Работа с педагогами | Сайт педагога-психолога ДОУ

119
· Рубрика: Работа с педагогамиНаша с вами работа предполагает постоянный контакт с родителями, детьми, коллегами. И в том, какой это будет контакт, во многом зависит…


42
· Рубрика: Работа с педагогамиПлан проведения 1. Информационная часть. 1.1. Психологическая характеристика типов темперамента. 2. Практический инструментарий. 2.1….


52
· Рубрика: Работа с педагогамиЯ рада, что мы смогли встретиться, имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и попутно, что-то узнать о себе и о…


111
· Рубрика: Работа с педагогами Цель: личностный рост через поддержание и улучшение эмоционального и физического самочувствия, повышение уровня жизненной и…

24
· Рубрика: Работа с педагогамиЦель: Принятие субъективности ребёнка в сфере коллективных отношений и взаимоотношений педагога как субъекта педагогического…

36
· Рубрика: Работа с педагогами
Работа с педагогами — Сайт педагога-психолога «ПСИХОЛОГиЯ» Соловьевой Л.А.
Сегодня в связи с введением ФГОС ДО многим воспитателям требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для них может сопровождаться состоянием психоэмоционального напряжения. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.
Обновления в системе дошкольного образования и предъявляемые требования, показывают психологическую неготовность педагога к принятию новых изменений, в связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда, увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания». Он очень сильно влияет на человека, подрывая его здоровье и желание работать. Поэтому проблема эмоционального выгорания педагогов ДОУ, снятие эмоционального напряжения в условиях введения ФГОС дошкольного образования является востребованной и требует оказания своевременной психологической профилактики.
В нашем ДОУ эффективной формой профилактики эмоционального напряжения педагогов мной был выбран психологический тренинг, который позволяет:
— познакомить педагогов с приемами саморегуляции (дыхательная гимнастика, овладение навыками релаксации, мышечного расслабления, визуализации, концентрации) ;
— развить навыки управления стрессом, навыки позитивного мышления.
— снять психофизическое напряжение, повысить стрессоустойчивость педагогов,
-повысить сплоченность коллектива.
Предлагаю вашему вниманию тренинги,
составленные мною и проведенные с воспитателями ДОУ.
Методическая разработка на тему: Работа педагога-психолога ДОУ с коллективом
Семинар-практикум «Неправильная родительская позиция».
Форма проведения: групповая дискуссия, деловая игра.
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
План педсовета:
Выступление педагога-психолога «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»
Дискуссия по теме семинара
Деловая игра
- «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»
На мгновение включим фантазию и представим себе…. Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются… А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная … И хочется сказать, что такое просто не возможно.
У педагогов и родителей одна задача: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Да, трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Из чего же складывается успех общения?
Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.
Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Рассмотрим примерный кодекс общения.
Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» — представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.
- «Неправильная родительская позиция»
Это сложная, деликатная, иногда болезненная, но необходимая тема для дискуссии. Родители доверяют воспитателям самое дорогое – жизнь и здоровье своего ребёнка, поэтому воспитатели могут рассчитывать на понимание, адекватную реакцию, поддержку родителей. Конечно, так происходит не всегда.
Вопросы для обсуждения:
— Что свидетельствует о неправильной родительской позиции?
— Обозначают ли дети неправильную родительскую позицию?
— Имеют ли право воспитатели указывать на неправильную родительскую позицию?
Многим известно выражение: «Все начинается с детства». К нему можно было бы добавить неоспоримую истину: «и все начинается с семьи».
Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь детей.
Основные ошибки, допускаемые родителями в воспитании детей:
1. Гиперопека – это неестественный, повышенный уровень заботы. Она выражается в стремлении родителей окружить ребенка постоянным вниманием, всегда защищать его, следить за каждым его шагом, удерживать детей около себя. Такое гипервнимание приводит к тому, что дети вырастают капризными, несамостоятельными людьми, которые в реальной жизни терпят неудачи и поражения, не могут мобилизоваться в трудных ситуациях.
