Вальдорфская школа Википедия

Вальдóрфское образовáние («штайнеровская» или «вальдорфско-штайнеровская педагогика») — альтернативная[1]педагогическая система, основанная на антропософских представлениях.
Вальдорфская педагогика основывается[1][2][3] на выделившемся из теософии[4] религиозно-мистическом[4][5][6][7] учении Рудольфа Штайнера — антропософии.
Эксперт по Вальдорфской педагогике В. К. Загвоздкин заявляет, что антропологический педагогический подход Р. Штайнера противопоставляет себя традиционализму и прагматизму, использует язык «антропософской антропологии»[3].
Вальдорфские школы являются общеобразовательными[8]. В младших классах отсутствуют оценки и преподавание ведётся преимущественно без учебников[9]
Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году. В настоящее время (март 2017) в мире насчитывается 1092 вальдорфские школы, находящихся в более 70 странах
Вальдорфская методика также используется как в «вальдорфски ориентированных» школах, в том числе финансируемых государством, так и в среде домашнего обучения[16]. Она была также принята учителями некоторых других государственных и частных школ[17][18][19].
В программных документах Вальдофских школ и в СМИ утверждается, что антропософия, являющаяся прямой основой применяемых в них педагогических приёмов, содержания образования учеников, управления школой и образования учителей [2], не преподаётся детям ни отдельным предметом, ни как религиозное верование[20][21]. Некоторые критики считают эти утверждения неверными или, как минимум, вводящими в заблуждение[22][23][24]. Религиоведами[источник не указан 2230 дней], а также некоторыми критиками[24] централизованное и направляемое Антропософским обществом движение вальдорфских школ рассматривается как часть нового религиозного движения (НРД) антропософии или как подобное НРД движение.[источник не указан 2171 день][значимость?]
Педагогическая система Вальдорф | Материнство
Ваш ребенок уже подрос, и пришло время отдавать его в детский сад или школу. Но наряду с обычными районными или муниципальными садиками и школами на просторах нашей маленькой страны существует огромное количество необычных учебных заведений, которые работают в соответствии с особой педагогической системой. Среди них выделяются сады и школы системы Вальдорф, которые еще иногда называют «антропософскими».
Вальдорф – одна из самых модных систем в современной педагогике, хотя первая вальдорфская школа открылась еще в 1919 году в Штутгарте, в Германии (она финансировалась фирмой «Вальдорф-Астория», которая и дала название новой педагогической системе). Через несколько лет при школе открылся детский сад. Автор концепции и руководитель школы Рудольф Штайнер (1861-1925) был основателем не только особой педагогической системы, лечебной педагогики и медицины, но и целого духовного направления.
Штайнер с самого начала придавал большое значение развитию детей в раннем возрасте, задолго до того, как это стало модным в 60-х-70-х годах ХХ века. Именно в эти годы интерес к вальдорфским детским садам и школам резко возрос. В настоящее время вальдорфские детские сады и школы распространены на всех континентах, но больше всего их в странах Европы: Германии, Швейцарии, Голландии, Швеции, Финляндии и России. Есть они и в США, Канаде, Израиле, Индии и Японии. Всего насчитывается более двух тысяч садов и 800 школ, которые работают при поддержке ЮНЕСКО и правительств этих стран. В Израиле существует 37 детский садов, записанных в амуте «Антропософия бе-исраэль», одни домашние ясли, два садика для детей с проблемами развития, и 5 школ (самая известная из них – школа «Хардуф», котоаря находится в киббуце носящем то же название. Это единственная в Израиле школа системы Вальдорф где дети проходят 12-летнее обучение, остальные школы начальные и самый старший класс в них – шестой или восьмой). Кроме того, существуют частные садики (которые обычно открываются и субсидируются самими родителями), которые не являются, строго говоря, вальдорфскими, но работают «в духе антропософии». Все вальдорфские учебные заведения являются частными, и, как вы догадываетесь, обучение в них стоит недешево.
Что же такое система Вальдорф?
В основе педагогической системы лежит целая философия, которую следует изучать спецаиально – что, кстати, и обязан сделать каждый, кто решит стать воспитателем в вальдорфском садике или учителем в школе. Сады и школы системы Вальдорф постоянно подчеркивают, что у них уделяется особое внимание образованию и личности воспитателя и учителя. Воспитатель – самая главная для ребенка личность, авторитет. От его поведения зависит вся атмосфера в садике или в классе.
Сами же сады системы Вальдорф работают по следующим педагогическим принципам:
• создание атмосферы, благоприятствующей развитию ребенка;
• воспитание через подражание и пример;
• культивирование многообразных форм игровой деятельности;
• создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
• организация здорового ритма жизни группы;
• занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия)
Надо сказать, что для меня, как для матери, все это прозвучало чрезвычайно заманчиво, но поскольку у меня уже есть определенный опыт в нашей системе дошкольного образования, я решила не поддаваться, так сказать, волшебству красивых слов, а проверить, как же все эти принципы воплощаются в жизнь.
