№ | Тема | Программное содержание | литература |
1. | Пересказ сказки «Лиса и рак» | Учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса» | О.С. Ушакова «Развитие речи» стр.24 |
2. | Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами» | Учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. Учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; | О.С. Ушакова «Развитие речи» стр.26 |
3. | Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки» | Учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома. Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, | О.С. Ушакова «Развитие речи» стр. 32 |
4. | Составление рассказа по скороговорке | Формировать навыки связной речи. Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу. | О.С. Ушакова «Развитие речи» стр. 33 |
Учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа): Развитие речи. Ушакова
АОУ детский сад №4 « Рябинка»
Воспитатель Алексеева Н.В.
Программные задачи
Продолжать учить детей составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных, совершенствовать умение описывать предмет с помощью схемы-алгоритма, формировать понятие о многозначности слов. Развивать связную речь, мышление, память. Воспитывать инициативность, умение слушать друг друга, стремление помочь
Материал: герой – Бычок; картина «Ежи»; проектор и экран для демонстрации схем-алгоритмов для составления рассказов и картинок, с помощь которых объясняется многозначность слова «иголка»; мешочки с предметами (яблоко, мяч, морковка, пирамидка)
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети заходят в группу, садятся на свои места
2. Сюрпризный момент
Раздается стук в дверь. Воспитатель открывает, заходит бычок, плачет, ревет:
— Ой-ёй-ёй, болит!
— Бычок, что случилось?
— Язык болит!
— Ай-яй-яй! Ты, наверное, поранился, когда жесткое сено жевал?
— Да нет, я укололся!
— А чем ты укололся?
— Не знаю!
3. Работа над многозначностью слова «иголка»
— Ребята, как вы думаете, чем мог уколоться бычок (чем-то острым, иголкой)
— А какие бывают иголки?
— Швейные…
— Бычок, ты что-то шил и укололся швейной иголкой?
— Нет!
— Медицинские…
— Тебе прививку от гриппа сделали в язык?
— Да нет!
— Еловые, сосновые…
— Ты еловую веточку пожевать пытался?
— Нет!
— Может, ты чертил циркулем или ел кактус?
— Да нет же! Гулял я однажды по лугу, травку щипал. Гляжу, лежит на тропинке маленький, колючий шарик. Решил я с ним поиграть, лизнул его и укололся.
— Ребята, вы догадались, что за шарик это был? (Ежик)
Бычок, а мы с ребятами знаем стихотворение про этот случай, оно так и называется «Встретил ежика бычок» Хочешь послушать?
Дети читают стихотворение А. Воронько «Встретил ежика бычок»
— Почему же нельзя трогать ежа и тем более, лизать его? (Он колючий, покрыт иголками)
— А иголки, как мы выяснили, бывают разные. (Воспитатель включает проектор, на экране появляются предметные картинки с разными видами иголок.)
— Давайте составим предложения со словом «иголка»
(4-5 ответов)
— Ребята, а чем похожи все иголки? (Они длинные, тонкие, острые)
— Бычок, ты понял, почему нельзя было ежика лизать?
— Понял, понял! Он покрыт иголками, и, поэтому, очень колючий. Вот только, кроме того, что он колючий, я совсем ничего про ежа не знаю. Может, вы мне что-нибудь расскажете?
4. Составление рассказа по схеме-алгоритму
— Конечно, расскажем. А чтобы рассказ получился более интересным и полным, нам помогут наши схемы-подсказки.
(Воспитатель переключает проектор на схемы-алгоритмы для составления описательного рассказа о животном)
Дети продумывают свой рассказ, затем заслушивается 2-3 рассказа о еже.
— Молодцы, очень хорошие и полные рассказы составили. Я думаю, что и у других детей рассказы не хуже, но, к сожалению, все мы послушать сейчас не можем. Вы расскажете мне их попозже.
5. Физкультминутка
— Ребята, а ведь в лесу кроме ежей живет много других диких животных со своими детенышами. Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «На водопой»
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок
За мамой-лисицей крался лисенок,
За мамой-ежихой катился ежонок,
За мамой-медведицей шел медвежонок,
За мамою-белкой скакали бельчата,
За мамой-зайчихой косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат.
Все мамы и дети напиться хотят
6. Работа над составлением рассказа по картине.
— Бычок, а хочешь узнать побольше о жизни ежей?
-Конечно, хочу!
— В таком случае, предлагаю нам всем вместе рассмотреть вот эту картину.
Воспитатель выставляет картину «Ежи»
— Кто нарисован на картине? (На картине нарисована семья ежей)
— Где живут эти ежи? (Ежи живут в лесу)
— А что находится рядом с их гнездом (Рядом с их гнездом стоит старый пень и протекает ручеек)
— Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (Лето) Почему? (Вокруг зеленая трава, зеленые листья на кустах и деревьях, поспела земляника, ползает много жуков.)
