Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Противники детского сада: А есть противники детского сада? — запись пользователя Лянка (ulyanchik) в сообществе Воспитание, психология — от года до трех в категории Детские сады, клубы, центры – Детский сад. Я против! — запись пользователя Людмила Дизайн интерьера (id803582) в дневнике

Posted on 05.07.202004.02.2020

Содержание

  • Кому полезен детский сад, а кому — противопоказан. 7 типов детей
      • Единственный ребенок в патриархальной многопоколенной семье
      • Ребенок, живущий с одним родителем
      • Ребенок с СДВГ
      • Ребенок с особенностями развития
      • Ребенок в состоянии стресса
      • Ребенок в состоянии острого горя
      • Ребенок, испытывающий трудности с горизонтальной коммуникацией
  • Детский сад — «за» и «против»
      • Мнения и доводы противников детского сада
      • Мнения и доводы, что дети должны ходить в детский сад:
      • Выводы
  • Стоит ли отдавать ребенка в детский сад?
    • Социализация ребёнка — что это?
    • Что говорят современные ученые
    • Подумайте, отдавать ли ребенка в детский сад?
      • Вот какие доводы в защиту домашнего воспитания приводят противники детских «инкубаторов»:
  • Кому полезен детский сад, а кому — противопоказан. 7 типов детей
  • за и против. Какого воспитателя искать. Развитие ребенка и детский сад
    • Нужен ли детский сад для развития?
    • Ребенок в детском саду: как чувствовать себя хорошо
    • Каким должен быть воспитатель детского сада
    • Ясли или сад до 3 лет: что важно. Депривация
    • А подготовка к школе — попозже
    • Детский сад как услуга
  • Детский сад – «необходимое зло» в жизни ребенка и его родителей | Fresher
  • Ответы@Mail.Ru: Противники детских садов

Кому полезен детский сад, а кому — противопоказан. 7 типов детей

Педагог и журналист Елена Погорелая, которая уже много лет работает с детьми, рассказывает о детях, которых лучше не стоит отдавать в детский сад, а попытаться найти другие способы социализировать ребенка или облегчить жизнь себе, и о тех, которым садик, наоборот, будет крайне полезен.

 

Споры на тему «водить или не водить в садик» ничуть не уступают по натиску спорам на тему прививок. Сторонники сада твердят о социализации (желательно лет с полутора) и опасности материнского выгорания, противники — о нарушении привязанности и пожизненной травме, которую садик наносит ребенку.

В принципе, примирить эти стороны невозможно. Возможно лишь обобщить информацию, предложив оценить, насколько детский сад показан именно этому конкретному ребенку, именно в этот период развития событий. Потому что не существует детей однозначно пригодных или, наоборот, непригодных для детского сада. Зато существуют конкретные ситуации, когда посещение сада может быть целесообразным и наоборот.

Итак, кому и в какой ситуации садик может быть прямо показан?

Единственный ребенок в патриархальной многопоколенной семье

Таких семей сейчас мало, но все-таки они есть. Семьи, где несколько поколений взрослых родственников проживают на одной территории либо на расстоянии двух-трех автобусных остановок. Где бабушка помогает молодым родителям вести хозяйство, дедушка возит ребенка на дачу по выходным, незамужняя тетушка водит на развивающие занятия, а прабабушка стряпает фирменные довоенные пирожки.

Ребенок из такой семьи, как правило, хорошо развит, тонко чувствует настроение окружающих взрослых (даже в самой прекрасной семье отношения между разными поколениями редко обходятся без разногласий, и ребенку приходится к этому приноравливаться), умеет нравиться взрослым друзьям семьи, учителям и соседям. Как будто бы этому ребенку нет необходимости посещать детский сад — он всегда под присмотром. И все же, чего ему явно недостает? Ответ очевиден: общения с себе подобными и — как следствие — умения строить горизонтальные связи.

В детской компании отношения развиваются иначе, чем между взрослыми и детьми. Здесь обостряется конкуренция (у ровесников нет привычки, например, поддаваться в игре), формируется групповая динамика, распределяются роли, без всякой дипломатии выражаются антипатии и симпатии. После трех лет, когда у детей появляется потребность в «горизонтальной» коммуникации, ребенку имеет смысл начать посещать детский сад, чтобы освоить ее.

На этом месте противники садов обычно начинают говорить о различных занятиях и прогулках на детских площадках. Это хорошо для начала, но в общем — не то. На занятиях, и тем более на прогулках, все происходит в так называемом поле родителей. Дети ориентируются на наши реакции и рассчитывают на нашу поддержку. Сад в этом случае обеспечивает полевые условия, в которых тоже полезно учиться существовать.

Естественно, при возникновении всякого рода конфликтов и трудностей родителям необходимо подключиться к происходящему — но об этом чуть ниже.

Ребенок, живущий с одним родителем

Собственно у родителей-одиночек возможностей избежать сада практически нет. Мама, вынужденная зарабатывать, либо отдает дитя в ясли с полутора лет, либо оплачивает няню до трех, а потом уже — в сад. Казалось бы, надо — так надо, о чем разговор? Но зачастую такие родители мучаются сильным чувством вины, особенно если их обступают сторонники альфа-родительства и теории Гордона Ньюфелда.

Однако как раз-таки теория привязанности здесь выручает. Согласно Ньюфелду, один взрослый — необходимый минимум для создания привязанности. Но ведь взрослых-то может быть больше! В такой ситуации воспитатель детского сада вполне может стать еще одним человеком, с которым ребенка связывают отношения привязанности. Звучит утопично, но может быть стоит подумать, поспрашивать у соседей, пособирать отзывы. И, разумеется, установить контакт с воспитателем, «на которого» вы выходите в сад.

Кого вам не хватает в семейной системе, какая роль кажется вам подходящей — спокойной ли «бабушки», строгой «тети», отвечающей за установление границ, или креативной двоюродной «старшей сестры»? Воспитатели, работающие в саду, обычно откликаются на подобный запрос о привязанности с пониманием, особенно если он подкрепляется уважительным отношением, вниманием к их непростой работе и заинтересованностью ребенка.

Ребенок с СДВГ

Детям с синдромом расстройства внимания и гиперактивностью часто навешивают ярлыки несадиковских, проблемных. На самом же деле ребенок с СДВГ может вписаться в сад лучше любого другого и не испытывать трудностей при адаптации. Ведь что нужно таким детям? Четкий режим — каркас для неустойчивой нервной системы, твердо, но доброжелательно установленные границы, структурированное чередование периодов умственного и физического напряжения. Конечно, все это можно устроить и дома, но ценой невероятных усилий отдельного взрослого. Ребенок с СДВГ не может тихо собирать конструктор, пока вы отвечаете на письма, и играть с кастрюлями, пока вы готовите. Нет, его жизнь — сплошной захватывающий экшн, и если в доме есть еще пожилая болеющая бабушка или младенец, требующий тишины, маме становится очень и очень непросто.

Тогда как в хорошем саду мы имеем и развивающие занятия по 15 минут каждое, и переключение внимания, и активные игры, и предсказуемость в плане режима. К тому же необходимость подстраиваться под окружающих оттягивает на себя адаптационные механизмы ребенка, временно притормаживая его бурную деятельность, а непосредственная реакция на его импульсивные слова и поступки (в семье куда более сглаженная) позволяет наладить обратную связь и способствует улучшению коммуникации.

