Психология мальчика и девочки 9 — 10 лет: руководство для родителей
Как утверждают специалисты, «фундамент» личности закладывается в ребенке до 10 лет. После перехода данной черты воспитание родителей имеет характер, развивающий те аспекты, которые уже сформировались у их чада. По мнению психологов, возраст от 9 и до 12 лет считается препубертатным. Характер детей несколько меняется и имеет свои отличительные особенности. Все эти нюансы ответственные родители должны знать, чтобы не происходила так званая «имитация воспитательного процесса», когда мама и папа оставляют ребенка наедине с самим собой (включая ему мультики, разрешая бесконечно просиживать время за компьютером и так далее). Именно этот этап жизни маленького человека определяет направление его развития. В хорошую или плохую сторону — зависит от отца и матери. Должен определиться дальнейший курс. Ребёнок требует повышенного внимания.
Дети в 9-10 лет переходят на новый этап развития
9 — 10 лет — начало препубертатного периода
Препубертат, в основном, проходит для обоих родителей спокойно в равных долях. Чадо все так же сговорчиво, уступчиво. Однако, в этот самый момент запускается механизм отдаления ребенка от семьи. Все более авторитетными становятся сверстники, ребенок примыкает к определенной группе детей (будь то лидеры, аутсайдеры, неформалы, спортсмены и так далее).
Влияние родителей по маленьким каплям утекает. В возрасте 9 — 10 лет мальчик или девочка проходят путь, в течение которого они превращаются в подростков — сложных, нервных, беспокойных детей.
Общение со сверстниками выходит на первый план
Ребёнок утрачивает способность в полной мере контролировать свои эмоции. Этот критичный возраст — основа того, каким в дальнейшей жизни будет дитя. База уже заложена ранее, до 9 лет. Но, то направление, которое будет выбрано в данный период — решающее.
Развитие детей 9 — 10 летКак правило, дети такого возраста довольно эрудированны, любознательны, владеют чувством юмора, любят времяпровождение в больших компаниях ровесников, легко завязывают знакомства и находят общий язык с окружающими, отлично владеют мелкой моторикой (ребёнок хорошо пишет и рисует), ответственны в домашних делах (охотно выполняют бытовые задания, склонны к самостоятельному поддержанию чистоты и порядка). В таком возрасте, дети являются действительно образцовыми. Что мальчик, что девочка одинаково прилежны.
Школьные успехи становятся очень важными
Особенности воспитательного процесса
Ранее было оговорено, что в этом возрасте авторитет семейного круга постепенно снижается. На первый план выходят межличностные отношения в кругу сверстников.
В этот момент родителям важно поддерживать самооценку их чада и всячески придавать уверенность в собственных силах, отмечать его уникальность и индивидуальность. Данная позиция не имеет ничего общего с безосновательным поощрением любых действий дитя. Мать и отец должны хвалить ребенка за его полезные, хорошие действия. Родителям нужно найти сильные стороны чада, отмечать их в нем. И отец должен, и мать так же в равной степени должна активно заниматься воспитанием дитя.
Поддержка мамы более важна для дочки
Такая поддержка способствует нескольким позитивным тенденциям:
- ребенок комфортнее себя чувствует в обществе;
- ему легче выстоять в схватках с внешним давлением;
- ребёнок полон задора и уверенности в себе, а значит — его успехи приумножаются;
- связь с семьей не теряется: мальчик или девочка понимают, что родители — это его/ее друзья, его/ее надежный тыл;
- возрастает уровень доверия между членами семьи, родители всегда будут в курсе событий ребенка, тем самым, могут скорректировать ход событий и предупредить негативные последствия различных ситуаций.
Дети такого возраста стараются всячески слиться со своими сверстниками: по внешним параметрам, сфере интересов, манере поведения. Если папа и/или мама пытаются ограничить свободу выбора 9 — 10 летнего чада, то ребёнок такие попытки будет воспринимать в штыки. Поэтому так важно дать ту свободу, тот глоток независимости и самостоятельности, который позволит ребенку почувствовать себя почти взрослым, он должен дать крылья ему. Элементарно, возложив на ребенка некоторые обязанности по дому (самостоятельная уборка своей комнаты, мытье посуды или своевременный полив цветов), родители получат отдачу. Ребёнок будет искренне благодарно за такое доверие и всячески постарается оправдать ожидания, так как ему предоставили возможность быть равным в семейном кругу.
Поддержка отца — главное для мальчика 9-10 лет
Есть один немаловажный нюанс: нельзя ставить временные рамки и постоянно напоминать или, что еще хуже, упрекать дитя в несвоевременном или ненадлежащем выполнении своих обязанностей.
Такие замечания могут напрочь отбить желание и понизить самооценку.
В данный отрезок возраста дети большое внимание уделяют своей успеваемости в школе. Они переживают за свою учебу, возрастает конкуренция между учащимися. Младшие классы уже позади, нагрузка увеличивается. Родителям следует уделить особое внимание такому моменту.
Необходимо чаще общаться с учителями, помогать ребенку с уроками.
Детские шалости в этом возрасте не приносят вреда
И, пожалуй, последний аспект — это особенности воспитательного процесса при неблагоприятных ситуациях, когда чадо шалит. В предпубертатном возрасте характерны мелкие шалости, которые не приносят существенный вред окружающим. Чаще всего юнцы любят взбираться на заборы, деревья, бегать в парке без передышки. Даже если пакость произошла (например, хулиганские звонки в двери или что-то иное совершил ребенок), то не стоит ругать ребенка. Пусть даже его воспитание порицают чужие люди. Необходимо поддерживать с ним доверительные отношения. Лучший выход из ситуации — это дать активный всплеск юнцу через игры, в которых будет задействовано как можно большее количество человек (поиск сокровища в саду, к примеру). Мальчиков лучше всего приобщить к какому-то виду спорта.
Сексуальное воспитание
И пусть родители не думают, что 9 — 10 лет — это еще рано для объяснения чаду нюансов половой жизни. В современное, прогрессивное время технологий и сети Интернет дети получают большинство информации именно оттуда. Родители не могут отследить качество такой информации. В просторах всемирной паутины много «шлака», искажающего реальность и способного вырастить из здорового ребенка деградирующую особь, у которой практически вовсе воспитание отсутствует. Поэтому лучше нормальным языком поведать своему сыну и/или дочери о том, что такое секс. В таком возрасте ребёнок адекватно воспримет всю информацию (если ее грамотно подать).
Сексуальное воспитание — задача родителей
Для родителей важно вести разговор в серьезном тоне, не преподнося эту тему в смешном свете.
Мальчик и/или дочь должны четко понимать, что это такое и какие последствия могут наступить при преждевременном начале половой жизни. Сексуальное воспитание на сегодняшний день – это неотъемлемая часть самой программы воспитания в целом. Девочкам необходимо разъяснить, что такое менструации, как себя вести при первом дне. Для мальчиков нужна информация о поллюциях.
Нельзя пускать сексуальное воспитание на самотек — интернет научит лишнему
Культура поведения
9 — 10 лет — это возраст, когда ребёнок еще является податливым и может беспрекословно принять родительские наставления. Не нужно упускать шанс выработать в маленькой личности хорошие манеры, уметь вести себя в обществе. Воспитание, поведение в обществе — это визитная карта персоны. Неплохо было бы обучить ребенка правилам этикета (за столом, в общественных местах). Мальчиков этому обучить ничуть не сложнее, чем девочек. К этому относится и разъяснения о вреде никотина, алкоголя и наркотических веществ. Пропагандируя с детства ребенку здоровый образ жизни (а еще лучше — показывать и доказывать это на собственном примере), велика вероятность того, что он и будет его придерживаться. В 9 — 10 лет дети очень настойчивые и целеустремленные, поэтому, если они внушили себе, что пить и курить плохо — значит, вряд ли они пойдут против своих убеждений в дальнейшем. Ребенок усвоит для себя полезные советы, психология детей этого возраста именно такая.
(Текст для публикации взят из интернета)
Психология мальчика и девочки 9 — 10 лет: руководство для родителей
Как утверждают специалисты, «фундамент» личности закладывается в ребенке до 10 лет. После перехода данной черты воспитание родителей имеет характер, развивающий те аспекты, которые уже сформировались у их чада. По мнению психологов, возраст от 9 и до 12 лет считается препубертатным. Характер детей несколько меняется и имеет свои отличительные особенности. Все эти нюансы ответственные родители должны знать, чтобы не происходила так званая «имитация воспитательного процесса», когда мама и папа оставляют ребенка наедине с самим собой (включая ему мультики, разрешая бесконечно просиживать время за компьютером и так далее). Именно этот этап жизни маленького человека определяет направление его развития. В хорошую или плохую сторону — зависит от отца и матери. Должен определиться дальнейший курс. Ребёнок требует повышенного внимания.
9 — 10 лет — начало препубертатного периода
Препубертат, в основном, проходит для обоих родителей спокойно в равных долях. Чадо все так же сговорчиво, уступчиво. Однако, в этот самый момент запускается механизм отдаления ребенка от семьи. Все более авторитетными становятся сверстники, ребенок примыкает к определенной группе детей (будь то лидеры, аутсайдеры, неформалы, спортсмены и так далее).
