Психолог (обязанности, описание работы, вакансии)
Главной функцией психолога является изучить и анализировать психические процессы поведения людей, отдельных лиц, групп людей для предоставления консультаций и регулирование социальных, научных и профессиональных процессов и развития личностей. Человек назначен на должность психолога, должен иметь выше образование соответствующего направлению подготовки. Это профессия делиться на категории :ведущий психолог, стаж работы за специальностью психолога не меньше двух лет.
Психолог первой категории для магистра без стажа работы для специалиста стаж работы за специальностью психолога второй категории не меньше двух лет.
Психолог второй категории стаж работы за специальностью не меньше двух лет.
Психолог без требований стажу работы.
Психолог в своей деятельности руководиться нормативно-правовыми актами, международными нормами и стандартами, которые относятся к предоставлению квалифицированной помощи, поддержки во время психологических расстройств сотрудников. Соблюдение требований конфиденциальности.
На должность психолога назначает и увольняет директор предприятия.
Обязанности психолога.
Психолог планирует и проводит тесты для психических и физических характеристик, а именно: интеллект, склонность, способность, возможность.
Психолог оценивает и интерпретирует результаты консультаций.
Также анализирует влияние наследственности социальных, профессиональных и других факторов на мышление и поведение личностей.
Психолог поддерживает связи с членами семьи, руководителями учебных заведений, работодателями относительно личности и предоставляет им рекомендации по выполнению решений и урегулированию проблем.
Психолог проводит консультацию и терапевтические беседы с отдельными личностями или группами и предоставляет аналогичные услуги.
Психолог изучает психологические причины во время установление диагноза, лечения и предотвращение психических заболеваний эмоциональных расстройств.
Психолог готовит научно-практическую информацию и отчеты.
Психолог консультирует руководителей относительно социально-психологических проблем управления производства и социального развития коллектива.
Психолог берет участия в осуществления мероприятий относительно адаптации молодых сотрудников, а так же производит добор актуальных вопросов, которые требуют немедленного разъяснения.
Психолог должен знать:
Конституцию страны, декларацию прав и свобод человека, конвекцию о праве ребенка.
Нормативные документы, которые регулируют вопросы охраны труда, охраны здоровья, профориентацию, занятости личности.
Общую психологию , педагогическую и социальную психологию, психологию личности, детскую и возрастную психологию, медицинскую, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику.
Психолог должен знать основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, психологии труда, психодиагностики.
Методы активного изучения и социального психологического тренинга общения.
Современные методы индивидуальных и массовых консультаций.
Правила и нормы охраны труда, техники безопасности.
Права психолога
Психолог имеет права знакомиться с проектами решения руководства, которые относятся к его деятельности.
Вносить на рассмотрение руководства предложения о повышении производительности труда.
Спрашивать лично или за поручением руководство информацию или документы нужные для выполнения служебных обязанностей.
Привлекать всех сотрудников для выполнения задач по улучшению производительности.
Обращаться с ходатайством к руководству по содействию выполнения служебных обязанностей и прав.
Ответственность психолога
Психолог отвечает за ненадлежащее выполнение служебных обязанностей предусмотренных должностной инструкцией в рамках трудового законодательства страны.
Отвечает за правонарушения совершенные в процессе деятельности,
в рамках определенных действующим административным, криминальным законодательствам. Отвечает за нанесение материальных убытков.
Профессия психолог — это увлекательная работа, так как приходиться работать с человеческими душами. И ни секрет, что человек обладающей этой специальностью должен быть внимательный, рассудительный, коммуникабельный, уметь выслушать человека и дать нужный и правильный совет в данной ситуации.
Если вы обладаете всеми этими качествами, то специальность психолога Вам подходит. Вакансии психолога вы можете найти на нашем сайте
Должностная инструкция психолога 2020 года
Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции психолога, образец 2020 года. Должностная инструкция психолога должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности психолога, права психолога, ответственность психолога.
В должностной инструкции психолога должны быть отражены следующие пункты:
Должностные обязанности психолога
1) Должностные обязанности. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
Психолог должен знать
2) Психолог при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии; психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников; технические средства, применяемые при изучении условий труда; передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов; основы технологии производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; законодательство о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации психолога
3) Требования к квалификации.
Психолог I категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.
Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.
Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.
1. Общие положения
1. Психолог относится к категории специалистов.
2. Психолог I категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.
- Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.
- Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.
3. Психолог принимается на должность и освобождается от должности директором организации.
4. Психолог должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии;
- психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию;
- методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников;
- технические средства, применяемые при изучении условий труда;
- передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов;
- основы технологии производства;
- основы экономики, организации производства, труда и управления;
- основы профориентационной работы;
- законодательство о труде;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
5. В своей деятельности психолог руководствуется:
- законодательством РФ,
- Уставом организации,
- приказами и распоряжениями работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции,
- настоящей должностной инструкцией,
- Правилами внутреннего трудового распорядка организации.
