Неотложная помощь при солнечном ударе
При солнечном ударе происходит поражение центральной нервной системы, вызываемое интенсивным действием прямых солнечных лучей на область головы. Солнечный удар обычно поражает людей, работающих в полевых условиях с непокрытой головой, при злоупотреблении солнечными ваннами на пляжах, при трудных переходах в условиях жаркого климата. Солнечный удар может произойти как во время пребывания на солнце, так и через 6—8 ч после инсоляции.
Симптомы
Общее недомогание, разбитость, головная боль, головокружение, шум в ушах, тошнота, а иногда рвота. При осмотре обнаруживается гиперемия (покраснение) кожи лица и головы, учащение пульса (тахикардия) и дыхания (тахипноэ), усиленное потоотделение, повышение температуры, иногда носовое кровотечение. В тяжелых случаях возникает сильная головная боль, снижается АД, температура тела достигает 40—41° С и более, больной впадает в прострацию, теряет сознание. Дыхание учащается, затем замедляется и может перейти в дыхание Чейна — Стокса. Пульс редкий. Возможно развитие отека легких. В некоторых случаях отмечаются судороги, коматозное состояние, иногда возбуждение, галлюцинации, бред.
Неотложная помощь
В большинстве случаев достаточно поместить больного в тень, освободить от одежды, дать выпить холодной воды, положить холодный компресс на голову, обернуть простыней, смоченной холодной водой. В тяжелых случаях эти мероприятия следует дополнить внутривенным или подкожным введением 500 мл изотонического раствора хлорида натрия (0,9% NaCl). В случаях снижения АД, расстройства дыхания необходимо ввести подкожно 1—2 мл 10 % раствора кофеина или 1—2 мл кордиамина. При остановке дыхания прибегают к проведению искусственного дыхания. В случае возникновения отека легких — вводят внутривенно 0,5—0,75 мл 0,05 % раствора строфантина или 1 мл 0,06 % раствора коргликона в 20 мл 40 % раствора глюкозы, назначают мочегонные средства—урегит (50 мг), фуросемид (2 мл 4 % раствора внутривенно).
Госпитализация
В тяжелых случаях больные подлежат госпитализации в реанимационное отделение.
93
Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе
Тепловой удар — тяжелое патологическое состояние, обусловленное общим перегреванием организма. Различают тепловые удары, вызванные преимущественным воздействием высокой температуры окружающей среды, а также тепловые удары, возникающий вследствие интенсивной физической работы (даже в комфортных условиях). Наряду с тепловыми ударами выделяют также солнечный удар, который вызывается интенсивным или длительным прямым воздействием на организм солнечного излучения. Клиническая картина и патогенез теплового удара и солнечного удара аналогичны. Предрасполагающими факторами являются психоэмоциональное напряжение, затруднение теплового рассеивания (плотная одежда, пребывание в плохо вентилируемых помещениях), избыточный вес, курение, алкогольная интоксикация, эндокринные расстройства, сердечно-сосудистые заболевания, неврологические расстройства, употребление некоторых лекарственных препаратов и др.
Первая помощь. Неотложная помощь должна быть направлена на скорейшее охлаждение организма. С этой целью используют как общую (погружение в ванну с водой 18-20°, смачивание кожи пострадавшего водой комнатной температуры с обдуванием теплым воздухом), так и местную гипотермию (лед на голову, подмышечные и паховые области, обтирание губками, смоченными спиртом). При охлаждении у пострадавшего часто возникает двигательное и психическое возбуждение.
При прекращении дыхания или резком его расстройстве необходимо приступить к искусственной вентиляции легких. Когда больной придет в себя, дать ему прохладное обильное питье (крепко заваренный холодный чай).
Лечение пострадавшего должно проводиться в специализированном лечебном учреждении, но мероприятия, направленные на охлаждение организма, необходимо начинать во время транспортировки пораженного.
Первая помощь при спасении утопающего
Утопление — смерть от гипоксии, возникающей в результате закрытия дыхательных путей жидкостью, чаще всего водой. Утопление возможно при купании в водоемах, хотя иногда происходит и в иных условиях, например при погружении в ванну с водой, в емкость с какой-либо другой жидкостью. Значительную часть утонувших составляют дети. Утонувшего можно спасти, если своевременно и правильно оказать ему первую помощь. В первую минуту после утопления в воде можно спасти более 90% пострадавших, через 6-7 минут — лишь около 1-3%.
К утоплению чаще всего приводят нарушение правил поведения на воде, утомление, даже у лиц, отлично умеющих плавать (например, во время длительного заплыва в холодной воде), травмы при нырянии (особенно в незнакомых водоемах), алкогольное опьянение, резкая смена температур при погружении в воду после перегрева на солнце и др. Часто утопление происходит из-за того, что человек теряется в трудной ситуации, забывает, что его тело легче воды и при минимальных усилиях оно может находиться на поверхности весьма долго как в горизонтальном, так и вертикальном положении. Для этого достаточно лишь слегка подгребать воду руками и ногами и по возможности спокойно и глубоко дышать. При попадании в водоворот нужно набрать в легкие побольше воздуха и, нырнув поглубже, отплыть в сторону под водой, что значительно легче, чем на поверхности, т.к. скорость движения воды на глубине существенно меньше.
