Развитие ребенка от 4 до 5 лет
Прочитав эту статью, Вы узнаете какие внутренние процессы развития происходят у Вашего ребенка в период от 4 до 5 лет, получите ответы на все свои вопросы по развитию организма малыша и полный перечень навыков, которыми должен обладать ребенок к 5 годам, познакомитесь с рекомендациями специалистов по каждой линии развития
Содержание
Вот и пролетел 4 день рождения у Вашего малыша. Он стал не только подвижным, разговорчивым и ловким, но и продолжает учиться быть умным, быстрым и сильным.И теперь он уже не малыш, а дошкольник. Специалисты называют этот возраст – средний дошкольный.
Чтобы понять как развиваются все внутренние системы у Вашего ребенка необходимо начале знать ответы по анатомо-физиологическим особенностям ребенка от 4 до 5 лет:
1. Как развивается мозг у ребенка в пятый год жизни?
— Специалисты установили, что он уже имеет объем как у взрослого человека. Но еще не все нейронные связи полностью сформированы и оба полушария пока развиты одинаково
2. Как развивается скелет?
— При неравномерном, но быстром росте мышечной массы наблюдается повышенная гибкость всего тела, так как не завершилось окостенение скелета
Помните!
В возрасте от 4 до 5 лет специалисты рекомендуют не давать ребенку силовых нагрузок
3. Как развивается зрение?
-В строении глаз хрусталики приобретают постепенно плоскую форму, что ведет к развитию дальнозоркости у ребенка
4. Как развивается дыхательная система?
— Объем легких тоже увеличивается и постепенно брюшной тип дыхания у ребенка переходит на грудной
Помните!
В возрасте от 4 до 5 лет у ребенка возникает резкая потребность в кислороде
5. Как развивается слух?
— Наблюдается не только повышенная чувствительность к резким звукам, но и к сильному шуму
Конечно, Вы уже не раз слышали, что определяя нормы роста и веса ребенка важно учесть его индивидуальную особенность и генетическую наследственность.
Однако средние показатели, которые определили специалисты по росту и весу для ребенка среднего дошкольного возраста необходимо все же учитывать
Вот теперь, зная анатомо-физиологические особенности ребенка на пятом году жизни давайте узнаем, какие достижения в психологическом развитии заметили специалисты
1. Вот какие достижения по восприятию уже сформировались:
— называет геометрическую форму, на которую похож предложенный ему предмет
-вычленяет из сложного объекта простую форму
-воссоздает сложный объект из простых форм
— группирует предметы по заданной величине и определенному цвету
— показывает высоту, длину и ширину у прямоугольных предметов
2. В развитии памяти возникает произвольное запоминание. Ребенок уже может запомнить задание или поручение заданное ему взрослым человеком. Легко запоминает небольшое стихотворение. Специалисты так же заметили, что в возрасте от 4 до 5 лет ребенок способен запоминать до 5 до 8 названий новых предметов.
3. Появляется образное мышление. Дошкольник может использовать схематическое изображение в решении простой задачи.
4. Воображение не только продолжает развиваться, но и становится оригинальным и произвольным. Ребенок в этом возрасте может сам придумать свою сказку на предложенную тематику.
5. Внимание становится устойчивым и ребенок уже может сосредоточено работать 15-20 минут
Помните!
Не смотря на все эти достижения ребенок в 4 года все еще остается эмоционально нестабильным. Он легко отвлекается и еще может забывать.
Все это происходит из-за новых чувств – стыда, обиды, разочарования. К ним стоит добавить зачатки эмпатии. Возможно, Вы замечали уже как Ваш ребенок считывает по внешним признакам Ваше настроение. При этом он способен уже проявить сопереживание или разделить с Вами радость.
ИТОГ:
Учитывая физиологию ребенка, Вам важно отнестись с вниманием к осанке дошкольника в этот период и стараться не забывать чередовать дозированные нагрузки с отдыхом
Бесспорно, правильное чередование нагрузки и отдыха может обеспечить только режим дня. Возможно, у Вас уже есть свой режим, но с 4 летнего возраста доктор Комаровский рекомендует родителям внести в него маленькие поправки
Возможно, Вам интересно, а сколько время можно отводить на занятия с ребенком в 4 года?
— Время на занятия остается такое же как и раньше – 1-2 индивидуальных занятия по 15-20 минут.
Как Вы, возможно, заметили кормление и прием пищи доктор Комаровский ставит на первое место в планировании режима дня. И это момент действительно – самый важный.
При этом учитывайте, что естественно все продукты в один день не могут присутствовать в меню ребенка в 4 года. Поэтому некоторые продукты можно суммировать за несколько дней и давать ребенку это количество 2-3 раза в неделю.
По нормам порции специалисты рекомендуют ребенку до 5 лет сохранять прежние объёмы, но при их оформлении проявлять больше фантазии, подключая к процессу оформления самого ребенка
ИТОГ:
Режим дня и полноценное питание всегда должны быть у Вас на постоянном контроле для того, чтобы Ваш ребенок рос здоровым
Если Вы посмотрите на своего ребенка сейчас со стороны и сравните его с тем малышом, которым он был год назад, то сразу заметите разительные отличия:
— более совершенными стали его физические навыки
— он уже полностью восстановился после кризиса 3 лет
— заметны его достижения в психоэмоциональном и творческом плане
— он становится заметно мудрее
— заметны так же его аналитические способности.
А самое важное, в том, что только на этом перечень достижений в развитии не остановился.Давайте рассмотрим каждую линию развития по отдельности
По уровню развития двигательных навыков стоит сразу заметить, что ребенок уже более ловкий и лучше умеет координировать свои движения. Это заметно по таким упражнениям:
— на удержание равновесия при ходьбе по доске и бревну
— перешагивание через различные преграды
— усложненные игры с мячом
— прыжки на одной ноге
— уверенное пользование всеми средствами гигиены
— за столом демонстрирует свои умения аккуратно кушать
— самостоятельно может справляться со шнурками: зашнуровывать, завязывать и развязывать
— застегивает на своей одежде липучки, молнии, пуговицы и кнопки
— знает где правый ботинок, а где левый
-рисует карандашами и лепит пластилином
ИТОГ:
Анализируя все достижения по физическому развитию дошкольника во всем заметна скоординированность его движений, их быстрота и ловкость, а сам ребенок старается находится постоянно в движении. Так будет только до 4,5 лет. Не забывайте!
