Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Обучение детей грамоте 5 лет – Рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа) на тему: РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Для детей 5-7 лет Срок реализации 2 года Возраст обучающихся от 5 до 7 лет

Posted on 18.09.201918.01.2020

Содержание

  • Подготовка к обучению грамоте
    • В чем особенности и преимущества системы онлайн-обучения грамоте детей 6 лет?
    • Несколько слов о самих упражнениях
  • Конспект занятия по обучению грамоте для детей 5-6 лет «Путешествие в страну звуков»
  • Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников
  • Методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) по теме: Методика обучения грамоте детей 5-6 лет
    • По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  • Методическая разработка по обучению грамоте (младшая группа) на тему: Программа дополнительного образования «Грамотейка» (подготовка к обучению грамоте детей 3 — 4 и 4 — 5 лет)
  • Статья (средняя группа) на тему: Обучение грамоте детей 4 – 5 лет

Подготовка к обучению грамоте

Раздел «Подготовка к обучению грамоте» направлен на формирование у детей 5-6 лет навыка ориентирования в звуковой стороне речи; последовательное выполнение заданий способствует развитию фонематического слуха во всех проявлениях. Ребенок учится распознавать отдельные звуки в словах.

В чем особенности и преимущества системы онлайн-обучения грамоте детей 6 лет?

Уже достаточно давно педагоги ведут дискуссии о необходимости и пользе формирования у старших дошколят навыков звукового анализа слов. При этом в начальной школе процесс обучения грамоте выстроен по традиционной системе. В ее основе лежит аналитико-синтетический метод. Вначале ребенок учится анализировать звуковой состав слова, затем — соединять буквы при чтении.

При разработке заданий в раздел «Обучение грамоте детей 5 лет» наши специалисты придерживались такой же системы. Причин этому несколько.

Во-первых, обучение грамоте детей 5-6 лет по этой системе в дальнейшем избавит малышей от необходимости переучиваться в начальных классах. При этом у ребенка не возникнет непонимания.

Во-вторых, традиционная система обучения грамоте дошкольников 5-6 лет имеет сразу несколько достоинств. Она позволяет избежать перестановки и пропусков букв и слогов при написании слов. Обучение грамоте по этой методике способствует развитию у дошкольников 6 лет мышления. Эта система в наибольшей степени согласуется со структурой русского языка. Кроме того, построенные по этой методике обучения грамоте для детей 5 лет, задания просты и понятны родителям, т. к. они сами учились именно так. Для их выполнения не требуется особая подготовка.

Специалисты развивающего сайта «Разумейкин» убеждены, что этот метод обучения грамоте для дошкольников 5-6 лет является оптимальным, если дети начинают читать в этом возрасте.

Несколько слов о самих упражнениях

Последовательно справляясь с заданиями из раздела «Обучение грамоте для детей 5-6 лет», дошколята знакомятся со звуками и даже частично — с их характеристиками (гласный/согласный, мягкий/твердый), учатся выделять звук в разных позициях (в начале, конце, середине слова). Кроме того, малыши узнают, что такое слог, ударение и предложение.

Если некоторые задания в рамках наших онлайн-уроков грамоты для дошкольника 5 лет на звуковой анализ слов окажутся слишком сложными, не стоит расстраиваться. Малыши в этом возрасте развиваются очень интенсивно. Вы сможете вернуться к выполнению заданий из раздела «Обучение грамоте детей 5 лет» через некоторое время или помочь ребенку справиться с ними.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 5-6 лет «Путешествие в страну звуков»

1.Цель: повторить и закрепить пройденный материал.

2. Задачи:

Образовательные:

Учить правильно произносить все звуки, чтобы верно донести смысл своего высказывания собеседнику.

Обогащать словарь детей.

Закрепить умение проводить звуковой анализ слова.

Закрепить понятие о мягких и твердых согласных

Развивающие:

Развивать звуковую культуру речи, фонематический слух.

Воспитательные:

Воспитывать умение находить свое место в коллективе, формулировать доброе отношение друг другу.

3.Тематическое занятие: тема «Путешествие в страну звуков».

