Развитие ребенка в 4 месяца
Ребенок в 4 месяца умеет следить за движущимися предметами в течение 5-6 минут, хорошо улавливает направление голоса и поворачивает в ту сторону голову.
Увидев грудь или бутылочку с молоком, следит за ними, а когда сосок (соска) приближается ко рту, сознательно раскрывает рот. Лежа на животе и опираясь локтями и предплечьем, приподнимает туловище, переворачивается со спины на бок и хорошо держит голову. Движения рук становятся координированными.
Вы уже заметили: как только ребенок сообразил, что руки слушаются его, он сначала очень удивился, а потом, начал все активнее применять руки по назначению, т. е. стал все хватать ими, ощупывать, тянуть к себе. Малыш уже постигает окружающий мир не только посредством органов зрения и слуха, но и на ощупь. А спустя некоторое время — и на вкус, он все предметы тянет в рот. Бесполезно ему в этом препятствовать — малыш находится по власти инстинкта. Ваша задача состоит в том, чтобы не дать ребенку какой-нибудь предмет, содержащий на себе чересчур много микробов (в небольшом количестве микроорганизмы присутствуют всюду, кроме, конечно, предметов, подвергшихся специальной обработке).
В этот период ребенок уже узнает мать, начинает агукать. Когда у него хорошее настроение, он улыбается, а свое неудовольствие выражает плачем. Говорите с ним почаще, улыбайтесь ему, повторяйте различные слова. Младенец испытывает наслаждение от теплого знакомого голоса, от склоненного к нему улыбающегося лица и т.п. Все это ускоряет общее развитие ребенка.
Все время, пока ваш ребенок бодрствует, ему полезно двигаться. Не препятствуйте движениям малыша, не пеленайте его туго, когда он не спит. Наоборот, положите его у окна на солнышке, разденьте. Пусть подрыгается в собственное удовольствие, а заодно и примет воздушные и световоздушные ванны. Всегда помните, что дети развиваются в движении.
4-х месячный ребенок, заметно подросший после роддома, все еще слишком слаб и требует осторожного обращения — всегда помните об этом. Когда берете ребенка на руки, держите его правильно, чтобы не повредить, не искривить позвоночник — он ведь еще такой нежный. Если вам надо подержать ребенка на руках, то пусть он лопатками и спиной лежит у вас на предплечье, а нижнюю часть тела придерживайте свободной рукой.
У вас уже есть опыт, и вы не трясетесь, когда держите малыша на руках. Не сковывайте ему движения. Малыш хочет шевелить ручками и ножками — пусть шевелит; хочет потянуться — пусть потягивается, у него от долгого лежания, возможно, затекли мышцы, и потянуться так приятно.
Ребенок в 4 месяца становится очень любопытным. Ему уже не лежится спокойно на месте. Он поворачивает голову туда-сюда, рассматривает предметы, старается дотянуться до них. Иногда даже пробует сесть. Это, конечно, повод порадоваться родителям. Но не спешите ребенка садить. Если ребенок еще не сел сам, значит, он не готов сидеть (недостаточно окреп позвоночник, недостаточно сильны мышцы спины). Природа подготовит организм ребенка, и он сядет сам.
Впрочем, иногда вы можете как бы помогать малышу присаживаться. Это будет своеобразная игра, укрепляющая мышцы спины ребенка. Вы подставляете ему пальцы, он хватается за них и пытается сесть. Позвольте ему сесть на секунду и опять положите. Время от времени возвращайтесь к этой игре.
Основные показатели психомоторного развития ребенка в 4 месяца:
1. Лежа на животе, ребенок поворачивается на бок, упирается руками в матрасик и слегка приподнимает туловище.
2. Когда его берут на руки, хорошо держит головку.
3. Когда он лежит на спине, иногда поднимает голову и делает попытки самостоятельно сесть.
4. Во время бодрствования активно двигает ручками и ножками, хватает все оказавшиеся вблизи предметы.
5. Во время кормления придерживает руками бутылочку.
6. Очень интересуется всем, что происходит вокруг: осматривается, узнает голос, отвечает улыбкой на улыбку; определяет, где находится источник звука и старается повернуться к нему.
7. Пробует голос, лепечет, смеется.
8. Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью игрушки. Выражает радость при появлении новой.
9. По звуку отыскивает предмет, поворачивая голову к источнику звука. Если в соседней комнате начинает играть музыка, замирает и с любопытством вслушивается.
как проходит развитие на данном этапе
До трёх лет развитие детей протекает с разной интенсивностью, поэтому нередко даже самые близкие люди не замечают появление нового навыка. Важно понимать, что прогресс в случае каждого ребёнка — сугубо индивидуальный процесс, и волноваться по поводу того, что в 2 года и 4 месяца один малыш хорошо говорит, а второй упорно молчит, нет смысла.
Возможно, что на развитие крохи оказывают влияние условия жизни, перенесённые в детском возрасте болезни, социум. Сильные отклонения от норм, причём как в отношении физического, так и психического здоровья, могут стать поводом для обращения за консультацией к детскому врачу, но никак не стимулом для самостоятельного лечения ребёнка.
Содержание
- Нормы физического развития
- Что нужно знать о режиме дня малыша
- Основные навыки крохи в 28 месяцев
- Как развивается интеллект малыша
- Как развивается речь после двух лет
- Как развивается эмоциональная сфера малыша после двух лет
Согласно медицинским данным, в 2 года и 4 месяца мальчики и девочки имеют разные показатели веса и роста. Мальчики в среднем весят от 10 до 15,5 кг, тогда как девочки — от 10,5 до 16 кг, при этом рост первых — от 81 до 95 см, вторых — от 82 до 96 см.
Как можно заметить, девочки в возрасте 2 лет и 4 месяцев могут быть несколько крупнее мальчиков, и это нормально. Со временем мальчики смогут наверстать упущенное и перегнать девочек как в отношении роста, так и веса.
В первой половине третьего года у ребят уже достаточно много зубов, поэтому они с лёгкостью справляются с большей частью предложенной им пищи. Опять же, если у ребёнка процесс прорезания зубов начался позже, чем обычно, например с 9-10 месяцев, то не стоит беспокоиться по поводу их недостатка к двум годам. Полное количество молочных зубов обязательно появится во рту крохи к трём годам.
Что нужно знать о режиме дня малыша
Ребёнку в 2 года и 4 месяца, развитие которого протекает своевременно и без сбоев, в сутки необходимо спать до 12 часов. В среднем это 9-10 часов, которые приходятся на ночной сон, и 2-3 часа дневного. Родители должны постараться сохранить у малыша привычку отдыхать днём, так как эти несколько часов необходимы детскому организму для полного восстановления сил и активного времяпрепровождения во второй половине дня.
Питание малыша в этом возрасте четырёхразовое с перерывами между приёмами пищи не более четырёх часов. В меню крохи не должны входить вредные продукты, например соленья, консервы, жареное, острое и сладкое.
Важно, чтобы рацион ребёнка включал в себя здоровые и свежие продукты питания, подверженные минимальной термической обработке. Чтобы кроха радовал аппетитом, нужно позаботиться о том, чтобы пища была не только сбалансированной и полезной, но и вкусной, привлекательной и разнообразной.
Основные навыки крохи в 28 месяцев
В первой половине третьего года ребёнок уже многое умеет:
- пользуется ложкой, вилкой, чашкой, причём делает это достаточно аккуратно;
- под руководством родителей самостоятельно моет руки и чистит зубы;
- контролирует позывы в туалет и своевременно сообщает о них родителям;
- пользуется горшком или унитазом;
- принимает участие в процессе одевания и раздевания, пробует самостоятельно застёгивать и расстёгивать одежду;
- переворачивает страницы в книге;
- поднимается и спускается по ступеням, удерживаясь за перила;
- открывает и закрывает замки и двери.
Кроме того, в копилке навыков малыша в 2 года и 4 месяца целый ряд физических навыков, которые он успевает хорошо развить к этому времени. Например, он умеет:
- удерживать равновесие при попытках стоять на носках;
- ходить по неровной поверхности, преодолевая препятствия;
- приседать и вставать на цыпочки;
- играть в разные игры с мячом;
- принимать участие в догонялках;
- улавливать суть игры в прятки и пр.