Вальдорфский садик разительно отличается от обычного израильского садика даже внешне. Совершенно иная эстетика, садик очень красив, все в нем сделано из натуральных материалов: дерева, ткани. Нет практически ярких цветов и пластмассы. В помещении с утра царит уютный полумрак, но затем комната освещается более ярко (это часть «ритма жизни»). В большинстве садиков нет (или очень мало) обычных игрушек, зато есть множество деревянной утвари, чурочек, перегородочек, одеял, платков – словом, все для того чтобы дети проявляли в играх фантазию. Есть куклы, но не пластмассовые, а из ткани, и без четких черт лица. Нет здесь и компьютера (хотя в старших классах школы «Хардуф» все дети изучают компьютеры), и магнитофона, и телевизора. Воспитатели сами поют детям и играют на музыкальных инструментах. В вальдорфском саду принят очень четкий режим дня («тихое» время сменяет более «активное») – чтение сказки чередуется с приготовлением завтрака, игра на улице с рукоделием. Сами «вальфдорцы» описывают эту систему с помощью понятий «вдох» и» выдох»: «Фаза «выдоха» — свободное творческое раскрытие сил ребенка в игре, — сменяется фазой «вдоха», когда дети занимаются с воспитателем или слушают сказку». Дети помогают готовить еду (обычно совершенно натуральную, основанную на крупах) и убирать. Они занимаются земледелием, сеят, жнут, выращивают овощи. Еще в садике приняты определенные ритуалы связанные с природой: благодарение силам природы, Солнцу, Матери-Земле. Для моего еврейского уха это прозвучало как чистейшей воды идолопоклонство, но в садике меня уверили, что «это не элементы язычества, а просто приближение, слияние с природой и ее элементами.» Я не нашла в саду и тех обычных для израильского садика моментов, которые призваны формировать ранее интеллектуальное развитие ребека: висящих на стене плакатов с буквами и цифрами, например. Зато дети там учатся рукоделию, там много внимания уделяется физическому развитию ребенка, его моторике. Даже гостям не позволено сидеть в садике «сложа руки» и смотреть на детей – это отвлекает малышей от игры. Взрослые, воспитатели и гости, постоянно заняты рукоделием, или каким-то другим спокойным делом, а дети стараются подражать взрослым, или играют между собой в разные ролевые игры.
Цели и задачи Вальдорфского садика
На сайте Вальдорфского воспитания можно выяснить, какие цели преследуют все эти оригинальные обычаи садика:
«Детство – это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности – прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое.» Другими словами, дошкольный возраст считается удачным временем для развития моторики, обучения разным действиям через подражание, социализации ребенка в обществе других детей (кстати, группы в вальдорфских садиках обычно разновозрастные).
Зато чтение и арифметика, по мнению последователей этой системы, никак не подходят дошкольникам. С чтением, кстати, вообще дело обстоит интересно. В школе «Хардуф» дети учатся читать через письмо. Сначала ребенок умеет писать буквы и слова, и лишь затем читать их! При этом считается нормальным, что дети не умеют читать до 3 класса, зато знают несколько десятков стихотворений на разных языках, умеют прясть и вязать, выращивать овощи, готовить еду, и играют на музыкальных инструментах. Счету и другим «премудростям» в системе Вальдорф обучают через сказки и игры.
При этом никак нельзя сказать что дети в системе Вальдорф ничему не учатся. Просто они учатся иначе: через подражание, игру, движение. При этом дети развиты не менее своих сверстников, обучаемых в средней израильской школе…
Мнения родителей
А что же говорят родители? Вот мнение Нооми Ф., матери троих детей. Старшие, мальчики, учатся в одной из антропософских школ, а девочка посещает вальдорфский садик.
«Дети очень любят ходить в школу, что само по себе является необычным. В школе принято что один и тот же учитель сопровождает группу с 1 класса и до выпуска. Моим детям крупно повезло, у них прекрасные учителя – впрочем, в системе образования Вальдорф это обычное явление. Старший сын, например, очень любит своего учителя. Дети в школе учатся огромному спектру различных умений, особенно следует подчеркнуть рисование, лепку, движение под музыку (эвритмия), прикладное искусство, музыку. Уделяется также внимание и связи с природой – дети занимаются земледелием, ухаживают за животными, много времени проводят на природе. Постоянно проводятся выставки и концерты, в которых участвуют дети, даже самые маленькие. Родители также должны активно участвовать в жизни школы и садика.»
— Не является ли проблематичным то, что интеллектуальному развитию детей не уделяется должного внимания? Как же дети поступят в университет, приобретут профессию?
«Выпускники нашей школы сдают экзамены на аттестат зрелости, правда, по минимуму. Но основная задача школы – воспитать личность, гармонично развитую, индивидуальность, самостоятельного человека. Такой человек найдет свою дорогу в жизни, будь это получение высшего образования или открытие собственного дела. Главное, что он сможет быть счастливым, ведь годы его детства прошли в гармоничной, дружелюбной атмосфере».
— А как сочетается с воспитанием индивидуальности тот факт, что все дети должны рисовать на определенную тему определенными цветами, что все они слышат изо дня в день те же тексты, что все они обязаны, скажем, вывязать футлярчик для флейты к концу первого класса?
«Детям необходимы границы, ведь все родители так или иначе хотят чтобы их дети следовали их идеалам. Так же и наша школа. В раннем возрасте на первый план выступает потребность ребенка чувствовать психологический комфорт и защиту. Если ребенок окружен вниманием и пониманием любящих его взрослых — в его восприятии таких сильных, почти всемогущих, — он спокоен и имеет возможность для свободного саморазвития, он будет смел, инициативен, активен, будет доверять своим силам. Для того, чтобы чувствовать себя комфортно, ребенку необходимы границы, режим, заданный ритм. Тем не менее, детям предоставляются большие возможности для индивидуального развития и творчества. Необходимо присмотреться внимательно к рисункам и тетрадкам детей, чтобы увидеть, насколько они индивидуальны и различны».
— Для всех ли детей подходит школа вальдорфского направления? Такое ощущение, что она создана только для природных «гуманитариев».
«Школа подходит для всех детей, но определенно не для всех родителей. Родители дожны продумать, что им важно, что они ищут в школе, в воспитании ребенка. Не все родители, дети которых учатся в вальдорфской системе, являются последователями антропософии. Но у них у всех есть определенные приоритеты, которые сочетаются с вальдорфской методикой школьного и дошкольного воспитания».