4. Закрепление ранее приобретенных знаний.

5. Продолжительность занятия 25 мин.

6. Группа общеразвивающей направленности для детей 5 – 6 лет.

7. 5 – 6 лет.

8. Оборудование и материал.

Демонстрационный материал: наборное полотно с пятью кармашками, фишки красного, синего, зеленого, черного цветов, картинки с изображением школы и муки.

Раздаточный материал: полоски с пятью клеточками, фишки 4 цветов на каждого ребенка, указки.

Стулья, столы для детей, доска.

9. Предварительная работа:

разучивание артикуляционной гимнастики, физминуток, работа с индивидуальными карточками, дидактическая игра на нахождение предметов с определенным звуком.

10. Методы и приемы реализации содержания образовательной деятельности.

Наглядный: наборное полотно с пятью кармашками, фишки красного, синего, зеленого, черного цветов, картинки с изображением школы и пакета с мукой.

Словесный: вопросы к детям, «Мозговой штурм»

Практический: выкладывание на наборном полотне фишек, «Игра с заданиями».

11.

Содержание

Время

Вводная часть.

Мотивация деятельности.

2минуты

Основная часть

Изучение нового материла, первичное закрепление знаний: осознание воспитанниками практической значимости полученной информации. Проведение практической работы с целью выработки умений и применение знаний.

20 минут

Заключительная часть

Подведение итогов занятия, индивидуальная оценка детей.

3 мин.

12. Ход занятия

I Вводная часть

Дети стоят в кругу.

Воспитатель и дети проговаривают:

Нас солнца луч манит и дразнит

Нам нынче весело с утра

Сегодня шумный, звонкий праздник

И главный гость на нем Игра!

Она нам друг,

Большой и умный

Не даст скучать и унывать

Затеет спор веселый, шумный

Поможет новое узнать!

Воспитатель: «Ребята сегодня мы с вами отправимся в замечательную страну: «Страну звуков». Как вы догадались, что мы пойдем именно в эту страну?

Дети: потому что на наших столах лежат карточки и фишки разного цвета.

Но прежде чем отправиться в путешествие, подготовим наши язычки, чтобы они у нас были послушными, вспомним наши чистоговорки:

Ла-ла-ла – белочка спала;

Со-со-со – катилось колесо;

Ру-ру-ру – начинаем мы игру;

Ми-ми-ми – мячик ты возьми;

Жи-жи-жи – пчелка не жужжи;

Лю-лю-лю – я вас всех люблю.

II. Основная часть

Воспитатель: Итак, глаза закрываем, немного помечтаем,

Тихонько повернемся, в другую страну перенесемся. Мы оказались с вами в стране букв и звуков. И первое задание в стране, мы сделаем зарядку для ума — 

«Мозговой штурм». Воспитатель называет гласные твердые и мягкие согласные. Дети на каждый звук поднимают фишку соответствующего цвета. Ребенку, который ни разу не ошибется, воспитатель ставит на стол флажок на подставке.

А теперь мы с вами вспомним, как ударение может изменить смысл слова. Будем разбирать слова «Мука» и «Мука» (у доски поочередно). Дети разбирают слово «мука»(4 человека). Воспитатель просит называть гласные звуки («у», «а»).

Воспитатель: А теперь послушайте, как я скажу слово, чтобы в нем услышали ударный «а», «Мукааа». Какую фишку поставим над ударным звуком «а»? (черную).

Затем воспитатель переставляет черную фишку на звук «у».

Воспитатель: Какое слово получилось? «Муу-ка».

Читает стихотворение – шутку:

«Пересохла глина

Рассердилась Нина

Не мука, а мука

Поварам наука!» (приложение №1)

Игровая физминутка

Дети встают у стульчиков и читают стихотворение:

Взяли мы мешок муки

Чтоб испечь нам пироги

Вот мы тесто замесили

И в духовку посадили

А пока мы звуки пели

Пироги – то подгорели!

4. Практическая работа за столами.

