовую чашку без ручки или стакан, достаточно узкий для того, чтобы ребенок смог легко обхватить руками. Наполните чашку любимым напитком вашего малыша. Сначала надо этому навыку обучать, тогда, когда по –вашему мнению, малыш должен испытывать жажду, а вы не очень заняты. Необходимо помнить, что напиток должен стать для ребенка вознаграждением наряду с похвалой.
Проделайте одно за другим следующие действия:
-Поднесите чашку ко рту малыша.
-Наклоните чашку и позвольте ребенку сделать глоток.
-Поставьте чашку на стол.
-Уберите его и свои руки. Скажите малышу: «Молодец! Ты пьешь из чашки».
Повторите эти действия до тех пор, пока ребенок не выпьет все содержимое чашки.
6.Начинает самостоятельно есть ложкой.
Чтобы научить малыша, этому навыку, возьмите пластмассовую мисочку с «присасывающимся» донышком или подложите под мисочку увлажненное полотенце. На завтрак, обед или ужин подайте ребенку те блюда, которые легко можно есть ложкой. Это может быть картофельное, яблочное пюре, каша, овощи. Усадите ребенка на стул той высоты, которая обеспечивала бы ему надлежащий комфорт. Встаньте за спиной ребенка, поместите ложку в руку малыша, а другую положите сбоку от миски, на протяжении всего приема пищи держите его руку своими руками. Наполните ложку зачерпывающими движениями справа налево. Поднесите ложку и дайте малышу съесть содержимое. Скажите: «Хорошо! Ты ешь ложкой». После того как он съесть 4-5 ложек, положите ложку на стол и сделайте небольшой перерыв. Повторяйте все пункты этой части программы до тех пор, пока ребенок не кончит есть. Так кормите малыша, пока не почувствуете, что ребенок усвоил всю последовательность действий во время еды, необходимо продолжать все действия и постепенно давать самостоятельность ребенку.
7.Самостоятельно моет руки.
Перед тем как научить малыша мыть руки, сначала научите его играть с водой. Возьмите тазик, налейте в него воду на глазах у ребенка, дайте ему потрогать воду руками. Затем скажите малышу, что в воде хорошо плавают рыбки и уточки. Затем нужно провести игру «Ловись рыбка».
После того как научили ребенка играть с водой, взрослые должны помочь ребенку усвоить навык вытирания рук. Положите одну руку ребенка на противоположную от вас часть полотенца, то есть на нижнюю и вытрите ладонь его руки. После этого проверните кисть и вытрите, тыльную часть ладони. Уберите сухую руку ребенка за полотенце. Вытрите ладонь другой руки. Переверните ее и вытрите тыльную сторону кисти. Скажите: «Молодец! Ты вытер руки!» Поощрите его за сотрудничество.
8.Начинает самостоятельно мыть лицо.
Этот навык требует больших усилий для ребенка и взрослого, поставьте малыша перед зеркалом. Чтобы он видел, что делает. Отражение в зеркале удержит его внимание и малышу будет интереснее учиться выполнять этот навык сначала лучше это делать после приема пищи. Вместе с взрослым ребенок умывает сначала щеку. Потом подбородок, рот, нос, лоб. Сопровождая похвалой взрослого. Постепенно переставайте помогать все меньше и меньше показывайте пальцем, но пока еще давайте словесные указания. Постепенно ребенок научиться умывать без подсказки взрослого.
9.Начинает снимать штаны самостоятельно.
Это навык лучше начинать с коротких штанишек или трусиков, так как их снимать легче. Когда ребенок стоит, спустите его штаны до лодыжек. Попросите его сесть и снимите одну штанину до лодыжек. Попросите его сесть, и снимите одну штанину. Скажите: «Сними штанишки! Поместите его руки на штанину и, положив свои руки на его, помогите стянуть ее со второй ноги». Учите ребенка постепенно снимать штаны, опуская их до колен.