2.Противоположная гиперопеке – строгая до жестокости власть над детьми – авторитаризм. Авторитарный стиль характеризуется чрезмерной строгостью и требовательностью. Угрозы, понукания, принуждение, наказания — вот главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности, в такой семье они не чувствуют себя в эмоциональной безопасности. Возникает недоверие к людям, стремление избежать общения. Такие дети вырастают грубыми, лживыми, лицемерными, безвольными, трусливыми, ленивыми, озлобленными и мстительными.
3. Не менее пагубным для формирования личности ребенка является эмоционально — безразличное отношение к нему родителей, предоставляющих ему с раннего возраста свободу или гипоопека, проявляющаяся в недостатке внимания к ребенку. Причинами такой позиции – чрезмерная занятость родителей собственными делами, безразличие и нелюбовь к детям, а также стремление избежать с ранних лет приучить ребенка к самостоятельности. До детей у них “не доходят руки”. В результате — ребенок испытывает одиночество и беспомощность в преодолении жизненных трудностей, даже тех, с которыми он, при поддержке родителей, легко бы справился. При недостатке родительского тепла страдают интеллектуальные возможности детей, замедляется их психическое развитие.
4. Существуют также семьи с непрогнозируемыми эмоциональными реакциями. В таких семьях родители склонны к неожиданным изменениям настроения, отношения к детям. Дети не знают чего ожидать от родителей в следующий момент. За одно и тоже ребенок может быть и обласканным и наказанным. Дети чувствуют себя неуверенно, у них отсутствует чувство уверенности в родительской любви. В будущем такие люди оказываются нестабильными в межличностных отношениях. В них постоянно дремлет ожидание разрыва, они не уверены в прочности дружбы, брака и т.д.
5. Бывает, что ребенка в семье воспринимают как «маленького неудачника». Его не принимают таким, какой он есть, считают, что сын или дочь не оправдывают определенных надежд (относительно внешности, способностей и пр.) Интересы и чувства ребенка кажутся родителю несерьезными, а сам ребенок – неуспешным. В таких семьях дети также вырастают неуверенными в себе, с заниженной самооценкой и замкнутыми.
Правильная родительская позиция выражается:
— в уважении, доверии и признании права на ошибку своего ребёнка;
— в разумном контроле и предоставлении выбора действий согласно возрасту ребёнка;
— в продуманной системе поощрений и наказаний, не унижающих, а корректирующих поведение ребёнка;
— в предоставлении необходимой информации для интеллектуального, эмоционального, физического развития ребёнка;
— в постоянном обмене информацией с ребёнком, стимулирующем обратную связь.
Как бы вы могли дополнить этот список? Есть ли в группах дети, чьё поведение свидетельствует о неправильной родительской позиции. В чём это выражается, может ли воспитатель повлиять на эту позицию? Какие можно выработать корректные методы, способствующие изменению ситуации, которые можно применять как индивидуально, так и на групповых занятиях с родителями.
3. Деловая игра
Для проведения игры нам нужно разбиться на две команды. Наша деловая игра будет состоять из пяти частей: разминки, решения педагогических ситуаций, упражнений на развитие коммуникативности педагога, презентации статьи в родительский уголок и «банка идей» педсовета. Начнем нашу игру с названия команд.
1 часть. Разминка. Вопросы раздаются всем участникам, ответы принимаются по очереди.
Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)
В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)
Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.)
Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)
2 часть. Решение педагогических ситуаций.
Игра-инсценировка «Как поступить?».
– Задание для команд. Каждая команда придумывает конфликтную ситуацию «воспитатель — родитель», объявляет её команде соперников. Каждая из команд должна проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации (мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход).
– Вопросы к педагогам после проигрывания ситуации:
Какую роль было легче реализовать, роль «предъявителя претензий» или роль «ответчика»?
Что должен делать воспитатель, если он не в состоянии убедить родителя?
Какие чаще всего претензии предъявляют родители?
3 часть. Упражнения на развитие коммуникативности педагога.
Упражнение 1 «Кто эта маска?»
Цель: Развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом.
Предлагаю командам разыграть образы родителей. «Рубаха — парень», «вечно недовольный», «сомневающийся», «интересующийся». Каждая команда выбирает по два образа, называть в слух не надо, пусть команда соперников угадает тот образ, который вы изобразите.
Вопросы к упражнению:
Что было проще создать образ или угадать его?
Появились ли у вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с тем или иным образом?
Способны ли вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнера по общению?