Дети самостоятельно разбирают слово «школа» на полосках, проверяется правильность. Затем воспитатель проводит «Игру с заданиями»:

Слово «школа» выкладывается на наборном полотне. (приложение №2)

Вызывается 1-ый гласный, 2-ой гласный, 1-ый согласный, 2-ой согласный, 3-ий согласный.

Подозвать всегда твердый согласный «ш», звук «л», «о», «л», «а».

Подозвать 3-ий, 1-ый, 5-ый, 4-ый, 2-ой звуки (дети убирают свои звуки со схемы). 

III

.Заключительная часть

Воспитатель хвалит детей за хорошую, активную работу, называет детей, которым надо еще позаниматься над различением звуков. А теперь нам пора возвращаться в сад, перевернулись три раза, и мы снова с вами в нашей группе Что вам понравилось? Что было для вас трудного? А теперь наше путешествие закончилось, но я вам предлагаю поиграть в сюжетно-ролевую игру «Школа», поручает хорошо успевающему ребенку быть учителем.

13. Литература:

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи»

Л. Е. Журова «Обучение дошкольников грамоте»

Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников

Категория: Подготовка ребенка к школе

Грамотность ребенка начинается еще с детского сада, и от того, как он усвоит буквы еще до школы, как он научится оперировать ими, зависит его успеваемость в современной школе. В нынешних школьных программах буквы изучаются «галопом по Европам», по умолчанию ребенок уже должен их знать до поступления в первый класс. Поэтому нужно заниматься с дошколятами и работать не только над развитием мышления и математических представлений, но и проводить уроки грамоты. В 6 лет ребенок знакомится с буквами, учится их печатать и читать, но это бывает так скучно! А мы предлагаем с буквами поиграть!

Скачать и распечатать карточки можно абсолютно бесплатно. Кликайте на картинку и выбирайте «сохранить как».

Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольниковРазвивающие задания по обучению грамоте для дошкольниковРазвивающие задания по обучению грамоте для дошкольников

Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольниковРазвивающие задания по обучению грамоте для дошкольниковРазвивающие задания по обучению грамоте для дошкольниковРазвивающие задания по обучению грамоте для дошкольниковРазвивающие задания по обучению грамоте для дошкольниковРазвивающие задания по обучению грамоте для дошкольниковРазвивающие задания по обучению грамоте для дошкольниковРазвивающие задания по обучению грамоте для дошкольниковРазвивающие задания по обучению грамоте для дошкольниковРазвивающие задания по обучению грамоте для дошкольниковРазвивающие задания по обучению грамоте для дошкольников

Потренировались читать короткие слова? А теперь усложняем задания! Кликайте по картинкам, чтобы открыть их во весь экран, а затем можно распечатать.

Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу — специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)

Методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) по теме: Методика обучения грамоте детей 5-6 лет

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения грамоте детей 5-6 лет

Методические рекомендации по обучению детей 5-6 лет  звуковому анализу слов, вычленению ударения в словах….

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н. А. Зайцева

Статья посвещена проблеме обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи по новаторской методике Зайцева. Её целью явлеятся рассмотрение актуальности методики для групп ОНР. В статье показана адапт…

Методики обучения грамоте: плюсы и минусы. Экскурс в историю.

В наше время «рынок» коррекционно-педагогических услуг весьма разнообразен и стихиен: появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте, причем не всегда высокого …

Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о содержании  и методике подготовки  детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте….

методика обучения грамоте дошкольников с ТНР

Из опыта работы по обучению грамоте детей с ОНР с использованием сказочных персонажей — гномов. Применяется метод парного изучения звуков….

Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

1.Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей2.Формирование грамматического строя речи в повседневном речевом общении и на занятиях3.Методика исправления грамматичес…

Мастер класс для педагогов: «Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематизировать зн…

Методическая разработка по обучению грамоте (младшая группа) на тему: Программа дополнительного образования «Грамотейка» (подготовка к обучению грамоте детей 3 — 4 и 4 — 5 лет)

Пояснительная записка

к дополнительной образовательной программе «Грамотейка»

(подготовка к обучению грамоте детей 3 – 4 и 4 – 5 лет)

          Известный советский психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития». Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием о том, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.