Все эти навыки подтверждают, что физическое развитие ребёнка в возрасте 2 лет и 4 месяцев выходит на принципиально новый уровень.
Как развивается интеллект малыша
К двум годам знания малыша совершенствуются и пополняются новыми. Вместе с этим заметно, насколько лучше стали мелкая моторика и общая координация движений. Ребёнку в 2 года и 4 месяца доступны тонкие и точные манипуляции с игрушками, кроме того, уже на этом этапе его жизни можно досконально определить «ведущую» руку и ногу.
Что ещё умеет ребёнок в этом возрасте? Нижеперечисленные достижения лишь подтверждают, что интеллектуальное развитие не отстает от физического. Итак, малыш способен:
- удерживать ручку или карандаш тремя пальцами;
- рисовать подобие геометрических фигур;
- различать несколько цветов и оттенков;
- различать предметы по форме и величине;
- строить башни более чем из 6-7 кубиков;
- работать с крупными деталями конструктора и мозаики по образцу;
- собирать игрушки-вкладыши;
- называть названия простых предметов;
- выполнять задание из нескольких последовательных действий;
- пользоваться предметами в соответствии с их назначением;
- использовать предметы-заместители во время игровой деятельности;
- копировать действия старших;
- играть с детьми, подражая им;
- играть в одиночку и с группой детей в активные игры;
- заниматься интересным делом самостоятельно и без взрослых, сохраняя концентрацию на протяжении около 40 минут.
Последнее достижение является особенно важным и может свидетельствовать о развитии внимания, усидчивости и терпения в этом возрасте.
Как развивается речь после двух лет
С двух и до двух с половиной лет у детей обычно происходит некий прорыв в отношении развития речи. Активный словарь пополняется за счет пассивного, малыш старается использовать в речи как можно больше новых слов и оборотов, упражняется с падежами, числами и родом частей речи.
Важно, чтобы взрослые следили за собственной речью в присутствии малыша, не забывая о том, что она для него в возрасте 2 лет и 4 месяцев является главным примером для подражания.
Нормальное речевое развитие в первом полугодии третьего года жизни подразумевает собой использование малышом около двух сотен слов, которые он может употреблять пока не всегда к месту и времени. Нормальным в этом возрасте также является желание крохи называть себя не собственным именем, а выдуманным, взятым из любимого мультфильма или интересной книги.
Предложения малыша в этом возрасте состоят из нескольких слов, скреплённых между собой союзами и предлогами. Отличительная сторона речевого развития в 2 года и 4 месяца — это огромное количество адресованных взрослым вопросов по самым разным темам.
Впрочем, малыш с большим удовольствием не только задает, но и отвечает на вопросы, а также анализирует и пересказывает действия сказочных героев, цитирует целые отрывки из мультфильмов или рассказов, с легкостью запоминает стихи и песни, используя их при случае.
Некоторые дети в возрасте 2 лет и 4 месяцев не говорят, упорно пользуясь жестами и отдельными звуками. Родителям в этом случае имеет смысл проконсультироваться с педиатром и логопедом – возможно, уместным станет провести грамотную коррекционную работу, которая позволит ускорить речевое развитие и в скором времени «разговорить» малыша.
Как развивается эмоциональная сфера малыша после двух лет
После двух лет малыш становится заметно более сознательным и самостоятельным. Он проявляет живой интерес ко всему, что его окружает. Если понаблюдать за крохой, можно будет заметить активное развитие как психических, так и эмоциональных процессов.
По-прежнему для малыша в 2 года и 4 месяца нет ничего более важного, чем забота и любовь родителей. Вместе с тем кроха становится менее зависимым от самых близких людей и время от времени с удовольствием играет в одиночестве, придумывая собственные игры и правила.
Малыши в этом возрасте настороженно относятся к незнакомым людям, зато проявляют интерес к сверстникам, желая наладить общение. Для ребёнка в 2 года и 4 месяца становится очевидным, что он — это личность, самостоятельная и отдельная от родителей. Именно поэтому кроха может уже в этом возрасте начинать отстаивать собственные права, порой показывая себя нетерпеливым и агрессивным.
Решением проблемы может стать только терпение и уступчивость взрослых, которые должны будут научиться находить с малышом компромиссы.
