Технологии обработки бересты. Инструмент
Раздел «Технологии обработки бересты» публикует многие техники работы с берёстой дошедшие до наших дней. Это не только традиционное косое и прямое плетение, — это и тиснение, и роспись, и выработка дёгтя,и изготовление лодок, и многое другое.
Раздел содержит перечень и описание технологий обработки берёсты и перечень инструмента мастера. Тема раздела довольно обширная, поэтому информация будет дополняться, и не только в текстовом виде. По возможности, многие моменты описаны и будут представлены с помощью схем и фотографий.
Заготовка
Заготовлением берёсты занимаются в жаркий летний период: с середины
июня до середины июля. В это время кора хорошо отслаивается от ствола,
тогда как зимой она напрочь пристаёт к пробочному слою. Однако можно
заниматься заготовкой и в более позднее время. Вплоть до октября месяца
на болотистой местности берёза позволяет с определёнными усилиями
снимать тёмную бурую кору.
В лесу выбирается гладкая без сучков и трещин берёза. На ней делается вертикальный надрез ножом 4-6 см. для снятия ленты. Далее кору нужно отслаивать по спирали вокруг ствола вниз. Опытный мастер снимает непрерывную ленту длиной в 100 метров. Важно следить за тем, чтобы глубина надреза была небольшой, в пределах пробкового слоя, чтобы берёзка не засохла и через 10-15 лет на ней снова появилась защитная кора.
Пласт
Для снятия пласта нужно сделать вертикальный надрез на всю достижимую высоту дерева и отслаивать пластами того размера, в зависимости от того, как вы планируете хранить бересту. Предварительно можно почистить ствол от верхнего белого слоя, тем самым уменьшить объём работ в мастерской.
Сколотень (цилиндр)
Спиливать дерево удобнее на высоте 1-1,20 метра. Далее для себя обозначить все потенциальные места. Для снятия сколотня выбирается всё та же белоствольная берёза с наименьшим количеством сучков, трещин и неровностей. Необходимый инструмент: двуручная пила, топор, нож, шпага (сочалка). Для снятия сколотней и напилить дерево на чурки 2,50-3 метра. Для удобства работы лучше организовать место снятие бересты на уровне живота. Снимается берёста сколотнем от комеля к вершинке (но можно и наоборот). Для начала делается надрез по всей длине окружности ствола, чтобы обозначить длину будущего сколотня. Далее сочалка вставляется между стволом и камбием, и производятся движения вдоль ствола, и кора берёзы постепенно отслаивается, сопровождается этот процесс обильным сокоизвержением. Когда после трудных минут отслоения вам покажется что вот оно, сейчас должно совсем сойти с дерева, обхватите двумя руками ствол и немного прокрутите бересту по кругу. Если береста подалась, значит нужно осторожно снимать её со ствола. А осторожно потому, что на стволе под камбием могут оказаться острые выпуклости, которые порвут всю проделанную работу, или утолщение ствола так же сможет испортить сколотень. Фотографии заготовки сколотней можно посмотреть по данной ссылке.
Хранение
Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях (чердак,
подвал, сарай, кладовка). Берестяное лыко сразу после снятия со ствола
скручивают в клубки, белой стороной вверх. Лента пролежавшая не
скрученая несколько часов становится непригодной для работы. Хорошее
правило при скручивании – с одной берёзы один клубок. Это поможет при
плетении в мастерской. Однако, если береста тонкая и количество сучков
и трещин на берёзе не позволяют снимать бересту в полный рост, то
клубки можно скручивать из лент разных деревьев.
Хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой. В таких условиях береста постепенно теряет свои свойства. Поэтому старую бересту размачивают в воде определённое время, после чего её можно использовать в работе.
Обработка
Первый этап обработки
бересты – снятие тонкого верхнего тонкого белого слоя с коры о
шероховатую поверхность дерева сразу после заготовки в лесу или в
мастерской при помощи обычной щётки и ножа.
Третий этап – нарезка лент (лычек) бересты. Нарезать материал (бересту или бумагу) можно несколькими способами: при помощи ножниц, при помощи ножа и линейки, при помощи лентореза. Важно отметить следующий момент – чем ровнее будет нарезан материал, тем удобнее будет при работе с ним.
