Воспитание мальчика 5 лет психология
Период, когда начинается воспитание мальчика 5 лет, психология отсчитывает с момента его рождения. Это возраст, в котором происходит осознание и переработка всей полезной информации, собранной об окружающем мире. В это время к ребенку начинают относиться как к сформировавшейся личности, которая в состоянии услышать аргументы, совершить последовательные действия, усвоить определенные нравственные нюансы, связанные с половой принадлежностью. Это не милый годовалый карапуз, который, спотыкаясь, делает первые шаги. Это уже личность, в формирование которой нужно вносить возрастные и нравственные коррективы.
Мальчики и девочки, общее и различное
Дети в этом возрасте требуют примерно одинакового подхода. Считается, что девочки более усидчивы, а мальчики склонны к всплескам энергии и беспокойства, но на самом деле все зависит от обстановки, в которой ребенок перманентно пребывает. Большую роль играет то, что в него вкладывалось в предыдущие пять лет. Очень многое в современном мире зависит от того, насколько ребенок адаптирован к социуму, увлекается ли компьютерными играми, посещает ли детский сад, единственный ли он в семье, и даже старший он или младший, если у него есть брат или сестра. Воспитание — это не назидательные поучения, поминутное одергивание, насильственное внедрение этических норм путем поучений и утверждений о том, что можно, а что нельзя.
Это взаимный процесс, в котором участвуют взрослые и дети, и который каждому видится с его собственной, единственно правильной точки зрения. Взрослый способен оценивать свои поступки, их последствия, принудить себя к выполнению ежедневных, монотонных действий вроде застилания кровати и чистки зубов, в то время как ребенок зачастую еще не может представить себе последствия сделанного и считает, что от ежедневной рутины можно уклониться. Обязанность и право взрослого человека, который с уважением и пониманием относится к формирующейся личности, — внедрить необходимые знания в психику малыша с максимальным тактом и информативностью, не ущемляя при этом его самостоятельность (не важно, мальчик это, или девочка).
Ребенок требует и заслуживает любви, но это чувство не должно быть слепым и всепрощающим, иначе дальнейшее формирование человеческой личности превратится в трудноуправляемый, а затем и вовсе неконтролируемый процесс, справиться с которым взрослым окажется не под силу. 5 лет — это тот возраст, когда мальчик или девочка должны понимать, что отношение родителей к ним не зависит от половой принадлежности или от того, кого они хотели иметь. Он должен знать, что его любят таким, какой он есть, за то, что он плод союза двух родителей, за сам факт его существования, но дальнейшее право на эту любовь он должен заслужить.
Преступление и наказание, любовь и ласка
Дети в 5 лет, особенно мальчики, склонны к шалостям, пререканиям, отступлению от правил, которые кажутся родителям несомненными. Это возрастная особенность. Ребенок уже в достаточной мере владеет речью, чтобы отстаивать права, которые, как ему кажется, он получил, вступив в определенный возраст. Это особенно проявляется, если ребенок один в семье, и взрослые расходятся во взглядах на его поведение. Там, где папа считает наказание справедливым, мама и бабушка вступаются, утверждая, что он еще совсем маленький. Особенно тяжелые ситуации возникают, когда взрослые вступают в споры о взглядах на воспитательный процесс, переходя к взаимным оскорблениям при ребенке.
Это не означает, что наказывать мальчика следует за малейшую провинность, но излишняя мягкость, равно как и излишняя суровость, часто приводит к обратному результату. В этом возрасте наказание необходимо, но, прибегая нему, следует помнить о некоторых условиях.
- Наказание необходимо, если до этого ребенок уже совершал подобные действия и ему неоднократно, мягко и доступно разъясняли, почему так делать не следует. Наказание не должно быть физическим, потому что это иногда травмирует не только психику. Лучше лишить чего-то, что ощутимо подействует, например, возможности поиграть в компьютерную игру или давно ожидаемого похода в зоопарк, цирк.
- Процесс должен осуществляться без участия посторонних. Если на него пожаловались на улице, лучше увести ребенка домой и поговорить там, где он не будет подвергаться публичному унижению. Это актуально даже в тех случаях, когда проступок значительный.
- Мера воздействия не должна касаться жизненно необходимых вещей. Нельзя наказывать лишением ужина, сна, отбирая одежду, заставляя испытывать унижение и беспомощность. Лучше попросить ликвидировать последствия сделанного, например, извиниться перед родным или близким человеком.
- В этом возрасте следует прививать понятие о половой принадлежности и связанных с ней обязанностях. За проступки по отношению к девочкам или женщинам наказание следует проводить с подробным разъяснением недопустимости их повторения.
Мальчик 5 лет может получить непоправимую психологическую травму в результате несправедливого наказания, если не дать ему возможности оправдаться. В этом возрасте родителям следует как можно больше разговаривать с ребенком, чтобы он чувствовал в них друзей, людей, которым можно рассказать о своих проблемах, поделиться наболевшим.
Взрослая жизнь: угроза или необходимость
Как воспитывать мальчика 5 лет? На что надо обратить особое внимание? Воспитание в этом возрасте включает подготовку к более ответственному этапу в его жизни. Ведь ребенок уже скоро пойдет в школу. Это дополнительная нагрузка как для родителей, так и для детей, потому что на сегодняшний день там уже требуются некоторые навыки. С этим намного проще, если ребенок посещает детский сад, но и мама с папой тоже должны с ним заниматься. Какие бы сложности не встречало домашнее обучение, ни в коем случае не следует говорить детям, что они тупы, глупы, не способны к восприятию информации. Это не только отобьет охоту к дальнейшим занятиям, но и существенно занизит самооценку малыша.
И уж тем более не стоит запугивать его фактом грядущего похода в школу. Лучше стократно объяснить ему, что знания нужны ему самому, проявить такт и терпение, настойчивость и дар убеждения. В каких-то случаях ребенка можно заставить усвоить информацию, а в каких-то — постараться ему все объяснить. В определенных ситуациях необходимо просто выучить задание. Если не получится — купить курс игрового, компьютерного обучения. Взрослая жизнь — не страшный призрак, маячащий перед глазами, а просто следующий жизненный этап.
Любовью можно добиться большего
Как воспитать мальчика 5 лет? Прежде всего любить. Постоянно подчеркивать свою любовь, не стесняться говорить о ней, не бояться лишний раз поощрить, погладить по голове, поцеловать, причесать, поправить одежду, прижать к себе. Не слепо потакать всем прихотям, но и не отказывать в чем-то, что можно дать, из-за неприятностей на работе, семейного конфликта или просто плохого самочувствия.
Не надо бояться, что он вырастет балованным и изнеженным, потому что суровости и окриков ему еще предстоит много увидеть на взрослом этапе жизни, который уже не за горами. Не стоит говорить ему, что он маленький, но и думать, что он уже достаточно вырос в пять лет для полного осознания своих поступков тоже преждевременно. Надо разговаривать с ним на разные темы, отвечать на вопросы, его интересующие. Лучше это делать прямо и честно, не боясь, что он не поймет.
Необходимо относиться к нему серьезно. В первую очередь его следует уважать и любить как личность, которая появилась на свет, выросла и уже отчасти сформировалась.
Рекомендуем так же прочитать по этой теме:
Воспитание мальчика 5 лет: психология
Про появление детей, расскажите о любви между мужчиной и женщиной, а потом про рождение малыша. Чем сказочней, и менее реалистичная история, тем лучше. Ответы – простые и понятные. Не читайте детям медицинские книги, они их не поймут. Половое воспитание мальчика ложится полностью на отца. На подсознательном уровне папа и сын понимают друг друга, также это способствует развитию доверительных отношений. В будущем мальчик будет делиться своими мыслями и проблемами.
Во время рассказов избегайте тем о насилии. Предупреждайте о таком, но не запугивайте. Разговаривать о сексе в этом возрасте тоже рановато. Достаточно рассказов о том, что мужчины – защитники девочек. Вырастить настоящего мужчину поможет теплая, дружественная атмосфера в семье. Дети ориентируются на отношения между родителями, в будущем часто копируя их поведение.
Воспитание – это не ограничения и запреты. В первую очередь это проявление любви, доверие. Родителям нельзя забывать о том, что мальчик будет иметь свое мнение даже в таком возрасте. Его нужно наставить на верный путь, давая советы.
Следует приучать к галантному обращению с девочками. Мальчикам необходимо понимать, они защитники девочек, помогать им, заботиться о них. Такое отношение необходимо продемонстрировать папе в общении с мамой, бабушкой и остальными представительницами слабого пола.
Советы психолога по воспитанию мальчика 5 лет
В возрасте 4-5 лет дети стремительно развиваются. Усложняется их восприятие мира, воображение, улучшается внимание и интеллект, изменяется поведение. На данном этапе, когда мальчик уже подрос и не требует такой опеки, как в возрасте одного — двух лет, некоторые родители начинают уделять воспитанию меньше времени.
Однако, если вы хотите чтобы ребенок гармонично развивался, усваивал правильные нормы поведения и позже был успешным в школе – этого делать ни в коем случает нельзя.
Воспитывать пятилетнего мальчика нужно, прежде всего, помогая ему усвоить главные нравственные ценности, приобрести необходимые жизненные способности и умения.
Для этого нужно постоянно общаться с сыном: обращать внимание на разные ситуации, происходящие на ваших глазах. Например, увидев драку мальчишек во дворе, необходимо обратить внимание сына на нее и выразить свое отношение к этому действию. Можно объяснить ребенку, что драка – это не способ решения разногласий, можно все уладить мирным путем.
Есть и другой вариант: спросить сына, как бы он поступил, оказавшись в такой ситуации. Это вырабатывает у ребенка способность мыслить и анализировать и позволяет получить первый жизненный опыт.
Психология воспитания ребенка 5-6 летнего возраста
Воспитание детей в возрасте 5-6 лет связано с некоторыми трудностями. Перелом характера и осознание себя как личности в обществе, осознание собственных (пускай и небольших пока еще) возможностей, подготовка к школе – все это как нельзя лучше отражает ключевые моменты в жизни родителей и их детей в таком возрасте.
Самым сложным при воспитании детей всегда оказывается распределение времени между оказываемым им вниманием и другими родительскими (и не только) обязанностями. Тем более, большая часть родителей отдает свое чадо в детский сад, где за малышами приглядывают, но далеко не всегда воспитывают и что-то вкладывают.
В возрасте 5 или 6 лет нет большой разницы в воспитании мальчика или девочки. Конечно, мальчики в этом возрасте более энергичны, а девочки более усидчивы, но основные моменты психологии воспитания подходят для обоих полов.
Увлечение компьютерными играми
В наше время многие родители жалуются на чрезмерное увлечение детей компьютерными играми, которые будто зомбируют, гипнотизируют малышей. Истерики, связанные с ограничениями по времени с подобными играми, практически неизбежны для любой семьи. Разработчики компьютерных игр для создания интересных версий приглашают не только дизайнеров и художников, но еще и психологов, которые знают, как привлечь внимание ребенка, а порою даже и взрослого, и очень надолго.
Незащищенная психика ребенка не способна противостоять напору заманчивой компьютерной индустрии. Поэтому по времени игры обязательно нужно ограничивать. Давать на них не более 30-60 минут в день.
Стоит в обязательном порядке позаботиться еще и о содержании самих игр. Компьютерные игры могут оказаться как вредоносными и несоответствующими возрасту, так и в меру полезными. Сегодня, зайдя на страницы интернета, можно найти большое разнообразие онлайновых детских компьютерных игр, где малыши смогут обучаться чтению, счету, иностранным языкам, логике и т. п. Такие игры для детей все равно останутся не чем-то напряженным и формирующим психику, а приятным вариантом обучения, немного облегчающим жизнь родителям. Зато стрелялки и другие агрессивные игры способны заразить своей агрессивностью малышей. Не говоря уже о переворачивающихся трупах, тоннах мяса, отвратительных мутантах и т. п.
Подготовка ребенка к школе
Еще одним немаловажным моментом, на который обязательно следует обратить внимание, является подготовка к школе. Малыши не могут пока еще долго заниматься одним и тем же делом, но если их не приучить сейчас сидеть за столом хотя бы по часу, потом в школе они будут мучиться еще сильнее.
Сегодня при поступлении в школу учителя требуют определенных навыков и умений. Ситуацию, когда ребенка из-за их отсутствия не возьмут в школу, нужно обязательно исключить, а для этого нужно просто садиться и заниматься.
Начинать стоит с изучения отдельных букв, запоминания последовательности букв в русском алфавите, потом плавно перейти к чтению слогов (про написание букв также забывать не стоит), а потом уже и слов с предложениями.
Порой бывает очень сложно заставить малыша заниматься. Особенно с тем учетом, что далеко не сразу у детей все получается. А в возрасте 5-6 лет дети привыкли делать лишь то, что дается сразу. На этом этапе стоит ребенку объяснить, что только трудом и тренировками можно достичь желаемого результата.
Воспитание ребенка на своем примере
Конечно, воспитание детей не может ограничиваться одними играми и обучением. Прогулки по улице с детьми, рассказы родителей об их детстве и о том, что и как происходит в мире также необходимы каждому малышу.
Дети в таком возрасте очень внимательно наблюдают за поведением своих родителей, поэтому всегда стоит задуматься – какой пример мы им подаем в той или иной ситуации.
Посещение с мамой и папой зоопарка, кино, цирка и даже просто парка способно оставить яркие впечатления у ребенка на всю его оставшуюся жизнь. Вспомните себя в таком возрасте, и у вас наверняка всплывут какие-нибудь воспоминания о совместном времяпрепровождении с родителями. Такие контакты с детьми необходимы для нормального становления личности. Ребенок должен чувствовать себя спокойно и уверенно в жизни, а для этого он часто смотрит на родителей, ориентируется по ним в окружающей его обстановке.
Именно в этом возрасте он уже более явно пытается сказать слово “нет”. Может даже случаться и такое, что он будет делать то, что решил, не глядя на мнение родителей, но наблюдая за их реакцией. В таких случаях следует смотреть по каждой конкретной ситуации отдельно, что делать.
Идеальным вариантом будет, если между ребенком и родителями сложатся доверительные отношения, а не отношения вроде “я – родитель, а ты еще маленький и глупый”. Важно найти ту золотую середину, когда ребенок может быть самостоятельным в меру дозволенного ему вами.
На данный момент подрастающий малыш еще достаточно сильно зависит от своих родителей, но лет в 15, когда начнется подростковая ломка характера, ситуация сильно изменится, и только с помощью доверительных взаимоотношений можно будет узнать, что и как происходит с ребенком.
Энергия 5-6 летнего ребенка
Выброс энергии – тема, которой стоило бы посвятить целую отдельную статью. Каждый человек нуждается в выбросе энергии, а ребенок 5-6 лет нуждается в этом в несколько раз сильнее. Если он не потратит ее где-нибудь, где можно, он может вечерами вести себя далеко не лучшим образом: скакать по диванам, носиться по коридору из стороны в сторону, лезть драться к родителям и т.д. Чтобы избежать подобных неприятных ситуаций, проще всего записать малыша, например, на плавание или на футбол. Любые подвижные игры и занятия помогут ему растратить свой переизбыток физических сил, которых у детей, действительно, больше. Подвижные игры с родителями также может стать одним из очень неплохих привлекательных и полезных вариантов решения данной проблемы.
Но самым-самым главным условием воспитания, при котором малыши вырастут и будут счастливыми – это родительская любовь. Если есть возможность и лишняя минутка, никогда не пренебрегайте ею – обнимите малыша и дайте ему почувствовать, как сильно вы его любите.
особенности воспитания, практические советы и рекомендации психологов
Любой родитель прекрасно знает, насколько это сложно – воспитать ребенка умным, честным, благородным и сильным человеком. Но воспитание девочки все-таки является более простой работой. По всеобщему признанию, мальчишки доставляют больше хлопот, нуждаются в большем внимании. Поэтому узнать, как воспитывать мальчика 5.5 лет, будет весьма полезно.
Особенности непростого возраста
Достигая 5-6 летнего возраста, любой мальчишка продолжает активно познавать мир. Но при этом его мировоззрение постепенно меняется, интеллект стремительно развивается, а желаний становится все больше. Поэтому в таком возрасте он нуждается в особенно чутком, а порой и жестком воспитании.