Основой социального развития являются речевые навыки ребенка.
Специалисты отмечают, что в своей речи на пятом году жизни дошкольник уже произносит все звуки родного языка. Стоит так же отметить, что в этом возрасте происходит развитие дикции и умения имитировать голоса хорошо знакомых животных. В различных игровых ситуациях можно так же заметить, как ребенок с помощью интонации учится выделять речь отдельного персонажа. Нравится ему любое словотворчество и различные рифмы.
Учитывая все эти новые навыки и умения ребенка в общении со взрослыми у него возникает познавательная мотивация. Ему становится интересным разобраться в сложной и непонятной информации, полученной от взрослого. Так же начинает формироваться необходимость в похвале и уважении со стороны взрослых.
В возрасте от 4 до 5 лет Ваша похвала и уважение крайне необходима ребенку. Причиной тому его повышенная обидчивость, которую специалисты относят к возрастному феномену
В общении со сверстниками Вы можете заметить, что Ваш ребенок стал проявлять избирательность при выборе товарища по игре. В самом кругу сверстников при их общении становится заметна конкуренция и соревнование. Так начинает выделяется лидер. Будьте к этому готовы!
Возможно, Вам понравятся эти рекомендации специалиста
ИТОГ:
Именно конкурентность и соревновательность при общении со сверстниками важны сейчас для ребенка. Благодаря такому стилю общения происходит становление и развитие индивидуального образа «Я» и его дальнейшее детализирование
• Познавательное развитие ребенка от 4 до 5 лет
Перед тем, как разбираться, что должно быть известно ребенку до 5 лет, давайте рассмотрим в целом все познавательное развитие ребенка от 4 до 5 лет по сензитивным периодам:
- Процесс развития речи и изучения иностранных языков продолжает развиваться и усовершенствоваться
- Сенсорное развитие к 5 годам заканчивается
- До 4,5 лет продолжается развитие двигательных навыков, а затем оно приостанавливается
- Продолжается социальное воспитание и музыкальное развитие ребенка
- Начинается формирование различных математических понятий и пространственных отношений
Из всего вышесказанного можно сделать вывод:
У ребенка от 4 до 5 лет ежедневно поднимается интеллектуальный уровень и активно расширяются логико-математические навыки
Помните!
В природе все взаимосвязано. Так благодаря возрастной любознательности и желанию показаться взрослее, у ребенка до 5 лет происходит совершенствование внутренних процессов в головном мозге. А это ведет к росту объема памяти и улучшению сконцентрированности внимания
Для успешного проведения занятий с ребенком Вам всегда необходимо учитывать, что его мышление пока еще наглядно-образное. Сейчас ему облегчат усвоение нового различные наглядные материалы и практическая деятельность. Только после 5 лет мышление дошкольника станет словесно-логичным и будет строиться на логических рассуждениях. Поэтому этот период от 4 до 5 лет можно назвать переходным от одного вида мышления к другому.
Помните!
Фундаментом успеха в дальнейшем обучении является именно та база знаний, которая закладывается до 5 лет
Итак, что же входит в понятие фундамента для будущего успешного обучения:
— ориентирование на плоскости и умение назвать расположение заданного предмета
— знание главных герметичных фигур
— счет до 9 и обратно
— умение сопоставить цифру с количеством предметов
— умение расставить в прямом и обратном порядке цифры от 1 до 5
— умение сравнить два предмета, найти пару или лишний предмет в предложенной цепочке
— навык складывания картинки из шести частей
— навык построения по образцу сложной конструкции
-умение соединять две буквы в слог
-умение объяснить свои действия и решения
Как Вы заметили Все почти эти умения относятся к логико-математическому направлению.
Возможно, Вам понравятся эти рекомендации специалиста
В своих познаниях окружающего мира ребенок до 5 лет уже может называть:
— свои данные (возраст, имя, фамилию и отчество)
— свой домашний адрес
-части тела у человека
— части тела у всех животных
— каждое время года и его особенность
— время суток
— различать и обобщать различные картинки в группы и выделять лишнюю картинку среди определенной группы
— различать продукты и блюда из них
Всему этому Вы можете научить своего ребенка во время прогулок и в игре. Еще для расширения познания ребенка нельзя забывать и роль сказок.
Помните!
Они помогают не только развитию воображения ребенка, но и дают ему возможность найти импонирующий ему образ.
Возможно, Вам понравятся эти рекомендации от специалиста
ИТОГ:
Используйте по максимуму этот период в развитии для своего ребенка. Будьте готовы всегда находить ответы на все поставленные вопросы. Поддерживайте детское любопытство. Если Вы заметили пропуски в знаниях у своего ребенка уделите им особое внимание и выровняйте положение. Создайте для своего ребенка активную речевую среду – постоянно проговаривайте все свои действия, свои эмоции и планы на будущее. Не забывайте постоянно искренне хвалить своего дошкольника за самые маленькие достижения
• Эстетическое развитие ребенка от 4 до 5 лет
Как Вы заметили эстетическое развитие происходит вместе с развитием мелкой моторики руки и на пятом году жизни они продолжают активно совершенствоваться.
Это можно заметить по умениям ребенка:
-нанизывать бусы
— проводить безотрывно прямые линии и рисовать круги
-штриховать прямыми линиями рисунки , не нарушая границ
— раскрашивать картинки, не выходя за их контур
— обводить предметы по контуру
Основываясь на все эти умения у ребенка сейчас происходит активное развитие изобразительной деятельности. Возможно, Вы уже заметили, что каждый рисунок постепенно становится более предметным и детализированным. Образ человека ребенок уже передает изображая все части тела и элементы лица. Бывает на рисунке уже можно увидеть и некоторые детали из одежды.