Смерть при утоплении наступает в результате недостатка кислорода. Условно выделяют несколько основных видов утопления — истинное, сухое и так называемое синкопальное. В первом случае вода заполняет дыхательные пути и легкие, тонущий, борясь за свою жизнь, делает судорожные движения и втягивает воду, которая препятствует поступлению воздуха. У утонувшего кожа синюшная, а изо рта и носа выделяется пенистая жидкость. Во втором случае (при сухом утоплении) из-за спазма голосовых связок вода в легкие не попадает (отсюда и название), синюшность кожи менее выражена. Подобный вариант утопления сопровождается обмороком, и утонувший сразу опускается на дно. В третьем случае (синкопальное утопление) причиной гибели пострадавшего является внезапное прекращение дыхания и остановка сердца. У таких утонувших кожа имеет бледную окраску (так называемые бледные утонувшие).
Спасение утопающего и оказание ему первой помощи. Спасающий должен быстро добежать до ближайшего к тонущему месту вдоль берега. Если тонущий находится на поверхности воды, то желательно успокоить его еще издали, а если это не удается, то лучше постараться подплыть к нему сзади, чтобы избежать захватов, от которых порой бывает трудно освободиться. Одним из действенных приемов, который позволяет освободиться от подобного судорожного объятия, является погружение с тонущим в воду. В таких обстоятельствах он, пытаясь остаться на поверхности, отпустит спасателя. При погружении тонущего на дно, спасатель должен нырнуть, проплыть вдоль дна (в проточной воде учитывая направление и скорость течения). При достаточной видимости следует открыть под водой глаза, т.к. спасательные действия в этом случае более эффективны. Обнаружив тонущего, нужно взять его за руку, под мышки или за волосы и, сильно оттолкнувшись от дна, всплыть с ним на поверхность, интенсивно работая при этом только ногами и свободной рукой.
Доставив тонущего на берег, приступают к оказанию первой помощи, характер которой зависит от его состояния. Если пострадавший находится в сознании, у него удовлетворительный пульс и сохранено дыхание, то достаточно уложить его на сухую жесткую поверхность таким образом, чтобы голова была низко опущена, затем раздеть, растереть руками или сухим полотенцем. Желательно дать горячее питье (чай, кофе, взрослым можно немного алкоголя, например 1-2 столовые ложки водки), укутать теплым одеялом и дать отдохнуть. Если пострадавший при извлечении из воды находится без сознания, но у него сохранены удовлетворительный пульс и дыхание, то следует запрокинуть его голову и выдвинуть нижнюю челюсть, после чего уложить таким образом, чтобы голова была низко опущена, затем своим пальцем (лучше обернутым носовым платком) освободить его ротовую полость от ила, тины и рвотных масс, насухо обтереть и согреть. Пострадавшему, у которого отсутствует сознание, нет самостоятельного дыхания, но сохраняется сердечная деятельность, после предварительных мероприятий, которые направлены на освобождение дыхательных путей, нужно как можно быстрее начать искусственное дыхание. При отсутствии у пострадавшего дыхания и сердечной деятельности искусственное дыхание необходимо сочетать с массажем сердца.
Транспортировка пострадавшего в стационар целесообразна после восстановления сердечной деятельности. При этом пострадавший должен находиться в положении на боку на носилках с опущенным подголовником. Все пострадавшие обязательно должны быть госпитализированы, поскольку имеется опасность развития так называемого вторичного утопления, когда появляются признаки острой дыхательной недостаточности, боли в груди, кашель, одышка, чувство нехватки воздуха, кровохарканье, возбуждение, учащение пульса. Высокая вероятность развития у пострадавших отека легких сохраняется в сроки от 15 до 72 часов после спасения.
Солнечный и тепловой удар, неотложная помощь. — КиберПедия
Тепловой удар
Тепловой удар – это опасное для жизни состояние, которое возникает при воздействии на тело человека повышенной температуры, в условиях повышенной влажности, обезвоживания и нарушения процесса терморегуляции организма.
Чаще всего тепловой удар развивается при тяжелой физической работе в условиях повышенной температуры и влажности окружающей среды. Реже тепловой удар возникает из-за длительного нахождения в жаркую погоду под прямыми солнечными лучами.
Вне зависимости от причины, вызвавшей тепловой удар, следует немедленно обратиться за квалифицированной медицинской помощью, чтобы предотвратить его осложнения (шок, повреждение мозга и внутренних органов, смерть).
Нормальное функционирование человеческого организма возможно при температуре его внутренних органов и крови около 37° С, причем колебания температуры не должны превышать 1,5° С.
Причины возникновения теплового удара:
1) Основной причиной теплового удара является воздействие на организм высокой температуры в условиях высокой влажности окружающей среды.
2) Также тепловой удар может возникнуть в результате ношения теплой и синтетической одежды, которая мешает телу выделять тепло.
3) Чрезмерное употребление алкоголя может стать причиной развития теплового удара, т.к. алкоголь нарушает терморегуляцию.
4) Жаркая погода. Если вы не привыкли к действию на организм высоких температур, ограничьте вашу физическую активность, по крайней мере, на пару дней в случае, когда произошла резкая смена температурного режима.
5) Тяжелая физическая нагрузка под открытым солнцем является серьезным фактором риска развития теплового удара.
6) Некоторые лекарственные средства также повышают риск получения теплового удара. К средствам, повышающим риск теплового удара, относятся:
· вазоконстрикторы,
· диуретики,
· антидепрессанты
· антипсихотические средства.
