Психология подростка 16-17 лет: родители, спокойно
Говорить в общем о юношеском возрасте достаточно сложно, очень многое здесь зависит от того, что происходило в предыдущие этапы переходного периода, особенно в 13 лет подростки переживают события, эхом отражающиеся на всей остальной жизни.Однако психология подростка 16-17 лет в большей степени базируется на более спокойных показателях, нежели в предыдущие возрастные периоды, но и на большей самостоятельности. Если не затрагивать патологии и сложные случаи, то типичная картина будет такой:
Физические особенности:
- физически подростки развиты окончательно
- именно поэтому они уделяют своему здоровью большое внимание
- Эмоциональные особенности:
- уже дружелюбно (а иногда и покровительственно) настроены ко всем членам своей семьи
- абсолютно уверены в себе
- к нуждам других могут отнестись внимательнее, чем к своим
Социальные:
- стремятся к серьёзным отношениям как с противоположным полом (любовь), так и со своим (дружба)
- свидания становятся частым явлением в их жизни
- личностные отношения выходят на первый план, появляется преданность им, интимность таких отношений возрастает
- обычно стремятся к самостоятельным заработкам, для чего находят почасовую работу
- сопротивление представителям власти уменьшается
- Интеллектуальные особенности:
- стремятся принимать более серьёзные разумные решения
- уже понимают, что любое решение, принятое сегодня, может повлиять на то, что будет завтра
- рассматривают несколько вариантов исхода событий, т.е. подростки просчитывают линию своего поведения
- конфликты между подростками и родителями в большей степени предпочитают решать через обсуждение появившейся проблемы
- начинают задумываться о будущей профессии и о будущем в принципе
Духовные:
- моральные и духовные ценности подвергают проверке и испытывают на прочность
- способны к сильной приверженности определённой религии
- к окружающим относятся с пониманием и дорожат их мнением о себе
- юношей и девушек очень интересуют вопросы жизни после смерти
- у них возникает множество вопросов по поводу личной духовной жизни, в этой области они полны сомнений
- если подросткам прививаются духовные истины, то они способны их усваивать в этот период и применять в жизни.
Большинство родителей думают, что в этом возрасте смогут вздохнуть спокойно – переходный возраст практически позади, а психология подростка 16 17 лет более приятна для родительского восприятия. Но это зависит от очень многого:
- смогли ли родители сохранить/выстроить доверительные отношения со своим ребёнком?
- приняли ли то, что он стал взрослым, и его пора отпустить во взрослую самостоятельную жизнь?
- насколько он готов к такой жизни?
- осталось ли между родителями и детьми что-то недосказанное, недопонятое, может быть, какие-то обиды всё ещё живы в них?
Это время подведения итогов, плохие они или хорошие, могут сказать только сами родители и подростки, но в любом случае, самое важное, о чём, на мой взгляд, должны помнить и те, и другие, – это о том, что они самые дорогие и любимые люди, которые есть друг у друга. И так останется на всю их дальнейшую жизнь.
Психология подростка в возрасте 13-16 лет
Психология подростка в возрасте 13-16лет.
В литературе этот возрастной период описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен. Это достаточно сложный и противоречивый период, по — этому статью разделим на несколько блоков для удобства восприятия материала.
КРИЗИС 13-ти ЛЕТ.
Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет («Я сам», только теперь это «Я сам» в социальном смысле).
Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.
Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.
Симптомы кризиса
Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Снижение проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.
Происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.
Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.
Следующий симптом кризиса – негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.
У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек (прим. 12 лет), и начинается позже – в 14-16 лет.
Чувство взрослости
Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости, которая проявляется в:
1. Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В этом возрасте дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок – максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. «Сферы влияния» родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части «сиюминутных» вопросов.
2. Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.
Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения). Внешний облик и манера одеваться.
Эмоциональное развитие подростка
Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства.
Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.
Половое созревание
Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных половых признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков. С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше. С другой стороны, возникают новые интересы: новые книги, в основном, эротического характера, острый сексуальный интерес.
Во время смены интересов есть момент, когда кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством и дала повод Л.Толстому назвать период «пустыней отрочества».
Воображение и творчество подростка
Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. У подростка фантазия связана с новыми потребностями – с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупицы поэзии.
Есть еще второе русло – объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции). Оба русла соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он предвосхищает свое будущее.
Базальная потребность возраста – понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.
Типы воспитания
Описаны несколько типов отношений родителей и подростков:
Эмоциональное отвержение. Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.
Эмоциональное потворство. Ребенок – центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу «кумира семьи». Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от «обидчиков». Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
Авторитарный контроль. Воспитание – главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.
Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений.
Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого.
Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста – чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.
Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков.
Все, что нужно знать о психологии подростка 12-16 лет – Профессиональная психологическая помощь
Когда ребенок пересекает десятилетний рубеж, в его жизни наступает новый этап. Это время перемен, знакомство с новыми чувствами и переживаниями. Природой так устроено, что каждый сталкивается с физиологическими изменениями. Кроме того, перемены происходят и в других областях. Взрослеющему индивиду нужно запастись терпением, научиться управлять собой и своими эмоциями. Но как это сделать? На чью помочь можно надеяться?
Для начала рекомендуется ознакомиться с представленной статьей. В ней собрана полезная информация, которая может пригодиться на практике. Отдельной отраслью психологической науки, более детально раскрывающей вопросы о расстройствах и их аспектах, является клиническая психология. Сегодня она активно развивается и имеет большие перспективы. Данная область психологического знания заостряет внимание на взрослении детей и подростков. Каждый прожитый год сравнивается с новой ступенькой их развития.
Стоит ли бояться взросления ребенка?
Как уже было отмечено, каждый новый этап взросления связывается со своими особенностями. С ними сталкивается не только сам подросток, но и родители, друзья и окружающие люди. Наиболее настороженным является старшее поколение. Люди такого возраста порой болезненно реагируют на изменения в поведении детей. Не все знают, как себя правильно вести и куда обратиться за помощью. Поэтому сперва рекомендуется ознакомиться с информацией о возрастных изменениях подростков. Нужно усвоить разницу психологии ребенка на разных этапах. Ведь тринадцатилетний подросток имеет ряд своих особенностей. И его поведение нельзя сравнивать с шестнадцатилетним.