6. Психолог подчиняется непосредственно начальнику отдела кадров.
7. На время отсутствия психолога (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное директором организации в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права, обязанности и несет ответственность за исполнение возложенных на него обязанностей.
2. Должностные обязанности психолога
Психолог:
1. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.
2. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.
3. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.
4. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.
5. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.
6. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.
7. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.
8. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.
9. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.
10. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.
11. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.
12. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.
13. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
14. Соблюдает Правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты организации.
15. Соблюдает внутренние правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
16. Обеспечивает соблюдение чистоты и порядка на своем рабочем месте,
17. Выполняет в рамках трудового договора распоряжения работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции.
3. Права психолога
Психолог имеет право:
1. Вносить на рассмотрение директора организации предложения:
- по совершенствованию работы связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями,
- о поощрении подчиненных ему отличившихся работников,
- о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности подчиненных ему работников, нарушивших производственную и трудовую дисциплину.
2. Запрашивать от структурных подразделений и работников организации информацию, необходимую ему для выполнения своих должностных обязанностей.
3. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
6. Иные права, установленные действующим трудовым законодательством.
4. Ответственность психолога
Психолог несет ответственность в следующих случаях:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба организации – в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция психолога — образец 2020 года. Должностные обязанности психолога, права психолога, ответственность психолога.
Душевное устройство: как работают школьные психологи | Статьи
Психологическое здоровье детей и подростков уже давно стало объектом пристального внимания специалистов, ведь проблему всегда легче устранить на раннем этапе. Правда, для этого ее нужно сначала обнаружить, а здесь возникают сложности. Часто верно истолковать поведение ребенка родителям мешает нехватка знаний. Помочь им в этом могли бы школьные психологи, но до них по разным причинам доходят немногие. В 2016 году после очередной трагедии, связанной с гибелью двух подростков, правительство задумалось о реформировании службы психологической помощи в стране. Как сейчас заботятся о душевном равновесии школьников — разбирались «Известия».
Новая концепция
Российская академия образования (РАО) в 2017 году подготовила концепцию развития психологической службы в системе образования РФ на период до 2025 года. В документе в общем виде определяются цели и задачи такой службы, а также говорится о важности повышения квалификации специалистов, разработки нового профстандарта и создания федерального координационного совета психологической службы.
Фото: Depositphotos
На деле никаких серьезных изменений в своей работе психологи от этого не ощутили. Наличие такого педагога в школе и его круг обязанностей по-прежнему зависят от воли руководства образовательной организации.
Действующий профстандарт предусматривает широкий круг задач: психологическое просвещение, профилактика, диагностика, коррекция, консультирование. При этом четких норм практической психологии, по словам экспертов, не существует. На профессиональных форумах специалисты часто делятся историями о том, как придя в школу на эту должность, они превратились в «учителя на замене» или документоведа.
Круг обязанностей
Но даже в случаях, если психологу позволяют выполнять свои прямые обязанности, их круг приходится серьезно ограничивать. Обычно работа сводится к диагностике готовности детей к школе, изучению адаптации к школьному обучению, профориентации и подготовке к экзаменам.
В условиях бюрократической машины и эта работа отнимает немало времени. «Диагностика в школе часто может быть представлена в виде тестирования обучающихся. Звучит просто: тестирование. На деле же этот процесс напоминает квест, — делится психолог Светлана Богданчик. — Для начала необходимо собрать письменные согласия всех родителей, дети которых должны пройти тест. Потом само тестирование, обработка данных, составление отчета о результатах, написание рекомендаций законному представителю каждого обучающегося, прошедшего тест. При этом тестированию одновременно может привлекаться несколько классов или даже параллелей. А собрать 200–250 согласий с родителей — непростая задача, особенно в случае сжатых сроков».
Порой, чтобы облегчить себе задачу, психологи могут не отчитываться перед родителями. Но такой вариант лишь уменьшает и без того невысокий уровень доверия родителей к таким специалистам. По мнению руководителя психологической службы школы «Интеллектуал» Инги Толстых, с родителями, напротив, нужно всячески стремиться наладить контакт. «Иногда они не знают, как выстроить отношения с ребенком, сомневаются в его «правильном» физиологическом развитии, не знают, как помочь в выборе профессионального профиля или вуза — все эти вопросы можно и нужно обсуждать с психологом. В школах обязательно должен быть информационный стенд с расписанием и контактами психолога, чтобы родители могли позвонить и записаться на встречу», — уверена эксперт.
Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев
Не менее важно помогать и педагогам, которые регулярно сталкиваются с профессиональным выгоранием. «По-хорошему, с ними надо работать не меньше, чем с детьми. Логично исправить манеру преподавания одного человека, чем регулярно работать с «жертвами» его системы — детьми, — рассказывает в беседе с «Известиями» координатор психологической службы одной из государственных школ. — Но тут тоже много проблем: в одних случаях, педагоги не верят психологу и не пойдут к нему, в других — психологи сами мало обучены работе с такими преподавателями. Специалисты, которые умеют всё, не часто идут на работу с зарплатой в 40 тыс. за ставку».
