Система обучения Л. В. Занкова
Какие сегодня существуют системы обучения?
В настоящее время в Российской Федерации государственными признаны три школьные системы обучения: традиционная, Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.
Традиционная система обучения существует почти 400 лет. Она разработана крупнейшим чешским ученым и педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670 гг). Он впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочную форму обучения. Система способствовала развитию у школьников тех качеств, которые были необходимы для достойной жизни в условиях ремесленного производства и появления первых паровых машин: полное послушание, умение повторить действия учителя (мастера). В течение всей своей жизни человек мог заниматься одним и тем же делом, выполняя его одними и теми же методами.
К поколениям россиян, выросших в XX веке, практически предъявлялись те же требования, они также имели возможность в течение жизни заниматься одной профессией, в которой мало что менялось. Однако именно в XX веке произошли глобальные изменения в науке и общественной жизни, резко возрос поток информации, человек стал жить в принципиально других скоростях. Все это привело к необходимости существенно пересмотреть задачи и методы обучения школьников, а система Коменского, успешно применявшаяся на протяжении нескольких столетий, уже не могла удовлетворить требования 20-30-х годов третьего тысячелетия, когда ваш ребенок будет искать свое место во взрослой жизни.
Каковы основные идеи системы Л. В.Занкова?
В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором. Например, сейчас вы выбираете школу, учителя, систему обучения. Ваш ребенок должен будет выбирать профессию, друзей, место отдыха, жительства и т.д. И вряд ли ему удастся ограничиться в жизни одной профессией, а если и удастся, то придется постоянно совершенствоваться, осваивая новые приемы. Чтобы сделать выбор наиболее приемлемым для него, чтобы быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту. Именно на старте ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.
Условия для развития необходимых современному человеку качеств создает система, разработанная вашим соотечественником, крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Леонидом Владимировичем Занковым (1901-1977 гг).
Целью обучения школьников он назвал достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков. Под общим развитием он понимал целостное развитие ребенка — его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья школьника, причем каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение. Обучение по системе Л. В. Занкова ни в коем случае не отвергает и не принижает важности приобретения фактических знаний, необходимых каждому образованному человеку; оно только расставляет несколько иначе приоритеты, выдвигая на первый план усвоение прочных знаний и умений посредством продвижения ребенка в общем развитии. Длительный массовый эксперимент показал прямую зависимость качества обучения от динамики его продвижения в общем развитии.
Важной особенностью системы Л. В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым». Вот почему, по нашему убеждению, в школе нет «главных» и «неглавных» предметов: каждый из предметов, вносит свою, присущую ему лепту в общее развитие ребенка и для кого-то явится тем предметом, который определит его дальнейшую жизнь. Тем самым мы уже ответили на вопрос, кого мы учим в занковских классах — всех детей, начиная с шестилетнего возраста, кому рекомендовано обучение в общеобразовательной школе.
Приведем цитату из нормативного документа Министерства образования РФ «Стандарт начального общего образования» (2004 г.): «Федеральный компонент Государственного стандарта направлен на реализацию личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы». По сути, это та же цель, которую Занков сформулировал почти 50 лет назад. Уже тогда он смог правильно предугадать основные направления в развитии образования третьего тысячелетия. Поэтому сейчас мы можем предложить вашему ребенку проверенную временем, технологически разработанную целостную систему обучения, которая способна учесть именно его конкретные особенности.
Основные отдаленные результаты действия системы — высокая социализация детей, выбор жизненного пути в соответствии со своими стремлениями, дополнительные данные — высокие показатели в данных классах по участникам и победителям в олимпиадах, количеству медалистов и поступающих в средние и высшие учебные заведения.
Сами ответьте на вопрос, может ли быть резонным утверждение: «Нас учили по старинке, и я стал достойным человеком. Зачем менять обучение в школе?»
Какое содержание осваивает ребенок в занковском классе?
Содержание строится «с опорой на три кита»:
- цель обучения — общее развитие каждого ребенка;
- особенности обучаемых;
- образовательные стандарты.
Сейчас разработан и рекомендован Министерством образования полный учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы, он стал победителем конкурса на звание «Учебник нового поколения», проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования РФ.
В соответствии с новой целью обучения отбор и структурирование содержания учебных курсов, характер заданий побуждают детей к поисковой творческой деятельности, наполненной эмоциями и переживаниями. При отборе содержания книг, при составлении текстов и заданий авторы исходят из того, что импульсом к началу познания служит удивление. И в соответствии с возрастными особенностями обучаемых в учебных курсах приоритет отдан эмоциональному фактору, который и дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу.
Учтена и такая особенность младших школьников, как синкретизм (слитность) мышления. Это потом, получив опыт обучения и жизненный опыт, у ребенка сформируется аналитическое мышление. Сначала он воспринимает мир целостно. Мы воспользовались этой способностью детей, предоставив для рассмотрения не отдельные факты и явления, а их связи, которые образуют доступное ребенку целое. Поэтому на начальном этапе обучения предоставляем ребенку широкую целостную картину мира.
Для иллюстрации приведем примеры из учебников. Задание из учебника русского языка для 2-го класса (начало учебного года): «Прочитай, вставляя подходящие по смыслу названия животных. Запиши предложение». (К заданию дан рисунок с изображением лисы, бобра, волка, мышки, медведя, аиста и ласточки.)
В берлоге живет _____, в гнезде _____, в гнездышке _____, в норе _____, в норке _____, в хатке _____, в логове _____.
«Найди однокоренные слова, обозначь в них корень. Объясни разницу в значении этих слов. Сравни, как в них звучат одинаковые буквы гласных в корне».
Учитель предлагает закрыть предложение линейкой и открывать и читать его постепенно. Дети улыбаются, ждут секрета.
Ученик 1: В берлоге живет медведь.
Класс выражает согласие, передвигают линейку вправо.
Ученик 2: В гнезде может жить и аист, и ласточка.
Возгласы: «Нет, не так: в гнезде — аист, он большой, а в гнездышке — ласточка, она маленькая «. Дети смеются, возгласы: вот она ловушка!
Ученик 4: В норе лиса, бобр, волк, мышка.
Ученик 5: В норке…
Опять (назовем по-взрослому) коллизия, столкновение, и вначале в норку уходит мышка, потом в хатку бобр, наконец, в логово волк, а в норе остается только лиса (удивление, улыбки). Дальше дети работали над грамматическими заданиями. В результате они существенно расширили свой словарь, узнав, как называются жилища разных животных; имея представление только о корне слова, они устанавливали, как суффикс меняет смысл слова; наблюдали слабую и сильную позиции гласных в корне. Кто-то выполнил все, а кто-то только часть заданий, но главное, в этом многоаспектном задании свою нишу нашел каждый ребенок.
Когда второклассники подойдут к изучению состава слова и проверяемой безударной гласной, они будут готовы к усвоению этого материала. После его изучения это знание включится в новый материал. Таким образом, обязательное для усвоения содержание проходит через весь учебник и, значит, будет усвоено. Так, в традиционном учебнике дети учатся правильно выбирать букву для безударного гласного звука в 38 упражнениях, а в нашем учебнике — в 56, считая и приведенный пример. Но главное — при работе с заданием появилась эмоция удивления, а за ней последовало открытие.
Мы упомянули и проиллюстрировали примером только две позиции, которые учитывались при отборе и структурировании содержания начального образования. Одна показывает, что мы, взрослые, и наши дети похожи: всем требуется эмоциональный настрой на работу; а другая — что мы очень разные, например, мы по-разному воспринимаем и оцениваем информацию и реальный мир. Поэтому взрослые должны научиться оценивать предлагаемое ребенку содержание с позиции требований завтрашнего дня (а не своего вчерашнего) и с позиции его возрастных возможностей. Откажитесь от желания сравнивать со своим школьным опытом современные учебники и манеру преподавания.
Напоминаем, что при всем богатстве и необычности содержания учебников в них заложен обязательный образовательный стандарт. Поэтому в случае житейской необходимости вы можете перевести своего ребенка на обучение по другой системе, начиная с любого класса. Он легко впишется в новые условия.
