Младенец — Википедия


Младе́нец, грудной ребёнок — ребёнок в возрасте от рождения до года. Различают период новорожденности (первые 4 недели после рождения) и грудной возраст (от 4 недель до 1 года). Развитие грудного ребёнка оказывает решающее влияние на его дальнейшее умственное и физическое развитие. Его организм неустойчив ко внешним воздействиям, восприимчив к заболеваниям, поэтому ему необходим наиболее тщательный уход.
Грудной возраст характеризуется особенно интенсивным ростом и развитием. В возрасте от одного до трёх месяцев рост ребёнка увеличивается ежемесячно на 3 см; в 4—6 месяцев — на 2,5 см, в 7—9 месяцев — на 1,5—2 см, в 10—12 месяцев — на 1 см. За первый год жизни рост ребёнка увеличивается в среднем в 1,5 раза, достигая 75 см, масса тела увеличивается в среднем в 3 раза, достигая 10 кг
Анатомо-физиологические особенности[править | править код]
Дети грудного возраста имеют нежную, легко ранимую кожу, недоразвитые выводные протоки потовых желез. Потоотделение за первый года жизни удваивается, но часто имеет неадекватный характер (может увеличиться при похолодании). Апокринные потовые железы не функционируют. Рост волос в этом возрасте замедлен, за первый год жизни их толщина увеличивается в среднем с 0,06 мм до 0,08 мм. В этом возрасте интенсивно нарастает как масса подкожной клетчатки, так и количество жировых клеток. Грудные дети имеют большее чем взрослые, отношение массы подкожной ткани к массе тела. При рождении содержание жира в подкожной ткани 35,5 %, за год оно увеличивается до 56 %[1].
Костная ткань младенцев содержит меньше, чем у взрослых, минеральных веществ. Более толстая, чем у взрослых, надкостница участвует в образовании новой костной ткани. Постепенно появляются точки окостенения, в скелете накапливаются соли кальция, кости твердеют. За время первого года жизни содержание кальция в костях становится больше в среднем в 3,5 раза (с 28 до 100 г). Появляются физиологические изгибы позвоночника. Швы между костями черепа, имеющиеся у новорождённого ребёнка, к 3—4 месяцам уплотняются, малый родничок закрывается к 4—8-й неделе; большой родничок — к концу первого года жизни. Форма грудной клетки бочкообразная, имеет горизонтальное расположение рёбер. Первые молочные зубы появляются в 6—8 месяцев, в годовалом возрасте должно быть 8 зубов[1]. Примерно один из двух тысяч младенцев рождается с одним прорезавшимся зубом[2].Мышечная система развита слабо, отношение массы мышц к массе тела заметно меньше, чем у взрослого человека. Мышцы, особенно сгибатели, у новорождённых имеют повышенный тонус, который у рук нормализуется к 2—2,5 месяцам, у ног к 3—4 месяцам, при этом исчезает обычно согнутое состояние конечностей
Уже сформированные бронхи имеют узкий просвет, их мышечные и эластические волокна развиты слабо. Недостаточное развитие имеет эластическая ткань лёгких. В течение первого года жизни растёт количество альвеол, соответственно дыхательная поверхность лёгких увеличивается на первом году жизни в 4 раза, а минутный объём дыхания — с 635 до 2200 см3. Частота дыхания постепенно становится реже. У нормальных грудных детей на одно дыхание приходится примерно 3 удара сердца. Сердце к 8 месяцам увеличивает свою массу в 2 раза, в основном за счёт утолщения миокарда. Пульс постепенно становится реже: в годовалом возрасте его частота не превышает 120 ударов в минуту. Мочевыделительная система ребёнка развивается, растёт масса и улучшается структура почек, увеличивается объём и эластичность мочевого пузыря, к концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15—16 раз в сутки [1].

Согласно рекомендациям ВОЗ наиболее оптимальным является исключительно грудное вскармливание на протяжении первых 6-ти месяцев жизни младенца[3]. Также грудное молоко может обеспечивать приблизительно половину потребностей младенца в возрасте 6-ти—12-ти месяцев, и около трети потребностей — в возрасте 12-ти—23-х месяцев[4]. В возрасте 6-ти месяцев в питание младенцев вводится прикорм.
За первый год жизни младенец вырастает в среднем на 25—27 см. Рост годовалого ребёнка достигает 75—77 см[5].
Возраст, мес. | Прибавка роста за месяц, см | Прибавка массы тела за месяц, г | Общая прибавка роста, см | Общая прибавка массы тела, кг |
---|---|---|---|---|
1 | 3 | 600 | 3 | 0,6 |
2 | 3 | 800 | 6 | 1,40 |
3 | 2,5 | 800 | 8,5 | 2,2 |
4 | 2,5 | 750 | 11 | 2,95 |
5 | 2 | 700 | 13 | 3,65 |
6 | 2 | 650 | 15 | 4,3 |
7 | 2 | 600 | 17 | 4,9 |
8 | 2 | 550 | 19 | 5,45 |
9 | 1,5 | 500 | 20,5 | 5,95 |
10 | 1,5 | 450 | 22 | 6,4 |
11 | 1,5 | 400 | 23,5 | 6,8 |
12 | 1,5 | 350 | 25 | 7,15 |
Прорезывание молочных зубов[править | править код]
Сроки прорезывания зубов у детей являются индивидуальными. У большинства детей зубы начинают прорезываться после 6-ти месяцев, у некоторых — после 4-х, а в редких случаях у детей первые зубы могут быть уже при рождении. Нижние передние резцы обычно появляются первыми в возрасте 5—7 месяцев, верхние — в возрасте 9—11 месяцев, а под конец первого года жизни, в возрасте 10—12 месяцев, прорезываются нижние боковые резцы. Полный же набор молочных зубов у большинства детей наблюдается ближе к 2-м с половиной годам[6].
