Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Проблема подростков: Как воспитать подростка: проблемы, сложности и способы их решения. Советы психологов и рекомендации педагогов | МИР ПОДРОСТКА – Каковы общие проблемы, с которыми сталкиваются родители в воспитании детей-подростков?

Posted on 16.12.202016.03.2020

Содержание

  • Проблемы подростков | Активная мама
    • Актуальные проблемы современных подростков
      • Боязнь реального общения с людьми
      • Боязнь разочаровать взрослых
      • Конфликты с ровесниками
      • Нехватка внимания от близких людей
      • Половые проблемы подростков
      • Проблемы личностных взаимоотношений
  • Топ-5 проблем подросткового возраста
    • С какими проблемами на консультацию к психологу приходят обеспокоенные родители?
    • Топ-5 обращений за психологической помощью в Калининграде
  • Психологические проблемы подростков
    • Что же является причиной подростковых проблем?
        • Основные причины сложностей в подростковом возрасте:
    • Проблемы подросткового возраста
        • Проявления гиперсексуальности, связанные с половым созреванием:
        • Попытки отгородить себя от окружения:
        • Стремление к самоутверждению:
        • Желание слиться с группой сверстников. За компанию ребенок может:
    • Разрешение психологических проблем подростков
      • Видео о психологических проблемах подростков
  • Проблемы подростков современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»
  • Проблемы взаимоотношений между подростками и родителями
    • Из-за чего возникает недопонимание?
    • Причины непонимания между родителями и подростками
    • Как наладить контакт с подростком родителю?
    • Родители как пример
  • Проблемы подросткового возраста — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
    • Несобранность, неорганизованность, нестабильность настроения
      • Признаки наркотической зависимости
  • Советы школьного психолога. Проблемы трудных подростков., ГБОУ Школа № 1563, Москва

Проблемы подростков | Активная мама

К сожалению, родителей, которые бы находили полное взаимопонимание со своими детьми-подростками, не так уж много. Да и далеко не все дети готовы откровенничать с мамами и папами, делиться с ними тем, что наболело, просить совета и уж тем боле – поступать по их рекомендациям. Однако сами родителям, как людям старшим и обладающим большим жизненным опытом, не помешает проявить к своим чадам больше внимания, попытавшись выяснить, что же их беспокоит и как можно помочь в сложившейся ситуации.

О том, что происходит с подростками, проблемы которых никого не интересуют, лучше не задумываться. К сожалению, такие дети часто совершают неблагоразумные поступки, уход из дома среди которых – не самое страшное. Поэтому никогда не отмахивайтесь от своего ребенка, если видите, что в нем что-то изменилось, что он нуждается в совете и, возможно, и в помощи – вашей помощи.

Проблемы подростковФото: depositphotos.com

Актуальные проблемы современных подростков

Боязнь реального общения с людьми

Эта проблема не зря поставлена на первое место, поскольку с распространением Интернета она становилась все более и более актуальной, а на сегодняшний день ее уже куда правильнее назвать бедой. Юноши и девушки долгими часами просиживают в социальных сетях, общаясь на разные темы, но при этом «живое» общение у них практически отсутствует.

Решение: если вы, будучи родителями такого ребенка, решите добиться изменения ситуации, просто ограничив доступ к компьютеру – вы можете не только не улучшить ситуацию, но и существенно ее усугубить: подросток найдет возможность выхода в интернет, а вот с вами отношения будут надолго испорчены.

Выход из ситуации непростой, но он есть. Вы на собственном примере должны показать детям, насколько интереснее общаться в реальном мире, где сразу видно, что представляет из себя человек и как себя с ним вести. Сделать это очень просто: пригласите к себе друзей, желательно – с детьми (в идеале – одного возраста с вашими). Не включайте телевизор, уберите подальше телефоны и прочие гаджеты! Вот увидите: ваши дети со временем оценят такой способ времяпрепровождения.

Боязнь разочаровать взрослых

Если вы думаете, что ваших детей ничего не интересует, и при этом все устраивает, — вы сильно заблуждаетесь. Основная причина того, что подросток не хочет чем-либо заниматься, заключается в его опасениях не справиться и разочаровать вас.

Решение: никогда не умаляйте достоинств своего ребенка и не позволяйте ему чувствовать, что он нужен или любим только до тех пор, пока успешен. На жизненном пути попадаются много преград и разочарований, но только в том случае, если подросток будет чувствовать надежный тыл, — он со всем этим справится. Дайте ему понять, что вам, безусловно, очень приятно, когда он чего-то добивается, но даже если он будет обычным среднестатистическим ребенком – любить его меньше вы не станете.

Конфликты с ровесниками

Одна из самых болезненных проблем подростков. В условиях современного общества вовсе не обязательно быть асоциальной личностью, чтобы оказаться втянутым в различные «разборки» и конфликты подростковых групп. В эпоху, когда материальные ценности подменяют духовные, ребенка вполне могут высмеять за то, что он одевается немодно, что у него не самые последние модели гаджетов и т.п. При этом хорошо, если уровень доверия подростка и кого-то из родителей (либо обоих) настолько высок, что он придет к ним со своей бедой и спросит совета. А ведь зачастую сценарий развития ситуации немного иной.

Решение: прежде чем искать пути решения возникшей проблемы, нужно осознать ее существование. Обратите внимание: брать кредит в банке или одалживать деньги у знакомых, чтоб купить своему чаду пятый айфон, потому что он единственный в классе, у кого его нет, — это не выход, а потакание капризам.

В равной степени не являются выходом и ссоры с ребенком, в процессе которого родители категорически запрещают думать о дорогих покупках, мотивируя это тем, что он сам еще не зарабатывает денег. Оптимальный вариант – это привести ребенку доводы, которые бы реально опровергали необходимость такой покупки. Поверьте, ваш подросток соображает намного больше, чем вам кажется, и все разумные аргументы он выслушает и примет.

Нехватка внимания от близких людей

Можно сколько угодно оправдывать себя тем, что вам нужно зарабатывать деньги, однако забывать о том, что ваш ребенок – живой человек, нуждающийся во внимании и поддержке – категорически нельзя.

Что происходит, если подростку не хватает вашего внимания? Ситуация развивается, подобно снежному кому. Вначале ваше чадо пытается рассказать, что случилось за день в школе, о чем его спрашивали на уроках и т.п. Какова классическая реакция занятой мамы? Правильно: «Не мешай!» И что самое интересное – маму-то можно понять: она пришла с работы, а дома ее ждет замечательный отдых с пылесосом, утюгом и кастрюлями. Вполне логично, что повседневные школьные будни ее не заинтересуют, ведь они же могут отвлечь!

В чем заключается ошибка? Положа руку на сердце, ответьте: а сможете ли вы так же равнодушно относиться к рассказам своего сына или дочери, если он начнет перечислять, что им было сломано или разбито в школе и сколько вам за это нужно заплатить. Останетесь ли вы такой же равнодушной или перебьете подростка на полуслове? Вряд ли. Более того, ребенок это прекрасно понимает, а потому сознательно совершает проступки, дабы вы перестали его игнорировать.

