Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Работа с психолога с педагогами в доу – Рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему: Система работы педагога-психолога ДОУ по индивидуальному сопровождению детeй «группы риска»

Posted on 16.07.202020.01.2020

Содержание

  • Работа с педагогами | Сайт педагога-психолога ДОУ
  • Работа с педагогами — Сайт педагога-психолога «ПСИХОЛОГиЯ» Соловьевой Л.А.
  • Методическая разработка на тему: Работа педагога-психолога ДОУ с коллективом
  • Сайт психолога ДОУ — Психолог в ДОУ
    •  Что делает психолог в детском саду?
      • Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях. 
      • Что же делает психолог в ДОУ?
      • Деятельность психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях:
  • Педагог-психолог в детском саду | Социальная сеть работников образования
  • Материал на тему: План взаимодействия педагога – психолога с педагогами ДОУ
  • Материал на тему: Перспективный план работы педагога-психолога

Работа с педагогами | Сайт педагога-психолога ДОУ

Консультация «Роль общения в работе педагога» 09. 04. 2019   ·   Просмотры:

119

  ·   Рубрика: Работа с педагогами

Наша с вами работа предполагает постоянный контакт с родителями, детьми, коллегами. И в том, какой это будет контакт, во многом зависит…

Сайт педагога-психолога ДОУ Семинар-практикум: «Дети с разными типами темперамента в группе детского сада» 22. 11. 2013   ·   Просмотры:

42

  ·   Рубрика: Работа с педагогами

План проведения 1. Информационная часть. 1.1. Психологическая характеристика типов темперамента. 2. Практический инструментарий. 2.1….

Сайт педагога-психолога ДОУ Тренинг с педагогами на снятие напряжения 23. 06. 2013   ·   Просмотры:

52

  ·   Рубрика: Работа с педагогами

Я рада, что мы смогли встретиться, имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и попутно, что-то узнать о себе и о…

Сайт педагога-психолога ДОУ Тренинг для педагогов: «Познай себя» 23. 06. 2013   ·   Просмотры:

111

  ·   Рубрика: Работа с педагогами

Цель: личностный рост через поддержание и улучшение эмоционального и физического самочувствия, повышение уровня жизненной и…

Сайт педагога-психолога ДОУ Тренинг: «Мы и наши дети в общении» 23. 06. 2013   ·   Просмотры:

24

  ·   Рубрика: Работа с педагогами

Цель: Принятие субъективности ребёнка в сфере коллективных отношений и взаимоотношений педагога как субъекта педагогического…

Сайт педагога-психолога ДОУ 23. 06. 2013   ·   Просмотры:

36

  ·   Рубрика: Работа с педагогами

Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится…

Сайт педагога-психолога ДОУ

Работа с педагогами — Сайт педагога-психолога «ПСИХОЛОГиЯ» Соловьевой Л.А.

           Сегодня в связи с введением ФГОС ДО многим воспитателям требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для них может сопровождаться состоянием психоэмоционального напряжения. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.

         Обновления в системе дошкольного образования и предъявляемые требования, показывают психологическую неготовность педагога к принятию новых изменений, в связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда, увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания». Он очень сильно влияет на человека, подрывая его здоровье и желание работать. Поэтому проблема эмоционального выгорания педагогов ДОУ, снятие эмоционального напряжения  в условиях введения ФГОС дошкольного образования является востребованной и требует оказания своевременной психологической профилактики.

         В нашем ДОУ эффективной формой профилактики эмоционального напряжения педагогов мной был выбран психологический тренинг, который позволяет:

— познакомить педагогов с приемами саморегуляции (дыхательная гимнастика, овладение навыками релаксации, мышечного расслабления, визуализации, концентрации) ;

— развить навыки  управления стрессом, навыки позитивного мышления.

— снять  психофизическое напряжение,  повысить стрессоустойчивость педагогов,

 -повысить сплоченность коллектива.

Предлагаю вашему вниманию тренинги,

составленные мною и проведенные с воспитателями  ДОУ.