По какой программе на самом деле легче учиться в младших классах в Калининграде
— Так и голову сломать можно!
Фото: Евгения ГУСЕВА
Кто определяет параметры
— Галина Анатольевна, среди родителей не затихают споры о программах, по которым учатся дети в 1-4 классах. Одни утверждают, что программа «Перспектива» слишком сложна, другие жалеют, что записали ребенка в «занковцы» из-за большой нагрузки, третьи говорят, что по программе «Школа Россия» учится так легко и просто, что это не может не настораживать. Родители, как всегда, преувеличивают?
— Расставим все точки на «i». Сегодня абсолютно для всех школ России разработана примерная программа общего образования в начальной школе. Очень важно понимать – эта программа одинакова для всех! Примерная программа определяет содержание образования. В ней прописано, что должен знать учащийся к финалу 4 класса. Например, что к концу начальной школы ребенок должен освоить18 орфограмм по русскому языку. Так же и в разделе «Пунктуация», «Развитие речи». Количество часов изучения курса – тоже примерное. В один класс пришли дети, не умеющие читать, в другой– умеющие читать, но не все еще умеют воспринимать текст. Таким образом, время входа в учебный курс у всех детей разное. Поэтому и программа– примерная, и количество часов на изучение той или иной темы – примерное, и количество тем – примерное. И все эти параметры определяет школа.
— Кто определяет содержание образования?
— Чему учить –определяет государство. Могу сказать, что примерную программу общего образования в начальной школе разработала группа авторитетных российских ученых, экспертов. Эта работа достойна и уважения, и доверия как со стороны учителей, так и со стороны родительского сообщества. Дальше возникает вопрос — как реализовывать эту общую для всех программу? И здесь на передний план выходит школа с ее законным правом выбирать, по каким комплектам учебников она будет работать. Ведь именно перед школой сегодня стоит задача – как учить? Это и есть то, что так часто родители называют программами:«Школа России» «Гармония»,«Занковцы» и так далее. Вот где ошибка в понимании. Повторю, комплектация учебников – есть средство реализации примерной программы по предмету. Одна школа выбирает средством реализации программу «Перспектива», другая –Эльконина-Давыдова, третья – «Гармонию» и т. д. И оценивать комплекты по шкале – «плохо-хорошо» не верно, поскольку любая из перечисленных программа есть способ общения педагога и ученика во время научения.
— То есть все дети в Калининградской области учатся по одной примерной программе, а за способ обучения равно за выбор учебников отвечает школа?
— Да, все верно. И лично я очень рада, что в образовательных учреждениях Калининградской области педагоги работают по 7 комплектам учебников. У нас представлены все дидактики и все способы общения ученика-учителя. В Советском Союзе у учителя был учебник, который соответствовал единственной программе. Волей-неволей складывалось представление, что учебник есть программа. И когда в России стали появляться разные учебно-методические комплекты, составленные из иных учебников, то привычка считать учебник программой, к сожалению, не ушла. А в новых учебниках авторами заложены иные дидактические принципы реализации содержания образования. Кроме того, сейчас образовательная организация выбирает учебные комплекты не под детей, а прежде всего– под себя, свои личностные характеристики, уровень подготовленности. И таким образом учителя осваивали не программу, а учебник. Но уже в конце 90-х во время перехода с трехлетного на четырехлетнее обучение в начальной школы министерство образования России рекомендовало в независимости от того, по каким учебникам работают педагоги, к концу учебного цикла они должны достичь вот этого, этого и этого. И с этого момента началось построение совершенно новой парадигмы образования.
Учитель или учебник?
— Так что же родителям важно выбирать – учителя или тот комплект учебников, по которому учитель будет реализовывать примерную программу? На что обращать внимание?
— Конечно, учитель важнее всего. В большинстве случаев родители выбирают учителя себе, а не ребенку. Этого не нужно делать. Я бы обращала внимание на то, как часто учитель меняет школы, бросает ли он класс на полпути, поинтересовалась бы не только его регалиями, но и тем, как часто повышает он свой профессиональный уровень, по каким учебникам работает, меняет ли учебные комплекты. Если педагог на протяжении 4-5 наборов детей идет по одному и тому же пути, я бы уже насторожилась, подумала – а нет ли профессионального выгорания, например.
— Среди родителей бытует мнение, что не все комплекты учебников, по которым учатся дети в начальной школе, имеют свое продолжение в среднем и старших звеньях. Если ребенок учился по развивающему курсу Занкова или Эльконина-Давыдова 4 года и приходит в пятый класс, где предлагается утвержденный стандарт, то он растеряет те способности и навыки, которые так активно приобретал, развивал четыре года. Так ли это?
— Главным результатом начальной школы является сформированности учебной деятельности, то есть НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ. Что же касается отсутствия преемственности, в этом не вижу проблемы. Четыре года ребенок общался одним способом, приобрел опыт исследования, анализа, обобщения, и теперь приступает к изучению иного способа общения, иному способу познания. В этом нет ничего опасного, нелогичного, противоречащего.
— Как вы относитесь к тому, что учителя совмещают несколько программ?
— Если, например, на развивающую дидактику Занкова учитель наложит учебный комплект с традиционной дидактикой «Школа России», то произойдет перегруз учащихся. Это не перекрещиваемые дидактики.
Галина Стаселович
Фото: из архива «КП»
Популярное не значит легкое
— Это правда, что «Школа России» — самый легкий способ пройти ребенком уровень начальной школы?
— Распространенное мнение, но это заблуждение. К примеру, именно в этом курсе раньше всех детям предлагается читать условия задачи. Что такое прочитать условия задачи? Это мало уметь читать, это нужно уметь воспринимать прочитанное ,осознавать, что от тебя требуется.
— А правда ли, что по учебному комплекту «Школа России» работает большинство учителей начального уровня в регионе?
-Да, это порядка 70% учителей.
— Вы можете коротко ответить на такой вопрос – чему учит начальная школа в большом смысле?
— Задача начальной школы – сформировать в ребенке учебную самостоятельность.
— Что делать родителям для того, чтобы к 7 годам ребенок созрел для учебы в школе?
— Соблюдать режим, очень, очень, очень много общаться с ребенком. Важно, чтобы именно вы ему читали, а не он вам. Важно слушать звуки. Учить стихи Барто, Заходера, Остера. Важно понимать родителям, что ребенок посещает детский сад не для того, чтобы научиться читать и писать, а для того, чтобы учиться играть, вступать в контакт с детьми. На мой взгляд, мы заигрались в опасную игру, когда в детском саду детям устраивают школу.
СРАВНИМ?
По каким учебным комплектам учились младшеклассники Калининградской области в 2015-2016 учебном году?
«Школа России» — 64 %*
«Начальная Школа XXI Века — 10%
«Перспективная начальная школа» 10 %
«Перспектива» — 4 %
«Гармония» — 4%
«Школа 2100» — 4 %
«Занковская» — 2 %
«Эльконина-Давыдова» — 1%
Школы, комбинирующие учебники из разных систем, составляют примерно 1%
*Цифры приводятся оценочно и примерно
ВАЖНО!
В 2017 году школы России ожидают новый Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования
Школа работает над тем, чтобы воспитать успешного человека — Российская газета
Легко ли заниматься по авторским программам? Для чего нужны абстрактные задачи по математике? Может ли академик учить первоклашек?
Об этом и многом другом «РГ» рассказывает автор одной из популярных учебных методик, по которой занимаются самые сильные российские школы, Людмила Петерсон.
Российская газета: Людмила Георгиевна, назовите основные программы, по которым работает начальная школа?
Людмила Петерсон: Это программы «Школа России», «Перспектива», Занкова, Эльконина-Давыдова, «Гармония», «Школа 2100», «Школа XXI век», мы — «Школа 2000», есть и другие. Все они реализуют федеральный стандарт, а их отличия — в способе преподавания материала и методиках.
РГ: Что надо знать родителям, которые выбрали школу, где учат математику по программе Петерсон?