С какого возраста начинается подростковый период?
Для родителей их ребенок всегда кажется маленьким человеком, который нуждается в заботе и внимании. Даже, когда он взрослеет, не все взрослые осознают это. Продолжают по-прежнему чрезмерно опекать свое чадо. А ведь ребенок, достигший двенадцатилетнего возраста, уже является подростком. С этого момента к нему нужно относиться по-иному. С одной стороны, это еще не совсем взрослый человек, но с другой – вполне самостоятельный.
Родители должны справиться с субъективным мнением. Они должны научиться воспринимать своего ребенка более серьезно. Знания в области психологии подростка окажутся как раз актуальными. Ведь двенадцатилетний возраст – это пора серьезных изменений. Родители должны хорошо чувствовать своего ребенка, быть для него опорой и лучшими советчиками. Нужно постараться с подростком подружиться.
В 12 лет ребенок делает первые осознанные попытки соотнесения себя со взрослой категорией. Это проявляется в повторении чужих манер, копировании стиля общения. Таким образом подросток пытается самоутвердиться. Он чувствует себя старше и умнее.
Мальчишки уделяют большое внимание своей физической форме. Этот вопрос становится для них приоритетным. Они готовы работать над собой в поте лица. Если посещаемых кружков и секций недостаточно, не пожалейте средств для новых. Мальчикам становится не все равно, в какой одежде они ходят. Не выражайте дикое удивление, что они готовы потратить время на смену имиджа. Лучше помогите найти новый образ и удобный стиль.
А что уже говорить о девочках? В 12 лет на первое место они ставят свои внешние данные. Предпринимают первые экспериментальные попытки с косметикой. В большинстве случаев в ход идут мамины косметические средства. Ни в коем случае не стоит запрещать им это делать и ругать. Лучше вместе в магазине подобрать что-то подходящее по возрасту. При этом отдать предпочтение натуральному составу. Подрастающая леди должна усвоить, что косметические средства используются индивидуально. Будьте готовы к тому, что последует отказ от яркой детской серии. В корзину захочется положить настоящую помаду и разноцветные тени.
Мальчики и девочки в этом возрасте отличаются медлительностью. Однако такое поведение не должно пугать. Подростки так много для себя открывают нового, что для решения некоторых вопросов может понадобиться дополнительное время. Например, им сложно моментально представить себя в новом образе. Их терзает нерешительность и множество альтернативных вариантов. Это абсолютно нормальное явление.
Научное объяснение этому такое: у подростка память и мышление продолжают функционировать, но связь между ними устанавливается по новым схемам. Ребенок старается вспомнить ранее выученный материал и применить знания на практике. Он стремится из прочитанного как можно больше информации отложить в своей голове. Процесс запоминания носит осмысленный характер. В двенадцатилетнем возрасте подростку не все равно, что о нем думают и как о нем отзываются. Ребенок очень чувствителен, болезненно относится к критике. Это часто становится причиной надуманных страхов. Родители должны не допустить этого. Сделать это не так сложно, если спокойно поговорить с ребенком в нужный момент.
Рассвет подросткового периода
13 лет – это тот возраст, когда гормональные изменения преобладают над всеми остальными. Под их влиянием у ребенка наблюдается частая смена настроения. Мальчишки могут казаться шустрее в поведении. Они заметно резко выражают свое мнение. Их суждения могут быть агрессивными. Взрослые в семье все часто начинают говорить о «трудном» ребенке. На самом деле подросток в этот период претерпевает изменения, которые вписываются в рамки психологии. Данная наука в этом плане поистине многогранна. Ее углубленное изучение может дать ответы на многие вопросы, описать и объяснить поведение ребенка в разных ситуациях.
В данном возрасте ребенок считает себя уже достаточно взрослым человеком. Он знает о своих правах, поэтому не боится выражать свое мнение. Он не скрывает и свои желания. И в этом нет ничего плохого. Родители должны быть рады, что ребенок с ними откровенен. Неправильно поступают те взрослые, которые пытаются сразу же поставить подростка на свое место с его безграничными желаниями. Такое подавление не принесет пользы. Потом не нужно удивляться плачевным последствиям. В первую очередь взрослые должны смириться с тем, что их чадо повзрослело. Ребенка нельзя лишать самостоятельности. Он только начинает предпринимать первые шаги к отделению от родителей. Нужно найти силы примириться с этим. Иначе подростка можно натолкнуть на непоправимую ошибку.
В 13 лет у ребенка наблюдается повышенное сексуальное влечение. В этом возрасте интимная сфера более многогранна конечно у девочек. Нельзя сказать, что мальчики находятся в стороне. Однако пиковая фаза у них протекает позже. Подростки очень трепетно относятся к внешним данным. Они стремятся все больше и больше походить на своих кумиров. Задумываются об идеальной фигуре. Уделяют больше внимания подбору одежды. Проводят длительное время у зеркала. Их глаза сияют, а в голове генерируется множество вариантов для самовыражения. Этот огонек ни в коем случае нельзя гасить. Вкусы разных поколей всегда отличаются. Но родители – это первые люди, которые реагируют на внешние изменения детей. Нужно отказаться от мер жесткой критики. Лучше присоединиться к экспериментам.
В тринадцатилетнем возрасте психика у ребенка очень хрупкая. Этот период одинаково сложен как для ребенка, так и для родителей. Подростка очень легко “сломать”, если он будет чувствовать, что связан по рукам и ногам. Из каждой ситуации он выносит определенный опыт. Пусть он будет связан только с хорошими воспоминаниями. Для этого одних знаний психологии недостаточно. Нужно обязательно их практиковать. Уметь давать адекватную оценку своим действиям. Не бояться предпринимать повторные шаги. Ребенок должен почувствовать предлагаемую помочь, а не сплошное наказание.
Какие изменения происходят в 14 лет?
Подросток осознает себя как личность. Он готов активно отстаивать свои права и позицию. Происходит это везде: дома, на улице, в школе. Чрезмерная настойчивость взрослым может показаться наглостью. Они считают, что ребенок ведет себя неподобающе. Делает все назло и не собирается уступать. Поведение наперекор родителям не является самоцелью подростка. Он в своих суждениях не всегда полностью уверен. Да и точно не знает, что ему нужно. Другое дело самовыражение. Таким образом ребенок хочет показать себя. У него присутствует огромное желание выделиться. Причем он желает подчеркнуть свое взросление.