Методическая разработка на тему: Работа педагога-психолога ДОУ с коллективом

Семинар-практикум «Неправильная родительская позиция».

Форма проведения:  групповая дискуссия, деловая игра.

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

План педсовета:

Выступление педагога-психолога «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»

Дискуссия по теме семинара

Деловая игра

  1.  «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»

На мгновение включим фантазию и представим себе…. Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются… А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная … И хочется сказать, что такое просто не возможно.

У педагогов и родителей одна задача: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Да, трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Из чего же складывается успех общения?

Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.

Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Рассмотрим примерный кодекс общения.

Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» — представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.

  1. «Неправильная родительская позиция»

Это сложная, деликатная, иногда болезненная, но необходимая тема для дискуссии. Родители доверяют воспитателям самое дорогое – жизнь и здоровье своего ребёнка, поэтому воспитатели могут рассчитывать на понимание, адекватную реакцию, поддержку родителей. Конечно, так происходит не всегда.

Вопросы для обсуждения:

 — Что свидетельствует о неправильной родительской позиции?

 — Обозначают ли дети неправильную родительскую позицию?

 — Имеют ли право воспитатели указывать на неправильную родительскую позицию?

 Многим известно выражение: «Все начинается с детства». К нему можно было бы добавить неоспоримую истину: «и все начинается с семьи».

Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь детей.

Основные ошибки, допускаемые родителями в воспитании детей:

1. Гиперопека – это неестественный, повышенный уровень заботы. Она выражается в стремлении родителей окружить ребенка постоянным вниманием, всегда защищать его, следить за каждым его шагом, удерживать детей около себя. Такое гипервнимание приводит к тому, что дети вырастают капризными, несамостоятельными людьми, которые в реальной жизни терпят неудачи и поражения, не могут мобилизоваться в трудных ситуациях.

2.Противоположная гиперопеке – строгая до жестокости власть над детьми – авторитаризм. Авторитарный стиль характеризуется чрезмерной строгостью и требовательностью. Угрозы, понукания, принуждение, наказания — вот главные средства  этого  стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности, в такой семье они не чувствуют себя в эмоциональной безопасности. Возникает недоверие к людям, стремление избежать общения. Такие дети вырастают грубыми, лживыми, лицемерными, безвольными, трусливыми, ленивыми, озлобленными и мстительными.

3. Не менее пагубным для формирования личности ребенка является эмоционально — безразличное отношение к нему родителей, предоставляющих ему с раннего возраста свободу или гипоопека, проявляющаяся в недостатке внимания к ребенку. Причинами такой позиции – чрезмерная занятость родителей собственными делами, безразличие и нелюбовь к детям, а также стремление избежать с ранних лет приучить ребенка к самостоятельности. До детей у них “не доходят руки”. В результате — ребенок испытывает одиночество и беспомощность в преодолении жизненных трудностей, даже тех, с которыми он, при поддержке родителей, легко бы справился. При недостатке родительского тепла страдают интеллектуальные возможности детей, замедляется их психическое развитие.

4. Существуют также семьи с непрогнозируемыми эмоциональными реакциями. В таких семьях родители склонны к неожиданным изменениям настроения, отношения к детям. Дети не знают чего ожидать от родителей в следующий момент. За одно и тоже ребенок может быть и обласканным и наказанным. Дети чувствуют себя неуверенно, у них отсутствует  чувство уверенности в родительской любви. В будущем такие люди оказываются нестабильными в межличностных отношениях. В них постоянно дремлет ожидание разрыва, они не уверены  в прочности дружбы, брака и т.д.

5. Бывает, что ребенка в семье воспринимают как «маленького неудачника». Его не принимают таким, какой он есть, считают, что сын или дочь  не оправдывают определенных надежд (относительно внешности, способностей и пр.) Интересы и чувства ребенка кажутся родителю несерьезными, а сам ребенок –  неуспешным. В таких семьях дети также вырастают неуверенными в себе, с заниженной самооценкой и замкнутыми.

