10 советов, как справиться с подростком
Во время учебы (и не только) подростки часто забрасывают учебу, категорически не хотят пробуждаться по утрам, разводят канитель на пустом месте и опаздывают на занятия. Родителей огорчают записи в дневнике – жалобы учителей на неподобающее поведение. Прибавьте к этому вероятные отставания по дисциплинам, драки на переменках, возвращения домой по ночам позже обычного. Исправить подростка при помощи криков, угроз не получится. Это подтвердит каждый психолог. Как вернуть сына или дочку, которые буквально год назад вызывали зависть у родителей других детей? Об этом вы узнаете ниже.
1. Ребенок вам не враг и не издеватель.
Прежде всего, стоит понять одну простую истину – ребенок не специально издевается над родителями, не желает заниматься школьными уроками, ставит нас в неудобное положение перед классной руководительницей, учителями, директором и родителями. Все связано с нашими реакциями на то, что происходит вокруг. События сами по себе нейтральны, эмоциональную окраску тому, что происходит, придаем мы сами.
Это нормально – не выучить урок и получить двойку. По возрасту драться с мальчишками, разбить окно, одеть спортивный костюм, а не школьную форму… Таким образом проходит социализация, ребенок вписывается в социум, пробует границы дозволенного, увиливает от ответственности за свои поступки, набивает шишки и учится на своих же ошибках. Давайте позволим детям взрослеть, пока они учатся в школе. Не приспособленный к жизни тридцатилетний переросток – это и смешное и жалкое зрелище, не так ли?
2. Будьте на стороне подростка.
Не вступайте с учителями в «коалицию» против собственного ребенка, будьте всегда на стороне сына или дочери. Поговорите с тинейджером, покажите, что вы «за него», попробуйте вместе обсудить сложившуюся ситуацию и наметить пути выхода.
Вспомните, ведь наверняка в школе у вас было хотя бы пару эпизодов, когда учителя были неправы, давили, требовали, ставили плохие отметки. Если школьник попадает в такую круговерть, то ему нужна поддержка родителей, а не их неприятие. Если подросток остается без опоры, то он чувствует себя брошенным, подавленным, а плохое поведение и невыученные предметы – все это лишь усугубляется. Обвинения домашних еще больше унижают ребенка. Родитель всегда может прийти на помощь, выслушать, понять. Это вовсе не значит, что надо пускать учебу на самотек или лояльно относиться к возмутительному поведению, но ребенок должен твердо знать, что его дом – это и его тыл, и крепость, а мать и отец – друзья, а не «палачи».
3. Подумайте о физическом состоянии своего ребенка.
В школьном возрасте происходит быстрый рост, тело подростка стремительно меняется, могут возникнуть проблемы с эндокринной системой, сердцем, суставами, опорно-двигательным аппаратом, зрением, пищеварительной системой. Обязательно сдайте все анализы, отведите школьника к терапевту и возьмите направления к узким специалистам. Ведь такие проблемы, как утомляемость, постоянная усталость, возбудимость, плохое настроение, головные боли, сонливость можно решить именно с помощью врачей, здорового питания и правильного распорядка дня. Если понадобится, то можно отвести тинейджера к неврологу, подростковому психологу или психотерапевту. Не надо бояться или стесняться врачей, мы живем в современном обществе, где обращения к различным специалистам – это норма.
4. Попробуйте поговорить с ребенком по душам.
Причин нежелания учиться и плохого поведения в школе может быть десятки: проблемы с одноклассниками, невыносимая обстановка в школе, несчастная любовь, какая-то трагедия, которая случилась с ребенком, и о которой школьник умалчивает. Нежелание ходить в школу может быть обусловлено такими причинами, о которых родители могут даже не догадываться: неприятие своей внешности, отсутствие друзей, стыд перед своей «бедностью», поношенной немодной одеждой, отсутствием современных гаджетов. Постарайтесь поддержать сына или дочь, обнять, утешить, поговорить о чувствах, которые испытывает ребенок. Слова родного человека значат иногда гораздо больше, чем новый смартфон или идеальная внешность, к которой стремится четырнадцатилетний школьник.
5. Посмотрите внимательно на свою семью со стороны.
Так ли все благополучно в вашем доме? Нет ли того, что негативно влияет на подростка? Чувствует ли себя ребенок дома в безопасности? Не проживают ли на одной территории со школьником тираны, зависимые люди, гиперконт-ролирующие родственники, которые могут буквально разрушать жизнь ребенка? Может ли подросток дома расслабиться, отдохнуть, быть самим собой и говорить правду? Если что-то вызывает ваши сомнения, то постарайтесь проработать ситуацию в этом направлении.
6. Наметьте план выхождения из кризиса.
Попытайтесь набросать примерный распорядок дня ребенка и подстройте свои планы под его день, не ущемляя своих интересов, конечно. Продумайте различные мелочи, питание, занятия спортом, время, отведенное на кружки, секции и подготовку домашних заданий. Возможно, что-то придется убрать, а что-то (например, репетиторов) – добавить. Советуйтесь со школьником, дайте понять, что его мнение очень важно, что вы цените его, как взрослую и ответственную личность.
7. Продумайте от чего дома можно избавиться, а что, наоборот, приобрести.
У школьника вряд ли круглые сутки должен быть включен телевизор и компьютер, не стоит ребенку постоянно иметь доступ в Интернет. Просмотр телепередач и компьютер должны стать лишь стимулами к выполнению домашних заданий и обязательств, а не простой обыденностью, которая заменяет ребенку реальный мир. Сделайте доступ к различным гаджетам, компьютерным игрушкам и Интернету призами за своевременно сделанные дела и выученные уроки.
8. Обратитесь к своим родным и близким с просьбами о помощи.
Поговорите с отцом ребенка, старшими братом или сестрой, дядей или бабушкой. Возможно, кто-то из них добровольно возьмет на себя обязательства заниматься со школьником какими-либо предметами. Отец вполне может объяснить физику или химию, а племянница позаниматься раз в неделю английским.
