Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Отрицательные оценки: 38. Типы неуспевающих школьников. – 49 — ppd17 — LiveJournal

Posted on 04.05.202001.02.2020

Содержание

  • 38. Типы неуспевающих школьников.
    • 39. Педогогическая содержание оценки. Виды пед.Оценки.
  • 49 — ppd17 — LiveJournal
  • Парциальные оценки. Исходные оценки. Отрицательные оценки. Положительные оценки.
  • Почему мы даем людям отрицательные оценки?
  • Отрицательная оценка — это лишь начало работы над ошибками, а не приговор
  • Оценки… Самооценка…
    • Отрицательные оценки…
  • учебник по пед.психологии — Стр 12

38. Типы неуспевающих школьников.

Типы неуспевающих школьников могут быть разными, что и определяет направление работы педагога.

1-й тип неуспевающих школьников хар-ся низким качеством мыслительных действий, но сохраняется положительное отношение к учению. В работе с такими уч-ся важно сосредоточить внимание на развитии их мыслительных операций и качеств ума, которые лежат в основе обучаемости.

Для 2-го типа неуспевающих школьников характерно высокое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к учению. Работая с данными уч-ся важно изменить их внутреннюю позицию, сформировать положительное отношение к учению через интересующую их интеллектуальную деятельность.

3-й тип хар-ся низким уровнем умственного развития и отрицательным отношением к школе. С такой группой уч-ся труднее всего работать, поскольку, чтобы вызвать положительное отноение к учению, следует давать этим детям легкие задачи, но, чтоба развить интеллект – трудные задачи. От учителя требуется большая гибкость, он должен варьировать легкие и трудные задачи, стремясь сформировать интерес к учению и одновременно помочь в усвоении новых понятий.

39. Педогогическая содержание оценки. Виды пед.Оценки.

Оценка – фиксация качества результата обучения как мотивация последующей УД.

Пед.оценка – это специфич.стимул, который действует в обучении и воспитании и влияет на успешность и эффективность этих процессов.

Одним из видив пед.оценки явл.отметка, которая представляет собой материальный стимул.

Отметка – это оценка, выражающаяся в баллах.

Ф-и оценок:стимулирующая, воспитывающая, контралирующая, ориентировачная.

Виды оценивания:текущая оценка; промежуточная; итоговая.

Виды пед.оценок:предметные(процесс результата деятельности, но не личности ученика), персональные(индивидуальные качества ученика:умение, старание), материальные(зарабатывание денег), моральные(похвала), результативная, процессуальная(оценка самого процесса деятельности), колличественная(по баллам), качественная(обоснование оценки).

Типы оценок в ситуации опроса: опосредованная(класс оценивает ученика вместе с учителем), неопределенная(она допускает множество оснований), замечание, отрицание, согласие, ободрение, порицание, ирония(учитель задает вопрос), упреки(недобросовестность, лень), нотация, одобрение.

Главная задача отметки – установить степень усвоения школьником единообразной госсударственной программы, образовательного стандарта. Главные задачи оценки: определить характер личных усилий уч-ся, установить глубину и объем индивидуальных знаний, содействовать корректировке мотивационно-потребностной сферы ученика,сравнивающим себя с неким эталонам шк-ка, достижениями других уч-ся, самим собо некоторое время назад. Оценка несомненно важнее для ученика. Главной целью оценивания является развитие самооценки школьника.

Типы оценок в ситуации опроса (по Ананьеву)

Парциальные оценки выступают в форме отдельных оценочных обращений к учащимся во время опроса на уроке, и относятся не к системе знаний ученика, и даже не к предмету в целом, а к определенному частичному знанию или навыку.

Б.Г.Ананьев определяет 3 типа парциальных оценок:

1) Амбивалентные (двойственные):

  • отсутствие оценки

  • опосредованная оценка

  • неопределенная оценка.

  1. Отрицательные оценки

  2. Положительные оценки. Амбивалентные оценки:

1. Отсутствие оценки — учитель никак не оценивает ученика. Такое оценивание оказывает очень сильное отрицательное воздействие на учебную деятельность ученика и его самооценку. Это худший вид пед. оценки, оказывающий дезориентирующую, а не ориентирующую функцию.

2. Опосредованная оценка — это оценивание одного ученика через другого («Вот Дима ответил лучше, чем Витя») — это травмирующая оценка.