Правильная родительская позиция выражается:

 — в уважении, доверии и признании права на ошибку своего ребёнка;

 — в разумном контроле и предоставлении выбора действий согласно возрасту ребёнка;

 — в продуманной системе поощрений и наказаний, не унижающих, а корректирующих поведение ребёнка;

 — в предоставлении необходимой информации для интеллектуального, эмоционального, физического развития ребёнка;

 — в постоянном обмене информацией с ребёнком, стимулирующем обратную связь.

Как бы вы могли дополнить этот список? Есть ли в группах дети, чьё поведение свидетельствует о неправильной родительской позиции. В чём это выражается, может ли воспитатель повлиять на эту позицию? Какие можно выработать корректные методы, способствующие изменению ситуации, которые можно применять как индивидуально, так и на групповых занятиях с родителями.

3. Деловая игра

Для проведения игры нам нужно разбиться на две команды. Наша деловая игра будет состоять из пяти частей: разминки, решения педагогических ситуаций, упражнений на развитие коммуникативности педагога, презентации статьи в родительский уголок и «банка идей» педсовета. Начнем нашу игру с названия команд.

1 часть. Разминка. Вопросы раздаются всем участникам, ответы принимаются по очереди.

Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)

В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)

В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)

Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.)

Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)

2 часть. Решение педагогических ситуаций.

Игра-инсценировка «Как поступить?».

– Задание для команд. Каждая команда придумывает конфликтную ситуацию «воспитатель — родитель», объявляет её команде соперников. Каждая из команд должна проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации (мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход).

– Вопросы к педагогам после проигрывания ситуации:

Какую роль было легче реализовать, роль «предъявителя претензий» или роль «ответчика»?

Что должен делать воспитатель, если он не в состоянии убедить родителя?

Какие чаще всего претензии предъявляют родители?

3 часть. Упражнения на развитие коммуникативности педагога.

Упражнение 1 «Кто эта маска?»

Цель: Развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом.

Предлагаю командам разыграть образы родителей. «Рубаха — парень», «вечно недовольный», «сомневающийся», «интересующийся». Каждая команда выбирает по два образа, называть в слух не надо, пусть команда соперников угадает тот образ, который вы изобразите.

Вопросы к упражнению:

Что было проще создать образ или угадать его?

Появились ли у вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с тем или иным образом?

Способны ли вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнера по общению?

Упражнение 2 «Искусство общения»

Задание: Подготовить короткий комментарий к тезисам.

Инструкция: Перед каждым участником игры лежит тезис. Необходимо прочитать его и подготовить короткий комментарий к нему. Могут высказываться и другие участники.

Тезисы.

Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.

Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.

Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.

Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.

В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.

Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.

Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

Упражнение 3 «Желаю Вам…»

Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.

Задача — сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент — похвала успехов их ребенка.

4 часть. Банк идей.

Предлагаю всем участникам игры пополнить банк идей, ответив на вопрос: Как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и приятным?

4. Итоги семинара-практикума.

Обсуждение проекта решений.

Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!

Сайт психолога ДОУ — Психолог в ДОУ

 Что делает психолог в детском саду?

Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.

Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.

Детский психолог — специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.

Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.

Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)

Родители, дети которых проходят психологическую диагностику, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, конфиденциальность — одна из этических профессиональных норм психологов. Никаких имён. Вся информация по результатам психологической работы ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.

Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.

Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях. 

 Задачи

  • Выявление причин нарушений эмоционально — личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;
  • Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ
  • Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана
  • Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
  • Психологическое сопровождение детей с ОВЗ, отслеживание динамики развития
  • Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
  • Оказание консультативной помощи родителям и педагогам
  • Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка

Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно — образовательного процесса:

1. Оказание психологической помощи детям:

2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:

3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:

  • Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;
  • Психологическое просвещение
  • Взаимодействие с другими специалистами

4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам


В ДОУ функционирует 11 групп: 8 групп общеразвивающей направленности и 2 группы комбинированной направленности и 1 группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Что же делает психолог в ДОУ?

