Правильная артикуляция звука Л. Правильная артикуляция звука ЛЬ. Ламбдацизм и его виды. Параламбдацизм.
Артикуляция звука Л.
Артикуляция звука Л
Положение губ, зубов – в зависимости от последующего гласного (при постановке звука артикуляция более утрированная, здесь представлена естественная артикуляция). Кончик языка узкий, смыкается с поверхностью основания верхних резцов и альвеолами. Средняя часть спинки языка опущена. Корень языка отодвинут назад, поднят вверх. Боковые края языка не касаются верхних коренных зубов. По бокам имеются щели, через которые проходит воздушная струя. Язык в форме седла. Мягкое нёбо поднято (Л — ротовой звук). Голосовые складки сомкнуты ( Л — звонкий звук). Как поставить звук Л читать здесь.
Артикуляция звука ЛЬ.
Артикуляция звука ЛЬ
Схожа с артикуляцией звука Л. Отличия: Корень языка опущен. Средняя часть спинки языка и передняя часть более приподнята. Место смычки расширяется. Язык чуть продвигается вперёд.
Дефекты произношения звуков Л и Ль называются ламбдацизмом.
Виды ламбдацизма
2.Губно-зубной ламбдацизм. Образуется звук, напоминающий В. (Нижняя губа приближается к верхним резцам, язык в произношении не участвует).
3. Полусмягчённое произношение Л за счёт приподнятия спинки языка.
4. Межзубный ламбдацизм. Кончик языка высовывается между зубами. Является дефектом только в том случае, если звук звучит искажённо. Если при межзубном произношении Л – чистый, то это дефектом не является и не требует коррекции.
Предрасполагающие факторы ламбдацизма.
К ним относятся дефекты в строении языка (излишне большой), короткая уздечка языка, нарушение мышечного тонуса при дизартрии.
Параламбдацизм.
Если звуки Л и Ль заменяются другими звуками, то такое нарушение называется параламбдацизмом. Замены звуков говорят о проблемах фонематического слуха. Звук Л чаще всего заменяется на У, Д, Н, В, И, З, Й, Р.
Как поставить звук Л читать здесь.
Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу. Ваш логопед онлайн Перфилова Наталья Владимировна.
Дефекты произношения звука л
Голосовые складки сомкнуты, (сонорный), нёбная занавеска поднята и закрывает проход в нос, губы в положении легкого оскала, зубы видны, язык в корневой своей части приподнят, как при звуке у, в средней опущен, а передняя часть языка поднята кверху ковшом, средней своей частью соприкасается с альвеолами верхних резцов, боковые края приподняты, не касаются верхних коренных зубов или с обеих сторон или только с одной так, что остаются узкие щели для прохождения экспираторной струи (поэтому звук л иногда называют боковым). При мягкой форме звука л корень языка опущен, а передняя и отчасти средняя части спинки языка более подняты и напряжены, чем при твердом л, и упираются в верхние зубы. Искажения — ламбдацизм, замены – параламдацизм.
1. Отсутствие звука л или призвук гласной Ыампа.
2. Двугубное или губно- зубное произношение звука л. (у,в)
3. Носовое произношение: Л- нг; л равняется г украинскому нгампа.
4. замена на й йампа
5.на Л лямпа
6.на н нампа
Способы постановки. Подготовительными упражнениями для постановки звука л будут: движения губ (оскал, трубочка), выдвигание распластанного языка вперед, прикусывание его посредине и дутье на язык, причем воздух проходит по краям языка
1. От межзубного произнесения, язык между зубами. Уводим за верхние резцы. При присоединении гудения получается звук, близкий к звуку л. Автоматизировать легче от обратного слога ал, ол, ул. Межзубное произношение практикуется и при переходе к словам и фразам. После того как правильное звучание звука л будет безошибочно, можно рекомендовать перевести язык за зубы, что обычно совершается без всякого затруднения.
2. В тех случаях, когда доступно поднимание языка, часто удается сразу зазубная постановка звука л.
3. Более коротким путем чаще всего оказывается постановка звука л от той или иной гласной – а, у, ы, так как звук л – сонор. Гласный звук а представляется удобным как исходный вспомогательный звук, так как в его уклад входит распластанный и достаточно выдвинутый язык. Предлагают тянуть звук ай в это время выдвигать язык между зубами, а затем прикусить его посередине. Уклад гласной у включает подъем отодвинутого назад корня языка, что входит и в уклад звука л, но в передней части при произнесении звука у язык несколько сужен и отодвинут вглубь.
4. Уклад гласной ы удобен для перехода к артикуляции звука л, так как корневая часть языка поднята, передняя часть – широка»; выдвижение кончика языка, его легкое прикусывание Постановка звука л от звука ы особенно показана при замене звука л – ль .Иногда все попытки поднять корень языка, т. е. получить вместо мягкого звука л твердое его звучание, оказываются безуспешными.
В этих случаях можно применить следующие приемы:
5. предложить дать возможное напряжение в области плечевого пояса и шеи, для чего нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук л на возможно низком тоне. Можно применить также и механическую помощь: двумя пальцами – указательным и безымянным – произвести легкий нажим снаружи на шее так, чтобы каждый палец приходился в точке у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти.
При этих упражнениях важно обратить внимание на возникающее при них кинестетическое ощущение от подъема корня языка.
6. При двугубном или губно- зубном произношении звука л необходимо затормозить движения губ вперед, укрепив оскал губ, и тогда перейти к постановке звука л при помощи одного из указанных приемов. При носовом произношении полезно обратить внимание на экспираторную струю, выходящую изо рта по бокам языка, а также тем или иным приемом выдвинуть язык вперед.
Ламбдацизм — дислалия-ннов
ЛАМБДАЦИЗМ
Характеристика фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений фонем — искажение и замены. Артикуляционная гимнастика на подготовительном этапе постановки звука. Приемы коррекции фонемы. Закрепление коммуникативных умений и навыков.
ТЕОРИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Ламбдацизм — недостатки произношения звуков [л] и [л’], является фонетическим нарушением. Ламбдацизм относится к мономорфным нарушениям.
ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ
Кончик мягкого неба поднят, образуя с задней стенкой глотки нёбно-глоточный затвор, который препятствует проходу воздушной струи в носовую полость.
Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного.
Зубы сближены, расстояние между верхними резцами и нижними — 2-4 мм.
Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов. Переднесредняя часть спинки языка опущена, корневая часть поднята по направлению к мягкому небу и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность. Боковые края языка опущены, через них проходит выдыхаемая струя воздуха, слабая, как при произнесении всех звонких согласных.
Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос.
Голосовые складки колеблются, производя голос.Артикуляция [л¢] отличается от твердого тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны (что свойственно мягким согласным). Переднесредняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому небу и несколько продвигается вперед, задняя часть спинки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОВ
Отсутствие звуков [л] и [л’]. Речь ребёнка, пропускающего звук [л], будет звучать так: «Мышка весео жиа, на пуху в угу спаа. Мышка еа сыр и сао, но всё мышке быо мао».
Межзубное произношение. Слышится акустически правильный звук, а артикуляция звука изменена, кончик языка находится между резцами.
Носовое [л] в виде заднеязычного носового звука. Произношение резко отличается от правильного и по артикуляции и на слух. Язык прикасается к заднему небу, воздушная струя частично или полностью проходит через нос, как при звуке [н]. Слышится два нечетких звука: [нг]. Речь ребёнка будет звучать так: « Мышка
Губно-губное (двугубное) произношение. Акустически напоминает звук [у], встречающийся в некоторых диалектах, или звук [w], свойственный фонетическому строю английского языка. В этом случае звук произносится с участием губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости.
Губно-зубное произношение, напоминающее звук [в]. Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости.
Встречается боковое одностороннее произнесение [л], когда воздух проходит только с одной стороны языка.
Смягченное произношение, среднее между твердым и мягким произношением. В этом случае звук [л] произносится с более приподнятой средней частью спинки языка.
Параламбдацизмы. Более многочисленными являются случаи параламбдацизма в виде замен его кратким гласным [ы], фрикативным [г] (как в южнорусских диалектах), мягким и полумягким [л], [j]. Кроме того, звук [л] заменяется звуками [у], [в], [д], [н], [з], [р], [л¢].
