Обучение детей чтению
О важности и роли чтения в жизни своих детей задумывается каждый родитель, заботящийся об их гармоничном, правильном и целостном развитии. Но если в одних семьях мамам и папам достаточно просто отправить свое чадо в детский садик или школу, переложив, да не прозвучит громогласно, ответственность на плечи воспитателей и учителей, то в других заботливые родители предпочитают заниматься с малышами еще и самостоятельно.
Информация из этого курса предназначается как раз людям второй категории, ведь те, кто относится к первой, вряд ли будут искать в интернете соответствующую информацию. Но продолжим.
Несмотря на большое желание научить свое драгоценное чадо читать как можно скорее, к этому процессу следует подходить с максимальным вниманием и осторожностью, ведь здесь есть свои тонкости и нюансы, на которые просто нельзя закрывать глаза. Дело в том, что вопреки распространенному мнению, что чем раньше приступить к освоению с ребенком азов чтения, тем лучше, многие специалисты (невропатологи, детские психологи и т.
Таким образом, очень важно знать хотя бы основные особенности формирования организма ребенка, когда следует начинать обучать детей чтению и как определяется их готовность к этому процессу, а также придерживаться основных соответствующих правил. Эти основополагающие вопросы и будут рассмотрены нами в первом уроке.
Содержание:
- Как формируется ребенок. Общая информация
- Когда можно начинать обучать ребенка чтению
- Несколько слов о правильном обучении чтению
- Базовые правила обучения ребенка чтению
- Несколько дополнительных рекомендаций
- Цитаты известных людей об умении читать
Как формируется ребенок. Общая информация
Здесь, как и следует понимать, мы представим лишь общую информацию, т. к. ее будет вполне достаточно.
Итак, начиная с ранних сроков беременности и заканчивая трехлетним возрастом, формируется первый функциональный блок головного мозга малыша, отвечающий за его телесное, познавательное и эмоциональное восприятие.
С трех до пяти-восьми лет происходит формирование второго функционального блока головного мозга, управляющего пятью чувствами – осязанием, вкусом, обонянием, слухом и зрением.
Следует иметь в виду, что формирование функциональных блоков мозга – процесс последовательный. Любая попытка родителя «проскочить» какой-либо этап отрицательно сказывается на заложенном природой развитии ребенка, т.к. в него вносятся неестественные «коррективы». Коварность же последствий состоит в том, что, вполне вероятно, сказываться они будут не сразу, а по прошествии лет. Впоследствии у уже повзрослевшего ребенка могут появиться проблемы, выражающиеся не только в речевых нарушениях, неврозах, двигательных сбоях и т.п., но и в трудностях во взаимоотношениях с окружающими людьми.
Исходя из этого, начинать учить ребенка читать нужно в определенное время.
Когда можно начинать обучать ребенка чтению
Мнений на счет того, когда можно начинать обучать ребенка чтению, несколько. Одни специалисты полагают, что приступать к определенной работе, например, к показу карточек Домана (о них и других методах мы побеседуем во втором уроке), можно уже по достижении малышом полугодовалого возраста, а другие считают, что лучше всего начинать в 3-4 года, причем именно с букваря. Однако все педагоги сходятся в одном: никакое обучение чтению совершенно недопустимо и невозможно, пока ребенок не освоил навыки речи. Если же где-то к 3-4 годам малыш начинает оживленно интересоваться книгами, приступать к обучению чтению не только можно, но и нужно.
Тут же стоит отметить, что при проявлении неусидчивости и равнодушии к печатным материалам перед обучением следует понять, как вызвать у ребенка интерес к чтению. Данного вопроса мы еще коснемся более подробно в отдельном уроке, но все же скажем, что в решении этой проблемы родителям поможет невероятный выбор книг, выделяющихся, помимо яркости и красочности, наличием множества движущихся элементов и даже звуковым сопровождением.
Продолжая разговор на тему готовности ребенка к чтению, определить ее можно по нескольким признакам:
- Во-первых, у малыша уже сформирована речь, и он в состоянии произносить слова и предложения, а также составлять хотя бы небольшие связные рассказы
- Во-вторых, у ребенка нет нарушений логопедического характера, причем это касается как неправильного произношения, так и нарушений мелодики и темпа и ритма речи
- В-третьих, малыш способен нормально ориентироваться в пространстве, и не путает между собой понятия «вправо», «влево», «вниз» и «вверх»
- В-четвертых, у ребенка в достаточной степени развит фонематический слух, т.е. он может легко распознавать звуки в разных частях слов
Если с чем-то из названного выше наблюдаются проблемы, следует заняться их устранением – уделить некоторое время проработке вызывающих сложность моментов, посетить логопеда, невропатолога и т. д. Если же все в порядке (или после устранения проблем), можно переходить к обучению чтению.
Несколько слов о правильном обучении чтению
Представленный вопрос волнует, пожалуй, каждого родителя. И первым ответом на него станет традиционная методика, сводящаяся к ежедневному выполнению монотонных занятий по чтению букваря. Но такой вариант не очень эффективен, ведь практически всегда ребенку становится скучно, он быстро устает и утомляется. Плюс к этому он совсем не учится вдумчивому чтению. Конечно же, малыш будет осваивать некоторые навыки и знания, но назвать это хорошим способом чувственно-эмоционального развития, познания окружающего мира и своего места в нем можно с большой натяжкой. Чтобы процесс стал увлекательным и творческим, чтобы он вызывал у ребенка интерес, чтобы навык чтения осваивался эффективно, нужно использовать иные методы (таким методам мы посвятили отдельные уроки нашего курса, и пока мы не будем заострять на них внимание).
Прежде чем приступать к обучению чтению и применению каких-либо методов, в обязательном порядке нужно изучить основные правила, на которые следует опираться в своей деятельности. Их можно назвать основой всего этого процесса. Небольшие отклонения хотя и допускаются, но все же рекомендуется придерживаться всех правил, иначе навык чтения будет осваиваться ребенком менее эффективно, допускать чего ни в коем случае нельзя.
Базовые правила обучения ребенка чтению
Итак, если вы намерены помочь своему малышу освоить такой важный навык как чтение, придерживайтесь следующих правил:
1
Не заставлять
Помните, что принуждать малыша к чтению нельзя, и любая подобная стратегия заранее ошибочна, неправильна и неэффективна. Чтобы ребенок захотел читать и стал проявлять к книгам интерес, просто окружите его ими. Так, можно разложить книги по дому – на полках, столах и в других легкодоступных местах. Кроме того, нужно и самим брать в руки книги и читать сыну или дочке что-нибудь интересное. Также нужно читать для себя, чтобы ребенок видел вас с книгой. Учитывая то, что дети стремятся походить на своих мам и пап, ваше чадо, вероятнее всего, спросит, что вы делаете, или же само возьмет в ручки книгу.