ИТОГ:
В изобразительной деятельности Ваш ребенок постоянно может совершенствовать свою технику, рисуя каждую геометрическую фигуру, вырезая их ножницами и наклеивая. Ему по прежнему нравится лепить и строить. Но теперь его постройки могут состоять из 6 деталей и создаваться по собственному замыслу с анализом последовательности выполнения задуманного. Вам нужно только обеспечить его всем необходимым для творчества.
Не смотря на такой сложный и многосторонний объём знаний ребенок в возрасте от 4 до 5 лет все равно любит играть. Игровая деятельность для него остается главной и Вам необходимо это всегда учитывать.
Помните!
Любая игра помогает развивать у ребенка ассоциативное мышление и развивает его словарный запас
Возможно, Вы уже замечали, как Ваш ребенок, играя, начинает комментировать свои действия или напевает свои песенки. Этот процесс специалисты называет сменой диалогической речи на монологическую.
А во время игры со сверстниками между ними уже можно заметить ролевое взаимодействие. Причем сами роли часто меняются, а все игровые действия начинают подчиняться смыслу игры, а не выполнению определенных игровых действий. Ребенок уже демонстрирует свое умение отделять себя от игровой роли, а игровые взаимодействия от реальных. В своих играх дети рассказывают о своих впечатлениях пережитых за день событий и дают им первый анализ.
Ваш ребенок может попросить Вас поиграть с ним в игру:
— с природными объектами
— с животными и людьми
— сюжетно-ролевую с общением
— с экспериментами
— театрализованную самодеятельную
— компьютерную
Вы можете предложить ему поиграть в такие игры:
— дидактические
-сюжетно-дидактические
-подвижные
— музыкальные
-учебные компьютерные
-интеллектуальные
— театральные
— игры-забавы
-семейные
-сезонные
-тихие
ИТОГ:
Любой вид игры можно провести с конкретной целью чему-то научить ребенка. Для этого можно использовать уже известные варианты игр, а можно придумать свои. Включай свою фантазию и у Вас все получится!
По сравнению с периодом развития от 2 до 4 лет сейчас во взаимоотношениях с ребенком у Вас все более спокойно. Ваш дошкольник заметно повзрослел, стал более спокойным, собранным и послушным. Однако, есть несколько моментов о которых Вы должны знать:
1. Его стремление к самостоятельности остается только внешним и он по прежнему сильно привязан к своей любимой маме. Вот только сейчас в нем понятие «любимой» становится более глубоким. В нем вмещаются не только обычные чувства к близкому, а и появляется привязанность.
Помните!
Именно такую любовь во взаимоотношениях с ребенком необходимо сохранить
2. В требованиях к речи ребенка до 5 лет допускаются некоторые нарушения звукопроизношения, а так же из озвончение или смягчения. О задержке речевого развития можно говорить только тогда, когда ребенок замкнут и не хочет ни с кем общаться потому, что его не понимают
3. О нарушении в развитии также можно говорить, когда:
— игры ребенка отличаются от игр его сверстников
— ему трудно объяснить, что не так
— во время общения с Вами он не может дать ответ на простой вопрос
— не может самостоятельно кушать и одеваться- не может срисовать человечка
— все его движения выглядят неуклюжими
— не может 5 раз подпрыгнуть на одной ноге
— играя с мячом, не может повторить действия своих сверстников
Если Вы заметили у своего ребенка эти моменты обратитесь к специалистам
ИТОГ:
Вот только никогда не забывайте, что в возрасте от 4 до 5 лет Ваш ребенок запоминает все Ваши действия и копирует их. А в его памяти могут навсегда остаться Ваши обидные слова в его адрес. От Вас сейчас требуется умение быстро и правильно реагировать на возникающие проблемы и не дать возможность вредным привычкам закрепиться в характере Вашего ребенка.
как заниматься вместе с ребенком дома
В этой статье:
Возраст 4-5 лет идеально подходит для того, чтобы начать заниматься с малышом. Развитие логики сейчас проводить проще всего. Вам понадобится простые логически задачки-игры. Не обязательно для этого быть педагогом. Вы можете заниматься дома со своим малышом, это отличная подготовка к школе. Развитие логического мышления поможет ему потом без проблем учить математику, чтение, письмо.
У детей в этом возрасте нормальная потребность в знаниях. Заниматься чем-то серьезным еще рано, а вот подготовиться к школе можно легко. Логические задачки для детей помогают еще развивать воображение, пространственное мышление. Всем известны игры «съедобное — несъедобное», «гадай животное по описанию», «найди отличии между картинками». Это и есть лучшие логические игры для детей 4-5 лет. Не выбирайте слишком простой материал, пусть лучше подумает над задачкой некоторое время. Это хорошо стимулирует развитие мышления.
Зачем развивать логику
Не все родители знают, что возраст 4-5 лет идеально подходит для развития логического мышления у детишек. А правда, зачем это нужно? У них впереди еще так много времени, чтобы всему научится. Пусть лучше сейчас играют. Это правда, но ведь можно играть в полезные логические игры. Без логики мышления человеку невозможно учиться. Даже самые простые бытовые действия требуют от нас логики. Иначе ничего не получится.
Сейчас мозг ребенка сам требует учебного материала. Детишкам все интересно, все хочется попробовать сделать самостоятельно. Обучая их логике, вы показываете простой, рациональный путь достижения желаемого результата. Затем, все школьное обучение будет построено так, что детям просто необходимо будет мысли логически. Помогите им научиться заранее, это подготовит к школе.