Петерсон: Их школа работает над тем, чтобы не только хорошо подготовить ребенка по математике, но и воспитать успешного человека. Поэтому и образовательный процесс организован иначе. В традиционной школе учитель объясняет, а ученик усваивает. У нас каждый ребенок добывает новые знания сам. Для этого ему даются задания, которые он пока решать не умеет. У него рождаются версии, он начинает их обсуждать, выдвигает и проверяет гипотезы. Идет созидательная работа, которая воспитывает личность, а знания при этом усваиваются глубже.
РГ: Я почитала отзывы родителей и встретила такой комментарий: «В учебнике математики есть задачи, которые даже взрослые не могут решить!» О каких задачах идет речь?
Петерсон: О тех, которые требуют не столько знаний по математике, сколько сообразительности. Поэтому часто дети решают их быстрее, чем взрослые. И это готовит их к современной жизни, где даже освоение новой версии мобильного телефона — нестандартная задача.
Давайте решим, к примеру, задачку для первого класса: «Арбуз весит 3 килограмма и еще пол-арбуза. Сколько весит арбуз?» Правильный ответ: 6. Дети находят его чуть ли не чаще родителей. И в этом нет ничего плохого. Помню, когда-то в «Учительской газете» была статья о том, что если мама не умеет кататься на коньках, это большое счастье для ребенка: он будет учиться вместе с ней, что-то делать не хуже, чем мама, и поверит в себя. Поэтому наряду с «обычными» задачами и примерами, которых все-таки в учебнике большинство, появляются и нестандартные задачи, и задачи-шутки.
РГ: Хорошо, а для чего нужны задачки типа: мама купила пять пачек соли, две съели за обедом. Сколько осталось?
Петерсон: Для того, чтобы приучать детей внимательно работать с информацией, уметь ее анализировать. Действительно, в задании может быть недостаточно условий, данных, могут быть лишние данные, условия, далекие от реальной жизни, неоднозначно поставлен вопрос — «пойди туда, не знаю куда». В данном случае правильных ответов может быть несколько, но каждый из них необходимо аргументировать. Ребенок, который осознанно решит задачу с солью, например, скажет, что две пачки соли за обедом съесть нельзя, вряд ли напишет в ответе: два с половиной землекопа или три с четвертью рабочих.
Имея опыт обсуждения таких заданий, дети будут грамотно составлять и свои задачи, что им предлагается делать довольно часто. А когда такой ребенок пойдет работать, ему не придет в голову написать: на каждую семью в России должно приходиться 2,2 ребенка.
РГ: Допустим, у ребенка нет абстрактного мышления и больших творческих способностей. Как ему заниматься по вашей методике?
Петерсон: Для таких детей развитие средствами математики еще важнее. Исследования показывают, что многие из тех, кого называли «слабыми», выравниваются и становятся «сильными». Эйнштейна в школе считали самым тупым.
Постоянное обращение к творчеству пробуждает врожденные способности и любознательность, и тому есть много подтверждений. Например, около 75% детей, которые ежегодно приходят на математический праздник в Москве, занимались по нашей методике. Такой же процент и среди победителей. А в специализированном интернате при МГУ, где учатся одаренные дети, по нашей программе занимались 50 процентов ребят.
РГ: Как выпускники сдают ЕГЭ в школах, где учат по Петерсон?
Петерсон: В Москве у нас больше 30 школ — экспериментальных площадок. Опыт показывает: процент успешных работ там существенно выше.
РГ: Правда ли, что занятия по вашей методике не требуют домашних заданий?
Петерсон: Знаю учителей, которые не дают задания на дом. Но я — за домашнее задание, только разумное, без перегрузки. Его обязательная часть — не более 15-20 минут самостоятельной работы ребенка, так, чтобы он не обращался ко взрослым. В этой части нужен и творческий компонент: ребенок должен что-то придумать, создать по аналогии с тем, что он делал в классе. Дополнительная, необязательная часть — только для тех, кому интересно: это одно-два более сложных, нестандартных задания, которые по желанию могут выполняться вместе с родителями.
РГ: Как вы считаете, нужны оценки в начальной школе?
Петерсон: Нужны, но не в форме «решения суда», а как фактор, мотивирующий детей к учебной деятельности. Например, в первом классе — это не балл, а символ — плюсик, звездочка, картинка-«штампик», который дети потом раскрасят. Со второго класса можно вводить баллы, но подход должен оставаться прежним.
РГ: А у преподавателя какой интерес работать по вашей методике? Одно дело: дал задание — класс тихо решает. Другое — методом общего обсуждения докопаться до истины. Это же шум, крик! А у педагога — нервы и голова болит.
Петерсон: Недавно я этот вопрос задала одной учительнице из Ярославля. Она сначала попробовала работать по нашей методике, а потом отказалась — нужна ведь большая подготовка. Стала вести традиционные уроки. А ученики у нее спрашивают: «Когда у нас снова будут интересные уроки? Это когда вы нам даете задание, мы сначала не можем его решить, а потом думаем-думаем, и у нас самих получается такое же правило, как и в учебнике!» Учительница мне говорит: «Ну как я могу их подвести?»
Настоящий учитель, а таких много, понимает свою ответственность за детей, ощущает свою миссию. Ведь не может артист выйти на сцену и сказать: «Друзья, у меня сегодня болит голова, я не буду играть Офелию!» И учитель не может себе такого позволить, ведь от его работы во многом зависят судьбы детей.
РГ: Сегодня к педагогам общество предъявляет огромные требования? Способны ли они их выполнить?
Петерсон: Гениальный математик Лобачевский сказал: чтобы выполнить педагогическую миссию, надо ничего не разрушать и все совершенствовать. Поэтому нам надо создать условия, чтобы каждый учитель сделал свой шаг вперед.
РГ: Нынешние школьники из рук вон плохо знают математику. Как улучшить качество преподавания этого предмета?
Петерсон: Число часов на преподавание математики сокращено более чем на треть. Это привело к резкому снижению качества математического образования и негативно отразилось на качестве общего среднего образования в целом. Математическое образование требуется ребенку, прежде всего, для того, чтобы помочь ему развить свое мышление и освоить универсальные инструменты успешного действия, поведения и саморазвития. А для этого количество часов на математику в 1-9 классах школы надо увеличивать хотя бы до 6 часов в неделю.
РГ: Может быть, стоит привлечь к работе в школе известных ученых? Из РАН, например? Как вам кажется, смогли бы они вести уроки?
Петерсон: Конечно, общение с яркими личностями, такими как ученые, принесет школьникам только пользу. Посмотрите, например, какое колоссальное значение имеет работа со школьниками лауреата Нобелевской премии Жореса Алферова, преподавателя Физтеха, руководителя национальной сборной по математике Назара Агаханова и многих других.
Кстати
Как говорит Людмила Петерсон, в последние годы к ним в академию на переподготовку стали часто приходить выпускники педвузов. Деятельностная педагогика становится основой нового стандарта общего образования, но студентов этому учат явно недостаточно. Они не готовы работать по новым требованиям. Надо кардинальным образом перестраивать систему подготовки учителей, менять метод преподавания. Уже на студенческой скамье будущий учитель должен видеть, что такое деятельностный метод. Преподаватели вузов и колледжей должны иначе вести занятия, хотя менять что-то очень сложно. Но такой опыт есть, например, в московских педколледжах N 8, 10, 13.
Система обучения Занкова: что это, плюсы и минусы
Школьное образование многими воспринимается как нечто традиционное, консервативное. Каждая реформа в этой системе вызывает множество споров. Но если бы педагогика, в частности ее дидактический раздел, не развивалась, то нынешняя жизнь была бы совершенно иной.
Еще два столетия назад половина учащихся испытывала трудности в овладении грамотой, а пятая часть детей вообще признавалась необучаемой из-за неудобного слогового метода. Разработка и применение звукового обучения чтению создала своеобразный рывок успеваемости и до сих пор стоит на вооружении в наших школах.
Но не только совершенствование методов заставляет образовательную систему меняться, коррективы вносит сама жизнь. За последний век распространение грамотности и создание новых технологий совершили настоящую информационную революцию. Появляются новые профессии, отмирают некоторые старые. Все труднее встретить человека, которому в течение жизни не пришлось бы менять род деятельности. Это обесценивает образование как просто набор сведений, усвоение которых закончилось вместе с получением диплома. Чтоб достичь определенных высот, нужно развивать способность решать нестандартные практические задачи, опираясь на логику и имеющиеся знания.
