Развитие ребенка от 2 до 3 лет
Прочитав эту статью, Вы узнаете все секреты в развитии ребенка от 2 до 3 лет, познакомитесь с рекомендациями специалистов, определите чему необходимо обучать Вашего ребенка и на что следует обратить особое внимание, познакомитесь с интересным опытом молодых мам
Содержание
Вы заметили, как быстро меняются один за другим периоды детского возраста? Период новорожденности незаметно сменился периодом грудного возраста, а за ним пришел переддошкольный период детства. Его еще называют старший ясельный.
Теперь уже пролетел второй день рождения у малыша, но каждый новый день по-прежнему полон ярких эмоций и впечатлений от общения с ним. Давайте разберемся, что знают специалисты про этот год в развитии ребенка и как можно подготовиться к первому кризису в развитии малыша — «кризису 3 лет».
Начнем с рассмотрения анатомо-физиологических особенностей ребенка.
Но к особенностям этого периода специалисты относят замедление темпа физического развития. Так они установили, что если за второй год жизни рост ребенка может увеличиться на 10-11см, масса тела — до 2,5-3кг, то за третий год жизни рост – на 7-8см, а масса – только на 2кг могут увеличиться.
Такое же наблюдаем и с пропорциями тела в отношении к пропорции головы. К трем годам она становится равна 1/5.
До 3 лет в детском организме происходит активное формирование костно-мышечной, эндокринной, пищеварительной и нервной систем. Так же постепенно происходит совершенствование всех функциональных возможностей детского организма, а также терморегуляторной, выделительной и защитной функций.
Возможно, Вы заметили, что у ребенка происходит:
— снижается функция сальных желез
— становится заметным рост бровей и ресничек
— может измениться цвет волос.
Если к двум годам малыш уже имел 20 зубов, то теперь у него формируется молочный прикус.
Специалисты рекомендуют в переддошкольный период начать обучать малыша навыкам гигиены:
- Умываться
- Чистить зубы
- Подмываться
Гигиеническую ванну в холодное время года для ребенка от 2 до 3 лет специалисты рекомендуют проводить 2 раза в неделю.
ИТОГ:
В возрасте от 2 до 3 лет малыш постоянно находится в состоянии высокой степени ранимости и восприимчивости к различным заболеваниям. Относитесь к нему бережно!
Теперь давайте рассмотрим все изменения по режиму дня для ребенка в возрасте от 2 до 3 лет.
2. В режим дня ребенка вводится время для занятий. Если Ваш малыш уже пошел в детский сад, тогда там по 10-15 минут в день он уже участвует в групповых занятиях. Вы дома можете просто повторить это же, но индивидуально. Если ребенок находится с Вами дома – продумайте в какое время Вы можете позаниматься с ним ежедневно разными играми.
ИТОГ:
До 3 лет в основном сохраняется режим дня ребенка как и был до 2 лет, но только вносятся некоторые поправки по продолжительности сна и добавляются занятия, а режим питания рассмотрим дальше более подробнее
Перед тем, как узнать какие советы по режиму и рациону питания дают специалисты родителям, давайте узнаем какие изменения происходят с пищеварительной системой в организме ребенка до 3 лет:
- Происходит совершенствование ее функций – ферментативной, двигательной, всасывающей и т.д.
- Полностью сформировались слюнные железы
- Расширяются вкусовые восприятия
- Возникают вкусовые пристрастия
- Емкость желудка постепенно увеличивается и становится равна от 300мл в 2 года, до 500мл в 3 года
- Огромную роль на пищеварение ребенка играет нормальное состояние микрофлоры в кишечнике
- Стул малыша становится реже: 2 раза в сутки до 2 лет и 1 раз – после 3 лет
- Функции печени значительно улучшаются, но еще развиты слабее чем у взрослого человека
Зная теперь все внутренние перестройки в пищеварительной системе малыша, теперь перейдем к продуктам, которые должны быть в рационе ребенка от 2 до 3 лет.
Вам уже известно, что полноценный рацион ребенка должен включать разнообразные продукты.
• Белковую часть обеспечивают рыба и мясо. Сейчас в питание малыша можно начинать вводить нежирную свинину, молодую баранину, субпродукты и колбасные изделия. Всего за день общее количество мясных продуктов в питании ребенка должно быть в пределах 80-100г
• 1-2 раза в неделю ребенку нужно включать в питание рыбу. Для приготовления рыбных блюд специалисты разрешают использовать хек, треску, минтай, судак, лосось. Из них можно готовить отварные блюда, а так же тефтели и биточки
• Яйцо по половинке можно давать 2-3 раза в неделю и включать его дополнительно в омлеты, запеканки, салаты
• Количество овощей может быть до 200г, а картофеля – 150г
• Ежедневно так же рекомендуются различные фрукты – 130г
• Разрешается сахара 30-40г, сладостей – 20-30г
• Обязательно нужно давать ребенку ежедневно по 60г пшеничного хлеба и 30г ржаного
• Не забывайте включать в меню ребенка так же различные крупы
Возможно, Вам понравится этот вариант меню на неделю для ребенка от 2 лет
Помните!