Развивающие занятия
Все родители хотят, чтобы их малыши быстрее развивались и учились. Для этого много простых игровых методик. В возрасте 4-5 лет лучше всего сосредоточиться на логических играх. Материалы для развития логики должны быть разнообразными. Тут можно прогуляться по детскому магазину, что-то поискать в интернете или даже сделать своими руками. Занятия в форме игры принесут ребенку радость и незаметно простимулируют его психическое развитие.
Конечно, необходимо правильно подбирать игры и игрушки под возраст малыша, иначе ему будет тяжело или непонятно. Заниматься можно дома, с мамой. Если ваш кроха посещает садик, то там некоторые методики для развития логики применяются во время занятий. Такие простые упражнения приносят неоценимую пользу. Главное, вы можете детей заинтересовать, а дальше они сами захотят учиться. Все то, что мы закладываем через игру ребенку в раннем детстве, потом обязательно ему поможет.
Именно так закладывается база для последующей легкой и интересной учебы. Развитие логики поможет малышу освоить математику, письмо, чтение, а позднее физику и химию. Многие родителям тоже понравятся такие занятия, ведь еще 20-30 лет назад этой теме уделялось мало внимания. Материалы были, но слишком скучные. Сегодня же нас ждет разнообразие развивающих игр и методик для детей возраста 4-5 лет.
Что может ребенок в 4-5 лет?
Прежде чем начать занятия, уточним, что именно уже может ваш малыш. Важно строить занятия так, чтобы материал быть чуть сложнее для ребенка. Если все просто, то интереса на долго не хватит. Сейчас ваш кроха уже может концентрировать внимание на проблеме чуть дольше. Его займет решение логической задачки. Это нам и нужно.
- Дети в 4-5 лет уже умею считать от 1 до 10, знают числа.
- Пишут и могут распознать где какое число.
- Могут сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, свойствам.
- Малыш знает основные фигуры (круг, квадрат, треугольник), могут рисовать их.
- Объединяют предметы в группы по 1-2 свойствам.
Это ваша база. Дальше, потихоньку, будем усложнять задачи для детей. Важно, чтобы задание было интересным, увлекательным. Тогда малыш научится чему-то просто, без напряжения.
Учимся дома
Чтобы учиться и готовиться к школе совсем не обязательно ходить в садик. Заниматься можно дома. Сегодня многие логические задачки можно скачать на телефон или планшет, взять с собой в дорогу. Так вы отвлечете малыша от ожидания и поможете ему разобраться в чем-то новом. А еще, на помощь придут книжки, конструкторы, раскраски. Развитие логики у детей дошкольного возраста стало простой задачей для любого родителя. Не нужно быть педагогом или учителем, чтобы помочь своим детям научиться мыслить логически.
Логические игры и задачки
Простое развитие логики у малышей дошкольного возраста нужно проводить в игровой форме. Есть несколько разновидностей таких игры:
- Дидактические
Вариант настольных игры. Задачки напечатаны на бумаге. Это поиски лишнего предмета из ряда подобных, паззлы, лабиринты. Сюда еще можно отнести парные картинки «найди 10 отличий». Попутно их можно раскрашивать, дорисовывать. Кстати, такие картинки развивают внимательность у детей, повышают концентрацию.
- Развивающие игры
Они построены по принципу перехода на новый уровень сложности. Как только у детей получается справляться с заданием, они получают усложненный вариант.
Построение рассказа по картинке, подсказки героям истории. Так, например, вам дана история, а для нее нужно придумать логичный конец. Или помочь героям приять решение.
Кажется, что все очень просто. Для ребенка 4-5 лет это хорошие занятия. Они развивают логику, помогают быстро изучать материал. Всегда любую игру родители могут расширить, дополнить. Предложите малышу игру «наоборот». Дайте 2 одинаковые картинки, но вторую нужно сделать максимально непохожей на первую.
Графические игры
Для многих детей графические игры являются любимыми. Кроме логики, они развивают воображение, пространственно мышление. Самая простая — найти выход из лабиринта. Задачу можно усложнить, предложив малышу найти самый короткий путь до выхода.
Еще одна графическая задачка — «дорисуй рисунок». Здесь развитие воображения, знания ребенка о предметах поможет ему найти решение. Обычно, это простые картинки, где нужно дорисовать предметы в шкафу, на природе, в доме.
Речевые игры
Тут много популярных игр. Возможно, вы сами в них уже играете со своим малышом. Это хороший способ отвлечь детей во время поездки на машине, в очереди. Первая «съедобное — несъедобное». Родители называют предмет, а малыш говорит, можно это есть или нет. С простыми предметами все понятно. А что делать с новыми, незнакомыми? Родителям нужно описать предмет, сказать зачем он нужен. Тут уже сам ребенок, исходя из опыта, должен сообразить — можно это есть или нет.
Задание «зоопарк» тоже предлагает применить логику и знания. Мама описывает животное в нескольких словах, а малыш должен угадать его. Потом поменяйтесь ролями. В 4-5 лет дети обычно интересуются животными. Усложните игры, предлагая использовать только названия домашних или только диких зверей.
Настольные игры
Таких игр великое множество. На коробочке обычно написан возраст ребенка, которого заинтересует и чему-то научит именно эта игра. Обязательно читайте эту информацию. Игры на развитие логики найти просто, но главное, чтобы она не была слишком простой. Сюда относятся паззлы, мозаики, расследования преступлений (малыш должен разгадать загадку, найти вора, например).
Развивающие программы-игры
Игрушки-приложения для телефона или планшета тоже спасут вас во время долгой дороги. В описаниях обычно тоже указывается возраст. Для 4-5 лет подойдут игры, которые научат малыша:
- различать и группировать цвета;
- считать, искать знакомые числа;
- читать, учить буквы;
- названия городов;
- фигуры;
- собирать головоломки;
- искать отличия.
Как видите, материала для домашнего обучения у вас много. Комбинируйте, усложняйте, придумывайте сами задачки для детей. Через 1-2 года в школу, там вашему малышу это умение мыслить логически очень пригодится. А еще, какие-то задания для него будут знакомыми и простыми.
