Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Почему 12 месяцев: «Почему в году 12 месяцев и все они разной длительности? Почему не 13 месяцев по 28 дней?» – Яндекс.Знатоки – Почему в году 12 месяцев?

Posted on 23.09.202006.02.2020

Содержание

  • Двенадцать месяцев — Википедия
  • Декабрь был десятым месяцем: 8 интересных фактов о нашем календаре
    • 1. Календарь был сформирован на основе лунных циклов
    • 2. Почему месяцы называются именно так
    • 3. Январь и февраль были последними месяцами года
    • 4. Почему февраль единственный месяц с 28 днями
    • 5. Мятеж стал причиной того, что месяцы в календаре изменили положение
    • 6. Был тринадцатый месяц под названием мерседониус
    • 7. Почему в настоящее время год длится 365 дней
    • 8. Почему июль перестал называться квинтилисом, а август перестал быть секстилисом
    • Дни недели и их значения
  • Почему 12 знаков зодиака, 12 животных по году, 12 апостолов, 12 месяцев в году?
  • Календарные перипетии или почему декабрь — двенадцатый, а не десятый месяц
    • Календарные перипетии или почему декабрь — двенадцатый, а не десятый месяц
      • Понравилось это:
      • Похожее
  • краткое содержание, характеристика героев :: SYL.ru
    • История создания
    • Идея сказок
    • Начало
    • Предыстория
    • Завязка
    • Развитие событий
    • Встреча с месяцами
    • Кульминация. Зима отступает
    • Развязка. Вот вам и подснежники
    • Конец рассказа
    • Театральная версия произведения
    • Конец пьесы
    • В чем различие историй
  • краткое содержание, анализ и характеристика героев :: SYL.ru
    • История создания
    • Завязка
    • Волшебная встреча у костра
    • Коварство и капризы
    • Кульминация
    • Финал
    • Образ падчерицы
    • Мачеха и дочка
    • Королева
    • Другие персонажи
    • Образы волшебных братьев
    • Смысл пьесы
  • Не сказочная история сказки «Двенадцать месяцев»: picturehistory — LiveJournal

Двенадцать месяцев — Википедия

Двенадцать месяцев — драматическая сказка (пьеса-сказка) советского писателя Самуила Маршака, написанная в 1942—1943 годах для МХАТа. Поставлена в Московском театре юного зрителя в 1947 году, во МХАТе в 1948 году. Пьеса состоит из 4 действий и 8 картин.

По воспоминаниям Самуила Маршака, источником для сюжета послужила слышанная им задолго до написания сказки чешская или богемская легенда о двенадцати месяцах[1].

По мотивам пьесы в 1956 году на студии «Союзмультфильм» (Москва) был выпущен одноимённый мультфильм; в 1972 году художественный фильм «Двенадцать месяцев». В 1980 году одноименный анимационный фильм был создан студией «Тоэй» (Япония).

Сказка часто ставится на утренниках в детских садах и младших классах школы[2].

Профессор учит своенравную девочку — Королеву (14 лет). Когда речь заходит о Новом годе, она желает, чтобы завтра на праздничном столе были подснежники, чтобы она могла посмотреть, что же это за цветы. Профессор уверяет её, что это невозможно, однако Королева издаёт указ — тот, кто принесёт во дворец корзину этих цветов, получит такую же корзину золота. Мачеха и её родная дочь мечтают об этой награде, и как только возвращается падчерица с хворостом, они посылают её обратно в лес — выполнять королевский приказ.

Замёрзшая падчерица выходит на поляну, на которой горит костёр, а вокруг него греются двенадцать братьев-месяцев. Они внимательно слушают главную героиню, и Апрель просит братьев уступить ему часок, чтобы помочь ей. Она возвращается домой счастливая с подснежниками и волшебным колечком, подаренным Апрелем. Если же случится беда, нужно бросить колечко и сказать волшебные слова, и все месяцы придут на помощь.

Пока уставшая падчерица спит, её сводная сестра крадёт это колечко. Мачеха с дочкой идут с подснежниками в королевский дворец, оставив падчерицу дома. Обрадованная Королева приказывает им рассказать, где же они нашли цветы зимой. Те выдумывают небылицу о чудесном месте, на котором зимой растут не только цветы, но даже грибы и ягоды.

Королева сама решает поехать в это чудесное место вместе с придворными. Мачеха с дочкой наперебой повторяют, что его уже замело снегом, и признаются, что цветы рвала падчерица. Королева берёт их и падчерицу в лес. Главная героиня жалуется, что они отняли у неё колечко, на что Королева приказывает вернуть его. Получив кольцо, она требует, чтобы падчерица рассказала, где нашла подснежники. Получив отказ, она велит снять с неё шубу, грозит казнить и бросает её колечко в прорубь. Падчерица произносит волшебные слова и убегает.

Сразу же наступает весна, а затем лето. Рядом с Королевой становится сухо и тепло, и появляется медведь. Он пугает королеву, но, не сделав ей ничего дурного, уходит в лес. Затем наступает осень. Королева, насквозь промокнув под сильнейшим осенним ливнем, замерзает, так как внезапно наступила зима. Метель уносит все шубы, которые сбросили с себя придворные. Им становится холодно, и, покинув Королеву, они бегут обратно во дворец. С ней остаются только старый солдат и профессор. Ехать в санях невозможно, поскольку лошадей распрягли, и на них ускакали придворные.

Из леса выходит старик в белой шубе (это Январь) и предлагает каждому загадать по одному желанию. Королева желает вернуться домой, профессор — чтобы времена года вернулись на свои места, солдат — просто погреться у костра, а мачеха с дочкой — шубы, «хоть бы и на собачьем меху». Старик начинает с последней просьбы и даёт им шубы. Они ругают друг друга, «лаются», что не попросили собольих, и превращаются в собак. Их запрягают в сани — королеве есть на чём ехать обратно во дворец.

Солдат заходит погреться у костра братьев-месяцев. Там он встречает падчерицу, во всём новом и с упряжкой прекрасных белоснежных коней. На собаках далеко не уедешь, и солдат просит Королеву, чтобы та попросила падчерицу подвезти. Как только она не пробовала — и приказывать, и богатство сулила — главная героиня отказывалась. Солдат объясняет надменной Королеве, как нужно просить «по-доброму», и та подчиняется, может быть, впервые в жизни произнеся слово «пожалуйста». Падчерица с радостью сажает всех в сани и даёт каждому шубу. Все едут домой, оставив братьев-месяцев у новогоднего костра.

Декабрь был десятым месяцем: 8 интересных фактов о нашем календаре

На протяжении долгих лет мы привыкли считать, что год длится 12 месяцев, в каждом из которых по 30 или 31 день, кроме февраля. Однако так было не всегда. Задумывались ли вы, почему месяцы имеют такие названия? Или почему февраль единственный месяц с 28 днями? Вашему вниманию представляются самые интересные факты о возникновении современного календаря, которым мы привыкли пользоваться.

1. Календарь был сформирован на основе лунных циклов

Первоначально календарь, который мы знаем, был основан на циклах Луны, а не Солнца, а год был разделен на периоды по 10 месяцев. Это привело к изменению времени, поэтому, возможно, раз в несколько лет можно было увидеть зиму в середине июня.