Эти два типа Ананьев называет «исходными», вследствие того, что они не имеют самостоятельного значения и не обладают категоричным действием. Часто учитель дает такие оценки неосознанно, непроизвольно.

3. Неопределенная оценка — тоже исходная, но она уже является своеобразным переходом к различным определенным оценкам, сознательно выставляемым педагогом. Характерным для неопределенной оценки, сближающим ее с определенными и отделяющей от исходных, является ее словесная форма. Главным, часто единственным ее выражением являются слова, либо жесты, которые не позволяют ученику понять как его оценили.

Отрицательные оценки: это очень тонкий инструмент.

  • Замечание — это оценка лишь отчасти, поскольку оно является лишь выражением личного отношения учителя. Становится оценкой, когда систематически падает на одного и того же ученика.

  • Отрицание — это слова, фразы, указывающие на неправильность ответа ученика и стимулирующие перестройку ходя его мысли, и соответственно — хода решения задач и организацию или реорганизация его учебной деятельности («не так», «неправильно»).

  • Порицание — различного рода наказания, насмешка, носящие саркастический, а не юмористический характер; упреки, угрозы, нотации. Может оказывать стимулирующее действие, если не высмеиваются недостатки ученика.

Положительные оценки

  • Согласие — это слова и фразы, указывающие на правильность ответа ученика, и стимулирующие движение его мысли в том же направлении. Функция -стимулировать, поощрить ученика в его ответах, действиях.

  • Одобрение — это позитивная оценка того, что сделал или намеревается сделать ученик. Стимулирующее действие оценки преобладает над ориентирующим. Одобрение является верным, испытанным педагогическим приемом.

  • Признание — представляет собой выделение тех или иных достоинств человека.

  • Поощрение — может быть материальным, либо оценкой на словах. Это важный педагогический прием, с помощью которого можно решить следующие задачи: показать, что ценится в поведении ребенка; закрепить и стимулировать положительное в поведении ребенка.

49 — ppd17 — LiveJournal

 

45. Функции педагогической оценки:

·        обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;

·        воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;

·        ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний;

·        стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;

·        диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;

·        проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя. Контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу;

·        формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;

·        мощный мотив учебной деятельности учащихся;

·        изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.

Посредством оценок учитель воспитывает школьников, влияет на их отношение к учебе, работоспособность и требовательность к себе. Он развивает, если делает это правильно, их внимательность, настойчивость и прилежание, позволяет по-настоящему оценить свою успеваемость и успеваемость других. Воспитывает в должной мере их самосознание, формирует мотивацию школьников. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.

 

46.Типы оценок в ситуации опроса (по Ананьеву)

Парциальные оценки выступают в форме отдельных оценочных обращений к учащимся во время опроса на уроке, и относятся не к системе знаний ученика, и даже не к предмету в целом, а к определенному частичному знанию или навыку.

Б.Г.Ананьев определяет 3 типа парциальных оценок:

1) Амбивалентные (двойственные):
               — отсутствие оценки
               — опосредованная оценка
               — неопределенная оценка.

2) Отрицательные оценки

3) Положительные оценки.

Амбивалентные оценки:

1.                  Отсутствие оценки – учитель никак не оценивает ученика. Такое оценивание оказывает очень сильное отрицательное воздействие на учебную деятельность ученика и его самооценку. Это худший вид пед. оценки, оказывающий дезориентирующую, а не ориентирующую функцию.

2.                  Опосредованная оценка – это оценивание одного ученика через другого («Вот Дима ответил лучше, чем Витя») – это травмирующая оценка.

Эти два типа Ананьев называет «исходными», вследствие того, что они не имеют самостоятельного значения и не обладают категоричным действием. Часто учитель дает такие оценки неосознанно, непроизвольно.

3.                  Неопределенная оценка – тоже исходная, но она уже является своеобразным переходом к различным определенным оценкам, сознательно выставляемым педагогом. Характерным для неопределенной оценки, сближающим ее с определенными и отделяющей от исходных, является ее словесная форма. Главным, часто единственным ее выражением являются слова, либо жесты, которые не позволяют ученику понять как его оценили.

Отрицательные оценки: это очень тонкий инструмент.

— Замечание – это оценка лишь отчасти, поскольку оно является лишь выражением личного отношения учителя. Становится оценкой, когда систематически падает на одного и того же ученика.