Плетение
Существует два вида плетения: косое и прямое. Названия объясняются тем,
какой угол (в градусах) образуют пересекающиеся ленты по отношению к
горизонту. Прямое плетение при работе сложнее, чем косое плетение.
Основным видом плетения является косое плетение, ввиду его лучшей
технологичности и прочности. Основные приёмы плетения можно посмотреть
в разделе «Мастер-класс».
Работа с пластом
Для работы с пластом необходимо выбрать берёсту с наименьшим
количеством неоднородностей. Необходимый инструмент: нож, шило.
Дополнительный материал: корень хвойных деревьев (сосна, ель), ивовый
прут, черёмуховый прут, берестяная лента. Некоторые приёмы работы с
пластом вы найдёте в разделе «Мастер-класс».
Изготовление туеса
Изготовление туесов считается одним из самых сложных в берестяном ремесле.
Туеса делаются обшивными и выворотными. Обшивной туес состоит как
правило из 4-х частей бересты: сколотень, рубашка и два пояска верхний
и нижний. Выворотной туес состоит только из первых двух. Как правило,
рубашка соединяется замком, хотя делали туеса и без рубашки, только с
поясками. Замок, соединяющий пласт в цилиндр имеет множество форм и
принципов скрепления. Оплетаться туес может как корнем деревьев, так и
берестой, и лентой ивового прута, и верёвкой, и проволокой. В деревнях
туеса оплетали только сверху. Снизу поясок держало донце. Для красоты
оплетают и нижний поясок.
Донце и крышка изготовляются как круглой, так и овальной форм. Существует множество способов изготовления крышек в зависимости от места бытования ремесла и промысла. Подходящая порода дерева, например, ель, сосна.
В некотором виде можно посмотреть схемы замков, оплетение, крышки по данной ссылке.
Тиснение
Для того, чтобы было веселее делаются на туесах тиснёные рисунки, так говорил дед Мартын, изображая забавные сценки из своей деревенской жизни на Мезени. Но так же делаются тиснёные рисунки и для красоты, чтобы стоял туесок с гречкой на кухонной полке и красовался. Тиснение, прежде всего, — это красота, уместность, полнота орнамента. Орнамент - основа рисунка. В связи с этим можете посмотреть орнамент на туесах Фатьянова М.Ф, Шутихина А.В. и др., а так же полистать книги по орнаменту.
Резьба
Резьба по берёсте различается на геометрическую и резьбу растительного
орнамента. Технология прорезания обусловлена твёрдостью руки, качеством
материала и качеством инструмента. Прорезается рисунок по разному — по
пласту рубашки, либо уже по готовому туесу, хотя второй вариант не
технологичен. Самая известная прорезная береста — шемогодская.
Процарапывание
Процарапывается береста, как правило, металлическим инструментом -
ножом, шилом, иглой. Используется осенняя берёста, которая снимается с
дерева с немалым усилием. На такой берёсте остаётся тонкий слой камбия,
который и удаляется процарапывающим инструментом во время работы.
Роспись
Роспись по берестяным изделиям можно посмотреть в разделе
«Статьи» здесь.
Выделка дёгтя
Вдали от деревень, как правило в лесу, строили небольшие смолокуренные
заводы. На этих заводах выгоняли из листов берёсты три жидких
компонента: дёготь, скипидар и пек. Дёготь применяли для смазывания
обуви, а так же совместно с пеком использовали при строительстве
лодок.
Для выгона дёгтя завод имел в хозяйстве семь лошадей, на которых привозили большие телеги листов берёсты. Работали много и усердно. Был хороший заработок, поэтому в двадцатые годы семьи работников раскулачили, а деда Кузнецова Павла однажды увезли в город и больше его никто не видел. Завод находился в Вельском районе, Шадринский сельсовет, недалеко от деревни Макарьинская.
Строительство судна
В разных регионах таежного пояса Земли береста обрабатывается
одними и теми же способами и приемами, которые не менялись с древних
времен до наших дней. Поэтому совсем не удивительно, что полотуха из
Архангельской области по способу изготовления похожа на Birch Bark
Basket из штата Аляска, а столетний кузовок народа ханты похож на
изделия современного мастера из штата Мэн. Лодка-берестянка с Нижней
или Подкаменной Тунгуски по характерным признакам такая же, как с озера
Мичиган. Различаются они только способом декорирования и орнаментом,
что похоже, не удивительно. Каждый народ имеет собственное национальное
самосознание и собственное лицо.