7) Перегревание организма человека наблюдается на производствах с высокой температурой окружающей среды или в условиях, затрудняющих теплоотдачу с поверхности тела, а также в районах с жарким климатом.
Клиническая картина теплового удара.
По клиническим проявлениям различают легкий, средней тяжести и тяжелый тепловой удар. Начало обычно острое. Наблюдаются учащение дыхания и сердечных сокращений, гиперемия кожи, повышение температуры тела, достигающее иногда высоких цифр.
Легкая форма. Адинамия, головная боль, тошнота, учащенное дыхание, тахикардия. Температура нормальная или субфебрильная. Кожа не изменена. Если пострадавшему максимально быстро создать комфортные условия, то все симптомы гипертермии также быстро исчезают.
Средняя тяжесть. Резкая адинамия. Головная боль с тошнотой и рвотой, оглушенность, неуверенность движений, кратковременные потери сознания (обмороки). Дыхание учащено, тахикардия. Кожа влажная, гиперемирована. Потоотделение усилено. Температура тела 39-40° С. Если лечебные мероприятия начаты вовремя, то функции организма нормализуются.
Тяжелая форма. Начало острое. Сознание спутано, вплоть до оглушенности, сопора, комы. Клонические и тонические судороги. Психомоторное возбуждение, бред, галлюцинации. Дыхание частое, поверхностное, аритмичное. Пульс 120-140 ударов, нитевидный. Тоны сердца глухие. Кожа горячая и сухая. Температура тела 41-42° С и выше. Анурия. На ЭКГ – признаки диффузного поражения миокарда. В крови нарастает остаточный азот, мочевина и уменьшается количество хлоридов. Летальность при тяжелой форме теплового удара достигает 20-30%.
Первая помощь.
Лечение теплового удара начинается с устранения главной причины гипотермии. То есть необходимо вынести человека из душного жаркого помещения, переложить в тень с открытого солнца, постараться определить пострадавшего в ближайшее помещение, если поблизости есть таковое. Если человек в сознании, то необходимо охладить тело человека с помощью холодных обтираний, прикладывания льда к внутренним изгибам локтей, где проходят кровеносные сосуды, а также охлаждения затылочной части головы и шеи. Пострадавшему положено холодное питье: можно зеленый чай или воду комнатной температуры.
Если человек находится без сознания, то первой помощью будет непрямой массаж сердца, а также искусственное дыхание рот в рот, или рот в нос через носовой платок или другую тонкую ткань. Как только приняты первые меры, необходимо сразу же доставить пострадавшего в ближайшую больницу.
Главное помнить, что при тепловом ударе действовать нужно быстро, без промедлений, ведь от этого зависит человеческая жизнь.
Что может сделать врач:
Провести срочное лечение. При потере сознания врач может ввести пациенту соляной раствор внутривенно, что восстановит количество жидкости в организме.
Меры предотвращения:
· Носите лёгкую одежду из натуральных материалов (лён, хлопок), это позволит избежать развитие теплового удара.
· При возможности, установите в доме кондиционер.
· Пейте больше жидкости, особенно в теплое время года, это снизит риск развития теплового удара.
· Прежде чем употреблять какие-либо лекарственные средства, обязательно проконсультируйтесь с врачом.
· Никогда не оставляйте машину на солнце. Если всё же это случилось, не сидите в раскаленной машине больше 10 минут.
· Избегайте тяжелой физической нагрузки в жаркое время года. Во время выполнения работы время от времени делайте перерывы на отдых, пейте больше жидкости.
· Следите за детьми и не разрешайте им играть в жаркую погоду под открытым солнцем.
Солнечный удар
Солнечный удар — это острое болезненное состояние, которое возникает из-за перегрева головы прямыми лучами солнца: кровеносные сосуды мозга расширяются, происходит сильный приток крови к голове.
В некоторых случаях могут возникать разрывы мелких кровеносных сосудов мозга, что может вызвать нарушения центральной и периферической нервных систем человека.
Под воздействием солнца голова перегревается, кровеносные сосуды начинают расширяться. Соответственно увеличивается приток крови к головному мозгу, возникает отёк. Небольшие кровоизлияния в разные отделы мозга может вызвать нарушения в работе центральной нервной системы.
Солнечный удар может случиться как с людьми, плохо переносящими жару вообще, так и с теми, кто прибывает на солнце с переполненным желудком, в состоянии опьянения и просто с непокрытой головой. Следует помнить о кепках и панамах – они защитят голову.
Выделяют три формы солнечного удара:
· асфиксическая – дыхание частое, поверхностное; пульс нитевидный, выраженное учащение пульса, акроцианоз; с углублением неврологических расстройств отмечается апное и остановка сердца;
· паралитическая – повторяющиеся судороги, коматозное состояние с последующей остановкой сердца;
· психопатическая – проявляется расстройствами сознания (бред, галлюцинации), судорогами и параличами, как правило, через 5-6 часов после воздействия повышенной температуры.
