Речь ребенка в 3 года: уровень развития, норма, занятия
Здравствуйте, дорогие читатели? Как часто вы сталкивались с проблемами, касаемо развития ваших детей? Часто ли вам казалось, что ваше чадо где-то отстает? Являлось ли ваше беспокойство обоснованным, или же это были придирки? Сегодня мы постараемся развеять ваши опаски, с которыми вы можете столкнуться. Мы поговорим о том, какова должна быть речь ребенка в 3 года.
Особенности возраста
Уровень развития речевых навыков трехлеток может существенно отличаться. В это время какие-то дети уже имеют подобие формировавшейся речи: они с легкостью говорят сложными предложениями, выдают быструю реакцию на реплики в их сторону, а также замечают какие-либо ошибки в разговорах своих сверстников.
Другие же, наоборот, лишь начинают с запинками строить фразы. Их путь к вполне понятной, сформированной речи еще долог.
Исходя из того, что дети трех лет продолжают активно познавать окружающий мир, общаться с людьми и открывать для себя массу всего интересного, начинается период «почемучки». Конечно, у них уже есть какой-то опыт познания окружающего, но это лишь 2% того, что им хочется знать, и на какие вопросы они сами могут дать ответы. На все остальное они ждут ответ у вас, родителей.
Норма речевого развития детей в 3 года
- Ребенок употребляет предложения, состоящие больше, чем из трех слов.
- Его речь состоит из существительных, прилагательных, глаголов, наречий, числительных и местоимений.
- Начинает использовать правильные падежные окончания правильно, сочетать слова по роду и числу.
- Знаком со словами, которые обозначают обобщение какой-либо группы слов (еда, напитки, одежда и т.д.).
- Использует уменьшительно-ласкательные суффиксы.
- Правильно ставит ударения в словах, которые проговаривает довольно часто.
- Может составить рассказ, смотря на картинки в книге. При этом могут понадобиться наводящие вопросы от взрослых.
- Произносит большинство звуков правильно. Но с такими как ш, щ, ч, р, л, могут возникнуть проблемы.
- Активно проявляется словотворчество. Это совершенно нормальный этап речевого развития. Ребенок пробует подстраивать слова под себя и произносить их так, как ему это больше нравиться. Например, «лисиный» вместо «лисий». Не бойтесь, это пройдет к 4-5 годам.
- Дети начинают устанавливать смысловые связи между предметами, действиями их названиями.
- Интонационная выразительность растет. Малыш начинает рассказывать стихи (если он это может) с нотками выразительности. Хотя ему до сих пор непросто контролировать громкость и темп.
Возможные отклонения в речевом развитии
К сожалению, все могут столкнуться с речевыми отклонениями и задержками. Поэтому фраза «Предупрежден – значит вооружен» тут как никогда кстати. Если вы обратитесь к специалисту своевременно, узнаете про методики, которые помогут скорректировать какие-то недостатки речи вашего чада.
Итак, что указывает на отклонения в речевом развитии трех лет:
- Испытывает трудности при произношении слов. Например, произносит звуки или слоги несколько раз подряд.
- Говорит слишком быстро или слишком медленно.
- Активный и пассивный словари очень скудны.
- Все еще использует звукоподражания вместо полноценных слов.
- Не может пересказать текст. То есть ребенок не способен запомнить содержание простого текста, адаптированного под его возраст. Например, «Курочка ряба». Ему тяжело понять текст и сформулировать пересказ на свой манер.
Что делать, чтобы повысить уровень речевого развития ребенка?
Хотелось бы поделиться с вами своим опытом, личными наблюдениями и советами, которыми делятся психологи и педагоги.
- Общайтесь с малышом на абсолютно разные темы. Обсуждайте все, что ему интересно. Никогда не отказывайтесь в общении с ним.
- Давайте возможность общаться ребенку с разными людьми. Разные люди – разный опыт.