 Решение: единственный способ упорядочить свою жизнь и успевать если не все, то хотя бы главное – это составить распорядок дня (план на неделю, месяц – роли не играет) и строго ему следовать. Обязательно в этом плане должно быть выделено время, которое вы посвятите исключительно ребенку. Пусть это будет путь из школы домой или совместный поход в магазин, но обязательно общение с детьми должно происходить ежедневно. Как только подросток поймет, что ничего не изменится, совершает он плохие поступки или нет, пакостить ему перехочется. Ведь куда приятнее пообщаться с любимыми родителями, чем занимать драгоценное время «разбором полетов».

Половые проблемы подростков

Это достаточно обширное понятие, включающее в себя как пресловутые размеры (груди – у девушек и полового члена – у юношей), так и вопросы об оптимальном возрасте для начала половой жизни. Как ни странно, прийти к родителям с вопросами интимного характера отваживается далеко не каждый, да и взрослых, способных компетентно помочь разобраться в проблеме, не так много.

Решение: вы удивитесь, но решение этой проблемы нужно планировать задолго до подросткового периода ваших дочери или сына. Как? Все очень просто: следует выстраивать доверительные отношения, чтобы ребенку при появлении проблемы даже в голову не пришло, что о ней нельзя рассказать маме или папе.

Проблемы личностных взаимоотношений

В особенности ярко это заметно в том случае, если к данной проблеме подростка присоединяются и другие: половые проблемы, сложности с реальным общением и т.п. Как правило, многие подростки не уверены в себе, в особенности если учатся не на отлично. Также неуверенность возникает от внешнего вида, качества вещей, а также многого другого, что в современном обществе принято считать показателями успешности.

Решение: убеждать своего ребенка в том, что он лучший, — это бросаться из крайности в крайность. Куда оптимальнее проводить разъяснительные беседы, в ходе которых следует донести до подростка, что самое главное – это внутренний мир человека, а уж о том, чтобы судить окружающих по размеру и «навороченности» гаджетов и говорить не приходится.

Подростковые проблемы – явление, с которым пришлось столкнуться всем без исключения родителям. Кто-то пытается справиться с ним самостоятельно, другие обращаются за помощью к психологам, однако цель в обоих случаях одинакова: добиться того, чтобы дети выросли незакомплексованными, не обозленными на весь мир, а добрыми, благородными членами общества, готовыми прийти на помощь нуждающимся.

Применяя те нехитрые рекомендации, которые изложены выше, вы с удивлением заметите, как меняется ваш ребенок, превращаясь из трудноуправляемого подростка в вежливого и разумного взрослого. Не спешите наказать вашего сына или дочь, даже если вам кажется, что их поступок отрицателен. Просто попробуйте поставить себя на его место и здраво рассудить: а каковы были бы ваши действия?

Топ-5 проблем подросткового возраста

Тема подростковых кризисов не теряет актуальности практически ни при каких обстоятельствах. Сегодня мы рассмотрим наиболее частые проблемы, с которыми сталкиваются подростки. И постараемся сместить акценты с негативных аспектов на те, которые способствуют развитию и личностному росту человека в процессе взросления.

С какими проблемами на консультацию к психологу приходят обеспокоенные родители?

Приведем здесь несколько распространенных фраз, которые психолог слышит от родителей на консультациях. А также ответим на еще более интересный вопрос в этой связи: совпадают ли точки зрения родителей и детей на обозначаемую проблему? Итак, ребенок в подростковом возрасте расстраивает окружающих тем, что:

  • он ничем не интересуется;
  • он несамостоятелен;
  • он связался с плохой компанией;
  • он не признает авторитетов и бунтует против всего на свете.

Чаще всего происходит следующее. Родители видят картину, написанную устрашающими красками. На ней изображено неуспешное, несчастное и темное будущее их ребенка. На самом же деле

большинство родителей придумывают эту картину сами, потакая своим страхам и требованиям к детям, которые выдвигаются ими с позиции собственных нереализованных желаний и амбиций, а также норм «хорошей жизни», навязанных обществом.

Бывают и случаи, когда родители программируют детей на проблемы, так как подростковый возраст считается наиболее опасным. Тревожные мысли о том, что «что-то пойдет не так и мы не сможем защитить ребенка», вызывают ситуации и обстоятельства, в которых действительно без помощи не обойтись.

Многие дети, видя такое отношение к себе, действительно замыкаются. Некоторые бунтуют, не желая мириться с подобным. Дело в том, что любому человеку от рождения присуща потребность быть любимым. Всем важно ощущать свою нужность и быть признанным другими людьми. А что если потребность в любви не была удовлетворена ни в детстве, когда закладывался характер, ни в юности, когда формировалась личность? Логично, что, не получив тепла дома, человек пойдет искать его вовне.

Так и происходит с детьми, родители которых руководимы страхом неудач или желанием реализовать через ребенка свои амбиции.

Безусловно, не все проблемы подросткового возраста вызваны отношениями с родителями. Но так или иначе атмосфера в семье имеет очень большое влияние. Подростки находятся в том возрасте, когда желание самореализации и самоидентификации доходит до своего пика. Человек понимает, что ему необходимо разобраться с восприятием этого мира и себя самого в его контексте. Он пробует разные занятия, ищет себя и свое, учится выстраивать отношения с окружающими, вырабатывает свою систему ценностей и принципов.

Иногда на этом увлекательном пути встречаются препятствия и неудачи. В такие моменты особенно важна психологическая поддержка и помощь. А куда захочет обратиться ребенок в первую очередь? Конечно, к родителям. А если они отмахиваются от него, или подтверждают его ошибки, или говорят разобраться во всем самому? Тогда недостаток любви ощущается острее — и ребенку ничего не остается, кроме как обратиться к распространенным сценариям жизни. Консультация чаще всего касается решения следующих психологических проблем.

Топ-5 обращений за психологической помощью в Калининграде

  1. Пассивность. А также
  2. Агрессия. Как крайности, имеющие одну основу. Не встречая согласия и поддержки, подростки реагируют по-разному в зависимости от характера. Некоторые запираются в комнате и отвечают на все вопросы односложно. Другие раздражаются и кричат на всех вокруг по малейшему поводу. В обоих случаях можно разглядеть отчаяние и одиночество, испытывая которые человек защищается так, как умеет. Иногда подобные реакции являются зашифрованной просьбой о психологической помощи.
  3. Замкнутость. Ребенок чем-то занят, но не посвящает родителей в подробности. Он почти ни с кем не разговаривает в школе, проводит много времени один. Есть люди, склонные к уединению, потому что чувствуют его необходимость для максимального раскрытия своего потенциала. Но если говорить о замкнутости как проблеме подросткового возраста, она скорее вызвана нежеланием ребенка встретить непонимание и осуждение со стороны других. Корни эта проблема имеет в отношении с родителями.
  4. Зависимость. Или чрезмерное увлечение, отождествление себя с одной из субкультур, с видом спорта или другим хобби. Мир сужается и существует только в той компании, где ребенок находит близких по духу людей. Причем эта близость может выражаться в том же отчаянии и одиночестве. Если же ни один из «кружков по интересам» не дает чувства собственной нужности, подросток обращается к Интернету или вредным привычкам, которые точно так же образуют группы людей, попавших в подобную ситуацию.
  5. Лень. Это синоним отчаяния в нашем сегодняшнем контексте. Лень или апатия могут быть вызваны как усталостью от неспособности чего-то добиться, так и страхом перед жизнью, в которой со всех сторон только негатив.

