Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
  • Главная
  • Малыши
  • Кормление
  • Упражнения
  • Питание
  • Как научить
  • Уход
  • Советы психолога
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Первичная обработка новорожденного алгоритм – Первичный и вторичный туалет новорожденного. Уход за кожей, остатком пуповины и пупочной ранкой в детской палате и в домашних условиях.

Posted on 01.03.202028.01.2020

Содержание

  • Первичный туалет новорожденного (алгоритм).
  • Первичный и вторичный туалет новорожденного. Уход за кожей, остатком пуповины и пупочной ранкой в детской палате и в домашних условиях.
  • Первичный туалет новорожденного
  • Первичная обработка новорожденного — Мегаобучалка
  • Алгоритм проведения вторичного туалета новорожденного — Мегаобучалка
  • Первичная обработка новорожденного.
    • Поиск по сайту

Первичный туалет новорожденного (алгоритм).

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

· Отсасывание слизи из ротоглотки проводится резиновой грушей или катетером в момент рождения голоки.

· Новорожденного принимают в стерильную подогретую пеленку, укладывают на одном горизонтальном уровне с матерью, чтобы не допустить трансфузии крови к плаценте или к ребенку.

· Повторно проводят отсасывание слизи из ротоглотки.

· Обработка пуповины проводится в 2 этапа:

Ø 1-й этап: в первые 10 с после рождения пуповину пережимают двумя зажимами Кохера: один накладывается на расстоянии 10 см от пупочного кольца, другой – на несколько сантиметров кнаружи от него. Отрезок пуповины между зажимами обрабатывают 96% спиртом, затем пересекают ножницами. Ребенка показывают матери, объявляют пол и переносят на пеленальный столик с обогревом, покрытый стерильной пеленкой;

Ø 2-й этап: пуповину протирают спиртом, затем сухой салфеткой, отжимают между пальцами и на расстоянии 0,2-0,3 см от пупочного кольца накладывают скобку Роговина. Затем пуповину перерезают на расстоянии 1,5-2 см от скобки Роговина, после чего срез обрабатывают 5%

раствором калия перманганата.

· Профилактика гонобленнореи проводится 20% раствором альбуцида (натрия сульфацила) дважды – сразу после родов и через 2 ч после родов (по 1 капле в оба глаза). Девочкам 20% раствор альбуцида также закапывают по 1-2 капли в половую щель.

· Удаление первородной смазки осуществляется стерильной марлевой салфеткой, смоченной стерильным вазелиновым маслом. Если ребенок загрязнен меконием или кровью, то его нужно искупать под водой.

 

Операция ручного отделения плаценты и выделения последа.

1. Роженица находится на кровати Рахманова с разведенными бедрами.

2. Акушер моет руки до локтя и одевает стерильные резиновые перчатки, обрабатывает их раствором антисептика.

3. Обрабатывает наружные половые органы, внутреннюю поверхность бедер, промежность и область ануса настойкой йода.

4. Дается внутривенный наркоз.

5. 1 и 2 пальцами левой руки акушер раздвигает половые губы, складывает конусообразно кисть правой руки и вводит её через влагалище и шейку в полость матки.

6. Дойдя по пуповине до плаценты, смещает ребро ладони внутренней руки к её краю.

7. Наружная рука фиксирует дно матки, а внутренняя пилообразными движениями отделяет плаценту от стенки матки.

8. Потягивая за пуповину наружной рукой, удаляется послед из матки.

9. Убедившись в целости плаценты, из матки выводится внутренняя рука.

Тема 5: Аномалии родовой деятельности.

Практический навык.

Оказание помощи новорожденному при асфиксии легкой степени.

1. Отсасывание содержимого ротоглотки с помощью катетера, подсоединенного к электроотсосу.

2. Отделение ребенка от матери и укладывание под источник лучистого тепла;

3. Тактильная стимуляция дыхания (1-2 щелчка по пятке).

4. При отсутствии самостоятельного дыхания — восстановление адекватного дыхания путем проведения вспомогательной вентиляции легких с помощью аппарата «Пенлон».

 

Тема 1: Гестозы

Алгоритм неотложной помощи при преэклампсии

1. Создание лечебно охранительного режима: диазепам 0,5%-2 мл в/м + дроперидол 0,25%-2 мл в/м + димедрол 1%-2,0 мл в/м; при судорожной готовности — тиопентал натрия в/в 50-100 мг или 25% раствор магния сульфата 20 мл в/в медленно в течение 15-20 мин.

2. Катетеризация подключичной (контроль ЦВД) и периферической вен, катетеризация мочевого пузыря (контроль почасового диуреза).

3. Ликвидация периферического вазоспазма:

миогенные вазодилятаторы – гидралазин 10-25 мг или нитропруссид натрия 50-100 мг/сут в/в капельно;

антагонист кальция – сульфат магния 25% -1,5-2 г/ч или блокатор кальциевых каналов адалат 5 мг – 4-6 мл/ч.

Для усиления гипотензивного эффекта возможна комбинация с ß- адреноблокаторами (атенолол) или стимуляторами адренергических рецепторов (клофелин).

4. Ликвидация нарушений макро- и микроциркуляции, обменных нарушений — инфузионная терапия в объеме 15 мл/кг массы тела: кристаллоиды (10-20% раствор глюкозы, р-р Рингера-лактата или ацесоль, дисоль), коллоиды (6-10% гидроксиэтилированного крахмала – HAES, инфукол или стабизол, альбумин при выраженной гипопротеинемии, свежезамороженная плазма).