- Обсуждайте не только привычное, но и знакомьте малыша с новыми предметами и явлениями.
- Если вы обсуждаете какой-либо предмет, то говорите о нем детально, затрагивая многие характеристики.
- При общении играйте вместе. Например, попросите ребенка найти то, что вы спрятали, при этом давая свои подсказки. Затем поменяйтесь местами.
- Учите вашего дитя правильно употреблять предлоги, местоимения, и падежные окончания.
- Рассматривайте картинки в книжках и придумывайте комментарии и названия к ним.
- Читайте вместе больше книжек. Причем старайтесь озвучивать реплики всех героев разными голосами.
- Развивайте артикуляционный аппарат. Существует много различных упражнений. Например, вырежете свечки из бумаги и задувайте их. Или есть упражнения «часики». Высовывайте язык и изображайте часовую стрелку.
- Развивайте мелкую моторику рук. Занимайтесь лепкой, рисованием пальчиковыми красками.
- Купите домашний театр. Или смастерите его сами. Затем показывайте ребенку театральные инсценировки.
- Не забывайте о ролевых играх
Видео для развития мелкой моторики рук
Дорогие родители, надеюсь, что вас не коснуться проблемы, связанные с речевым развитием ребенка. А если даже и случится такое с вами, не бойтесь, всему есть решение. Речь ребенка в 3 года – это еще не вполне сформировавшаяся взрослая речь.
Над ней предстоит еще большая работа. На этом я говорю вам пока. Будем рады, если вы поделитесь нашим сайтом со своими друзьями.
«+»ipt>»; scArray[1] = []; scArray[1][«blockId»] = 86795; scArray[1][«adId»] = 318722; scArray[1][«fetched»] = 0; scArray[1][«text»] = «
нормы, особенности, отклонения. Как научить ребенка разговаривать
В раннем возрасте малыши с интересом познают окружающий их мир, при этом речь ребенка в 3 года является важной составляющей. Для родителей очень важно следить за развитием крохи, усвоением новой информации. В этом возрасте малыш должен говорить понятно, пусть он пока и не может произносить сложных предложений. Уже к четырем годам речь должна быть насыщена местоимениями, прилагательными, которые позволяют описывать свойства окружающих предметов. Развитие речи для детей в данном возрасте крайне важно, поэтому важно устранять любые дефекты.

Развитие речи детей 3-4 лет характеризуется следующими особенностями: ребенок говорит понятно, пусть и невнятно, повторяет слова, которые слышит, умеет составлять простые предложения, может составить небольшой пересказ.
Диагностика
Говоря о развитии речи у детей 3 4 лет, нужно сказать, что оно является фундаментальным. От него будет зависеть социальная адаптация крохи, а также в дальнейшем школьном обучении. Существуют определенные нормы, по которым определяется, имеется ли задержка речи у ребенка или нет. Если отмечается отставание, тогда стоит использовать специальную программу по развитию речи. Также существует немало пособий, которыми могут руководствоваться заботливые родители. Не стоит допускать того, чтобы кроха отставал от своих сверстников, важно вовремя догонять упущенное.

Специалисты выделяют нормативные показатели, узнав которые вы сможете определить, соответствует ли речь ребенка его возрастным особенностям.
Нормы
Перед тем, как разбираться с вопросом о том, как научить ребенка разговаривать в 3 года, стоит познакомиться ближе с нормами развития речи детей. Такие показатели являются строго индивидуальными, не существует строгих ограничений. Но примерно родители должны ориентироваться на следующие положения:
Словарный запас ребенка 3 лет должен составлять 800-1000 слов. К 4 годам в норме он увеличивается до 2000 слов.
В активном словаре ребенка появляются почти все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, предлоги, частицы, союзы.
- У ребенка получается проговаривать собственные фамилию, имя и отчество.
- Он может точно повторять то, что услышал.
- С удовольствием пересказывает сказку, мультик, который смотрел.