9. В трудных случаях придется нанимать репетиторов.
«Наемные учителя» очень благотворно действуют на детей. Это профессионалы, чужие люди, которых школьник уважает, и не будет с ними капризничать или пререкаться. Еще занятия с профессиональными преподавателями дисциплинируют и прививают навыки самостоятельной работы над собой.
10. Введите систему поощрений и уберите (по возможности) наказания.
За хорошие отметки, поведение и участие в жизни школы ребенку можно покупать подарки, водить в парки, кафе, кино, отпускать гулять с друзьями.
А самое главное, что может сделать родитель для своего ребенка – это просто любить его, таким, какой он есть!
Елена, www.kraskizhizni.com
советы родителям – Развитие ребенка
Рейтинг Способы справиться с гневом, жестокостью, чувством вины и другими эмоциональными проблемами подростка |
Воспитание подростка никогда не дается родителям просто. Если ребенок проявляет жестокость, подвержен депрессии, употребляет алкоголь или наркотики, демонстрирует какое-либо другое деструктивное поведение – это мощный удар для родителей. Они не находят себе места, когда подросток допоздна задерживается неизвестно где, и приходят в отчаяние, когда не могут найти с ним общий язык. Родители переживают за ребенка, видя его вспыльчивость, перепады настроения и гнев. Иногда кажется, что с подростком совершенно невозможно справиться, но существуют способы облегчить переходный возраст для всей семьи. Помогая трудному подростку справиться с его эмоциональными проблемами, вы укрепите связь с ним и поможете вырасти более счастливым и успешным человеком.
Как отличить трудное поведение подростка от нормального
Когда подростки начинают стремиться к независимости и ищут свое «я», их поведение кажется родителям ненормальным и непредсказуемым. Ваш ребенок, добрый и послушный в прошлом, теперь пропадает неизвестно где и на все замечания громко хлопает дверью. К сожалению, такое поведение вполне нормально для подростка.
В случае плохого поведения подростка родители сталкиваются с большими трудностями. Особенно, если он употребляет алкоголь или наркотики. Кроме проблем, с которыми сталкивается каждый подросток, трудные дети переживают серьезные эмоциональные проблемы, трудности с поведением и обучением. Они часто подвергают себя риску, демонстрируя жестокое поведение, прогуливая школу, употребляя наркотики, вступая в сексуальные отношения, нанося себе увечья и совершая противоправные поступки. У подростков могут проявляться симптомы психических расстройств: депрессии, тревожности или расстройств пищевого поведения (анорексии, булимии). Родителям важно знать, какое поведение подростка нормально для его возраста, а какое грозит серьезными последствиями.
Изменения во внешнем виде
- Нормальное поведение: подростки следуют моде, поэтому могут носить вызывающую одежду или красить волосы в неестественные цвета. Даже если ребенок заявляет о своем желании сделать себе тату – воздержитесь от жесткой критики, это не самое плохое, что он может сделать. Подросток поменяет взгляды, когда изменится мода.
- Тревожные сигналы: изменения во внешнем виде должны насторожить вас в том случае, если они сопровождаются проблемами в школе или другими проявлениями плохого поведения. Обращайте особое внимание на то, нет ли на теле подростка следов порезов или других увечий, не менялся ли резко его вес в последнее время.
Постоянные споры и сопротивление
- Нормальное поведение: стремясь получить независимость, дети часто спорят с родителями.
- Тревожные сигналы: усиливающиеся споры, проявления жестокости дома. Ребенок ввязывается в драки и совершает противоправные поступки. Все эти признаки свидетельствуют о ненормальном поведении подростка.
Смены настроения
- Нормальное поведение: гормональные изменения и особенности развития подростка приводят к тому, что у него часто меняется настроение, он становится раздражительным и испытывает трудности с контролем эмоций.
- Тревожные сигналы: резкие изменения в характере, плохая успеваемость, постоянное беспокойство и грусть или проблемы со сном могут свидетельствовать о депрессии, буллинге или других эмоциональных проблемах. Отнеситесь серьезно к любым упоминаниям подростка о суициде.
Употребление алкоголя или наркотиков
- Нормальное поведение: большинство подростков рано или поздно пробуют алкоголь и сигареты. Родителям следует честно и открыто поговорить с подростком, чтобы убедиться, что эти эксперименты не переросли в зависимость.
- Тревожные сигналы: если случаи употребления алкоголя или наркотиков повторяются или сопровождаются проблемами в школе – существует риск алкогольной или наркотической зависимости.
Влияние друзей
- Нормальное поведение: для подростка друзья имеют чрезвычайно большое значение. Друзья влияют на выбор подростка. Ориентируясь на мнение сверстников, подростки в некоторой мере отдаляются от родителей. Родителей это расстраивает, но подростки всё еще нуждаются в их любви.
- Тревожные сигналы: стоит насторожиться, если у подростка резко поменялся круг общения (особенно, если новые друзья склоняют его к плохому поведению), когда он протестует против справедливых правил и ограничений или лжет, чтобы избежать наказания. Также о каких-либо проблемах может свидетельствовать то, что подросток много времени проводит в одиночестве.
Помощь специалистов при трудном поведении
Если вы обнаружили вышеперечисленные признаки в поведении вашего ребенка, проконсультируйтесь у врача, психолога или другого специалиста по работе с подростками.
Даже если с трудным подростком уже работает специалист, это не значит, что дело сделано – впереди еще много работы. Родители в первую очередь должны восстановить близкую связь с подростком.
Ниже приведены рекомендации, которых следует придерживаться во взаимоотношениях с подростком, независимо от «вердикта» специалистов.
- Всем подросткам необходимо чувствовать, что их любят. Каждый подросток – это личность с уникальным характером и предпочтениями. Но у всех подростков есть нечто общее. Не важно, насколько ваш ребенок отдалился от вас, насколько он кажется самостоятельным и какое поведение демонстрирует – он нуждается в вашей любви.