Как всегда и везде, родители и дети остаются довольны учебным заведением если личность воспитателя или учителя импонирует им, если к ребенку действительно хорошо относятся, и если садик или школа проявляет терпимость к детским особенностям и слабостям. Так, например, в некоторых учебных заведениях системы Вальдорф воспитатели запрещали приносить в садик игрушки из дома, и были слишком строги с маленькими шалунами, покрикивая на них, когда те играли на улице. Это, естественно, вызвало недовольство родителей, которые считали что в саду дети должны встречаться лишь с мягким, терпеливым отношением. В другом саду неопытные воспитатели не обращали вимание даже на такие элементарные вопросы, как детская безопасность. В связи со всем этим, рекомендую не надеяться на красивые фразы и не дать внешней эстетике ослепить нас. В любом садике, будь он обыкновенным государственным, или же вальфдорским, следует проверить, какое образование и опыт имеет воспитатель, отвечает ли садик правилам безопасности, как отзываются дети и родители о личности воспитателя и прочие важные моменты, включа количество и возраст детей в группе. И если садик подходит вам по разным параметрам, возможно, вы останетесь очень довольны им даже если не имеете никакого понятия об антропософии! Если же вы решили обойтись обычным районным детсадом, можно практиковать некоторые принципы Вальдорф дома: например, позволить детям участвовать в приготовлении еды – и стараться, чтобы это была натуральная, основанная на крупах и бобовых пища. Можно посеять вместе овощи прямо на балконе, вместе ухаживать за ними и вместе следить за их созреванием. Можно разрешить детишкам играть кастрюлями, платками, диванными валиками и стульями, ограничить доступ к компьютеру и прочим прелестям цивилизации, и научить малышей вашему любимому рукоделию. Уверена, это будет чрезвычайно полезный опыт для всей семьи.
Дата публикации 28.09.2007
Автор статьи: Н. Айзнер
Чем вальдорфская педагогика отличается от традиционной
В 2019 году исполняется 100 лет со дня основания первой вальдорфской школы. Сегодня вальдорфская педагогика – одна из самых популярных альтернативных педагогических систем в мире. Мы расскажем о том, что лежит в ее основе и чем ее принципы отличаются от принципов традиционной педагогики.
Рудольф Штайнер и первая вальдорфская школа
Вальдорфская педагогика зародилась в Германии. Основатель движения Рудольф Штайнер известен не только как философ и педагог, но и как эзотерик. Один из самых известных его трудов – антропософия, религиозно-мистическое учение. Штайнер считал, что его концепция – единственно верная, истинная, а остальные положения об устройстве мира ошибочны.
В кризисный для Европы период по окончании Первой мировой войны главы правительств европейский стран не восприняли всерьез антропософские идеи, и ему ничего не оставалось, как переориентироваться на образовательные учреждения для продвижения своих идей. Так появилась вальдорфская педагогика.
В 1919 году Штайнер опубликовал «Воззвание к немецкому народу и культурному миру» и «Ключевые моменты социального вопроса в условиях современной жизни и в будущем» и начал выступать с лекциями, в которых затрагивал и педагогические проблемы. А вскоре по просьбе директора сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» Эмиля Мольта он взял на себя руководство школой для детей рабочих, которую на свои средства открыл Мольт в Штутгарте. Штайнер лично готовил учителей, читал лекции для родителей и публики. Его идеи приобрели популярность, и школы, названные вальдорфскими, начали открываться не только в других немецких городах, но и за рубежом.
Вальдорфская педагогика в мире
Штайнер скончался в 1925 году, а с приходом к власти нацистов созданные им школы стали закрывать. Однако за пределами Германии популярность движения только росла, и к началу девяностых в мире действовало около 500 вальдорфских школ.
Примерно в это же время они появились и в России. В 1989-м открылась первая вальдорфская группа детского сада, в 1992-м − первая школа. К 2018 году в России насчитывалось 19 общеобразовательных вальдорфских школ, в которых обучались 2 500 учеников. Находились школы в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Самаре и Ярославле. Что касается детских садов и дошкольных студий, то в прошлом году таких учреждений было 70 и 30, соответственно.
В 1995 году в России появилась Ассоциация вальдорфских школ, куда вошли как государственные школы, так и автономные некоммерческие организации, использовавшие принципы вальдорфской педагогики. Ассоциация проводит мероприятия для учителей, школьников и родителей. У детских садов тоже есть свое объединение – «Содружество вальдорфских школ».
Сегодня в мире более тысячи школ и почти две тысячи детских садов, взявших за основу педагогику Штайнера. Кроме этого, по разработанным им методикам работают детские дома и лечебно-педагогические учреждения, а отдельные элементы вальдорфской педагогики применяются и в «невальдорфских» школах и при домашнем обучении. Отметим, само название «вальдорфская школа» является торговой маркой, и не все учебные заведения, использующие принципы педагогики Штайнера, могут его носить.
Теоретические основы вальдорфской педагогики
Современные сторонники вальдорфской педагогики подчеркивают, что антропософия не преподается детям ни в каком виде – ни как религиозное учение, ни как академическая дисциплина. Однако сами принципы педагогики Штайнера исходят из антропософских предпосылок. Главная из них – представление о человеческой сущности как о единстве духа (мысли), души (эмоциональной сферы) и тела. Задача педагогики – развитие все трех составляющих.
В вальдорфских школах нет учебников. Носителем знаний является учитель, который искренне верит, что ему выпала честь транслировать передовое научное знание. Педагоги в подобных школах в большем своем числе – убежденные антропософы. Они считают, что их главная миссия – передать идеи Штайнера людям и сделать так, чтобы учащиеся приняли его учение об устройстве мира как единственно верное.
В то же время, если не учитывать философско-религиозные аспекты, можно сказать, что ориентация на гармоническое развитие ребенка, на его собственные способности позволяет отнести вальдорфскую педагогику к гуманистической парадигме в образовании. Исследователи указывают на близость педагогики Штайнера к идеям Л. Н. Толстого, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили и других авторов.
Еще один принцип вальдорфской школы предполагает поэтапное развитие ребенка. В период раннего детства, то есть до семи лет, согласно Штайнеру, упор делается на физическое развитие, в период детства (с семи до четырнадцати) – на развитие эмоциональности, и только на этапе отрочества и юности (до двадцати одного года) – на развитие интеллектуальное.