Признаками прорезывания считаются возможное незначительное и недолгое повышение температуры (не выше 38,3 °C, то есть без лихорадки), капризность, отказ от еды из-за болевых ощущений (потеря аппетита по отношению к твёрдой пище[7]), повышенное слюноотделение, желание жевать твёрдое[8]. Не являются признаками прорезывания зубов появляющееся в возрасте 3-х месяцев повышенное слюноотделение и желание ребёнка тянуть руки в рот. Желание тянуть руки в рот возникает из-за приобретённого естественным образом возрастного навыка
Родители же и врачи часто связывают прорезывание зубов не только с повышением температуры, но и с другими симптомами. Однако оно не может вызывать насморк, кашель, проблемы со стулом или рвоту[8]. Списывание врачами различных симптомов на прорезывание зубов может привести к неверному диагностированию возможного заболевания[7].
В течение первого года жизни младенец знакомится с окружающим миром, у него развивается моторика, умственные и физические способности. Каждую секунду в его мозгу формируется от 700 до 1000 новых связей между нейронами, а на сам мозг приходится больше половины расходуемой организмом энергии [11]. Развитие происходит по этапам. Каждый из этапов начинается в определённом возрасте, который может немного отличаться от одного ребёнка к другому. Развитие способностей зависит от генетических предрасположенностей, качества питания, окружения, в котором ребёнок растёт, а также от того, сколько времени уделяется ребёнку взрослыми.
Речевое развитие[править | править код]
Первый год жизни характеризуется доречевым развитием ребёнка. В ходе подкреплённого мимикой и жестами речевого взаимодействия взрослых с младенцем, он учится распознавать речь, подражает произношению и со временем начинает произносить первые слова[12].
Возраст | Речевое развитие |
---|---|
0—3 месяца | Идёт развитие эмоционально-выразительных реакций, голосовые реакции проявляются в виде крика |
3—6 месяцев | Ребёнок начинает реагировать голосом, появляются гуление и лепет[12] |
6—10 месяцев | У ребёнка формируется понимание речи, идёт активный лепет[12] |
10—12 месяцев | Ребёнок начинает говорить первые слова[12] |
Годовалый ребёнок может знать от 2—3 до 15—20 слов, а одно и то же слово может означать много разных действий и предметов, то есть происходит обобщение[12].
Развитие по месяцам[править | править код]
Первые 4 недели[править | править код]


В свои первые 4 недели новорождённый проходит переходный этап от внутриутробной к внеутробной жизни. На этом этапе младенец не способен управлять своими руками и ногами, однако обладает набором врождённых физиологических рефлексов.
Из наиболее важных следует отметить следующие врождённые рефлексы:
Эти и многие другие врождённые рефлексы часто используются в педиатрии для диагностирования состояния здоровья младенца. Наиболее важными рефлексами при диагностировании являются: симметричный шейно-тонический, асимметричный шейно-тонический и лабиринтный тонический[14]. Вызывание врождённых рефлексов также может служить для младенца зарядкой, развивающей его двигательный аппарат[13]. В качестве таких рефлексов могут подойти: хватательный, ползания и опоры.
Помимо безусловных врождённых рефлексов у младенца начинают появляться условные рефлексы. Согласно экспериментальным данным, уже в возрасте 20-ти дней младенец способен запоминать события, что, в свою очередь, означает, что у него могут развиваться условные рефлексы на внешние воздействия
Наряду с врождёнными рефлексами у новорождённых есть и врождённые предпочтения. Например, младенцы могут смотреть на одни изображения дольше, чем на другие. Роберт Л. Фантц (англ. Robert L. Fantz) в ходе экспериментов показал, что младенцы предпочитают структурированные изображения неструктурированным, среди которых бо́льшее внимание уделялось лицам и концентрическим кругам[16].
Уже с рождения младенцы могут подражать мимике лица взрослых людей в зависимости от уровня развития своей моторики. Одним из экспериментов, в ходе которых проявлялся данный феномен, была работа Т. Фиелд и её коллег. Младенцам в возрасте полутора дней демонстрировались радостное, грустное и удивлённое выражение лица. Независимые наблюдатели по выражению лица ребёнка смогли в 70 % случаев угадать то выражение лица, которому подражал младенец. Исходя из результатов авторы эксперимента сделали вывод, что уже с рождения младенец способен распознавать по крайней мере 3 различных выражения лица[17].
С рождения и до 2-х месяцев младенцы рефлекторно издают звуки, связанные с физиологическими процессами или стрессом[18]. Использовать звуки для коммуникативных целей младенцы на данном этапе ещё не умеют.
В первые дни после рождения младенец уже способен различать голос матери, что нашло объяснение в ходе экспериментов А. ДеКаспера и М. Спенс. Беременные женщины на протяжении последних 6-ти недель беременности достаточно часто зачитывали вслух одну и ту же детскую историю. После рождения у младенцев усиливался сосательный рефлекс при зачитывании этой истории, по сравнению с другими историями[19].
Громкость звуков, на которые способен реагировать новорождённый, — 60 децибел[19].
Один месяц[править | править код]
В возрасте 1 месяца зрительное восприятие объектов сосредоточено на изучении границ объектов[20]. Если младенцу показывать геометрические фигуры, то он будет изучать их края.