2. Почему месяцы называются именно так

Первые десять месяцев, признанные древним Римом, были следующими.

  1. Марций (март): назван в честь Марса, бога войны и мужества в римской мифологии.
  2. Априлис (апрель): считалось, что название происходит от аперира, что означает «открытый», месяц, в котором распускаются цветы. Но существует также мнение, что он является производным Афродиты.
  3. Маиус (май): месяц Майи, матери бога Меркурия, которая являлась покровительницей землевладельцев и растительности. Также это был месяц, посвященным майорам, то есть старейшинам.
  4. Юний (июнь): посвящен Юноне, богине брака и королеве богов, чье имя означает «юность».
  5. Квинтилис (июль): назван в честь места, которое он занимал в течение нескольких месяцев, то есть пятый.
  6. Секстилис (август): шестой.
  7. Сентябрь: седьмой.
  8. Октябрь: восьмой.
  9. Ноябрь: девятый.
  10. Декабрь: десятый.

Январь и февраль на тот момент в календаре отсутствовали.

3. Январь и февраль были последними месяцами года

Хотя календарь, казалось, работал, этого было недостаточно, чтобы приспособить дни к сезонам. Циклы Луны не охватывали 30 полных дней каждый месяц, и для завершения всего времени движения Земли относительно Солнца требовалось 6 дней.

Чтобы решить эту проблему, Нума Помпилио, второй король Рима, провел реформу, в ходе которой были добавлены в календарь еще два месяца. Таким образом, одиннадцатый месяц был назван янурий (январь) в честь Януса, бога начинаний, дверей и переходов. Двенадцатый месяц, в свою очередь, назвали фебруариус (февраль), посвященный богу очищения Фебрусу. Эти месяцы были расположены в конце календаря, а не в начале, как они организованы в настоящее время.

4. Почему февраль единственный месяц с 28 днями

С реформой Нума месяцы, согласно их порядку, имели 29 или 31 день, поскольку четные числа считались связанными с неудачей. Все соблюдали это правило, кроме фебруариуса. У этого месяца было четное количество дней, то есть 28. Это было математически необходимо для того, чтобы год имел нечетное количество дней и соответствовал цели покрытия 12 лунных циклов года, что соответствует 355 дням. Вполне вероятно, что февраль был выбран в качестве последнего месяца года.

5. Мятеж стал причиной того, что месяцы в календаре изменили положение

В 154 году до нашей эры вспыхнуло восстание в Испании, и римляне опасались быть затронутыми войной.

По этой причине римский сенат принял решение отправить одного из консулов. Проблема заключалась в том, что решение было принято в декабре, в десятом месяце года, поэтому консул еще не был официально уполномочен, поскольку 154 год все еще продолжался, и, согласно глубоко укоренившимся обычаям предков, консулы вступали во владение только первый день года, то есть в марте.

Таким образом, оставалось еще два месяца, январь и февраль, чтобы консул мог взять на себя ответственность за ситуацию и принять решение об окончании восстания.

Однако срочность окончания войны не могла ждать еще два месяца. Это заставило римский сенат изменить положение календарных месяцев, оставив январь и февраль в начале года. Таким образом, консул смог вступить в должность и положить конец восстанию в январе.

С тех пор и навсегда было установлено, что 1 января является первым днем ​​года, хотя названия месяцев остались такими, какими они были. Поэтому октябрь, ноябрь и декабрь не являются восьмым, девятым и десятым месяцами года, хотя их названия указывают на это.

6. Был тринадцатый месяц под названием мерседониус

Поскольку дни и времена года еще не были связаны между собой, римляне обычно вставляли в календарь високосный месяц под названием мерседониус, латинское название, которое означало бы «рабочий месяц». Его нужно было чередовать каждые 2 или 3 года, чтобы високосный год длился 377 или 378 дней. Римляне отняли несколько дней с февраля, который заканчивался через 24 дня, а затем продолжал мерседониус. Однако, на самом деле, это был очень непоследовательный и запутанный месяц, поскольку первыми определяли его прибытие первосвященники, и они сделали это по политическим причинам и для удобства своих интересов.

7. Почему в настоящее время год длится 365 дней

С приходом к власти Хулио Сезара календарь был изменен. С помощью известного астронома Хулио Сезар поменял календарь и привел его в соответствие с движением Земли относительно Солнца. Таким образом, Хулио Сезар убрал тринадцатый месяц и добавил дни к месяцам, чтобы год длился 365 дней. Кроме того, каждые 4 года к февралю добавлялся еще один день.

8. Почему июль перестал называться квинтилисом, а август перестал быть секстилисом

После смерти Хулио Сезара Юлий Цезарь предложил изменить название месяца рождения воинов, то есть квинтилиса, в его честь. Таким образом, название поменяли на юлий (июль).

Нечто очень похожее произошло со следующим месяцем, секстилисом, который был посвящен Октавио Аугусто, поскольку именно в этом месяце император одержал свои самые важные победы. Таким образом, месяц преобразовали в август.

Дни недели и их значения

Дни недели, которые мы знаем на сегодняшний день, также были переняты из римской системы, на которую, как полагают, повлияли египтяне. Дни недели их календаря посвящались семи великим звездам, известным в свое время. Таким образом, римляне назвали дни недели таким образом.

  • Воскресенье: изначально оно называлось «Смерть Солиса» или «День Солнца» Впоследствии название поменяли на «воскресенье». Это произошло из-за влияния церкви, в честь Господа, потому что в тот день, согласно Библии, произошло воскресение Иисуса Христа.
  • Понедельник: происходит от «Умирающей Луны», что означает «лунный день».
  • Вторник: происходит от «Смерти Мартиса», что означает «день Марса».
  • Среда: происходит от «Смерти Меркурия», что означает «день Меркурия».
  • Четверг: происходит от «Смерти Джовиса, либо «дня Юпитера».
  • Суббота: происходит от «Смерти Сатурна», или «дня Сатурна». Как и в воскресенье, Сатурн изменил свое название на субботу в некоторых языках, что означает «отдых».

Мы настолько привыкли к названиям сегодняшних дней и месяцев, что забываем о великом и интересном прошлом, которые за ними стоят. Мало кто из нас до этого подозревал, что появление привычного для нас календаря имело такую насыщенную историю.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Почему 12 знаков зодиака, 12 животных по году, 12 апостолов, 12 месяцев в году?