Замена звука [л] звуком [ы]. При этом виде не правильного произношения задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук [л] пропускается. Ребёнок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа. Мышка еыа сыр и саыо, но всё мышке быыо маыо».
Замена звука [л] звуком [г]. В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподняться. Речь ребёнка звучит так: «Мышка
Замена звука [л] звуком [j]. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того, чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. Ребёнок говорит так: «Мышка весеё жия, на пуху в угью спая. Мышка ея сыр и саё, но всё мышке быё мае».
Замена звука [л] звуком [у]. При нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. Взрослые часто затрудняются сказать, как ребёнок произносит звук [л], потому что, вытягивая звуки вперед, как при звуке [у], он быстро переходит к следующему звуку в слове и слушающий не успевает заметить, как произносится звук. Но если предложить ребёнку протянуть звук [л], будет легче заметить движение его губ. Если придержать пальцами ребёнка его губы в углах рта, чтобы они были неподвижными, можно легче убедиться в том, что он совсем не может произнести звук [л]. При этой замене речь ребёнка звучит примерно так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа. Мышка еуа сыр и сауо, но всё мышке быуо мауо». Этот недостаток, если его не исправлять, часто остаётся на всю жизнь.
Замена звука [л] звуком [в]. При такой замене язык не принимает участие в артикуляции, нижняя губа двигается к верхним резцам. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения звука [л]. «Мышка весево жива, на пуху в угву спава. Мышка ева сыр и саво, но всё мышке быво маво».
КОРРЕКЦИЯ
Подготовительный этап
Для правильного произношения звука [л] необходимо выработать: подъем кончика языка вверх, подъем задней части спинки языка вверх, умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами.
Подъем кончика языка вверх вырабатывается с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики. «Качели-1»: рот открыт, губы в улыбке, широкий язык положить снаружи на верхнюю губу, затем на нижнюю. Кончик языка подворачивать как можно больше. «Качели-2». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык вставить между верхней губой и верхними зубами. «Качели-3». Рот открыт, губы в улыбке, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны.
«Вкусное варенье». Рот открыт, губы в улыбке, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба.
«Пощелкать кончиком языка». Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять. «Беззвучно пощелкать кончиком языка». Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка прижимать сначала к бугоркам за верхними зубами и беззвучно отрывать. Сначала выполнять упражнение в медленном темпе, затем в быстром.
«Индюк». Рот открыт, губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышаться звуки бл-бл.
Подъем задней части спинки языка вверх можно добиться, отрабатывая звуки [о], [у], [а] также [ы].
Умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами вырабатывается с помощью упражнения «охотник идет по болоту». Логопед: «У охотника большие резиновые сапоги, он идет по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так». Зажав широкий кончик языка передними зубами, выдыхает воздух через щеки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударяет себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук.
Богомолова А.И. предлагает следующие упражнения:
Для губ и челюстей. Открыть широко рот, как при произнесении звука а. Челюсти и губы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребенок должен удерживать это положение некоторое время. Закрыть рот, повторить упражнение.
Для языка. «Болтушка». Напряженным загнутым кончиком языка с включением голоса водить по небу взад и вперед то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.
Как в упражнении «Болтушка» сделать язык «чашечкой». Губы округлить, зубы разомкнуть на расстояние полутора пальцев. Не меняя положения языка, ввести его в рот и достать небо загнутым кончиком у альвеол. Выпуклая часть находится между зубами и придает языку удобное положение. Губы принимают овальную форму.
Произнесение длительного звука [л]. Сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеолам, как в предыдущем упражнении. Включить голос. Язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук [л]. Губы овальной формы, губы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается теплый поток воздуха.
Очень важно в случае параламбдацизма на данном этапе научить ребенка различать на слух звук [л] и его заменитель, осознавать разницу в их артикуляции и фонации. С этой целью используются упражнения на развитие фонематического слуха. Например, выделение слов, в которых есть звук [л]: яблоко, тень, дерево, капля, стена, страница, кнопка, стол, лампа, дом, улыбка. Найти те предметы в комнате, в которых есть звук [л]: стул, стол, лавка, стекло.
Постановка
Основная трудность в постановке звука [л] заключается в том, что, произнося звук правильно, ребенок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому звуку, который получается в момент его постановки. Звук [л] удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного. Таким образом, при данном виде дислалии часто используется постановки звука [л] по подражанию и смешанный.
Если по подражанию звук поставить не удается, то используют следующие приемы.
По образцу ребенку предлагают, пользуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами. Затем он должен, не меняя положения языка, произнести протяжно [а] или [ы]. Уже при этом положении речевых органов может получиться протяжный межзубный [л], на что, однако, не следует обращать внимание ребенка, чтобы он не сбился на привычное произношение.
Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание [ыа]. При этом [ы] произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твердой атаке). Образец произнесения показывает логопед. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит его снова произнести это сочетание, но при зажатом между зубами кончике языка. В этот момент четко слышится сочетание [ла]. При выполнении задания логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оставался между зубами.
Можно воспользоваться и другим приемом. Используя в качестве базового звука мягкий [л¢] попросить ребенка несколько раз повторить слог [ля], затем с помощью зонда нажать на среднюю часть спинки языка вниз – вправо или влево, и попросить ребенка произнести несколько раз сочетание [ля]. В момент произнесения регулируйте движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого [л].
При замене звука [л] на [л’] рекомендуется постановка [л] от [ы], так как в этом случае неправильное звучание зависит от напряжения языка в передне-средней его части, а не в задней. В случаях неуспеха можно использовать следующие приемы: механическая помощь — двумя пальцами указательным и безымянным провести легкий нажим на шею так, чтобы каждый палец приходился в точку у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти; предложить создать некоторое напряжение в области плечевого пояса и шеи, для чего нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне. Важно обратить внимание на возникающие кинестетические ощущения от подъема корня языка
При замене звука [л] звуком [j] ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним зубам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поджимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы] или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы;
При замене [л] на [у] нужно, прежде всего, довести до сознания ребенка, что губы не должны двигаться. Для этого предлагают посмотреть в зеркало на свои губы при неоднакратном произнесении слога [ла]. Затем взрослый сам произносит этот слог и обращает внимание на ребенка на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время виден — он опускается сверху вниз. Ребенку говорят: «Твои губы непослушные. Ты хочешь, чтобы они не вытягивались вперед, а они делают по своему. Давай научим их слушаться. Прикажем губам: вытягивайтесь трубочкой вперед! (Ребенок легко выполняет знакомое ему движение). А теперь растяни губы, как будто ты улыбаешься (это тоже не затруднит ребенка). Вот видишь, губы стали послушными, потому что ты им сказал, что они должны делать». Упражнение повторяется несколько раз, пока ребенок не научится легко переключаться с одного движения на другое в быстром темпе. «А теперь поработаем языком. Посмотри, что будет делать мой язык» (Логопед поднимает язык за верхние зубы, крепко прижимает его кончик, потом опускает, губы все время находятся в положении улыбки). «Сделай и ты так».
При замене [л] на [в] необходимо затормозить движения нижней губы. Для этого ребенка учат сначала опускать её, обнажая зубы, и удерживать в таком положении подсчет от З до 5, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения повторяются несколько раз. Если у ребенка не получается, используют механическую помощь: опускают и поднимают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее.
При замене [л] на [г] отрабатывают положение кончика языка сначала между зубами, затем — у верхних резцов. Ребенку показывают, в чем ошибка его произношения и чем оно отличается от правильной артикуляции. Логопед говорит: «скажи ла, ла, ла (ребенок произносит «га, га, га»). Видишь, как далеко ушел твой язык? Посмотри, где он у меня. Он прижат к верхним зубам. Сделай и ты так. Скажи [ы], но не опускай язык, а подержи за зубами вот так».
При двугубном или губно-зубном произношении звука [л] необходимо затормозить движения губ вперед, укрепив оскал губ. Если это у ребенка не получается, используют механическую помощь: фиксируют губы в улыбке, прижимая пальцами уголки губ в первом случае, и придерживают нижнюю губу указательным пальцем во втором случае.
При носовом ламбдацизме следует обратить внимание на воздушную струю, выходящую изо рта по бокам языка. Ребенку предлагают перед зеркалом удерживать корень языка внизу, а мягкое нёбо вверху (позевывание, поднимание и опускание задней части языка, поочередное произнесение с открытым ртом: а-н-а-н…). Затем традиционным приемом ставится правильный звук [л]. На первых порах крылья носа зажимают.