Показатель | Возраст | |||||||||||
1 мес. | 2 мес. | 3 мес. | 4 мес. | 5 мес. | 6 мес. | 7 мес. | 8 мес. | 9 мес. | 10 мес. | 11 мес. | 12 мес. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Зрительно-ориентировочные реакции (Аз) | Кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним | Следит взором за движущейся перед глазами игрушкой | Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, в любых положениях | Узнает мать | | |||||||
Слуховые ориентировочные реакции (Ас) | Вздрагивает при резком звуке и мигает | Прислушивается | Отчетливое слуховое сосредоточение | Поворачивает голову на звук | Различает тон, с которым к нему обращаются | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Эмоция (Э) | Первая улыбка | Улыбается в ответ на речь взрослого | В ответ на разговор проявляет радость улыбкой, оживленными движениями ног, звуками (комплексы оживления) | Громко смеется | ||||||||
Движения общие (До) | Попытка держать голову лежа на животе | Хорошо держит голову в тече- | Хорошо удерживает голову, | Поворачивается со спины | Стоит не подгибая ног, | Поворачивается с живота на | Хорошо ползает | Самостоятельно садится, си- | Ходит при поддержке за обе | Влезает на невысокую | Стоит самостоятельно без | Ходит самостоятельно |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
ние 1-2 мин в вертикальном положении | лежа на животе. Есть упор ног | на живот | при поддержке под мышки. Поворачивается со спины на живот | спину. Подползает | дит и опускается. Сам встает у опоры и ходит, держась за барьер | руки | поверхность и слезает с нее | опоры | ||||
Движения рук и действия с предметами (Др) | Случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью | Захватывает подвешенную игрушку | Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка | Свободно берет игрушку из разных положений | Постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает из одной руки в другую | Игрушками занимается долго | Действует с предметами по-разному (катает, вынимает в зависимости от свойств) | Открывает, закрывает (коробку, матрешку), вкладывает один –предмет в другой | Накладывает кубики, снимает и надевает кольца пирамидки | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Приготовительные этапы речи (Ра) | Начинает гулить | Длительно гулит | Продолжает гулить долго | Произносит слоги «ма», «ба» (начало лепета) | Произносит слоги многократно (лепечет) | Громко повторно произносит различные слоги | Подражает слогам, которые имелись в его лепете | Подражает разным слогам взрослого | Произносит первые слова-обозначения «ма-ма», «ав-ав», «кис-кис» | Произносит 8-10 слов | ||
Понимание речи (Рп) | На вопрос «где?» находит предмет, расположенный в определенном месте | По просьбе взрослого выполняет «ладушки», «до свидания» | Знает свое имя, на вопрос «где?» находит и достает предмет из массы игрушек | Знает название частей тела, дает знакомым предмет по просьбе взрослого | Выполняет элементарные требования взрослых | Выполняет элементарные требования взрослых (увеличивается запас понимаемых слов) | ||||||
Показатели | Возраст | |||||||||||
1 год 3 мес. | 1 год 6 мес. | 1 год 9 мес. | 2 года | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||
Сенсорное развитие (С) | Играя, различает два разных по величине предмета (например, два куба) | Из предметов разной формы (3-4) по предлагаемому образцу и слову подбирает предмет такой же формы (например, кубику – кубик) | Играя, различает три разных по величине предмета (например, три кубика) | По предлагаемому образцу и просьбе того же цвета | ||||||||
Движения (Д) | Ходит длительно, меняет положение (приседает, наклоняется и др.) | Движение более координированы – перешагивает через препятствия приставным шагом (например, через палку, лежащую на полу) | Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см на высоте 15-20 см от пола | Преодолевает препятствия, чередуя шаг | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||
Игра и действия с предметами (И) | Умеет воспроизводить в игре различные действия (кормит куклу, собирает пирамиду и др.) | Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия (причесывает куклу, умывает и т.д.) | Строит «ворота», «скамейку», «домик» | В игре воспроизводит ряд логически связанных действий (куклу купает и вытирает) | ||||||||
Понимание речи (Рп) | Значительно увеличился запас понимаемых сло | Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов – два одинаковых по значению, но разных по цвету или величине | Отвечает на вопросы взрослого при рассмотрении сюжетной картинки | Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ему по опыту | ||||||||
Активность речи (Ра) | Пользуется лепетом и облегченным словом (машина «би-би», собака «ав-ав») | В момент удивления, радости или сильной заинтересованности называет предмет | Пользуется двухсловными предложениями | Пользуется двух- и трехсловными предложениями при общении со взрослыми | ||||||||
Навыки (Н) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой | Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого | Умеет частично надевать одежду с небольшой помощью взрослого | ||||||||
Наблюдаемые группы детей | Частота осмотра педиатром и специалистом | Особое внимание обращается на | Методы обследования | Профилактические мероприятия | Критерии оценки эффективности динамического наблюдения | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
Новорожденный ребенок | Педиатр, в первые 2-3 дня после выписки из родильного дома, на 14-й, 21-й день жизни на | Вид вскармливания (исключительно грудное). Состояние органов и систем. Особенности неврологического статуса. Состояние кожных | Антропометрия. УЗИ сердца и другие исследования по | Организация внешней среды, условий развития ребенка, рационального вскармливания и | Обязательное грудное вскармливание. Показатели нервно- | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
дому, в 1 месяц в поликлинике | покровов и видимых слизистых. Состояние пупочной ранки и пупочного кольца. Наличие стигм дисэмбриогенеза, врожденных аномалий развития и заболеваний. Динамику массы тела. Состояние большого родничка, определение группы здоровья. Самочувствие матери, лактацию | показаниям | режима дня; пребывание на свежем воздухе; проведение массажа, гимнастики, закаливающих процедур; профилактика рахита, анемии, авитаминоза; лечение выявленных патологических состояний | психического и физического развития. Данные клинического обследования | ||||||||
