за и против, плюсы и минусы
Многие современные мамы спешат выйти на работу и детский сад для их малышей является неизбежностью. В тех же семьях, где присматривать за ребенком есть кому, вопрос с дошкольным учреждением решается по-разному. Некоторые взрослые помнят собственный негативный опыт и отказываются оформлять своего сына или дочь в детсад, другие же напротив считают, что социализация необходима, а жизнь в коллективе наилучшим образом подготовит малыша к школе.
Какая позиция верна? Надо ли водить ребенка в садик? Стоит разобраться в этих вопросах подробнее. Мы рассмотрим плюсы и минусы обычного детского сада, вопрос подготовки к школе, а также приведем мнения специалистов.


Плюсы посещения дошкольного учреждения
Есть множество аргументов, которые обычно приводят приверженцы садика. Мы перечислим основные из них:
- Главный и самый очевидный плюс посещения дошкольного учреждения – возможность общения со сверстниками. Ребенок в коллективе учиться общаться, оттачивает свою коммуникабельность. Уже в два года малыши начинают интересоваться сверстниками и учатся играть вместе. Споры и ссоры воспитывают в детях умение идти на компромисс, признавать свою вину и находить настоящих друзей.
- В коллективе иммунитет малыша подвергается мощной атаке, что тренирует его и делает крепче. Малыши 2-5 лет часто заражают друг друга инфекционными болезнями. Педиатры считают, что лучше в детстве переболеть инфекционными заболеваниями, чтобы заработать к ним иммунитет. Ветрянка, паротит и краснуха гораздо легче переносятся в дошкольном возрасте и редко дают осложнения.
- Любое учреждение для детей должно соответствовать основным параметрам: иметь достаточно места для игр, в нем должна быть комната, оборудованная для сна. Дети учатся, танцуют и поют, с ними занимаются педагоги, логопеды, есть штатный психолог. К тому же есть и программа подготовки к школе, в которой учтены все нюансы.
- Сад помогает своему воспитаннику стать автономным. Часто именно здесь, вдали от мамы, приходиться учиться самому одеваться, вовремя ходить на горшок, кушать ложкой и пользоваться полотенцем (рекомендуем прочитать: как приучить ребенка кушать самостоятельно и правильно держать ложку?). Воспитатель всего один и ждать от него опеки сродни той, что малыш видит дома, не приходится. Слово «хочу» или «дай» уже не так часто звучит из уст маминого любимчика. Значит, нужно учиться делать многие вещи самостоятельно.


Что еще является несомненным преимуществом?
Выше мы перечислили самые очевидные плюсы стандартного детского сада. Есть еще и менее заметные вещи, которые может осознать любой родитель “садиковского” ребенка:
- Дети привыкают к режиму, что хорошо сказывается на здоровье и общем развитии. Кроме того, педагоги требуют от малышей придерживаться правил поведения в коллективе. Благодаря режиму и постоянному примеру одногруппников, дети в окружении сверстников лучше кушают и спят, а также быстрее одеваются на прогулку. Обычно детсадовский ребенок более дисциплинирован, чем тот, что растет под присмотром мамы или приходящей няни.
- Современные дети уже в 2-3-летнем возрасте много времени проводят в виртуальном мире или за просмотром мультфильмов. Именно в коллективе сверстников под присмотром воспитателя маленький человек надежно огражден от компьютеров, планшетов, смартфонов. Весь день дети проводят по расписанию: вместо мультфильмов – рисование или лепка из пластилина, вместо компьютерных игр или интернета – подготовка к утреннику.
- Хорошее дошкольное учреждение для сына или дочери позволит матери выйти на работу и повысить свое материальное благополучие. Кроме этого некоторым женщинам требуется реализовывать себя в коллективе, двигаться по карьерной лестнице, что дает возможность чувствовать свою нужность не только дома, но и на работе. Финансово обеспеченная, уверенная в своих способностях мама не будет раздражаться по пустякам, а сполна сможет одарить малыша своей любовью.


Минусы детского сада
Некоторые мамы твердят: «Не хочу отдавать ребенка в детский сад, боюсь, что там ему не будет уделено достаточно внимания!». Отчасти это так, каждодневное посещение подобного учреждения сопряжено с рядом сложностей и многие видят в нем множество минусов. Мы приведем здесь несколько самых очевидных:
- Коллектив сверстников – не всегда лучшее окружение для маленького человека. Умение общаться, находить компромиссы и даже дружить вполне можно оттачивать дома с взрослыми, на детской площадке. К тому же ребенок может посещать различные детские занятия – кружки или секции. В саду же зачастую возможно некоторое давление со стороны воспитателей, требования «быть как все», наличие в коллективе лидеров. Если же малыш будет воспитываться дома, он избежит стресса, который непременно возникнет в новой обстановке, среди незнакомых детей и строгих воспитателей. Он многому научится, наблюдая и участвуя в текущих событиях своей семьи, вместо того чтобы заменять реальные ситуации игровыми.
- Даже самое прогрессивное дошкольное учреждение отрывает ребенка от семьи, учит не испытывать слишком глубокую привязанность к родителям. Сегодня многие мамы и папы не умеют общаться со своим ребенком и проводить время с семьей. Всему виной стойкое убеждение, что детей надо постоянно отвлекать, искать им развлечения. Любой ребенок сможет довольно продолжительный период играть самостоятельно, находясь около мамы. Иногда достаточно недолго поиграть с малышом, чтобы на следующие полчаса он нашел себе занятие, полностью удовлетворенный общением с мамой.
- Самостоятельность в условиях детского учреждения весьма условна. Воспитанники подчиняются строгим правилам, которые не дают им проявить себя. Для воспитателя главным достоинством каждого малыша является умение подчиняться и действовать в очерченных рамках. Мама же готовит свою дочь или сына к взрослой жизни, чутко реагируя на его достижения, с каждым разом давая ему все больше свободы.


Забота о психическом и физиологическом здоровье – задача родителей
Отдавая дочку или сына в сад, многие не задумываются о том, как это скажется на его здоровье. Здесь речь идет как о физическом, так и психологическом аспектах. Хочется отметить, что минусы значительно перевешивают возможные плюсы:
- Знаменитый педиатр доктор Комаровский считает, что у ребенка будут здоровые дыхательная и сердечнососудистая системы, если он достаточно времени проводит на свежем воздухе. При этом совсем не обязательно проходить этап череды заболеваний. Частые простуды и инфекционные болезни, которые неизбежны в большом детском коллективе, не всегда благоприятно сказываются на иммунитете и общем состоянии дошкольника. Каждое заболевание чревато осложнениями, а регулярные выпадения из жизни коллектива не позволяют ребенку с комфортом адаптироваться в своей группе.