Особая роль учителя
Конкретные отличия вальдорфской школы от традиционной диктуются сказанным выше. Получение знаний – не единственная и даже не главная цель обучения. Не меньшее значение имеют физическое и эмоциональное развитие, воспитание воли и нравственных качеств: доверия, сочувствия и т. д.
Обучение в вальдорфских школах ведется по принципу преемственности. Первые семь лет все занятия ведет только «классный учитель», который отвечает за всестороннее развитие детей. Он может корректировать учебный план, ориентируясь на индивидуальные особенности ребенка. Такая работа требует от педагогов серьезной подготовки. В то же время очень важны личные качества учителя (то есть, по словам Штайнера, его способность проникнуть в душу ребенка и установить с ним прочную личностную связь), педагогический талант, чуткость и непредвзятость.
Учитель в вальдорфских школах – наставник. Педагог ежедневно находится рядом с детьми, и его авторитет для них неоспорим. Не исключено, что мировоззрение учеников формируется под воздействием того, что им говорит именно он, а не родители и другие взрослые.
Преподавание «эпохами» и повышенное внимание к практическим занятиям
Другое принципиальное отличие вальдорфской школы от обычной школы в том, что учебные дисциплины, которые считаются основными, преподаются «эпохами». Это значит, что несколько недель подряд полуторачасовое занятие, или «главный урок», посвящается одному и тому же предмету и одной и той же теме. Согласно Штайнеру, такая концентрация на предмете помогает ученикам осознать цели изучения материала и лучше его усвоить. Так преподаются родной язык, математика, история, естественные науки.
После главного урока, который проходит первым, начинаются занятия по предметам: иностранные языки (школьники изучают два иностранных языка с самого начала), музыка, живопись, эвритмия и другие. Отметим, что эвритмию, своеобразное сочетание пантомимы или танца с музыкой или декламацией, разработал сам Штайнер.
В послеобеденное время учащиеся занимаются ручным трудом: ремеслом и садоводством. Предполагается, что такой порядок проведения занятий соответствует естественному для ребенка дневному ритму.
Изучение главных предметов на этапе детства, то есть первые семь лет, может идти почти без учебников. Их заменяют устный рассказ учителя и работа в тетради: учащиеся делают заметки, пишут под диктовку, рисуют иллюстрации. Параллельно используются атласы и словари. Позже начинается чтение специальной литературы, которую учитель рекомендует каждому индивидуально. Нет в вальдорфских школах не только учебников, но и современной техники.
Также на последнем этапе обучения в школах проходит практика – производственная, социальная (в больницах, домах престарелых и т. д.), языковая.
Оценки
Оценок до перехода в старшие классы не ставят. Выполненные работы учитель анализирует, указывая на сильные и слабые стороны, а в конце четверти или года выдает учащимся подробные письменные характеристики.Оценки выставляются, только если ребенок переходит из вальдорфской школы в обычную. Считается, что нормальному развитию ребенка одинаково мешает и страх перед двойкой, и жажда похвалы. Соревновательные элементы сознательно изгоняются из учебного процесса. Традиционная же педагогика рассматривает соревнование как стимулирующий фактор, который помогает добиваться успехов в учебе и закаляет волю, эксплуатируя естественную склонность человека к соперничеству.
Религиозное воспитание в вальдорфских школах
Религиозное воспитание в вальдорфских школах все же ведется. Сам Штайнер полагал, что такие занятия должен проводить представитель той конфессии, к которой принадлежат семьи учеников, то есть католический священник или протестантский пастор. А для детей, чьи родители не относят себя ни к какой конфессии, был разработан курс «свободного христианского воспитания», цель которого – внушить ученикам чувство благодарности Творцу и благоговения перед творением.
При этом многие учителя вальдорфских школ − убежденные антропософисты. Трудно представить, что их взгляды не будут влиять на учебный процесс. Дети видят в своем учителе наставника и верят ему, а ведь он целых семь лет остается для них главным и единственным проводником в мир знаний. Конечно, хороший педагог не станет злоупотреблять своим авторитетом, но не будем забывать, насколько сильна вера этих учителей в идеологию Штайнера и в то, что им выпала огромная честь нести ее в массы через обучение. Кстати, некоторые авторы утверждают, что в вальдорфских школах из образовательного процесса исключают почти все, что противоречит доктринам антропософизма.
Критика
Педагогику Штайнера критикуют прежде всего за связь с его эзотерическими взглядами. Ключевые антропософские идеи – сверхчувственное, «духовное» познание мира, божественная человеческая сущность, реинкарнация и т. д. – вряд ли вызовут сочувствие у неподготовленных родителей, будь то ортодоксальные христиане или просто люди, далекие от религии.
Подвергается критике и уровень знаний, который можно получить в такой школе. Во-первых, вальдорфская педагогика подразумевает, что весь учебный процесс подстраивается под нужды ученика, который развивается в естественном для себя темпе. Не приведет ли отсутствие запретов и понуждений к тому, что ребенок окажется далеко позади своих сверстников из обычных школ – с жестким учебным планом, конкуренцией и риском остаться на второй год из-за двоек?
Интеллектуальное развитие, согласно Штайнеру, происходит в период с 14 до 21 года. Поэтому преподавание главных предметов ведется так, что на предыдущих этапах «вальдорфские» дети серьезно отстают от ровесников. Например, до третьего класса они учатся писать только печатными буквами. Поэтому даже после первого года обучения покинуть вальдорфскую школу и перейти в обычную без очень серьезных усилий не получится. Точно так же не стоит менять обычную школу на вальдорфскую: ребенок, который уже привык к оценкам, воспримет их отсутствие как разрешение «расслабиться». Однако сторонники вальдорфских школ утверждают, что в старших классах разница нивелируется и выпускники демонстрируют хорошие академические результаты.