Для начала стоит отметить, что именно этот возраст лучше всего подходит для закладывания фундамента психологического, умственного и физического развития. Упустив этот момент и пытаясь наверстать все через 10 лет, добиться блестящего результата уже не получится, даже если будет приложено максимум усилий с обеих сторон. Давно замечено, что дети, увлекшиеся спортом или чтением в этом возрасте, сохраняют хобби на всю жизнь и часто преуспевают.
В этом возрасте мальчик осознает, что мир вовсе не ограничивается его квартирой, двором и даже городом, во многих пробуждается жажда приключений – иногда довольно опасных, поэтому следить нужно особенно внимательно, стараясь лишний раз не мешать изучать удивительный мир.
Социальные связи
Пятилетние мальчишки нуждаются в общении со сверстниками – это закладывает коммуникативные навыки, которые обязательно пригодятся в будущем, как в личной жизни, так и в профессиональной сфере. Поэтому родителям обязательно стоит обеспечить им возможность общаться с интересными детьми.
А вот с родителями взаимоотношения у ребенка немного усложняются. Пятилетние мальчишки отличаются хитростью. Но не стоит думать, что это из-за того, что они плохие. Просто это механизм выживания: на протяжении тысяч лет человечество жило в жестоком мире. Выжить в нем могли только умные и сильные люди. Дети же, не обладая еще этими качествами, были вынуждены развивать в себе хитрость, которая и наблюдается во многих поныне. Они начинают хитрить, пытаются манипулировать родителями, делать поменьше, получая при этом побольше. Очень важно вовремя заметить это и пресечь или же направить в нужное русло – вы всегда будете умнее и дальновиднее ребенка, хотя бы благодаря большему жизненному опыту, и должны справиться с такой задачей. Таковы особенности воспитания мальчика 5-6 лет. Зная их, вырастить ребенка таким, каким хотелось бы, будет значительно легче.
Кто должен воспитывать ребенка?
А вот здесь ответ будет совершенно однозначным. Психологи считают, что нужно учитывать физиологию и психологию мальчика при воспитании ребенка 5 лет, чтобы добиться успеха. В этом возрасте он начинает осознавать себя как будущего мужчину. Неслучайно до 5 лет на Руси детей было принято называть термином «чадо» – среднего рода, а уже после этого возраста они указывались, как мальчики и девочки.