Обычно детей с СДВГ охотно задействуют в подвижных играх старшие мальчики и побаиваются однолетки. Поэтому — единственное замечание — если есть возможность устроить ребенка в разновозрастную группу, хотя бы на первых порах, так и сделайте.

Ребенок с особенностями развития

Инклюзия — больная тема для нашего общества, и тем не менее есть ощущение, что рано или поздно мы к ней придем. К тому, что в малой группе на десять относительно здоровых (точнее — нейротипичных) детей будут два-три ребенка с ДЦП, синдромом Дауна, задержкой психического и речевого развития и так далее. Как правило, этим детям показан сад начиная с чуть более старшего возраста, чем так называемым нейротипикам, но показан! И зачастую именно игровая деятельность в компании нейротипичных детей, именно активное взаимодействие с ними, пусть и невербальное, улучшает текущее состояние ребенка и способствует его развитию больше, нежели индивидуальные занятия с дипломированным дефектологом.

Наоборот: дети с сохранным интеллектом, помещенные в «коррекционную» среду, дают сильный регресс. Это особенно заметно по «отделениям милосердия» — палатам лежачих и неговорящих детей в интернатах, куда «по недосмотру» периодически попадает сохранный ребенок, который не может, к примеру, ходить. Развитие таких детей сильно страдает, а через несколько месяцев начинается и серьезная деградация.

Здоровые дети при подобном инклюзивном подходе тоже получают множество преимуществ: учатся базовому уходу и сопереживанию, видят разные типы реакций и пробуют разные способы коммуникации. А главное — не испытывают застарелой советской боязни другого, и мир их открыт.


«Мое мнение: несадиковских детей не бывает», — пишет психолог и арт-терапевт Анна Быкова, бывший воспитатель в ясельной группе детского сада, автор только вышедшей книги «Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад». Бывают зато ситуации, однозначно препятствующие нормальной и тем более успешной адаптации ребенка к детскому саду. Каким же детям сад противопоказан?

Ребенок в состоянии стресса

Любые изменения в семье требуют от ребенка времени на привыкание. Переезд, развод или размолвка родителей, рождение младшего или появление приемного ребенка — меняется уклад и движение жизни, меняются роли в семье. Все это заставляет организм ребенка работать с повышенным напряжением, задействовать дополнительные ресурсы, которых у нас ограниченное количество. Между тем часто бывает, что именно к стрессу приурочивается первое посещение детского сада. Родился малыш — и родителям не до возни со старшим трехлеткой. Ушел муж — и маме необходимо вот прямо сейчас выходить на работу. Переехали в новую квартиру — и получили путевку в сад…

Но если ребенка, находящегося в состоянии стресса, отдать в детский сад, то ему придется адаптироваться сразу к двум новым системам, и с этим двойным напряжением его организм может просто не справиться. В лучшем случае он выдаст психосоматику и станет реагировать на каждый мимолетный вирус, в худшем — дело может дойти до социальной дезадаптации, замедления или регресса в развитии. Выход из этого положения только один — постараться заранее создать подушку безопасности для ребенка и дать ему время сперва приспособиться к новой истории в семье, а потом уже к саду.

Ребенок в состоянии острого горя

Кому коллектив ни в каком своем виде не нужен категорически — так это ребенку в состоянии острого горя. За это насмерть бьются все специалисты по семейному устройству: за то, что нельзя ребенка, только что изъятого из семьи, препровождать в учреждение и включать в общий цикл «лото — шапито — дружным хором Барто». Потеря ли это родителя, серьезная болезнь кого-то из членов семьи или смерть любимой собаки — в любом случае ребенку, перенесшему эту травму, требуется уединение и время «отгоревать». Уверенность взрослых, что он «отвлечется в саду и забудет», чревата неврозом. И даже если вы сами после потери способны идти на работу и вкалывать с гордо поднятой головой — не требуйте этого от ребенка.

Конечно, бывает, что в какой-либо ситуации ничего нельзя сделать: кошка погибла, а на работе аврал, дедушек-бабушек нет, у самой льются слезы, но не сидеть же дома из-за выпавшей из окна кошки! В таком случае опять-таки нужен выход на воспитателя: рассказать о случившемся, попросить дать ребенку уединиться, не вовлекать его в шумные развлечения, предупредить о возможной агрессии или аутоагрессии. А самим — разделить его чувства и, по возможности не замалчивая потерю, найти в себе мужество поговорить с ним «о жизни и смерти».

Ребенок, испытывающий трудности с горизонтальной коммуникацией

Любимое возражение противников детских садов — эта ваша социализация! («Вот я ходила в сад и не социализировалась, а совсем наоборот»).

Совершенно верно. Потому что если не владеющего навыками горизонтальной коммуникации ребенка бросить в группу детей, как с моста в реку, навыки эти не разовьются (а если разовьются, то у минимального процента благодаря счастливому сочетанию темперамента, обстоятельств и чьей-то внезапной симпатии). А по-другому, как кажется, взрослые в большинстве своем не умеют. Все они — либо социализированные экстраверты (иди подружить с этой девочкой, что ты букой стоишь?), либо не испытывающие потребности в общении интроверты (а зачем тебе с кем-то общаться? вот сколько игрушек, смотри, посиди поиграй), либо насмерть напуганные еще в собственном детстве социопаты (мою нежную деточку — да в этот ужас? А как же теория привязанности, базовое доверие и все дела?). В итоге ребенок, особенно не совпадающий по темпераменту с типом родителя, дезадаптируется и боится горизонтальных контактов: вроде бы и общаться охота, но как? И чего от них ждать, от ровесников, и про что с ними взаимодействовать?

А ведь надо-то — просто учить. Учить общаться, и желательно еще до всякого садика — в песочнице, в компании друзей, приглашая к себе товарищей ребенка по играм. Разрабатывать общие кейсы и организовывать ролевую игру; называть чувства участников ситуации и предлагать варианты развития событий. А самое главное — наблюдать: что радует ребенка при контактах со сверстниками, что тревожит, с какими ситуациями он не умеет управиться, как из них выходить? Эти наблюдения — замечательная почва для развития эмоционального интеллекта ребенка, и все это вам пригодится не только в саду.

Детский сад — «за» и «против»

Детский сад - «за» и «против»

Детский сад нужен ребенку или нет? Есть сторонники и противники детских садов, есть диаметрально противоположные мнения, которые мы и рассмотрим в нашей статье. И пусть каждый родитель сам ответит себе на вопрос, стоит ли отдавать ребенка в детский сад. 

Мнения и доводы противников детского сада

  1. Ребенку детский сад не нужен. Прежде всего — это место существует для родителей, которые идут на работу или имеют другие причины для этого. Здесь не обсуждаются мотивы того или иного выбора. Будем исходить из мысли, что родители ищут наилучшие варианты из имеющихся возможностей. Но давайте перестанем говорить, что это супер замечательное место, где все дети получают столько полезных умений и знаний. Это все можно получить и в других условиях, которые будут более комфортными для ребенка. Безусловно, есть дети, которые ходят туда спокойно и с удовольствием, но это не исключает того факта, что все «блага» от посещения садика можно получить за его пределами.

  2. Социализация. И чем она лучше именно в детском саду, чем прогулки на площадке возле дома или путешествия с родителями? Второй пункт имеет неоспоримые преимущества, дети становятся более адаптивными после поездок. Речь не обязательно о длительных или дорогостоящих турах. Сколько интересных мест есть вокруг города и даже в самом городе. Повсюду можно найти маленьких детей и взрослых, от которых ребенок возьмет что-то новое.

