Критика метода Монтессори: kot_begemott — LiveJournal
Сейчас в России получило широкое распространение обучение по системе Марии Монтессори. В великом разнообразии российских и зарубежных авторских методик по раннему развитию детей оно занимает не последнее место, с каждым годом наращивая площади охвата страны.
Печально, что многие родители, уже отдавшие своих детей в так называемые «монтессори-группы» (детские сады или посещающие вместе с детьми развивающие центры), имеют минимальные знания о методике Монтессори. Проанализируем недостатки внедренной в России западной системы.
[ДАЛЕЕ ПОДРОБНО]Начав работать ассистентом врача в университетской клинике, Мария Монтессори (1870-1952) заинтересовалась методами лечения и реабилитации детей с ограниченными умственными способностями. Она пришла к выводу, что проблемы умственно отсталых детей — это проблемы не столько медицинские, сколько педагогические.
Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка.
А.В.Луначарский способствовал проведению серии экспериментов по внедрению принципов этой прогрессивной педагогики в систему образования. В 1926 даже рассматривался вопрос о переходе дошкольных учреждений на новый метод воспитания. Но эти эксперименты вызвали недовольство Сталина, сколько-нибудь широкое распространение метода Монтессори Наркомпросом было запрещено, а самой Монтессори был присвоен ярлык «реакционного педагога». Последняя в СССР детская группа была закрыта в 1930. О Монтессори-методе в России не вспоминали более шестидесяти лет – до начала 90-х.
Сейчас в 68 регионах России более 400 групп в детских садах, работающих по системе Монтессори. Только в Москве насчитывается более 50 детских учреждений, где работают подобные группы. В 1997 году в Росси была организована Ассоциация Монтессори-педагогов, объединяющая сегодня уже более 5.000 педагогов-энтузиастов. Всего же, по данным Ассоциации, идеи Марии Монтессори в России воплощают в жизнь около 530 учебных заведений и отдельных групп, действующих на Урале и Дальнем Востоке, в Ставропольском крае, Ростове-на-Дону, Туапсе и других регионах страны.
В настоящее время «просвещенная» Европа повсеместно внедряет эту методику: в Великобритании Монтессори-школы составляют около 20% всех школ для детей 4-12 лет, в Голландии — 40% и др. А в США национальные Монтессори-общества объединяют 10 тысяч школ и лицеев для детей от 4 до 12 лет.
http://deti.mixik.ru/1153-plyusy-i-minusy-metodiki-marii-montessori.html
Основа педагогического метода Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность!
Ребенок изучает то, что ему интересно. Его никто не заставляет. Понятие «свободное воспитание», в практике Монтессори означает свободу выбора ребенка в своем развитии.
«Как красиво звучит!» — подумают многие родители, не подозревая, сколько «подводных» камней таит эта «свободная» методика.
Разберем основные «минусы» данной системы:
1) Воспитатель-учитель в этой педагогической системе не имеет такого авторитета, как в традиционных.
В нашей стране, имеющей глубоко укоренившиеся традиции авторитарного правления в государстве и семье, и на учителей учащиеся смотрят как на «руководителей», указывающих, что нужно делать. Поэтому, педагог-наблюдатель, педагог-помощник, не имеет должного уважения у детей.
2) М.Монтессори недооценивала значение игры в развитии ребёнка, считая игру деятельностью оторванной от реальной жизни, и заменяла её практической деятельностью: с обучающими пособиями, деятельностью по самообслуживанию. Подвижные и ролевые игры отсутствуют. Вообще Монтессори-система не предполагает наличие ролевых игр, танцев. Работа идёт больше в тишине и уединении, несмотря на то, что малыши находятся в группе и взаимодействуют друг с другом. По большей части они работают индивидуально.
Развивая аналитические способности, логику, мелкую моторику, т.е. сферы деятельности, которые контролируют левое полушарие, не уделяя внимание «творческому» правому – которое отвечает за познание мира целостно.
В помещениях, где находились дети, не было даже игрушек! Она сравнивала детей с губкой, которая впитывает и хорошее, и плохое. И игры становились нежелательными во избежание спонтанного воспроизведения этого «впитанного» плохого в игре. Но для «обычного» ребенка – это необходимые игры, именно в них ребенок развивается творчески, раскрываются его индивидуальные особенности. Развивая логическое мышление головоломками, не стоит забывать о важности ролевых игр и развития фантазии. Значение игры для полноценного и всестороннего развития ребёнка просто переоценить невозможно, настолько оно велико! Игра не зря названа ведущей деятельностью дошкольного возраста.
http://doshkolyonok.ru/plyusyi-i-minusyi-metodiki-marii-montessori-kritika-okonchanie
3) Непростая ситуация складывается и с чтением. Предметом, которому, казалось бы, в системе Монтессори уделяется столько внимания. М.Монтессори не использовала в своей работе сказки, также считая их уходом от реальности, заменяла их реалистическими описаниями предметов.