Спроси тут <a href=»/» rel=»nofollow» title=»15907216:##:cnpocuTyt»>[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>

Мне кажется то, посмотри этот документ <a href=»/» rel=»nofollow» title=»15907216:##:document789234789234-pdf»>[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>

Потому что 12 это мистическое число. Также как и 666

Мне кажется то, посмотри этот документ <a href=»/» rel=»nofollow» title=»15907216:##:document789234789234-pdf»>[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>

12 = число сакральное мистическое как и 144 В иудаистской и древней восточной культурах число 12 соответствовало изобилию, законченности и целостности сущего. Кроме того, древние народы адаптировали к этому космическому числу собственную историю: 12 королевских предков, 12 жен короля, 12 малагасийских властителей… Двенадцать племен индейцев Вин-небаго, воплощая единство Неба и Земли, олицетворяют совершенную гармонию с небом. Двенадцать императоров (соответствующие знакам зодиака) правили в Перу. О Кроме знаков зодиака известны 12 великих богов античной мифологии, 12 учеников Христа, 12 пэров Франции, 12 рыцарей Святого Грааля, 12 месяцев года, 12 ангелов в Библии, 12 колен израильских, 12 патриархов, 12 часов дня. Христианское Древо Жизни насчитывает 12 плодов. О Китайцы также имеют двенадцатиричную систему: 12 императорских знаков отличия, 12 должностных постов, созданных мифическим императором Сун… Медицина насчитывает 12 внутренних органов, музыка — 12 тонов и т. д. Модель, основанная на двенадцати, является самой важнейшей (следующая по значимости — троичная, затем четверичная и семеричная), так как приравнивается к кругу и, следовательно, к идее всеобщности (которая в то же время выражается числом десять). Именно по этой причине государство этрусков было разделено на двенадцать частей, и Ромул учредил двенадцать ликторов (телохранителей) (28). Строго говоря, изо всех чисел «двенадцать» имеет наиболее широкий охват; ибо формулы Таро таковы, что содержат две группы по двенадцать и четыре по четырнадцать, однако компоненты этих чисел не имеют архетипической значимости. Учитывая, что двумя сущностными прототипами количества являются числа «три» и «четыре» (означающие соответственно динамизм или внутреннюю духовность, и стабильность или внешнюю активность), можно утверждать, что их сумма и их произведение дают два следующих за ними по значимости числа: «семь» и «двенадцать». Последнее соответствует геометрическому двенадцатиугольнику; оно, однако, может связываться и с окружностью, поскольку их символические значения практически идентичны. Таким образом, системы или схемы, основанные на круге или цикле, имеют тенденцию получать в виде конечного предела число «двенадцать». Даже если вначале структуры состоят менее чем из двенадцати элементов, позднее проявляется их тенденция стремиться к совершенному числу «двенадцать», как, например, в музыке, где модальная шкала из семи нот развилась в двенадцатинотную систему Арнольда Шенберга и его школы. Другие примеры: двенадцать часов на циферблате; двенадцать месяцев года; двенадцать основных богов многих мифологий, как своего рода амплификация семи планет; а также деление розы ветров (соответственно Эвр, Солан, Нот, Австр, Африк, Эвроастр, Зефир, Станн, Ирей, Борей, Аквилон, Вольтурн). Все эти примеры, следовательно, доказывают наличие порядка, основанного на двенадцатиричных схемах, могущих распадаться либо на «внутреннее» трехчастное деление «внешней» или ситуативной четвертичной схемы, либо на «внешнее» четырехчастное деление «внутренней», действительной троичной схемы. Для индусов эпохи Вед двенадцать дней в середине зимы (от Рождества до Богоявления) были отражением и повторением всего года; подобная традиция имеется и в Китае (17). На наш взгляд, все эти системы коренятся в символизме Зодиака, основанном на числе «двенадцать», то есть ка идее, что четыре стихии могут проявиться тремя различными способами (уровни или ступени), что вместе дает двенадцать делений. На этом основании Сент-Ив д’Альвейдр делает вывод, что в сообществах человеческих существ, пребывающих в русле символической традиции, «окружность, стоящая выше всего и ближе всего подходящая к таинственному центру, состоит из двенадцати делений, которым.. представлена высшая инициация

число 12 символизирует гармонично устроенную Богом организацию

Потому что земля каждий месяц бывает каждий знаков зодиак

число 12 состовляет =3(12=1+2=3) Изних всегда две противоположности а одно посредник. Для перехода из одного в другое. Пример Вода. Имеет Три формы= Жидкое- газообразное-твердое. 12=6-6 Это стороны равны друг другу 1+2+3+4= 10. Состоящее из двух 5:5. Комбинаций много чтоб понять символику 12. в чем и почему

Потому что если число дней в солнечном году разделить на число дней в лунном цикле, получается примерно 12, а в старину календарей не было, ориентировались по Солнцу и Луне. Но, вот Евангелий 4..

Календарные перипетии или почему декабрь — двенадцатый, а не десятый месяц

Календарные перипетии или почему декабрь — двенадцатый, а не десятый месяц

31.01.2009 Автор: Little rat

В очередной раз блуждая по разным сайтам и глядючи на разные заметки озадачилась: почему название месяца «декабрь», которое происходит от латинского «дека» — «десять», было повешено на двенадцатый месяц в году? Ну вот с чего вдруг? И довольно быстро нашлась запись, которая поставила все на свои места, да еще и кое-какие другие интересные факты про календарь осветила.
Приведу ее для себя и здесь.

Современные названия месяцев берут своё начало от древних римлян. Первоначально римский год начинался весной и состоял из 10 месяцев, которые обозначались порядковыми номерами. Позже некоторые месяцы были переименованы. Так первый месяц был назван мартом – в честь бога войны Марса. Третий месяц, май, был посвящён богине Майе, четвёртый богине Юноне (как не сложно догадаться, июнь). Название же второго месяца (апреля), по видимому происходит от латинского «aperire», что значит «раскрывать», так как в этом месяце раскрываются почки.
Остальные 6 месяцев продолжали носить имена числительных:

Квинтилис (quintilis) – пятый,
Секстилис (sextilis) – шестой,
Сентябрь (September) – седьмой,
Октябрь (October) – восьмой,
Ноябрь (November) – девятый,
Декабрь (December) – десятый.

4 месяца года (март, май, квинтилис и октябрь) имели по 31 дню. Остальные месяцы состояли из 30 дней. Т.е. первоначально римский календарь состоял из 304 дней.
В VII веке до нашей эры римляне произвели реформу и прибавили одиннадцатый и двенадцатый месяцы – январь (в честь бога Януса) и февраль, название которого происходит от слова februum, что значит «очищение», и связано с обрядом очищения.
Последующие года с, получившимся таким образом, календарём была полная неразбериха, количество дней в году не совпадало с истинным, из-за чего явления природы (равноденствие, например) смещались, приходилось каждые два года вставлять добавочный месяц (марцедоний). Кроме того, верховный жрец мог по своему усмотрению удлинять или укорачивать добавочный месяц… Короче, ужас что творилось.