Контроль эффективности лечения: диурез 50-100 мл/ч, ЦВД 6-9 см водного столба, гематокрит 0,28-0,35 л/л, общий белок не менее 60 г/л.

5. Мембраностабилизаторы и антиоксиданты: альфа-токоферола ацетат 300 мг в/м, аскорбиновая кислота 5% — 5-10 мл в/в, актовегин 80-160 мг в/в медленно на 250 мл 5% раствора глюкозы или 0,9% раствора хлорида натрия, эссенциале.

6. Дезагреганты: дипиридамол в/в капельно 2 мл 0,5% раствора на 250 мл 0,9% раствора хлорида натрия, трентал до 1000 мг.

Алгоритм неотложной помощи при эклампсия

1. После припадка эклампсии — обеспечить проходимость дыхательных путей, ингаляцию увлажненного кислорода.

При развитии эклампсической комы либо затянувшемся приступе эклампсии — респираторная поддержка (перевод на ИВЛ).

2. Кратковременный в/в наркоз тиопенталом натрия 50-100 мг или масочного фторотанового наркоза при отсутствии венозного доступа.

3. Катетеризация центральной и периферической вен, мочевого пузыря.

4. После выхода из наркоза — нейролепсия: дроперидол 0,25% 2 мл в/в струйно в 20 мл 40% раствора глюкозы, 0,5% диазепама 2 мл в/в и 1 мл 2,5% дипразина.

5. Устранение судорожного синдрома: 20 мл 25% раствора сульфата магния внутривенно медленно в течение 10-15 мин., затем 1,2-2 г/ч внутривенно капельно под контролем АД, частоты пульса и дыхания, сухожильных рефлексов при помощи инфузомата.

6. Ликвидация периферического вазоспазма (при недостаточном гипотензивном эффекте сульфата магния):

миогенные вазодилятаторы – гидралазин 10-25 мг или нитропруссид натрия 8-400 мкг/мин в/в капельно или блокатор кальциевых каналов адалат 5 мг – 4-6 мл/ч.

7. Инфузионная терапия (скорость инфузии не более 100 мл/ч, общий объем до 800 мл: кристаллоиды (10-20% раствор глюкозы, р-р Рингера-лактата или ацесоль, дисоль), коллоиды (6-10% гидроксиэтилированного крахмала – HAES, инфукол или стабизол, альбумин при выраженной гипопротеинемии, свежезамороженная плазма).

8. Срочное родоразрешение после снятия приступа судорог (метод родоразрешения в зависимости от акушерской ситуации).

Параллельно с оказанием неотложной помощи осуществляется контроль: АД, ЧСС, пульсоксиметрия, ЭКГ, мозговая симптоматика, температура тела, общий анализ крови (тромбоциты, гематокрит, гемоглобин), общий анализ мочи (оценка протеинурии), биохимический анализ крови (общий белок и его фракции, билирубин и его фракции, печеночные ферменты, сахар, мочевина, креатинин, электролиты натрий, калий, хлор, кальций, магний), почасой диурез, ЦВД, коагулограмма (Д-димеры), консультация окулиста (глазное дно), невропатолога, терапевта, КЩС и газы крови, УЗИ плода.

9. Интенсивная терапия продолжается после родоразрешения.

 

 

Тема 2: Беременность и роды при тазовых предлежаниях плода

Алгоритм исполнения оказания пособия при чисто ягодичном предлежании плода

При чистом ягодичном предлежаний проводят пособие по Цовьянову 1, которое помогает сохранить правильное членорасположение плода и обеспечить физиологическое течение родов.

Оказание пособия начинают с момента прорезывания ягодиц.

1. Акушер располагает руки так, что большие пальцы охватывают бедра плода и прижимают их к туловищу, не давая разогнуться. Остальные пальцы акушера располагаются на крестце плода.

2. Во избежание выпадения ножек плода большие пальцы акушера по мере рождения ребенка передвигаются вверх.

3. Когда туловище родилось до нижнего угла передней лопатки, акушер направляет ягодицы на себя, вниз и в сторону бедра роженицы, чтобы облегчить самостоятельное рождение из-под лобковой дуги передней ручки.

4. Затем туловище плода круто поднимают вверх на живот роженицы: рождается задняя ручка, и в половой щели показывается ротик плода. При хорошей родовой деятельности головка рождается самостоятельно

 

Тема 3: КРОВОТЕЧЕНИЯ В АКУШЕРСТВЕ. РОДОВОЙ ТРАВМАТИЗМ.

АЛГОРИТМ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ ПРИ

ГЕМОРРАГИЧЕСКОМ ШОКЕ

1. Катетеризация центральной (подключичной) и двух периферических вен, катетеризация мочевого пузыря.

2. Восполнение ОЦК: кристаллоиды (полиионные солевые растворы, глюкоза) и коллоиды (ГЭК 10%, полиглюкин, желатиноль и др.), свежезамороженная плазма, эритроцитарная масса. Общий объем трасфузии – 200-300% от объема кровопотери.

При систолическом АД ниже 70 мм рт.ст. – допамин 10-15 мкг/кг/мин.

3. Ингаляция увлажненного кислорода, ИВЛ – при декомпенсированном шоке, кровопотере более 30 мл/кг, коагулопатическом кровотечении, артериальнойя гипотонии более 30 мин, повторной операции по поводу остановки кровотечения, при сочетании с гестозом – продленная ИВЛ при кровопотере более 15 мл/кг, сочетании с шоком другого типа (анафилактический, кардиогенный, гемотрансфузионнный, септический).