Берестяные каноэ индейцев Северной Америки внесли огромный вклад в дело
освоения европейцами нового для них континента. На каноэ по рекам и
озерам передвигались сначала первопроходцы, затем промышленники и
торговцы, после – переселенцы с миссионерами. Удобней и доступней для
первопроходцев Америки средства передвижения не было (смотри полный
текст статьи автора Шутихина А.В. по адресу).
Последовательность изготовления современной берестяной лодки можно посмотреть здесь.
Ниже представлены фотографии и схемы последовательности изготовления берестяной лодки.
Основной инструмент
Все кто занимается работой с берёстой пользуются каким-то определённым
набором инструмента. Одинаков ли он у всех? Его перечень? Почему есть
различия в названиях, формах, материале и прочее? Попробуем ответить на
эти вопросы.
Набор, число инструмента зависит от того, какой конкретной обработкой
занимается мастер. Минимальный набор плетельщика — это ножницы (нож) и
зажимы (скрепки-прищепки). При желании упростить процесс обработки
материала появляются нож, линейка (рейка), шаблоны для нарезки лент,
ленторез. При плетении используется коточик (кодочик, кочедык и др.) из
кости, дерева или металла. С его помощью расширяются промежутки между
сплетёнными лентами, за счёт этого становится проще протаскивать ленту
наружного слоя.
Набор инструмента мастера, который работает с пластовой берёстой
расширяется. Это и шило для прокалывания отверстий для прошивания
пластов между собой, и инструмент для заготовки и обработки соснового
корня — металлический крюк/скоба для вытаскивания корней из земли,
инструмент для очистки корня (несколько видов такого инструмента),
инструмент для расслаивания корней.
Набор мастера изготовляющего туеса дополняется пробойником -
инструментом для пробивания замков, инструментом для обработки дерева,
киянка используется для вколачивания донца в сколотень, чеканы для
подчёркивания красоты туеса и некоторые другие специфичные инструменты.
Как правило, у каждого мастера есть какой-то свой особенный инструмент,
поэтому перечислить все приспособления не представляется
возможным.
Перечень основного инструмента:
|
|
|
Изображения некоторых
инструментов:
Типы ленторезов
Ленторез предназначен для нарезки берёсты в виде лент (полос, лычек).
Ленторезы условно можно разделить на две группы: инструмент для
выравнивания ленты берёсты из клубка и инструмент для нарезки полос из
пласта. Отличие в том, что первый инструмент обрезает с двух сторон, а
второй только с одной. Лента используется для плетения крупных и
сложных предметов. Полосы используются для плетения небольших изделий,
сборных изделий (например, шаркунок) и как вспомогательные.
Ленторез для ленты может быть сделан из двух ножей, перпендикулярно
закреплённых на плоскости для протаскивания ленты или под определённым
острым углом. Ширину ленты задаёт расстояние между ножами. Так же
известен инструмент, режущая часть которого выполнена из двух пар
вращающихся на оси заточенных шайб. Ленторез для полос выполняется как
в настольном, так и ручном виде. Один край обрабатываемой берёсты
касается упора (деревянный, например), а другая сторона режется одним
или двумя ножами, которые находятся в одной плоскости.
В вельском краеведческом музее находится ленторез, выполненный в виде
корневой прялки, на основание которого нужно было садиться, а лента
пропускалась через вертикально закреплённые ножи на горизонтальном
бруске на уровне груди. Ширина ленты задавалась клинышками, которые
вколачивались между ножей.
Изготовление зажимов
Для начала перечислю известные мне зажимы: канцелярские скрепки и
«крокодилы», бельевые прищепки, зажимы из веток
деревьев. Мне известно, что один мастер запрещал своим ученикам
пользоваться канцелярскими скрепками, а учил делать и использовать
свои. Вот мы сейчас быстренько их и сделаем. Срежьте ветку берёзы или
черёмухи такой толщины, которая будет удобна для применения. Лучше
сделать разные по размеру зажимы для крупных и небольших изделий.