помогаем малышу наладить контакт с миром
В этой статье:
От 4 и до 6-7 лет возраст ребенка принято считать дошкольным. Именно в это время наступает познавательное развитие ребенка, которое вытекает в попытку наладить контакт с миром. В 4-5 лет малыш активно развивается физически и интеллектуально.
Физиологические изменения
Физическое развитие дошкольника с 4 до 5 лет характеризуется активным ростом мышц и скелета. Наиболее заметными становятся половые признаки. У мальчиков расширяются плечи, таз становится более узким, у девочек — наоборот.
По функциональности и надежности позвоночник и сердечно-сосудистая система ребенка 4-5 лет максимально приближается к показателям взрослого человека. Малыш становится более выносливым, координированным, гораздо меньше болеет, чем в первые годы жизни. Становится больше и мозг малыша, масса которого по сравнению с массой при рождении увеличивается втрое.
Ближе к пяти годам ребенок становится особенно ловким, чувствительным и энергичным. Он отлично бегает, в том числе и преодолевая препятствия, катается на велосипеде без вспомогательных колес, может освоить скейт, коньки, лыжи и ролики.
Достаточно активно протекает и развитие мелкой моторики. С 4 до 5 лет дети уверенно управляются с карандашом, ножницами, способны выполнять простые задания в тетради, например раскрашивать, не выступая за контуры, обводить по пунктиру и пр.
Эмоциональное развитие дошкольника
Эмоциональная сфера дошкольника, вернее ее развитие с 4 до 5 лет, сыграет важную роль в процессе его дальнейшего становления как личности. Дети после четырех более тонко и глубоко воспринимают действительность. Малыши способны проявлять:
- симпатию;
- чуткость;
- доброту.
Но самое важное — это проявление совестливости. Ребенку с 4 до 5 лет бывает искренне жалко животных, людей, героев мультфильмов, он умеет стыдиться за свои проступки, остро ощущает несправедливость.
В 4-5 лет у детей может развиться обостренное чувство тревоги и даже страхи. Больше всего на свете малыши боятся потерять близких. Они часто думают о жизни и смерти, считают, что те, кого они любят, никогда не должны умирать.
Отдельно стоит сказать о развивающемся чувстве вины у детей в возрасте 4-5 лет. Способствуют этому исключительно взрослые, а именно родители, которые намеренно вызывают у малыша чувство вины, высмеивая его поведение, отмахиваясь от вопросов, считая, что таким образом он будет лучше поддаваться воспитанию. На самом деле это не лучший метод воздействия на ребенка, который впоследствии может привести к развитию целого букета комплексов.
Чтобы ребенок рос эмоционально гармоничной и развитой личностью, он должен иметь возможность выбирать, проявлять инициативу. Кроме того, развитию его будет способствовать постоянное доверительное общение с родителями, готовыми отвечать на вопросы, принимать участие в играх и забавах.
Особенности развития игровой деятельности
Чтобы развитие дошкольника от 4 до 5 лет протекало по запланированному графику, он должен иметь время для обычных детских игр. Казалось бы, чем еще заниматься ребенку в этом возрасте, как не играть? На самом деле современные родители порой настолько увлекаются интеллектуальным и физическим развитием своего чада, что просто забывают о часах отдыха, которые он мог бы посвятить игре.
В 4-5 лет большая часть игр у детей носит сюжетно-ролевой характер. Малыши с удовольствием объединяются в группы и стараются моделировать поведение взрослых, заранее придумывая диалоги, распределяя роли, разрабатывая сюжет. Каждая игра имеет свои правила, и дети четко следят за тем, чтобы участники их не нарушали. Это одно из важнейших качеств, приобретаемых в этом возрасте: умение слышать и соблюдать правила игры.
Чему дошкольник может научиться во время игры? В первую очередь ребенок учится быть:
- внимательным;
- терпеливым;
- настойчивым;
- усидчивым;
- креативным;
- сообразительным.
В процессе игры дети учатся строить первые социальные связи, проявлять личностные качества. Уже на этом этапе можно увидеть, кто из детей предпочитает быть ведомым, а кто примеряет на себя роль лидера.
Особенности мышления дошкольника
До 4 лет у детей отмечают развитие наглядно-практического мышления, что помогало им научиться строить причинно-следственные связи, обобщать, классифицировать. В тот период малыш получал настоящее удовольствие от возможности контактировать с предметами. С 4 до 5 лет развитие дошкольника переходит на новый уровень, когда преобладающим является образное мышление, тесно связанное с развитием речевых навыков.
Взрослые могут стимулировать развитие образного мышления, предлагая малышу принять участие в играх, основанных на геометрических фигурах. Занимаясь таким образом, дошкольник научится моделировать, ускорится развитие его пространственного мышления. Обычно ребенок в период с 4 до 5 лет способен:
- складывать несложные пазлы, число частей которых постепенно можно увеличивать;
- собирать конструкции из отдельных геометрических фигур;
- собирать конструктор «Лего» по образцу;
- создавать орнамент с помощью мозаики, как по образцу, так и самостоятельно.
Регулярно занимаясь таким образом (занятия должны проходить в позитивной игровой атмосфере), малыш не только получит возможность ускорить развитие образного мышления, но и усовершенствует мелкую моторику. К перечисленным выше вариантам игр можно добавить пластилин и мягкую глину, из которых дети смогут лепить не только фигурки, но и целые картины.
Знакомство с миром азбуки
Нормально развивающийся ребенок в возрасте 4-5 лет начинает проявлять живой интерес к буквам и цифрам, пытаясь понять, по какому принципу люди читают и считают. Задача родителей на этом этапе — поддержать интерес малыша и не уничтожить его мотивацию, заставляя учить буквы и цифры.
Психологически созревший для чтения малыш сам проявит интерес к кубикам с буквами и карточкам, получая удовольствие от возможности изучать буквы. Если же малыш при всем его интересе к чтению пока не готов тратить время на азбуку, стоит отложить эти занятия еще на несколько месяцев.