- В детском учреждении дисциплина – превыше всего. Разным воспитанникам трудно подстроиться под заведенный порядок для всех. Активные малыши с трудом могут уснуть в отведенное время, поскольку не успевают успокоиться перед сном. Им трудно проснуться «по звонку». В итоге они лишены полноценного отдыха. Каждый малыш имеет собственные биоритмы, согласно которым лучше всего организовывать занятия, сон или активные игры. Эти несовпадения могут оказать негативное влияние на общее состояние.
- Иногда воспитатели бывают довольно грубыми и требуют от детей мгновенного выполнения своих требований. Не очень хороший педагог, не желая разбираться в детских конфликтах, часто наказывает всех, кто не слушается. Впечатлительный малыш может испытать стресс и даже получить психологическую травму, если будет несправедливо наказан.
- Дети склонны перенимать поведение окружающих, и не только взрослых. В коллективе можно получить плохой пример поведения, научиться драться или сквернословить – среди сверстников возможны ссоры, драки. Ни одна мама или воспитатель не сможет оградить послушного ребенка от влияния агрессивных детей, если только они не нарушают дисциплину слишком грубо.
Подготовка к школе – обязательная часть программы?
Что считается грамотной подготовкой к школе? Умение дошкольника читать, писать печатными буквами и считать на палочках? Оказывается, при поступлении в школу эти навыки не будут лишними, однако они не обязательны. Главное на что ориентируются школьные учителя – это умение учиться: слушать, усваивать информацию, а также иметь развитое логическое мышление.
Необходимо задуматься, надо ли водить дошкольника в садик ради качественной подготовки к школе:
- В саду нет специальной программы, которая призвана направить развитие будущего ученика в нужное русло. Для того чтобы развить логику, необходимо решать с ребенком специальные задачи, просить аргументировать то или иное свое решение. Также желательно развивать его общий кругозор и поощрять стремление познать мир – все это лучше делать в индивидуальном порядке.
- Особенно коллективная дошкольная подготовка не подходит детям с ярко выраженной индивидуальностью. Воспитатели прививают воспитанникам мысль о том, что нужно быть как все и не выделяться. Во время творческих занятий детям предписывается делать аппликации или лепить фигурки по шаблону, рисовать на заявленную тему. Если ребенок любит фантазировать и придумывать собственные игры, необычные способы создания картин, аппликаций, ему в подобных условиях будет непросто. Для него результат занятий может оказаться нулевым.
- Зачастую в детском государственном учреждении программа подготовки к школе несколько устаревшая. С каждым годом требования к поступающим в первый класс меняются, лучше готовить будущего ученика в соответствии с новыми запросами педагогов.


Как видите, посещать сад исключительно для подготовки к школе нет нужды. Мама может сама заниматься со своим дошкольником, либо отводить его на занятия пару раз в неделю. В дошкольном учреждении урокам уделяют совсем немного времени и не практикуют индивидуальный подход к каждому дошкольнику.


Что говорят специалисты?
Родители должны самостоятельно решить, нужен ли детский сад для их сына или дочери – так считает педагог и психолог Безингер Анна. Чтобы решение было взвешенным, желательно здраво оценить все преимущества и недостатки дошкольного учреждения. Тем, кто решил оформлять своего малыша в сад, важно подумать, как облегчить ребенку период адаптации к новым условиям. Прекрасно, если малыш умеет самостоятельно есть, пользоваться горшком, одеваться, может общаться со сверстниками (рекомендуем прочитать: как научить ребенка одеваться самостоятельно?). Тем семьям, которые переживают развод, недавно переехали, пополнились новорожденным братиком или сестричкой, лучше повременить с детским садом. Ребенок в этот момент переживает период адаптации к новым условиям и садик станет еще одним фактором, который может вызвать стресс.
По мнению известного семейного психолога, писателя, члена Ассоциации семейного устройства «Семья для ребенка» – Людмилы Петрановской, желательно сразу определить для себя статус детского сада. Если воспринимать его всего лишь как место, где можно безбоязненно оставить ребенка, пока родители на работе, сад превращается в нужную, удобную и недорогую услугу. Если же предъявлять к этому учреждению завышенные требования и рассчитывать, что в нем ребенка качественно подготовят к школе и уделят массу внимания его развитию, можно получить негативный результат. Те родители, которым нужно освободить время для работы, в детском саду вполне могут оставить малыша, не беспокоясь о его безопасности и развлечениях. Мамы и папы, готовые быть со своим ребенком, общаться с ним, играть – без детского сада вполне могут обойтись.
Иной позиции придерживается психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук Ирина Млодик. У каждого взрослого, который посещал сад в детстве, остались воспоминания о нем – у кого-то приятные, веселые, у кого-то – не очень, считает Ирина. Несмотря на такие противоположные мнения, детский сад – обязательно хороший – необходим ребенку, который достиг 3 лет.


Идеальный вариант – полностью абстрагироваться от впечатлений, которые детский сад оставил у родителей в их детстве. Следует также принимать во внимание склад личности ребенка, его увлечения и наклонности.
Решение – за вами
Как видите, не все специалисты придерживаются единой точки зрения. Некоторые считают, что домашнее воспитание более равномерное, спокойное и при правильном подходе позволяет выявить и взрастить в ребенке индивидуальность, умение выразить свое мысли. Другие же настоятельно рекомендуют родителям подумать о социализации малыша и обязательно подыскать ему хорошего воспитателя.
Дать четкий и однозначный ответ на вопрос, нужен ли вашему ребенку детский сад, невозможно. Все родители разные и каждый из них имеет собственный опыт посещения сада. Этот опыт обязательно станет одним из весомых аргументов в пользу принятия решения «за» или «против». Однако иногда стоит отказаться от собственных впечатлений, чтобы принять взвешенное решение. В реальности сад – это хороший способ устроить ребенка на то время, пока мама занята. Пока малыш посещает группу, можно не беспокоиться о его досуге, регулярном питании и сне. Если же родители могут присматривать за ребенком своими силами, организовать ему творческие и развивающие занятия можно и дома. Любящие родители способны дать своему малышу достойное воспитание, а также обеспечить ему полноценное и регулярное общение со сверстниками.
Помните – принимая решение, стоит или нет отдавать ребенка в детский сад, важно не только брать во внимание собственные желания и потребности. Хорошо бы еще задуматься о готовности самого ребенка, а также его личностных качествах, которые могут не вписываться в общую программу и возможности детского учреждения.


Поделитесь с друьями!