Ежедневно малыш должен получать разнообразную свежую пищу из основных групп продуктов
Всем родителям по режиму и рациону питания ребенка ясельного возраста в возрасте от 2 до 3 лет специалисты рекомендуют:
- На день режим кормления должен состоять из 3 основных приемов пищи и 2 перекусов. Из них кормить ребенка от 2 до 3 лет 1-2 раза в день за общим столом
- Дома ребенку можно давать все блюда со взрослого стола, только порцию для малыша необходимо не обжаривать, а используйте особую кулинарную обработку. Так же исключайте попадания в детскую тарелку рыбных костей
- Проявляйте фантазию в оформлении детских блюд, используя интересные варианты цвета, запахов и состава блюд, делайте их визуально привлекательными
- Всегда учитывайте внутреннюю потребность малыша, его чувство голода и насыщения. Насильно никогда не кормите его!
- В детском меню не должны быть высококалорийных и малопитательных продуктов
- Ограничьте употребление ребенком магазинных соков и других сладких напитков
- Старайтесь при кормлении ребенка использовать чашку, ложку и тарелку, а бутылочку постарайтесь убрать
- Учите малыша кушать аккуратно, не отвлекаясь и пользоваться во время еды салфеткой
- Старайтесь показывать ему пример правильного питания
Возможно, Вам понравится этот опыт мамы – специалиста по правильному питанию
Теперь как и в предыдущие возрастные периоды рассмотрим вопросы по общему развитию отдельно по каждому направлению:
• Физическое развитие ребенка от 2 до 3 лет
Перечислим достижения для этого возраста по общей моторике и моторике рук:
- От уверенной ходьбы в разных направлениях ребенок переходит на бег
- Учится ходить на носочках
- Старается сохранить равновесие, стоя на одной ноге
- Умеет сидеть на корточках
- Легко спрыгивает с последней нижней ступеньки
- Любит открывать ящики и опрокидывать их содержимое
- С удовольствием играет с песком и глиной
- Учится открывать крышки и пользоваться ножницами
- Любит рисовать пальчиковыми красками
- Умеет нанизывать бусы
- Учится бросать теннисный мячик из-за головы
- Старается вставить палочку в трубку
- Учится опускать цепочку в трубку
По зрительно-моторной координации наблюдаются такие достижения ребенка в возрасте от 2 до 3 лет:
- Ребенок учится крутить пальчиком диск на телефоне
- Старается рисовать черточки и круги
- Учится воспроизводить на бумаге простые формы предметов
- Отрабатывает навык резать ножницами
- Может по образцу нарисовать крест
- Старается аккуратно переливать воду из сосуда в сосуд
- Учится складывать лист пополам по середине
Возможно, у Вас есть еще вопросы по физическому развитию, тогда может Вам понравится этот видео материал
• Социальное развитие ребенка от 2 до 3 лет
Тоже выходит на новый уровень и имеет свои достижения:
- Малыш уже узнает соседей и своих друзей
- Узнает знакомые места
- Может играть самостоятельно
- Любит фантазировать
- Старается понравиться другим
- Все чаще подражает своим сверстникам
- Уже умеет играть в простую групповую игру
При этом стоит упомянуть, что ребенок по-прежнему ежедневно расширяет свой словарный запас и уже понимает сложные предложения. Например, «Когда мы сделаем это, я буду…». К достижениям в понимании речи стоит отнести понимание вопроса, обращенного к самому малышу. Например, «Что это у тебя в руках?» К трем годам малыш не только постоянно задает вопросы, но и может выслушать объяснение. Его мышление становится все больше развитым и теперь он уже понимает двухступенчатую инструкцию, когда указываются действия в начале и потом
• Познавательное развитие ребенка от 2 до 3 лет
Эта линия развития тесно связана с психическим развитием. А здесь к достижениям можно отнести:
- Умение слушать простые рассказы
- Понимание некоторых абстрактных слов (большой-маленький, сухой-мокрый)
- Умение задавать уже вопросы («Что это?»)