Но именно в сказках происходит первоначальное формирование всех представлений ребёнка о жизни, в том числе и об отношениях между людьми, а также и об основных нравственных категориях, таких как добро и зло. Эта методика хоть напрямую и не отрицает художественную литературу для детей, но терпит ее лишь потому, что в «сказках содержится не только огромный словарный запас, но и элементы фольклора, и в это смысле они полезны для развития ребенка». Любая деятельность, в том числе и чтение, должно приносить ребенку реальную пользу: развивать речь, помогать в познании реального мира, расширять кругозор. Но уметь бойко складывать буквы в слова и быть читателем – это отнюдь не одно и то же. Поэтому для чего вообще пишется и читается художественная литература: учит сопереживать, рефлексии, внутреннему диалогу с автором и героями читаемого текста. В результате ребенок при всем своем уме рискует вырасти эмоционально неразвитым!
4) М.Монтессори не уделяла внимания развитию воображения и творческих способностей детей. Отрицается творчество. В нем видится препятствие для умственного развития ребенка. В классическом Монтессори-садике дети не играют в спонтанные творческие игры, здесь их считают бесполезными, не помогающими интеллектуальному развитию ребенка, а наоборот, тормозящими его. Нет игр в кукол и пряток… Решительно отвергает Монтессори-педагогика детское художественное творчество, в частности, рисование.
Вот что пишет по этому поводу один из видных идеологов Монтессори-педагогики в России: «Никто не обращает внимание на то, что возможно рука ребенка еще вяла, его ум бесчувственен к прекрасному и безобразному и восхищающие всех «каляки-маляки» всего лишь свидетельство определенного уровня мышечного и духовного хаоса… Монтессори считала отклонением в развитии уход ребенка в фантастический мир, рожденный его желанием замкнуться и уйти от проблем, встающих перед малышом в жизни. Если этот мир не связан с реальностью, то он скорее сродни галлюцинациям наркоманов, чем содержательному творчеству. Творческую способность ума Монтессори рассматривает, как средство работы над реальностью…».
Подобный подход не даёт достаточного развития детской фантазии, что, ведёт к большим потерям в эмоциональном развитии ребёнка.
Методика не учитывает важность развития речи у дошкольника. Когда с ребенком много общаешься на отвлеченные темы, когда ребенку читаешь сказки, и т.п. — малыш фантазирует. В результате, «обычный» ребенок – развивается; нуждающийся в лечении – уходит в себя, замыкается (по мнению Монтессори и многих других специалистов), а это лучше избегать.
5) Индивидуальный подход к ребёнку, провозглашенный М.Монтессори оборачивался на практике ещё и нарушениями социальных взаимоотношений: дети работали с материалом поодиночке, помогал им при возникновении сложностей также педагог, контакты между детьми искусственно ограничивались. Группа живет в своем микромире – отвлеченность от социальной реальности. К тому же, некоторые педагоги считают, что метод Монтессори перенасыщен предметами, называют его искусственным.
После детского сада Монтессори у ребят в «обычном» детском учреждении могут возникнуть проблемы с поведением (в классах по данной методике учащиеся во время занятий свободно передвигаются по классу, задания могут выполняться и лежа).
Ребёнок сам решает, будет ли он делать свою работу в течение нескольких минут или на протяжении всего занятия. Будет ли он заниматься с учителем, с другом или самостоятельно. Короткие индивидуальные уроки, которые проводит учитель, длятся, пока ребёнок сохраняет к нему интерес.
Если же ребёнку хочется побыть одному, он может уединиться в отгороженном от общей комнаты «закутке» с мягким креслицем, подушками и множеством книжек.
http://www.mamainfo.ru/articles/2.137
Можно просто побродить по классу, наблюдая за работой других детей, а потом опять приняться за свою. Ребёнок сам выбирает для себя режим работы, и, конечно же, он себя не перегрузит никогда. Свобода выбора во всем: дети сами выбирают материал, с которым будут заниматься, место для занятия и время занятия (надоело – переключились на другое!).
Специалисты, исследовавшие деятельность М.Монтессори, говорят, что у детей отмечалась задержка социального развития.
ВЫВОД: Неприемлемо использовать метод М.Монтессори в «чистом виде». Методика Монтессори далека от совершенства, а в некоторых аспектах весьма странная. Это просто новый способ вымогания денег с родителей под новой яркой вывеской…
Изначально она создавалась для социальной адаптации отстающих в развитии детей. С тех пор методика была переделана для развития «обычных» детей, но она ориентирована на развитие логики в ущерб развития творческих способностей и речи.
Плюсы и минусы методики Марии Монтессори. Критика
Плюсы и минусы методики Марии Монтессори. Критика (окончание).
6. М.Монтессори ввела в науку понятие о сензитивных периодах – оптимальных для развития определённых способностей или качеств личности.