Младенец начинает осваивать базовые движения, не обусловленные врождёнными рефлексами: хватание и бросание[21]. В этом возрасте, лёжа на животе, младенец способен кратковременно поднимать и держать голову[22].
Два месяца[править | править код]
Уже ко второму месяцу младенец способен различать красный, зелёный и синий цвета, а также яркость. Согласно экспериментам Роберта Л. Фантца (англ. Robert L. Fantz), младенцы могут различить две полоски белого цвета, отличающиеся друг от друга яркостью на 5 %[23].
Начиная с 2-х месяцев младенец способен использовать звуки для коммуникации. Он может смеяться в ответ на разговоры с ним взрослого, либо в ответ на его улыбку[18]. Также младенец уже знает базовые свойства родного языка и способен отличить его от иностранных, что было показано исследованиями, проведёнными А. Кристоф и Дж. Мортоном. В ходе эксперимента англоязычному младенцу проигрывались записи речи на разных языках, произнесённые разными людьми. Характер сосания менялся, если английский язык сменялся иностранным, но не менялся, если один иностранный сменялся на любой другой[24].
По части моторики у детей становится характерным хватательный рефлекс: если вложить палец в руку ребёнка или надавить им на ладонь, то кисть ребёнка автоматически охватит палец[25].
Три месяца[править | править код]

К 2—3-м месяцам цветовое зрение младенцев такое же, как и у взрослых[23], а громкость звуков, на которые способен реагировать младенец в 3 месяца, — приблизительно 40 децибел[19].
Опираясь на согнутые руки, ребёнок уже способен приподнимать верхнюю часть туловища и уверенно держит голову[26].
Четыре месяца[править | править код]
К 4-м месяцам у младенца развивается длительная улыбка и снижается частота плача[18]. Младенец способен управлять руками под зрительным контролем, а также может трогать и хватать движущиеся с большой скоростью предметы[27]. Ребёнок начинает проявлять интерес к игрушкам и способен тянуться к ним[26]. Начинается развитие управления движением собственных пальцев[28].
Уровень интеллекта уже позволяет устанавливать причинно-следственные связи: младенец может находить взаимосвязи между зрительными, тактильными и слуховыми данными. Если младенец случайно затронет погремушку рукой, то он будет пытаться повторить те же действия, чтобы заставить погремушку снова издавать звуки[21]. Также младенец уже может соотносить движения губ и издаваемые ими звуки, что было выяснено в ходе исследований П. Кул и А. Мелтзофа[29]. Младенцам одновременно демонстрировались два видеофильма без звука, между которыми располагалась аудиоколонка. В фильмах были изображения лиц, произносивших звуки «а» и «и», соответственно. Из колонки попеременно звучал либо звук «а», либо звук «и». Младенцы дольше смотрели на тот видеофильм, которому соответствовал произносимый звук.
Шесть месяцев[править | править код]
Развитие моторики и зрительного восприятия приводит к тому, что с 6-ти месяцев младенец способен определять размер предметов независимо от расстояния до них[30]. С 6-ти—7-ми месяцев младенцы активно размахивают предметами, трут их и бросают, что на данном этапе является основной формой изучения окружающего мира. Эти действия позволяют младенцу изучить такие свойства объектов, как характер поверхности и вес[28].
Согласно одному из экспериментов Клаеса вон Хофстена[29], уже c 6-ти месяцев младенцы способны предугадывать будущее положение объектов при линейном движении, но им крайне сложно определять положение, если траектория является нелинейной. В ходе эксперимента младенцу демонстрировалось линейное движение привлекательного объекта, который ненадолго скрывался за небольшим экраном прямоугольной формы, а следом появлялся на другом конце экрана. После нескольких демонстраций, при исчезновении объекта, ребёнок уже смотрел на ту границу экрана, из-за которой должен был появиться объект. Если после шести демонстраций направление менялось, то младенец успешно справлялся с определением будущего положения объекта.
Семь месяцев[править | править код]
Начиная с 7-ми месяцев младенцы способны различать расстояние до объектов. Эта способность была выяснена К. Грандуром[31] в ходе его экспериментов по восприятию размеров объектов. Младенцам предлагались две игрушки разного размера. После 5 минут игры с игрушками детям демонстрировались те же игрушки, но одинакового размера и с одинакового расстояния. Оказалось, что дети тянулись к той игрушке, которая изначально была меньше по размеру (то есть визуально казалась ближе, чем другая игрушка).
Восемь месяцев[править | править код]

С 8-ми месяцев происходит активное развитие интеллекта у младенца. Согласно выводам Жана Пиаже[21], на этом этапе жизни у младенца развивается практический интеллект: он знает о постоянном существовании объектов и способен искать их, даже если их нет в поле зрения.
Громкость звуков, на которые способен реагировать младенец в 8 месяцев, — приблизительно 30 децибел[19].
Десять месяцев[править | править код]
В 10 месяцев младенец способен сидеть, что позволяет ему лучше изучать предметы руками: в изучении предметов используются обе руки (одна фиксирует предмет, а вторая изучает его)[28].
Двенадцать месяцев[править | править код]
В 12 мес. младенец реагирует на свое имя и всю окружающую средуС 12-ти месяцев младенцы начинают экспериментировать с объектами и собственными действиями над ними[21]. Они уже не просто пытаются повторить те или иные действия, либо воспроизвести полученный ранее эффект, но и выясняют взаимоотношения между объектами, действиями и эффектами.
Двенадцатимесячные младенцы уже имеют представление о целях тех или иных действий. Например, согласно экспериментам[32], проведённым Дьёрдь Гергеем и его коллегами, ребёнок способен предсказать, что серый мячик, движущийся по прямой линии в сторону барьера, должен его перепрыгнуть. Если же мячик будет перепрыгивать невидимый барьер, то это вызовет у ребёнка удивление.
