Рабочая программа на тему: Программа работы кружка по дополнительному образованию «Развивай-ка» по методике Марии Монтессори
Российская Федерация,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
ДС № 66 «Забавушка»
г. Нижневартовск
Содержание | |||
1. | Паспорт программы | 3 | |
2. | Пояснительная записка | 5 | |
3. | Основные принципы программы кружка «Развивай-ка» | 6 | |
4. Цели и задачи программы | 6 | ||
5. | Средства реализации программы | 7 | |
6. | Предполагаемый результат | 8 | |
7. | Специфические задачи обучения:: | 8 | |
7.1. | Зона практической жизни | 8 | |
7.2. | Математическая зона | 8 | |
7.3. | Сенсорная зона | 8 | |
7.4. Зона развития речи, письма и чтения | 8 | ||
7.5. | Зона науки | 9 | |
8. Тематическое планирование занятий | 9 | ||
9. | Развивающие упражнения | 11 | |
10. Критерии оценки знаний, умений и навыков | 22 | ||
1. | Литература | 24 | |
2. Приложения | 25 |
Паспорт программы |
Наименование программы | Развивай-ка: «Помоги мне это сделать самому». |
Информация об учредителе | Департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска. |
Реквизиты образовательного учреждения | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 66 «Забавушка» 628617, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нижневартовск, улица Пермская, дом 11. Контактные телефоны: 46-97-06; 46-45-77 Факс:46-97-06; E-mail: [email protected] |
Основание для разработки Программы |
|
Заказчик Программы | Педагогический совет ДОУ |
Автор-составитель | Степанова Мария Александровна – воспитатель высшей квалификационной категории |
Рецензенты программы | Бизикова О.А., канд. пед. наук, доцент кафедры МДиНО НВГУ |
Цель программы: | Развивать сенситивную сферу ребенка, мышление, самостоятель ность в проявлении познавательной инициативы, формировать си стему эмоциональных представлений об окружающем мире. |
Задачи программы | 1. Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утон чать моторику, особенно пальцев и мускулатуры рук. В упражнени ях соединять движение руки с работой интеллекта. 2. Предоставить возможность каждому ребенку индивидуально раз вивать свои органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, чувство тепла. 3. Развивать способность эстетического восприятия культурной среды, поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы. 4. Через развитие сенсомоторики подойти к упражнениям развития речи. Совершенствовать и расширять активный словарный запас. Способствовать приобретению ребенком навыков письма и чтения. 5. Развивать математическое мышление, навыки счета. 6. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выде лять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам. 7. Предоставить возможность детям ощутить себя частичкой окру жающего мира. Воспитывать чувство ритма жизни, времени, живого и неживого, трех стихий — земли, воздуха, огня — и различных явлений природы. Поощрять умение удивляться, радоваться собственным открытиям, самостоятельно искать ответы на свои вопросы. 8. Создавать благоприятные условия для занятий, чему должны способствовать: позитивная позиция и поведение педагога; индиви дуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его физиче скими и психическими особенностями, темпом развития. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | • самостоятельно взаимодействовать с предметами; • реализовывать свое право на свободный выбор материала; • выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алго- ритм действия с ним; • получать социальный опыт, соответствующий ближайшей зоне развития ребенка; • находить свои ошибки и исправлять их; • сосредоточенно выполнять работу, доводить до конца начатое де- ло; • самостоятельно убирать материалы на свое место. |
Сроки реализации программы | 2017 — 2018 гг. |
Система организации контроля исполнения Программы | Контроль выполнения Программы осуществляют администрация МАДОУ |
Помоги нам, о Боже, проникнуть в тайну ребенка, чтобы мы могли его узнать, любить и служить ему согласно Твоим законам справедливости и при этом следовать Твоей божественной воле
М. Монтессори «Креативный ребенок»
Воспитание детей – самое ответственное дело в жизни каждого челове-
ка. Мы растим будущее нашей страны, и от нас зависит, будет ли у них шанс стать счастливыми и успешными.
Пояснительная записка
В программе кружка «Развивай-ка» использована методика Марии Монтессори — педагогика, которая удивительно технологична и продумана, она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям.
Методика М. Монтессори является той находкой, которая позволяет безболезненно, с радостью для детей развивать самостоятельность, усидчи-вость, внимание. В программе представлена система работы по развивающе-му обучению с использованием методики М. Монтессори, в которую вошли основные принципы программы, тематическое планирование занятий в раз-ных возрастных группах, описание развивающих упражнений, а также кон-спекты занятий с дошкольниками.