В 46 году до нашей эры Юлий Цезарь, наконец, решил реформировать календарь. Год приняли равным длине тропического — 365 дням и 6 часам. С 6 часами поступили известным образом – 3 года приняли по 365 дней, а четвёртый – 366.
Год стал начинаться в январе, а названия остались те же, что и были. Количество дней упорядочили следующим образом – все нечётные месяцы имели по 31 дню, а чётные по 30 (за исключением февраля, который имел 30 только в високосном году, а всё остальное время — 29). На том и порешили, всё красивенько, стройненько… Так нет же, скучно им стало.
Сначала, в благодарность Цезарю, переименовали квинтилис в июль. Ну ладно, бог с ним… Но они же потом ещё и решили секстилис в Август переименовать (в честь императора Августа). А тут уже своя тонкость – в секстилисе то было 30 дней (против 31 в июле), и, чтоб Августу обидно не было, прибавили к месяцу ещё один день. Так, и без того несчастный, февраль лишился ещё одного дня. Но римляне на этом не остановились. После вышеизложенных реформ получилось, что 3 месяца подряд имели по 31 дню. Суеверные римляне посчитал это неправильным (уж не знаю почему) и в конец перелопатили свой календарь, приведя число дней в месяцах к современному виду.
Вот такая история.
В заключение, ещё расскажу о происхождении слова «високосный».
Первые числа каждого месяца римляне называли календами. Числа же месяца они отсчитывали не вперёд, как мы, а назад, т.е. считали – сколько дней осталось до ближайших календ. Поэтому вместо числа 24 февраля, римляне говорили – осталось 6 дней до мартовских календ. А так как в то время добавочный день было принято помещать не в конце февраля, а между 23 и 24 февраля, то раз в 4 года дважды считали 24 февраля (т.е. шестое число до мартовских календ). По латыни шестое число называлось «сектус», а «ещё раз шестое» — «бисектус» («bissectus»). Поэтому год, содержащий один лишний день назывался – «биссектилисс». В русском языке это слово немного видоизменилось…

Написано по материалам книги С.И.Селешникова «История календаря и его предстоящая реформа»

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

краткое содержание, характеристика героев :: SYL.ru

В статье приведен пересказ «Двенадцати месяцев» Маршака, сказки и ее драматической версии.

Самуил Яковлевич Маршак — замечательный русский и советский детский писатель и поэт XX века. Кроме того, он был блистательным переводчиком и много работал в качестве журналиста.

Маршак Самуил

В статье приведены сведения о том, как были созданы оба этих произведения, как сложилась их дальнейшая судьба. Кроме того, изложена со слов писателя основная их идея. Рассказано о составе героев и принципах построения обоих сюжетов.

История создания

«Двенадцать месяцев» Самуила Яковлевича Маршака в обоих вариантах создавались в 1942-1943 году. Это было очень тревожное для страны время. Шла Великая Отечественная война. Маршак тогда посвятил себя созданию военных очерков и стихов. Но посчитав, что люди даже в трудное время нуждаются в отдыхе и веселье, написал все-таки две эти истории — сначала небольшую прозаическую с подзаголовком «Славянская сказка», затем театральную версию под общим названием «Двенадцать месяцев».

Сюжет текстового варианта был навеян одной из богемских историй-легенд. Тогда же, созданная специально для МХАТа, появилась и театральная пьеса с тем же названием. Правда, постановку удалось осуществить лишь после войны: сначала в 1947 году в ТЮЗе, затем в Художественном театре, в 1948 году.

При этом состав героев пьесы «Двенадцать месяцев» Самуила Яковлевича Маршака был значительно расширен и несколько изменена развязка. Она содержит четыре действия.

Это одна из самых популярных и по сей день новогодних театральных сказок. Вместе с прозаическим вариантом они пережили множество книжных изданий. В 1956 году по пьесе был снят мультфильм, в 1972-м, благодаря режиссеру Анатолию Гранику, в прокат вышла ее экранизация.

В 1980 году свое «анимэ» по сказке выпустили даже японские мультипликаторы. Еще при жизни Маршака наметилось было создание по этому произведению ленты самим Уолтом Диснеем, но из-за проволочек советских бюрократов дело сорвалось.

Книга "Двенадцать месяцев"

И все это — не считая многочисленных постановок драматической сказки как профессиональными, так и самодеятельными театральными коллективами (в том числе детскими).

Идея сказок

Она, прежде всего, о трудолюбии. О том, что даже силы природы и время помогают работящим и добрым людям. А жадные и злые пропадают, не оставляя никакого следа на земле.

О самом смысле и нравственном посыле обоих произведений автор говорил так:

Я старался избегнуть в своей сказке навязчивой морали. Но мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с трудом.

Ниже мы приведем пересказ прозаической истории «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака.

Начало

Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

Так спрашивает автор читателя, предваряя сказку. Ну, конечно, мы все это знаем. Каждый из нас, не задумываясь, назовет месяцы, составляющие год. Но смысл вопроса Маршака не в том, чтобы напомнить нам это, а совсем в ином.

Ведь январь придет вслед за декабрем, а май наступит, когда закончится апрель. И никак иначе. Никогда не встретятся месяцы, шагающие друг за другом, не дождавшись своего срока.

Двенадцать месяцев

Но вот якобы жил в маленькой деревеньке, расположенной в горной стране Богемии, такой человек, девочка, которой удалось лицезреть всех братьев-месяцев сразу. Как ей это удалось, и чем все закончилось — такова, коротко говоря, основа сюжетной канвы этой истории.

Предыстория

Как рассказывается в «Двенадцати месяцах» Самуила Маршака, жила-была на свете семья — женщина с двумя дочерьми. Одна из них была родная, а вторая — падчерица. Собственную-то дочь она любила, а второй, чтобы угодить мачехе, приходилось много работать. Но была она девочкой трудолюбивой и послушной.

Родная доченька жила всласть — нежилась целыми днями на перине да пряники ела. А второй за заботами не присесть — то за водой бежать к колодцу, то за хворостом в лес отправляться, то белье надо выполоскать. Дел невпроворот.

Так и росла девочка — и летнюю жару знала, и от зимней стужи мерзла, и под осенним проливным дождем мокла. Она-то и стала героиней сказочного рассказа Маршака «Двенадцать месяцев». И это именно ей посчастливилось увидеть всех их вместе однажды.

Завязка

А дело происходило зимой, в январе месяце. Снежная выдалась пора — снегу навалило столько, что заметенные деревья в лесу качаться не могли, а бедные селяне только лопатами успевали работать, отгребая сугробы от дверей в свои избы.

Но задумала злая мачеха извести ненавистную падчерицу. Поглядев на летящие хлопья снега за дверью, приказала она той отправляться за подснежниками в зимний лес. Мол, сестра-то твоя именинница завтра, а подарок где? Иди, стало быть, в лес и без цветов не возвращайся.

Подумала девочка сначала: шутит, небось, мачеха. Не март на дворе, а январь. Трескучий мороз, снегу по пояс — какие цветочки в такое время? Но жестокая сестра добавила, полностью прояснив ситуацию:

— Если и пропадешь, так плакать о тебе никто не станет. Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.

Что было делать? Как не послушаться? О правах детей тогда еще слыхом не слыхивали — средневековье. Заплакала бедняжка, закуталась в рваный свой платочек и шагнула с порога навстречу злой, такой же, как ее семейка, вьюге.

Развитие событий

Бредет бедняжка, еле ноги в валенках из сугробов вытаскивает, платок на голове удерживает, да глаза прикрывает от снега колючего и ветра ледяного. А ночь стоит черная — ни звезд на небе, ни луны. Лишь снег под ногами светел.

Дошла наша героиня до поваленного дерева: если все равно замерзать, так почему не здесь? Села на ствол и сидит.

Падчерица в лесу

И вдруг видит — засветился далеко-далеко, в лесной чаще огонек, словно звездочка.

Обрадовалась горемыка. «Только бы не погас!» — подумала. И пошла, полезла через бурелом и чащу, раздвигая снежные ветви и спотыкаясь.