Младенцы начинают активно использовать указательный жест для обращения внимания взрослого к объектам и к реакции малыша на них (совместное внимание). Согласно исследованиям Ульфа Лицковски и его коллег[33] младенец чаще смотрел на объекты, если взрослый обращал внимание не только на объект внимания младенца, но и на лицо младенца, эмоционально комментируя объект[34].
С этого периода начинается активное развитие речи, но пока ещё ребёнок знает и понимает гораздо больше, чем может выразить словами[12].
Американская ассоциация педиатрии (англ.)русск. рекомендует спать с младенцем в одной и той же комнате как минимум первые 6 месяцев, а по возможности и весь первый год жизни, что позволяет уменьшить риск внезапной смерти младенца на 50 %. Однако родители не должны спать с младенцем в одной постели, поскольку ребёнок в этом случае может травмироваться или умереть[35].
Африканский ребёнок
-
Африканский ребёнок родился от двух африканских родителей, с необычно светлой кожей.
- ↑ 1 2 3 4 5 Грудной ребёнок — Медицинская эциклопеди (неопр.) (недоступная ссылка). enc-dic.com (7 февраля 2017). Дата обращения 11 мая 2019. Архивировано 11 мая 2019 года.
- ↑ 5 научных открытий, облегчающих жизнь // KP.RU
- ↑ ВОЗ | Исключительно грудное вскармливание (неопр.). www.who.int. Дата обращения 24 февраля 2017.
- ↑ Питание детей грудного и раннего возраста (рус.). Всемирная организация здравоохранения. Дата обращения 24 февраля 2017.
- ↑ 1 2 Департамент здравоохранения города Москвы Часть 1. Морфометрическое и психомоторное развитие ребёнка первого года жизни. — С. 5—6,14.
- ↑ Baby teething symptoms. Your pregnancy and baby guide (англ.). United Kingdom National Health Service (21 December 2017). Дата обращения 27 ноября 2019.
- ↑ 1 2 Carla Massignan, Mariane Cardoso, André Luís Porporatti, Secil Aydinoz, Graziela De Luca Canto. Signs and Symptoms of Primary Tooth Eruption: A Meta-analysis (англ.) // Pediatrics. — 2016. — 1 March (vol. 137, iss. 3). — ISSN 1098-4275 0031-4005, 1098-4275. — DOI:10.1542/peds.2015-3501.
- ↑ 1 2 3 Орлова, 2019, Особенности течения простудных заболеваний у младенцев, с. 33—34.
- ↑ Mahtab Memarpour, Elham Soltanimehr, Taherh Eskandarian. Signs and symptoms associated with primary tooth eruption: a clinical trial of nonpharmacological remedies (англ.) // BMC Oral Health. — 2015-07-28. — 28 July (vol. 15). — ISSN 1472-6831. — DOI:10.1186/s12903-015-0070-2. — PMID 26215351.
- ↑ Teething (англ.). MedlinePlus Medical Encyclopedia. U.S. National Library of Medicine (11 June 2019). Дата обращения 27 ноября 2019.
- ↑ Детский фонд ООН. Building Better Brains: New Frontiers in Early Childhood Development (англ.). www.unicef.org (2014).
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Кравцова А., Кукуруза А. и др Раннее развитие ребёнка. — P. 25—28.
- ↑ 1 2 Департамент здравоохранения города Москвы Часть 2. Психомоторное развитие детей первого года жизни. — С. 4.
- ↑ Департамент здравоохранения города Москвы Часть 2. Психомоторное развитие детей первого года жизни. — С. 6.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 8.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 35.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 32—34.
- ↑ 1 2 3 Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 164—165.
- ↑ 1 2 3 4 Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 58.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 54.
- ↑ 1 2 3 4 Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 245—247.
- ↑ Департамент здравоохранения города Москвы Часть 2. Психомоторное развитие детей первого года жизни. — С. 10.
- ↑ 1 2 Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 38.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 156—158.
- ↑ Кравцова А., Кукуруза А. и др Раннее развитие ребёнка. — P. 10.
- ↑ 1 2 Кравцова А., Кукуруза А. и др Раннее развитие ребёнка. — P. 15.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 43.
- ↑ 1 2 3 Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 56.
- ↑ 1 2 Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 39—42.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 23—24.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 43—44.
- ↑ Крис Фрит. Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. — Litres, 2017-01-12. — С. 218—220. — 450 с. — ISBN 9785457563117.
- ↑ Liszkowski, U., Carpenter, M., Henning, A., Striano, T., Tomasello M. Twelve-month-olds point to share attention and interest. Developmental Science (англ.) // Developmental Science. — 2004. — No. 7(3). — P. 297—307. — DOI:10.1111/j.1467-7687.2004.00349.x.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 84—88.
- ↑ Safe sleeping recommendations | Texas Children’s Hospital (неопр.). www.texaschildrens.org (17 января 2017). Дата обращения 26 августа 2019.
- Орлова, Елена. Книга детского врача, написанная для родителей. Как правильно лечить ребенка и заботиться о его здоровье. — М. : Издательство АСТ, 2019. — 224 с. — ISBN 978-5-17-110671-3.
- Николай Евгеньевич Веракса. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. — 338 с. — ISBN 9785431500978.
- Департамент здравоохранения города Москвы. Часть 1. Морфометрическое и психомоторное развитие ребёнка первого года жизни. — М., 2014. — 24 с.
- Департамент здравоохранения города Москвы. Часть 2. Психомоторное развитие детей первого года жизни. — М., 2014. — 28 с.