— Отрицание – это слова, фразы, указывающие на неправильность ответа ученика и стимулирующие перестройку ходя его мысли, и соответственно – хода решения задач и организацию или реорганизация его учебной деятельности («не так», «неправильно»).

— Порицание – различного рода наказания, насмешка, носящие саркастический, а не юмористический характер; упреки, угрозы, нотации. Может оказывать стимулирующее действие, если не высмеиваются недостатки ученика.

Положительные оценки

— Согласие – это слова и фразы, указывающие на правильность ответа ученика, и стимулирующие движение его мысли в том же направлении. Функция – стимулировать, поощрить ученика в его ответах, действиях.

— Одобрение – это позитивная оценка того, что сделал или намеревается сделать ученик. Стимулирующее действие оценки преобладает над ориентирующим. Одобрение является верным, испытанным педагогическим приемом.

— Признание – представляет собой выделение тех или иных достоинств человека.

— Поощрение – может быть материальным, либо оценкой на словах. Это важный педагогический прием, с помощью которого можно решить следующие задачи: показать, что ценится в поведении ребенка; закрепить и стимулировать положительное в поведении ребенка.

47.              Отметка и оценка

Оценка –  процесс, это деятельность оценивания, осуществляемая педагогом.

Отметка – результат этого процесса, его условное отражение. На основе оценки появляется отметка. В процессе учебной деятельности иногда наблюдается явление угасания реакции: слишком частое использование одних и тех же стимулов (положительных или отрицательных оценок) ведет к постепенной утрате их мотивирующей роли. Крайние значения отметок не всегда обладают той стимулирующей силой, кот. имеют средние по величине отметки.

Основные функции педагогической оценки по Ананьеву: 1) Ориентирующая– способствует осознанию уч-м той деятельности, кот. он выполняет, и осознанию своих собственных решений. 2) Стимулирующая – воздействует на эмоционально-волевую сферу уч-ка посредством переживания успеха или неуспеха

 Виды пед. оценок: 1) Предметная: касается содержания, предмета учебн. деят-ти уч-ка, но не его личности.2) Персональные пед. оценки: относятся к индивидуальным качествам уч-ка (старание, прилежание). 3) Материальные (привлекательные вещи, деньги и т.д.)4) Моральные (похвала или порицание)5) Результативные – относятся к конечному результату деятельности.6) Процессуальные– относятся к процессу, а не к конечному результату7) Количественные, соотносящиеся с объемом выполненной работы8) Качественные, соотносящиеся с качеством, точностью и аккуратностью выполненной работы.

Типы оценок ситуации опроса, или парциальные оценки.

Парциальные оценки выступают в форме отдельных оценочных обращений к учащимся во время опроса на уроке, и относятся не к системе знаний ученика, и даже не к предмету в целом, а к определенному частичному знанию или навыку.Б.Г.Ананьев определяет 3 типа парциальных оценок:

1) Амбивалентные (двойственные): (Отсутствие оценки – учитель никак не оценивает уч-ка, опосредованная оценка – это оценивание одного уч-ка через другого, неопределенная оценка –часто единственное ее выражение- слова, жесты, кот. не позволяют уч-ку понять как его оценили.) 2) Отрицательные оценки (Замечание,отрицание,порицание) 3)Положительные оценки (Согласие, oдобрение, признание,поoщрение)

Групповые и индивидуальные нормы оценки:

Групповая – оценивает уч-ся по сравнению с др. учащимися; стандартизация заданий.

Индивидуальные нормы оценивания – оценка уч-cя в сопоставлении с предшествующими достижениями.

 

48. Психологическая сущность воспитания

Кандыбович, Дьяченко: в широком смысле слова воспитание – это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта.

В узком смысле слова воспитание – это планомерное, целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к жизни и труду.

Бадмаев Б.Ц.: воспитание – это процесс социализации индивида, становление и развитие его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной, целенаправленной деятельности родителей и педагога.

Воспитание – это приобретение индивидом общественно-признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качества и образцов поведения процессов образования.

Кондратьева С.В.: воспитание – это формирование целостной структуры личности.

 

49.  Психологические условия успешности воспитания

1) Знание и понимание учителем, воспитателем психологии ребенка. Имеются в виду интересы ребенка, его ценностные ориентации, потребности, самооценка, уровень притязаний, содержание притязаний, особенности темперамента, конкретные возрастные особенности, какой психический механизм является ведущим в данном возрасте (внушение, подражание, идентификация).