Возрастная группаЧто делает психолог?

I младшая группа

(2 — 3 года)

  • сопровождение процесса адаптации, наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка
  • игры с детьми, беседы, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения
  • консультации с родителями по вопросам адаптации ребенка
  • консультации с педагогами группы по нормализации адаптационного периода

II младшая группа

(3 — 4 года)

  •  индивидуальная диагностика уровня развития ребенка (по запросу педагогов и родителей). Проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии
  • индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики, рекомендации по развитию ребенка.
  • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком

средняя группа

(4 — 5 лет)

  • индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.
  • индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.
  • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
  • индивидуальная диагностика уровня развития ребенка по запросу логопеда для ПМПК

старшая группа

(5 — 6 лет)

старшая группа

комбинированной направленности

(5 — 6 лет)

подготовительная группа

(6 — 7 лет)

подготовительная группа

компенсирующей направленности для детей с ЗПР

(6 — 7 лет)

 

Деятельность психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях:

Педагог-психолог в детском саду | Социальная сеть работников образования

Педагог-психолог в детском саду — это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек.

Основная цель работы педагога-психолога,  — сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики,  индивидуальных особенностей ее развития.

Педагог-психолог ведет работу в дошкольном учреждении   по следующим направлениям:

Первое — это консультации

Консультации «по запросу» — любые проблемы, которые волнуют близких ребёнка. Педагог-психолог  поможет  родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Педагог-психолог подскажет  родителям, как  надо общаться со своими детьми, чтобы изменения поведения в желательном направлении закреплялись. 

Второе направление — это диагностика 

     Плановая диагностика по возрасту проводится  для того, чтобы  определить уровень развития высших психических функций и эмоциональное состояние ребенка — чтобы помочь  ему, если  есть какие-то проблемы. Психика ребенка пластична, поэтому один развивается быстрее, другой медленнее Чтобы помочь  детям  психолог проводит игровые  коррекционно-развивающие занятия.

  Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, проводятся и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. Педагог-психолог с помощью специальных тестов может выявить причину. Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, — это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Родители обязательно во всех подробностях должны вникнуть в его результаты. В первую очередь, чтобы помочь своему ребенку. Если он будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание

Третье направление  — это коррекционно-развивающая работа

Он ведет коррекционную работу. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия, при проведении которых  используются программы,  составленные  специалистами и включает следующие формы работы:

-индивидуальные коррекционные занятия;

— групповые коррекционно-развивающие занятия .

Четвёртое направление  — это психологическое просвещение и психологическая профилактика

Психологическое просвещение родителей носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей.

Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.

Какие бывают самые распространённые ошибки при обращении к педагогу – психологу в образовательном учреждении?

Педагог-психолог в образовательном учреждении в первую очередь занимается проблемами, связанными с обучением: памятью, вниманием. Исследование личности, характера проводится только в свете влияния данных особенностей ребёнка на процесс обучения и общения со сверстниками и педагогами.

Родители часто не могут чётко сформировать проблему. Психолог – не подружка, с которой можно долго беседовать о своих настоящих и мнительных опасениях. К врачу мы обращаемся с вполне конкретной проблемой: болит горло, высокая температура. И психолог ждёт чёткой формулировки: не может выучить стихотворение, невнимателен, ленится, плаксив.

Когда вы приходите на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу, задавая свой вопрос, расскажите подробно о ребенке (токсикоз во время беременности, родовая травма, замкнутость/открытость, любимые игрушки, друзья, так далее) и о семье (полная-неполная, бабушки-дедушки, братья-сестры, благополучная-неблагополучная и так далее). Чем больше будет информации, тем реальнее будет помощь.

Очень трудно бывает работать с родителями, которые слишком многого хотят от ребёнка. Ребёнок не всегда может повторит их путь, их способности, что никаких психических отклонений у ребёнка нет, просто он – другой!

Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим родителям. Одна из этических профессиональных норм психологов, одна из их заповедей – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в напечатанном виде либо в устной форме при индивидуальной беседе.

Психолог в детском саду

Основная функция психолога в детском саду: сопровождение психического развития детей, отслеживание детей с проблемами в развитии и своевременная ранняя помощь детям и родителям.

Практика показывает, что непонимание родителями роли психолога в детском саду приводит к избеганию и отказу от встреч с ним. 

Хочется сразу разъяснить ситуацию:

психолог и психиатр, (с которым часто нас сравнивают) имеют существенные различия в роде деятельности.

Психиатр — врач, занимающийся отклонениями(нарушениями) в психической сфере человека. Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикаментозное лечение, дать направление в специализированный сад.

Психолог (детский) — педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Он не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда. 

Основным методом работы психолога является — наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости, психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии (творческая деятельность). Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия.

К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях с психологом, является недостаточным.

Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему.

Только совместная плодотворная работа даст благополучный результат.

Как известно, лучше не дожидаться проблемы, а сделать все, чтобы ее избежать. Поэтому взаимодействие с психологом лучше начинать с самого раннего возраста.

Начиная с ясельного возраста каждый ребенок попадает под пристальное внимание педагога-психолога, который сопровождает процесс адаптации ребенка к детскому саду. Находясь в группе, психолог выделяет детей со сложной адаптацией, наблюдает за особенностями его нервно-психического развития, всячески поддерживает его, проводит развивающие и психопрофилактические занятия с группой детей, обычно в виде подвижных игр, пальчиковой гимнастики.

Родителям, оформляющим ребенка в детский сад, рекомендую пройти индивидуальную консультацию с педагогом-психологом, чтобы получить максимально полную информацию об особенностях ребенка.

Беседа, наблюдение, анкетирование — методы, которые помогут психологу на консультации лучше понять и спрогнозировать варианты развития ребенка, подобрать оптимальные условия для раскрытия его интеллектуальных и личностных особенностей. Родителям будет полезно научиться смотреть со стороны на своего ребенка и подобрать оптимальную стратегию его воспитания, опирающуюся на безусловную любовь и доверие.

Материал на тему: План взаимодействия педагога – психолога с педагогами ДОУ

Направление

деятельности

Темы

С кем проводится

(группа)

Форма

Индивидуальные консультации (по запросу) в течение года

Оформление наглядной информации (информационные стенды) в течение года

Сентябрь

Диагностическая работа

Анкетирование педагогов

« Изучение запросов».

Все педагоги

Анкета

Консультативная работа

 «Особенности работы педагога в адаптационный период»

Педагоги

1 – ой и 2 – ой

мл. гр.

Консультации и рекомендации по адаптации детей, поступающих в ДОУ

«Интеллектуальное развитие детей и психологическая готовность к обучению к школе» (по результатам диагностики) Рекомендации

Педагоги подготовительных групп № 5, № 6

Индивидуальное

консультирование

Просветительская работа

 «Условия успешной адаптации».

Педагоги младших групп

Рекомендации для воспитателей детей младших групп

Октябрь

Диагностическая работа

Анкетирование педагогов:

  — «агрессивность детей»;

    — «тревожность детей»

Все педагоги

Анкетирование

Консультативная работа

«Кризис трех лет: куда бежать и где прятаться»

Родители

2 – ой

мл. гр.

Лекция — консультация

Просветительская работа

1. ПМПК «Анализ состояния здоровья, уровня психического и физического развития воспитанников МДОУ»

Все педагоги

Выступление

2.Рекомендации по созданию оптимальных условий для успешной адаптации детей, с учетом их индивидуальных особенностей.

Педагоги младших групп

Консультация

3 Рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок всех участников образовательного процесса.

Все педагоги

Консультация

4. Рекомендации по созданию развивающей среды групп, соответствующей возрастным особенностям (по результатам комплексного анализа).

Все педагоги

Консультация

Коррекционно – развивающая работа

1.ИКРР с детьми с ОВЗ и группы риска по рекомендациям психолога.