4. Ингибиторы протеаз (трасилол до 400 тыс. ЕД, контрикал до 100 тыс. ЕД), подавление активности плазмина (трансамча).

5. Мембраностабилизаторы: преднизолон до 300 мг, витамин С 500 мг, троксевазин 5 мл, этамзилат натрия 250–500 мг.

6. Профилактика ОПН и стимуляция диуреза: эуфилин 240 мг в/в, лазикс дробно до 200 мг при явлениях олигоанурии в/в.

7. Актовегин 10–20 мл в/в.

8. Антигистаминные препараты 2 мл 1% димедрол или 2 мл 2% супрастин.

9. Дезагреганты: трентал до 1000 мг при устраненном источнике кровотечения.

Параллельно с проведением противошоковых мероприятий проводится развертывание операционной и мероприятия по остановке кровотечения.

Осуществляется контроль следующих показателей:

Эритроциты, НЬ, гематокрит, тромбоциты, фибриноген.

Диурез почасовой и суточный.

ЦВД, ЧСС, АД

ЭКГ

КЩС и газы крови,

Пульсоксиметрия

Температура тела.


⇐ Предыдущая12 

Первичный и вторичный туалет новорожденного. Уход за кожей, остатком пуповины и пупочной ранкой в детской палате и в домашних условиях.


ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 52Следующая ⇒

1. Первичный и вторичнй туалет новорожденного

После рождения головки ребенка отсасывают слизь из верхних дыхательных путей новорожденного с помощью электроотсоса или резинового баллона. Родившегося ребенка акушерка кладет на лоток, покрытый стерильной пеленкой, поставленный у ног матери. До отделения ребенка от матери из развернутого пакета для первичной обработки новорожденного берут пипетку и с помощью ватных тампонов (для каждого глаза отдельный), придерживая веки ребенка, закапывают в глаза, а девочкам и на наружные половые органы по 2-3 капли 30% раствора сульфацила-натрия (альбуцида), для профилактики гонобленореи. Затем накладывают на пуповину зажимы Кохера:

1-ый — на расстоянии 10 см от пупочного кольца;

2-ой — на расстоянии 8 см от пупочного кольца;

3-ий — как можно ближе к наружным половым органам женщины.

Участок пуповины между первым и вторым зажимами обрабатывают шариком с 95% этиловым спиртом и пересекают ножницами. Срез детской культи пуповины смазывают 1% раствором йодоната. Далее ребенка показывают матери, обращая внимание на пол ребенка и врожденные аномалии развития, если они есть. Новорожденного переносят в манипуляционно-туалетную для новорожденных при родовых палатах.

Акушерка моет руки под проточной водой с мылом, обрабатывает их одним из кожных антисептиков и приступает к вторичной обработкепуповины, используя пакет для вторичной обработки. С помощью стерильной марлевой салфетки отжимают пуповинный остаток от основания к периферии и протирают его марлевым шариком с 95% этиловым спиртом. Затем на расстоянии 1,5-2 см от пупочного кольца шелком № 6 (две ниточки) сильно завязывают пуповину, протягивая нитку от себя, а затем два раза перевязывают пуповину с другой стороны. Вместо ниток можно использовать специальные скобки. Стерильными ножницами пуповину отсекают на расстоянии 0,5-1 см от перевязки. При резус-отрицательной крови у матери, изосенсибилизации по системе АВО, объемной сочной пуповине, недоношенным и маловесным детям, новорожденным в тяжелом состоянии, когда сосуды пуповины могут понадобиться для проведения инфузионной и трансфузионной терапии, лигатуру накладывают на расстоянии 3-4 см от пупочного кольца. Тупфером, смоченным 5% раствором калия перманганата, обрабатывают срез культи, затем остаток пуповины и на расстоянии 1 см от пупочного кольца обрабатывают кожу, затем — шелковую нить. На культю накладывают стерильную марлевую повязку-треугольник.

Вслед за обработкой пуповины производят первичную обработку кожных покровов:стерильным ватным тампоном, смоченным стерильным растительным или вазелиновым маслом (60 мл) из индивидуального флакона, открытого перед обработкой ребенка, удаляютс головыи тела ребенка кровь, первородную смазку, слизь, меконий.Если ребенок сильно загрязнен меконием, его обмывают над тазом или раковиной под проточной теплой водой с детским мылом и ополаскивают струей теплого раствора калия перманганата 1 : 10000 (слаборозового цвета). После обработки кожу осушают стерильной пеленкой. Затем производят взвешивание ребенка, завернутого в другую стерильную пеленку, на весах (вес пеленки вычитают). Измерение ребенка осуществляют с помощью стерильной ленты. Рост ребенка измеряют от затылка до пяточных бугров, окружность головы — по линии, проходящей через лобные бугры и затылок в области малого родничка, грудь — по линии сосков и подмышечных впадин. На руки ребенка привязывают браслетки, а поверх одеяла повязывают медальон, на которых написаны фамилия, имя, отчество, номер истории родов матери, пол ребенка, массу, рост, час и дата его рождения. Ребенка помещают в индивидуальную кровать и в течение 2 часов ведут постоянное наблюдение за его состоянием. Через 2 часа после рождения ребенку проводят вторично профилактику гонобленореи. Ребенка переводят в отделение новорожденных; при переводе ребенка дежурный врач (акушерка) проверяет правильность документации, состояние пуповины и- расписывается в истории развития новорожденного, указав время перевода.

2. Уход за новорожденными в палатах новорожденных.

