Решение проблем подросткового возраста
Если спросить о том, какой возраст человека является наиболее подверженным риску возникновения психологических проблем, большинство людей скажут, что это именно подростковый возраст. Это время, когда человек переходит из состояния ребенка в состояние взрослого, когда меняются все роли и ожидания, меняется и сама жизнь. Если есть какие-то внешние проблемные факторы, совершить этот переход бывает очень сложно. Давайте попробуем разобраться, что происходит с подростками в процессе взросления и становления их личности.
Причины возникновения психологических проблем в подростковом возрасте
Почему же все-таки возникают проблемы? Ведь они беспокоят далеко не всех. Есть счастливые дети, которые, вырастая, получают полную поддержку родных и друзей, все возможности для развития и самореализации. Но и в этом случае бывает невозможно избежать определенных трудностей. Причины возникновения психологических проблем в подростковом возрасте могут быть вызваны:
- Отношениями в семье: это насилие, излишняя критика со стороны родителей, навязывание подростку принципов жизни, негативная обстановка дома (ссоры между родителями, угнетающая атмосфера).
- Воспитанием в неполной семье: недостаток некоторых аспектов в воспитании, а также эмоциональная нестабильность (стрессы родителя) и вынужденное раннее взросление (например, чтобы помогать маме, которая осталась одна).
- Критикой со стороны окружающих или недостаточным признанием: в подростковом возрасте происходит серьезный процесс самоопределения. Человек понимает, кем он является в мире, в городе, в своем окружении; понимает, на что он способен, узнает о своих личностных качествах и стремлениях. Здесь возникает осознание желания, присущего любому из нас, — чувствовать свою нужность, знать, что ты живешь не зря. И если какие-то особенности подростка не принимаются его окружением, возникает диссонанс и, как следствие, кризис.
- Особенностями темперамента: вспыльчивые и эмоциональные люди подвержены риску утонуть в своих эмоциях и выйти из них в не совсем правильном направлении.
Виды проблем подросткового возраста, проблемы личности
С какими проблемами чаще всего сталкиваются подростки? Можно выделить несколько общих проблем, которые имеют потенциал подразделяться на мелкие и более углубленные:
- Апатия: родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен, теряет любопытство. Иногда это может быть связано с тем, что родители всецело заняты навязыванием ребенку своих интересов. Вследствие апатии многие подростки окунаются в компьютерную жизнь и интернет-общение, почти полностью заменяющие реальную жизнь. Компьютер помогает справиться со сложными переживаниями, о которых ребенок никому не может рассказать, боясь реакции. Интернет-зависимость, в свою очередь, вызывает такие побочные эффекты, как неумение общаться с людьми, неспособность их слушать. Таким подросткам очень сложно концентрировать внимание на чем-то одном, они рассеянны.
- Депрессия: характеризуется тоскливым, подавленным настроением с сознанием собственной никчемности, пессимизмом, однообразием представлений, снижением побуждений, заторможенностью движений, различными соматическими нарушениями. Часто депрессия сопровождается замкнутостью. Вызывает депрессию в основном реакция окружающих, и в особенности авторитетных людей, на действия или личность подростка.
- Гнев: подросток хочет, чтобы к нему относились как к взрослому, на равных. Поэтому, когда ему делают замечания или не соглашаются с его мнением, возникают гнев и бунт. Часто причиной гнева становятся малейшие замечания родителей по поводу внешнего вида или способов самовыражения: музыки, которую слушает ребенок, хобби, которым он увлечен, а также сомнения в правильности его выбора.
Психологические проблемы: особенности и пути решения
Решением проблем подросткового возраста должно стать правильное общение. И в первую очередь такое общение способны дать родители. Необходимо позволить ребенку жить в соответствии с собственными желаниями, дать ему право и возможность пробовать разное и искать свое. При этом очень важно соблюдать родительские границы. Ребенок должен всегда помнить о том, что, если он где-то потерпит неудачу или будет нуждаться в поддержке (какой бы то ни было), он всегда может прийти к родителям и получить ее. Должен быть соблюден баланс нежности, внимания и строгости. Важно, чтобы и ребенок, и родители понимали степень своей ответственности.
Если у вас остались неразрешенные вопросы или вы чувствуете недостаток сил для того, чтобы помочь подростку справиться с проблемами, я всегда готова помочь вам. Записывайтесь на консультацию по телефону 8-983-269-35-31!
Источник фото: © depositphotos.com/ photographee.eu / [email protected] / AntonioGuillemF / michaeljung
Общие проблемы подростков и их решения » Всё Просто
Взгляд в подростковый мир:
Подростки ежедневно сталкиваются с реальными проблемами в возрасте от 13 до 19 лет, так как это самая неловкая стадия роста в их жизни. В течение этого времени подростки подвергаются какой-либо подавляющей внешней и внутренней борьбе. Они проходят через них, и, как ожидается, справятся с гормональными изменениями, половым созреванием, социальными и родительским давлением, давлением на работе и в школе и так далее. Многие подростки чувствуют себя неправильно понятыми. Крайне важно, чтобы их чувства и мысли были подтверждены, а проверка исходила от их родителей. Родители должны обращаться к своим детям, которые занимаются проблемами подросткового роста, внимательно и дружелюбно, чтобы решить проблемы.