«Гори, гори, огонек!». А он не только не гаснет, а все ярче становится. Вот уже и дымком потянуло, и слышно стало, как хворост в огне потрескивает. Из последних сил дошла девочка до той полянки. Да и замерла от удивления.

Встреча с месяцами

Огромный костер горит посреди поляны — яркий, жаркий. А вокруг него сидят люди и тихо переговариваются.

«Вот, странно, — думает путешественница. – И не охотники вроде, а и на дровосеков не похожи. Одежда вон какая нарядная, богатая — все из материи золотой, серебряной да из бархата зеленого».

Троих стариков среди сидящих насчитала она, троих среднего возраста, трех юношей. А вон у самого огня и еще три — те совсем мальчишки. Кто же эти люди?

Тут старик, ближе всех находящийся к ней, вдруг обернулся. А до чего грозен, бородат, броваст! Испугалась девочка, хотела убежать, да спросил ее дед: кто ты, откуда и зачем пришла?

Девочка рассказала ему свою историю: подснежники, дескать, нужны. И пустую корзинку показала. А тот рассмеялся недоверчиво: ну и выдумщица!

Девочка ответила, что не пустят ее домой, если вернется она с пустой корзинкой. Мачеха злее, чем мороз. Придется ей остаться в лесу и замерзнуть. И горько заплакала.

Тут заговорили между собой мужчины, зашумели. Поднялся вдруг один из них — это был молодой парень с шубкой, накинутой на одно плечо, и обратился к старику: «А уступи-ка мне свое место, братец Январь!»

«Так ведь еще Февраль между нами!» — возразил Январь, показывая на лохматого старика с растрепанной бородой.

А Февраль, тоже девочку хорошо знавший, заметил:

то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.

Кульминация. Зима отступает

Первый заговорил Январь, ударяя о землю посохом изо льда:

Не трещите, морозы,

В заповедном бору,

У сосны, у березы

Не грызите кору!

Полно вам воронье

Замораживать,

Человечье жилье

Выхолаживать!

И после этих слов стихло все в лесу. Перестала завывать вьюга, трещать от мороза деревья. Снег полетел большими мягкими хлопьями. А посох перешел к брату Февралю, который заговорил, словно загудел:

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землею.

Пусть бежит в полях поземка

Белою змеею!

И снова начала зима бушевать. Налетела на лес снежная буря, замела по полям поземкой. Тем временем Февраль передал посох следующему брату — Марту.

Глядит наша героиня: чудеса! Только что была в руках у старика ледяная палка, а у первого весеннего месяца она оказалась древесной веткой с распускающимися почками.

Громко запел веселый молодой Март:

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи,

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

И немедленно исчез зимний лес. Под ногами у девочки оказалась мягкая земля. Потекли, зашумели ручьи. Запели птицы. Появились первые листики на деревьях. Диву дается она: неужели и вправду весна наступила?

А Март торопит ее: всего на час уступил нам место братец Январь. Спеши, ищи свои подснежники!

А в лесу-то этих весенних цветов видимо-невидимо! Кинулась собирать их девочка и набрала целую корзину, даже еще в переднике прихватила.

Развязка. Вот вам и подснежники

А потом по опустевшему лесу она побежала домой. И братцев-месяцев больше не встретила.

Дома она высыпала подснежники из фартука на лавку, поставила наполненную корзину перед изумленными мачехой и сестрой, и рассказала им все, как было.

— Почему же тебе братцы-месяцы больше ничего не подарили? — спросили они, когда девочка закончила.

— Так ведь я и не просила ничего, — пожала она плечами.

— Дура ты, дура! — ответила ей сестра. — А вот я бы так просто не ушла, я бы сообразила. Меня бы один месяц земляникой одарил, другой — грушами да яблоками, третий бы грибочков насобирал…

— А мы бы потом все продали и обогатились, — подхватила мачеха. — Какая ты умная, дочка! А что подснежники? Подумаешь, цветы… Сходи-ка ты, дорогая, сама в лес и разберись с этими месяцами.

Во дворец на санях

Схватила та шубку, платок, рукавицы, да и за порог.

Прошла немного, а мороз трещит, лес вокруг совсем дремучим стал, и снег все глубже. Вдруг видит — все, как рассказывала насобиравшая подснежников сестра. Вот и поляна, горит на ней жаркий костер, а вокруг сидят двенадцать братьев-месяцев и о чем-то разговаривают.

Не стала замерзшая сестра здороваться с ними и церемонии разводить, сразу подошла к костру, чтобы согреться.

— Это кто ж такая? — воскликнул Январь, ударив посохом по земле. — Откуда?

Девочка и ответила ему, что она сестра той, которой здесь подснежников позволили набрать. А ей самой, мол, нужны подарки. Значит так. От Июня — земляники, от Июля — огурчиков, Август пусть даст яблок и груш, Сентябрь — орехов побольше…

— Не бывать лету посреди зимы! — рассердился Январь. — Уходи, мы тебя не знаем!

— Да я и не к тебе пришла, — возразила жадина. — Мне летние месяцы нужны. А с зимнего месяца и взять нечего — снег да лед.

Взмахнул старик своими рукавами, и загудел такой ветер, началась такая метель, что снежной пеленой заволокло все — от неба до земли. Перепугалась мачехина дочка:

— Эй! — кричит. — Уймись! Я не хочу!

Да где там! Совсем замело ее снегом, и провалилась она в сугроб.

А мачеха не дождалась ее, побежала в лес искать. Никого не нашла, только сама замерзла и пропала.

Такова история этих героев «Двенадцати месяцев» Маршака.

Конец рассказа

А вот падчерица прожила долгую жизнь. Вышла замуж и детей вырастила. А около дома якобы был у нее чудесный сад: самые первыми распускались в том саду цветы, поспевали ягоды, созревали наливные яблоки. В самый знойный день царила в том саду прохлада, а в самую холодную зиму — тепло и уют.

Говорили еще, что гостят в этом саду все двенадцать братцев-месяцев — гостят все вместе, а не поодиночке, как полагается.

Вот и автор думает — а вдруг, правда, все так и было?

Выше мы привели полное содержание «Двенадцати месяцев» Маршака, вернее, прозаической версии этой сказки.

Театральная версия произведения

Во дворце молодая неумная Королева издала указ о том, чтобы во дворец к Новому Году доставили корзину подснежников. Обещана щедрая награда тому, кто выполнит высочайшее пожелание.

А тем временем в одной деревенской избушке сидят Дочь и ее Мать, которым очень хочется во дворец и получить награду, но искать подснежники зимой не хочется. И тогда они отправляют в лес за подснежниками Падчерицу.

В чудесном зимнем лесу живут говорящие звери. Белки с зайцем играют в горелки и болтают со старым вороном.

Падчерица бредет по лесу и понимает, что скоро просто замерзнет. Она забирается на ветку дерева, чтобы не стать добычей волка и дремлет.

Ей снится сон, что умершая мать идет ей навстречу с горящей лампой. Просыпается, глядь — а впереди, среди чащи, и в самом деле сверкает огонек.

Падчерица слезает с дерева и выходит к костру, у которого разговаривают братья-месяцы. Тронутый ее историей, Апрель просит час у своих братьев, чтобы девушка успела набрать цветов и вернулась домой, не замерзнув в лесу.