— Что делают ежата? Ежиха? (Один ежонок пьет воду из ручейка. Второй ежонок поймал червяка, жука, божью коровку и думает, что ему съесть сначала. А третий ежонок встретил лягушку и решил с ней поиграть. Ежиха внимательно следит за своими детенышами. В случае опасности она предупредит ежат и все они свернутся в колючие шарики)
— А теперь давайте составим рассказ по этой картине командой. Первый начнет рассказ, он опишет уголок леса, нарисованный на этой картине, где живут наши ежи. Второй рассказчик продолжит и опишет ежа. А третий ребенок расскажет о том, что делают ежата и ежиха на картине и закончит рассказ.
(Заслушать 2-3 рассказа)
— Ребята, какой рассказ вам больше понравился? Почему? (Рассказ интересный, короткий, законченный)
— А тебе, Бычок, понравился наш рассказ?
Бычок благодарит детей за интересный рассказ, прощается, уходит.
7. Д\и «Угадай по описанию»
— Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в еще одну игру. У меня на столе стоят чудесные мешочки. В каждом лежит какой-то предмет. Водящий должен описать этот предмет, не называя его, а все остальные дети должны узнать по описанию и назвать предмет. А описать предмет помогут вам наши схемы-подсказки.
(Воспитатель переключает проектор на схемы-алгоритмы рассказов об игрушках и фруктах-овощах)
8. Итог
— Ребята, вам понравилось наше занятие? А чем вам понравилось заниматься больше всего? Что нового вы сегодня узнали?
— Я думаю, ваши знания обязательно пригодятся вам в будущем. А еще я очень рада, что мы с вами смогли помочь Бычку узнать много нового о ежах. Надеюсь, теперь он будет осторожнее, и больше с ним такой неприятности не случится.
АОУ детский сад №4 «Рябинка»
Воспитатель Алексеева Н.В.
Программное содержание:
- Учить детей связно пересказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки; добиваться последовательности в изложении содержания.
- Формировать умение понимать и объяснять смысл поговорки.
Индивидуальная работа:
- Чаще спрашивать Розалию, Марата, Колю, Софию, Анжелику, Даниила т. к. у этих детей плохо развита речь.
- При ответе детей добиваться полного ответа.
Словарная работа:
- Долбить, снабдить, захлебнуться.
Предварительная работа:
- Беседа о писателе-художнике В.Сутееве.
- Чтение сказок В. Сутеева.
- Знакомство с малым жанром литературы: загадки, чистоговорки, поговорки.
Материал к НОД:
- Текст сказки В.Сутеева «Кораблик», пошаговые иллюстрации сказки, мнемотаблица к сказке.
- Аудиозапись к физминутке.
Ход НОД:
Крепко за руки возьмемся,
И друг-другу улыбнемся.
— Вижу у вас сегодня у всех отличное настроение! Я этому очень рада! А хотите узнать, что мы сегодня будем делать? (Да)
В.:- Тогда садитесь и постарайтесь отгадать мою загадку. Слушайте внимательно!
Плывет белый гусь –
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное. (Кораблик)
Сначала дерево свалили,
Потом нутро ему долбили,
Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили. (Кораблик)
В.: — Совершенно верно! Сегодня я прочитаю вам сказку про «Кораблик», а потом мы будем пересказывать ее. Ну что, готовы? (Да)
В.: — И так слушаем! Сказка «Кораблик», написал Владимир Сутеев. (Вывешиваю сюжеты из сказки)
«Кораблик»
1. Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
2. Пришли на речку.
3. — Давайте купаться! — сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
— Мы не умеем плавать, – сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и
Жучок.
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы
годитесь?! — И так стал хохотать — чуть было не захлебнулся.
4. Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
5. Стали думать. Думали-думали и придумали.
6. Пошел Цыпленок и принес листочек.
7. Мышонок — ореховую скорлупку.
8. Муравей соломинку притащил. А Жучок — веревочку.
9. И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой
привязали — и построили кораблик!
10. Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!
11. Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик
уже далеко уплыл… И не догонишь!
В.: — И так, как называется сказка, которую я вам прочитала?(«Кораблик»)
— А кто написал ее? (Владимир Сутеев). Молодцы! Сейчас я еще раз прочитаю вам сказку, слушайте внимательно, потом вы будете отвечать на мои вопросы. (Еще раз читаю)
Вопросы по содержанию:
В.: — О ком рассказывается в этой сказке?
— Что придумали друзья?
— Как они строили кораблик?
Чем заканчивается сказка? Какими словами?
— Каким показан лягушонок в этой сказке (Хвастливым, насмешливым, озорным)
— Чем вам понравилась эта сказка?
— Давайте пофантазируем и скажем какой еще кораблик могли сделать друзья, из чего?
В.: — Молодцы! Вижу, вы внимательно слушали. Сейчас давайте все встанем и немного отдохнем!
Физминутка“Кораблик”
Ветер по морю гуляет (Руки наверху раскачиваем, ноги поочереди сгибаем)
И кораблик подгоняет (Дуем)
Он бежит себе в волнах (Руки на пояс и легким бегом)
на раздутых парусах.