У подростков проявляется конфронтация при взаимодействии со взрослыми. На фоне этого и появляется недопонимание друг друга. Родители должны войти в положение и научиться сглаживать конфликтные моменты. Такие меры помогут не усугублять ситуации. Следует помнить, что поведение ребенка оправдывается особенностями его возраста.
Общение – важный аспект
В период взросления ребенка общение играет значимую роль. Для каждого индивида важно, чтобы он был принят в обществе. Отвергнутым никто не хочет оказаться. Дружба со сверстниками становится ключевой. С друзьями обсуждаются разные темы, в том числе и щекотливые вопросы. Не все подростки в этом возрасте готовы с ними прийти к родителям.
Некоторые мальчики для самоутверждения заводят дружбу со старшими ребятами. Они пытаются подрожать им, копировать их поведение, употреблять услышанные жаргоны. Мнение взрослых мальчишек становится ключом для мотивации и работы над собой. Не всегда это идет на пользу. Младшие ребята вместе с тем перенимают вредные привычки, грубость и другие отрицательные качества.
Перечисленные изменения происходят в силу возрастной психологии. Совет родителям – не упустить время! Важно вовремя заметить перестроение. Нужно постараться пересмотреть отношения, предложить помощь ребенку. Повзрослевшие дети будут оспаривать родительский авторитет, а вот на партнерские отношения согласятся охотно. Не стоит от них ожидать всеобщего послушания. Нужно научиться чувствовать своего ребенка, тогда им легче будет управлять. В этом вопросе главное набраться терпения. В любой ситуации можно найти компромисс.
В переходном возрасте ребенка взрослые должны пересмотреть свою тактику общения и воспитания. Только в этом случае можно свести возникающие проблемы к минимуму. Реакция ребенка в обостренных моментах будет мягче. Он не будет торопиться покинуть дом при первой возможности, чтобы найти утешение на стороне. Он предпримет попытки, чтобы услышать родителей.
Новый рубеж по достижению 16 лет
16 лет – особый возраст. В некоторых странах, например на Кубе, дети достигают совершеннолетия. В России этот возраст официально утвержден с 18 лет. Однако минимальный порог в отдельных случаях опускается до 16 лет. Ребенок становится довольно самостоятельным. Возрастная психология накладывает ряд своих изменений. Теперь сложно уже поспорить с теми фактами, что ребенок стал уже совсем взрослым.
Подросток знакомится с возвышенными чувствами. Кто-то начинает сексуальные отношения. Родители должны быть к этому готовы. Только никакой паники! В этом возрасте не все дети готовы к таким отношениям. Но взрослые обязательно должны заводить разговоры на интимную тему. Ребенок должен быть в курсе возможных последствий. Если не хватает храбрости начать разговор, можно презентовать подходящую книгу. Подросток поймет переживания родителей и самостоятельно попробует разобраться с данным вопросом. Он уяснит, что за свои поступки он будет нести ответственность. У него уже будет необходимая база для возобновления попытки для откровенного разговора.
К сожалению, для некоторых влюбленность в 16 лет связывается с безответной любовью и разочарованием. Такие дети нуждаются в утешении и поддержке близких. Ребенку нужно помочь понять, что каждый рано или поздно встречает свою вторую половинку. Неразделенная любовь – не повод для стрессов. Нужно умело переключить страдающего на увлекательные занятия. Ведь в этом возрасте, кроме физических изменений, есть ряд других особенностей.
Психология 16 летнего подростка очень многогранна. Ребенок, например, с большим интересом может переключиться на философию. Его мировоззрение и взгляды претерпевают изменения. Его начинают волновать вопросы, к которым ранее не было интересов. Часто ребенок преувеличивает свои способности. Перед ним открывается новый мир, на пороге которого подросток заряжается огромной энергией, желанием покорить новые вершины и верой в себя. Это пик эмоционального развития личности. Задача родителей – поддержать инициативу ребенка. Приложить усилия для реализации намеченных планов. Сделать мир более радужным. Ну и конечно смягчить падения ребенка, если не все получится. Направить его на вторую попытку. Дать понять, что желаемого надо уметь добиваться.
К вниманию родителей
Дорогие родители, переходный возраст ребенка – это не повод для расстройства и глубоких переживаний. Не стоит бояться наступления этого момента. Он просто неизбежен. Переходный возраст наступает у каждого подростка. Вопрос лишь в том, насколько он болезненно пройдет. Смягчение его протекания в руках у взрослых. Родители сами должны быть готовы к предшествующим изменениям. Ведь перестраиваться придется не только подростку, но и взрослым. Нужно приложить усилия, чтобы добиться взаимопонимания. И как бы сложно не было найти оправдания странному поведению и непредсказуемости ребенка, нужно попытаться найти нужный ключик.
Ребенок в переходном возрасте “набивает” шишки, ищет выход из сложившейся ситуации и делает выводы. Нужно помочь ему справиться со всеми сложностями. Он должен чувствовать поддержку и любовь родителей. Помогите ему разобраться с вопросами и найти себя! Помните, что как бы не было вам тяжело в это время, ребенку еще сложнее. Ему нужна ваша помощь, чтобы разобраться с многогранным миром.
старший подростковый возраст 14–16 лет
Родителям подростков необходимо понять и принять, что в этот период личность подростка претерпевает изменения, идет борьба межу детством и взрослением, осознанием себя как личности. Именно в это время подросткам очень нужна помощь заботливых и любящих родителей, которые помогут им войти во взрослую жизнь.
Ключевой вопрос, который задает себе ребенок в этом возрасте – «Кто я?». Психологи называют этот период формированием «Я – концепции», которая будет сопровождать ребенка на протяжении всей жизни.
Физическое развитие ребенка
В подростковом возрасте продолжается формирование скелета, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем.
В этот период необходимо обратить особое внимание на предупреждение разного рода искривлений в связи с развитием костной системы организма: она становится более прочной, чем в младшем возрасте, но еще не заканчивается окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей. Особенно вредна неправильная поза при сидении подростка за столом: затрудняется легочная вентиляция, уменьшается снабжение мозга кислородом, фиксируется искривление позвоночника.