Общие подростковые проблемы, с которыми сегодня сталкиваются подростки, обычно связаны с:
- Самоуважение и внешний вид
- Стресс
- Издевательства
- Депрессия
- Кибер-зависимость
- Алкоголь и курение
- Подростковая беременность
- Несовершеннолетний секс
- Непокорное поведение
- Давление со стороны сверстников и конкуренция
Неудивительно, что все эти общие проблемы подростка каким-то образом связаны друг с другом. Однако это не означает, что наличие одного приведет к другому.
Ниже приведены некоторые из важных шагов для построения здоровых отношений с подростками и эффективного решения проблем. Ни один из шагов / решений не работает изолированно, и сочетание некоторых или всех будет наиболее эффективным.
Ранняя идентификация
Изменения в характере сна, привычках питания, снижении интереса к нормальной и здоровой деятельности, снижении оценок в школе и колледже и предпочтительной изоляции — все это ранние признаки депрессии. Повышенные требования к выступлению, соревнования с друзьями и т. д. также могут привести к нежелательному стрессу. Бдительность к этим признакам на ранней стадии может помочь заблокировать / остановить дальнейшее повреждение и направить их к здоровым способам решен.
Понимание перехода
Крайне важно, чтобы подростки чувствовали обоснованность в своих чувствах и мыслях, потому что-то, через что они проходят, является реальной частью их жизни. Родители и опекуны не должны судить или критиковать свои чувства или мысли. Чувствительность к подросткам и тот факт, что они подвержены целому ряду эмоций (половое созревание является одним из наиболее важных переживаний), является важным шагом в понимании их перехода. Гнев, растерянность, ревность, несоответствующее отношение, неприязнь к своим родителям или старейшинам, скрытность / высокая потребность в личной жизни и т. д. — это лишь немногие примеры эмоций или чувств, которые они испытывают. Неприязательное поведение является результатом неспособности должным образом справляться с интенсивностью этих эмоций и усугубляет общие проблемы подростков и их проблем.
Передача знаний
Одной из проблем, вызванных любопытством и необходимостью независимости или чувства контроля, может быть эксперимент несовершеннолетним с употреблением алкоголя или наркотиков, физической близостью или подростковой беременностью. Часто полагают, что образование ребенка о сексе приведет к тому, что он захочет экспериментировать. Однако это миф.
Разговор с вашими детьми позволит им получить информацию и уберет «табу» из темы. Не секрет, что уровень подверженности подростков сегодня, благодаря Интернету, не имеет себе равных. Кибер зависимость является самой быстрорастущей проблемой среди других распространенных проблем подростков. Родители должны поговорить с подростками и рассказать им о кибер безопасности и о том, как защитить себя от Интернета.
Родители могут составить список правил, в которых четко указано, когда пользоваться Интернетом, какие сайты им следует посетить и каким мерам безопасности они должны следовать, и, конечно же, четко обсуждая «ПОЧЕМУ» для одного и того же. Тем не менее, своевременный, здоровый, фактический и регулярный разговор на эти темы поможет им сделать осознанный выбор.
Уважение
Мнение или решения подростков повысят их уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Способность большинства молодых людей развивать позитивную самооценку зависит от семейной жизни и родительской критики. Уважение взаимной добродетели поможет развить более прочную связь между родителями и ребенком.
Связь
У каждого родителя свой взгляд на воспитание детей. Здоровые отношения между ребенком и родителями являются наиболее важными в подростковом возрасте. Общение — это ключ к развитию взаимопонимания, в результате которого ребенок чувствует себя комфортно, разговаривая с родителями. Очень важно найти правильный баланс между тем, чтобы быть другом и родителем, так как это поможет развить необходимые отношения. Например, подростки, сталкивающиеся с такими проблемами, как то, что они слишком толстые, слишком худые, слишком высокие или слишком короткие, выиграют от сбалансированного подхода к воспитанию детей, что может быть следствием хорошего взаимопонимания.
Доверие и принятие
Доверие является основой любых отношений. Шпионаж, перекрестные допросы / проверки с друзьями или сомнение будут препятствовать связи, приводя к вызывающим действиям, таким как ложь, воровство, сокрытие и неуважение. Важно принять своих подростков такими, какие они есть, и завоевать доверие к ним. Это поможет им доверять и принимать себя, а также тех, кто находится в их непосредственном окружении.
Связь и безопасное пространство
Четкий канал связи открывает много возможностей. Это не только улучшает отношения, но также помогает ребенку доверять родителям по таким деликатным темам, как издевательства, давление со стороны сверстников и жестокое обращение. Родители должны свободно говорить с подростками о некоторых распространенных проблемах подростков, таких как знакомства, секс, наркотики и алкоголь. Именно эта неспособность обсуждать хорошие и плохие моменты заставляет их делать неправильные шаги из любопытства. Эффективное использование коммуникации будет способствовать укреплению доверия, уважения и принятия между подростком и родителем.
Ищу помощь
С изменением времени обращение за профессиональной помощью стало обычной практикой и стало более доступным. Важно предоставить подростку информацию о том, как обращаться за помощью, даже в отсутствие родителя. В равной степени важно, чтобы родитель знал о своих потребностях и ограничениях и был открыт для обращения за помощью или принятия помощи.
Проблемы, с которыми сегодня сталкиваются подростки, разнообразны, но во многих случаях они взаимосвязаны. Родители, учителя и другие опекуны должны хорошо знать о проблемах, с которыми сталкиваются современные подростки, и быть готовыми смягчить их до их лучших способностей.