Ежедневный туалет новорожденного проводится утром, перед первым кормлением. Ребенка взвешивают, измеряют температуру тела, затем проводят обработку глаз от наружного угла глаза к внутреннему стерильными ватными шариками, смоченными физиологическим раствором. Для туалета носовых хо­дов используют жгутики, смоченные стерильным растительным маслом (жгутики вводят в носовые ходы на глубину 1-1,5 см). Затем протирают лицо ват­ными шариками (растворы как для глаз). После этого тампонами, смоченными в стерильном вазелиновом или растительном масле, обрабатывают естествен­ные складки (сначала подмышечные, затем паховые).

При пеленании (перед каждым кормлением) детей подмывают под про­точной водой в направлении спереди назад. Обработка остатка пуповины про­водится ежедневно 3%-ным раствором перекиси водорода, затем сухой палоч­кой культю просушивают, после чего пуповинный остаток смазывают 5%-ным пермангонатом калия. После отпадения пуповинного остатка необходимо проводить обработ­ку пупочной ранки этими же растворами до ее заживления.

3.Основные требования по уходу за новорожденными на дому.

При первом посещении ребенка врач должен тщательно собрать анамнез, проанализировать течение беременности и родов, наличие пограничных со­стояний или заболеваний в раннем неонатальном периоде. При осмотре ребен­ка оценивается состояние кожи и слизистых оболочек, его поведение, наличие и выраженность физиологических рефлексов, вид вскармливания, активность сосания, прибавка в массе, характер стула. Особое внимание следует обратить на состояние пупочной ранки, обязательно обучить мать ребенка технике ее об­работки. Обычно заживление пупочной ранки происходит на 3-й неделе жизни (на 15-18 дни жизни). Длительно незаживающая пупочная ранка должна насто­рожить в отношении инфекций (омфалиты) или хирургической патологии (пу­почный свищ).

• Ежедневный туалет. Туалет кожи, слизистых, пупочной ранки, под­мывание ребенка осуществляются по тем же правилам, что и в палате новорож­денных родильного дома. Полость рта обрабатывается только в случае молоч­ницы. Ногти обрезаются маленькими ножницами с тупыми концами, которые предварительно обработаны 96-градусным спиртом.

• Пеленание. По желанию родителей можно с первых дней жизни ис­пользовать кофточки и ползунки. Но в случае, если ребенка решили пеленать, применяют метод свободного и широкого пеленания. Суть свободного пелена­ния заключается в одевании ребенку с первых дней жизни тонкой распашонки, а поверх нее — кофточки с зашитыми рукавами. При этом ручки ребенка оста­ются свободными, объем их движений увеличивается, что благотворно сказы­вается на нервно-психическом развитии, а также функции дыхания. Широкое пеленание необходимо для правильного формирования тазобедренных суста­вов. При этом способе бедра разведены в стороны и создаются условия для правильного формирования тазобедренных суставов. Для этого на подгузник кладут 2 фланелевые пеленки, сложенные прямоугольником 15х35 см, которые заворачиваются между ножек к животику ребенка так, чтобы бедра находились в разведенном состоянии.

• Купание. До 6 месяцев — ежедневно, затем можно купать через день. Температура воды должна быть 37-37,50С, продолжительность ванны 5-7 мин. Мыло для мытья тела используется 1-2 раза в неделю, область промежности моют с мылом ежедневно.

• Прогулки на свежем воздухе. Летом начинают сразу после выписки из стационара. Продолжительность первой прогулки — 15-20 мин, затем пребы­вание на улице увеличивают на 10-20 мин ежедневно. Весной и осенью про­должительность прогулки сокращается до 10-15 мин и длительность пребыва­ния на свежем воздухе увеличивают на более короткий срок. В зимний период режим пребывания на свежем воздухе устанавливается индивидуально с учетом климата, состояния здоровья и особенностей ребенка.




Первичный туалет новорожденного

первичный туалет новорожденного

Сразу же после появления ребенка на свет, медицинский персонал проводит новорожденному первый туалет. Алгоритм первичного туалета новорожденного прост и постоянен. Сначала ребенку, для исключения заглатывания, отсасывают из носоглотки и рта околоплодные воды. Процедура эта проводится специальным отсосом или резиновой грушей сразу же после прорезывания головки через родовой канал.

Пуповина: этап первый

Затем медперсонал приступает к перевязке и обработке пуповины. Процедура эта состоит из двух этапов. Как только ребенок родится, ему тут же накладывают на пуповину 2 зажима Кохера на расстоянии в 2 см один от другого. А между зажимами пуповину смазывают йодом или спиртом и разрезают ножницами.

Этап второй

После этого ребенка кладут на пеленальный столик, над которым располагается мощная лампа. Благодаря исходящему от лампы теплу ребенок не переохлаждается, так что можно спокойно заниматься вторым этапом обработки пуповины. Салфеткой, смоченной в спиртовом растворе, аккуратно протирают пуповину, затем это же место протирается сухой салфеткой. На пуповину накладывается скоба Роговина, а примерно через 1,5 см от этой скобы производится отсекание пуповины. Ранку обрабатывают слабым раствором «марганцовки», а потом накладывают на нее повязку.

Обрабатываем кожу

Обработка кожи младенца – это следующий этап проведения первичного туалета новорожденного. Процедура эта заключается в удалении салфеткой (стерильной, смоченной в растительном масле) слизи с кожи ребенка и первородной смазки. А такие места как локтевые, паховые, коленные сгибы – припудриваются ксероформом. Этот препарат является хорошим противовоспалительным и подсушивающим средством. Кожа только что появившегося на свет ребенка очень нежная, тонкая, она еще не способна выполнять в полной мере свои барьерные функции, поэтому она требует очень бережного к себе отношения.

