Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Педагог николай зайцев: Зайцев, Николай Александрович (педагог) — Википедия – Зайцев Николай Александрович. Методика раннего и интенсивного обучения (кубики Зайцева и др.) — Педагоги — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Posted on 02.02.202001.02.2020

Содержание

  • О Н. А. Зайцеве
  • Поговорим о великих — Николай Зайцев – Мамочки BY
  • Зайцев, Николай Александрович (педагог) — Wiki
      • Склады русского языка и таблица Зайцева
      • Кубики Зайцева
      • Достоинства методики
      • Недостатки методики
  • Методика Николая Зайцева, Раннее развитие детей – “Навигатор Образования”
    • Несколько слов о Николае Зайцеве
    • Особенности методики Николая Зайцева
    • Как проходят занятия по методике Николая Зайцева
    • Недостатки методики Николая Зайцева
  • Методика Николая Зайцева
    • Методика Зайцева
    • Кубики Зайцева
    • Как «работают» кубики?
    • Почему кубики разного размера и цвета?
  • Биография и книги автора Зайцев Николай Александрович
  • О Николае Александровиче Зайцеве

О Н. А. Зайцеве

Николай Александрович Зайцев — педагог-новатор из Санкт-Петербурга, преподаватель русского и английского языков, русского как иностранного, академик Академии творческой педагогики, автор образовательных технологий, основанных на принципиально новых подходах к обучению грамоте и обеспечивающих высокую результативность.

Потомственный учитель, окончил Ленинградский педагогический институт им. Герцена (филологический факультет со знанием иностранного языка). На пятом курсе побывал в Индонезии на практике. Обучая местных жителей русскому языку, он составил свою собственную программу.

Вернувшись в СССР, начал преподавать русский язык для иностранцев, продолжая заниматься разработками. Работал воспитателем в детс­ком доме, колонии для малолетних преступников, интернате для умст­венно отсталых, учителем русского языка и литературы, английского языка, преподавателем русского языка как иностранного.

Автор новых направлений в методиках обучения чтению (русский, украин­ский, татарский, английский язы­ки), преподавании грамматики (русский, украинский, казахский, английский) и математики.

Комплекс оригинальных методических приемов, разработанных за 30 лет целенаправленной творческой деятельности Н.А.Зайцева, базируется на исследованиях классиков отечественной науки о человеке — И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, В.М.Бехтерева и др.

Сущность технологии Н.А.Зайцева в том, что он выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития ребенка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга. Н.А.Зайцев утверждает, что абстрактно-логическая неразвитость мозга ребенка компенсируется невиданной мощью восприятия импульсов, идущих от тактильности, зрения, слуха, обоняния, интуиции.

Обида за соотечественников, не вполне владеющих родным языком, не давала Николаю Александровичу покоя. Поработав в школе и поняв, что корни проблемы в раннем детстве, он стал разрабатывать обучающие программы для самых маленьких. На дворе стоял конец 70-х, и официальная педагогика не признавала никаких отклонений от курса. Прошло более десяти лет, прежде чем пособия Зайцева поступили в продажу, и его методика начала применяться воспитателями и учителями, хотя официального одобрения Министерства образования она не получила до сих пор.

Распространение и апробация методик в масштабе страны началась в 1989 году, когда возникло АО»МАЗАЙ» (директор Мартьянов Валентин Михайлович, ведущий специалист Зайцев Николай Александрович). Методические Альтернативы Зайцева легли в основу деятельности этой фирмы, а заодно и дали ей название.

В 1989 году «Мазай» при поддержке кооператива «Дарина-тур» наладил выпуск кубиков Зайцева(1989). Позже появились: «Стосчёт» (1990), «Русский для всех» (1991), «Пишу красиво» (1991), «Грамматика английского языка»(1991) и «Техника чтения на английском языке»(1991). Увидели свет пособия по обучению чтению на украинском и казахском языках (Украина, Казахстан, 1991). Были разработаны: грамматика украинского языка, обучение чтению и грамматика белорусского языка, обучение чтению на татарском, армянском и французском языках.

«Мазай»провел маркетинг по всей стране, сумев организовать обучение всех желающих как в родном городе, так и выездные семинары. Распространение и внедрение методик Зайцева убедительно доказало их высокую технологичность и эффективность.

Общество с ограниченной ответственностью «Методики Н.Зайцева» генеральный директор Андреева Елена Викторовна, ведущий специалист Зайцев Николай Александрович) было зарегистрировано в 1996 году, налажен выпуск авторских пособий по обучению чтению, каллиграфии, математике, грамматике русского языка, английскому языку.

Сейчас, в 2017 году, задачи с течением времени не изменились: разработка, издание и внедрение образовательных технологий.

Как говорит Николай Александрович: Россия может только за счёт ума возродиться. Вот и стараемся, в силу своих возможностей, нести разумное, доброе, вечное.

Н.А.Зайцев выступает с лекциями, «плодит» учеников — «зайчистов» и продолжает фонтанировать идеями, придумывая все новые и новые пособия.