Наконец, некоторым родителям вальдорфское движение напоминает секту: из жизни ребенка требуют исключить компьютер, интернет и телевидение, как и магазинные игрушки (предполагается, что ребенок должен играть только с теми игрушками, которые изготовил сам из подручных материалов). С одной стороны, такие требования настораживают, с другой – их довольно сложно выполнить. Как сложно и объяснить ребенку, почему в школе он живет по одним правилам, а дома – по другим.
Подводим итоги
Вальдорфская педагогика «в чистом виде» подходит для тех, кто полностью разделяет лежащие в ее основе взгляды и принципы, уверен в своем выборе и готов передать ребенка на попечение школы на весь период обучения. Иногда это приносит неплохие результаты, ведь сторонники этой системы стараются бороться с рутиной и собирать в стенах школ по-настоящему талантливых и увлеченных педагогов. Однако эти качества, как и любовь к детям, будут работать независимо от того, используются на уроках интернет и гаджеты или поделки из веточек и рукописные рабочие тетради.
Вальдорфская школа: что это такое
О Вальдорфской системе образования существуют самые противоречивые отзывы. Кто-то считает ее одной и наиболее прогрессивных и эффективных, для кого-то основные идеи окажутся совсем не по душе. Выход один, чтобы не разочароваться, нужно составить свое собственное мнение об этой школе. В материалах этой статьи вы узнаете, что же представляет собой Вальдорфская школа, ее отличительные особенности от других систем образования, основные принципы обучения. Мы постараемся осветить не только видимые преимущества от обучения в Вальфдорской школе, но и рассказать о недостатках этой системы, с чем могут столкнуться родители и сами ученики.
Что такое вальдорфская система и кто ее придумал?
Каждый родитель желает своему ребенку лучшего будущего, что неразрывно связано со знаниями и образованием, которое получает ребенок. Чем больше общественный негатив к российскому образованию в детских садах и школах, тем охотнее родители изучают альтернативные образовательные системы. Одной из таких альтернативных педагогических систем стала популярная Вальдорфская школа. Система была разработана и впервые описана австрийским философом, Рудольфом Шнайдером в книге «Образование ребенка» (1907год).
Первая школа, использующая данную систему образования, появилась в 1919 году. в Германии. В школе придерживались принципов воспитания свободного человека, дети из разных слоев общества учились вместе. Новинкой в теории Шнайдера стали основы антропософии — учение, целью которого является открытие способов и методов саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека и выполнения специальных упражнений.
Сегодня в мире открыто более 1100 Вальдорфских школ, в более чем 70 странах по всему миру и более 1800 детских садов.
Отличительные особенности вальдорфской школы
В соответствии с учебными программами, разработанными в России для учеников Вальдорфской системы образования, предполагается обязательная аттестация учащихся в 4, 9 и 11 классах. Кроме привычных дисциплин преподается ряд специализированных. Например, под музыкальное сопровождение происходит объединение танца или пантомимы, такой предмет называется эвритмией. К тому же дети с 9 лет занимаются ботмеровской гимнастикой (комплекс специальных упражнений, позволяющих привести организм и все его системы в гармонию, сформировать раскрепощенную, творческую и целеустремленную личность).
В основе образования – наблюдения за растениями и животными в биологии, эксперименты и опыты в физике и химии. С самого начала обучения преподаются в основном гуманитарные дисциплины. В программе обучения — два иностранных языка. В расписании занятий есть главный урок, на который отводится не менее 1,5 часов. На нем изучаются история, биология, география, литература. Остальные уроки длятся по 45 минут и следуют дальше по расписанию. Это иностранные языки, музыка и другие.
В школах не приветствуется использование современных гаджетов — это противоречит принципам школы, ее духу.
Задача педагогов – развивать таланты учеников и культивировать интерес к получению знаний, мотивировать к дальнейшему обучению. Ученики должны получать удовольствие от процесса, поэтому соревновательный момент отсутствует. Успеваемость учеников не оценивается, никто не остается на второй год и не получает медали и грамоты. Дети получают удовольствие от процесса обучения, общения с преподавателями и друг с другом. У учеников отсутствует учебная форма.
Для учителя в школе отведена особая роль. Так как учебники отсутствуют, именно учитель определяет, как будет подан материал, будут ли использоваться какие-то пособия или сборники, или достаточно будет устного изложения. Первые семь-восемь лет, большую часть уроков для учеников проводит классный руководитель, он становится наставником, владеет знаниями по всем основным предметам и преподает некоторые ремесла. Именно он после окончания составляет характеристику на учащегося.
Педагоги школы говорят, что при переходе ребенка из Вальдорфской школы в обычную общеобразовательную, могут возникнуть проблемы с адаптацией у учеников младших классов. Это связано с различной степенью интенсивности преподавания предметов. Однако все различия проходят к средним классам. Кроме того в школах преподают ремесла и краеведения. Дети составляют карты, изучают здания и улицы, учатся, например, печь хлеб. Старшеклассники проходят социально-ориентированные практики в больницах, домах престарелых, детских домах.
Таким образом, в Вальдорфских школах можно выделить несколько основных методов преподавания.
- Метод «душевной экономии». Всему свое время. Развивать у ребенка необходимо те способности, которые он может освоить сейчас, без внутреннего сопротивления.
- Феноменологический подход. Учащиеся запоминают информацию не через заучивание. А через познание, наблюдение, установление взаимосвязей.
- Рациональное развитие памяти. Процесс изучения и запоминания происходит быстрее и качественнее, благодаря включению движения чувств ребенка. Педагог должен преодолеть безучастное отношение ребенка к материалу.
- Ритмический распорядок дня. Необходим четко разработанный ритм и плавный переход в течение дня от умственной работы к физической деятельности.
- Принцип «гармонизации душевной жизни». Учителя стараются добиться у ребенка равновесия мыслей и чувств. Гармония здорового тела, возможна только при душевной гармонии.