Начался вдруг сильный шторм, (Сильно раскачиваем руками и делаем круговые
Прогремел на небе гром. движения с поднятыми руками )
Наш кораблик закачался, (Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся, будто
сейчас упадем)
Вверх с волной сперва умчался, (Руки волнообразно поднимает вверх, вправо, влево)
А потом упал он вниз. (Сели)
Вверх-вниз, вверх-вниз. (Приседаем)
В.: — Молодцы! Теперь занимаем свои места! Возвращаемся к нашей сказке. Сейчас мы с вами постараемся пересказать ее, и в этом нам поможет таблица с изображением знаков. Послушайте сперва мой рассказ.
(Рассказываю, показывая на каждый знак).
В.: — А теперь я хочу послушать ваш рассказ. (Спрашиваю нескольких детей)
В.: — Молодцы! Замечательно! А сейчас подумайте и скажите, как вы понимаете, что означает поговорка «Один за всех, и все за одного»? А к лягушонку подходит эта поговорка, как вы думаете? Почему? (Ответы детей)
В.: — А есть среди вас друзья, про которых можно сказать «Один за всех, и все за одного»? (Ответы детей)
В.: Какой урок вы извлекли для себя из этой сказки? Какие выводы сделали? (Над друзьями смеяться нельзя, над его ошибками и неуспехами, стараться помочь, подсказать и вместе все дружно сделать)
АОУдетский сад №4 « Рябинка»
Воспитатель Алексеева Н.В.
Программное содержание Образовательные задачи: — продолжать обучать детей составлять описательный рассказ по игрушке, используя план. Развивающие задачи: — продолжать развивать память, умение поддерживать беседу; — совершенствовать моно- и диалогическую речь детей. Воспитательные задачи: — продолжать воспитывать навыки культурного общения. Активизация словаря: ввести в активную речь детей слова, обозначающие признаки предметов (заводной автомобиль, говорящая кукла, сборно-разборная машина и др.). Предварительная работа: за несколько дней до занятия воспитатель сообщает детям, что у них в группе откроется магазин игрушек. Поручает детям отобрать в группе и дома интересные игрушки (7-8 игрушек). Отобранные игрушки воспитатель располагает так, чтобы они всем были хорошо видны. Чтение художественной литературы. Материалы: парные числовые карточки (можно взять из математических наборов), целлофановые пакеты разных размеров, игрушечный микрофон. Оборудование: прилавок для игрушек, стол для упаковки покупок. Организация детей: занятие проводится со всеми детьми в специально организованной обстановке.
Ход занятия
Дети стоят полукругом, перед ними стоит прилавок с игрушками, рядом столик для упаковки покупок, на нем пакеты, числовые карточки, большой грузовик или корзина (для транспортировки товаров). Воспитатель объявляет через микрофон: В – Внимание! Внимание! Сегодня в нашей группе работает выездной магазин игрушек! Отложив микрофон, воспитатель спрашивает у детей: В — Как можно, не имея денег, получить в магазине игрушку? (надо рассказать, как выглядит игрушка, описать ее). В – Верно, ребята, нужно подробно и интересно рассказать об игрушке. В разговоре с продавцом назовите игрушку («Я хотел бы купить» или «Я хочу купить»), укажите ее размер (маленький автомобиль, невысокая куколка, большая машина и так далее), цвет ее частей, деталей, одежды; если игрушка заводная, озвученная или разборная, нужно рассказать об этом. Наш магазин – предприятие образцового обслуживания. Мы доставляем все покупки на дом. Не забудьте получить у продавца числовую карточку. Перед открытием магазина выбирается продавец, упаковщица покупок и курьер для доставки товаров на дом. Магазин открывается. Если ребенок интересно и достаточно подробно рассказывает об игрушке, продавец передает ее упаковщице. Упаковщица кладет купленный товар в пакет, спрашивает у покупателя домашний адрес и выдает ему карточку. Покупатель благодарит продавца и упаковщицу. Примерный диалог покупателя и продавца: Маша (продавец) – Здравствуйте, чтобы Вы хотели купить? Миша (покупатель) — Здравствуйте, я хотел бы купить машину. Это большой, красный автомобиль, на нём можно перевозить грузы, у него кузов откидывается назад, колеса большие, с резиновыми шинами. Маша – Верно, такая машина есть в нашем магазине. Проходите, пожалуйста, к столу упаковки покупок. Продавец передает игрушку упаковщице Василисе: Василиса (укладывая игрушку в пакет) – Здравствуйте, назовите, пожалуйста, свой домашний адрес, по которому мы могли бы доставить Вашу покупку. Миша – Запишите, пожалуйста, улица Садовая, дом 4, квартира 6. Василиса – Спасибо за покупку, возьмите карточку для того, чтобы курьер мог проверить правильность доставки. До свидания, будем рады видеть Вас в нашем магазине. Покупатель уходит, Василиса передает упакованный товар курьеру Грише. Гриша укладывает игрушку в грузовик и отвозит ее по адресу покупателя: Гриша (звонит в звонок) – Добрый день! Примите, пожалуйста, Вашу покупку. Покажите Вашу карточку. Миша (показывая карточку) – Пожалуйста, вот моя карточка. Гриша – Спасибо, до свидания. Благодарю за покупку. Миша (забирая покупку) – Всего доброго. Воспитатель во время диалога следит за тем, чтобы дети называли все отличительные признаки выбранной игрушки, соблюдали вежливость при общении. Если описание игрушки не соответствует плану, то она остается в магазине. Можно предложить ребенку сесть за отдельный стол, рассмотреть более внимательно игрушку и подумать, как сделать рассказ более интересным и подробным. Аналогично описываются и другие игрушки. Когда все игрушки «куплены», необходимо дать время детям поиграть с ними.