Будь их лучшим другом и руководи ими, не будучи требовательным. Годы между 13-19 годами обычно классифицируются как неспокойные, так как дети переживают множество изменений роста, физически и умственно. Один из лучших вариантов — подходить к этим проблемам с сочувствием и любовью.
Родители должны найти инновационные способы общения со своими детьми и выстроить отношения, чтобы эффективно поддерживать их на этом сложном этапе взросления.
Проблемы подростков и способы их решения
Вот так бывает – растишь, кормишь, ночей не спишь, а потом «бац!» — и как гром среди ясного неба сложный подростковый период, со всеми вытекающими последствиями. И, кажется, что мы правильно воспитывали ребенка, всем обеспечивали, а результат диаметрально противоположный.
Ребенок, вырастая и превращаясь в самостоятельную личность, как правило, «проверяет на прочность» все принципы, которые были бережно заложены ему в голову родителями и учителями. И иногда это проходит, мягко говоря, не очень гладко, сказываясь на всех сферах жизни. Как же вовремя заметить проблемы подростков и разрешить их?
Проблемы подростков дома
Проблемы в отношениях с подростком это только следствие, а причина, как это не обидно звучит, в родителях.
Осознанно или нет, но мы воспроизводим ту модель, по которой воспитывали нас. А в те времена люди этим вопросом вообще не сильно озадачивались. В итоге, множество зрелых людей до сих пор не могут нащупать нить понимания с родителями.
Восточная система воспитания детей рекомендует разделить развитие ребенка на 3 периода:
- 0-5 лет – ребенок-Царь;
- 5-14 лет – ребенок–ученик;
- с 14 лет – ребенок–друг.
В 14 лет невозможно подростка заставить поступать нужным вам образом, аргументируя: «Потому что я так сказала, вот почему!». Также нельзя все позволять восьмилетнему ребенку и никак не наказывать.
Кто-то считает, что детей наказывать нельзя, что так формируется недоверие к миру. Тогда непонятно, к жизни в каком мире эти люди готовят детей? Где можно все и всегда? Правильное наказание формирует у ребенка навык связывать негативное действие с негативным результатом и формирует ответственность. И страшно представить общество людей, которые считают, что можно все и не отличают «хорошо» от «плохо».
Другая крайность – наказание, как средство выражения собственных негативных эмоций. Наказывая ребенка необходимо ставить цель выработки у него умения думать о последствиях. Но, конечно, в 14 лет воспитывать уже поздно. Все уже заложено и теперь остается лишь «пожинать плоды». В это время самым лучшим решением будет прислушаться к ребенку, почему он так поступает? И постараться не давать критических оценок.
В нашем обществе система регуляции поведения человека основана на чувстве стыда под лозунгом: «О боже! Что скажут люди!» Стыд, по умолчанию, связывают с чувством совести, которое имеет другую природу. Стыд подразумевает внешнюю негативную оценку своих действий. Нужно быть хорошим, а то не дай Бог, кто-нибудь узнает какой я плохой! Получается, когда никто не видит – можно быть любым.
Совесть не подразумевает внешних оценок и основывается на самоуважении. Я хочу быть хорошим, потому что так я себя больше уважаю и мне так комфортно. Или не хочу. Совесть это внутреннее независимое чувство. И если проблему стыда можно решить, сыграв нужную роль, то проблему совести никак не переиграешь и от себя не убежишь. Поэтому нужно правильно расставлять акценты.
И самая важная часть воспитания детей – воспитание себя самого. Невозможно дать человеку то, чего у вас нет. Глупо говорить о вреде курения с сигаретой во рту. Глупо говорить о вреде компьютера, просиживая дни и ночи в соц. сетях. Невозможно привить уважение к родителям в той семье, где родители не уважают друг друга или самих себя. Дети – это наше кривое зеркало и они тонко чувствуют, где истина, а где подмена.
Проблемы подростков в школе
Не будем долго разбирать нашу систему образования. Скажем лишь, что она тоже имеет свои несовершенства. Главной ее позицией является развивать то, чего нет. Если мальчик не понимает математику, но отличник по физкультуре – учителя непременно порекомендуют посадить его за решение линейных уравнений. А с физкультурой и так все в порядке – зачем еще развивать? И если он не сел за их решение – пора включить механизм стыда. Вызываем родителей, и давай отчитывать – прогулы, двойки, поведение. В такой ситуации любой хороший родитель подключится к позиции учителей, а может и за ремень возьмется.
Решая проблемы подростков в школе, грамотно выбирайте, на чьей вы стороне. Помните, что ребенок – это личность, имеющая свои особенности и желания. Каждый человек имеет способности к чему-либо, что-то делает хорошо, а что-то не умеет. Универсальных людей не бывает, невозможно быть специалистом во всем. Понятно, что хорошие оценки нужны, чтобы поступить в институт и стать человеком. Но, только, выбирая своему ребенку правильную жизнь, мы зачастую забываем о том, что ребенок – это не собственность и не сырье, для производства «супер-человека». Семья дается человеку для поддержки, а не манипулирования. Поэтому, каждый раз, когда слышите что-то о сыне или дочери – не спешите с выводами и наказанием. Учителя приходят в нашу жизнь на 10 лет, и уходят, а ваши отношения останутся…
Проблемы подростков в отношениях со сверстниками
Многие родители оказываются глухонемыми, когда возникают проблемы подростков в отношениях со сверстниками, считая эту проблему незначительной. В то время как для подростка именно эта тема является самой животрепещущей. Проблемы подростков в отношениях проявляется двумя способами:
1. дурная компания;
2. отсутствие друзей.