- Старание понять мнение другого человека
- Уже может ответить «Нет!» на абсурдный вопрос
- Начинает понимать количество (больше-меньше, полный-пустой)
- Запоминает и знает свою одежду
Восприятие ребенком нового материала и его предметно-игровая деятельность тоже имеют свои достижения:
- Малыш может рассматривать картинки и различить род деятельности на них
- Умеет разбирать и складывать пирамидку с любым количеством колец
- Может разложить картинки на две отдельные стопки или по образцу найти парную картинку
- Любит сортировать ложки и вилки, а к 3 годам — чайные и столовые ложки
- Четко различает 2 разных предмета, 2 разные геометрические формы и 2 цвета
- Понимает где «один», а где «много»
- Любит находить спрятанные предметы
Старайтесь привить малышу любовь к чтению книг, а к его просмотру телепередач относитесь с особым ограничение и вниманием к их содержимому. Не забывайте специалисты разрешают смотреть телевизор ребенку до 3 лет только 1 час в день. Допускают 3 часа, но не больше! При этом категорически запрещаются к просмотру ребенком передачи с демонстрацией насилия, жестокости и различных аморальных поступков
Возможно, Вам понравится этот видео материал
ИТОГ:
Чтобы Ваш малыш мог всесторонне ежедневно развиваться не обязательно садиться с ним за стол и проводить занятия. Ведь эти 10-15 минут могут только познакомить малыша с новым для него материалом или закрепить то, что он уже знает и умеет. А ведь в течении дня есть еще почти 6 часов, когда он бодрствует. Используйте это время с пользой! Позволяйте ребенку помогать Вам по дому и принимать участие в ежедневных семейных обязанностях. Ему это очень понравится!
Возможно, Вам понравятся эти рекомендации специалиста по эстетическому развитию и обучению рисованию ребенка от 2 до 3 лет
Ребенок от 2 до 3 лет продолжает обучаться всему в основном с помощью игры. При этом по его инициативе Вы можете поддержать игру-общение со взрослым человеком или игру с игрушкой для экспериментирования. Можете предложить малышу простую игру на компьютере.
Поддержать инициативу ребенка Вы так же можете и в сюжетно-отобразительных играх. Помните!
К 3 годам малыш уже может попросить Вас поиграть с ним в сюжетно-ролевую игру. Будьте готовы поддержать любую творческую идею!
По Вашей инициативе Вы можете организовать с ребенком обучающие игры (музыкальные, подвижные, дидактические, предметные), но и показать малышу игры для отдыха — игры-забавы или празднично-карнавальные.
Еще к 3 годам ребенок поддержит с удовольствием Ваши затеи в сезонных играх или семейных.
Как видите, круг игр, которые интересны ребенку от 2 до 3 лет, постоянно растет.
А Вашими помощниками в развитии ребенка остаются игрушки.
ИТОГ:
Для проведения успешной игровой деятельности специалисты рекомендуют:
- Создать дома необходимое пространство, необходимое для физической активности малыша
- Поощрять его желание играть, а особенно если это творческая игра или игры с выполнением заданий
- Давать ребенку для игры только безопасные копии взрослых инструментов или оборудования
Возможно Вам понравятся эти варианты развивающих игр для ребенка от 2 лет, которые можно организовать дома
Мы уже рассмотрели все общие направления в развитии ребенка от 2 до 3 лет, но есть еще четыре момента, которые требуют Вашего особого внимания:
Первый
Если Вы помните, совсем недавно Ваш малыш пытался Вами манипулировать и даже требовать свое, не стесняясь применить силу. Вначале все его действия проявлялись стихийно, а к 2 годам стали более обдуманными.
Помните!
Специалисты установили, что в 2 года все манипуляции достигают пика, а затем идут на спад
Не спешите радоваться! Непослушание ребенка никуда не исчезает – оно становится более артистичным!
Такому поведению психологи нашли научное объяснение.
1) Оказывается лобные доли мозга у ребенка до 3 лет еще не функционируют. А ведь именно они отвечают за здравомыслие и самоконтроль.
2) Этим объясняется все необдуманные действия ребенка. Его жадность и грубость, щипание и кусание.
Второй
В возрасте от 2 до 2,5 лет ребенок в силу своих природных особенностей абсолютно не умеет ждать.
Виной этому элементарное отсутствие самой системы самоконтроля, а не злоба и агрессивность.
Помните!
Не разрешайте посторонним навязать Вам чувство вины! Ваш малыш еще сто раз изменится, пока вырастит! Просто сейчас этот невинный человечек еще не научился думать логично, по-взрослому.
Самоконтроль появится в нем после 2,5 лет и до 3 лет он обязательно научится контролировать свои импульсивные поступки.
Помните!
Все это создает идеальные условия для поступления малыша в детский сад. Потому что именно к 3 годам ребенок учится самоконтролю и умению ждать. Эти способности дают ему возможность дружно играть с другими детьми в детском саду и безболезненно расставаться на некоторое время с Вами – родителями.
Третий
В каждой линии развития ребенка от 2 до 3 лет тоже есть яркие моменты, на которые Вы обязательно должны обращать свое внимание и для их устранения обращаться за помощью к узким специалистам.
Если в 2 года ребенок
— во время игры постоянно стучит предметами, роняет их или бросает, но не использует для игры. Например, играя с куклой или при строительстве
— не знает менее 50 слов и не может соединить два слова в предложение. Например, кушать кашу, все слова не возможно разобрать
— не проявляет интерес к самообслуживанию при одевании, кормлении и пр.