В школах часто проводятся костюмированные праздники, а перед началом каникул все классы готовятся к отчетному концерту. Школы коллегиально управляются учителями. Ответственно подходят к внутреннему стилю и оформлению школы. В интерьере присутствуют в основном натуральные материалы — дерево и камень, керамика. Цвета спокойные, умеренные.
Многие считают Вальдорфские школы единственными, которые не губят индивидуальность ребенка.
Где можно учить ребенка по вальдорфской системе?
Школы и детские сады, работающие по Вальдорфской системе, распространены более чем в 70 странах мира. Естественно, что большая их часть находится в Германии, где обучается около 80 тысяч человек.
В Росси первая Вальдорфская школа открылась в 1992 годы в Москве. Сегодня получить образование по этой системе можно в Санкт-Петербурге, Ярославле, Самаре, Владимире. Всего в России более 18 школ с 2500 учащимися по всей стране. Некоторые из них имеет статус некоммерческих учебных заведений, другие- государственные.

Как поступить в Вальдорфскую школу
Первым этапом при поступлении в Вальфдорскую школу станет собеседование, в котором принимают участие, как родители, так и ребенок. Вопросы позволяют выяснить позицию родителей по воспитанию. Кроме того обсуждается их возможность участия в развитии школы и в целом взгляд на образовательный процесс.
При достаточном количестве мест, в соответствии с Российским законодательством, поводов отказать ребенку в предоставлении образования — нет. Требования ни чем не отличаются от требований любой другой общеобразовательной школы. Единственным приоритетом при поступлении, обладают ученики дошкольного подразделения.
За что критикуют вальдорфскую систему образования
Отношение к Вальдорфской школе неоднозначное, можно сказать, противоречивое, от крайне восторженного, до скептически-негативного. Некоторые, воспринимают вальдорфскую школу, как секту именно из-за того, что в соответствии с принципами школы, ученики должны взойти к «высшим духовным телам», объединить интеллектуальные эмоциональное взросление и становление воли.
Непонимание вызывается отсутствием системы оценивания успеваемости учащихся в школе, экзаменов и контрольных работ. Родителей беспокоит адаптация ребенка к системе оценок в старших классах и ВУЗах. Критики считают слишком поздним, по стандартным общеобразовательным меркам, начало изучения некоторых предметов.
Много вопросов вызывает личность учителя, от профессионализма которого зависит качество образования ученика и его становление, как личности. Однако за 100 лет существования интерес к Вальдорфским школам не угасает, а система преподавания пользуется популярностью во многих странах мира.
О вальдорфской педагогике — Вальдорфская школа
Вальдорфская педагогическая система возникла в Германии после Первой мировой войны. Основные идеи новой педагогики выдвинул Рудольф Штайнер, который, как философ и ученый, был довольно тесно связан с русской культурой. Штайнер предложил создать школу, преподавание в которой будет осуществляться не просто с учетом особенностей развития ребенка, а в полном соответствии с ними, в свободе от требований по воспитанию и обучению, диктуемых государственной системой в соответствии со своими потребностями, прежде всего учитывающими интересы общества, а не личности. Идею создания такой свободной школы подхватил Эмиль Мольт, директор сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» в Штутгарте. Эмиль Мольт часто слышал от работников своей фабрики жалобы на рутину в школах, безынициативность и отсутствие творческого подхода среди учителей, что, отнюдь, не способствовало развитию детей, их личностному и познавательному становлению. Как человек прогрессивно настроенный, ищущий выходы из социальных тупиков своего времени, Мольт не остался в стороне, и в 1919 году была учреждена первая школа подобного типа. Она стала называться «Свободная вальдорфская школа» и дала название всей педагогической системе – вальдорфская педагогика.
Основная задача вальдорфской педагогики – воспитание духовно свободной личности, способной через индивидуальный, творческий подход к жизни преодолевать схематизм, однотипность поведения, принятые за основу тем или иным человеческим сообществом.
Поставленная задача определяет и спецефичность средств воспитания и обучения – все они призваны пробудить в человеке скрытые природные задатки. Прежде всего это занятия различными видами искусства – живопись, рисование, лепка, музицирование, театр; феноменологический подход в изучении предметов общеобразовательного цикла; проектная деятельность различной направленности; занятия ремеслом – шитье, вышивание, изготовление игрушек, плетение из лозы, работа с деревом, камнем и так далее. Развитие творческой фантазии выдвигалось Рудольфом Штайнером в ряд основных положений педагогической деятельности вальдорфской школы.
Начиная с конца 20-х годов прошлого века вальдорфские школы стали появляться и в других странах Европы. В годы тоталитарного национал-социалистического режима эти школы подверглись запрету. После Второй мировой войны они распространились по всему миру.
Сегодня вальдорфская педагогика – международное педагогическое движение, включающее в себя детские сады, школы, семинары и высшие школы по подготовке воспитателей, учителей, социальных и лечебных педагогов. В мире насчитывается около 1000 школ, 2000 детских садов и 500 лечебно-педагогических инициатив. Опрос, который был проведен среди выпускников вальдорфских школ, показал, что среди них не нашлось ни одного безработного. Средний экзаменационный балл выпускников вальдорфских школ выше среднестатистического. Также опросы показывают, что выпускники вальдорфских школ приспособлены к жизни лучше своих сверстников и быстрее могут найти работу или учебу. По своей внутренней сущности вальдорфская педагогическая система оказалась интернациональна. Она воспитывает открытость к миру, уважение к многообразию культур и людей, способна принимать различные формы в зависимости от окружающей культурной среды.
Вальдорфская школа — что это такое? Вальдорфский детский сад. Вальдорфская педагогика: плюсы и минусы
Ребенок – это индивидуум с определенным характером и особенностями развития. Многие родители знают, что малыша необходимо учить и направлять, однако справляется ли с этими задачами обычная массовая школа? Далеко не всегда. Альтернативным способом обучения можно смело назвать такую систему, как вальдорфская школа. Что это такое? Как она влияет на личность ребенка? Мы постараемся ответить на эти вопросы в данной статье.