Каждый ребенок хочет занять определенную позицию среди друзей и одноклассников. Кому-то нужна роль лидера, кому-то просто хорошего друга. Родители, тем временем, считают, что это все ерунда и вообще не слушают и не слышат ребенка. Или, еще хуже, услышав что-либо, начинают негативно отзываться о его друзьях. Лекарством от этого является доверие. И не только ребенок должен доверять вам то, что его волнует. Вы должны доверять своему ребенку делать выбор самостоятельно. Только это является залогом искренних отношений.
И самый главный совет в общении с подростком – откажитесь от идеи вернуть былую власть над ребенком! Будьте ему старшим другом и помощником, только так можно сохранить свой авторитет в его глазах.
Автор статьи: Смыковская Наталья Леонидовна
Проблемы подросткового возраста и их решение
Подростковый возраст – это период, когда наш еще вчера малыш, а сегодня уже взрослый ребенок вступает в новый этап своей жизни. В этот период происходят физиологическая перестройка организма, гормональные всплески, человек становится более ранимым и уязвленным, иначе говоря – «прощается с детством». Для подростков характерна импульсивность, неустойчивость, завышенная самооценка, расчетливость и цинизм в романтических отношениях, появляется желание уединения.Какие же проблемы подросткового возраста и их решения выделяют специалисты? Давайте их рассмотрим.
- Ребенок уже подросток, а для родителей — все еще ребенок. Каждый родитель готов лелеять свое чадо очень долгое время, но необходимо понимать, что он отдельный человек, который имеет право на жизнь. Стоит перестать контролировать жизнь вашего ребенка, дать ему возможность прожить ее самому. Составьте новый круг прав и обязанностей (сделать это можно на семейном совете), дайте ребенку понять, что теперь решения он будет принимать самостоятельно и, соответственно, отвечать за их последствия. Покажите наглядно, как распределяется бюджет семьи, как и куда расходуются средства и откуда они берутся. Относитесь к нему как к взрослому.
- Ребенок уже подросток, а социум не дает ему быть взрослым по-настоящему. Он думает, что уже «может многое», но реализовать данную возможность не может. Одним из выходов сложившейся проблемы подросткового возраста может быть самостоятельный заработок. Устроившись на работу, подросток поднимет свою самооценку, в глазах сверстников будет казаться взрослым, а также будет иметь свои карманные деньги.
- Ребенок уже подросток, а внешний вид не всегда этому соответствует. Маленький рост, длинные уши, прыщи, нестандартная внешность, избыточный вес – любому подростку мысли о внешнем виде не дают покоя. Это может привести к заниженной самооценке, развитию комплекса неполноценности. Постарайтесь объяснить подростку, что это естественный и необходимый процесс, что все это — проблемы подросткового возраста и только. Поддержите ребенка во всех начинаниях, в поиске себя, дайте ему возможность решить все самостоятельно. Ведь от этого могут зависеть ваши отношения впоследствии.
Таковыми являются основные проблемы подросткового возраста. Важно помнить, что каждый подросток начинает новую самостоятельную жизнь, где хочет проявить и реализовать себя без чьей-либо помощи. Поэтому искренне выражайте свои чувства относительно происходящего, не упрекайте, уважайте право на собственное мнение, и тогда решение проблем подросткового возраста вас не коснется.
Всегда стоит помнить, что перед вами человек, который имеет свое мнение, свой характер и свои взгляды на жизнь и окружение. Проблемы подросткового возраста – это лишь начало жизненного пути ребенка, поэтому необходимо как можно мягче обеспечить ему переход во взрослую жизнь. Правильный подход и тонкая психологическая оценка состояния вашего ребенка — вот верные помощники при решении проблем с переходным возрастом.
Пути решения проблем подростков
Решение подростковых проблем
По мере роста детей они столкнутся с проблемами, которые им необходимо будет решать. Вы не всегда будете в этом момент с вашим ребёнком, чтобы дать ему совет, но вы можете помочь ему развить навыки и стратегии, чтобы он мог самостоятельно решать проблемы.
Каждый из нас должен решать каждодневные проблемы. Но мы не рождаемся с необходимыми для этого навыками, поэтому мы должны их развивать.
При решении любых проблем полезно:
- слушать и думать спокойно,
- рассматривать варианты и уважать мнения и потребности других людей,
- находить конструктивные решения и иногда стремиться к компромиссам.
Когда дети и подростки изучают навыки и стратегии преодоления проблем и становятся способными разрешать конфликты самостоятельно, они чувствуют себя увереннее и более независимо. Они способны принимать правильные решения самостоятельно.
Совет. Когда вы работаете над проблемой со своим ребёнком, рекомендуется делать это, когда все успокаиваются и могут ясно мыслить, так ваш ребёнок будет иметь большее желание найти решение. Организуйтесь таким образом, чтобы вас не прерывали, и поблагодарите вашего ребёнка за то, что он присоединился к решению проблемы.
Шаги к решению проблем
Проблемы чаще всего могут решаться путём переговоров и поиска компромиссов. Следующие шаги полезны при решении проблем, как ваших собственных, так и вашего ребёнка.
- Определить проблему
Первый шаг – точно решить, в чём проблема. Затем произнесите это такими словами, которые делают её разрешимой.
