Как в 2 года приучить ребенка к горшку?

Когда в распоряжении мам не было одноразовых подгузников, вопрос приучения к горшку стоял не так остро. Чтобы избавить себя от лишних стирок, мать начинала с самого раннего возраста приучать малыша к горшку. В год большинство малышей прекрасно знали, что это такое и зачем горшок нужен, тем более что в мокрых матерчатых подгузниках и колготках и самим детям было некомфортно. Как только появились одноразовые подгузники, хлопот и забот у матерей стало меньше, как и стирки. Да и детям стало куда комфортнее и приятнее, ведь подгузник несколько часов может быть мокрым, не доставляя ребенку никаких неприятных ощущений.
В результате возраст приучения к горшку планомерно сместился — современные дети значительно позже знакомятся с горшком, чем их родители в своем детстве. А потому вопрос, как приучить ребенка ходить на горшок в 2 года и после двух лет, никого не шокирует. В этой статье мы расскажем, как научить малыша самостоятельно обращаться с горшком и откроем некоторые секреты, которые помогут мамам в такой непростой задаче.

Готовность малыша
Явным признаком «взрослости» ребенка считается способность самостоятельно пользоваться горшком или унитазом по большой и малой нужде. Все мамы, безусловно, хотят видеть малыша большим и самостоятельным. Но до определенного возраста, особенно если нет потребности отдавать ребенка в ясли, ему и его маме более удобно пользоваться одноразовыми подгузниками. По сложившейся практике таким возрастом считают 2 года.
Когда ребенок достигает двухлетнего возраста, у родителей возникает резонное желание перестать тратить семейный бюджет на недешевые подгузники и привить чаду санитарные навыки, без которых будет сложно оформиться с детский сад или отправиться в увлекательную поездку. В 2 года и позднее этой знаменательной даты, как правило, разворачивается широкомасштабная борьба с подгузниками, которая изрядно изматывает и взрослых, и растерянного карапуза.
Прежде чем браться за дело, специалисты рекомендуют оценить степень готовности карапуза к предстоящим переменам. Прививание нового навыка в любом случае станет стрессом для всех участников этого процесса.


Подготовленность ребенка оценивается по нескольким параметрам. Когда человек появляется на свет, мочеиспускание и дефекация являются рефлексами безусловными, которые ребенок никак не может взять под контроль, да это до поры и не требуется. На определенном этапе развития безусловный рефлекс становится условным, то есть ребенок ассоциирует желание пописать или опорожнить кишечник с самим действием.
Именно после того, как рефлекс станет условным, можно попытаться начать обучение ребенка.
В более раннем возрасте от малыша можно добиться ассоциативного мочеиспускания в горшок по команде «пи-пи», но когда рефлекс станет условным, малыш может отказаться выполнять команды и снова начнет делать свои «дела» в штаны.Рефлекс переходит в разряд условных по мере роста ребенка, по мере совершенствования функций коры его головного мозга и нервной системы. Возрастом, в котором процессы становления рефлекса можно считать завершенными или почти завершенными, считается именно двухлетний возраст. Таким образом, можно начинать подготовку к освоению «туалетной науки» после того, как малыш отпразднует второй день рождения.


Готовность к высадке на горшок несложно оценить. По словам известного во всем мире педиатра Евгения Комаровского, достаточно несколько дней внимательно понаблюдать за ребенком и честно ответить на несколько вопросов (если положительных ответов будет большинство, можно пробовать прививать карапузу новые санитарные навыки).
- Есть ли у ребенка сформированный режим дефекации? Ходит ли он по-большому примерно в одно и то же время каждый день?
- Может ли карапуз хотя бы полтора часа проходить в чистом и сухом подгузнике после смены? Получается ли у него хотя бы на протяжении этого времени сдерживать мочеиспускание?
- Знает ли малыш названия частей своего тела, знаком ли он с ним, способен ли он понимать названия предметов своего гардероба (трусики, штаны, юбочка и т. д.)?
- Понимает ли он значение глаголов «помочиться» и «покакать»? Ассоциирует ли этот процесс с данными словами?
- Раздражает ли ребенка мокрый или грязный подгузник, пытается ли он после определенного действа снять подгузник?
- Может ли ребенок сам снимать штаны, трусы?
- Имеет ли ребенок доступ в туалетную комнату? Заходит ли он в нее без опасений и страха?

Дети после 2 лет, как правило, прекрасно понимают речь родителей. Даже если они еще не очень хорошо разговаривают, пассивная речь у них развита в достаточной степени, чтобы понимать, что именно произносят взрослые. А потому ребенку будет значительно проще объяснить, зачем нужен новый предмет под названием «горшок» и что с ним надо делать. Если в процессе обучения ребенок будет сопротивляться, плакать, протестовать, лучше будет отложить обучение на более позднее время. Возможно, уже через несколько дней или недель малыш по-новому начнет воспринимать горшок и все, что с ним связано.
Подготовка родителей заключается в том, чтобы найти неделю-другую свободного времени, если они работают, и провести их с малышом. Также потребуется запас терпения и сил, ведь не все будет получаться с первого и даже со второго раза.
На момент начала обучения ребенок должен быть здоров, он не должен находиться под влиянием неких стресс-факторов, например, переезда, начала посещения садика, расставания с одним из родителей или их развода.
Чем лучше и психологически комфортнее чувствует себя ребенок в самом начале обучения, тем более вероятным будет быстрый успех мероприятия.