Скрытые способности
В какой-то мере каждый ребенок похож на кусочек пластилина, из него можно вылепить что угодно, прилагая к этому максимум усилий. Разве будет лепить пластилин сам из себя фигурку? Конечно нет — ответ на этот вопрос знает даже ребенок. С детьми та же ситуация. Их таланты и способности лишь в какой-то степени зависят от их генетики, большая же часть зависит именно от того, что мы вкладываем в них. Возможно, с данными словами согласятся не все, однако именно на основе этойразвиваются дети в таком учебном заведении, как вальдорфская школа. Что это такое за дивная образовательная система, где вместо того чтобы заучивать таблицу умножения, дети рисуют и смеются? Именно в теплой и дружественной атмосфере ребенок проявляет себя лучше всего.

Более того, не попробовав различные виды деятельности, крайне сложно узнать, что же ученику нравится больше всего и к чему у него действительно есть талант. Именно такие занятия проводит вальдорфская школа. Москва – это тот город, где сосредоточены одни из самых лучших школ Штайнера.
Первая вальдорфская школа
Такую замечательную систему образования создал и внедрил австрийский ученый-философ Рудольф Штайнер. Кроме того, именно он создал такое учение о духовном познании, как антропософия. Об этой науке, мы поговорим немного позже, а сейчас все-таки вернемся к созданию первой вальдорфской школы. Весной 1919 года Штайнер проводил встречу с работниками сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» на которой были освещены проблемы обучения и воспитания детей в обычных школах. Ученый озвучил учебные программы вальдорфской школы, которые он предполагает внедрить, а также рассказал о антропософийском учении и о необходимости духовного развития детей. Многих родителей заинтересовало его мировоззрение и перспективы открытия нового, альтернативного учебного заведения и, конечно же, они согласились отдать своих детей в такую школу. Незамедлительно Эмиль Мольт (руководитель сигаретной фабрики) купил помещение и начал обустройство новой школы. Так как основателем новой педагогики был Рудольф Штайнер, такое учебное заведение иногда носит название: «Вальдорфская школа Штайнера».
Наука о духе
Именно так многие научные деятели характеризуют учение об антропософии. В переводе с греческого «софия» – это мудрость, а «антропос» – человек, соответственно наука изучает особенности развития индивидуума в духовной сфере. Это учение было выделено из теософии, и также основывается на богопознании и созерцании Бога. Разница состоит лишь в том, что антропософия основывается на немецкой классической философии и учениях И. Гёте, Ф. Шиллера.

Считается, что это мистическая наука, которая может помочь развить в человеке магические способности. Штайнер называл данную область познания «гётеанством 20 века», а поскольку Гёте какое-то время был масоном, можно смело утверждать, что антропософия так или иначе, связана с магией и мистикой. Именно на основе этих представлений и была создана вальдорфская школа. Что это такое за способ саморазвития и почему у Штайнера было огромное количество последователей?
Единство трех ипостасей
В учениях антропософии человек рассматривается не только как единое целое, но и включая такие составляющие, как: душа, тело и дух. Они же, в свою очередь, имеют свои физические и психологические характеристики: дыхательная система, сердце и дух относятся к сфере эмоций, нервная система и мозг – к интеллектуальной(душа), обмен веществ и опорно-двигательная система – это тело. Наука антропософия изучает, как гармонизировать эти три сферы между собой: человек должен быть силен духом и телом, а также иметь благородную душу. Именно знания о том, как этого достичь и дает вальдорфская школа. Что это такое за мистическая наука и имеет ли она отношение к развитию детей? На этот вопрос можно найти ответ, изучив основные положения антропософии более детально.
Принципы духовной науки
В первую очередь для того чтобы любой ребенок развивался, чувствовал себя комфортно и мог раскрыть свой потенциал, ему необходимо уважение. Он не должен чувствовать себя в учебном заведении обиженным или обделенным вниманием. Антропософия изучает методы саморазвития при помощи творчества и медитаций. В различных городах и школах методы обучения могут немного отличаться, и в основном это зависит от квалификации педагогов. К примеру, одна вальдорфская школа в Санкт-Петербурге может делать уклон в учебном процессе на творчество (рисование, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах), в то время как другая – на душевно-духовное развитие. Так или иначе, в любой школе Штайнера дети в течение дня рассматривают и творческий, и трудовой, и душевно-духовный блок.

Особое внимание в педагогике вальдорфской школы уделяется изучению культуры и традиций. Для того чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, он должен понимать, что вокруг него есть целый мир очень интересный и многообразный. Различные спектакли и постановки, выполняемые самими же детьми, помогают им почувствовать себя чем-то большим, чем просто школьник. Определенная вальдорфская школа в Санкт-Петербурге может стать для ребенка не просто учебным заведением, а второй семьей, где ему будет комфортно и уютно. Особенно такие школы нравятся деткам, у которых нет братьев и сестер. Дружественная атмосфера в учебном заведении им настолько нравится, что они готовы находиться в школе практически весь день. В теплой и дружеской обстановке деткам очень нравится, они находят новых друзей и единомышленников.

Природа, как часть человека
Педагогика Штайнера уделяет особое внимание окружающей среде. Если ребенок не научится чувствовать себя одним целым с природой, он некогда не сможет открыть весь свой потенциал. Как правило, учебное заведение располагают поближе к природе: к чистому лесному воздуху, возле речки, недалеко от гор. Сама же школа не сильно напоминает класс, это скорей уютный дом, где можно собраться новой семьей (классом), позаниматься творчеством и духовным развитием. Даже мебель в современных вальдорфских школах, как правило, не содержит пластика и токсических веществ – все только натуральное.