Для начала стоит сказать несколько слов о самом создателе системы. Леонид Владимирович Занков — выдающийся советский психолог и педагог, начавший свой трудовой путь в сельской школе и посвятивший всю жизнь работе с детьми. Большинство его работ связано с механикой памяти и психологией школьников.
Разработанная им система направлена на общее развитие ребенка, его ума, воли и эмоциональной сферы. Большое значение отводится самостоятельной работе и вниманию к индивидуальным особенностям ученика. Для системы Занкова характерны высокий темп, рассмотрение объектов с нескольких сторон, что подразумевает междисциплинарность и формирование целостной картины мира, и активный диалог с учениками.
Достоинства
- Каждый ребенок является отдельной личностью. Если в традиционной системе большая часть обучения представлена в виде потока информации, который нужно усвоить и воспроизвести детям, то у Занкова упор делается на сотрудничество учителя и ученика. Задача педагога состоит не в том, чтобы просто дать какие-то теоретические знания, а научить ребенка основам анализа и синтеза информации. Это обстоятельство помогает в том числе и организовать индивидуальный подход к каждому ученику, не уравнивать всех до средней успеваемости, а тянуть слабых за сильными.
- Система подразумевает уважительное отношение к ученику, отсутствие отметок за незнание и неумение в процессе обучения, дает ребенку возможность раскрыться и уверенно проявить себя в самостоятельной деятельности и коллективной работе.
- Развивает творческие способности. Очень многое построено на наглядности. Кроме того, формирование эмоциональной и эстетической составляющих является неотъемлемой частью общей системы.
- Большая часть коллективной работы построена на обсуждении, которое заслуживает любая тема во всех мелочах. Закладываются навыки логического диалога, формируется критическое мышление.
- Учит ребенка мыслить логически, рассуждать и искать нестандартные решения. Не дается тема, просто состоящая из определенных фактов, а некоторая часть теории постигается учеником самостоятельно. Происходит это благодаря обучению в форме диалога, при котором объект рассматривается со всех сторон и задается вектор рассуждений, и множеству практических задач.
Недостатки
- Высокий темп и уровень трудности подходит не для всех детей. У каждого ребенка есть индивидуальные особенности, и универсальной системы обучения абсолютно для всех нет. Некоторые школьники, не справившись с программой по Занкову, показывают неплохие результаты при обучении по традиционной системе.
- Это же обстоятельство предполагает определенную подготовку ребенка к школе. В системе Занкова уделено внимание специальным программам для дошкольных учреждений. При этом основная система разрабатывалась только для начального этапа школьного обучения. Существуют учебники для отдельных дисциплин среднего звена, но законченного систематизированного комплекса все же нет. После окончания начальной школы ребенку неизбежно придется адаптироваться к другой программе.
- Многие жалуются на скудную теоретическую часть. Действительно, по сравнению с традиционной системой, где львиная доля часов отдана на последовательное закрепление материала, у Занкова отведено много времени практическому применению знаний, причем это не просто решение по образцу, а подчас довольно сложные задания. Стремление задать высокую планку и научить продуктивному мышлению приводит к тому, что некоторые задачи способны поставить в тупик и родителей.
- Высокие требования к педагогу. Полноценная работа системы возможна только при особом содействии в классе. Учитель должен, не теряя своей руководящей роли, увидеть в своих учениках не объект, а полноправный субъект обучения. Это предполагает взаимное уважение, отсутствие авторитарности и отказ от сравнительного оценивания между детьми — оценивать следует лишь развитие школьника, его собственные успехи, достигнутые на разных этапах.
- Авторские образовательные системы — достаточно спорный вопрос. Нередко они на практике оказываются почти невыполнимыми или слишком специфичными. Система Занкова впервые нашла применение еще в советские годы и за 60 лет доказала свою эффективность настолько, что стала частью ФГОС Российской Федерации.
Похожие записи
Часто слышишь: «Мы занимаемся по Виноградовой..», «А у нас в классе учат по Занкову». К сожалению, большинство родителей могут лишь назвать автора учебной программы, другие скажут «нам ее хвалили», третьи, может быть, расскажут о конкретных плюсах и минусах. Но в целом же, рядовой родитель с трудом понимает, чем различаются все эти программы. И не удивительно. Действительно сложно пробраться сквозь научный стиль и терминологию педагогических текстов. Во-первых, существует ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА и ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА. Систем всего три: система Занкова (развивающая), система Эльконина-Давыдова (развивающая) и традиционная (см. ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 21.10.2004 N 93). Программ же значительно больше. Кроме официально признанных, существует множество экспериментальных систем, а также авторских, внутришкольных, которые мы не будем рассматривать в данной статье. Все одобренные Минобразом системы и программы отвечают главному требованию: они позволяют ученику усвоить ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ знаний. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности. У каждой системы и программы есть свой автор, так сказать, идейный вдохновитель. Но это не означает, что все учебники по всем предметам написаны только им одним . Конечно же, над составлением УМК (Учебно-Методического Комплекта) трудился целый коллектив! Поэтому фамилии на учебниках ваших детей, естественно, будут разные. Но, несмотря на «коллективное творчество», все учебники в рамках одной программы имеют единые: Цель (т.е. тот результат, который должен получиться, те качества, которыми в итоге должны обладать выпускники, проучившиеся по той или иной программе) Задачи (т.е. те шаги, при помощи которых достигается поставленная цель) Принципы (т.е. особенности организации обучения, подачи материала, выбора методов, которые и отличают одну программу от другой). |
Образовательная система Л.В. Занкова — презентация онлайн
1. Образовательная система Л.В. Занкова
Выполнил: студент 5 курсанаправления «Педагогическое образование»
Короткова Ксения
2. Об авторе образовательной системы
Занков Леонид Владимирович (1901-1977г.г.) – этосоветский психолог. Специалист в области дефектологии,
памяти, запоминания, педагогической психологии. Ученик Л.
С. Выготского.
Леонид Владимирович был специалистом по педагогической
психологии и изучал вопросы, связанные с развитием детей,
в результате выявил некоторые закономерности, влияющие
на эффективность их обучения.
Свою систему обучения Занков разработал еще в 60-70-х
годах прошлого века. А с 90-х годов ее начали применять в
школах, как экспериментальную. Применяют ее и по сей
день. Программа Занкова относится к разряду
нетрадиционных, развивающих программ обучения. И имеет
свои особенности.
Основные принципы обучения
O высокий уровень трудности
O быстрый темп изучения
O ведущая роль теоретических знаний
O сознательность обучения
O связь между частями материала
O индивидуальный подход к обучению
Высокий уровень сложности – что это означает?
На уроках детям дают «пищу» для ума, побуждают
включать свой интеллект, анализировать, искать
выходы из ситуаций, преодолевать препятствия,
вспоминать все, что они знают по изучаемой теме, а
также подключать к процессу обучения эмоции.
Занков считал, что только таким способом можно
достигнуть интенсивного и быстрого развития
школьников. Приветствуются даже неправильные
ответы. Так как нахождение ошибок – тоже способ
усвоения материала. Задача учителя «растормошить»
учеников, сделать так, чтобы им хотелось проявлять
активность на уроках, высказывать свою точку зрения
и обосновывать ее.
Быстрый темп – что это означает?
Дети быстро устают от однообразных занятий. То есть, если
им изо дня в день повторять одно и то же (например,
заставлять из урока в урок проверять безударные гласные в
словах или решать однообразные примеры на умножение), то
продуктивность их работы снижается, им становится совсем
неинтересно. Естественно, при этом и скорость усвоения
материала снижается.
Чтобы поддерживать быстрый темп, Занков предложил
каждую единицу информации на уроках рассматривать в
связи с другими единицами: сравнивать, находить сходства,
искать различия. Рассматривать материал как единую
логическую схему. И здесь обнаруживается соприкосновение
с еще одним принципом — «связь между частями
материала».