Почему дети отказываются?
Часто родители сталкиваются с ситуацией, когда двухлетний отпрыск категорически отказывается от горшка — не хочет на него садиться, не подходит к нему и всячески старается избегать попыток мамы познакомить его с горшком поближе. С чем может быть связано такое поведение двухлетки? Давайте посмотрим на вещи глазами самого малыша.
- Горшок неудобный. Если родители не учли требований к выбору первого горшка, о которых мы расскажем ниже, может оказаться, что первый опыт «общения» ребенка с горшком оказался негативным — горшок был холодным, жестким, слишком маленьким или слишком большим. В конце концов, горшок может быть непривлекательным внешне и пугать ребенка.
- Страх. Ребенок, которого уже пытались заставить сидеть на горшке, причем силой и криками, боится горшка, поскольку у него этот аксессуар никак не ассоциируется с безопасностью и удовольствием. Страх может проявляться не только в отказе садиться на горшок. Часто ребенок, которого уже приучили на нем сидеть, просто на нем сидит, не какает и не писает, но как только родители поднимут его с горшка, незамедлительно справляет обе нужды в штанишки.
- Ребенок не готов. Это касается и физической, и психологической готовности. Он просто не ассоциирует горшок с туалетными нуждами, а потому не просится на него. Готовность — понятие относительное. Ребенок может быть готовым в 2 года ровно, а может в 2,6 или 2,8 лет не демонстрировать признаков готовности.
- Стресс. Малыш может болезненно воспринимать начало обучения. Родители отказываются от применения привычных для малыша подгузников, в результате чего происходит выход из так называемой зоны психологического комфорта.


Дети в 2 года и старше стремятся к самостоятельности, уже умеют отстаивать свои интересы и желаемое, поэтому протест против горшка может быть сильным, выраженным и продолжительным. Тут главное – не потерять терпение, не отступить, не сорваться взрослым. Как ребенок в свое время привык к одноразовому подгузнику, так он постепенно привыкнет и адаптируется и к горшку. И это нужно понимать.
Еще ни один ребенок не отправлялся в первый класс, не умея писать и какать туда, куда того требуют санитарные и социальные нормы поведения, принятые в нашем обществе.
Чем больше родители демонстрируют огорчение и переживания по поводу отторжения ребенком такого предмета, как горшок, тем сильнее малыш будет отгораживаться от него, ведь в его маленькой голове довольно быстро формируется взаимосвязь между этим предметом и расстроенным видом мамы, которую он ни в коем случае не желает расстраивать.


Как научить?
Существует несколько способов приучения к горшку в 2 года. Есть способы быстрые, медленные и щадящие, универсальные. Для начала родители должны точно знать, каким временем они располагают. Если подходит время отвести ребенка в садик, появилось место, которое могут занять другие, если промедлить.
А может, семья решила отправиться в путешествие и уже куплены билеты, тогда можно воспользоваться быстрым способом. Если время есть, оно терпит, то лучше пойти по более медленному, но менее психологически травматичному пути или воспользоваться универсальным методом.


Экспресс-метод
Быстрый метод придумала детский доктор Джина Форд. Ее метод предназначен для двухлеток, а также детей от 1,5 до 2,5 лет. Доктор предположила, что обучение туалетной «науке» можно «уместить» всего в 7 дней, писать и ходить по-большому в горшок ребенок, который готов к обучению, вполне может научиться всего за неделю. В первый день доктор Форд советует начать обучение с самого утра. Сняв памперс, наполнившийся в ночное время, ребенку сразу «представляют» нового «друга» – красивый и обязательно предварительно подогретый в теплой воде горшок. Малыша следует усадить на горшок и продержать на нем около 10 минут. Конечно, маме предстоит заранее продумать, чем они с дитем займутся в эти 10 минут.
Следует приготовиться и к тому, что чадо откажется садиться на горшок, и в этом нет ничего неожиданного или странного. Заранее возьмите с собой игрушку, которую малыш любит. Это может быть его ночная игрушка, с которой он спит. Право первой высадки на горшок можно предоставить именно плюшевому зайцу или медвежонку.
Незаметно для малыша налейте в горшок с сидящим зайцем немного воды, потом покажите результат зайкиных «стараний» карапузу, похвалите зайца от души и предложите ребенку повторить его поступок.


Безусловно, игра заинтересует малыша, но вот садиться и повторять «подвиг» малыш может отказаться. И в этом тоже нет ничего странного. Не настаивайте. Не надевайте на ребенка подгузник. В течение всего первого дня малышу, а при необходимости и его зайке, нужно предлагать горшок каждые 15-20 минут. Поверьте, в конце дня малыш сделает то, что следует. На этом моменте не забудьте устроить маленькое «торжество» — похвалите чадо, угостите чем-то вкусным, расскажите всем членам семьи при ребенке, какой же он молодец. Чадо быстро поймет, что такие действия — это хорошо и созидательно.
Конечно, в течение дня будет несколько «промахов». Малыш будет мочить штанишки, сам испытывая массу неудобств из-за этого. Постарайтесь быть спокойными. Джина Форд рекомендует сдерживать эмоции, не ругать ребенка, но твердым и ровным голосом, меняя ему штаны, выразить свое неудовольствие поступком малыша. Главное, сделать это доброжелательно, без малейшей нотки раздражения и гнева. На ночь после первого дня надевают ребенку одноразовый подгузник.
На второй день следует закрепить полученные навыки. Горшок предлагается по-прежнему каждые 15-20 минут. Разнообразить действия можно совместным выносом горшка в унитаз, выливанием его.
Разрешайте ребенку смывать воду, все без исключения малыши просто обожают нажимать кнопочку унитаза. Если ребенок уже усвоил, что сделают с горшком, постарайтесь обойтись без плюшевого помощника-зайки.