Упражнение 2 «Искусство общения»
Задание: Подготовить короткий комментарий к тезисам.
Инструкция: Перед каждым участником игры лежит тезис. Необходимо прочитать его и подготовить короткий комментарий к нему. Могут высказываться и другие участники.
Тезисы.
Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.
Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.
Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.
Упражнение 3 «Желаю Вам…»
Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.
Задача — сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент — похвала успехов их ребенка.
4 часть. Банк идей.
Предлагаю всем участникам игры пополнить банк идей, ответив на вопрос: Как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и приятным?
4. Итоги семинара-практикума.
Обсуждение проекта решений.
Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!
Сайт психолога ДОУ — Психолог в ДОУ
Что делает психолог в детском саду?
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.
Детский психолог — специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.
Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)
Родители, дети которых проходят психологическую диагностику, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, конфиденциальность — одна из этических профессиональных норм психологов. Никаких имён. Вся информация по результатам психологической работы ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.
Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Задачи
- Выявление причин нарушений эмоционально — личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;
- Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ
- Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана
- Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
- Психологическое сопровождение детей с ОВЗ, отслеживание динамики развития
- Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
- Оказание консультативной помощи родителям и педагогам
- Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка
Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно — образовательного процесса:
1. Оказание психологической помощи детям:
2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:
3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:
- Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;
- Психологическое просвещение
- Взаимодействие с другими специалистами
4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам
В ДОУ функционирует 11 групп: 8 групп общеразвивающей направленности и 2 группы комбинированной направленности и 1 группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Что же делает психолог в ДОУ?
Возрастная группа | Что делает психолог? |
I младшая группа (2 — 3 года) |
|
II младшая группа (3 — 4 года) |
|
средняя группа (4 — 5 лет) |
|
старшая группа (5 — 6 лет) | |
старшая группа комбинированной направленности (5 — 6 лет) | |
подготовительная группа (6 — 7 лет) | |
подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР (6 — 7 лет) |
Деятельность психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях:
Педагог-психолог в детском саду | Социальная сеть работников образования
Педагог-психолог в детском саду — это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек.
Основная цель работы педагога-психолога, — сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, индивидуальных особенностей ее развития.
Педагог-психолог ведет работу в дошкольном учреждении по следующим направлениям:
Первое — это консультации
Консультации «по запросу» — любые проблемы, которые волнуют близких ребёнка. Педагог-психолог поможет родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Педагог-психолог подскажет родителям, как надо общаться со своими детьми, чтобы изменения поведения в желательном направлении закреплялись.
Второе направление — это диагностика
Плановая диагностика по возрасту проводится для того, чтобы определить уровень развития высших психических функций и эмоциональное состояние ребенка — чтобы помочь ему, если есть какие-то проблемы. Психика ребенка пластична, поэтому один развивается быстрее, другой медленнее Чтобы помочь детям психолог проводит игровые коррекционно-развивающие занятия.
Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, проводятся и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. Педагог-психолог с помощью специальных тестов может выявить причину. Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, — это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Родители обязательно во всех подробностях должны вникнуть в его результаты. В первую очередь, чтобы помочь своему ребенку. Если он будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание
Третье направление — это коррекционно-развивающая работа
Он ведет коррекционную работу. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия, при проведении которых используются программы, составленные специалистами и включает следующие формы работы:
-индивидуальные коррекционные занятия;
— групповые коррекционно-развивающие занятия .
Четвёртое направление — это психологическое просвещение и психологическая профилактика
Психологическое просвещение родителей носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей.
Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.
Какие бывают самые распространённые ошибки при обращении к педагогу – психологу в образовательном учреждении?
Педагог-психолог в образовательном учреждении в первую очередь занимается проблемами, связанными с обучением: памятью, вниманием. Исследование личности, характера проводится только в свете влияния данных особенностей ребёнка на процесс обучения и общения со сверстниками и педагогами.
Родители часто не могут чётко сформировать проблему. Психолог – не подружка, с которой можно долго беседовать о своих настоящих и мнительных опасениях. К врачу мы обращаемся с вполне конкретной проблемой: болит горло, высокая температура. И психолог ждёт чёткой формулировки: не может выучить стихотворение, невнимателен, ленится, плаксив.
