продолжительность, характеристика и особенности развития
В жизни ребенка выделяют несколько знаковых периодов. Первый из них начинается сразу после рождения, а точнее – в момент обрезания пуповины, когда дыхание и кровообращение малыша становятся автономными. Называется этот временной интервал периодом новорожденности или неонатальным. Его суть состоит в приспособлении крохи ко внеутробной жизнедеятельности.
Начинается период новорожденности после появления ребенка на свет и обрезания пуповиныВременные рамки
Для большинства молодых родителей остается загадкой, по какому принципу детей разграничивают на новорожденных, грудничков и младенцев. Разберемся в этом вопросе. Выясним, сколько суток составляют длительность неонатального периода. В соответствии с медицинскими источниками, новорожденным малыш считается с момента появления на свет до 28 суток, то есть 4 недели.
В свою очередь, неонатальный период делится на:
- ранний – 1-7 дней;
- поздний – 7-28.
Грудной ребенок, грудничок, младенец – идентичные понятия. Они относятся к малышу, возраст которого больше 28 суток, но меньше 1 года. Младенческий период в педиатрии разделяется поквартально – 3 месяца с даты рождения, 6, 9, 12.
Общая характеристика неонатального периода
Все органы и системы новорожденного малыша отличаются незрелостью, как с точки зрения морфологии (строения), так и с учетом функциональной активности. После появления на свет происходит их интенсивная перестройка, целью которой является приспособление организма к внеутробному существованию, к условиям внешнего окружения.
После появления на свет ребенок активно приспосабливается к условиям окружающего мираВажная особенность неонатального периода – неустойчивость того равновесия, в котором пребывают все системы организма крохи. Минимальные изменения внешних условий способны существенно повлиять на его внутреннее состояние.
Основные перемены, которые происходят в организме малыша в момент прекращения пульсации крови в сосудах пуповины:
- запуск малого круга кровообращения;
- начало функционирования легочного дыхания;
- переход на энтеральное питание, при котором пища всасывается через слизистую оболочку ЖКТ.
Кризисный момент
Жизнь начинается со стресса. Момент прохождения малыша по родовым путям называют кризисом периода новорожденности. Специалисты в области психологии считают этот этап сложным и переломным для нового человека. Составляющие кризиса:
- Физиологические факторы. Происходит физическое отделение ребенка от матери. Он перестает быть частью ее организма, становится автономным.
- Психологические аспекты. Фактическое отдаление от мамы вызывает у малыша чувство беспомощности и тревогу.
- Изменение внешних условий. После рождения ребенок оказывается в совершенно новом мире, где все отличается от прежних условий жизнедеятельности – температура, воздух, свет, другой способ питания, дыхания и так далее.
Человек появляется на свет абсолютно беспомощным. Чтобы защитить его и обеспечить выживание, природа заложила в нем определенный набор безусловных рефлексов – сосательный, глотательный, хватательный и прочие.
Ранний неонатальный период
В ранний период новорожденности, продолжительность которого составляет одну неделю с момента рождения, происходит не только знакомство малыша с миром, но и первые контакты с мамой. Реальный внешний вид крохи может отличаться от того образа, который она себе представляла. Это связано с физиологическими пограничными состояниями его организма.
Оттенок кожи
Неоднородный и нехарактерный для взрослых людей оттенок кожи ребенка может быть обусловлен:
- эритемой;
- реакцией сосудов на внешние условия;
- желтухой.
Эритема – покраснение кожи с синеватым оттенком. Обычно она проявляется на стопах и кистях. Причина эритемы – резкое изменение температуры окружающей среды: от 37° в утробе матери до 20-24° в палате больницы. Кроме того, привычная для ребенка водная среда сменяется воздушной. Эритема не является патологическим состоянием и не требует лечения. Температура тела, общее самочувствие и аппетит малыша находятся в пределах нормы. Спустя несколько суток в местах покраснений может начаться шелушение эпидермиса.
Причина эритемы – резкий перепад температуры окружающей средыФизиологическая реакция сосудов чаще возникает у недоношенных детей в период новорожденности. Она является следствием незрелости сосудистой системы. Ее проявления:
- мраморность покровов, синюшные пятна;
- неравномерный цвет тела, на одной части кожа красная, а на другой бледная с синевой, такое бывает после сна на одном боку.
Данное состояние может иметь место на протяжении 2-3 суток после рождения. Ребенок не нуждается в лечении, но врачи за ним наблюдают.
В период новорожденности желтуха возникает вследствие функциональной недостаточности печени, обусловленной ее незрелостью. Орган не может нейтрализовать повышенное количество желчного пигмента, поступающего в кровь. В норме физиологическая желтуха, при которой покровы ребенка приобретают характерный оттенок, длится около недели. У малышей, рожденных раньше срока, она может длиться до 6 недель. Желтизна кожи, сохраняющаяся дольше положенного периода – повод для обращения к врачу.
Милии и акне
Работа сальных и гормональных желез у новорожденного не налажена. После появления на свет на его личике можно заметить мили и акне.
- Милии – белые точки, которые обычно появляются на носу, лбу и щечках. Они возникают из-за закупорки сальных желез. Категорически запрещено их трогать. Милии проходят сами по себе через несколько недель.
- Акне новорожденных – красные прыщики с гнойной белой верхушкой, похожие на юношески угри (подробнее в статье: акне на лице у новорожденных). Обычно они появляются на лице, но могут обнаружиться спине и шее. Причина акне у малышей – избыток материнских гормонов в крови и несовершенная работа сальных желез. В течение 2-3 месяцев они проходят. Прыщики не нужно лечить. Необходимо тщательно соблюдать гигиену. Кроме того, можно наносить 1 раз в 3 дня крем «Бепантен» тонким слоем.
В период новорожденности обнаруживаются не только описанные физиологические явления, относящиеся к нормальному развитию ребенка. Могут быть выявлены аномалии строения, наследственные патологии, фетопатии и так далее. От матери требуется повышенное внимание к ребенку, которое поможет вовремя увидеть отклонения в физическом и психическом развитии.
Поздний неонатальный период
Поздний период новорожденности длится 3 недели. Педиатры называют его временем восстановления после дезадаптационных синдромов. Основные характеристики:
- малыш отделен от матери фактически, но сильно связан с ней физиологически и эмоционально;
- органы и системы ребенка находятся в процессе развития, они не созрели полностью, особенно это касается ЦНС;
- водно-солевой обмен очень подвижен;
- организм новорожденного претерпевает изменения в биохимическом, функциональном и морфологическом аспектах;
- состояние ребенка находится в значительной зависимости от внешних факторов;
- при нарушении условий жизни физиологические процессы быстро трансформируются в патологические.
В этом возрасте малышу нужна забота. Важно удовлетворять его потребности в еде, питье, сне, ласке. Именно это обеспечивает выживание ребенка. Большую часть суток новорожденный проводит во сне, но со временем число часов бодрствования увеличивается. Происходит развитие зрительной и слуховой систем, вместо безусловных автоматизмов возникают условные рефлексы. Малыш преодолевает кризис и постепенно адаптируется к новым условиям.
Особенности работы различных органов и систем ребенка
Психическое и физическое развитие детей имеет определенные возрастные закономерности. До какого возраста продлится дозревание той или иной системы, зависит от индивидуальных особенностей ребенка и внешних условий его жизнедеятельности. Однако врачи выделяют общие нормы, характерные для большинства здоровых малышей.