  3. Развитие. Если вы водите ребенка в частный сад на десять мест, могу согласиться. Но в государственном на 25 детей (в лучшем случае!) не могут качественно заниматься с каждым ребенком. Да, у них есть групповые занятия по рисованию, лепке, танцам. «Спасибо» за это, потому что не все родители могут или хотят заниматься рукоделием, поделками и развитием мелкой моторикой с детьми. Но ребенок, находясь в таком большом коллективе, не может качественно научиться чему-то новому. Тем более всевозможные поделки делают преимущественно воспитатели детей, а не сами дети. Сидеть с каждым, чтобы малыш делал поделку сам с их помощью, они не могут.

  4. Умение делиться. Почему ребенок должен делиться своей игрушкой, которой он играет в данный момент? Если я подойду к вам и попрошу телефон, потому что мне его интересно взять в руки и протестировать. Дадите? Сомневаюсь. У ребенка должен быть выбор — когда, что и кому давать, а когда нет. А не потому, что ей/ему сказали так сделать. О том, почему нельзя заставлять детей делиться, мы писали в этой статье. Гораздо более серьезные баталии и муки распределения, когда на твои личные вещи «посягают» братья и сестры. Поэтому сад прежде всего нужен для мамы и папы. Иногда у детей нет выбора, ходить или нет.

  5. Плохие слова и привычки. Из садика ребенка может принести столько «радости», что не знаешь, с какой стороны подойти и как исправлять. Дети очень хорошо перенимают всякую ерунду. Ребенок, который всегда ел всё и с аппетитом, может начать швыряться едой, выплевывать ее и говорить «фу, бе, не буду». Объяснять, что так делать нельзя, что это неправильно, не культурно, не красиво и т.д. станет труднее, так как другие детки делают, а почему ему нельзя? А еще могут начаться истерики с валянием на полу, которых раньше не наблюдалось, капризы «хочу и все» и даже маты. Из уст 3-4-летки они звучат особенно дико, тем не менее, и от этого придется отучать.

  6. Финансовая сторона. Родительские комитеты постоянно собирают на что-то деньги, то на подарки воспитателям и директору садика, то на канцелярию, то на новые игрушки и т.д. Постоянные утренники и праздники, на которые надо постоянно искать и покупать или брать в прокат или шить самим костюмы, а потом думать, куда их девать, если вы из купили или пошили.  

  7. Ребенок будет часто болеть. Особенно первое время, и никуда от этого не деться. Многие родителя с соплями и кашлем отводят ребенка в детский сад, потому что не могут часто брать больничный, боясь, что их уволят. Поэтому инфекция распространяется довольно быстро на всю группу. Дети с ослабленным иммунитетом возвращаются с садик и заново заболевают. Но существует некоторые «детские» болезни (например, ветрянка), которые намного сложнее переносятся во взрослом возрасте, и ими тоже, как правило, все детсадовцы болеют.

  8. Воспитатель может оказаться далеко не лучшим примером для подражания, что может иметь серьезные последствия, ведь ребенок каждый день будет видеть этого человека и многое от него перенимать.

Детский сад - «за» и «против»

Мнения и доводы, что дети должны ходить в детский сад:

  1. Детский сад — первая и очень важная «школа жизни». Во-первых, ребенок впервые расстается с мамой, что готовит его к дальнейшей жизни. Во-вторых, конечно же, детский сад помогает адаптировать ребенка к обществу и «запускает» процесс социализации маленького человечка. Никто не говорит, что семья — не есть общество, и ребенок не получает там общения. Но сложно спорить, что детский сад, общество других детей, воспитатели — нечто совсем иное, нежели мама-папа-бабушка дома.

  2. Не менее важным доводом для некоторых мам становится возможность выйти на работу. Особенно, когда нет возможности оставлять ребенка с няней или бабушкой.

  3. Подготовка к школе. Пение, танцы, рисование, лепка, аппликация, постановки детских утренников и прочие радости жизни, которыми наполнена жизнь малышей в детском саду. В старших группах у ребят также появляются более серьезные задания — первые уроки чтения, математики и письма.

  4. В детском саду ребенок будет получать больше разнообразных эмоций, а также получит больше путей для выхода энергии. Ведь те же «уроки» и прогулки, в отличие от нахождения дома в 4-х стенах, становятся отличными спасителями для неусидчивых и активных деток.

  5. Общение со сверстниками. У детей появляются новые друзья, с которыми они часто видятся, потом ходят друг другу в гости или на дни рождения, возможно даже поступят в одну и ту же школу и их дружба продолжится.

Выводы

Конечно, при решении столь важного вопроса нужно учитывать особенности ребенка. Если малыш и так очень часто болеет или не отпускает маму ни на шаг, боится чужих людей и чересчур тревожен и плаксив, лучше повременить с такими переменами.

Если же аргументы «за» перевешивают, нужно крайне ответственно подходить к выбору учреждения. Обязательно пообщайтесь с родителями деток, которые уже ходят в выбранный садик, поспрашивайте о воспитателях, обстановке в группах. Имейте в виду, что найти действительно хороший детский сад бывает очень непросто, порой приходится сменить 2, 3 и более мест, чтобы найти подходящий вариант. Но нельзя на этом экономить ни время, ни деньги Хороший детский сад с компетентными воспитателями станет отличной помощью для адаптации ребенка в обществе. А неправильно выбранный детский сад с непрофессиональными работниками способен нанести серьезный ущерб психике ребенка, что может негативно сказаться на его дальнейшей жизни.

Елена, www.kraskizhizni.com

Стоит ли отдавать ребенка в детский сад?

отдавать ли ребенка в детский сад

Споры о том, отдавать ли ребенка в детский сад, по своей актуальности стоят на втором месте после дискуссий на тему прививок. Большинство по старинке убеждено, что посещение детского учреждения способствует социализации малыша, развитию у него навыков взаимодействия между людьми. Другие категорично утверждают, что детсад — это тюрьма для ребёнка.

Социализация ребёнка — что это?

Массовое возникновение детских садов началось в советский период нашей истории, когда нужно было высвободить женщин для работы на стройках коммунизма. Пребывание детей с малого возраста в организованных группах отлично вписывалось в идею воспитания «нового» человека в духе коллективизма.
Детская «социализация» в понимании современных психологов и педагогов — это воспитание приспособления к жизни в обществе, к общению с другими: членами семьи, ровесниками, коллегами по работе. Социально уверенный человек «слышит» партнера по взаимодействию, умеет договариваться, говорить «нет», высказывать личное мнение, идти на уступки, и при этом оставаться индивидуальностью, самим собой.

Что говорят современные ученые

Доктор наук, канадский психолог Г. Ньюфельд в книге «Не упускайте своих детей» утверждает, что способность налаживать взаимоотношения (адекватные для своего возраста) у ребенка формируется к 6-тилетнему возрасту. Он предупреждает общество, что слишком раннее помещение детей на долгие часы в группы себе подобных мешает развитию индивидуальности, приводит к воспитанию не личностей, а «винтиков» единого коллективного механизма.

Российский психолог Л. Петрановская также задаётся вопросом, стоит ли отдавать ребёнка в детский сад, если с успехом научить общению со сверстниками можно и вне его стен. Детский сад, по её мнению, — это лишь удобная услуга для родителей, не имеющая «педагогического смысла».

Генетическая программа, заложенная в психику человека природой и отработанная веками, предусматривает вероятность выживания беззащитного детёныша в немногочисленном окружении узнаваемых СВОИХ — родителей и родичей разного возраста.