В методиках Зайцева  воплотились в жизнь идеи многих родителей о легком веселом обучении (счету и беглому чтению) и мечты малышей – об интересных, подвижных играх вместе с родителями и сверстниками.

Поговорим о великих — Николай Зайцев – Мамочки BY

«Не учиться, а играть!» 

Н. А. Зайцев

 


Фото с сайта www.elena-kareva.ru

 

Педагоги наперебой твердят: система образования переживает кризисные моменты. Не только в Беларуси, но и в мире в целом наблюдаются тенденции снижения качества школьного образования. И первые, кто за это в ответе – родители и учителя.

 

Малыш, который только начинает обучение в школе, легче адаптируется к процессу, если знает буквы и цифры. Он радуется своим успехам и готов к новым достижениям. Если же ребенок подготовлен слабо либо его уровень явно отличается от большинства, преодолеть собственные неудачи, особенно сравнивая себя с другими ребятами, бывает достаточно сложно. Да и сама система обучения, как показывает практика, уже безнадежно устарела.

И сегодня мы познакомимся с педагогом-новатором, который, возможно, нашел выход из этой непростой ситуации.

Зовут этого талантливого педагога Николай Александрович Зайцев. Родился он в 1939 году в небольшом селе Холмы, что Новгородской области. Его родители были простыми сельскими учителями. Окончив школу, юноша успешно прошел испытания на филологический факультет ЛГПИ им. Герцена. После окончания института Николай Зайцев трудился в детском доме, воспитателем в колонии для малолетних нарушителей закона, в доме-интернате для ребят с умственной отсталостью.

 

Фото с сайта mishutkanur.ru

 

Вплотную кропотливой работой по внедрению и апробации авторских методик Зайцев занялся в 1963 году, когда работал в Индонезии переводчиком, попутно обучая русскому языку индонезийских офицеров. Целых двадцать лет Зайцев преподавал русский как иностранный язык.

 

В 1989 году возникло АО «Мазай». С этого же момента начался выпуск «Кубиков Зайцева» и других пособий. Также было издано пособие по обучению чтению и грамматике белорусского языка.

 

В 1996 году педагог и его единомышленники создали ООО «Методики Н.Зайцева», цель которого сейчас – разработка, издание и внедрение образовательных технологий «по Зайцеву».

 

По книгам Зайцева дети учатся чтению и письму, а также могут освоить иностранный язык, математику, научиться красиво писать, развить эрудицию.

 

Полюсов у обучающей системы Зайцева множество. Методики, как утверждают специалисты, подходят для работы с детьми с особенностями психофизического развития. Соблюдение важных принципов усвоения материала, таких как обеспечение наглядности, учет физиологии восприятия и т.д. – залог успеха в усвоении материала. Удивительно, но по опыту педагогов после 15-20 часов занятий дети 4-5-ти лет вполне сносно читают, считают до ста. А к 6-7 годам детишки могут обучаться по программе 2-го или 3-го класса. Вы только представьте, сколько учебного времени можно сэкономить, если внедрить методику Зайцева повсеместно! Освободившиеся часы обучения можно выделить для иных предметов, творческого развития, хобби. Методики могут применяться и в группе, и в работе с одним ребенком. Экономия на пособиях и учебниках для школы очевидна.

 


Фото с сайта planpregnancy.ru

Как считает сам Николай Александрович, наши дети слишком много времени проводят в стенах школы. Это очень негативно отражается на здоровье учеников. По статистике, среди белорусских детей 7-17 лет абсолютно здоровы около 25%. А к 15 годам процент школьников с хроническими заболеваниями увеличивается вдвое по сравнению с дошкольниками. По информации Минздрава Беларуси, первое место среди заболеваний школьников занимают нарушения зрения, второе – нарушения осанки. Третье место заняли расстройства психики.

 

Кроме того, чем раньше ребенок усвоит основы, получит базовые знания, тем раньше, по мнению Зайцева, перейдет к профессиональному обучению, тем быстрее вырастет в хорошего специалиста.

 

Процесс познания для «зайцевских» детей сродни увлекательному приключению. Ребенок не ограничен рамками, он может успеть сделать многое: петь, танцевать, посмотреть кино, собрать гербарий. Весь процесс познания основан на игре, а именно в таком возрасте игра – это главный вид деятельности малыша.

 

Вот высказывание самого педагога о современных реалиях: «Мы должны с самого детства прививать человеку любовь к чтению и математике – главным предметам, развивающим мышление. Я говорю коллегам в разных странах, что детей нужно обучать нескольким языкам сразу. Но если такая учеба превращается в каторгу, зачем нам такая школа?! Мать кормила ребенка грудью и смотрела телевизор, а зачат этот ребенок был в рекламную паузу. Дальше этот ребенок смотрит в Интернет. Для одних это помойка, для других – источник знаний. Сначала надо воспитать ум и логику. Если с родным языком и математикой проблемы, тогда и со всеми другими предметами ничего не получится».

 

Кстати, в нашей стране «зайцевские» методики признаны на государственном уровне и применяются в белорусских учреждениях образования.