Зрение
Мышцы, отвечающие за движения глазных яблок, а также зрительные нервы у новорожденных детей сформированы не на 100%. В результате возникает физиологическое косоглазие. Это явление, обусловленное недостаточным развитием глазодвигательных мускулов, считается нормальным и со временем проходит. На этапе ранней новорожденности малыш отличает свет от тьмы, то есть разграничивает день и ночь.
Физиологическое косоглазие считается нормой и проходит без леченияСлух
На протяжении первых 3-4 суток жизни полости ушей ребенка не заполнены воздухом, поэтому его слух несколько снижен. Затем происходит постепенное развитие слухового аппарата и малыш слышит почти как взрослый. При очень громких звуках он вздрагивает. При этом можно заметить, как меняются частота и глубина его дыхания, а также мимика.
Осязание, вкус, обоняние
Вследствие неравномерного распределения нервных окончаний новорожденный неодинаково реагирует на прикосновения к разным частям тела. Кожа лица и конечностей является более чувствительной, чем покровы спины. В общем осязание развито хорошо.
Возрастной особенностью крохи является любовь к сладкому вкусу, которым обладает молоко матери. Попробовав что-то сладковатое, он облизывает губы, совершает глотательные движения, успокаивается. Если жидкость горькая или соленая, ребенок прекращает сосать, плачет, гримасничает.
Обоняние малыша развито. Резкие ароматы вызывают у него реакцию, выражающуюся в изменении частоты дыхания.
Любимым сладим вкусом ребенка снабжает молоко его мамыКожа
Кожные покровы ребенка кровоснабжаются намного интенсивнее, чем у взрослых, за счет большого количества и увеличенного диаметра капилляров. Любые повреждения, причина которых устранена, быстро заживают. Однако развитие потовых желез недостаточное. Как следствие, ребенок младше месяца легко перегревается из-за высокой температуры воздуха или слишком теплой одежды.
Мочевыделительная система
Развитие почек малыша заканчивается уже после рождения. В мочевом пузыре содержится небольшое количество урины, свойства которой отличаются от стандартов, характерных для взрослого человека. Для новорожденных используются свои возрастные нормы, касающиеся содержания белка, удельного веса, биохимических реакций. В первую неделю мочеиспускание происходит 4-5 раз в сутки, затем – 15-25 раз.
Дыхательная система
Дети на этапе новорожденности, а также в грудном возрасте обладают узкими верхними дыхательными путями, к которым относятся носовые ходы, гортань, трахея. Слизистые оболочки, выстилающие их, активно снабжаются кровью. Они очень чувствительны к механическим раздражителям и сухости воздуха. Частота дыхания в норме – 40-60 движений в минуту.
Дыхание у детей достаточно поверхностное даже во снеСердечно-сосудистая система
После рождения функционирования сердечно-сосудистой системы ребенка меняется кардинально. Закрываются сосуды и отверстия, через которые осуществлялся плацентарный кровоток. Легкие наполняются кровью. Нормальная частота пульса – 110-140 ударов в минуту. Любое внешнее воздействие приводит к ее изменению.
Пищеварительная система
Дозревание органов пищеварения продолжается после рождения. Ребенок появляется на свет с развитой жевательной мускулатурой и большим языком. Благодаря этому он может активно сосать, не уставая в течение длительного времени. Слюнные железы недоразвиты, поэтому вырабатывают мало секрета.
В течение первых суток ЖКТ малыша стерилен, но быстро заселяется флорой. Объем желудка растет ежедневно: после рождения его емкость – 20 мл, спустя неделю – 50 мл, через 4 недели – 100 мл. Оптимальная пища – грудное молоко. В организме малыша вырабатываются ферменты именно для его переваривания.
Внешний вид кала меняется постепенно. Сначала он коричневый, затем желто-зеленый, далее – желтый, кашеобразный с кислым запахом. Трансформации связаны с процессом колонизации слизистых оболочек бактериями.
Оптимальной пищей для ребенка такой возрастной категории считается грудное молокоНервная система
Нервная система ребенка на протяжении первых месяцев жизни развивается активнее всего. Сначала большую часть суток (20-22 часа) он проводит во сне, так как в коре головного мозга процессы торможения превалируют над возбуждением. Со временем увеличиваются периоды бодрствования.
Возбудимость, рефлексы и реакции малыша постоянно трансформируются. Очень выражен тонус мышц рук и ног. В этот период, например, может наблюдаться физиологический тремор – дрожание мускулов конечностей. Кроме того, выделяют ряд безусловных рефлексов, связанных с незрелостью головного мозга, которые изначально есть у всех детей, но угасают в первый год жизни.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »Поделитесь с друьями!
До какого возраста ребенок считается новорожденным?
Малыш появился на свет, а это значит, что маме предстоит со многим познакомиться, особенно, если это первый ребёнок. При общении с педиатром, при чтении литературы можно столкнуться с терминологией – ранний неонатальный, поздний неонатальный периоды. Кроме этого, становится интересно, до какого возраста ребенок считается новорожденным, что такое возраст новорожденного и грудничковый период.
До какого возраста ребенок считается новорожденным?
В медицине принято считать возраст новорожденного до 28 дней, фактически до 1-го месяца жизни.
Возраст новорожденного делится на периоды:
- ранний неонатальный (от момента перевязки пуповины до 7-ми дней):
- поздний неонатальный (до 28-го дня жизни), в целом, это время составляет возраст новорожденного.
До какого возраста ребенок считается грудничком? Есть мнение, что грудничок – это ребёнок на грудном вскармливании, но это не так, ведь кого-то с рождения кормят смесями, а некоторые детки продолжают питаться маминым молоком до 2-3х лет.
До 28 дней по медицинским параметрам у младенца идёт возраст новорожденного, далее он вступает в грудной возраст, длящийся до 1 года.
В целом, период до года считается важнейшим в онтогенезе человека. Возраст новорожденного, а затем и сам грудничковый период – это время, когда у ребёнка закладываются физические способности и психические функции.
Развитие ребёнка
Родителей в первую очередь интересует развитие малыша, чтобы он рос здоровым, без отклонений. Маме всегда интересно знать, какие есть этапы и как оценивать норму, узнать закономерности.
- 1 месяц – время адаптации малыша к новому миру. Кроха совершенно беспомощен и нуждается в уходе, в тепле, в строгом соблюдении гигиены.
- 2 месяца – время развития психики. Обостряется слух, зрение, устанавливается тесный телесный контакт с матерью.
- 3 месяц – более активный. Ребёнок начинает больше двигаться, может часто плакать из-за беспокойства в кишечнике. Когда ребёнок хорошо себя чувствует, он улыбается, реагирует на собеседника. Движения ещё неконтролируемые, малыш может просыпаться от случайных шевелений ручками или ножками.
- В 4 месяца движения становятся ещё активнее, ребёнок начинает переворачиваться, исследовать руки и ноги. Развивается мимика, по ней можно понять, доволен кроха или нет. Проблемы колик постепенно уходят, и ребёнок, в основном, находится в хорошем настроении.
- 5 месяцев – это попытки сидеть, привычка тянуть в рот предметы. Малыш начинает отличать близких людей от чужих, узнаёт родных, на их появление реагирует улыбкой.