На третий день мама и ребёнок идут на прогулку, но не сами по себе, а вместе с горшком. Педиатры предостерегают родителей от распространенной ошибки — надевать подгузник на прогулку. Малыш быстро вернется «к истокам». На прогулке нужно осведомляться, не хочет ли ребенок в туалет, каждые 20 минут. Хорошо, если на улице лето, прогулка с горшком в руках не доставит серьезных хлопот. Если же на дворе зима, от прогулки лучше воздержаться. По мнению Форд, на этом этапе важнее освоить туалетный навык и только потом выходить с ребенком на улицу.
Четвертый, пятый и шестой день проходят примерно, как первые три. Ребенок дома ходит без подгузника, надевать его можно лишь на время дневного сна и ночью. На прогулку берут горшок с собой, а дома малыш с помощью мамы «вспоминает» о его существовании уже не каждые 15, а каждые 30-40 минут. На седьмой день можно подводить первые итоги и делать выводы. Мальчику или девочке больше не предлагают горшок, хотя по-прежнему он стоит на самом видном месте, его также берут на улицу.
Маме нужно очень бдительно следить за тем, как ведет себя малыш. Если быстрый курс прошел успешно, ребенок будет поведением показывать, что он хочет на горшок. Малыши начинают беспокоиться, самые сообразительные могут принести маме горшок, сесть на него, показать на него.
Быстрое приучение не распространяется пока на ночное время. Если малыш спит хорошо и крепко, быстро засыпает после случайного пробуждения, педиатр Форд рекомендуется попробовать его разбудить и предложить горшок ночью, но не раньше, чем на пятые-шестые сутки после начала приучения. Если же ребенок отличается повышенной возбудимостью, ему сложно засыпать, делать этого пока не надо — всем будет куда спокойнее, если чадо переночует в одноразовом подгузнике.

Универсальный метод
Этот метод подразумевает большие временные затраты, чем быстрый, но отзывы родителей говорят о том, что результат будет более стабильным. Большим «поклонником» именно универсального метода приучения является известный педиатр Евгений Комаровский. На начальном этапе двухлетку знакомят с горшком. Показывают, как его открыть и закрыть, как на него садиться и как с него вставать. Далее с малыша снимают подгузник и следят за поведением крохи. Первый раз горшок «подают» утром после пробуждения, а потом — после каждого приема пищи или питья, а также тогда, когда у ребенка будут проявляться признаки беспокойства.
Удачные попытки следует щедро поощрять, неудачные — не осуждать, не ругать малыша. Универсальный метод подразумевает превращение туалетного моциона в интересное занятие, в котором все последовательно — ребенка учат снимать штаны, надевать их, выносить за собой горшок и смывать его содержимое в унитаз.
Универсальный метод не подразумевает полного отказа от подгузников. Их можно продолжать надевать на прогулку, для комфортного обеденного или ночного сна. Процесс привыкания, таким образом, будет постепенным и неторопливым.

Медленный метод
От универсального он отличается только тем, что ребенка оставляют без привычного подгузника только в первой половине дня, до обеденного сна. Все остальное время малыш может вести привычную жизнь. Такой метод имеет свои преимущества — стресс, связанный с переходом к новым условиям жизни, будет минимальным и для малыша, и для его родителей. В любой момент родители могут отказаться от обучения, отложить его «на потом», если малыш заболел или капризничает.
Однако и результата ждать быстро не стоит — даже узнав, для чего нужна туалетная конструкция, малыш может иногда мочиться в штаны.


Советы
Существуют и иные методы, которые родители могут комбинировать, использовать по одному или в сочетании друг с другом по своему усмотрению, в зависимости от особенностей характера ребенка, его развития и готовности постичь новое умение. В 2 года малыши очень сообразительны, и если не один метод, то другой обязательно окажутся эффективными.
- Можно разместить горшок в туалетной комнате и ходить в туалет вместе с ребенком. При этом можно открывать кран, ведь звук воды у любого человека вызывает желание поскорее пописать. Вот тут и пригодится стоящий без дела горшочек.
- Если ребенок боится самой посадки на горшок, сажайте его на этот предмет прямо в одежде, не снимая штанов. Когда кроха научится без страха садиться сюда, постепенно начинайте снимать с него штанишки и трусики. И только после этого переходите к основной части обучения.
- Не оставляйте ребенка одного во время его «заседания». Присутствие взрослых необходимо для того, чтобы малыш не упал с горшка, не травмировался, не испугался. К тому же обучение идет гораздо быстрее, если ребенок заинтересован и мотивирован на результат. В процессе рассказывайте ему сказки, пойте песенки, читайте его любимые стишки.
- Взрослым мужчинам в семье можно брать с собой в туалет мальчиков, а женщинам — девочек. Видя, как взрослые справляют нужду, ребенок будет более благожелательно относиться к горшку, он поймет, что это совершенно естественно. К тому же дети любят подражать взрослым – этим нужно умело пользоваться.
- С таким же успехом младшие дети копируют поведение старших. Если у ребенка есть брат или сестра, которые самостоятельно ходят на горшок, можно считать, что родителям очень повезло.