 


Фото с сайта umrebenok.ru

 

Но у этой системы обучения есть определенные минусы. Логопеды и учителя-дефектологи утверждают, что ребята-«зайчисты» иногда не проговаривают окончания, не могут разобрать состав слова. Ведь по Зайцеву слово состоит не из слогов, а из складов. Гласная и согласная, согласная и твердый (или мягкий знак) либо только одна буква – это склад. По мнению педагога, усваивать склады для ребенка более естественно.

 

Также детей приходится переучивать в первом классе при изучении гласных и согласных, потому что по Зайцеву звуки обозначаются иными цветами. Да и сами пособия стоят недешево. К тому же, не каждый родитель сможет корректно разобраться в них. Зачастую все же такую работу лучше доверить педагогам, так как у родителей банально может не хватить терпения.

 

Но в целом уникальность методики Зайцева заключена в том, что благодаря ей можно разработать систему обучения абсолютно любому языку, что сам автор неоднократно подтверждал на примерах английского, казахского, белорусского, латышского языков. Таким образом, Николай Зайцев и его единомышленники постепенно продвигаются к созданию единого международного педагогического комплекса, который способен колоссально помочь в изучении всех языков мира.

Зайцев, Николай Александрович (педагог) — Wiki

Зайцев, Николай Александрович — российский педагог дошкольного и начального обучения широко известный своими системами наглядно-фонетического обучения чтению как «кубики Зайцева», «таблица Зайцева» и др.

Полезность и значимость методик Николая Зайцева подтверждается научным сообществом ученых-педагогов, которые регулярно проводят научно-практические конференции посвященные использованию наглядных пособий педагога-практика.[1] Несколько сотен учебных заведений используют методические пособия Зайцева в работе.[2] Многие педагоги адаптируют методику Зайцева под свои учебные программы.[3][4] По данным реализаторов учебно-методических пособий кубики Зайцева являются одним из самым популярных средств у родителей в России.[5]

Методика Зайцева широко поддерживается специалистами в дефектологии образования, т.к. у детей с СДВГ и другими видами ЗПР не развито достаточно аналитическое мышление для обучения по обычной букво-слоговой системе и наглядно-фонетическая система более эффективна.[6] Игровой формат обучения особенно важен для детей с СДВГ, где удержание внимания обучаемого ребенка без игры крайне затруднено. Один из ведущих российских дефектологов Ясюкова Л.А., известная по адаптации для российских школ основного ММД-теста Тулуз-Пьерона и разработке государственных дефектологических стандартов, поддерживает методику обучения Зайцева и полезность его учебно-методических пособий[7][8]

Согласно требованиям Министерства образования и науки игровые формы обучения обязаны применять все педагоги в первом классе начальной школы, т.к. 44% первоклассников еще неспособны к традиционной учебной деятельности и могут участвовать преимущественно в игровой[9]

Методика Николая Зайцева являлась также предметом анализа Верховного Суда Российской Федерации. По мнению Прокуратуры использование кубиков Зайцева в дошкольных учебных заведениях требует лицензирования такой деятельности и может проводится только профессиональными педагогами после получения такой лицензии. Верховный Суд не согласился с такой позицией, отменил все предыдущие судебные акты и рекомендовал всем нижестоящим судам исходить из того, что образовательная лицензия на применение методики Зайцева не требуется и возможно ее применение непрофессиональными преподавателями и организациями.[10]

Склады русского языка и таблица Зайцева

Методика Зацева является разновидностью методологии Гленна Домана, которая отрицает обучение чтению побуквенно и послогово и особенно у детей с ЗПР. Различие подходов Домана и Зайцева заключается в том, что Доман сразу обучает чтению по словам целиком, буквально как строится обучение в китайском языке, т.е. слова читаются без разбора на буквы почти как выученные иероглифы (см. метод Домана). Методика Зайцева промежуточная между классической буквенно-слоговой и методологией Домана. Многие педагоги считают, что методы Домана и Зайцева взаимодополняющие и могут эффективно использоваться совместно.[12]

Методика Зайцева базируется на чтении не букв и слогов, а элементарных комбинаций фонем, занимающих промежуточное положение между фонемой и классическими слогами, которые Зайцев называет «складами» («ми», «мю», «ну», «ню» и др).[13][14][15] Зайцев выявил, что в лексическом словаре русского языка начальной школы (3500-7000 слов)[16] довольного немного «складов» — всего 246 штук. Причем Зайцев установил, что эти 246 фонетических комбинаций можно классифицировать примерно в 120 сходных по фонетическому звучанию и написанию пар («ми-мю», «ну-ню» и др.), а также классифицировать их по традиционному алфавиту русского языка по первой букве «склада», что в итоге образует своеобразный «складовый алфавит», который он назвал «таблицей Зайцева»[17] В отличии от слогов русского языка, которых сотни и их сложно выучить, выучить 120 созвучных пар складов вполне достижимая задача даже для дошкольника. Для заучивания этих 246 комбинаций фонем Зайцев разработал набор обучающих игр (наиболее известная «Кубики Зайцева»). После заучивания их в играх ребенок получает возможность беглого чтения существенно быстрее детей обучающихся побуквенному чтению, т.к. элементарной единицей чтения является не буква, а сразу комбинация фонем. Дополнительный плюс метода, что ребенок разучивает 246 орфографических правил написания типовых сочетаний букв, что положительно сказывается на обучении орфографии.