Автоматизация
Первые упражнения, направленные на закрепление полученной артикуляции, сводятся к произношению полученного звука в слогах с гласным [а]: сначала в закрытом слоге — «ал», затем между гласными — «ала» и, наконец, в открытом слоге — «ла». Далее вводятся слоги с нелабиализованными гласными [ы], [э], а затем — с лабиализованными [о], [у].
В тех случаях, когда ламбдацизм затрагивает не только [л], но и его мягкую пару [л’], исправление первого звука служит базой для усвоения второго. Последнее обычно легко достигается в открытых слогах с гласными переднего ряда — «ли», «ле», а затем и с другими гласными при сопоставлении слогов, включающих [л] и [л’] («ла-ля», «ло-ле», «лу-лю»).
Общая схема автоматизации звуков [л] и [л’]:
1. Произнесение прямых и обратных слогов:
ла-ло-лу-лы;
ал-ол-ул-ыл
аль-оль-уль-ыль
яль-ёль-иль-ель
Ла- ла- ла,
Ла- ла- ла,
Мила в лодочке плыла
Ло- ло- ло,
Ло- ло- ло,
Светит солнышко тепло.
2. Произнесение слов со звуком [л] в начале, в конце и середине:
лом, лак, лаз, лодка, лужа, лапа, ласточка, ландыш, ластик,
поле, тело, школа, стул, кол, стол, бал, ствол
пламя, желудь, плакат, глава, колонка, молот
3. Произнесение слов со стечением согласных :
благодарность, глаза, злак, флот
наблюдать, клен, полет, лист
4. Отработка звука в словосочетаниях:
У Коли лыжи. Лида шила платье. Лиса поймала белку. Коля сделал лодку.
Лена мыла пол. Было лето. Валя пила лимонад. Лимонад был сладким.
Летом тепло. Лида стелила половик. Лида несла куклу.
Толя взял лодку. Люся посадила фиалки. Куклу звали Олей.
Лида любит Олю. Кончилось теплое лето. Мила и Люся катались на лодке.
5.Отработка звуков в предложениях:
Полные ответы на вопросы:
— Чем Дядя Лука копает клумбу?
— Что на деревьях летом бывает зеленое?
6. Отработка звуков в поговорках, в стихах:
1. Ливень хлещет, ливень льет,
Плот по лужице плывет.
2.У елки иголка колка.
Иголка, иголка, ты остра и колка.
3. Мама Милу мыла мылом
Мила мыло не любила.
4.Галка села на палку,
Палка ударила галку.
7. Отработка звуков во фразовой речи:
Расскажи стихотворение:
Юлька, Юленька, Юла!
Юлька бойкая была-
Усидеть на месте Юлька
Не минуты не могла.
Ну и Юлька!
Загадки:
Иголки лежали, лежали, да под стол убежали. (ежик)
Едет без колес, колеи не оставляет. (лодка)
Составить рассказ по картинкам.
Дифференциация
Если при ламбдацизме исправление звука [л] заканчивается этапом автоматизации, то в случаях параламбдацизма необходимо провести полную дифференциацию этого звука и его заменителя (в изолированном положении, в слогах, в словах, во фразовой речи).
Если необходима работа над дифференциацией коррелянтной пары звуков, т.е. в данном случае [л] и [л’], используются:
1. Упражнения по произнесению слов, включающих мягкий и твердый звук
пола – поля,
лавка – лямка,
игла – земля,
лов – Лева.
2. Упражнения, где попеременно предъявляются картинки, содержащие звуки [л] и [л’] и не содержащие их. Дети должны правильно назвать предметы, изображенные на них.
3. Упражнения по дополнению предложений словами, где встречаются звуки [л] и [л’]. Затем идет работа с текстами.
В других случаях параламбдацизма работа по дифференциации звуков идет по такой же схеме. Кроме того, необходимо провести сравнение звуков по фонетическим и артикуляционным признакам, тактильным и мышечным ощущениям. Будут полезны тренировки в произношении слов – паронимов, проводится работа по классификации слов по звукам, также упражнения на самостоятельный подбор слов, содержащих то или иной звук. Т.е. процесс дифференциации строится на операциях сравнения, которые проводятся детьми наиболее успешно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. М., 1994.
2. Дефектологический словарь. М., 1970.
3. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976.
4. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1959.
5. Жинкин Н.И. Сенсорная абстракция // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.
6. Основы логопедии // Под ред. Т.В. Волосовец. М., 2000.
7. Правдина О.В. Логопедия. 2-е изд. М., 1973.
8. Pay Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. М., 1968.
9. Расстройства речи у детей и подростков // Под ред. С.С. Ляпидевского. М., 1969.
10. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. М., 1971.
11. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.
12. Хрестоматия по логопедии //Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. М., 1997. Ч. I.
ТЕСТ
1. Определите вид дислалии: «Гистья гетом зегёные»:
А. заднеязычный ламбдацизм
Б. небный ламбдацизм
В. параламбдацизм
2. При каком виде ламбдацизма слышится правильный звук [л], только артикуляция его немного изменена:
А. межзубном
Б. носовом
В. такого не бывает
3. Речь какого ребенка представлена в предложении: «Мышка весео жиа, на пуху в угу спаа»:
А. не выговаривающего звук [л]
Б. пропускающего звук [л]
В. не выговаривающего альвеолярные звуки
4. Используется постановка звука [л] через:
А. межзубное произношение
Б. губно-губное произношение
В. двугубное произноешние
5.Вспомните, какие способы постановки звука [л] вы знаете. Часто используется механическая помощь:
А. не используется
Б. используется часто
В. постановка только по подражанию
Ответы: 1 – В, 2 – А, 3 – Б, 4 –А, 5 –Б
Постановка и отработка сонорного звука «Л»
Цель занятия: формирование правильного произношения сонорного звука.
Задачи:
— развитие органов артикуляции;
— развитие слухового внимания;
— развитие фонетико-фонематического слуха.
Артикуляционная гимнастика, формирование правильного произношения звука “Л”
Артикуляционная гимнастика рекомендуется для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. При подборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются перед зеркалом, дети должны видеть свое лицо и лицо логопеда.
Логопед следит за качеством выполняемых движений: точностью, правильностью движения, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью. Хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.
Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:
— рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов;
— показ упражнения;
— выполнение упражнения детьми перед зеркалом;
— проверка правильного выполнения, указание на ошибки;
— выполнение упражнения без зеркала.
Вначале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут свободными и координированными.
На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений: статические и динамические.
Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы. Динамические – требуют ритмического повторения (примерно 6 раз) движений, координации, хорошей переключаемости.
Упражнения следующие:
“Индюк” — цель: выработать подъем языка вверх, подвижность кончика языка.
Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: БЛ –БЛ (как индюк болбочет).
“Пароход гудит” — цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Приоткрыть рот и длительно произносить звук “Ы”.
“Самолет гудит” — цель: вызывание звука, близкого к “Л”.
Рот приоткрыт. Губы растянуты, при длительном произнесении звука “Ы” проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. Слышится “Л”.
“Вкусное варенье” — рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
“Лошадка” — присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
“Качели” — рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
“Стрелочка” — рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.
“Спрячь конфетку” — рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
Положение органов речи при произношении звука “Л”
Губы раскрыты, принимают положение последующего гласного звука. Зубы незначительно разомкнуты. Узкий кончик языка поднят и соприкасается с передней частью твердого неба (альвеолами). Средняя часть напряженной спинки языка прогибается, язык принимает форму седла. Корень языка поднят, боковые края языка опущены, образуют с верхними коренными зубами щель. Воздух выдыхается умеренной струей через щель по боковым краям языка, тыльной стороной ладони ощущаем теплую воздушную струю.
Постановка звука “Л”
Логопед показывает ребенку, как прикусывать широкий кончик языка. Ему объясняют: “Сделай свой язык похожим на блинчик. Покажи, как ты прикусишь его зубами. Делай это легко, чтобы не было больно, и смотри, как язык будет неподвижно лежать внизу на зубах, как блинчик на тарелке.” Теперь открой рот, а язык пусть лежит по – прежнему. Сделай так несколько раз подряд. (Ребенок упражняется перед зеркалом)
Подражая логопеду, ребенок скоро научится слегка закусывать широкий язык передними резцами, затем, открывая рот, оставлять язык в прежнем положении.