Дети первого года жизни | Педиатр – 1 раз в месяц. Хирург, ортопед, невропатолог – в первые 3 месяца жизни. Эндокринолог, офтальмолог, отоларинголог, стоматолог к 1-му году. Другие специалисты по показаниям | Исключительно грудное вскармливание до 6 месяцев. Динамику массы тела. Нервно-психическое и физическое развитие. Состояние костно-мышечной системы. Организацию режима дня и кормления. Условия развития ребенка, определение группы здоровья | Антропометрия — 1 раз в месяц. Общий анализ крови, анализ мочи – 1 раз в 3 месяца. Сахар крови, кал на яйца гельминтов – во II полугодии. УЗИ органов брюшной полости | Те же. Поддержка грудного вскармливания; вакцинация по возрасту; советы матери по профилактике незапланированной беременности; планирование семьи | Те же | |||||||
Дети второго года жизни | Педиатр – 1 раз в квартал. Стоматолог – 1 раз в год. | То же | Антропометрия – 1 раз в квартал. | Организация режима дня и питания соответственно возрасту; гимнастика, | Показатели нервно-психического и | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
Другие специалисты по показаниям | Анализ крови, мочи – 1 раз в год | закаливающие процедуры; профилактика кариеса, авитаминоза, рахита, анемии; профилактика йодной недостаточности | физического развития. Данные клинического обследования | |||||||||
Дети трех лет жизни | Педиатр – один раз в полугодие. Офтальмолог, невропатолог, стоматолог, логопед – 1 раз в год. Другие специалисты по показаниям | Нервно-психическое и физическое развитие. Состояние костной, зубочелюстной, мышечной систем и внутренних органов. Определение группы здоровья | Те же. Дополнительно определяют сахар крови, анализ кала на яйца гельминтов – 1 раз в год. УЗИ щитовидной железы по показания | Те же | Те же | |||||||
Дети четырех лет жизни | Педиатр – 1 раз в год. Стоматолог – 1 раз в год. Другие специалисты по показаниям | То же | Антропометрия, анализ крови. Мочи – 1 раз в год | Те же | Те же | |||||||
Дети пяти лет жизни | Педиатр – 1 раз в год. Офтальмолог, отоларинголог, стоматолог, | Нервно-психическое и физическое развитие. Выявление дефектов речи, осанки, слуха, наличие кариозных | Те же. Дополнительно определяют сахар крови, | Те же | Показатели нервно-психического и | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
логопед, невропатолог, хирург – 1 раз в год. Другие специалисты по показаниям | зубов. Определение группы здоровья | анализ кала на яйца гельминтов | физическоо развития; работоспособность, частота заболеваний | |||||||||
Дети шести лет жизни | Те же + эндокринолог | То же | Те же + измерение артериального давления (перед поступлением в школу) + сахар крови | Те же | Те же. Комплексная оценка готовности к поступлению в школу | |||||||
Учащиеся | ||||||||||||
1 класс | Педиатр – в середине учебного года. Стоматолог, офтальмолог – 1 раз в год. Другие специалисты по показаниям | Организацию школьного и домашнего режима. Внешкольные нагрузки, питание, быт. Состояние внутренних органов; нервно-психическое и физическое развитие. Осанку, остроту зрения и слуха, состояние зубов, прикуса, дефекты речи; соответствие биологической зрелости возрасту | Антропометрия и проверка остроты зрения, анализ крови, мочи, сахар крови, кал на яйца гельминтов, измерение артериального давления – 1 раз в год | Соблюдение гигиенического режима в школе и дома, организация рационального режима дня, питания, физического воспитания, закаливающие мероприятия, подвижные игры, туризм и пр. | Показатели нервно-психического и физического развития, работоспособности; частота заболеваний, усвоение учебной программы | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
2 и 3 классы | Педиатр, стоматолог – 1 раз в начале учебного года. Другие специалисты по показаниям | То же | Те же | Те же | Те же | |||||||
4 класс | Педиатр, офтальмолог, отоларинголог, хирург (или ортопед), стоматолог, невропатолог – в начале учебного года | Организацию школьного и домашнего режима. Внешкольные нагрузки, питание, быт. Состояние внутренних органов. Нервно-психическое и физическое развитие. Осанку, остроту зрения и слуха, состояние зубов, прикуса, дефекты речи; соответствие биологической зрелости возрасту; степень усвоения программы начальной школы | Те же | Те же | Те же | |||||||
5 класс | Педиатр, стоматолог – 1 раз в начале учебного года. Другие специалисты по показаниям | То же | Те же + сахар крови | Те же | Те же | |||||||
6-7 классы | Педиатр, офтальмолог, стоматолог – в начале учебного года. Детский | Организацию режима дня и питания; внешкольные нагрузки, быт; физическое и нервно-психическое | Антропометрия и проверка остроты зрения, | Соблюдение санитарно-гигиенических условий, рациональная | Те же + удовлетворительная адаптация к | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
гинеколог и др. специалисты по показаниям | развитие. Состояние органов зрения и слуха; осанку. Состояние органов и систем | анализ крови, мочи, кала на яйца гельминтов, измерение артериального давления – 1 раз в год | организация учебной и трудовой деятельности, режима дня, физического воспитания, санация полости рта и носоглотки. Лечение выявленной патологии | той или иной профессии | ||||||||
8-9 классы | Педиатр, офтальмолог, стоматолог, отоларинголог, невропатолог, хирург, эндокринолог, детский гинеколог – в начале | Организацию школьного и домашнего режима, питание; нервно-психическое и физическое развитие. Внешкольные нагрузки, быт. Состояние внутренних органов и систем | Антропометрия и проверка остроты зрения, анализ крови, мочи, кала на яйца | Те же | Те же | |||||||
учебного года. Другие специалисты по показаниям | гельминтов, измерение артериального давления – 1 раз в год |
Солнечный и тепловой удар: профилактика, симптомы, помощь
Солнечный и тепловой удар: профилактика, симптомы, помощь
Тепловой удар и солнечный удар очень схожи по механизму развития. И то и другое — результат воздействия тепловой энергии на организм человека.