- Постарайтесь понять, как развивается подросток. В подростковом возрасте резко меняются взаимоотношения с окружающими. Мозг подростка еще развивается, и поэтому обрабатывает информацию не так, как мозг взрослого человека. В этом возрасте происходят изменения во фронтальной коре – участке головного мозга, отвечающей за управление эмоциями, принятие решений и самоконтроль. В ней формируется огромное количество новых нейронных связей. В целом головной мозг полностью формируется только к 25 годам.
- Подросток может быть высокого роста и выглядеть старше своего возраста, но чаще всего он не способен мыслить, как взрослый. Причиной плохого поведения ребенка в физическом плане являются изменения в гормональной системе. Это не оправдывает плохое поведение и не освобождает подростка от ответственности за свои поступки, зато объясняет его импульсивность, тревожность и непокорность. Понимание объективных причин поведения ребенка поможет родителям сохранить с ним близкую связь и вместе найти решение проблем.
Еще один нюанс: подростки во всем видят проявления гнева
Подростки не могут распознавать эмоции по лицам окружающих, как это делают взрослые. У взрослых в этом процессе задействована префронтальная кора головного мозга, а у подростков – миндалевидное тело – участок мозга, отвечающий за эмоциональные реакции. Исследования показывают, что подростки часто неправильно распознают эмоции по выражению лица. В ходе эксперимента подросткам показывали фотографии лиц, выражающих различные эмоции, и большинство испытуемых интерпретировали их как гнев.
Злость и жестокость у подростков
Каждый человек имеет право на физическую безопасность. Если подросток проявляет жестокость по отношению к вам – немедленно обратитесь за помощью к родственникам, друзьям семьи или, в случае крайней необходимости, в полицию. Это не означает, что вы не любите своего ребенка – просто личная безопасность должна быть для вас на первом месте.
В подростковом возрасте гневливыми становятся не только мальчики, но и девочки. Однако они чаще всего проявляют гнев вербально, а не физически. Мальчики больше склонны разбивать вещи, хлопать дверьми или бить кулаком в стену, когда пребывают в гневе. Иногда дети выплескивают свой гнев на родителей. Без сомнения, это печалит и тревожит всех родителей, особенно матерей-одиночек. Однако не следует мириться с таким обращением подростка – это вредно как для него, так для вас.
Как себя вести с рассерженным подростком
Многим подросткам трудно справляться с гневом, и поэтому они скрывают его за различными эмоциями, такими как фрустрация, смущение, печаль, страх, стыд и т. д. Когда подросток не может справиться с чувствами, он может наброситься на оппонента, подвергая других и себя риску. В большинстве случаев подростки не могут осознать свой гнев, выразить его приемлемым способом или попросить поддержки.
Задача родителей в таком случае – помочь справиться с эмоциями и научить выражать гнев более конструктивно. Для этого следуйте таким рекомендациям:
- Установите границы, правила и наказание за их нарушение. Когда вы и ваш ребенок спокойны, объясните ему, что испытывать гнев – это нормально, но важно найти приемлемый способ выражать его. Если подросток набрасывается на вас, он должен понести наказание. Например, лишиться каких-либо домашних привилегий или даже иметь дело с полицией. В подростковом возрасте границы и правила нужны больше, чем когда-либо.
- Попытайтесь понять, что скрывается за гневом подростка. Он расстроен или находится в депрессии? Возможно, подросток так ведет себя потому, что у его друзей есть вещи, которые он не может себе позволить? А может быть, подростку просто нужно, чтобы его выслушали и не осуждали?
- Будьте внимательны к тревожным сигналам. Возможно, ваш подросток перед вспышками гнева испытывает головную боль или начинает расхаживать по комнате? Или, может быть, у него вызывает злость определенный школьный предмет? Когда человек может распознать то, что вызывает у него злость – ему становится легче контролировать эмоции и не допустить, чтобы они вышли из-под контроля.
- Помогите ребенку найти здоровый способ контролировать гнев. Для этого хорошо подойдут физические упражнения: бег, езда на велосипеде, скалолазание или командные виды спорта. Побить боксерскую грушу – также хороший способ справиться с приступом злости. Чтобы успокоиться, можно также танцевать или играть громкую музыку. Некоторые подростки используют для этого творчество: рисуют или пишут.
- Предоставьте подростку пространство, где он сможет успокоиться. Когда подросток испытывает гнев, ему нужно безопасное место, где он сможет прийти в себя. Не преследуйте подростка, не требуйте немедленных извинений или объяснений, пока приступ гнева не прошел – это только усугубит ситуацию или даже спровоцирует физическую агрессию.
- Учитесь справляться с собственным гневом. Вы не сможете помочь подростку, если сами теряете самообладание. В любой ситуации вам следует оставаться спокойными и уравновешенными, несмотря на все возможные провокации подростка. Если в семье принято кричать или бросать вещи, подросток усваивает, что так выражать гнев вполне допустимо.
Признаки жестокого поведения у подростков
Ни для кого не секрет, что подростковая жестокость сегодня – чрезвычайно актуальная проблема, и её масштабы постоянно растут. Кино и телевидение делают из жестокости элемент шоу, интернет-сайты часто предлагают зрителю соответствующий контент, компьютерные игры провоцируют подростков на проявление жестокости в реальной жизни. Конечно, не каждый подросток настолько подвержен данному влиянию, но группу риска составляют эмоционально неустойчивые подростки или те, кто страдает от различных психических расстройств. Последствия такого влияния могут быть трагическими. Родителям следует обращать особое внимание на следующие сигналы:
- подросток играет с любого рода оружием;
- подросток сильно увлечен жестокими компьютерными играми, фильмами или интернет-сайтами, которые пропагандируют жестокость;
- подросток угрожает окружающим или замешан в буллинге;
- подросток вслух фантазирует о том, как жестоко он бы поступил с кем-либо;
- подросток проявляет жестокость по отношению к животным.
Рейтинг статьи: 4.38 из 5 на основе 16 оценок.