Профилактика гонобленореи

Очень важным этапом проведения первичного туалета новорожденного в родзале является профилактика такого заболевания как гонобленорея. Для этого ребенку закапывают в глаза (в нижнее веко) 20% раствор натрия сульфата. Специалисты аккуратно оттягивают веко, а после закапывания нежными движениями протирают оба глаза. Где-то через 2-3 часа процедуру повторяют. Для этих целей вместо натрия сульфата можно использовать 1% тетрациклиновую мазь. Кроме этого, новорожденным девочкам в половую щель капают 1% раствор нитрата серебра.

Антропометрия

После окончания проведения процедуры первичного туалета, приступают к антропометрии. Ребенка взвешивают на специальных медицинских весах (лоток весов обязательно предварительно обрабатывается хлоргексицином или перекисью водорода).

Затем производится измерение роста ребенка, для этого малышу вытягивают ножки и замеряют длину тела от выпуклости на голове до пяточек. Обязательно измеряется окружность головы. Бумажная измерительная лента накладывается через надбровные дуги и малый родничок. После измерения окружности головы производится измерение груди. первый туалет новорожденногоНормой считается отличие окружности головы в большую сторону, чем окружность груди, на 2-4 см.

После антропометрии ребенку надеваются на ручки и ножки клеенчатые браслетики. На браслетиках указаны ФИО матери, полное время родов (дата, час и минута), рост, пол и вес малыша, номер истории родов, иногда еще номер кроватки. Ребенку заводится специальная карточка по установленной форме «История развития новорожденного».

Обязателен осмотр новорожденного ребенка педиатром, для того, чтобы убедиться в отсутствии каких либо патологий или акушерской травмы. Если с малышом все в порядке, его пеленают и через 2 часа переводят в отделение для новорожденных.

 

Первичная обработка новорожденного — Мегаобучалка

Учебно-методическое пособие

Для студентов по практическому обучению

ПМ.01 МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение»

 

тема: «Внутриутробный период и период новорожденности.

Доношенный новорожденный»

Составитель:

преподаватель I квалификационной категории

Подгорбунских Евгения Павловна

 

Год

Составитель: Подгорбунских Евгения Павловна – преподаватель первой категории, ГАПОУ РБ «Сибайский медицинский колледж»

 

Методическое пояснение

Учебное пособие составлено для студентов медицинских училищ и колледжей специальности и «Сестринское дело» по ПМ 01 МДК 01.01 и для самоподготовки по теме « Период новорожденности. Доношенный новорожденный ребенок и уход за ним»

 

Знания и практические умения по этому разделу программы необходимы фельдшерам и медсестрам для будущей работы с детьми и их родственниками.

 

В данном пособии отражены основы техники проведения манипуляций, даны необходимые знания для работы с ребенком.

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС. Содержит основной объем манипуляций, которые необходимы для работы с ребенком.

 

В пособие включены методические указания по работе, тесты для самоконтроля с эталоном, перечень литературы по теме.

 

I. Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов по теме:

« Внутриутробный период и период новорожденности. Доношенный новорожденный»

Внимательно изучите все разделы пособия. Если Вы считаете, что хорошо усвоили материал, проверьте свои знания, ответив на задания теста, предлагаемого Вам в конце пособия. Сверьте ответы с эталоном. Если были допущены ошибки или вы чувствовали неуверенность при ответе на какие-либо вопросы, проработайте вновь этот раздел.

 

Цель самоподготовки:

 

1. Для успешной практической деятельности в области ухода за ребенком необходимо освоить все знания и умения по уходу за новорожденным ребенком.

2. Важно научиться обучению и консультированию родителей ребенка по вопросам ухода за ним.



 

Перед изучением темы « Доношенный новорожденный и уход за ним» необходимо иметь исходный уровень знаний:

— анатомо-физиологических особенностей новорожденного ребенка

— основные потребности ребенка в период новорожденности

— сестринский процесс

— меры профилактики ВБИ

— обучение и общение в СД

 

Требования ФГОС

Студент должен знать:

· Анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка

· Основные проблемы периода новорожденности и способы их решения.

· Схему первого патронажа к новорожденному ребенку

Студент должен уметь:

· Составлять план ухода за новорожденным;

· Проводить манипуляции по уходу за новорожденным и обучать им его окружение.

· Разрабатывать карту сестринского процесса для удовлетворения потребностей новорожденного.

Фрмируемые компитенции:

Код Наименование результата обучения
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 9 Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
ОК 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

Манипуляционная техника

Первичная обработка новорожденного

Оснащение:

— Стерильный лоток , покрытый стерильной пеленкой

— стерильный баллон для увлажнения катетера (изотонический раствор или фурациллин)

— стерильный пакет для первичной обработки (3 зажима Кохера, ножницы, 2 стеклянные палочки, ватные шарики)

— 1% тетрациклиновая мазь для профилактики гонобленореи

— 5% раствор йода или 70% этиловый спирт.