- В 6 месяцев происходит активное мышечное развитие. Младенец садится, пытается подтянуться за предметы, переходит к ползанию. С полугода начинают вводить прикорм, у детей появляются первые зубы.
- В 7 – 8 месяцев ребёнок ползает, самостоятельно встаёт, у него идёт рост зубов (индивидуально, у некоторых зубы появляются позже).
- В 9 – 10 месяцев грудничок делает первые шаги, при помощи родителей, а затем сам. Без присмотра ребёнка оставлять нельзя, он может залезть, куда не следует или облокотиться на неустойчивый предмет и упасть.
- К 1 году ребенку становится интересным общение со сверстниками, шаги становятся уверенными. Ребёнок уже выполняет просьбы, может отвечать на вопросы, появляются первые слова.
Развитие грудных детей подчиняется общим закономерностям, но всё же, носит индивидуальный характер.
Итоги развития малыша
Физическое развитие идёт от врождённых рефлексов, возраст новорожденного – самый ключевой момент адаптации. За год ребёнок учится делать многое: держать головку, переворачиваться, садиться, ползти, вставать, ходить. В эмоциональном аспекте происходят огромные подвижки.
К концу первого месяца ребенок начинает улыбаться, далее – удивляться в ответ на неожиданное. С четырёх месяцев грудничок отличает близких от чужих людей. Своим он рад, а других может испугаться. Доброжелательный настрой незнакомца вызовет в малыше ответные чувства. С 8 до 11 месяцев ребёнок болезненно реагирует на расставание с мамой и может капризничать. К году ребёнок стремится к общению и сотрудничеству.
За малышом необходимо ухаживать, показывать специалистам, чтобы правильно шло развитие, а также самой следить за его здоровьем.
до какого возраста ребенок считается новорожденным
Возраст новорожденного ребенка берет свой отсчет с момента рождения и заканчивается на 28 день (4 недели). Этот период характеризуется интенсивными морфологическими и функциональными изменениями в только что родившемся организме. Уже на этом этапе малыш проходит один из главных кризисов жизни человека – кризис новорожденности. Он связан с резким переходом от внутриутробной жизни к внеутробному существованию.
Физическое развитие ребенка
В течение первых 5 суток жизни новорожденный, как правило, теряет массу (норма — около 5%), а после этого она начинает восстанавливаться и постепенно набираться – по мере того, как ребенок осваивает навыки сосания груди. В среднем за первые 4 недели дети набирают около 500-700 граммов веса. Это один из важных показателей жизнеспособности новорожденного человека. Кроме того, о его нормальном физическом развитии свидетельствует увеличение роста, окружности головы и общее состояние здоровья. Существуют и другие нормы относительно того, до какого возраста новорожденный должен набрать определенный вес. Так, считается, что к 4 месяцев ребенок должен удвоить вес, который был в новорожденном состоянии.
Сегодня наблюдается тенденция увеличения веса новорожденных. Во многих странах типичным явлением стало рождение детей весом свыше 4 кг. Кроме того, они рождаются с ростом более 50 см. Это одно из явлений акселерации.
Внутренние органы новорожденного еще не до конца сформированы. Однако его пищеварительная система начинает активно работать, при этом происходит заселение микроорганизмами желудочно-кишечного тракта. Температура тела малыша остается неустойчивой до 3 недель, поэтому ее необходимо поддерживать с помощью одежды и создания определенного комфорта в помещении.
Первые часы жизни ребенка в возрасте новорожденного
Зарождение новой жизни происходит с момента зачатия. Все девять месяцев ребенок находится в уютном мире – маминой утробе. Он слышит то, как к нему обращаются родители, чувствует их эмоциональное состояние и отвечает им активными или не очень движениями. Но в конечном итоге приходит время, когда нужно покинуть теплое и уютное место и появиться на свет, сменить место обитания. После рождения ребенок переживает определенный стресс. Ведь он уже физически стал отделенным от матери, процесс его дыхания осуществляется через собственные легкие, да и питание совсем другое: теплое и сладкое мамино молочко. Все органы и системы организма маленького человечка учатся адаптироваться к новым для него условиям жизни.
Но первые часы жизни – это не только важный этап для физического развития ребенка, это еще и период психологической адаптации малыша, а также время, когда родители осознают себя таковыми и ощущают неразрывную связь с новорожденным. Именно в первые полтора-два часа после родов так важен физический контакт матери с ребенком. В большинстве родильных домов уже давно существует практика выкладывания только что появившегося на свет малыша на живот к роженице, а также прикладывание его к груди. Любое проявление нежности и тепла со стороны обоих родителей в это время – это залог дальнейшего успешного развития положительного психологического контакта.
В свои первые дни и недели жизни новорожденный много времени проводит во сне, состояние его слегка заторможено, а движения не контролируемые. Сон малыша могут прервать основные потребности в еде, питье. Кроме них дискомфорт может ощущаться из-за холода или, наоборот, жары, а также в том случае, если ребенок мокрый и его пеленки или подгузники нуждаются в замене.
Самой ярко выраженной эмоцией новорожденного является недовольство, которое проявляется через его плач в тех случаях, которые приведены выше. И в таких случаях только забота родителей и близких помогают малышу снова ощущать уют и удовлетворенность. Ребенок успокаивается, перестает плакать, быстро засыпает. Все эти его действия и являются выражением положительных эмоций, которые проявить по-другому он еще не в состоянии.
Кроме того, малыша, который еще не разговаривает и не ориентируется в различных состояниях, можно понять по внешним признакам, это своего рода сигналы, которые ребеночек передает взрослым для того, чтоб они его поняли. К этим сигналам можно отнести частоту дыхания, интенсивность сосательных движений во время приема еды, движения глаз и головы, частоту сердцебиения. Молодым родителям нужно научиться внимательно прислушиваться к этим сигналам, чтобы понять, чего хочет их малыш в данный момент.
Рефлексы ребенка в возрасте новорожденного
У новорожденного уже есть достаточно признаков, благодаря которым малыш адаптируется к новой для него жизненной обстановке. В научной среде такие признаки называются рефлексами. Здоровые дети имеют развитую систему дыхания, пищеварения, кровообращения. Первые реакции, которые проявляются у малышей с первых же часов после появления на свет, – это сосание и хватание (достаточно дать крохе свой палец, он сразу же обхватит его своей маленькой ручкой). Кроме того, новорожденный может защищать себя, в частности, свои глаза. Если ему бьет яркий свет, он может зажмуриться. В то же время, если прикоснуться к середине губы малыша, он повернет голову в ту сторону, откуда идет свет.
Еще несколько рефлексов относятся к двигательным. Благодаря их изучению можно установить, все ли в порядке с тонусом новорожденного, а также его двигательной способностью. Например, если ребенка выложить на животик, то он может повернуть голову в одну из сторон и проползти на животике без ручек. Если подпереть его ступни рукой, то он сможет оттолкнуться от них, совершая движения ползания. Также можно взять ребенка на руки, чтобы ноги слегка касались ровной поверхности, а корпус наклонить немного вперед — и тогда он будет выполнять шаговые движения.
Все эти признаки или рефлексы помогают врачам установить уровень развития ребенка на ранних этапах. Их особенностью является то, что они присущи только самым маленьким и сохраняются на протяжении первых месяцев жизни, а потом угасают, уступая место другим признакам развития крохи. Появляются уже не рефлексы, а реакции посложнее. Причем по срокам появления и исчезновения тех или иных рефлексов и реакций можно судить об интенсивности развития мозговой деятельности.