Кубики Зайцева

Сложность методик Зайцева и Домана относительно традиционных заключается в том, что ребенку нужно выучить намного больший объем информации, чем при побуквенном чтении, где начало чтения возможно после разучивания алфавита. Дополнительная сложность для методов в том, что они часто используются для обучения детей с ЗПР и даже серьезными поражениями головного мозга, при которых память слаба повреждена, но объем заучиваемой информации для ребенка, особенно с задержкой психического развития, очень велик.

Преимущество методики Зайцева относительно методики Домана, что требуется разучить всего 120 пар созвучных фонем, а не несколько тысяч слов по карточкам. Поскольку методика Зайцева разработана для дошкольников, то педагог учел почти полное отсутствие у них произвольного внимания, что также сделало методику применимой для школьников с СДВГ и проявлениями ЗПР как инфантилизм. Также для дошкольников характерно мышление визуальными образами. Зайцев придумал серию обучающих игр с помощью специальных кубиков разной формы и раскраски, где склад визуализируется кубиками разного размера и расцветки. Самые совершенные варианты наглядных пособий «кубиков Зайцева» выполняются из материалов разных свойств, позволяя получать детям разные тактильные ощущения для гласных и согласных: кубики с гласными делаются гремящими с использованием железа, а согласные кубики с глухими стуками из дерева.[18]

Стандартный набор игр с кубиками Зайцева включает в себя следующие:[19]

  1. Загадки. Ребенку загадывается загадка и взрослый складывает из кубиков ответ. Ребенок мотивирован прочитать надпись из кубиков, чтобы угадать ответ на загадку.
  2. Братики. Игра на разучивание созвучных пар складов из фонем. Ребенок должен сложить вместе кубики с созвучными складами.
  3. Посмотри и повтори. Взрослый складывает из кубиков слово, а потом их разбрасывает, ребенок должен повторить его снова.
  4. Задуманное слово. Игра по мотивам методики Домана, слово выкладывается из кубиков постепенно и ребенку рассказывается про предмет, он должен угадать что это за слово до его окончальной сборки из кубиков.
  5. Угадайка. Перед ребенком расскладываются предметы как мяч, ножницы, книга и т.п. Из кубиков складывается слово и ребенок должен угадать, что это за предмет и забрать себе. Игра также сделана по мотивам методики Домана с ассоциацией слово-предмет
  6. Складовые картинки. Еще разновидность игры по мотивам методик Домана, ребенок должен сложить из кубиков слово видя картинку и наборы складов под них. Упражнение подготавливает ребенка к типичному школьному занятию по переписыванию текстов.

Достоинства методики

Достоинства методики:[20][21][22]

  • Быстрое развитие беглого чтения, т.к. не читаются отдельные буквы, а сразу склады
  • Быстрое начало практического чтения, т.к. при правильной методике сразу учатся словообразующие склады (ма-ма, па-па и т.д.)
  • Развитие правильной орфографии, т.к. склады повторяют орфографические правила
  • Возможность обучения школьников с СДВГ и дошкольников, за счет игрового формата обучения и ведения обучения на произвольном внимании без волевого усилия ребенка
  • Если ребенка удается вовлечь в игру с кубиками Зайцева, то возможен даже для дошкольников эффект самообучения, когда ребенок без помощи и надзора педагога или взрослого самостоятельно продолжает изучение чтения и письма из-за увлечения игрой на инициированном интересом к игре произвольном внимании
  • Развитие устной речи, т.к. ребенок учится слышать и правильно произносить типовые комбинации фонем сразу с их фонетическим слиянием. По этой причине методику Зайцева часто применяют логопеды для исправления дефектов речи
  • Развитие мелкой моторики из-за разных форм и тактильных свойств кубиков Зайцева. Развитие мышц руки необходимое условие к переходу к письму ручкой

Недостатки методики

Недостатки методики:[20][21]

  • Индивидуальная неэффективность методики: для ряда детей методика неэффективна и не приводит к обучению чтению
  • Больший объем заучивания информации для полноценного чтения текстов, чем в побуквенном методе, где достаточно заучить алфавит
  • Сложность стыковки со стандартной школьной методикой обучения чтения побуквенным и послоговым чтением из-за противоречия в основной парадигме методик (складовый метод отрицает буквенный и слоговый)
  • Ребенок принципиально не обучается анализу слова побуквенно и выделению морфем, которые ближе к слогам
  • Игровой формат обучения влечет за собой эффект безсистемности и трудности планирования обучения с разработкой учебных планов с гарантированным достижением педагогических результатов к определенным датам, т.к. темп освоения в существенной степени задается самим ребенком от его желания играть в методическое пособие
  • Возможны проблемы ребенка по чтению окончаний и склонений слов, т.к. методика Зайцева не обучает падежам
  • Визуальная привязка к кубикам для чтения Зайцева может противоречить наглядным визуальным пособиям по стандартной программе в школе вызывая затруднения ребенком их восприятие
  • Довольно высокая стоимость пособий Зайцева из-за большого количества предметов для методического комплекта и их трудоемкости изготовления, особенно при выполнении их в высоком качестве из разных материалов (железные и деревянные кубики для гласных и согласных)