         В отечественной и зарубежной литературе описан факт «языковой одаренности» детей трёх-четырех лет. В этом возрасте детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам.

         Исходя из этого, предлагаемая программа по подготовке  к обучению грамоте, направленная на формирование ориентировки в звуковой стороне речи, тем и ценна, что позволяет всем детям, прошедшим ее, успешно учиться дальше чтению (и вообще русскому языку), независимо от того, как будут учить (по какой методике) и где будут учить (в детском саду или школе).
        Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен. Занятия по программе «Подготовка к обучению грамоте детей 3 – 4 и 4 – 5 лет» помогут предотвратить эти трудности. Кроме того, сложность работы педагога состоит в том, что он занимается  с группой детей. Это затрудняет контроль над  правильностью произношения звуков, усложняет работу по выработке чёткой артикуляции звуков, по уточнению их произношения в изолированном виде. Учитывая заинтересованность родителей в профилактике нарушений звукопроизношения, в качестве образования детей возникла необходимость  создания  дополнительной образовательной программы.

         Цель дополнительной образовательной программы — выработка y детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе — развитие интереса и способностей к чтению.

         Задачи дополнительной образовательной программы:

         3 – 4 года

Развитие у детей фонетико-фонематической (правильное звукопроизношение и умение различать звуки) стороны речи с целью подготовки к обучению звуковому анализу и развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.

          4 – 5 лет

Развитие фонематической стороны (различение звуков) речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов и развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.

              Особенностью программы  является использование элементов различных логопедических и образовательных методик для детей дошкольного возраста, цель которых – развитие  у детей интеллектуальных и коммуникативных  способностей, эмоциональной сферы, психических процессов. Речевое и языковое развитие ребенка   плавно и грамотно протекает в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.  Развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности. Специально подобранные творческие игры, упражнения и задания позволяют развить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять словесное творчество, одним словом, развивают грамотность ребенка.

            Срок реализации: программа рассчитана на два года обучения

Система работы

Дети от 3 до 4 лет.

               За основу построения программы взят принцип системы дошкольного обучения грамоте Д. Б. Эльконина: «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка».

         Работа по развитию у детей звуковой стороны речи направлена на совершенствование их артикуляционного аппарата и фонематического восприятия. Детей знакомят со звуками окружающего мира, звуком, как единицей речи, учат вычленять звук из общего потока, распознавать, кто или что издает их. То, что кажется элементарным взрослому, не всегда доступно малышу, поэтому в качестве вспомогательного средства используются зрительные символы звуков (знаки). Внешний вид каждого из них логически связан с определенным звуком, однозначно ассоциируется с ним и быстро запоминается. Термины, характеризующие звук (гласные) не используются. Проводится работа и по  развитию мелкой моторики (движений кистей и пальцев рук) с целью стимулирования речевого развития и подготовки руки к письму.

Дети от 4 до 5 лет.

          В средней группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов и формированию движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму

          В процессе работы над звуковой стороной речи значительно расширяется диапазон задач, так как дети пятого года жизни особенно сензитивны к звуковой стороне речи. Дошкольники «погружаются» в звуковую действительность языка: учатся выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов).

         Для детей этого возраста можно называть согласные твердые звуки «старшим», а еще лучше «сердитым» братом (братиком, братцем), согласные мягкие звуки – «младшим», а еще лучше «ласковым» братом. Тогда потом детям будет легко перейти к терминам «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук». Давать представление о протяженности слов (короткие и длинные), знакомить с делением слов на слоги на основе выделения гласных звуков (термин «слог» не употребляется). Делят слова на части (кусочки), отстукивая, отхлопывая и т. д. ритмико-слоговую структуру. В качестве вспомогательного средства используются зрительные символы звуков (знаки), заместители (мелкие фишки, игрушки), наглядно изображающие отдельные части слов, что является прообразом графической записи слов. Учатся голосом выделять некоторые согласные звуки – звуки, которые можно произнести протяжно (М – МЬ, В – В, Ф – ФЬ, Н – НЬ, Х – ХЬ. Продолжается работа по формированию движений кистей и пальцев рук с целью подготовки детей к письму.