Оставление малыша в незнакомом месте среди чужих взрослых и толпы детей — это сильнейший стресс, который может оставить на всю жизнь травматический след. У маленького ребенка отсутствует понятие времени, он не понимает утешений, что мама потом обязательно придет и заберет его. Он не успокаивается, он просто устает от собственного плача (по сути — крика о помощи). Беспомощный человечек испытывает панический страх, ведь в понимании крохи мама оставила, бросила его. Страдает базовая потребность — потребность в безопасности. Рушится доверие к матери, а заодно и ко всему миру, пугающему своей неизвестностью. Ситуация страха потерять мать (тем более повторяющаяся) может лечь в основу неврозов, депрессии, безынициативности и зависимостей, которые проявляются в более старшем возрасте и взрослой жизни. Психолого-педагогические исследования показали, что некоторые младшие школьники и даже подростки продолжают испытывать сильную тревогу при длительной разлуке с объектом привязанности.

Подумайте, отдавать ли ребенка в детский сад?

отдавать ли ребенка в садТрехлетний «садиковский» срок — намного более значимый для психики человека, чем школьная и вузовская пора. Это время попадает на период особой чувствительности детской психики к переживаниям, развитию и препятствиям для этого развития.

Вот какие доводы в защиту домашнего воспитания приводят противники детских «инкубаторов»:

1. До 3-х лет ребенку нужны только родители и узкое семейное окружение. Потребность к общению с ровесниками появляется лишь в возрасте 3,5-4 лет. Но чему может научить маленького человека многочасовое нахождение в сообществе таких же малышей? Дети подражают тем, кого видят рядом в течение продолжительного времени, то есть в садике таким же неразвитым «соплеменникам».

От близкого окружения ребенок должен отделиться безболезненно, нерезко. Общаясь с мамой и папой, он потихоньку вступает в контакты с другими близкими, с друзьями родителей, и только потом готов к коммуникациям с абсолютно чужими людьми.

2. «Садиковые» питомцы частично обделены временем для общения со своими родственниками разных поколений: братьями-сестрами, бабушками-дедушками. Они отставлены от участия в настоящих бытовых делах (а не искусственных затеях) взрослых людей. Жизнь семьи остается «за кадром», и эта изоляция может отразиться во взрослом будущем.

3. Детсад отрицательно влияет на привязанность к матери в жизни ребенка. «Пристроенные» детишки привыкают быть частью коллектива и изолируются от мамы.

4. Сомнительно значение детского сада как подготовительного этапа к школьному обучению. Обстановка постоянного шума и гвалта очень вредны для неокрепшей детской психики. Во-первых, ребенок сильно устаёт от этого. Во-вторых, ему необходимы уединённые попытки собственной активности, не вызванные подражанием ни взрослым, ни другим детям.

Мама при желании сама способна организовать занятия, соответствующие возрасту. Контакты с ровесниками малыши могут устанавливать при посещении дворовых детских площадок и развивающих (не обучающих!) центров.

5. В садах дети усваивают схему отношений, предполагающую неравенство, подавление и абсолютное подчинение взрослому. Они ходят строем, занимаются навязанными делами, едят и спят в одно и то же кем-то отведенное время. Принуждение к неподходящему режиму, игнорирование индивидуальных биоритмов может привести к проблемам желудочно-кишечного тракта и нервной системы.

6. С желаниями и индивидуальными особенностями темперамента малышей также никто не считается. К активным холерикам, и к медлительным флегматикам предъявляются одинаковые требования. Всех подгоняют под общие рамки, кого-то постоянно торопят, кого-то одергивают — у малыша появляется ощущение «я плохой, потому что не такой, как все». Непринятие взрослыми ребенка таким, какой он есть от природы, и демонстрация этого непринятия рождает комплексы неполноценности и низкую самооценку.

7. Обычно ребенок в садике много болеет. Частые заболевания сопровождают адаптацию большинства новеньких. Сопротивление детского организма инфекциям снижается не только из-за большой скученности в замкнутом пространстве, но чаще всего — по причине стресса.

8. В раннем детстве ребенок как губка впитывает всё, что воспринимает. В свою благополучную семью он может принести плохие манеры детей проблемных родителей. Если малыш регулярно слышит грубые слова, видит агрессивные выходки других, он принимает это за норму.

9. Даже любящий свое дело педагог, на попечении которого 20-25 детей, чисто физически не сможет выполнить стоящую перед ним важную задачу — формирование у ребенка уверенности в своих силах и положительного отношения к окружающей среде.

стоит ли отдавать ребенка в детский садИ уж совсем плохо, если кроха выбран мишенью систематических нападок «мальчиша-плохиша». Маленькие дети не знают компромиссов. В стае себе подобных они выживают по «закону джунглей» — по одному из трех автоматических механизмов реагирования на стресс, заложенных эволюцией: или «бей», или «беги», или «замри». Если противник оказался сильнее, ребенок либо подчиняется, либо избегает его. Каждый его день проходит в страхе или напряжении. У ребенка раннего возраста еще нет жизненных сил и уверенности в себе, чтобы тренировать их ситуациях стресса. Такая «школа жизни» не сделает маленького человека сильнее; ранний опыт выживания не закаляет, а только травмирует его личность.

10. Недостаточная квалификация персонала стандартных детских садов — скорее правило, чем исключение. Известный современный психолог М. Литвак уверен, что воспитание детей следует начинать с воспитания воспитателей. Один из наиболее ответственных этапов развития личности ребенка в государственных детских учреждениях нашей страны доверяется людям со средним образованием. В некоторых европейских странах, свидетельствует ученый, воспитателями в дошкольных учреждениях работают специально подготовленные доктора психологических наук.


Преждевременная социализация ребенка неэффективна и вредна. Профессиональные наблюдения педагогов показывают, что активный от природы, общительный ребенок быстро адаптируется в любой группе и без «садиковского» опыта. Замкнутому и пассивному посещение садика не облегчит вхождение в школьный класс, к новому сообществу он также будет привыкать тяжело в силу врожденных особенностей психики. Раскрепощение начнется в более взрослых коллективах, если к этому времени будет сформирована уверенная в себе и своих способностях личность с позитивным отношением к людям. Теперь решайте, отдавать ли ребенка в сад?

Кому полезен детский сад, а кому — противопоказан. 7 типов детей

Споры на тему «водить или не водить в садик» ничуть не уступают по натиску спорам на тему прививок. Сторонники сада твердят о социализации (желательно лет с полутора) и опасности материнского выгорания, противники — о нарушении привязанности и пожизненной травме, которую садик наносит ребенку.

В принципе, примирить эти стороны невозможно. Возможно лишь обобщить информацию, предложив оценить, насколько детский сад показан именно этому конкретному ребенку, именно в этот период развития событий. Потому что не существует детей однозначно пригодных или, наоборот, непригодных для детского сада. Зато существуют конкретные ситуации, когда посещение сада может быть целесообразным и наоборот.

Единственный ребенок в патриархальной многопоколенной семье

Таких семей сейчас мало, но все-таки они есть. Семьи, где несколько поколений взрослых родственников проживают на одной территории либо на расстоянии двух-трех автобусных остановок. Где бабушка помогает молодым родителям вести хозяйство, дедушка возит ребенка на дачу по выходным, незамужняя тетушка водит на развивающие занятия, а прабабушка стряпает фирменные довоенные пирожки.