— не умеет бегать, не бросает мяч, придерживаясь, не спускается с лестницы
Если ребенок к 3 годам
— не участвует в общих играх с детьми или не понимает игры в которых дети притворяются
— невнятно проговаривает все звуки и не может строить простые предложения. Например, «Я хочу кушать»
— не умеет выполнять простые навыки самообслуживания – не одевается, не может самостоятельно кушать
— затрудняется при манипуляциями с мелкими предметами
— не может хорошо бегать, спускаться и подниматься по лестнице, бить ногой по мячу и бросать мяч
— не умеет прыгать на двух ногах
Четвертый
Особое место в развитии ребенка до 3 лет занимает «Кризис трех лет». В этот период происходит перезагрузка отношений между ребенком и его мамой. Психологи рекомендуют родителям, имеющим ребенка в этом возрасте подготовиться заранее к различным изменениям во взаимоотношениях. Для этого необходимо:
Просмотреть литературу про этот период
Спокойно воспринимать отказ малыша заниматься с мамой
Проанализировать интересы ребенка и предложить что-то интересное
Не обижаться на желание ребенка быть самостоятельным
Возможно, Вам понравятся эти рекомендации специалиста для родителей про период кризиса 3 лет
ИТОГ:
Всегда помните, что только Ваша мудрость и терпение могут помочь малышу определиться с какими новыми качествами для своей личности он выйдет из этого кризиса к 3 годам. Удачи Вам!
Больше информации от специалиста по проведению развивающих занятий с ребенком от 2 до 3 лет Вы можете узнать из этого видеоматериала
Развитие ребенка от 2 лет до 3 лет:
В этой статье:
Беспомощное детство осталось далеко позади. Ваш малыш стал самостоятельным маленьким членом семьи, и теперь ему необходимо общение со своими сверстниками. Обмен интересами, опытом, информацией о домашних делах и о новой серии мультфильма, совместные игры по интересам – всё это жизненно необходимо ребёнку для формирования социальных навыков. В 2 года ребёнка можно спокойно определять в детские учреждения. Детские сады, школы раннего развития, кружки ведут набор детей от 2-3 лет с целью их интеллектуального, эстетического и физического развития.
В обществе ребёнок осознаёт необходимость участия, взаимопонимания. Учится делиться с другими своими игрушками, а затем и эмоциями, находит приятных для общения партнёров и узнаёт, что такое дружба. Конечно, полной самостоятельностью дети в этот период ещё не обладают, поэтому за их общением должны наблюдать воспитатели или же сами родители. Показывая детям, как правильно попросить игрушку, как правильно делиться, как сделать так, чтобы игра не превратилась в драку. Подсказывать нужные слова и примирять эмоциональных деток взрослые должны при любой заминке в общении.
В чем заключается самостоятельность двухлетнего ребёнка?
Если вы относитесь к тем родителям, кто считает, что развитие ребёнка в 2 года не позволяет ему быть самостоятельным в быту, то вы ошибаетесь. Не стоит делать всё за ребёнка, особенно в этот период. Ваш малыш познаёт мир и с каждым днём открывает для себя удивительные вещи. Сейчас ему самому нравится делать то, что делают взрослые: одеваться, кушать, ставить посуду у раковины или даже пытаться её помыть, брать тряпку и протирать полы, собирать игрушки. Не отнимайте у малыша такую возможность – никаких отговорок по поводу вашего свободного времени и быстрой чистоты в доме и быть не может. Предоставьте ребёнку свободу и возможность развиваться.
Вы обязаны запастись терпением и спокойно ждать, пока ребёнок сам оденет рубашку и натянет обувь перед прогулкой, когда закончит свою «трапезу», когда совершит умывание по утрам. Если перед походом куда-либо у вас не хватает времени на ожидание, то предусмотрите это заранее, просчитав, сколько времени нужно, чтобы ваш малыш подготовился к выходу сам. Чем раньше вы позволите ему самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия, тем быстрее он научится делать свои задачи на автомате. Если же захотите выполнять всю работу самостоятельно, то потом не жалуйтесь, что вырастили лентяя и неряху, который ни в чем вам не помогает.
Кроме свободы трудовой деятельности, ребёнок должен получать похвалу за свои старания. Пусть сегодня развитие не позволяет ему выполнять задачи четко и быстро, но необходимо замечать его усилия и поощрять во всем, чтобы у него не пропал интерес к действиям.
Эстетическое развитие двухлетнего ребёнка
Когда ваш малыш сидел в животе, вы слушали музыку, смотрели добрые фильмы, разговаривали с ним вслух, чтобы маленький крошка внутри вас понимал, что его любят. Продолжайте любить своего ребёнка и сейчас. Дарите ему каждый день новое: ставьте красивую музыку, читайте сказки по ролям с интонацией, делитесь с ним радостными новостями и показывайте своё недовольство по отношению к неряшливости, грубости, бескультурию.