Ссылки по теме:
Мир
ОК
Вконтакте
Развитие ребенка
18.08.2017
Береги психику смолоду: как понять, что подростку нужен психолог | Alter
Проблемы, с которыми сталкиваются подростки, часто списывают на «трудный возраст» и «скачки гормонов». Гормональный фон действительно может влиять на настроение и поведение — но это не значит, что ситуацию нужно пускать на самотек. Подростки порой нуждаются в психологической помощи не меньше, чем взрослые — но не знают, как ее получить.
Особенности подростковой психотерапии
Подростковая психотерапия отличается от психотерапии взрослых и детей:
- Если детская психотерапия базируется в основном на игре, с подростками нужно разговаривать. При этом сформулировать запрос и целенаправленно работать в психотерапии им сложно из-за частых смен настроения и мотивов.
- Подросток переживает много внутриличностных конфликтов: конфликт собственных желаний и воспитания, стремлений и возможностей. Психотерапевт должен учитывать это и помогать клиенту выстраивать границы, слушать и понимать себя.
- Для подростка крайне важен аспект конфиденциальности. Он может отказываться от психотерапии или замалчивать некоторые ситуации из-за страха, что терапевт «доложит» все родителям.
- Трудности могут возникать на моменте построения эмпатической связи. Особенно если в семье есть проблемы с открытостью и близостью, у подростка мало шансов научиться выстраивать доверительные отношения.
Поэтому терапевт, который работает с подростком, должен иметь высокий уровень эмпатии и быть с клиентом максимально честным и открытым. Только так можно добиться сотрудничества.
Кто формирует запрос?
Еще одна особенность подростковой терапии: заказчик и клиент, как правило — разные люди. Родитель приводит подростка на психотерапию и оплачивает ее — соответственно, именно с родителем составляется договор и информированное согласие.
Что делать, если у них разные запросы? Например, родитель хочет, чтобы у ребенка повысилась успеваемость в школе и исчезли конфликты с учителями. А клиента-подростка оценки не волнуют — он вообще не понимает, почему все от него чего-то хотят.
Опытный терапевт не будет углублять конфликт в семье. Действовать в таком случае лучше всего через сотрудничество — то есть, попробовать привести запросы к общему знаменателю. Снизилась успеваемость? Возможно, это связано с падением внимания, сосредоточенности и мотивации — один из основных симптомов депрессии. Если найти и решить основную проблему, ее последствия тоже трансформируются.
Если прийти к соглашению не получается, психотерапевт может предложить семейную терапию. Научиться слышать друг друга, относиться друг к другу с уважением и принятием — важные условия здоровой семьи. Подростку семейная психотерапия поможет почувствовать, что его слышат, и его мнение учитывают. Кроме того, разрешение внутренних проблем семьи может косвенно решить и частные проблемы ее членов. Например, нежелательное поведение ребенка может давать родителям вторичную выгоду: они постоянно «спасают» его и чувствуют себя нужными. Считывая это поведение, подросток бессознательно подстраивается — и порочный круг замыкается. Поскольку никто из участников не осознает это, и все чувствуют себя несчастными — нередко разорвать круг способна только психотерапия.
Как понять, что пора на терапию, и как уговорить семью
Здесь работает та же схема, что и с терапией взрослых: если проблема забирает слишком много сил и эмоций, а справиться самостоятельно не получается — нужна помощь специалиста. Ситуации у всех разные, но есть список запросов, с которыми чаще всего приходят подростки — и их нельзя запускать.
ДепрессияПодростковая депрессия — не блажь, а заболевание, и она не «пройдет с возрастом». Основные симптомы: апатия, потеря интереса к занятиям, которые раньше нравились, заниженная самооценка, невозможность сосредоточиться. Особо насторожиться стоит, если в беседах подросток часто говорит о бессмысленности или о смерти. Может показаться, что поиски смысла жизни и негативное мышление — нормальные атрибуты взросления. Но если негативный сценарий превалирует — необходимо срочно принять меры. У подростковой депрессии высокий риск суицида. Это не значит, что подростка нужно запереть в больнице и кормить таблетками. Он нуждается прежде всего в психологической помощи.
Тревожные расстройства
Постоянная тревога, ярко выраженный страх общаться и выступать на публике, нежелание пробовать что-либо из-за боязни провала — эти чувства отравляют жизнь. Если не разобраться с ними в подростковом возрасте, человек с большой вероятностью пронесет их и дальше — во взрослую жизнь.
Расстройства пищевого поведения
Подростки часто бывают очень восприимчивы к критике и озабочены тем, какое впечатление производят. В сочетании с принятыми в обществе стандартами красоты это нередко приводит к расстройствам пищевого поведения — опасным психологическим проблемам, которые влияют не только на эмоциональное состояние, но и на здоровье.
Стресс
Поступление в университет, взросление, ответственность — подростки ежедневно сталкиваются с колоссальным стрессом. Психотерапия научит эффективно с ним справляться: не избегать, но и не впадать во фрустрацию.
Переживание травмы или потери
Подростки тоже переживают тяжелые ситуации: потерю близкого, расставание с друзьями или парой. Но с ними это впервые. Если не проработать травматичный опыт, он может «всплывать» в будущем и продолжать приносить страдания.
Отсутствие социальных связей
Любому человеку плохо без общения. Если подросток не может наладить контакт с другими людьми, общается только в пределах семьи (в лучшем случае) — это повод немедленно обратиться к психологу. Знакомиться, сближаться, создавать связи — это навык, и его можно приобрести, если проработать в психотерапии страхи и другие мешающие факторы.
Если вы — подросток, и вам нужно уговорить родителей на психотерапию — отправьте им ссылку на эту статью. Поговорите о ситуации в спокойной обстановке. Объясните, что психотерапевт — не замена родителям, и поход к нему не означает, что вас плохо воспитали или недостаточно любили. Это — способ обеспечить себе более счастливое будущее.