Ребенок из такой семьи, как правило, хорошо развит, тонко чувствует настроение окружающих взрослых (даже в самой прекрасной семье отношения между разными поколениями редко обходятся без разногласий, и ребенку приходится к этому приноравливаться), умеет нравиться взрослым друзьям семьи, учителям и соседям. Как будто бы этому ребенку нет необходимости посещать детский сад — он всегда под присмотром. И все же, чего ему явно недостает? Ответ очевиден: общения с себе подобными и — как следствие — умения строить горизонтальные связи.

В детской компании отношения развиваются иначе, чем между взрослыми и детьми. Здесь обостряется конкуренция (у ровесников нет привычки, например, поддаваться в игре), формируется групповая динамика, распределяются роли, без всякой дипломатии выражаются антипатии и симпатии. После трех лет, когда у детей появляется потребность в «горизонтальной» коммуникации, ребенку имеет смысл начать посещать детский сад, чтобы освоить ее.

На этом месте противники садов обычно начинают говорить о различных занятиях и прогулках на детских площадках. Это хорошо для начала, но в общем — не то. На занятиях, и тем более на прогулках, все происходит в так называемом поле родителей. Дети ориентируются на наши реакции и рассчитывают на нашу поддержку. Сад в этом случае обеспечивает полевые условия, в которых тоже полезно учиться существовать.

Естественно, при возникновении всякого рода конфликтов и трудностей родителям необходимо подключиться к происходящему — но об этом чуть ниже.

Ребенок, живущий с одним родителем

Собственно у родителей-одиночек возможностей избежать сада практически нет. Мама, вынужденная зарабатывать, либо отдает дитя в ясли с полутора лет, либо оплачивает няню до трех, а потом уже — в сад. Казалось бы, надо — так надо, о чем разговор? Но зачастую такие родители мучаются сильным чувством вины, особенно если их обступают сторонники альфа-родительства и теории Гордона Ньюфелда.

Однако как раз-таки теория привязанности здесь выручает. Согласно Ньюфелду, один взрослый — необходимый минимум для создания привязанности. Но ведь взрослых-то может быть больше! В такой ситуации воспитатель детского сада вполне может стать еще одним человеком, с которым ребенка связывают отношения привязанности. Звучит утопично, но может быть стоит подумать, поспрашивать у соседей, пособирать отзывы. И, разумеется, установить контакт с воспитателем, «на которого» вы выходите в сад.

Кого вам не хватает в семейной системе, какая роль кажется вам подходящей — спокойной ли «бабушки», строгой «тети», отвечающей за установление границ, или креативной двоюродной «старшей сестры»? Воспитатели, работающие в саду, обычно откликаются на подобный запрос о привязанности с пониманием, особенно если он подкрепляется уважительным отношением, вниманием к их непростой работе и заинтересованностью ребенка.

Ребенок с СДВГ

Детям с синдромом расстройства внимания и гиперактивностью часто навешивают ярлыки несадиковских, проблемных. На самом же деле ребенок с СДВГ может вписаться в сад лучше любого другого и не испытывать трудностей при адаптации. Ведь что нужно таким детям? Четкий режим — каркас для неустойчивой нервной системы, твердо, но доброжелательно установленные границы, структурированное чередование периодов умственного и физического напряжения. Конечно, все это можно устроить и дома, но ценой невероятных усилий отдельного взрослого. Ребенок с СДВГ не может тихо собирать конструктор, пока вы отвечаете на письма, и играть с кастрюлями, пока вы готовите. Нет, его жизнь — сплошной захватывающий экшн, и если в доме есть еще пожилая болеющая бабушка или младенец, требующий тишины, маме становится очень и очень непросто.

Тогда как в хорошем саду мы имеем и развивающие занятия по 15 минут каждое, и переключение внимания, и активные игры, и предсказуемость в плане режима. К тому же необходимость подстраиваться под окружающих оттягивает на себя адаптационные механизмы ребенка, временно притормаживая его бурную деятельность, а непосредственная реакция на его импульсивные слова и поступки (в семье куда более сглаженная) позволяет наладить обратную связь и способствует улучшению коммуникации.

Обычно детей с СДВГ охотно задействуют в подвижных играх старшие мальчики и побаиваются однолетки. Поэтому — единственное замечание — если есть возможность устроить ребенка в разновозрастную группу, хотя бы на первых порах, так и сделайте.

Ребенок с особенностями развития

Инклюзия — больная тема для нашего общества, и тем не менее есть ощущение, что рано или поздно мы к ней придем. К тому, что в малой группе на десять относительно здоровых (точнее — нейротипичных) детей будут два-три ребенка с ДЦП, синдромом Дауна, задержкой психического и речевого развития и так далее. Как правило, этим детям показан сад начиная с чуть более старшего возраста, чем так называемым нейротипикам, но показан! И зачастую именно игровая деятельность в компании нейротипичных детей, именно активное взаимодействие с ними, пусть и невербальное, улучшает текущее состояние ребенка и способствует его развитию больше, нежели индивидуальные занятия с дипломированным дефектологом.

Наоборот: дети с сохранным интеллектом, помещенные в «коррекционную» среду, дают сильный регресс. Это особенно заметно по «отделениям милосердия» — палатам лежачих и неговорящих детей в интернатах, куда «по недосмотру» периодически попадает сохранный ребенок, который не может, к примеру, ходить. Развитие таких детей сильно страдает, а через несколько месяцев начинается и серьезная деградация.

Здоровые дети при подобном инклюзивном подходе тоже получают множество преимуществ: учатся базовому уходу и сопереживанию, видят разные типы реакций и пробуют разные способы коммуникации. А главное — не испытывают застарелой советской боязни другого, и мир их открыт.


«Мое мнение: несадиковских детей не бывает», — пишет психолог и арт-терапевт Анна Быкова, бывший воспитатель в ясельной группе детского сада, автор только вышедшей книги «Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад». Бывают зато ситуации, однозначно препятствующие нормальной и тем более успешной адаптации ребенка к детскому саду.

Ребенок в состоянии стресса

Любые изменения в семье требуют от ребенка времени на привыкание. Переезд, развод или размолвка родителей, рождение младшего или появление приемного ребенка — меняется уклад и движение жизни, меняются роли в семье. Все это заставляет организм ребенка работать с повышенным напряжением, задействовать дополнительные ресурсы, которых у нас ограниченное количество. Между тем часто бывает, что именно к стрессу приурочивается первое посещение детского сада. Родился малыш — и родителям не до возни со старшим трехлеткой. Ушел муж — и маме необходимо вот прямо сейчас выходить на работу. Переехали в новую квартиру — и получили путевку в сад…

Но если ребенка, находящегося в состоянии стресса, отдать в детский сад, то ему придется адаптироваться сразу к двум новым системам, и с этим двойным напряжением его организм может просто не справиться. В лучшем случае он выдаст психосоматику и станет реагировать на каждый мимолетный вирус, в худшем — дело может дойти до социальной дезадаптации, замедления или регресса в развитии. Выход из этого положения только один — постараться заранее создать подушку безопасности для ребенка и дать ему время сперва приспособиться к новой истории в семье, а потом уже к саду.

Ребенок в состоянии острого горя

Кому коллектив ни в каком своем виде не нужен категорически — так это ребенку в состоянии острого горя. За это насмерть бьются все специалисты по семейному устройству: за то, что нельзя ребенка, только что изъятого из семьи, препровождать в учреждение и включать в общий цикл «лото — шапито — дружным хором Барто». Потеря ли это родителя, серьезная болезнь кого-то из членов семьи или смерть любимой собаки — в любом случае ребенку, перенесшему эту травму, требуется уединение и время «отгоревать». Уверенность взрослых, что он «отвлечется в саду и забудет», чревата неврозом. И даже если вы сами после потери способны идти на работу и вкалывать с гордо поднятой головой — не требуйте этого от ребенка.