2) Включение ученика в деятельность, т.е. формирование мотивов и способов поведения в собственной деятельности.

3) Установление контакта с воспитанниками и преодоление смысловых барьеров:

Контакт – установление таких взаимоотношений, в результате которых возникает взаимопонимание и сотрудничество.

Смысловой барьер – это отрицательная реакция ребенка на требование учителя, воспитателя, вызванная тем, что они вкладывают в это требование разный смысл.

Различные 3 варианта смыслового барьера

1.                  У ребенка другой взгляд на некоторые вещи, чем у взрослых

2.                  Когда требования учителя воспринимаются учеником как насмешки, придирки

3.                  Смысловой барьер возникает к требованиям отдельных учителей

4) Предупреждение и преодоление аффекта неадекватности. неадекватность – это тяжелое эмоциональное состояние, которое является результатом повышенных притязаний личности, несовпадающих с ее реальными возможностями; у такого ученика устойчивая самооценка выше, чем реальные достижения, чем оценка, которую дают ему другие.

Причины аффекта неадекватности: незаслуженно высокие оценки со стороны других, завышенные притязания и самооценка, доминирование направленности на себя.

Парциальные оценки. Исходные оценки. Отрицательные оценки. Положительные оценки.

Парциальные оценки. Исходные оценки. Отрицательные оценки. Положительные оценки.

Парциальные оценки

    1. Исходные (исходные для образования различных видов сооценки учащихся и самооценки объекта опроса. Педагог дает их непроизвольно, не видит в них собственно оценки, а лишь деталь своего поведения).

    2. Положительные.

    3. Отрицательные.

Исходные оценки

1.Отсутствие оценки.

Неоценивание действует дезориентирующее, подавляюще. Воспринимается как проявление избирательного негативного отношения педагога, пренебрежения, игнорирования (особенно в ситуации оценивания других).

    1. Опосредствованная оценка.

Оценка осуществляется в первом случае через оценку другого (по типу сравнения), во втором случае – оценка учащегося дается всем классом или отдельными учащимися, и педагог не возражает против нее (в этом случае ученик воспринимает поведение класса при неуспехе как особую форму порицания педагогом).

    1. Неопределенная оценка.

Отличается от предыдущих исходных оценок словесной формой – «ну», к которому присоединяется фамилия учащегося, слово «садись», движение рукой, слово «ладно», произносимое без всякого позитивного акцента, который говорил бы о выполнении задания.

Отрицательные оценки

1. Замечание.

Выражает отношение учителя к учащемуся. Это оперативное средство дисциплинирования на уроке. Это оценка поведения и прилежания.

    1. Отрицание.

Указывает на неправильность ответа и стимулирует его перестройку. Не несет, в отличие от порицания аффективного напряжения. Основной прием – оперирование словами и фразами: «Нет», «Ну, ну, ну, не туда поехала, совсем не туда поехала» (ученица у карты), «Нет…ну, садись», «Как ты пишешь. Не спеши, тебя никто не гонит. Основная функция – ориентировочная.

    1. Порицание.

Воздействует на эмоционально-волевую сферу посредством характеристики знаний и личности учащегося. Типы:

  1. Угроза. «Если ты не начнешь заниматься, я приму меры!»

  2. Сарказм. «Ну, теперь будем читать. Будем вызывать тех, кто читает не ахти…(обращается затем к девочке, читающей вслух) Ты что это умираешь? На переменах шумишь громче всех!» (смеется).

  3. Упрек. «Иванов, Иванов, когда ты учиться будешь? Нехорошо, сказал, что заниматься будешь, а сам снова сидишь и болтаешь…»

  4. Нотация. «Ладно, сейчас скажет Ч. (ученица молчит) Когда я спрашивала, все ли ясно, она тоже сказала, что ей понятно. Я вызвала ее потому, что ей все ясно. Если бы она сказала, я бы еще раз объяснила…,а так вышло нехорошо».

Угроза, сарказм отрицательно влияют на личность учащихся. Упрек, нотация стимулируют, развивают самоконтроль, ответственность за слова и поступки.

Положительные оценки.

1. Согласие.