2
Сначала звуки, потом буквы
Многие родители делают большую ошибку, начиная сначала объяснять малышу произношение букв, а только потом – звуков. Делать надо наоборот: в первую очередь важно рассказать, какой звук имеет та или иная буква в слове, а уже затем – как она произносится сама по себе. Т.е. изначально объясняйте, что буква «эр» в слове звучит как «р», «эн» – как «н», «эм» – как «м» и т.д. А уже после этого учите, что «эр» – это «эр», «эн» – это «эн», «эм» – это «эм» и т.д.
3
Учить не буквы, а слоги
Нужно понимать, что слоги, а в некоторых случаях даже целые слова усваиваются детьми намного лучше, нежели множество одиночных скучных букв. Поэтому и буквы нужно показывать в целых словах. В качестве вспомогательного материала можно использовать специально распечатанные карточки со слогами, при помощи которых удобно учить малыша читать по слогам и составлять слова.
4
Повторение
От частоты повторения изучаемого с ребенком материала зависит то, насколько хорошо он его запомнит и усвоит. Однако здесь есть одна хитрость – многие малыши не очень любят, когда им устраивают проверки и тесты, а потому и повторение в качестве обучающего метода нужно преподносить в форме игры.
5
Сначала простое, потом сложное
Как мы и говорили, изначально эффективнее всего обучать ребенка произношению звуков, и уже потом усложнять процесс – переходить к чтению по слогам и комбинированию слогов в слова. Вся информация должна предоставляться дозированно и поэтапно, чтобы в детской голове не возникало «каши» из получаемых знаний.
6
Учить простые слова
Обучение чтению всегда должно начинаться с простейших слов, где повторяются буквы, к примеру, слов «мама», «баба», «папа», «дядя» и т.п. После этого допускается переходить к обучению словам, где к слогу прибавляется буква, например, «бас», «кот», «дом», «мак», «лак» и т.д. И уже освоив такой материал, можно начинать заниматься элементарными предложениями, такими как «мама мыла Милу», «Коля колит колья» и т.д. А что касается букв «й», «ь» и «ъ», то их лучше оставить напоследок.
7
Учиться всегда и везде
Не важно, чем вы с вашим малышом заняты в данный момент: гуляете, ходите по магазинам, стоите на остановке или перекусываете в кафе – заниматься чтением можно где угодно и когда угодно. Практически везде есть вывески, рекламные плакаты, таблички с названиями магазинов, улиц, остановок и т.д. Используйте это с пользой для себя и своего ребенка, и пусть он читает все, на что вы ему показываете.
8
Играть
Обучение чтению ребенка, как, впрочем, и любому другому навыку, должно происходить в игровой форме. Придумывайте собственные игры, где нужно знать звуки, буквы и слоги. К примеру, вы можете попросить ребенка искать в словах конкретные буквы и произносить их. Также можно приобрести домой буквы на магнитах и составлять слова на специальной доске или холодильнике. А еще одна игра поможет развить внимательность – возьмите буквы на магнитах или кубики, составьте ряд букв, где все, кроме одной, согласные, а ваш малыш пусть найдет гласную букву.
9
Вызывать интерес
Чтобы чтение осваивалось ребенком лучше и легче, вам нужно заинтересовать его в этом. А для этого очень хорошо показывать, что чтение необходимо для полноценной жизни среди других людей. Поэтому наглядно демонстрируйте малышу важность этого навыка – показывайте ему письма, открытки, записи, таблички, пишите записки, чтобы он их читал. Со временем ребенок сам осознает, что учиться читать просто необходимо.
10
Читать вслух
Чтение вслух, да еще и на время, считается очень эффективным способом обучения ребенка быстрому чтению. Но применять его нужно, конечно, когда малыш уже овладел некоторыми навыками. Исходя из того, чему уже научилось ваше чадо, составляйте свои задания и давайте их ему на выполнение, засекая, например, минуту. Кстати, здесь очень поможет так называемый «Дневник читателя», где вы будете фиксировать прогресс вашего малыша. А чтобы он выполнял задания с энтузиазмом, после каждой сотни прочитанных слов, дарите ему какую-нибудь приятную мелочь.
11
Читать с закладкой
Чтение с закладкой – еще одно правило для улучшения освоения навыка чтения. Использовать закладку нужно здесь, как обычно, с той лишь разницей, что закрываться ей должна не нижняя строка, а прочитанные слова. Так вы поможете своему малышу не запутаться в большом количестве слов и сфокусировать внимание на новом слове.
12
Регулярность занятий
Мы уже говорили о повторении, поэтому просто дополним, что заниматься чтением нужно регулярно и систематически. Другими словами, уделять внимание освоению навыка чтения нужно ежедневно, пусть даже на это уйдет каких-то 5-10 минут. Но что еще важнее – так это не забрасывать занятия, даже когда начнет казаться, что малыш уже читает неплохо.
И в заключение первого урока мы хотели бы дополнить вышеназванные правила еще несколькими рекомендациями, которые помогут вам научить вашего ребенка читать быстрее и лучше.
Несколько дополнительных рекомендаций
Ваш ребенок будет учиться читать успешнее, если вы будете следовать этому перечню рекомендаций:
- Обязательно обзаведитесь букварем или азбукой. В будущем эта литература всегда будет вызывать у ребенка ассоциации с приятным обучением. Лучше всего, если книги будут дополнены рисунками
- Если изучаете буквы, то начинайте с гласных, ведь их можно петь, используя любимые мелодии, а это и полезно, и весело, и интересно. Очень хорошо, если занятия будут сопровождаться лепкой из пластилина или раскрашиванием картинок. Это научит малыша определять буквы и понимать их
- Изучать согласные нужно только после гласных. И не забывайте о том, что сначала нужно объяснять ребенку, как произносится буква в слове, а уже затем – как она звучит сама по себе
- Для повышения эффективности обучения полезно сочинять сказки о буквах, чтобы знакомство с ними проходило для малыша более интересно. К примеру, жила-была веселая буква «У». И однажды забралась она на горку, и как скатилась с нее, задорно крича «Уух!». По аналоги составьте короткие истории для каждой буквы
- В процессе обучения не пренебрегайте творческими материалами. Помните, что ребенок познает мир посредством чувственного восприятия, а это значит, что ему обязательно нужно все попробовать и потрогать. Подойти может вырезание букв из картона, лепка букв из пластилина, выпечка печенья в форме букв и т.д. Подобный опыт навсегда запечатлеется в памяти вашего ребенка
- Более всего эффективны непродолжительные занятия по 10-15 минут по нескольку (от 3 до 5) раз в день. Придерживайтесь такой системы, и ваш малыш не только не будет уставать, но и с нетерпением будет ждать каждого занятия
- И, наконец, самым важным правилом в любом взаимодействии с ребенком является доброжелательность и терпение к малышу. Никогда не позволяйте себе терять самообладание, повышать голос и тем более оскорблять маленького человечка. В противном случае от всех занятий не будет никакого толка, да еще и отношение ребенка к вам может сформироваться не самое лучшее.
Подходите к обучению ребенка чтению с любовью и умом, и первые результаты не заставят себя долго ждать.