Ключ ко всему и простой, и сложный одновременно. Это доверительное общение родителя и ребенка — сколько бы ребенку ни было лет. Неосознанно страдать от плохих отношений с родителями можно всю жизнь. Доверие – основа психологической помощи. Очень важно дать ребенку понять, что его любят, и одновременно соблюдать строгость, показывая границы.

Поговорите с подростком, расскажите что-то из своего опыта, поделитесь какими-то неудачами. Покажите ему, что он важен для вас, несмотря ни на что. Расспрашивайте его о том, что он хотел бы сделать и почему. Но не превращайте это в допрос. Ведь вам действительно интересна жизнь собственного ребенка?

Также крайне важно дать ему быть самим собой и не пресекать желания. Где-то сознательно не запрещать что-то делать, видя, что ошибки неизбежны. Замечайте даже самые незначительные успехи и хвалите ребенка! Покажите ему, что вы всегда рядом, но не собираетесь ничего решать за него

. Создайте дома комфортную обстановку, чтобы домой ребенок шел за вдохновением и теплом.

Если не получается наладить отношения с ребенком самостоятельно, жду вас!

Нина Дралюк.

Телефон для записи: 8-983-269-35-31.

Источник фото: © depositphotos.com/ [email protected]

Психологические проблемы подростков

Психологические проблемы подростков – одно из наиболее популярных и перспективных направлений для современных психологических исследований. Много уже сказано и написано на эту тему, однако, до разрешения проблем все еще далеко. Порой даже выдающиеся психологи оказываются неспособными решить изучаемые ими проблемы с собственными детьми. Тем не менее, психология подросткового возраста как раздел возрастной психологии продолжает развиваться.

 

психологические проблемы подростков

 

 

Что же является причиной подростковых проблем?

 

Перед тем, как попытаться нейтрализовать подростковые проблемы, нужно со всем вниманием вникнуть в их корни. Проблема считается решенной только тогда, когда обнаружена и устранена их причина.

 

Основные причины сложностей в подростковом возрасте:

 

  1. Неправильное воспитание. Некоторые родители не считают нужным учитывать при выборе воспитательных мер психологические и физиологические особенности своего чада.
  2. Интенсивный рост организма. Физический облик ребенка меняется на глазах. Появляются проблемы с кожей.
  3. Половое созревание, сопровождающееся гормональной перестройкой. В конце этого периода будет окончательно сформирована репродуктивная система.
  4. Появление ощущения взрослости. Желание доказать себе и окружающим свою самостоятельность. Родительский контроль воспринимается как обуза, от которой нужно избавиться.
  5. Тяга к компании сверстников. Желание подростка стать таким же, как и все остальные подростки, составляющие его окружение.
  6. Отсутствие необходимого опыта жизни и взаимодействия с социумом. При этом подросток активно делает вид, что все знает и все умеет.

 

Чаще всего подростковые проблемы являются следствием неправильного воспитания. Многие родители предпочитают решать проблемы со своим ребенком при помощи давления, тогда как ребенок нуждается в поддержке и понимании.

 

психология подросткового возраста

 

 

Проблемы подросткового возраста

 

Психологические проблемы подростков, как и любые другие психологические явления, нельзя рассматривать в отрыве от контекста. Психологическая проблема является следствием воздействия огромного количества взаимосвязанных факторов, каждый из которых нужно обязательно учитывать при решении проблемы. Психологическая характеристика подросткового возраста включает в себя ряд проблем, с которыми сталкиваются взрослеющий ребенок и его родители.

 

Проявления гиперсексуальности, связанные с половым созреванием:

 

  1. Мастурбация как познание собственного тела и возникающее в связи с этим чувство вины.
  2. Ощущение девственниками своей неполноценности.
  3. Эротомания.
  4. Раннее начало половой жизни.

 

проблемы подросткового возраста

 

Попытки отгородить себя от окружения:

 

  1. Отказ от соблюдения гигиены и каких-либо обязанностей. Подросток не видит в этом никакого смысла.
  2. Нежелание идти на контакт с родителями. Попытки родителей сблизиться со своим ребенком воспринимаются последним как вторжение в личное пространство, в котором он так нуждается.
  3. Отсутствие друзей. У подростка возникает желание разобраться в себе, побыть одному.
  4. Потеря интереса к прежним увлечениям. Происходит некая переоценка ценностей, в ходе которой вполне возможна смена круга интересов.
  5. Уход в мир иллюзий. Подростка не всегда устраивает окружающая его действительность. Он может бороться с ней, а может бежать от нее в придуманный мир, который кажется ему гораздо уютнее настоящего.

 

Стремление к самоутверждению:

 

  1. Различные девиации. Ребенок может начать прогуливать занятия, убегать из дома, приобщаться к вредным привычкам, рано начать вступать в половую близость.
  2. Конфликты с родителями дома и учителями в школе. Ребенок может попробовать командовать окружающими.
  3. Нетерпимость к вмешательству в личное пространство. Попытки дать совет и помочь могут восприниматься как угроза.

 

подростковые проблемы, проблемы воспитания подростков

 

Желание слиться с группой сверстников. За компанию ребенок может:

 

  1. Принимать участие в криминальных деяниях.
  2. Приобщаться к вредным привычкам.
  3. Вместе со своей компанией пропускать занятия.
  4. Вести себя развратно и участвовать в оргиях.

 

 

Разрешение психологических проблем подростков

 

Ключ к решению проблем, связанных с гиперсексуальностью находится в правильном и достаточном информировании подростка о том, что такое половые отношения, что такое любовь и каковыми могут оказаться последствия неразумного полового поведения. Эту информацию должны предоставлять родители, а не друзья, или сайты с эротическим содержанием.

В том случае, если ваш ребенок демонстрирует стремление к изоляции от окружающих, вам стоит попытаться выяснить причину и бороться с ней. Если же самостоятельно разобраться не удается, имеет смысл обратиться за помощью к профессиональному психологу.

В тех случаях, когда стремление подростка стать самостоятельным приобретает масштабы проблемы, также следует обратиться за помощью к психологу, с помощью которого в большинстве случаев удается скорректировать проблемное поведение.

 

психологическая характеристика подросткового возраста

 

Если же ваш подросток попал под влияние плохой компании, постарайтесь найти для него более достойный образец для подражания, нежели девиантный одноклассник с лидерскими качествами.