Ребенку, который в 2-2,5 года отказывается от похода на горшок, не нужна врачебная помощь, как думают некоторые. Ему нужно участие и понимание его детской позиции. К педиатру и психологу следует обратиться только в том случае, если малыш не признает горшка после того, как ему исполнится 3 года.

Обучение туалетным и санитарным навыкам будет более простым и легким, если родители продумают некоторые важные детали.
- Горшок. Он должен быть удобным, ярким. Для мальчиков — с овальным отверстием, а для девочек — с круглым. Лучший материал — экологически чистый пластик, поскольку эмалированные горшки, на который выросла половина сегодняшних взрослых, очень холодные и неприятные, к тому же требующие более тщательной мойки и ухода. У горшка должна быть небольшая спинка, устойчивое основание.
От горшков с музыкой и встроенным видеоплейером лучше отказаться — малыш не должен воспринимать туалетный предмет как развлечение, иначе процесс обучения может затянуться надолго. Мало какой малыш хочет справлять нужду в интересную и увлекательную игрушку.

- Чистоплотность. Ребенок должен понимать, что ходить грязным и мокрым плохо, неприятно и не принято. А потому приучение его к горшку должно начинаться с приучения к чистоте. Ребенка, который привык часами находиться в грязном подгузнике, будет сложно научить справлять нужду в определенное место.
- Реакция родителей. Когда малыш начинает ходить без подгузника, некоторые родители инстинктивно стремятся «поймать» его именно тогда, когда процесс опорожнения кишечника или мочевого пузыря еще только начинается. Испуганного карапуза тащат на горшок. Это большая ошибка. Остановить мочеиспускание малыш все равно не сможет, но страх перед физиологическими естественными действиями может глубоко закрасться в его душу и подсознание. Значительно проще и правильнее на время обучения ребенка туалетным навыкам убрать из комнаты дорогой светлый ковер, всегда держать наготове ведро с водой и тряпкой для устранения последствий детских «промахов».
- Выбор времени. Постарайтесь приурочить обучение к наступлению лета, концу весны или к началу осени. Когда на улице тепло, значительно проще выводить ребенка без памперса на прогулку, ходить в минимальной одежде, которая к тому же будет значительно быстрее сохнуть после стирки.


И напоследок хочется отметить, что нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми. Если соседский мальчик уже с полутора лет прекрасно ходит на горшок, а ваш отпрыск в 2,5 года не хочет даже приближаться к этому устройству — это не повод для переживаний. Маму нельзя обвинять в педагогической запущенности малыша.
О том, как приучить ребенка к горшку, смотрите в следующем видео от доктора Комаровского.
Как приучить ребенка к горшку