Конечно, бывает, что в какой-либо ситуации ничего нельзя сделать: кошка погибла, а на работе аврал, дедушек-бабушек нет, у самой льются слезы, но не сидеть же дома из-за выпавшей из окна кошки! В таком случае опять-таки нужен выход на воспитателя: рассказать о случившемся, попросить дать ребенку уединиться, не вовлекать его в шумные развлечения, предупредить о возможной агрессии или аутоагрессии. А самим — разделить его чувства и, по возможности не замалчивая потерю, найти в себе мужество поговорить с ним «о жизни и смерти».

Ребенок, испытывающий трудности с горизонтальной коммуникацией

Любимое возражение противников детских садов — эта ваша социализация! («Вот я ходила в сад и не социализировалась, а совсем наоборот»).

Совершенно верно. Потому что если не владеющего навыками горизонтальной коммуникации ребенка бросить в группу детей, как с моста в реку, навыки эти не разовьются (а если разовьются, то у минимального процента благодаря счастливому сочетанию темперамента, обстоятельств и чьей-то внезапной симпатии). А по-другому, как кажется, взрослые в большинстве своем не умеют. Все они — либо социализированные экстраверты (иди подружить с этой девочкой, что ты букой стоишь?), либо не испытывающие потребности в общении интроверты (а зачем тебе с кем-то общаться? вот сколько игрушек, смотри, посиди поиграй), либо насмерть напуганные еще в собственном детстве социопаты (мою нежную деточку — да в этот ужас? А как же теория привязанности, базовое доверие и все дела?). В итоге ребенок, особенно не совпадающий по темпераменту с типом родителя, дезадаптируется и боится горизонтальных контактов: вроде бы и общаться охота, но как? И чего от них ждать, от ровесников, и про что с ними взаимодействовать?

А ведь надо-то — просто учить. Учить общаться, и желательно еще до всякого садика — в песочнице, в компании друзей, приглашая к себе товарищей ребенка по играм. Разрабатывать общие кейсы и организовывать ролевую игру; называть чувства участников ситуации и предлагать варианты развития событий. А самое главное — наблюдать: что радует ребенка при контактах со сверстниками, что тревожит, с какими ситуациями он не умеет управиться, как из них выходить? Эти наблюдения — замечательная почва для развития эмоционального интеллекта ребенка, и все это вам пригодится не только в саду.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

за и против. Какого воспитателя искать. Развитие ребенка и детский сад

Содержание:

Реклама
Реклама

Ваш ребенок этой осенью начал ходить в детский сад. Заявленные два месяца на адаптацию скоро истекают, но к детскому дошкольному учреждению малыш так и не привык. Ребенок плачет по утрам, не желает спать в детском саду днем, а вечером выглядит возбужденным и неуправляемым. Нужен ли детский сад вашему ребенку? Вот что пишет на эту тему в своей книге «Тайная опора» психолог Людмила Петрановская.

Адаптация к детскому саду

В некоторых семьях вопрос, отдавать ребенка в детский сад или нет, не стоит, просто потому, что нет другого выхода: маме надо идти на работу. В других необходимости такой нет, но есть давление старшего поколения и социума, которые твердят о необходимости для ребенка «социализации», без которой «потом будет трудно в школе». Такие семьи часто мучительно размышляют и даже ссорятся на тему, нужен ли ребенку детский сад. А некоторые и на консультацию приходят с этим вопросом.

Нужен ли детский сад для развития?

Для начала важно понимать, что сама необходимость отдавать ребенка в учреждение вызвана нашим образом жизни — жизнью в больших городах с работой далеко от дома. До эпохи урбанизации и эмансипации проблемы не возникало вовсе: дети, находящиеся на стадии развития привязанности, которую можно назвать «под присмотром» (примерно от 4 до 7 лет), действительно были просто под присмотром взрослых, занимаясь своими детскими делами или по мере сил помогая родителям по хозяйству. Все это не требовало драматического разлучения с родителем на весь день, а «социализация» — то есть умение общаться с людьми не из своей семьи — приобреталась сама собой, в процессе игр, ссор и примирений с соседскими детьми.

Сейчас у большинства людей так не получается: выпустить ребенка играть во двор одного невозможно, с ним непременно кто-то из взрослых должен «гулять» — то есть ничего другого в это время не делать. Сочетать работу, приносящую деньги, с присмотром за своим ребенком-дошкольником могут очень немногие, те, кто работает вне офиса и по свободному графику.

Поэтому искать ответ на вопрос «необходим ли на самом деле детский сад ребенку для развития» нет смысла. Программой развития ребенка такая искусственная форма воспитания не предусмотрена. Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов. И возникли они не как форма «дошкольного образования, развития и социализации», а просто как детохранилища — чтобы отпустить матерей к станкам и кульманам. Да, старшее поколение не представляет, как можно иначе, но история человечества однозначно утверждает, что вполне можно.

Ребенок в детском саду: как чувствовать себя хорошо

Другая крайность — представлять детский сад каким-то безусловным злом. Он становится злом, если неизбежен и обязателен для всех, как становится злом любое насилие над интимной, семейной сферой жизни. Но как услуга и возможность он злом не является, и если у семьи есть необходимость отдать ребенка в детский сад — ничем непоправимым и ужасным это не обернется, при условии, что услуга эта качественная. Что в данном случае означает: ребенок в саду будет чувствовать себя хорошо.

Не «социализируется» или «подготовится к школе», а просто будет чувствовать себя хорошо, что бы это ни значило для вашего конкретного ребенка. Условием этого может быть достаточная защита и забота со стороны взрослого, готовность садика и воспитателей отвечать на потребности детей, учитывать их чувства и состояния.

После 4 лет ребенку легче принимать заботу чужого взрослого, если тот будет представлен родителями как свой «заместитель», — например, воспитательница в детском саду. Если она дает ребенку понять, что он может рассчитывать на защиту и заботу с ее стороны, ему может быть достаточно комфортно с таким заместителем.

Конечно, если вместо этого он встречается с насилием, равнодушием или инфантильным поведением, спокойно ему не будет. Как и в том случае, когда воспитатель не желает быть заместителем, а ведет себя так, словно он важнее родителей, пытается доминировать над ними, поучать, выговаривать им.

Поэтому, выбирая для ребенка детский сад и группу, важно смотреть не столько на оборудование и расписание развивающих занятий, сколько на личность воспитательницы. Как она с детьми разговаривает, вступает ли в личный контакт, смотрит ли в глаза, обнимает ли, внимательна ли к состоянию ребенка, а не только к его поведению?

Нравятся ли ей дети, может ли она привлечь их внимание и вызвать у них следование, не прибегая к насилию, весело и доброжелательно?

Сколько вообще детей приходится на одного воспитателя? Даже педагогический гений не сможет удержать достаточно личный контакт с группой из двадцати пяти четырехлеток.

Не загружен ли воспитатель сверх меры делами, не связанными с детьми: заполнением бумаг, наведением стерильной чистоты, подготовкой к занятиям?

Ведь для ребенка все устроено просто: нет личного контакта с постоянным взрослым — здравствуй, стресс. Именно от отношений воспитателя с детьми прежде всего зависит, будет ли ребенку в саду хорошо.