Пособие предназначено для педагогов дошкольных учебных заведений, работающих по программе М. Монтессори. Пособие также поможет родите-лям, отдающим предпочтение этой развивающей программе.
Основной девиз методики — «Помоги мне это сделать самому».
- программу кружка «Развивай-ка» вошли разработки занятий с ис-пользованием Монтессори — материала. Данная программа позволила систе-матизировать учебный материал по развивающему обучению через методику М. Монтессори. Все занятия программы апробированы в повседневной рабо-те с детьми дошкольного возраста от 4-х до 6 лет.
Актуальность.
Каждый взрослый, находящийся в поле внимания ребенка, является для него образцом для подражания. Ребенок видит и понимает, что вызывает у нас негативные эмоции, как мы действуем, когда недовольны, и может с точ-ностью до нюансов повторить нашу модель реагирования в конфликте. Учи-тывая этот факт, становится понятна степень ответственности педагогов и ро-дителей.
Для того чтобы стать эффективным специалистом, педагогу необходимо обладать достаточно высоким уровнем стрессоустойчивости и научиться управлять своими эмоциями, поведением.
Пока ребенок маленький каждое слово, обращенное к нему, каждое действие, направленное на него откладывает неизгладимый отпечаток на личность малыша. Этот отпечаток может быть как позитивным, так и нега-тивным, поэтому в процессе воспитания важно не только то, что мы говорим и делаем, но и то, как мы это говорим и делаем.
Именно в дошкольном возрасте формируется основа личности малыша, его характер, отношение к себе, к другим людям и к миру в целом. От того, насколько здорова и сильна эта основа, зависит его будущее счастье и успех.
Основные принципы программы кружка «Развивай-ка»
Программа кружка «Развивай-ка» разработана на основе методики М. Монтессори и строится на следующих принципах:
- единство обучающих, развивающих и воспитательных задач;
- деятельный подход к реализации содержания программы;
- интеграция совместной деятельности педагога и ребенка и его само-стоятельная деятельность;
- психологическая комфортность — создание условий для раскованной деятельности, стимулирующей самостоятельную познавательную, творческую активность дошкольника;
- креативный подход — воспитание у детей способности, потребности и умения самостоятельно делать выбор и принимать решения.
Цели и задачи программы
Главная цель: «Помоги мне это сделать самому».
Каждое упражнение имеет две цели — прямую и косвенную. Первая служит актуальному движению ребенка, вторая — работе на будущее.
Задачи:
- Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику, особенно пальцев и мускулатуры рук. В упражнениях соединять движение руки с работой интеллекта.
- Предоставить возможность каждому ребенку индивидуально разви-вать свои органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, чувство тепла.
- Развивать способность эстетического восприятия культурной среды, поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы.
4. Через развитие сенсомоторик подойти к упражнениям развития речи. Совершенствовать и расширять активный словарный запас. Способ-
ствовать приобретению ребенком навыков письма и чтения.
- Развивать математическое мышление, навыки счета.
- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам.
- Предоставить возможность детям ощутить себя частичкой окружа-ющего мира. Воспитывать чувство ритма жизни, времени, живого и неживо-го, трех стихий — земли, воздуха, огня — и различных явлений природы. Поощрять умение удивляться, радоваться собственным открытиям, самосто-ятельно искать ответы на свои вопросы.
- Создавать благоприятные условия для занятий, чему должны спо-собствовать: позитивная позиция и поведение педагога; индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его физическими и психически-ми особенностями, темпом развития.
Программа ‘Детский сад по системе Монтессори’
В России растет количество групп и детских садов, использующих педагогику Монтессори.
Программа «Детский сад по системе Монтессори» создана на основе педагогической системы известного педагога и психолога Марии Монтессори в соответствии с ФГОС ДО.
Гуманистическая направленность системы, социо-конструктивистский подход к образованию ребенка, концепция свободного развития в подготовленной предметно-пространственной среде, положенные в ее основу, в полной мере отражают принципы современного дошкольного образования.
Опыт тысяч детских садов, реализующих систему Монтессори в России, растущая система подготовки монтессори-педагогов, а также налаженное производство монтессори-материалов обеспечат качественную многостороннюю поддержку при внедрении Программы в дошкольные организации.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» / Под ред. Е.А. Хилтунен; [О.Ф. Борисова, В.В. Михайлова, Е.А. Хилтунен]. — М. : Издательство «Национальное образование», 2014. — 186 с. : ил.