Общение со сверстниками выходит на первый планВлияние родителей по маленьким каплям утекает. В возрасте 9 — 10 лет мальчик или девочка проходят путь, в течение которого они превращаются в подростков — сложных, нервных, беспокойных детей.
Ребёнок утрачивает способность в полной мере контролировать свои эмоции. Этот критичный возраст — основа того, каким в дальнейшей жизни будет дитя. База уже заложена ранее, до 9 лет. Но, то направление, которое будет выбрано в данный период — решающее.
Развитие детей 9 — 10 лет
Как правило, дети такого возраста довольно эрудированны, любознательны, владеют чувством юмора, любят времяпровождение в больших компаниях ровесников, легко завязывают знакомства и находят общий язык с окружающими, отлично владеют мелкой моторикой (ребёнок хорошо пишет и рисует), ответственны в домашних делах (охотно выполняют бытовые задания, склонны к самостоятельному поддержанию чистоты и порядка). В таком возрасте, дети являются действительно образцовыми. Что мальчик, что девочка одинаково прилежны.
Особенности воспитательного процесса
Ранее было оговорено, что в этом возрасте авторитет семейного круга постепенно снижается. На первый план выходят межличностные отношения в кругу сверстников.
В этот момент родителям важно поддерживать самооценку их чада и всячески придавать уверенность в собственных силах, отмечать его уникальность и индивидуальность. Данная позиция не имеет ничего общего с безосновательным поощрением любых действий дитя. Мать и отец должны хвалить ребенка за его полезные, хорошие действия. Родителям нужно найти сильные стороны чада, отмечать их в нем. И отец должен, и мать так же в равной степени должна активно заниматься воспитанием дитя.
Поддержка мамы более важна для дочкиТакая поддержка способствует нескольким позитивным тенденциям:
- ребенок комфортнее себя чувствует в обществе;
- ему легче выстоять в схватках с внешним давлением;
- ребёнок полон задора и уверенности в себе, а значит — его успехи приумножаются;
- связь с семьей не теряется: мальчик или девочка понимают, что родители — это его/ее друзья, его/ее надежный тыл;
- возрастает уровень доверия между членами семьи, родители всегда будут в курсе событий ребенка, тем самым, могут скорректировать ход событий и предупредить негативные последствия различных ситуаций.
Дети такого возраста стараются всячески слиться со своими сверстниками: по внешним параметрам, сфере интересов, манере поведения. Если папа и/или мама пытаются ограничить свободу выбора 9 — 10 летнего чада, то ребёнок такие попытки будет воспринимать в штыки. Поэтому так важно дать ту свободу, тот глоток независимости и самостоятельности, который позволит ребенку почувствовать себя почти взрослым, он должен дать крылья ему. Элементарно, возложив на ребенка некоторые обязанности по дому (самостоятельная уборка своей комнаты, мытье посуды или своевременный полив цветов), родители получат отдачу. Ребёнок будет искренне благодарно за такое доверие и всячески постарается оправдать ожидания, так как ему предоставили возможность быть равным в семейном кругу.
Поддержка отца — главное для мальчика 9-10 летЕсть один немаловажный нюанс: нельзя ставить временные рамки и постоянно напоминать или, что еще хуже, упрекать дитя в несвоевременном или ненадлежащем выполнении своих обязанностей.
Такие замечания могут напрочь отбить желание и понизить самооценку.
В данный отрезок возраста дети большое внимание уделяют своей успеваемости в школе. Они переживают за свою учебу, возрастает конкуренция между учащимися. Младшие классы уже позади, нагрузка увеличивается. Родителям следует уделить особое внимание такому моменту.
Необходимо чаще общаться с учителями, помогать ребенку с уроками.
Детские шалости в этом возрасте не приносят вредаИ, пожалуй, последний аспект — это особенности воспитательного процесса при неблагоприятных ситуациях, когда чадо шалит. В предпубертатном возрасте характерны мелкие шалости, которые не приносят существенный вред окружающим. Чаще всего юнцы любят взбираться на заборы, деревья, бегать в парке без передышки. Даже если пакость произошла (например, хулиганские звонки в двери или что-то иное совершил ребенок), то не стоит ругать ребенка. Пусть даже его воспитание порицают чужие люди. Необходимо поддерживать с ним доверительные отношения. Лучший выход из ситуации — это дать активный всплеск юнцу через игры, в которых будет задействовано как можно большее количество человек (поиск сокровища в саду, к примеру). Мальчиков лучше всего приобщить к какому-то виду спорта.
Сексуальное воспитание
И пусть родители не думают, что 9 — 10 лет — это еще рано для объяснения чаду нюансов половой жизни. В современное, прогрессивное время технологий и сети Интернет дети получают большинство информации именно оттуда. Родители не могут отследить качество такой информации. В просторах всемирной паутины много «шлака», искажающего реальность и способного вырастить из здорового ребенка деградирующую особь, у которой практически вовсе воспитание отсутствует. Поэтому лучше нормальным языком поведать своему сыну и/или дочери о том, что такое секс. В таком возрасте ребёнок адекватно воспримет всю информацию (если ее грамотно подать).
Сексуальное воспитание — задача родителейДля родителей важно вести разговор в серьезном тоне, не преподнося эту тему в смешном свете.
Мальчик и/или дочь должны четко понимать, что это такое и какие последствия могут наступить при преждевременном начале половой жизни. Сексуальное воспитание на сегодняшний день – это неотъемлемая часть самой программы воспитания в целом. Девочкам необходимо разъяснить, что такое менструации, как себя вести при первом дне. Для мальчиков нужна информация о поллюциях.
Нельзя пускать сексуальное воспитание на самотек — интернет научит лишнемуКультура поведения
9 — 10 лет — это возраст, когда ребёнок еще является податливым и может беспрекословно принять родительские наставления. Не нужно упускать шанс выработать в маленькой личности хорошие манеры, уметь вести себя в обществе. Воспитание, поведение в обществе — это визитная карта персоны. Неплохо было бы обучить ребенка правилам этикета (за столом, в общественных местах). Мальчиков этому обучить ничуть не сложнее, чем девочек. К этому относится и разъяснения о вреде никотина, алкоголя и наркотических веществ. Пропагандируя с детства ребенку здоровый образ жизни (а еще лучше — показывать и доказывать это на собственном примере), велика вероятность того, что он и будет его придерживаться. В 9 — 10 лет дети очень настойчивые и целеустремленные, поэтому, если они внушили себе, что пить и курить плохо — значит, вряд ли они пойдут против своих убеждений в дальнейшем. Ребенок усвоит для себя полезные советы, психология детей этого возраста именно такая.
Хорошие манеры родители должны прививать с детстваПодготовка к быту
В указанном возрасте (9 – 10 лет) дети уже владеют основными навыками обращения с бытовыми приборами, введены в курс дел домашних. Необходимо эту сферу расширять. Особое внимание заслуживают опасные бытовые приборы (газовые плиты, колонки, техника с высоким показателем Ватт). Правила безопасности в обязательном порядке должны быть изложены ребенку. Так же, нужно разъяснить правила поведения при экстренных ситуациях (куда звонить, какие дальнейшие действия предпринимать). Так, в отпрыске закладывается база ответственности и чувства долга, тем самым, ребенок становится ответственным и серьезным.
В этом возрасте детей надо привлекать к домашним деламПолезный совет для родителей: психология чада такова, что восприятие требует серьезных разговоров на данную тему в этом возрасте.
Не нужно уподобляться изложению в виде игры, которое предлагается в книгах. Ребёнок должен понимать всю серьезность и опасность некоторых бытовых предметов.
Проблемные моменты
В препубертатном возрасте у мальчиков и девочек могут возникать определенные критические моменты, которые характерны для детей именно этого возраста. К ним можно отнести:
- низкую самооценку;
- застенчивость;
- чрезмерное подражание кумирам.
Такие проблемы могут превратиться в серьезный массив неразберих. Все три симптома тесно взаимосвязаны. Они говорят о том, что ребенок не верит в себя, не любит себя. Он отказывается от публичных выступлений, с нежеланием идет в школу, не хочет контактировать с окружающими, пребывает в нервозном состоянии. Робость проявляется при встрече с ровесниками, взрослыми.
Досуг в 9-10 лет должен контролироваться родителямиРебенок отказывается делиться своими мыслями, говорить о том, что беспокоит. В таких ситуациях необходимо внушить малышу доверие и дать ту моральную поддержку, которая так необходима ему. Мальчик может сомневаться в своих физических способностях и силе, а девчонки могут комплексовать из-за внешности. Можно поработать над его имиджем, стилем, позаботиться о мелочах внешнего вида, устранить возможные барьеры при общении с окружающими (неприятный запах изо рта, неопрятную одежду). Любой из родителей должен уметь найти правильный подход и ребёнок снова войдет в нормальное русло жизни.
Совет для родителей: ребенок нуждается в одобрении своих действий, оценке своего внешнего вида, в признании в социуме.
Ему нужна похвала и, в то же время, объективный взгляд на себя.
Препубертатный возраст не сложный, по сравнению с пубертатным. Хоть и имеются некоторые нюансы и небольшие сложности, но они вполне решаемы. На данном этапе жизни мальчиков и девочек главной задачей родителей является верное направление отпрыска во взрослую жизнь социума, чтобы тот смог уметь адаптироваться.