Вырезайте палочки из ветки так, чтобы на одном конце был сучёк. Длина
может варьироваться от 3 до 10 сантиметров. Противоположный от сучка
конец палочки заострите с одной или двух сторон. Затем расщепите её
ножом на две равные половины до сучка. Вот и всё.
Изготовление шаблонов
Шаблоны различных размеров удобно использовать, если у вас
нет возможности самим сделать или заказать мастеру по металлу ленторез.
Шаблоны выполняются из жести. Лучше подходит жесть, которую используют
при строительстве, но так же можно вырезать шаблон из консервной банки,
затупив края. При отсутствии жести, для временного пользования, можно
изготовить шаблон из картона. Ниже приведены схемы изготовления
шаблона.
Изготовление чеканов
Чеканы могут быть выполнены из самого различного материала:
дерева, металла, кости, текстолита и др. Металлический чекан можно
выполнить в форме цветка или солнца. Для этого возьмите гвоздь на
150-200 мм. и напильником сточите острый конец до круга в торце. Затем
возьмите треугольный надфиль и наметьте диаметральную среднюю полосу.
Далее стачивайте надфилем под углом 30 градусов торец гвоздя от центра
к середине. Так можно проделать несколько раз (6 и более). Затем
попробуйте сделать оттиск на берёсте. Чеканы из другого материала
изготавливаются с помощью того же напильника и надфиля, но могут быть
использованы и угловая стамеска, нож и дрель со сверлом по
дереву.
Подготовка к Рождеству. Мастер-класс, Поделка, изделие 699 | Изготовление очелья из бересты. Мастер-класс, Оберег 467 | Пасхальные штучки. МК, часть первая. Мастер-класс 401 | Осенний венок. Цветы из листьев… Мастер-класс, Поделка, изделие 393 |
Ангелы из бересты (используем отходы) Мастер-класс, Поделка, изделие 310 | Новогодний декор из природных… Мастер-класс, Поделка, изделие 310 | Сувенирные лапти. Мастер-класс, Оберег, Поделка, изделие 289 | ВАЛЕНТИНОЧКИ Мастер-класс, Поделка, изделие, Поздравление 272 |
Мастерим цепочки из бересты, легко и… Мастер-класс 208 | МК магнит из бересты Мастер-класс, Поделка, изделие 206 | Мой Эко-Стиль. «Деревянные… Картина, панно, рисунок, Мастер-класс, Поделка, изделие 188 | Берестяные сувениры к Пасхе Мастер-класс, Материалы и инструменты, Поделка, изделие 180 |
БЕРЕГИНИ или ВАСИЛИСКИ. Мастер-класс, Оберег 171 | Топиарий Семейный Оберег. Мастер-класс, Поделка, изделие 142 | МК ротанговой ёлочки! Бонсай, топиарий, ёлка, Мастер-класс 130 | Кулон-ароматница из бересты Мастер-класс 123 |
Шторы из бересты Интерьер, Мастер-класс 123 | Вводное занятие «Заготовка… Мастер-класс, Материалы и инструменты 116 | Мячики из бумаги и бересты. Игрушка, Мастер-класс 108 | Бросаем всё, делаем браслет из бересты Мастер-класс 104 |
Мастер-класс «Новогодняя корзинка… Декор предметов, Мастер-класс 99 | Рябая береста (обещанный МК) Мастер-класс, Материалы и инструменты 89 | Браслет «Воспоминание о лете» Мастер-класс, Украшение 88 | Работа с формами (часть 1) Мастер-класс 88 |
Заготовка бересты

Заготовлять бересту лучше всего весной. Самая лучшая береста — ровная, с красивым рисунком (узкими полосками) — у одной из наиболее распространенных разновидностей березы — березы пушистой. Эта береза растет на большей территории нашей страны. Своеобразная особенность березы пушистой, позволяющая легко отличать ее от другого вида березы, бородавчатой, — это мелкий густой пушок, покрывающий молодые побеги и листья. Береза пушистая образует второй ярус в сосновых или редких еловых лесах, встречается в местах низменных и пойменных, заливаемых в весеннюю пору водой.