Когда ребенок освоит это упражнение, приступают к постановке звука “Л” при межзубном положении языка. Логопед предлагает ребенку произносить звук “А” в тот момент, когда он отпускает язык после прикусывания. Упражнение повторяется 5-6 раз. Постепенно темп выполнения упражнения убыстряется, и слышно сначала слоги “АЛ, АЛ, АЛ”, затем – “ЛА, ЛА, ЛА”.
Логопед выполняет упражнение одновременно с ребенком, но беззвучно, чтобы он видел правильную артикуляцию и держал нужный темп.
Далее следует перевести язык в зазубное, нормальное для этого звука, положение. Логопед предлагает ребенку поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам, произносить слоги “ЛЫ, ЛЫ, ЛЫ”. В сочетании со звуком “Ы” звук “Л” приобретает большую четкость.
Отработка звука “Л” в слогах
Проговаривание по 3-5 раз:
Ал – ал – ал | ла – ла — ла | |
Ол – ол – ол | ло – ло — ло | |
Ул – ул – ул | лу – лу — лу | |
Ыл – ыл – ыл | лы – лы — лы | |
Ил – ил – ил | ||
Ел – ел – ел | ||
Ял – ял — ял |
Отработка звука “Л” в словах
Бал – вал – мал – пал – зал
Бол – вол – мол – пол – зол
Бул – вул – мул – пул – зул
Был – выл – мыл – пыл – зыл
Бил – вил – мил – пил – зил
Бел – вел – мел – пел – зел
Бял – вял – мял – пял – зял
Стул, Павел, забыл, пенал, пол….
Отработка звука “Л” в предложениях
Лыжник едет по лыжне.
В углу стоят лыжи.
У Лайки была белая лапа.
Мила поставила лампу на стол.
Клава пила молоко и ела булку.
Клубок упал со стула на пол.
Павел плыл в лодке по волнам.
Отработка звука “Л” во фразовой речи
Стихотворение “Вот какая мама”
Мама песню напевала,
Одевала дочку.
Одевала – надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка,
Тоненькая строчка.
Мама песенку тянула,
Обувала дочку.
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.
Светлые чулочки
На ногах у дочки.
Мама песенку допела,
Мама девочку одела:
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках.
Вот как мама угодила –
Свою дочку нарядила.
Вот какая мама –
Золотая прямо!
Скороговорка
Ал – ал – ал – пенал на пол упал,
Ол – ол – ол – пенал упал на пол,
Ул – ул – ул – пенал упал на стул,
Ыл – ыл – ыл – Павел пенал забыл.
Рассказы
Была зима, но было тепло. Было много снегу. Дети были на пруду. Взяли снегу, клали куклу. Руки зябли, зато кукла вышла славная. Во рту куклы была трубка. Глаза куклы были большие.
Петя помог
Над окном одного дома было ласточкино гнездо. Из гнезда выглядывали четыре птенчика.
Вдруг один птенчик упал из гнезда. Ласточкам жалко было птенчика. Они кружились над ни и пищали, но помочь не могли.
Это увидел Петя. Он поднял птенчика и посадил его в гнездо. Ласточки весело защебетали и стали кормить птенчика.
В конце занятия подводятся итоги. Проверяется правильность выполнения артикуляционных упражнений. Уточняется артикуляционный уклад при произнесении звука “Л”.
В тетради записывается домашнее задание, которое ребенок выполняет дома перед зеркалом под присмотром взрослых. В работе с тетрадью необходимо соблюдать последовательность: постепенно переходим от задания к заданию, от простого к сложному.
Изученный материал закрепляется тщательно.
Домашние упражнения рекомендуется проводить систематически, желательно не менее трех раз в неделю. Кроме этого, 2-3 раза в день полезны кратковременные (в течение нескольких минут) упражнения.
Сроки преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, участия родителей в коррекционной работе.
Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми.
Основная задача логопеда — включить ребенка в целенаправленную речевую работу, заинтересовать его.
Только при положительном отношении ребенка к занятиям можно выработать у него умение отличать правильное произношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль за собственным произношением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков, учить узнавать и различать звуки, формировать речедвигательные навыки, а также развить внимание, память, мышление.
На занятиях используется игра, рисование, художественное слово и другие средства и любимые виды деятельности, развивающие познавательную активность ребенка, позволяющие избегать быстрого утомления.
Применяются разнообразные приемы: называние картинок, добавление слов, отгадывание загадок, проговаривание чистоговорок, разучивание стихотворений, потешек, считалок, исключение неподходящего слова и подбор обобщающих понятий, сопровождение речи выразительными движениями, игры со словом, работа со звуковыми схемами слов, обводка и раскрашивание рисунков с комментированием и многие другие интересные для детей виды работ.
Используемая литература
- Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. “Энциклопедия логопедических игр”. – СПб.: КАРО, 2007.
- Крутий Е.Л. “Волшебная логопедия”. – Д.: Сталкер, 1999.
- Ладутько Л.К., Шкляр С.В. “Картотеки дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников”. – М., 1995.
- Лопухина И.С. “Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей”. – М.: Аквариум, 1995.
- Пожиленко Е.А. “Волшебный мир звуков и слов”. – М., Гуманитарный издательский центр “Владос”, 1999.
- Решетник Т.П. “Логопедические развивалки. Развивающие игры для детей”. – М.: Эксмо, 2010.
- Руденко В.И. “Логопедия: практическое пособие для логопедов”. – Изд.8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
- Ткаченко Т.А. “Если дошкольник плохо говорит”. – СПб: Акцидент,1997.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Автоматизация звука [л]
Тема: Автоматизация звука [л].
Цель: закрепление правильного произношения звука [л].
Коррекционные задачи:
1. Образовательные:
— четкое произношение звука [л] в слогах, словах и предложениях;
— согласование прилагательных с существительными;
— автоматизация звука [л] в личных окончаниях глаголов прошедшего времени;
— употребление сущ. в винительном падеже в предложениях;
— развитие фонематического слуха;
— развитие фонематического восприятия, памяти, внимания;
— обогащать словарный запас;
— совершенствование навыков звуко-буквенного анализа;
— закрепление умения анализировать предложения;
— развитие общей моторики;
— развитие связной речи.
2. Развивающие:
— развивать слуховое, зрительное восприятие, память, внимание;
— формировать самоконтроль за речью.
3. Воспитательные:
— воспитывать организованное поведение во время урока;
— формировать активность и самостоятельность на занятии;
— прививать внимание к красивой и правильной речи.
Оборудование: профиль звука «Л», индивидуальные зеркала, картинки на звук [л], игра «лабиринт», игрушка акула, поощрительные призы.
Ход занятия:
I. Орг. момент.
Билет на теплоход.
Познакомимся с гостями. Меня зовут…
Сегодня мы поплывем в путешествие по волнам на теплоходе.
Получите билеты, займите свои места согласно полученным билетам.
Детям раздаются билеты, на билетах нарисованы картинки: лопата, дятел, колокольчик, пила; согласно им занимаются места: у каждого стульчика аналогичная картинка-символ.
II. Основная часть
Постановка цели занятия
Чтобы путешествие было удачным, будем правильно произносить звук [л].
Как надо произносить звук [л]? Широкий язычок поднимается за верхние зубки на бугорки, губы улыбаются.
1. Артикуляционная гимнастика – считалка.
Перед путешествием разомнем язычок.
Раз – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем (окошко).
Два – сделаем мы дудочки, губки, словно трубочки.
Три – на губки посмотри, улыбаемся на три.
На четыре – ротик шире, «блинчик» сделай на четыре.
Пять – открываем рот на пять, нужно губку облизать.
Шесть – почистим наше небо, небо чистым стало чтобы.
Семь – стучит копытцем лошадь.
Восемь – к нам приходит осень. Вырос гриб на счете восемь.
Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.
Десять – можно поболтать, поболтать и не устать.
2. Игра «Теплоход»
Внимание! (удар гонга) Мы отплываем, теплоход дает гудок: «ЛЛЛЛЛ»
Теплоход плывет между камней и гудит «ЛЛЛ…» — картинка на доске.
3. Повторение ряда слогов с чередованием ударения, с разными гласными, чистоговорок.
Споем песни, чтобы было весело:
-ла-ла-лы,
-лы-ла-ло,
-ла-ла-ла- вот пила и т.д.