Ребёнок ещё долгое время будет копировать своих родителей, ведь для него вы любимые, идеальные, единственные. Его развитие пойдет намного гармоничнее, если он будет чувствовать себя в комфортной безопасности рядом с мамой и папой. Начинайте выполнять с ребёнком художественные поделки. Наконец, и вы вернётесь в детство, ощутив радость творчества, и вашему малышу будет приятно сделать что-то своими руками вместе со взрослыми. Можете вовлечь в игру всех членов семьи и создать семейный коллаж. Можно всем вместе сходить в театр на детское представление, а после обсудить увиденное. Почаще спрашивайте у ребёнка, что ему нравится, что запомнилось за день.
Ребёнок и понятие нравственности
К сожалению, ребёнка невозможно держать в семейном комфорте постоянно. Да и редко сейчас встретишь родителей, которые не боятся перестараться. Не правда ли, вы слышали такие фразы: «Я не хочу, чтоб мой сын вырос ботаном – пусть дерётся, так положено мальчишкам», «У меня не тепличное растение, а дочь, и если все пошли играть в футбол, она не должна оставаться на месте и быть белой вороной – пусть тоже идёт». Такие выводы и правильны, и неверны одновременно. Здесь взгляды на жизнь идут непосредственно от родителей.
Если во дворе играют три ребёнка, выросшие вместе, и их родители дружат между собой, вряд ли у них возникнут мысли жестоко подраться, разбить окно камнем, обидеть беззащитное животное. Но стоит к ним присоединиться ребёнку из соседнего двора, как идей для «развлечений» становится гораздо больше, и время от времени происходят столкновения интересов, доходящие до конфликтов.
В такие моменты задумываешь о тонкостях воспитания, тяжелой родительской ответственности и терпении. Вы по-прежнему не хотите вырастить трудного подростка, но и будете весьма огорчены, если ваш ребёнок не сможет постоять за себя в обществе. В таких случаях необходимо посетить специалиста по семейным отношениям и воспитанию детей. Он выслушает ситуацию и направит ваше отношение к ребёнку в нужное русло, подкорректировав нравственное развитие малыша.
В семье в любом случае должно присутствовать терпение и понимание. Нужно пробовать ставить себя на место ребёнка, понимать его отношение к жизни, постараться не искать защиту во взрослых и научить малыша решать конфликты мирным путём, не впутываясь в плохие дела только затем, чтобы не оставаться в стороне. Воспитав ребёнка в два года правильно, вы оберегаете его от плохих компаний и в будущем. Если сейчас он не пошёл привязывать кота за хвост к подъезду, потому, что знает, что это плохо, то через 10 лет он не возьмет из пачки первую сигарету только потому, что друзья взяли его «на слабо». Он сможет грамотно и серьёзно ответить за свой выбор и, возможно, поменять чьё-то мнение о таких действиях.
Что касается взаимоотношений «ты мне, а я тебе», то ребёнку просто необходимо знать, что такое делиться. Если вы все делите пополам с ребёнком, а остальные родители вас осуждают, ведь детям обычно отдают всё самое лучшее, то знайте: вы правы, а они все – нет. В ваших поступках заложено правильное развитие семейных отношений. В семье всё делят друг с другом. Ещё немного, и ваш малыш превратится в молодого парня или юную девушку, и, возможно, в семье появится ещё один малыш. Деление поровну заведомо убирает ревность, жадность и зависть из личностных качеств вашего ребёнка. Малыш понимает слово «поровну» как «всем достанется всё». И при появлении на свет брата или сестры искренне любит нового маленького человека, понимает эмоции родителей и радуется вместе с ними, а не думает о том, что все внимание, принадлежавшее ему ранее, теперь достанется другому любимцу.
Совместные игры с ребёнком в 2 года
В 2 года ребёнок вполне способен играть самостоятельно, однако его игры, даже самые любимые, основаны на повторении по памяти. Проходит 30 минут или час, и малышу надоедает уединение, он начинает искать себе новое занятие, разрушая порядок вашего дома. Что делать? Займитесь с ребёнком совместными играми. Если вам действительно некогда, превратите в игру свои дела. Если вы готовите ужин, посадите малыша рядом и дайте какой-то продукт, выдайте безопасные предметы вроде пластикового масляного ножа, чайной ложки, баночки. В 2 года развитие ребёнка позволяет ему намазать масло на хлеб, пересыпать соль из одной баночки в другую, убрать лишние черные зёрна из гречи, помесить небольшой кусок теста, скатать колобки.
Детей, достигших двух лет, забавляют логические игры. В 2-3 года можно научить ребёнка складывать домино, ходить с помощью кидания кубиков по игровому полю, выполнять несложные задания в «фантах».
Для детей от 2 до 3 лет есть специальные крупные мозаики, развивающие и логику, и фантазию. Вы можете вместе попробовать создать свою картину, ну или купить готовый пазл побольше, чтобы увлечь собиранием всю семью.