Самую крепкую и плотную бересту дают березы, выросшие на сухих и каменистых почвах. А у деревьев, растущих на торфяниках и болотах, кора ломкая, с сучками, имеет неровную, изъеденную поверхность.
Инструментом для снятия бересты служит обыкновенный острый нож. Для изделий, которые предлагаются в этой главе, бересту снимают пластами и лентой. Для заготовки пластовой бересты на стволе березы делаются горизонтальные надрезы, для заготовки ленты-лыка — спиральные, вокруг ствола. Если вам нужны большие, цельные куски, то бересту надо снимать со спиленных деревьев, диаметром не менее 20 см, по возможности выбирая места гладкие и без сучков.
Вся наружная (белая) сторона коры зачищается с помощью ножа или шкурки и освобождается от грязи и росших на березе грибков и мха. Внутренняя сторона освобождается от остатков пористой, коричневой коры березы и протирается влажной тряпкой. Для больших изделий подходит и такая толстая береста. Для мелких — толстая береста распаривается и расслаивается на два-три слоя просто руками, без дополнительных инструментов. Работу эту надо производить аккуратно, не торопясь. Молодую и свежеснятую бересту можно не парить, а лишь чуть смочить.
Бересту, снятую любым из перечисленных способов, для сохранности надо просушить и держать в сухом, затемненном и прохладном месте. Пластовую бересту больших размеров лучше хранить под грузом, уложив пласты друг на друга.

Берестяные пласты хорошо окрашиваются анилиновыми красителями. Сначала из бересты вытягивают дубильные вещества. Для этого ее замачивают в мыльном растворе или растворе пищевой соды. А затем бересту закладывают в горячий раствор с красителем на 2—3 часа, в зависимости от задуманного тона. Для просушки окрашенную бересту вешают на веревочку, зацепив за кончик листа простыми канцелярскими скрепками или прищепками для белья. Не ждите, когда она полностью высохнет, снимите ее чуть раньше — лучше работать с чуть влажной берестой. Если нужно выпрямить бересту, то тонкие пласты можно просто прогладить утюгом.
Очень красив и цвет некрашеной бересты, если ее покрыть бесцветным спиртовым лаком. Для этого лак нужно чуть подогреть и нанести на бересту мягкой волосяной кисточкой.
Режут по бересте кончиком очень хорошо заточенного ножа, бритвой или ножницами. В местах закруглений следует пользоваться маленькими ножницами с закругленными концами, а для вырезания отверстий, наоборот, с острыми концами или ножом. Повторяющиеся кружочки можно пробивать пробойником.

Чтобы береста лучше прикреплялась к выбранной основе, например к толстому картону или к другому куску бересты, надо приклеить к изнаночной (внутренней) стороне бересты тонкую бумагу и только потом вырезать рисунок. Клеить нужно жидким столярным клеем или ПВА. Если вы используете клей ПВА, то желательно затем прогладить приклеенную бересту через плотную бумагу не очень горячим утюгом.
В любом случае склеенное изделие или его части следует поставить на некоторое время под пресс для выравнивания, чтобы предотвратить возможное скручивание и деформацию.

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!
*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.Работа с берестой — Домашний бизнес
Для работы с берестой понадобятся как специальные, так и обычные инструменты: ножницы, нож, зажимы, линейка, рейка, угольник, циркуль, карандаш, шариковая ручка, жестяные шаблоны, ленторез из ножа, ленторез из шайб, шило, пробойники, чеканы, скоба, стамеска, киянка.
Специальные инструменты для работы с берестой:
- Ленторез для ленты может быть сделан из двух ножей, перпендикулярно закрепленных на плоскости для протаскивания ленты. Ширину ленты определяет расстояние между ножами. Также можно изготовить из 2-х деревянных пластин (150×60 мм). Толщина постоянной пластины — 15 мм, толщина другой пластины, съемной, меняется в зависимости от требуемой ширины ленты. На постоянной пластине делается паз и закрепляется лезвие ножа. Носик лезвия должен находиться на 3 мм ниже пластины.