Так, сензитивный период для развития речи – с года до пяти лет, пространственных отношений – с 4 до 6 лет и т.д.
Занятие по методу Марии Монтессори.
С учётом этих знаний о сензитивности и сензитивных периодах современные педагоги разрабатывают свои образовательные программы.
Критика методики Монтессори.
1. Критики методики Монтессори считают, что воспитатель в этой педагогической системе не имеет такого авторитета, как в традиционных.
Надо сказать, что эта критика имеет под собой почву, поскольку в нашей стране, имеющей глубоко укоренившиеся традиции авторитарного правления в государстве и семье, и на учителей часть людей смотрит как на «начальников, руководителей», указывающих, что нужно делать, постоянно напоминающих, кого нужно слушать и слушаться.
2. М.Монтессори недооценивала значение игры в развитии ребёнка, считая игру деятельностью оторванной от реальной жизни, и заменяла её практической деятельностью: с обучающими пособиями, деятельностью по самообслуживанию.
В помещениях, где находились дети, не было даже игрушек!
Но значение игры для полноценного и всестороннего развития ребёнка просто переоценить невозможно, настолько оно велико!
Игра не зря названа ведущей деятельностью дошкольного возраста, потому что она необходима дошкольнику как воздух!
Считаю, что это – главное упущение великого врача и педагога!
3. М.Монтессори не использовала в своей работе сказки, также считая их уходом от реальности, заменяла их реалистическими описаниями предметов.
Но именно в сказках происходит первоначальное формирование всех представлений ребёнка о жизни, в том числе и об отношениях между людьми, а также и об основных нравственных категориях, таких как добро и зло.
4. М.Монтессори не уделяла внимания развитию воображения и творческих способностей детей, опять же по вышеперечисленным причинам, для неё эти качества не имели практического смысла.
Поэтому и такие творческие виды деятельности, как музыка и рисование почти не нашли отражение в системе Монтессори.
Подобный подход не даёт достаточного развития детской фантазии, что, ведёт к большим потерям в эмоциональном развитии ребёнка.
5. Индивидуальный подход к ребёнку, провозглашенный М.Монтессори оборачивался на практике ещё и нарушениями социальных взаимоотношений: дети работали с материалом поодиночке, помогал им при возникновении сложностей также педагог, контакты между детьми искусственно ограничивались.
Специалисты, исследовавшие деятельность М.Монтессори говорят, что у детей отмечалась задержка социального развития.
6. О практике создания разновозрастных групп, которые использовала Монтессори, выскажу исключительно своё мнение.
Они хороши только в плане развития навыков помощи, ухода и заботы старших над младшими, это так. Но для этого достаточно позволять регулярно взаимодействовать разновозрастным группам, чтобы дети могли почувствовать себя иногда опекаемыми, иногда опекающими – всё это очень полезно.
Но, как показала лично моя практика, даже дети из многодетных семей, помогая друг другу в практической жизни, для игр и совместных дел ищут себе равных (по возрасту, силе, уму и т.д.).
Да и педагогический процесс организовать для детей разных возрастов более проблематично. Зачем же создавать лишние проблемы?
Вновь ловлю себя на мысли, что мы с лёгкостью наводим критику на результаты деятельности великих людей, имеем ли на то право? Не имею четкого ответа на этот вопрос.
Но главное, что хочу сказать всей этой статьёй: методика М.Монтессори доказала свою эффективность, и о бязательно должна использоваться в педагогической практике.
Но что неприемлемо, так это использование её в «чистом виде»!
Потому что получается, что и недостатки методики во всех«Монтессори-центрах» и «Монтессори-группах» также воспроизводятся?
А самое гнусное – это то, что изготовление Монтессори-материала превратилось в высокодоходный бизнес для определённых организаций, а для детских учреждений их покупка стала невозможной из-за высокой цены!
Либо стоимость занятий, переложенная на плечи родителей из-за необходимости окупить эти пособия стала недоступной.
Но об этом, я думаю, выскажутся сами родители, посещающие подобные занятия.
Про плюсы и минусы методики Марии Монтессори я сказала, в основном, всё. Критика за вами, уважаемые читатели и родители.
Мария Монтессори: методика раннего развития
Последнее изменение
Методике воспитания М. Монтессори в 2017 году исполняется 110 лет. И за этот долгий срок по ней обучили миллионы людей во всем мире. В настоящее время она особенно популярна в России, ее внедряют все больше учреждений. Но у нее немало и противников. В чем же ее особенности?
Итальянский врач, ученый и педагог Мария Монтессори исследовала природу детства с помощью метода научного наблюдения и предоставления подопечным максимальной свободы, что помогало раскрыть их индивидуальность и потенциальные возможности. Для этого в садике создается специально организованное пространство, поделенное на зоны: языкового и сенсорного развития, жизненной практики, математического мышления и естественно-научных знаний.