Действия ребёнка в возрасте 2 лет и 4 месяцев в основном своём большинстве направлены на достижение результата.
Именно поэтому для него так важно получить одобрение и похвалу взрослых, которым в большинстве случаев он и подражает. Важно свести к минимуму число запретов, которые при этом обязательно должны быть обоснованными и, что не менее важно, незыблемыми.
Родители, поддерживая в ребёнке стремление к самостоятельности, обязательно добьются того, что малыш вырастет сознательным, ответственным и аккуратным человеком. Дополнительно взрослым рекомендуется приобщать кроху в этом возрасте к выполнению совместных дел с одобрением его результатов и поддержкой в случае неудач.
Запись этапов развития — 4 месяца: Медицинская энциклопедия MedlinePlus
URL этой страницы: //medlineplus.gov/ency/article/002007.htm
Чтобы использовать функции обмена на этой странице, включите JavaScript.
Ожидается, что типичные 4-месячные дети будут развивать определенные физические и умственные способности. Эти навыки называются вехами.
Все дети развиваются немного по-разному. Если вас беспокоит развитие вашего ребенка, поговорите с лечащим врачом вашего ребенка.
ФИЗИЧЕСКИЕ И МОТОРНЫЕ НАВЫКИ
Типичный 4-месячный ребенок должен:
- Медленно прибавлять в весе примерно до 20 граммов (почти две трети унции) в день
- Весить в 2 раза больше своего веса при рождении
- Почти не свешивать голову в сидячем положении
- Уметь сидеть прямо, если опираться на опору
- Поднимать голову на 90 градусов, если положить ее на живот
- Уметь переворачиваться с переда на спину
- Удерживать и отпускать предмет
- Играть с погремушкой, когда она находится в руках, но не сможет поднять ее, если уронить
- Уметь держать погремушку обеими руками
- Уметь класть предметы в рот
- Сон 9 до 10 часов ночью с 2 снами днем (всего от 14 до 16 часов в день)
СЕНСОРНЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ НАВЫКИ
Ожидается, что 4-месячный ребенок:
- Хорошо развитое зрение вблизи
- Увеличение зрительного контакта с родителями и другими людьми
- Начинать зрительно-моторную координацию
- Уметь ворковать
- Уметь громко смеяться
- Предвидеть кормление, когда видит бутылочку (если кормят из бутылочки)
- Начинать проявлять память
- Распознавание голоса или прикосновений родителей
ИГРА
Играя, вы можете поощрять развитие:
- Поместите ребенка перед зеркалом.
- Обеспечьте ребенка яркими игрушками.
- Повторять звуки, которые издает младенец.
- Помогите младенцу перевернуться.
- Используйте детские качели в парке, если ребенок может управлять головой.
- Игра на животе (время на животе).
Нормальные вехи детского роста — 4 месяца; Вехи роста детства – 4 месяца; Вехи роста для детей – 4 месяца; Здоровый ребенок — 4 месяца
Веб-сайт Американской академии педиатрии. Рекомендации по профилактике детского здоровья. www.aap.org/en-us/Documents/periodicity_schedule.pdf. Обновлено в марте 2020 г. По состоянию на 14 января 2021 г.
Маркданте К.Дж., Клигман Р.М. Нормальное развитие. В: Маркданте К.Дж., Клигман Р.М., ред. Нельсон Основы педиатрии . 8-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2019: глава 7.
Onigbanjo MT, Feigelman S. Первый год. В: Kliegman RM, St. Geme JW, Blum NJ, Shah SS, Tasker RC, Wilson KM, eds. Учебник педиатрии Нельсона . 21-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2020: глава 22.
Обновлено: Нил К. Канеширо, доктор медицинских наук, магистр здравоохранения, клинический профессор педиатрии Медицинской школы Вашингтонского университета, Сиэтл, Вашингтон. Также рассмотрены Дэвидом Зивом, доктором медицины, MHA, медицинским директором, Брендой Конауэй, редакционным директором, и A.D.A.M. Редакционная коллегия.