- В качестве зажимов можно использовать канцелярские скрепки, «крокодильчики», бельевые прищепки. Чеканы вам понадобятся, если будете на бересте делать оттиски рисунков. Простейший чекан может быть изготовлен из большого гвоздя (20 мм): напильником стачивается острый конец до круга, а затем с помощью треугольного надфиля и напильника на этом торце намечается диаметральная средняя полоска и далее стачивается торец гвоздя под углом 30 градусов от центра к середине. Так проделать надо 6 раз, можно больше. Получите рисунок солнца, можно цветка.
- При плетении используется коточик (кодочик, кочедык и др.) из кости, дерева или металла, с помощью которого расширяются промежутки между сплетенными лентами, за счет этого становится проще протаскивать ленту наружного слоя.
- При изготовлении туеса понадобится пробойник (для пробивания замков), киянка (для вколачивания донца в сколотень, чеканы (для подчеркивания красоты) и др. В отличие (я плетения из лозы и соломки, в плетении из бересты используется к основном один вид переплетения прямой или наклонным получается клетчатый узор (похожий на шахматную доску), в прямом плетении ряды горизонтальных и вертикальных квадратов перпендикулярны между собой, в наклонном — расположены под углом 45″. Прямое плетение считается проще наклонного.Виды плетения изделий из бересты:
Прямое плетение используется для изготовления подставок, ковриков, коробочек, донышек корзин, хлебниц. Берется четное количество полосок шириной 10-15 мм, собираются, складываются, протягиваются и переплетаются на горизонтальной поверхности. Начало плетения в зависимости от изготовляемого изделия может быть различным. При плетении ленты основы чередуются через одну. При таком чередовании берестяных лент получается узор, похожий на рисунок шахматной доски.
Таким образом плетется коврик. Чтобы изготовить объемные изделия (коробочку, солонку, корзинку), необходимо научиться плести узлы. Самый простой в исполнении — прямой угол 90°. Все концы полосок из сделанного ранее коврика поднимаются вертикально вверх и соединяются в пучок. В эти вертикальные полоски вплетаются дополнительные полоски. Объемный шаблон, находящийся внутри плетения, помогает создать ровное, симметричное, красивое изделие.
Для небольшой коробочки, сплетенной прямым плетением, понадобятся берестяные ленты шириной 20 мм, толщиной 1 мм: 8 лент длиной до 45 мм и 8 лент длиной до 55 см. Ленты зачищают до 0,4 мм и заостряют. Сначала плетется коврик (две ленты от середины переплетают с двумя другими), к ним по бокам приплетают 4 короткие боковые ленты, получится основание со стороной 8 см. Затем на коврик ставится объемный шаблон так, чтобы ленты были расположены вдоль диагоналей его торца. Выходящие из-под каждого угла шаблона две короткие боковые ленты переплетают, фиксируя углы. Далее плетутся стенки высотой до 9 см. Шаблон вынимается, и дальше плетутся плечики, для чего один конец короткой боковой ленты подсовывают под другой, который в свою очередь перекидывают поверх первого на другую сторону, опускают его на соседнюю стенку и закрепляют, протянув через поперечную ленту. Так же делают и другие плечики.
Для придания изделию законченного вида обязательно оформляется край изделия. Это можно сделать с помощью дополнительной, короткой (на длину кромки) ленты. Она проходит через все петли перегнутых полос (лент) и не дает расходиться крайним «квадратам» изделия. Края прямого или косого вида плетения можно оформить «зубчиками», манжетой, дополнением служат и ленты из бересты, которые завязываются бантиками.Изготовление Туеса:
Более сложным является изготовление туеса. Для него понадобятся сколотень, пластовая береста (чуть меньше по высоте сколотая), полоски бересты на пояски, полоски-подкладки в сгибы, дощечки из древесины для изготовления дна и крышки, а также тальниковый прут для ручки.
Туес представляет собой термос. В качестве внутренней части используется сколотень, у которого сверху и снизу на 3-6 см снимают лишние слои. Пластовой берестой (наружной стороной внутрь) обертывают сколотень так, чтобы ее края находили друг на друга на 4-7 см. Вдоль краев проводят шилом черту и на одном крае прорезают полукруглые отверстия, а на другом — зубчики. Получается замочное крепление.