Связь между частями материала– что это
означает?
Детям предоставляется информация из
средних классов.
Но не для изучения, а для ознакомления. Для
того, чтобы можно было шире и глубже
понять суть изучаемого явления.
Связь между частями иногда выходит за
рамки школьной программы начальной
школы.
Теоретические знания – что это означает?
Дети обязательно узнают определения, правила,
термины – их этому научат. Главный вопрос-как?
Ученики добывают знания путем обсуждения, анализа,
умозаключений, совместной работы на уроке. Они
спорят, но спорят культурно. Доказывают друг другу,
указывают на ошибки и в результате докапываются до
истины. Знания, приобретенные таким путем,
остаются в голове надолго, и это — посыл к
следующему принципу.
Осознанность обучения– что это означает?
Школьники понимают, что они делают на уроке, зачем
они это делают, как делают, и для чего им это нужно.
Причем, сам процесс обучения построен интересно.
Например, одно из заданий: проверить работу соседа
по парте. То есть, дети меняются тетрадками и
проверяют друг друга. Если находят ошибки, то
указывают на них. Но только так, чтобы не обидеть
товарища, аргументируют, доказывают.
Тот школьник, чью работу проверяют, учится спокойно
воспринимать критику, и если она кажется ему не
обоснованной, в свою очередь, отстаивает свою точку
зрения.
Учебные материалы
Авторами пособий с 1 по 4 класс по русскому языку
являются Н.В. Нечаева и С.В. Яковлева. Нечаева же
является автором «Азбуки» для 1 класса, ее она
составляла в компании с Белорусец К.С. И к «Азбуке»,
и к учебникам русского языка прилагаются рабочие
тетради.
Знакомиться с математикой детям помогают учебники
и рабочие тетради, над которыми трудился целый
коллектив авторов: Аргинская И.И., Бененсон Е.П.,
Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.
Учебные материалы
Есть две линии учебников по литературному чтению.
Автором одной линии является Свиридова В.Ю.,
автором другой – Лазарева В.А. Также для изучения
литературы имеются рабочие тетрадки и хрестоматии.
«Окружающий мир» представлен учебниками и
рабочей тетрадью под авторством Дмитриевой Н.Я. и
Казакова А.Н.
Учебные материалы
Учебники по «Английскому языку» для 2 – 4 классов
называются «Волшебная радуга». Авторы:
Святловская Е. А., Белоусова С. Ю., Гацкевич М. А.
Также есть отдельные учебники по «Музыке»,
«Изобразительному искусству», «Физической
культуре», «Технологии» и предмету «Основы
духовно-нравственной культуры народов России».
Плюсы и минусы образовательной системы
Плюсы.
O нет главных и второстепенных предметов. Каждый
предмет значим для общего психического развития
ребенка
O быстрое усвоение материала и множество различных
упражнений и необычных заданий
O включение учащихся в творческую деятельность –
основной путь развивающего обучения
O подготовка учащихся к самостоятельной деятельности
в нестандартных учебных ситуациях
O динамичная работа, активное понимание нового
материала
O научение детей применению приобретенных знаний и
O
O
O
O
O
умений в реальных жизненных ситуациях
возможность ребенку высказывать свое мнение,
оспаривать его и доказывать
учитель в роли наставника и собеседника
Постановка общих вопросов предполагает свободное
оперирование материалом, выбор аспектов анализа
близких ребенку, что дает включаемость наиболее
«слабых» детей – они работают на уроках наравне с
остальными
каждый ребенок может и должен иметь успех в
деятельности, брать ответственность на себя,
контролировать свои знания, свои возможности
решение поставленной проблемы на протяжении
нескольких уроков, что дает возможность детям
самостоятельно найти это решение (больше времени)
Минусы.
O программа довольно сложная как для учителя, так и
для школьников
O нагрузка на школьника в виде большого объема
домашней работы
O учебники, который написаны специально под
программу, содержат очень много ошибок и
недочетов
O развитие всех учащихся, в том числе и наиболее
слабых, по одним и тем же принципам
O отсутствие преемственности
Заключительные выводы
Основным препятствием для эффективного
осваивания знаний по этой системе является ее
сложность. И если ученик «не успевает», то его
приходится переводить в более слабый класс с иными,
как правило, традиционными методами обучения.
Ведь не у всех родителей есть время помогать детям в
решении не очень-то легких домашних заданий.
С другой стороны, при успешном обучении и
максимальном соблюдении вышеупомянутых
принципов , школьник будет на сто процентов готов к
сложностям, которые ждут его в старшей школе.
Критикуя или расхваливая систему Занкова,
необходимо брать во внимание множество
субъективных факторов: тревожность родителей,
личностные качества педагога, желания и реальные
способности школьника.
Это направление в психолого-педагогической науке
предусматривает то, что школьный класс не будет
делиться на «слабых» и «сильных», а у всех детей
будет одинаковый стимул добывать знания. Но, как
показывает практика, чаще происходит жестокий
отбор в так называемые «занковские» классы, где
собирают детей, у которых четко выражена
способность самостоятельно мыслить и работать. А
это уже грубое нарушение принципа личностного
подхода к каждому ребенку, который и должен лежать
в основе любого направления.
Леонид Владимирович Занков: система развивающего обучения
Система Занкова была внедрена в российских школах в 1995–1996 годах как параллельная система начального образования. Можно сказать, что это соответствует достаточно высокой степени, закрепленной в Законе Российской Федерации об основах образования. По их мнению, образование должно быть гуманитарным. Кроме того, он должен обеспечивать развитие личности каждого ребенка.
Суть системы Занкова
Сегодня система Занкова — одна из тех, которые разрешены к использованию, как и другие программы начальной школы.Кратко расскажу о том, в чем его суть. Эта система предполагает, что дети должны «приобретать» знания. Их нельзя просто дарить студентам, как считал Занков. Его система нацелена на то, чтобы учитель ставил определенную задачу, а дети должны решать ее самостоятельно, естественно, под руководством учителя. Во время урока происходит диспут, дискуссия, в которой возникает множество мнений. Постепенно из них выкристаллизовываются знания. Таким образом, интеллектуальное движение идет в обратном традиционном порядке: не от простого к сложному, а наоборот.
К прочим функциям, предложенным Занковым (портрет представлен выше) программа включает высокую скорость обучения, множество заданий на изучение материала. Это непростой процесс. Он должен быть максимально разнообразным и динамичным. Например, школьники часто посещают библиотеки, музеи, выставки, проводится большая внеклассная работа. Все это способствует успешному обучению.
А теперь рассмотрим подробнее и подробнее методологию, предложенную Занковым. Его система сегодня очень популярна.Однако его принципы часто понимают неправильно. Сначала кратко опишем идеи, предложенные Занковым. Его система будет рассмотрена нами в общих чертах. Затем мы поговорим об ошибках, которые делают современные учителя, применяя эти принципы на практике.
Назначение системы Занкова
Итак, популярная методика начального образования, разработанная Леонидом Владимировичем Занковым. Система преследовала его следующую цель — высокое общее развитие детей. Что сделал Л.В.Занков имел ввиду под этим? Всестороннее развитие личности ребенка, влияющее на «разум» (познавательные процессы), волевые качества, управляющие всей деятельностью («волю»), а также проявляющие себя морально-этические качества («чувства»). в различных видах деятельности. Общее развитие — это формирование и качественная трансформация качеств личности. Эти свойства — основа успешного обучения в школьные годы. По окончании учебы они становятся основой творческой работы в различных сферах деятельности.Развитие воображения способствует эффективному решению проблем во многих сферах. Л. В. Занков писал, что процесс обучения по этой системе меньше всего напоминает холодное и размеренное восприятие материала. Его пронизывает чувство, которое появляется, когда человек восхищается открывшейся ему сокровищницей знаний.
Чтобы решить эту проблему, нельзя было просто улучшить существующие программы начальной школы. Поэтому в 60-70-е годы 20 века была создана новая дидактическая система обучения.Принципы, на которых построен весь образовательный процесс, стали его стержнем и единой основой. Кратко расскажу о каждом из них.