Если ребенок здоров, развивается правильно, то у него есть способность чувствовать некоторые признаки. Например, дотрагиваясь до чего-либо, он ощутит, горячая или холодная поверхность. Также малыш ощущает боль и болезненные прикосновения (поэтому он и плачет, если ему делают прививочную инъекцию). Ребенок четко различает вкусы. Он знает, где кислое, горькое, а где сладкое лакомство. Естественно, только что родившийся малыш имеет низкую степень чувствительности. Но по мере его развития и роста ощущения развиваются и увеличиваются. То же самое касается зрения и слуха новорожденных – они развиваются по мере роста. Например, уже через две недели после рождения плачущий малыш может прекратить истерику, прислушиваясь к какому-либо сильному звуку. А примерно через месяц глазки крохи могут остановиться на ярком или блестящем предмете, который привлечет его внимание.
Результат внутриутробного общения
Еще находясь в утробе матери, ребенок слушает и запоминает ее голос, общается с ней. Поэтому после рождения он может выделять звук материнского голоса среди многих других голосов. Кроме того, любой голос, принадлежащий человеку, грудничок может отличать от нечеловеческих звуков, а самого человека (его лицо) выделяет среди окружающих предметов.
Новорожденный способен продемонстрировать свое стремление к общению. Для этого он смотрит в сторону того, кто с ним разговаривает. Если крохе надоело общаться – он просто отвернется. Такие уникальные способности развиваются в том случае, если у ребенка с мамой налажен плотный, тесный контакт — как физический, так и духовный.
Но все вышеперечисленные умения новорожденного – это только зачатки тех умений, которые разовьются со временем. Никакой из рефлексов или умений не является законченным или таким, который ребенок сможет применить в дальнейшем своем развитии. Ни один из рефлексов, даже двигательный – не имеет отношения к тому, что ребенок будет ползать или ходить. Все признаки и рефлексы, которые были у ребенка в первые недели и месяцы после рождения, должны исчезнуть.
В отличие от животного мира, в котором все новорожденные могут выживать в какой-то степени самостоятельно, человеческий детеныш является абсолютно беззащитным. Он полностью зависит от окружения, от заботы и ухода родителей. Его физическое развитие зависит от окружения, быта, повседневного ухода, а психологическое развитие – от того, насколько внимательными и заботливыми близкие люди будут по отношению к нему.
Прожив свой первый месяц в окружении внимательных взрослых, малыш начинает выделять их из окружения. Этому способствует сам взрослый своими действиями. Например, постоянными разговорами с ребенком. Ведь даже если малыш не может ничего сказать в ответ – это не значит, что он ничего не воспринимает. Своими движениями, разговором, живыми интонациями родитель или другой человек из окружения грудничка привлекает его внимание и дает массу новых впечатлений. Если общаться с малышом с самого его появления на свет (а лучше – и до этого), то уже к концу первого месяца жизни он сможет даже проявлять свое внимание через положение губ. Например, если ласково заговорить с крохой, он будет смотреть в вашу сторону с вытянутыми губами. А на втором месяце малыш уже захочет ответить вам своей улыбкой.
Не секрет, что самый тесный контакт у ребенка, на каком бы этапе развития он ни находился, — это контакт с матерью. Именно она вынашивает своего сына или дочь девять месяцев, и именно с ней происходит первый телесный контакт новорожденного. Поэтому на маму активнее всего влияет и воздействует любое движение и звук ее ребенка, а на самого малыша – мамин голос и мамины руки. Это основа для формирования у грудничка доверия не только к родителям, но и ко всем людям.
Ласковое слово мамы – это лучшее лекарство, которое действует успокаивающе на ребенка. Достаточно обнять и сказать о своей любви к крохе, и он станет спокойнее, будет лучше спать и кушать. Настроение ребенка, его положительные или отрицательные эмоции, покой или возбуждение – это все результат проявления любви или нелюбви родителей к нему. Но в то же время эти характеристики определяют и отношение взрослых к новорожденному.
Младенец, но уже не новорожденный
После этапа рождения и спустя некоторое время ребенок переходит из стадии новорожденности, когда он был совсем беспомощным и ничего не умеющим существом, в этап младенчества. В этот период ребенок как бы оживает, он становится активнее, действия и взгляд его осознаннее, происходит стремительное развитие всех органов и систем организма.
В этот период ребенок уже может обратиться к взрослому человеку путем взгляда, остановки на лице родителя, улыбки. Чем старше возраст ребенка, тем больше движений и действий включается в это общение. Это и вздохи, и движения ручек и ножек, возгласы восторга, вскрики радости. Если ребенок хочет общения, а рядом никого нет или на него не обращают внимания, он может заплакать и тем самым обратить все взоры на себя. Все эти действия появляются на определенных этапах развития малыша. И контроль их своевременного появления – это залог правильного развития ребенка, его мозговой деятельности и нервной системы.
Отличительной особенностью оживления ребенка является его активность. Чем меньше внимания взрослые обращают на кроху, тем активнее он проявляет свою потребность в общении. Именно через движения, взгляды, эмоции устанавливается глубокая и прочная связь малыша с родителями, которая с годами будет только крепнуть.
Период младенчества. До какого возраста ребенок считается грудным?
Младенчество — один из важнейших периодов развития малыша. С какого возраста начинается и когда заканчивается этот этап у грудничка? Какие основные стадии развития проходит дитя в период младенчества?
Временные рамки
Нижние границы младенчества специалистами считаются и определяются по-разному:
- Одними врачами считается, что эти возрастные рамки начинаются непосредственно в момент появления дитя на свет и оканчиваются в годик. При этом внутри большого периода в 12 месяцев выделяется «подпериод», когда грудничка называют новорожденным.
- Другие специалисты выделяют первый месяц жизни в отдельный этап, малыш в эти 4 недели считается новорожденным, а с 5 недели и вплоть до года — младенцем.
Поведение младенца разительно отличается от того, как себя ведет новорожденный. Если последний почти все время проводит во сне, то у грудничка этапы бодрствования все более и более насыщаются активной деятельностью. Именно поэтому, определяя, с какого возраста отсчитывать период младенчества, специалисты приходят к мнению, что правильно будет исходить с точки 4 недель — окончания новорожденности.
Такие возрастные рамки удобно разграничивают период адаптационного бездействия, которым в основном «занят» новорожденный в первые 4 недели, от этапа активного развития и познания дитя, длящегося 11 месяцев.
- Начало периода младенчества начинается после того, как новорожденным исполняется месяц, то есть непосредственно завершается этап новорожденности.
- Заканчивается период младенчества, когда малышу исполняется годик.
- Психологи, неврологи и педиатры делят младенчество на несколько важных этапов. Одни из специалистов разделяют этот период почти поровну, по полугодиям, другие — по кварталам, то есть по 3 месяца.
Грудничок за первый год жизни развивается колоссальными темпами, причем это касается и физиологической, и физической и психологической стороны. В первые полгода происходит словно подготовка крохи к «рекордам»: его органы налаживают свою работу, мышцы постепенно избавляются от гипертонуса, нервная система развивается, а мускулатура наращивается. Незадолго до 6 месяцев малыши начинают активно применять накопленные навыки — учатся переворачиваться, а затем и ползать, без устали общаются со взрослыми и исследуют мир вокруг себя.