- Обладает способностью разговаривать тихо или громко, если есть такая необходимость.
- Может назвать имена родственников или друзей.
- Для ребенка в три года считается нормальным называть действия.
- Рассказывает, какими признаками обладают окружающие предметы, например, мама красивая, яблоко грязное и так далее.
- Также у детей получается группировать предметы, то есть к одежде они относятся и пальто, и шорты, и трусы. При этом он не отнесет к одежде сковороду или карандаши.
- В пособиях говорится о том, что кроха может описать ситуацию, которую увидел.
- У крохи получается воспринимать говорить простыми предложениями, но при этом отмечаются попытки переходить к более сложным.
Особенности речи

Несовершенство развития артикуляционного аппарата в возрасте 3-4 лет предполагает характерные для этого возраста особенности речи, которые являются нормой и не должны вызывать беспокойство у родителей.
Речь детей 2 3 4 лет обладает рядом особенностей, которые признаются нормой для большинства детей. Родители должны знать, что можно охарактеризовать, как отставание, а что признается нормальным течением развития речи.
Многие малыши стараются говорить красиво, правильно, как-то подражать взрослым. Но у многих это не получается, чаще слова звучат коряво, даже смешно. Кроха трех лет говорит невнятно.
- Неправильно произносит длинные и малознакомые слова.
- Сокращает длинные слова (вместо “пароход” – “паход”, вместо “машина” – “шина”).
- Переставляет слоги в словах ( вместо “музыкальные” – “замукальные”).
- Пропускает звуки (вместо “красный”- “касин”).
- Произносит согласные в мягкой форме (вместо “кошка” – “коська”).
- Свистящие звуки С, З, Ц произносит недостаточно четко, пропуская или заменяя другими звуками (вместо “замок” – “мамок”, вместо “собака” – “тобака”).
- Шипящие звуки Ш, Ж, Щ, Ч произносит не четко, пропускает (вместо “шапка” – “сяпка”, вместо “жук” – “юк”).
- Звуки Р, Л пропускает или заменяет на “й”, “ль” (вместо “ракета” – “йакета” или “лякета”).
- Неправильно строит предложения, переставляя слова (Я кашу хочу нет. Много игрушкав.).
Кроха трех лет говорит невнятно, но его речь быстро совершенствуется, улучшается.
Нужно, чтобы крошки развивались правильно, такие недочеты не требуют коррекции. Такие проблемы, как переставление слогов, смена звуков не являются отклонением. Проблема состоит в том, что физиологическое развитие речевого аппарата не совершенно, он еще только формируется. Поэтому крохи не справляются с такими сложными звукам, как “р”, “л”, “с”, “ш”.
Развитие звуковой культуры речи у детей 3 4 лет подразумевает, что кроха прислушивается ко всем звукам, словам, которые окружают его. Если не удается воспроизводить слова так, как требуется, то кроха легко образует более удобные словоформы. У ребенка в этом возрасте отмечаются попытки повторять потешки и стишки, а также сочинять их.
Отклонения
Ознакомившись с нормами развития речи в этом возрасте можно определить, развивается ли малыш нормально. Родителей должны насторожить следующие характерные признаки задержки речи.
- У ребенка полностью отсутствует речь в 3 года или он говорит крайне мало.
- Родители не могут понять, что говорит ребенок.
- Он говорит очень быстро или наоборот замедленно.
- Не может построить даже простое предложение.
- У малыша часто приоткрыт рот, обильное слюнотечение.
Все эти признаки могут указывать на тяжелые речевые отклонения, и в этом случае родителям необходимо обратится к специалистам.

Консультация педиатра, детского невролога и логопеда поможет выяснить причину речевых отклонений и вовремя начать лечение и коррекцию.