Еще острее дефицит кадров стал ощущаться с приходом в школы инклюзивной системы, делится эксперт: «В одном нашем корпусе 20 детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья. — «Известия»), с каждым из которых нужно работать по часу в неделю. При этом есть еще 800–900 обычных детей, и времени на то, чтобы вести консультацию с ними, уже не хватает. По рекомендации Министерства образования на одного психолога должно быть не больше 20 учеников, но в реальности всё, конечно, по-разному. У нас эта отметка уже подошла, а дадут ли нам еще ставку, мы не знаем».
Раскрыть потенциал
Из-за большого и расплывчатого перечня компетенций, психолога часто не относят к категории педагогов, хотя он таковым является. Именно этот специалист, следя за образовательным процессом, может вовремя обнаружить проблемы ученика и помочь ему выстроить индивидуальный план. «Часто таланты ребенка подавляют, зацикливаясь на его слабых сторонах, вместо того, чтобы развивать сильные. Родители, желая сравнять свое чадо с общей массой детей, нанимают репетиторов по предметам, которые ребенку совершенно неинтересны. Таким образом было загублено огромное количество юных гениев», — уверена коуч-психолог Мария Голосова.
Правда, учитывая ситуацию в современных школах, в одиночку организовать такую кропотливую работу ни один специалист не в состоянии, а расширять кадровый состав некем — профессионалы в государственные учреждения идут всё менее охотно.
Фото: Depositphotos
По-своему этот вопрос решили в Израиле, где к работе над адаптацией учебного процесса привлекаются и специалисты без психологического образования. Там пришли к выводу, что помочь детям раскрыться может творчество, например, арт-терапия, для преподавания которой специальный диплом не нужен.
Для детей, по разным причинам требующим более пристального внимания, в израильских школах действует коммерческая программа «Особенное образование». В каждом отдельном случае (гиперактивность, задержки в развитии, сложная семейная ситуация) составляется индивидуальный план работы, по которому ребенок занимается после обычного учебного дня в школе.
«Обычные дети схватывают всё быстрее, но у этих есть свои таланты и способности. Наша задача — выяснить их интересы и помочь их развить. С детьми занимаются спортивными играми, работают в компьютерном классе. Я, журналист по образованию, была тренером-консультантом по арт-терапии, — делится своим опытом в израильской школе Мария Гуляко. — С гиперактивным ребенком мы уделяли повышенное внимание деталям, прорабатывали какие-то особенные орнаменты, занимались каллиграфией. Всё это очень успокаивает. Пассивных и замкнутых детей мы, наоборот, вовлекали в игры с большим количеством участников».
Иногда для того, чтобы помочь ребенку, его достаточно просто выслушать. «У нас был мальчик, который сильно заикался и очень долго говорил. Как-то раз он встал передо мной на перемене и стал что-то объяснять. Сначала тоже возникало желание убежать, но я понимала, что должна выслушать до конца, — вспоминает Гуляко. — Оказалось, что он хочет создать компьютерную презентацию о сотворении мира, подобрать картинки и написать текст. Уровень его работы был совершенно не детский. Это фактически работа профессионального дизайнера. В свои восемь лет он прекрасно понимал основы художественной композиции, цветосочетания. Когда презентацию показали учителям, они даже не поверили, что это он сделал. На него фактически забивали, не понимали, что он может. А требовалось просто немного больше времени, чем другим детям».
Фото: Depositphotos
Так, чтобы оказать благотворное влияние на психику детей, не всегда нужен диплом специалиста. Частично снять нагрузку со школьного психолога способны и энтузиасты. «Нужно просто интересоваться детьми и понимать, что им требуется больше внимания, — уверена Гуляко. — Мне потребовалось два-три месяца, чтобы наладить контакт до такой степени, что не требовалось повышать голос, было достаточно одного взгляда и баловство прекращалось. Дети меня слушались и понимали. Было, конечно, сложно, но ужасно интересно».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Правовые аспекты деятельности психолога (Железняк Н.)
Правовые аспекты деятельности психолога (Железняк Н.)
(“ЭЖ-Юрист”, 2013, N 43)
Информация о публикации
Железняк Н. Правовые аспекты деятельности психолога // ЭЖ-Юрист. 2013. N 43.
С. 16.
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА
Н. ЖЕЛЕЗНЯК
Надежда Железняк, юрист, г. Краснодар.
На сегодняшний день в России деятельность психолога законодательно не регламентирована. И закон не обязывает психолога проходить специальную сертификацию. Учитывая, что профессия эта очень важна и от деятельности психолога порой зависит судьба человека, возникает вопрос: кто может осуществлять такую практику?
Кто такой психолог?