Физиологическое развитие
Все родители, отмечая первый день рождения дитя, с интересом просматривают фотографии и видео, накопившиеся за год, и поражаются тому, как сильно изменился малыш и как он подрос за период младенчества.
И действительно, темпы роста у грудничка весьма интенсивные, ежемесячно ребенок подрастает на 3 см в первые полгода и на 2-1 см во втором полугодии. В целом за период младенчества длина тела дитя увеличивается в 1.5 раза.
Двигательное развитие
Грудничок в первые полгода постепенно учится владеть собственным телом и, хоть и медленными темпами, но достигает хороших результатов:
- в два месяца он может приподнимать грудь, лежа на животике;
- в трехмесячном возрасте грудничок делает попытки дотянуться до объекта и схватить его;
- к 5-6 месяцам малыш хватает объекты, притягивает их к себе;
- грудничок может присаживаться с поддержкой, переворачиваться и пробует ползти.
Двигательное развитие крохи во вторые полгода продолжает проходить активными темпами: освоенные навыки закрепляются, из них вырастают новые физические достижения младенца.
- После полугода ребенок осваивает ползание, перевороты и может садиться самостоятельно;
- процесс ползания постепенно трансформируется: «пластунское» передвижение за 2-3 месяца перерастает в быстрый бег на четвереньках;
- к 9 месяцу малыши могут вставать с поддержкой, а также передвигаться стоя, удерживаясь за бортики кроватки или постель;
- к 11 месяцам вестибулярный аппарат крохи начинает более-менее нормально функционировать, и теперь ребенок может самостоятельно стоять, ни за что не держась, и даже делает несколько шагов.
- к годику большинство детей уже могут ходить, хоть и делают это не вполне уверенно.
Описанные двигательные навыки, которыми грудничок должен овладеть, не имеют строгой привязки к срокам: существуют только статистические данные здоровых младенцев, собранные ВОЗ. Каждый малыш развивается по-своему, перепрыгивает этапы ползания или переворотов, поэтому не переживайте, что кроха не освоил что-то до какого-то определенного возраста. Если малыш в целом активен, пробует ходить в 11 месяцев, пропустив передвижение на четвереньках, — такое развитие считается нормой.
Психическое развитие
Помимо овладевания двигательными навыками и колоссальной прибавки роста и веса, период младенчества характеризуется активным познавательным и эмоциональным развитием грудничка.
- Постепенно развивается память: ребенок запоминает лица, игрушки и составляет причинно-следственные связи между действиями и их последствиями.
- К 4 месяцам у детей начинают ярко проявляться эмоции: удивление, радость, страх.
- За период младенчества сильно меняется отношение грудничка к незнакомым: во втором полугодии доброжелательность резко сменяется настороженностью и боязнью.
- К полугоду возникает психологический кризис, и ребенок чрезмерно привязывается к матери, не желая ее отпускать ни на шаг.
- Общение с близкими также проходит большой путь: от младенческого комплекса оживления к активному общению.
- Постепенно малыш осознает, что можно чего-то добиться с помощью взрослых: увидеть что-то высокое вблизи, получить в распоряжение далеко располагающийся предмет, — и всеми способами (жестами и речью) ребенок просит родителей помочь ему.
- Речь ребенка развивается на протяжении всего периода младенчества, начиная с гуления и артикуляционных забав в первое полугодие и заканчивая собственным «языком» и десятком узнаваемых простых слов к году.
До какого возраста ребенок: новорожденный, малолетний, несовершеннолетний
Проблема определения возраста несовершеннолетних граждан является весьма актуальной в наши дни и зачастую ставит своих исследователей перед выбором между моралью и законом. Ребёнок до какого возраста ребёнок — такой вопрос крайне важен во многих сферах жизни человека.
До какого возраста ребёнок считается новорожденным
Основное время, по истечении которого грудной младенец перестаёт считаться новорожденным — от рождения до года жизни.
С точки зрения биологии малыш считается окончательно не сформированным живым организмом, не способным к ведению активной жизненной деятельности. Однако юрисдикция рассматривает этот вопрос с другой стороны: специалисты выделяют несколько этапов жизни молодого гражданина до возраста в 365 дней:
- Период появления. Знаменуется рождением новорожденного на свет и оканчивается лишь по достижении им месячного возраста.
- Период младенчества. Стартует при достижении грудничком месяца пребывания на свете и оканчивается, когда ему исполняется год.
По понятным причинам осуществление каких бы то ни было операций не представляется возможным для ребенка в этот период. Родители/опекуны могут распоряжаться имуществом грудничка в разумных пределах в качестве регентов. По достижении определённого возраста право владения собственностью переходит в его руки.
Дети в возрасте до шести лет
Гражданский Кодекс Российской Федерации рассматривает малолетних детей в возрасте от 6 до 14 лет как носителей права совершения ограниченных сделок и операций. Но о лицах, не достигших отметки в шесть лет, ГК умалчивает.
Однако многие дети в этом возрасте уже вступают в некоторые мелкие сделки и совершают определённые акты, что говорит о некоторой их дееспособности. В связи с этим ряд юристов рассматривает детей до шести лет как потенциально сформированных граждан, не обладающих полной дееспособностью.
Малолетние дети
До какого возраста ребёнок малолетний — об этом упоминается как в ГК РФ, так и в Конституции страны.
По закону, малолетним считается несовершеннолетний ребёнок,
не достигший возраста 14 лет, но проживший как минимум 6.
Права и обязанности малолетних
В этот период увеличивается перечень как прав, так и обязанностей юного жителя. Официальными опекунами/представителями малолетних детей в эти годы становятся их родители — именно они несут ответственность за незаконную деятельность их дитяток.
Права детей в это время можно условно разделить на имущественные, неимущественные и зависящие от возраста.
Так, имущественные права предусматривают аспекты, связанные с получением пособий, содержанием на родительские деньги, самостоятельным распоряжением лично заработанными средствами и так далее.
Неимущественные права же рассматривают вопросы, относящиеся непосредственно к социальной личности ребёнка: ФИО, возраст, охрана здоровья, право проживания с семьёй и другие.
Возрастные права относятся к отдельной отрасли и соотносятся с нюансами, решаемыми только при достижении определённого возраста: в 2 месяца дитя получает право на получение дошкольного образования, в шесть лет — на совершение мелких сделок, направленных на получение безвозмездной прибыли с правом на независимость в пользовании нажитыми ресурсами и так далее.
Обязанности делятся на общие и конкретные: общие подразумевают уважение к старшим, любовь к чистоте и порядку, вежливое и уважительное отношение к другим людям и другие базовые основы моральных принципов человека.
Человек, который считается ребенком, также имеет вполне конкретные обязанности, выполнение которых закрепляет в сознании юного гражданина ответственность в подходе к решению важных социальных задач: посещение детсадов/школ, следование школьным правилам, бережное обращение со школьным имуществом и прочее.
Ответственность за причинённый вред
Кара за нанесение какого бы то ни было вреда в этот период жизни будет незначительной, имея условно-воспитательный характер; вина за тяжелые проступки ложится на плечи родителей.