Ориентирует учащегося в правильности его действий, закрепляет его успех на этом пути. Чаще всего выражается в повторении учителем ответа учащегося. Например, учитель: «Что может спасти сельское хозяйство от ветра?», ученик: «Надо насадить деревья», учитель: «Насадить деревья…»

Также: «Да, верно», «Да, именно так», «Правильно», «Вот обратите внимание на это…»(учитель обращает внимание класса на правильный ответ учащегося), «Вот, ребята, Ю. нам правильно сказал».

  1. Ободрение.

Выполняет функцию эмоциональной поддержки. «Так, так, правильно делаешь…Смелей, смелей! Вот так».

  1. Одобрение.

Это форма оценки, направленная на подчеркивание положительных качеств личности учащегося, выделение его из класса в целом. Пример, «Молодец!», «Отлично!», «Я знаю, что ты знаешь. Чего подсказываешь».

Почему мы даем людям отрицательные оценки?

Что толкает нас на отрицательную оценку? На этот вопрос большинство быстро находит ответ: у человека на самом деле что-то достойно отрицательной оценки. Что ж, если это так, то стремление оценить человека по заслугам отрицательно — вполне приемлемо? Но вот что любопытно. Нами был проведен такой опрос: какие оценки мы слышим чаще? Из 300 опрошенных 95% ответили, что отрицательные. Чем объяснить такое впечатление? Неужто отрицательного в человечестве в самом деле больше, чем положительного? Ведь для оценивания каждого отдельного человека точкой отсчета должно служить само человечество, а не идеал нравственности, не полубог Иисус и не сам Господь Бог. Человек — мера вещей. Но более того, человек — мера и людей. Тогда возьмем все и перемешаем, и получится «фифти-фифти»: 50% в человечестве хорошего, 50% — плохого. Кто не грешен — пусть бросит в меня камень. А нас тянет видеть не 50 на 50, а преимущественно плохое.

Тому есть несколько причин.

В биомире, откуда мы пришли, опасность поджидала повсюду. У наших предков должна была развиться избирательная настороженность по отношению к отрицательному. Вот ее-то и получили мы в генетическом коде. А в мире более возвышенном, куда мы идем, куда зовет нас человеческая совесть, мы должны, наверное, преодолеть этот биогенетический анахронизм. И быть более объективными людьми. Лучше осуществлять тезис: «Ищи в людях хорошее!» Плохое ведь и само лезет в глаза. Отсюда необъективность. Уравновесим нашим старанием биогенный страх перед плохим. Создадим в нашем внутреннем взоре более приятную, безопасную среду. Меньше в связи с этим будем огрызаться. И даже мимика и жесты будут потом у нас мягче. И люди тоже будут по отношению к нам добрее, и мир вокруг станет реально безопаснее.

Кроме того, к положительному мы привыкаем, и оно перестает нас удивлять и восхищать. Ну сколько можно восторгаться красотой жены… Привыкаем. А к отрицательному — к гвоздю в сапоге — привыкнуть трудно. И опять же это все «в пользу» отрицательного. Оно лезет в глаза. Ох, сколько иррациональных тенденций надо в себе преодолеть!

И это еще не все. Говорилось о психологии превосходства. Как общее к частному все это относится и к психологии оценивания. Вопрос, как оценивают себя обычно по тому «параметру», по которому оценивают отрицательно другого? Из 300 опрошенных 93% ответили: «Положительно». Часть респондентов ответила, что может быть такой вариант: ты плохой, но и я плохой. Мы оба плохие. Что ж, такой вариант возможен, но определяющим является первый.

Итак,

ДАТЬ ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ ОЦЕНКУ ЧЕЛОВЕКУ — ЭТО ВОЗВЫСИТЬСЯ ЗА СЧЕТ ЕГО УНИЖЕНИЯ.

Понятно, что этот мотив часто камуфлируется, маскируется в глазах самого субъекта и в глазах окружающих стремлением к объективности. Но тотчас же самоуважение уменьшается, как только это становится ясно.

Не упустим из виду, что если вы студент и сказали другому студенту, что это, мол, чушь, то такая ситуация менее конфликтогенна, чем если вы, будучи студентом, сказали это же преподавателю. То есть если вы даете отрицательную оценку человеку, который выше по статусу или возрасту, то это воспринимается острее, чем если вы в позиции «на равных». Следовательно, надо учитывать еще и взаимные пристройки друг к другу.

Если самовозвышение за счет унижения другого оценивается даже нами отрицательно, то другим людям это заметнее. Нас осудят. А мы все же хотели бы положительной оценки.