Высокий уровень сложности
Приходилось исходить из того, что существовавшие в то время школьные программы не были насыщены учебным материалом. Кроме того, методы обучения не способствовали проявлению творческой активности детей. Поэтому первым принципом был принцип обучения школьников на высоком уровне сложности.Это наиболее важно в системе Занкова, поскольку только образовательный процесс, который дает обильную пищу для ума, может способствовать интенсивному и быстрому развитию. Сложность подразумевает напряжение как интеллектуальных сил ученика, так и духовных. При решении задач должна иметь место интенсивная работа мысли и развитие воображения.
Студент должен преодолевать препятствия, возникающие в процессе познания. В системе Занкова необходимое напряжение достигается за счет применения анализирующего наблюдения и метода проблемного обучения, а не за счет использования сложного материала.
Ценность высокого уровня сложности
Основная идея этого принципа — создать особую атмосферу, в которой происходит интеллектуальная активность учащихся. Необходимо дать им возможность самостоятельно решать поставленные задачи, а также понимать и уметь определять трудности, возникающие в процессе обучения. Важно найти способы преодолеть эти трудности. Этот вид деятельности, по словам Занкова, способствует тому, что все имеющиеся знания о предмете активизируются.Также развивает самоконтроль, произвол (то есть управление деятельностью) и наблюдательность. При этом повышается эмоциональный фон образовательного процесса. Ведь всем нравится чувствовать себя умными и способными добиваться успеха.
В быстром темпе
L.V. Занков выступал против однообразных и однообразных упражнений, а также многократного повторения изученного материала. Он ввел еще один принцип, суть которого заключалась в том, чтобы учиться в быстром темпе. Техника Занкова подразумевает динамичную и постоянную смену действий и задач.
Ведущая роль теоретических знаний
Л.В. Занков не отрицал, что задачей начальной школы было формирование вычислительных, орфографических и других навыков. Однако он был против «тренерских», пассивно-репродуктивных методов. Леонид Занков убеждал, что навыки студентов должны формироваться в результате глубокого понимания науки, лежащей в основе предмета. Таким образом, возник еще один принцип, согласно которому теоретические знания должны играть ведущую роль. Он был направлен на повышение когнитивной направленности начального образования.
Осознанное обучение
Не менее важно осознанность обучения. Под ним подразумевается понимание содержания материала. Система Л. В. Занкова расширяет эту интерпретацию. Сам процесс обучения также должен быть осознанным. К этому примыкает еще один принцип, который предложил Леонид Занков. Расскажи и о нем.
Связи между частями материала
Объектами пристального внимания должны быть связи, существующие между частями материала, закономерности вычислительных, грамматических и других операций, а также механизм возникновения ошибок и их преодоления.
Этот принцип можно раскрыть следующим образом. У младших школьников есть важная особенность изучения материала, заключающаяся в том, что активность его аналитического осмысления быстро снижается, если у учеников несколько уроков подряд для анализа той или иной единицы материала, выполнения одних и тех же мысленных операций (например, путем изменяя форму слова, чтобы выбрать ему тестовые слова). Таким образом, математика Занкова сильно отличается от математики, преподаваемой в других системах. Ведь именно этот предмет чаще всего изучается на подобных задачах, против чего выступает Леонид Владимирович.Известно, что в этом возрасте дети очень быстро устают заниматься одним и тем же. В результате снижается их эффективность, замедляется процесс разработки.
Л.В. Система Занкова решает эту проблему следующим образом. Чтобы не «застаиваться», необходимо исследовать единицы материала во взаимосвязи с другими. Каждый раздел следует сравнивать с другими. Рекомендуется проводить урок по системе Занкова таким образом, чтобы учащиеся могли найти сходства и различия между разными частями учебного материала.Они должны уметь определять меру зависимости дидактической единицы от остального. Материал следует интерпретировать как логически совместимую систему.
Еще одним аспектом этого принципа является увеличение емкости времени, посвященного тренировкам, повышение эффективности. Это может быть сделано, во-первых, за счет комплексного усвоения материала, а во-вторых, за счет отсутствия в программе отдельных периодов, предназначенных для повторения ранее изученного, как в традиционном методе.
Тематические блоки
Система обучения Занкова предполагает, что материал разбит учителем по тематическим блокам.В их число входят единицы, которые тесно взаимодействуют друг с другом и зависят друг от друга. Их одновременное изучение экономит учебное время. Кроме того, можно изучать блоки для различных уроков. Например, при традиционном планировании на изучение каждой из двух таких единиц отводится 4 часа. При объединении в блок преподаватель имеет возможность касаться каждого из них в течение 8 часов. Кроме того, при нахождении связей с похожими объектами повторяется ранее пройденный материал.
Создание определенных условий обучения
Мы уже говорили, что большую роль в этой системе играет внеклассная деятельность. Но не только она. Коллектив лаборатории Занкова, как и сам ученый, отталкивался тем, что определенные условия в классе положительно сказываются на развитии всех учеников, как слабых, так и сильных. Развитие происходит индивидуально. Его темп может быть разным, в зависимости от способностей и склонностей каждого отдельного ученика.
Текущее состояние системы Занкова
Прошло более 40 лет с момента разработки всех этих принципов. В настоящее время возникла необходимость осмыслить эти идеи с точки зрения современной педагогики. Изучив современное состояние системы Занкова, ученые пришли к выводу, что трактовка некоторых принципов в педагогической практике была искажена.
Искажения «быстрого темпа»
«Быстрый темп» стали понимать в основном как сокращение времени, отведенного на проявление материала.Однако педагогические средства и условия, которые использовал Занков, не были выполнены должным образом. Но именно они сделали обучение более интенсивным и легким.
Занков предложил интенсифицировать процесс изучения предметов в связи с тем, что дидактические единицы рассматривались комплексно. Каждый из них был представлен в разных аспектах и функциях. Пройденный ранее материал постоянно включался в работу. С помощью этих средств можно было отказаться от «жевания» уже известных учеников, которое практиковалось традиционно.Занков стремился избегать однообразных многократных повторений, которые приводят к духовной апатии и душевной лени, а значит, тормозят развитие ребенка. Слова «быстрый темп» были введены им в противовес этому. Под ними подразумевается качественно новая организация образования.
Непонимание ценности теоретических знаний
Другой принцип состоит в том, что ведущие роли должны отводиться теоретическим знаниям, что также часто неправильно понимается учителями. Возникновение необходимости в этом было также связано с характером техник, использовавшихся в середине 20 века.В то время начальная школа считалась особым этапом школьного образования. У нее был так называемый пропедевтический характер. Другими словами, она готовила детей только к старшей школе. Традиционная система на основе этого сформировала у ребенка — в основном репродуктивным путем — необходимые навыки работы с материалом, которые можно применить на практике. Занков, однако, выступал против такого чисто практического способа усвоения студентами первых знаний. Он отметил присущую ему когнитивную пассивность.Занков указал на необходимость осознанного овладения навыками, основанного на работе с теоретическими данными по изучаемому.
Повышение интеллектуальной нагрузки
В современной реализации этого принципа, как показал анализ состояния системы, был уклон в сторону слишком раннего усвоения теоретических знаний студентами. В то же время их понимание с помощью чувственного опыта не развито на должном уровне. Это приводит к тому, что интеллектуальная нагрузка увеличивается значительно и без надобности.В классах, где проходило обучение по системе Занкова, стали отбирать наиболее подготовленных к школе. Таким образом были нарушены концептуальные основы системы.
Сегодня особой популярностью у школьников пользуется английский язык по методике Занкова. Это и понятно, ведь сегодня этот язык очень востребован, и не всех устраивают традиционные способы его обучения. Однако нужно понимать, что, выбрав английский для школьников для своего ребенка по системе Занкова, вы можете быть разочарованы.Дело в том, что не всегда этот прием используется правильно. Современные учителя часто искажают систему Занкова. По этой же методике преподаются русский язык, математика, биология и другие предметы. Эффективность его использования зависит от учителя.