Те, являясь официальными представителями своих детей, несут полную ответственность в соответствии с общепринятыми нормами. На них также будет возложена мера пресечения, если суд признает их действия в формировании у детей общественно положительных взглядов недостаточно интенсивными.
Несовершеннолетние граждане
Права и обязанности несовершеннолетних с 14 до 18 лет
В этот период к раннее изложенным правам и обязанностям прибавляются такие, как право приватизации, трудовой деятельности, получение безналичного вознаграждения, оформление банковского счёта и кредитной карты, выполнение виртуальных операций.
Основной обязанностью в этот период является получение паспорта, удостоверяющего личность.
Также, начиная с этого момента, несовершеннолетний обязан принимать участие в трудовой деятельности школьной организации и других общественно полезных делах.
Трудовые отношения
С 14 лет ребенок имеет право заключать трудовые договоры с работодателями для получения вознаграждения в формате безналичной оплаты.
В обязательном порядке он отрабатывает трудовую практику в летнее время для школьного учреждения либо выполняет другую общественно полезную работу.
При этом правила труда несовершеннолетних закреплены в соответствующих нормативных актах; эксплуатация детского труда в отношении несовершеннолетних преследуется по закону.
Административная и уголовная ответственность
с 14 лет несовершеннолетний ребёнок может быть осужден за такие противоправные деяния, как изнасилование, убийство, терроризм, ложное сообщение об акте терроризма и другие. Наказание за эти и другие противоправные акты предусматриваются Уголовным Кодексом Российской Федерации.
Административная ответственность наступает только при достижении 16-летнего возраста, в ранний период вина за противоправное деяние возлагается на опекунов подростков.
Эмансипация и её правовые последствия
Эмансипацией называется признание несовершеннолетнего подростка полностью дееспособным в случае заключения трудового договора им либо ведения предпринимательской деятельности с одобрения официальных опекунов.
Основным последствием является возможность совершения сделок без письменного одобрения родителей.
Тем не менее эмансипированный несовершеннолетний не может обладать всеми правами совершеннолетнего члена общества: так, он не может стать опекуном или попечителем другого несовершеннолетнего гражданина РФ.
Проблема эмансипации и правовых последствий остро стоит в обществе и является поводом для многократного рассмотрения в высших инстанциях.
Различия в дееспособности и совершеннолетии
Многие люди не способны провести грань между определениями дееспособности и совершеннолетия. Для этого нужно знать то, чем они являются.
Совершеннолетие — это достижение человеком возраста 18 лет и получение в распоряжение всех прав и обязанностей полноценного члена общества.
Дееспособность — это право на самостоятельное ведение дел и оценку своих действий.
Основное различие состоит в том, что дееспособность предусматривает владение определёнными качествами, а совершеннолетие наступает само по себе.
Куда обратиться за защитой прав детей
Для защиты прав несовершеннолетних в России созданы и функционируют такие объединения, как Служба защиты детей, органы соцзащиты, прокуратура и другие.
Среди основных действий по защите прав можно отследить такие, как обеспечение оной на законодательном уровне, региональном и других.
Законодательное регулирование
- Декларация прав ребёнка. Конвенция о правах несовершеннолетних.
- Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации”
- Федеральный закон “Об опеке и попечительстве”, “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Указ Президента Российской Федерации “О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты несовершеннолетних граждан Российской Федерации.
Младенец — Википедия
Ребенок играет. Новорожденный ребенок в Индонезии, с пуповиной, готовой к фиксацииМладе́нец, грудной ребёнок — ребёнок в возрасте от рождения до года. Различают период новорожденности (первые 4 недели после рождения) и грудной возраст (от 4 недель до 1 года). Развитие грудного ребёнка оказывает решающее влияние на его дальнейшее умственное и физическое развитие. Его организм неустойчив ко внешним воздействиям, восприимчив к заболеваниям, поэтому ему необходим наиболее тщательный уход.
Грудной возраст характеризуется особенно интенсивным ростом и развитием. В возрасте от одного до трёх месяцев рост ребёнка увеличивается ежемесячно на 3 см; в 4—6 месяцев — на 2,5 см, в 7—9 месяцев — на 1,5—2 см, в 10—12 месяцев — на 1 см. За первый год жизни рост ребёнка увеличивается в среднем в 1,5 раза, достигая 75 см, масса тела увеличивается в среднем в 3 раза, достигая 10 кг[1].
Анатомо-физиологические особенности
Дети грудного возраста имеют нежную, легко ранимую кожу, недоразвитые выводные протоки потовых желез. Потоотделение за первый года жизни удваивается, но часто имеет неадекватный характер (может увеличиться при похолодании). Апокринные потовые железы не функционируют. Рост волос в этом возрасте замедлен, за первый год жизни их толщина увеличивается в среднем с 0,06 мм до 0,08 мм. В этом возрасте интенсивно нарастает как масса подкожной клетчатки, так и количество жировых клеток. Грудные дети имеют большее чем взрослые, отношение массы подкожной ткани к массе тела. При рождении содержание жира в подкожной ткани 35,5 %, за год оно увеличивается до 56 %[1].
Костная ткань младенцев содержит меньше, чем у взрослых, минеральных веществ. Более толстая, чем у взрослых, надкостница участвует в образовании новой костной ткани. Постепенно появляются точки окостенения, в скелете накапливаются соли кальция, кости твердеют. За время первого года жизни содержание кальция в костях становится больше в среднем в 3,5 раза (с 28 до 100 г). Появляются физиологические изгибы позвоночника. Швы между костями черепа, имеющиеся у новорождённого ребёнка, к 3—4 месяцам уплотняются, малый родничок закрывается к 4—8-й неделе; большой родничок — к концу первого года жизни. Форма грудной клетки бочкообразная, имеет горизонтальное расположение рёбер. Первые молочные зубы появляются в 6-8 месяцев, в годовалом возрасте должно быть 8 зубов[1].
Мышечная система развита слабо, отношение массы мышц к массе тела заметно меньше, чем у взрослого человека. Мышцы, особенно сгибатели, у новорожденных имеют повышенный тонус, который у рук нормализуется к 2—2,5 месяцам, у ног к 3—4 месяцам, при этом исчезает обычно согнутое состояние конечностей[1].
Уже сформированные бронхи имеют узкий просвет, их мышечные и эластические волокна развиты слабо. Недостаточное развитие имеет эластическая ткань лёгких. В течение первого года жизни растёт количество альвеол, соответственно дыхательная поверхность лёгких увеличивается на первом году жизни в 4 раза, а минутный объём дыхания — с 635 до 2200 см3. Частота дыхания постепенно становится реже. У нормальных грудных детей на одно дыхание приходится примерно 3 удара сердца. Сердце к 8 месяцам увеличивает свою массу в 2 раза, в основном за счет утолщения миокарда. Пульс постепенно становится реже: в годовалом возрасте его частота не превышает 120 ударов в минуту. Мочевыделительная система ребенка развивается, растёт масса и улучшается структура почек, увеличивается объем и эластичность мочевого пузыря, к концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15—16 раз в сутки[1].
Видео по теме
Развитие младенца
За первый год жизни младенец вырастает в среднем на 25—27 см. Рост годовалого ребёнка достигает 75—77 см[2].