Если вы — родитель, и хотите предложить подростку помощь психотерапевта — обсудите его страхи перед терапией. Скорее всего, именно они (а не природное упрямство) мешают согласиться на помощь.
Какое направление выбрать
Отдельной «подростковой психотерапии» не существует. С подростками работают в тех же направлениях, что и со взрослыми — просто с учетом особенностей возраста. Выбирайте терапевта, у которого есть позитивный опыт работы с подростками. Кстати, наличие детей у самого терапевта не обязательно — личный опыт не играет роли в психотерапии.
Мы рекомендуем искать в одном из этих направлений:
- Когнитивно-бихевиоральная терапия (КБТ)
КБТ — направление, нацеленное на решение конкретной проблемы здесь и сейчас. Основной метод КБТ — «когнитивная переоценка», иными словами, изменение привычных (негативных) реакций и моделей поведения на более эффективные и здоровые. В подростковом возрасте это очень полезно — так как привычное поведение закрепляется, и с годами становится все сложнее его изменить.
- Психодинамическая терапия
Психодинамический подход фокусируется на глубинных переживаниях, чувствах и психологических защитах. Она помогает решить внутренние конфликты, «найти себя», лучше понимать собственные потребности и не закрываться от нового опыта.
- Семейная психотерапия
Как мы уже писали, иногда психотерапевту необходимо работать с семьей и детско-родительскими отношениями. Если в системе меняется только один человек — возвращаясь в нее, он возвращается к прежним моделям поведения. Поэтому так важно изменить вектор семьи в целом.
Подростковый период — один из самых сложных в жизни человека. Представьте, как здорово проходить его не на ощупь, а заручившись поддержкой семьи и профессиональной помощью.
Изменения, происходящие с подростками – Развитие ребенка
Рейтинг Чтобы подросток справился со стрессом из-за социальных изменений, ему очень важна поддержка родителей |
Пубертатный период – это время перехода от детства к взрослой жизни, в течение которого ребенок переживает эмоциональные потрясения и физические изменения. Он еще не взрослый, но его уже нельзя назвать и ребенком. Этот период может быть чрезвычайно запутанным для ребенка и, как следствие, привести его к иррациональным действиям.
Как родители, вы всегда будете стремиться понять, что чувствует ваш ребенок и помочь ему. Вам будет легче этого достигнуть, зная, какие социальные изменения с ним происходят.
Социальные изменения в пубертатный период
Рассмотрим наиболее важные социальные изменения, происходящие с мальчиками и девочками в пубертатный период.
1. Поиск собственной идентичности
- пубертатный период может быть слишком запутанным для ребенка: тот не может понять мир взрослых и применять свой предыдущий детский опыт. Поэтому ему еще трудно понять, кто же он на самом деле – взрослый или ребенок;
- ребенок будет пытаться понять, как устроен мир взрослых и как он должен себя вести в разных ситуациях;
- если вы будете относиться к нему как к ребенку, он сочтет это оскорбительным. Если вы будете относиться к нему как взрослому и требовать от него соответствующего поведения, он может подумать, что вы его ограничиваете и отказаться соблюдать правила;
- пытаясь найти себя, ребенок будет брать на себя все больше ответственности. И он не всегда сможет с ней справиться. Это одно из самых распространенных социальных изменений в пубертатный период.
Советы родителям
Относитесь к ребенку как к человеку, в котором сочетаются черты взрослого и ребенка. Убедитесь, что вы уделяете ему любовь и внимание, необходимые всем детям, но и давайте ему больше самостоятельности и ответственности.
2. Проблемы с самооценкой
- в пубертатный период у ребенка появляется много новых друзей. Он сравнивает себя с новыми людьми, которых встречает в жизни;
- новые обязанности и изменения, происходящие с ребенком, запутывают его. Это приводит его к мыслям о том, способен ли он принимать взвешенные решения и достаточно ли сильный у него характер;
- в этот период ребенку важно демонстрировать силу его характера в присутствии друзей и сверстников. Путаница в мыслях и телесные изменения заставляют подростков сомневаться в себе и создают негативный образ собственного «я».
Советы родителям
Убедитесь, что вы поддерживаете ребенка во всех его делах, и не только словами, но и действиями. Покажите ребенку, что верите в его силы и придете ему на помощь, если он будет в этом нуждаться. Дайте ребенку знать, что вы его любите и доверяете ему, независимо от того, что с ним происходит.
3. Риск опасного поведения
- с ребенком происходит много изменений, и это приводит к конфликтам. Подросток всегда будет сопротивляться правилам, чтобы утвердить свою независимость;
- потребность в свободе и стремление доказать всему миру, что он вырос, может оказать на ребенка негативное влияние;
- подростки постоянно нуждаются в новых ощущениях и впечатлениях. Ваш ребенок может попасть в плохую компанию, а его новые друзья могут быть не наилучшим примером для подражания;
- подростки в этот период стремятся получить новый опыт, связанный с курением, употреблением алкоголя, а также сексуальный опыт. Даже если вы уже говорили с ребенком на эти темы, все же есть вероятность, что он попадет под влияние друзей. Вам следует быть крайне внимательными, чтобы этого не произошло.
Советы родителям
Не читайте ребенку нотаций в присутствии его друзей – это заставит его еще больше нарушать правила. Если вам не нравится компания вашего ребенка, поговорите об этом спокойно, без нравоучений. Если вы подозреваете, что ребенку угрожает опасность или у него может появиться зависимость, проконсультируйтесь со специалистом.