Следует учесть, что если в этом возрасте не будет обращено специальное внимание на развитие ловкости, пластичности и красоты движений, то в последующий период обычно труднее овладевать ими, а неловкость и угловатость движений, присущая подростку, может сохраниться на всю жизнь.
Нервная система подростка еще находится в стадии формирования, и является относительно несовершенной. Поэтому в этот период так важно охранять подростка от резких переутомлений, регулировать нагрузку на его неокрепшую нервную систему.
Кроме того, во время полового созревания начинается выработка в организме подростков половых гормонов, которая ведет к значительным перепадам настроения.
Интеллектуальное развитие
Подросток в 14–16 лет – это уже практически сформировавшаяся интеллектуально личность, имеющая собственное мнение по разным вопросам. Подростки вполне способны вести рассуждения, высказывать свои мысли, аргументировать их. Всё больше времени в их жизни начинают занимать серьёзные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. Активно начинает развиваться логическая память. Из-за появления в школе новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запомнить подросток.
Психологическое развитие
Наряду с психическими изменениями, обусловленными исключительно гормональным воздействием, у подростков наблюдаются и глубоко психологические, личностные изменения, которые происходят неравномерно: в подростке одновременно присутствуют как детские черты и стереотипы поведения, так и взрослые. Подросток отвергает детские стереотипы поведения, но еще не имеет взрослых клише. Так как потребность в признании собственной взрослости в подростковом возрасте максимальна, а социальная ситуация, по большому счету, не изменяется, то это может вызвать многочисленные конфликты с родителями и учителями.
В этот период психологи рекомендуют больше разговаривать со своим ребенком, помня о том, что перед вами уже не ребенок, а взрослый человек, который ищет свой путь. В разговоре с ним не используйте категоричные формы, не показывайте его интеллектуальную незрелость, не будьте излишне навязчивы.
8 правил поведения с подростком 14–16 лет
1. Не навязывайте свою точку зрения
В старшем подростковом возрасте у ребенка формируется свой вкус в одежде, в музыке, в кинематографе и других проявлениях искусства. Естественно, предпочтения ребенка могут не совпадать с предпочтениями родителей.
Это не повод пытаться разубедить подростка и отрицать его выбор. Лучше всего прислушаться и попробовать разобраться в интересах взрослеющего человека. Это только добавит доверия в ваши с ним отношения.
2. Будьте готовы принять отказ от некоторых семейных мероприятий
Подростковый дух – это дух отрицания. Гормоны подстегивают подростка идти наперекор всему. И если еще три года назад ребенок любил семейные выезды с младшей сестрой, то теперь он может от них отказаться.
Его больше не пугает перспектива остаться одному дома. При этом, отказавшись в начале от участия в празднике или еще каком-либо семейном мероприятии, подросток может быстро передумать. Это чаще случается, если родители воспринимают отказ спокойно и не пытаются уговорить ребенка.
Прислушивайтесь и пробуйте разобраться в интересах взрослеющего человека
3. Дайте подростку личное пространство
Подростку очень важно знать, что у него есть свое пространство. Место, где он может положить личные вещи, книги, которые никто не передвинет и не переставит.
Научитесь стучаться, заходя в комнату к подростку. Даже если раньше вы никогда этого не делали. Сохранение личных границ взрослеющего ребенка поможет избежать конфликтных ситуаций.
4. Подавайте хороший пример
Вредные привычки родителей моментально находят отражение в детях. Если мама или папа позволяют себе употреблять спиртное или курить при подростке, он считает что может себе позволить то же. Авторитет родителя, который подвержен зависимости, подрывается.
Это же можно сказать и о нравственных качествах. Если родители врут родственникам и коллегам, совершают неблаговидные поступки, то подросток станет либо вести себя так же, либо окончательно отстранится от родителей.
5. Помогите сформировать собственное мировоззрение
Родителям стоит поощрять индивидуальное мышление подростка. Если ребенок встает на чью-то сторону в конфликте сверстников, попробуйте построить с ним диалог. «А ты правда думаешь, что твой друг прав?», «А как бы ты поступил?».
В любых вопросах просите его выразить свое мнение, чтобы он почувствовал себя полноправным членом семьи, от которого зависит выбор места для отпуска или празднования юбилея.
6. Не критикуйте его друзей и подруг
Открытое порицание людей, в кругу которых вращается подросток, повлечет за собой либо протест с его стороны, либо факт общения с «неугодными» друзьями будет скрыт от родителей. Единственно верное решение – позволить ребенку самому убедиться в отрицательных качествах тех или иных сверстников. И, если это случится, поддержите подростка, возможно, рассказать о похожем примере из своей жизни.
7. Позвольте подростку отвечать за свои ошибки
Даже те родители, которые предоставляют ребенку достаточно свободы, склонны брать на себя ответственность за его неблаговидные или неправильные поступки. Вместо этого стоит позволить подростку самому разобраться с проблемами. Если он случайно сломал телефон друга – он должен заработать на ремонт. Если получил плохую оценку в четверти – должен сам договориться с преподавателем о том, чтобы ее исправить.
8. Спокойно воспринимайте внезапные смены настроения
Если ребенок случайно сломал телефон друга – он должен сам заработать на ремонт
Подросток не управляет своим настроением. Вместо него это делают гормоны. Обижаться или ругаться с ним бесполезно и не педагогично. Кроме того, это может в будущем повлиять на его межличностные отношения.
Поэтому лучше всего объяснять ребенку, чем вызваны его эмоции и научить его выражать гнев спокойно, с помощью техники «Я – сообщений». И сдерживаться самому. В конце концов, переходный возраст имеет свойство заканчиваться.
Елена Кононова
Подросток не хочет общаться, у вас не получается мирно договориться – как быть в такой ситуации? Пройдите тест и получите информацию об особенностях вашего стиля воспитания и о взгляде подростка на то, как вы его воспитываете.
Пройти тестКак найти общий язык с подростком: советы психолога
В данной статье речь пойдет о том, как найти общий язык с подростком, как правильно разрешать конфликты, возникающие между тинейджерами и их родителями.