2. ИКРР с детьми по оказанию разных видов психолого-педагогической помощи по рекомендациям психолога.

Педагоги коррекционных групп

Практические рекомендации

Ноябрь

Диагностическая работа

Диагностика психологического климата в коллективе как составляющей психологического здоровья детей и взрослых.

Консультативная работа

1 «Роль игр и игрушек при подготовке детей к школе»

Педагоги

старших, подготовительных групп

Консультация для педагогов

2.«Если ребенок дразнится и ругается»

Младшие, средние группы

Консультация

3. Проведение индивидуальных консультаций по запросу педагогов.

Все педагоги

Индивидуальные консультации

4. Индивидуальные консультации с педагогами по вопросам воспитания и обучения детей.

Старшие группы

Индивидуальные консультации

Просветительская работа

«Что делать и не делать с ребенком дошкольного возраста» 

Памятка — рекомендации

Коррекционно – развивающая работа

«Современные здоровьесберегающие технологии»

Все педагоги

Психологическое занятие – тренинг

Декабрь

Диагностическая работа

Тест «Оценка уровня общительности» (тест Ф.Ряховского)

Консультативная работа

 « Игровые технологии в работе с детьми как условие повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении»

Все педагоги

Консультация

Просветительская работа

 «Агрессия в поведении ребенка. Методы работы с детской агрессией»

Все педагоги

Семинар — практикум

Коррекционно – развивающая работа

«Взаимодействие с гиперактивными детьми»

Все педагоги

Занятие

Январь

Диагностическая работа

Изучение запросов воспитателей и специалистов ДОУ.

Консультативная работа

 «Критерии готовности детей к школьному обучению»

Подготовительные группы

Просветительская работа

.Активные методы обучения – мастер-класс «Проведение релаксационных пауз и элементов психогимнастики» 

Все педагоги

Мастер — класс

Коррекционно – развивающая работа

Тренинг личностного и профессионального роста с молодыми педагогами «Успешный педагог – развитый ребенок»

Все педагоги

Тренинг

Февраль

Диагностическая работа

Тест «Самооценка педагога»

Консультативная работа

1.Консультирование по использованию рекомендаций психолога в работе с детьми с ОВЗ и детьми группы риска.

Педагоги коррекционных групп

Консультация

2. Консультирование по использованию рекомендаций психолога с детьми разных возрастных групп.

Все педагоги

Консультация

3.Индивидуальные консультации (по запросу) с целью создания благоприятного климата в ДОУ.

Все педагоги

Индивидуальные консультации

Просветительская работа

 «Педагог и ребенок: барьеры в общении»

Все педагоги

.Семинар – практикум

Коррекционно – развивающая работа

Ознакомление педагогов с приемами и методами использования игровой деятельности  в воспитании дошкольников.

Все педагоги

Практическое занятие

Март

Диагностическая работа

.«Проверьте, какой вы педагог» (тест СтанкинМ.И)

Консультативная работа

 «Введение в сказкотерапию» «Сказкотерапия с детьми, имеющими проблемы в личностном развитии». «Применение  сказкотерапии и песочной терапии в создании психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста

Все педагоги

Групповая консультация-практикум

Просветительская работа

«Управление эмоциональным состоянием»

Все педагоги

Психологический тренинг

Коррекционно – развивающая работа

 «Тропа доверия»

Все педагоги

Психологический тренинг

Апрель

Диагностическая работа

Изучение запросов воспитателей и специалистов ДОУ.

Консультативная работа

Игры к школе «Повышаем

 мотивацию» «Развиваем моторику»

 

Педагоги подготовительных групп

Консультация – практикум

(теоретический и практический материал)

Просветительская работа

 «Упражнения для развития межполушарного взаимодействия»

Педагоги ДОУ

Занятие  для педагогов

Коррекционно – развивающая работа

«Здоровый педагог — здоровые дети». Релаксационная пауза.