В настоящее время завершается обсуждение проекта Федерального закона “О психологической помощи населению в Российской Федерации“, который подготовлен рабочей группой, организованной Российским психологическим обществом. Пока у него нет реквизитов, так как он не внесен в Госдуму, информация о данном законопроекте есть на сайтах www.doktornarabote.ru, appme.ru. К слову сказать, на местном уровне подобные законодательные акты существуют.
Так, в столице действует Закон г. Москвы от 07.10.2009 N 43 “О психологической помощи населению в городе Москве”.
Согласно вышеуказанному законопроекту психолог – это физическое лицо, имеющее высшее психологическое образование (с уровнем профессиональной подготовки не ниже специалиста), успешно прошедшее супервизию и/или стажировку, сдавшее квалификационный экзамен в порядке, установленном Всероссийским объединением саморегулируемых организаций психологов, и являющееся членом саморегулируемой организации психологов. Однако не установлено, как будет проходить экзамен для психологов, представляющих абсолютно различные направления психологии, кем будет устанавливаться тарификация прохождения и сдачи экзамена и пр.
Обратимся к толкованию слова “психолог”. Согласно словарю Т. Ефремовой, это “специалист в области психологии” <1>. В соответствии со словарем медицинских терминов “психолог – специалист в области психологии, занимающийся научным изучением психики человека” <2>.
Профессиональных определений психолога на законодательном уровне на данный момент нет. Также не ясен круг обязанностей психолога, законодательно не установлены его права и обязанности, равно как и клиента. Если психиатр в своей практике может руководствоваться законодательством в области медицины, то правовой статус психолога довольно расплывчатый. Деятельность психолога относят и к педагогической, и к медицинской. Между тем психолог, в отличие от психиатра, не является врачом.
Если психолог не собирается заниматься обучением, то и педагогической такую деятельность назвать нельзя.
<1> Толковый словарь Ефремовой / Т.Ф. Ефремова. 2000.
<2> Сайт библиотеки ИМС. Медицинский словарь, OXFORD // neuronet.ru.
Трудности частной практики
Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Для осуществления предпринимательской деятельности необходима государственная регистрация. Также необходима регистрация в органах статистики, медицинском, социальном и пенсионном фондах. Однако в РФ психологические консультации не выделяются в отдельную категорию услуг.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) числит практическую психологию либо по статье “прочие услуги”, либо как предоставление социальной помощи без предоставления проживания, с подпунктом “семейные консультации”. Поскольку частнопрактикующие психологи, как правило, оказывают услуги физическим лицам, они имеют право при получении наличных денег вместо кассовых чеков выдавать клиентам бланки строгой отчетности (ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт”).
Также можно обойтись без кассового аппарата, если использовать безналичный расчет.
Оказание психологической помощи в рамках гражданско-правовых отношений регулируется договором возмездного оказания услуг. Однако он не включен в перечень договоров, прямо названных законодателем в главе 39 ГК РФ, то есть он является непоименованным и неизученным.
В связи с этим, как отмечает С. Клименко, возникает множество вопросов теоретического и практического характера: что представляет собой неклиническая психологическая услуга как объект договорного обязательства; могут ли считаться существенными условиями исследуемого договора условия о его сроке, качестве неклинических психологических услуг, их цене; как оценить качество и определить необходимый объем неклинических психологических услуг, оказываемых клиенту; каковы пределы и основания ответственности неклинического психолога при ненадлежащем исполнении им исследуемого договорного обязательства и др. Их неразрешенность приводит к серьезным осложнениям, возникающим в правоприменительной деятельности органов государственной власти при обеспечении защиты прав и законных интересов сторон договора <3>.
<3> Клименко С.В. Договор возмездного оказания неклинических психологических услуг в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007.
Рынок услуг, предлагающих психологическое консультирование, переполнен экстрасенсами и ясновидящими, поддерживаемыми рекламой в СМИ. В большинстве случаев оказание таких непрофессиональных услуг, число которых постоянно растет, нацелено на фактический обман потребителя. Это не только подрывает доверие к профессиональной помощи специалистов, но и может нанести серьезный урон психологическому и физическому здоровью человека.
Действующее законодательство требует оформления частной практики психолога как предпринимательской деятельности, но не предусматривает получения сертификатов или специальных разрешений на занятие частной практикой в области оказания психологических услуг. Возможно, именно предлагаемая законопроектом практика сертифицирования не только защитит клиентов от лжепсихологов, но и поможет психологам очертить круг своих прав и гарантий. Однако стоит помнить, что наличие диплома и иных необходимых документов не является 100-процентной гарантией качества услуги, а регулирование деятельности психолога должно происходить в первую очередь нравственными законами. В этом смысле может быть полезным закрепленный в п. 3 ст.
1 новой редакции ГК РФ принцип добросовестности участников гражданского оборота. Оценка добросовестности поведения того или иного участника гражданских отношений будет производиться с учетом критерия среднестатистического поведения субъекта в подобных ситуациях. Если модель поведения отклоняется от такового, оно должно быть признано недобросовестным и повлечь за собой возможности компенсации причиненного морального и материального вреда.