Возраст, мес. | Прибавка роста за месяц, см | Прибавка массы тела за месяц, г | Общая прибавка роста, см | Общая прибавка массы тела, кг |
---|---|---|---|---|
1 | 3 | 600 | 3 | 0,6 |
2 | 3 | 800 | 6 | 1,40 |
3 | 2,5 | 800 | 8,5 | 2,2 |
4 | 2,5 | 750 | 11 | 2,95 |
5 | 2 | 700 | 13 | 3,65 |
6 | 2 | 650 | 15 | 4,3 |
7 | 2 | 600 | 17 | 4,9 |
8 | 2 | 550 | 19 | 5,45 |
9 | 1,5 | 500 | 20,5 | 5,95 |
10 | 1,5 | 450 | 22 | 6,4 |
11 | 1,5 | 400 | 23,5 | 6,8 |
12 | 1,5 | 350 | 25 | 7,15 |
В течение первого года жизни младенец знакомится с окружающим миром, у него развивается моторика, умственные и физические способности. Развитие происходит по этапам. Каждый из этапов начинается в определённом возрасте, который может немного отличаться от одного ребёнка к другому. Развитие способностей зависит как от генетических предрасположенностей и окружения, в котором ребёнок растёт, так и от того, сколько времени уделяется ребёнку взрослыми.
Первые 4 недели
Плачущий новорожденный, через несколько дней после рождения 8-недельный ребенокВ свои первые 4 недели новорождённый проходит переходный этап от внутриутробной к внеутробной жизни. На этом этапе младенец не способен управлять своими руками и ногами, однако обладает набором врождённых физиологических рефлексов.
Из наиболее важных следует отметить следующие врождённые рефлексы:
Эти и многие другие врождённые рефлексы часто используются в педиатрии для диагностирования состояния здоровья младенца. Наиболее важными рефлексами при диагностировании являются: симметричный шейно-тонический, асимметричный шейно-тонический и лабиринтный тонический[4]. Вызывание врождённых рефлексов также может служить для младенца зарядкой, развивающей его двигательный аппарат[3]. В качестве таких рефлексов могут подойти: хватательный, ползания и опоры.
Помимо безусловных врождённых рефлексов у младенца начинают появляться условные рефлексы. Согласно экспериментальным данным, уже в возрасте 20-ти дней младенец способен запоминать события, что, в свою очередь, означает, что у него могут развиваться условные рефлексы на внешние воздействия[5].
Наряду с врождёнными рефлексами у новорождённых есть и врождённые предпочтения. Например, младенцы могут смотреть на одни изображения дольше, чем на другие. Роберт Л. Фантц (англ.)русск. в ходе экспериментов показал, что младенцы предпочитают структурированные изображения неструктурированным, среди которых бо́льшее внимание уделялось лицам и концентрическим кругам[6].
Уже с рождения младенцы могут подражать мимике лица взрослых людей в зависимости от уровня развития своей моторики. Одним из экспериментов, в ходе которых проявлялся данный феномен, была работа Т. Фиелд и её коллег. Младенцам в возрасте полутора дней демонстрировались радостное, грустное и удивлённое выражение лица. Независимые наблюдатели по выражению лица ребёнка смогли в 70% случаев угадать то выражение лица, которому подражал младенец. Исходя из результатов авторы эксперимента сделали вывод, что уже с рождения младенец способен распознавать по крайней мере 3 различных выражения лица[7].
С рождения и до 2-х месяцев младенцы рефлекторно издают звуки, связанные с физиологическими процессами или стрессом[8]. Использовать звуки для коммуникативных целей младенцы на данном этапе ещё не умеют.
В первые дни после рождения младенец уже способен различать голос матери, что нашло объяснение в ходе экспериментов А. ДеКаспера и М. Спенс. Беременные женщины на протяжении последних 6-ти недель беременности достаточно часто зачитывали вслух одну и ту же детскую историю. После рождения у младенцев усиливался сосательный рефлекс при зачитывании этой истории, по сравнению с другими историями[9].
Громкость звуков, на которые способен реагировать новорождённый, — 60 децибел[9].
Один месяц
В возрасте 1 месяца зрительное восприятие объектов сосредоточено на изучении границ объектов[10]. Если младенцу показывать геометрические фигуры, то он будет изучать их края.
Младенец начинает осваивать базовые движения, не обусловленные врождёнными рефлексами: хватание и бросание[11]. В этом возрасте, лёжа на животе, младенец способен кратковременно поднимать и держать голову[12].
Два месяца
Уже ко второму месяцу младенец способен различать красный, зелёный и синий цвета, а также яркость. Согласно экспериментам Роберта Л. Фантца (англ.)русск. Роберта Фантца, младенцы могут различить две полоски белого цвета, отличающиеся друг от друга яркостью на 5%[13].
Начиная с 2-х месяцев младенец способен использовать звуки для коммуникации. Он может смеяться в ответ на разговоры с ним взрослого, либо в ответ на его улыбку[8]. Также младенец уже знает базовые свойства родного языка и способен отличить его от иностранных, что было показано исследованиями, проведёнными А. Кристоф и Дж. Мортоном. В ходе эксперимента англоязычному младенцу проигрывались записи речи на разных языках, произнесённые разными людьми. Характер сосания менялся, если английский язык сменялся иностранным, но не менялся, если один иностранный сменялся на любой другой[14].
Три месяца
Ко 2-м—3-м месяцам цветовое зрение младенцев такое же, как и у взрослых[13].
Громкость звуков, на которые способен реагировать младенец в 3 месяца, — приблизительно 40 децибел[9].
Четыре месяца
К 4-м месяцам у младенца развивается длительная улыбка и снижается частота плача[8]. Младенец способен управлять руками под зрительным контролем, а также может трогать и хватать движущиеся с большой скоростью предметы[15]. Начинается развитие управления движением собственных пальцев[16].
Уровень интеллекта уже позволяет устанавливать причинно-следственные связи: младенец может находить взаимосвязи между зрительными, тактильными и слуховыми данными. Если младенец случайно затронет погремушку рукой, то он будет пытаться повторить те же действия, чтобы заставить погремушку снова издавать звуки[11]. Также младенец уже может соотносить движения губ и издаваемые ими звуки, что было выяснено в ходе исследований П. Кул и А. Мелтзофа[17]. Младенцам одновременно демонстрировались два видеофильма без звука, между которыми располагалась аудиоколонка. В фильмах были изображения лиц, произносивших звуки «а» и «и», соответственно. Из колонки попеременно звучал либо звук «а», либо звук «и». Младенцы дольше смотрели на тот видеофильм, которому соответствовал произносимый звук.
Шесть месяцев
Развитие моторики и зрительного восприятия приводит к тому, что с 6-ти месяцев младенец способен определять размер предметов независимо от расстояния до них[18]. С 6-ти—7-ми месяцев младенцы активно размахивают предметами, трут их и бросают, что на данном этапе является основной формой изучения окружающего мира. Эти действия позволяют младенцу изучить такие свойства объектов, как характер поверхности и вес[16].
Согласно одному из экспериментов Клаеса вон Хофстена[17], уже c 6-ти месяцев младенцы способны предугадывать будущее положение объектов при линейном движении, но им крайне сложно определять положение, если траектория является нелинейной. В ходе эксперимента младенцу демонстрировалось линейное движение привлекательного объекта, который ненадолго скрывался за небольшим экраном прямоугольной формы, а следом появлялся на другом конце экрана. После нескольких демонстраций, при исчезновении объекта, ребёнок уже смотрел на ту границу экрана, из-за которой должен был появиться объект. Если после шести демонстраций направление менялось, то младенец успешно справлялся с определением будущего положения объекта.