С этого возраста мальчишка нуждается в опеке и любви матери, но воспитывать его должен преимущественно отец. Ну или достойный мужчина, заменяющий его (дядя, дедушка или хотя бы старший двоюродный брат). В Спарте, славящейся великими воинами, в 5 лет мальчишка переходил в дом мужчин, где получал соответствующее воспитание. На Руси к этому возрасту отец все чаще брал сына с собой на работу, охоту, чтобы он запоминал не только все тонкости выполненных трудов, но и пропитался истинно мужским, тяжелым трудом, привык к нему.
Конечно, сегодня большинство отцов львиную долю времени проводит вдали от детей – на работе. Но если он хочет знать, как правильно воспитывать мальчика 5.5 лет, то можно посоветовать выделять хотя бы час в день (вечером) и несколько часов в выходные, чтобы провести время с детьми, показать им, каким должен быть мужчина, личным примером.
Подаем личный пример
Переоценить важность правильного примера невозможно, если вам интересно, как воспитывать мальчика 5,5 лет. Отец может часами рассказывать сыну, как вредно курение, как полезен спорт и чтение. Но если он делает это, лежа на диване с пивным пузом и сигаретой в руке, а за книгу в последний раз брался в школе, то никакой пользы данная лекция не принесет. А вот вред отношениям в семье нанесет: хитрый и внимательный ребенок поймет, что слова отца сильно расходятся с делом. Конечно, авторитет главы семейства резко пошатнется.