Помимо этого, базовыми нормативными актами в работе психолога по-прежнему являются Конституция РФ, а также мировые этические кодексы, такие как Универсальная декларация этических принципов для психологов (Universal Declaration of Ethical Principles for Psychologists), Этический мета-кодекс Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA Meta-Code of Ethics) и т.д.
Похожее
права и обязанности, образец :: BusinessMan.ru
Должностная инструкция психолога – это документ, который определяет функциональные обязанности педагога-психолога. Помимо инструкции, специалист руководствуется в своей профессиональной деятельности и другими положениями и нормативно-правовыми актами. Какими – узнайте из этой статьи. Также вниманию читателей предлагается информация по составлению должностной инструкции психолога (профстандарт), определены функции, обязанности, права и сфера ответственности детских психологов.
Детский психолог: особенности профессии
Часто к людям, занимающим эту должность, относятся несколько предвзято, как и к самой профессии психолога. В то время как во всем мире люди понимают, насколько важным является эмоциональное и психическое здоровье и детей, и взрослых, в нашей стране население все еще не готово обращаться к специалистам этой сферы. В то же время большинство психологических проблем легче решить на ранних стадиях, поэтому, чем раньше доктор начнет работать с пациентом, тем выше шанс на его скорейшее выздоровление.
Согласно современным образовательным программам во всех государственных образовательных учреждениях (школах и ДОУ) в штате должная быть предусмотрена ставка педагога-психолога. Должностная инструкция этого сотрудника составляется по единому образцу. Согласно документации, этот специалист должен работать с детьми, родителями и педагогами. Его главная задача – помочь ребенку социализироваться, справиться с неизбежным стрессом, который он испытывает, попадая в новую для себя среду. Психологу предстоит провести серьезную работу по выявлению и предупреждению факторов, провоцирующих асоциальное поведение у воспитанников, также он должен помогать детям успешно реализовывать себя в различных жизненных ситуациях.
Должностная инструкция психолога-педагога
Полный документ включает в себя четыре основных раздела. В них подается информация о положениях, регламентирующих работу специалиста. Также в инструкции расписаны функции психолога, его должностные обязанности, права и сфера ответственности.
Помимо общих положений, должностная инструкция детского психолога демонстрирует, кому подчиняется этот сотрудник, каков его рабочий график, какие требования предъявляются к нему как к специалисту. Указана там и его роль во взаимоотношениях между воспитателями, детьми и их родителями. Штатный психолог в школе или детском саду – это не практикующий врач, который может назначить ребенку терапевтическое лечение, а всего лишь консультант. Кроме того, он не имеет права ставить своим воспитанникам какие-либо диагнозы. Вместе с тем он может составить приблизительный план социализации ребенка, а также помочь родителям найти подход к их малышу в случае возникновения каких-либо проблем.
Требования к специалисту (образование, стаж, квалификация)
Работа детского специалиста регулируется сразу несколькими документами:
- Приказом Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 года.
- Приказом Министерства здравоохранения и социальной политики РФ № 761-н, редактированного 31 августа 2011 года, регулирующим квалификационные характеристики работников образовательной сферы.
- Трудовым кодексом РФ.
- Федеральным законом №273 «Об образовании в РФ» от 3 июля 2016 года.
- Декларацией прав человека.
- Конвенцией о правах ребенка.
- Правилами внутреннего распорядка учреждения, в котором он работает.
Претендент на должность педагога-психолога обязан иметь действительный диплом, подтверждающий наличие у него высшего или среднеспециального образования по направлению «Педагогика и психология». При этом руководитель школы или садика не вправе требовать от кандидата на вакантную должность какого-либо опыта работы по специальности, а его отсутствие не может быть законным основанием, по которому человека не приняли на работу. Все эти нормы прописаны в должностной инструкции психолога, в разделе, содержащем общие положения.
Также, согласно инструкции, трудовая нагрузка психолога в школе и ДОУ ограничивается 36 часами в неделю, при этом непосредственные занятия с детьми должны занимать не более 18 часов. В остальное время педагог-психолог занят «бумажной» работой – составлением планов и отчетов, систематизацией и анализом результатов, полученных во время работы с детьми.
Функции психолога в школе и ДОУ
Педагог-психолог, работающий в образовательном учреждении, выполняет крайне важные функции: ответственная реализация возложенных на него должностных обязанностей способствует формированию здоровых и плодотворных отношений между детьми и педагогическим составом.
Психолог работает сразу по нескольким направлениям:
- сопровождает педагогический процесс с точки зрения психологии;
- контролирует психическое развитие подопечных;
- оказывает консультативную помощь детям, воспитателям, родителям;
- занимается профилактикой психологических проблем у каждого ребенка в отдельности и у всех детей в коллективе;
- защищает права и свободы малышей.