Психология мальчика и девочки 9 — 10 лет: руководство для родителей
Все эти нюансы ответственные родители должны знать, чтобы не происходила так званая «имитация воспитательного процесса», когда мама и папа оставляют ребенка наедине с самим собой (включая ему мультики, разрешая бесконечно просиживать время за компьютером и так далее). Именно этот этап жизни маленького человека определяет направление его развития. В хорошую или плохую сторону — зависит от отца и матери. Должен определиться дальнейший курс. Ребёнок требует повышенного внимания.
9 — 10 лет — начало препубертатного периода
Препубертат, в основном, проходит для обоих родителей спокойно в равных долях. Чадо все так же сговорчиво, уступчиво. Однако, в этот самый момент запускается механизм отдаления ребенка от семьи. Все более авторитетными становятся сверстники, ребенок примыкает к определенной группе детей (будь то лидеры, аутсайдеры, неформалы, спортсмены и так далее).
Влияние родителей по маленьким каплям утекает. В возрасте 9 — 10 лет мальчик или девочка проходят путь, в течение которого они превращаются в подростков — сложных, нервных, беспокойных детей.
Ребёнок утрачивает способность в полной мере контролировать свои эмоции. Этот критичный возраст — основа того, каким в дальнейшей жизни будет дитя. База уже заложена ранее, до 9 лет. Но, то направление, которое будет выбрано в данный период — решающее.
Развитие детей 9 — 10 лет
Как правило, дети такого возраста довольно эрудированны, любознательны, владеют чувством юмора, любят времяпровождение в больших компаниях ровесников, легко завязывают знакомства и находят общий язык с окружающими, отлично владеют мелкой моторикой (ребёнок хорошо пишет и рисует), ответственны в домашних делах (охотно выполняют бытовые задания, склонны к самостоятельному поддержанию чистоты и порядка). В таком возрасте, дети являются действительно образцовыми. Что мальчик, что девочка одинаково прилежны.
Психология мальчика и девочки 9 — 10 лет: руководство для родителей
- Категория: Росчерк пера 06
Как утверждают специалисты, «фундамент» личности закладывается в ребенке до 10 лет. После перехода данной черты воспитание родителей имеет характер, развивающий те аспекты, которые уже сформировались у их чада. По мнению психологов, возраст от 9 и до 12 лет считается препубертатным. Характер детей несколько меняется и имеет свои отличительные особенности. Все эти нюансы ответственные родители должны знать, чтобы не происходила так званая «имитация воспитательного процесса», когда мама и папа оставляют ребенка наедине с самим собой (включая ему мультики, разрешая бесконечно просиживать время за компьютером и так далее). Именно этот этап жизни маленького человека определяет направление его развития. В хорошую или плохую сторону — зависит от отца и матери. Должен определиться дальнейший курс. Ребёнок требует повышенного внимания.

9 — 10 лет — начало препубертатного периода
Препубертат, в основном, проходит для обоих родителей спокойно в равных долях. Чадо все так же сговорчиво, уступчиво. Однако, в этот самый момент запускается механизм отдаления ребенка от семьи. Все более авторитетными становятся сверстники, ребенок примыкает к определенной группе детей (будь то лидеры, аутсайдеры, неформалы, спортсмены и так далее).
Влияние родителей по маленьким каплям утекает. В возрасте 9 — 10 лет мальчик или девочка проходят путь, в течение которого они превращаются в подростков — сложных, нервных, беспокойных детей.

Ребёнок утрачивает способность в полной мере контролировать свои эмоции. Этот критичный возраст — основа того, каким в дальнейшей жизни будет дитя. База уже заложена ранее, до 9 лет. Но, то направление, которое будет выбрано в данный период — решающее.
Развитие детей 9 — 10 лет
Как правило, дети такого возраста довольно эрудированны, любознательны, владеют чувством юмора, любят времяпровождение в больших компаниях ровесников, легко завязывают знакомства и находят общий язык с окружающими, отлично владеют мелкой моторикой (ребёнок хорошо пишет и рисует), ответственны в домашних делах (охотно выполняют бытовые задания, склонны к самостоятельному поддержанию чистоты и порядка). В таком возрасте, дети являются действительно образцовыми. Что мальчик, что девочка одинаково прилежны.

Особенности воспитательного процесса
Ранее было оговорено, что в этом возрасте авторитет семейного круга постепенно снижается. На первый план выходят межличностные отношения в кругу сверстников.
В этот момент родителям важно поддерживать самооценку их чада и всячески придавать уверенность в собственных силах, отмечать его уникальность и индивидуальность. Данная позиция не имеет ничего общего с безосновательным поощрением любых действий дитя. Мать и отец должны хвалить ребенка за его полезные, хорошие действия. Родителям нужно найти сильные стороны чада, отмечать их в нем. И отец должен, и мать так же в равной степени должна активно заниматься воспитанием дитя.

Такая поддержка способствует нескольким позитивным тенденциям:
- ребенок комфортнее себя чувствует в обществе;
- ему легче выстоять в схватках с внешним давлением;
- ребёнок полон задора и уверенности в себе, а значит — его успехи приумножаются;
- связь с семьей не теряется: мальчик или девочка понимают, что родители — это его/ее друзья, его/ее надежный тыл;
- возрастает уровень доверия между членами семьи, родители всегда будут в курсе событий ребенка, тем самым, могут скорректировать ход событий и предупредить негативные последствия различных ситуаций.
Дети такого возраста стараются всячески слиться со своими сверстниками: по внешним параметрам, сфере интересов, манере поведения. Если папа и/или мама пытаются ограничить свободу выбора 9 — 10 летнего чада, то ребёнок такие попытки будет воспринимать в штыки. Поэтому так важно дать ту свободу, тот глоток независимости и самостоятельности, который позволит ребенку почувствовать себя почти взрослым, он должен дать крылья ему. Элементарно, возложив на ребенка некоторые обязанности по дому (самостоятельная уборка своей комнаты, мытье посуды или своевременный полив цветов), родители получат отдачу. Ребёнок будет искренне благодарно за такое доверие и всячески постарается оправдать ожидания, так как ему предоставили возможность быть равным в семейном кругу.

Есть один немаловажный нюанс: нельзя ставить временные рамки и постоянно напоминать или, что еще хуже, упрекать дитя в несвоевременном или ненадлежащем выполнении своих обязанностей.
Такие замечания могут напрочь отбить желание и понизить самооценку.
В данный отрезок возраста дети большое внимание уделяют своей успеваемости в школе. Они переживают за свою учебу, возрастает конкуренция между учащимися. Младшие классы уже позади, нагрузка увеличивается. Родителям следует уделить особое внимание такому моменту.
Необходимо чаще общаться с учителями, помогать ребенку с уроками.

И, пожалуй, последний аспект — это особенности воспитательного процесса при неблагоприятных ситуациях, когда чадо шалит. В предпубертатном возрасте характерны мелкие шалости, которые не приносят существенный вред окружающим. Чаще всего юнцы любят взбираться на заборы, деревья, бегать в парке без передышки. Даже если пакость произошла (например, хулиганские звонки в двери или что-то иное совершил ребенок), то не стоит ругать ребенка. Пусть даже его воспитание порицают чужие люди. Необходимо поддерживать с ним доверительные отношения. Лучший выход из ситуации — это дать активный всплеск юнцу через игры, в которых будет задействовано как можно большее количество человек (поиск сокровища в саду, к примеру). Мальчиков лучше всего приобщить к какому-то виду спорта.
Сексуальное воспитание
И пусть родители не думают, что 9 — 10 лет — это еще рано для объяснения чаду нюансов половой жизни. В современное, прогрессивное время технологий и сети Интернет дети получают большинство информации именно оттуда. Родители не могут отследить качество такой информации. В просторах всемирной паутины много «шлака», искажающего реальность и способного вырастить из здорового ребенка деградирующую особь, у которой практически вовсе воспитание отсутствует. Поэтому лучше нормальным языком поведать своему сыну и/или дочери о том, что такое секс. В таком возрасте ребёнок адекватно воспримет всю информацию (если ее грамотно подать).

Для родителей важно вести разговор в серьезном тоне, не преподнося эту тему в смешном свете.
Мальчик и/или дочь должны четко понимать, что это такое и какие последствия могут наступить при преждевременном начале половой жизни. Сексуальное воспитание на сегодняшний день – это неотъемлемая часть самой программы воспитания в целом. Девочкам необходимо разъяснить, что такое менструации, как себя вести при первом дне. Для мальчиков нужна информация о поллюциях.

Культура поведения
9 — 10 лет — это возраст, когда ребёнок еще является податливым и может беспрекословно принять родительские наставления. Не нужно упускать шанс выработать в маленькой личности хорошие манеры, уметь вести себя в обществе. Воспитание, поведение в обществе — это визитная карта персоны. Неплохо было бы обучить ребенка правилам этикета (за столом, в общественных местах). Мальчиков этому обучить ничуть не сложнее, чем девочек. К этому относится и разъяснения о вреде никотина, алкоголя и наркотических веществ. Пропагандируя с детства ребенку здоровый образ жизни (а еще лучше — показывать и доказывать это на собственном примере), велика вероятность того, что он и будет его придерживаться. В 9 — 10 лет дети очень настойчивые и целеустремленные, поэтому, если они внушили себе, что пить и курить плохо — значит, вряд ли они пойдут против своих убеждений в дальнейшем. Ребенок усвоит для себя полезные советы, психология детей этого возраста именно такая.