В учебном помещении нет привычных столов и стульев, все свободно перемещаются по комнате и выбирают занятие по душе, а воспитатель лишь направляет и вмешивается только при возникновении сложностей. Главный принцип — «Помоги мне сделать самому».
Плюсы:
- Создатель системы – женщина. И не просто женщина, а профессиональный педагог, посвятивший работе с детьми всю жизнь и как никто знающий трудности, с которыми они сталкиваются по мере роста.
- Большое внимание уделяется тонкой моторике, которая необходима для полноценного развития коры головного мозга, речи, эмоциональной сферы и мыслительной деятельности. Малыши окружены мелкими предметами (кубиками, бусинками, горошком, шнурками) и постоянно что-то делают руками.
- Одно из несомненных преимуществ — исключается какое-либо насилие: строго запрещено наказание, критика, принуждение или повышение голоса.
- Курс учит независимости и самообучению, порядку и дисциплине с ранних лет
- Развивается в основном левое полушарие мозга, то есть логическое и аналитическое мышление. Дети в итоге очень рано начинают читать и писать.
- Группы разного возраста занимаются вместе, что способствует социальной адаптации и учит жить в коллективе. При этом они разбиваются по интересам, контактируют и находят общий язык со сверстниками.
- С чем, как и сколько работать, выбирает малыш, а не воспитатель.
- Такое обучение дает ребенку то, чего ему обычно не хватает: самостоятельность, доступность и наглядность материала. Он стремится во всем разобраться, может исправить ошибку, что повышает его уверенность в себе.
Конечная цель курса — свободный человек, уважающий интересы других.
Минусы:
- Многих смущает, что создатель всемирно известной педагогики Мария Монтессори не смогла воспитать собственного сына и отдала его в интернат.
- Наличие большого количества мелких предметов повышает риск травмирования: они суются в уши, нос, глотаются.
- Изначально программа разрабатывалась для умственно отсталых малышей, поэтому подходит не всем.
- Такая методика не вписывается в школьный стандарт, то есть ученику, привыкшему к свободному перемещению в саду, сложно придется в обычном классе со строгой дисциплиной.
- Недоверие родителей вызывают занятия в разновозрастных группах. Они боятся, что старшие будут обижать младших.
- Из-за отсутствия практической пользы М. Монтессори считала сказки вредными, и они исключены из программы. Также нет в ней соревновательных и ролевых игр, художественной литературы, музыки и рисования. И это, конечно, существенное упущение, так как не развиваются фантазия и творческие способности, у крохи не формируются понятия о добре и зле. Но ничто не мешает компенсировать данный недостаток дома.
- Некоторые специалисты высказывают мнение, что методика перенасыщена предметами, называют ее искусственной.
В нашем по большей степени авторитарном обществе важно прививать уважение к старшим, страх перед ними. В системе итальянского педагога воспитатель не имеет такого авторитета, как в традиционной.
В 2006 году в штате Висконсин (США) в Монтессори-школе провели исследование познавательных, академических и поведенческих навыков ребят. Результаты показали, что они превосходят обычных сверстников: лучше читают и считают, адаптированы в обществе и исполнительны, пишут более творческие эссе, позитивны и испытывают большее чувство общности в классе. Они имеют широкий кругозор, стремятся к познанию нового, умеют сосредоточиться на работе и обосновать свое мнение.
По решению ЮНЕСКО М. Монтессори стала одним из четырех ученых, которые определили педагогическое мышление в ХХ веке. Также в список вошли американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер и наш Антон Макаренко.
Советская система Макаренко тоже подтвердила свою эффективность, хотя базируется на противоположных вещах: семейственность и социальное общение. Основной упор делается на игру и трудотерапию, за что методика получила название «мозольная педагогика».
Макаренко призывал к полной демократизации образования, к детскому управлению. Его подопечные сами принимали решения, касающиеся их жизни, что учило их нести ответственность за свои слова и поступки. А наставник и ученик общались, как друзья. Но совершенно не учитывалась индивидуальность маленького человека, он ничего не значил вне коллектива.
Следует помнить, что каждый из нас уникален, поэтому стоит выбирать обучение, исходя из личных особенностей. Ни одна из методик не идеальна, нужно вычленять лучшее из разных практик и сочетать их в воспитании вашего ребенка.
(Visited 97 times, 1 visits today)
Система Монтессори для самых маленьких
Одной из самых популярных систем воспитания в настоящее время является система Монтессори, названная в честь ее разработчика – педагога и врача Марии Монтессори.
Система была разработана и предложена автором в начале прошлого столетия, но и сейчас она не потеряла своей актуальности, более того, находится на пике популярности.
Основная суть системы состоит в том, чтобы воспринимать ребенка с раннего возраста как отдельную личность, которая обладает способностями и имеет свои потребности.
Роль взрослого заключается в том, чтобы помочь развитию ребенка в нужном направлении, а со временем не мешать в самостоятельном и естественном стремлении познавать мир.