Проблемы воспитания подростков – это то, с чем неизбежно сталкиваются родители, педагоги и психологи. Ученые все еще не пришли к единому мнению по поводу их разрешения, но все они уверены в том, что для того, чтобы найти контакт с ребенком, необходимо иметь желание искать подход и огромное терпение. Прежде всего, ребенка нужно любить.

 


 

Видео о психологических проблемах подростков

 

 

Проблемы подростков современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»



По уровню самоубийств среди несовершеннолетних и пожилых Россия занимает е место в мире, а средний показатель самоубийств более чем в 3 раза превышает средний показатель в мире. По уровню состоявшегося подросткового суицида Россию опережают только Индия, Китай и Америка.

Хотя число суицидов среди подростков по данным ВОЗ статистика уменьшается, число суицидов среди несовершеннолетних увеличивается [1].

С 1990-х годов коэффициент самоубийств среди подростков практически удвоился. Достигнув самого высокого показателя в 2002 году, он несколько снизился в 2004 году до 20,4 на 100 тысяч человек. Юноши гораздо чаще совершают самоубийства, чем девушки (32,8 на 100 тысяч человек против 7,6 — в 2004 году). Если коэффициент самоубийств среди девушек оставался почти стабильным, то среди юношей этот показатель, начиная с 1989 года, удвоился. Самоубийства среди подростков составляли: 19,8 случаев на 100 тысяч человек в 2005 году, 19,3 случая — в 2006-м, 20,1 — в 2007-м, 19,4 — в 2008-м, 19,8 — в 2009 году [2].

По официальным данным России с начала 2019 года количество самоубийств составляет около 2000 человек, из которых более трети — дети и подростки [3].

Детско-подростковые суициды отличаются по округам. Так на Чукотке статистика подростковых самоубийств составляет 255 человек на 100 тыс. населения, а в Чечне– 2,3. В Москве в среднем регистрируется около 180–240 попыток подросткового самоубийства за два месяца. В день медицинские работники принимают по 3–4 вызова, связанные с суицидом несовершеннолетних [4].

Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны.

Из приведенной статистики совершенно очевидно, что общество должно принимать срочные и эффективные меры по профилактике детского и подросткового суицида.

Подростковый возраст — важнейший период и, в каком-то смысле труднейший в становлении человека. Именно в это время формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, общение со сверстниками становится более интенсивным, у подростков оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее [5].

Основные проблемы, с которыми сталкиваются подростки, лежат в области осознания самого себя (какой я?), сфере межличностных отношений и профессионального выбора.

Мнения других становятся крайнее важными для построения образа Я. Сверстники помогают научиться межличностным отношениям дружбы и любви, а образ близкого взрослого оказывает влияние на формирование ценностно-смысловых ориентаций. Важность мнения других делает подростков сверхчувствительными ко всей сфере отношений, и к интимно-личностным, и более широким социальным отношениям, определяющим смыслы их существования.

Когда у подростка проблемы с построением образа Я и личностными смыслами, формируются патологические свойства личности: негативизм или застенчивость.

Негативизмпроявляется в отказе от профессии, системы представлений о себе и проявляется в асоциальном поведении (потреблении алкоголя, наркотиков, совершении противоправных действий).

О росте негативизма в подростковой среде говорят статистические данные МВД, по которым в нашем обществе сегодня 50–70 тыс. «скинхедов» и около 100 тыс. подростков, входящих в группы антиобщественного, экстремистского или иного характера, вплоть до сатанистов.

Застенчивость проявляется в излишней робости и медлительности, отказе от лидерства в группе, от ответов на уроках, от общения, которое при этом становится формальным как с родителями, так и со сверстниками.

Родители застенчивых подростков часто бывают довольны, что они никуда не ходят, сидят дома за компьютером. Однако чрезмерное увлечение Интернетом или компьютерными играми уже признано разновидностью зависимости и психологически тоже, что и зависимость от алкоголя и наркотиков. Кроме того, межличностные отношения заменяются общением через Интернет, что вызывает чувство одиночества и пустоты, которое наиболее губительно для детей и подростков. Уход от реальности в виртуальный мир и нежелание находиться в контакте с миром реальным является причиной случаев суицида среди подростков.

К подростковому возрасту уже накоплен опыт взаимодействия с миром взрослых и знания о себе и далеко не всегда они позитивны. А ведь именно от особенностей взаимодействия ребенок — взрослый зависит характер и направленность его личностных смыслов, которые именно в подростковом возрасте начинают играть главную роль.

Если занятие, предложенное подростку взрослым миром, обрело личностный смысл, увлекло его и дало возможность на основе личного опыта адаптироваться к этому миру, развитие идет успешно. Если этого не происходит, подросток ищет новую группу, новых значимых старших или, смирившись с ситуацией, приспосабливается, испытывая чувство одиночества и внутреннего дискомфорта. Подобное приспосабливание часто приводит к различного вида зависимостям: от психически-активных веществ, различного вида игр и от SMS, компенсирующими устойчивое недовольство собой и миром.

Насколько и как именно подростки осознают самих себя, каковы социальные ожидания, предъявляемые к ним, во многом определяет «нормальность» взросления. Однако, как показывает анализ, подростку со своими проблемами зачастую и пойти — то некуда.

Факты роста подростковой преступности, суицидальных проявлений и уход от межличностных отношений в виртуальный мир подростков говорят об отсутствии целенаправленной системы воспитания гуманистического отношения к себе и миру у юных поколений.

Статья 15 п. 6 «Закона об образовании» гласит: «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается», а в соответствии со статьей 52 родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание и получение ими основного общего образования. Подростки очень чувствительны к тому, как к нему относятся окружающие, и если эти статьи закона об образовании соблюдаются в семье и школе, то почему увеличивается число преступлений, совершаемых подростками? Почему обостряется криминальная ситуация в молодежной среде и утяжеляется характер противоправных действий? Почему все чаще и чаще закон нарушают не только мальчики, но и девочки? И где наказание тех, кто не соблюдает закон, по которому обучается и воспитывается новое поколение?

В качестве цели воспитания школа выдвигает желаемые качества поведения ученика в школе и выполнение им домашних заданий. Что он делает за пределами школы, как строит свои отношения с людьми и собирается строить свою жизнь — учителей это, как правило, не интересует. У родителей, озабоченных проблемой выживания, часто не хватает ни сил, ни времени, ни знаний поинтересоваться, чем живет его подросток и что его беспокоит. Школа перекладывает ответственность за воспитание на родителей, родители — на школу, в результате ребенок оказывается предоставленным самому себе.

Нельзя, тем не менее, сказать, что взрослое сообщество совсем ничего не делает в направлении воспитания подрастающего поколения. Во-первых, оно очень много говорит о том, что «Все лучшее — детям», «Дети — это наше будущее» и т. п., но в то же время мало интересуется тем, что хочет и как себя чувствует это будущее. Безусловно, есть учителя и родители, которым небезразлична судьба их воспитанников, но, к сожалению, нельзя сказать, что их большинство.