Состав авторского коллектива
- Хилтунен Елена Александровна, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, г. Москва;
- Борисова Оксана Феликсовна, кандидат педагогических наук, руководитель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 14», г. Снежинск Челябинской области;
- Михайлова Валентина Владимировна, руководитель НОУ «Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой», г. Санкт-Петербург.
Структура программы
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения Программы
1.2.1. Целевые ориентиры и планируемые результаты в развитии детей раннего возраста
1.3. Оценка рисков реализации и чувствительность Программы к сбоям
1.4. Подход к апробации Программы, ее успешному и грамотному использованию в практике
1.5. Глоссарий
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Основные концептуальные положения и психологопедагогические принципы системы Монтессори
2.2. Приоритетные направления деятельности по реализации Программы
2.3. Особенности и преимущества Программы
2.4. Основные направления образовательной работы с детьми разных возрастных периодов в предметно-пространственной развивающей среде
2.4.1. Группы детей раннего возраста от 1 года до 3 лет
2.4.2. Группы детей дошкольного возраста от 3 до 7 (8) лет
2.5. Содержание образовательных областей
2.5.1. Социально-коммуникативное развитие
2.5.2. Познавательное развитие
2.5.3. Речевое развитие
2.5.5. Физическое развитие
2.6. Методы адаптации и формы работы с детьми в разновозрастной дошкольной группе
2.6.1. Методы адаптации ребенка к дошкольной группе
2.6.2. Формы работы в разновозрастной дошкольной группе
2.6.3. Способы и направления поддержки детской инициативы, становления личностного своеобразия детей
2.7. Коррекционная работа с детьми. Монтессори-терапия
2.7.1. Особенности коррекционной работы в детском саду по системе Монтессори
2.7.2. Организация образовательного процесса в разновозрастной интегрированной группе
2.8. Формирование детско-взрослых дружественных сообществ вокруг групп раннего возраста и дошкольных групп. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
2.9. Взаимодействие педагогов и специалистов в ходе реализации Программы
2.10. Система оценки результатов освоения Программы через наблюдения
2.10.1. Дневник включенного педагогического наблюдения
2.10.2. Портфолио детских работ
2.10.3. Индивидуальная карта достижений ребенка
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организационно-педагогические условия реализации Программы
3.1.1. Примерный режим дня
3.1.2. Примерный учебный план работы разновозрастных групп
3.1.3. Особенности планирования педагогической работы по Программе
3.1.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.1.5. Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды разновозрастных групп
3.1.6. Примерный учебный план работы разновозрастных групп
3.2. Кадровое обеспечение реализации Программы
3.2.1. Характеристика педагога монтессори-группы (специальные компетенции педагогических кадров)
3.2.2. Примерное штатное расписание детского сада по системе Монтессори
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы
3.4. Финансовые условия реализации Программы
3.5. Условия административного управления реализацией Программы в образовательной организации. Самооценка и внешняя экспертная оценка качества работы образовательной организации
3.6.1. Методические рекомендации по разработке основной образовательной программы дошкольной образовательной организации на основе примерной основной образовательной программы «Детский сад по системе Монтессори»
3.6.2. Перспективы работы по совершенствованию и развитию Программы
3.6.3. Перечень нормативных документов
3.6.4. Учебно-методические материалы к Программе
3.6.5. Персоналии
В создании Программы приняли участие руководители и педагоги дошкольных образовательных организаций, возрождающих педагогику Марии Монтессори в разных регионах нашей страны и составляющих научно-педагогическую элиту профессиональных ассоциаций.
Скачать/смотреть Программу Детский сад по системе Монтессори.
Программа Монтессори
Но вместе с тем, сегодня многие родители малышей предпочитают заниматься по программе Монтессори как дома, так и в специализированных детских садах. Давайте же узнаем, в чем суть данной системы, и каким образом проводятся занятия.
Развитие детей по программе Марии Монтессори
- Итак, первое, что стоит отметить – это отсутствие каких бы то ни было учебных планов. Ребенку предоставляется возможность самому выбирать, чем он сейчас хочет заняться – лепкой или играми, чтением или рисованием. Более того, дети даже определяют, будут они заниматься чем-либо в коллективе или самостоятельно. По мнению автора программы, знаменитого итальянского педагога М. Монтессори, только такие занятия научат малышей принимать решения и нести ответственность.