Система оценивания
Обучение в вальдорфской школе очень отличается от уроков в обычной школе. Совершенно другая программа развивает в детях интерес к учебе, неподкрепленный соперничеством. Нету худших и лучших, каждый ребенок по-своему уникален и талантлив. Ему не ставят оценок и не отчитывают за незнание чего-либо. Кроме того, отличительной особенностью такого учебного заведения является отношение преподавателей к подсказкам. Если в массовой школе за подсказки и списывание ругают, то здесь же это называют помощью и очень даже приветствуют. Ни в коем случае в минуты неудач ребенок не должен чувствовать себя одиноким. Наоборот же, в такие моменты весь класс и педагоги оказывают ему поддержку, помогают, объясняют то, что ребенок не понял. В учениках формируется стойкая уверенность, что они не одни в этом огромном мире, что всегда есть люди, которые придут на помощь, и более того, этот ребенок также будет с радостью помогать кому-либо.

Учебная программа
Естественно, что программа в школе Штайнера имеет огромное количество отличий от обычной массовой школы. Все это объясняется тем, что в таких учебных заведениях абсолютно другой уклон и цели, преследуемые педагогами. Детей не заставляют заучивать что-либо наизусть – это и есть основное кредо такого метода обучения, как вальдорфская педагогика. Плюсы и минусы данной школы обсуждают многие ученые, однако к общему мнению так никто и не приходит. Это объясняется тем, что у данной педагогики есть огромные отличия, которые противоречат обычной школьной программе. К примеру, в 1-2 классах детей не учат чтению и письму. Два года в игровой форме деток учат буквам и цифрам.

На уроках, как правило, дети учатся рисованию, шитью, вязанию, садоводству, иностранным языкам. Сложные точные науки, такие как, например, математика, в начальной школе изучается только в игровой форме: дети, держась за руки, водят хороводы(круг), двигаются по вертикали, диагонали, по квадрату, по прямоугольнику. «Прочувствовав эти фигуры на себе», ученикам в дальнейшем не составляет труда их нарисовать, разделить пополам, найти периметр и площадь.
Праздники и концерты
В вальдорфских школах очень много внимание уделяют праздникам и концертам. К каждому мероприятию дети вместе с педагогами готовят выступления, шьют сами костюмы, украшают концертный зал. Это очень сближает деток, дает им возможность самовыражаться. Выступление на сцене для стеснительного ребенка – это возможность стать более раскованным и непринужденным.Чаще всего на такие праздники в качестве гостей приглашают родителей и близких родственников. Ребенок, чувствуя поддержку, выступает на сцене еще более уверенно. Именно вальдорфская школа, отзывы родителей о которой только положительные, благотворно влияет на детей, развивая в них самые неожиданные таланты.
Вальдорфский детский сад
Педагогика Штейнера стала настолько популярна в Европе и Азии, что возникла необходимость в создании и дошкольных учреждений на основе этого учения. После обычного детского сада ребенку, которого отправляют учиться вальдорфскую школу, приходится нелегко. Модель обучения, которую он видел в детском саду, полностью противоречит новой школе: в обычном дошкольном учреждении детей уже начинают учить серьёзности, усидчивости, буквам и цифрам. Вальдорфский детский сад — это учебное заведение для дошкольников на основе педагогики Штайнера. Здесь детки в процессе игры познают мир, делают поделки, играют в дочки-матери, в магазин, в больницу. Для поделок используют различные натуральные материалы: камешки, листочки, шишки, желуди. Игрушки в таких садиках тоже только деревянные или тряпочные.
Подходы и методы
Основной проблемой обычных массовых школ является вопрос грубости и жестокости школьников. Неуважение к взрослым, нежелание учиться – это трудности множества родителей, с которыми им справиться не по силам. Школьным педагогам в массовой школе также приходится нелегко.

Только дружная и теплая атмосфера, может действительно хорошо способствовать учебному процессу и развитию личности. Игровой процесс, в котором детки учатся, развиваются, познают мир способствует развитию мелкой моторики и речи. Всеми этими особенностями обладает вальдорфская школа. Москва, город в котором сосредоточено огромное количество таких школ, но что самое интересное, что они не подчиняются городскому отделу образования и науки. В отличие от обычных учебных заведений, в таких школах нет централизованного административного управления, а значит все они между собой не связаны и никому не подчиняются. В штайнеровских школах, как правило, нет директоров, ими управляет совет, состоящий из педагогов и родителей.
Любая вальдорфская школа, стоимость обучения которой в европейских странах стремится к нулю, развивает в детях духовность и таланты. Даже пенал, с котором ребенок приходит на занятия, он делает с родителями сам.
Конечно, приверженкам строгой дисциплины, такая школа точно не понравится. У детей практически нет каких-либо границ. Если по какой-то причине ребенку на занятии не нравится или он это уже умеет, он может спокойно выйти с урока. Практически весь учебный процесс родители участвуют в жизни детей: помогают организовывать праздники, делают с ними дома различные поделки и даже проводят уроки. На родительских собраниях обсуждается, кто и что умеет хорошо делать, составляется график. И так, к примеру, в понедельник одна из мам рассказывает детям технику плетения изделий из бисера, а во вторник – папа одного из учеников учит их делать лодочки из дерева. Каждый ребенок, независимо от того, мальчик это или девочка посещает все занятия и учится вместе со всеми. Кто сказал, к примеру, что мальчик не может вязать или вышивать, а девочка не должна работать с деревом? Это всего лишь предрассудки, которых нет в таком учебном заведении, как вальдорфская школа. Адреса и контакты школ с штайнеровской педагогикой можно найти на их личных сайтах. Кроме того, как правило, вальдорфские учебные заведения каждый год проводят день открытых дверей. Можно посетить данное мероприятие, познакомится с учителями и родителями, понаблюдать за учебным процессом и решить для себя, подойдет ли такая школа вашему ребенку.