Например:
«Ты используешь чужие вещи без спроса»,
«Я заметил, что, когда ты уходил в субботу, ты не позвонил нам, чтобы сообщить, где ты находишься».
Сосредоточьтесь на подобных вопросах, а не на эмоциях, и не переходите на личности. Ещё лучше, когда вы говорите что-то вроде: «Это важно, что ты встречаешься со своими друзьями. Нам просто нужно найти возможность знать, что ты в безопасности. Я уверен, что мы сможем разобраться в этом вместе».
- Почему это проблема?
Помогите ребёнку описать, что вызывает проблему и откуда она возникла. Этому может способствовать рассмотрение таких вопросов:
- Почему это так важно для тебя?
- Зачем тебе это нужно?
- Как ты думаешь, что может случиться?
- Что самое худшее, что может случиться?
- Что тебя огорчает?
Постарайтесь слушать, не спорив и не обсуждая. Это ваш шанс услышать, что происходит с вашим ребёнком. Поощряйте его использовать такие фразы, как «Мне нужно … я хочу … я чувствую …», и попробуйте сами их использовать. Будьте откровенны по поводу причин ваших проблем.
- Поиск возможных решений с использованием мозгового штурма
Составьте список всех возможных способов решения проблемы. Вы ищете множество возможностей, как разумных, так и, возможно, не столь разумных. При этом старайтесь не судить и не обсуждать их.
Если у вашего ребёнка возникают проблемы с какими-то из них, начните с некоторых собственных предложений. Вы можете поднять настроение, сделав сумасшедшее предложение, тем более, что смешные или экстремальные решения могут привести к более серьёзному возможному варианту.
Запишите все возможности.
- Оценить решения
Посмотрите на решения, говоря, в свою очередь, о позитивных и негативных сторонах каждого из них. Рассмотрите плюсы до рассмотрения минусов. Таким образом, никто не будет чувствовать, что их предложения подвергаются критике.
Составив список плюсов и минусов, перечеркните варианты, для которых негативы явно перевешивают положительные результаты. Теперь оцените каждое решение от 0 (совсем плохо) до 10 (очень хорошо). Это поможет вам разобраться в наиболее перспективных решениях.
Решение, которое вы выбираете, должно быть таким, которое можно реализовать на практике и решит проблему. Если вы не смогли его найти, попробуйте вернуться к шагу 3 и найти несколько дополнительных решений. Возможно, вам будет полезно поговорить с другими людьми, такими как другие члены семьи, чтобы получить свежий набор идей.
Совет. Иногда вы, возможно, не сможете найти решение, которое сделает вас счастливыми. Но, идя на компромиссы, вы будете в состоянии найти решение, с которым будут все согласны.
- Приступить к реализации решения
Как только вы договорились и приняли решение, точно запланируйте, как вы будете претворять его в жизнь. Это лучше сделать в письменной форме и включить следующие пункты:
- Кто и что будет делать?
- Когда это необходимо сделать?
- Что необходимо для приведения решения в действие?
Вы также можете договориться о том, когда вы снова обсудите, как работает решение.
Вашему ребёнку может понадобиться тренинг или сопровождение, чтобы он чувствовал себя уверенно при решении проблемы. Например, если подросток попытается разрешить конфликт с другом, ему может быть полезным попрактиковаться с вами в таких вещах, как то, что и как он собирается сказать.
- Оценить результат
Как только ваш ребёнок начинает реализовывать план, вам нужно проверять, как это происходит.
На этом пути могут быть загвоздки или помехи, поэтому вам нужно выделить время для совместного решения этих трудностей. Также обратите внимание, что не все решения будут работать. Иногда вам нужно попробовать несколько решений. Частью эффективного решения проблем является способность адаптироваться, когда всё идёт не так хорошо, как ожидалось.
Задайте вашему ребёнку следующие вопросы:
- Что сработало хорошо?
- Что не так хорошо работает?
- Что мы можем сделать по-другому, чтобы решение реализовывалось более плавно?
Если решение не сработало, вернитесь к шагу 1 этой стратегии решения проблем и начните снова. Возможно, проблема была не в том, в чём вы считали, или в решениях было не совсем всё правильно.
Теперь вы знаете? Вкладывая время и энергию в развитие навыков решения проблем вашего ребёнка, этим вы как-бы посылаете ему сообщение о том, что цените его вклад в решения, которые влияют на его жизнь. Это может улучшить ваши отношения с ребёнком.
Проблемы в подростковом возрасте пути решения примеры. Проблемы подросткового возраста и пути их преодоления
Последние:- Какими могут быть признаки двойни на ранних сроках беременности
- Детские развивающие игры, уроки, поделки
- Какие бывают последствия для ребенка, если принимать инсулин при беременности Если высокий инсулин можно ли забеременеть
- Какие масла можно добавлять в шампунь?
- Восстановление липидного слоя кожи: все, что нужно об этом знать
Материалы для проведения Лектория «Возрастные проблемы подростков и пути их решения»
Лекторий для родителей «Возрастные проблемы подростков и пути их решения»
Цель: Познакомить родителей с психологическими возрастными особенностями подростков; обсудить с родителями основные проблемы, с которыми сталкиваются дети в подростковом возрасте; помочь родителям определить правильные методы воспитания подростков.