Воспитание базируется на принципе: «Помоги мне это сделать самому!». Основы данной теории: самостоятельность, естественное развитие ребенка, свобода в разумных пределах.
Сущность системы
Автор программы во время своих наблюдений определила наличие у детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет периода нормализации.Это состояние ребенка, при котором происходит переход от девиантного поведения к фокусировке внимания на увлекающей его деятельности, что приводит к развитию и способности концентрироваться.
Возникает внезапная спонтанная дисциплина, когда ребенок продолжительно и с удовольствием трудится, помогает другим, спокоен, восприимчив.
После того как взрослый поможет достичь ребенку нормализации, он может отстраниться и наблюдать за саморазвитием ребенка.
Помощь взрослого состоит в том, чтобы сформировать подходящую среду, которая является ключевой составляющей в достижении нормализации. Подготовленная среда дает возможность ребенку поэтапно и мягко приобретать независимость от взрослого.
Очень важно, чтобы дома или в учебном заведении мебель и инвентарь соответствовали возрасту, телосложению ребенка.
Занятия должны проходить в просторном, наполненном светом, хорошо вентилируемом воздухом помещении. Оформление должно быть выполнено в успокаивающих, нейтральных и не раздражающих цветах.
Необходимым условием является свободный доступ к воде. Соответственно, раковины и унитазы должны быть удобными для детей. В классе Монтессори обязательно наличие комнатных растений на доступной для детей высоте, чтобы дети имели возможность за ними ухаживать.
Расположение материала в свободном доступе «приглашает» ребенка к действию. Для стимуляции постройки взаимоотношений в группе каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Ребенок самостоятельно выбирает условия и окружение для своей деятельности с условием не мешать другим детям.
Этот интересный, нетрадиционный метод обучения, несмотря на то, что создан более ста лет назад, все еще вызывает споры относительно положительных и отрицательных сторон.
Плюсы и минусы
К плюсам системы относятся:
- Нацеленность на формирование свободной личности, проявляющей уважение к свободе окружающих людей.
- Предоставление возможности самостоятельно развиваться без назойливых вмешательств взрослых. Темпы учебы также выбирает сам ребенок.
- Запрет во время занятий критики и негативных оценок.
- Разновозрастной состав групп. В таких группах младшие быстрее развиваются, учась у старших, а старшие проявляют заботу о младших.
- Обучение малыша через игру. Увлеченный процессом ребенок более восприимчив.
- Акцентируется внимание на сенсорно-моторном развитии учеников, что, в свою очередь, стимулирует умственное развитие.
- Дети учатся принимать собственные решения.
- Система помогает хорошо развить навыки самообслуживания.
К минусам методики относят:
- Главный недостаток – это отсутствие развития воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков.
- Отсутствие сказок в процессе обучения. Формируемые с помощью сказок представления о жизни, добре и зле, взаимоотношениях между людьми заменяются сухим описанием предметов.
- Игровая деятельность в развитии ребенка также недооценена. По мнению Марии Монтессори, игрушки не практичны и только отвлекают, уводя от реальной жизни. Однако достоверно доказано, что игры имеют очень большое значение в развитии ребенка.
- Также немаловажным минусом является отсутствие авторитета педагога, так как взрослый воспринимается лишь помощником или наблюдателем. Такое отношение к преподавателю в будущем при дальнейшем обучении может вызвать проблемы.
- Отсутствие потребности прилагать усилия для получения знаний, что в конечном итоге приведет к нежеланию трудиться над собой и развивать свои способности.
- Возможно, после обучения по методике Монтессори могут возникнуть трудности при адаптации к школе.
Музыка и человеческий голос
Для знакомства детей с музыкой демонстрируются созданные Монтессори колокольчики. Они представляют собой сенсорный материал, который гармонично и естественно раскрывает музыкальный слух, вне зависимости от того, предназначено ребенку быть музыкантом или нет.
При использовании колокольчиков применяются вводные упражнения, направленные на освоение речи, которые концентрируют внимание учащегося на различении «модуляций человеческого голоса».
Колокольчики Монтессори
Также упражнения приучают детское ухо воспринимать различные шумы, улавливать самые легкие шорохи, отличать их от звуков и с неприятием относиться к резким и нестройным шумам.
Подобное воспитание ценно еще и потому, что воспитывает эстетический вкус и в высшей степени способствует выработке дисциплины в практической жизни.
Безопасность и комфорт
Трудно переоценить ощущение безопасности и комфорта у детей во время учебы. Ребенок должен быть уверенным в том, что ему ничто не угрожает, чтобы не отвлекаясь заниматься своим самопознанием и саморазвитием.
Сон
Желательно с самых первых дней практиковать естественную способность ребенка засыпать самостоятельно. Безопасной позой является поза на спине, но также важно, чтобы с первых дней малыш проводил некоторое время на животе, что укрепляет мышцы шеи, рук и ног.