Практически каждый из нас сегодня может вспомнить знаменитый букварь синего цвета, при помощи которого учился читать. Но время идет, и представленный инструмент теряет свою актуальность, уступая место специальным методикам обучения детей чтению. Сегодня подобных методик можно найти немало, но мы расскажем вам о самых популярных, а также укажем на основные их преимущества и недостатки, если таковые имеются. Конечно же, мы скажем несколько слов и о букваре, а также познакомим с преимуществами практических методов обучения детей чтению, собранных в данном курсе командой 4Brain. Но, как у нас и заведено, – обо всем по порядку.
Для начала не будет лишним еще раз заметить, что обучать детей чтению рекомендуется не раньше 4-5 лет, но не исключаются случаи, когда осваивать этот навык дети начинают раньше (о показателях готовности малышей к чтению мы говорили в первом уроке). Авторские методики, о которых мы расскажем, рассчитаны на раннее, т.е. начальное обучение детей.
Урок 2. Наиболее важные моменты при обучении детей чтению. Легкий способ научить ребенка читатьВ двух предыдущих уроках мы с вами рассмотрели основы обучения детей чтению и познакомились с наиболее популярными методиками на эту тему. Но теоретические аспекты на этом не заканчиваются, ведь научить ребенка читать – задача не из простых. Мы, естественно не будем загружать вас теорией, иначе от курса просто-напросто не будет никакого толка, но все же позволим себе коснуться еще нескольких вопросов подобного характера.
Если вы хотите сделать так, чтобы ваше обучение ребенка чтению проходило как можно эффективнее, вам следует обращать внимание на ряд определенных нюансов, о которых мы и расскажем ниже. Также заметим, что предлагаемые нами рекомендации проверены на практике множеством родителей и показали свою результативность на многих поколениях детей. Несмотря на это, они крайне просты, и следовать им не составит для вас никакого труда. Плюс ко всему, эта информация позволит вам избежать самых распространенных ошибок. А это значит, что ваш малыш уже совсем скоро будет различать буквы, слоги и слова, запоминать их и правильно произносить.
Урок 3. Подготовка к чтению самых маленьких. Возрастные особенности. Первые книги. Методики и рекомендацииВспомните, еще совсем недавно вы задумывались о том, как помочь своему детенку решить его первые «малышовые» трудности – освоить погремушку, приучить к приему пищи, ходить на горшок. Но время летит незаметно, и вот настало время для малыша осваивать первые навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни. И один из них – чтение. Подготовка к процессу обучения чтению очень важна, т.к. лишь при грамотном комплексном подходе успех в этом нелегком, но очень интересном деле будет гарантирован.
Для начала давайте еще раз коснемся возрастных особенностей, а именно: рассмотрим, что особенного происходит в период от 3 до 7 лет с ребенком, ведь от этого зависят и методы, которые нужно применять для обучения, и тонкости подготовки.
Урок 4. Изучение алфавитаОдной из основ чтения во все времена было знание алфавита. Как и следует полагать, для изучения многообразия букв русского языка существует немало методик, но эффективны далеко не все. К тому же при обучении ребенка всегда необходимо ориентироваться на психологические и физиологические особенности. Особую важность в вопросе освоения алфавита имеет возрастной аспект.
Мы уже упоминали, что особенности малышей в 99% случаев таковы, что сосредотачиваться им достаточно сложно. По этой причине целенаправленно изучать алфавит в возрасте 1-2 лет не имеет никакого смысла (имеется в виду именно такое изучение, которое пригодится в будущем, но подготавливать к чтению, конечно же, можно), и педагоги советуют приступать к этому с трехлетнего возраста. Хотя всегда и везде следует опираться на индивидуальные особенности конкретного ребенка, и не пытаться отыскать какие-то возрастные рамки. Далее мы поговорим об изучении алфавита детьми разных возрастов.
Урок 5. Чтение по слогамПосле того как ребенок освоил алфавит, и вы уверены в том, что отныне в его голове прочно укрепилась информация о буквах русского языка, самое время переходить к изучению слогов. Конкретно этой теме и посвящен представленный урок.
Предлагаем вашему вниманию практические рекомендации, которые помогут вам научить своего малыша читать по слогам, а также несколько уроков для домашних занятий, направленных на улучшение сопутствующих чтению навыков и способностей. Начнем с рекомендаций.
Урок 6. Чтение целых словПосле пройденных занятий ребенок может уверенно читать слова, но звучат они примерно так: «ко-те-нок», «со-ба-ка», «иг-руш-ка», «ки-но» и т.д. Иначе говоря, слова малыш читает, но читает их по слогам. Это вполне нормально, но над этим обязательно нужно работать, т.к. только когда ребенок будет читать слова и предложения целиком и без запинок можно говорить о том, что он действительно научился читать. Помимо этого, одновременно с освоением чтения слов целиком дети должны учиться понимать смысл прочитанного. На эти темы мы и поговорим в представленном уроке.
Но прежде давайте уясним для себя несколько очень важных моментов – когда ребенок осваивает чтение слов целиком, необходимо:
Урок 7. Быстрое чтениеУмение читать – один из самых важных и нужных человеку в жизни навыков. И наиболее ярко это выражается, когда ребенок начинает ходить в школу. От умения читать зависит скорость и качество восприятия информации, а также успешность всего процесса обучения вообще. Если же читать ребенок умеет с трудом, изучать, записывать и усваивать материал он будет очень медленно, а это в свою очередь повлияет на успеваемость.
По этим и многим другим подобным причинам каждый заботящийся о своем ребенке и его успешности в жизни родитель должен не просто помочь ему научиться читать, но сделать это настолько эффективно и грамотно, насколько это вообще возможно. Говоря несколько иначе, он обязан научить ребенка читать правильно, осмысленно и быстро. И в нашем сегодняшнем уроке мы представим ряд методик и упражнений, которые помогут и вам достичь такого результата.
Урок 8. Как влюбить ребенка в чтениеО значении чтения и открываемых им границах сказано уже было предостаточно. Напомним лишь, что люди, любящие читать, имеют в жизни намного больше шансов на успех. А по данным некоторых психологических изысканий, начитанные дети отличаются лучшей успеваемостью в школе, и вероятность получения ими высшего образования заметно возрастает по сравнению с детьми, которые читать не любят.
Но как же сделать так, чтобы ребенок и умел читать, и любил это занятие? Как сделать так, чтобы вместо бесчисленных часов в соцсетях или игр на планшетнике он брал книгу и проводил время с ней?
Урок 9. Обучение детей чтению на иностранных языкахНаучить ребенка читать по-русски – дело одно. Это, естественно, нужно; без этого, как говорится, никуда. Но в настоящее время все чаще возникает потребность в том, чтобы человек знал еще и какой-либо иностранный язык, и, конечно же, это предполагает умение читать на данном языке.
В заключительном уроке мы рассмотрим основы обучения детей чтению на иностранных языках, а в качестве примера, как несложно догадаться, используем английский язык. Во-первых, он является международным языком, т.е. пригодиться в жизни он может любому человеку, а во-вторых, его актуальность обусловлена широким распространением компьютерных технологий. Как раз поэтому, кстати, сегодня его все чаще начинают преподавать в школах уже с первого класса.