Ну, и конечно, очень важно, чтобы воспитательница нравилась родителям, чтобы они сами чувствовали к ней доверие. Если нет — ребенок это всегда интуитивно считает и будет в стрессе уже заранее.

Реклама

Каким должен быть воспитатель детского сада

Есть среди сегодняшних родителей люди, очень сильно травмированные опытом собственного пребывания в детском саду. Я тоже к ним отношусь — вспоминаю детский сад как кошмар, с насильственным кормлением, пыткой дневным сном, орущим персоналом и унизительными наказаниями. Поэтому старшего ребенка отдавать в сад я совсем не хотела: как же можно моего нежного мальчика — в такой ужас? К счастью, у нас была бабушка, и оставить его дома было возможно; они гуляли, он много играл, во дворе было пара приятелей, ходили на одну развивалку — этого хватало.

Однако с дочерью все оказалось иначе. Уже лет с трех она буквально бросалась на ограду соседних детских садов — стремилась к детям, играть. Так что в четыре с половиной мы ее в сад все же отдали — правда, в платный и лишь на полдня. И ей там очень нравилось, а заодно я немного подправила свой внутренний образ детского сада как чуть ли не концлагеря.

Я очень благодарна ее воспитательнице — немолодой, очень спокойной женщине, которая, казалось, никогда не обращалась к группе детей в целом — всегда к каждому лично, глядя в глаза, называя по имени, а то и положив руки на плечи, чтобы удержать внимание ребенка.

Дети явно доверяли ей и слушались, в группе не было скандалов и драк, но полностью мы оценили ее, когда она заболела и три недели не появлялась на работе. Заменяли ее не такие опытные и все время меняющиеся воспитатели, и группа быстро пошла вразнос. Дети стали капризничать по утрам и не хотели идти в сад, а еще через несколько дней просто один за другим подхватили простуду и остались дома две трети группы. Как только «наша» воспитательница вернулась — всё за три дня наладилось, больше никто не просился домой и не болел.

Ясли или сад до 3 лет: что важно. Депривация

Но и в этом действительно прекрасном садике я видела, как тяжело детям, которым еще не исполнилось трех (там были разновозрастные группы). Они выглядели потерянными, висели на воспитательницах, часто плакали или приходили в нездоровое возбуждение, носились и вопили, словно пытаясь выплеснуть стресс. Честно говоря, непонятно было, чем руководствовались их родители, ведь стоимость сада была примерно равна стоимости няни, которая занималась бы только одним ребенком в привычной для него домашней обстановке.

Если все же речь идет о детском садике или яслях для самых маленьких, а в некоторых странах приходится отдавать детей в ясли уже в первые полгода, то важно, чтобы воспитатели, во-первых, были постоянными, не менялись как в калейдоскопе, а во-вторых, чтобы на каждого взрослого приходилось не больше трех-четырех младенцев: чтобы детей могли таскать на руках, разговаривать с ними, неспешно и ласково мыть, кормить, укладывать. Тогда воспитатель входит в круг привязанностей ребенка, и он может чувствовать себя в яслях относительно спокойно.

Но и в самых прекрасных условиях с добрыми воспитателями ребенок, конечно, будет скучать по маме, а если он в саду подолгу, а сад формата «вас много, а я одна», — по сути, речь идет уже о недостатке заботы и контакта со взрослым, о состоянии депривации, у которого могут быть достаточно серьезные последствия.

В 70-е годы чешские психологи под руководством З. Матейчика исследовали привязанность. В том числе они снимали фильмы, в которых показывали наглядно, как привязанность проявляется. В одном из них есть сцена, впечатляющая до слез.

Ясли-пятидневка (напомню, в крупных промышленных городах социалистических стран они были обязательно и пользовались ими очень многие семьи). Вечер пятницы. За детьми начинают приходить родители. Они звонят в дверь, им открывают и выводят в прихожую их ребенка.

Крупным планом — группа малышей за столом. Воспитательница что-то с ними рисует, пытаясь занять. Они сидят в рядок и даже через экран чувствуется, как напряжены.

Раздается звонок — и все дети вытягивают шейки, смотрят во все глаза на дверь с мучительной надеждой: за мной? мои? Нет, другие… Плечики повисают, глаза опускаются, губы депрессивно ползут вниз. И снова звонок — может быть, это мои? И снова все столбиком, слушают-смотрят — за кем? Кому-то повезло, и он, счастливый, полусмеясь-полуплача выходит из-за стола. А другие снова никнут.

Ничего особенного. Никто детей не обижает. Воспитатели явно заботливы, и вообще все хорошо — вот-вот придут родители.

Но невозможно смотреть. А ведь дети так жили — каждую неделю, каждый день.

Подготовка к школе

А подготовка к школе — попозже

А как же «социализация» ребенка и «подготовка к школе»? К сожалению, на постсоветском пространстве у этого слова часто есть и еще один, довольно зловещий смысл: заранее «обтесать» ребенка под функционирование в качестве «воспитанника учреждения». Приучить его терпеть стресс от пребывания в большой группе без своего, защищающего взрослого, натренировать на отключение от собственных чувств и потребностей ради того, чтобы не выбиваться из группы. Неслучайно в устах учителей начальной школы «ну, вы же в сад не ходили» звучит часто как претензия: почему ребенок не обтесан заранее, почему он слишком ребенок, слишком живой.

И вот такая «социализация», даже если она неизбежна, пусть случится как можно позже, когда у ребенка будет больше ресурсов, чтобы сохранить себя в любых условиях. Когда нам показывают «детсадовского» ребенка, который быстро привык к школе, в отличие от домашнего, который то плачет, то нарушает правила, то отказывается туда идти, это на самом деле значит только одно — весь тот стресс, который сейчас переживает домашний, его садовский сверстник пережил несколько лет назад — будучи младше и беззащитнее. Тогда, может, будем сразу из роддома в армию отдавать — пусть уж привыкнет, зато потом будет легко?

Детский сад как услуга

На вопрос про детский сад нет одного для всех ответа. Дети разные, ситуации в семьях разные, сами детские сады разные. Обязанность родителей — все эти факторы оценить и ответственно принять решение, взвесив плюсы и минусы.

Если относиться к садику именно как к услуге для родителей, а не к учреждению, призванному воспитывать и формировать ваших детей, многое встает на место. Такая длительная игровая комната. Магазин хочет, чтобы вы спокойно и с удовольствием покупали, а общество хочет, чтобы вы работали. Удобно оставить в игровой ребенка, выбирая мебель? Конечно, если для ребенка это в удовольствие или как минимум безопасно, а вам нужно иметь свободные руки и голову. Удобно пользоваться детским садом? Да, при тех же условиях.

Никакого другого, высшего педагогического, смысла в истории с детским садом нет. И если вам это не нужно, или ребенок очень не хочет, или достаточно хорошего сада не нашлось — он ничего важного для развития не потеряет. Только очень проблемная семья, в которой родители совсем не занимаются детьми, может дать им меньше, чем стандартный детский сад.

Если под социализацией имеется в виду общение со сверстниками, ролевые игры с ними, то не во всяком детском саду для этого много возможностей, может быть, игровая комната в ИКЕЕ, дача или ближайший сквер с постоянной компанией гуляющих мам с детьми дадут вашему ребенку не меньше.

К собственно обучению, к совершено новым по сути отношениям не с временно исполняющим обязанности родителя, а наставника, ребенок будет готов чуть позже.