Для чего нужно обучать малыша в дошкольном возрасте чтению? Самая основная причина в том, что это подготовит его к учебе в школе, куда сегодня приходят дети, в большинстве своем умеющие достаточно уверенно читать. Кроме того, освоенные навыки чтения ускорят развитие символического мышления у ребенка. Один из эффективных методов научить дошкольника читать по слогам — использование специальных кубиков с буквами и картинками.
Помимо занятий по чтению, с малышом от 4 до 5 лет время от времени можно играть в словесные игры, которые будут стимулировать развитие слухового анализатора. Это означает, что в таком раннем возрасте ребенок уже научится не только слышать, но и вслушиваться, понимая, о чем речь, анализируя и пересказывая.
Детские страхи: что о них нужно знать взрослым?
Помимо страха потерять близкого человека, дети боятся еще много чего и кого. К этому нужно отнестись с пониманием. Один из основных — страх перед отрицательными сказочными персонажами, которые так или иначе встречаются детям в книгах, в мультиках, в сказках. Этот страх пройдет сам по мере взросления малыша, однако родители помогут помочь ему справиться с ним, поддерживая и успокаивая, оставляя на ночь включенным ночник, избегая мест в сказках, где описываются монстры и чудовища.
Если страх от 4 до 5 лет не проходит и мешает жизни ребенка, можно предложить ему избавиться от него с помощью коррекционных игровых методик. Одна из них – «рисование чудовищ».
В ходе занятия ребенку будет предложено нарисовать самого главного героя своего страха, сделав его максимально красивым, придумать с его участием смешную и позитивную историю. В этом случае малыш начинает воспринимать героев своих страхов более положительно и со временем избавляется от фобии.
Родители, сами того не подозревая, часто провоцируют появление и закрепление страха у детей следующими поступками:
- пугают ребенка разными монстрами и чудищами;
- перегружают его воображение не соответствующими возрасту игрушками;
- позволяют смотреть не отвечающие уровню развития мультфильмы и фильмы.
Часто страхи являются следствием дефицита информации у ребенка, в результате чего он подключает собственную фантазию, которая иногда рисует ему далеко не позитивные картинки.
Именно поэтому так важно, чтобы родители, которые мечтают о том, чтобы развитие малыша в возрасте 4-5 лет протекало гармонично, усвоили, что пугать малышей непонятными для них отрицательными персонажами нельзя, ведь простого «бабайку» они могут представить в виде кошмарного монстра, готового уничтожить все живое!
Особенности развития речи дошкольника
В возрасте от 4 до 5 лет речь детей становится более грамотной и логичной. Дети строят сложные предложения, правильно склоняя части речи, в словарном запасе у большинства из них уже несколько тысяч слов.
В свою очередь развитие речевых навыков стимулирует детей к более активному общению, как с одногодками, так и с более старшими ребятами и взрослыми. Дети понимают, что они достаточно хорошо говорят, могут объяснить все, что необходимо, и главное — не будут подняты на смех или не поняты из-за неправильного произношения слов.
В 4-5 лет, несмотря на богатый словарный запас, далеко не все дети справляются с заданием описать какой-либо предмет, рассказать о его функциях. Если малыши чего-то не понимают, они могут сердиться и расстраиваться.
Особенность речи младших дошкольников — это так называемые авторские слова, которые дети придумывают, чтобы лучше описать свойства, назначение, особенности предметов, животных и т.д.
Например, нет ничего удивительного, если общее полотенце ребенок назовет «всехним», а червяка — «ползунком». Все это забавно и мило, но должно деликатно исправляться взрослыми для того, чтобы новые слова не закрепились в речи ребенка.
Во второй половине пятого года дети с удовольствием уделяют время разучиванию стихов и целых сказок. Происходит это в игровой, непринужденной форме. Родители каждый день читают дошкольнику его любимые стихи, со временем предлагая заканчивать сначала отдельные строчки, а потом и целые куплеты. Как правило, дошкольники в возрасте 4-5 лет имеют хорошую память и очень гордятся собой, когда могут продемонстрировать ее близким, декламируя стих.
Младшие дошкольники говорят эмоционально, подкрепляя слова жестикуляцией.
Успешным развитие речи младшего дошкольника сможет быть только в случае нормального развития слуха. Ребенок должен уметь не только слышать и вслушиваться в слова, но и интересоваться источниками других звуков, которые взрослые часто оставляют без внимания. Развивать слух малыша можно, обращая его внимание на такие простые вещи:
- капающий кран;
- стук двери;
- шум дождя;
- стук ножа по разделочной доске;
- шум мотора стиральной машины или холодильника;
- скрип паркета под ногами;
- щелчок выключателя и пр.
Постоянное ненавязчивое акцентирование внимания ребенка на звуках такого рода с описанием их характера и происхождения улучшит развитие его слуха, воображения, а впоследствии и речи.
Занятия для детей 5 лет: упражнения для развития
5 лет — середина дошкольного возраста, расцвет эмоциональной и познавательной сфер ребенка. Занятия для детей 5 лет направлены на развитие психических процессов.
Игры очень хорошо развивают способности ребенка.
Физическое развитие пятилеток
Организм пятилетнего ребенка претерпевает изменения. Тело теряет массу, худеет, исчезают жировые отложения, характерные для раннего детства. Черты лица становятся острее, исчезает детская припухлость.
Увеличивается рост, при этом не меняется вес.
Питательные вещества используются для роста и укрепления мышц, благодаря чему ребенок становится физически выносливее и ловчее. Увеличиваются крупные мышцы (ягодицы, грудная клетка).
Средние физиологические данные:
- рост — 99-116 см;
- вес — 17-20 кг.
В этом возрасте важно привить ребенку привычку заниматься физической активностью, которая укрепит здоровье и поможет организму развиваться физиологически правильно.