К счастью, 5 летний ребенок уже достаточно вынослив и умен, чтобы его можно было взять с собой куда угодно. Туристический выход на природу, рыбалка, охота – он может сопровождать отца повсюду. Есть дача? Почему бы не показать ему, как отец рубит дрова, строгает доски, чтобы сделать табурет или хотя бы скворечник, вскапывает грядки для зелени? Ребенку это будет действительно интересно. Он поймет, что только самоотверженный труд позволяет добиться желаемого результата. Да и расширение круга интересов всегда пойдет только на пользу.
Нет возможности выехать на дачу? Заведите традицию делать совместные тренировки. Пусть отец посадит ребенка на спину и отожмется десять раз, а если сможет – больше. Очень скоро ребенок и сам начнет подражать отцу, авторитет которого поднимется в его глаза.
Почитайте вместе с ним интересную книгу, подходящую по возрасту. Это скрепит отца и сыновей узами, а заодно привьет любовь к чтению на всю жизнь.
Гиперактивный или невоспитанный?
«Специалисты», к которым обращаются взволнованные родители с вопросом, как правильно воспитывать мальчика 5 лет, сегодня все чаще ставят диагноз гиперактивность. Ребенок не сидит на месте, постоянно разбрасывает игрушки и чужие вещи, никого не слушает. Чаще всего в таких случаях прописывают медикаментозное лечение крайне опасными препаратами. После этого ребенок уже не хулиганит, но и полностью теряет интерес к окружающему миру. Ест и спит механически, как зомби.

А ведь многие эксперты, к которым обращаются с вопросом о том, как воспитывать гиперактивного мальчика 5 лет, вообще отрицают существование такого заболевания, как гиперактивность. Очень часто дело кроется в обычном отсутствии воспитания. Чаще всего наблюдается это в семьях, где мужчины либо нет, либо ему отказывают в праве воспитывать детей. Исправить ситуацию весьма сложно, ребенку пять лет прививали мысль, что он король и ему все можно, и внезапно резко урезают права: пытаются заставить вести себя тихо, убирать игрушки, перестать влезать в разговоры взрослых. Это очень непростая ситуацию – в большинстве случаев бесполезными оказываются даже советы психолога, как воспитывать мальчика 5 лет. Поэтому лучше меньше прислушиваться к наставлениям современных экспертов и держать ребенка в ежовых рукавицах. Да, это тяжело родителям и неприятно ребенку (хотя, как раз последний очень быстро адаптируется к новым обстоятельствам), зато впоследствии избавит от многих проблем, да и подросший мальчишка, превратившийся в мужчину, будет только благодарен.
Избавляемся от избытка энергии
Еще одна проблема, встающая перед родителями, размышляющими, как воспитать мальчика 5-6 лет, — это избыток энергии. Наверное, каждый родитель удивлялся, откуда в крохотном, тщедушном теле берется столько сил. Ребенок носится с утра и до вечера, бегает, прыгает, шумит, играет, лезет в каждую щель. Разумеется, если запереть его в детской комнате, то последствия будут весьма деструктивными. А если запретить ему тратить энергию, это приведет к печальным последствиям – потеря аппетита, некрепкий сон и как следствие – плаксивость, постоянная усталость, головная боль.

Как же быть в такой ситуации? Как воспитывать ребенка 5 лет? Мальчика лучше всего отдать в подходящую спортивную секцию. Это может быть самбо, плавание, легкая атлетика, туризм и многие другие подходящие виды спорта. Уж здесь он точно избавится от избытка сил, а придя домой и плотно перекусив, тут же свалится без задних ног спать, восстанавливать энергию.
Находим подходящее хобби
Впрочем, одним спортом воспитание не ограничивается. Ведь ребенок должен развиваться и духовно, и интеллектуально. Безусловно, одним из лучших хобби станет чтение. В 5 лет многие дети уже неплохо читают. Но будет лучше, если читать им будут родители. Уделите 15-30 минут перед сном, чтобы прочитать ребенку хорошую книгу – о пользе этого уже говорилось выше.