|
АОУ детский сад №4 « Рябинка»
Воспитатель Алексеева Н.В.
Цель: Познакомить со смыслом слов: промысел, идти в пяту, фукать;
познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг».
Задачи:
Образовательные:
Расширить и уточнить знания детей об одуванчике.
Развивающие:
Развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения.
Воспитательные:
Воспитывать основы экологического мировоззрения.
Оборудование:
Портрет М. Пришвина, книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг», фото или картинки с изображением одуванчиков, «одуванчики» из бумаги и кусочки ваты для дыхательного упражнения.
Ход НОД:
В.: Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком. Больше всего он любил детей и природу. Взгляните на его портрет. (Показ). Это портрет писателя Михаила Пришвина. Я прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка.
Загадка
Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик)
В.: Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ? Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»?
А что вы знаете об этом цветке?
(ответы детей)
В.: В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно.
Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там?
Идти в пяту – идти друг за другом.
Фукать – дуть. Попробуйте сами дунуть, издавая при «фу».
В.: Располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно.
Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»
«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.
“Сережа!” — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг — золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».
Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»
В яркий солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
Дует легкий ветерок –
Закачался наш цветок.
Сильный ветер дует –
Лепестки волнует.
Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой
и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.
Белым шариком пушистым
Красовался в поле чистом.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.
Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.
Вопросы по содержанию рассказа:
1. Какая забава с одуванчиками была у братьев?
2. Где жили братья?
3. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?
4. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?
5. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?
6. Как по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? А как еще можно было бы назвать этот рассказ?
Физминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Беседа об одуванчике
Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.
Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются.
Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним сою головку-цветок.
Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.
Белые пушинки — это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.
Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.
А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.
Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы. А будем любоваться красотой этого цветка, да и всей природы, как умел это делать писатель Михаил Пришвин. Вам еще предстоит познакомиться со многими его произведениями, но в каждом из них он видит удивительное и красивое в природе. Вся природа у Михаила Пришвина становится живой:
одуванчики, как люди засыпают по вечерам и просыпаются по утрам,
лес умеет шептать, а животные и птицы разговаривать,
гриб, точно богатырь выбивается из-под листьев.
Но не только любоваться природой призывает своих читателей Михаил Пришвин, но и защищать ее. Никогда герои Пришвина не обижают беззащитных и безвредных. Наоборот, защищают их:
в рассказе «Лягушонок» человек спасает лягушонка-путешественника,
в рассказе «Журка» выращивает журавля,
а в рассказе «Хромка» лечит хромую утку.
На этом наше занятие закончено. В библиотечку нашей группы я поставлю книгу с рассказами Михаила Пришвина, и вы сможете рассмотреть иллюстрации к его рассказам или взять домой почитать с родителями.
АОУ детский сад №4 «Рябинка»
Воспитатель Алексеева Н.В.
Цель: Обучать детей описывать пейзажную картину с опорой на картинно-графический план.
Задачи: Учить детей понимать замысел картины, видеть особенности композиции и цветового фона. . Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями. Продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний. Упражнять в дополнении предложений однородными членами и дальнейшем их использовании в ходе описания пейзажа. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени. . Развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу. Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»; картинно-графический план, мягкая игрушка – солнышко, запись А.Вивальди «Весна».
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети входят в группу под музыку А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».
— Вам знакома эта чудесная музыка? Как она называется? О чем она?
— Давайте сейчас каждый из вас скажет о весне, какая она?
(долгожданная, ранняя, поздняя, теплая, цветущая, звонкая, веселая)
2. Сообщение темы занятия
— А сейчас послушайте, как писал о весне поэт И.С. Никитин.
Логопед зачитывает четверостишие:
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят…
— Какое настроение хотел донести до нас поэт? (Радостное, веселое.)
— Да, весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины.
— С одним из замечательных весенних пейзажей мы познакомились на прошлом занятии. Сегодня на занятии вы станете настоящими искусствоведами, будете его описывать.
3. Беседа по картине
Выставляется репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода.»
— Вспомните, как называется эта картина, кто ее автор ?
(И.И. Левитан «Весна. Большая вода.»
— Какое явление здесь запечатлено?