Подготовка к быту
В указанном возрасте (9 – 10 лет) дети уже владеют основными навыками обращения с бытовыми приборами, введены в курс дел домашних. Необходимо эту сферу расширять. Особое внимание заслуживают опасные бытовые приборы (газовые плиты, колонки, техника с высоким показателем Ватт). Правила безопасности в обязательном порядке должны быть изложены ребенку. Так же, нужно разъяснить правила поведения при экстренных ситуациях (куда звонить, какие дальнейшие действия предпринимать). Так, в отпрыске закладывается база ответственности и чувства долга, тем самым, ребенок становится ответственным и серьезным.
Полезный совет для родителей: психология чада такова, что восприятие требует серьезных разговоров на данную тему в этом возрасте.

Не нужно уподобляться изложению в виде игры, которое предлагается в книгах. Ребёнок должен понимать всю серьезность и опасность некоторых бытовых предметов.
Проблемные моменты
В препубертатном возрасте у мальчиков и девочек могут возникать определенные критические моменты, которые характерны для детей именно этого возраста. К ним можно отнести:
- низкую самооценку;
- застенчивость;
- чрезмерное подражание кумирам.
Такие проблемы могут превратиться в серьезный массив неразберих. Все три симптома тесно взаимосвязаны. Они говорят о том, что ребенок не верит в себя, не любит себя. Он отказывается от публичных выступлений, с нежеланием идет в школу, не хочет контактировать с окружающими, пребывает в нервозном состоянии. Робость проявляется при встрече с ровесниками, взрослыми.

Ребенок отказывается делиться своими мыслями, говорить о том, что беспокоит. В таких ситуациях необходимо внушить малышу доверие и дать ту моральную поддержку, которая так необходима ему. Мальчик может сомневаться в своих физических способностях и силе, а девчонки могут комплексовать из-за внешности. Можно поработать над его имиджем, стилем, позаботиться о мелочах внешнего вида, устранить возможные барьеры при общении с окружающими (неприятный запах изо рта, неопрятную одежду). Любой из родителей должен уметь найти правильный подход и ребёнок снова войдет в нормальное русло жизни.
Совет для родителей: ребенок нуждается в одобрении своих действий, оценке своего внешнего вида, в признании в социуме.
Ему нужна похвала и, в то же время, объективный взгляд на себя.
Препубертатный возраст не сложный, по сравнению с пубертатным. Хоть и имеются некоторые нюансы и небольшие сложности, но они вполне решаемы. На данном этапе жизни мальчиков и девочек главной задачей родителей является верное направление отпрыска во взрослую жизнь социума, чтобы тот смог уметь адаптироваться.
- < Синий купальник: раздельные и слитные
- Актуальные программы нравственного воспитания детей >
Психологические особенности детей 9 – 10 лет
Психологические особенности детей 9 – 10 лет
9-10 лет – очередной возрастной период ребёнка. В этот период в психике ребёнка происходят существенные изменения. К этому возрасту у него уже сформированы определённые житейские понятия, но продолжается процесс перестраивания сложившихся ранее представлений на базе усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире. Школьное обучение способствует развитию его теоретического мышления в доступных для этого возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, по словам Д. Б. Эльконина, «память становится мыслящей, а восприятие думающим».
Новообразованием 10-летнего возраста является рефлексия. Происходит преобразование не только в познавательной деятельности учащихся, но и в характере их отношения к окружающим людям и к самим себе.
Именно к концу данного возраста у учащихся должны быть сформированы и другие новообразования: способность к саморегуляции, произвольность. Ведь, приступая к обучению в средней школе, несформированность или недостаточный уровень развития этих новообразований приведёт к сложностям в учебной деятельности. Новообразования: произвольность, рефлексия, саморегуляция проходят в это время только начальный этап формирования. С возрастом они только будут усложняться и закрепляться, а также распространяться не только на ситуации, которые связаны с выполнением учебной деятельности, но и на другие сферы жизнедеятельности ребенка.
Учебная деятельность в 9-10 лет продолжает оставаться основной деятельностью школьника и оказывать влияние на содержание и степень развитости интеллектуальной и мотивационной сфер личности. Но в то же время учебная деятельность теряет своё ведущее значение в психическом развитии ребёнка. Её роль и место в общем развитии ребёнка существенно меняется.
Как только ребёнок поступает в школу, он только приступает, «знакомится» с учебной деятельностью, овладевает её основными структурными компонентами. Уже к 9-10 годам ученик овладевает самостоятельными формами работы. Данный возраст характеризуется интеллектуальной и познавательной активностью, которая стимулируется учебно-познавательной мотивацией.
Развитие и успешность ребёнка в большей степени будет зависеть не только от получения новых разнообразных знаний, новых сведений, но и от поиска общих закономерностей, и самое главное, от освоения самостоятельных способов добывания этих новых знаний.
Психологические исследования детей данного возрастного периода указывают на то, что в 10 летнем возрасте происходит значительное снижение интереса учащихся к учебе в школе и к самому процессу обучения. Самыми распространёнными симптомами снижения интереса являются отрицательное отношение к школе в целом, в необходимости и обязательности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания на уроках и дома, конфликтные взаимоотношения с учителями, а также неоднократные нарушения правил поведения в школе.
Рефлексия как новообразование данного возраста меняет взгляд детей на окружающий мир, он впервые вырабатывает собственные взгляды, собственное мнение, не всегда принимая на веру всё то, что он получает от взрослых. Но всё это пока находится на этапе зарождения и затрагивает относительно более знакомую детям сферу — учебную.
У детей отмечаются сильные эмоциональные переживания как положительные, так и отрицательные. Так же данный период характеризуется наибольшими изменениями во внутренней позиции ребёнка, связанные со взаимоотношениями с другими людьми, и прежде всего со сверстниками. Эмоциональное состояние ребёнка чаще всего начинает зависеть не только от успехов в учебе и отношениями с учителями, но и от того, как складываются его отношения с товарищами.
К 9-10 годам сверстник и общение с ним начинают определять многие стороны личностного развития ребенка. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе личных и деловых взаимоотношений в классе, происходит формирование достаточно устойчивого статуса ученика в этой системе.
Вместе с тем ребенок иногда оказывается в ситуации выбора между позицией «хорошего ученика» и позицией товарища. Может происходить так, что «хороший ученик» делает все задания самостоятельно, не списывает и это не мешает ему быть в то же время и хорошим другом. Но способен ли «хороший ученик» оставаться настоящим другом, если он не дает другому списать или сообщает учителю о «провинностях» своих одноклассников?
Вероятность появления конфликтов со сверстниками и с учителями велика, если две системы направлений: позиции ученика и позиции субъекта общения будут противостоять друг другу, не выступать в единстве.
В 10 лет происходят существенные изменения в характере самооценки школьников. Уровень самооценки подвергается корректировке и переоценке другими детьми. Возрастает количество негативных самооценок и при этом равновесие между негативными и позитивными самооценками нарушается в пользу первых.
Дети наиболее часто проявляют недовольство собой не только в общении с одноклассниками, но и в процессе учебной деятельности. Критичность отношения к себе объясняется потребностью ребёнка в общей положительной оценке своей личности другими людьми и прежде всего взрослыми.
Ребёнок ощущает необходимость в общей положительной оценке себя в целом, при этом оценка не должна зависеть от конкретных его результатов.
Человек, на каком бы возрастном этапе он не находился, всегда нуждается в принятии его со стороны другими людьми. Но в возрасте 10-ти лет данная потребность выражена наиболее сильно. И она становится основой благоприятного личностного развития школьников в дальнейшем.
В данном возрастном периоде переживания школьников далеко не всегда осознаются ими и чаще всего они даже не всегда могут сформулировать свои проблемы, сложности, вопросы. В результате возникает психологическая незащищенность перед новым этапом развития.
Ребёнок проявляет недовольство собой, отношениями с другими, проявляется критичность в оценке результатов учебы — и все это может стать стимулом к развитию потребности в самовоспитании, а может наоборот стать препятствием полноценного формирования личности, негативно отразиться на характере самоуважения.
К десяти годам в каждой детской группе, классе есть неформальный лидер, которого признают все остальные. Так же явно выделяются аутсайдеры, отличники, дети, которые лучше других бегают или являются генераторами блестящих идей или зачинщиками проказ. В десять лет дети по-прежнему выбирают себе в друзья ровесников того же пола. Влияние семьи постепенно снижается, а зависимость ребенка от мнения друзей становится крайне значительной.
Десятилетний ребенок проводит больше времени со своим лучшим другом, при этом он чаще делится с ним своими секретами. Отношения с одноклассниками в этом возрасте могут стать более сложными и даже в некоторых случаях напряженными. Это в основном относится к девочкам. Мальчиков, как правило, больше волнует то, чем они занимаются, а не с кем.
Ребенок одинаково ровно общается с матерью и отцом, с ним легко договориться. 9-летний ребенок может чувствовать себя независимым, но большинство экспертов психологии приходят к выводу, что им по-прежнему требуется поддержка своих родителей. Отмечаются на этом этапе развития резкие перепады настроения.