Когда ребенок научился самостоятельно снимать штанишки до колен, помогайте ему снимать их с середины бедер и наконец, от талии.
Будьте с вашим малышом терпеливыми.
Чаще хвалите его и поощряйте.
Месяц | Проводимые мероприятия |
сентябрь |
Цель: выявить знания и умения детей.
Цель: формировать навыки детей в умывании, в значении предметов и их назначении; развивать наблюдательность, любознательность, познавать свойства воды.
Цель: формировать умение мыть руки и лицо, пользоваться мылом и полотенцем.
|
октябрь |
|
ноябрь |
Цель: вызвать у детей интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побуждать к постоянному их соблюдению.
Цель: формировать навыки правильного поведения за столом: есть аккуратно, пользоваться ложкой, салфеткой, нельзя пользоваться столовыми приборами родителей и друзей.
Цель: формировать у детей представления о свойствах воды (вода капает, разливается, льется). |
декабрь |
|
январь |
Цель: учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание. Вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.
Цель: формировать у детей представление, что вода бывает теплая и холодная |
февраль |
|
март |
|
апрель |
Цель: дать детям представление о мыле: оно белое, душистое; можно намыливать, смывать, образует мыльную пену. Предложить детям попускать мыльные пузыри.
Цель: закрепление навыков ухода за волосами (расчесывание после сна, по мере необходимости). Знакомство с правилом: расчесываться можно только своей расческой.
Цель: знакомство с трудом парикмахера. Предложить детям сделать куклам красивые прически, завязать им бантики.
|
май |
|
Самообслуживание в жизни ребенка 2 — 3 лет 3
«Самообслуживание в жизни ребенка 2 – 3 лет
Цель :
Познакомить родителей с развитием основных навыков самообслуживания детей 2 – 3 лет
Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трех лет.
Раскрыть понятие «кризис трех лет».
Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у детей.
Познакомить с эффективными приемами общения и взаимодействия с детьми.
Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.
Вряд ли найдётся хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребёнка беспомощным, неуверенным в себе, не способным самостоятельно решать проблемы, нытиком, постоянно прибегающим к родителям, чтобы пожаловаться на неудачи и поплакаться в «жилетку», рассказывая о тщетных попытках добиться чего-либо. А ведь именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.
ОТВЕТЫ РОДИТЕЛЕЙ НА ВОПРОС
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста процесс длительный и требующий от окружающих взрослых не только терпения, но и определенных знаний о физиологических и психологических особенностях детей 2-3 лет. Самообслуживание включает в себя освоение навыков:
· приема пищи;
· раздевания и одевания;
· гигиены тела;
· опрятности.
Каждый ребенок — индивидуальность, и развитие всех навыков у каждого происходит по-своему и в свое время. Но есть приблизительные возрастные ориентиры появления тех или иных умений и навыков. Мы рассмотрим навыки и умения смаообслуживания детей 2- 3 лет
Развитие навыков приема пищи
2 г.
Сосет жидкость через соломинку
2 г. 6 мес.
Переливает жидкость из одной емкости в другую
2 г. 6 мес.
Переносит что-либо ложкой из одной емкости в другую
2 г. 6 мес.
Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания
3 г.
Помогает убрать со стола
3 г.
Помогает накрыть на стол
Ест вилкой
Развитие навыков одевания и раздевания
2 г.
Снимает рубашку, джемпер, платье, брюки, футболку…
2 г. 6 мес.
Надевает обувь, носки, штаны
2 г. 6 мес.
Застегивает (не вставл
Гигиенические навыки и навыки самообслуживания у детей второго года жизни
На втором году жизни малыши, благодаря своему желанию быть похожими на взрослых и делать всё самостоятельно, готовы к овладению навыками самообслуживания.
Но до этого момента важно создать у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию и приему пищи.