(Разлив реки, половодье).
— Когда бывает половодье?
( В апреле.)
— Что можно сказать о воде, какая она?
(Прозрачная, спокойная, обильная, холодная.)
— В какой день И.И. Левитан писал этот пейзаж? (Весенний, апрельский, яркий, солнечный.)
— Какие цвета художник использовал чаще всего? (Оттенками синего и желтого.)
— Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Радостные чувства: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло. Но, немного жаль деревьев, которые оказались в воде.)
4. Коррекционные упражнения
«Скажи иначе» (образование причастий настоящего времени)
— Послушайте, как скажу я, и скажите иначе, изменив слово-действие.
Домишки стоят в воде – стоящие в воде домишки.
Тени лежат на земле – лежащие на земле тени.
Лучи скользят по ветвям –скользящие по ветвям лучи.
Облака плывут по небу – плывущие по небу облака.
На деревьях набухают почки – набухающие на деревьях почки.
Распространение предложений. Игра «Волшебная цепочка»
— Скажите, что же заставляет таять снег, голубеть небо, набухать почки. Кто является главным помощником весны? (Солнышко.) — Оно улыбается вам, и вы улыбнитесь ему в ответ.
— Давайте поиграем с ним в игру «Волшебные цепочки»? — Слушайте внимательно, запоминайте и добавляйте в цепочку новые звенья – слова. Логопед предлагает детям запомнить предложение, а затем повторить, добавив новое слово.
На картине изображен день.
По небу плывут облака.
Вода затопила низины
На картине изображен весенний апрельский день.
По небу плывут белые облака.
По голубому небу плывут белые облака.
Холодная вода затопила низины.
Холодная вода затопила низины, лес, дома.
По рыжему берегу легли тени.
По рыжему берегу легли темные тени.
Стройные березки стоят в воде.
Стройные березки стоят в холодной воде.
Вдалеке виднеются деревянные домишки.
Вдалеке виднеются деревянные домишки, стоящие в воде.
5.Физкультминутка
«Веснянка»
Солнышко, солнышко, (дети идут по кругу)
Золотое донышко,
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (дети бегут по кругу)
Прилетели сто грачей,
А сугробы тают, тают, (приседают)
А цветочки расцветают. (встают на носочки)
6. Составление плана рассказа в виде картинно-графического плана.
— А сейчас давайте составим план, который поможет вам составить рассказы.
Логопед выставляет картинки-пункты плана вразброс, дети восстанавливают их последовательность:
1. Название картины, автор
2. Место действия
3. Время действия
4. Погода
5. Композиция картины
6. Цветовая палитра
7. Настороение картины
8. Твое отношение к картине
7. Составление рассказов
а) по цепочке (принимают участие все дети)
б) индивидуально
Ответ «идеального» ученика.
«На картине «Весна. Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива. Это апрельский полдень. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На первом плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов березок. У берега стоит старая ненадежная лодка, наверно ее унесло течением. В середине картины видна березовая роща, еще не одетая листвой. Среди тонких белоствольных березок видна зеленая стройная ель и старая корявая осина. Вдалеке виднеются стоящие в воде домишки, уцелели только те, которые стоят на пригорке. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная, потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено.»
8. Оценка рассказов детей.
Ваши рассказы получились полными, последовательными, в них не было длительных остановок, вы использовали в своих описаниях длинные предложения, подобрали много красивых слов, высказали свое отношение к картине.
9. Итог занятия
— О чем мы узнали, что почувствовали, чем любовались на занятиях по этой картине? (Узнали о половодье, почувствовали приход весны) любовались красотой русской природы.) — Как же мы должны относиться к природе, как это делал великий русский художник И. Левитан.
— учить детей связно составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность;
— учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами, упражнять в словообразовании;
— развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса.
Наглядный материал: Картина «Лиса с лисятами».
Предварительная работа: Рассматривание картин с изображением диких животных, беседа о жизни и повадках лисы в разное время года, чтение русских народных сказок о лисе, отгадывания загадок и произнесение чистоговорок.
Ход занятия
Дети входят в группу и прежде чем сесть на стул, каждый из них называет дикое животное.
Воспитатель: — Отгадайте загадку
— Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
Да, верно – это дикое животное лиса. А эта загадка, маленькое, но точное описание ее внешности и характера поведения. А теперь, все внимание на стенд.
На стенде картина «Лиса с лисятами»
Воспитатель обращается к детям:
— Посмотрите внимательно на эту картину и придумайте ей название.
(Из всех предложенных детьми вариантов выбирается наиболее подходящий.)
Воспитатель: — Обратите внимание на лису и расскажите, какая она? Как она выглядит?
Дети: — Рыжая, золотистая, пушистая, длиннохвостая.
Воспитатель: — Вспомните, какие у лисы повадки. Что она умеет делать?
Дети: — Хитрая, проворная, ловкая. Она – хищница, охотница.
Воспитатель: — А какими словами называют лису в сказках?