Не стоит забывать и про другие варианты. В пять лет ваш сын может рисовать, играть на фортепиано, собирать конструкторы, играть в шахматы и выполнять множество других действий. Пусть он делает это на весьма посредственном уровне. Зато ему есть, куда расти. Очень важно, чтобы он сам хотел делать это, а не действовал из-под палки по прихоти родителей.
Пороть или не пороть?
Весьма серьезный и непростой вопрос. И тут все зависит как от личности ребенка, так и от воспитания в возрасте 1-2 лет. Большинство родителей, действуя интуитивно, оказываются совершенно правы. Годовалый ребенок полез к розетке, а окрик не помог? Легкий хлопок по попе заставит его немного пореветь, хотя родителям будет гораздо хуже. Зато он поймет, что перечить маме и папе нельзя (но это уместно только в тех случаях, когда ребенку угрожает реальная опасность). В результате в 5 лет обычного окрика или даже простого разговора вполне достаточно.
Не стоит верить многочисленным «педагогам», расплодившимся в последние годы. Они уверяют, что каждый хлопок по мягкому месту заставит ребенка возненавидеть родителей. Но это использовалось многие века, и семьи были гораздо более сплоченными, чем сегодня. Не верьте и тем, кто считает, что физическое наказание позволяет вырастить послушного раба. Возьмите для примера средневековых дворян. Уж их пороли за малейшие провинности. Причем сильно, зачатую до крови. И из них вырастали великие ученые, писатели, художники, воины. А сочетать это с рабской натурой просто невозможно.
Но самый лучший подход — это видеть в своем малыше личность, которой нужно помочь раскрыться, тогда и ремень не будет нужен.
Прививаем ответственность
Изучая советы психологов, как воспитывать мальчика 5 лет, можно заметить закономерность: они отмечают, что именно в этом возрасте любой здоровый ребенок стремится к самостоятельности. Ни в коем случае не мешайте ему в этом! Наоборот, развивайте ценнейший навык, если не хотите в 18 лет получить запуганного, бесхребетного, не интересующегося ничем парня. Он совершает ошибки? Да, и на них учится, благодаря им становится более сильным, умным и дальновидным.
Но, разумеется, при этом он всегда должен ощущать поддержку родителей, знать, что они всегда помогут.
Формируем маленького мужчину
Играя, дети постигают окружающий мир, находят в нем себя. Поэтому и игрушки в 5 лет у мальчишки должны быть сугубо мужскими. Подойдут машинки, пластиковые наборы инструментов, автоматы, пистолеты, мечи и многое другое. Если он тянется к куклам (такое тоже бывает) спокойно, но настойчиво поясните ему, что это игрушки для девочек, а он — мальчик, и ему они просто не подходят.

Если использовать основы психологии, воспитание мальчика 5 лет не составит большого труда, ведь эксперты утверждают, что важно уважать маленькую личность. Такое отношение позволит ему вырасти в сильного парня, а затем – в мудрого, успешного и благородного мужчину.
Заключение