Во-вторых, для детей и подростков создаются клубы, главной задачей которых является организация их досуга. Есть клубы спортивной и танцевальной направленности, работы с живой природой, научно-технические.

В-третьих, с начала 80-х годов широкое распространение получило военно-поисковое движение, в котором участники военно-поисковых отрядов поднимают останки тысяч солдат, брошенных и забытых, организуют их захоронение и разыскивают по возможности родственников погибших.

В-четвертых, существуют также молодежные объединения просоциальной направленности, такие, как, например, Ассоциация юных лидеров, Национальная детская телеакадемия, Общественное движение детей и молодежи «Ассоциация юных». Есть даже Дом детских общественных организаций.

В-пятых, на базе выездных лагерей для юношества получают распространение подростково-юношеские ролевые игры, различные по длительности и содержанию. К сожалению, на базе средних образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования как способ привлечения подростков они практически не используются. А ведь механизм ролевого проигрывания или ролевой идентификации — главный и основной механизм построения собственной идентичности для подростков. Для подростка — ролевая игра — это формирование ориентации на сотрудничество, возможность принять несвойственную ему роль, осознать собственные возможности в той или иной роли и свой внутренний индивидуальный лидерский потенциал.

Любопытный факт заключается в том, что вообще найти информацию об этих полезных для подростков организациях, а также об их численности, достаточно проблематично, в отличие от подобной информации в антиобщественных объединениях.

Безусловно, сам факт существования просоциальных молодежных организаций позитивен, однако следует отметить: во-первых, их мало, во-вторых — охват подростков ими явно не достаточен (на что указывает большое количество подростков в антиобщественных объединениях), в-третьих, подростки часто нуждаются в профессиональной психологической помощи, которую эти организации им оказать не в состоянии.

Литература:

  1. Анализ статистических данных суицида среди подростков// https://studbooks.net/905500/psihologiya/analiz_statisticheskih_dannyh_suitsida_sredi_podrostkov
  2. Статистика суицидов в России 2019// https://bcb.su/statistika-suitsidov-v-rossii-2017.htm
  3. Суицид подростковый: причины и методы профилактики //http://fb.ru/article/250309/suitsid-podrostkovyiy-prichinyi-i-metodyi-profilaktiki
  4. Суицид подростковый: причины и методы профилактики //http://fb.ru/article/250309/suitsid-podrostkovyiy-prichinyi-i-metodyi-profilaktiki
  5. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Академия-1999–456 с.

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, Россия, SMS, число суицидов, подростковый возраст, подрастающее поколение, отношение, мир, коэффициент самоубийств, чувство одиночества.

Проблемы взаимоотношений между подростками и родителями

Проблема взаимоотношения подростков и родителей требует к себе интенсивного внимания с воспитывающей стороны. В этот нелегкий период становления и оформления самостоятельности у подростков часто случаются нервные срывы и зарождаются комплексы, которые могут повлиять на всю их будущую жизнь. В связи с этим, если вы хотите предотвратить назревающий конфликт между вами и вашими детьми или получше разобраться в том, что сейчас происходит в вашей семье, необходимо внимательно рассмотреть корни потенциального конфликта и выработать способы его решения.

подростки и родители взаимоотношения

Из-за чего возникает недопонимание?

Главная причина, из-за которой могут пострадать взаимоотношения между родителями и подростками, кроется в том, что именно на этом возрастном этапе ваши дети начинают добиваться самостоятельности. При этом их нравственные ориентиры тоже начинают претерпевать значительные изменения. Образ идеальных родителей уходит на задний план, и теперь вы не только пример во всём и всегда, но и предмет для оценки и сравнения.

Причины непонимания между родителями и подростками

Подросток начинает стремиться к равноправию в отношениях с родителями, поэтому прежде привычные социальные роли наставников и учителей, с которыми был связан образ отца и матери, уже не имеют прежней силы. Возникает определенная противоречивость и в том, как подросток определяет своё место в семье: с одной стороны, это её равноправный участник, с другой, он до сих пор продолжает ориентироваться на взрослых, копируя черты их поведения, подражая, в попытке выработать свою линию поведения.

подростки и родители взаимоотношения

В дополнение к этому, обстоятельства усугубляют сами родители, которые не проявляют достаточного усердия в воспитании ребёнка, расценивая его личные проблемы как неважные и не достойные пристального внимания. Отношение к сыну или дочери-подростку как «к малышу» вызывает ответный протест, в результате чего и появляются многочисленные конфликты, ссоры и ситуации обоюдного недопонимания.

Как наладить контакт с подростком родителю?

Для того чтобы наладить взаимоотношения между родителями и подростком нескольких ободряющих фраз будет недостаточно. В этой ситуации требуется ответственный подход к проблеме, терпение и постепенность действий.

  1. Первый и самый важный пункт – это создание доверительных отношений между вами и вашим ребёнком. Это базис, который не только сблизит вас с вашим сыном или дочерью, но и поможет ему или ей в дальнейшей жизни, придавая сил и уверенности в себе. Доверительные отношения остаются даже во время посторонних конфликтов, так как они доказаны временем и взаимовыгодны. Для того чтобы между вами взросли первые ростки доверия, необходимо научиться полагаться на ваших детей, верить в них, быть честными перед ними и минимизировать попытки любого открытого манипулирования.
  2. Сотрудничество. Наилучшим поведением в период, когда появляется напряжение между вами и подростком, будет сотрудничество и поиски компромисса. Не старайтесь во всём доказывать свою правоту, напирая на собственный опыт, возраст и социальный статус. Ваш ребёнок тоже хочет участвовать в принятии важных решений, связанных со своей судьбой и дальнейшим саморазвитием. Подарите ему возможность высказывать собственное мнение, не боясь быть обсмеянным. Вместе ищите пути решения и рассматривайте разные возможности. Сотрудничество распространяется не только на совместное принятие решений, но и на образование, на домашний быт и т.п. Обязанности по дому всегда можно обсудить и прийти к общему решению, так же как и оценки в школе, новые хобби.
  3. Уважайте личную свободу. В этот сложный период любому подростку необходимы определённые личные свободы. Например, возможность общаться с теми людьми, которые ему интересны, возможность распоряжаться своим личным пространством так, как он этого хочет и т.п. Это не означает то, что подростку стоит позволять делать абсолютно всё, и если какие-то ваши взгляды на действия вашего сына или дочери радикально отличаются от тех, проявления которых вы видите, то вам стоит подумать о компромиссе. Главное – не давить на ребёнка собственным авторитетом, исходя только из личных желаний. Если подросток захотел научиться играть на электрогитаре и стал общаться с «нехорошей компанией», то это не значит, что его развитие идёт по кривой дорожке. Ребёнок ищет себя, и ему крайне необходима ваша поддержка и ваша мудрость. Обладание такими личными свободами, как своей комнатой, карманными деньгами, личным временем, ускоряет процесс становления самостоятельной личности.
  4. Не будьте безразличными. Безразличие – главный враг любых отношений. Избегайте безразличия и старайтесь проявлять интерес к тому, что происходит в жизни ваших детей, даже если с первого взгляда это не пробуждает у вас никакого любопытства. Хорошие взаимоотношения – это тяжёлая работа, которая требует многочисленных усилий, поэтому порой требуется перешагивать через свои желания для поддержания крепких семейных уз.