Нужен ли детский сад

Когда первые приятные хлопоты, связанные с рождением ребенка, остаются позади, перед родителями становится задача дальнейшего планирования. Если в советское время особых вариантов не было — малыша нужно отдать в детский сад, за и против вовсе не рассматривались, то в современном обществе решение задачи далеко не столь однозначно. Молодым мамам и папам рекомендуется как можно более непредвзято оценить ситуацию и подумать над такими аргументами:
- далеко не каждый малыш может ходить в детсад;
- не каждая кроха и вовсе в этом нуждается;
- подходит ли детский сад вашему ребенку, и вообще нужен ли детский сад?;
- сможет ли каждый воспитатель обеспечить чаду необходимую заботу.
Молодым мамам и папам рекомендуется как можно более непредвзято оценить ситуацию и подумать над аргументами
Нужен ли детский сад
На самом деле вопрос «зачем детский сад?» намного сложнее, чем просто проблема времяпровождения малыша. Детские психологи неоднократно говорили о том, что личность маленького человечка формируется как раз до 5 лет, а после этого рубежа изменяется не более четверти его качеств характера. Тут появляется новый вопрос: смогут ли родители быть уверены в том, что без их присмотра кто-то другой сможет привить малышу все те ценности и моральные нормы, продемонстрировать нужную модель поведения, а не просто будет следить за тем, как проворно малец дожевывает манную кашу.
Почему детей отдают в детский сад?
- Необходимость выхода на работу
+ Действительно, отдав ребенка на воспитание, можно направить все свои ресурсы продвижению по карьерной лестнице.
— Под вопросом остаются интересы самого малыша, ведь далеко не всем детям нравится в детском саду.
- Крохе нужно развивать коммуникативные навыки
+ Общение — нужно и важно, и ребенку ещё только предстоит узнать, как вести себя со сверстниками и старшими.
— Если вдруг у малыша не заладится общение со сверстниками и возникнут какие-либо проблемы, родители обязательно должны помочь ему адаптироваться. Мама или папа могут ненавязчиво объяснить ребёнку — как начать разговор с другим малышом, как нужно ответить в той или иной ситуации, как «влиться» в коллектив.
- Малышам необходимо развитие
+ С этим не поспоришь, мелкая моторика, логика, сообразительность, абстрактное мышление, музыкальный слух и ещё многие-многие навыки можно улучшить, уделив этому определенную долю внимания.
— Насколько часто воспитатели в детских садах практикуют индивидуальный подход? Их забота — следовать установленному распорядку, а на все остальное порой не остается времени, ведь не так просто справиться с группой шумящих малышей. Детей можно обучать и дома, и всевозможные книги, материалы и специальные игрушки уже давно можно найти без особого труда. Если же самостоятельно с этой сложной задачей справиться не получается, на помощь мамам и папам приходят многочисленные школы развития детей, которые проводят занятия с маленькими группами по специально разработанным методикам.
- Всем детям нужно ходить в детсад
+ Некоторым детям там действительно нравится, и есть заведения, способные обеспечить оптимальные условия для комфортного ежедневного пребывания.
— В большинстве случаев такие утверждения высказывают люди постарше, но статистические данные говорят о том, что практически половина ребят в России спокойно обходится без детских садов, получая все необходимые навыки и знания дома или на развивающих курсах.
Какой детский сад выбрать
Если родители приняли решение — отдать ребёнка в дошкольное заведение, то стоит внимательно изучить детский сад, выбор нужно делать лишь после этого. Немаловажным является присутствие ограды вокруг территории детского садика, наличие цветочных клумб, отсутствие ям и оврагов. Следующий момент — общий антураж помещений: не допустимы трещины в стенах здания, ветхие окна, пропускающие воздух, а также низкая температура в комнатах. Ребёнку должно быть уютно и тепло в детском саду.
При выборе детского сада важно обратить внимание на уровень образования воспитателей, психологов, а также на весь обслуживающий персонал. Не стоит упускать из виду и вопрос питания, которое должно быть чётко сбалансировано и максимально полезно для растущего организма.
Также желательно удобное месторасположение. Ведь никому не понравится, не имея собственного автотранспорта, в час пик добираться с малышом в другой конец города в детский садик.
Правильный выбор
А действительно, — нужен ли детский сад? Положительный ответ — всего лишь стереотипное мнение, к тому же — весьма удобное. Как бы родителям не хотелось освободить себе свободное время, стереотип не приблизится к правде, заключающейся в том, что малышу нужно внимание, общение и развитие.
Оставаясь весь день без поддержки близких, чадо может почувствовать себя эмоционально незащищенным.
Без возможности быть иногда в одиночестве и предаваться сиюминутным порывам, малыш, как правило, быстро «устает» от детского сада, начинает ходить туда с неохотой и чаще болеть, так как в силу вступает психосоматика.
Только правильный выбор садика может оставить всех в выигрыше. Обычно, такие заведения существуют на коммерческой основе, но вверяя свое чадо в руки специалистов, родитель может быть спокоен не только о том, что кроха хорошо кушает, но и что его личность развивается максимально многосторонне.
Тут главное правильно определить — какой детский сад выбрать. Консультируйтесь, советуйтесь, прислушивайтесь к отзывам и делайте правильные выводы!
Нужно ли ребенку ходить в детский сад: мнение психолога
Автор Александр Владимирович На чтение 7 мин. Опубликовано
Этим вопросом озадачиваются многие родители малышей от полутора до трёх лет. Именно в этом возрасте, традиционно, начинается посещение малышами дошкольных образовательных учреждений и детсадов для подготовки к начальному обучению.
Часто у многих родителей появляются сомнения в том, нужно ли отдавать детей в садик. Посоветовавшись между собой и с близкими родственниками, они обращаются с этим вопросом к психологам и педиатрам. Отвечая на вопрос «нужно ли ребенку ходить в детский сад?», следует акцентировать внимание на том, что однозначного ответа не существует.


Варианты раннего воспитания
Принимая решение нужно ли водить ребенка в детский сад каждая семья обдумывает два варианта:
- посещать детский сад;
- оставить дошкольное образование на домашнее освоение.
Важно сказать, что первый вариант преимущественно выбирают родители, которые не хотят вверять своего ребёнка няням или гувернанткам. В то же самое время они не могут посвятить себя дошкольному воспитанию. Традиция возлагать воспитание младшего поколения на бабушек и дедушек уходит в далёкое прошлое.
Само понятие «бабушки и дедушки» претерпевает изменения. Раньше люди становились «бабушками и дедушками» ближе к пенсионному возрасту. А сейчас приобретают этот статус в возрастной амплитуде от 40-ка до 50-ти лет. Это не позволяет полноценно наделить их частью полномочий, относящихся к развитию, воспитанию и наблюдению за внуком или внучкой, и ребёнок остаётся на попечении детских садов. Здесь малыш приобретает первые бытовые навыки, учится простейшему счёту и письму, а также первым взаимодействиям в группе с коллективом ровесников. Также здесь уделяется большое внимание развитию способностей, умений и когнитивной сферы ребёнка.