Десятилетний возраст характеризуется проявлением большей независимости и не желанием опеки и заботы со стороны родителей. 10 лет –это «золотой возраст». Всё чаще детей данного возраста начинает беспокоить их социальный статус, достаточно ли модна их одежда или являются ли их гаджеты современными и достаточно дорогими. Отмечается потеря интереса к таким семейным видам деятельности, как праздники или экскурсии, пикники, которые они так любили несколько лет назад.
Когнитивное развитие детей начинается с развития собственных представлений о мире. Это время перемен, ответственности за свои действия. Дети чувствуют, что они уже взрослые и пытаются решать большинство вещей самостоятельно. Многие дети серьезно обсуждают со взрослыми свое будущее и начинают думать о том, какие предметы лучше изучать, и какую школу им лучше выбрать.
Физические и эмоциональные изменения, особенно у мальчиков, не так важны, как для девочек. Это связано с тем, что мальчики, как правило, физически созревают чуть позже. В 10 лет мальчики пытаются добиться успеха в различных видах деятельности, например, спорте, чтобы доказать свою конкурентоспособность.
Если говорить о развитии ребёнка данного возраста, то в 10 лет ребёнок прекрасно ориентируется во времени, читает с удовольствием и для удовольствия, имеет чувство юмора, позитивно относится к правилам и следит за тем, чтобы все их соблюдали, обладает обостренным чувством справедливости, имеет развитые навыки самообслуживания и способен следить за порядком в своей комнате. Может взять на себя ответственность за определенные дела по дому. Имеет развитую мелкую моторику. Достаточно чисто пишет и рисует. С удовольствием присоединяется к группе ровесников.
Резюмируя всё вышеизложенное можно сделать вывод, что психологическими особенностями детей на этапе окончания младшего школьного звена (10 лет) являются:
дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе;
совершенствование головного мозга и нервной системы;
рефлексия, анализ, внутренний план действий;
качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения в деятельности;
развитие нового познавательного отношения к действительности;
ориентация на группу сверстников своего возраста;
неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость;
нервно-психическая ранимость ребенка;
неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность;
развитие познавательных потребностей;
развитие словесно-логического, рассуждающего мышления;
изменение способности к произвольной регуляции поведения.
Основными задачами для успешного развития ребёнка являются:
раскрытие индивидуальных способностей и особенностей;
развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов;
развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;
развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов;
усвоение социальных норм, нравственное развитие.
Зная все особенности данного возрастного периода, необходимо быть готовым к их проявлению со стороны детей и при этом осознавать, что сам ребёнок испытывает сложности в данном возрасте, так как уже почти вступил на новый возрастной этап, называемый подростковым.
Рекомендуемая литература
Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; Под редакцией Д. И. Фельдштейна. — Издание 2-е, стереотипное. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — (Психологи отечества). — С. 239—284.
Развитие ребенка в возрасте 9 лет
Малыш
Физическое развитие в 9 лет
В возрасте 9 лет рост может произойти активный «скачок» роста. Однако это характерно не для всех детей. В этом возрасте рост мальчиков 9 лет находится в таком диапазоне — 121-136 см, а вес — 22-31 кг. Девочки в 9 лет весят 23-31 кг при росте 124-137 см.
Начинается возраст, когда ваш ребенок превращается в подростка. В это время детская фигурка может существенно измениться: у одних она становится коренастой, у других прорисовывается худоба. Все индивидуально! Физиологические изменения, которые начинаются в девятилетнем возрасте, зависят от активности ребенка, иммунитета, работы эндокринной системы и генетической предрасположенности.
В возрасте 9 лет начинается развитие вторичных половых признаков: у мальчиков рост волос в паху и в подмышечной впадине, развивается мускулатура. У девочек в 9 лет округляется грудь, повышается чувствительность сосков, происходит выделение ареолы. Гинекологи предупреждают мам, что у каждой десятой девочки в этом возрасте уже начинается менструация.
В девятилетнем возрасте дети очень активны. Их двигательная моторика практически усовершенствована, что позволяет расширить перечень разрешенных видов спорта.
Психологическое развитие в 9 лет
Мамы и папы, ваш ребенок вступает в тот возраст, который психологи называют предпубертатным. Поэтому готовьтесь к появлению нового в детском поведении, в характере и привычках. Если в начале девятого года жизни сын или дочка одинаково ровно общаются с родителями, по мере взросления могут наблюдаться резкие перепады настроения.
Авторитет семьи пока еще довольно силен, однако мнение друзей-ровесников становится все более важным. В этом возрасте в каждой детской группе есть неформальный лидер, которого признают все остальные. Явно выделяются отличники, аутсайдеры, дети, которые лучше других бегают или являются зачинщиками шалостей и генераторами блестящих идей.
Самой важной родительской задачей на этом этапе оказывается поддержание высокой самооценки и помощь в развитии уверенности в себе. Дети, которые чувствуют такую опору, лучше справляются со сложными задачами и легче противостоят негативному давлению извне. Вам необходимо как можно больше времени посвящать ребенку, разговаривать с ним, хвалить за любые достижения и как можно реже замечать неуспехи. Ориентируйтесь на сильные стороны характера своего ребенка и всегда будьте готовы к взаимодействию.
Навыки и умения в 9 лет
В девятилетнем возрасте ребенок уже отлично ориентируется во времени. Читает с удовольствием и для удовольствия (родителям нужно постоянно стимулировать это). Знает правила поведения в обществе, и если в семье их тоже соблюдает, ведет себя хорошо. Имеет чувство юмора. Чувство справедливости в этом возрасте может быть обострённым. Имеет развитые навыки самообслуживания. Способен следить за порядком в своей комнате. Может взять на себя ответственность за определенные дела по дому. Достаточно чисто пишет и рисует.
Питание ребенка в 9 лет
Мальчики в девятилетнем возрасте отличаются повышенным аппетитом – едят много и с удовольствием. И это понятно – организм активно растет. Аналогичная ситуация и с девочками. Но если ваша девочка вдруг услышала что-то о диетах, она может отказываться от еды, что чревато нарушениями в развитии.
Следите за тем, чтобы ребенок полноценно ел трижды в день и два-три раза перекусывал полезными продуктами (фруктами, овощами и продуктами, содержащими сложные углеводы).
Мамы, ваша задача – организовать правильное питание ребенка. Мальчики и девочки не должны переедать, увлекаться жирным и сладким. В этом возрасте любой намек на ожирение воспринимается очень болезненно и приводит к развитию комплексов, которые могут сохраниться даже после бесследного исчезновения лишнего веса. Более того, исследования показывают, что дети, имеющие лишний вес в предподростковый период, склонны к полноте во взрослом возрасте.
Следите за тем, чтобы на вашем столе будут только свежие натуральные продукты без консервантов, подсластителей, загустителей и прочих изобретений современной пищевой промышленности. Магазинным сокам предпочитайте домашние свежевыжатые или собственноручно сваренные морсы и компоты. Вместо покупки колбасы и сыра готовьте буженину; магазинные конфеты и печенье заменяйте сухофруктами и домашней низкокалорийной выпечкой. Пусть ваши дети не знают, что такое фаст-фуд, чипсы и кока-кола.
Мама
Вы – супер-мама: и домашний уют обеспечиваете, и ребенку помогаете с учебой, возможно, есть и другие дети, которые нуждаются в вашей заботе и любви. А еще работа, хозяйственные заботы… Как белка в колесе, верно?
Не забывайте о своем здоровье! Детям нужна здоровая, спокойная и счастливая мама! Поэтому используйте время отдыха именно на отдых, а не на другие дела.
Совместные будни
Родителям очень важно активно уделять ребенку внимание, чтобы его внимание не переключилось на что-то другое. Поэтому, папы и мамы, когда вы не работе, будьте любезны, общайтесь с детьми!
На выходных посещайте спектакли, выставки. Детям очень нравятся мюзиклы – не забывайте про них.
Если вы активная семья – вместе катайтесь на велосипедах, роликах, зимой на лыжах и коньках.
Папы могут приобщать сыновей к работе в доме – что починить, например. А мы вместе с девочками печь и готовить.
Уважаемые родители, помогайте ребенку расширять свое мировоззрение (читать литературу, изучать историю и географию вне школьной программы), углубляться в изучение иностранных языков. Возраст 9 лет — творческий порыв школьника к изобразительной деятельности, построению бумажных моделей, лепке, вышивке, плетению гобеленов, бисероплетению.
Если ребенок не пробовал настольные игры, заинтересуйте его ими. Актуальны игры с картами, домино, лото и шахматами. Не теряют популярности пазлы и сложный конструктор. На второй план отходят машинки, пистолеты, куклы и мягкие игрушки.
В этом возрасте детям свойственно все систематизировать, классифицировать вещи по своим придуманным признакам. В большинстве случаев это проявляется в коллекционировании марок, карточек, игрушек, брелоков…
Полезные советы
Будьте своему ребенку другом!
Родители, которые искренне интересуются жизнью своих детей и принимают в ней активное участие, имеют хорошие шансы стать «своими в доску» и всегда быть в курсе того, что происходит в детской жизни.
Самой важной родительской задачей на этом этапе оказывается поддержание высокой самооценки и помощь в развитии уверенности в себе. Дети, которые чувствуют такую опору, лучше справляются со сложными задачами и легче противостоят негативному давлению извне. Вам необходимо как можно больше времени посвящать ребенку, разговаривать с ним, хвалить за любые достижения и как можно реже замечать неуспехи. Ориентируйтесь на сильные стороны характера своего ребенка и всегда будьте готовы к взаимодействию.