В любой семье в основе взаимопонимания лежит стремление каждого члена семьи уважать и прислушиваться ко всем остальным ее членам. Воспитание подростка зависит от внутрисемейных отношений родителей, ведь часто мать и отец, имея проблемы между собой, начинают переносить их на ребенка. В итоге ребенок из полноценной личности становится предметом компенсации неудачных отношений с мужем/женой. Именно поэтому важно учиться относиться друг к другу с терпением, пониманием и максимально оградить подростка от личных конфликтов родителей.
Содержание статьи
Как заставить подростка делать уроки?
Для того, чтобы понять, как заставить подростка делать уроки, нужно подробно выяснить его интересы, после чего доступно объяснить, чем ему может быть выгодна и полезна хорошая учеба в школе. Тут уместны только реальные факты, которые совпадают с жизненными целями подростка, ведь правила и догмы «потому что так надо» он сразу отвергнет напрочь. После подробного диалога дайте ребенку время осмыслить ваши доводы и принять решение.
Нередко негативное отношение к школе и ко всему, что с ней связано, вызвано проблемными отношениями со сверстниками, учителями и т. д. Родителям нужно выяснить причину возникших у ребёнка трудностей. И помочь ему преодолеть проблему. Если подросток систематически подвергается нападкам со стороны других детей, не ждите, что проблема разрешится сама собой. Решить её, чаще всего, под силу только взрослым. В этом им поможет статья Если ребёнка обижают в школе, в садике, на улице: советы психолога и юриста.
Обязанности подростка в семье
Для того, чтобы обязанности подростка в семье не стали источником множества конфликтов, нужно придерживаться следующих правил:
- Договоритесь с ребенком о том, что он будет полностью отвечать за чистоту и порядок в собственной комнате. Сам следит за чистотой, сам принимает решение, когда и как сделать уборку, сам её осуществляет. Договариваясь с подростком, не забудьте обозначить рамки этих «когда» и «как».
- Старайтесь делать уборку вместе (каждый прибирает «свою» территорию).
- Постарайтесь не приказывать, намного эффективнее дружеское взаимодействие.
- Не стесняйтесь просить о помощи. Пусть он почувствует, что помогает вам, как взрослый взрослому.
- Когда это необходимо, мягко, но настойчиво напоминайте ребенку о его обязанностях. Иногда подросток просто забывает об обещаниях.
- Создавайте дружескую атмосферу. Пусть ребенок знает, что, к примеру, совместное приготовление пищи будет дополнено дружескими беседами.
К подростковому возрасту ребенок проявляет такую склонность к поддержанию чистоты, которая была заложена в него еще с детства, поэтому резко изменить ситуацию не получится. Тут нужно терпение и понимание. Если вы будете пытаться договариваться с ребенком, то постепенно он пойдет вам навстречу.
Как предотвратить курение?
В этом возрасте дети часто начинают знакомиться с пороками взрослой жизни: сигаретами, алкоголем, наркотиками. Чтобы помочь ребенку выработать негативное отношение к пагубным привычкам, нужно:
- Показать то же самое своим примером. Родители сами должны вести здоровый образ жизни.
- Начиная с малых лет время от времени заводить с ребенком разговор на тему вредных привычек. Пусть ваши беседы происходят как бы между делом и носят познавательный характер (избегайте нотаций). Можно поделиться с ребенком находкой в виде фото из интернета, на котором изображены страшные последствия употребления вредных веществ (только фотографии подбирайте с умом, не нужно калечить детскую психику). Можно найти подходящий мультфильм или слайд, соответствующий возрасту ребенка. Можно время от времени приводить плохие примеры типа «от того дяденьки так неприятно пахло, невозможно было сидеть рядом с ним в автобусе». Со временем ребенок поймет, что тот же курильщик – это не крутой чувак, а человек с серьезным недостатком. А курение – это не просто привычка, а возможность сильно заболеть и умереть. Пусть к подростковому возрасту ребенок обладает собственным багажом знаний о серьезной опасности наркотиков, алкоголя и сигарет. Такой барьер гораздо надежнее, чем просто «нельзя».
- Занятия спортом, хорошее питание и регулярные выезды на природу снижают тягу к курению различных веществ, так как отстраивают правильную работу организма.
Как правильно общаться с подростком?
Избежать ссор помогут несколько рекомендаций о том, как общаться с подростком правильно:
- Уважайте его формирующуюся личность.
- Выдерживайте правильную семейную иерархию (отец, мать, дети), но не принижайте подростка. Показывайте, что вы чувствуете за него ответственность, направляйте, но старайтесь выстраивать отношения доверительно.
- Уважайте личное эмоциональное пространство ребенка, а также его личное помещение.
- Не читайте лекций, выстраивайте общение в форме диалогов. Создавайте диалоги в виде «вопрос-ответ». Они будут направлять мышление подростка в сторону правильных выводов.
Что делать с трудным подростком?
Перед тем, как что-то делать с трудным подростком, обратите внимание на своё (и вашего супруга) к нему отношение, на психологическую среду, в которой растет ребенок. Трудными подростками часто становятся недолюбленные дети. Никто из родителей от этой напасти не застрахован, даже те, кто бесконечно любят своих непокорных отпрысков.
Трудно быть счастливым и развиваться правильно, когда чувствуешь себя никому не нужным, когда дома ссоры и разлад между родителями, когда в школе проблемы со сверстниками или учителями. У недолюбленных детей нет благоприятной почвы для роста и развития.
Так окружающие (и в первую очередь, родители) своими руками создают трудного подростка. Ребенок не только страдает от неправильного к нему отношения, но и оказывается виноватым во всех грехах (в «трудности» и «неправильности» окружающие обычно винят его самого).
Для исправления сложившейся ситуации родителям, в первую очередь, нужно разобраться в сути явления с говорящим названием «недолюбленные дети», тогда будет понятно, что нужно изменить в отношениях с ребенком, а также в той среде, которая его окружает. Начав работу над ошибками, не рассчитывайте на быстрый результат. Придётся по новой завоёвывать утраченное подростком доверие, лечить его своей любовью.