Календарно-тематическое планирование занятий с детьми 3 – 4 лет

№

Тема

Часы

1.

Знакомство с многообразием слов

2 часа

2.

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжённостью слов (длинные и короткие)

2 часа

3.

Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко,

громко, тихо

3 часа

4.

Знакомство с многообразием слов, деление их на слоги

2 часа

5.

Знакомство с органами артикуляционного аппарата

2 часа

6.

Знакомство с неречевыми звуками

3 часа

7.

Знакомство с речевыми звуками

3 часа

8.

Звук «А»

2 часа

9.

Звук «У»

2 часа

10.

Звук «А», «У»

3 часа

11.

Звук «И»

2 часа

12.

Звуки «А», «У», «И»

3 часа

13.

Звук «О»

2 часа

14.

Звук «О», «У». Дифференциация

3 часа

15.

Звуки «А», «У», «И», «О». Дифференциация

4 часа

16.

Звук «Э»

2 часа

17.

Звук «И», «Э». Дифференциация

3 часа

18.

Звуки «А», «У», «И», «О», «Э». Дифференциация

4 часа

19.

Звук «Ы»

2 часа

20.

Звуки «Ы», «И». Дифференциация

3 часа

21.

Чтение по изученным символам звуков

5 часов

Итого

57 часов

Календарно-тематическое планирование занятий с детьми 4 – 5 лет

№

Тема

Часы

1.

Закрепление знаний о многообразии слов

1 час

2.

Сравнение слов по звучанию, закрепление знаний о протяжённости слов (длинные и короткие)

1 час

3.

Закрепление знаний о многообразии слов, звучанием их звонко, громко, тихо

1 час

4.

Закрепление знаний о многообразии слов, деление их на слоги

2 часа

5.

Закрепление знаний об органах артикуляционного аппарата

1 час

6.

Закрепление знаний о  неречевых звуках

1 час

7.

Закрепление знаний о  речевых звуках

1 час

8.

Звук «А»

1 час

9.

Звук «У»

1 час

10.

Звук «А», «У»

1 час

11.

Звук «И»

1 час

12.

Звуки «А», «У», «И». Дифференциация

2 часа

14.

Звук «О»

1 час

15.

Звук «О», «У». Дифференциация

1 час

16.

Звуки «А», «У», «И», «О»

2 часа

17.

Звук «Э»

1 час

18.

Звук «И», «Э». Дифференциация

1 час

19.

Звуки «А», «У», «И», «О», «Э»

2 час

20.

Звук «Ы»

1 час

21.

Звуки «Ы», «И». Дифференциация

1 час

22.

Звук «М»

1 час

23.

Звук «Мь»

1 час

24.

Звуки «М – Мь»

2 часа

25.

Звук «П»

1 час

26.

Звук «Пь»

1 час

27.

Звуки «П – Пь»

2 часа

28.

Звук «Т»

1 час

29.

Звук «Ть»

1 час

30.

Звуки «Т – Ть»

2 часа

31.

Звук «К»

1 час

32.

Звук «Кь»

1 час

33.

Звуки «К – Кь»

2 часа

34.

Звук «Н»

1 час

35.

Звук «Нь»

1 час

36.

Звуки «Н – Нь»

2 часа

37.

Звук «Ф»

1 час

38.

Звук «Фь»

1 час

39.

Звуки «Ф – Фь»

2 часа

40.

Звук «В»

1 час

41.

Звук «Вь»

1 час

42.

Звуки «В – Вь»

2 часа

43.

Звук «Б»

1 час

44.

Звук «Бь»

1 час

45.

Звуки «Б – Бь»

2 часа

46.

Звук «Г»

1 час

47.

Звук «Гь»

1 час

48.

Звуки «Г – Гь»

2 часа

Итого

66 часов

Организация занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотенное  Сан Пин – для детей 3 – 4 лет – 15 мин., для детей 4 – 5 лет – 20 мин.

Предполагаемый результат

К концу обучения по данной программе  у детей значительно повышается уровень знаний о звуковой стороне слова, создаются предпосылки к развитию фонематического слуха, происходит усвоение звуковой системы языка: правильное произношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания.  