проблема взаимоотношения подростков и родителей

Родители как пример

Ещё один немаловажный фактор, который необходимо учитывать в общении с подростком – это сила личного примера. Как мы и писали ранее – противоречивость взаимоотношений между родителями и подростками создаётся во многом тем, что ребёнок стремится к самостоятельности, пытаясь отойти в сторону от влияния и контроля родителей, но при этом всё-таки тянется за ними.

Объясняется это тем, что на протяжении всей жизни ребёнка родители были для него идеалом и примером для подражания, как вдруг система пошатнулась, нравственные ориентиры начали меняться под влиянием окружения и собственных физических изменений, но опыт, воспоминания, благодарность и любовь никуда не ушли.

В итоге подросток одновременно свергает родителей с подсознательного обожествляющего пьедестала и одновременно ищет в них возможность для того чтобы зацепиться, подтянуться до уровня «самостоятельный», «взрослый».

проблема взаимоотношения подростков и родителей

Попытайтесь своим примером помочь вашему сыну или дочери стать самостоятельнее – это самый правильный, действенный и безболезненный способ избежать любых конфликтов между вами и подростком. Личный пример – безапелляционен, его сложно опровергнуть ребёнку.

Главное не путать личный пример и прошлый опыт – например, если вы против того, чтобы ваш сын начал ходить на гимнастику, не стоит приводить в пример себя, когда вы были в школе, и что вам лучше давались единоборства. Личный пример – это то, что видят ваши дети здесь сейчас, а не то, что происходило с вами когда-то давно.

Проблемы подросткового возраста — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

В период юношества у молодого человека возникает множество проблем — и множество проблем он создает для окружающих. В этом возрасте человек выходит на путь взросления и самостоятельности, с которого уже не может свернуть. Каждый подросток по-разному справляется с этим тяжелым временем, но есть общие проблемы, свойственные этому возрасту.

Некоторые манеры поведения в юношестве могут казаться признаками патологических расстройств. Часто их называют «нормальным юношеским синдромом», поскольку речь идет о феноменах, похожими на проявление болезни, но на самом деле не являющимися патологическими. Родители должны знать об этих способах поведения и по возможности воспринимать неприятные проявления спокойно, поддерживая молодого человека на его трудном пути.

В юношеском возрасте человек открывает в себе новые способности, новый способ размышлять и думать рационально. У него развивается критический способ размышлять и собственные взгляды на людей, проблемы, события. Часто эти взгляды являются оппозиционными по отношению к прежним нормам. Молодые люди жалуются на что угодно: им не нравится прежняя одежда, мебель в комнате, они критикуют все замечания родителей. Чтобы найти способ открыть и подтвердить собственное «Я», они должны отрицать и сомневаться во всем, что до сих пор признавали. Как следствие, у них появляются трудности в семейных отношениях. Важно, чтобы родители в существенных вопросах оставались при своих взглядах и не уступали желаниям своих детей.

Отрицание старого не ограничивается только семьей. Часто подвергаются сомнению школьный быт, общественные порядки и правила — и подростки начинают требовать их изменить. Отказ от установленных норм, в основе имеющий деструктивный характер, имеет и положительную сторону — подростки пытаются найти и находят новые формы решения старых проблем. Молодые люди часто упорно отстаивают свои взгляды и проявляют политико-социальную активность. Протесты, демонстрации и предлагаемые решения больших групп молодежи обладают определенным воздействием на общество. Отрицание молодым человеком сложившихся взглядов довольно неудобно и проблематично для взрослых, но необходимо и полезно для самого подростка, чтобы он мог стать самостоятельной личностью. Однако встречается противоположная реакция, когда молодые люди совершенно не протестуют, постоянно согласны с родителями, разделяют их пристрастия и взгляды и поэтому не создают никаких проблем в семейной жизни. Такие подростки относятся к тому типу людей, которые долго не хотят становиться взрослыми. Бывает, что и до конца жизни они остаются детьми.

Редактировать

Несобранность, неорганизованность, нестабильность настроения

Еще одна проблема этого возраста, доставляющая много беспокойства родителям — это несобранность, неорганизованность и нестабильность настроения молодых людей. Будучи аккуратным и послушным ребенком, подросток в это время вдруг оказывается неспособен держать свои вещи в порядке, придерживаться распорядка дня или соблюдать ежедневную гигиену. Меняется отношение к питанию, которое становится хаотичным и бессистемным. Нестабильным становится эмоциональное состояние: молодой человек то счастлив и находит жизнь прекрасной, а в следующее мгновение может быть подавлен, раздражен и теряет всякий интерес. Если подросток счастлив, что показывает это открыто — смеется, радуется от души, забывая обо всем на свете. Подавленность хорошо заметна по меланхоличному и серьезному выражению лица. В этом возрасте дети с трудом скрывают свои эмоции, особенно печаль, и легко начинают плакать. В такие моменты они нуждаются в понимании и заботе. Такое поведение характерно для переходного возраста, когда молодого человека терзают многочисленные сомнения и он полностью отдается каждому из своих настроений. Все новое в его жизни переживается интенсивно: любовные заботы, страх потерпеть неудачу, успехи и разочарования.

Когда молодой человек уже располагает физическими и интеллектуальными предпосылками взрослого человека и ощущает в себе силы реализовать свои представления о жизни, он в это же время наталкивается на ограничения, которые устанавливает реальность с ее правилами, обязанностями и задачами. Разочарование может быть очень сильным и иногда даже тормозить и блокировать поведение подростка. Если этой проблеме не уделять достаточно внимания, у молодого человека впоследствии может резко ухудшиться успеваемость, появиться чрезмерная робость и большие трудности при общении.

Робость и застенчивость — очень распространенная проблема в этом возрасте. Она может проявляться в ситуациях, казалось бы не имеющих большого значения: страх перед незнакомыми людьми, перед публичными выступлениями и т.д. Кроме того, в этот период внутренняя жизнь подростка полна самых невероятных фантазий. Часто торможение обусловлено комплексами, связанными с внешностью. Молодой человек никогда не доволен собой и склонен считать себя слишком высоким или низким, слишком полным или худым, он смущается, если носит очки или брекеты и т.д. Робость для подростка — мучительная проблема, и он очень страдает из-за этого, ему трудно общаться с людьми и проводить время с друзьями. Робость и застенчивость связаны с пониженной самооценкой и в тяжелых случаях могут привести к мучительным страхам или к отказу подростка выходить из дома, чтобы свести к минимуму контакт с окружающими.