- Алимова Ю., Гордиенко И., Зайченко А., Кравцова А., Ковтун О., Кукуруза А., Хворостенко А. Раннее развитие ребёнка / под ред. А. Кравцовой, А. Кукурузы. — К.: БФ «Институт раннего вмешательства», 2015. — 72 с. — ISBN 9786177239122.
|
НОВОРОЖДЕННЫЙ — это… Что такое НОВОРОЖДЕННЫЙ?
- НОВОРОЖДЕННЫЙ
- НОВОРОЖДЕННЫЙ
НОВОРОЖДЁННЫЙ, -ая, -ое и НОВОРОЖДЕННЫЙ, -ая, -ое.
1. Только что или недавно родившийся. Н. ребёнок (в возрасте до одного месяца). Уход за новорождёнными (сущ.). Новорожденные детёныши. 2. новорождённый, -ого, муж. Тот, кто празднует день своего рождения. Поздравить новорождённого.
Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
.
- НОВООБРАЗОВАНИЕ
- новорождённая
Смотреть что такое «НОВОРОЖДЕННЫЙ» в других словарях:
новорожденный — новорожденный … Орфографический словарь-справочник
новорожденный — именинник Словарь русских синонимов. новорожденный прил., кол во синонимов: 4 • именинник (5) • … Словарь синонимов
НОВОРОЖДЕННЫЙ — НОВОРОЖДЕННЫЙ, ребенок в течение двух трех недель с момента рождения. В это время происходит приспособление его к внеутробной жизни, отпадает и заживает пуповина, служившая связью между ним и матерью, и выравниваются последствия родовой травмы.… … Большая медицинская энциклопедия
Новорожденный — ребенок с момента рождения до 28 дня жизни… Источник: ОХРАНА РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ (утв. Минздравом РФ 02.10.2003 N 11 8/13 09) … Официальная терминология
новорожденный — — [Англо русский глоссарий основных терминов по вакцинологии и иммунизации. Всемирная организация здравоохранения, 2009 г.] Тематики вакцинология, иммунизация EN newborn … Справочник технического переводчика
новорожденный — (neonatus) ребенок с момента рождения до 28 дней жизни … Большой медицинский словарь
Новорожденный — новорождённый I м. 1. Тот, кто недавно родился. 2. разг. Тот, кто празднует день своего рождения. II прил. 1. Недавно родившийся. 2. перен. Недавно появившийся, возникший. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Новорожденный — новорождённый I м. 1. Тот, кто недавно родился. 2. разг. Тот, кто празднует день своего рождения. II прил. 1. Недавно родившийся. 2. перен. Недавно появившийся, возникший. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
новорожденный — новорожденный, новорожденные, новорожденного, новорожденных, новорожденному, новорожденным, новорожденного, новорожденных, новорожденным, новорожденными, новорожденном, новорожденных (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… … Формы слов
Новорожденный — Ребёнок в первые минуты после рождения Новорождённый ребёнок ребёнок с момента рождения и до конца первого месяца жизни. Развитие грудного ребёнка в периоде новорождённости различно в зависимости от того, родился ли он доношенным или недоношенным … Википедия
новорожденный — это… Что такое новорожденный?
- новорожденный
I.
НОВОРОЖДЁННЫЙ (разг.) НОВОРО́ЖДЕННЫЙ, -ая, -ое. Только что, недавно родившийся. Н-ая сестрёнка. Н. младенец был очень крупным. Н-ые детёныши. Н. ребёнок (в возрасте до одного месяца).
II.
НОВОРОЖДЁННЫЙ (разг.)., НОВОРО́ЖДЕННЫЙ -ого; м.
1. Только что, недавно родившийся ребёнок. Окрестить новорождённого. Уход за новорождёнными.
2. Разг. Человек в день своего рождения. Поздравим новорождённого. Выпьем за новорождённого.
◁ Новоро́ждённая, -ой; ж. Просим отпустить новорождённую с работы пораньше.
Энциклопедический словарь. 2009.
- новоприбывший
- новосел
Смотреть что такое «новорожденный» в других словарях:
новорожденный — новорожденный … Орфографический словарь-справочник
НОВОРОЖДЕННЫЙ — НОВОРОЖДЁННЫЙ, ая, ое и НОВОРОЖДЕННЫЙ, ая, ое. 1. Только что или недавно родившийся. Н. ребёнок (в возрасте до одного месяца). Уход за новорождёнными (сущ.). Новорожденные детёныши. 2. новорождённый, ого, муж. Тот, кто празднует день своего… … Толковый словарь Ожегова
новорожденный — именинник Словарь русских синонимов. новорожденный прил., кол во синонимов: 4 • именинник (5) • … Словарь синонимов
НОВОРОЖДЕННЫЙ — НОВОРОЖДЕННЫЙ, ребенок в течение двух трех недель с момента рождения. В это время происходит приспособление его к внеутробной жизни, отпадает и заживает пуповина, служившая связью между ним и матерью, и выравниваются последствия родовой травмы.… … Большая медицинская энциклопедия
Новорожденный — ребенок с момента рождения до 28 дня жизни… Источник: ОХРАНА РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ (утв. Минздравом РФ 02.10.2003 N 11 8/13 09) … Официальная терминология
новорожденный — — [Англо русский глоссарий основных терминов по вакцинологии и иммунизации. Всемирная организация здравоохранения, 2009 г.] Тематики вакцинология, иммунизация EN newborn … Справочник технического переводчика
новорожденный — (neonatus) ребенок с момента рождения до 28 дней жизни … Большой медицинский словарь
Новорожденный — новорождённый I м. 1. Тот, кто недавно родился. 2. разг. Тот, кто празднует день своего рождения. II прил. 1. Недавно родившийся. 2. перен. Недавно появившийся, возникший. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Новорожденный — новорождённый I м. 1. Тот, кто недавно родился. 2. разг. Тот, кто празднует день своего рождения. II прил. 1. Недавно родившийся. 2. перен. Недавно появившийся, возникший. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
новорожденный — новорожденный, новорожденные, новорожденного, новорожденных, новорожденному, новорожденным, новорожденного, новорожденных, новорожденным, новорожденными, новорожденном, новорожденных (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… … Формы слов
Новорожденный — Ребёнок в первые минуты после рождения Новорождённый ребёнок ребёнок с момента рождения и до конца первого месяца жизни. Развитие грудного ребёнка в периоде новорождённости различно в зависимости от того, родился ли он доношенным или недоношенным … Википедия
Новорожденный и младенец — чем отличаются понятия?