Наглядно-методическое сопровождение

1. Развитие звуковой культуры речи y детей 3- 4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий (издание 2-e, доп. и переработанное. Е.В. Колесникова. Ювента, 2002

2. Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет. Е.В. Колесникова. Ювента, 2007

3. Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н..ООО Издательство «Скрипторий», 2003.

4. Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н..ООО Издательство «Скрипторий», 2003.

5. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. Е.В. Кириллова. ООО «ТЦ Сфера», 2010

6. Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет. М.Д. Маханева. ООО «ТЦ Сфера», 2007

7. Звуки и знаки. Гласные. Т.А. Ткаченко. «Юнвес», 2002

8. Звуки и знаки. Легко произносимые согласные. Т.А. Ткаченко. «Юнвес», 2002

9. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. Т.А. Ткаченко. Гном и Д 2000

10. Звуковой анализ и синтез. Логопедическая тетрадь. Т.А. Ткаченко. Книголюб 2008

11. Формирование звукового анализа. Т.А. Ткаченко. Гном и Д.,  2005

12. Фонематическое восприятие. Формирование и развитие. Т.А. Ткаченко. Книголюб, 2007

Статья (средняя группа) на тему: Обучение грамоте детей 4 – 5 лет

Обучение грамоте детей 4 – 5 лет

Когда можно и нужно начинать учить ребенка грамоте? На этот вопрос специалисты дают разноречивые ответы. Одни из них называют возраст 4-5 лет, другие (большинство) – 6-7 лет.

В 90-х годах 20 века американский психолог Омар Хаям Мур описал свою работу по обучению грамоте трехлетних детей. Работа Мура вызвала весьма разноречивые отклики специалистов. Одни из них заявляли: «Мы переоценивали трудность усвоения грамоты. Оказывается, это элементарный навык, который может складываться очень рано». Другие делали прямо противоположные выводы: «Мы недооценивали умственные возможности ребенка. Оказывается, они уже в три года настолько велики, что позволяют усвоить такую сложную вещь, как грамота». Где же истина? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в том, что такое грамота и какие цели мы ставим перед собой, обучая ей ребенка.

Какого человека мы можем назвать грамотным? Того, который умеет читать и писать? Того, который делает это без особых ошибок и затруднений? Или, наконец, того, кто обладает «чувством» родного языка, понимает его строение и законы и умеет пользоваться ими? Уровень овладения грамотой может быть разным. Если с нас достаточно, чтобы ребенок овладел навыком чтения, мы можем начинать обучение, скажем, в 3-4 года и достаточно быстро добиться успеха. Но все дело в том, что в области усвоения языка (так же, как и в области усвоения математики) от того, каким был старт, в значительной мере зависит все дальнейшее продвижение. С самого начала мы должны иметь в виду конечный вид «грамотности», к которому хотим подготовить ребенка. И если это грамотность в подлинном смысле слова, она должна уже в исходном пункте опираться на понимание законов построения слов, анализ отношений между звуками и буквами, т.е. на такие знания и умения, усвоить которые ребенку не так-то просто. Значит, в этом случае и начинать лучше не слишком рано, и сам процесс обучения становится более длительным. Зато он не только дает лучшие результаты в овладении грамотой, но и способствует общему умственному развитию ребенка.

Обучение грамоте, понимаемое как первая ступень ознакомления ребенка с законами родного языка, осуществляется при помощи особых методов, создание которых потребовало многолетних исследований большой группы специалистов – психологов и педагогов. Эти исследования, проводившиеся под  общим руководством профессора Д.Б. Эльконина, позволили установить и оптимальные сроки обучения. Возрастом, в котором его целесообразно начинать, как раз и оказался пятилетний возраст (хотя уже и в четыре года возможна некоторая подготовительная работа). Обучение в его полном объеме (кончая слитным чтением) длится около двух лет. Здесь мы попытаемся показать только некоторые основные принципы такого обучения грамоте.