Для того чтобы выполнять все эти функции, психологу необходимо проводить с детьми адаптивную, консультационную, аналитическую, педагогическую и коррекционную работу.
Круг обязанностей педагога-психолога
Исходя из представленного выше перечня функций, педагог-психолог в своей работе выполняет самые разные задачи. Главные – это выявление личностных проблем у детей, а также нарушений в процессе их социализации. Для диагностики психолог использует разные методы – инициирует беседы с детьми, сотрудниками ДОУ и родителями, проводит групповые и индивидуальные занятия, во время которых оценивает уровень коммуникационной, эмоциональной и психической развитости малышей, анализирует данные, полученные в ходе этих занятий.
Кроме того, этот специалист может проводить обучающую работу с воспитателями и лицами, ответственными за уход за ребенком (опекунами, мамами и папами). Особенно важной эта деятельность является в отношении проблемных детей, к которым нужен особый подход как со стороны персонала учебного заведения, так и со стороны родителей.
Педагог-психолог работает с ребенком с момента его принятия в образовательное учреждение и ведет его до самого выпуска. В это время специалист должен пристально следить за тем, нет ли у ребенка нарушений в умственном, эмоциональном или психическом развитии. Должностная инструкция психолога ДОУ определяет ход его действий, если у ребенка выявлены какие-либо проблемы. Педагог должен принять решение о тактике дальнейшей помощи подопечному: будет это коррекционная психологическая поддержка или наблюдение и соответствующее лечение у специалиста психиатрического профиля.
Должностная инструкция психолога в школе также не дает психологу права самостоятельно проводить какое-либо лечение ребенка. В отличие от ДОУ, школьные педагоги-психологи должны отдельно работать с одаренными детьми, помогая им развивать их таланты. Немаловажная роль отводится деятельности, направленной на половое воспитание детей подросткового и старшего возраста.
Значительную часть своего рабочего времени психолог занят оформлением отчетной документации и составлением планов (годовых, квартальных и месячных).
Запрещенные действия
Должностная инструкция педагога-психолога в школе и ДОУ ограничивает деятельность этого специалиста по таким направлениям:
- он не может ставить воспитанникам диагнозы, назначать и проводить специфическое лечение;
- психолог не может составлять индивидуальную программу воспитания ребенка для родителей, он может лишь консультировать их по отдельным вопросам;
- проводить занятия, которые будут опасны для физического или психического здоровья ребенка;
- проводить глубинный психологический анализ развития ребенка без ведома и согласия родителей.
Психолог должен помочь ребенку адаптироваться в социуме и облегчить процесс его вхождения в коллектив, сделать его пребывание в образовательном учреждении более приятным и интересным.
Трудовые права
Детский психолог в своей работе может руководствоваться всеми положениями, изложенными в должностной инструкции педагога-психолога. В ДОУ и школах отличаются образовательные программы, однако в своей деятельности психолог самостоятельно выбирает методологию, по которой он проводит работу с детьми. Однако она не может противоречить законодательству.
Педагог-психолог, как и воспитатели, может присутствовать на родительских собраниях, участвовать в других мероприятиях.
В случае конфликтных ситуаций, он имеет право на защиту своей профессиональной чести и достоинства и неразглашение информации о ходе разбирательств. Руководство учебного заведения не может препятствовать ознакомлению педагога-психолога с поданными на него жалобами или претензиями.
Рамки ответственности
В случае нарушения любых локальных нормативных актов учебного учреждения педагог-психолог несет персональную ответственность за свои действия. Это может быть административное взыскание с внесением соответствующей записи в трудовую книжку или устное предупреждение от руководства. Также человек, занимающий эту должность, является материально ответственным лицом, обязательства за нанесение ущерба ДОУ или школе регулируются трудовым законодательством РФ.
Если действия педагога-психолога противоречат закону об образовании и связаны с насилием над воспитанником (физическим или моральным), он освобождается от своей должности.
Служебная иерархия и рабочие взаимосвязи
Непосредственным руководителем педагога-психолога является заведующий ДОУ или директор школы, в которой он занят. Они принимают на работу этого специалиста, и они вправе подписать указ об его увольнении. Психолог, помимо выполнения своих прямых профессиональных обязанностей, может быть привлечен к другим видам работ: методологической, педагогической или организационной. Однако руководитель не имеет права вызывать его из отпуска для замены других сотрудников. С воспитателями психолог находится на равных, и они могут свободно обмениваться полученной в результате работы информацией, касающейся их профессиональной деятельности.
Должностная инструкция и функциональные обязанности психолога
Психолог в компании — это сотрудник, который отвечает за душевный мир работников. Он должен способствовать тому, чтобы они сохраняли положительный субъективный настрой в ходе своей деятельности на предприятии. Также он обязан следить за микроклиматом в коллективе и принимать меры по его улучшению.