Дорога к горшку — мучительная, извилистая, полная неожиданных препятствий. Именно так многие родители охарактеризовали бы процесс приучения своего ненаглядного чада к горшку. Самое удивительное, что слёзы и переживания, без которых этот процесс обходится редко, возникают, на самом деле, на пустом месте.
Много ли вы вспомните в своём окружении детей 4-5-6 лет, которые до сих пор ходят в подгузниках? Есть ли среди ваших знакомых-трехлеток личности, до сей поры не умеющие ходить на горшок? Кажется, список этот будет пустым. Так стоит ли так переживать и нервничать, требуя от малыша скорейших результатов? Только терпение и готовность начинать всё сначала помогут попрощаться, наконец, с последним памперсом.
Только терпение и готовность начинать всё сначала помогут попрощаться, наконец, с последним памперсом
Начиная постижение этой премудрости, каждый родитель должен помнить три постулата:
- Всему своё время. Дети, которые по команде «пи-пи» делают в горшок свои нехитрые дела, не привносят в сей процесс своего естественного желания. А значит — жди сбоев.
- Ребёнок должен понимать, что от него хотят. А это значит, что в возрасте от 22 до 30 месяцев навык хождения на горшок будет закреплён успешнее, нежели чем в более раннем возрасте.
- На втором году жизни только начинается стадия контроля над выделениями, и лишь к трёхлетию умение приобретает устойчивый характер. Так, дети на горшке без промахов — стадия, близкая к возрасту трёх лет.
Когда начинать приучение к горшку?
Здесь самое главное, кто для вас авторитетнее в этом вопросе. Хотелось бы, чтобы мнение педиатров и детских психологов было важнее «глубинных познаний» соседок, бабушек, знакомых… По крайней мере, эти специалисты ориентируются не на личный, довольно субъективный опыт, а на серьёзные исследования, знания и т. д.
Итак, главная мысль этого пункта — приучение к горшку в возрасте до года может позволить сэкономить подгузники, но никоим образом не скажется на устойчивом (а именно осмысленном) контроле над выделительной функцией у ребёнка. Проще говоря, если вы готовы начать этот нелёгкий путь раньше, немножко сэкономить на памперсах, можете уже с семи-восьми месяцев приучать малыша к горшку. Но если после года ребёнок начнёт снова «ходить под себя», с ребёнком всё нормально, а вот с мамой что-то не так. Не спешите!
Мамы, которые гордо демонстрируют всем подругам, как их восьмимесячный малыш бодро и радостно наполняет горшочек по условному сигналу, занимаются довольно неблагодарным делом. Помните, знаменитую собаку Павлова? Так вот такое супер-пупер умное поведение малыша (берём в кавычки) всего-то рефлекс. Разве малыш хочет писать? Нет, просто мама сделала звук «пи-пи», значит, нужно наполнить горшочек. Да и вообще, мама так часто делает этот звук, что детка просто не успевает изъявить естественное, физиологической природы желание пописать. Он не понимает, что когда хочется писать, нужно садиться на горшок. А именно эта мысль, точнее, её появление, знаменует начало успешного постижения навыка.
Словом, сделаем вывод:
— если маме не лень до года учить своего малыша, что такое горшок и как вести себя с ним, она вполне может этим заняться;
— удивляться последующим после года частым промашкам не стоит, это нормально, ведь истинную суть процесса хождения на горшок малыш только начинает постигать;
— если мама вся извелась, не зная как приучить ребёнка к горшку, он по десять раз в день высаживается на горшок, а толку мало, пора прекратить эту обоюдную муку, по крайней мере, до второго года жизни;
— готов ли малыш к постижению нового навыка, можно отследить по его поведению и некоторым важным признакам.
Как понять, что малыш готов к приучению к горшку?
Разумная мама хочет облегчить и без того не самый простой процесс приучения к горшку. А чтобы это сделать, нужно просто вовремя заметить следующие признаки:
1. Ребёнок знает части тела, может показать их, знает названия предметов одежды.
2. Ребёнок плачет, злится, выражает негатив в ситуации, если он описался или обкакался.
3. Установлен относительно постоянный режим дефекации (малыш какает примерно в одно и то же время).
4. Ребёнок хочет или уже умеет одеваться самостоятельно.
5. Подгузники у ребёнка 1,5 -2 часа могут оставаться сухими.
6. Ребёнок понимает значение слов «покакал», «пописал».
7. Ребёнок знает, что делают в туалете, он хочет и сам ходить туда с правильной целью.
8. Ребёнок умеет (пытается) донести до родителя своё желание справить нужду. Мимикой, словами, знаками, жестами — чем угодно. И это самый главный маячок — вопрос с горшком лучше всего решать сейчас.
Простой пример: мама Катя приучила свою дочку к горшку, когда той было 2 года и 2 месяца. До сего возраста производились попытки знакомства с предметом, но достойных откликов не находили. Наконец, девочка стала активно выражать своё желание справить нужду, а на горшок стала ходить не по требованию, а по желанию. В этот самый момент мама Катя активизировалась, и за четыре дня процесс был освоен на «отлично». Итог: ребёнку три года, с двух с половиной ходит в сад. 4 раза описалась дома (всё в промежутке от 2,2 до 2,5 лет), НИ РАЗУ не «наделала делов» на улице или в саду. При этом группа, состоящая преимущественно из ровесников, ни дня не обходится без досадного казуса. Писаются во сне, на улице, во время игры.
Простой пример № 2. Мама Лена (по научению бабушки Иры) высаживала на горшок мальчика Диму с (барабанная дробь!) восьми месяцев. К году по требованию мальчик ходил на горшок. Промахи были, и немало. Сам просился редко. В сад пошёл с двух лет, до трёх с половиной приходилось стабильно менять бельё и колготки раза 2–3 в неделю. И (самое весёлое) до трёх лет мальчик Дима «ходил по-большому» за кресло, как его только не пытались образумить. Итог: ребёнок не ходит на горшок постоянно.
Тонкости процесса: почему ребёнок не ходит на горшок
И в довершении сказанного несколько действительно полезных советов:
- Процесс приучения должен быть регулярным, режимным, а не от случая к случаю;
- Не нужно приучать малыша к горшку, когда он (либо вообще кто-то в семье) не здоровы;
- Летом сей процесс проводить будет проще, не нужно снимать много одежды и т. д.;
- Садить на горшок малыша лучше после еды или сна, в момент, когда прогнозируется успешное пополнение горшка;
- Хвалим ребёнка за самый незначительный успех, за неудачи на этапе обучения НЕ РУГАЕМ!
- Не отказываемся от игры: дети обожают ритуалы. Торжественно достаём горшок, открываем, снимаем по порядку одежду и т. д. Такой деловой подход должен увлечь ребёнка;
- Если горшок прост, без всяких там наворотов и прочее, так даже лучше. Пусть он сразу воспринимается, как предмет для серьёзного дела.
Успехов вам и только мудрого подхода!
Как приучить ребенка к горшку?

В первые годы жизни дети осваивают много разных навыков, среди которых есть и управление своими физиологическими потребностями. Взрослеющий малыш довольно быстро овладевает горшком, если он готов к приучению, а родители действуют правильно.

C какого возраста приучать ребенка к горшку: советы специалистов
В связи с распространением одноразовых подгузников многие родители получили возможность отложить вопрос знакомства малыша с горшком на более позднее время. И хотя существует некоторое число приверженцев раннего высаживания, большинство родителей учитывает рекомендации педиатров в отношении начала освоения горшочных дел. Эти рекомендации основаны на физиологической готовности ребенка.
Современные врачи советуют подождать возраста, в котором дети смогут сознательно контролировать выделительную функцию. Этим возрастом считают 18-24 месяца.
Конечно, некоторые дети могут овладеть горшочной наукой раньше полутора лет, а у кого-то не получается контролировать мочеиспускание и в возрасте старше двух лет, но именно в этом временном промежутке большинство малышей способно достаточно быстро освоить горшок при условии наличия готовности к данному навыку.