Теперь вы знаете, как воспитывать мальчика 5,5 лет и сможете избежать многих ошибок, доставляющих немало хлопот миллионам родителей во всем мире. А значит, сможете вырастить сына достойным мужчиной.
Воспитание ребенка 5 лет: психология воспитания
Воспитание ребенка 5 лет имеет много особенностей. В этом возрасте у малыша вырабатывается свой определенный стереотип поведения в обществе. Ребенок уже многое знает и умеет делать, но его память еще весьма рассеяна. Как правильно воспитывать ребенка в этом возрасте? Прежде всего, родители должны иметь огромное терпение, чтобы постепенно вырабатывать умение у малыша выполнять последовательные действия, напоминать ему о его обязанностях.
Важные задачи воспитания ребенка
Дети — отражение родителей. Детство — это период жизни, когда все возможное еще впереди. Это время без каких-либо обязательств и серьезных переживаний (все негативные и положительные события в розовых тонах). Да, это так. Но если посмотреть с другой стороны, то именно детский возраст — это фундамент новой личности. От чего же? Просто дети — это копия той среды, где они растут. Заложено добро, любовь, порядочность — вырастет воспитанный и успешный человек. Если же заложено зло, ненависть, обида, вырастет неадекватная личность. Конечно, есть исключения, когда ребенок рос в неблагополучной семье, а выбился в люди (большую роль здесь играет самовоспитание). Жаль, но таких случаев мало.
Воспитать сильную и духовную личность — это счастье для родителей, но для этого нужно подавать крохе пример. Самый хороший способ — это определить негативные стороны характера и их переломить (чем раньше, тем лучше). Больше всего будет результат, когда и мама, и папа тоже работают над собой (занимаются самосовершенствованием).
Проблемы в воспитании ребенка 5 лет
Психологически здоровый малыш в 5 лет — это тот ребенок, который полноценно общается со сверстниками, не имеет страхов и достаточно развит для своего возраста. Если хоть один из пунктов отсутствует, тогда нужно действовать: выяснять причину и устранять ее.
Основные проблемы в развитии 5-летнего ребенка:
- Детские страхи. Например, малыш боится того, чего нет (развито сильное воображение в негативную сторону). Бороться с ними — это не простое занятие. Для начала нужно разобраться, откуда они появились (ребенок что-то увидел или услышал, или кто-то сказал). Потом необходимо малышу объяснить суть всего происходящего, так легче будет бороться с его страхами.
- Общение. Если видно, что ребенок не умеет играть вместе с другими детьми, а только балуется, это явный признак недоразвитости ребенка. Уже с 4-х лет малыш должен уметь общаться со сверстниками. Понятие вежливости, уступчивости, успешности и доброты закладывается уже в таком возрасте, ведь ребенок начинает осознанно строить контакты. Чтобы научиться общению, родителям нужно приобщаться к совместному досугу с детьми. Можно поиграть в «дочки и матери» или в «доктора», или порисовать (кто лучше изобразит что-либо) или почитать своими словами детскую книжку (глядя на картинки). Все эти игры очень плодотворно влияют на маленькую личность.
- Ребенок, который превозносит себя над другими детьми, — это тоже негативный элемент. Всегда и везде малыша нужно учить с уважением относиться к старшим, к младшим и к детям своего возраста. Нужно дать понять ребенку, что если кого-то обидел, то попроси прощения, угостили — поблагодари, увидел знакомого — поздоровайся, идешь домой из гостей — попрощайся. Выучив эти простые правила, вырастет вежливый человек.
Развитие ребенка в 5 лет
В этом возрасте малыш должен сам одеваться и раздеваться, легко ориентироваться в пространстве, самостоятельно есть и пить. Также физическая активность более развита (прыгает на одной ноге, в сторону, вперед и назад, марширует в такт музыке, ходит спиной вперед). Слова и фразы становятся более обдуманными. Учитывая все эти факторы, можно понять — развит ребенок или нет.
Как учить малыша в этом возрасте? В 5 лет воспитание ребенка не может обходиться без психологических наставлений. Если родители хотят помочь малышу, то лучше начать с подготовки в детский сад. Чтобы правильно воспитать ребенка, нужно научить его следующим вещам:
- любить себя;
- быть заинтересованным;
- понимать, что можно говорить, а что нельзя;
- доверять родителям;
- не унывать;
- думать что правильно, а что нет;
- не реагировать на все болезненно.
Как правило, если малыш чувствует себя счастливым, оптимистичным, любознательным, дружелюбным, уверенным себе, это заслуга родителей. Такой человечек будет хорошо и с удовольствием учиться, сможет смело бороться с неудачами и будет любить своих родителей.
Воспитание малыша 5 лет часто заставляет родителей прибегать к наказаниям. Но такое воздействие на ребенка в обществе категорически запрещается. Необходимо найти некую альтернативу и научиться наказывать свое чадо правильно. Следует обязательно объяснять малышу, что его действие может причинить боль людям или иметь плохие последствия. Лишь после того, как ребенок несколько раз ослушался после бесед с родителями, можно будет его наказать.
Кризис 5-летнего возраста
Что такое кризис в возрасте — это такой период в жизни, когда у человека меняется отношение к окружающей среде. Дети — не исключение. Такие кризисы у человека происходят с самого рождения, а именно, в 1 год, в 2, 3, 5, 7 лет. Затем следует подростковый возраст, а позже — средний.
Что указывает на начало кризиса 5 лет? То, как ребенок переживает период своего взросления, зависит напрямую от его характера, генетики, окружающей среды и воздействия общества на его психику. Некоторые дети очень бурно и довольно сложно переносят такой период, а другие могут быть абсолютно спокойными, и это время в их жизни для родителей пройдет совершенно незаметно. Пятый год жизни малыша во многом проявляет ошибки в воспитании родителей.
Кризис 5 лет один из самых сложных, а длительность его может составлять от нескольких недель до пары месяцев, что, безусловно, утомительно не только для родителей, но и для самого ребенка. Важно знать все основные симптомы, которые указывают на начало такого периода у вашего чада.
Основные признаки кризиса у малыша 5 лет:
- смена поведения, в основном в худшую сторону;
- раздражительность, злость, проявления нервозности по пустякам;
- быстрая утомительность;
- при разговоре как со взрослыми, так и с детьми начинает кривляться или же вовсе примерять роль шута, что практически у всех вызывает в ответ агрессию;
- агрессивность самого ребенка будет повышена, иногда очень общительные малыши могут замыкаться в себе;
- в отдельных случаях наблюдается неуверенность, боязнь и т. д.
Что делать родителям, когда у ребенка кризис 5 лет? Существует 2 варианта, согласно которым протекает такое состояние:
- родители не обращают на это внимания, то есть все пускается на самотек;
- родители активно воспитывают малыша.
Какой вариант правильный, как воспитывать чадо? Как утверждают психологи, чаще всего более эффективным является внедрение наказаний по отношению к ребенку, но стоит учесть, что все дети индивидуальны. Поэтому для того, чтобы этот период в жизни чада был максимально комфортным, требуется смотреть на ситуацию с двух сторон, а именно — с позиции взрослого и ребенка. В некоторых случаях наказание, упреки и крик будут бесполезны и не дадут никакого результата, они лишь усугубят моральное состояние взрослого. А иногда ребенок после такого отношения может начать бунтовать.
Как себя вести, чтобы улучшить поведение ребенка? Необходимо:
- показать крохе серьезность своих намерений;
- доверять выполнение серьезных (на взгляд малыша) дел;
- повышать самооценку ребенка;
- приучать чадо к самостоятельности.
В заключение можно сказать, что если дать немного свободы малышу для проявления самостоятельности и самовыражения, то кризис закончится быстрее.
Рекомендуем так же прочитать по этой теме:
Воспитание ребенка 4-5 лет. Задачи, особенности возраста и развития
На чтение 7 мин.
Вроде бы кризис 3 лет позади, и к садику малыш уже успел привыкнуть – казалось бы, родителям можно выдохнуть и расслабиться. Но на горизонте уже маячит подготовка к школе и появляется новая волна задач по обучению и развитию вашего чада.
Чем отличается воспитание ребёнка 5 лет от предшествующих периодов? Как способствовать развитию способностей, необходимых для успешного обучения в школе? Как взаимодействовать с ребёнком в этот период?