Тепловой удар может развиться в разных ситуациях:
- температура окружающей среды выше нормальной температуры человеческого тела;
- температура не слишком высокая, но человек выполняет тяжелую физическую работу;
- на тело и, особенно, голову человека оказывают воздействие прямые солнечные лучи (солнечный удар).
Алкоголь и плотный обед, безветренная и влажная погода, плотная влагонепроницаемая одежда, лишний вес, хронические заболевания сердца и нервной системы, некоторые лекарства (например, мочегонные и транквилизаторы) повышают угрозу развития гипертермии.
Признаки солнечного и теплового удара
Симптомы солнечного и теплового удара развиваются быстро и нарастают внезапно. Появляется апатия, жажда, могут быть тянущие боли в мышцах, Поднимается температура, в легких случаях — до субфебрильной, в тяжелых — до 42?С. Кожа краснеет, горячая на ощупь, сначала она влажная от пота, при нарастании клинических проявлений становится сухой. Нарастает головная боль, появляется тошнота, рвота. Пульс частый, тоны сердца приглушены, дыхание учащенное. Нарушение сознания в легких случаях ограничивается заторможенностью, в средне тяжелых случаях могут быть обмороки, в тяжелых — галлюцинации, судороги, кома. При тяжелых повреждениях развивается острая почечная недостаточность: анурия, нарастание шлаков в крови. При тепловом ударе, особенно связанном с тяжелой физической нагрузкой, может появиться желтуха, признаки повреждения клеток печени в анализах крови. Солнечные и тепловые удары развиваются по одному механизму, однако при солнечном ударе гораздо сильнее выражены поражения головного мозга, а признаки почечной и печеночной недостаточности бывают гораздо реже.
Тепловой и солнечный удар, первая помощь
Первая помощь при солнечном и тепловом ударе должна быть оказана как можно быстрее. При легкой степени перегрева это позволит пострадавшему вернуться к нормальному состоянию, при тяжелой — предотвратит такие последствия, как инфаркт, инсульт и даже смерть. К сожалению, сам пострадавший редко правильно оценивает свое состояние, и очень важно, чтобы рядом оказался человек, который имеет представление, что делать при солнечном ударе и тепловом ударе.
Неотложная помощь при солнечном и тепловом ударе призвана
1 Создать комфортные условия для пострадавшего: переместить в затененное, прохладное помещение, освободить от одежды, по крайней мере расстегнуть ремень, тугой воротник, снять обувь, обеспечить движение воздуха: включить вентилятор, кондиционер, если такой возможности нет — создать импровизированные опахала.
2 Быстро охладить организм: Поместить больного в прохладную ванну или завернуть в простыню, смоченную холодной водой. Менять простыни, как только они начинают нагреваться. На голову, к ладоням, паховым складкам, в подмышечную область положить пакеты со льдом (подойдут и замороженные овощи из морозильника) или термопакеты из автомобильной аптечки. Оптимально охладить больного до 38,5°С, дальше организм справиться сам.
3 Восстановить потери жидкости. Пить, конечно, не алкоголь, а минеральную воду или специальные солевые растворы, порошок для приготовления которых может обнаружиться в домашней аптечке (регидрон, оралит), вполне подойдет и сладкий чай с лимоном. Во всех случаях, даже если состояние не выглядит угрожающим, пострадавшего нужно доставить в приемный покой больницы или обратиться в службу 03.
Врачебная помощь при солнечном и тепловом ударе
Врач установит, сумела ли оказанная помощь при солнечном ударе, тепловом ударе нейтрализовать повреждающее действие гипертермии (это вполне возможно при легкой степени перегревания), или состояние по-прежнему остается угрожающим, и пациента нужно лечить в стационаре.
Для предупреждения сердечной, дыхательной недостаточности и отека мозга, медики могут предпринять такие действия: инфузию больших объемов глюкозо-солевых растворов с учетом электролитных нарушений (контролируется уровень калия, натрия, кальция в организме), введение препаратов, улучшающих сердечную деятельность, назначение при необходимости противосудорожных препаратов (фенобарбитал), применение жаропонижающих (парацетомол, ибупрофен, анальгин), может назначаться литическая смесь (аминазин, супрастин, промедол, новокаин), вдыхание кислорода, по показаниям — искусственная вентиляция легких.
Если помощь пришла вовремя, тяжелых осложнений удается избежать. Тем не менее, нарушение микроциркуляции и повреждение нервных клеток в процессе развития теплового удара, оставляют следы в виде астенического синдрома, вегето-сосудистой дистонии. По крайней мере, несколько месяцев нужна особая осторожность, так как иммунитета к тепловому удару не возникает, напротив, скорее появляется к предрасположенность к его повторению.