Примеры игр
Занятие «Самообслуживание: чистим ботинки»
Прививает бытовые навыки, обучает внимательности.
Для детей от 2,5 до 6 лет.
Используются: фартуки для мамы и ребенка, газета, детские ботинки и корзина (или коробка) со сложенными в нее щеткой для обуви, тряпочкой и губкой для блеска.
Занятие – чистим ботинки
Что делать:
- Постелить газету на пол, надеть фартуки. Предметы выложить из корзины в той последовательности, в которой они будут использоваться.
- Надеть ботинок на руку, упирая в газету заднюю часть, носком вверх.
- Со словами: «Сейчас я покажу, как надо чистить ботинки». Продемонстрировать ребенку, как правильно щеткой смести с одного ботинка грязь, а затем протереть его тряпочкой и губкой для блеска.
- Предложить ребенку сравнить два ботинка и попробовать почистить второй ботинок самому.
- После окончания занятия газету выбросить, снять фартуки, сложить предметы обратно в корзину и оставить ее возле входной двери.
- Пояснить ребенку, что это корзина для его обуви и что ботинки надо чистить каждый вечер.
Занятие «Усмирение стихии: игры с водой»
Обучает наблюдению.
Возраст: с 2 лет.
Используется: глубокая чашка, шампунь, венчик, две трубочки для мамы и ребенка.
Что делать:
- Для начала предложить ребенку налить шампунь в небольшом количестве в чашку с водой, продемонстрировать, как взбивать пену, и пригласить ребенка повторить эти действия.
- Затем дуть в трубку – появятся пузыри. Объяснить малышу процесс и затем наблюдать, как он самостоятельно дует в трубочку, что может далеко не сразу получиться.
Заключение
Безусловно, система Монтессори довольно нестандартная, но она вызывает интерес. Взрослым, возможно, стоит, учитывая минусы, дополнять ее чтением сказок, ролевыми играми по мере потребности, которую, если внимательно наблюдать за ребенком, удастся не пропустить.
Методика Марии Монтессори: плюсы и минусы
Методика Марии Монтессори (1870 -1952) заслужила признание многих родителей и воспитателей. Но, как и любая система воспитания, она имеет свои плюсы и минусы. Сегодня мы их и обсудим.
Монтессори — выдающийся итальянский ученый, педагог-гуманист, философ, врач-антрополог, психиатр и психолог. Мария создала известную на сегодняшний день во всем мире систему воспитания и обучения детей, которая отличается своей уникальностью и эффективностью.
Феномен методики Монтессори заключается в безграничной вере в природу ребенка и желании исключить авторитарное давление на него.
В процессе разработки своей теории, М. Монтессори наблюдала за малышом в естественных условиях.
Ей было не понятно, как ребенок может чему-то научиться, если он должен четко, как автомат, выполнять распоряжения преподавателя. Он же не имеет возможности проявить себя.Монтессори — первая в Италии женщина, доктор медицины, которая создала медико-педагогический институт для детей с ограниченными возможностями. Именно наблюдение за такими детьми позволило ей разработать дидактический материал, основной идеей которого является стимулирование малыша к саморазвитию в специально подготовленной среде.
Эта методика произвела настоящий фурор, когда в 1900 году в Риме на олимпиаде воспитанники Марии по счету и письму превзошли детей из обычных школ. Тогда Монтессори произнесла слова, которые стали легендой: «Что надо было сделать со здоровыми детьми, что бы дети с ограниченными возможностями не только догнали, но и обогнали их!». Тогда Мария начала работать с обычными детьми.
Монтессори заметила, что у ребенка в возрасте 0-6 лет, есть периоды, когда ребенок наиболее легко и естественно способен выучить определенные вещи. Очень важно – не упустить этот период и воспользоваться возможностями.
Смысл метода заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самообучению, самовоспитанию, саморазвитию. А задача взрослого заключается в том, чтобы помочь ему организовать свою деятельность, реализовать себя.
В основе программы обучения заложен тезис «Помоги мне это сделать самому!», главная ее идея – ребенок обучается через контакт с различными материалами, а не через рассказы учителя.
Основные принципы методики Монтессори:
1. Свобода выбора
Этот принцип состоит в том, чтобы дать ребенку возможность самостоятельно выбрать род своей деятельности. В результате чего малыш начнет лучше понимать себя, научится делать выбор, у него появится инициативность, ответственность.
2. Наличие необходимых материалов
Материалы должны отвечать системе обучения Монтессори, быть в свободном доступе для ребенка, соответствовать возрасту малыша. Дидактические материалы этого метода обучения позволяют всесторонне развивать ребенка.
3. Контроль ошибок
В материалах системы заложен принцип контроля ошибок, когда ребенок сам может увидеть ошибку и исправить ее. Это позволяет формировать адекватную самооценку, развивать поисковую активность, самоконтроль, аналитические функции.