В возрасте 9 лет дети начинают проявлять независимость. Как справиться с этой ситуацией: попробуйте признать потребность ребенка в независимости и предоставить ему возможность проявлять самостоятельность и ответственность. Сделать это можно, закрепив за ребенком определенные домашние обязанности, но с условием, что ребенок сам будет решать, когда приступать к их осуществлению, а вы не будете его контролировать. Если ребенок будет знать, что только от него ожидается выполнение каких-либо дел, он будет чувствовать себя востребованным и полезным, не говоря уже о том, что чувство независимости неизбежно будет расти.
Учите ребенка отстаивать свое мнение
В этом возрасте дети сильно зависимы о мнения окружающих. Они не любят сильно отличаться от сверстников. Поэтому ребенок может не надевать то, что его друзьям не понравится, к примеру. Важно научить ребенка быть индивидуальностью! Убеждайте в том, что все люди разные, и принятие в компании зависит не от физических параметров человека, а от его самоуважения, поведения и личностных качеств.
Рассказывайте ребенку, что значит здоровое питание. Подавайте личный пример: основу рациона должны составлять свежие фрукты и овощи, на столе всегда должны быть зерновые продукты (хлеб, каши, цельнозерновые макароны), молочные продукты с пониженным содержанием жира, рыба и морепродукты, диетическое мясо. Учите ребенка выбирать продукты, богатые сложными углеводами и не содержащие транс-жиров.
Чтобы оградить ребенка от вредных привычек, рассказывайте о вреде курения и употребления алкогольных напитков,
Будьте в курсе успеваемости ребенка, но не смотрите исключительно на оценки, которые зачастую бывают не слишком объективными. Важнее желание ребенка узнавать что-то новое, интерес к предмету, усидчивость и упорство.
Не ждите, пока ребенок окончательно повзрослеет, чтобы говорить с ним о сексе. Многие дети в девять лет знают о взаимодействии полов больше, чем вы можете себе представить. Вы ошибаетесь, если полагаете, что девять лет – слишком ранний возраст для серьезных бесед. Открытый диалог о физиологических и психологических изменениях ребенка очень важен, поскольку только он дает вам гарантию, что ребенок будет владеть правильной информацией о сексе и верно интерпретировать свое и чужое поведение. Если вам некомфортно разговаривать со своим ребенком на такие деликатные темы, попросите школьного психолога или врача провести с ребенком беседу. Рассказывайте ребенку о заболеваниях, передающихся половым путем, и об исключительной важности барьерной контрацепции.
У вашего ребенка сейчас такой возраст, когда важно и нужно знать правила безопасности в квартире. Убедитесь в том, что ребенок знает, как нужно общаться с незнакомцами, звонящими в дверь.
Список дел
- Каждые полгода с ребенком посещайте детского стоматолога.
- Планируйте выходные так, чтобы больше времени проводить с ребенком. Старайтесь разнообразить детский досуг.
- Запишитесь на спортивные занятия. Хорошо, если это в той же самой спортивной школе, где тренируется и ваш ребенок. Вы и хороший пример будите показывать, и для здоровья (фигуры) полезно.
Статья (3 класс) по теме: О душе и личности детей 9-10 лет
О ДУШЕ И ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ 9 – 10 ЛЕТ.
Миф: Девятилетних детей, третьеклассников считают цельными, гармоничными и доброжелательными людьми, в отличие от первоклассников или подростков.
Реальность: Многие из них — довольно злые критики. Именно на девятом году жизни начинается кратковременный период, когда дети обесценивают авторитет взрослых, становясь циниками. Но и в более позднем возрасте можно заметить их удивительную черствость и безапелляционность, склонность к прямолинейным решениям, этакую «двухмерность» мышления. Один знаменитый психолог сказал: «Эти дети уже хорошо знают, что такое справедливость, но еще ничего не слыхали о милосердии».
Миф: Самооценка детей данного возраста зависит от успехов в учебе, ведь учеба — это их ведущая деятельность, как утверждают многие психологи.
Реальность: У детей в возрасте девяти лет, в отличие от следующего периода (10-12 лет), самооценка по-прежнему в значительной степени определяется отношением родителей. Чем сильнее дети чувствуют критику и отвержение с нашей стороны, тем хуже они о себе думают. Хорошее отношение родителей, несмотря на отсутствие выдающихся успехов в учебе, формирует в целом позитивное отношение к себе.
Миф: Детей 9-10 лет не интересует ни психология, ни свой внутренний мир.
Реальность: Интерес к психологической стороне жизни впервые проявляется именно в возрасте 9-10 лет.
Итак, какие они, эти загадочные девятилетки?
Вполне разумные, иногда даже пугающие своей «плосковатой» прагматичностью. Вместе с тем — ранимые и трепетные, они пока еще по-детски беззащитны. Еще верят в своих родителей как в богов, но вместе с тем иногда критикуют нас до обидного точно. Влюбляются и дружат, постоянно играют разные роли на сцене, видимой им одним. Все более внимательно присматриваются к другим людям, проявляя то чудеса сострадания, то поразительное эгоистичное упрямство. У них особый интерес к теме справедливости и «взрослым», запретным темам. Они способны на глубокие и мудрые замечания в свой адрес, но порой совершенно неадекватно оценивают собственные возможности.
Как объяснить все эти противоречия? Да противоречия ли это?
О душе и личности ребенка.
Проблема в том, что по отношению к детям нас обычно волнуют два аспекта: хорошо ли нам с ними, и хорошо ли они адаптировались к миру. Другими словами, нас интересует внешняя сторона. Но ведь у детей есть еще и внутренний мир, есть их душа, живущая по своим законам! Пришло время «открыть некоторые ее тайны.
Вообще говоря, наличие у детей личности признают далеко не все. В самом деле, как можно го-
ворить о личности, когда главным ее признаком является независимость и ответственность, а откуда
это возьмется у детей? Заметьте, что если за детьми не всеми признается право называться лич-
ностью, то наличие у них души никем не оспаривается. Более того, всю свою жизнь, тренируя силу,
укрепляя волю и развивая личность, взрослый человек стремится сохранить детскую непосредствен-
ность, живость восприятия и бесстрашную открытость миру. Для взрослых выведен следующий за-
кон: доступ к душе — таинственной и глубокой сущности себя самого — открывается лишь человеку
с сильным «Я», тому, кто свободно говорит «да» и «нет», справедливо сам себя оценивает и может
отстаивать свои ценности перед другими. Другими словами, душой может быть наделена только лич-
ность. Чем больше человек доверяет своим оценкам, чем яснее слышит голос интуиции, тем охотнее
опирается на собственное чутье в отношении того, что является правильным.
Не так просто суметь расслышать этот собственный голос сквозь гул чужих голосов, среди мно-
жества различных жизненных концепций. Рассудок (mind), по сути, мешает человеку найти себя.
кто не спорит: интеллект, умение мыслить логически еще никому не мешали — этому мы и учим
детей в школе. Однако в делах души рассудок поразительным образом является помехой. Мы год за
годом учимся, отбросив доводы рассудка, приходить в гармоничное состояние равновесия с самими
собой, чтобы в этой несуетной тишине расслышать правильное решение, идущее от нашей сущности,
согласованное с нашей душой.
Детям доступ к душе широко открыт. Их душа еще не защищена сильным «Я», она уязвима и ранима, но ей свойственны и сила чувств, и впечатлительность, и фантазии, и желания. Немецкий философ Рудольф Штайнер называл детей маленькими ангелами, которые год за годом все ближе спускаются к земле. В девять лет, говорил он, эти ангелы окончательно падают на землю, теряя свои крылышки. Вы уже, наверное, догадались, почему так происходит? Да, примерно в девять лет мозг ребенка созревает настолько, что готов начать мыслить по законам формальной логики. Дети нaчинают воспринимать и пытаются осмысливать окружающий мир не открытой душой, а уже хорош сформировавшимся рассудком.
Плюсы и минусы развивающегося интеллекта.
Согласно теории Жана Пиаже, которая исчерпывающе описывает стадии интеллектуального развития детей, у девятилетних школьников в самом пике развития находится стадия конкретных операций. Это означает, что дети уже освоились с новым интеллектуальным инструментом, благодаря чему активно развивают важнейшую для любого человека способность к децентрации, то ест начинают видеть ситуацию не только «со своей колокольни», но и с учетом перспективы и мнений других людей. Кроме того, дети могут применять новые стратегии и правила мышления к конкретным фактам и задачам, понимая, что проблема может иметь множество сторон, и видимость может быть обманчивой. В этом возрасте им уже известно также об обратных действиях (если 3 + 5 = 8, то 8 — 3 = 5), о стабильном характере данных законов (2×2 = 4 всегда, а не только по пятницам). Вместе с тем, мышление детей по-прежнему характеризуется приземленным, конкретным, практические подходом к решению проблем. Они упорно цепляются за воспринимаемую и легко интерпретируемую реальность.