Когда вы приходите на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу, задавая свой вопрос, расскажите подробно о ребенке (токсикоз во время беременности, родовая травма, замкнутость/открытость, любимые игрушки, друзья, так далее) и о семье (полная-неполная, бабушки-дедушки, братья-сестры, благополучная-неблагополучная и так далее). Чем больше будет информации, тем реальнее будет помощь.
Очень трудно бывает работать с родителями, которые слишком многого хотят от ребёнка. Ребёнок не всегда может повторит их путь, их способности, что никаких психических отклонений у ребёнка нет, просто он – другой!
Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим родителям. Одна из этических профессиональных норм психологов, одна из их заповедей – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в напечатанном виде либо в устной форме при индивидуальной беседе.
Психолог в детском саду
Основная функция психолога в детском саду: сопровождение психического развития детей, отслеживание детей с проблемами в развитии и своевременная ранняя помощь детям и родителям.
Практика показывает, что непонимание родителями роли психолога в детском саду приводит к избеганию и отказу от встреч с ним.
Хочется сразу разъяснить ситуацию:
психолог и психиатр, (с которым часто нас сравнивают) имеют существенные различия в роде деятельности.
Психиатр — врач, занимающийся отклонениями(нарушениями) в психической сфере человека. Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикаментозное лечение, дать направление в специализированный сад.
Психолог (детский) — педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Он не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда.
Основным методом работы психолога является — наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости, психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии (творческая деятельность). Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия.
К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях с психологом, является недостаточным.
Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему.
Только совместная плодотворная работа даст благополучный результат.
Как известно, лучше не дожидаться проблемы, а сделать все, чтобы ее избежать. Поэтому взаимодействие с психологом лучше начинать с самого раннего возраста.
Начиная с ясельного возраста каждый ребенок попадает под пристальное внимание педагога-психолога, который сопровождает процесс адаптации ребенка к детскому саду. Находясь в группе, психолог выделяет детей со сложной адаптацией, наблюдает за особенностями его нервно-психического развития, всячески поддерживает его, проводит развивающие и психопрофилактические занятия с группой детей, обычно в виде подвижных игр, пальчиковой гимнастики.
Родителям, оформляющим ребенка в детский сад, рекомендую пройти индивидуальную консультацию с педагогом-психологом, чтобы получить максимально полную информацию об особенностях ребенка.
Беседа, наблюдение, анкетирование — методы, которые помогут психологу на консультации лучше понять и спрогнозировать варианты развития ребенка, подобрать оптимальные условия для раскрытия его интеллектуальных и личностных особенностей. Родителям будет полезно научиться смотреть со стороны на своего ребенка и подобрать оптимальную стратегию его воспитания, опирающуюся на безусловную любовь и доверие.
Направление деятельности | Темы | С кем проводится (группа) | Форма | |||
Индивидуальные консультации (по запросу) в течение года | ||||||
Оформление наглядной информации (информационные стенды) в течение года | ||||||
Сентябрь | ||||||
Диагностическая работа | Анкетирование педагогов « Изучение запросов». | Все педагоги | Анкета | |||
Консультативная работа | «Особенности работы педагога в адаптационный период» | Педагоги 1 – ой и 2 – ой мл. гр. | Консультации и рекомендации по адаптации детей, поступающих в ДОУ | |||
«Интеллектуальное развитие детей и психологическая готовность к обучению к школе» (по результатам диагностики) Рекомендации | Педагоги подготовительных групп № 5, № 6 | Индивидуальное консультирование | ||||
Просветительская работа | «Условия успешной адаптации». | Педагоги младших групп | Рекомендации для воспитателей детей младших групп | |||
Октябрь | ||||||
Диагностическая работа | Анкетирование педагогов: — «агрессивность детей»; — «тревожность детей» | Все педагоги | Анкетирование | |||