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

Детский сад – «необходимое зло» в жизни ребенка и его родителей | Fresher

Детский сад – «необходимое зло» в жизни ребенка и его родителей Сегодняшнее поколение мам и бабушек разделено на два лагеря: одни рассматривают детские дошкольные учреждения как необходимый ребенку опыт социализации в обществе, другие же, наоборот, считают детские сады воплощением всего плохого, что может случиться с их дитем. Давайте рассмотрим обе версии Детский сад – «необходимое зло» в жизни ребенка и его родителей Посещение детского сада дает нашему ребенку необходимый опыт общения в коллективе. В дошкольном учреждении с детьми проводят занятия согласно программам, соответствующим возрасту ребенка. Что бы ни говорили, но ребят, как правило, кормят три раза в день, с ними гуляют, проводят уроки физкультуры. Для детей дошкольного возраста очень важен режим, а в саду этот режим поддерживается. Здесь дети учатся дружить, уважительно относиться друг к другу и к взрослым. Кроме этого, в дошкольном учреждении проводятся всевозможные праздники, дети учатся петь, танцевать, рисовать, делать поделки. И все это за умеренную плату (мы говорим о государственных детских садах). И, наверное, самый большой плюс таких учреждений, это постоянный присмотр за ребенком. На протяжении рабочего дня ваше дите накормлено, с ним занимаются, гуляют. В это время мама может идти на работу или же заниматься своими делами. Детский сад – «необходимое зло» в жизни ребенка и его родителей Противники детских садиков приводят свои неоспоримые аргументы. Дети в саду часто болеют. Первый год учреждение посещается в режиме: неделя в саду – две недели дома, «на больничном». Такой «режим» выматывает и ребят, и их родителей. Этот период постоянного кашля и соплей может длиться до года, а может и дольше. Все зависит от иммунитета конкретного ребенка. Не буду рассказывать страшилки о том, какие болячки может подцепить вас наследник в саду. Всевозможными ужасами и так постоянно делятся противники детсадовского воспитания. Детский сад – «необходимое зло» в жизни ребенка и его родителей По поводу безразличности к детским потребностям, а иногда даже жестокого отношения, тут уж как повезет. В конце концов, воспитателя-самодура можно уволить или привлечь к ответственности. Что касается ужасов о массовых отравлениях, разбитых носах и головах, это не обязательно должно случиться именно с вашим ребенком. Вообще-то есть шанс разбить голову и на площадке, гуляя с мамой, а отравиться можно и детским магазинным сырком. Детский сад – «необходимое зло» в жизни ребенка и его родителей Мамочки боятся, что их любимое чадо будут бить и обижать сверстники, но с этим ваш ребенок может столкнуться и во дворе, и потом в школе. От социума вы его не спрячете, и вашему малышу рано или поздно придется научиться договариваться, отстаивать свои позиции в коллективе. Многих родителей смущает большое количество детей в группах государственных детских учреждений. Воспитателю сложно справиться с сорока пятью ребятами, потому этот аргумент непробиваем. За рубежом на каждые пять воспитанников приходится один воспитатель. Естественно, качество такого воспитания в разы выше, чем у нас. Детский сад – «необходимое зло» в жизни ребенка и его родителей Что касается недобровольных поборов, не знаю, стоит ли начинать об этом разговор. Тут отдельно целый трактат можно написать. Всем известно: материальная база детского сада напрямую зависит от материального благосостояния родителей. Покупается все: окна, двери, мебель, игрушки, развивающие игры, а также канцелярские товары и моющие средства. Плюс постельное белье, посуда, полотенца, туалетная бумага, целлофановые пакеты, даже сода и крахмал. Кроме этого, в обязательном порядке каждый год родители делают ремонт в группе и на игровой площадке. Вдобавок ежемесячно сдаются деньги на фонд группы и детского сада, покупается реквизит для утренников. Отдавать ребенка в сад или нет – решать только вам. Лучше, конечно, если у вас есть выбор дошкольных учреждений и деньги, что бы обеспечить своему ребенку надлежащий уход, безопасность и развитие. И пусть ваши детки будут здоровы!

Ответы@Mail.Ru: Противники детских садов

1. В саду ребенок постоянно болеет 2. Еда в саду не то что сомнительного, а просто отвратительного качества. (митинги, суды и т. д, тому док-во) 3. Уровень педагогов просто ужасает. (Знаю лично не то что без пед. образования, а даже без среднего) 4. Дети все делают по команде. спать есть гулять рисовать и т. д. А не всем это подходит. 5, Безопасность!!!! это отдельная тема ( то ошпарют кипятком, то пианино придавит, то босиком в минус 16, то 10 детей в саду заразились сифилисом…. список безконечен) 6. Нет ласки, а именно до 7 лет она нужна. Зато есть мат, крики и подорванная нервная система ребенка. 7. я много что могу еще добавить, пунктов 20 как минимум. Просто не у всех есть возможность воспитывать ребенка дома. А что касается общения…. так давно уже доказано, что домашние дети более общительны и активны.

ничему хорошему дети в саду не набираются мат, болезни, и прочий идиотизм

Я = не противник и не сторонник. Считаю, у ребенка должно быть и общение со сверстниками, и ДОЛЖНОЕ внимание родителей = когда ребенка лечат дома, если он заболел, когда ему делают летние каникулы в кругу семьи и пр. пр. пр.

если бы была возможность не отдавать ребенка в сад то я бы не отдавала потому что лучше чем заниматься со своим ребенком ни чего не придумали, тем более с малышом да плюс в садах постоянные болезни и тд

1)часто болеют; 2)большинство детей ходят туда без удовольствия, т. е у ребенка отсутствуют там положительные эмоции, в основном негатив, дети сами не хотят ходить в садик, а за то на всякие развивающие курсы «летят на крыльях». Вот и делайте вывод. Что-то не то с нашими садиками

я сторонник. и вы не укажете, писать мне или нет. такое впечатление. что противники своих детей не в садик, а в застенки гестапо отдать собираются. особенно ответ Недоступной поразил. где, скажите, где такой садик существует, со всем перечисленным? мат. . босиком в -16.. сифилис. . блин, дама больная явно..

К перечисленному Недоступной могу добавить ещё вот что: сейчас в Москве (полагаю, что если этого пока нет в регионах, то непременно появится — вопрос времени) активнейше идёт программа по слиянию детсадов и школ в какие-то единые образовательные центры. Как красиво это выглядит на бумаге, обсуждать не буду. На деле же оказывается, что пара-тройка детсадов и школа, а то и две, переводятся под управление одного-единственного директора (чтобы сэкономить на зарплате) . Плюс масштабные «чистки» персонала — пять же в интересах экономи, а не для улучшения условий для детей. Сокращают поваров, нянечек, воспитателей… Учителям увеличивают нагрузку, заставяя «по совместительству» преподавать не в одной, а в нескольких школах. Как вы думаете, это может положительно сказаться на настроении воспитателей и учителей, их трудовом настрое, самочувствии, то есть в конечном счёте — на детях? Я вот так не думаю…

впервые о таком слышу как это слияние сада и школы О_о

может в городах так, но у нас в небольшом посёлке всего 4 садика, все очень хорошие, дочка (ей 3 годика) ходит с удовольствием, воспитателей любит

в д. с. никто не заменит материнской любви, а поиграть с детьми можно и на площадке, в развивающем центре. Детей должно быть как минимум три тогда дет сад будет у вас дома.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»