Зная об этом, родители всё равно обдумывают вопрос посещения детского сада, не находя однозначного ответа на него.
Сторонники и противники детского сада
Можно привести мнение двух групп психологов:
Мнение против посещения садика
Посещение детского сада негативно сказывается на развитии ребёнка, поскольку может развиться автономность. Также к отрицательным аргументам относят возможность частых заболеваний (ОРВИ, простудными и гриппами). Главенствующим из отрицательных аргументов называют стресс. Стоит отметить, что не у всех родителей есть возможность брать больничный лист по уходу за ребёнком или находиться в декретном отпуске до достижения ребенком шести лет.
Чтобы превратить минусы в плюсы, психологи и педиатры рекомендуют:
- для того, чтобы избежать инфицирования ОРВИ или гриппом, можно предложить малышу употреблять в пищу цитрусовые (если нет аллергии) и чеснок с луком, оказывающие противовирусное, противогрибковое, и противовоспалительное действие. Также можно кушать с чаем домашнее варенье (малина, смородина, рябина и так далее) ежедневно по вечерам. Посоветовавшись с врачом, можно давать комплекс поливитаминов.
- психологи рекомендуют предотвратить детский стресс. Он может возникнуть при попадании впервые в детский сад, если ребёнка до этого ни с кем чужим не оставляли. Для этого следует первое время ходить вместе с ребёнком в детский сад. Затем оставлять его на два-три часа в группе с воспитателями. Далее по прошествии трёх месяцев (адаптации) уже возможно оставлять ребёнка на полный день, либо пятидневную программу. Многие психологи отмечают полезность подготовительных групп, поскольку это нивелирует этап адаптации.


Какая польза может быть от детского сада
Полезно посещение малышом дошкольных учреждений, особенно детского сада, который находится неподалёку от места проживания. Состоит она в том, что:
- ребёнок имеет возможность вхождения в социум в коллективе сверстников и при общении с чужим человеком, не являющемуся ему близким, что позволяет ему адаптироваться в обществе.
- основная функция детского сада — это социализация и подготовка к школьной жизни. Также в детском саду, проводят развивающие занятия, поэтому необходимо его посещать;
- посещая детский сад, ребёнок получает правильное представление о том, каким должен быть человек. К возрасту четырёх – шести лет, он сам начинает задумываться и представлять то, каким человеком он может стать в зависимости от того, как протекает социализация ребенка. Под этим подразумевается формирование базовых чувств вины, либо инициативы.
Раннее развитие до садика
Важно заострить внимание на следующем моменте: до достижения возраста трёх лет ребёнок должен находиться с матерью. Именно в этот период закладывается базовое доверие к себе и окружающему миру. Лучше всего, при возможности, дать малышу развиваться дома. Ведь дети, попавшие в детский сад в более раннем возрасте, менее открыты и дружны с родителями. А также у них менее развита зависимость и ярко выражена автономность. Правильное развитие этих чувств зависит от реакции родителей на попытки малыша к самостоятельности. В течение первого года жизни формируется чувство привязанности к родителям.
Если малыш находится дома, то, по мнению протоиерея Димитрия Смирнова, педагога по первому образованию, ребёнок должен, по возможности, воспитываться в семье, не посещать детский сад. Ведь родители и родительская семья (бабушки и дедушки) могут сами преподать ему начальные навыки быта и социализации, а также подготовить к школе.
Немаловажный момент в рассматриваемом вопросе — когда ребёнок сам просит повести его в детский сад. Такая ситуация может сложиться, когда у него появляется такое желание после посещения детской площадки. Здесь малыш может узнать, что существует такое место, где дети общаются, и называется оно детским садом. Он может сам попросить записать его туда. Альтернативным вариантом может стать посещение кружков/студий по дошкольному развитию три раза в неделю.


Мнение доктора Комаровского о посещении садика
Безусловно, с точки зрения психологов, в этих словах есть большая доля правды. Существуют «не детсадовские дети». Они, воспитанные в домашних условиях, также могут получить навыки социализации от родителей. И у них не возникнет проблем с общением со сверстниками и взрослыми. Но может быть и по-другому. По причине того, что «не детсадовские дети» мало взаимодействуют с незнакомыми людьми и не обладают, в должной мере, знаниями о правилах взаимодействия в социуме.
По мнению доктора Комаровского — детский сад — это место, где ребёнок познаёт первые бытовые навыки. Посещать детский сад нужно. Ведь здесь происходит первичное столкновение ребёнка с социумом и знакомство с нормами, принятыми в обществе. Преимущественно, этот процесс происходит без родителей, что является положительным моментом для формирования личности.
Второе, на чём заостряет внимание доктор Комаровский — это возможность совместной деятельности со сверстниками. В дошкольном возрасте чрезвычайно важна совместная деятельность, закладывающая в ребенке основы коллектива, доброты, внимания, сочувствия и сострадание к другим.
При ответе на вопрос, «нужно ли посещать детский сад?», важно понять своего ребёнка, разобраться, нужно ли ему это. Будет для него польза от этих посещений? И есть ли необходимость так рано его «внедрять в работу».
Обычно, после исполнения ребёнку трёх лет, он бывает готов к регулярным посещениям детского сада. В этом возрасте дети уже легко контактные и активно коммуникабельные. До трёх лет ребёнку лучше находиться дома с мамой или бабушкой/няней.
Мнение психолога
Тему комментирует магистр психологии, специалист по психологическому благополучию Трушкин Иван Владиславович.
В статье рассмотрен вопрос о том, нужен ли детский сад ребенку. На сегодняшний день, несомненно, посещение детского сада положительно влияет на социализацию детей. Но необходимо заострить внимание родителей на том, что должны быть созданы условия для полноценного развития, а также создания и сохранения психологического комфорта и благополучия ребенка любого возраста. Именно психологическое благополучие и комфорт с самого раннего детства являются залогом устойчивой личности взрослого человека.
Необходимо понимать, что ребёнок, попадая в новую среду (например, детский сад) находится в незнакомой для себя ситуации. Здесь важно, чтобы он понимал: поддержка родителей в любой ситуации, даже негативной, у него есть всегда. В тоже время, ему необходимо готовиться к самостоятельной жизни в коллективе. Именно с этой целью необходимо посещать детский сад, а также дополнительные развивающие группы.
Как психолог могу сказать, что посещение детского сада однозначно является положительным моментом. Поскольку ребёнок имеет возможность социализации, общения, командного взаимодействия. И он учится решению проблем, а также приобретает социальные навыки, необходимые ему для жизни.