Еще одна тонкость. Оценивая кого-то отрицательно в присутствии третьих лиц, я себя идентифицирую с этими третьими лицами, а они идентифицируют себя со мной. Им я делаю комплимент, как и самому себе: мы выше того, кого мы оцениваем отрицательно. Я активен здесь, а они, третьи лица, пассивны, я объединяю себя с ними и противопоставляю уже «нас» ему. Это как бы выгодно. В их адрес это син-тонный посыл, чем я их подкупаю, а они берут эту моральную взятку. Ситуация нечистоплотная.

Сказать «ты дурак» — труднее, чем сказать «он дурак». Второе поэтому встречается чаще, хотя это в принципе так же безнравственно. К слову, чаще это бывает за глаза, но и в ситуации лицом к лицу так легче получить свои психологические дивиденды превосходства.

Ну а еще почему? Почему нам милее в человеке отрицательное?

Тенденция оценивать человека отрицательно может восприниматься как смелость. Ведь, подчеркивая недостатки, вы натолкнетесь на его сопротивление. И не каждому под силу преодолеть такое сопротивление. А если другие солидарны с вами, но не осмеливаются говорить — то моя смелость еще похвальнее. Ну а если в противовес даже похвалам других в адрес какого-либо человека вы решаетесь на отрицательную его оценку, то в наших глазах это граничит уже с героизмом. Я объективен. Другие — конформисты. Я не сливаюсь с массой. Я нонконформист. И это плюсуется к самовозвышению за счет унижения партнера. Самоуважение растет.

В опасных случаях, когда я отрицательно оцениваю стоящих у власти или хотя бы противоречу похвале в их адрес со стороны партнера, — такой нонконформизм и в самом деле достоин уважения. Но когда вразрез с мнением других — и неопасно, это похоже на нравственное кокетство нонконформизмом: вот старшие, ветераны, любят Клавдию Шульженко, а я низвожу ее, расцениваю как малоинтересную певичку.

Мотивы отрицательного оценивания, конечно, присутствуют все вместе, в какой-то пропорции. Может быть, превалирует действительно стремление к объективности. И в этом случае, если партнер объективно плох и занимает чужое место, нанося этим обществу ущерб, его и надо оценить отрицательно. И пусть при этом другие мотивы (самовозвышение, например) все же реально видны, бог с ними, главное все-таки — первый мотив. Но лучше, если мы будем задаваться вопросом: мое отрицательное высказывание мотивируется попыткой самовозвыситься за счет унижения партнера или стремлением к объективности? — и честно себе на этот вопрос отвечать.

Сказанное заставляет с осторожностью относиться к желанию дать отрицательную оценку. Всегда надо иметь в виду эти дополнительные моменты, искривляющие в отрицательном направлении наши впечатления.

Отрицательная оценка — это лишь начало работы над ошибками, а не приговор

Оценка руководителей — инструмент управления эффективностью

Последние 15–20 лет все больше компаний во всем мире начинают применять такой инструмент, как ежегодная оценка для управления эффективностью труда руководителей. Используемые процедуры и методы оценки призваны ответить на вопрос, в какой мере данный руководитель, его рабочие результаты и рабочее поведение отвечают требованиям компании. Однако смысл оценки не ограничивается только тем, чтобы определить кандидатов на увольнение, важнее понять, как от оцениваемого работника получить более высокую отдачу в будущем.

Наше знакомство с практикой работы российских компаний показывает, что системной работы, направленной на повышение отдачи от работы руководящего состава, в большинстве компаний не ведется. Оценка работы руководителей со стороны вышестоящего начальства часто реализуется в виде разносов. Так называемая конструктивная обратная связь — это из области научной фантастики. Это то, что встречается преимущественно в специальной литературе, но не в реальной практике руководства.

Нужны верные критерии

Все согласны с тем, что система оценки работников, используемая в компании, в идеале призвана оказать существенное влияние на их трудовую мотивацию. Но при этом важно, чтобы те критерии, на основании которых производится оценка, точно отражали вклад работника в работу организации или ее подразделение, были понятны работнику и рассматривались им как справедливые.