Они помогают девушке, а Апрель преподносит ей свое кольцо, которое, случись трудная ситуация, поможет из нее выбраться. Месяцы строго-настрого наказывают девушке никому не говорить о встрече с ними. Она клянется.

Падчерица приносит домой корзину с цветами и тут же засыпает, уставшая. Родная дочь старухи крадет у нее кольцо. Затем они отправляются во дворец с подснежниками. Проснувшаяся Падчерица умоляет мачеху с сестрой вернуть ей кольцо, но ее не слушают.

Сцена во дворце

Во дворце королеве очень хочется узнать, где же эти двое — женщина и девочка — умудрились отыскать цветы в зимнем лесу. Те сочиняют историю о чудесном месте, где прямо на снегу можно собирать и грибы, и ягоды, и подснежники.

— Отправляемся туда все вместе! — решает Королева. Испуганные неминуемым разоблачением, старуха и ее дочь признаются, что цветы принесла из лесу Падчерица.

Но Королева не меняет своего решения и вместе с придворными отправляется в лес, приказав Мачехе, ее родной Дочери и Падчерице сопровождать их.

В лесу Королева требует у Падчерицы показать, где она собирала подснежники. Та отказывается. Тогда разгневанная, она отбирает у Падчерицы шубку, угрожает казнить и швыряет ее кольцо в прорубь. Девушка успевает лишь произнести волшебные слова и тут же исчезает.

И сразу приходит весна, а следом — лето. На Королеву вдруг выходит из лесу медведь. Придворные разбегаются, только Старый Солдат и Профессор, ее учитель, защищают ее.

Далее наступает осень, льет дождь, налетает холодный ветер. Придворные, бросив Королеву и забрав лошадей, возвращаются во дворец. С ней остаются только Профессор, Старый Солдат да Мачеха с Дочкой. И вновь приходит зима со снегом и стужей. Можно бы ехать домой на санях, но лошадей-то нет. Королева мерзнет.

Конец пьесы

Внезапно появляется старик, облаченный в белую шубу, и спрашивает каждого, что бы он хотел получить. Королева желает вернуться во дворец, Профессор — чтобы времена года вернулись на свои места, Солдат согласен на костер, чтобы погреться у него, зябнущие Мачеха с Дочкой просят шубы — любые, пусть и собачьи. Волшебник из лесу выполняет их желания. Но старуха и ее дочь в собачьих шубах тут же начинают ругаться друг с другом, что не попросили собольих. Бранятся и превращаются в собак. Их запрягают в сани, да без толку — собаки везти сани не желают.

Лающим шавкам братья-месяцы обещают вернуть человеческий облик лишь через три года, если они присмиреют и будут исправно нести свою собачью службу — дом и двор сторожить.

Месяцы дарят Падчерице подарки и сани, запряженные лошадьми. Королеве тоже хочется в сани, но она умеет только приказывать. Профессор учит Королеву, как надо просить «по-доброму», а не велеть «по-королевски». Та, сломив свою надменность, просит у Падчерицы отвезти их домой. Девушка соглашается. Королева, ее учитель и сама Падчерица усаживаются в сани, а Солдат забирается на кучерское место.

Все прощаются с месяцами, уезжают восвояси. Братья остаются у костра.

Выше изложили краткое содержание «Двенадцать месяцев» Маршака, написанной им для театра.

В чем различие историй

В сказке-прозе минимум героев — кроме двенадцати братьев-месяцев (из которых принимают участие в сюжете только трое — Январь, Февраль и Март), есть Падчерица, а также Мачеха и ее Дочь.

Развязка и сам сюжет близки к русской народной сказке «Морозко» и подобным традиционным сюжетам — героиню за трудолюбие и смирение одаривают подарками, а дочка-жадина и лентяйка получает по заслугам. Только в роли волшебной силы выступает не Дед Мороз, а двенадцать братьев-месяцев.

Спектакль "Двенадцать месяцев"

Гораздо более обширен список героев сказки «Двенадцать месяцев» Маршака, если говорить о пьесе. Вместе с главными и второстепенными всего их двадцать восемь.

Сюжет несколько изменен. Наряду с награждением Падчерицы в конце истории происходит и «перевоспитание» Королевы. Таким образом, в пьесе имеются как бы две самостоятельные фабулы, которые в конце сплетаются воедино.

Можно еще обратить внимание на деталь: подснежники Падчерице помогает найти уже не месяц Март, как в прозаической истории, а Апрель.

К положительным качествам Падчерицы добавляется верность данному обещанию — даже когда Королева грозит ей казнью, она не рассказывает, как достались ей подснежники.

Мы рассказали об обоих вариантах произведений «Двенадцать месяцев» Маршака.

краткое содержание, анализ и характеристика героев :: SYL.ru

Сказки любят все: и дети, и взрослые. Следя за волшебными приключениями героев, мы одновременно получаем важнейшие нравственные уроки, становимся чище, добрее. Пьеса-сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» очень яркая, поэтичная и светлая. Наряду с колоритными персонажами действующим лицом в ней становится природа, щедрая на метели, подснежники, ягоды и проливные дожди. Произведение ставится во многих театрах, по его мотивам созданы прекрасный мультфильм (1956 г.) и фильм для детей (1972 г.).

История создания

Все мы с детства помним замечательные стихи и сказки С. Я. Маршака. Сам писатель вспоминал, что маленьким был вынужден читать книги для взрослых, так как других не было. Возможно, поэтому он так много внимания уделял литературе для детей.

Однако во время войны писатель переключился на взрослую аудиторию. Это продолжалось до получения письма от одного мальчика. Ребенок спрашивал, почему его любимый автор ничего не сочиняет для детей именно сейчас, когда им так страшно? В результате в 1943 году на свет появилась пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». В ее основу легла словацкая легенда о новогоднем костре и братьях-месяцах, собравшихся вокруг него.

сказка 12 месяцев книга

Завязка

Драматическая сказка «Двенадцать месяцев» начинается в зимнем лесу, где волк беседует с мудрым вороном, а бельчата и заяц играют в горелки. Падчерица, посланная мачехой за хворостом, видит эту картину. Она удивляется поведению зверей. Случайно встреченный солдат объясняет, что под Новый год случаются настоящие чудеса. Он помогает девушке собрать хворост. Она, в свою очередь, показывает солдату самую лучшую елку, которую тот отвозит во дворец.

Четырнадцатилетняя королева в это время под руководством пожилого профессора изучает математику и чистописание. На уроке она капризничает и угрожает отрубить голову учителю, если тот пытается ей противоречить. В конце концов юная королева высказывает желание получить подснежники к Новому году и подписывает приказ. Согласно ему, в королевстве наступил апрель. Тому, кто принесет во дворец подснежники, она обещает целую корзину золота.

Мачеха и ее жадная дочка страстно хотят получить награду. Вернувшуюся из леса падчерицу они посылают обратно, несмотря на сильную метель. И запрещают приходить домой без подснежников.