Профилактика солнечного и теплового удара
Профилактика теплового и солнечного удара предусматривает Рациональный режим: полуденные часы проводить в кондиционированном помещении. Выходить на улицу, особенно для физической работы, следует только утром или вечером. Правильную одежду: она должна быть свободной и пропускать влагу. Брезентовая, прорезиненная одежда в жару — верный путь к тепловому удару. Непременно должна быть прикрыта от прямых солнечных лучей голова. Разумную диету: в жару предпочтительнее плотный ужин, но легкий обед. Желательно придерживаться молочно-овощного рациона. Непременно нужно компенсировать потери жидкости на испарение. При физической работе в жару оптимально выпивать стакан воды через каждые четверть часа. Особого внимания требует профилактика солнечного и теплового удара у детей. При всех своих адаптационных способностях, дети не умеют адекватно оценивать собственное состояние — за них это приходится делать взрослым. Не следует кутать ребенка, перекармливать его, а вот за тем, чтобы он вовремя попил и не снимал панамку, следить нужно обязательно. Не лишним будет в жаркий день периодически измерять ребенку температуру.
Первая медицинская помощь при солнечном ударе
На дворе нещадно палит солнце, а значит, риск «подхватить» солнечный удар есть у каждого. Итак, лето в самом разгаре, ты отдыхаешь с друзьями на море и вдруг… кому-то из них становится плохо! Что с ним, тепловой удар или, может, солнечный? Или просто это последствия вчерашней бурной ночи с неуемным количеством алкоголя? А ты уверен, что сможешь отличить одно от другого и при этом оказать первую помощь? Нет? Тогда читай внимательно!
Солнечный удар — это состояние, которое развивается в результате длительного воздействия солнечных лучей на голову и верхнюю часть шеи в жаркую погоду.
Тепловой удар — результат общего перегревания организма, в том числе под воздействием солнечных лучей.
Симптомы солнечного и теплового удара:
Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)
- тошнота;
- рвота;
- головная боль;
- вялость, зевота, сонливость;
- покраснение лица;
- повышение температуры тела;
- шум в ушах;
- потемнение в глазах;
- учащение дыхания;
- слабость;
- головокружение.
При солнечном ударе могут быть ожоги кожи, в тяжелых случаях возможны обморок и судороги.
Первая помощь при солнечном и тепловом ударе:
- Укрой пострадавшего от солнечных лучей, вынеси его из душного, жаркого помещения на свежий воздух в тень.
- Придай пострадавшему полусидячее положение.
- Расстегни стесняющую одежду пострадавшего, сними синтетическую одежду.
- Дай понюхать ватный тампон, смоченный нашатырным спиртом.
- Оботри область головы, груди и шеи тканью, смоченной прохладной водой.
- Дай пострадавшему обильное питье комнатной температуры — сок, воду, компот.
- Если температура тела пострадавшего выше 39 °С у взрослых и выше 38 °С у детей, можно дать один из жаропонижающих препаратов.
Внимание!
- Наблюдай за тем, дышит ли больной. Если дыхание отсутствует, начинай искусственное дыхание.
- Проверяй пульс. При остановке кровообращения приступай к непрямому массажу сердца.
- В случае нарушения дыхания и (или) кровообращения, судорог и стойкого нарушения сознания немедленно вызывай скорую помощь!
Что НЕЛЬЗЯ делать при солнечном и тепловом ударе:
- Давать пострадавшему алкогольные напитки и напитки, содержащие кофеин.
- Быстро и резко охлаждать пострадавшего (окунать в холодную ванну).
Будь осторожен, выходя на море с детьми или людьми пожилого возраста — они более склонны к солнечному и тепловому удару. Запоминайте и придерживайтесь этих советов — вовремя оказанная первая помощь может спасти человеческую жизнь!
Как правильно оказать помощь при солнечном ударе
Лето это время, когда каждый из нас старается больше времени проводить на открытом воздухе, больше гулять и, конечно, загорать. Теплые солнечные лучи, ласкающие кожу, и живописные уголки около водоемов располагают к тому, чтобы расслабиться, забыть о заботах и просто понежиться под лаковым ветерком.
Но нельзя забывать, что солнышко бывает не только ласковым, но и весьма опасным. Длительное пребывание под прямыми солнечными лучами запросто может привести к солнечным ожогам, а также к солнечному удару. Это весьма тяжелое состояние, которое может иметь самые плачевные последствия в случае неправильного или несвоевременного предоставления первой помощи.
Правильная профилактика солнечного удара
Солнечным ударом называют расстройство функционирования головного мозга человека вследствие длительного воздействия солнечных лучей. Учитывая всю сложность ситуации и последствий, необходимо любой ценой стараться не допустить развития солнечного удара. Ведь не всегда рядом найдется человек, способный оказать правильную помощь и найти подмогу.
Сама по себе профилактика солнечного удара это вовсе не сложное дело, необходимо только следовать нескольким простым советам:
- Важно избегать воздействия прямых солнечных лучей. Это необходимо помнить, как при выборе времени для прогулки, так и при организации поездки. Лучше всего выходить на улицу утром или после обеда, когда солнце находится низко и температура воздуха не настолько высока.