Педагоги ДОУ

Май

Диагностическая работа

. Изучение запросов воспитателей и специалистов ДОУ.

Консультативная работа

«Генетические различия между мальчиками и девочками»

Педагоги  ДОУ

Консультация

Просветительская работа

 ПМПК. Анализ состояния здоровья, уровня психического и физического развития воспитанников МДОУ

Педагоги  ДОУ

Проведение психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) по итогам диагностики

 Педсовет (итоговый)

Заседание круглого стола:

— подведение итогов работы за год

— обсуждение, обмен впечатлениями

Педагоги  ДОУ

Педсовет

Коррекционно – развивающая работа

Игровой тренинг для педагогов.

Педагоги  ДОУ

Тренинг

Материал на тему: Перспективный план работы педагога-психолога

  1. Психодиагностическое

Категории

Содержание работы

Группы

Сроки выполнения

Работа с детьми

Диагностика нервно-психического развития

1-я младшая

Сентябрь, октябрь

Диагностика интеллектуального развития (методика С.Д.Забрамная)

Подготовительная, старшая, средняя, разновозрастная № 1, разновозрастная № 2

Сентябрь, декабрь

Диагностика личностных интересов особенностей детей (самооценка О.В.Хухлаева)

Подготовительная, старшая

Май, январь

Диагностика уровня психологической готовности детей к обучению в школе (Тест Керна-Йирасика, методика М.Семаго)

Подготовительная, разновозрастная № 2

Октябрь, май

Диагностика эмоциональной сферы (методика Л.П.Стрелковой)

Старшая, подготовительная

 (по запросу родителей, педагогов)

Октябрь, апрель

Изучение детской тревожности (тест «Несуществующее животное»)

Старшая, подготовительная, разновозрастная № 2

Октябрь  

Изучение детско-родительских отношений (тест «Моя семья»)

Старшая

Декабрь

Изучение психологических особенностей детей, при использовании психолого-диагностических методик: наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос, беседа

Все группы

В течение года

Работа с педагогами

Лист оценки профессиональной деятельности и личности воспитателя

Педагогический состав

Сентябрь

Анкета «Психологический климат в коллективе»

Все сотрудники

Октябрь

Психодиагностика личности педагога

По запросу

В течение года

Психодиагностика педагогического коллектива

По запросу администрации

В течение года

Работа с родителями

Анкетирование родителей детей групп раннего возраста

1-я младшая

Сентябрь

Анкетирование «Как прошла адаптация детей к ДОУ»

Ноябрь

Анкета «Ваш ребенок скоро станет школьником» или «Личностная готовность ребенка к школе»

Подготовительная

Февраль

Анкетирование «Удовлетворенность работой ДОУ»

Все группы

Май

  1. Коррекционно-развивающее

Работа с детьми

Психологическое сопровождение процесса адаптации (А.С.Роньжина)

1-я младшая

В течение года

Психогимнастика (Е.А.Алябьева, М.И.Чистякова)

2-я младшая, средняя

В течение года

Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы (В.Л.Шарохина, Л.И.Катаева)

2-я младшая, средняя, старшая, подготовительная

Октябрь-апрель

Коррекционно-развивающие занятия по эмоционально-волевой сфере (авторизированная программа «В стране эмоций»)

Старшая, подготовительная

1 раз в неделю

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья (индивидуально)

2-я младшая, средняя, подготовительная, разновозрастная № 1, разновозрастная № 2

Сентябрь-май

Подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми «группы риска» (С.И.Семенака)

Подготовительная, разновозрастная № 2

В течение года

Фронтальные коррекционно-развивающие занятия (А.И.Аксенова)

Подготовительная, разновозрастная № 2

В течение года

Авторизированный дополнительный образовательный кружок «Азбука общения» направленный на развитие коммуникативных навыков

Подготовительная, разновозрастная № 2, старшая

Сентябрь-май

(1 раз в неделю)

Индивидуальные и подгрупповые развивающие занятия с детьми  (пр-мы Арцишевской, Останковой)