Методика Николая Зайцева, Раннее развитие детей – “Навигатор Образования”

Несмотря на популярность развивающих методик зарубежных авторов (например, Гленна Домана или Сесиль Лупан) многие российские родители отмечают, что они не настолько эффективны, как об этом говорят сами авторы и различные публикации в прессе. А вот методики раннего развития детей, разработанные нашими отечественными специалистами (такими как Николай Зайцев), не только более эффективны, но и намного понятнее.

Несмотря на популярность развивающих методик зарубежных авторов (например, Гленна Домана или Сесиль Лупан) многие российские родители отмечают, что они не настолько эффективны, как об этом говорят сами авторы и различные публикации в прессе. А вот методики раннего развития детей, разработанные нашими отечественными специалистами (такими как Николай Зайцев), не только более эффективны, но и намного понятнее.

Возможно это связано с разницей в менталитете или с неточностью перевода зарубежных программ обучения. Это не суть важно. Главное, чтобы молодые родители понимали, что не стоит чрезмерно увлекаться разрекламированными зарубежными методиками. И если они видят, что их ребенку выбранная родителями программа обучения не подходит, то лучше перейти к другой. Может быть она будет менее насыщенной и не такой популярной, но зато более эффективной и понятной.

И не нужно думать, что все отечественные методики похожи на привычные нам консервативные основы советской педагогики (хотя и в них ничего плохого нет). Ведь тот же Николай Зайцев сумел разработать программу обучения, позволяющую в игровой форме (то есть, без утомительных занятий и «насилия» над психикой и желаниями ребенка) быстро научить ребенка свободно читать и считать уже в 3-4 года. И при этом не только не отбить у малыша охоту к обучению, но и привить ему интерес к знаниям.

Несколько слов о Николае Зайцеве

Педагог-новатор Николай Александрович Зайцев большую часть своей жизни посвятил решению одной из самых сложнейших задач педагогики: как использовать естественные потребности ребенка в игре для обучения и системной подачи материала. Другими словами, он создавал программу обучения, в который обучающие пособия играют роль игрушек, благодаря чему дети в процессе игры (независимо от того, групповые это игры или самостоятельные) усваивают новые знания естественным образом.

Работая с самыми разными детьми (а послужной список Николая Александровича впечатляет: он работал и в колонии для несовершеннолетних преступников, в интернате для детей с проблемами развития, и в обычном детском саду и школе) Зайцев пришел к убеждению, что научить ребенка счету, чтению и письму в самом раннем возрасте совсем несложно. Достаточно просто следовать логике восприятия ребенком звуков и полностью отказаться от традиционных методов изучения букв и счета.

Результатом многолетних наблюдений и исследований особенностей развития детей стали уникальные обучающие материалы (наиболее известными являются, так называемые «кубики Зайцева»), а также оригинальные программы обучения чтению, письму, счету, каллиграфии, иностранному языку, которые, как показала практика, работают намного эффективнее, чем зарубежные аналоги.

Особенности методики Николая Зайцева

Методика Зайцева построена на том, что основой строения языка являются не отдельно взятые буквы, а склад – комбинация из гласной и согласной буквы или согласной буквы с мягким или твердым знаком. Этот вывод был сделан на основании того, что младенец, который пытается сказать свои первые слова, всегда выговаривает слога, а не раздельные буквы (например, ма-ма, ба-ба). Значит, если обучать ребенка чтению по слогам, то обучающий материал будет восприниматься малышом намного легче, быстрее и естественнее.

Еще одной составляющей успешного обучения по методике нашего соотечественника является наглядность. Обучающий материал должен постоянно находится перед глазами детей: развешенные по стенам таблицы, которые невозможно не заметить, разноцветные кубики Зайцева в качестве игрушки. Кстати, это не просто кубики с нарисованными на них слогами. Они различаются не только по цвету, но и по размеру, весу и звучанию. Благодаря этим особенностям кубики Зайцева обеспечивают как непроизвольное запоминание складов, так их по определение по твердости, мягкости, звонкости или глухости звучания.

Ну и самое главное, обязательным условием занятий по Зайцеву является непринужденная обстановка. Детям разрешается бегать, прыгать, лежать, шуметь. В общем, они могут играть так, как им хочется, переходят от таблицы к карточкам, от карточек к кубикам и обратно. И вот так, совершенно незаметно для себя и не отвлекаясь от игры, ребенок в считанные часы (дети в возрасте 4-5 лет овладевают чтением и счетом уже через 15-20 часов занятий) овладевает знаниями, пополняет свой словарный запас и приобретает отличную физическую форму.

Как проходят занятия по методике Николая Зайцева

Стандартный урок Зайцева длится не более 25 минут. Занятия предпочтительно проводить в группе, так как автор методики уверен, что детям намного интереснее заниматься в коллективе. Во время занятий дети могут абсолютно свободно передвигаться по комнате, и самостоятельно работать с обучающим материалом.