Детские игрушки для детей от 2 до 3 лет
Кажется, что с игрушками для детей от 2 лет сегодня проблем не существует. Однако, как ни странно, необходимо очень серьёзно отнестись к выбору игрушек для своего малыша. Детей можно баловать и заваливать любыми бесполезными вещами. Но ведь мы хотим, воспитывая, развивать наших детей в эстетическом плане, учить их логике и доброте.
Конечно, не стоит ограждать своих детей от современного мира и не давать в руки знаменитых кукол «Монстерс» или черепашек-ниндзя,только потому, что ваше поколение считает подобные игрушки безобразными. Другие-то дети будут играть в них, вызывая чувство обиды и зависти у вашего малыша. Но подобные вещи можно обратить в свою пользу. Выбирайте для ребенка интересные, реалистичные и по-доброму выглядящие игрушки, лучше не воинственные, чтобы не воспитывать в нем жестокость.
Кроме того, есть игрушки логические, совершенствующие развитие детей. Кубики, пирамиды, детские планшеты и ноутбуки, выдающие новые слова, звуки и простые фразы для обучения детей. Обязательно в доме должны быть музыкальные инструменты для эстетического развития детей и строительные игрушки для развития мышления.
Любознательность детей от 2 до 3 лет жизни
С 2 до 3 лет у детей начинается развитие абстрактного мышления. Ребёнку нужно обо всем знать и представлять, как устроен мир. «Почему растёт трава? Почему цветы пахнут? Как появилась бабочка? Почему диван, а не давин? Почему ночью темно, а днём светло? Почему рыба не может жить без воды?». Вам не обязательно знать все ответы на такие вопросы. Но есть отличная возможность научить малыша самостоятельно искать информацию, которая его интересует.
Приобретите для него красочные познавательные книги, скачайте познавательные мультфильмы или программы для детей, рассчитанные на 30-40 минут. После самостоятельного обучения поговорите с ребёнком, узнайте, что ему запомнилось, что понравилось, понял ли он ответ на свой вопрос. Так вы убьёте двух зайцев: освободите своё время и дадите ребёнку возможность познавать мир интересным и удобным способом. А сам ребёнок не будет ощущать себя брошенным около телевизора, ведь после получения знаний он будет беседовать с родителями и, возможно, расскажет им что-то новое, так, как он это понял.
Физкультура для детей от 2 до 3 лет
В спортивные секции детей набирают с 4 лет. Сейчас вашему ребёнку идёт третий год. Вы думаете, что ещё рано начинать заниматься физкультурой? Обязательно делайте каждый день по несколько упражнений для общего развития и укрепления мышц малыша. Сделайте ещё один шаг навстречу здоровью и введите 5-7 минут ежедневных занятий с ребёнком. Превратите детскую зарядку в весёлую игру.
Можно разминаться под песенку Красной Шапочки «В Африке горы вот такой вышины», можно попробовать повторить танец, увиденный в телевизоре, и обязательно завершить процесс приседаниями и наклонами влево и вправо.
Спортивные игры тоже много значат для ребёнка. Сейчас для него это всего лишь весёлая забава в компании со взрослыми, но в будущем эти навыки помогут ему дружить со спортом. Для развития физической подготовки малыша кидайте снежки в цель, летом перекидывайте друг другу мяч и выполняйте с ним несложные упражнения, например «десятки-девятки», научите детей прыгать на скакалке и играть в «классики».
Что необходимо ребёнку в период от 2 до 3 лет?
Ребёнок в период от двух до трёх лет нуждается в родительской поддержке и в направлении его эмоций в нужное русло. Поддержка родителей не должна превратиться в навязчивую опеку – ребенку необходима иллюзия свободы: вот он один в песочнице, вот он сам знакомится с новыми друзьями, сам ест, сам раздевается и одевается, ложится спать. Детей нужно хвалить и поощрять их порывы к самостоятельности, но нужно и разговаривать о неправильных поступках. Прочитайте вместе детскую классику «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мойдодыр», «Чудеса в решете».
Развитие двухлетних детей очень стремительное и требует много энергии. Подумайте о витаминных комплексах для своего ребёнка. Особенно витамины важны для тех, кто уже ходит в школу раннего развития или собирается посещать спортивные секции.
С двух до трёх лет ваш малыш уже должен понятно высказывать свои желания, самостоятельно ходить на горшок или проситься в туалет, знать, что такое тарелка, кружка, блюдце. Он должен уметь соорудить себе элементарный бутерброд, если перед ним лежат нарезанные продукты. В этот период ребёнок тянется к общению, заучивает лёгкие стихи, пытается узнавать буквы в книжках. У вас впереди столько интересного и нового! Но дети вырастают быстро – не упускайте шанс побыть для своего маленького ребёнка супергероем ещё какое-то время.