Затем, надев обшивку на сколотень, выступающий снизу торец сколотня опускают в кипящую воду, распаривают несколько минут, когда он станет мягким, выворачивают его наружу, и он плотно обхватывает обшивку. То же самое проделывается с верхним торцом сколотня. Дно и крышку можно изготовить из досок толщиной 15-20 мм из древесины хвойных пород. Крышка должна соответствовать внутреннему диаметру туеса, а дно делается с припуском 2-4 мм. В распаренный еще раз нижний край туеса вставляется дно, на него для увеличения прочности надевается поясок (берестяная полоска шириной 2-5 см, скрепленная в замок). Для ручки используется тальниковый прут, его изгибают и вставляют в отверстия, сделанные в крышке. В выходящих на внутреннюю сторону крышки концах прута делаются отверстия, и в них вставляется для закрепления ручки короткая палочка.Применяя различные способы декорирования бересты, такие как резьба, процарапывание, роспись, можно создавать красивые оригинальные изделия, на которые всегда повышенный спрос. Такие изделия особенно охотно приобретают иностранные туристы, при этом они высоко ценят именно ручную работу.
Берёста — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Берёста, или береста́[1], — верхний слой (белая наружная часть) коры берёзы.
Внешняя сторона берёсты обычно белого цвета с сероватым оттенком, реже — розовато-коричневого.
Внутренние слои, обращённые к лубу, бывают различных оттенков — от жёлтого до коричневого.
В древности[править | править код]
Берестяной короб в экспозиции Нижнетагильского музеяНа Руси издревле использовали берёсту в строительстве (как стойкий к сырости прокладочный материал), для изготовления домашней утвари (туеса, плетёные берестяные лукошки, короба), художественных поделок, как материал для письма (берестяные грамоты).
Берестяные грамоты[править | править код]

Берестяны́е гра́моты — письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков. Берестяная письменность известна также ряду других культур народов мира.
Другое применение[править | править код]
Различные народы используют берёсту в качестве кровельного материала[3] и для изготовления лодок[4].
Берёста хорошо воспламеняется и долго горит, поэтому многие народы России издавна используют её для растопки печей и разжигания костров.
Современное применение[править | править код]
В России из берёсты изготовляют наборные рукоятки ножей. Такие рукоятки позволяют пользоваться ножами в полевых условиях в мороз и в жару из-за низкой теплопроводности берёсты. Высокие водоотталкивающие свойства берёсты позволяют делать рукоятки ножей без дополнительной пропитки.
Пучок берёсты — простейшая форма факела.
Из берёсты путём сухой перегонки получают дёготь, который входит в состав мазей Вишневского и Вилькинсона[5].
Декоративно-прикладное применение[править | править код]
Берёста активно используется в народных промыслах как прекрасный поделочный материал для изготовления туесов, шкатулок, художественных панно, сувенирной продукции и других изделий.
Иркутский художник Евгений Ушаков разработал уникальную технику пластинчатой мозаики из берёсты, в которой создавал картины и станковые панно[6].
- ↑ Современными словарями допускаются оба варианта: см. «Орфографический словарь русского языка» (6-е издание, 2010 год, ISBN 978-5-462-00736-1), утверждённый приказом Минобрнауки России Архивировано 20 октября 2011 года.; Т. Ф. Иванова. Орфоэпический словарь русского языка, М., 2005; А. А. Зализняк. Грамматический словарь русского языка, 4-е изд., М., 2003
- ↑ Einführung in die Exegese von Sanskrittexten : Skript (неопр.). Архивировано 15 февраля 2012 года.
- ↑ ТАЙГА — МОЙ ДОМ — БЕРЁСТА
- ↑ М. Михайлова. Путешествие на берестяной лодке // Сов. Беломорье : газета. — 11 июня 2009.
- ↑ Пастушенков Л. В. Лекарственные растения. — СПб.: Лениздат, 1990. — С. 32. — 384 с. — 800 000 экз. — ISBN 5-289-01148-X, ББК 633.8.
- ↑ Выставка картин Евгения Ушакова «Берёзовая Русь» открылась в Иркутске (неопр.). Твой Иркутск (10 сентября 2012). Дата обращения 10 сентября 2012. Архивировано 17 октября 2012 года.