Леонид Владимирович Занков: система развивающего обучения
Система Занкова была внедрена в российских школах в 1995–1996 годах как параллельная система начального образования. Можно сказать, что это соответствует довольно высокой степени, установленной Законом Российской Федерации «Об основах образования».По их мнению, образование должно носить гуманитарный характер. Кроме того, он должен обеспечивать развитие личности каждого ребенка.
Суть системы Занкова
Сегодня система Занкова является одной из тех, которые разрешены к использованию, как и другие программы начальной школы. Кратко опишем, в чем его суть. Эта система предполагает, что дети должны «получать» знания. Их нельзя просто дарить студентам, как считал Занков. Его система нацелена на то, чтобы учитель задает определенную задачу, а дети должны решать ее самостоятельно, естественно, под руководством учителя.Во время урока возникает диспут, дискуссия, в которой возникает множество мнений. Постепенно из них выкристаллизовывается знание. Таким образом, интеллектуальное движение идет в обратном традиционном порядке: не от простого к сложному, а наоборот.
К прочим функциям, предложенным Занковым (портрет представлен выше), в программе предусмотрена высокая скорость обучения, множество заданий на отработку материала. Это непростой процесс. Он должен быть максимально разнообразным и динамичным. Например, школьники часто посещают библиотеки, музеи, выставки, ведется большая внеклассная работа.Все это способствует успешному обучению.
А теперь рассмотрим более глубоко и подробно метод, который предложил Занков. Его система сегодня очень популярна. Однако часто его принципы понимают неправильно. Вначале кратко изложим идеи, которые предложил Занков. Его систему мы рассмотрим в общих чертах. Затем мы поговорим о том, какие ошибки допускают современные учителя при реализации этих принципов.
Назначение системы Занкова
Итак, популярная методика начального обучения была разработана Леонидом Владимировичем Занковым.Его система преследовала следующую цель: высокое общее развитие детей. Что имел в виду Л. В. Занков? Всестороннее развитие личности ребенка, влияющее на «разум» (познавательные процессы), волевые качества, регулирующие все виды деятельности («волю»), а также морально-этические качества («чувства»), проявляющиеся в различных видах деятельности. . Общее развитие — это формирование и качественное преобразование личности. Эти свойства — основа успешного обучения в школьные годы.По окончании учебы они становятся основой творческой работы в различных сферах деятельности. Развитие воображения способствует эффективному решению проблем во многих сферах. Л.В. Занков писал, что процесс обучения при использовании этой системы меньше всего напоминает холодное и размеренное восприятие материала. Его пронизывает чувство, которое возникает, когда человеком восхищается открывшаяся ему сокровищница знаний.
Для решения этой проблемы было невозможно просто улучшить существующую учебную программу начальной школы.Поэтому в 60-70-е годы 20 века была создана новая дидактическая система обучения. Ядро, на котором построен весь образовательный процесс, является его стержнем и его единой основой. Вкратце поговорим о каждом из них.
Высокий уровень сложности
Необходимо было исходить из того, что школьные программы не были насыщены учебным материалом. Кроме того, методы обучения не способствовали проявлению творческой активности детей.Поэтому первым принципом был принцип обучения студентов на высоком уровне сложности. Это наиболее важно в системе Занкова, поскольку только образовательный процесс, который дает достаточно пищи для ума, может способствовать интенсивному и быстрому развитию. Под трудностью понимается напряжение как интеллектуальных сил ученика, так и духовных сил. При решении задач должна иметь место интенсивная работа мысли и развитие воображения.
Учащийся должен преодолевать препятствия, возникающие в процессе познания.В системе Занкова необходимое напряжение достигается за счет использования анализирующего наблюдения и проблемного метода обучения, а не за счет использования сложного материала.
Важность высокого уровня сложности
Основная идея этого принципа — создать особую атмосферу, в которой наблюдается интеллектуальная активность школьников. Необходимо дать им возможность самостоятельно решать поставленные задачи, а также понимать и уметь определять трудности, возникающие в процессе обучения.Важно найти способы преодолеть эти трудности. Эта деятельность, по словам Занкова, способствует тому, что все имеющиеся знания о предмете активизируются. Также он развивает самообладание, произвол (то есть управление деятельностью) и наблюдательность. При этом повышается эмоциональный фон учебного процесса. Ведь каждому человеку нравится чувствовать себя умным и способным добиваться успеха.
Быстрый темп
Занков Л.В. высказался против однообразия и однообразия упражнений, а также многократного повторения пройденного материала.Он ввел еще один принцип, суть которого заключалась в том, чтобы учиться в быстром темпе. Метод Занкова предполагает динамичную и постоянную смену действий и задач.
Ведущая роль теоретических знаний
Л.В. Занков не отрицал, что задачей начальной школы является формирование вычислительных, орфографических и других навыков. Однако он был против «тянущих», пассивно-репродуктивных методов. Занков Леонид призвал к тому, чтобы навыки студентов формировались в результате глубокого понимания науки, лежащей в основе предмета.Так появился еще один принцип, согласно которому ведущая роль должна принадлежать теоретическим знаниям. Он был направлен на повышение когнитивной направленности начального образования.
Сознание обучения
Не менее важно осознание обучения. Под ним подразумевалось понимание содержания материала. Система Л. В. Занкова расширяет эту интерпретацию. Сам процесс обучения должен быть осознанным. К этому следует еще один принцип, предложенный Леонидом Занковым.Поговорим о нем.
Связи между частями материала
Объектами пристального внимания должны быть связи, существующие между частями материала, закономерности вычислительных, грамматических и других операций, а также механизм появления ошибок и их преодоления.
Этот принцип можно понять следующим образом. У младших школьников есть важная особенность изучения материала, заключающаяся в том, что активность его аналитического осмысления снижается быстрыми темпами, если учащиеся вынуждены анализировать несколько единиц материала в серии уроков, выполнять одни и те же мыслительные операции (например, путем изменения формы слова, чтобы выбрать слова, подтверждающие его).Таким образом, математика Занкова сильно отличается от математики, которую преподают в других системах. Ведь именно этот предмет изучается чаще всего на однотипных заданиях, против которых выступает Леонид Владимирович. Известно, что в этом возрасте детям очень быстро надоедает одно и то же. В результате снижается эффективность их работы, замедляется процесс разработки.
Система LV Zankova решает эту проблему следующим образом. Чтобы не «топтаться на месте», необходимо исследовать единицы материала в связке с другими.Каждый раздел следует сравнивать с другими. Рекомендуется проводить урок в системе Занкова, чтобы учащиеся могли найти сходства и различия между различными частями учебного материала. Они должны уметь определять меру зависимости одной дидактической единицы от других. Материал следует интерпретировать как логически взаимодействующую систему.
Еще одним аспектом этого принципа является увеличение емкости времени, выделяемого на обучение, повышение эффективности.Это может быть достигнуто, во-первых, за счет комплексного усвоения материала, а во-вторых, за счет отсутствия в программе отдельных периодов, предназначенных для повторения изученного ранее, как в традиционной методике.
Тематические блоки
Система обучения Занкова предполагает, что материал распределяется преподавателем по тематическим блокам. В их число входят единицы, которые тесно взаимодействуют друг с другом и зависят друг от друга. Их изучение одновременно экономит учебное время.Кроме того, становится возможным изучать блоки на протяжении множества уроков. Например, при традиционном планировании каждому из этих двух модулей выделяется по 4 часа. Когда они объединяются в единое целое, учитель имеет возможность прикоснуться к каждой из них в течение 8 часов. Кроме того, за счет нахождения связей с подобными объектами осуществляется повтор пройденного ранее материала.
Создание особых условий обучения
Мы уже говорили, что большую роль в этой системе играет внеклассная работа.Но не только это. Коллектив лаборатории Занкова, как и сам ученый, исходил из того, что определенные условия обучения в классе благоприятно влияют на развитие всех учеников, как слабых, так и сильных. Развитие в этом случае происходит индивидуально. Темп его может быть разным, в зависимости от способностей и наклонностей каждого конкретного ученика.
Текущее состояние системы Занкова
Прошло более 40 лет с момента разработки всех этих принципов.В настоящее время существует необходимость осмыслить эти идеи с точки зрения современной педагогики. Изучив современное состояние системы Занкова, ученые пришли к выводу, что трактовка определенных принципов в педагогической практике была искажена.