4. Депрессия и мысли о суициде
- в пубертатный период ребенок может испытывать различные эмоции, в том числе депрессии разной степени тяжести. Многие дети могут справиться с депрессией самостоятельно, с помощью любви и поддержки родных и друзей. Однако некоторые подростки сталкиваются с тяжелой депрессией, нуждаясь в профессиональной помощи;
- подростки могут становиться грустными и несчастными по малейшему поводу. Ребенок нередко не понимает, что делает его несчастным, при этом не представляя, как избавиться от этого чувства;
- пубертатный период – это не только физические и психические изменения. Это также важный период в учебе, и это является причиной дополнительного стресса у ребенка. В дальнейшем такая ситуация может привести к депрессии;
- подростки стремятся во всем быть лучше сверстников, в том числе и в учебе. Это может вызывать у них стресс и беспокойство. В этом возрасте ребенок впервые сталкивается со многими вещами: общается с большим количеством новых людей, активно взаимодействует с противоположным полом, испытывает сексуальное влечение, пытается создать и сохранить позитивный имидж. Все это и многое другое может вызывать у него стресс;
- родителям важно обращать внимание на проявления депрессии у подростка. Особенно внимательными стоит быть к любым повреждениям, которые ребенок наносит сам себе, и любым склонностям к суициду. Самыми распространенными симптомами депрессии являются беспричинная грусть, чувство бесполезности, низкая самооценка и т.д. Также ребенок может не проявлять интерес к занятиям, которые он любил раньше, избегать общения с друзьями и семьей. Он может пропускать занятия или вообще не ходить в школу. У него появляются трудности с учебой и концентрацией внимания.
Советы родителям
Если вы заметите какие-либо из перечисленных симптомов у своего ребенка, поговорите с ним и спросите, что он чувствует. Покажите, что его чувства важны для вас, и поэтому вы не будете осуждать его ни в каком случае. Расскажите ему о подобных событиях, которые происходили с вами в подростковом возрасте, а также о том, как вы справились со своими чувствами. Если у вас не получается помочь ребенку, обратитесь к специалисту. Депрессия – опасное чувство, и на нее нужно реагировать немедленно.
Пубертатный период всегда связан с изменениями, поэтому не беспокойтесь, увидев изменения в социальной жизни ребенка. Будьте рядом, демонстрируйте ребенку свои любовь и поддержку и обеспечьте ему безопасность.
Оцените публикациюРейтинг статьи: 4.50 из 5 на основе 4 оценок.
Ссылки по теме:
Мир
ОК
Вконтакте
Развитие ребенка
24.04.2019
реальные проблемы и поводы для недовольства. Подростковые проблемы и отношения с родителями в 2020 году
Содержание:
Наверное, каждая мама и каждый папа задавали себе вопрос: «Что делать, если мы недовольны своим подростком?»
Возможные поводы для недовольства поведением подростка
За поводами для недовольства далеко ходить не надо, проблем хватает. Но если задуматься, то очень многие проблемы можно успешно решить просто-напросто тем, что не считать их проблемами.
- Девочка ходит в школу в боевой раскраске индейца на тропе войны. Мне как маме это не нравится. Но, если честно, разве это проблема? Она же меня не заставляет на работу в таком виде ходить. Я могу один раз сказать, что это не в моем вкусе, но портить отношения из-за этого не стоит. Это внешность, это преходящее.
- Девочка плохо учится. Если так будет продолжаться, то очень скоро окажется под сомнением ее учеба в университете. Это, безусловно, проблема, которую надо решать.
- Мальчик не занимается спортом. Если он ничем не увлекается и целый день играет в компьютер, это проблема. Но если у него есть другие увлечения, и нет проблем со здоровьем, то бог с ним, со спортом.
- Девочка не любит читать книжки. Да, жаль. Но это не та проблема, которую надо кидаться решать. К книжкам приучать надо раньше, сейчас остается подавать положительный пример, время от времени что-то подсовывать и надеяться, что когда-нибудь она откроет для себя книги.
- Девочка непрерывно ходит в кино и всякий раз с разными мальчиками. По-моему, это проблема мальчиков. По крайней мере, если дело ограничивается кино и поцелуями.
- Мальчик не общается с родителями. Сидит в своей комнате, на дверь повесил табличку: «Не входить!». А вы хотите с ним общаться? Тогда это проблема, и решить ее можно.
Я не знаю вас и вашего ребенка, и не мне решать, что для вас проблема, а что нет. Я вас только призываю к тому, чтобы вы разочек посмотрели на своих детей без критических очков, а скорее, через розовые: посмотрите, какие чудесные дети, какие они взрослые, интересные, красивые, полные юности! Мы же их любим безумно! Разве наша любовь зависит от их одежек и даже оценок? Разве нам надо, чтобы они были идеальными? Разве мы недостаточно умны и не понимаем, что идеальными быть невозможно?! Да, конечно, у них куча недостатков, как и у нас, как и у всех. Да, конечно, нам бы хотелось это все исправить для их же блага. Но мало ли чего нам хочется! Это их жизнь, их характер. Они тоже имеют право выбирать, какими им быть. Мы должны найти в себе силы и дать им такую возможность. Оставьте ребенка в покое, разрешите ему быть таким, какой он есть. Поверьте, дети это оценят и ответят доверием и толерантностью к вашим недостаткам.
И последний аргумент: если мы будем делать проблему из любого пустяка, то дети привыкнут, что нам все равно не угодишь, и в момент, когда возникнет настоящая проблема, они просто не поверят и не поймут, что на этот раз дело серьезно.
Проблема есть. Что дальше?
Возьмем серьезную проблему, хотя бы те же плохие оценки. Проблема ясна. А чтобы ее решить, надо понять, чего же конкретно мы хотим добиться. Иными словами, надо поставить задачу. В математике хорошая формулировка задачи — это уже половина решения. Задача должна удовлетворять двум требованиям: она должна быть конкретная и выполнимая. Часто, чтобы решить большую проблему, ее полезно разбить на ряд маленьких. Задачи могут быть самые разные, но естественнее всего разделить их на задачи простые и сложные. Простые задачи — те, которые не требуют сотрудничества подростка. В этом смысле исправить плохие оценки — задача сложная, потому что над ней надо работать в команде с ребенком, а это, прямо скажем, так себе команда. Вспомните, как десять лет назад этот компаньон помогал вам мыть посуду! Насколько легче было быстренько все сделать самому! Поэтому любая задача, которую мы, опытные и мудрые взрослые, можем решить без помощи ребенка — задача простая. Приведу примеры.