1. Вступительное слово
Уважаемые родители! Ваши дети вступили в один из самых интересных, бурных и сложных этапов своей жизни — отрочество. Сегодня мы вместе с вами попробуем разобраться в психологических особенностях подросткового возраста и подготовим себя к новым задачам в воспитании наших детей. Основная из них — перевод подростков в систему норм и требований для взрослых. Развитие подростка — это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. В психологии этот период времени называют периодом «брожения психики», и он почти всегда бывает болезненным. Это время обострения проблем, когда часто возникает непонимание между детьми и взрослыми. Чтобы его избежать, мы должны хорошо представлять, что происходит с нашими детьми и как найти с ними общий язык.
2. Метод «Ассоциации»
-Какие слова у вас ассоциируются со словом «подросток»? (Упрямство, сложный возраст, конфликт, проблема, взросление)
—Какой же обобщенный портрет современного подростка? (открытие своего внутреннего мира, быстрые изменения во внешности, чувствах, позициях и оценках, отношениях с родителями и сверстниками, стрессы и путаница, критическое отношение ко взрослым, любовь)
3. Мини-лекция «Психологические особенности подросткового возраста»
Какие же возрастные границы подросткового возраста? Сколько лет подростку? Основным критерием для периодов жизни человека является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. Половое созревание определяет границы подросткового периода. Это сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков.
Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие физиологические и психологические изменения особенно бросаются в глаза родителям и педагогам. Подростковый возраст — период кризиса в развитии личности ребенка.
Особенности личности подростка можно достаточно точно охарактеризовать двумя словами — стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение и чувства. Восьмиклассники находятся на третьем этапе развития самостоятельности: «Стараюсь быть самостоятельным, хотя не очень умею». Данный этап сопровождается следующими моментами:
1) Есть свое мнение, но не всегда верное.
2) Считает свое мнение единственно правильным.
3) Не считается с мнением родителей.
4) Поступает так, как хочет.
5) Стремится попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить, попробовать алкоголь и т.д.).
6) Считает, что он все может и что с ним ничего не случится (не заботится о собственной безопасности).
4. Как же родители могут максимально облегчить для себя общение со своим ребёнком-подростком?
Необходимо:
— Аргументировать запреты.
— Обсуждать: если ты сделаешь так, то каковы будут последствия (испортишь свое здоровье, можешь попасть в плохую компанию, с тобой может случиться что-то плохое и т.д.).
— Считаться с мнением ребенка (иначе он не научится учитывать ваше мнение).
— Не считать свою позицию на 100% правильной.
— Поддерживать подростка в его решениях для повышения его уверенности в себе.
— Не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовете только отрицание и негатив).
— В спорах старайтесь договориться.
Итак, подросток не ребенок, но в то же время он еще и не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых. Чаще всего конфликты подростка со взрослыми возникают в тех семьях, где родители не замечают взросления сына или дочери, продолжая относиться к ним как к «маленьким».
В 13 лет появляется интерес к собственной жизни, к качествам своей личности. Этот интерес значительно возрастает в юношеском возрасте. Сначала мысли подростка о себе в значительной степени повторяют мысли о нем других людей. На вопрос «Откуда ты знаешь о чертах своего характера?» подростки прямо отвечают, что они знают о своих качествах от родителей, учителей, товарищей. И только потом начинают замечать их сами. Но они начинают оценивать других людей раньше, чем самих себя.
В оценке других подростки часто допускают некоторую торопливость и категоричность. Так, они часто оценивают людей по их отдельным поступкам или качествам, распространяя эту оценку на человека в целом. В результате во многих случаях возникает ошибочное мнение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Мысли подростков не всегда бывают объективными. Например, они говорят о грубости или скрытности товарищей, не замечая этих качеств за собой. Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признавать свои ошибки.
В 13-14 лет то, что было ценным ранее, обесценивается, появляются новые кумиры, подросток перестает прямо копировать взрослых, взаимоотношения с родителями и взрослыми часто носят характер протеста. В этом возрасте очень вероятно «заражение» фанатизмом, поскольку подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями. Подросток чувствителен к оценке окружающих. Отсюда известная уязвимость и колебания настроения. Внешне кризис подросткового возраста проявляется в грубости, скрытности поведения, стремлении оказывать сопротивление наперекор требованиям и желанию взрослых, игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения.
У подростка часто возникает ложное чувство тревоги, колеблется самооценка, он становится уязвимым, конфликтным, может впадать в депрессию. Подросток склонен считать себя или гением, или ничтожеством. Любая мелочь способна в корне изменить его отношение к себе. Поскольку самооценка подростков противоречива, в их поведении могут наблюдаться немотивированные поступки. Подростки больше других страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране. В то же время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное самочувствие, но и на развитие его творческих способностей, удовлетворенность жизнью в целом.
Для подростка характерно разнообразие интересов, что в условиях правильного воспитания может оказать серьезное влияние на развитие его способностей и наклонностей. Однако это наблюдается не у всех подростков: многие восьмиклассники пренебрежительно относятся к учебе, плохо успевают, всячески уклоняются от выполнения любых обязанностей и поручений по хозяйству, подготовки домашних заданий, а в отдельных случаях даже прогуливают школу. Таким образом, обучение в это время отходит на второй план.
В подростковом возрасте заостренный страх прослыть слабым, несамостоятельным, маленьким. Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был не прав. Случайный успех или похвала со стороны взрослых может привести подростка к переоценке себя, к излишней самоуверенности и высокомерию. Даже временная, случайная неудача может вызвать разочарование в своих силах, развить чувство неуверенности, робости, застенчивости. Поэтому нужен особый такт со стороны родителей и учителей при общении с подростками.