: Развитие ребенка :: «ЖИВИ!»
«Когда в семье встает вопрос, а стоит ли водить ребенка в сад, решение часто принимается из личной мотивации родителя, как правило, мамы, — объясняет Олеся Сосницкая, семейный психолог центра «Счастливый ребенок». – Если маме нужно выйти на работу, то она найдет немало аргументов в пользу детского сада. А если ей нравится сидеть дома с ребенком, подтянутся доводы и под это желание. Но, решая, нужен ли ребенку детский сад, следует исходить из особенностей самого малыша и его потребностей».
Рассмотрим основные доводы «за» садик и добавим в них ложку дегтя, которая заставит кого-то из родителей оставить дите на домашнем воспитании.
Возможность выйти на работу
Как правило, именно ради улучшения финансового положения семьи и/или самореализации мамы родители решают, что их отпрыск будет ходить в детский сад. Что ж, поскорее выйти из декрета и начать строить карьеру мечтают многие женщины. Но на поверку совместить это с началом садовской жизни малыша мало у кого получается.
Контраргумент. Каким бы крепким ни был иммунитет у вашего ребенка, дети в садике болеют чаще. Это вариант нормы, и даже неплохо, что ребенок натренирует до школы иммунитет: пропустить неделю в детском саду не равносильно пропуску недели школьного обучения. И тем не менее, малыш будет чаще болеть, а мама — регулярно брать больничный. Так что не спешите, отдав малыша в садик, сразу же закрывать «декрет». Мама должна иметь возможность оставить заболевшего кроху дома до полного выздоровления.
Социализация ребенка в коллективе

Люди живут в обществе. Искусству общения с другими стоит учиться с детства. И, конечно же, лучшее место для этого — детский сад: здесь много самых разных детишек, с которыми нужно стараться найти контакт.
Контраргумент. Не все дети готовы общаться со сверстниками по 8-10 часов в день. Кому-то достаточно и двух-трех часов, а кому-то и часа хватит. Опять же важно обращать внимание на качество этого общения, руководит которым, безусловно, взрослый. «Дети в группе разные, — объясняет Оксана Сосницкая. — И направлять их, учить общаться, контролировать взаимодействия должен воспитатель. Если этого не происходит, ребенок может получить негативный опыт социализации, который в дальнейшем будет не так просто скорректировать. Поэтому я настоятельно рекомендую получше познакомиться с воспитателем и выяснить, умеет ли она направлять детское общение в нужное русло». Обратите внимание и на особенности вашего малыша. Возможно, он хорошо общается с детишками, но быстро от этого общения устает. Тогда для социализации ему подойдут детские сады неполного дня, кружки и секции, прогулки со сверстниками.
Улучшение адаптации
Во многих семьях для малыша создают практически стерильные условия. Но для того, чтобы повзрослеть, ребенок должен сталкиваться с «микробами» неудач и трудностями. Это позволяет укрепить его «психологический иммунитет».
Контраргумент. Нужен ли ребенку садик, в этом случае зависит от психологических особенностей крохи. Так для застенчивого, малообщительного малыша детский сад может быть непосильной нагрузкой. А это еще в большей степени может усугубить его психологические особенности или же привести к развитию какого-либо психосоматического заболевания. «Если на вопрос, стоит ли водить ребенка в сад, вы ответили «да», внимательно отслеживайте три линии в его поведении: сна, питания и гигиены, — советует Олеся Сосницкая. — Если вы заметили здесь значительные изменения, значит, ребенок адаптируется с трудом и, возможно, надо снизить его время пребывания в детском саду, а то и вовсе от садика отказаться». О том, что психика ребенка испытывает перегрузку, свидетельствует следующее.
- Линия сна. Ребенок с трудом засыпает, сон его прерывистый и тревожный.
- Линия питания. Ребенок часто отказывается от еды, ест плохо и/ или ограниченный набор продуктов, например, только продукты с определенным вкусом.
- Линия гигиены. Должна насторожить боязнь воды (в частности, страх намочить руки), чрезмерная чистоплотность (до брезгливости) или наоборот, крайние проявления нечистоплотности.
Обучение навыкам самообслуживания, соблюдению режима

Многие родители уверены, что всему этому ребенок быстрее обучится именно в коллективе. И многие малыши на самом деле, как настоящие обезьянки, с легкостью перенимают навыки у сверстников. Да и придерживаться режима, когда это делают все вокруг, значительно проще.
Контраргумент. Вынуждены вас огорчить: если вы хотите, чтобы от посещения садика ваш малыш получил пользу, он должен владеть всеми навыками самообслуживания до того, как туда пойдет. Ему будет легче адаптироваться, если он, например, умеет сам одеваться, завязывать шнурки и справляться со сложными застежками. Важно, чтобы ребенок не стеснялся сказать воспитателю, что плохо себя чувствует или хочет в туалет. Да и к режиму, который принят в саду, малыша нужно приучить заранее! Кстати, его также лучше придерживаться и дома, даже в выходные дни.
Общение со значимыми взрослыми
В садике это воспитатели и дошкольные педагоги. В семье ребенок привык прислушиваться к маме, папе, бабушке. В детском саду у него появится еще один круг авторитетных взрослых, с которыми малыш будет учиться взаимодействовать. Этот навык очень пригодится в школе.
Контраргумент. «Многие родители полагают, что если ребенок их не слушается, ситуация изменится, когда он начнет ходить в садик, — говорит Олеся Сосницкая. — Она и правда изменится, но, скорее всего, в худшую сторону. Либо малыш не сможет найти общего языка с воспитателями, ведь он этому попросту не обучен. Либо он найдет авторитет в лице педагога и вовсе перестанет воспринимать родителей как значимых взрослых». Решая, стоит ли отдавать в детский сад своего ребенка, подумайте, выстроены ли у вас доверительные, уважительные отношения, авторитетно ли для крохи ваше мнение. Кстати, по мнению ряда психологов, до 6 лет ребенку важно качественно выстроить отношения со взрослыми в семье, а потом уже учиться общаться с воспитателями в рамках пребывания в садике. Так что посещение детского сада в последний год перед школой для многих малышей самый оптимальный вариант.
Обязательно ли водить ребенка в детский сад? В каждой семье найдется свой ответ на этот вопрос. Важно, чтобы при любом решении было комфортно и вашему малышу, и вам самим.
Консультация: «Надо ли ребёнку ходить в детский сад»
Надо ли ходить ребенку в детский сад
Ходить ребёнку в детский сад или не ходить?
До того, как получить педагогическое образование, имея уже сына, я стала задаваться вопросом: «Ходить ребёнку в детский сад или не ходить?»