Консультативная работа | «Кризис трех лет: куда бежать и где прятаться» | Родители 2 – ой мл. гр. | Лекция — консультация | |||
Просветительская работа | 1. ПМПК «Анализ состояния здоровья, уровня психического и физического развития воспитанников МДОУ» | Все педагоги | Выступление | |||
2.Рекомендации по созданию оптимальных условий для успешной адаптации детей, с учетом их индивидуальных особенностей. | Педагоги младших групп | Консультация | ||||
3 Рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок всех участников образовательного процесса. | Все педагоги | Консультация | ||||
4. Рекомендации по созданию развивающей среды групп, соответствующей возрастным особенностям (по результатам комплексного анализа). | Все педагоги | Консультация | ||||
Коррекционно – развивающая работа | 1.ИКРР с детьми с ОВЗ и группы риска по рекомендациям психолога. 2. ИКРР с детьми по оказанию разных видов психолого-педагогической помощи по рекомендациям психолога. | Педагоги коррекционных групп | Практические рекомендации | |||
Ноябрь | ||||||
Диагностическая работа | Диагностика психологического климата в коллективе как составляющей психологического здоровья детей и взрослых. | |||||
Консультативная работа | 1 «Роль игр и игрушек при подготовке детей к школе» | Педагоги старших, подготовительных групп | Консультация для педагогов | |||
2.«Если ребенок дразнится и ругается» | Младшие, средние группы | Консультация | ||||
3. Проведение индивидуальных консультаций по запросу педагогов. | Все педагоги | Индивидуальные консультации | ||||
4. Индивидуальные консультации с педагогами по вопросам воспитания и обучения детей. | Старшие группы | Индивидуальные консультации | ||||
Просветительская работа | «Что делать и не делать с ребенком дошкольного возраста» | Памятка — рекомендации | ||||
Коррекционно – развивающая работа | «Современные здоровьесберегающие технологии» | Все педагоги | Психологическое занятие – тренинг | |||
Декабрь | ||||||
Диагностическая работа | Тест «Оценка уровня общительности» (тест Ф.Ряховского) | |||||
Консультативная работа | « Игровые технологии в работе с детьми как условие повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении» | Все педагоги | Консультация | |||
Просветительская работа | «Агрессия в поведении ребенка. Методы работы с детской агрессией» | Все педагоги | Семинар — практикум | |||
Коррекционно – развивающая работа | «Взаимодействие с гиперактивными детьми» | Все педагоги | Занятие | |||
Январь | ||||||
Диагностическая работа | Изучение запросов воспитателей и специалистов ДОУ. | |||||
Консультативная работа | «Критерии готовности детей к школьному обучению» | Подготовительные группы | ||||
Просветительская работа | .Активные методы обучения – мастер-класс «Проведение релаксационных пауз и элементов психогимнастики» | Все педагоги | Мастер — класс | |||
Коррекционно – развивающая работа | Тренинг личностного и профессионального роста с молодыми педагогами «Успешный педагог – развитый ребенок» | Все педагоги | Тренинг | |||
Февраль | ||||||
Диагностическая работа | Тест «Самооценка педагога» | |||||
Консультативная работа | 1.Консультирование по использованию рекомендаций психолога в работе с детьми с ОВЗ и детьми группы риска. | Педагоги коррекционных групп | Консультация | |||
2. Консультирование по использованию рекомендаций психолога с детьми разных возрастных групп. | Все педагоги | Консультация | ||||
3.Индивидуальные консультации (по запросу) с целью создания благоприятного климата в ДОУ. | Все педагоги | Индивидуальные консультации | ||||
Просветительская работа | «Педагог и ребенок: барьеры в общении» | Все педагоги | .Семинар – практикум | |||
Коррекционно – развивающая работа | Ознакомление педагогов с приемами и методами использования игровой деятельности в воспитании дошкольников. | Все педагоги | Практическое занятие | |||
Март | ||||||
Диагностическая работа | .«Проверьте, какой вы педагог» (тест СтанкинМ.И) | |||||
Консультативная работа | «Введение в сказкотерапию» «Сказкотерапия с детьми, имеющими проблемы в личностном развитии». «Применение сказкотерапии и песочной терапии в создании психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста | Все педагоги | Групповая консультация-практикум | |||
Просветительская работа | «Управление эмоциональным состоянием» | Все педагоги | Психологический тренинг | |||