4. Игра «Лабиринт»- правильное произношение слов со звуком [л].
Мы подплыли к лабиринту. Надо назвать картинки по стрелкам. Увидим, к какой картинке приведет нас лабиринт.
На доске картинки на звук [л].
5. Игра «Угадайка» — согласование прилагательных с существительными.
Используются картинки: белый халат, белые голуби, белое полотенце, белое облако.
Поиграем в игру «Угадайка», чтобы наше плавание не было скучным. Какую картинку я загадала? Я скажу про эту картинку «белая».
6. Игра «Кто увидит акулу» — правильное произношение короткой фразы со звуком [л].
Посмотрим на волны. Кто увидит акулу? (Я увидела …)
Логопед раздает картинки предметов со звуком [л], дети отвечают фразой, Выигрывает тот, кому достается «акула».
7. Игра «Кто быстрей» — образование винительного падежа существительных со звуком [л] во фразе.
Я отдал …
Выигрывает тот, у кого быстрее закончатся картинки.
8. Игра «Акула» — закрепление произношения звука [л] в стихотворной речи.
Физкультминутка:
Смотрите, по волнам плывет акула (логопед показывает игрушку акулы)
Плыла, плыла акула.
Плавником вильнула.
Под волну попала.
Начинай сначала.
Каждый ребенок проговаривает стихотворение по очереди и передает игрушку акулы следующему.
9. Игра «Поймай акулу» — употребление слов со звуком[л] во фразе.
Закрепление употребления винительного падежа сущ.
На стол ставится коробка «море». В ней лежат картинки со звуком [л] с металлическими скрепками. Дети встают вокруг стола, им раздаются магнитные удочки. Каждый ребенок по очереди достает картинку удочкой и отвечает фразой:
Я поймал … .
Посмотрим улов… (логопед)
Я поймал … и … (дети)
10. Развитие слухового внимания и памяти.
Сядет тот, кто поймал лопату…
11. Проговаривание ранее заученных стихов со звуком [л].
Каждый ребенок рассказывает стихотворение про картинку на билете.
III. Итог занятия.
— Наше плавание подходит к концу.
На память о плавании дети получают наклейки морских животных.
План занятия:»Постановка звука «Л». — логопедия, уроки
Тема урока: «Постановка звука [л]»
Пелевина Людмила Андреевна учитель логопед
ЦЕЛИ: Добиваться правильного произношения звука «л».
Развитие подвижности артикуляционного аппарата (общие артикуляционные упражнения).
Уточнение движений органов артикуляции на данный звук (специальные упражнения).
Развитие силы голоса, длительности, плавности ротового выдоха.
Постановка или формирование кинестетических ощущений (или уточнение) органов артикуляции на данный звук (формирование правильного артикуляционного уклада).
Развитие фонематического восприятия.
Развитие внимания, памяти, мышления.
ОБОРУДОВАНИЕ: фотографии с изображением артикуляционных упражнений, предметные картинки, снежинки для развития дыхания.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
2. Знакомство с темой.
Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук Л. А помогут нам в этом специальные упражнения (артикуляционная гимнастика):
1. «Наказать непослушный язычок» Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить
пя, пя,пя. Удерживать язык в спокойном положении на счет от 1до 5.
2. «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть была неподвижной.
3. «Индюк». Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: БЛ-БЛ (как индюк бормочет).
4. «Качели» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Затем за верхние зубы. Поочередно менять положение языка 4-6 раз.
3. Развитие дыхания.
Закрепляем у детей правильность выполнения вдоха и выдоха:
Короткий вдох (носом) – длинный выдох (ртом). Слова говорим на выдохе. Для произнесения смычно-проходных звуков (Л, Ль) характерно направление воздушной струи по боковым краям языка.
“Снежинки”. Дать ребенку кусочек ваты. “Это снежинка. Посмотри, как она летает”. Положить ватку на ладонь и сдувать ее с руки.
Инструкция: “Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Попробуй так же подуть на снежинку”. Ребенок сдувает ватку-“снежинку” с руки. Упражнение повторяется несколько раз.
4. Развитие силы голоса.
Упражнение “Ау!”.
Логопед: “Я вдохнула носом воздух, наполнила свои легкие воздухом, а теперь выдыхаю и кричу: “Ау-у-у-у!” долго, продолжительно. Но одна девочка ушла очень далеко. Каким голосом мы будем ее звать ? (Громким). Давай позовем ее – вдох носом, долгий выдох и громко:
“А-у-у-у!”.
5. Анализ артикуляции звука по плану:
— положение губ;
— положение языка: кончика, спинки, корня, боковых краев;
— участие голосовых связок.
а) губы открыты, их положение зависит от следующего звука;
б) зубы разомкнуты, расстояние между верхними и нижними зубами очень небольшое;
в) кончик языка поднят и упирается в альвеолы и частично в верхние резцы, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, поэтому по бокам языка образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воздух;
г) мягкое небо поднято и закрывает проход для воздуха в нос;
д) голосовые связки сомкнуты, напряжены и вибрируют.
6. Постановка звука:
по подражанию;
от опорного звука;
с использованием механических средств.
Игра “ПАРОХОД ГУДИТ”.
Сейчас мы поедим кататься на пароходе. Вы знаете как гудит пароход? Послушайте « ыы». Повторим все вместе. Приоткрыть рот и длительно произносить звук “ы”.
Пароход может давать несколько гудков.
Игра “САМОЛЕТ ГУДИТ”.
Улетел самолет высоко за облака, не видно его, только слышно, как он гудит: «ллл»
Возьмите карандаш вашего любимого цвета, проведите цветную дорожку для самолетика. ( Дети рисуют дорожку на заранее приготовленных карточках.)
Возьмите карточки –облачка, закрепите язычок зубками, пойте песенку самолетика. Проведите пальчиком по дорожке между облаков.
Губы растянуты, при длительном произнесении звука “ы” проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении.
7. Развитие фонематического восприятия.
Выделение звука Л из ряда изолированных звуков.
Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук Л (В Л Т Л Н С Л Л Ф Л).
Выделение слога со звуком Л из ряда слогов.
Я буду произносить слоги, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слог со звуком Л (МА ЛА РО ЛО КУ ЛУ СЫ ЛЫ ТУ). Выделение слова со звуком Л из ряда слов.
Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком Л (полка, яма, купол, лампа, арбуз, вода, слава, тумба, колодец, палатка, ракета, колокольчик).
8. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Нарушения звука «л» у детей и взрослых
Главная — О логопедии — Нарушения звука «л»
В этой статье мы рассмотри одно из самых распространенных нарушений звукопроизношения – дефект звука «л».
Звук «л» довольно сложный в произношении, поэтому появляется обычно в речи детей к 4-5 годам. Для того, чтобы его правильно произнести необходимы следующие движения мышц губ и языка: рот приоткрыт, кончик языка упирается в верхние зубы или бугорки за верхними зубами, язык по форме напоминает седло (средняя часть спинки языка опущена, а задняя часть спинки языка поднята), выдыхаемый воздух проходит по бокам языка.
Недостаток звука «л» в детском возрасте встречается часто и в самых разнообразных формах. Причинами могут быть нарушения подвижности языка, повышенный или вялый тонус мышц (вследствие чего ребенку трудно поднять и удерживать язык за зубами), нарушения прикуса (особенно когда между зубами щель и нет возможности правильно поставить язык).
Различают две основные группы нарушений этого звука:
1) Звук «л» совсем не произносится или произносится неправильно – научное название этих расстройств «ламбдацизм».
Бывают следующие варианты искажений звука «л»:
· Полное отсутствие звука – Пример: лак – ак, ложка – ожка.
· Губное произнесение, похожее на «в» — Пример: лак – вак, ложка – вожка.
· Межзубное произнесение – кончик языка просовывается между зубами.
· Задненебное (глухое) произнесение, похожее на звуки г,х – Пример: лак – гхак, ложка – гхожка.
· Неопределенный гласный звук, похожий на «ы» — Пример: лак – аыак, ложка – аыожка.
· Полусмягченное произнесение, наподобие немецкого «L» — Пример: лак – льак, лампа – льампа.
· Носовое произнесение – как при насморке, но это нарушение встречается довольно редко.
2) Звук «л» заменяется другими звуками нашего алфавита – научное название таких замен – «параламбдацизм».