- Также нужно подчеркнуть необходимость, так называемой, подготовленной среды. К примеру, в детском саду, работающему по программе Монтессори, учитываются не только возрастные особенности каждого ребенка, но и его физические характеристики, в частности рост. Все учебные пособия и игрушки располагаются в пределах досягаемости малышей. Им разрешается
двигать свои столы и стульчики, играть с хрупкими фарфоровыми статуэтками и делать многие другие вещи, которые в традиционном садике под запретом. Так детям прививаются навыки аккуратности и бережного отношения к вещам.
- И еще одной важной особенностью развивающей программы Монтессори является необычная трактовка роли взрослых в развитии ребенка. Согласно данной методике, взрослые – как преподаватели, так и родители – должны стать для ребенка помощниками в саморазвитии. Они всегда должны прийти на помощь при необходимости, но ни в коем случае не делать ничего за ребенка и не навязывать ему свой выбор.
Программы — Международный Монтессори-центр
Занятия вместе с родителем 2 раза в неделю по 2 часа
Каждый ребенок обладает врожденным стремлением к познанию окружающего мира. Мы создали развивающее пространство для самых маленьких детей и их мам, наполненное любовью и уважением. У нас тепло, светло и уютно. Малыши чувствуют себя в безопасности и с удовольствием начинают исследовать мир.
Что развивает Монтессори-среда:
Движение и ощущение себя в пространстве
Крупная моторика. Даже самые маленькие дети хотят и могут передвигаться свободно в среде нашего класса. Перевернуться на живот, чтобы лучше было видно окружающих, доползти за игрушкой, схватиться за поручень и встать, вскарабкаться на мягкую горку и скатиться с нее, делать первые шаги и толкать тележку — все возможно в классе Parent Infant.Ребенок двигается так, как уже умеет, и наблюдает за другими детьми, чтобы учиться у них.
Развитие чувств
Осязание, обоняние, слух. Дети до года учатся «трогая». Предметы в нашем классе привлекательны для детского взгляда и сделаны из натуральных, приятных на ощупь материалов. Дерево, натуральные ткани, металл — дарят ребенку богатый сенсорный опыт. На занятии мы пробуем на вкус разные продукты, слушаем и обсуждаем музыку и звуки музыкальных инструментов.
Речь и языки
На занятии ребенок постоянно слышит речь мамы, педагога и других детей, учится выражать свои желания знаками, звуками и словами. Педагог обязательно называет все предметы в классе, озвучивает все действия и события, помогая малышу составлять полную языковую карту. А еще у нас есть уютный книжный уголок. Здесь малыш учится обращаться с книгами. Как ее взять, как листать, куда поставить, как попросить взрослого почитать книгу. На полочке всегда есть книжки на русском и английском языках.
Формирование чувства порядка
Порядок в вещах, в распорядке дня и в действиях взрослого. Дети особенно нуждаются в порядке с рождения до трёх лет, с пиком в возрасте 6 месяцев. В нашем классе дети чувствуют себя особенно комфортно, спокойно и как следствие свободно, потому что здесь соблюдены все 3 условия порядка.
Общение и поведение в обществе
В группе дети много общаются (словами, звуками, взглядами, мимикой и жестами). Они учатся соблюдать границы других и чувствовать свои собственные. Дети сами сервируют стол, учатся есть при помощи приборов и убирать за собой после еды, закладывая основы культуры потребления пищи. А еще здесь можно снять подгузник, познакомиться с горшком, посмотреть, как его используют другие дети и попробовать самому.
Логическое мышление
Особые монтессори-материалы стимулируют работу мозга ребенка, помогая ему понять законы этого мира, осознать постоянство предметов и научиться выстраивать причинно-следственные связи.
Мама во время занятия находится рядом с ребенком. Учится наблюдать и эффективно взаимодействовать с малышом, а также прямо в процессе занятия консультируется с Монтессори-педагогом. Мы обсуждаем все вопросы — от грудного вскармливания до особенностей психологического развития детей в определенном возрасте.
Педагог расскажет: как создать развивающую среду для ребенка дома, как развивать в нем самостоятельность, как наблюдать за ребенком, чтобы понять его потребности и создать условия для развития, как выстроить гармоничные отношения с ребенком с самых ранних лет и на всю жизнь и многое другое.
Программа Монтессори в детском саду
Все мы родом из детства.
Эта метафора наполнена глубоким смыслом — именно в раннем детстве человек начинает формироваться и развиваться как личность, как самостоятельное Я, открывая и находя себя в этом мире и — создавая его сам.