Подробнее о мнении специалистов читайте в статье «Комаровский: как приучить ребенка к горшку».
Критерии готовности
Родители могут оценить, насколько готов организм ребенка к приучению, по таким критериям:
- Эпизоды мочеиспусканий и дефекаций ребенка происходят с определенным установившимся интервалом.
- Малыш пребывает в чистом сухом подгузнике по полтора-два часа.
- Кроха знает, как называются разные предметы гардероба и части тела.
- Ребенок понимает, что означают слова «покакать» и «пописать».
- Если подгузник ребенка стал мокрым или загрязнился, малыш показывает свое недовольство.
- Кроха учится или уже научился надевать штанишки и трусы, а также снимать их.
- Малыш умеет показать жестом, звуками или словами свое желание сходить в туалет.

Выбор горшка — важный шаг на пути к приучению
Нынешний ассортимент горшков в детских магазинах поражает своим разнообразием и вызывает некоторые трудности в покупке подходящего изделия. Вы можете увидеть горшки разных расцветок и с некоторыми дополнительными функциями, например, в виде игрушки или с музыкой.
Все специалисты единогласны в том, что горшок следует подбирать с учетом комфорта для ребенка. Это значит, что малышу должно быть на нем удобно. При этом покупать музыкальные горшки и изделия в виде игрушек педиатры не советуют, так как выступают против формирования ассоциации с игрой.

Лучшим выбором будет обычный горшок, при покупке которого следуйте таким рекомендациям:
- Подбирайте горшок в соответствии с возрастом и ростом ребенка. Аксессуар не должен быть ни слишком низким, ни излишне высоким.
- Предпочтительнее модели из пластика, поскольку они не холодные.
- Убедитесь, что аксессуар достаточно устойчивый.
- Желательно, чтобы у горшка имелась небольшая спинка. При этом он не должен напоминать стул, чтобы ребенок не путал этот предмет гигиены с обычным стулом.
- Пусть ребенок сядет на новый горшок, а вы посмотрите на расположение спины малыша по отношению к линии бедер, а также расположение бедер по отношению к голеням. Важно, чтобы везде образовывались прямые углы, тогда усилия ребенка во время использования горшка будут направлены в нужную сторону.
- Девочке покупайте круглый горшок, а для мальчиков предпочтительнее такой предмет гигиены с овальной формой. Кроме того, маленьким мужчинам следует присматривать изделия, у которых спереди имеется небольшой выступ.
- Неплохим выбором станет горшок со съемным сиденьем, которое в будущем можно будет применять в качестве накладки на обычный унитаз.

Действенные методики и этапы обучения
Решив научить ребенка ходить на горшок, запаситесь терпением и уделяйте крохе достаточно внимания. Первое знакомство с новым предметом гигиены не должно напугать малыша. Покажите горшок крохе и продемонстрируйте его назначение с помощью плюшевой игрушки или куклы.
Если ребенок раньше постоянно был в памперсе, его рекомендуют снять. Это важно, так как поможет ребенку познакомиться с собственным телом, а также отметить связь между позывом в туалет и его результатом.
Чтобы процесс прошел быстрее и легче, стоит:
- Действовать систематически.
- Держать горшок на видном месте.
- Пристально наблюдать за поведением ребенка.
- Надевать на малыша минимум одежды.
- Всегда высаживать после еды и после пробуждения.
- Ласково хвалить, подчеркивая то, что сухие и чистые трусики – это хорошо.

В процессе обучения не следует:
- Ругать ребенка и наказывать его.
- Слишком бурно радоваться и награждать малыша за каждую удачную попытку.
- Включать кран, чтобы звук журчащей воды «помог» ребенку.
- Усаживать на горшок силой.
- Сажать ребенка, если он уже научился делать это самостоятельно.
- Начинать приучение во время болезни.
- Ровняться на детей соседей и родственников, ведь каждый ребенок развивается индивидуально.

Как приучить к горшку за 7 дней?
Существует простая семидневная методика приучения к горшку детей старше 1,5 лет, которые хорошо понимают слова родителей и умеют снимать трусики.
Ее опробовали многие мамы, подтвердив эффективность такого подхода:
- В первый день нужно сразу после пробуждения утром снять с ребенка памперс, надеть на кроху трусики, подчеркнув, что в них ходят все взрослые, после чего посадить малыша на горшок. Нужно постараться, чтобы кроха просидел на нем десять минут. Если такая попытка не будет результативной, высаживайте ребенка каждые 15 минут. Если результат оказался неудачным, не ругайтесь, а переоденьте ребенка и продолжайте часто предлагать горшок.
- Во второй день не занимайте малыша какими-либо активными занятиями и прогулками, а уделите внимание закреплению навыка положительного общения с горшком.
- В третий день, собираясь с крохой на прогулку, предложите посидеть на горшочке, а во время самой прогулки чаще интересуйтесь, не хочет ли ребенок в туалет. Можно захватить горшок на улицу или сходить с малышом в кустики.
- К четвертому дню и родители, и ребенок уже примерно знают, когда требуется посидеть на горшке. Нужно чаще напоминать о нем ребенку, а каждую удачу отмечать похвалой.