Простые задачи
Проблема. Девочка непрерывно клянчит деньги на одежки, дорогие игрушки и развлечения. На это бесконтрольно уходит уйма денег, и конфликтам нет конца.
Задача. Прекратить бесконечные споры. Или сделать так, чтобы ее расходы укладывались в сумму X.
Обе эти задачи — простые. Они решаются без помощи подростка элементарным административно-командным методом. Когда дочка в очередной раз попросила денег на что-то «очень нужное, что у всех давно есть», мама и папа спокойно отвечают примерно так: «Мы тебя очень любим и готовы тебе покупать все, что ты хочешь. Но, к сожалению, мы не можем себе этого позволить. Нам надо платить за квартиру, копить на отпуск, помогать бабушке. Мы подумали и решили, что мы выделяем тебе в месяц на твои расходы и развлечения сумму X. Это самое большее, что мы можем себе позволить с нашими доходами. Но это совсем не мало. Пожалуйста, выбирай, что ты хочешь, трать эти деньги, как считаешь нужным. Но, как только они закончатся, мы не дадим ни рубля до следующего месяца. А если тебе хочется что-то, что стоит 2Х, значит, придется два месяца ничего не покупать или копить постепенно. Это — как наша зарплата, мы все так живем». Дальше все расходы записываются в тетрадку, и ноль значит ноль, никаких авансов. И если сумма X действительно достаточно щедрая по вашим доходам, то ребенок не может не согласиться со справедливостью предложенной системы.
Проблема. Девочка не любит ездить на дачу, ей там скучно.
Чтобы решить большую задачу, нужно ее разбить на ряд маленьких.
Задача. Чтобы в эти выходные она поехала на дачу добровольно.
Это элементарная задача. Чтобы ее решить, надо пригласить на дачу подружку. Если у вас нет места в машине, то пусть девочки приедут на автобусе, а вы их встретите на остановке. Вам придется прокормить один лишний рот, зато и у вас, и у ребенка будут прекрасные выходные на даче. Вам ведь тоже веселее, когда к вам приезжают гости. Многие для этого и строят дачу!
Проблема. Мальчик совсем не общается с родителями, ничего им не рассказывает, отвечает односложными предложениями.
Задача. Хочу, чтобы он подробно рассказал мне обо всех своих девочках. М-да, конкретно, но, боюсь, нереально. Как вам понравится такая задача: хочу, чтобы мы каждый день разговаривали, хотя бы пять минут. Или: хочу, чтобы за ужином он ответил на мой вопрос двумя предложениями.
Надеюсь, вам понятно, что пойти и отругать ребенка на тему «Поговори со мной хоть пять минут» или заставить его делать это административным путем — настолько глупо, что даже не смешно! Нет, пять минут общения — это задача ваша! Он даже не должен и догадываться об этой задаче, а то ведь на смех поднимет. Придумайте заранее вопрос, на который нельзя ответить «да», «нет», «не знаю» или «нормально». Получили ответ развернутым предложением — маленькая победа, развивайте тему. Завтра подумайте снова. Найдите интересные для ребенка новости в Интернете, расскажите про смешной случай на работе, посоветуйтесь с ним, что вам надеть! Не получилось — не беда, завтра новый день, новые шансы.
Ребенок должен верить, что родители всегда на его стороне.
Сложные задачи
Я хочу, чтобы моя дочь закончила год без троек. Я хочу, чтобы мой сын играл на компьютере не больше часа в день. Я хочу, чтобы моя дочь ходила на дискотеки не больше двух раз в месяц. Я хочу, чтобы мой ребенок взял на себя хотя бы какие-нибудь домашние обязанности. Я хочу, чтобы моя дочь читала как минимум одну книжку в месяц.
Все эти задачи конкретные и зачастую выполнимые. Но все эти задачи — сложные, потому что для их выполнения от ребенка требуются конкретные и порой немалые усилия. Как же подступиться к сложной задаче?
Еще один принцип: чтобы решить задачу, которая требует усилий от ребенка, необходимо, чтобы ребенок был с этой задачей согласен!
Конечно, сейчас вам покажется, что в большинстве случаев ребенок не согласится решать задачи, поставленные родителями и требующие от него каких-то усилий. Но у меня для вас хорошие новости. Во-первых, если проблема действительно есть и она настоящая, а не высосанная из пальца, то ребенок тоже это видит. Во-вторых, дети (как и взрослые) хорошо понимают язык конкретики. Никогда не забуду бабушку в Турции, которая прикрикнула на шестилетнего внука: «Если ты сейчас же не изменишь свое поведение, то мы немедленно пойдем обратно в номер!» Изменить поведение — это королева неконкретных задач, и ни один ребенок не подумает ее решать, ни маленький, ни большой. Зато если бы бабушка сказала: «Немедленно прекрати брызгать водой в глаза сестренке!» — то мальчик, скорее всего, послушался бы.
Что конкретно, то понятно. Что понятно, то легко сделать. Если ваша задача действительно конкретная, выполнимая и помогает решить возникшую проблему, то ребенок будет вынужден с ней согласиться. Вы, как в фильме «Крестный отец», должны «сделать предложение, от которого он не сможет отказаться».
И еще один очень важный момент. Ребенок должен видеть, что вы всегда на его стороне. Не только в том смысле, что поставленная задача должна быть решена для его же блага. Но и в том смысле, что вы не будете к нему цепляться, а наоборот, будете изо всех сил помогать в решении задачи. Вы найдете все возможные секции в городе и оплатите ту, какую он захочет. Вы наймете репетиторов и поможете со сложным материалом. Вы защитите его от нападок учителей. И если девочка согласится пореже ходить на дискотеки, то, когда она туда пойдет, вы не будете психовать и звонить ей каждые пять минут, а просто положите телефон у подушки на случай, если вы ей понадобитесь.