Обучающий материал представляет собой 52 кубика, на которых написаны все склады, позволяющие составить любое слово, также таблицы (со слогами и цифрами), ленты и тематические карточки. Отметим, что все таблицы написаны большим шрифтом, чтобы ребенку не нужно было напрягать зрение.

Непосредственный процесс занятия выглядит примерно следующим образом: педагог указкой показывает на какой-нибудь слог, а ребенку необходимо найти его среди кубиков. Для лучшего усвоения материала активно используются «попевки Зайцева» – задорные песенки, которые помогают малышам усваивать учебный материал.

Недостатки методики Николая Зайцева

Как уже говорилось выше, эффективность методики Зайцева доказана практике. Но несмотря на это и она имеет недостаток. А именно, дети, научившиеся читать по системе «от склада к слову», могут столкнуться с определенными проблемами в школе: им будет сложно понять традиционную для наших школ систему «буква-слог-слово».

Кроме того, поскольку методика Зайцева не предусматривает приобретения навыков звукового анализа, у школьника могут возникнуть сложности при фонетическом разборе слова, а также при разборе слова по составу.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Методика Николая Зайцева

Николай Зайцев, выдающийся педагог-новатор из Санкт-Петербурга, а также и автор уникального пособия «Кубики Зайцева«, настойчиво рекомендует отказаться от традиционных принципов овладения чтением. Так как данная технология, весьма негативно отражается на здоровье и психомоторном развитии ребенка.

Все его методики развития детей, пособия и всем известные Кубики Зайцева основаны на естественной потребности малыша в игре, которая положительно отражается на его здоровье и несет ребенку исключительно только радость, а также и на системности подачи материала. Весь материал подается ребенку в такой игровой форме, что он с большим удовольствием в эти пособия играет. И неважно всей группой или поодиночке. «Кубики Зайцева» дают прекрасную возможность детям научиться, с самого маленького возраста читать, а это в свою очередь благоприятно повлияет и на раннее развитие детей. Комплект состоит из картонных разверток кубиков, материала для их заполнения, методического пособия для занятий и аудиозаписи всех слогов. Кроме того эффективность «Кубиков Зайцева» уже проверена различными педагогами из многих стран. Николай Зайцев является основателем и руководителем центра «Нестандартные технологии в образовании».

Раскованность обстановки занятий – это непременное условие методики раннего развития Николая Зайцева. Это значит, что дети могут заниматься на спортивных снарядах, сидеть на полу и все это даже поощряется. Вместо привычного спокойного сидения за партами, дети могут прыгать, шуметь, переходят от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, хлопать в ладоши и топать ногами. Ведь все это выполняется с воодушевлением и азартом. Но это вовсе не значит, что игра является просто развлечением, отдыхом или физминуткой. Николай Зайцев утверждает, что основу учебной игры составляют поиск и выбор. Так работая по кубикам Зайцева и складовым таблицам, малыши находятся в постоянном поиске, т.е. дети учатся читать, ставить ударение, разбивать слова на слоги, осуществлять звукобуквенный анализ слов, считать, и составлять предложения только «играя».
Методика развития детей педагога-новатора позволяет задействовать у ребенка такие органы чувств как слух, осязание и зрение. А совершенствование органов чувств практически всегда обуславливает достаточно высокий уровень восприятия окружающей среды. А, это известно, обеспечивает активное развитие творческих задатков и речи детей.

Методика Зайцева

Все методики раннего развития детей в первую очередь основаны на наблюдениях самого автора. Николай Зайцев в своем подходе использовал детскую особенность развития речи. Ведь лепет ребенка совсем не похож на взрослый язык: нет четкого произношения звуков и он не понятен. Значит, и в традиционной подаче освоение чтения противоречит естественному развитию речевой активности малыша. Автор выделил единицу произношения — склад, т.е. слияние гласных и согласных звуков в разных вариациях. Именно такие склады и обозначены на известных «кубиках Зайцева». Эти кубики подходят так и для обычных детей так и для малышей с задержкой речевого развития. С данным материалом могут заниматься дети еще не знающие букв и не умеющие читать.

Николай Зайцев предлагает постепенный процесс. Сначала ребенок знакомится с элементом обучения и пробует с ним играть. Далее учится выкладывать из кубиков и слова. Затем процесс усложняется: необходимо уже из слов выкладывать простые фразы. Автор данной методики раннего развития детей уверяет, что она отлично и подходит для логопедической работы. Но конечно лучше, если обучать ребенка будет специалист. Так как у родителей в самостоятельном обучении может просто не хватить банального терпения. Ведь ребенок, хорошо определяющий уже слоги-склады, не сразу сможет перейти к чтению. Николай Зайцев также заостряет внимание на том, что чтение приходит через письмо.

Для малыша оптимальным вариантом является перевод звуков в знаки. Так со временем он постепенно привыкает к тому, что слова можно, и собрать, а затем и произнести. Как и любой методике развития детей, так и в этой все занятия имеют форму игры. Автор убежден, что любая другая подача материала способна сделать процесс напряженным, что, в конце концов, может завести в тупик все обучение.