Что способствует развитию речи
Чтобы выяснить это, родителям стоит изучить разнообразные пособия, методики. Можно сделать это самостоятельно, а можно пообщаться со специалистами. В том случае, когда самостоятельные занятия не дают никаких результатов, стоит обратиться к логопедам. Можно подобрать специальные упражнения для ребёнка, это можно делать даже в два года. В любом случае, нужно общаться с крохой, разговаривать с ним, а также расширять сферу общения. Постарайтесь знакомить малыша с новыми людьми, подталкивайте его к контакту с ними, объясните, что ему нечего бояться.
В разговорах с ребенком на третьем году жизни, нужно употреблять новые слова, чтобы увеличивать его словарный запас. Любые успехи должны отмечаться с вашей стороны, нужно хвалить кроху и поощрять его. Что касается словарного запаса, то он постепенно должен увеличиваться, нужно учить с малышом отдельные слова. Также увеличению словарного запаса способствует чтение сказок. Помните о том, что при чтении нужно уделять внимание интонации и выразительности. Так малыш будет запоминать, как нужно говорить правильно.
К четырем годам можно учить потешки, это позволит научиться проговаривать шипящие, свистящие звуки. Не стесняйтесь и не ленитесь исправлять малыша, если он произносит слова неправильно. Если вы будете внимательны к детской речи, то кроха будет задумываться о том, что нужно стремиться говорить правильно. Можно подобрать разнообразные дидактические игры по развитию речи для детей 3 4 лет. Если решите играть, совершенствуя при этом речь, нужно стараться говорить с малышом по-разному, – громко, тихо, быстро, медленно.
Учим ребенка говорить
Многих родителей беспокоит вопрос, с какого возраста нужно учить крошек говорить. Нужно ли учить двух трёхлетних? Не нужно специально учить кроху речь, заставлять зазубривать слова.
- Обучайте малыша в процессе игры, уже к годику можно использовать различные методы мотивации речи. Можно, например, просто рассказывать крохе обо всем, что видите на прогулке. Всегда нужно спрашивать о том, как прошел день, что интересного было в детском саду, что нового он увидел.
- Говорите правильно и четко произнося слова. Активно артикулируйте во время общения с малышом.
- Хвалите кроху за любые попытки произнести новые звуки или слова.
- Мягко поправляйте малыша, если он произносит слова и звуки неправильно, но не ругайте.
- Учите ребенка формулировать описания предметов и явлений : что это? или кто это? какого цвета? что это у куклы? как можно назвать куклу?
- Стимулируйте общение малыша с другими детьми. Чаще посещайте детские площадки, мероприятия, дни рождения.
- Читайте детские потешки, стихи, загадки, они прекрасно воспринимаются малышами, при этом их проговаривание способствует речевому развитию.
- Позволяйте крохе играть с мелкими деталями, это может быть и крупа, и песок, и пластилин.
- Познакомьтесь с презентациями и пособиями, которые расскажут о развитии мелкой моторики. Ведь она напрямую сказывается на формировании речи.
Упражнения
Важно планирование, нужно понимать, кто, когда будет заниматься с крохой. Включите в режим для малыша регулярные занятия артикуляционной гимнастикой. Заниматься лучше в утреннее время. Достаточно уделять занятиям 10-15 минут в день.

Артикуляционная гимнастика для губ: показать зубки и широко улыбнуться, удерживать 5 секунд, вытянуть губки трубочкой и удерживать 7 секунд. Повторять до 10 раз.
Если не уверены в собственных силах, не хватает презентаций и потешек, то можете привлечь специалистов со стороны. Возникновение отставания развития речи детей не возникает неожиданно, это длительный результат, это может подтвердить даже фгос. Малышам могут помощь развивающие игры, постановка звуков. Когда не получается самостоятельно, можно отыскать хорошего логопеда.
По материалам статьи мы подготовили презентацию “Учусь говорить. Особенности развития речи детей 3-4 года”.
Презентация “Учусь говорить. Особенности развития речи детей 3-4 года” скачать
Развитие речи в 3 года
На что способен ребенок 3 лет?