Подростки часто испытывают желание уйти из дома. Иногда они даже прибегают к тайному побегу. Причиной бегства, как правило, являются плохие отношения с родителями. Часто подросток просто хочется выяснить, любят ли его родители несмотря ни на что. Еще одной причиной побега может быть желание доказать собственную самостоятельность. Если ребенок после побега возвращается домой, проблемы совместного проживания в семье должны быть тщательно проанализированы.

Агрессивность — естественный инстинкт, который человек как существо общественное должен постоянно держать под контролем, успокаивать, направлять в определенное русло. В подростковом возрасте агрессия и сила представляются необыкновенно притягательными, в то время как механизм контроля развит еще очень слабо. Агрессивное поведение становится проблемой в том случае, если оно становится для подростка нормой и делает невозможным диалог с ним. Некоторые молодые люди таким образом выражают свою неспособность справиться с фрустрациями и разочарованиями и контролировать свои порывы, если они не могут настоять на своем. Агрессивность может привести к тяжелым конфликтам, если она направлена против других, и к разрушительным для личности тенденциям (таким как наркомания, сознательный поиск опасных ситуаций), если она направлена против самого себя.

В переходном возрасте у человека появляется тяга к новому, необычному, запретному. Многие молодые люди в очень раннем возрасте начинают пробовать легкие наркотики, однако, большая часть подростков не становится наркотически зависимой. О наркомании можно говорить в том случае, если наркотики употребляются часто и человек становится физически зависимым от них. Легкие наркотики, такие как гашиш или марихуана, как правило, не приводят к настоящей наркотической зависимости. Гораздо более опасными являются такие вещества как героин, производные амфетамина и синтетические наркотики (крэк, экстази).

Признаки наркотической зависимости

  • сонливость и сумеречное состояние чередуется с эйфорическими и гиперактивными фазами;
  • внезапные изменения настроения и расстройство аппетита;
  • сильно расширенные или суженные зрачки;
  • затруднения в речи;
  • дрожание, раздражение кожи вокруг носа;
  • постоянные просьбы дать денег;
  • частые случаи исчезновения из квартиры денег и ценных вещей;
  • потеря прежних друзей;
  • нерешительность или противоречия при оправданиях отсутствия и при рассказах о друзьях и занятиях вне дома.

Если родители выясняют, что кто-то в их семье принимает наркотики, им не следует впадать в панику, наоборот надо сохранить спокойствие, поговорить об этом и затем решить, что необходимо предпринять. Очень важно знать воздействие и характерные черты данного наркотика, а также все о возможности возникновения зависимости. Главное, ни в коем случае не допустить прерывания диалога с ребенком.

Советы школьного психолога. Проблемы трудных подростков., ГБОУ Школа № 1563, Москва

Проблемы «трудных» подростков, пути их предупреждения и решения

Понятие «трудный» — очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. В их характеристике можно написать десятка два прилагательных с приставкой «не»; невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д. Неужели эти дети — какие-то злоумышленники? Ничего подобного! Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования.

В силу разных причин они стали не такими, как их сверстники. Кто-то отстает в физическом развитии, а кто-то набрал наоборот бешеный темп роста, кто-то очень возбудим, а до кого-то невозможно достучаться, одни задержались в умственном развитии, а другие-вундеркинды. Вариантов здесь тысячи. Есть трудные дети-больные, запущенные плохими родителями и воспитателями. Но существует и мнимая трудность-нестандартность, оригинальность ребенка. Каждый трудный ребенок труден по-своему.

В какой же период жизни формируется ребенок с признаками «трудного». Почему-то считается, что трудные дети появляются в школе, а тянется с детского сада. Многие считают, что это просто детские шалости. Поведенческое отклонение детей формируется именно в детском возрасте. Так как этот период в жизни ребенка считается важнейшим. Еще А.С. Макаренко говорил о том, что «личность ребенка формируется к 5 годам, а после 5 лет ребенка уже трудно перевоспитывать.»

Психолог Л.М. Зюбин, на вопрос: «С какого возраста могут проявляться признаки трудновоспитуемости?», отвечал: «С того момента, как он начинает подвергаться воспитательному воздействию, а точнее, осознавать его».

«Многолетняя практика воспитательной работы, исследование умственного труда и духовной жизни детей — все это приводит к убеждению, что причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства. Родители и воспитатели дошкольника и младшего школьника имеют дело с самым тонким, самым чутким, самым нежным, что есть в природе, — детским мозгом. И если ребенок стал трудным, если все то, что посильно другим людям, ему не посильно, значит, в детстве он не получил для своего развития того, что должен получить. Трудным ребенок становится именно в этом возрасте — от года до семи-восьми лет», — утверждал В.А. Сухомлинский.

Действительно, воспитание ребенка начинается еще в эмбриональном состоянии, до его рождения. Его первыми педагогами становятся родители, затем воспитатели в детском саду и только потом — школьные учителя. К сожалению, и каждый в отдельности, и все вместе они допускают много ошибок. Но ребенок не стоит на месте в своем развитии, он идет вперед. Примерно с трехлетнего возраста у детей формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность. От своих родителей ребенок путем простого подражания усваивает, как нужно, что можно и чего нельзя. Трехлетний ребенок не может критически оценивать поступки, действия, отношения, интонации: ведь родители для него единственный авторитет и пример. А если этот пример сформирует у ребенка те качества, которые впоследствии приведут его к отклоняющему поведению, нарушениям в учебной, игровой и других видах деятельности.

Не застрахованы эти дети и от неудач профессиональных дошкольных и школьных педагогов. Выходит, что, еще не достигнув пресловутого подросткового возраста, дошкольник и младший школьник подвергаются негативному воздействию внешних факторов в семье, детском саду, начальной школе, вызывающих неблагополучие ребенка. А поскольку эти причины в основном педагогические то они вызывают прежде всего педагогическую запущенность.

Выводы многих известных педагогов и результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения от нормы в поведении, игровой, учебной или других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном возрасте. Начало развития отклоняющего поведения обычно совпадает с началом развития правилосообразного поведения, нормативной деятельности вообще. Это примерно трехлетний возраст. Ребенок, которому не привиты навыки такого поведения, умение подчиняться требованиям соответствующей деятельности, со временем вырастают в недисциплинированного человека.

Категория «трудных» подростков весьма разнородна и обширна. От того, насколько вовремя они выявлены и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку, зависит его психологическое благополучие в будущем. У значительной части подростков «трудности» являются следствием их притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых. Дети подросткового возраста наиболее зависимы от микросреды складывающейся в отношениях, в которой формируется личность, является семья.

Семья уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами — как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма. В быту, в личной жизни она способна давать людям то, что в обществе дают высшие идеалы и принципы жизненного устройства, открытые человечеством. Но для семей, где воспитываются подростки — правонарушители, типичен постоянный разлад между родителями (пьянство, ругань, ссоры, драки).

Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей: равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления совершаемые взрослыми членами семьи создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков.