Кубики Зайцева


5 листов таблиц формата А1, 60 картонных разверток, которые легко складываются в кубики, наполнители для кубиков (деревяшки и металлические пробки), аудиокассета (CD с попевками) методическое руководство, предлагающее 65 видов работы – все это состав Кубиков Зайцева. При этом все 65 видео работ испытанные пятнадцатилетней практикой. «Кубики Зайцева» рекомендуется детям от 1,5-2 лет. Все кубики разных размеров и заполняются наполнителями в зависимости от склада. Например, глухие заполняются деревяшками, звонкие — металлическими пробками от бутылок. А также за кубиками определенного цвета закреплены и определенные буквы. Это очень помогает ребенку на ассоциативном уровне запомнить основные правила фонетического разбора. Кроме того дети запоминают и легко все склады, так как кубики отличаются друг от друга и по весу, оформлению и размеру. Этому же помогает пропевание блоков и цепочек складов на несколько мелодий. Одного комплекта «Кубиков Зайцева» достаточно для работы дома, в группе, в классе на протяжении нескольких лет.

Как «работают» кубики?

Вся методика обучения чтению Николая Зайцева построена на «складовом» принципе. А это имеет много общего с тем, как ребенок только начинает говорить. Ведь мы не начинаем говорить с отдельных букв. К примеру, «А» затем «М». А начинаем именно говорить сразу «ма», «ба», «да».Так и происходит и с буквами. Склады и буквы малышу показывают все сразу, т.е. все 56 кубиков. Склады поются на мотив любимой песни ребенка. И так можно продолжать ненавязчиво, десятки раз, но в подходящее правильное для малыша время. Это — когда ему интересно, легко и обязательно должно нравиться.

Почему кубики разного размера и цвета?

Как было уже сказано все кубики различны по цвету: «железные» (серые), «деревянные», «золотые», бело-зелёные и один «железо-дерево-бело-зелёный». Такие названия своим кубикам Николай Зайцев дал за счет их наполнителей. Значит в «деревянные» стоит наполнять очищенными прутиками или маленькими деревяшками, железные — железными лимонадными крышками, «золотые» — жестяными кусочками, бело-зелёные – бумагой. Тогда и при процессе встряхивания кубики будут звучать. Наличие больших кубиков для твердых складов и маленьких кубиков для мягких складов также отражает и своеобразную особенность русской речи: произносить твердые склады с более открытым ртом, а мягкие с полузакрытым и узкой щелью. Таким образом, научная обоснованность и серьезность чувствуется в каждом нюансе (даже самом незначительном) метода Николая Зайцева.
Кроме того методика развития детей Николая Зайцева имеет также большое преимущество и в том, что она может работать и как самостоятельный метод обучения так и легко сочетаться и другими методами, которые родители выберут для своего ребенка.
Автор не исключает возможности начать процесс обучения малыша, когда ему всего несколько месяцев. Показать ему склады, назвать, а затем и напеть их. И так продолжать в год, два и три. Складывать слова и писать свое имя кубиками. Кроме того дорасти с кубиками даже и до 5-6 лет и ввести терминологию: согласные, гласные, твёрдые-мягкие, глухие-звонкие, знаки пунктуации. Это поможет объяснить ребенку, наконец, почему его кубики разные по цвету и размеру. Кроме того буквы на кубиках Зайцева и таблицах достаточного размера, чтобы они были видны и с 10 метров. Это очень важно для того, чтобы с самого начало обучения ребенок не испытывал никаких напряжений зрения. Во избежание нарушение осанки, нижний край таблиц, располагающих на стене находится на высоте 165-170 см от пола, поэтому необходимо чаще стоя работать и к тому же с поднятой головой. Очень удобна для составления слов из кубиков, расположена полка в три доски под таблицей.

Многолетняя практика педагогов, работающих по системе «Кубики Зайцева» обозначила определенную статистику по срокам обучения детей разного возраста. Но она имеет право существовать только при условии проведения занятий по 30-60 минут 2 раза в неделю:

  •  двух-трехлетние дети начинают читать в течение 6-9 месяцев,
  •  четырехлетние — через 16 занятий,
  •  пятилетние — через 5-10 занятий,
  •  шестилетние — через 4-6 занятий.

Николай Зайцев, таким образом, разработал свои пособия, что они предусматривают и использование при обучении взрослых и детей, для которых русских язык не является родным. Даже взрослые иностранцы, которые не знают не одной русской буквы, уже на первом занятии через 40-50 минут начинают из кубиков составлять слова, которые им произносит преподаватель. И даже через некоторое время уже и прочитывают эти слова. Естественно достигнутые результаты будут напрямую зависеть от точности соблюдения методических рекомендаций, изложенных в пособиях Николая Зайцева.

Данная методика раннего развития Зайцева дает хорошие результаты и при работе с слабослышащими, глухими, слабовидящими детьми, а также имеющими диагнозы ММД, аутизм, алалия, ОНР, ЗПР.