— Группировать предметы по классам: ботинки, тапочки, валенки – это обувь; кружка, кастрюля, тарелка – это посуда и т.п.
— Употреблять в речи не только существительные и глаголы, но и местоимения, наречия, числительные.
— Высказывать простые суждения о предметах и явлениях
— Устанавливать причинно-следственную связь (вода стала желтой, потому что я помыли в ней кисточку с желтой краской; карандаш стал острым, потому что мама его заточила в точилке).
— Употреблять прилагательные, отвечающие на вопрос «Чей?»: мамин, собачий и т.п.
— Выделять части предметов: ветки и листья у дерева, крышу и дверь у дома, шляпку и ножку у гриба и т.п.
Что может сделать родитель для развития речи и интеллекта ребенка 3 лет?
— проговаривать прошлые события (произошедшие как неделю назад, так и вчера), события настоящего и будущего времени
— задавая вопросы, самим отвечать на них, подсказывая подходящие фразы там, где ребенок затрудняется с ответом
— ежедневно рисовать, лепить, делать аппликации, проговаривая как запланированные действия («Мы приготовим клей, ножницы и бумагу», «Нам понадобится несколько ватных шариков и гуашь»), так и процесс выполнения поделки. Время от времени задавайте ребенку вопросы: «Что мы сделаем сначала?», «Какого размера будет цыпленок?», побуждая малыша отвечать на вопросы вслух
— обсуждать прочитанные книги и просмотренные мультфильмы, не оставляя без речевого внимания впечатления и события ребенка. Проигрывать в театрализованных представлениях любимые ребенком сюжеты, произнося текст по ролям.
— терпеливо отвечать на сотни вопросов, давая как можно более понятные ребенку и короткие пояснения к ним
— как можно чаще разучивать короткие стишки и песенки
— придумывать свои короткие сюжеты по подходящим картинкам из книг, рассказывать их ребенку и предлагать придумывать самому.
В какие речевые игры играть с ребенком 3 лет?
— «Воздушные гонки»: дуйте на хлопья ваты. Чей кусочек улетит дальше?
— «Дотронься до…»: называйте качества и свойства предметов, которые присутствуют в комнате, и давайте команду: «Дотронься до круглого… раз! Два! Три!» (на счет «три» ребенок должен коснуться пальчиком круглого предмета). «Дотронься до высокого… раз! Два! Три!», «Дотронься до деревянного» и т.п. Используйте цвета, форму, материал, размер предмета. Игру проводите весело, чтобы даже промах ребенка (не успел найти, дотронуться) вызвал у него смех, а для этого подбадривайте, поддерживайте, издавайте удивленные возгласы.
— «Фокусник». Фокусник заставляет предметы исчезать и появляться. Играя роль фокусника, спросите ребенка: «Куда фокусник спрятал мишку?». Попросите дать полный ответ: «Фокусник спрятал мишку в ящик», «Фокусник спрятал мишку в кастрюлю». Достаньте мишку и спросите «Откуда фокусник достал мишку?». Разложите несколько предметов на столе, попросите малыша закрыть глаза ладошками и уберите один из предметов, затем спросите «Чего не стало?». Игра поможет ребенку освоить изменение слов в родительном падеже: «Не стало носка», «Не стало кубика».
— «Карлики и великаны». По очереди превращайтесь в карликов и великанов. Одни широко шагают, размахивают руками и говорят очень громким басовитым голосом. Другие маленькие, юркие, говорят шепотом и очень быстро. В этой игре вы научите ребенка регулировать тембр, громкость голоса и темп речи.
— «Магазин». Вы будете продавцом, а малыш – покупателем. Малыш будет называть предмет, который он хочет купить, а вы спросите у него: «Зачем тебе этот предмет? Чтобы…». Когда ребенок объяснит свой выбор, «продайте» предмет.