Ну а если ребенок все-таки не согласен? Трудно сказать. Мы добрались до деталей, где все уже очень-очень индивидуально. Я думаю, что если ребенок все-таки не согласен, то надо, не доводя дело до конфликта, отложить этот разговор, взять тайм-аут. Надо подумать денек-другой: чего же я, как родитель, на самом деле хочу добиться в этой ситуации? Действительно ли так жизненно важно решение именно этой задачи?
Если вы в задаче уверены, придется провести второй раунд переговоров, сформулировать задачу в виде прямой просьбы, убедить или надавить родительским авторитетом.
Пример прямой просьбы. «Я знаю, что ты не согласна, но я просто с ума схожу, когда ты пропадаешь в клубах каждую субботу. Я знаю, что там охрана, и что тебя провожают, но я ничего не могу с собой поделать, я мама, мы все такие ненормальные. Я не сплю, пока ты не вернешься. Пожалуйста, я тебя очень прошу, давай найдем компромисс. Я тебе предлагаю: раз в две недели. Я не могу не спать каждую субботу. Пожалуйста, сделай, как я прошу». Подростки уже во многом походят на взрослых. Им нравится и льстит, когда взрослые достойно просят их снисхождения. И если вы не злоупотребляете этим приемом, а пользуетесь им крайне редко, то у девочки должно быть железное сердце, чтобы не пойти на уступку.
Убедить подростка очень сложно. Но попытаться все-таки стоит!
Одна опасность при прямой просьбе — это начать бить на жалость. Подростки не очень умеют жалеть. На них не произведет никакого впечатления то, что у вас заболело сердце, что вы пьете валерьянку. Но потребовать уважения к вашему праву хоть иногда выспаться в выходные — это вы, безусловно, можете.
Пример давления родительским авторитетом. «Я знаю, ты не любишь зубрить, но у тебя достаточно способностей, чтобы учиться в университете. Это совсем не то, что школа, и очень обидно себя этого лишать. Давай хотя бы попробуем исправить оценки. Я не буду тебя пилить и буду помогать любыми способами. Не получится, значит, не получится. Но я уверена, что надо попробовать. Пожалуйста, дай мне скопировать расписание, с этого дня я буду проверять твои домашние задания. И неси дневник. Да, сейчас. Мы выберем предметы, которые надо подтянуть в первую очередь, и наймем репетиторов. Согласен?» Последний вопрос, конечно, риторический. Ответить на него отрицательно нельзя, это ясно. Почему это может сработать? Потому что подростки во многом еще дети. И поэтому неосознанно они испытывают облегчение, когда родители берут на себя решение таких вот щекотливых вопросов.
Еще можно ребенка убедить. Но длинными нотациями убедить нельзя! Поэтому прочитайте их себе, пока стоите под душем, а ребенка от них уберегите. Убедить можно аргументом продуманным, коротким и сильным. Убедить можно шокирующим примером или тем, что с вашим мнением согласится кто-то, кого ребенок уважает и чьим мнением дорожит. В общем и целом, убедить подростка очень сложно. Гораздо проще и зачастую полезнее пересмотреть задачу.
Очень может быть, что ваша задача была-таки слишком близка к задаче-максимум, направленной на решение проблемы одним махом. Возможно, решить вашу проблему в конце концов удастся, но делать это нужно постепенно. Например, не ставить целью закончить год без троек, а постараться избежать тройки по математике. Исправится математика — на следующий год исправим пару других предметов. После первого раунда переговоров вам понятно, по какому именно по воду взвился ребенок. Значит, задачу надо переформулировать так, чтобы ребенок все-таки с ней согласился. Нужно искать компромисс. Полезно, например, сформулировать задачу вместе. «Ты согласен с тем, что полезно заниматься спортом? Но ты не хочешь ходить в секцию. Что ты предлагаешь?» или «Ты согласна, что твои оценки так себе и что их хорошо бы подтянуть? Но ты считаешь, что учиться без троек ты не в состоянии… Тогда какие предметы ты, по-твоему, могла бы исправить в этом году?»
В любом случае нужно, чтобы ребенок признавал существование проблемы и был согласен с поставленной задачей. Иначе он не будет работать над ее решением!
А если у меня ничего не получится?
Получается не все и не всегда. Что же делать, если не получилось? Если вам так и не удалось продержать ребенка разговором те пресловутые пять минут? Если ребенок не следовал договоренностям? Если все-таки все закончилось скандалом? Во-первых, успокойтесь, ребенок по-прежнему жив и здоров. Возьмите тайм-аут. Может, вы все просто устали жить в обстановке решения проблем? Отвлекитесь. Дождитесь, когда ребенок хоть раз вам дружески улыбнется. И, когда обстановка разрядится, подумайте, что вы сделали не так, и начните сначала.
В заключение
Под конец хочу воззвать к вам в последний раз: не увлекайтесь чересчур воспитанием своего подростка!
- Во-первых, не нужно решать все проблемы сразу. Не перегружайте ни себя, ни ребенка. Расставьте приоритеты и займитесь одной, самой важной, на ваш взгляд, проблемой. А остальные проблемы в это время не трогайте вообще!
- Во-вторых, совершенно не нужно (а очень даже вредно и утомительно) постоянно что-то улучшать и совершенствовать и все время жить в ситуации решения проблем и задач. Что-то менять, чего-то добиваться — это большая нагрузка, даже если вы это делаете самым дружелюбным и позитивным способом. Спокойно возьмите перерыв. На лето. Или даже на полгода. И не решайте в это время ничего. Просто улыбайтесь чаще своему ребенку, понаблюдайте за ним, поинтересуйтесь, что ему нравится, сделайте вместе что-то, что вы оба любите. Например, съездите в какой-нибудь город, сходите в кафе, в магазин, на футбол, посмотрите вместе фильм, который ребенку явно должен понравиться. Сделайте это просто так, не стремясь ни к какому педагогическому результату. Любовь, доверие, приятно проведенное время в кругу семьи — это самое лучшее, что мы можем дать своему ребенку, чтобы он вырос уверенным, успешным и счастливым взрослым.