Семь месяцев
Начиная с 7-ми месяцев младенцы способны различать расстояние до объектов. Эта способность была выяснена К. Грандуром[19] в ходе его экспериментов по восприятию размеров объектов. Младенцам предлагались две игрушки разного размера. После 5 минут игры с игрушками детям демонстрировались те же игрушки, но одинакового размера и с одинакового расстояния. Оказалось, что дети тянулись к той игрушке, которая изначально была меньше по размеру (т. е. визуально казалась ближе, чем другая игрушка).
Восемь месяцев
Восьмимесячные сестры-близнецы Восьмимесячный ребенок; общие черты лица обычно больше по сравнению с лицом.С 8-ми месяцев происходит активное развитие интеллекта у младенца. Согласно выводам Жана Пиаже[11], на этом этапе жизни у младенца развивается практический интеллект: он знает о постоянном существовании объектов и способен искать их, даже если их нет в поле зрения.
Громкость звуков, на которые способен реагировать младенец в 8 месяцев, — приблизительно 30 децибел[9].
Десять месяцев
В 10 месяцев младенец способен сидеть, что позволяет ему лучше изучать предметы руками: в изучении предметов используются обе руки (одна фиксирует предмет, а вторая изучает его)[16].
Двенадцать месяцев
С 12-ти месяцев младенцы начинают экспериментировать с объектами и собственными действиями над ними[11]. Они уже не просто пытаются повторить те или иные действия, либо воспроизвести полученный ранее эффект, но и выясняют взаимоотношения между объектами, действиями и эффектами.
Двенадцатимесячные младенцы уже имеют представление о целях тех или иных действий. Например, согласно экспериментам[20], проведённым Дьёрдь Гергеем и его коллегами, ребёнок способен предсказать, что серый мячик, движущийся по прямой линии в сторону барьера, должен его перепрыгнуть. Если же мячик будет перепрыгивать невидимый барьер, то это вызовет у ребёнка удивление.
Младенцы начинают активно использовать указательный жест для обращения внимания взрослого к объектам и к реакции малыша на них (совместное внимание). Согласно исследованиям Ульфа Лицковски и его коллег[21] младенец чаще смотрел на объекты, если взрослый обращал внимание не только на объект внимания младенца, но и на лицо младенца, эмоционально комментируя объект[22].
Питание младенцев
Младенец во время кормленияСогласно рекомендациям ВОЗ наиболее оптимальным является исключительно грудное вскармливание на протяжении первых 6-ти месяцев жизни младенца[23]. Также грудное молоко может обеспечивать приблизительно половину потребностей младенца в возрасте 6-ти—12-ти месяцев, и около трети потребностей — в возрасте 12-ти—23-х месяцев[24]. В возрасте 6-ти месяцев в питание младенцев вводится прикорм.
Младенцы, вскормленные животными
В науке зафиксировано некоторое количество случаев, когда младенцы, лишившись родителей, были вскормлены и воспитаны животными. Если такой ребёнок ещё в младенческом или достаточно раннем возрасте попадал обратно в человеческое общество, то он, как правило, мог развиться в нормального человека. Однако если он жил среди животных слишком долго, то, попадая обратно к людям, он либо испытывал значительные затруднения, либо вообще не мог стать нормальным членом человеческого общества.
Случаи вскармливания младенцев животными также отражены в мифологии (например, Ромул и Рем) и художественной литературе (например, Маугли).
Устойчивые выражения
- Выплеснуть младенца вместе с водой — о том, что вместе с удалением, игнорированием чего-то неважного, второстепенного, забыто, упущено что-то ключевое, главное.
- Устами младенца глаголет истина — существует две версии её происхождения:
- Поговорка библейского происхождения: В Евангелии от Матфея можно прочесть следующие строки: «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?».
- Не имеет никакого отношения к Библии и является лишь переводом латинской поговорки «ex ore parvulorum veritas»[25].
Интересные факты
- Младенцы обычно рождаются без зубов, однако примерно один из двух тысяч младенцев рождается с одним прорезавшимся зубом[26].
Галерея
Африканский ребёнок
-
Африканский ребенок родился от двух африканских родителей, с необычно светлой кожей.
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 [1] Грудной ребёнок. Медицинская энциклопедия
- ↑ 1 2 Департамент здравоохранения города Москвы Часть 1. Морфометрическое и психомоторное развитие ребёнка первого года жизни. — С. 5—6,14.
- ↑ 1 2 Департамент здравоохранения города Москвы Часть 2. Психомоторное развитие детей первого года жизни. — С. 4.
- ↑ Департамент здравоохранения города Москвы Часть 2. Психомоторное развитие детей первого года жизни. — С. 6.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 8.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 35.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 32—34.
- ↑ 1 2 3 Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 164—165.
- ↑ 1 2 3 4 Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 58.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 54.
- ↑ 1 2 3 4 Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 245—247.
- ↑ Департамент здравоохранения города Москвы Часть 2. Психомоторное развитие детей первого года жизни. — С. 10.
- ↑ 1 2 Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 38.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 156—158.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 43.
- ↑ 1 2 3 Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 56.
- ↑ 1 2 Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 39—42.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 23—24.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 43—44.
- ↑ Крис Фрит. Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. — Litres, 2017-01-12. — С. 218—220. — 450 с. — ISBN 9785457563117.
- ↑ Liszkowski, U., Carpenter, M., Henning, A., Striano, T., Tomasello M. Twelve-month-olds point to share attention and interest. Developmental Science (англ.) // Developmental Science. — 2004. — No. 7(3). — P. 297—307. — DOI:10.1111/j.1467-7687.2004.00349.x.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 84—88.
- ↑ ВОЗ | Исключительно грудное вскармливание. www.who.int. Проверено 24 февраля 2017.
- ↑ Питание детей грудного и раннего возраста (рус.). Всемирная организация здравоохранения. Проверено 24 февраля 2017.
- ↑ Беременность женщины: от древности до наших дней. Архивировано 13 июля 2011 года.
- ↑ 5 научных открытий, облегчающих жизнь // KP.RU
Литература
Ссылки
До какого возраста ребенок считается младенцем?
младенец до 0,5 (пол года) . Возраст делят условно на 6 периодов: 1) период новорожденности — от момента рождения до 4 нед. (см. Новорожденный (Новорождённый)) ; 2) грудной период (младший ясельный) — от 4 нед. до 1 года (см. Грудной ребенок (Грудной ребёнок)) ; 3) пред-дошкольный период (старший ясельный) — от 1 года до 3 лет (см. Ясельный возраст) ; 4) дошкольный период — от 3 до 6—7 лет (см. Дошкольный возраст) , 5) младший школьный возраст — от 6—7 до 10—12 лет (см. Школьный возраст) ; 6) старший школьный, или подростковый, период — от 10—12 до 17—18 лет (см. Подростковый возраст).
я думаю до года.
наверно месяцев до 3-4. незнаю даже не задумывалась
Младенцем считается ребенок, который не достиг возраста 2-х лет.
до года наверное
до 2 месяцев — младенческий возраст, до 3 лет — ранний, до 7 — дошкольный
по медицинскому до года по церковному до7ми лет
До 3 х лет точно. В Библии написано