Когда ребенок называется новорожденным, а когда младенцем. сколько длится такой возраст, в чем его особенности?

Базовое определение. Возраст, до которого ребенок считается новорожденным
Новорожденным ребеночек остается на протяжении первого месяца жизни. Этот период разделяется на два — ранняя новорожденность и поздняя. Первая длится неделю, ровно 7 дней с момента появления на свет. Остальное время — это поздняя новорожденность. Младенцем малыш остается до года, это время имеет свои особенности. Каждые три месяца ребеночек сильно меняется — интенсивно растет и развивается в физическом, двигательном и психологическом плане.Развитие новорожденного:
Физическое развитие
Всего за 1 год, ребеночек меняется до неузнаваемости. Если сравнить фото и видео материалы вначале и по истечению года, то можно проанализировать прогресс, он просто ошеломляет.Малыш интенсивно прибавляет в весе и росте. В месяц рост увеличивается примерно на 3 см, и вес до 300 граммов. За год тело младенца увеличивается примерно в полтора раза.
Двигательное развитие
Сначала движения ребеночка хаотичные и неосознанные. Он машет ручками и ножками, часто пугаясь самого себя. Со временем картина радикально меняется:- По прошествии 2 месяцев, движения становятся более спокойными, малыш обращает внимание на окружающие предметы. Когда лежит на животике, приподнимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на ручки, поворачивается в сторону звуков, которые хорошо слышит, улыбается в ответ.
- Еще через месяц, ребенок хватает ручками игрушки и различные предметы или пытается до них дотянуться.
- Начиная с 5-месячного возраста, сам достает игрушки, рассматривает их, тянет к себе. В позе на животе пытается отталкиваться, имитируя ползание, при наличии основы, приподнимается самостоятельно, переворачивается на живот и обратно, с поддержкой может сидеть.
- После 6 месяцев жизни, постепенно ползание все лучше и лучше получается. Сначала неуверенно и с кувырками на спину. Затем все быстрее и увереннее. К 8 месяцам малыш достаточно быстро передвигается на четвереньках.
- В этот же период пытается вставать на ножки. Сначала с поддержкой, потом самостоятельно, держась за что-то приподнимается и может стоять.
- К 11-месячному возрасту некоторые малыши уже ходят с поддержкой, самостоятельно встают на ножки и могут ни за что не держась, сохранять равновесие.
- В год большинство деток потихоньку ходят, а некоторые уже уверенно передвигаются на двух конечностях.
Психологическое развитие
В младенчестве ребенок учится не только ползать, стоять и ходить, но и проходит интенсивное психоэмоциональное развитие:- Сначала ребеночек наблюдает за предметами, фиксирует взгляд. Потом начинает различать цвет и форму. Узнает знакомые лица и предметы.
- После 4-месячного возраста, ребенок переживает такие же эмоции, как и взрослые — страх, радость, умеет удивляться.
- Сначала младенец не обращает внимания на то, кто его держит. Со временем различает своих и чужих. Плачет, когда видит посторонних.
- Ближе к 6 месяцам ребенок очень привязывается к матери, не дает отойти и на шаг, сразу реагирует громким криком.
- Постепенно ребенок все больше становится контактным. Начинает реагировать на заигрывания, отвечать смехом, улыбкой, плачем при неприятных воздействиях.
- Потом понимает, как с помощью мамы или взрослых получать желаемое.
Младенческий период у детей проходит не у всех одинаково. Главное к окончанию первого года жизни ребенку приобрести базовые навыки для дальнейшего физического и психоэмоционального развития.
Кризис новорожденности
Малыш рождаясь в этот мир с порога сталкивается с множеством неприятных ощущений. Он из одной среды попадает в совершенно другую и необходимо за короткий срок адаптироваться к ней. Этот процесс привыкания называют кризисом новорожденности, у него есть две причины — физиологическая и психологическая.Физиологические проявления — малыш вынужден самостоятельно дышать, употреблять пищу, привыкнуть к смене температур, яркому свету и громким звукам. Что касается психологии, то в утробе было абсолютное ощущение безопасности, никто и ничто не касалось тела. Теперь возникает очень много тактильных ощущений, на руки берут только время от времени, нет постоянного ощущения присутствия матери — это пугает и повышает чувство тревоги.
Привыкнуть к окружающей среде помогают врожденные рефлексы:
- Сосательный, который появляется в ответ на прикосновение к губам малыша или его языку.
- Закрывание глаз в ответ на яркий свет, хлопки руками или прикосновению к переносице.
- Хватание руками всего, что к ним прикасается.
- Сжимание пальцев при надавливании на подошву.