— «Конец слова». Произносите только первый слог известного ребенку слова, а вторую часть слова предложите ему закончить самому.
нормы и задержка речевого развития
Вы с нетерпением ждали, когда первые робкие звуки, которые издает ваш малыш, превратятся в полноценные слова, фразы, предложения. Но, что делать, если с точки зрения речевого развития, ваш ребёнок отстает от сверстников? Эта статья поможет понять, что должен говорить ребенок в 3 года. Как правильно оценить его фактические речевые навыки и вовремя принять меры.
Речь ребёнка в 3 года в норме должна быть достаточно развитой для ведения диалога, самостоятельных монологов, сюжетно-ролевых игр. В это возрасте ваш малыш сможет:
- Рассказать о себе. Назвать имя, пол, количество лет ( сказать словами и показать на пальцах).
- Составить правильные предложения из 3-5 слов минимум. Они будут с местоимением, глаголом, существительным и прилагательным (наличие грамматических ошибок – естественное явление).
- «Уменьшить» слово с помощью суффикса (собака – собачка), сделать существительное прилагательным и изменить форму в целом.
- Использовать приставки (приехать, уехать, заехать), синонимы.
- Применять в разговоре обобщающие слова (собака+кошка=звери, куртка+брюки=одежда).
- Правильно выговорить практически все звуки за исключением сложных («ж — ш», «з — с», «ч — щ», «р», «л»).
Сколько же слов говорит ребёнок в три года? Как правило, количество реально используемых малышом слов составляет от 300 до 700. Всего ребёнок понимает и знает около 1500 слов
Словарный запас детей 3-х лет должен постоянно пополняться новыми словами. Обязательно следите за динамикой.
Задержка речевого развития у детей 3 лет: 10 признаков
Задержка речи у трёхгодовалого ребёнка может проявляться в неумении произносить правильно сразу 5-7 звуков. В возрасте 3-х лет пользование этим набором звуков вместо слов допустимо, но консультация и профессиональные занятия с логопедом обязательны, чтобы разобраться точно, почему малыш трёх лет плохо говорит.
Если ваш малыш говорит быстрее, чем необходимо, повторяет отдельные звуки и слоги целого слова, долго тянет их («мммммама», «кукукукушать») – это указывает на заикание. Запишитесь на консультацию к логопеду и невропатологу. Занимайтесь артикуляционной гимнастикой, развивайте речевое дыхание.
- Обязательно примите меры, заметив, что ваш ребёнок:
- Не запоминает простой текст, не понимает текст при чтении вслух, не может связать слова для его пересказа.
- Не слышит негромкие звуки, не распознаёт их направление и источник.
- Включает большую громкость на телевизоре, чем остальные члены вашей семьи.
- При наличии таких симптомов причины задержки речи у ребёнка 3-х лет могут быть связаны с нарушениями слуха. Посетите педиатра-терапевта, психиатра и психолога, невропатолога и логопеда.
Некоторые родители считают, что их ребёнок в 3 года ленится разговаривать. И нечто похожее на лень, действительно может приводить к тому, что ребёнок в три года мало говорит. Если физиологических и психологических причин для отставания в речевом развитии нет, то решением станет более частое и продолжительное общение с ребёнком:
Создавайте ситуации, в которых малыш не сможет молчать. Спросите, какое из двух блюд он хочет на обед, пойдет ли с папой в магазин, будет рисовать или лепить. Кивки, звуки и односложные слова лучше, чем молчание.
Давайте ребёнку трубку при звонке знакомых ему людей. Ваш малыш с желанием поговорит с бабушкой по телефону, даже если привык отмалчиваться при живом общении.
Постоянно обсуждайте всё, что видите вокруг. По дороге домой говорите с ребёнком о деревьях, прохожих, машинах. Пусть не сразу, но со временем он вовлечется в разговор.