Положение подростков в таких семьях исключительно тяжелое. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основным методом наказания подростков, дополняющим оскорбления, брань, и угрозы, являются телесные наказания. Неслучайно побеги, хулиганство, грубость подростков возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательства на их личность. В основном, в семьях просто не умеют правильно воспитывать детей из-за низкого культурного уровня, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как занятость, болезнь и пр.

Анализ отношения «трудных» детей с окружающей действительностью, характер их взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками убеждает, что лишь недостатки семейного воспитания, углубленные недостатки школьного воспитания, несогласованность позиции школы и семьи становятся ядром конфликтной ситуации, которая кладет начало нравственной деформации личности подростка.

Трудновоспитуемость сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации: прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он может успешно усваивать позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. Поэтому весьма трудно, да, пожалуй, и невозможно дать рецепт на каждый трудный случай педагогической практики, однако, анализ успешного опыта воспитательно-профилактической работы позволяет сформулировать некоторые общие принципы социально-педагогической реабилитации.

Одним из важнейших принципов является опора на положительные качества подростка. Для воспитателя недопустимо категорическое осуждение «трудного», высказывание окончательных мрачных прогнозов типа «из такого-то все равно толку не будет» или «он законченный преступник», «он все равно кончит в тюрьме» и т. д. Умение видеть положительное в поведении «трудного», умение опираться и развивать это хорошее — важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.

Не менее важным является формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных прежде всего с профессиональной ориентацией, с выбором будущей профессии. Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся, имея хроническую неуспеваемость по школьным предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, сиюминутными развлечениями и удовольствиями, часто создают весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности подростка. Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными гражданами общества, необходимо помочь им в выборе профессии в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний.

Работа психолога с трудновоспитуемыми детьми сводится к трем основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция. При этом психолог имеет свою сферу компетенции, в которую прежде всего входят те психологические и социально-психологические характеристики, свойства и явления, которые в той или иной степени вызывают и обуславливают дезадаптацию детей и подростков, отклонения в их социальном и психическом развитии.

Индивидуально-психологические исследования предполагают выявление как слабых так и сильных сторон личности трудновоспитуемых подростков, которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой — составляют здоровый психологический потенциал личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перестроиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации, что так же поможет выявить психодиагностическое исследование.

Коррекция поведения «трудного» подростка предполагает в первую очередь выявления неблагополучия в системе отношений подростка как со взрослыми, так и со сверстниками, и «лечении» социальной ситуации. Чрезвычайно важным представляется анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определении места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и если таковая имеется, определение ее корней и причин, а так же возможные пути преодоления.

В программе коррекционных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия. При этом важно помнить, что наибольшая вероятность осложнений в отклонениях взрослого и ребенка появляются в кризисные периоды развития, когда в связи с появлением психологических новообразований происходят разные скачкообразные изменения в психике и личности подростка, в его отношениях с окружающими, что не всегда учитывается родителями. В данном случае нужно помочь родителям определить, какие именно свойства ребенка необходимо учитывать, не стремясь к их «переделке», какие можно корректировать и развивать. То есть, помочь родителям изменить в ребенке, то, что в состоянии меняться, смириться с тем, что они не в состоянии изменить, и научиться отличать одно от другого.

Хотелось бы предложить следующие рекомендации для родителей трудновоспитуемых подростков (Р.В. Овчарова):
Отнеситесь к проблеме «трудного» ребенка, прежде всего с позиции понимания трудностей самого ребенка.
Не забывайте, что ребенок в какой-то степени наше отражение. Не уяснив причин его трудности, не устранив их, мы не сможем помочь ребенку. Поднимитесь над вашими собственными проблемами, чтобы увидеть проблемы вашего ребенка.
К трудностям в воспитании отнеситесь по-философски. Они всегда имеют место. Не следует думать о том, что есть «легкие» дети. Воспитание ребенка — дело всегда трудное, даже при самых оптимальных условиях и возможностях.
Остерегайтесь паники и фатализма. Они плохие спутники воспитания. Не привыкайте раздувать костер неблагополучия из искры каждой трудной ситуации. Не оценивайте своего ребенка плохо из-за какого-то плохого проступка. Не превращайте неуспех в одном деле в полную не успешность ребенка.
Наконец, будьте оптимистичны! (У меня трудный ребенок, но я верю в его перспективу; у нас много проблем, но я их вижу, а правильно поставленная проблема наполовину уже решена).

Непосредственно программы индивидуальной и групповой психокоррекции рассчитаны как на взрослых-родителей, учителей, так и на детей и подростков. Для родителей и педагогов — это прежде всего социально-психологические тренинги, психодраммы, позволяющие преодолеть ригидность педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке воспитанников, затруднения в общении, понимании и восприятии детей и подростков, а так же родителей и коллег.

Для детей и подростков, наряду с групповыми социотренингами, можно применять аутотренинги по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, самооценки, снятия синдрома тревожности, агрессивности, затруднений в общении, коррекции низкого социометрического статуса и других нарушений взаимоотношений со старшими, сверстниками, представителями противоположного пола. Необходимость научно-обоснованной, воспитательно-профилактической работы с «трудными» подростками ставит на повестку дня создание специальных центров социальной реабилитации, повсеместно действующих консультационных пунктов, психологических служб, оказывающих органам профилактики помощь в диагностике, определении характера трудновоспитуемости, состояния нервно-психологического здоровья, уровня интеллектуального развития, в определении наиболее оптимальных коррекционно-реабилитационных программ.

Указывая на комплексный характер воспитательно-профилактических мер, на необходимость дальнейшей педагогизации и психологизации деятельности органов профилактики, культурного развития семьи, своевременного привлечения медицинской помощи, расширения сети специальных учебно-воспитательных учреждений, рассчитанных на детей с различными нервно-психическими отклонениями и патологиями, нужно подчеркнуть, что ведущая роль в предупреждении трудновоспитуемости отводится мерам общего социально-педагогического характера. То есть, совершенствованию системы образования и воспитания подрастающего поколения, оздоровлению ближайшего окружения детей и подростков и прежде всего условий их семейного воспитания.

И последнее: пожелания взрослым, работающим с детьми и подростками: Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на наш взгляд, тайна, доверенная нам, либо доверительный разговор должны остаться между нами. Иначе нам никогда не стать в глазах наших подопечных человеком, достойным доверия и уважения. Любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотим найти в родителях союзника, надо научиться не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, уметь видеть в каждом трудновоспитуемом, «испорченном» подростке хорошие стороны.
«Трудный подросток». Что же делать родителям?

Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.

Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.

Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить — это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком, избегайте резких выражений.

Чтобы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующие советы.

Цените их откровенность, искренне интересуйтесь проблемами.

Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.

Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.

Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.

Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым вы унизите его самого.

Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.

Пригласите его(ее) подружку(друга) к себе, познакомьтесь — это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.

Расскажите им о себе, вашей истории первой любви — это поможет вам найти взаимопонимание с ребенком.

Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будите иметь возможность не просто контролировать его поведение, но влиять на его поступки.

Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.

Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой — стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право!

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»