- Резкие движения и плач в ответ на щипание.
- Сжимание и разжимание пальцев на руках.
- При переворачивании на животик малыш пытается приподнять голову.
Виды рефлексов:

Безусловные рефлексы новорожденного

Период младенчества (первый год жизни)
Познавательное развитие ребенка
Первые месяцы, когда ребенок еще лежит, он начинает наблюдать за окружающими предметами. Происходит это не сразу, а когда зрение уже концентрируется на том, что находится рядом на расстоянии не дальше 30 см. Сначала малыш видит яркие, крупные предметы, со временем различает их цвет. Позже, когда будет хвататься ручками, примерно на 2-3 месяце, он начнет различать форму и размер. Пока он только познает окружающий мир, рассматривая его. Затем все хватает руками, пытается удержать. В возрасте 6-7 месяцев, малыш уже не только различает предметы, но и может их запоминать. Как раз можно потихоньку знакомить с формами, цветовой гаммой и другими качественными характеристиками.Ребенок привыкает к тем людям, которые его окружают. Он практически с рождения узнает мать, сначала по запаху, а позже различает ее лицо. Постепенно знакомится со всеми родными. Ближе к 6-8 месячному возрасту начинает плакать при появлении чужих и когда долго отсутствует мать.
Движение и действия
До года малыш растет и развивается очень быстро:- 1 месяце — смотрит на то, что находится перед ним, поднимает подбородок.
- 2 месяце — Пытается приподняться, следит глазами за яркими предметами.
- 3 месяце — умеет хвататься за предметы с высокой точностью, различает свои игрушки.
- 4 месяце — переворачивается на животик самостоятельно, скрючивается таким образом, чтобы сесть, сидит на руках у мамы.
- 5-6 месяце — берет руками те предметы, что его привлекают, откликается на свое имя поворотом головы.
- 7 месяце — самостоятельно сидит. Знает какие его игрушки, выделяет любимую.
- 8 месяце — самостоятельно может сидеть без посторонней помощи. Играется игрушками более осмысленно.
- 9 месяце — пытается стать на ножки с поддержкой, немного ползает отталкиваясь одной или двумя ножками.
- 10 месяце — Хорошо «бегает» на четвереньках, может ходить, держась за мебель или руки родителей, но долго не устоит на ногах.
- 11 месяце — без посторонней помощи стоит, ходит еще с поддержкой.
- 12 месяце — хорошо ходит, но держась одной рукой.

Память
На первых этапах малыш просто узнает то, что часто видит — родственников и знакомые предметы.Постепенно малыш связывает несколько событий. Он различает то, что делает больно, включается и выключается, узнает свои игрушки. Сначала формируется краткосрочная память. Он не долго держит в памяти все что видит, и только то, с чем часто сталкивается узнает. Долгосрочная память начнет формироваться значительно позже.Эмоциональное развитие
Сразу после рождения малыш практически не реагирует на окружающий мир. Из всех эмоций, только плачет, когда испытывает дискомфорт. Как только он начинает узнавать лица родных, улыбается в ответ на улыбку. Со временем уже более активно проявляет радость, грусть, страх, отчаяние. Он сигнализирует плачем, когда голоден, когда нужно сменить памперс. Когда становится контактным, демонстрирует смех, обиду. Его эмоции более понятны со временем. Если чего-то хочет делает ручкой «дай-дай», если что-то не нравится плачет или отталкивает рукой. Позже уже с помощью слов передает свои желания.Речь
Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. За нее отвечает специальный отдел головного мозга. Примерно в полугодовалом возрасте малыш издает различные звуки, они никак не связаны с эмоциями, просто лепечет что-то. Он еще четко не различает речь и копирует как поток звуков. К 8-9-10 месяцам, младенец воспроизводит звуки, которые издают животные или машины. К одному году, он понимает много слов, некоторые, самые простые, может повторять или уже использовать.Конец этапа младенчества
К 12 месяцам заканчивается этап младенчества. Малыш уже более самостоятельный. Он потихоньку ходит, сам стает на ножки. Понимает речь и пытается повторять некоторые слова. Принимает «взрослую» пищу. Учится пользоваться горшком. Всего за год он прошел колоссальные изменения — научился поднимать и держать голову, переворачиваться, держать в руках предметы, самостоятельно держаться за что-то, сидеть, ползать, вставать, ходить.Кризис одного года
Когда малышу исполняется год, этот период условно называют кризисным из-за перехода от одного вида развития к другому. Если в младенческий период малыш только познавал окружающий мир сенсорно, то есть своими рецепторами, то в годик, у него начинают развиваться речевые навыки. Они очень важные. Чем раньше ребенок научиться связно говорить, тем легче он будет обучаться в будущем. В годик ребенок знает до 100 слов и до 20 использует. Некоторые детки только указывают пальчиком на предметы, названия которых слышат. Это еще не значит, что они отстают в развитии, просто по-разному этот процесс происходит. Кто постепенно пополняет свой запас новыми словами, а кто мычит, а потом начинает сразу говорить предложениями. Однако бывают и нарушения развития, поэтому нужно наблюдать за малышом и стараться его обучать новым словам и понятиям. Если к 3-4 годам ребенок не говорит понятно и связно, то нужна помощь логопеда.За год ребенок из одного состояния переходит в другое — он из беспомощного младенца превращается в почти самостоятельного малыша. Значительно увеличивается в размере и в весе. Приобретает новые навыки и рефлексы.
Новорожденный — это… Что такое Новорожденный?
- Новорожденный
- новорождённый
- I м.
1.Тот, кто недавно родился.