Споры вокруг этого вопроса не утихали как у советских педагогов-психологов, так и у современных деятелей сферы образования.
Между тем у ранней социализации детей определённо есть свои плюсы. Рассмотрим некоторые из них.
1. Общение со сверстниками.
Психологи сходятся во мнении, что после 3-х лет у ребёнка наступает внутренняя потребность немного отдалиться от мамы в пользу общения со сверстниками. Если отдавать ребёнка в сад раньше, это будет вопреки природе и основным потребностям малыша.
Когда встает остро вопрос, отдавать ли ребёнка в сад и с какого возраста лучше это сделать, родители, как правило, ориентируются на несколько показателей:
• на свой личный позитивный или негативный опыт, связанный с детским садом;
• на особенности своего ребёнка в настоящий момент — общее развитие, склонность к заболеваниям, характер;
• на наличие бабушек, места в хорошем саду.
Иногда родители решают отказаться от идеи сада и развивать ребёнка до школы в домашних условиях. Психологи говорят: “Это хорошо, но не достаточно”. Почему? И вот почему. Примерно с трёхлетнего возраста малыш открывает для себя новую страницу развития — у него появляется больше возможностей узнавать окружающий мир, гораздо больше интересов. Жизнь больше не сконцентрирована на близких родственниках, ребёнок желает играть, малышу нужны партнёры по играм. Часто родители трёх-четырёхлетних детей, ещё не посещающих сад, жалуются: «Дома он буквально сводит меня с ума! Я уже не знаю, чем его развлечь»!
Отправляясь в сад и благополучно пережив проблемы адаптации, ребёнок получает колоссальную возможность социального развития. День за днём, учась регулировать своё поведение — одеваться самостоятельно, ждать своей очереди, отстаивать интересы, отвечать за свои поступки, дружить и ссориться — малыш готовится к взрослой жизни со всем её многообразием. Получить этот опыт в домашних условиях просто невозможно. В детском саду протекает жизнь, и только лишь одна из форм деятельности в нём – усвоение новых знаний.
2. Возможность почувствовать себя полноправным членом общества.
По мнению многих психологов, именно в социализации заключается самая большая польза от посещения детского сада.
В детском саду ребёнок учится нормам социального поведения, получает навыки общения с детьми и взрослыми, которые в детском саду приобретаются естественным образом в ходе игр со сверстниками, в условиях домашнего воспитания требуют от родителей специальных усилий. Ведь всё разнообразие ситуаций взаимодействия, доступное ребёнку в детском саду, не укладывается в стандартные модели поведения дома, в песочнице или в гостях.
3. Самостоятельность.
Данный плюс во многом зависит от того, в каких условиях ребёнок воспитывается дома. Ведь часто родители, бабушки любят окружать ребёнка чрезмерной заботой. Например, кормить с ложки практически до начальных классов. В садике же ребёнок волей-неволей становится самостоятельным и автономным: сам одевается, сам кушает, сам следит за собственной гигиеной. «Ребёнок — это человек, а каждый человек заслуживает уважения. В правильной обстановке и ребёнок, и взрослый чувствует себя как дома, получая удовольствие от совместного исследования мира. Главные принципы правильного сада — это комфорт, открытость, внимательное и уважительное отношение к малышу. В таком саду он учится общаться со взрослыми и сверстниками, познавать и исследовать этот мир, быть самостоятельным и инициативным».
4. Возможность выявить и развивать таланты.
Этот плюс вытекает из следующего факта: если ребёнок получает возможность всесторонне развиваться, он сам, воспитатель или родители могут уже в самом раннем возрасте выявить таланты и уделить их развитию особое внимание.
Итак, отдавать или не отдавать малыша в детский сад? В каждом конкретном случае нужно решать индивидуально, принимая во внимание не только личностные особенности ребенка, показатели его физического и психического здоровья, а также требования взрослых, предъявляемые к дошкольному учреждению. Если родителям необходимо освободить время для работы, не беспокоясь при этом о безопасности и досуге ребёнка, то сад, конечно, является разумным выходом. Мамы и папы, готовые быть всегда рядом со своими детьми, общаться с ними, играть, без него вполне могут обойтись. Однако какой бы выбор вы ни сделали, уважаемые родители, помните: маленький человечек, прежде всего, нуждается в вашей искренней и безусловной любви и поддержке.
Нужно ли ребенку ходить в детский сад
Рано или поздно приходит время, когда родителям приходиться задумываться, отдавать ребенка в детский сад или нет. На счет этого вопроса существует огромное количество за и против. Если маме приходиться выходить на работу, то вопрос становится не актуальным, потому как решение только одно, ведь оставлять малыша не с кем. А тем, кто мог бы позволить себе пропустить садовский период, приходится взвешивать все плюсы и минусы, чтобы решить, нужен ребенку садик или же лучше обойтись без него.
Содержание:
Почему необходим детский сад
Существует мнение, что дети, которые не ходили в сад сложнее проходят адаптацию в школе, ведь нахождение в коллективе и следование всем его правилам и нормам для них непривычно. Уже давно принято считать, что без садика ребенку обойтись невозможно и посещать его просто необходимо. Но на самом деле это не так. Раньше дети, которые находились в одной группе детского сада, переходили в школу уже состоявшейся группой. Именно поэтому новичкам, которые первый раз попали в этот коллектив, было сложно влиться в него и найти со сверстниками общий язык.
На сегодняшний момент ситуация в корне изменилась, и дети, которые ни разу не посетили детский сад перестали быть белыми воронами среди одноклассников. Сейчас появилось огромное количество развивающих групп для детей, где они вне детского сада могут общаться с ровесниками и учиться чему-то новому. Такие дети равноправно вливаются в школьный коллектив и ничем не отличаются от садовских, но родители, прежде всего, должны привить ему все необходимые навыки и умения в домашней обстановке.
За и против посещения детского сада
Чтобы окончательно определиться, отдавать малыша в садик или заниматься его полноценным развитием дома, необходимо знать все плюсы и минусы детского сада.
К минусам относится:
- Стрессовое состояние, которое будет присутствовать у ребенка находясь без мамы. Огромное количество детей чувствуют себя беззащитными без родителей. Конечно же, находясь без них ребенок будет испытывать недостаток эмоций, тепла и нежности. Ни один, даже самый квалифицированный воспитатель, не сможет в полной мере восполнять эту нехватку каждому ребенку в своей садовской группе. «Домашним» же детям, даже если с ним занимается няня, направленно все ее внимание и забота;
- Некоторые дети испытывают дискомфорт психологического характера, когда им хотелось бы побыть наедине с собой, но в детском саду сделать этого невозможно;
- Возможное негативное влияние других детей, ведь все они разные: кто-то из хорошей семьи, а кто-то из менее благополучной;
- Постоянные болезни. Многие мамы, которые вышли на работу, не могут брать постоянные больничные, чтобы сидеть с ребенком дома и лечить его. Именно поэтому в детском саду можно часто встретить детей с кашлем и соплями, которые заражают остальных, здоровых. От этого явления никуда не деться, потому как если у малыша нет температуры его не имеют право не принять в садик.