Джоэл Спольски на примере своих знакомых демонстрирует, какого рода ошибки возможны при выборе критериев оценки сотрудников, что приводит к превращению оценки в мощный демотивирующий фактор. Так, один из знакомых Джоэла обладал редким талантом зажигать коллег и убеждать их в том, что нужно напрячься в финишном рывке, когда сроки действительно поджимали. Этот человек был тем самым «клеем», который склеивал всю команду. Если бы не он, коллеги не работали бы так слаженно и не успевали бы сдавать проект — пусть даже «под флажок». И что в итоге? Человек всегда получал самые низкие оценки за эффективность — только потому, что начальник не видел его реального вклада в работу команды.

Другой знакомый Джоэла Спольскибыл настоящим профессионалом. Он знал много такого, о чем многие никогда и не слышали. Не боялся пробовать что-то новое и потому обладал уникальным опытом. Этот человек смотрел на вещи со стратегической точки зрения и всегда объяснял коллегам, как и что лучше сделать, чтобы программа получилась лучше, проще, эффективнее. Но с формальной точки зрения, т. е. если оценивать данного специалиста по количеству написанных им программных кодов, он был не так уж и хорош, потому что, помогая коллегам, меньше других писал программных кодов. И конечно, начальник постоянно ставил этому сотруднику низкие оценки за эффективность. Вряд ли после такой оценки можно рассчитывать на трудовой энтузиазм сотрудника в будущем.

Оценка персонала методом заданного распределения (квотирования)

Оценка руководителей дает положительные результаты лишь тогда, когда она реализуется как хорошо отработанная технология. Это предполагает наличие четких регламентов проведения оценочных процедур, формализованные результаты оценки и наличие ясных целей. Зарубежные и отечественные компании, включившие оценку в арсенал методов управления эффективностью руководителей (а часто и других категорий персонала), чаще всего используют ежегодную оценку. В ходе оценки учитываются рабочие показатели, уровень развития у руководителей ключевых компетенций и способность достичь установленных индивидуальных рабочих целей.

Ежегодная оценка позволяет разделить руководителей на несколько категорий с учетом профессиональной успешности. Ряд компаний использует такой метод оценки руководителей, при котором «квота» для каждой из категорий определяется заранее. Этот метод получил название заданного распределения (квотирования). Использование метода заданного распределения позволяет снизить субъективизм со стороны оценивающих.

Джек Уэлч в General Electric, оценивая руководителей в подразделениях компании, определял следующие квоты: 20 % — лучшие, категория А; 70 % — средние, категория В; и 10 % — худшие, категория С.

Уэлч так характеризовал работников, отнесенных их руководителями к категории С: «Сотрудники класса С не справляются с работой. Чаще всего они расхолаживают окружающих, а не заряжают энергией. Такие люди склонны мешкать, а не выполнять. Нельзя впустую тратить на них время, хотя мы и выделяем на их перемещение некоторые ресурсы».

В других компаниях, использовавших метод квотирования при оценке своих руководителей, категории, выделяемые по результатам работы за год, и квоты для каждой категории могут быть другими. Например, в фармацевтической компании Merсk выделялись шесть категорий руководителей:

1. Исключительные для Merck — 5 %.
2. Выдающиеся, по стандартам Merck, — 15%.
3. Высокий стандарт Merck — 70 %.
4. Стандарт Merck с возможностью улучшения — 8 %.
5. Не подходят для Merck — 2 %.
6. Растущие — это новые руководители или работники, недавно назначенные на руководящие должности.

Полная версия статьи в печатной версии Журнала Управление персоналом или через 3 месяца на сайте.

Оценки… Самооценка…

У человека есть потребность в оценивании других людей. Умные и глупые. Эрудированные и невежды. Со вкусом и без вкуса. Но есть и особо важные критерии: хорошие и плохие с нравственной точки зрения.

Оцениваем мы не только других людей, но и самих себя.

Но что такое самооценка? Это интериоризированный процесс оценки себя глазами других людей. Если подойти этимологически к термину «интериоризация» (interior — в переводе с латинского — внутренний), то его дословно можно было бы перевести как «вовнутриствление». То есть сначала вас оценивали другие. Потом этот процесс стал внутренним, но сохранившим свое происхождение. Так сказать, «Я — глазами других».

Итак, люди смотрят на вас со стороны. Вы смотрите на них и оцениваете их. И каждый из нас смотрит на себя глазами других. Общаясь, работая, вступая в деловые контакты, мы не можем выпутаться из сетей такого взаимного оценивания и самооценивания. Об этом в свое время говорил В. Леви.