Пожалуй, как никто это понимала великий итальянский педагог Мария Монтессори, создавшая собственную методику раннего развития ребенка ещё в первой половине XX века.Именно она легла в основу современной программы Монтессори, которая используется сегодня в десятках и сотнях тысяч дошкольных образовательных учреждений по всему миру, в том числе и в России.
Особенности программы
Каковы же принципы и ценностные ориентиры этой давно ставшей общепризнанной и усовершенствованной с годами авторской методики?
Главная ценность детской программы Монтессори — индивидуальность, которая раскрывается в ребенке путем его мотивации к саморазвитию и самовоспитанию, созданию всех необходимых условий для активного познания мира и формирования полноценной личности. Не случайно знаменитый девиз этой авторской методы гласит «Помоги мне сделать это самому».
Педагог лишь направляет, задает ориентиры и наблюдает за процессом получения малышом знаний, навыков и умений, открывая перед ним весь необходимый объем возможностей. Не случайно в педагогике этого направления воспитателя принято называть «гидом».
Для детей создается особая среда и пространство, в которой каждый ребенок мотивирован к целеполаганию, самостоятельному выбору решений и действий. Он сам для себя «учитель» и «воспитатель», естественным образом заинтересованный в той или иной творческой, интеллектуальной работе и освоении новых умений и навыков в бытовой среде.
Ребенку предоставляется свобода выбора действий — решения не навязываются ему извне. При необходимости педагог объясняет то, что ребенку неизвестно или непонятно, ориентируя его в тех или иных ситуациях и условиях.
12 принципов Монтессори
Вся система обучения Марии Монтессори логично и стройно выстраивается на двенадцати ключевых принципах, в которых отражен подход педагога к проблематике самовосприятия ребенка как личности — умения самооценки и оценки окружающего мира, воспитания уверенности в себе, самодостаточности и самостоятельности. И, безусловно, в ней отражен подход к окружающей среде, способной подавлять или, напротив, творчески развивать и мотивировать в малыше целеполагание, закрепление знаний на практике, волю к принятию самостоятельных решений и их отстаиванию.
- Детей учит то, что их окружает.
- Если ребёнка часто критикуют — он учится осуждать.
- Если ребёнка часто хвалят — он учится оценивать.
- Если ребёнку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.
- Если с ребёнком честны — он учится справедливости.
- Если ребёнка часто высмеивают — он учится быть робким.
- Если ребёнок живёт с чувством безопасности — он учится верить.
- Если ребёнка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
- Если ребёнка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
- Если к ребёнку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
- Если ребёнка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.
- Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.
Программа Монтессори в детском саду
Программа по системе Монтессори рассчитана на то, что дети в ходе занятий и общения с педагогом и между собой получают максимум знаний из практики, естественным образом раскрывая свой природный потенциал и адаптируясь к условиям современной жизни. Обучение и развитие каждого ребенка осуществляется в соответствии с требованиями международных стандартов AMI Монтессори, в которых учтены все аспекты всестороннего развития в интеллектуальной, социальной и психологической сфере с учетом возрастных особенностей.
Три основные составляющие программы Монтессори в детском саду
Составляющие программы | Краткое описание |
Ребёнок. Его восприимчивость к обучению (сензитивность). | Акцент на тот или иной аспект обучения с учетом возраста
Речевой этап (от 0 до 6 лет). Развитие сенсорики (от 0 до 5,5 лет). Восприятие и установление порядка (от 0 до 3 лет). Развитие мелкой моторики (от 1,5 до 5,5 лет). Освоение различных действий (от 1 до 4 лет). Социализация (от 2,5 до 6 лет). |
Окружающая среда |
Создание специальной развивающей среды необходимо, чтобы малыш развивался правильно, с учетом своих физических, сензитивных и когнитивных возможностей. Предметы, материалы, игры, задачи бытового характера должны быть понятны и доступны ему исходя из возраста. |
Учитель |
Ребенок сам себе «учитель» поскольку естественном образом проходит этапы самообучения «от более простого к более сложному» в этой развивающей среде. Роль взрослого (педагога, родителя) — наблюдать за малышом и объяснять, если он что-либо не в силах понять сам. |
Современная, применяемая сегодня в детских садах Монтессори программа сохраняет в себе все базовые принципы, заложенные в авторской методике этого великого педагога — концепцию свободного развития ребенка в подготовленной пространственно-предметной среде, социальную составляющую как необходимое условие адаптации к окружающему миру, ярко выраженную гуманистическую направленность.
Реализуемая и в нашей Монтессори-студии программа в полной мере соответствует государственным стандартам дошкольного образования, принятым в Российской Федерации.