Мелкая моторика
Моторика — действия, которые координируются совместной работой нервной, костной, мышечной систем. Мелкая — четкие действия кистей и пальцев. Развитие моторики взаимосвязано с развитием речи, моторный и речевой отделы в полушариях находятся близко. К 5 годам моторные функции усложняются, задействованы пальцы рук, в отличие от 2-3 лет, когда ребенок для захвата использовал ладонь.
У средних дошкольников мелкая моторика развивается в процессе созидательной деятельности: конструирования, лепки, рисования.
Навыки обоих видов моторики отрабатываются в ведущем типе деятельности — игре.
Пальчиковая гимнастика.
Моторные умения детей 5-6 лет:
- раскрашивать рисунки, соблюдать границы;
- завязывать веревку в узлы;
- правильно двумя пальцами держать карандаш;
- застегивать пуговицы и молнию;
- доставать предметы из тары с небольшими отверстиями;
- срисовывать геометрические фигуры.
Нервно-психическое развитие пятилетнего человечка
Дошкольник в своем развитии проходит путь от осознания себя отдельным человеком до осознания эмоций, переживаний и чувств. У него формируются представления о себе через деятельность. Происходит становление самооценки.
К пятилетнему возрасту дети накапливают опыт взаимодействия со взрослыми: от родителей до воспитателей детского сада. Он находит отражение в поведении ребенка. Фразы, действия, способы решения конфликтов — результат предыдущего взаимодействия взрослых с ребенком, которое не всегда было положительным. Образ взрослого — ориентация поступков дошкольника в мире людей.
Ведущий тип деятельности в развитии ребенка от 5 до 7 лет — сюжетно-ролевая игра. В ней он берет роль другого человека и через проигрывание воображаемых ситуаций моделирует его действия. Постигаются нормы социальных отношений, мир ценностных ориентаций.
Через наблюдение за игрой ребенка можно узнать о его переживаниях, помочь ему улучшить социальные навыки. После 5 лет дошкольники строят сюжет на основании любимых книг, мультфильмов. Игра отходит от внешней стороны деятельности, наполняется внутренним смыслом. Ребенок использует предметы-заменители, например палку, представляя, что скачет на лошади.
Пятилетний возраст — период становления личности и развития механизмов социального поведения.
Мышление
Зарождается логическое мышление. Ребенок мыслит в уме, создает внутренний план. В 3-4 года он участвует в ситуации при помощи практических действий, а в 5-6 лет — используя мыслительные операции.
Мыслительный процесс ребенка 5 лет развивается посредством работы органов чувств. С помощью них дети знакомятся с понятиями формы, цвета, вкуса, запаха, величины, ориентируются в пространстве. На основе мышления действенного, практического формируется образное.
Для его развития необходима самостоятельность ребенка, активность в познавательной деятельности. Постановка вопросов, построение гипотез способствуют развитию гибкости и динамичности мыслительных процессов. Дошкольный возраст — время высокой мотивации к обучению и исследованию.
Память и внимание
Память носит непроизвольный характер. К 6 годам формируется произвольность запоминания с помощью воли. Взрослый учит ребенка приемам запоминания. Дети учатся повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания. В пять лет проводят работу со всеми органами чувств для развития произвольности.
Виды памяти:
- Зрительная. Запоминание увиденного. Объем в пятилетнем возрасте — 5-6 объектов.
- Слуховая. Запоминание услышанного. Объем — 6-7 слов.
- Двигательная. Запоминание поз и положения в пространстве. Объем — 4-5 поз.
- Вкусовая. Запоминание вкусов и соотношение их с предметами. Объем: до 10 разных вкусов.
Дети запоминают информацию, которая вызвала у них яркие впечатления, была эмоционально окрашенной. Они запоминают отдельные детали объектов. Благодаря эмоциональной памяти, дети формируют представления об окружающем мире и безопасности в нем. Если ребенок обожжется о горячий утюг, в следующий раз он вспомнит, какие эмоции у него это вызвало. Дошкольники легко запоминают понравившиеся стихи, потешки.
Дети обладают фотографической памятью — способностью быстро, ярко и четко запечатлевать объекты и подробно воспроизводить их в дальнейшем.
Пример игры для развития памяти.
Что должен уметь ребенок 5 лет:
- находить 6 отличий между двумя рисунками;
- удерживать в поле зрения 10 предметов;
- повторять узор;
- запоминать 8 картинок;
- рассказывать по памяти маленькие рассказы и сказки.
Внимание дошкольника развивается от непроизвольного к произвольному. Он способен усилием воли задерживать внимание на предмете, выполнять неинтересную монотонную деятельность. В то же время пятилетний ребенок отвлекается на яркие стимулы и образы, ему требуется смена деятельности.
Развитие речи
Язык ребенка в возрасте 5 лет обогащается сложными понятиями в процессе игры и общения со взрослыми, образуются связные высказывания.
Направления речевого развития в среднем дошкольном возрасте:
- расширение запаса;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие речи как средства коммуникации;
- развитие речи как средства планирования и регулирования поведения;
- развитие фонематического слуха.
Возникает способность связной речи, возможность описать событие. Ребенок способен договариваться с партнером по общению, организовывать взаимодействие, защищать себя, отказываться от контакта.
К 5 годам ребенок:
- имеет в запасе 3000 слов, составляет предложения из 6-7;
- пересказывает текст;
- пользуется антонимами;
- использует прошедшее и будущее время;
- должен знать данные свои и родителей, адрес;
- называет предметы и числа.
С 5 лет в план педагогической работы включают логопедические занятия.
Нормы развития речи.
Восприятие окружающего мира
Пятилетние дети интересуются окружающим миром, происхождением предметов и явлений. К этому возрасту возникают вопросы «Откуда берутся дети», «Куда уходят люди». Для дошкольников важно понимать механизмы становления окружающего мира. Они самостоятельно воссоздают картину мира, если не получают ответы на вопросы. В сознании ребенка возникают нелогичные объяснения и магические идеи, могут развиться страхи.