И перед тем как перейти к основной части курса, предлагаем немного подумать над тем, почему уметь читать и учить читать своих детей так важно.
Цитаты известных людей об умении читать
В заключение вводного урока предлагаем прочитать несколько вдохновляющих цитат известных людей об умении читать:
Чтение – вот лучшее учение!
Александр Сергеевич Пушкин
Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела.
Джозеф Аддисон
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Дени Дидро
Чтение – праздный творческий труд.
Морис Бланшо
Чтение – это беседа с мудрецами, действие же – это встреча с глупцами.
Фрэнсис Бэкон
Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все.
Франсуа Фенелон
Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения.
Шарль Луи Монтескье
Ум укрепляется или расслабляется чтением решительно так же, как тело свежим или испорченным воздухом.
Джон Рескин
Нет развлечений дешевле чтения книг и нет удовольствия более длительного.
Мари Монтегю
Теперь же смело начинайте проходить уроки. Удачи!
Кирилл
1 Популярные методики →
Как легко научить ребенка 4-6 лет читать — лучшие методики и упражнения
Как понять, что пора
На вопрос «Когда ребенку пора уметь читать?» нет готового ответа, но сразу хотим предостеречь от двух заблуждений:
«Не обязательно учить ребенка читать дома, в школе все равно научат». Да, научат. Но помните: первый год в школе — самый насыщенный за все 11 лет обучения. За какие-то 4–5 месяцев в 1 классе ребенок проходит азбуку «от» и «до», учится читать, писать, а в остальное время изучает основы русского языка. Поэтому будет здорово, если до школы у него будет навык чтения. Это снизит нагрузку на ребенка.
«Нельзя терять время — чем раньше малыш начнет читать, тем лучше».
Все дети разные и развиваются в своем темпе. Поэтому не стоит навязывать обучение чтению дошкольнику, едва ему исполнилось 4–5 лет, если сам ученик пока не проявляет интереса к этому занятию. Вместо этого можно начать развивать интерес к чтению через яркие и увлекательные книги. Хорошим вариантом также будут игры, в которых задействованы буквы.
Показатель, на который стоит ориентироваться — не возраст дошкольника, а его речевые навыки.
Пора учиться читать, если…
Если речевое развитие дошкольника протекает без грубых нарушений. Разберемся, какие критерии помогут узнать, готов ли ребенок учиться чтению:
Понимание обращенной речи. Малыш должен понимать предложения, фразы, отдельные слова, которыми окружающие к нему обращаются.
Словарный запас. Чем больше слов знает ребенок, тем лучше он поймет прочитанное. Это также поможет ему общаться со взрослыми и другими детьми.
Грамматику. Навык правильно строить предложения, подбирать и изменять слова важен для детей, которые учатся читать.
Произношение. Чтобы обучение шло эффективно, ребенок должен знать, как произносить слова без грубых ошибок.
Помните: в дошкольном возрасте у ребенка могут быть мелкие недочеты в грамматике и произношении — это нормально. Со временем эти нарушения исправятся, и считать их помехой чтению не стоит. Но если малыш пока не очень уверенно разговаривает, не торопите его с чтением — это не поможет развить речь, а только демотивирует.
Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Как облегчить обучение чтению для дошкольника
Больше хвалить и никогда не ругать
Нам, взрослым, трудно представить, как это на самом деле сложно для малыша — с нуля научиться такому комплексному навыку, как чтение. Ведь уметь читать — это значит уметь соотносить звук с буквой или сочетанием букв, соединять звуки, понимать значения прочитанных слов и стоящий за текстом смысл.
Если родители принимают успехи ребенка как должное и выражают недовольство, когда малыш чего-то не понимает, это не подтолкнет будущего ученика к развитию, а только затруднит процесс. Поэтому важно хвалить за маленькие победы: узнал букву, которую проходили в прошлый раз — здорово, справилась без папиной помощи со словом аж из двух слогов — умница.
Не воспринимайте неудачи как следствие нерадивости маленького ученика. Когда ребенок не понимает с первого раза — это повод поискать другое объяснение или дать больше времени на практику. Если вы чувствуете, что устали и раздражаетесь, занятие стоит прекратить и вернуться к нему в хорошем настроении.
Заниматься понемногу, но регулярно
Не стоит ждать от малыша усидчивости и желания проводить часы, разбираясь в незнакомых буквах. Дошкольникам трудно удерживать внимание на занятии дольше 25 минут, и даже такие небольшие занятия стоит прерывать физкультминутками и играми, чтобы ребенок не заскучал. Именно так построена подготовка к школе в Skysmart: 25-минутные занятия с перерывами на подвижные игры.
А вот регулярная практика важна — гораздо важнее, чем длительность занятия. И это не обязательно должны быть именно уроки: искать знакомые буквы можно на вывесках во время прогулки, на дверной табличке в детской поликлинике, на упаковке любимых кукурузных хлопьев.
Читать книги вслух
В серии исследований, проведенных доктором Викторией Перселл-Гейтс среди пятилеток, которые еще не умеют читать, выяснилось, что те дети, которым родители регулярно читали вслух в течение двух лет, выражали мысли более литературным языком, строили более длинные фразы и использовали более сложный синтаксис.
Кроме того, чтение вслух вместе со взрослыми способствовало расширению словарного запаса детей, так как родители объясняли значения новых слов, с которыми дети не сталкивались в повседневной жизни.
Мнение эксперта
По словам нейробиолога Марианны Вулф, вечера за книгой с родителями помогают сформировать любовь к чтению, потому что у ребенка устанавливается связь между чтением вслух и ощущением любви и тепла.
Обсуждать прочитанное
Роль общения в обучении грамоте трудно переоценить. На первых порах важно спрашивать, интересно ли будущему ученику, не устал ли он, что запомнилось из урока. Когда дошкольник научится читать связные тексты, обязательно задавайте вопросы по их содержанию.
Здорово, если ребенок читает самостоятельно и без побуждения родителей, но даже в этом случае не лишайте его возможности обсудить прочитанное с вами. Например, можно спросить:
Кто тебе понравился из героев?
Как думаешь, эта героиня похожа на тебя? А ты бы хотела быть на нее похожей?
Что бы ты сделал на месте героя?
Почему произошло описанное событие? А как связаны между собой эти два события?
Какие чувства у тебя вызвало прочитанное?
Что больше всего запомнилось из прочитанного?
Как думаешь, чему хотел научить автор? Почему он это написал? А ты согласна с автором?
Идти от простого к сложному
От соответствия между звуками и буквами — к слогам, от коротких слов — к словам подлиннее и посложнее. Казалось бы, это очевидно, но нет: порой родители так радуются успехам ребенка на первых порах, что подталкивают его к изучению более сложных тем, чем он готов воспринять. Конечно, программа должна подстраиваться под будущего ученика, но пропускать шаги не стоит, даже если ребенок делает успехи.