Дети: — Лисичка, лисонька, лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, хитрая плутовка.
Воспитатель: — Какие слова можно подобрать, говоря о шерсти лисы?
Дети: — Пушистая, мягкая, теплая.
Воспитатель: — Что еще может быть, пушистым? (Шапка, шуба, шарф, носки, воротник.)
— Что еще может быть мягким? (Подушка, перина, вата.)
— Что еще может быть теплым? (Кофта, рукавицы, ветер, погода.)
Вдумайтесь, ребята, как много слов, могут обладать одними и теми же качествами, подходить под одно и тоже описание. Это говорит нам о многозначности значения слова. А кто находится рядом с лисой?
Дети: — Лисята, детеныши лисы.
Воспитатель: — Верно, их еще называют, щенки, так как лисы относятся к семейству собачьих и как все собаки, лисы умеют тявкать.
А теперь игра «Придумай словечко»
— У лисы длинный красивый хвост. Как ее можно назвать одним словом?
Дети: — Длиннохвостая.
Воспитатель: — Если лиса очень хитрая, то как сказать про такую лису?
Дети: — Хитрющая.
Воспитатель: — Назовите ласково детеныша лисы.
Дети: — Лисенок.
Воспитатель: — Все верно, а сейчас мы поиграем в игру «Хитрая лиса»
Подвижная игра «Хитрая лиса».
Воспитатель: — Все слова, которые вы сейчас вспомнили, вы можете использовать, когда будете составлять рассказ. Подумайте, как вы назовете его. Можно будет использовать те, которые вы дали в начале занятия.
Дети презентуют свои рассказы. После каждого рассказа дается оценка за содержательность, использование интересных слов и выражений, отсутствие ошибок в изложении. Особое внимание обратить на законченность рассказа.
Воспитатель: — Произнесите, пожалуйста, чистоговорку «Саша в лесу встретил лису» громко, тихо и шепотом.
Вот и все. Наше занятие закончилось, всем спасибо.
План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект НОД: «Разве так играют?», для детей старшей группы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: «Разве так играют?»
Задачи:
- учить выразительно, пересказывать текст;
- учить образованию форм единственного и множественного числа существительных;
- учить детей пересказывать рассказ;
- развивать речь, память, умение внимательно слушать.
Материалы: мяч, игрушки, мольберт, карточки с буквами.
Методика проведения:
Воспитатель. Ребята отгадайте загадку:
Кинешь в речку – не тонет,
Бьешь об стенку – не стонет.
Будешь оземь кидать –
Станет кверху летать (Мяч)
Скажите, что можно делать с мячом?
Ответы детей: катать, ловить, играть, бросать, бить, отбивать, толкать и т.д.
Воспитатель. Посмотрите к нашему мячу, что-то прилипло, это лист на котором написан рассказ Надежды Калининой «Разве так играют?», я прочту, а вы внимательно послушайте. (Воспитатель читает рассказ)
Пришли Саша с Алёшей в малышовую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы, и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Всё есть в кукольном уголке, всего много.
Алёша смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на всё посмотрел и сразу всё взять захотел.
Подбежал он к кукольному уголку — мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берёт, и посуду берёт, и собачку к себе тянет — всё в одну кучу складывает:
— Не трогайте, не берите, я в игрушки играю!
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?
Воспитатель. Скажите, о чем говориться в этом рассказе?
Какие игрушки были в кукольном уголке?
Что делал Алеша?
Как Саша вел себя в кукольном уголке?
Что он делал?
Что он сказал детям?
Хорошо, а кто помнит, с чего начинался рассказ?
Что было потом?
Чем закончился рассказ?
Какими словами закончился рассказ?
Воспитатель. Молодцы ребята, а теперь давайте встанем и посмотрим на наши игрушки.
Физминутка
Посмотрите где лежат
Наши верные друзья
Посмотрите вправо, влево
Посмотрите вверх и вниз
Покружитесь, осмотритесь
На местах они своих?
И еще раз покружитесь
И на стульчики садитесь
Воспитатель. А с какими игрушками вы любите играть?
Ответы детей
Воспитатель. А я люблю играть в мяч. «МЯЧ» какое интересное слово…. Ребята, скажите, а с какого звука начинается слово мяч?
Ответы детей. Звук «Мь»
Воспитатель. А этот звук мягкий или твердый?
Ответы детей. Мягкий
Воспитатель. Правильно. Придумайте слово, которое начинается на мягкий звук «М». (Если детям тяжело, то можно повторить гласные обозначающие мягкость согласному, это «Е», «Ё», «Ю», «Я», «И», «Й»)
Ответы детей. Мел, мед, мясо, мюсли, мишка и. д.
Воспитатель. Хорошо, придумайте слово, которое начинается на твердый звук «М». (Если детям тяжело, то можно повторить гласные обозначающие твердость согласному, это «А», «О», «У», «Ы», «Э»)
Ответы детей. Мама, мыло, молоко, мука, мэр и т.д.