Начиная с возраста трех лет, дети испытывают потребность в общении с одногодками. Детский сад вполне удовлетворяет эту потребность, но родители должны помнить, что воспитатель не сможет уследить сразу за всеми и научить их общаться правильно. Дети начинают уже с маленького возраста делиться на сильных и более слабых. Сильные пытаются отобрать у других игрушки и драться, чтобы показать свою силу над ними. Слабые же в этом плане дети, как правило более общительные, но начинают ябедничать и стараться понравиться взрослым.
Даже если вы отдали малыша в детский сад, то гуляя с ним в компании других детей старайтесь смотреть, как он себя ведет. Может ли ребенок легко познакомиться и найти в коллективе общий язык? Соблюдает ли он все нормы и правила, которыми дети должны руководствоваться во время игр? Делится он игрушками и может ли отстоять то, что у него отобрали? Для развития в социуме очень важно научить его всем навыкам общения, не перекладывая всю ответственность на детский сад.
Плюсами посещения детского сада считаются:
- Соблюдение определенного режима. Это немаловажно, когда ребенок учится есть, гулять, спать и просыпаться в одно и то же время;
- Строгая дисциплина. В садике все учатся правилам поведения в обществе и их соблюдению. Все эти навыки общения, которые приобретет ребенок в садовском коллективе, безусловно пригодятся ему по жизни;
- Самостоятельность. Детский сад – то место, где дети учатся следить за собой, правильно кушать, убирать разбросанные игрушки по местам и делать все то, что он сможет осилить исходя из своего возраста;
- Появление авторитетов в лице других взрослых. Безусловно, что для каждого ребенка авторитет – их родители. Но очень важно, чтобы он понимал, что есть и другие взрослые люди, чье мнение так же важно и значимо, как и слово родителей. В школе это бесспорно пригодиться, когда возникнет необходимость слушать своего классного руководителя и учителей во время уроков;
- Общение с другими детьми, хоть и относиться к недостаткам детского сада, когда дети начинают делиться на сильных и слабых, но также может быть и его плюсом. Если родители дома беседуют со своим малышом, учат его всем нормам и правилам, которые необходимо соблюдать, то в садовском коллективе у него не возникнет проблем и это общение пойдет только на пользу. Такой опыт невозможно получить, когда ребенок находится под присмотром мамы или других взрослых на детской площадке.
Когда лучше отдать ребенка в сад
Скорее всего, все вокруг твердят вам, что чем раньше вы отправите ребенка в сад, тем быстрее он адаптируется и отвыкнет от мамы. Но на самом деле, наиболее оптимальный возраст для садика – не раньше четырех лет. Ведь именно в этом возрасте ребенок способен без стресса отвыкнуть от мамы и стремиться к общению в коллективе детей.
Даже в этом возрасте проходить адаптацию необходимо постепенно. Если вы видите, что разлука с родителями не доставляет ребенку дискомфорта и он с легкостью остается в саду с другими детьми – можно оставлять его на полный день.
Взвесив все нюансы решите, стоит ли отдавать вашего малыша в садик. Но если вы определились, что до школы он останется дома, по максимум позаботьтесь о том, чтобы он посещал развивающие занятия и как можно больше общался с другими детьми на улице.
Отдавать ли ребенка в детский сад: за и против
Этот вопрос — примета новейшего времени, родители начали его задавать по историческим меркам совсем недавно. В советское время практически все дети отправлялись в детский сад (с 3 лет), а некоторые — и в ясли (с 2 месяцев). Дискуссий на эту тему даже не предполагалось: общество тех времен было нацелено на реализацию коллективного сознательного созидательного, мать и отец обязательно должны были работать. Кто не трудился, считался тунеядцем и мог получить наказание исправительными работами сроком до 4 лет. Так что единственной альтернативой детскому саду были разве что бабушки-дедушки пенсионного возраста.
Незыблемая, казалось бы, система дала сбой в конце XX века. Переменился социальный строй, система ценностей, взгляды на жизнь, в том числе на частную и семейную. На поколении 1990-х проверялась эффективность педагогики Монтессори, которую в порядке эксперимента ввели в некоторых государственных детсадах. Тогда же открылись частные сады с индивидуальным подходом к каждому ребенку, наконец, у некоторых матерей появилась возможность не работать, заниматься домом и детьми.
Родители, носившие в недавнем прошлом пионерские галстуки и комсомольские значки, на глазах превращались в новый средний класс и решали вопрос о том, куда идти или не идти ребенку, быстро и под свою полную ответственность. Мнение общества не учитывалось, да и не было уже единого для всех мнения.
На решение родителей часто влияет их собственный опыт пребывания в детском саду
Свободный выбор, в том числе насчет того, где и с кем находится ребенок, пустил мощные корни. И принес неоднозначные плоды. Потому что дети выросли, и у тех, кто воспитывался дома, и у тех, кто ходил в детский сад — обычный или экспериментальный, — оказались разные представления о том, как общаться, как относиться к себе и другим. И договариваться друг с другом им иногда трудно.
Несмотря на эти трудности, эпоха единственного пути окончилась навсегда. И сегодня, на исходе второго десятилетия XXI века, у родителей широкий выбор: по-прежнему работают государственные детские сады, в которые по-прежнему стоит очередь, правда, теперь электронная. Открылись частные сады, в том числе такие, где родители сами определяют, сколько в группе детей, чем они будут заниматься в течение дня и какое у них будет меню. Появились детские клубы с программой раннего развития ребенка, а также сады, устроенные на основе различных педагогических направлений, получивших широкое признание за рубежом.
На решение, какую из этих возможностей предпочесть, влияют и финансовая ситуация в семье, и расположение дошкольного учреждения (хотя некоторые готовы возить детей и на другой конец города), и советы друзей. Но часто на решение влияют не рациональные, а эмоциональные факторы: собственный детский опыт родителей. Своими историями с нами поделились две матери, которые сейчас решают, отдавать ли ребенка в сад. А мы попросили психологов прокомментировать их рассказы.
За: «Хочу, чтобы дочь научилась справляться с трудностями»
Дарья, 23 года, дочке Анне 2 года
«Муж считает, что отдавать ребенка в сад не надо. Бабушки и дедушки готовы сидеть с малышкой, говорят, нет нужды «мучить» внучку. Но я сама пошла в сад с 3,5 лет, и это был опыт выживания. Меня отдали в группу Монтессори-класса, в ней находились дети разных возрастов. Два пятилетних мальчика стали пугать меня рассказами о том, что моя мама умерла, а дом сгорел. Я боялась, плакала, но маме не говорила. С обидчиками разобралась через год.