Давайте сравним трёхлетнего ребёнка и подростка:
3.Им необходима помощь, чтобы научиться удовлетворять свои потребности: вовремя сходить в туалет, вовремя поесть.4. Их необходимо учить быть осторожными с опасными «игрушками».
5. Соревнуются за власть в игре.
6. Все подряд тянут в рот — от пуговиц до тараканов.
7. Требуют постоянного родительского внимания и помощи (то есть полной доступности родителей для удовлетворения своих потребностей в общении с ними).
Подростки
1. протестуют против родительских требований.
2. Тянутся к сверстникам.
3.Им необходима помощь, чтобы научиться контролировать свои желания: вовремя приходить домой, распределять свободное время, своевременно готовиться к занятиям.
4. Их необходимо учить быть осторожными с опасными друзьями.
5. Соревнуются за статус и власть среди сверстников.
6. Все подряд тянут в рот — от алкоголя до наркотиков.
7. Требуют постоянного родительского внимания и помощи (то есть полной доступности родителей для удовлетворения своих потребностей в общении с ними).
Как видим, основные жизненные потребности практически те же, а вот наполняемость разная!
Итак, за что и против чего борется подросток?
1. За то, чтобы его прекратили считать ребенком.
2. За прекращение посягательств на его физическое начало и неприкосновенность.
3. За утверждение среди сверстников.
4. Против замечаний, обсуждений (особенно ироничных) по поводу его физической взрослости.
5. Пути решения проблемы.
1. Формирование круга интересов восьмиклассников на основе особенностей их характера и способностей.
2. Максимальное сокращение периода их свободного времени — «времени праздного существования и безделья».
3. Привлечение к таким занятиям как чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом- всем, что положительно влияет на формирование личности.
4. Привлечение ребенка к такой деятельности, что лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время позволяет ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
5. Не предъявлять подростку завышенные требования, не подтвержденные возможностями ребенка.
6. Честно указывать подростку на его успехи и неудачи (причем успехи объяснять его способностями, а неудачи — недостаточной подготовкой).
7. Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, поскольку это формирует у восьмиклассников эффект неадекватности.
Советы родителям восьмиклассника
— Будьте всегда чуткими к делам своих детей.
— Анализируйте с детьми причины их успехов и неудач.
— Поддерживайте ребенка, когда ему сложно.
— Старайтесь не защищать ребенка от трудностей, а учите преодолевать их.
— Сравнивайте своего ребенка только с ним самим (!), обязательно отмечая продвижение вперед.
— Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки, по принципу «Доверяй, но проверяй!».
— Расскажите ребенку о своих проблемах, о том, что волновало вас в его возрасте.
— Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами).
— Следите за тем, какие книги читает ребенок, какие фильмы и передачи смотрит по телевизору, какие сайты в Интернете посещает.
— Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной.
— Ни в коем случае не запрещайте ребенку отношений с противоположным полом.
— Учите ребенка отвечать за свои поступки.
— Познакомьтесь с друзьями ребенка, попросите их информировать вас о способах времяпрепровождения, но не становитесь шпионом, который следит за каждым шагом ребенка. Помните: недоверие обижает!
— Будьте для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом, и только потом любящими родителями.
6. Тест «Готовы ли вы к подростковому возрасту ребенка?»
1. Самая большая проблема переходного возраста заключается в том, что ребенок …
а) перестает прислушиваться к мнению родителей;
б) может попасть в плохую компанию;
в) начинает осознавать себя как самостоятельную личность.
2. Вспоминая свое детство, вы обычно рассказываете ребенку …
а) о том, что вы хорошо учились;
б) о подобных проблемах и путях их решения;
в) о забавных случаях.
3. Сколько времени в день вы проводите с ребенком, разговаривая о его делах?
а) не более часа;
б) около 2:00;
в) больше 2:00.
4. Учитель жалуется на поведение ребенка, в то время как он утверждает, что виновником происшествия является не он, а его одноклассник. Ваши действия:
а) предполагаете вину ребенка, ведь учитель не будет жаловаться безосновательно;
б) встанете на сторону дочери или сына и будете обвинять одноклассника;
в) дома подробно расспросите ребенка и объясните ему, почему учитель признал его виновным.
5. Каких проблем подросткового возраста вы боитесь больше всего?
а) отчуждение;
б) употребление алкоголя и наркотиков;
в) ранние половые контакты.
6. В каком возрасте нужно разговаривать с ребенком о сексе?
а) с 12 лет;
б) с 14 лет;
в) когда ребенок сам начнет задавать вопросы.
7. Подросток признался, что девушка (парень), что ему нравится, не отвечает взаимностью. Что вы ему скажете?
а) предложите немного изменить внешность, вести себя более открыто и доброжелательно;
б) успокоите, что в его жизни будет много других девушек (юношей), гораздо лучших;
в) попытаетесь отвлечь ребенка от грустных мыслей и переживаний.
8. Ребенок наотрез отказывается посещать кружок, который ранее посещал с удовольствием. Ваши действия?
а) предложите выбрать другое занятие;
б) попытаетесь убедить продолжить занятия, чтобы довести начатое дело до конца;
в) упрекаете ленью и нежеланием развивать собственные способности.