Волшебная встреча у костра

Далее в сказке «Двенадцать месяцев» рассказывается о блужданиях замерзающей падчерицы по лесу. Неожиданно она выход к костру, за которым сидят братья-месяцы разных возрастов. После вежливого приветствия девушка рассказывает им свою грустную историю. Месяцы не раз видели в лесу трудолюбивую девушку. Чтобы помочь ей, Январь на один час уступает место Апрелю.

встреча с 12 месяцами

Кроме подснежников, падчерица получает в подарок кольцо. Если бросить его и произнести волшебные слова, месяцы придут на помощь. Перед уходом девушка обещает никому не рассказывать об увиденном. Домой она возвращается с полной корзиной цветов.

Коварство и капризы

Пока падчерица спит, мачехина дочка крадет у нее из руки волшебное кольцо. Проснувшись, девушка просит вернуть подарок. Однако мачеха с дочкой не слушают ее. Они уходят во дворец, прихватив подснежники.

Юная королева не желает признавать наступление Нового года без весенних цветов. Получив их, она пытается узнать, где «две особы» нашли их. Смущенные мачеха и дочь сочиняют историю о чудесном озере в лесу, возле которого посреди зимы распускаются цветы, зреют ягоды и грибы. Королева хочет ехать туда немедленно. Страх перед смертной казнью заставляет мачеху и ее дочку сознаться в обмане. Их посылают за падчерицей.

Королева с придворными отправляется в лес, где и продолжается дальше сказка «Двенадцать месяцев». Солдаты прорубают путь благородной процессии. От работы служивым становится жарко, в то время как придворные дрожат от холода. Королева, чтобы согреться, берет метлу и приказывает остальным следовать ее примеру. В это время подъезжают мачеха с дочкой и кроткая падчерица.

Королева дарует последней шубу и сулит другие подарки. Падчерица просит одного: вернуть ей украденное кольцо. Мачехиной дочке приходится сделать это. Однако милость королевы мгновенно сменяется на гнев, когда падчерица отказывается сказать, где достала подснежники.

королева и падчерица

Кульминация

События в драматической сказке «Двенадцать месяцев» развиваются стремительно. Падчерице угрожают казнью. С нее срывают шубу, швыряют в прорубь колечко. Девушка едва успевает произнести волшебные слова и тут же исчезает. В лесу наступает весна. Радостная королева бежит к подснежникам, но сталкивается с проснувшимся медведем. Придворные пугаются, и только солдат с профессором помогают капризной девочке.

Вслед за весной приходит лето, а затем осень с ливнями и ураганами. Придворные в страхе сбегают во дворец, прихватив всех лошадей. Королеву забывают в лесу. С ней также остаются мачеха с дочкой, старый профессор и солдат. Возвращается морозная зима. Герои не могут выбраться без лошадей и начинают замерзать.

Тут появляется загадочный старик и обещает исполнить желание каждого. Королева просится домой, солдат — к костру. Профессор высказывает пожелание, чтобы времена года снова вернулись на положенные им места. Мачехина дочка загадывает шубы для себя и для матери, хотя бы собачьи. И тут же получает их. Мать укоряет ее, что не попросила собольи. За перебранку загадочный старик превращает мачеху и дочку в собак. Солдат предлагает запрячь их в сани.

Финал

Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» снова переносит нас к костру. Вокруг него сидят не только братья-месяцы, но и падчерица. Волшебные персонажи дарят ей сундук с красивыми нарядами, сани и чудесных коней, а также обещают наведываться в гости. В это время подъезжают остальные герои на собачьей упряжке. Месяцы позволяют им погреться у костра. Чтобы вернуться во дворец, королева должна попросить помощи у падчерицы, так как на грызущихся собаках далеко не уедешь. Однако надменная девушка не умеет делать этого.

королева просит помощи у падчерицы

Солдат учит ее просить об услуге по-доброму. Падчерица усаживает всех в свои сани, одаривает шубами. С месяцами она договаривается о том, чтобы через три года привести заколдованных собак к новогоднему костру. Если те исправятся к тому времени, то вернут первоначальный облик. Гости покидают лес. Братья-месяцы поют песню для встревоженной природы.

Образ падчерицы

Сказка «Двенадцать месяцев» тесно связана с народным фольклором. Падчерица символизирует собой все лучшие женские качества, прославляемые на Руси: доброту, трудолюбие, скромность, вежливость, честность, терпение, самопожертвование. Она тесно связана с природным началом, понимает язык животных, восхищается красотой леса. Это искренняя, открытая девушка может проявить твердость и пойти на смерть, чтобы сберечь доверенную тайну.

Именно ей природа приходит на помощь, являя настоящие чудеса. Сказка показывает, как любовь и огромное уважение ко всему окружающему способны преобразить мир вокруг и самого человека. В конце истории падчерицу наряжают в новые одежды, вышитые серебром. Но даже преобразившись, она продолжает сочувствовать своим врагам, приходит им на помощь (узнает, как вернуть прежний облик мачехе с дочкой, подвозит королеву, хотя та хотела ее казнить). Именно к этому нравственному эталону призывает нас стремиться автор.

Мачеха и дочка

Во многих сказках главной героиней становится добрая, кроткая сиротка. Злая мачеха и ее избалованная дочь постоянно обижают девушку, но она не держит на них зла. Эта народная традиция четко прослеживается в сказке Маршака «Двенадцать месяцев».

мачеха с дочкой

Мачеха и ее дочь меркантильны. Ради богатства они способны погубить падчерицу, пойти на ложь, предательство. Даже между собой героини постоянно ссорятся. Дочь готова послать мать в сильнейшую метель искать подснежники без всякого угрызения совести.

Маршак показывает, что такое отношение к людям ведет к серьезным проблемам. В сказке отрицательный персонаж обязательно наказывается. Мир бумерангом возвращает человеку и добро, и зло. Эгоистичные мотивы никогда не приводят к счастью.

Королева

Не все герои сказки «Двенадцать месяцев» так однозначны. Четырнадцатилетняя королева — сирота, чем вызывает сочувствие к себе. Ее некому было воспитывать, так как девочка росла без родителей. Придворные поклонялись ей и исполняли все капризы. Раздутое самомнение привело к ужасающим последствиям. Королева не знакома с моральными нормами, привыкла легко распоряжаться жизнями подданных. Она уверена, что даже природа должна выполнять ее капризы.

При этом девушка умна, проницательна и умеет делать правильные выводы. В своей первое беседе с профессором она с затаенной тоской выспрашивает, как бы он наказал свою обычную ученицу за непослушание. И по собственной воле идет в угол, пусть на несколько секунд. Впервые оказавшись в опасности и почувствовав свою беспомощность, девушка понимает истинное отношение к себе окружающих. Придворные в страхе разбегаются. На помощь юной королеве приходят старый профессор и солдат, хотя она и обходилась с ними плохо.

королева с придворными

Оставшись без поддержки, своевольная девочка осознает свою ошибку и даже находит силы кротко просить падчерицу о помощи. Она способна измениться в лучшую сторону и делает первые шаги в этом направлении. Персонаж показывает, что любой человек может совершать в жизни ошибки. Важно вовремя осознать их и попытаться все исправить.

Другие персонажи

Рядом с Королевой мы видим льстивых придворных и лицемерных послов. При первой опасности все они сбегают, сбросив своенравную девушку в лесной чаще. Это воплощение неискренних отношений между людьми.