За 3 дня
Как известно, «дорога» к горшку у большинства деток длительная, но бывают ситуации, когда малыша приходится поторопить, например, перед поездкой или началом посещения детского сада. Для таких ситуаций разработана экспресс-методика, требующая всего несколько дней. Отметим, что данный метод позволяет приучить ребенка находиться без подгузника только в период бодрствования, поскольку полный отказ от памперса требует намного больше времени.
Также для успеха экспресс-обучения важно, чтобы ребенок был знаком с горшком заранее (примерно за 2 недели) и периодически слышал от родителей о его назначении и предстоящих переменах, отказе от подгузников и новом красивом белье. Кроме того, данная методика подойдет лишь в случае физиологической готовности ребенка.
- В первый день ребенку снимают подгузник, как только малыш проснулся утром. Кроха будет целый день бегать дома без одежды или в трусиках, а взрослые должны постоянно быть рядом, держа горшочек наготове. Заметив, что ребенок начал писать или собирается покакать, нужно сразу же усадить малыша на горшок. Это поможет ребенку установить взаимосвязь между такими его действиями и высаживанием. Все «попадания» отмечаем похвалой, а любые осечки не замечаем. Ваша цель – привить положительное отношение к горшку и понимание необходимости высаживания на него. Перед сном ребенку одевается подгузник.
- Во второй день планируют одну прогулку без подгузника. Отправляться на улицу стоит сразу же после того, как малыш успешно сходил на горшок. Обязательно нужно взять с собой чистую одежду. Непременно хвалим ребенка за все удачные «дела».
- В третий день выходим гулять без подгузника дважды. При этом высаживаем кроху на горшочек перед каждой прогулкой и сразу же, как вернулись с улицы.

Отличается ли приучение мальчиков к горшку от девочек?
Многие мамы мальчиков задумываются о том, чтобы сразу приучать сына использовать горшок стоя, но специалисты рекомендуют усаживать мальчишек на горшок, как и девочек. Это важно для понимания ребенком предназначения горшка и более успешного овладения таким навыком. Чтобы кроха не путался, первое время советуют предлагать ребенку делать все дела сидя.

Как обезопасить мебель?
Поскольку в период освоения горшка «аварии» случаются довольно часто, на диваны и кресла можно постелить дополнительные покрывала, сложенные полотенца либо одноразовые пеленки. Также рекомендуется убрать с пола ковер, поскольку вытирать лужи удобнее с твердой гладкой поверхности.
Как научить ребенка проситься на горшок?
Внимательно наблюдайте за поведением ребенка и как только заметили, что кроха захотел в туалет, сразу высаживайте на горшок. Вы можете понять желание малыша по его поведению, например, малыш притихает или прячется, начинает кряхтеть и краснеть. Сделав свои дела в горшочек и получив от мамы похвалу и улыбку, ребенок быстрее свяжет свои позывы с результатом, и вскоре будет проситься сам.

Отказываемся от подгузника на улице
Как только навык использования горшка в домашних условиях стал у ребенка устойчивым, нужно переходить к следующему этапу – учить кроху пребывать без подгузников во время прогулки. Это предпочтительно делать в теплый период.
Руководствуйтесь такими советами:
- Предложите крохе посидеть на горшке перед прогулкой.
- Можете взять горшок с собой на улицу, если ребенок категорически против ходить в кусты.
- Положите в сумку запасные штанишки, трусы и носочки, а еще лучше – несколько таких комплектов.
- Если на улице произошла «авария», доброжелательно объясните ребенку, что его штанишки стали мокрыми и их придется переодевать, а в следующий раз лучше «полить травку» или сходить на горшок вовремя.
- Когда кроха во время прогулки просится на горшок, обязательно хвалите и обнимайте.
- Вернувшись домой, снова предложите ребенку сходить на горшок.
Вскоре ребенок научится терпеть во время прогулки и вы сможете оставлять горшок и запасную одежду дома.

Отменяем ночные подгузники
Со временем, когда ребенок научился использовать горшок по назначению в дневное время, малыш сам начинает просыпаться ночью из-за позывов в туалет. Это лучшее время, чтобы отказаться от одноразового подгузника.
Если малыш не спал в подгузнике раньше, то он начинает вставать в ночное время по нужде намного раньше деток, которые ночевали в памперсе. У большинства деток появившийся к 2-летнему возрасту контроль мочеиспусканий позволяет им спать ночью без посещения туалета. Но, пока кроха просыпается ночью и писает в подгузник, отказываться от него нецелесообразно. Родителям лишь следует ежедневно предлагать ходить на горшочек перед сном.
Возможные причины неудач
На этапе освоения ребенком горшка могут возникать разные трудности, например:
- Сильный дискомфорт из-за режущихся зубов может мешать крохе вовремя реагировать на свое желание сходить на горшок. Эта же причина может вызывать «аварии» во время любой болезни ребенка.
- Малыш может сильно увлечься игрой и не заметить переполнение мочевого пузыря.
- Из-за кризисов развития карапуз может протестовать против каких-либо действий взрослого.
- Ребенок может начать бояться горшка, если родители занялись задачей освоения этого предмета гигиены слишком активно, ругают ребенка за промашки и не обращают внимание на неготовность к данному навыку.

Когда может понадобиться повторное приучение?
Карапуз, успешно освоивший горшочную науку, может внезапно перестать ходить в туалет по нескольким причинам:
- Из-за внешних стрессовых факторов, например, после переезда, рождения маленького братика или сестрички, поступления в сад, посещения новой группы в саду и подобных причин.
- Из-за кризиса трех лет. В этом возрасте детки часто делают все наперекор, показывая, что они уже взрослые и самостоятельные.
- Из-за проблем в семье, например, развода родителей или их частых ссор.
- Из-за заболеваний или режущихся зубов.
В любом случае важно сначала выяснить возможную причину и повлиять на нее, а после этого приступать к повторному терпеливому обучению ребенка «общению» с горшком.