Важные задачи воспитания ребёнка
- развивать навыки общения;
- прививать нормы и правила поведения в обществе;
- способствовать развитию самоконтроля в поведении;
- развивать умственные способности и тягу к знаниям;
- вовремя заметить интересы ребёнка и склонности к той или иной деятельности, чтобы помочь ему в развитии таланта;
- найти золотую середину между игрой и временем на обучающие занятия;
- воспитание ребёнка 4 лет по-прежнему должно быть наполнено вашей заботой и любовью к нему, ведь он много времени проводит в детском саду, и внимания ему явно не достаёт.
Проблемы в воспитании ребёнка 4-5 лет
На данном возрастном этапе трудности в воспитании могут возникать вследствие затянувшегося кризиса 3 лет. А препятствуют его разрешению обычно неверно выбранные способы взаимодействия с ребёнком, многочисленные запреты и наказания, подавление воли малыша и неумение вовремя понять его потребности и истинные причины поведения.
Некоторые родители не учитывают изменившиеся с возрастом потребности детей и продолжают общаться с ними на прежнем уровне, пытаются занимать их теми же видами деятельности, что и раньше, хотя ребёнку они могут уже быть неинтересны. Такая позиция неблагоприятна для детского развития и обучения новым навыкам. Поэтому взрослые должны очень чутко относиться к предпочтениям своего чада, чтобы понимать, чем его можно заинтересовать.
Если же родители способствовали развитию самостоятельности ребёнка и мягко направляли его действия, то проблем в воспитании ребёнка в возрасте 4-5 лет и в дальнейшем будет значительно меньше.
Особенности развития детей 4-5 лет
- Более активно, чем раньше, развивается мелкая моторика, ребёнок более умело пользуется карандашами, кистью, ручкой и другими принадлежностями для творческой и учебной деятельности.
- Ребёнок много времени играет со сверстниками, общается с ними.
- Развивается сильный познавательный интерес. Малыш стремится всё узнать, задаёт много вопросов взрослым. Он активно впитывает в себя новую информацию.
- Ребёнок хорошо управляет своим телом и координирует движения.
- В этом возрасте дети уже практически не нуждаются в дневном сне. В садике это остаётся необходимостью, и они подчиняются тем требованиям. А вот дома большинство детей уже не спят днём.
- Ребёнок 4-5 лет знает основные геометрические фигуры, цифры от 0 до 9, собирает простые пазлы, находит сходства и различия между двумя предметами, называет обобщающим словом группу предметов, знает основные профессии, умеет правильно задавать вопросы, может пересказать содержание сказки или рассказать наизусть простое стихотворение, умеет аккуратно раскрашивать картинки.
Различия в поведении и воспитании мальчиков и девочек
В возрасте 5 лет в поведении и воспитании мальчиков и девочек имеются некоторые различия.
- В этот период детям уже следует прививать характерные черты для их пола: мальчикам – мужественность, девочкам – женственность. Уменьшительно-ласкательные слова («зайка», «солнышко» и т. д.) рекомендуется чаще применять к девочкам. А вот в общении с мальчиками их следует применять как можно реже, они ведь будущие защитники. Лучше обращаться к ним по имени или со словами: «сынок», «помощник».
- Обычно в возрасте 4-5 лет в большинстве случаев наблюдаются различия в предпочтении игр и игрушек. Мальчики любят машинки, конструкторы, роботов, спортивные игры. Девочкам нравятся куклы, мягкие игрушки, творческие занятия. Но не стоит переживать, если ваши дети выбиваются из стандартных ситуаций и предпочитают игрушки противоположного пола. Приоритеты часто меняются, и такой случай в наше время не редкость.
- Чаще всего девочки уже более усидчивы, чем мальчики, поэтому воспитание мальчика 4-5 лет может даваться несколько сложнее, чем воспитание девочки того же возраста.
- В этот период могут начать проявляться разные способности: девочки склонны запоминать больше стихов и песен, а мальчики – любят считать.
- В целом поведение мальчиков в 4-5 лет характеризуется проявлением большей физической активности по сравнению с девочками, склонностью к коллективным спортивным играм.
Как правильно воспитывать ребёнка в 4-5 лет?
- Развивайте стремление к познанию: наблюдайте за тем, что интересно ребёнку, рассказывайте ему об окружающем мире, отвечайте на его вопросы, смотрите вместе полезные передачи. Ни в коем случае не отмахивайтесь от общения со своим «почемучкой», какими бы странными ни казались его вопросы. Отвечайте на всё понятным ему языком. Старайтесь не говорить «не знаю», лучше вместо этого (если вопрос ставит вас в тупик) сказать: «Давай-ка вместе разбираться» и, посмотрев в авторитетные источники, дать ответ.
- Хвалите ребёнка за стремление познавать мир, за его выводы. Если, как вам кажется, он сделал неправильные умозаключения, не критикуйте и не высмеивайте его. Лучше предоставьте ему возможность подумать ещё и исправить свои выводы с помощью наводящих вопросов, например: «Ты правда думаешь, что…?», «А помнишь, мы с тобой читали, что…? Значит…» и т. д.
- Этот возраст считается благоприятным для того, чтобы отдать ребёнка в какую-нибудь спортивную секцию или танцевальную студию исходя из его предпочтений. Такие занятия помогут ему восполнить возможный недостаток физической активности, реализовать свои способности и сформировать полезные увлечения.
- Контролируйте то, как ребёнок усваивает правила поведения. Спокойно, без криков и угроз, указывайте ему на ситуации, когда он «поступает плохо», и как нужно было себя повести.
- Способствуйте тому, чтобы ребёнок пребывал в хорошем настроении. Если замечаете, что он печален или много молчит, не игнорируйте такое поведение, постарайтесь узнать его причину. Не забывайте озвучивать чувства (помогайте ребёнку их осознавать и проговаривать): «Вижу, ты чем-то расстроен (грустишь, напуган…)», «Ты сегодня задумчивый. Можешь поделиться своими мыслями?» Поиграйте со своим чадом, рассмешите, потанцуйте, предложите ему то, что он любит. Важно формировать у детей оптимистичный взгляд на мир.
- Не задавайте риторических вопросов и не занимайтесь констатацией фактов «плохого» поведения в стиле: «Почему ты всё ломаешь?» или «Ты опять разбросал игрушки». Такие высказывания не стимулируют ребёнка исправить свои действия. Вместо этого используйте конкретные просьбы: «Говори, пожалуйста, потише» или мотивирующие фразы: «Давай уберём игрушки, и тогда сможем быстрее пойти гулять».
- Важно много общаться с ребёнком на тему дружбы, доброты, честности, щедрости и отзывчивости, развивая в нём эти качества. Используйте в том числе стихи, рассказы, мультфильмы и сюжетно-ролевые игры.
- Давайте ребёнку задания и стимулируйте к тому, чтобы он выполнял их аккуратно и доводил до конца. Если начал рисовать – то нужно дорисовать, если убирает игрушки или какие-либо принадлежности – то на свои места, если выполняет какие-то упражнения – то не отвлекаясь. Лучше чаще чередовать занятия разными видами деятельности, но при этом выполнять каждое из них качественно и до конца. Это развивает усидчивость.
- Приобщайте ребёнка к культурной жизни. Ходите вместе на спектакли, выставки, детские представления, ёлки. Активно обсуждайте с ним все мероприятия, спрашивайте, что ему понравилось, куда бы хотелось пойти снова.
- Помните о личном примере. Ребёнок очень хорошо понимает ваши действия и привычки и перенимает их. Поэтому не допускайте противоречий в том, что говорите ему и как себя ведёте сами. Это один из самых важных принципов в вопросе о том, как правильно воспитывать ребёнка в любом возрасте.
Игры и игрушки в 4-5 лет
Вовлекайте детей этого возраста в подвижные игры на свежем воздухе, в том числе спортивные, сюжетно — ролевые и настольные игры дома. Различные конструкторы, пазлы, кубики для обучения чтению, куклы и машинки разных марок.
Раскраски, наборы для творчества, которых сейчас очень много в продаже, тоже порадуют ребёнка. Велосипед, самокат, коньки, лыжи – очень полезные приобретения для активного отдыха. И, конечно, не забывайте ежедневно читать вместе книги, обсуждать их содержание, пересказывать, учить стихи.
Несмотря на то, что ваш малыш становится менее импульсивным и его способности к обучению с каждым днём возрастают, он по-прежнему остаётся ребёнком, который нуждается в игре, активной деятельности и вашем внимании. Помните о том, что нельзя забирать у него детство раньше времени.
советы психолога, ребенок нервный и неуправляемый, не слушается, постоянно ноет