Положительным героем сказки «Двенадцать месяцев» является солдат. Он отзывчив, великодушен, всегда действует по совести и думает о благополучии других людей. Солдат не слушается приказов вышестоящих лиц, если они безрассудны, готов пожертвовать собой и непритязателен. Своим желанием согреться у костра он щедро делится с Профессором и Королевой.

Старый учитель — натура неоднозначная. Он образован, старается жить в согласии с законами природы, глубоко переживает из-за безнравственности и эгоизма Королевы. Но в то же время боится расправы над собой и идет на поводу у капризной девчонки. Этот внутренний конфликт постоянно гложет персонажа. В трудную минуту он, однако, не теряет присутствия духа, смело бросается спасать от медведя ученицу. Маршаку удалось изобразить доброго, честного, справедливого старика, которого жизнь вынуждает идти на компромисс со своей совестью.

Образы волшебных братьев

Характеристика сказки «Двенадцать месяцев» не будет полной без анализа самых загадочных ее персонажей. Братья — олицетворение природных стихий, непоколебимого миропорядка. В то же время каждый следующий месяц младше своего предшественника. Через их образы показана не только бесконечная смена времен года, но и смена поколений.

награждение падчерицы

Непросто добраться до двенадцати месяцев. В сказке только падчерица приходит к ним коротким путем, так как живет в гармонии с природой и своей душой. Остальные вынуждены прежде пройти испытания. Братья видят насквозь каждого человека. Кого-то они щедро награждают, а кому-то помогают прозреть, дают нравственные уроки. Но у каждого, даже у мачехи и ее дочери, есть возможность исправиться.

Смысл пьесы

В сказке «Двенадцать месяцев» добро и зло традиционно ведут свою борьбу. И происходит это сражение на фоне красивейшей природы. Она живет по своему гармоничному порядку. Если человек, поддавшись эгоистичным порывам, пытается разрушить его, он терпит поражение.

Совсем другое отношение к себе заслуживают люди, уважающие природу и окружающих людей. Они сохраняют гармонию в душе, поэтому способны видеть и чувствовать больше остальных. Именно для них среди ночного, заснеженного леса горит яркий огонь. В периоды тяжких испытаний свет собственной души освещает им дорогу, а силы природы приходят на помощь, творя настоящие чудеса.

Прочитав полностью сказку «Двенадцать месяцев», вы наверняка восхититесь ее поэтичностью, легкостью и мудростью. Маршак показал нам, что нет ничего необратимого. Нужно учиться жить в соответствии с законами миропорядка, быть отзывчивым к бедам другого человека и красоте окружающего мира.

Не сказочная история сказки «Двенадцать месяцев»: picturehistory — LiveJournal



«Двенадцать месяцев» Самуила Маршака – одна из самых волшебных новогодних сказок, которую все помнят с самого детства. Многие даже не подозревают о том, что она появилась в разгар Великой Отечественной войны, когда Маршак уже не писал для детей и публиковал военные очерки и антифашистские эпиграммы.

Но однажды он получил письмо, которое заставило его изменить мнение о том, что действительно важно и нужно читателям в военное время.


В годы ВОВ Маршак часто выступал перед фронтовиками. 17 мая 1942 г.

В начале 1943 г. в газете «Литература и искусство» писатель опубликовал ответ на это письмо: «Мой шестилетний корреспондент спрашивает меня, почему я, которого дети считают своим собственным писателем, изменил им, и в последний год писал только для больших. …Я по-прежнему верен детям, для которых всю жизнь писал сказки, песни, смешные книжки. По-прежнему я очень много думаю о них. Думать о детях – это значит думать о будущем. И вот, думая о будущем, я не могу не отдавать себя целиком простой и скромной службе писателя военного времени».

С. Маршак за работой, 1947Во время войны Маршак занимался тем, что считал действительно важным на то время: писал для газеты «На страже Родины», публиковал стихи в «Правде», создавал антифашистские плакаты, содействовал сбору средств в Фонд обороны.

Тем не менее, наивный детский вопрос заставил писателя вернуться к сказкам даже в таких несказочных условиях жизни: «Двенадцать месяцев» я писал в суровой, затемненной, военной Москве – в часы отдыха от работы в газете и «Окнах ТАСС». …Мне казалось, что в суровые времена дети – да, пожалуй, и взрослые – нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэтической сказке…».

В основу сюжета легла словацкая сказка Божены Немцовой, хотя Маршак утверждал, что с первоисточником познакомился гораздо позже, а на тот момент слышал лишь чешскую или богемскую легенду о двенадцати месяцах в устном пересказе.

Кроме пьесы, писатель создал и прозаическую версию услышанной легенды и опубликовал с подзаголовком «Славянская сказка». В оригинале не было королевы и ее учителя-профессора – только мачеха, ее дочь и падчерица.

Свой замысел Маршак объяснял так: «Сейчас о труде пишут немало, но несколько однообразно и подчас назидательно. А между тем о труде можно и должно говорить совершенно по-разному. Я долго думал над финалом. Нельзя же было оставить падчерицу в царстве месяцев и выдать ее замуж за Апреля-месяца. Я решил вернуть ее домой – из сказки в реальную жизнь – с тем, чтобы все месяцы гостили у нее по очереди и приносили ей в подарок то, чем каждый из них богат. …Я старался избегнуть в своей сказке навязчивой морали. Но мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с трудом».


Слева – В. Лебедев. Обложка издания 1948 г. Справа – В. Алфеевский. Издание 1957 г.«Драматическая сказка», как назвал ее Маршак, была написана для постановки во МХАТе, но во время войны это было невозможно. Только в 1947 г. состоялась премьера спектакля в Московском театре юного зрителя, а в 1948 г. – и во МХАТе.

Военное время помешало и ещё одному замыслу. Дело в том, что к Самуилу Яковлевичу обратился сам Уолт Дисней. Каким-то образом знаменитому американцу попалась в руки сказка Маршака, и он захотел снять по ней мультфильм. К сожалению, письмо Диснея из-за военного времени дошло с большим опозданием.

Маршак всё же попытался спасти проект и решил обратиться за помощью к министру кинематографии А. Большакову. Большаков встречу назначил, но сам не пришёл. Прождав два часа в приёмной, Маршак плюнул и ушёл, оставив на двери записку:
«У Вас, товарищ Большаков,
Не так уж много Маршаков».

Впрочем, сказку экранизировали и без Диснея. И не раз. В 1956 году вышел рисованный в классической манере мультфильм И. Иванова-Вано и М. Ботова.


А в 1980-м «12 месяцев» уже экранизировали в жанре «анимэ» японцы Т. Имадзава и Я. Кимио (совместно с «Союзмультфильмом»). Интересно, что в японском прокате сказка шла под несколько мистическим названием «Ва Мори — ва Икэтэйру» («Лес — живой»).

Кадры из японского мультфильма «12 месяцев», 1980.
А самой известной экранизацией стал фильм А. Граника, вышедший на экраны в 1972 г. Но его фильмы сам Маршак уже не увидит…

Он умрёт 4 июля 1964 года. Текст сказки «12 месяцев» Самуил Яковлевич пытался улучшить вплоть до своей смерти.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»