В 4-5 лет у детей появляется страх смерти. Он формируется из-за недостатка знаний о явлении. Ребенок пытается найти ответ у родителей, но взрослые избегают этих вопросов.
Малыш чувствует, что тема вызывает повышенную тревожность и начинает бояться. Свой страх он бессознательно прорабатывает в рисунках и рассказах на тему смерти.
Если же родители будут уделять излишнее эмоциональное внимание к таким рисункам, то у ребенка сформируется страх смерти. Чтобы этого избежать, нужно показывать дошкольнику детские энциклопедии, рассказывать о строении человеческого организма. Полезно рассказывать о влиянии здорового образа жизни на ее продолжительность.
Бытовые навыки ребенка в 5 лет
Дети — отличные помощники в быту. Они убирают игрушки, могут заниматься уборкой, протирать пыль, пылесосить и мыть пол. В 5 лет ребенок способен приготовить еду (сделать бутерброд, нарезать салат). Чтобы развивать дошкольника в домашних условиях, не требуются специальные занятия. Через повседневные бытовые дела у детей развиваются органы чувств, познавательные процессы, повышается самооценка.
Пятилетний ребенок способен следить за гигиеной, чистить зубы, мыть тело, следить за чистотой одежды.
Социальное развитие пятилетних детей
Развитая речь способствует качественному и углубленному общению детей со взрослыми. Ребенку интересна позиция взрослого, его мотивы и ценности. Общение в детском коллективе происходит в процессе игры, в которой сталкиваются разные точки зрения, дети учатся подчиняться социальным правилам.
Пятилетний возраст — период жалоб. Дети жалуются взрослому на поведение сверстников, но не из-за желания наказания, а чтобы сформировать для себя систему приемлемого поведения. Жалуясь на другого, ребенок пытается понять, какие действия допустимы, выделить правила поведения.
Эмоциональное развитие
У детей в 5 лет развивается эмоциональная сфера, они переживают гамму чувств, которые не испытывали ранее.
Неумение объяснить сильные эмоции приводят к внутреннему конфликту, который выражается в агрессии, капризах, неустойчивом настроении. От взрослого требуется терпение и принятие возрастных особенностей пятилетнего ребенка.
Для этого используется метод «контейнирования». Взрослый принимает сильную эмоцию дошкольника, объясняет ему ее название и причину возникновения, предлагает способ ее проживания. Дошкольникам полезно посещать занятия сказкотерапевта. Через работу со сказками дети знакомятся с эмоциями и способами их проявления.
Различия между девочками и мальчиками
Пятилетние дети интересуются телом, половыми органами, различием между полами. Дошкольникам важно соотносить себя со своим полом и выражать свою половую принадлежность через внешний вид, выбор игрушек.
Из-за различий в развитии полушарий мозга девочки склонны к рациональности, проявлению логики, положительным эмоциям. Мальчики — к интуитивным реакциям, нелогичности, образной памяти, отрицательным эмоциям.
Различия между мальчиками и девочками.
Занятия с ребенком пяти лет
Занятия с ребенком 5 лет носят игровой характер. В этом возрасте детям нравится в рамках игры создавать объекты, лепить, конструировать, рисовать. Дошкольники любят учиться, заинтересуйте их новыми знаниями. Учите ребенка выражать эмоции, прививайте нормы поведения.
Дети готовы к изучению алфавита, занятиям математикой и чтением. Выбирайте книги, которые смогут увлечь дошкольника.
Дайте ребенку свободное время, которое он сможет посвятить игре, не лишайте этой возможности. У него должно быть 2-4 часа свободного времени в день. Развивающие кружки посещают 1-2 раза в неделю. Внимание уделяют физической активности.
Творческое развитие
До 5 лет дети изображают графические образы. В старшем возрасте рисунок усложняется, прорисовывается, на нем изображаются существующие и воображаемые объекты. Через рисунок ребенок показывает свой внутренний мир. Для него важен процесс рисования, результат второстепенен. В рамках развивающих занятий взрослый показывает способы рисования, использования материалов и техник.
Через лепку и конструирование ребенок создает представление об окружающем мире, о форме, величине пространственных параметров.
Занятия на развитие внимания и памяти
Основное направление в работе с психическими процессами — развитие концентрации, которая является предпосылкой для произвольности. Необходимые действия:
- Обращайте внимание ребенка на звуки, попросите определить их источник.
- Посмотрите вместе на облака, пофантазируйте.
- Учите слышать сигналы собственного тела. Спрашивайте, что чувствует носик, левая рука, пяточка.
- Используйте подручные средства для игр: фрукты, овощи, природный материал.
- Используйте рабочие тетради. В них задачи на память, внимание, мышление представлены в виде увлекательных игр. Ребенок для их выполнения рисует, вырезает, использует наклейки, считает, запоминает. Задания помогут вашему ребенку узнать цифры и буквы.
Изучение иностранного языка
В дошкольном возрасте закладывается языковая система. Ребенок учится ориентироваться в системе знаков и понятий. Для этого у него созревают психические функции. Дошкольное детство — благоприятный период для освоения иностранного языка.
Изучать новый язык стоит в игровой форме, не навязывая занятия. Полезно включать на уроках мультфильмы на иностранном языке, аудиозаписи диалогов, показывать картинки со словами. Изучение языка объединяют с творческими занятиями и физической деятельностью (например, игрой с мячом).
Подготовка к школе
В рамках подготовки к школе:
- детей учат планировать деятельность и достигать результатов;
- проводят работу на повышение самооценки;
- развивают произвольность психических процессов;
- готовят руки к письму;
- изучают алфавит и счет.
Занятия включают в игровые ситуации. Нельзя усаживать дошкольника заниматься за партой в течение 45 минут, как на школьном уроке. Оптимальная продолжительность занятия — 15-20 минут со сменой деятельности.