Существуют методики, которые предлагают учить ребенка читать через запоминание целых слов. Увы, эксперименты показывают, что такие методики в целом работают хуже. Например, группа ученых из США придумала искусственный алфавит и предлагала испытуемым его выучить, а затем — прочитать слова, написанные с помощью этого алфавита. При этом одним испытуемым сразу объяснили принципы соответствия между звуками и буквами, а другие должны были вывести правила чтения самостоятельно на основе целых слов. Оказалось, что первая группа справляется с чтением новых, ранее незнакомых слов лучше, чем вторая.
Поэтому советуем выбирать те методики обучения, которые предполагают четкие инструкции о связи между звуком и буквой — и это особенно важно для тех детей, кому чтение дается тяжело. Ниже мы собрали несколько таких методик, которые вы можете использовать для домашнего обучения дошкольника.
Важно подбирать вопросы индивидуально, исходя из возраста ребенка. С детьми помладше обсуждайте всё совместно, задавайте простые вопросы, направляйте их внимание на некоторые факты. Сложность вопросов должна расти пропорционально возрасту ребенка. Чем он старше, тем труднее должны быть задачи, а вопросы уже могут затрагивать «рефлексию» своих чувств и опыта.
Методики обучения дошкольников чтению
Складовое чтение
Способ научить ребенка читать через склады на самом деле использовали еще на Руси, но для современных родителей эта методика связана с именем филолога Николая Александровича Зайцева.
Зайцев предлагает не зацикливаться на изучении отдельных букв, так как ученикам бывает сложно понять, как буквы могут сливаться в слоги и слова. Научить ребенка читать по слогам тоже не всегда легко: один слог может быть довольно длинным (блеск, рубль), а границы слогов — неочевидными (Лун-тик или Лу-нтик?). Поэтому в методике Зайцева в качестве основной единицы используется склад.
Складом может быть сочетание согласной и гласной буквы (па-па, ма-ма), отдельная согласная или гласная (де-д, я-с-ли, А-лё-ша), а также сочетание согласной с твердым или мягким знаком (ма-ль-чи-к, по-дъ-ём).
Чтобы дошкольник понял различия между записью звонких и мягких, гласных и согласных звуков, разным типам ск ладов соответствует свой размер кубика, цвет и наполнение, благодаря которому кубики звучат, если их потрясти. Кубики воздействуют сразу на несколько каналов восприятия, а склады нужно не просто произносить, а пропевать — так, по мнению автора методики, учиться интереснее и эффективнее.
Один из плюсов методики в том, что с кубиками дети охотно играют сами, а процесс обучения чтению становится активным, подвижным.
Слоговое чтение
Эту методику, по некоторым данным, разработали еще римляне. Позже Надежда Сергеевна Жукова, советский и российский логопед, создала на ее основе букварь. В нем она выстроила свою систему, в которой последовательно звуки и буквы вводятся в речь.
Благодаря тому, что понятие слога вводится на ранних этапах, научить ребенка читать слоги слитно получается быстрее и легче. Кстати, как и в методике Зайцева, слоги предлагается пропевать, а не просто произносить.
На основе слоговой методики Жукова разработала комплекс учебных пособий — прописи, прописи и книгу для чтения. Пособия помогут научить правильно читать детей 6 и 7 лет в домашних условиях.
Обе техники обучения дошкольников чтению используются в курсе подготовки к школе от Skysmart. Курс состоит из двух ступеней: сначала дети знакомятся с буквами и складами, что позволяет довольно быстро начать читать простые слова, а затем узнают, что такое слог. Постепенно мы вводим более сложные слоговые конструкции, переходим к чтению словосочетаний и предложений.
Звуковой аналитико-синтетический метод обучения
Эта методика зародилась в СССР и до сих пор считается основной в школах и детских садах России. Разработала ее советская учительница и методистка по русскому языку Воскресенская Александра Ильинична.
Как и Н.С. Жукова, Воскресенская предложила свой порядок, по которому дети должны изучать буквы и звуки. Принцип такой последовательности был в том, чтобы ребенок сначала выучил буквы, которые можно сложить в простые слоги, и далее двигался вперед по уровню сложности. В итоге дети изучают слоги в таком порядке:
Слоги из двух букв (включая одну согласную): ам, ма, ра и т. д. и простых слова из них: ра-ма, ма-ша, Па-ша и т.д.
Слоги из трех букв с гласной в центре: мак, лат и т.д.
Сочетание первых двух этапов в слова: са-лат, зем-ля и т.д.
Слова из трех слогов и шести букв: аз-бу-ка, ве-се-ло и т.д.
Слова из двух слогов и шести букв: воп-рос, чай-ник и т.д.
Слова со стечением гласных в начале и в конце слова: стул, март и т.д.
Так дети одновременно готовятся к более сложным слогам на каждом этапе и закрепляют то, что изучили ранее.
Упражнения для обучения чтению
Обучение чтению, как правило, проходит в несколько этапов. Сначала ребенок слушает звук, зрительно запоминает буквы. Помочь в этом помогут разные игры, где нужно искать буквы, придумывать слова и т.д. Когда этот этап позади, можно переходить к слогам и играм на их проработку. И только после этого можно будет приступать к словам, а далее — к предложениям и текстам.
Упражнения на запоминание букв
Первым делом важно научить ребенка узнавать буквы. Для этого можно использовать картинки со спрятанными буквами. Такие упражнения мы используем на уроках подготовки к школе в Skysmart.
Попросите ребенка определить, на какую букву начинается слово, или назвать как можно больше слов, которые начинаются с определенной буквы.
Дальше — тренируемся отличать правильно написанные буквы от неправильных. Это важно и для обучения письму: дошкольники часто зеркалят буквы или искажают отдельные элементы.
Упражнения на гласные и согласные
Научиться отличать гласные звуки от согласных помогут задания, в которых нужно определить, с какого звука начинается слово.
Поможет запомнить разницу между гласными и согласными также поиск лишней буквы.
Упражнения на составление слов
Когда ребенок уже может читать короткие слова, предложите ему составить слово из букв самостоятельно.
Составлять слова из слогов удобно, если под рукой есть кубики, но можно попробовать и на бумаге.
Еще одно хорошее упражнение — вставить недостающую букву в слово. Такие задания дети выполняют на уроках в онлайн-школе Skysmart.
Еще больше ярких и веселых упражнений для обучения чтению — в курсе подготовки к школе от Skysmart. Внимательные педагоги помогут ребенку научиться читать, считать и выражать себя через творчество. Занятия проходят онлайн в удобное для ребенка и родителей время. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!
9 веселых и простых советов
При обилии информации может показаться, что нет четкого ответа на вопрос, как научить ребенка читать. Как занятой родитель, у вас может не быть времени, чтобы разобраться во всех противоречивых мнениях.
Вот почему мы здесь, чтобы помочь! Когда дело доходит до обучения детей чтению, есть несколько ключевых элементов, поэтому мы собрали девять эффективных советов, которые помогут вам улучшить навыки чтения и уверенность вашего ребенка.
Эти простые советы соответствуют вашему образу жизни и помогают развить базовые навыки чтения, развлекаясь!