Даже если устранить только внутрисемейные проблемы и обеспечить ребенка любовью, пониманием, уважением и достойными советами, то обстановка в семье будет медленно, но неуклонно улучшаться. Но действовать нужно на всех фронтах, где ребенок до сих пор сражался в одиночку (помочь ему наладить отношения с окружающими, навести порядок в учебе и т. д.).
Чтобы направить подростка в нужное русло, требуется определенное сочетание действий:
- Качественный пример родителей.
- Одновременно и доброе отношение, и жесткая дисциплина со стороны отца.
- Терпение и любовь матери.
Справедливости ради стоит сказать, что трудным подросток может стать и в силу других обстоятельств: наследственности, болезни и т. д. В этом случае родителям также не стоит отчаиваться, нужно постараться исправить ситуацию, насколько это возможно.
Как улучшить отношения?
Нужно дать ребенку почувствовать, что его любят без всяких условий. Ни оценки, ни мнения окружающих – ничто не сможет уменьшить родительскую любовь.
Родитель должен убедить подростка в простой истине: мама и папа — самые преданные друзья и защитники своего ребенка. Они будут биться до последнего, будут защищать своего отпрыска даже в тех ситуациях, когда он не прав. Поэтому с любой бедой, с любой проблемой подросток, в первую очередь, должен идти к своим родителям. Пусть они будут ругать за проступок, но сделают всё возможное и невозможное, чтобы вытащить своего ребенка из болота неприятностей.
Нужно стремиться к созданию между родителями и подростком доверительных отношений. Необходимо общаться не только на важные темы, которые к тому же часто бывают неприятными для обеих сторон. Нужно как можно чаще общаться на дружеской волне, стремиться к тому, чтобы совместное времяпровождение приносило удовольствие всем членам семьи (поход в кинотеатр, поездка на экскурсию и т. д.).
Нужно дружить с ребенком, проявлять интерес к его увлечениям, вместе обсуждать какие-то события (например, сюжет нового фильма), иногда разговаривать по душам. Благодаря дружескому общению подросток станет ценить ваше мнение и прислушиваться к вашим советам (в противовес приказам, которые очень часто воспринимаются тинейджерами крайне негативно).
Как наладить отношения с дочерью подростком?
Отношения с дочерью подростком нужно наладить, в первую очередь, матери. Идеальная мать – это мама-подруга. К ней обращаются за советом, у неё ищут поддержки, ей доверяют тайны и вместе с ней принимают важные решения.
Задача любящей матери – как можно лучше подготовить свою дочь к самостоятельной жизни. Нужно научить подростка ведению домашнего хозяйства, потому что во взрослой жизни девушки-неумёхи сталкиваются с большим количеством проблем. Заметив отсутствие полезных навыков, окружающие обычно не скупятся на колкие замечания, с готовностью весят на молодую женщину ярлык неряхи или плохой хозяйки, чем ранят её самолюбие. Неопытность хозяйки, а также её нежелание выполнять исконно женские обязанности, часто становятся причиной конфликтов в молодой семье.
Мамина задача – правильно сориентировать дочь, объяснить ей, как устроена жизнь, и научить девушку всему необходимому. Отец должен обеспечить дочери чувство защищенности, должен одобрять и поощрять приобретение полезных навыков, служить примером, на который девушка будет ориентироваться при выборе спутника жизни. Родители на примере своей семьи должны показать девушке правильную модель взаимоотношений в «ячейке общества».
Как наладить отношения с сыном подростком?
В первую очередь, отношения с сыном подростком должен наладить отец, так как мужские качества в молодом человеке может развить только мужчина. Отцу нужно постараться установить с сыном спокойные, доверительные отношения, рассказать ему, как устроен мир мужчин, как нужно вести себя, чтобы уважали окружающие, предложить помощь в случае возникновения каких-либо проблем.
Отец должен научить мальчика мужским работам по дому. Если в семье есть автомобиль или мотоцикл, стоит подготовить подростка к сдаче экзаменов на права, а также научить осуществлять ремонт транспортных средств. Для многих молодых людей перспектива водить автомобиль или мотоцикл очень заманчива, поэтому не стоит упускать такую возможность подружиться с сыном и завоевать у него авторитет.
Отец своим примером показывает сыну, каким должен быть мужчина, какой должна быть мужская жизнь. Если глава семейства имеет вредные привычки, то нет ничего удивительного в том, что сын рано или поздно скопирует поведение отца.
У мамы, по-прежнему, очень важная роль – любить, заботиться и оберегать своё подросшее чадо. Мама – это эталон женского поведения. Многие молодые люди в будущем при выборе спутницы жизни возьмут за образец поведение своей матери.
Любовь и забота способны творить чудеса, им под силу спасти любую семью, исправить самые сложные отношения. Не опускайте руки в сложной ситуации, ищите выход как самостоятельно, так и с помощью специалистов (психолога, психотерапевта и т. д.). Дерзайте, и у вас всё получится!
Также родителям подростков рекомендуем прочитать статью Как отцу правильно воспитывать мальчика: советы психолога. Статья интересная, в числе прочего содержит подробно описанный пример быстрого и безболезненного отучения ребёнка от вредной привычки (разбрасывать по комнате грязные носки). Таким же способом можно действовать и в других случаях. Мамам эти советы тоже пригодятся.
Если Вам требуется консультация психолога или психотерапевта, тогда Вам сюда.
5 советов, как строить отношения с подростком, чтобы он потом сказал вам «спасибо»
Рано или поздно дети превращаются в подростков, и родителям приходится непросто. Прежде улыбчивый, добрый ребёнок становится раздражительным и обидчивым. Как легче пережить переходный возраст и выстроить доверительные отношения с ребёнком, рассказывает психолог Ломоносовской школы № 5 Владимир Лукашин.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
У вас всегда были отличные отношения с вашим ребёнком, пока тот был маленьким, но в его 12 лет что-то пошло не так? Всё в порядке. Это норма! Когда ребёнок становится подростком, меняется не только его физиология, но и социальный статус. Всё это отражается на эмоциональном состоянии ребёнка и на его взаимодействии с окружающими.
Психологи часто получают запрос от родителей про так называемые доверительные отношения с подростком. Мол, сделайте так, чтобы мои отношения с сыном/дочерью стали как раньше. Когда спрашивают о том, как построить тёплые отношения, это обычно означает, что их надо выстраивать заново. «Рушить старый дом и строить новый».