Возрастной кризис – неотъемлемая часть взросления каждого ребенка. Постепенно развиваясь, малыш все больше знакомится с окружающим миром и его психическое восприятие меняется. Не стоит воспринимать кризис как нечто негативное. В психологии этот термин означает переход к чему-то новому, изменение понимания мира на более взрослое.

Уже давно выделено несколько этапов детских кризисов – одного года, трех лет, пяти лет, семи и, наконец, подростковый период. Все эти возрастные категории наиболее подвержены переменам в психике и каждый ребенок проходит через эти этапы по-разному. Задача родителей при этом – помогать ребенку преодолеть их.
Этапы психологического взросления
Самый ранний кризис у ребенка начинается в возрасте одного года. Именно в это время малыш начинает активно познавать мир. Он уже ползает, ходит и хочет изучить буквально каждый предмет. Ребенок пока не понимает того, что некоторые вещи могут быть опасны и не отличает их от других. Он бы с удовольствием играл с розеткой или горячим утюгом.
Родители должны быть максимально внимательны в этот период жизни ребенка. Не нужно физически наказывать его, поскольку малыш и так не понимает, почему вокруг столько ограничений. Спокойно подайте ребенку информацию в форме игры.
Самым лучшим вариантом для предотвращения интереса к опасным предметам будет не выпускать чадо из поля зрения.

В три года малыш уже начинает себя идентифицировать, понимать, что он отдельная, самостоятельная личность. Он хочет все делать сам, в том числе и взрослую работу. Не препятствуйте ему в этом, пусть ребенок немного побудет взрослым.
Попросите его помыть посуду, убрать игрушки. Дети этого возраста охотно и с радостью оказывают любую помощь. Старайтесь не накладывать много запретов, лучше предлагайте выбор, так ребенок почувствует, что ему доверяют.
Пять лет – этап очень сложный. Есть несколько возрастных особенностей такого периода:
- Подражание взрослым
- Управление эмоциональностью поведения
- Интерес к новым хобби и увлечениям
- Стремление к общению со сверстниками
- Быстрое формирование характера
Ребенок очень быстро развивается и часто ему бывает сложно с этим справиться.
Рекомендуем посмотреть видеозапись семинара знаменитого психолога Сатья Дас о воспитании детей пятилетнего возраста:
Симптомы и причины кризиса
Резкая смена поведения малыша, его реакции на слова или поступки взрослых – это первый и самый явный признак перехода на новую ступень развития. В этом возрасте, наблюдая за родителями, ребенок хочет быть максимально на них похожим. Наверное, все помнят, как в детстве хотели быстрее повзрослеть. Но быстро повзрослеть не выходит, и ребенок начинает из-за этого нервничать и закрываться в себе.
Мозг малыша активно развивается, он уже знает, что такое фантазировать. Дети с удовольствием придумывают себе воображаемых друзей, сочиняют разные истории. Они успешно копируют манеру поведения мамы и папы, перекривляют их мимику, походку, речь. Возраст 5 лет характеризуется также любовью к подслушиваниям и подглядываниям, в ребенке растет любопытство по отношению к окружающему миру.

По наступлении кризиса ребенок замыкается, ему уже не очень хочется делиться с взрослыми своими успехами и неудачами. У малыша появляются разные страхи, начиная от боязни темноты и заканчивая смертью близких людей. В этот период дети крайне нервные и неуверенные в себе, они стесняются чужих людей, боятся начать общение с ними. Им все время кажется, что не понравятся взрослому. Иногда ребенок страшится самых обыденных вещей.
Поведение малыша меняется совершенно в противоположную сторону. Покладистый ранее ребенок становится неуправляемым, он не слушается, проявляет агрессию. Дети могут постоянно ныть, что-то требуя у родителей, плакать, закатывать неконтролируемые истерики. Раздражительность, злость очень быстро сменяют хорошее настроение. Переживая кризис, дети сильно утомляются и многие родители не знают, что делать, чтобы вернуть все на круги своя.

Что делать родителям: советы психологов
Можно понять родителей, впервые столкнувшихся с кризисом 5 лет у ребенка. Недоумение, даже страх – это основная эмоция поначалу. Однако взросление неизбежно, и часто родители, не понимая этого, считают, что ребенок просто манипулирует ими. Что же нужно делать, чтобы малыш с комфортом преодолел сложный этап?
Обеспечьте чаду спокойную обстановку. В семьях, где сами родители постоянно ругаются, ребенку будет морально тяжело справляться еще и со своими внутренними проблемами. Попытайтесь вывести его на разговор, понять, что не так, что его тревожит. Многие дети не сразу, но идут на контакт и начинают доверять родителям свои тайны и страхи. Продумайте, как успокоить ребенка и предложите совместное решение вопроса.
Несколько советов, как вести себя при истериках ребенка, дает доктор Комаровский:
Проявляйте к малышу внимание, всегда интересуйтесь им, его успехами. Привлекайте его к помощи по дому, разъясняя, почему важно, чтобы было чисто. Спокойное объяснение – это лучший способ дать понять ребенку, для чего нужны простейшие обязанности. Очень хороший результат дает рассказ о собственных удачах. Поделитесь ими с ребенком, можете также поведать и о своих страхах.
Пять лет – это уже не кроха, за которой нужно всюду следовать. Дайте малышу некоторую свободу действий, покажите ему, что он уже может быть самостоятельным. При необходимости общайтесь с ним как с взрослым, дети это очень ценят. Всегда поддерживайте его и не ругайте за ошибки. Взявшись за трудное дело и не справившись, малыш сам поймет, что зря не прислушался к совету.

Действия «под запретом»
Часто родители, столкнувшиеся с кризисом у ребенка, начинают мгновенно вводить массу табу и ограничений, кричать, расстраиваться, обижаться. Это делать ни в коем случае нельзя. Трудно в некоторых ситуациях сохранять самообладание, но взрослому это все же легче, чем ребенку, пока обладающему маленьким опытом. При правильной реакции взрослых на капризы и истерики кризис не затянется на долгое время.
Не нужно демонстрировать ребенку собственную агрессию и злость на его поступки, теряться и паниковать во время истерики. Реагируйте спокойно, сядьте и просто подождите, пока ребенок успокоится. Потеряв бурно настроенного зрителя, дети быстро приходят в себя. После этого можно вместе побеседовать и разобраться в причине капризов.

Помните, если вы будете вести себя также агрессивно, как и малыш, его поведение от этого только ухудшится.
Не контролируйте ребенка везде и всюду, постарайтесь пересилить себя и перестать его поучать. Хорошим вариантом будет вместе придумать обязанность, которая отныне будет исполняться только ребенком. Например, полить цветы. Поясните, что если их не поливать, они завянут. Покупка домашнего питомца – также огромный вклад в развитие самостоятельности у детей.
Советуем Вам посмотреть передачу доктора Комаровского о непослушных детях.