Советы по обучению ребенка чтению
1) Сосредоточьтесь на звучании букв, а не на их названиях
Раньше мы учили, что «б» означает «мяч». Но когда вы произносите слово мяч, оно звучит иначе, чем буква Б сама по себе. Это может быть странной концепцией для маленького ребенка!
Вместо того, чтобы сосредотачиваться на названиях букв, мы рекомендуем учить их звукам, связанным с каждой буквой алфавита. Например, вы могли бы объяснить, что B издает звук /b/ (произносится точно так же, как если бы вы произносили слово мяч вслух).
Установив прочную связь между несколькими буквами и их звуками, дети могут начать произносить короткие слова. Зная звуки для B, T и A, ребенок может произносить звуки как bat, так и tab.
По мере того, как количество связей между буквами и звуками растет, растет и количество слов, которые ваш ребенок может произносить!
Значит ли это, что если ваш ребенок уже начал учиться, сопоставляя формальные названия букв алфавита со словами, он не научится сопоставлять звуки и буквы или не научится читать? Конечно нет!
Мы просто рекомендуем этот процесс как метод обучения, который может помочь некоторым детям перейти от звуков букв к словам.
2) Начните с прописных букв
Практика написания букв намного проще, когда все они выглядят уникальными! Вот почему мы учим заглавным буквам детей, которые еще не ходят в школу.
Несмотря на то, что строчные буквы являются наиболее распространенным форматом для букв (если вы откроете книгу на любой странице, большинство букв будут строчными), прописные буквы легче отличить друг от друга и, следовательно, их легче идентифицировать.
Подумайте об этом — «b» и «d» ужасно похожи! А вот «В» и «Г» отличить гораздо проще. Таким образом, начав с заглавных букв, ваш ребенок усвоит основы распознавания букв, а затем и чтения.
Чтобы помочь вашему ребенку выучить прописные буквы, мы считаем, что особенно полезно задействовать его чувство физического осязания. Если вы хотите попробовать это, вы можете подумать о покупке текстурированной бумаги, такой как наждачная бумага, и вырезать формы заглавных букв.
Попросите ребенка сложить руки за спину, а затем вложить в них письмо. Они могут использовать свое осязание, чтобы угадать, какую букву они держат! Вы можете играть в ту же игру с магнитными буквами.
3) Incorporate Phonics
Исследования показали, что дети, хорошо знакомые со фонетикой (отношения между звуками и символами), как правило, в долгосрочной перспективе лучше читают.
Фонетический подход к чтению показывает ребенку, как идти буква за буквой — звук за звуком — смешивая звуки по ходу чтения, чтобы читать слова, которые ребенок (или взрослый) еще не запомнил.
Как только дети разовьют уровень автоматизации, они смогут произносить слова почти мгновенно, и им нужно будет только использовать декодирование более длинных слов. Акустике лучше всего обучать явно, последовательно и систематически — это метод, который использует ГОМЕР.
Если вам нужна помощь в изучении фонетики вашего ребенка, наше приложение HOMER Learn & Grow может быть именно тем, что вам нужно! Благодаря проверенному способу чтения для вашего ребенка HOMER превращает обучение в увлекательное занятие!
4) Баланс фонетики и зрения
Знаковые слова также являются важной частью обучения вашего ребенка чтению. Это общеупотребительные слова, которые обычно пишутся не так, как звучат, и не поддаются расшифровке (озвучиванию).
Поскольку мы не хотим сводить на нет работу, проделанную вашим ребенком для изучения фонетики, необходимо запоминать зрительные слова. Но имейте в виду, что изучение слов для зрения может быть сложной задачей для многих маленьких детей.
Итак, если вы хотите дать ребенку хорошее начало пути к чтению, лучше посвятить большую часть своего времени развитию и закреплению информации и навыков, необходимых для произношения слов.
5) Много говорить
Несмотря на то, что речь обычно считается навыком, связанным только с речью, это не так. Ваш ребенок как губка. Они все время впитывают все, включая слова, которые вы говорите (и те, которые вы бы хотели, чтобы они не слышали)!
Частое общение с ребенком и использование его навыков слушания и рассказывания историй может увеличить его словарный запас.
Это также может помочь им строить предложения, знакомиться с новыми словами и тем, как они используются, а также учиться использовать контекстные подсказки, когда кто-то говорит о чем-то, о чем он, возможно, мало что знает.
Все эти навыки чрезвычайно полезны для вашего ребенка в его путешествии по чтению, а общение дает вам возможность делиться и создавать моменты, которые вы будете ценить навсегда!
6) Keep It Light
Чтение — это развлечение и исследование мира (реального и воображаемого) с помощью текста, изображений и иллюстраций. Когда дело доходит до чтения, вашему ребенку лучше быть расслабленным и сосредоточенным на том, что он изучает, чем втискиваться в стрессовую сессию после долгого дня.
Мы прошли примерно половину списка и хотим мягко напомнить, что ваш ребенок не должен чувствовать никакого давления, когда дело доходит до чтения — и вы тоже!
Хотя согласованность всегда полезна, мы рекомендуем сосредоточиться на качестве, а не на количестве. Пятнадцать минут могут показаться небольшим количеством времени, но исследования показали, что 15 минут в день чтения ГОМЕРА могут повысить баллы по раннему чтению на 74%!
Также может потребоваться некоторое время, чтобы выяснить, что именно будет поддерживать интерес и участие вашего ребенка в учебе. Все нормально! Если это не весело, беззаботно и не доставляет удовольствия вам и вашему ребенку, отбросьте это и попробуйте что-то новое.
7) Практикуйтесь в совместном чтении
Пока вы читаете вместе с ребенком, подумайте о том, чтобы попросить его время от времени повторять вам слова или предложения, пока вы следите за ними пальцем.
Нет необходимости полностью останавливать чтение, если ваш ребенок не может произнести определенное слово. Обнадеживающих напоминаний о том, что это слово означает или как оно произносится, предостаточно!
Другой вариант — разделить время чтения вслух с ребенком. Для начинающих читателей вы можете прочитать одну строку, а затем попросить их прочитать следующую. Для детей старшего возраста полезно читать одну страницу и позволять им читать следующую страницу.
Это поможет вашему ребенку почувствовать себя способным и уверенным в себе, что важно для поощрения его к хорошему и постоянному чтению!
Эта техника также знакомит вашего ребенка с естественным процессом чтения. Пока они смотрят на картинки и с удовольствием слушают историю, они начинают сосредотачиваться на словах, которые читают, и больше интересуются книгой, лежащей перед ними.
Перечитывание книг также может быть полезным. Это позволяет детям глубже понимать слова в тексте, превращать знакомые слова в «известные» слова, которые затем включаются в их словарный запас и формируют связь с рассказом.
Настоятельно рекомендуем перечитать!
8) Играйте в игры со словами
Привлечение вашего ребенка к чтению не обязательно должно касаться только книг. Игры со словами могут быть отличным способом задействовать навыки вашего ребенка, не читая всю историю сразу.