При правильном соблюдении методических указаний пособий Николая Зайцева, процесс обучения дает следующие результаты:

  • быстро расширяется словарный запас,
  • появляются навыки грамотного письма,
  • речь становится отчетливей и чище, благодаря постоянному пропеванию и проговариванию складов,
  • выправляются логопедические недостатки,
  • формируется логическое мышление,
  • развивается умение добывать нужные знания,
  • развивается способность самостоятельно работать.

Стоит напомнить, что основная цель всех методик автора — обеспечить непроизвольное, надежное, быстрое, запоминание. А также и то, что кубики Зайцева-это увлекательная игра, а не урок. Ведь кубики – это универсальная игрушка, которую можно и на зубок попробовать, построить башню или паровоз. А также и с их помощью научиться читать, считать или вовсе выучить почти с пеленок иностранный язык.

Кроме того если нет возможности купить «Кубики Зайцева», из можно сделать своими руками. Для этого понадобится определенный материал, воображение, фантазия и конечно, огромное желание.

Биография и книги автора Зайцев Николай Александрович

Николай Александрович Зайцев родился в1939 году. Будущий создатель «кубиков зайцева» окончил филфак ЛГПИ им. Герцена. Работал воспитателем в детском доме, колонии для малолетних преступников, интернате для умственно отсталых, учителем русского языка и литературы, английского языка, преподавателем русского языка как иностранного. Автор принципиально новых направлений в методиках обучения чтению(кубики Зайцева), преподавания грамматики и математики. Основатель и руководитель центра «Нестандартные технологии в образовании».
На сегодняшний день методы овладения чтением, письмом и счетом наиболее полно и емко разработаны именно Николаем Александровичем Зайцевым — выдающимся питерским педагогом-новатором, подвижником своего дела. Пособия Н.А.Зайцева, главным и наиболее известным из которых являются «Кубики Зайцева», основаны на естественной потребности любого ребенка в игре (это прежде всего игры, а потом уже пособия), на природосообразности всех материалов (не портится зрение и осанка детей в процессе занятий), на системности подачи материала.
Преподавание по Зайцеву — это преподавание в игре. Раскованность обстановки (дети могут сидеть на полу, заниматься на спортивных снарядах, и это даже поощряется) — непременное условие занятий. Все мы привыкли, что во время уроков дети тихо сидят за партами. На занятиях в центре Зайцева (г. Санкт-Петербург) ученики прыгают, носятся по классу, шумят… Дети много двигаются: переходят от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, прыгают, хлопают в ладоши, топают ногами. И все это выполняется с азартом, воодушевлением. Но это не значит, что игра является просто отдыхом, развлечением, физминуткой. По словам Николая Зайцева, основу любой учебной игры составляют поиск и выбор. Работая по складовым таблицам и кубикам Зайцева, ребенок находится в постоянном поиске. «Играя», дети учатся читать, разбивать слова на слоги, ставить ударение, делать звукобуквенный анализ слов, составлять предложения, считать, писать.
Методика Зайцева позволяет задействовать такие органы чувств, как осязание, слух, зрение. Совершенствование органов чувств обуславливает высокий уровень восприятия окружающего. А это обеспечивает активное развитие речи и творческих задатков детей.
Сайт

О Николае Александровиче Зайцеве

Николай Александрович Зайцев — педагог из Санкт-Петербурга, преподаватель русского и английского языков, русского как иностранного, академик Академии творческой педагогики, автор новых направлений в методиках обучения чтению (на русском, английском, татарском, украинском языках), преподавания математики, грамматики. В его методике воплотились в жизнь идеи многих родителей о легком веселом обучении (счету и беглому чтению) и мечты малышей – об интересных, подвижных играх вместе с родителями и сверстниками.

Потомственный учитель, окончил Ленинградский педагогический институт им. Герцена (филологический факультет со знанием иностранного языка). На пятом курсе побывал в Индонезии на практике. Обучая местных жителей русскому языку, он составил свою собственную программу. Вернувшись в СССР, начал преподавать русский язык для иностранцев, продолжая заниматься разработками. Работал воспитателем в детс­ком доме, колонии для малолетних преступников, интернате для умст­венно отсталых, учителем русского языка и литературы, английского языка, преподавателем русского языка как иностранного. Автор новых направлений в методиках обучения чтению (русский, украин­ский, татарский, английский язы­ки), преподавании грамматики (русский, украинский, казахский, английский) и математики.

Обида за соотечественников, не вполне владеющих родным языком, не давала ему покоя. Поработав в школе и поняв, что корни проблемы в раннем детстве, он стал разрабатывать обучающие программы для самых маленьких. На дворе стоял конец 70-х, и официальная педагогика не признавала никаких отклонений от курса. Прошло более десяти лет, прежде чем пособия Зайцева поступили в продажу, и его методика начала применяться воспитателями и учителями, хотя официального одобрения Министерства образования она не получила до сих пор. А Зайцев между тем выступает с лекциями, «плодит» учеников — «зайчистов» и продолжает фонтанировать идеями, придумывая все новые и новые пособия.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»