Вехи развития: 0-4 месяца | Bard & Didriksen Pediatrics
С того момента, как ваш ребенок родится, с ним произойдет много изменений, он будет расти и развивать новые навыки, личностные качества и многое другое. Один из способов помочь отследить развитие вашего ребенка — обращать внимание на различные вехи. Конечно, у разных детей эти изменения происходят в разное время, поэтому их не следует рассматривать как «правило», указывающее на правильный рост, и их не следует сравнивать между детьми. Кроме того, дети, рожденные раньше срока, могут достичь вехи немного позже, чем те, кто родился в срок. Не говоря уже о том, что эти навыки не навсегда овладевают после их выполнения. У большинства детей в какой-то момент наблюдается регресс навыков, например, регресс сна, когда они могут переходить от сна всю ночь к пробуждению каждую ночь, когда начинают прорезаться зубы.
Ниже приведен список общих изменений, которые можно наблюдать в течение первых 4 месяцев жизни вашего ребенка:
От рождения до 1 месяца- Физическое развитие
- Развивайте базовые рефлексы выживания, такие как сосание, глотание, кашель, рвотные позывы, выделение, хватание, моргание и вздрагивание.
- Руки большую часть времени сжаты в кулаки
- Глаза все еще не скоординированы и могут казаться пересекающимися
- Когнитивные разработки
- Ребенок наблюдает за объектом, находящимся на расстоянии около 12–15 дюймов, особенно если объект медленно перемещается из стороны в сторону в поле зрения
- Исследование собственных рук и пальцев
- Отдать предпочтение голосу собственной матери
- Может различать запахи и вкусы (т. е. предпочитает сладкие на вкус жидкости и отталкивается от неприятных запахов)
- Языковые разработки
- Общается в основном плачем, но может издавать и другие звуки
- Предпочтение определенных звуков, таких как музыка или знакомые голоса
- Повернуться в сторону знакомого голоса
- Социальное и эмоциональное развитие
- Сон в среднем 17-19 часов в сутки в течение нескольких коротких периодов сна
- Наслаждайтесь тем, что вас держат и качают
- Ранние характеристики личности могут показать
- Начните признавать основных опекунов
- Физические разработки
- Способность поднимать голову и грудь и смотреть в обе стороны, лежа лицом вниз
- Начните держать руки открытыми
- Фокусировка глаз и отслеживание движущихся объектов или лица, осуществляющего уход
- Обхватывать пальцами предмет, когда его кладут в руку
- Двигать руками и ногами «извиваясь» и выбрасывать ноги
- Когнитивное развитие
- Движение головы в разные цвета и изменение освещения
- Влечение к голосам людей
- Исследуйте их окружение, кладя предметы им в рот
- Дотянитесь до шумящих игрушек
-
- Издавать воркующие и булькающие звуки, особенно когда с ними разговаривают или улыбаются
- Плакать, когда что-то нужно
- Смеяться, иногда громко
- Свяжите звуки с определенными объектами или деятельностью
- Социальное и эмоциональное развитие
- Отвечать улыбкой, когда кто-то улыбается ему
- Может играть в игры, например, в прятки
- Наслаждайтесь нежной щекоткой или подпрыгиванием
- Способен успокоиться, когда расстроен знакомым голосом
Опять же, эти вехи следует использовать в качестве руководства, а не конкретного контрольного списка для определения надлежащего развития. Не имеет значения, достигает ли ваш ребенок их рано или немного поздно, главное, чтобы они стабильно прогрессировали. Вполне возможно, что ваш ребенок не будет демонстрировать все вышеперечисленное поведение в течение первых четырех месяцев жизни.
Однако есть некоторые признаки того, что может потребоваться профессиональная помощь. Если ваш ребенок не достигает хотя бы большинства из вышеупомянутых вех в течение разумного периода времени после окончания стадии или он внезапно перестает прогрессировать в течение нескольких недель, обратитесь к своему педиатру для оценки. Если подозреваются какие-либо задержки в развитии, раннее вмешательство поможет улучшить общий результат по мере их роста.
Наблюдать за ребенком и помогать ему узнавать новое — это уникальный и увлекательный опыт, который не следует отягощать заботой о выполнении всех пунктов в списке этапов. Во время осмотра здоровья вашего ребенка мы обсудим его прогресс, а также любые проблемы, которые могут возникнуть у вас, чтобы обеспечить развитие вашего ребенка в соответствии с потребностями.