Для одной из наших любимых игр в чтение требуется только стопка стикеров и свернутый носок. Для этого упражнения напишите слова, которые видит ваш ребенок, или слова, которые ваш ребенок может произнести, на отдельных стикерах Post-It. Затем прикрепите записки к стене.
Затем ваш ребенок может встать перед стикерами со свернутым носком в руках. Вы произносите одно из слов, и ваш ребенок бросает мячик в совпадающую записку!
9) Чтение с использованием нетрадиционных материалов
Точно так же, как словесные игры могут помочь вашему ребенку научиться читать, так же можно поощрять вашего ребенка читать без использования книг!
Если вы заинтересованы в этом, рассмотрите возможность использования PlayDoh, глины, краски или безопасного для помещений песка, чтобы формировать буквы или слова.
Другой вариант — наполнить большой горшок магнитными буквами. Начинающим ученикам предложите вытащить букву из горшка и попытаться назвать звук, который она издает. Для учащихся постарше посмотрите, смогут ли они назвать слово, начинающееся с одного и того же звука, или возьмите набор букв, которые вместе составляют слово.
По мере того, как ваш ребенок становится более опытным, вы можете масштабировать эти занятия, чтобы сделать их немного более сложными. И не забывайте получать от этого удовольствие!
Чтение приходит со временем и практикой
В целом, мы хотим оставить вас с этим: нет однозначного ответа на вопрос, как научить ребенка читать. То, что подходит ребенку вашего соседа, может не подойти вашему — и это совершенно нормально!
Терпение, занятия понемногу каждый день и уделение особого внимания занятиям, которые позволят вашему ребенку получать удовольствие от чтения, — это то, что мы поощряем больше всего. Чтение — это развлечение, исследование и обучение!
И если вам когда-нибудь понадобится поддержка, мы здесь для вас! В HOMER мы ваш партнер по обучению. Начните путешествие вашего ребенка с уверенностью в чтении с помощью нашей индивидуальной программы, а также советов экспертов и учебных ресурсов.
Автор
Научить детей читать непросто. Как дети на самом деле учатся читать?
Ученик начальной школы в штате Миссисипи читает книгу на уроке. Исследования показывают, что маленькие дети нуждаются в четком, систематическом обучении фонетике, чтобы научиться бегло читать. Предоставлено: Террелл Кларк для The Hechinger ReportНаучить детей читать непросто; Педагоги часто твердо убеждены в том, что они считают «правильным» способом обучения этому важному навыку. Хотя подходы учителей могут различаться, исследования довольно ясно показывают, как лучше всего помочь детям научиться читать. Вот что родители должны искать в классе своих детей.
Как дети на самом деле учатся читать?
Исследования показывают, что дети учатся читать, когда они могут идентифицировать буквы или комбинации букв и связывать эти буквы со звуками. Конечно, это еще не все, например, придание значения словам и фразам, но фонематическое осознание (понимание звуков в произносимых словах) и понимание фонетики (знание того, что буквы на бумаге соответствуют звукам) — самые основные первые шаги к тому, чтобы стать читатель.
Чтение
Отчет Хехингера освещает чтение уже более десяти лет, поскольку дебаты о том, как его преподавать, усилились. Присоединяйтесь к нам, чтобы быть в курсе последних исследований в области чтения.
Если дети не могут освоить фонетику, они, скорее всего, будут испытывать трудности с чтением. Вот почему исследователи говорят, что четкое, систематическое обучение фонетике важно: учителя должны вести учеников шаг за шагом через определенную последовательность букв и звуков. Дети, которые учатся расшифровывать слова, могут затем применять этот навык к более сложным словам и, в конечном итоге, бегло читать. Некоторым детям, возможно, не потребуется много помощи с акустикой, особенно когда они станут старше, но эксперты говорят, что обучение фонетике может быть важным для маленьких детей и проблемных читателей. «Мы не знаем, сколько фонетики нужно каждому ребенку», — сказал Андерс Расмуссен, директор Начальная школа Вуд-Роуд в Боллстон-Спа, штат Нью-Йорк, который недавно возглавил преобразование школьной программы чтения в структурированный подход, основанный на исследованиях. «Но мы знаем, что ни один ребенок не пострадает, если получит слишком много».
Как в школе вашего ребенка следует обучать чтению?
Тимоти Шанахан, почетный профессор Иллинойского университета в Чикаго и эксперт по обучению чтению, сказал, что фонетика важна в детском саду до второго класса, а фонематическому восприятию следует обучать в детском саду и первом классе. Эта точка зрения была подчеркнута экспертами в последние годы, когда активизировались дебаты по поводу обучения чтению. Но обучение детей чтению должно включать в себя нечто большее, чем фонетика, говорит Шанахан. Они также должны быть подвержены устному чтению, пониманию прочитанного и письму.
Войны за то, как обучать чтению, вернулись. Вот четыре вещи, которые вам нужно знать.
Уайли Блевинс, писатель и эксперт по акустике, сказал, что хороший тест, который родители могут использовать, чтобы определить, получает ли ребенок обучение чтению на основе исследований, — это спросить учителя своего ребенка, как его учат чтению. «Они должны быть в состоянии сказать вам нечто большее, чем «прочитав много книг» и «развивая любовь к чтению», — сказал Блевинс. По словам Блевинса, наряду со временем, посвященным обучению фонетике, дети должны участвовать в чтении вслух со своим учителем, чтобы увеличить словарный запас и знания по содержанию. «Эти чтения вслух должны включать интерактивные беседы, чтобы вовлечь учащихся в размышления о содержании и использовании словарного запаса», — сказал он. «Слишком часто, когда время ограничено, ежедневные чтения вслух — это первое, что остается вне времени чтения. Мы недооцениваем его влияние на рост числа читателей и должны это изменить».
В школе Расмуссена используется структурированный подход: дети получают уроки фонематического восприятия, фонетики, подготовки к письму и письму, словарного запаса и повторного чтения. Исследования показывают, что такой «систематический и интенсивный» подход к некоторым аспектам грамотности может превратить детей, которым трудно читать, в читателей среднего или выше среднего уровня.
Чего следует избегать школам при обучении чтению?
Педагоги и эксперты говорят, что детей следует поощрять произносить слова вслух, а не угадывать. «Мы действительно хотим убедиться, что ни один ребенок не угадает», — сказал Расмуссен. «Вы действительно хотите… чтобы ваш собственный ребенок произносил слова и смешивал слова с самого раннего уровня». Это означает, что детям не предлагается угадывать незнакомое слово, например, глядя на картинку в книге. Поскольку в старших классах дети сталкиваются с более сложными текстами, избегание опоры на визуальные подсказки также способствует беглому чтению. «Когда они переходят в девятый класс и им приходится читать «О мышах и людях», у них нет подсказок с картинками», — сказал Расмуссен.