Статья (младшая группа) на тему: Возрастные особенности развития детей 2-3 лет
Особенности психического развития детей 2-3 лет
В два-три года стремительно развивается познавательная активность. Ребёнок без конца задаёт вопросы взрослым. Его интересует абсолютно все. Часто он, пытаясь узнать, как устроена игрушка, разбирает ее. В этом возрасте малыш не понимает еще понятие «живое-неживое». Поэтому легко может разобрать не только игрушку, но и бабочку, например. В данном случае нельзя рассматривать это, как проявление жестокости, но родителям следует объяснить ребенку, что это живой объект, что он испытывает боль и что так делать ни в коем случае нельзя.
Продолжается развитие психических процессов, но ведущая роль отводится восприятию. При восприятии предмета, ребёнок, как правило, выделяет те признаки, которые его привлекли больше всего.
Внимание и память имеют непроизвольный характер. Дети в два-три года сосредотачивают внимание только на том, что их заинтересовало, и также запоминают, только то, что им интересно.
Мышление наглядно-действенное, поэтому ребенку важно манипулировать непосредственно предметом, потрогать, понюхать, рассмотреть.
Рекомендуется использовать игры на развитие воображения.
В возрасте двух – трёх лет ребёнок уже хорошо понимает речь, направленную к нему. Ближе к трём годам речь настолько совершенствуется, что ребёнок уже может вести разговор. К трем годам активный запас составляет более 400 слов. Значительно увеличивается пассивный запас, ребенок понимает практически все, что говорят окружающие. Улучшается произношение звуков речи.
Развитие ребенка происходит посредством его органов чувств. Ребенок должен использовать их при ознакомлении с окружающим. Очень важно, чтобы он ощупывал предметы, это способствует развитию моторики рук. Также малыш знакомится с вкусовыми качествами продуктов, нюхает их. И конечно, рассматривает предметы, слышит, как они звучат.
Обучается ребенок, в основном подражая взрослому, который ему симпатичен, приятен. Вот почему так важен положительный пример родителей, ведь повторяет ребёнок, как хорошее, так и плохое.
Дети в этом возрасте очень любят рисовать, взрослые должны всячески поощрять стремление к рисованию, так, как оно очень важно для развития ребенка
Ребёнок хорошо изучил характер своих родных и близких. Он уже знает, как с кем общаться, и что от кого ждать. Ребёнок уже знает, где и что находится в квартире и чувствует себя абсолютно свободно и комфортно. В этом возрасте детям еще сложно привыкать к новой обстановке, поэтому не рекомендуется резко менять климат и ездить в путешествия в другие страны.
В раннем возрасте ребёнку нужен строгий распорядок дня: завтрак, прогулка, обед, игры, прогулка, купание, сон. Он привыкает к повторяющимся изо дня в день действиям. Это помогает ему ориентироваться в окружающем его мире. Если же распорядок меняется, то ребёнку может это не понравится. Он не будет знать, как реагировать и как вести себя в новых условиях.
Ребёнка в возрасте двух – трёх лет уже можно многому научить. Например, убирать за собой игрушки. У него должна быть своя собственная полочка или контейнер для хранения его игрушек, из которого он сам может достать нужные для себя вещи. Можно давать ребёнку небольшие поручения по дому. Например, можно попросить вытереть пыль на полке.
В этом возрасте дети проявляют интерес к сверстникам, стараются привлечь к себе внимание других детей. Но играть вместе они еще не умеют. Играют они, как правило, рядом, а не вместе. Поэтому нужно поощрять игры в песочнице и на детских площадках, но в то же время родители должны оставаться для детей весёлыми партнёрами в играх.
Родители должны уделить особое значение тому, чтобы научить ребёнка манерам поведения. Слова «спасибо» и «пожалуйста» должны активно использоваться в лексиконе.
Дети двух – трёх лет чаще всего пытаются быть самостоятельными. Родители могут этому способствовать и дать возможность ребёнку научиться быть ответственным за свои поступки. Ребёнку нужно давать возможность самому попробовать свои силы в каком-либо действии. Например, можно позволить самому одеться или причесать волосы. Ведь он уже усвоил все правила, действующие дома и знает, за что его могут наказать.
В этом возрасте дети поглощены игрой, и им трудно оторваться от неё, чтобы переключится на что-нибудь другое. Если быть точными, можно сказать, что в этом возрасте ребенок еще не играет, а просто манипулирует предметами, игрушками. Он ещё не может в полной мере разобраться во всех функциях предметов, которые его окружают и ему требуется помощь взрослого. Задача взрослых научить ребенка играть, в процессе игр знакомить ребёнка со свойствами и функциями различных предметов, побуждать использование предметов – заменителей в своих играх, например, ребенок кормит куклу, используя вместо ложки палочку.
Ребёнок 2- лет особенно эмоционален, настроение может часто меняться. Восстановить эмоциональное равновесие можно с помощью игры. Существуют специальные игры-покачивания, игры-подбраывания. Кроме того, в этом возрасте ребенка легко отвлечь, переключить с одного вида деятельности на другой.
Этот период жизни также знаменателен кризисом трех лет.