Коррекционно – развивающая работа | «Тропа доверия» | Все педагоги | Психологический тренинг | |||
Апрель | ||||||
Диагностическая работа | Изучение запросов воспитателей и специалистов ДОУ. | |||||
Консультативная работа | Игры к школе «Повышаем мотивацию» «Развиваем моторику»
| Педагоги подготовительных групп | Консультация – практикум (теоретический и практический материал) | |||
Просветительская работа | «Упражнения для развития межполушарного взаимодействия» | Педагоги ДОУ | Занятие для педагогов | |||
Коррекционно – развивающая работа | «Здоровый педагог — здоровые дети». Релаксационная пауза. | Педагоги ДОУ | ||||
Май | ||||||
Диагностическая работа | . Изучение запросов воспитателей и специалистов ДОУ. | |||||
Консультативная работа | «Генетические различия между мальчиками и девочками» | Педагоги ДОУ | Консультация | |||
Просветительская работа | ПМПК. Анализ состояния здоровья, уровня психического и физического развития воспитанников МДОУ | Педагоги ДОУ | Проведение психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) по итогам диагностики | |||
Педсовет (итоговый) Заседание круглого стола: — подведение итогов работы за год — обсуждение, обмен впечатлениями | Педагоги ДОУ | Педсовет | ||||
Коррекционно – развивающая работа | Игровой тренинг для педагогов. | Педагоги ДОУ | Тренинг |
| |||
Категории | Содержание работы | Группы | Сроки выполнения |
Работа с детьми | Диагностика нервно-психического развития | 1-я младшая | Сентябрь, октябрь |
Диагностика интеллектуального развития (методика С.Д.Забрамная) | Подготовительная, старшая, средняя, разновозрастная № 1, разновозрастная № 2 | Сентябрь, декабрь | |
Диагностика личностных интересов особенностей детей (самооценка О.В.Хухлаева) | Подготовительная, старшая | Май, январь | |
Диагностика уровня психологической готовности детей к обучению в школе (Тест Керна-Йирасика, методика М.Семаго) | Подготовительная, разновозрастная № 2 | Октябрь, май | |
Диагностика эмоциональной сферы (методика Л.П.Стрелковой) | Старшая, подготовительная (по запросу родителей, педагогов) | Октябрь, апрель | |
Изучение детской тревожности (тест «Несуществующее животное») | Старшая, подготовительная, разновозрастная № 2 | Октябрь | |
Изучение детско-родительских отношений (тест «Моя семья») | Старшая | Декабрь | |
Изучение психологических особенностей детей, при использовании психолого-диагностических методик: наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос, беседа | Все группы | В течение года | |
Работа с педагогами | Лист оценки профессиональной деятельности и личности воспитателя | Педагогический состав | Сентябрь |
Анкета «Психологический климат в коллективе» | Все сотрудники | Октябрь | |
Психодиагностика личности педагога | По запросу | В течение года | |
Психодиагностика педагогического коллектива | По запросу администрации | В течение года | |
Работа с родителями | Анкетирование родителей детей групп раннего возраста | 1-я младшая | Сентябрь |
Анкетирование «Как прошла адаптация детей к ДОУ» | Ноябрь | ||
Анкета «Ваш ребенок скоро станет школьником» или «Личностная готовность ребенка к школе» | Подготовительная | Февраль | |
Анкетирование «Удовлетворенность работой ДОУ» | Все группы | Май | |
| |||
Работа с детьми | Психологическое сопровождение процесса адаптации (А.С.Роньжина) | 1-я младшая | В течение года |
Психогимнастика (Е.А.Алябьева, М.И.Чистякова) | 2-я младшая, средняя | В течение года | |
Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы (В.Л.Шарохина, Л.И.Катаева) | 2-я младшая, средняя, старшая, подготовительная | Октябрь-апрель | |
Коррекционно-развивающие занятия по эмоционально-волевой сфере (авторизированная программа «В стране эмоций») | Старшая, подготовительная | 1 раз в неделю | |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья (индивидуально) | 2-я младшая, средняя, подготовительная, разновозрастная № 1, разновозрастная № 2 | Сентябрь-май | |
Подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми «группы риска» (С.И.Семенака) | Подготовительная, разновозрастная № 2 | В течение года | |
Фронтальные коррекционно-развивающие занятия (А.И.Аксенова) | Подготовительная, разновозрастная № 2 | В течение года | |
Авторизированный дополнительный образовательный кружок «Азбука общения» направленный на развитие коммуникативных навыков | Подготовительная, разновозрастная № 2, старшая | Сентябрь-май (1 раз в неделю) | |