Содержание статьи
Общие положения инструкции
Общие положения должностной инструкции психолога включают предписания базового характера, которые относятся к выполнению данным сотрудникам своих функций. Они размещаются в начале инструкции. Эти общие положения включают следующий перечень:
- психолог включен в категорию специалистов;
- назначение психолога на должность осуществляется директором предприятия, который издает соответствующий приказ;
- освобождение психолога от должности происходит в порядке, аналогичном приведенному в предыдущем пункте;
- психолог находится в подчинении либо в руководителя компании, в которой он работает, либо у руководителя структурного подразделения, занимающегося кадрами;
- при работе в компании психолог принимает во внимание следующие нормативные документы:
- законодательные акты Российской Федерации и данного субъекта;
- устав данной организации и иные локальные правовые акты;
- предписания вышестоящих сотрудников компании, включая распоряжения, приказы и предписания;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- саму данную инструкцию.
Если психолог отсутствует на своем рабочем месте по тем или иным причинам, в компании назначается лицо, которое временно исполняет его обязанности. Такая должность может быть прямо не указана, в таком случае заместитель назначается решением директора.
Обязанности и задачи
Психолог выполняет весьма широкий круг обязанностей, поскольку психологические потребности сотрудников любой компании весьма разнообразны. В частности он должен:
- оценивать влияние факторов как психологического, так и экономического и организационного характера на работу сотрудников с целью улучшить ее результаты;
- определять важнейшие проблемы на предприятии (в частности, низкую эффективность труда, невысокую дисциплину, значительный уровень текучести кадров) и предлагать шаги по их решению;
- разрабатывать рекомендации в отношении определенных сотрудников по оптимальному использованию их потенциала предприятием;
- составлять мероприятия, нацеленные на рост производительности труда и участвовать в их реализации;
- способствовать адаптации в компании молодых сотрудников и новичков;
- создавать методики, служащие для оценки психологического климата в компании и её организационной культуры и практикуемых стилей управления и использовать эти методики в оценке с доведением её результатов до руководства;
- участвовать в мероприятиях, нацеленных на улучшение психологического климата на предприятии;
- участвовать в создании корпоративной культуры и её эффективном доведении до прочих сотрудников;
- давать лицам, возглавляющим структурные подразделения компании, рекомендации относительно нюансов психологии, в том числе переговоров, рекламы, управления;
- выбирать надлежащие методы диагностики персонала предприятия и осуществлять диагностику на практике;
- анализировать обратную связь, поступившую после проведения различных мероприятий;
- выполнять поручения руководителей в рамах своей компетенции.
Еще одна обязанность психолога — проведение собеседований. Оговаривается, что от него требуется беседовать не только с лицами, нанимающимися на предприятие, но и с теми, кто с него увольняется. Сотрудник обязан помочь таким работникам покинуть предприятие без каких-либо психологических травм.
Требования к специалисту
Требования к психологу могут быть различными. Их уровень зависит от характера предстоящей ему деятельности. Таким образом, в инструкциях конкретных организаций могут быть указаны критерии, оптимальные именно для них.
При этом в типовой должностной инструкции предусмотрено, что психологом может стать лицо, которое окончило высшее учебное заведение по специальности психолог и проработало на аналогичной должности два года.
Также для психолога установлена необходимость иметь достаточное представление о:
- законодательстве, регулирующем его сферу деятельности;
- локальных правовых актах, содержащих предписания относительно его работы на предприятии;
- методических материалах, относящихся к управлению кадрами;
- стратегии и политике компании в области кадровой работы;
- базовой психологии, в том числе общей, социальной и психологии труда;
- деятельности по профориентации;
- психологическом консультировании.
Документы для скачивания (бесплатно)
Какими личностными качествами должен обладать психолог
Набор личностных качеств, которыми желательно обладать психологу, включает следующие:
- эмпатия, способность погрузиться в мир другого человека;
- толерантность или терпимость;
- большой объем знаний, эрудиция;
- стремление к анализу;
- общая тактичность и деликатность;
- стрессоустойчивость и эмоциональная стабильность;
- умение наблюдать.
Ответственность и права
Психолог несет ответственность, которая в стандартном случае может носить материальный и дисциплинарный характер. Она наступает в случае:
- невыполнения обязанностей, установленных для данного специалиста либо же выполнения их ненадлежащим образом, в частности если он выполняет их несвоевременно или халатным образом;
- нарушения существующих на предприятии предписаний, включая инструкции, а также распоряжения и приказы руководства;
- действий, которые привели к раскрытию конфиденциальных данных или коммерческой тайны ненадлежащим лицам;
- несоблюдения правил трудового распорядка, норм дисциплины, предписаний техники безопасности.
Помимо этого, психолог несет ответственность в общем порядке при нарушении в ходе трудовой деятельности административного или уголовного законодательства. Она наступает согласно соответствующему кодексу.