Насколько же отличается это новое мышление от детского! До девяти лет дети воспринимаю все окружающее весьма необъективно, их картина мира оставляет место для чудес, но зато сущность происходящего они понимают лучше, поскольку сами напрямую соединены с этим миром. Для детей младше девяти лет характерен в той или иной степени развитый анимизм — им нетрудно представив себя камнем, деревом, кошкой или другим человеком. Их способность эмоционально вчувствоваться во что-то другое открывает доступ к сущности этого другого. После девяти лет они утрачивают эту способность — на смену эмоциональной открытости приходит логика. И первым выводом, который ясно показывает логическое мышление, становится мысль о том, что в мире, раньше таком целостном и непротиворечивом, есть непримиримые противоречия. Чутье больше уже не обеспечивает; целостности и осмысленности картины мира, и это новое ощущение тревожит ребенка, его психодинамика начинает работать «на выживание», включая защитные механизмы.
Наиболее распространенным защитным механизмом является избегание. Так же, как и мы, дети избегают возможной эмоциональной травмы, не желая внимательно рассматривать то, что их тревожит или пугает. Они как бы «прищуривают глаза», ограничиваясь вниманием лишь к тому, что лежит на поверхности, в области реально видимого. Так возникает отрицание и вытеснение. И помогает им в этом новый интеллектуальный инструмент — логические операции классификации и сериации.
Ребенку, по-видимому, нравится сам процесс использования логических схем для объяснений. Замечали ли вы, как они любят схемы, планы, карты, классификации? Они со знанием дела перечисляют марки автомобилей, названия музыкальных групп, различные торговые бренды, столицы государств, то есть воспринимают мир списками, сериями.
Дети интуитивно чувствуют, что мир, похоже, имеет некоторое дополнительное измерение, глубину, тайну, а благодаря усвоенным логическим способам мышления они отмечают, что наблюдаемые ими явления весьма противоречивы. Оказывается, не все люди доброжелательны, не все взрослые справедливы, добро далеко не всегда побеждает зло, как должно по идее быть, хорошие люди (и даже дети!) погибают, а родители иногда считают правильным и справедливым совсем не то, что кажется верным для детей.
Общаясь с девятилетними детьми, мы становимся свидетелями увлекательного интимного процесса преодоления «двухмерного» видения мира. В этом возрасте они еще не способны к восприятию «третьего измерения», но уже к 10-11 годам воспринимают амбивалентность чувств без страха. Взаимоисключающий характер двух правд об одном и том же их больше не пугает, а скорее стимулирует к пониманию того, что кроется за поверхностным знанием. Так постепенно меняется характер восприятия мира.
Неокрепший ум перед лицом амбивалентности.
С детьми разных возрастов провели такой эксперимент: попросили их высказать в непринуждённой беседе своё отношение к Карлсону. Этот персонаж, хорошо известный всем ребятам по книжке и мультфильму, закономерно вызывает противоречивые чувства. Веселый и озорной проказник, он, однако, совсем не по-дружески ведет себя с Малышом, становится причиной его неприятностей, бросает его в трудную минуту, а кроме того, он обжора, хитрюга и эгоист.
Дети 7 лет, рассказывая о Карлсоне, демонстрируют нечувствительность к противоречиям. Они хорошо к нему относятся. Соглашаются с тем, что Малышу из-за него много раз попадало, но все равно он им нравится. Первоклассников не удивляет нелогичность их отношения к любимому герою.
Дети 9 лет уже не могут не замечать противоречивых черт Карлсона. Большинство испытуемых высказали ему порицание за предательство, проявив себя в характерной роли критиков и не слишком милосердных, зато «справедливых» судей. Часть девятилеток, дети из эмоционально неблагополучных семей, остались на позиции более раннего возраста («С ним так весело, что ему можно простить все», «Я не хочу, чтобы меня предавали, но мне очень-очень нужен такой веселый друг, как Карлсон, я буду с ним дружить»). Еще часть детей этого возраста, а также более старшие ребята (10 лет), видя эти противоречия, не пытались закрыть глаза на одно, и смотреть только на другое — они искали причины такого противоречивого поведения. Надо признать, делали они это очень психологично («Карлсон одинок, но скрывает это», «Он ревновал Малыша к щенку»).
Дети 12 лет безошибочно раскладывали черные и белые стороны личности Карлсона, но в заключение говорили совсем нелогичную вещь: «Все равно он милый, потому что он — из детства, когда все было так хорошо».
Можно сказать, что во временной перспективе сущность проявляется рельефнее, и ближе в своем восприятии к ней подошли не логичные девятилетки, а дети семи лет, а также, конечно, более старшие дети. Мы, взрослые, хорошо понимаем, что Карлсон несет в себе столько жизни, что слабости и мелкие злодейства ему можно простить (что и делал, кстати, семилетний Малыш, и продолжают делать миллионы читателей во всем мире). Правда, иногда в нас просыпается латентное мышление, и мы возмущаемся эгоизмом «лучшего в мире друга», а в США, говорят, эту книгу и вовсе не рекомендуют для чтения.
Так игры разума в девять лет на короткое время (около полугода) делают ребенка критиком и циником, а потом, если в его жизни все складывается хорошо, он постепенно научается не бояться противоречий и «копать в глубину», вследствие чего амбивалентность можно видеть как две стороны одной непротиворечивой реальности. Итак, перед нами очень важный факт: дети 8-10 лет делают шаг к более глубокому восприятию мира. Они становятся психологами, а некоторые — даже психоаналитиками, тонко подмечая те особенности родительского поведения, которые сами родители стараются не замечать. Кажется, что они нас не слушают, но при этом удивительно точно копируют нас…
С моей точки зрения, с его точки зрения… А как это выглядит со стороны?
Если говорить о развитии способностей к пониманию окружающих, то девятилетние дети находятся на той стадии, когда уже можно делать предположения о том, как их оценит другой человек. Они также знают, что и этот человек может предположить, какова будет эта оценка.
Американский исследователь Роберт Селман для понимания различий в видении одной и той же ситуации детьми разного возраста предложил им следующую дилемму. Холли — девочка восьми лет, и ей нравится лазать по деревьям. Как-то раз, спускаясь с высокого дерева, она упала с нижней ветки, но не причинила себе большого вреда. Отец видел это, и потребовал, чтобы она больше не лазала по деревьям. Холли дала обещание. В тот же день она встретила свою подругу, и та рассказала, что ее котенок залез на дерево и не может самостоятельно спуститься. Нужно было что-то немедленно делать. Холли лазала по деревьям лучше всех, и только она могла достать котенка. Селман рассказывал эту историю детям разных возрастов, и просил их ответить на вопрос: «Как отец Холли отнесется к поступку, когда узнает о нем?»
Дети 3-6 лет отвечали следующим образом: «Отец Холли обрадуется, если она достанет котенка, ведь он любит котят». Дети этого возраста смешивают свои и чужие чувства, децентрации у них пока еще нет.
Дети 4-9 лет ориентированы на то, знает ли отец мотивы Холли. Они рассуждали так: «Если бы ее отец знал, зачем она вскарабкалась на дерево, он, вероятно, не рассердился бы».
Дети 7-12 лет уверены, что отец смог бы принять точку зрения дочери: «Отец Холли, вероятно поймет, что она думала о том, как важно спасти котенка, и поэтому не рассердится, а может быть, даже будет гордиться ею».
Только после 10 лет дети уже способны учитывать точки зрения и отца, и дочери, выходя ; пределы непосредственной ситуации и занимая нейтральную позицию третьего лица: «Холли помни свое обещание, но не думает, что отец рассердится: она же объяснит, что не полезла бы на дерево» если бы не проблема с котенком. Возможно, ее отцу хотелось бы, чтобы Холли попросила помощи взрослых, но он бы понял, почему дочери было так важно спасти котенка». Итак, девятилетние дети пока не могут вообразить, как ситуация выглядит со стороны и что подумает сторонний наблюдатель. а также как это внешнее мнение подействует на ее участников. Видение более широкого контекста появляется только после 10 лет, и его хорошо учитывают взрослые, но не дети. Именно поэтому между девятилетками и взрослыми так часто возникает непонимание.
Нечувствительность к страху смерти — результат отрицания.
Система восприятия мира, построенная на логике, помогает девятилетним детям справиться со своими страхами. Даже такая абстрактная пока еще тема, как смерть, находит какое-то приемлемое объяснение в рамках логики («Только старые люди умирают» или, по прочтении «Детей подземелья» В.Г. Короленко: «Хорошо, что мы не такие бедные, с нами такого не случится!»).
В обзоре экспериментальных исследований на тему «Как дети воспринимают факт невечности собственной жизни», приведенном в монографии Ирвина Ялома «Экзистенциальная психотерапия». есть описание измерений кожно-гальванической реакции как показателя тревожности у большого числа детей от 5 до 16 лет на перечисление среди нейтральных слов таких, которые связаны со смертью. Высокая тревожность была обнаружена у детей в возрасте 5-8 и 13-16 лет. У детей 9-12 лет эти слова тревоги не вызывали. Ялом не согласен с выводами авторов данного исследования, которые считают этот возраст спокойным временем, «золотым веком» детства:
«Я полагаю, что эти результаты могут быть объяснены не столь радужно. Ребенок научается, или его научают отрицать реальность; постепенно по мере того, как у него появляются эффективные и изощренные способы отрицания, образ смерти уходит в бессознательное, и явный страх смерти притупляется… С наступлением пубертата детские механизмы отрицания перестают быть эффективными».