С ребенком четырех лет мы советовали проводить работу по звуковому анализу слов – выделению на слух и произнесению отдельно тех звуков, из которых слово состоит. При этом может применяться и простейшая модель звукового состава слова, состоящая из одинаковых фишек, количество которых соответствует количеству звуков в слове. Эта работа и послужит исходным пунктом для обучения грамоте пятилетнего ребенка. Сразу же оговоримся, что предлагаемые нами формы обучения только подведут ребенка к овладению чтением, само же чтение останется делом будущего.

Итак, ребенок уже знает, что слово состоит из отдельных звуков. Теперь ему предстоит познакомиться с фонемами родного языка. Фонемы – это те устойчивые особенности звуков, по которым мы, слушая живую речь, отличаем один звук от другого и узнаем слова. Главная цель обучения ребенка пяти лет – познакомить его с тем, что слова состоят из разных звуков – гласных и согласных, что согласные бывают мягкими и твердыми, глухими и звонкими, а гласные – ударными и безударными. И конечно, научить его различать эти качества звуков, определять их в слове. Это уже не просто звуковой, а фонемный анализ. И обучение ему основано на наглядной пространственной модели слова.

Для построения модели служит схема – полоска, разбитая на клеточки по количеству звуков в слове – названии предмета, который изображен на расположенной над полоской картинке. Ребенок уже умеет заполнять схему одноцветными фишками, обозначающими отдельные звуки. Обратите его внимание на то, что звуки бывают гласные, которые «можно петь», и согласные, которые «петь нельзя». В слове «роза» поются звуки «о» и «а», а вот «р» и «з» — не пропоешь. Договоритесь, что гласные звуки будут обозначаться красными фишками, согласные – синими и зелеными. А вот чтобы узнать, когда нужна синяя, а когда зеленая фишка, надо научиться различать, в каких словах согласный звук звучит твердо, в каких – мягко.

Для того чтобы ребенок научился различать твердые и мягкие согласные, его нужно потренировать на простых словах, где один и тот же первый звук звучит то твердо, то мягко: «пол», «пес», «пули», «пила», «кот» и т.п.

Когда твердость и мягкость согласных освоены, следует переходить к играм с полной моделью слова. Таких игр можно придумать множество. Прежде всего это составление моделей слов (по картинкам) и «чтение» слов по моделям, составленным взрослым. Другая игра – указание (или убирание) по вашей просьбе фишки, которая в модели слова обозначает определенный звук. Дальше идут более творческие игры, где картинки уже не нужны. Это самостоятельно придумывание ребенком и выкладывание моделей слов с заданными фонемами. Придумывание по заданной модели всех слов, которые к ней подходят. Например, к модели, состоящей из трех фишек: синей, красной и синей, — могут быть подобраны слова «кот», «сом», «рак» и многие другие. Позднее возможны и задания на преобразование моделей путем замены в них одной фишки (печка-почка, здесь первая зеленая фишка заменяется синей).

По ходу всех этих упражнений следует постепенно усложнять используемый словесный материал: от односложных слов и слов, состоящих из двух открытых слогов типа «роза», переходить к словам, содержащим различные сочетания согласных и  гласных звуков (игла, волк, слон и т.п.). По мере овладения фонемным анализом слов вводится различие звонких и глухих согласных и противопоставление ударения. Звонкий согласный обозначается в модели слова розовым колпачком, присоединяемым сверху к соответствующей фишке (глухой остается без колпачка). Ударение обозначается черной птичкой, которая ставится над фишкой, соответствующей ударной гласной. Так должна выглядеть, например, модель слова «сабля». Различение звонких и глухих согласных достигается путем демонстрации ребенку изменения смысла слова в зависимости от этого признака (рот-род, рог- рок и др.). Для того чтобы ребенок научился правильно проставлять ударение, слово произносится с ударением на каждом гласном звуке и на слух определяется, какой вариант правилен.

На составлении полной модели фонемного состава слова при условии достаточного понимания всех ее элементов и успешного выполнения заданий, требующих придумывания соответствующих слов  и их изменения, можно и закончить подготовку  к обучению грамоте, оставив само усвоение чтения и письма на следующий год.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»