Индивидуальные и подгрупповые развивающие занятия с детьми (пр-мы Арцишевской, Останковой) | По запросу родителей, педагогов | В течение года | |
Работа с педагогами | Занятия по развитию рефлексии | Все сотрудники | В течение года |
| |||
Работа с педагогами | Консультации по вопросам адаптации детей к детскому саду | По запросу | В течение года |
Консультации по результатам психодиагностики | Все сотрудники | В течение года | |
Психолого-медико-педагогический консилиум по результатам освоения уровней программы «Детство», детей с нарушением речи, задержкой психического развития | Все специалисты | Сентябрь, декабрь, май | |
«Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду» | Все сотрудники | Ноябрь | |
Консультации по проблемам обучения, воспитания, развития детей и личным вопросам | Индивидуально | В течение года | |
Работа с родителями | Беседы-консультации с родителями вновь поступивших детей | Индивидуально | Сентябрь |
Групповая консультация «Роль родителей в процессе адаптации» | 1-я младшая | Сентябрь | |
Консультация «Основные направления деятельности взрослых в семье» (познавательное развитие) | Информационный стенд | Декабрь | |
Индивидуальные консультации родителей по различным проблемам психологического содержания | Индивидуально | В течение года | |
Консультации с родителями по результатам диагностики интеллектуального, психического развития и эмоциональной сферы | Индивидуально | В течение года | |
| |||
Работа с педагогами | Дискуссия «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ» | Все педагоги | Сентябрь |
Коммуникативный тренинг | Все педагоги | Ноябрь | |
Практический семинар «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей» | Все педагоги | Декабрь | |
Тренинг для релаксации и снятия эмоционального напряжения у педагогов | Все педагоги | Март | |
Участие в семинарах, педагогических советах, проводимых в ДОУ. | Согласно годовому плану ДОУ | ||
Работа с родителями | РОДИТЕЛЬСКИЕ ЛЕКТОРИИ: | ||
«Психологические особенности детей дошкольного возраста» | Во всех возрастных группах | Сентябрь, октябрь | |
«Маленький человек в новой среде» (проблема адаптации) | 1-я младшая | Октябрь | |
«Капризы и упрямства детей дошкольного возраста» | 2-я младшая | Ноябрь | |
«Готовность к школе» | Подготовительная | Май | |
| |||
Работа с педагогами | Оформление информационно-просветительской папки для воспитателей всех групп «Страничка психолога» | Все сотрудники | В течение года |
Выдача книг психологической библиотеки (по запросу) | Индивидуально | В течение года | |
Работа с родителями | Оформление стенда «Советы психолога» и групповые родительские уголки по темам: | ||
«Как сделать период адаптации малыша к новым условиям наиболее мягким? Как вести себя родителям, что стоит объяснить малышу заранее?» | 1-я младшая | Сентябрь | |
«Как бороться с детской истерикой?» «Как правильно хвалить ребенка». «Ребенок у экрана». «Как родителям помочь застенчивому ребенку?» «Ребенок с синдромом гиперактивности». «Агрессивный ребенок». «Возрастные кризисы 3-х и 7-и лет». «Скоро в школу». | Все группы | Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | |
Составление и распространение памяток «Адаптация к садику на отлично!»; «Кнутом или пряником?» и рекомендаций | По запросу | В течение года | |
| |||
Участие в конкурсах, семинарах ДОУ, города и края | В течение года | ||
Проведение недели психологии | Во всех возрастных группах | Согласно годового плана ДОУ | |
Планирование деятельности, ведение рабочей документации | Ежедневно | ||
Посещение и выступление на ГМО | Согласно годового плана УО | ||
Выступление на педсоветах | Согласно годового плана ДОУ | ||
Выступление на родительских собраниях | В течение года | ||
Заключение соглашений с родителями о разрешении на работу с воспитанниками ДОУ | Сентябрь | ||
Подготовка материалов на информационные стенды | В течение года | ||
Разработка рекомендаций, памяток и буклетов | В течение года | ||
Обобщение результатов обследований, составление таблиц, бланков | В течение года | ||
Подготовка и размещение материалов на официальном сайте детского сада | В течение года | ||
Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ (опираясь на результаты диагностики) | В течение года |