В ходе формирования соответствующих навыков развивается координация руки и глаза, совершенствуются действия с предметами (пользование ложкой, расческой, носовым платком и др.), развивается умение оценивать пространственное расположение предметов. Но необходимо помнить, что закладка и совершенствование гигиенических навыков и навыков самообслуживания у ребенка может произойти только в результате совместной деятельности с взрослым.
Советы по развитию у детей гигиенических навыков и навыков самообслуживания
• Воспитывайте у ребенка любовь к порядку. Вместе с малышом убирайте игрушки на место, развешивайте одежду, расставляйте в коридоре обувь, убирайтесь в квартире.
• Поощряйте малыша к аккуратности и опрятности. Приучайте его носить только чистую одежду (если она мокрая, запачкана, предложите её сменить), помогайте пользоваться носовым платком, учите беречь вещи.
• Воспитывайте желание следить за своим внешним видом. Повесьте одно из зеркал так, чтобы ребенок мог видеть в нем своё отражение. Если внешний вид крохи неудовлетворителен, подведите его к зеркалу, чтобы он сам увидел, что нужно исправить (умыться, причесаться, застегнуть пуговки, заправить кофточку).
• Для проведения гигиенических процедур нужно создать определенные условия: повесить крючок для полотенца так, чтобы ребенок мог до него дотянуться и подставить к раковине скамеечку, чтобы ребенку было удобно доставать до крана.
• Прививайте ребенку навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, пользо
Навыки самообслуживания у детей 2-3 лет
31.03.2015Сезонная аллергия
Всегда ли насморк и кашель означают, что у малыша простуда? А может, это поллиноз — аллергическая реакция на пыльцу растений? Как предупредить и купировать приступы сезонной аллергии? Советы маме Кате даёт врач-аллерголог, доцент Анна Галустян.
Корректировка фигуры одеждой
Мама Катя обратилась к костюмерам Пятого канала за помощью в выборе одежды, подходящей для изменившейся после родов фигуры. О возможностях корректирующего белья маме Кате рассказал врач-флеболог Денис Мещеряков.
06.02.2015Как избавить мужа от храпа
У мамы Кати проблема — муж храпит, она не высыпается. Что же делать с храпом? Ответ на этот вопрос всей семьёй искали на приёме у врача-отоларинголога Александра Вертоголова.
28.04.2015 Причёска для девочкиПапа Лёша отлично справляется со сборами Насти в детский сад, за одним исключением — он не может сделать дочке красивую и аккуратную причёску. Мама Катя решила исправить положение и научить мужа и других пап страны заплетать косы дочкам.
19.05.2015Соляные лампы
Помогает ли укреплению иммунитета посещение соляной пещеры и использование соляных ламп? За разъяснениями мама Катя обратилась к врачу-педиатру Нине Клесовой. А с выбором соляной лампы для дома ей помогла консультант по медицинской технике Софья Галаева.
15.12.2015Одежда для детей
Какую одежду лучше выбирать для малышей? Чему отдать предпочтение — красоте или удобству? Из каких тканей должны быть вещи для детей? Стилист-имиджмейкер Лера Чернова помогла маме Кате и Насте разобраться в этих вопросах.
Идеальный завтрак для дошкольника
Правда ли, что каша — лучший вариант завтрака для ребёнка? И какие каши наиболее полезны? Об этом мама Катя побеседовала со специалистом по правильному питанию, врачом-диетологом Андреем Оструном.
24.09.2015Ткани для детской одежды
Какие материалы предпочтительнее для детской одежды? Мама Катя обратилась за советом к специалисту — дизайнеру Анне Геллер.
19.03.2015 Мытьё головыНастя очень любит купаться в ванной, но категорически против мытья головы. Это превращается для её родителей в большую проблему. Детский психолог Алёна Сверба даёт советы, как приучить ребенка не бояться мыть голову.
26.03.2015Прощание с соской
В каком возрасте и как малышам нужно «прощаться» с соской? Советы маме Кате дают врач-стоматолог Светлана Кошелева и педиатр, кандидат медицинских наук Михаил Ткаченко.