Нас заденет больше, конечно, отрицательная оценка со стороны значимого для нас человека. В фильме «Успех» заслуженная артистка говорит в адрес залетного постановщика спектакля: «Я не вижу здесь режиссера». Но и при меньшей значимости оценивающего получить отрицательную оценку неприятно. Учтем и такое. Меня отрицательно оценивают по малозначимому для меня качеству, и я не претендую здесь на превосходные степени. Скажем, играю на скрипке как любитель, а профессиональный скрипач мне говорит, что у меня недостаточно хорошо получается тремоло. Переживания мои в этом случае не очень велики. Но и здесь скорее неприятно, чем приятно. Если же я претендую, например, на компетентность в какой-то области, то отрицательная оценка ранит сильней ножа. Попробуйте-ка женщине сказать, что она плохая хозяйка.

Проведенные специальные опросы показывают, что себя мы оцениваем чаще всего положительно. И очень боимся отрицательных оценок.

Отрицательные оценки…

Почему же мы их так боимся? Казалось бы, «подумаешь», но нет, из отрицательных опенок делаются обычно «оргвыводы». Это неинтересный человек, с ним скучно. Это опасный человек — тем более с ним не надо иметь дело. Это бесполезный человек. И т. д.

Отрицательная оценка влечет за собой не только нежелание общаться в принципе или по какому-либо вопросу (например, «ты ничего не понимаешь в искусстве, с тобой не о чем разговаривать»), но это означает, что «и другим не советую». И мы лишаемся нужного общения со значимыми для нас людьми. Далее, от разных людей в связи с утвердившейся отрицательной оценкой могут последовать проявления неприятия, неуважения, пренебрежения. Но может быть и хуже. Неумный, неспособный, значит, не надо давать ему интересную и хорошую работу, за него не надо выходить замуж. Более того, его можно наказать. Потому что отрицательная оценка часто перетекает в обвинения. Одно дело просто неэрудированный. Но ведь из-за этого может произойти, например, авария. От отрицательной оценки недалеко и до самого страшного, до осмеяния. Все это порождает неприятную тревогу. К тому же если я вот так уж совсем плох, то должен становиться лучше, а это потребует дополнительной трудной работы над собой. Значит — опять волнения. Но главное, наверное, в том, что отрицательная оценка сказывается на самооценке. Самооценка-то в результате снижается так же, как снижается самоуважение, если я вынужден согласиться с отрицательной оценкой со стороны окружающих. И поэтому мы чаще всего строим поверхностную психологическую защиту.

учебник по пед.психологии — Стр 12

воздействиями на аффективно-волевую сферу ученика. Изменения в аффективно-

волевой сфере ребенка вызывают существенные сдвиги в самооценке, в уровне притязаний, в области мотивации, поведения, в отношениях с учителями, товарищами.

Педагогическая оценка проявляется в разных формах и модификациях. Оценку можно различать: 1 – по уровню обобщенности; 2 – по способам предъявления; 3 – по оценочному воздействию.

1. По уровню обобщенности педагогическая оценка подразделяется на; 1)

парциальную, 2) фиксированную и 3) интегральную.

Парциальная оценка имеет отношение к частному знанию, умению, отдельному акту поведения, выражается в словесной форме, например: «Молодец, Саша, ты хорошо

рассказал!».

Фиксированная оценка отражает успехи школьника на уроке, носит более обобщенный характер, обычно выражается в баллах. Фиксированную в баллах оценку часто называют отметкой.

Парциальные и фиксированные оценки служат основой для педагогической характеристики, определяющей в целом личность и поведение школьника, составляют

интегральную оценку.

2. По способам предъявления педагогическая оценка подразделялась Б.Г.

Ананьевым на: 1) прямую и 2) опосредованную.

Прямая оценка непосредственно обращена к оцениваемому ученику. При

опосредованной форме оценка одного из учеников производится через оценку другого учащегося, или через оценку его кем-то из одноклассников. Пример первого варианта:

вызванный к доске ученик за свой ответ никакой оценки не получает, но вызов другого ученика с последующей прямой положительной оценкой его ответа становится для первого свидетельством его поражения: «Вот, Дима, это другое дело, хорошо, садись.

Садись и ты, Иванов». Систематическое применение такой формы оценки оказывает депрессирующее действие на ученика, ведет к изменению отношений между партнерами по опросу. Пример второго варианта опосредованной оценки – учитель не дает оценки ученику, но и не возражает против оценки, даваемой одноклассниками

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»