Однажды в сон-час их кровати оказались рядом с моей, и я все два часа толкала в бок одного и дергала за волосы другого. Как только они пытались ответить, на шум поворачивался воспитатель. После они пожаловались на меня, и на другой день на время сон-часа в наказание мою кровать выдвинули на середину спальни. Я не сомкнула глаз, думала, что это позор, и готовилась к тому, что все отвернутся от меня. Но чувствовала, что отомстила обидчикам, пусть даже такой ценой. А то, что случилось потом, поразило меня. Почти все подходили и с уважением спрашивали, каково было выдержать наказание.
С той минуты я ощутила в себе силу, стала лидером. Дети хотели дружить, искали моего внимания. Думаю, что отдам дочку в детсад. Хочу, чтобы она научилась справляться с трудностями».
Детский психолог Татьяна Бедник: «В этой истории — насилие не только со стороны детей (запугивание), но и со стороны воспитателя (публичное наказание). И это просто счастливое стечение обстоятельств, что девочка не только выдерживает издевательства, но становится лидером в группе. А могло быть иначе: случаи такого рода нередко приводят к психическому срыву.
Сложность системы Монтессори в том, что там не принято помогать детям, которые сами не просят. При этом предполагается, что старшие ребята заботятся о младших. Будет ли это происходить в реальности, зависит от воспитателя. Хорошо, когда родители, выбирая, куда отдать ребенка, обращают внимание не только на педагогическую систему, но и на отзывы других мам и пап. Полезно не только прочесть их на сайте, где их модерируют, но и поговорить с родителями, посмотреть, как выглядят дети и воспитатели.
После того как ребенок пойдет в сад, важно обращать внимание на его настроение. Говорите с ним: весело ли ему, интересно ли, как он общается с другими детьми, с воспитателями, что ему нравится. И конечно, очень важно, какие отношения у ребенка с родителями: если он доверяет им, то с большей вероятностью расскажет об обидах и найдет поддержку».
Клинический психолог Диана Пшибиева: «История Дарьи — ресурсная. Это значит, что у нее в детстве были силы и внутренние возможности для преодоления ситуации. Издевательства не так уж редки в детских садах. И реагируют на них дети по-разному, в том числе они могут привести к психологической травме, что опасно для формирования личности.
В рассказе Дарьи удивительно то, что девочка сочла, что справится с проблемой. Объяснить это можно совокупностью факторов: генетических (устойчивый тип нервной системы) и семейных (мы можем предположить, что обстановка в семье не давала дополнительных стрессов). У девочки также был личный ресурс — подспудное желание стать лидером.
Обратите внимание на важный момент. Девочка ничего не говорит матери. Мы, родители, конечно, хотим знать, что происходит с ребенком. Но, возможно, он не все рассказывает. Как быть? В случаях, когда ребенок переживает стресс, он проецирует это состояние на игру — в ней дети проживают настоящие эмоции. И если вы замечаете, что в играх присутствуют тревожащие факторы, например агрессия, то это сигнал: надо больше узнать о том, что беспокоит ребенка».
Против: «Боюсь, что сыну будет одиноко»
Ксения, 29 лет, сыну Денису 4 года
«Я категорически против детского сада. Нигде и никогда я не чувствовала такого одиночества, как в садике. Меня мама отдала очень рано, с 2,5 лет, и начиная с этого возраста я ни разу не ощутила, что ее интересует моя жизнь не только в саду, но и вообще. Я была полностью предоставлена самой себе. Меня, в принципе, никто не обижал, но я не чувствовала комфорта. Мама не разговаривала со мной, не играла. Теперь у меня самой есть ребенок, и мы с ним всегда вместе, с рождения. И гуляем, и лепим, и рисуем, ездили недавно на море на два месяца. Сыну со мной хорошо. А мама по-прежнему не разговаривает со мной, хотя я отдаю ей Дениса на выходные и приходится идти на контакт».
Татьяна Бедник: «Любые крайности — это плохо, это уже перекос. Ребенку нужна социализация, к школе ему необходимо выработать общие правила поведения, приобрести опыт жизни в обществе. Человек, не умеющий существовать в коллективе, который не общается или совсем мало контактирует со сверстниками в возрасте трех и более лет, в дальнейшем сталкивается с трудностями. Со временем его личностная оценка может быть или слишком завышена, или, наоборот, занижена».
Диана Пшибиева: «Вопрос, отдавать или не отдавать сына в сад, связан у Ксении с психической травмой детства, где сад — место изгнания, отречения от материнской любви. Поэтому она ограждает сына от этого места и пытается изо всех сил заполнить пространство ребенка собою. Проблема здесь заключается в том, что мы не можем дать другому то, чего не имеем сами.
Сад для ребенка — это возможность найти друзей, научиться реагировать на конфликты и искать компромисс
Если Ксения не знала и не знает любви матери, есть риск не знать, что такое любовь к ребенку на самом деле. Она пытается предложить ему то, чего не хватало ей, — постоянное, плотное общение, но, возможно, мальчик нуждается в чем-то другом. Кроме того, ребенок, который живет постоянно дома, не имея конкуренции, общения с ровесниками, находится под восхищенными взглядами любящих родственников, впоследствии сталкивается в школе с тем, что никто не считает его ни особенным, ни гениальным. А это уже довольно серьезный удар по самооценке».
Какое решение оптимально?
Оба психолога склоняются к тому, что детский сад дает полезные социальные навыки и первоначальные знания. С этим согласна педагог-логопед Маргарита Хватаева: «Многие дети в коллективе лучше едят, самостоятельно одеваются. С ними занимаются логопеды, дефектологи, психологи. Они предлагают системную программу образования, а многим родителям трудно самим заниматься с ребенком, особенно если он отвлекается и просит включить мультфильм или дать гаджет. Сад для ребенка — это также возможность найти друзей, научиться реагировать на конфликты и искать компромисс».
При этом важнейшим остается вопрос — какой именно сад выбирать, с какой системой воспитания. Вероятно, всем родителям хотелось бы, чтобы обстановка там была доброжелательной и открытой. Ведь конфликты возникают в любом коллективе, поскольку в нем неизбежно встречаются интересы различных личностей, а ребенок — это самостоятельная личность, утверждает детский психоаналитик Франсуаза Дольто. И опыт разрешения конфликтов без насилия, запугивания и унижения может оказаться столь же важным для взросления ребенка, как и знания, которые он получит.
Читайте также