4. Наличие специально обученного педагога
Весь материал методики Монтессори имеет четкую систему подачи. Это позволяет поэтапно, но, быстро усвоить информацию, развивает концентрацию внимания, точность восприятия, логику и память.
5. Правила работы системы обучения
Основные правила следующие:
— твоя работа заканчивается там, где начинается свобода другого ученика;
— поработал, убери за собой;
— занимайся на ковриках;
— передвигайся тихо, никому не мешая.
Эти правила приучают к порядку, позволяют организовать себя и свое рабочее место, рационально использовать пространство, нести ответственность за собственный выбор, уважение к правам других, развитие внутренней дисциплины.
6. Одновременное обучение детей разного возраста
Обусловлено присутствием на занятиях детей разных возрастных категорий в определенном диапазоне. Это развивает социально-адаптивные навыки, дети учатся сотрудничать друг с другом и помогать друг другу.
7. Дети обучают друг друга
Дети сами подбирают интересную информацию на определенную тему и делятся с другими. Это удовлетворяет потребность в чувстве собственной значимости, развивает познавательную активность, любовь к обучению.
8. Не делай за малыша то, что он может сделать сам
Помощь взрослого в обучении должна быть минимальной. Ребенок все должен делать сам.
9. Отсутствие оценок взрослого человека
Здесь главная задача научить ребенка самому оценивать свою работу.
10. Отсутствие соревновательного мотива
Не стоит сравнивать ребенка с другими детьми. Все малыши разные. Нужно сравнивать его личные достижения: то, что он мог вчера и может сегодня.
Все эти принципы и правила можно отнести к плюсам методики Монтессори. А какие же минусы?
1. Некоторые педагоги утверждают, что она недостаточно развивает коммуникационные навыки, фантазию и креативность.
2. В развитии и обучении не принимают участие традиционные игры и игрушки.
3. В обучении не используется сказкотерапия. А она так полезна детям.
4. В методике Монтессори педагог – просто наблюдатель, поэтому малышу сложно адаптироваться в обычной школе, где учитель наделен огромным авторитетом.
Подводя небольшой итог, хочется заметить, что методика Монтессори, как и любая другая имеет свои плюсы и минусы. Поэтому, занимаясь по ней, постарайтесь учесть все недостатки и превратите их в достоинства. Параллельно с занятиями по методике Марии, еще и играйте ролевые игры, читайте сказки, разрешайте ребенку поиграть его любимыми игрушками.
Не пропустите интересные статьи:
Методика Монтессори: плюсы и минусы
Сегодня достаточно многие садики, оглашая весь список своих преимуществ перед другими «конкурентами», довольно часто называют методику Монтессори. Но для родителей чаще всего это лишь пустой звук, не означающий ровным счетом ничего. Мы уже писали про Десять постулатов о детях от Марии Монтессори, сегодня есть смысл разобраться в том, что представляет собой эта методика Монтессори.
Детская мудрость
Сегодня все больше можно услышать теорий, твердящих, что ребенок намного мудрей своих родителей и сам знает, чем ему заниматься, как развиваться и расти. В свою очередь, взрослые препятствуют такому гармоничному развитию личности малыша, насильно загоняя его в определенные рамки, которые, на их взгляд, более разумны. Но так ли это?
Педагогика по-итальянски
Мария Монтессори — известная среди педагогов итальянка, которая проанализировав свой богатый опыт общения с детьми, определила основные принципы гармоничного развития личности ребенка на разных периодах его жизни. Основа этой теории – обращение к индивидуальности ребенка, его самобытности и уникальности характера, способностей и т.д. Звучит, конечно, впечатляюще, но не очень понятно. Поэтому стоит заметить, что в методике Монтессори основным принципом воспитания ребенка считает его самостоятельность, способность думать и решать самому. То есть, фактически, ребенок сам выбирает себе средства для своего развития. Конечно, далеко не все детские садики признали и приняли такой способ воспитания деток, поэтому его можно считать в некоторой степени даже экспериментальным.
Как учимся?
Согласно принципам методики Монтессори, ребенок сам выберет себе средства и методы обучения. Поэтому не ты будешь решать, с чем ребенку можно играть, а с чем желательно подождать или же какие вещи трогать, а от каких руки прочь.
Ребенку для развития необходимо максимальное столкновение с окружающим миром, то есть практика. А рассказывать малышу о том, что можно, а что нельзя и каковы последствия – практически бесполезно. Одно из преимуществ методики Монтессори это то, что ребенка не нужно ни к чему принуждать, ведь малыш будет сам стремиться познать и опробовать что-то новое.
Создать среду
Согласно методике, для ребенка крайне важно создать среду, в которой он будет развиваться и познавать себя самостоятельно. В этом есть что-то похожее на обучение животных в естественной для них среде. Поэтому задача взрослых – организовать пространство для ребенка, в котором он сможет учиться всему новому.