Звук «л» может иметь следующие звуки-заменители:
· у — Пример: лошадь – уошадь.
· й – Пример: лампа – йампа, голова – гойова.
· и – Пример: лак – иак, молоко – моиоко.
· ль – Пример: лук – люк, пол – поль.
· Р – Пример: лопата – ропата.
· Н – Пример: лось – нось.
Для маленьких детей (до 5 лет) характерна замена сложных звуков на более простые. Однако по мере взросления правильный твердый «л» не всегда появляется, и тогда его необходимо формировать на логопедических занятиях. Оптимальное время начала занятий с детьми по исправлению нарушений звукопроизношения – 5.5-5 лет. В этом возрасте ребенок уже может с помощью произвольного контроля активно заниматься, а благодаря пластичной психике новый навык правильной речи быстро закрепляется.
Исправление звука «Л» у взрослых
В том случае, если по каким-либо причинам правильный звук «л» в детском возрасте не был сформирован, то этот дефект мы можем наблюдать в речи подростков и взрослых. Практика логопедической работы показывает, что исправление дефекта произношения звука «л» у взрослого человека проходит значительно проще, чем у ребенка. Если есть нарушения тонуса мышц, то потребуется большее количество занятий. В процессе работы логопед подбирает специальную программу упражнений для каждого человека (в т. ч. приемы логопедического массажа, если это необходимо), которые помогут сформировать правильную речь.
Поделиться:Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.
Произношение: «L» в американском английском
Несмотря на то, что звук «L» в американском английском может показаться основным согласным и простым для воспроизведения звуком, я на самом деле сталкиваюсь с множеством изучающих английский язык, которым трудно издать правильный звук. Мои говорящие на японском и корейском часто путают звук «L» и «R». У португальцев больше всего трудностей с окончанием «L» из-за огромной разницы в их родном языке. Ораторы, говорящие на испанском, французском и итальянском языках, воспроизводят звук «L» с разным положением рта.Эта другая позиция будет продолжать создавать очевидный «неестественный» акцент при попытке говорить на родном английском.
Поскольку я знаю, что вы хотите улучшить свою беглость и говорить больше как носитель языка (звучит естественно и уверенно), я хочу провести этот урок, чтобы охватить звук «L» в американском английском.
В этом уроке вы выучите:
- как произносится звук «L» в американском английском
- правильное положение рта / языка / зубов
- способов практиковать и улучшать произношение самостоятельно
Произношение: Звук «L» в американском английском
Давайте начнем с короткого предложения, в котором звук «L» воспроизводится в нескольких разных местах в слове.
Билл и Люси ежедневно наполняют вазу сиренью.
Вы можете посмотреть видео выше, повтор урока «Повседневный английский» на этой неделе, чтобы увидеть и услышать, как произносится это предложение.
Как отмечалось выше, у разных языков будут разные трудности с точным воспроизведением этого звука. Некоторые изучающие английский язык могут легко произнести звук в начале «L», запутав, например, окончание «L».
Важно отметить, что звук «L» в американском английском имеет одинаковое положение рта, будь то начало, середина или конец слова.Звук «L» сам по себе:
Чтобы правильно произнести звук «L» на английском языке, вам нужно распознать начало звука «а», чувствуя при этом важность кончика языка. Расположение вашего языка очень похоже на звуки «T», «D» и «N».
Произнесите эти звуки вслух. «Л» — «Т» — «Д» — «Н» Чувствуете сходство? Можете ли вы увидеть сходство, глядя в камеру или зеркало? Проверьте видео на точность.
Для всех этих звуков кончик вашего языка упирается в нёбо, где встречается с вашими верхними передними зубами. Итак, ваш язык должен находиться за верхними передними зубами (но касаться неба).
Хотя для этих звуков существует схожесть положения языка, основное различие заключается в интенсивности и напряжении вашего языка при воспроизведении звука «L».
Лучший способ улучшить этот звук — преувеличить его, когда вы тренируетесь, чтобы нарастить распознавание мускулов.Я рекомендую преувеличить это настолько, чтобы вы действительно высунули язык между верхними и нижними зубами. Да, когда вы тренируетесь, вы должны видеть кончик своего языка!
Это поможет вам нарастить мышцы языка, необходимые для правильного воспроизведения звука в начале, конце или середине слова. Это также поможет вам избежать путаницы с другими буквами, потому что вы не сможете издавать непонятные звуки, высунув язык.
Позвольте пояснить, что:
Ораторы, говорящие на японском и корейском языках, часто путают звук «L» и «R».Невозможно воспроизвести звук «R» с высунутым языком, но вы можете сделать так, чтобы «L» звучала.
Если вы говорите по-португальски, вы часто путаете окончание «L» и хотите произнести закрытый звук «ау». Опять же, языком вперед сделать невозможно.
Практика ведет к совершенствуВы должны практиковаться в произношении каждый день, насколько это возможно, если вы хотите заметить улучшение раньше, чем позже. Этот урок, конечно же, предоставит вам видео для просмотра, а также практические упражнения, которые вы включите в свой еженедельный (и ежедневный!) План обучения.
Поскольку важно научиться распознавать мышцы и научиться воспроизводить звук, я рекомендую начинать с малого и постепенно переходить к словам, а затем предложениям.
Звук «L»:Практикуйте этот звук, произнося отдельный звук, который звучит как «эль». Сначала произнесите преувеличенный звук, высунув язык между зубами.
«эль» «эль» «эль» «эль» «эль»
Затем потренируйтесь втягивать язык и произносить звук языком за верхними передними зубами (касаясь неба).
«эль» «эль» «эль» «эль» «эль»
Наконец, сосредоточьтесь на звуке, удерживая звук около 5 секунд. Сделайте это сначала с высунутым языком, а затем с языком за зубами.
«все»
Слова с буквой «L»:Продолжайте практиковать этот звук в слове. Ниже приведен список некоторых слов, которые начинаются с буквы «L», за которыми следуют слова с буквой «L» в середине и, наконец, слова, оканчивающиеся на звук «L».
lab — кредит — нижний — задержка — запирание
старый — моллюск — крупногабаритный — наплыв — задержанный
угорь — пилюля — перепел — Бразилия — крендель
Предложения с буквой «L»Наконец, когда вы освоитесь со звуком и словами, пора переходить к полным предложениям.
У меня есть лаборатория. Мой рейс задержали. Я только что съела крендель.
Лаборатория задержалась в старом городе Бразилии.
Билл и Люси ежедневно наполняют вазу сиренью.
Дополнительная практика:Многие студенты спрашивают меня о моих рекомендациях по книгам или о том, как продолжать практиковать произношение американского английского. Если вы не готовы вкладывать деньги в курсы или частного репетитора, то моя любимая книга — вот эта. Это «Обучение американскому акценту», в который входит компакт-диск с практическими упражнениями.Он включает в себя так много полезной информации и много практики для самостоятельного изучения. Лучшее место для его приобретения (я думаю) — Amazon, и именно там я нашел его самым дешевым.
* ПРИМЕЧАНИЕ. Приведенная мной ссылка является партнерской, потому что, если вы купите ее по моей рекомендации, я получу поддержку для моих уроков английского языка.Вы хотите говорить по-английски более естественно и свободно?
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К РАЗГОВОРНОМУ КЛУБУ И ПОЛУЧАЙТЕ ЕЖЕНЕДЕЛЬНУЮ ПРАКТИКУ ГОВОРИТ И РЕАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ, ЧТОБЫ УЛУЧШИТЬ СВОЮ ГОВОРКУ
The Conversation Club предоставит вам 6 групповых разговоров для практики с настоящим учителем и сообщество групповых сообщений для общения с другими участниками.
Вы также будете получать еженедельные уроки английского, чтобы улучшить свой словарный запас, аудирование, чтение, произношение и многое другое!
Попробуйте Клуб на 1 неделю, бесплатно! Присоединяйтесь к недельной бесплатной пробной версии здесь.
Поделиться — это забота, Поделитесь этим сообщением:
Нравится:
Нравится Загрузка …
Связанныефранцузские звуки l, m и n
Французский
лl звука часто называют боковыми : вы произносите их, удерживая язык в положении, позволяющем воздуху выходить вокруг сторон языка, при создании засора посередине.