Воспитатель. А скажите, сколько слогов в слове мяч? (давайте определим слога хлопками)
Ответы детей. Один.
Воспитатель. А подберите слова с тем же количеством слогов, что и в слове мяч.
Ответы детей. Дом, кот, ель, пар и т.д.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Один – много»
Игра «Один – много»
Воспитатель. Я вам бросаю мяч и называю игрушку в единственном числе, а вы мне называете ее во множественном числе.
Машина – машин, кукла – кукол, кубик – кубиков, телефон – телефонов, утюг – утюгов, фрукт – фруктов, овощ – овощей, обруч – обручей, пазл – пазлов, пистолет – пистолетов, шар – шаров, животное – животных, инструмент – инструментов, барабан – барабанов, пупс – пупсов, самолет – самолетов, юла – Юл, танк – танков, мишка – мишек, поезд – поездов, бубен – бубнов.
Воспитатель. А теперь давайте подведем итоги.
Вопросы детям:
Как назывался рассказ, который мы с вами сегодня читали?
Где происходило действие в рассказе?
А сколько слогов в слове мяч?
В какие игры мы с вами играли?
Как звали воспитательницу в детском саду?
Воспитатель. Молодцы, все запомнили!
Литература.
1. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2009
Презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему: занятие по развитию речи О.С. Ушаковой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

…
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»…

При разработке содержания художественной конструктивной деятельности старших дошкольников отбираются определённые лексические темы, которые постепенно усложняются конструкциями. Эти усложнения зависят…

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира…
Комплексные занятия примерное планирование занятий по нетрадиционной технике рисования на занятиях по развитию речи (старшая группа 5-6 лет)программа…

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском …

В материале представлен краткий анализ «Программы развития речи дошкольников». Автор программы доктор педагогических наук Ушакова О.С….
Неделя | Формы работы | Программное содержание | Задачи | Учебно-методическая литература | |||
СЕНТЯБРЬ | |||||||
1 неделя | Занятие по развитию речи | Пересказ сказки «Лиса и козел» | Закреплять представления об особенностях композиции сказок; учить использовать при пересказе образные худ. средства. Учить подбирать определения к существительным, отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с133. (223) | |||
Занятия по ознакомлению с художественной литературой | — | — | О.С.Ушакова. Ознакомление Дошкольников с литературой и Развитие речи, с.. | ||||
Речевые игры | «Три линейки» «Мишка музыкант» | Формировать умение ориентироваться на окончания слов при определении родовой принадлежности существительных. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с139. | ||||
Игры на закрепление представлений о предложении | «Живые слова» (Начались интересные уроки. Сережа несет портфель. Дети внимательно слушают учителя.) | Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение. | О.С.Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет,стр.21. | ||||
Дыхательная гимнастика | Произнести фразу на одном выдохе «наступил месяц сентябрь» | Учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей. | О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет, с.101. | ||||
Артикуляционная гимнастика | «Улыбка» | Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
| Картотека, упр №1. | ||||
2 неделя | Занятие по развитию речи | Составление рассказа по картине «В школу» | Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета; учить подбирать однокоренные слова к заданному слову; развивать интонационную выразительность речи | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.135. | |||
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | Стихотворение Е.Трутневой «Осень» | Учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы. Активизировать употребление в речи глаголов. | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.140. | ||||
Речевые игры | «Больная белочка» «Что вы видите вокруг?» | Формировать умение соблюдать логическую последовательность при составлении рассказа по картинкам. Формировать умение давать названия разным предметам. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с146, 152. | ||||
Игры на закрепление представлений о предложении | «Живые слова» | Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение | О.С.Ушакова .Развитие речи детей 5-7 лет.с21. | ||||
Дыхательная гимнастика | Сдуть с руки воображаемый лист | Укреплять мышечный тонус всей дыхательной системы. | О.С.Ушакова .Развитие речи детей 5-7 лет.с101. | ||||
Артикуляционная гимнастика | «Хоботок» | Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. | Картотека, упр №2. | ||||
3 неделя | Занятие по развитию речи | Пересказ рассказа К.Ушакова «Четыре желания» | Учить передавать художественный текст последовательно и точно; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.137. | |||
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | Туркменская народная сказка «Падчерица». Сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка» | Учить замечать сходство и различие в построении сюжета, характерах героев двух сказок; формировать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования. | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с142. | ||||
Речевые игры | «День рождения» | Формировать умение соблюдать логическую последовательность при составлении рассказа по картинкам. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры,с147. | ||||
Игры на закрепление представлений о предложении | «Живые слова» | Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение | О.С.Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет. с 21. | ||||
Дыхательная гимнастика | «Задуй свечу» | Укреплять мышечный тонус всей дыхательной системы | Картотека.Комплекс№2,упр № 1 | ||||
Артикуляционная гимнастика | «Окошко» | Отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. | Картотека, упр №8. | ||||
4 неделя | Занятие по развитию речи | Составление текста-рассуждения | Учить употреблению сложноподчиненных предложений; учить согласовывать прилагаемые с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с 139. | |||