По запросу родителей, педагогов

В течение года

Работа с педагогами

Занятия по развитию рефлексии

Все сотрудники

В течение года

  1. Консультативное

Работа с педагогами

Консультации по вопросам адаптации детей к детскому саду

По запросу

В течение года

Консультации по результатам психодиагностики

Все сотрудники

В течение года

Психолого-медико-педагогический консилиум по результатам освоения уровней программы «Детство», детей с нарушением речи, задержкой психического развития

Все специалисты

Сентябрь, декабрь, май

«Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»

Все сотрудники

Ноябрь

Консультации по проблемам обучения, воспитания, развития детей и личным вопросам

Индивидуально

В течение года

Работа с родителями

Беседы-консультации с родителями вновь поступивших детей

Индивидуально

Сентябрь  

Групповая консультация «Роль родителей в процессе адаптации»

1-я младшая

Сентябрь

Консультация «Основные направления деятельности взрослых в семье» (познавательное развитие)

Информационный стенд

Декабрь

Индивидуальные консультации родителей по различным проблемам психологического содержания

Индивидуально

В течение года

Консультации с родителями по результатам диагностики интеллектуального, психического развития и эмоциональной сферы

Индивидуально

В течение года

  1. Психопрофилактическое

Работа с педагогами

Дискуссия «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ»

Все педагоги

Сентябрь

Коммуникативный тренинг

Все педагоги

Ноябрь

Практический семинар «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»

Все педагоги

Декабрь

Тренинг для релаксации и снятия эмоционального напряжения у педагогов

Все педагоги

Март

Участие в семинарах, педагогических советах, проводимых в ДОУ.

Согласно годовому плану ДОУ

Работа с родителями

РОДИТЕЛЬСКИЕ ЛЕКТОРИИ:

«Психологические особенности детей дошкольного возраста»

Во всех возрастных группах

Сентябрь, октябрь

«Маленький человек в новой среде» (проблема адаптации)

1-я младшая

Октябрь

«Капризы и упрямства детей дошкольного возраста»

2-я младшая

Ноябрь

«Готовность к школе»

Подготовительная

Май

  1. Психологическое просвещение

Работа с педагогами

Оформление информационно-просветительской папки для воспитателей всех групп «Страничка психолога»

Все сотрудники

В течение года

Выдача книг психологической библиотеки (по запросу)

Индивидуально

В течение года

Работа с родителями

Оформление стенда «Советы психолога» и групповые родительские уголки по темам:

«Как сделать период адаптации малыша к новым условиям наиболее мягким? Как вести себя родителям, что стоит объяснить малышу заранее?»          

1-я младшая

Сентябрь

«Как бороться с детской истерикой?»

«Как правильно хвалить ребенка».

«Ребенок у экрана».

«Как родителям помочь застенчивому ребенку?»

«Ребенок с синдромом гиперактивности».

«Агрессивный ребенок».

«Возрастные кризисы 3-х и 7-и лет».

«Скоро в школу».

Все группы

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Составление и распространение памяток «Адаптация к садику на отлично!»; «Кнутом или пряником?» и рекомендаций

По запросу

В течение года

  1. Организационно-методическое

Участие в конкурсах, семинарах ДОУ, города и края

В течение года

Проведение недели психологии

Во всех возрастных группах

Согласно годового плана ДОУ

Планирование деятельности, ведение рабочей документации

Ежедневно

Посещение и выступление на ГМО

Согласно годового плана УО

Выступление на педсоветах

Согласно годового плана ДОУ

Выступление на родительских собраниях

В течение года

Заключение соглашений с родителями о разрешении на работу с воспитанниками ДОУ

Сентябрь

Подготовка материалов на информационные стенды

В течение года

Разработка рекомендаций, памяток и буклетов

В течение года

Обобщение результатов обследований, составление таблиц, бланков

В течение года

Подготовка и размещение материалов на официальном сайте детского сада

В течение года

Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ (опираясь на результаты диагностики)

В течение года

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»