- Помогают избежать солнечного удара и водные процедуры. Если вы много времени проводите на открытом воздухе, то необходимо периодически купаться, например, под прохладным душем. Таким образом организм будет охлаждаться, что поможет защититься не только от солнечного, но и от теплового удара.
- Необходимо беречь от воздействия прямых солнечных лучей голову. Головной убор является обязательным аксессуаром в жаркую летнюю погоду. Кроме того, помогут легкие наряды из натуральных тканей.
- Нельзя допускать обезвоживания. Необходимо пить не менее 2-2,5 литров воды в день, при этом еда должна быть максимально легкой, желательно растительной, чтобы не перегружать организм, который много сил тратит на охлаждение и подержание нормальной температуры.
Такие простые меры предосторожности помогут избежать солнечного и теплового удара и спасут от необходимости оказания первой помощи и неприятных последствий перегрева.
Симптомы солнечного удара
Если не были соблюдены меры предосторожности, или их оказалось недостаточно, и солнечный удар все-таки приключился, то необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему. Основы первой помощи при солнечном ударе, как и его симптомы, в самом начале лета необходимо изучить даже детям, так будет больше шансов спасти человека от серьезных последствий.
При солнечном ударе под воздействием тепла сосуды головного мозга расширяется и в них, соответственно, попадает больше крови. Это приводит к тому, что губы и ногти у человека могут немного посинеть. Также обычно наблюдается учащение сердцебиения и затруднение дыхания, возможна отдышка и тошнота, а также расширение зрачков и нарушение координации движения. В сложных ситуациях человек может потерять сознание, изредка наблюдаются даже судороги.
В большинстве случаев распознать солнечный удар несложно. Если подобные симптомы появляются неожиданно и на фоне длительного воздействия солнечных лучей, то, скорее всего, перед вами именно солнечный удар и необходимо переходить к оказанию первой помощи. Помните, последствия солнечного удара могут быть непредсказуемыми, и чем раньше вы начнете помогать пострадавшему, тем больше у него шансов выйти из этого состояния без существенных повреждений.
Первая помощь при солнечном ударе
Если вы видите, что у человека солнечный удар, первым делом необходимо вызвать скорую помощь и только после этого начинать оказание первой помощи. Пока скорая будет добираться до больного, а если вы находитесь далеко на пляже, то это может затянуться, необходимо сделать все возможное для облегчения его состояния.
Что же делать первым делом? Пострадавшего обязательно необходимо перенести в тень, это может быть помещение, например, магазина, или простой зонтик, даже под кусты. Если человек в сознании, необходимо напоить его. Обычно солнечный удар сопровождается перегревом, а перегрев обезвоживанием, поэтому обильное питье поможет облегчить состояние. Пригодится обычная простая вода, сок, компот, но только не спиртосодержащие напитки.
Что делать при солнечном ударе у ребенка
Иногда фиксируются ситуации, когда симптомы солнечного удара фиксируются не сразу после или во время пребывания на солнце, а спустя 6-8 часов после прогулки. В таких ситуациях часто появляется тошнота и недомогание, которые родители не связывают с воздействием солнца. Может также появиться головная боль и вялость, повыситься температура. В сложных ситуациях фиксировались даже галлюцинации. В таких случаях помощь необходимо оказывать немедленно, так как дорога каждая секунда. Оптимальный вариант помощи в данной ситуации – доставить пострадавшего ребенка в медучреждение как можно скорее.
Пока ребенок находится вне больницы необходимо перенести его в прохладное место и повернуть на бок, чтобы обеспечить беспрепятственный отход рвоты. Ребенка необходимо раздеть или просто ослабить одежду. В целом способы оказания первой помощи аналогичны взрослым – охладить и напоить.
Солнечный удар у детей редко проходит бесследно, рано или поздно его негативные последствия могут проявиться, поэтому в данной ситуации очень важно предотвратить возникновение проблемы, а не решить ее. Детям нельзя находиться на улице без головных уборов, нельзя проводить на солнце много времени, нельзя гулять с 10 до 15 часов. Загар на пляже также должен быть строго дозированным в зависимости от возраста и цвета кожи малыша. Лучшее место для прогулок с детьми летом — это берег реки или озера под тенью деревьев.
Чего нельзя делать при солнечном ударе (Видео)
Не имеет никакого смысла оказание первой помощи пострадавшему, если он до сих пор находится под воздействием прямых солнечных лучей. Если рядом нет никакого укрытия или нет возможности перенести пострадавшего в силу его большого веса, можно постараться сделать навес из любых подручных материалов, одежды, веток и т.д. Это поможет создать хоть какую-то тень.
Пострадавшего нельзя закрывать в душном помещении. Ему необходим постоянный доступ кислорода, поэтому двери и окна должны быть открыты. Помогут вентиляторы или опахала из подручных материалов.
Очень важно постараться охладить пострадавшего, но ни в коем случае нельзя опускать его в ледяную или просто холодную воду. Это приведет к резкому сужению сосудов и росту нагрузки на сердце. Последствия такой нагрузки спрогнозировать трудно.
Обязательно надо стараться восполнить недостаток жидкости в организме, но только не при помощи алкогольных напитков. Употребление пива или другого подобного напитка в состоянии солнечного удара может усугубить симптомы, добавив к перегреву и отеку мозга еще и алкогольное токсическое поражение. Кстати, поить больного в бессознательном состоянии также нельзя.
«
Отличная статья 0