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | — | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с. | |||||
Речевые игры | «На выставке» «Где я был» | Формировать умение давать описание картины, используя образные слова и выражения. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.168. 138. | ||||
Игры на закрепление представлений о предложении | «Путаница» | Формировать умение замечать смысловые несоответствия, производить необходимую замену слов. | О.С.Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет,с.21. | ||||
Дыхательная гимнастика | «Домик открывается» | Укреплять мышечный тонус всей дыхательной системы. | Картотека, упр №3. | ||||
Артикуляционная гимнастика | «Заблудился в лесу» | Вырабатывать движение губ вперед, их подвижность. | Картотека.Комплекс№2, упр №3. | ||||
Неделя | Формы работы | Программное содержание | Задачи | Учебно-методическая литература | |||
ОКТЯБРЬ | |||||||
1 неделя | Занятие по развитию речи | Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат» | Развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа; учить подбирать синонимы, антонимы к прилагательным и глаголам; закреплять правильное произношение звуков(З),(Ш). | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с141. | |||
Занятия по ознакомлению с художественной литературой | Стихотворение А.Пушкина «Уж небо осенью дышало» | Учить выразительно читать наизусть стихотворение, понимать и воспроизводить образность поэтического языка. | О.С.Ушакова. Ознакомление Дошкольников с литературой и развитие речи,с145. | ||||
Речевые игры | «Медвежонок и ослик разговаривают по телефону» «Что вы видите вокруг» | Формировать умение образовывать формы глагола звонить (звонит, позвонил). Формировать умение давать названия разным предметам. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с139, 152. | ||||
Игры на закрепление представлений о предложении | «Живые слова» | Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение | О.С.Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет,стр.21. | ||||
Дыхательная гимнастика | «Насос» | Развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, способствовать правильному ритмичному дыханию. | Картотека, упр№2 | ||||
Артикуляционная гимнастика | «Любопытный язычок» | Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. | Картотека, упр №5. | ||||
2 неделя | Занятие по развитию речи | Составление рассказа по картине «Домашние животные» | Учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события, правильность построение предложения; употреблять существительные в родительном падеже множественного числа. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.143. | |||
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | — | — | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с. | ||||
Речевые игры | «Угадай, о ком я скажу» «Узнай по звуку» | Учить находить по образному описанию знакомые предметы. Дать представление о неизменяемых словах (пианино). | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с172, 140. | ||||
Игры на закрепление представлений о предложении | «Путаница» | Формировать умение замечать смысловые несоответствия, производить необходимую замену слов. | О.С.Ушакова .Развитие речи детей 5-7 лет.с22. | ||||
Дыхательная гимнастика | «Качалка» | Учить произносить на выдохе «Ф-р-оо-хх!» | Картотека, упр №1 | ||||
Артикуляционная гимнастика | «Лягушки» | Отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. | Картотека, упр №6. | ||||
3 неделя | Занятие по развитию речи | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | Учить составлять коллективный рассказ, давать ему точное название; учить заканчивать предложение, подбирать определения к заданным словам. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.145. | |||
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | Басня И.Крылова «Стрекоза и муравей» | Закреплять представление о басне, ее жанровых особенностях; подводить детей к пониманию аллегории басни ее идеи; раскрыть значение пословиц о труде. | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с148. | ||||
Речевые игры | «Киоск открыток» «Какое слово заблудилось?» | Формировать умение соотносить наименования действий с названиями спортивных специальностей. Формировать умение подбирать точные по смыслу слова. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с142, 155. | ||||
Игры на закрепление представлений о предложении | «Живые слова» | Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение | О.С.Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет. с 21. | ||||
Дыхательная гимнастика | «Ёлочка растет» | Учить произносить на выдохе «Страх-х!» | Картотека, упр № 2. | ||||
Артикуляционная гимнастика | «Зайчик» | Отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ | Картотека, упр №7. | ||||
4 неделя | Занятие по развитию речи | Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду» | Учить составлять рассказ по плану, самостоятельно строить сюжет; учить образованию формы родительского падежа множественного числа существительных, тренировать в словообразовании. | О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.147. | |||
Занятие по ознакомлению с художественной литературой | Рассказ В.Драгунского «Тайное становится явным» | Учить понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев, видеть связь названия текста с его содержанием. | О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с159. | ||||
Речевые игры | «Найди нужное слово» «Скажи другим словом» | Формировать умение подбирать сова, близкие и противоположные по смыслу. Формировать умение подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу. | О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.154, 156. | ||||
Игры на закрепление представлений о предложении | «Путаница» | Формировать умение замечать смысловые несоответствия, производить необходимую замену слов. | О.С.Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет,с.21. | ||||
Дыхательная гимнастика | «Гуси шипят» | Учить произносить на выдохе «Ш-ш-ш» \ | Картотека, упр №4. | ||||
Артикуляционная гимнастика | «Окошко» | Развивать мышечную силу и подвижность губ. | Картотека, упр №8. |