Связанный: Голос учителя: нам нужна фонетика, наряду с другими вспомогательными средствами, для чтения
Блевинс и Шанахан предостерегают от организации книг по разным уровням чтения и удержания учащихся на одном уровне до тех пор, пока они не прочитают с достаточной беглостью, чтобы двигаться вверх на следующий уровень. Хотя многие люди могут думать, что удержание учащихся на одном уровне поможет им не расстраиваться и не разочаровываться в трудных текстах, исследования показывают, что учащиеся на самом деле узнают больше, когда им бросают вызов материалы для чтения.
Блевинс сказал, что опора на «уровенные книги» может способствовать развитию «плохой привычки у читателей». Поскольку учащиеся не могут произнести многие слова вслух, они полагаются на запоминание повторяющихся слов и моделей предложений или на использование подсказок с картинками для угадывания слов. Расмуссен сказал, что заставлять детей придерживаться одного уровня чтения — и, особенно, постоянно давать некоторым детям тексты, которые ниже уровня их класса, вместо того, чтобы оказывать им поддержку, чтобы довести их до уровня класса — также может привести к большим пробелам в способностях к чтению.
Как узнать, эффективна ли учебная программа по чтению?
Некоторые учебные программы по чтению охватывают больше аспектов грамотности, чем другие. По словам Расмуссена, хотя почти во всех программах есть компоненты, основанные на исследованиях, структура программы может иметь большое значение. Наблюдение за тем, как дети читают, — это лучший способ узнать, получают ли они надлежащее обучение — подробное, систематическое обучение фонетике, чтобы заложить основу для чтения, в сочетании с использованием текстов на уровне класса, предлагаемых всем детям.
Родители, интересующиеся тем, что включено в учебную программу в классе их ребенка, могут найти источники в Интернете, такие как диаграмма, включенная в статью Readingrockets.org, которая обобщает различные аспекты грамотности, включая фонетику, письмо и стратегии понимания, в некоторых из самых популярных учебных программ по чтению.
Блевинс также предложил несколько вопросов, которые родители могут задать учителю своего ребенка:
- Каков ваш фонический объем и последовательность?
«Если учебная программа основана на исследованиях, она должна иметь четко определенный фонический объем и последовательность, которая служит основой обучения». — сказал Блевинс.
- Есть ли у вас декодируемые ридеры (короткие книжки со словами, составленными из букв и звуков, которые изучают учащиеся) для фонетической практики?
«Если не используются декодируемые или фонетические ридеры, учащиеся вряд ли получат достаточно практики и приложений, чтобы достичь мастерства, чтобы затем они могли перенести эти навыки на все виды чтения и письма», — сказал Блевинс. «Если учителя говорят, что используют одноуровневые книги, спросите, сколько слов ученики могут произнести вслух, основываясь на фонетических навыках, которым их научили (учителя)… Могут ли эти слова быть полностью произнесены на основе фонетических навыков, которым вы научили, или дети используют только фрагменты слово? Они должны полностью произносить слова, а не использовать только первую или первую и последнюю буквы и угадывать остальные».
- Что вы делаете для расширения словарного запаса и базовых знаний учащихся? Как часто эта инструкция? Сколько времени каждый день тратится на это?
«Это должно быть много, — сказал Блевинс, — и большая часть этого происходит во время чтения вслух, особенно информационных текстов, а также на уроках естествознания и обществознания».
- Исследование, используемое для поддержки вашей учебной программы по чтению, основано только на фактических материалах или оно основано на более широком массиве исследований о том, как дети учатся читать? Как это связано с наукой о чтении?
Учителя должны быть в состоянии ответить на эти вопросы, сказал Блевинс.
Что делать, если мой ребенок плохо читает?
Когда ребенок не прогрессирует, говорит Блевинс, важно выяснить, почему. “ Это трудности в обучении или ваш ребенок стал жертвой школьной программы? Это сложный вопрос.» Блевинс предложил, чтобы родители детсадовцев и первоклассников попросили школу своего ребенка проверить фонематическую осведомленность ребенка, фонетику и беглость речи.
Родители детей старшего возраста должны попросить пройти тест на словарный запас. «Эти тесты выявят некоторые основные проблемы, связанные с тем, почему ваш ребенок испытывает трудности с чтением и пониманием прочитанного», — сказал Блевинс. «Как только основные проблемы обнаружены, их можно систематически решать».
«Мы не знаем, сколько акустики нужно каждому ребенку. Но мы знаем, что ни один ребенок не пострадает, если получит слишком много».
Андерс Расмуссен, директор начальной школы Вуд Роуд в Боллстон Спа, Нью-Йорк
Расмуссен рекомендовал родителям работать со своей школой, если они обеспокоены успеваемостью своих детей. Сидя и читая вместе со своими детьми, родители могут увидеть, как обучают детей грамоте. Если дети пытаются угадать по картинкам, родители могут поговорить с учителями об усилении обучения фонетике.
«Учителя не обязательно делают плохие вещи или намеренно или умышленно ставят детей в невыгодное положение, — сказал Расмуссен. «У вас есть много отличных учителей чтения, использующих несколько эффективных и неэффективных стратегий».
Что родители могут сделать дома, чтобы помочь своим детям научиться читать?
Родители хотят помочь своим детям научиться читать, но не хотят доводить их до того, что они ненавидят чтение. «Родители дома могут попасть в ловушку, думая, что речь идет о тренировке их ребенка», — сказала Синди Джибан, бывший педагог и нынешний главный научный руководитель NWEA, исследовательской некоммерческой организации, специализирующейся на оценках и возможностях профессионального обучения. «Это прискорбно, — сказал Джибан. «Это настраивает взаимодействие родителей и детей, которое заставляет его сказать:« Ух, вот это не весело »». Вместо этого Джибан советует сделать декодирование игривым. Вот несколько идей:
- Предложите детям найти в доме все, что начинается с определенного звука.
- Растяните одно слово в предложении. Попросите ребенка «передать соль», но произносите отдельные звуки в слове «соль» вместо самого слова.
- Попросите ребенка сообразить, каким было бы имя каждого члена семьи, если бы оно начиналось со звука «б».
- Спойте эту раздражающую песню «Banana fana fo fanna song». Джибан сказал, что такая игровая деятельность действительно может помочь ребенку подумать о звуках, которые соответствуют буквам, даже если он не смотрит на букву прямо перед собой.
- Перечитывайте любимую книгу вашего ребенка снова и снова. Для книг, которые дети хорошо знают, Джибан предлагает детям следить пальцем за каждым прочитанным словом. Родители могут сделать то же самое или придумать другую стратегию, чтобы помочь детям следить за тем, какие слова они читают на странице.
Предоставление ребенку разнообразного опыта, который, кажется, не имеет ничего общего с чтением, также может помочь ребенку научиться читать. По словам Расмуссена, получив разнообразный опыт, дети смогут применять свои знания, чтобы лучше понимать тексты на разные темы.
Этот материал о обучении детей чтению был подготовлен The Hechinger Report , некоммерческой независимой новостной организацией, занимающейся вопросами неравенства и инноваций в сфере образования. Подпишитесь на информационный бюллетень Hechinger .
The Hechinger Report содержит подробные, основанные на фактах, непредвзятые отчеты об образовании, которые бесплатны для всех читателей.