Искажение значения «быстрого темпа»
«Быстрый темп» стал пониматься в основном как сокращение времени, затрачиваемого на усвоение материала. Однако педагогические средства и условия, которые использовал Занков, не были выполнены в должной мере.И именно они сделали обучение более интенсивным и легким.
Занков предложил интенсифицировать процесс изучения предметов в связи с тем, что дидактические единицы рассматривались комплексно. Каждый из них был представлен в различных аспектах и функциях. Работа последовательно включала в себя материал, о котором шла речь ранее. С помощью этих средств можно было отказаться от уже известного студентам «жевания», которое практиковалось традиционно. Занков стремился избегать повторяющихся повторов, которые приводят к духовной апатии и умственной лени и тем самым тормозят развитие ребенка.Слова «быстрый темп» были введены им в противовес этому. Под ними подразумевается качественно новая организация обучения.
Неправильное понимание важности теоретических знаний
Другой принцип, согласно которому ведущие роли должны отдаваться теоретическим знаниям, также часто понимается учителями неправильно. Возникновение необходимости в этом было также связано с характером техник, использовавшихся в середине 20 века. В то время начальная школа считалась особым этапом школьного образования.Он имел так называемый пропедевтический характер. Другими словами, она только готовила детей к учебе в старшей школе. Традиционная система, исходя из этого, сформировала необходимые навыки работы с материалом, преимущественно репродуктивно, с материалом, которые можно использовать на практике. Занков также выступал против этого чисто практического способа усвоения первых знаний школьников. Он отметил присущую ему познавательную пассивность. Занков указал на необходимость осознанного овладения навыками, основанного на работе с теоретическими данными по изучаемому.
Повышенная интеллектуальная нагрузка
В современной реализации этого принципа, как показал анализ состояния системы, наблюдался перекос в сторону слишком раннего усвоения теоретических знаний школьниками. В то же время их понимание посредством сенсорного опыта не развито на должном уровне. Это приводит к тому, что интеллектуальная нагрузка значительно и необоснованно увеличивается. В классах, где преподается система Занкова, стали отбирать наиболее подготовленных к школе.Таким образом были нарушены концептуальные основы системы.
Сегодня особой популярностью у школьников пользуется английский язык по методике Занкова. Это и понятно, ведь сегодня этот язык очень востребован, а традиционные методы его обучения подходят далеко не всем. Однако нужно понимать, что если вы выберете английский для школьников по системе Занкова для своего ребенка, вы можете быть разочарованы. Дело в том, что этот прием не всегда используется правильно.Современные учителя часто искажают систему Занкова. По этой же методике преподаются русский язык, математика, биология и другие предметы. Эффективность его использования во многом зависит от учителя.
p >>Внешкольные и внешкольные программы
Хотя Департамент образования Миннесоты не предоставляет прямые программы, мы старательно работаем с местными школами и общественными организациями, чтобы обеспечить качественные возможности внеклассного обучения по всей Миннесоте.Вот несколько примеров поддерживаемых нами программ. Общественные учебные центры 21-го века
Общественные учебные центры — это федеральные программы, финансируемые за счет грантов, которые предоставляют учащимся возможности повышения квалификации до и после школы и в течение как минимум четырех недель во время летних каникул. Общественные учебные центры создаются партнерством между школами и общественными организациями, которые уделяют приоритетное внимание программам, обслуживающим учащихся в школах с высоким уровнем бедности и низкой успеваемостью. Общественные учебные центры 21-го века
Программа послешкольного питания для групп риска
Программы послешкольного и летнего питания для групп риска помогают учащимся получать необходимые питательные блюда в безопасном, контролируемом месте.Для многих учеников это единственная возможность получить доступ к здоровой еде после окончания учебного дня или учебного года. Посетите страницу «Под угрозой» для получения дополнительной информации о программах питания.
Общественное образование
Общественное образование способствует обучению и социальному развитию посредством внеклассных и летних программ для учащихся и взрослых всех возрастов. Идея общинного образования заключается в том, что образование — это процесс на протяжении всей жизни. Программа возлагает общую ответственность за просвещение всех на все сообщество, предоставляя возможность местным гражданам, школам и организациям стать активными партнерами в решении проблем образования и сообщества.Связывая выявленные потребности с доступными ресурсами, сообщества повышают качество жизни для всех. Обратитесь в местный районный офис для получения дополнительной информации о возможностях обучения в вашем районе .
Библиотеки
Библиотеки признают важность библиотечных услуг для детей и подростков. Специализированный персонал Службы государственной библиотеки планирует, разрабатывает и внедряет программы в масштабе штата и предлагает возможности профессионального развития библиотекарям, работающим с молодежью.Найдите местные библиотечные программы.
Целевые программы обслуживания
Целевые услуги, предоставляемые до школы, после школы и по летним программам для учащихся классов K-8, которые могут испытывать трудности в обычной школьной программе и нуждаются в дополнительном времени для развития навыков и способностей. Адресные услуги предназначены для удовлетворения потребностей всего ребенка. Таким образом, это не более то же самое преподавание и обучение, которое происходит в течение учебного дня, а другой подход к взаимодействию учащихся с учителем, школой и обществом.Цель состоит в том, чтобы развить навыки, необходимые для успешной учебы в обычной школьной программе. Обратитесь в местный районный офис для получения информации о программах, доступных в вашем районе. .
STEM
Миннесоту можно назвать страной 10 000 возможностей STEM. STEM означает интегрированное образование в области естественных наук, технологий, инженерии и математики. Чтобы помочь учащимся воспользоваться этими возможностями, этот веб-портал был разработан для выявления в пределах региона или возрастной группы нескольких организаций, предоставляющих услуги.Как только вы найдете организацию, отвечающую вашим потребностям, вы будете перенаправлены на ее сайт, чтобы установить контакт. Изучите STEM, чтобы узнать о возможностях в вашем регионе.
Программа Пелатихан Занков — Секолах 2021
Академиси Леонид Занков mengembangkan sistem pendidikannya sendiri Untuk siswa sekolah dasar.Pendekatannya ditujukan pada pengembangan komprehensif siswa. Ilmuwan memperkenalkan mata pelajaran sepertimbaca sastra, musik sebagai bagian dari sistemnya, mengubah program bahasa Rusia dan matematika. Карена peningkatan materi studi, например, menambahkan satu tahun studi.
Inti dari gagasan itu
Peran utama dalam pendidikan ditempati oleh pengetahuan teoritis. Pelatihan berlangsung di tingkat kesulitan yang tinggi, sejumlah besar materi dipelajari, langkah cepat dari perjalananannya.Kesulitan-kesulitan ini dirancang Untuk diatasi oleh siswa secara mandiri. Гуру bekerja пада pengembangan keseluruhan setiap siswa. Pendekatan Zankov ditujukan Untuk mengembangkan kemampuan kreatif anak. Tujuan utama дари системы ини адалах антук мембуат шишва menikmati aktivitas kognitif.
Pelajaran tentang sistem Zankov
Pelajaran dalam sistem Zankov berbeda secara signifikan dari pelajaran tradisional. Aktivitas kognitif siswa hanya dapat diaktifkan dengan suasana rahasia di kelas.Hubungan ян байк харус дибангун антара гуру дан шисва дан раса салинг менгормати харус ада. Анак-анак харус бебас унтук мерасакан пеладжаран дан тидак такут пада экспреси дири, самбил менйадари бахва гуру ди келас масих тетап янь утама. Гуру харус менанггапи кешалахан дан тиндакан шишва секара мемадаи дан бенар. Далам хал апа каламбур, тидак болех ада шикап касар атау менгхина терхадап шисва.
Pelajaran dibangun dalam bentuk diskusi. Siswa harus dapat menantang pendapat tidak hanya teman sekelas, tetapi juga guru, jikamereka tidak setuju дан тидак такут Untuk mengekspresikan sudut pandangmeka.Гуру dengan benar memperbaiki kesalahan дан tidak memberikan nilai buruk, tetapi, sebaliknya, kegiatan apa pun dalam pelajaran dianjurkan.