9. Подросток просит вас отпустить его с друзьями в ночной клуб, на дискотеку. Ваша реакция:
а) придумаете благовидный предлог, из-за которого ребенку придется отложить встречу с друзьями;
б) поговорите с ребенком об опасных соблазнах, которые содержат в себе ночные клубы, и запретите посещать подобные места до 18 лет;
в) отпустите при условии, что ребенок будет «выходить на связь» в оговоренное время.
10. Подросток считает себя непривлекательным из-за акне (угри). Как его можно успокоить?
а) обратить внимание на его выразительные глаза и красивую форму носа,
б) сказать, что это временное явление, и у всех подростков бывают прыщи;
в) собрать информацию о косметических средствах борьбы с акне и пообещать приобрести их.
11. Вы обнаружили, что от куртки подростка пахнет табаком. Что вы сделаете?
а) будете искать сигареты в карманах его куртки;
б) строго спросите, не стал ли он курить;
в) заведете речь о том, что многие подростки курят, и как бы мимоходом поинтересуетесь, нет ли таких среди его друзей, выясните его личное отношение к курению.
12. Вы нашли личный дневник, в котором ваш ребенок описывает свой половой опыт …
а) сознаетесь, что читали дневник, и выдадите собственное беспокойство;
б) при случае заведете речь о контрацепции;
в) заведете откровенный разговор, чтобы разобраться в ситуации.
13. Если вам не нравится кто-то из друзей ребенка, вы обычно …
а) просите меньше общаться с этим другом;
б) не позволяете приглашать друга к вам домой;
в) откровенно высказываете свое мнение о нем.
14. Что вы скажете ребенку, если услышите, что она грубит бабушке?
а) «Как ты разговариваешь с бабушкой?»;
б) «Что у вас случилось?»;
в) «Пожалуйста, не обижай бабушку!».
15. Ребенок увлекся музыкальным коллективом, творчество которого вам не нравится. Вы:
а) попробуете понять, что именно привлекло ребенка в музыке любимого коллектива;
б) предложите послушать записи других современных и исполнителей;
в) раскритикуете тексты песен и аранжировки, чтобы ребенок осознал свою ошибку.
Ключ к тесту:
Анализ результатов теста:16-35 баллов — готовность номер один. Ваш ребенок не страдает от недостатка внимания и знает, что родители всегда будут на его стороне и в любой момент придут на помощь. Ежедневная родительская работа дает вам основание для уверенности в том, что все, «вложенное» в ребенка, не позволит ему совершить непоправимых ошибок. Тем не менее, не нужно забывать принцип «Доверяй, но проверяй!». Каким бы самостоятельным не казался подросток, все-таки он еще не совсем взрослый. Контролировать местонахождение, успешность и круг общения можно косвенно и ненавязчиво, например через общих знакомых или родителей друзей подростка. Не надо поощрять излишнюю фамильярность в общении и стараться быть для ребенка «своим в доску». Для гармоничного развития ребенку нужно чувствовать крепкие жизненные принципы родителей, их спокойствие и уверенность.
36-55 баллов — у страха глаза велики. Вы очень восприимчивы к трудностям переходного возраста. Вас пугают газетные статьи о подростковой преступности, наркомании и СПИДе. Диковатая подростковая мода, современная музыка, употребление жаргонов — все это вызывает у вас внутренний протест, который может заставить сына или дочь «закрыться». В ваших отношениях с ребенком не хватает непринужденности. Если ежедневно не давать возможности проявлять самостоятельность, как он научится ответственности? Гиперопека и поучительные беседы никогда не оправдывают возложенных на них надежд. Лучше просто время от времени разговаривать с ребенком о фильмах, музыке, постепенно расспрашивая о друзьях, взглядах на жизнь, и ненавязчиво выражать свое мнение. Подросток обязательно примет это к сведению.
56-75 баллов — без диктатуры. Вам необходимо пересмотреть свои отношения с ребенком, чтобы уберечь и его, и себя от серьезных конфликтов. Основная проблема заключается в избыточной требовательности, нежелании принимать систему ценностей подростка и мириться с изменениями в его характере. Жесткий контроль, постоянные запреты, отсутствие личного пространства заставляют ребенка протестовать и отстаивать свою свободу, часто проявляя грубость и даже жестокость. Не имея возможности приглашать друзей к себе домой, ребенок все свое свободное время проводит на улице или «висит на телефоне». В такой ситуации нужно подумать, что вы можете предложить ему вместо подобных развлечений. Например, можно записать ребенка в туристический клуб, если он чувствует тягу к приключениям, или в танцевальную студию, если он целыми днями слушает рэп.
7. Практические рекомендации родителям
1. Старайтесь разговаривать со своим ребенком откровенно на самые деликатные темы.
2. Остерегайтесь получения вашим ребенком информации понаслышке.
3. Расскажите о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
4. Будьте открытыми для общения с ребенком. Даже если вы чего-то не знаете, или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать об этом.
5. Не высказывайтесь негативно о тех волнениях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет волноваться из-за вашей позиции и воспринимать всё так, как воспринимали вы.
6. Старайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали половые отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.
7. В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам — со стороны пап.
8. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
9. Будьте особенно внимательными и наблюдательными, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
10. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами.
11. В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу потерять его. Помните, что ребенку необходима не столько самостоятельность, сколько право на нее.
12. Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно — сделайте так, чтобы он сам захотел этого.
13. Не перегружайте ребенка опекой и контролем.
Пусть в Ваших семьях царят мир и любовь!