Алгоритм проведения манипуляции:

Алгоритм проведения вторичного туалета новорожденного — Мегаобучалка

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть I. УХОД ЗА ЗДОРОВЫМ РЕБЕНКОМ  
1. Уход за новорожденным ребенком в родовспомогательных учреждениях и домашних условиях  
1.1. Первичный туалет новорожденного
1.2. Вторичный туалет новорожденного
1.3. Подмывание новорожденного и грудного ребенка
1.4. Утренний туалет новорожденного
1.5. Гигиеническая ванна для грудного ребенка
1.6. Пеленание
1.7. Обработка пупочной ранки
1.8. Подготовка матери и ребенка к кормлению
2. Вскармливание ребенка первого года жизни  
1.1 . Расчет суточного и родового объема пищи
1.2 . Техника проведения контрольного кормления
2.3. Приготовление продуктов прикорма
2.4. Приготовление 25% раствора соли, 100% сахарного сиропа
2.5. Приготовление блюд основного прикорма
2.6. Приготовление молочных смесей в домашних условиях
Часть II. УХОД ЗА БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ  
3.Уход за ребенком с нарушением терморегуляции  
3.1. Согревание недоношенного ребенка
3.2. Согревание с помощью грелок
4. Кормление ребенка с нарушением рефлексов орального автоматизма  
4.1. Кормление новорожденного через желудочный зонд (катетер)
4.2. Кормление ребенка из бутылочки
5.Уход за слизистыми кожей и её придатками  
5.1. Обработка полости рта при стоматитах
5.2 .Уход при опрелостях и потнице
5.3. Обработка волосистой части головы при гнейсе
5.4. Уход за ногтями ребенка
5.5. Применение мазей, паст и болтушек на кожу
5.6. Лечебные маски и примочки
5.7. Лечебные ванны
6.Уход за ребенком с заболеваниями органов дыхания  
6.1. Термометрия
6.2. Применение пузыря со льдом
6.3. Введение капель в глаза
6.4. Введение капель в нос
6.5. Введение капель в ухо
6.6.Введение мази в глаза
6.6. Введение мази в нос
6.7. Постановка турунды в ухо
6.8. Постановка согревающего компресса на ухо
6.9. Постановка горчичников
6.10. Ингаляции с применением индивидуальных ингаляторов
6.11. Разведение антибиотиков. Расчет количества антибиотиков для введения ребенку.
7. Уход за ребенком с заболеваниями органов пищеварения  
7.1. Промывание желудка
7.2. Введение газоотводной трубки
7.3. Постановка очистительной клизмы 7.4. Методика постановки лекарственной клизмы
Приложения

Часть I. УХОД ЗА ЗДОРОВЫМ РЕБЁНКОМ



Уход за новорожденным ребенком

В родовспомогательных учреждениях и домашних условиях

Первичный туалет новорожденного

Цель: профилактическая

Показания:

1. Адаптация ребёнка к внеутробной жизни.

2. Профилактика инфицирования.

3. Начало грудного вскармливания.

4. Оценка состояния.

Оснащение:

ü резиновый баллон;

ü лоток 80 см. на 60 см;

ü зажимы Кохера – 3 шт.;

ü ножницы;

ü 950 этиловый спирт;

ü 20% раствор сульфацила натрия -20 мл;

ü пелёнки -3шт;

ü корнцанг;

ü перчатки;

ü разовые скобы;

ü ножницы;

ü лоточные весы;

ü одеяло;

ü 5% раствор перманганата калия — 50 мл;

ü 0,1% раствор йодопирона — 50 мл;

ü сантиметровая лента;

ü 3 ватных шарика;

ü лигатура 1мм. в диаметре и длиной 10 см;

ü треугольная марлевая повязка для покрытия культи пуповины;

ü браслетки;

Обязательные условия:

ü соблюдение асептики и антисептики;

ü подготовка акушерки и фельдшера к родам;

Таблица 1

Техника проведения первичного туалета новорожденного

Этапы Обоснование
Выполнение процедуры
1.После рождения головки ребёнка

Окончание таблицы 1

акушерка отсасывает слизь из верхних дыхательных путей с помощью электроотсоса или резинового баллона Освобождение дыхательных путей, для нормализации дыхания.
2.Родившегося ребёнка акушерка кладёт на заранее приготовленный обеззараженный согретый, покрытый стерильной пелёнкой лоток. Быстрыми промокательными движениями обсушивает младенца, накрывает другой сухой, стерильной пелёнкой. Предупреждение переохлаждения и инфицирования
33. Затем выкладывает ребёнка на живот к матери Снятие стресса, заселение материнской микрофлорой, предупреждение переохлаждения.
5. На первой минуте проводит оценку по шкале АПГАР. Оценка состояния при рождении
6. 5. Накладывает 3 зажима Кохера на пуповину: ü 1 — на расстоянии 10 см от пуповинного кольца; ü 2 — на расстоянии 8 см от пуповинного кольца; ü 3 — как можно ближе к наружным половым органам матери Перевязка пуповинного остатка, отделение от матери, восстановление кровообращения
7. 6. Между первым и вторым зажимом пуповину обрабатывает 950 спиртом и рассекает (пуповина обрезается после прекращения пульсации). Срез культи акушерка обрабатывает 1% раствором йодоната, а саму культю вместе с зажимом укладывают под ребёнка Профилактика инфицирования
8. 7. Для профилактики гонобленнореи у новорожденных акушерка закапывает в конъюнктивальный мешок трёхкратно с интервалом 10 минут по 1 капле раствора сульфацила натрия 20% или однократно 1% тетрациклиновую мазь. Профилактика инфицирования
9. 8. Ребёнка приложить к груди матери Становление лактации у матери и сосательного рефлекса у ребёнка.