Подростковый возраст — самый нежный. Уже не ребёнок, но ещё не взрослый. Готовый совершать взрослые поступки, но не готовый нести за них ответственность
Нуждающийся в маминой ласке, но отчаянно желающий показать, что это не так! Здесь важно набраться терпения и помнить: кризис — это временно, и чтобы его преодолеть, предстоит поработать над собой. Вот правила, которые вам в этом помогут
1. Создайте серую зону
Важно дать подростку возможность делать даже то, что вы не одобряете. Главное — объяснить своё негативное отношение к этомуПодростку свойственна оппозиционность: он будет делать вам всё наперекор, испытывая вас на прочность и исследуя границы допустимого. Задача родителей в этот период — соблюсти баланс между запретами и разрешениями. Помните, как было просто с пятилеткой? Это — можно, а это — нет. Для подростка вам придётся сформировать третий вариант — «серую зону». В ней будут вещи которые вы не одобряете, но готовы разрешить — носить джинсы с дырками или сделать пирсинг, — для каждой семьи «серая зона» своя. Почему вы должны это разрешать? Переходный возраст — время, когда позволительно экспериментировать. Если вы запретите эксперименты, подросток всё равно совершит свою порцию ошибок, просто выберет их из «чёрного списка». А с последствиями предоставит разбираться вам, и без «доверительных отношений».
2. Уважайте пространство подростка
Подростки остро ощущают потребность в личном пространствеСтремление к одиночеству — ещё одна особенность переходного возраста. Даже изоляция. Подросток впервые остро выделяет себя из окружающего мира и осознаёт свою отдельность, повторяя кризис семи лет. Это означает, в числе прочего потребность в отдельном пространстве, в идеале в собственной комнате, чтобы побыть одному. Многие родители, понимая эту необходимость, интуитивно решают эту проблему исходя из возможностей семьи, однако забывают поддерживать идею личного пространства в мелочах. Например, не стучат в дверь комнаты подростка, диктуют, какие плакаты можно вешать, а какие нет, и так далее. Но ребёнок вырос и стал отдельной личностью, поэтому, если вы готовы выделить ему персональную территорию, её границы надо уважать. Разрешать ребёнку разводить в его комнате костёр не стоит, но стучать в дверь — обязательно, если, конечно, вы хотите, чтобы он стучал, заходя к вам. Возможно, чтобы доверительно поговорить.
3. Уважайте чувства подростка
Не ставьте под сомнение ценность переживаний подростка. Это может навсегда разрушить доверие между вамиГоворя об уважении к пространству подростка, не стоит забывать о его чувствах. В переходном возрасте ребёнок обладает острой чувствительностью к сторонним оценкам. Представьте, как сын приходит из пятого класса и говорит, что влюбился. Отнесётесь ли вы к этому серьёзно? Сможете ли не засмеяться? А надо! Это чувство, и оно не лучше и не хуже вашего. Неразделённая любовь у подростков болит не меньше, чем у взрослых, а разделённая — наполняет душу радостью и в 40, и в 50, и в 89. Хотите доверительного разговора, когда ребёнок станет взрослым? Начинайте разговаривать с ним в двенадцать.
4. Для ласки нужно настроение
Подросток не должен быть всегда готов к крепким родительским объятиям. Постарайтесь понять, когда это действительно нужноПотребность в ласке у подростка почти так же сильна, как и у ребёнка младшего возраста. Маленькие дети всегда подходят «погладиться» сами. От подростка вы этого не дождётесь, хотя он также в этом нуждается. Получать ласку — это право, а не обязанность подростка. Поэтому не обижайтесь, если в ответ на проявление вами нежности, он недовольно бубнит: «Я не маленький». Значит, сейчас ему не надо. Поймите, когда надо и подойдите. Так вы завоюете доверие ребёнка. Одно объятие в нужное время равно тысяче слов.
5. Замените критику обсуждением
Старайтесь не критиковать подростка. Вместо этого — объясняйте и обсуждайте то, как вы видите проблему и как её можно решитьПереходный возраст обостряет чувствительность к критике, поэтому прекратите ругать «ребёнка». Взрослые люди не ругают друг друга. Они выясняют отношения, ищут точки соприкосновения, иногда бьют посуду, но один взрослый человек не отчитывает другого из позиции «сверху». Вы хотите, чтобы ваш сын (или ваша дочь) делился с вами своими победами и чувствами? Для этого достаточно четырёх первых пунктов. Но если вы хотите знать о бедах и проблемах подростка, перестаньте его критиковать.
Порой родители требуют, чтобы ребёнок хорошо учился или бросил играть в компьютерные игры. Но это всегда означает «Верните мне моего пятилетнего мальчика/девочку».
Основная задача родителей не только передать ребёнку ответственность, но и помочь с ней справиться. Ученик 5-6 класса не может полностью отвечать за свою жизнь, однако за какие-то её сферы — вполне. Например, решать вопрос с «двойками» должен сам ребёнок, а иметь домашние обязанности не только правильно, но и полезно на будущее.
Уважая чувства, желания и личные границы подростка, прислушиваясь к тому, о чём он рассказывает, вы не только сможете завоевать его доверие, но и поможете преодолеть самые сложные моменты переходного возраста.
Фото: iStockphoto (Yudin_Andrey, lolostock, shironosov, vadimguzhva)
Тема 23. Подростковый возраст (12 – 15/16 лет)
Ведущая деятельность: младший подростковый возраст – общение со сверстниками
Основные новообразования – самосознание, потребность в самопознание и самоопределении, чувство взрослости, эмансипация от родителей, формирование «Мы» — концепции, чувство одиночества
младший подростковый возраст (12 – 14 лет).
«Второе рождение личности». Критический период в психическом развитии человека. «Бескризисное» развитие в этот период является крайне редким явлением. Зачастую оно либо кажется таковым (сглаженная форма), либо наступление кризиса несколько замедлено во времени. Завершается детство, начинается переход к взрослости.