2. разг.Тот, кто празднует день своего рождения.
II прил.
1.Недавно родившийся.
2. перен.Недавно появившийся, возникший.
Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
.
- Новорожденный
- Новорубленный
Смотреть что такое «Новорожденный» в других словарях:
новорожденный — новорожденный … Орфографический словарь-справочник
НОВОРОЖДЕННЫЙ — НОВОРОЖДЁННЫЙ, ая, ое и НОВОРОЖДЕННЫЙ, ая, ое. 1. Только что или недавно родившийся. Н. ребёнок (в возрасте до одного месяца). Уход за новорождёнными (сущ.). Новорожденные детёныши. 2. новорождённый, ого, муж. Тот, кто празднует день своего… … Толковый словарь Ожегова
новорожденный — именинник Словарь русских синонимов. новорожденный прил., кол во синонимов: 4 • именинник (5) • … Словарь синонимов
НОВОРОЖДЕННЫЙ — НОВОРОЖДЕННЫЙ, ребенок в течение двух трех недель с момента рождения. В это время происходит приспособление его к внеутробной жизни, отпадает и заживает пуповина, служившая связью между ним и матерью, и выравниваются последствия родовой травмы.… … Большая медицинская энциклопедия
Новорожденный — ребенок с момента рождения до 28 дня жизни… Источник: ОХРАНА РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ (утв. Минздравом РФ 02.10.2003 N 11 8/13 09) … Официальная терминология
новорожденный — — [Англо русский глоссарий основных терминов по вакцинологии и иммунизации. Всемирная организация здравоохранения, 2009 г.] Тематики вакцинология, иммунизация EN newborn … Справочник технического переводчика
новорожденный — (neonatus) ребенок с момента рождения до 28 дней жизни … Большой медицинский словарь
Новорожденный — новорождённый I м. 1. Тот, кто недавно родился. 2. разг. Тот, кто празднует день своего рождения. II прил. 1. Недавно родившийся. 2. перен. Недавно появившийся, возникший. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
новорожденный — новорожденный, новорожденные, новорожденного, новорожденных, новорожденному, новорожденным, новорожденного, новорожденных, новорожденным, новорожденными, новорожденном, новорожденных (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… … Формы слов
Новорожденный — Ребёнок в первые минуты после рождения Новорождённый ребёнок ребёнок с момента рождения и до конца первого месяца жизни. Развитие грудного ребёнка в периоде новорождённости различно в зависимости от того, родился ли он доношенным или недоношенным … Википедия
НОВОРОЖДЕННЫЙ — это… Что такое НОВОРОЖДЕННЫЙ?
- НОВОРОЖДЕННЫЙ
- (пеоnate) — младенец первого месяца жизни. Данный термин применяется главным образом по отношению к только что родившимся или младенцам в первую неделю жизни (в отечественной педиатрии новорожденным считается ребенок первых десяти дней жизни -ред.). — Неонатальный (neonatal).
Толковый словарь по медицине. 2013.
- НОВОКАИН (PROCAINE), НОВОКАИН ГИДРОХЛОРИД
- НОГИ СОГНУТЫЕ
Смотреть что такое «НОВОРОЖДЕННЫЙ» в других словарях:
новорожденный — новорожденный … Орфографический словарь-справочник
НОВОРОЖДЕННЫЙ — НОВОРОЖДЁННЫЙ, ая, ое и НОВОРОЖДЕННЫЙ, ая, ое. 1. Только что или недавно родившийся. Н. ребёнок (в возрасте до одного месяца). Уход за новорождёнными (сущ.). Новорожденные детёныши. 2. новорождённый, ого, муж. Тот, кто празднует день своего… … Толковый словарь Ожегова
новорожденный — именинник Словарь русских синонимов. новорожденный прил., кол во синонимов: 4 • именинник (5) • … Словарь синонимов
НОВОРОЖДЕННЫЙ — НОВОРОЖДЕННЫЙ, ребенок в течение двух трех недель с момента рождения. В это время происходит приспособление его к внеутробной жизни, отпадает и заживает пуповина, служившая связью между ним и матерью, и выравниваются последствия родовой травмы.… … Большая медицинская энциклопедия
Новорожденный — ребенок с момента рождения до 28 дня жизни… Источник: ОХРАНА РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ (утв. Минздравом РФ 02.10.2003 N 11 8/13 09) … Официальная терминология
новорожденный — — [Англо русский глоссарий основных терминов по вакцинологии и иммунизации. Всемирная организация здравоохранения, 2009 г.] Тематики вакцинология, иммунизация EN newborn … Справочник технического переводчика
новорожденный — (neonatus) ребенок с момента рождения до 28 дней жизни … Большой медицинский словарь
Новорожденный — новорождённый I м. 1. Тот, кто недавно родился. 2. разг. Тот, кто празднует день своего рождения. II прил. 1. Недавно родившийся. 2. перен. Недавно появившийся, возникший. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Новорожденный — новорождённый I м. 1. Тот, кто недавно родился. 2. разг. Тот, кто празднует день своего рождения. II прил. 1. Недавно родившийся. 2. перен. Недавно появившийся, возникший. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
новорожденный — новорожденный, новорожденные, новорожденного, новорожденных, новорожденному, новорожденным, новорожденного, новорожденных, новорожденным, новорожденными, новорожденном, новорожденных (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… … Формы слов
Новорожденный — Ребёнок в первые минуты после рождения Новорождённый ребёнок ребёнок с момента рождения и до конца первого месяца жизни. Развитие грудного ребёнка в периоде новорождённости различно в зависимости от того, родился ли он доношенным или недоношенным … Википедия