Однако логические схемы создают только видимость моральной опоры у встревоженного ребенка. Его чутье в отношении сути вещей пока еще тихим голосом сообщает о недостаточности данного способа обретения уверенности в собственной позиции. И чем больше уважения к чутью ребенка мы будем проявлять, тем вернее он преодолеет стадию примитивных схем в восприятии мира. Если же
он по каким-то причинам «застрянет» на этой стадии, то его развитие пойдет по пути выстраивания изощренных логических схем, неизменно приводящих к предубеждениям, борьбе с врагами и другими проявлениями нетолерантной личности. Чем больше внимания получает та или иная сфера жизни ребенка, чем больше диалогов происходит между ним и взрослым, тем скорее преодолевается стадия примитивных схем.
Влюбленность как форма жизни.
ДА, дети в возрасте 8-10 лет влюбляются. Тема секса и любви, «отобранная» у этого возраста психоаналитиками, звучит в жизни сегодняшних третьеклассников довольно отчетливо.
Свидания и тайные поцелуи. Переживания — позвонит или нет. Обмен номерами телефонов, sms-ки. Они обсуждают (правда, пока еще в основном с мамой), красив ли тот или иной мальчик. Заговорщицки признаются перед сном, что влюбились в Сережку, причем мама не на шутку пугается, вспоминая 12-летнего хулигана с соседней дачи. С гордостью сообщают, что из-за них кто-то кому-то «назначил стрелку». На первый взгляд, здесь пока еще много игры, но чувства, восторг, глубина переживаний — это все настоящее. Несколько утешает лишь непостоянство отношений, но и здесь не все так однозначно. Нежные чувства остаются и через год, когда наступает новый дачный сезон. А ревность! Вы видите настоящую боль, когда выясняется, что обожаемый Сережка поехал кататься на велосипеде с девочкой постарше, и ваше родительское сердце тоже сжимается от боли.
Телевидение, поп-культура, реклама нагружают детей таким количеством эротики, что они со всей своей непосредственностью искренне полагают, что именно так и нужно себя вести. Психотерапевты отмечают свойственную данному возрасту расщепленность мышления как основание для того, чтобы презирать сексуальность, считая ее чем-то «неприличным», и одновременно переживать восхитительную нежность и страстность чувств.
Но все же любовь пока второстепенна. Дружба — вот настоящая тема отношений. Дружба и друзья делают жизнь полной. Начиная с восьми-девяти лет роль друзей, дружбы, отношений между друзьями будет неуклонно увеличиваться. Уже сейчас заветное «А Саша выйдет?» или «Алло, а Таня дома?» звучит как стартовый выстрел. Занятия спешно прекращаются, все другие развлечения забываются: «За мной пришли! Мама, можно я на полчасика?» Хорошо, что еще вечером перед сном, или когда плохо себя чувствуют, или просто когда кошки скребут на душе, они вспоминают о родителях. Нить, соединяющая взрослых и детей, отныне будет становиться все тоньше и тоньше. «Жаль, — сказал по этому поводу один проницательный родитель. — Только с ними стало интересно, как ты им уже вроде и не нужен». Теперь уже родителям приходится придумывать ритуалы и специ-альные способы привлечь к себе внимание детей, которые еще совсем недавно проделывали то же самое в отношении нас.
Девятилетний ребенок начинает считать своим другом того, кто его понимает и бережно относится к его чувствам. Друзья для него — это уже не просто знакомые, с которыми он проводит время, а люди, помогающие друг другу, отзывающиеся на его просьбы и разделяющие его интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Появляется представление об обязательствах в человеческих отношениях, и дети начинают оценивать действия друг друга. Они становятся очень чувствительными к мнению других детей и обижаются, когда те не выказывают им достаточного уважения.
Так дети учатся различать теплые чувства и уважение. Теплота и эмоциональная близость, связанная с совместными играми, получением удовольствий, разговорами, шутками, смехом и толкотней — это совсем не то, что уважение. Уважение требует дистанции. Чтобы уважать человека, нужно отодвинуться от него на некоторое расстояние, рассмотреть и увидеть таким, какой он есть. Теперь игнорирование их способностей и чувств, неуважение к проявлениям детской «самости» со стороны родителей приводят к драматическим переживаниям в дружеских отношениях со сверстниками. Вот слова девятилетней Маши: «Я с этой Ритой больше не дружу! Обещала позвонить, а сама не позвонила. А бабушка ее по телефону сказала, что она вообще ушла гулять с другими девочками. Ну, это еще ладно, но вечером она мне звонит и спрашивает, что задали по русскому, а про все остальное молчит!»
Эти слова сказаны в откровенном разговоре со взрослым, который умеет уважительно слушать, а между собой девятилетки стараются вести себя более степенно, проявляют большую осмотрительность в выражении своих оценок и мнений. Они становятся более застенчивыми: начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста, значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников. Такое поведение психологи связывают с возникающей в этот период потребностью занять определенное положение в группе сверстников. При этом успехи в учебе у третьеклассников становятся менее значимыми и отходят на второй план.
Расширение горизонтов
Мир, который видит ребенок, раздвигает свои границы постепенно, и в значительной степени этому способствует воображение и фантазия. Галерея привлекательных образов расширяется за счет кумиров из области поп-музыки, рекламы и кино, а для некоторых детей — и за счет книжных героев. Героические и романтические поступки воспринимаются весьма чувствительно, глубоко затрагивая воображение ребенка.
Характерные истории, придуманные на ходу и поражающие неподготовленного взрослого «откровенным враньем», обязательно содержат дидактический образ, правильное поведение или идею принадлежности к идеалу. Фантазерами дети становятся лет с шести, но и в девятилетнем возрасте фантазии никуда не исчезают, в них по-прежнему отсутствует символизация и абстрактная идея, а эмоциональные подробности все так же сопровождаются настойчивым: «Да! Правда! Ты че, не веришь мне, что ли?» Темы фантазий в этом возрасте связаны с обладанием чем-то ценным или принадлежностью к чему-то особенному.
Мальчик из очень интеллигентной семьи как-то рассказал учительнице английского языка потрясшую его родителей историю о том, что его предок — Сальвадор Дали. «Почему именно Дали?! — недоумевали потом родители. — Что за дикая фантазия? Конечно, в нашей семье восхищаются Дали, но почему он его в предки записал?»
Что делать нам, родителям, с детскими фантазиями? Нужно пытаться понять их не как желание обмануть и ввести в заблуждение, представляя себя в более выгодном свете, а как способ разглядеть более широкие горизонты, с которых позже можно будет увидеть в будничной сумятице жизни ценностные основания для обретения смысла.
Вот что говорил писатель Льюис Кэрролл о своей героине Алисе, девочке, которой, по его замыслу, еще не исполнилось 10 лет: «Чистая душа, еще открытая миру и не вступившая на дорогу поисков собственной уникальности». Мой интерес к детям этого возраста вдохновлен другой девятилетней девочкой — моей дочерью Василисой. Конечно, я наблюдала и за другими детьми, но во всей глубине и многообразии передо мной предстает именно она, с присущим ей своеобразием всех девятилетних…
Итак, что нужно третьекласснику?
Пространство для того, что идет из его души: страхов, опасений, желаний, вопросов. Для
того чтобы дать ему это пространство, нужно уметь слушать. Не отвечать на поставленный
вопрос, а искать, что за этим стоит, почему это затронуло ребенка, не оценивать, а уточнять,
расспрашивать, как можно старательнее вынося себя со своими мнениями за скобки. Очень
важно находить время для этих драгоценных разговоров «ни о чем».
Структура. Душа ребенка может легко потеряться в избыточном количестве свободы. Как
это ни странно звучит, но для хорошего развития нужна структура: режим дня, постоянные
обязанности по дому, ритуалы и традиции. Они необыкновенно облегчают прохождение де-
вятилетним ребенком тревожного периода переживания враждебности окружающего мира.
Чтение хорошей литературы. Черно-белые схемы присутствуют не только в недостаточно
развитом сознании девятилетнего ребенка, но и в большей части голливудской кинопродук-
ции, с ее извечным противостоянием героев и злодеев. Такие произведения, по сути, усугуб-
ляют тяжесть протекания кризиса. А вот вальдорфцы рекомендуют взрослым читать детям
истории из Ветхого Завета, где нет однозначно хороших или совсем плохих героев (без первородного греха Адама и Евы не было бы нас с вами). Ветхий Завет можно заменить рассказами Л.Н. Толстого или А. П. Чехова. Найдется и еще немало хороших книг, не упрощающих жизнь, но и не подрывающих веру в нее.
Уважение к их собственному мнению, чутью, решениям. Дети нуждаются в уважительной
дистанции, для них она важнее тесной теплоты, нарушающей их границы. Вопросы «А ты
как думаешь?», «У тебя есть идеи?», «Что бы ты сделал на моем месте?», «Как по-твоему, мы
правильно поступили?» развивают их доверие к своей совести, своей интуиции, себе самим.
Искренность со стороны взрослых. Только при этом условии дети могут получить доступ к
нашей душе, а она нужна им так сильно, что их больше устраивает наша вспышка раздраже-
ния, чем безразличие или разговор «из роли». В раздражении мы становимся самими собой
и говорим правду. Будучи искренними, мы проявляем свои душевные качества, то есть посту-
паем как люди, имеющие душу.