Английский имеет два распространенных типа произношения: l , неформально. называется «темный» и «прозрачный» . В прозрачный л язычок касается альвеолярный гребень (напомним, альвеолярный гребень — это то место, где нёбо «выступает» позади ваши верхние зубы). Он касается его относительно далеко вперед, так что он может даже касаться верхних зубов, хотя на английском это не обязательно. В цвете dark l язычок касается гребня дальше назад, а задняя часть языка поднимается к нёбу.В зависимости от вашего диалекта английского языка, у вас может быть один из этих типов l или оба. (Некоторые ораторы, например, имеют тенденцию иметь ясный l в начале слога и темный l в конце слога, хотя есть и значительные вариации.)
франкоговорящих, напротив, обычно только «чистый» l . Он произносится так, чтобы язык во рту был достаточно далеко вперед, чтобы коснуться верхние зубы (а также альвеолярный гребень), и без задней части языка поднята к небу.В зависимости от вашего разнообразия английского языка, это это может быть тип звука l , который вы уже издаете, или это может быть звук, который вы редко есть, и это требует некоторой практики.
Французский
мФранцузский м звук сам по себе не должен вызывать много проблем: он произносится как в английском языке, закрыв губы и выпуская воздух только через нос.
Как и в случае с n , поначалу может быть немного сложно решить, следует ли произносить м в первую очередь или нет.В общем, как и с n , m произносится по-французски только тогда, когда стоит непосредственно перед гласной. (в написании — даже если это гласная e , которая не произносится как таковой). В противном случае, если м — самая последняя буква слова, или если она стоит перед другой согласной, она обычно отмечает назализацию предыдущей гласной, но сама по себе не произносится. Так, например, французские слова faim («голод») и fin («конец», «тонкий») произносятся одинаково.
французский
nФранцузский n звук произнести несложно. Как и в английском, он по существу произносится, останавливая воздух. между языком и альвеолярным гребнем и выпуском воздуха через нос. Тем не менее, французский n действительно несколько тонко отличается от своего Английский аналог.
Во-первых, многие франкоговорящие люди издают звук n зубной : то есть самая передняя часть языка касается верхних зубов, а также альвеолярного гребня (как с л ).
Второе важное отличие заключается в процессе, который называется « ассимиляция места ». Мы сказали что в основном n производится путем блокировки воздуха между язычком и альвеолярный гребень. Но на практике в английском языке положение языка n на самом деле очень склонен следить за положением языка при следующем звуке. Таким образом, когда Носитель английского языка говорит «десять девушек» , в обычной, неэмпатической речи они вероятно произнесет это как «te ng girls» ; аналогично «десять человек» произносится как «те м мужчины» ; когда вы говорите «te n fish» , n , вероятно, будет произнесен, если прижать верхние зубы к нижняя губа, а язык вообще не блокирует звук!
Обычно это место, ассимиляция n не происходит во французском .Когда Французский говорящий говорит, например, une cour («двор / двор») , перед их язык сначала касается альвеолярного гребня для звука n , а затем тело языка непосредственно касается мягкого неба для звука k (пишется c ). Когда говорящий по-французски говорит u n e fortu n e , оба n s являются произносится путем остановки звука языком напротив альвеолярного гребня.
LL — Как произносится французское двойное L
Французское произношение
На французском языке ll имеет два возможных произношения:
- [л] (л звук)
- [j] (звук y)
Хотя существуют шаблоны, которые могут помочь вам определить произношение большинства слов, есть несколько десятков слов, которые вам просто нужно запомнить.
LL as [j]
Во всех сочетаниях букв с гласным + ил двойное l произносится [j]:
Письма | Примеры | |
aill | la paille | солома |
eill | ла вуаль | ночь перед |
евро | la feuille | лист |
œill | UNE œillade | подмигнуть |
или | бульон | до кипения |
ueill | cueillir | собрать |
uill | la cuillère | ложка |
Двойное l также произносится [j] в большинстве слов с согласным + ill , включая
la Bastille | Бастилия |
ле cédille | седиль (ç) |
ле шантильи | сливки взбитые |
la famille | семья |
la fille | девушка |
Мийо | Мийо (город в Авероне) |
ла ваниль | ваниль |
LL as [l]
После любой другой гласной произносится двойное l [l]:
салон | к. |
красавица | красивый |
folle | сумасшедший |
le pull | свитер |
программа UNE | слог |
И он также произносится [l] после i примерно в двух десятках слов (и их производных).Это полный список — все, что здесь не указано, произносится как [j].
Ахилл | Ахиллес | |||
бацилла | зародыш, бацилла | |||
billevesées | чушь | |||
un млрд | трлн | |||
капиллярный | капиллярный | |||
un codicille | кодицил | |||
дистиллятор | перегонять | |||
волокнистая нить | мелкое волокно | ( фибрилляр , фибрилляция ) * | ||
Жиль | имя мальчика | |||
-иллер | -ilary (суффикс) | |||
un криль | криль | |||
Лилль | Лилль (город на севере) | |||
лилипуты | Лилипутский | |||
мил | тыс. | (un millénium, millénium, millénium и т. Д.) | ||
un mille | миля | (le millage) | ||
милли- | милли- (префикс) | ( миллиметра , миллиграмма и т. Д.) | ||
un миллиард | миллиардов | ( миллиардера , миллиарда и т. Д.) | ||
млн. | миллионов | ( миллионер , миллионер и т. Д.) | ||
осциллер | качаться, качаться | |||
пенициллин | ||||
шт. Зрачок * | опека штата | |||
зрачок * | ученик | |||
une scille | scilla | |||
губчатая нить | губчатая | |||
спокойный | спокойствие, умиротворение | |||
un verticille | мутовчатый | |||
un vexille | вексиллум | |||
UNE VILLE | городок | ( вилла , деревня , пр.) | ||
une zorille | зорилла |
* Буква ll в этих словах может произноситься как угодно.
Связанные уроки Поделиться / Твитнуть / Прикрепить меня! ЗвукL — английский XP
Введение
«l» очень распространено в английском языке, поэтому важно, чтобы мы знали, как правильно произносить его, когда сталкиваемся с ним. Что делает это трудным, так это то, что на самом деле существует два звука «л».Первый звук l называется светлый звук l ( l ift, l например, l oud), а второй — звук dark l * (мы ll , i ll , Coa l ). Звук «л» может быть записан либо с одиночным «л» ( l eft), либо с двойным «l» (Ta ll ).
* Звук dark ‘l’ также называется звуком velar ‘l’ .
Интересно отметить, что, хотя мы разделили их на два разных названия, в лингвистике они оба просто называются латеральной альвеолярной аппроксимацией (/ l /) .
Легкий звук ‘l’
Это самый простой из двух звуков для создания. Прикоснитесь кончиком языка к верхней части рта, а затем толкните его вперед, чтобы появился свет ‘l’. Этот звук должен иметь гласный звук после него (например, ля, ле, ли, лу, ло), поэтому он будет находиться в начале или середине слова.
Давайте попробуем следующий список слов с light ‘l’ : —
- L augh
- L unch
- L ock
- L arge
- L ook
- L ike
- L ose
- L ap
- L eft
- L чернила
- A ll ow
- He ll o
- Fa ll er
- Te ll er
- A ll y
Dark ‘l’ sound
Dark ‘l’ немного сложнее понять.Этот звук идет после гласной, а не до (как со светом ‘l’), и движение языка иное.
Вместо того, чтобы толкать язык вперед, мы просто поднимаем его к верхней части рта и касаемся верхней части. Положение того, где мы касаемся, очень важно. Многие изучающие английский язык отводят язык слишком далеко назад, что создает приглушенный звук «л». Убедитесь, что вы держите кончик языка далеко вперед (как можно ближе к зубам). Это создаст аутентичный и легкий для понимания звук dark ‘l’ .
Давайте попробуем следующий список слов с dark ‘l’ : —
- Woo l
- Ma ll
- Wi ll
- Be ll
- Fa ll
- Ru l e
- Ro l e
- Mi l e
- Gir l
- Circ l e
- Mi l k
- Who l e
- He l p
- Wa l k
- Wor l d
Практическое упражнение
Произнесите эти слова и решите, будет ли у них светлый l или темный l : —
- Флаг
- Болл
- Деталь
- Семья
- Длинный
- Сделка
- Закрыть
- Скажите
- Mold
- Little
Как правильно произносится R и L — американский английский pronu урок обучения
Некоторым изучающим английский язык трудно произносить буквы R и L.