Таблица 2

Алгоритм проведения вторичного туалета новорожденного

 
  Выполнение процедуры
  1. С помощью стерильной марлевой салфетки отжать пуповинный остаток от основания к периферии смоченным 950 спиртом и протереть его марлевой салфеткой, смоченной 950 спиртом. Затем наложить одноразовую скобку или скобку Роговина на 3-4 мм. от края кожи. Скобку смыкают до полного защёлкивания. При помощи стерильных ножниц отсекают остаток пуповины на расстоянии 3-5 мм. Раствором 5% перманганата калия сначала обработать пуповинный остаток на месте среза, затем кожу вокруг пупка, наложить повязку Окончательная обработка для профилактики кровообращения и инфицирования
  2. Затем приступают к антропометрии. Взвешивают ребёнка на лоточных весах, на пелёнке, вес записывают без учёта пелёнки, измеряют длину тела, окружность головы, груди сантиметровой лентой Оценка степени зрелости и доношенности ребёнка.
  3. В истории родов указывают дату, час рождения, массу, рост ребёнка, в каком предлежании родился, записывают оценку по шкале АПГАР, длительность безводного периода, общую продолжительность родов, массу и размер последа, длину пуповины  
  4. Достать и развёрнуть пакет с браслетом и медальоном Для регистрации ребёнка
  5. Обработать руки кожным антисептиком Предупреждение инфицирования
  6. Записать на браслетах и медальоне Ф.И.О. матери, № истории родов, пол ребёнка, массу и рост, час и дату его рождения. Вновь обработать руки. Привязывает два браслетика на руки ребёнка, 1- на руку матери, 1- браслетик вкладывает в пелёнки Регистрация ребёнка
     

Окончание таблицы 2

Первичная обработка новорожденного.

 

Готовясь к принятию родов, акушерка тщательно моет руки щеткой, надевает стерильные перчатки, халат, маску. После рождения головы акушерка отсасывает слизь из верхних дыхательных путей новорожденного с помощью резинового баллона с мягким наконечником или электроотсоса. Отсасывать слизь следует быстро, бережно и в следующей последовательности: сначала изо рта и только затем из носовых ходов. При преждевременном раздражении слизистой полости носа ребенок может сделать первый вдох и произойдет аспирация слизи из полости рта в верхние дыхательные пути. При работе с электроотсосом следует избегать многократного глубокого введения катетера в ротоглотку, т.к. может возникнуть рефлекторный спазм голосовой щели с последующим развитием асфиксии. Следует также избегать возможного присасывания катетера к слизистой во избежание её травмирования.

Родившегося ребенка акушерка кладет на стерильный лоток, покрытый тёплой стерильной пеленкой, поставленный у ног матери. Лоток должен находиться на одном уровне с плацентой или чуть ниже (10 – 20 см) – для профилактики гемотрансфузии от матери к ребёнку или наоборот. В родовой комнате должен поддерживаться температурный режим 25 градусов. Следует проводить профилактику избыточных потерь тепла новорожденного. Для этого акушерка сразу после рождения обсушивает новорожденного теплой стерильной пелёнкой мягкими промокающими движениями (в дальнейшем эта пелёнка не используется).

До отделения ребенка от матери акушерка обрабатывает руки одним из растворов антисептика, берёт из развёрнутого стерильного пакета для первичной обработки новорожденного пипетку и с помощью ватных тампонов (отдельных для каждого глаза), придерживая и несколько оттягивая нижнее веко закапывает в глаза по 1 – 2 капли 30 % раствора сульфацила натрия (альбуцида). Обязательно перед использованием проверяется надпись на флаконе и срок годности препарата. Раствор должен быть тёплым. Для каждого ребёнка используется отдельный флакон, который открывается непосредственно перед употреблением. Открытый флакон хранится не более 24 часов. Девочкам производится закапывание альбуцида и на наружные половые органы (отдельной пипеткой).

Затем (через 15 – 20 минут) акушерка накладывает три зажима Кохера на пуповину (иногда используется лигатура): один на расстоянии 10 см от пупочного кольца ребёнка, второй на расстоянии 8 см от пупочного кольца ребёнка (между зажимами 2 см), третий зажим накладывается как можно ближе к наружным половым органам женщины. Участок пуповины между первым и вторым зажимами акушерка обрабатывает стерильным ватным шариком с 96 градусным этиловым спиртом и пересекает стерильными ножницами. Срез детской культи пуповины акушерка смазывает 1 % раствором йодоната. Далее она показывает ребёнка матери и обращает её внимание на пол ребёнка и имеющиеся у него отличительные особенности (родимые пятна, врожденные аномалии и т.д.).

В большинстве стран ребёнка после отделения кладут на обнажённую грудь матери и оставляют на 30секунд для контакта «кожа к коже». Затем ребёнка бережно переносят в детскую комнату и оставляют на пеленальном столике под источником лучистого тепла, при этом заботятся о том, чтобы кожа ребёнка не была влажной во избежание дополнительных потерь тепла. Обязательно предусматривается безопасность новорожденного. Затем акушерка занимается выделением последа. Если в роддоме имеется дежурный неонатолог, то он в это время занимается первичным осмотром новорожденного. Особенно важно обратить внимание на наличие врожденных аномалий развития. Врач вводит в желудок ребёнка стерильный зонд для эвакуации содержимого и одновременного исключения атрезии пищевода. Промывание желудка в большинстве случаев не производится.