Наступает «кризис переходного возраста». В основе кризиса могут лежать различные причины. Происходят быстрые изменения, связанные с ростом организма. Часто подросток попадает в зависимость от своего нестабильного физического состояния. Он испытывает постоянное психическое напряжение, тревогу, раздражительность, у него наблюдается повышенная возбудимость, частая смена настроений;
Активно формируется характер, идет развитие волевых качеств вместе с тем, одни качества явно преобладают над другими, что приводит к возникновению акцентуаций характера и дезадаптационных форм поведения. Отмечается неустойчивость эмоциональной сферы, «всплески» эмоций и настроений.
Появляется «чувство взрослости» (подросток уже не ребенок, но еще не взрослый). Наблюдается стремление к самостоятельности, самоутверждению, самовыражению, познанию собственных возможностей. Подросток стремится познать себя (самопознание) и других людей. Результаты часто оказываются неудовлетворительными. Подростка не устраивают ни собственная внешность, ни способности, ни волевые качества, ни успехи в учебе. Он недоволен отношениями со сверстниками, положением среди них, обвиняет себя в неспособности контролировать собственное поведение и пр. Все это вызывает у подростка глубокое недовольство собой.
Развивается самосознание, склонность к рефлексии. Происходит переход от некритического усвоения оценок себя взрослыми к самооценке. влияние успеваемости на самооценку незначительно. Для подростка важно признание и уважение сверстников, особенно тех, кто представляет его референтную группу (социальную группу, которая формирует ценностные ориентаций и нормы поведения). Это может быть класс, спортивная команда, уличная компания и т.п. Мнение референтной группы – закон для подростка. возможно поклонение общему для группы идолу в музыке, спорте и т.п.
Подросток характеризуется повышенной внушаемостью и конформизмом, нуждается в психологической поддержке окружающих (слабому «я» нужно сильное «мы»). появляется «Мы» — концепция («мы – свои, они – чужие»). Наблюдается подчеркнутое стремление к «норме», болезненные переживания собственного несоответствия «возрастным стандартам» (интеллект, физическая сила, рост, половое развитие и пр.). Желание быть «таким как все» и одновременно отличаться от других («экзистенциальная дихотомия»).
Формируются собственные взгляды, осваиваются новые нормы поведения и отношений с людьми. Подросток весьма критично оценивает окружающих, в особенности взрослых, «соперничает» с ними, стремится действовать наперекор их желаниям и требованиям. Он противопоставляет себя родителям, отделяется от их мира, требует независимости, уважения к своим тайнам (эмансипация от родителей), что часто приводит к конфликтам. В поведении подростка проявляются негативизм, грубость, агрессивность, жестокость. Симптомами кризиса могут быть также замкнутость, «уход в себя» в попытке избежать приятных контактов с окружающими и, прежде всего, со значимыми взрослыми (учителя, родители).
В то же время подросток стремится, как можно скорее стать взрослым, он подражает взрослым во внешнем облике и манере одеваться, курении, употреблении алкоголя и т.п. (феномен «внешней взрослости»), стремится к самоутверждению любой ценой и, прежде всего, через склонность к риску. При этом учеба, оценки, творческие достижения часто отступают на второй план, посещение школы становится неприятной обязанностью. В подростковом возрасте достаточно часто фиксируются случаи ПШД.
Универсальным проявлением «внешней взрослости» являются эксперименты с употреблением алкоголя и наркотиков. В результате могут сформироваться алкогольная и наркотическая зависимости, сначала психологического, а затем и физического характера. В последнем случае нормальная жизнедеятельность уже невозможна без соответствующих «стимуляторов». Однако подросток не понимает, что он болен и нуждается в лечении, («я сильный и в любой момент могу бросить!»).
Происходит интенсивное половое созревание, развитие половой идентификации (осознание принадлежности к определенному полу). Появляются сексуальные влечения, интерес к противоположному полу. Подростки проявляют повышенный интерес к сексу. В то же время они еще не вполне готовы к нему как психологически, так и физиологически. Поэтому ранний сексуальный опыт часто бывает неудачным, что крайне негативно сказываются на самооценке, наносит существенный вред формированию сексуальной сферы личности. Самоутверждение посредством секса также приводит к беспорядочным сексуальным контактам. Нередко они происходят без необходимых средств контрацепции (предохранения). Поэтому среди подростков нередки случаи беременности, венерических заболеваний, СПИДа. Примеры.
С точки зрения развитие личности подростковый кризис, как предыдущие и последующие, является абсолютно нормальным явлением, однако, отличается от них большей остротой и продолжительностью. Для его преодоления желательна помощь психолога.
Старший подростковый возраст (15-16 лет).
Ведущая деятельность: профессионально ориентированная учебная деятельность
Новообразование: способность строить жизненные планы и выбирать способы их реализации
Значительная часть подростков задумываются о будущей профессии, выбирают направление профессионального становления (техническое, гуманитарное и т.п.), начинают готовиться к профессиональной деятельности. Стремление приобрести профессию — основной мотив познавательной деятельности, которая активно развивается.
Возрастает концентрация внимания, объем памяти; происходит логизация учебного материала. уже сформировано абстрактно-логическое мышление, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями, способности к формальным операциям, абстрагированию, построению гипотез. Проявляется возрастная сензитивность к развитию общих и специальных способностей. Формируются способности к опредленному виду творчества (музыка, хореография и пр.).
на фоне развития познавательной сферы повышается интерес к учебе. Определенная часть подростков стремится к самообразованию, наблюдается избирательность в учении (предпочтение одних предметов другим). Повышается волевая регуляция учебной деятельности.
Проявляется стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности. Наблюдаются неоправданная критичность, недоверие, рационализм, практицизм пренебрежение советами взрослых. Вместе с тем подросток стремится к откровенному, неформальному общению с теми взрослыми, которые, по его мнению, являются носителями полезного опыта.
Активно формируется собственное мировоззрение подростка как целостная система взглядов, знаний, убеждений, жизненной философии. Наблюдается увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных «моделей» жизни, любви, политики; максимализм суждений. Он рассуждает о «мировых» проблемах (смысл жизни, бессмертие, будущее человечества и пр.). Осознание собственной уникальности может порождать чувство одиночества.
Наблюдается перестройка эмоциональной сферы. Возникает первое чувство любви, дружбы. Происходит дифференциация чувства взрослости (женская // мужская взрослость). Завершается половое созревание, формируется сексуальная ориентация. Примеры.