Когда обращаться к специалистам?
Выявить разные урологические проблемы у маленьких деток бывает непросто, но, если родители отметили слишком частые эпизоды мочеиспускания в дневное время, отсутствие контроля мочеиспусканий днем у ребенка старше 3 лет, а также сохранение непроизвольного мочеиспускания ночью у ребенка старше 5 лет, стоит обратиться к специалисту.
Сначала следует проконсультироваться с педиатром и сдать общие анализы, после чего показать малыша урологу. Этот специалист осмотрит ребенка и назначит необходимые обследования, и если урологических патологий не обнаружат, тогда ребенка направят к невропатологу.

О том, как стоит приучать ребенка к горшку, смотрите в передаче доктора Комаровского.
«Как приучить ребёнка к горшку в 1 год?» – Яндекс.Знатоки
Контроль над мочеиспусканием появляется только в возрасте около 18 месяцев.
С приучением к горшку придётся повременить, если:
— малыш болен или только что перенёс заболевание;
— семья переехала на новую квартиру;
— в семье родился ещё один ребенок;
— происходит кризис в семейных отношениях, кто-то в семье серьёзно болен или скончался.
Для успешного приучения к горшку, основанного на взаимной заинтересованности, нужно, чтобы ребенок:
— сам ходил, садился, снимал штанишки;
— понимал обращённые к нему слова;
— сообщал о своих желаниях с помощью слов или жестов;
— умел подражать взрослым или старшим детям;
— мог делать что-то, следуя указаниям взрослых;
— старался заслужить поощрение и похвалу.
Все вышеперечисленные навыки формируются у ребенка примерно к 1,5 годам.
Чтобы приучение к горшку прошло спокойно и не вызвало протеста со стороны ребёнка, нужно действовать постепенно. В комнате ребёнка появляется новый предмет — горшок. Он должен быть удобным, чтобы малышу было комфортно сидеть на нём, и ярким, чтобы привлекать внимание ребёнка. Сначала малыша 1–2 раза в день сажают на горшок на несколько минут, не снимая штанишек и подгузника (чтобы у ребёнка не возникло неприятных ощущений от соприкосновения с холодным пластиковым сиденьем).
Через 7–10 дней можно начать высаживать малыша на горшок без подгузника. Желательно делать это 2 раза в день. Пока не нужно торопиться «подлавливать» ребёнка. Это может испугать малыша, из-за чего он будет стараться сдерживаться от мочеиспускания.
Теперь можно переходить к следующему этапу — обучению ребёнка самостоятельному пользованию горшком. Горшок должен стоять на видном месте и быть доступным для малыша. Важно, чтобы ребёнок сам научился снимать штанишки. Объясните малышу, что теперь он сам может ходить на горшок, когда пожелает (время от времени вам нужно будет напоминать ему об этом). Для ребёнка будет большой радостью научиться самостоятельно пользоваться этим предметом, особенно если родители будут хвалить и поощрять его.
Как приучить ребенка к горшку: 7 хитрых секретов
Ольга Гетта , психолог-исследователь, эксперт сайта «Помогатель.ру».
Подходящее время: в каком возрасте приучать ребенка к горшку
Примерно до 1 года и 3 месяцев малыш еще не способен осознать и зафиксировать ощущение наполненности мочевого пузыря. Попытки приучить ребенка к горшку до этого возраста могут быть совершенно безуспешными. И это нормально!
Раньше. Конечно, есть родители, которым удалось приучить кроху к горшку в очень раннем возрасте – развитие детей индивидуально, возможно, для конкретного ребенка это было нормой. Но чаще всего малыш, приученный к горшку «раньше времени» (скажем, в 7 месяцев), делает это неосознанно, а это не очень правильно: ребенок позже может неожиданно «разучиться». Так что не стоит тратить время на поиск инструкции «Как ребенка приучить к горшку в год».
Позже. Бывает, что малыш уже достиг среднестатистического возраста, когда уже «пора» (1 год и 3 месяца), но пока еще по своему развитию не готов ходить на горшок. Не стоит сразу же бить тревогу: каждый человек уникален, и у ребенка свои индивидуальные этапы взросления. Иногда родителям просто надо подождать. Самое худшее, что могут сделать мама и папа, – это сверяться с какими-то таблицами, волноваться и подгонять ребенка. Если время идет, а ребенок продолжает пачкать штанишки, проконсультируйте с педиатром, чтобы исключить серьезные заболевания.
Приучаем к горшку: популярные причины «неудач»
В процессе приучения к горшку могут повторяться ситуации, когда ребенок не каждый раз доходит до своего туалета. Это может длиться месяцами. Причины такого поведения:
• увлечение игрой;
• плохое самочувствие;
• негативный опыт, связанный с горшком: например, мама посадила его на «трон», а его поверхность оказалась холодной и малышу стало неприятно;
• горшок ассоциируется со страданиями: например, когда малыш мучился запорами.
Задача родителей – максимально предотвратить все негативные моменты, связанные с посещением туалета, и ни в коем случае не ругать, если ребенок пропустил «позыв», увлекшись своими интересными делами.