Для малыша важно устроить несколько зон в комнате, в одной из которых он будет развивать свои сенсорные способности, в другой учится самообслуживанию, играя с пластиковым утюгом, наборчиком посуды, в третьей зоне должны быть материалы, развивающие мышление, логику, фантазию и т.д. Дальше понадобятся игрушки и приспособления, которые покажут ребенку основы счета, дадут понятие количества и т.д. Также позаботься о наличии игрушек, развивающих моторику, внимательность и т.д.
Что-то не так?
Методика Монтессори имеет и свои недостатки. Один из них заключается в том, что ребенок развивает все, кроме фантазии и творческого мышления. Так, малыш вполне хорошо справится с расчетом количества, но «от себя» не добавит ничего. Поэтому, если решилась взять на заметку некоторые принципы методики, не забывай уделять внимание именно творческому развитию малыша, ведь это крайне необходимая черта для каждого человека, а в детстве она просто незаменима, чтобы познать весь мир в его особенной неповторимости.
Бонус — смотрите видео “Методика Монтессори. Доводы одного родителя”:
Знаменитое видео от Тревора Айслера “Montessori Madness” в русском переводе.
[viral-lock][/viral-lock]
По материалам: mama.ua
Методика Монтессори: плюсы и минусы
Методика Монтессори (занятия)
Занятия для детей за методикой Монтессори с каждым днем становится все более актуальными и популярными среди родителей и их детей. Практически все, кто сталкивается с вопросом, по какой методике воспитывать своих детей, отдают предпочтение именно методике Монтессори.
Но эта методика имеет как плюсы, так и минусы. В первую очередь, это касается самого подхода к воспитанию и будущего ваших детей.
Начнем, пожалуй, с того, что в методике Монтессори не так. В первую очередь то, что она построена таким образом, чтобы ребенок мог сам выбирать, что и когда ему делать. Если это приемлемо в юном возрасте, для этого создано минимальные условия (например, особые группы в детских садах), то для средней школы занятий по методике Монтессори в нашей стране практически нет. И мы уже не говорим о высшей школе, то есть институтах, университетах.
Методика Монтессори фото
Методика Монтессори (занятия)
И что с того, спросите вы? А попробуйте потом доказать ребенку, что нужно сидеть за партой, когда ранее вы разрешали ему все? Попробуйте объяснить ему, почему он должен что-то учить, что заставляют учителя? И многое другое. Если хотите, можем сопоставить ребенка с деревом. Если вы будете пересаживать его старше, то тем хуже он будет адаптироваться. И есть такой вариант, что и вовсе не сможет адаптироваться в социуме потом. Так что сначала разберитесь сначала в методике Монтессори, а уже потом принимайте решения, выбирать ли эту методику или нет.
В чем плюс методики? В основании методике – свобода и самовыражения ребенка. А это значит, что вы не должны заставлять ребенка что-то делать, только помогать. Даже слоган этой методики звучит как: «Помоги мне это сделать самому». Как это? Все просто – вы лишь создаете среду, в которой ребенок развивается, а уже сколько времени, чем и как заниматься, выбирает сам ребенок.
Что нужно для занятий по методике Монтессори? Для самых маленьких детей создают большую и светлую комнату, как в детском саду. При этом оформляют ее правильно — разделяя на несколько отдельных зон, в каждой из которых должны быть тематически вещи по отдельной теме: например, животные, в другом конце — о космосе и т.п. Где взять все эти вещи? По методике Монтессори есть специальные обучающие материалы — нужно использовать только их.
Методика Монтессори: плюсы и минусы
Методика Монтессори (занятия)
Как это работает? Ребенок подходит к той зоне, которая ему больше нравиться и играет, изучает самостоятельно то, что он видит. Как шлось ранее, в основании этой методики — больше самостоятельная работа, поэтому три четверти своего времени ребенок должен учиться сам или выбирать себе кого-то из других детей (но только если он этого захочет).
Методика Монтессори: что это такое
А как проходит остальное время у детей, которые занимаются за методикой Монтессори? Все просто – они собираются в круг и вместе занимаются. Но, как говорилось выше, занимаются вместе они лишь 25% всего времени.
Что они делают? Развивают координацию, моторику рук, рефлексы и т.п. Как правильно организовать эту часть, вам больше подскажут сами педагоги, поскольку здесь нужен особый подход. Потом каждого ребенка приучают к творческому процессу, поскольку их учат рисовать, делать аппликации или другие творческие проекты. Но здесь, как и в других упражнениях, никто не будет силой удерживать ребенка или заставлять его рисовать, если ему это не нравится. Здесь учитывают характер.
А что делать дома? А дома вы должны будете также давать ребенку пространство для личного развития. При этом вам нужно будет учитывать, что есть вещи, которые ребенок должен будет познать самостоятельно, поэтому от вас – минимум слов, но максимум полезной информации в виде специальной обучающей литературы и игрушек.