Очень важно сосредоточиться на произношении R и L , потому что неправильное произношение этих букв может вызвать проблемы при общении на английском языке. Смешивание этих двух букв может изменить значение слова, которое вы пытаетесь сказать.
Лучший способ попрактиковаться в произношении — это сосредоточиться на том, как вы формируете звуки своим ртом. Во-первых, попробуйте сосредоточиться на ощущениях вашего рта, губ и языка, когда вы произносите звук R . Затем попробуйте сосредоточиться на ощущениях во рту, губах и языке, когда вы произносите звук L .
Теперь попробуйте произнести эти звуки, используя следующие советы:
Как сделать звук из
RКогда вы издаете звук R , ваш рот должен образовывать круг, а губы слегка направлены вверх.
Ваш язык должен находиться посередине рта и не касаться зубов.
Как сделать звук из
LКогда вы издаете звук L , ваш рот должен быть открыт, но губы не должны высовываться.
Ваш язык должен находиться сразу за верхними зубами.
Помните, лучший способ улучшить свое произношение — это попрактиковаться в произнесении этих звуков, уделяя особое внимание формированию языка и рта.
Давай попрактикуемся в произношении!
Попробуйте использовать приведенные выше советы, чтобы попрактиковаться в произнесении следующих слов:
- Печень
- Река
- Обод
- Лимб
- Рифма
- Лайм
- Правый
- Свет
- Правильно
- Собрать
Вы правильно произносите эти слова? Если вы не слышите разницы между звуками R и L , попробуйте попросить кого-нибудь высказать свое мнение.
Как только вы освоите эти звуки, вы сможете почувствовать разницу!
Темный L
Темный LТемный L
Не все звуки L в английском языке одинаковы. Существует явная разница между звуком L у листа и звуком L у pool или full . Второй вид называется «темная буква L» и обычно обозначается символом [ɫ].
Несколько слов с четкостью L:
лист | [лиф] |
черный | [черный] |
проиграть | [luz] |
Некоторые слова с темным L:
бассейн | [puɫ] |
молоко | [mɪɫk] |
полный | [fʊɫ] или [fɫ̩] |
Некоторые слова с обоими видами L:
затвор | [лʌɫ] |
цеп | [fleɫ] |
маленький | [ˈlɪɾɫ̩] |
(Как видите, английские L, расположенные рядом с началом слога, четкие, а те, что ближе к концу слога, темные.)
Прозрачный [l] и темный [ɫ] имеют альвеолярное аппроксимантное сужение кончиком языка у альвеолярного гребня, как показано ниже. (Помните, что поперечное сечение [l] выглядит так же, как поперечное сечение a [d] — опускание кончика языка / лезвия для аппроксимирующей части происходит сбоку.) Что делает темным [ɫ] отличается от клира [l] — это дополнительный подъем тела языка в то же положение, что и для высокой задней гласной.
прозрачный [л] | темный [ɫ] |
Итак, по существу темный [ɫ] — это просто ясное [l], произносимое одновременно с велярным аппроксимантом [ɰ] — точно так же, как [w] действительно округляет губы с одновременным [ɰ].
Как научить правильному произношению L, R, V и F | ITTT
Многие студенты, изучающие английский как второй язык (ESL), обнаруживают, что из многих проблем, с которыми они сталкиваются с языком, труднее всего овладеть произношением.
Этот пост написала наша выпускница сертификата TEFL Софи М. Обратите внимание, что это сообщение в блоге не обязательно может отражать убеждения или мнения ITTT.
Работа над свободным языком
Произношение — чрезвычайно важная способность говорить по-английски более свободно.Получив знания и навыки правильного произношения, студент ESL может достичь гораздо более высокого уровня владения английским языком и интеллекта. Однако легче сказать, чем сделать. В Южной Корее, например, некоторые звуки не используются в их языке, но используются в английском языке. Поскольку этих звуков в корейском не существует, учащиеся обычно испытывают затруднения с их произношением. В этом эссе я поделюсь некоторыми идеями о том, как научить южнокорейских студентов правильному произношению L, R, V и F.
Также читайте: Нужна ли мне степень, чтобы преподавать английский язык за границей?
Сложные звуки: Часть 1
Обычно корейцы борются с произношением со звуками L и R. Это потому, что они используют ㄹ, что находится где-то между L и R. При написании английских слов с использованием корейских символов эта буква используется как для L, так и для R, что заставляет корейцев использовать этот звук для замены обеих букв. Некоторые корейцы произносят ближе к R, а другие — к L.Это объясняет, почему корейцы, произносящие слово «действительно», могут звучать как «leally» или «backry». Чтобы научить, что L и R — очень разные звуки, ученикам необходимо продемонстрировать место и манеру артикуляции. L и R оба имеют альвеолярное аппроксимантное сочленение. Это означает, что передняя часть языка поднимается к альвеолярному гребню во рту, и звук производится за счет сужения голосового тракта с помощью языка.
Первый важный отличительный фактор между двумя звуками — это то, что при L язык касается альвеолярного гребня.С R язык парит близко к нему, но не касается. Кроме того, губы расположены по-разному для двух звуков: L приоткрыл губы и расслабил их, а R — сжатые. Эти различия можно выразить учащимся, преувеличив положение рта, произнося их так, чтобы учащиеся могли видеть, где находится язык, или нарисовав на доске место, где должен быть язык.
Также читайте: Частные или государственные школы в Южной Корее — где лучше преподавать английский язык? | ITTT | Блог TEFL
Как учить?
Поскольку учащиеся не могут видеть, где находится ваш язык, когда говорят «Р», лучше нарисовать его на доске или иметь иллюстрацию, чтобы показать им.Другой, более интересный способ научить произносить L и R — это попросить учащихся издавать звуковые эффекты или бессмысленные звуки. Например, они могут практиковать L, говоря «лалалалала», или R, рыча, как лев, «гррррр!» Еще один способ научить их различать — заставить их практиковать сложные слова, содержащие оба звука, такие как «девочка» или «учиться». Эти слова будут звучать «не так», если L и R не произнесены четко и правильно.
Сложные звуки: Часть 2
Еще одна пара похожих звуков, которые могут создать трудности для южнокорейских студентов, — это звуки для V и F.Опять же, этих звуков нет в корейском языке, поэтому корейцы обычно заменяют эти звуки буквами B или P. V и F — это лабиально-стоматологические фрикционные звуки, означающие, что зубы касаются нижней губы, и воздух проходит через преграду.
Также читайте: Лучшие приложения для вашего телефона при обучении английскому за рубежом
В корейском языке нет лабио-стоматологических фрикативных звуков, поэтому понятно, почему учащиеся с трудом их произносят.Учитель должен объяснить классу, что при этих звуках губы вообще не смыкаются, только верхние зубы касаются нижней губы. Самый простой способ научить студентов произносить F — это продемонстрировать, что голосовые связки не используются для этого звука. F образуется путем проталкивания воздуха через препятствие, образованное соприкосновением зубов и губ. V — то же действие, но с задействованными голосовыми связками.
Как учить?
Чтобы объяснить это студентам, вы можете использовать другие звуки, с которыми они знакомы, чтобы продемонстрировать звуки, которые используют и не используют вибрацию голосовых связок.Вы можете начать со слова «шшш», одновременно делая жест рукой, в которой воздух выходит из легких и выходит изо рта. Затем произнесите «аааа», демонстрируя рукой вибрацию горла, держа ее возле шеи и быстро встряхивая взад и вперед. Это демонстрирует ученикам, что для одного звука используется воздух, а для другого — звук из шнуров.
Также читайте: 5 поездок на выходные, которые вы должны совершить, живя за границей в Южной Корее
Затем вы можете произнести звук F, используя тот же жест, который вы использовали с «шшш», и звук V, пока используя тот же жест, что и с «аааа.После практики с учениками в классе, ученики могут практиковаться индивидуально с учителем или в группах, произнося слова, содержащие звуки, такие как очень, фургон, отпуск, вибрация, бархат, огонь, веер, лицо, лиса и рыба.
Есть бесконечные возможности, когда речь идет о многих видах деятельности, которые можно выполнять для отработки произношения. Но, используя методы, описанные здесь, как основу для обучения произношению звуков L, R, V и F, студенты могут получить более четкое представление о том, как располагать рот и когда и когда не использовать голосовые связки.