После отделения последа акушерка вновь возвращается к ребёнку, достаёт стерильным корнцангом из специального стерильного бикса пакет для вторичной обработки пуповины и приоткрывает его. Затем моет руки щеткой под проточной водой в течение 3 минут, обрабатывает их раствором антисептика и приступает к вторичной обработке пуповины, которую следует проводить по методу Роговина. С помощью стерильной марлевой салфетки отжимают пуповину от основания к периферии и протирают её марлевым шариком с 95 о спиртом. Затем на пуповинный остаток надвигают открытый зажим с предварительно вложенной в него скобкой так, чтобы край скобки находился на расстоянии 3 – 4 см от кожи пупочного кольца. Далее зажим смыкают до полного защелкивания скобки. Если нет скобок, то остаток пуповины перевязывается стерильной шелковой лигатурой. Далее стерильными, специально выделенными для обработки пуповины ножницами, отсекают остаток пуповины на расстоянии 3 – 5 см от верхнего края скобки или лигатуры. Поверхность среза, основание пуповины и кожу вокруг пуповинного остатка обрабатывают палочкой с ватой, смоченной 5 % раствором перманганата калия (марганца). Если его нет, то 1 % спиртовым раствором бриллиантовой зелени. При резус – отрицательной крови у матери, изосенсибилизации по системе АВО, а также при тяжелом состоянии ребенка культю пуповины оставляют длиной 3 – 5 см (для возможных последующих манипуляций с пуповиной – инфузия растворов, заменное переливание крови). Обработка аналогичная. Далее на культю пуповины накладывается марлевая стерильная грушевидная повязка по Чистяковой.

Возможные ошибки при обработке пуповины:

1. Захватывается и перетягивается кожа пупочного кольца с последующим нарушением микроциркуляции и некротизированием тканей. При обнаружении необходимо развязать неправильно наложенную лигатуру или снять скобку. Затем снова правильно перевязать пуповину. Местное лечение некроза по правилам хирургии. Применяются антибактериальные, антисептические растворы и мази и препараты, улучшающие микроциркуляцию. Возможна консультация хирурга.

2. Слабое пережатие пуповины с последующим кровотечением из сосудов пуповины.

3. Чрезмерное пережатие пуповины и ее перерезывание лигатурой с повреждением сосудов пуповины и развитием кровотечения. В обоих случаях необходимо исправить наложение лигатуры, оценить объем кровопотери и провести заместительную терапию препаратами крови и кровезаменителей.

Вслед за обработкой пуповины проводят первичную обработку кожных покровов: стерильным ватным тампоном, смоченным стерильным растительным или вазелиновым маслом, из индивидуального флакона (расфасовка по 10 мл для каждого ребенка), который открывается непосредственно перед использованием и обязательно должен быть теплым. Акушерка легким ненасильственным движением удаляет кожи ребенка остатки слизи, крови и первородную смазку. Допускается также обмывание ребенка под теплой проточной водой. Затем кожу вновь обсушивают стерильной пеленкой. Ребенка взвешивают в другой пеленке, вес которой учитывается. Лучше использовать электронные весы. Затем с помощью ростомера или стерильной сантиметровой ленты проводят измерение длины тела новорожденного (при этом лента повторяет физиологические изгибы позвоночника). Сантиметровой лентой измеряют окружности головы и груди. Окружность головы измеряется по линии, проходящей через лобные бугры и затылок в области малого родничка. Окружность груди измеряется по линии сосков и подмышечных впадин.

Затем ребенка оставляют на пеленальном столе под источником лучистого тепла неплотно завернутым в пеленку. Акушерка достает и развертывает стерильный пакет с браслетками и медальоном, обрабатывает руки одним из кожных антисептиков, стерильно подписывает браслетки и медальон. Акушерка разборчиво указывает фамилию, имя и отчество роженицы, номер истории родов, пол ребенка, его массу, длину, окружности головы и груди, дату и время рождения. Никаких других записей не производится. Затем акушерка вновь обрабатывает руки антисептиком, надевает браслетки на запястья ребенка, пеленает новорожденного в три стерильные пеленки (подгузник, нижняя пеленка с пеленанием грудной клетки, верхняя пеленка с пеленанием ручек и головы), сверху пеленается одеяло. Поверх одеяла надевается медальон. Ребенка помещают в индивидуальную кровать (желательно оборудованную дополнительным источником тепла).

По показаниям производится первое прикладывание к груди, которое проводит акушерка или дежурный неонатолог.

В течение первых двух часов жизни новорожденный находится в родовой под наблюдением персонала (акушерка и врач – акушер). Оформляются необходимые документы (история родов и история развития новорожденного). Затем проводится повторное закапывание альбуцида, о чем делается запись в истории развития новорожденного.

В сопровождении акушерки ребенок переводится в детское отделение. При поступлении в детское отделение детская медсестра лично принимает ребенка, вновь взвешивает его, проверяет данные браслеток и медальона с данными истории развития новорожденного и сверяет их с фактическим полом ребенка и делает соответствующие отметки в истории развития и расписывается о приеме ребенка. Особенно точно фиксируется время поступления в детское отделение, общее состояние ребенка, температура тела, цвет кожных покровов, характер крика и дыхания, отхождение мочи и первородного кала (мекония). При необходимости проводится вторичный туалет кожных покровов. Ответственность за состояние ребенка и его жизнь в дальнейшем несет персонал детского отделения. В течение первых суток каждый новорожденный находится под интенсивным наблюдением персонала детского отделения (медсестра и врач), т.к. в этот период может наступить ухудшение состояния ребенка, а также возможно проявление незамеченных врожденных аномалий и пороков развития. При раннем переводе новорожденного из родильного зала (до истечения 2 часов) детская медсестра проводит повторную обработку раствором альбуцида и завершает запись в истории о проведенной профилактике гонобленнореи.

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»