Права психолога включают:
- доступ к решениям, которые касаются сферы, за которую он несет ответственность;
- составление и последующее представление руководству проектов решений по улучшению работы компании в области, определенной данной инструкцией;
- информирование непосредственного руководителя об обнаруженных недостатках и внесения предложений относительно мер по их устранению;
- подача запроса на получение сведений и документов, требуемых для выполнения своих функций;
- требование содействия от вышестоящих работников при выполнении своих функций.
Преимущества и недостатки профессии
Среди плюсов профессии психолога имеет смысл выделить:
- ее безусловную востребованность, соискатель, окончивший вуз по данному направлению, всегда отыщет себе работу;
- офисный характер работы, психологу не приходится трудиться в опасных условиях.
Часто выделяют ещё одно преимущество: психолог может помочь и себе самому справиться с проблемами данного плана. Однако стоит оговорить, что, если эта мотивация при выборе подобной работы становится основной, это не слишком хороший знак для психолога, да и для организации. Желательно, чтобы она была второстепенной.
Минусы данной специальности включают:
- эмоциональное выгорание, психологический аппарат сотрудника, слишком долго работающего психологом, в конечном итоге изнашивается;
- средняя зарплата для большинства психологов, это массовая профессия и те, кто выбрал её, но не смог пробиться в меньшинство настоящих профи, много получать не будут.
О том как продиагностировать себя смотрите видео опытного психолога.
8. 2. Круг обязанностей психолога –эргономиста (инженерного психолога).
Эргономика это одновременно и научная и проектировочная дисциплина, возникшая на стыке разных наук, изучающих человека в трудовой деятельности. В системных научных эргономических исследованиях объединяются знания и методы, накопленные в антропологии, гигиене и охране труда, физиологии труда и биомеханике, социологии и экономике труда, технологии и организации труда, инженерной психологии и психологии труда. Синтез данных разных наук необходим в решении задач проектирования организаций, технологических производственных процессов и их существенной составляющей – трудовых функций, предназначенных для людей- субъектов труда.
Психологи-эргономисты работают на промышленных предприятиях и в специальных лабораториях. Они принимают участие совместно с другими специалистами в проектировании новых орудий труда, предметов потребления, рабочей мебели. Они разрабатывают технологии экспертной эргономической оценки средств труда и условий труда, трудовой нагрузки. При такой оценке исследуется деятельность профессионалов (или пользователей средств труда) и одновременно с наблюдением и субъективными оценками испытуемых, регистрируются объективные психофизиологические показатели степени нагрузки различных функциональных систем (нервно-эмоциональной, мышечной, работа органов чувств – зрения, слуха и пр.).
Таким образом, специалисты в области эргономики (инженерные психологи) обеспечивают безопасность и эффективность деятельности оператора в автоматизированных системах управления. С этой целью они исследуют процесс информационного взаимодействия оператора с машиной, с другими операторами, процессы переработки информации и принятия решений, психологические механизмы регуляции деятельности операторов. Психологи, изучая деятельность рабочего-оператора, выявляют, какие особенности его деятельности, личностные особенности, характеристики машины, особенно пульта управления вызывают у него излишнее утомление, ошибки при восприятии или переработке информации. На основании своих исследований он обосновывает предложения и рекомендации по усовершенствованию деятельности, машины. Психолог-эргономист участвует в разработке различных машин, механизмов. Он дает рекомендации по расположению и оформлению рычагов, тумблеров, кнопок и циферблатов на пультах управления и т.п. С помощью знаний по инженерной психологии он оценивает, насколько интенсивность шума и освещенность приемлемы для эффективной работы.
Часто в обязанности психолога-эргономиста входит анализ причин низкой эффективности работы, утомления, текучести кадров, производственных конфликтов, он разрабатывает соответствующие рекомендации и предложения.
Психолог на промышленном предприятии также может быть занят анализом психологических причин аварий, травматизма и разработкой мероприятий по повышению безопасности труда.
8.3. Круг обязанностей психолога на предприятиях сферы обслуживания.
Услугами психологов в основном пользуются торговые компании и предприятия, оказывающие информационные услуги: рекламные агентства, «public relations» (связь с общественностью), дизайнерские фирмы, организации по продаже информационных пакетов. Появляются иностранные компании, обучающие свой персонал в России.
Специфика работы психолога на предприятии сферы обслуживания заключается в решении следующих проблем:
обучение персонала навыкам общения с клиентом,
обучение способам психологической самозащиты, т.е. тому, как сделать так, чтобы человек, постоянно работающий с клиентами, не износился слишком быстро, не превратился в невротика, ведь клиенты бывают разные, иногда слишком агрессивные.
психологическое обеспечение рекламы. Сейчас при создании рекламы стали все больше использоваться психологические и социологические знания. При создании рекламы ставится задача не просто обратить внимание, но создать запланированное впечатление, оказать запланированное воздействие, донести задуманный образ.
Участие в разработке стратегии и тактики компании, отслеживание динамики популярности компании, ее продукта, выявление причин изменения этой динамики и т.п.