Таким образом, двух – трёх летние дети уже довольно много понимают и умеют, но им всё так же нужна поддержка и помощь родителей.
Статья на тему: Особенности развития детей 2-3 лет.
Особенности развития детей 2-3 лет.
Ребёнок на третьем году жизни растёт действительно не по годам, а по часам: для него имеет значение каждое слово, сказанное взрослыми, каждое новое знание формирует его внутренний мир.
Этот возраст считается одновременно и возрастом высоких достижений малыша, и сложным периодом строптивого непослушания, связанного с тем, что ребёнок страстно ищет самостоятельности, пытаясь найти себя в этом огромном, удивительно интересном мире.
Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Вы увидите, что эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет, потому что успешность обучения детей зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом индивидуальный контакт. Именно поэтому необходимо уделять много внимания проведению периода адаптации ребенка к детскому саду и установлению в группе атмосферы эмоционального комфорта.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Существенно меняется понимание речи окружающих. С ребенком можно уже говорить не только о данном моменте, но и о прошлом и в какой-то мере о будущем.
Словом уже можно прекратить то или иное действие, предупредить отрицательное поведение, вызвать новое действие.
Растёт активная деятельность малыша, появляются собственные намерения и желания, зачастую не совпадающие с намерениями родителей. Стратегия «уговоров» (и уж тем более «стратегия принуждения») уже не действует, так как желания ребёнка становятся достаточно оформленными. От родителей требуется уважение к праву ребёнка на выбор, нужно давать малышу как можно больше возможностей для самовыражения, деликатно поворачивая интересы крохи в полезное русло.
Появляется потребность в похвале, просыпается самолюбие, зарождается самостоятельность. У малышей этого возраста крайне выражено желание продемонстрировать собственные умения и способности. Ребёнок хочет выглядеть в глазах взрослых максимально умелым и достойным.
К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Их правильное произношение звуков еще не закреплено. Многие звуки произносятся еще смягченно. Одни и те же звуки в разных сочетаниях произносятся по- разному. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки: р,л,ш,ж,ч,щ. Встречаются замены и пропуски трудных звуков, их перестановка. Однако, дети замечают недостатки произношения звуков у других детей и могут их исправлять. Очень важно, чтобы взрослые, общаясь с детьми, не допускали в своей речи искажение звуков.
Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; значит, взрослый должен создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.
Если малыш, зачем либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное – помочь увидеть в наблюдаемом главное, существенное, ответить на многочисленные вопросы.
Если же малыш не задает вопросов надо его побуждать к этому, создавать соответствующие ситуации.
Деятельность ребенка на 3 году жизни становится сложной и своеобразной: предметная деятельность. Сюжетные игры, наблюдения, рассматривание картинок, элементы трудовой деятельность, игры со строительными материалами, лепка и рисование. Все эти виды деятельности имеют значение для развития умственной деятельности. Новым в развитии ребенка 3 года жизни является то, что он, прежде чем начать действовать, заранее определяет цель, т.е. в деятельности детей этого возраста появляются элементы планирования.
В этом возрасте ребенок любит заниматься строительным материалом. Он самостоятельно может выполнить довольно сложные постройки: гараж, дорогу, забор и играть с ними. Очень важно иметь несколько разных строительных наборов: строительный набор из различных форм, тематические строительные наборы «Веселый городок», «Ферма», крупные конструкторы «Лего».
Ребенок начинает овладевать совершенно новым видом деятельности – рисование, лепка. Малыш понимает, что при помощи пластилина и карандаша можно что-то изобразить и к концу 3 года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки. В процессе деятельности у ребенка начинает складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и различное поведение.
Основополагающий принцип — не «вдалбливание» фактов, а формирование мотивации на интеллектуальное самосовершенствование в будущем. 2-3-летний малыш открыт навстречу миру, важно не отбить у него желание учиться и познавать новое, а напротив — привить к этому любовь. Другими словами, мы подготавливаем почву, плодородную для будущих семян знаний.
Обязательно необходимо формировать способности и навыки. Развитие ребенка 2 лет включает развитие мелкой моторики, логического мышления. В развитии ребенка 3 лет важное значение имеет развитие логических операций синтез и последовательности. Каждый из навыков — кирпичик в интеллектуальный фундамент ребёнка, цельная, гармоничная личность не может развиваться в каком-то одном направлении. Упущения на третьем году жизни ребёнка могут отозваться проблемами уже в школьном возрасте.
Особый акцент — на развитии внимания и памяти, усидчивости и упорства в решении непростых задач. Не секрет, что в 2-3-летнем возрасте ребёнка трудно заставить сидеть на месте, однако если заинтересовывать его, не принуждая, — результаты, как правило, превосходят все ожидания. Направляя буйную фантазию малыша в нужное русло, мы формируем навык интеллектуальной работы. Ребёнок учится видеть логику в своих действиях, что положительным образом сказывается на его самоуважении.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.