Развивайте подвижность языка, как мышцы, выполняйте упражнения для развития дыхания, работайте с постановкой интонации, громкости речи, правильных ударений.
Оцените материал:
спасибо, ваш голос принят
Развитие речи ребенка в 3 года
Малыш в возрасте трех лет может говорить исключительно фразами, а предложения он строит, практически употребляя только союзы и предлоги; данная речь содержит также наречия и местоимения. Развитие речи ребенка в 3 года идет интенсивно, и чтобы оно было успешным, необходимо помочь своему крохе.
Особенности развития речи ребенка в 3 года
Если малыш рассказывает о себе, то в основном от первого лица, умеет словесно выражать свои просьбы и желания. Если родители внимательно следили за развитием речи ребенка в 3 года и не тратили время впустую, то к этому возрасту их чадо может описать вкратце внешний вид любимого героя мультфильмов или впечатления о своей сегодняшней прогулке.
Для трехлетнего ребенка речь является не только способом выражения его желаний, но и проводником в его поведении. Это значит, что он слушает советы и указания родителей, изложенные ему в речевой форме.
Хотя малыш еще не употребляет таких слов как «еда», «одеяло», «умывальник», «ванная», он прекрасно понимает, что это такое. Если родители периодически работали с детьми над обогащением их словесной базы, то дети уже в этом возрасте активно употребляют в своих словесных изречениях прилагательные имена, обозначающие те или иные предметы по различным признакам и т.д.
Ребенок может знать множество глаголов, и он способен уже с помощью них описывать практически все свои действия: играл, подбрасывал мяч, лепил фигурки из пластилина, собирал конструктор, катался на горке, ходил и т. п. Ребенок отчетливо понимает, что транспорт может ехать как быстро, так и медленно. Если подбросить предмет, то он в начале полетит вверх, а затем вниз.
Малыш знает, что у человека есть две ноги, правая и левая; он без затруднений может ответить, какое дерево находится на далеком расстоянии, а какое на близком. Произношение звуков еще не совсем правильное, в основном шипящих, поэтому их развитие лучше отложить для четырехлетнего возраста.
Чтение – лучший способ развития речи ребенка в 3 года
Родители, которые любят читать своим детям сказки, на самом деле доставляют малышу не только удовольствие, но еще и огромную пользу его развитию. Крохотные любители книг могут рассказать мамам и папам наизусть какую-нибудь маленькую сказку, состоящую из стишка, пересказать «Теремок» или спеть песенку.
Знания и умения ребенка четырех лет уже приятно впечатляют. Построение речевых предложений у детей этого возраста практически всегда правильное, а база словарного запаса уже очень велика. Произношение шипящих и твердых звуков, раздельность слов и речь в целом становятся более правильными. Все эти достижения, в основном, заслуга добросовестности родителей, которые любят общаться с детьми, читать им сказки и детские рассказы.
Читайте также:
Консультация по теме: Развитие речи малыша в норме до 3 лет.
Консультация для родителей (первая младшая группа).
Развитие речи малыша в норме до 3 лет.
Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) — очень важный этап овладения родным языком. Речь крохи не просто бурно развивается — она формируется. Поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период особенно актуальна. Правильно организованное речевое общение и речевые занятия не только подстегивают развитие речи ребенка, но и помогают компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом развитии.
К концу первого года жизни ребёнок понимает обращённую к нему речь, может выполнить простые просьбы взрослых, подкреплённую жестами («поцелуй маму», «дай ручку»). В активной речи малыша появляются первые «лепетные» слова. Запас слов не одинаков: от 2-3 до 15-20 слов. Есть и те, которые не имеют в активном словаре слов, но демонстрирующие приличное понимание речи. До полутора лет малыши обычно обходятся высказываниями, состоящими из одного слова. В зависимости от ситуации одно и то же слово может иметь разное значение. Ребенок говорит «мама», когда он видит мать, если хочет ее позвать или не может найти. Переход к многочисленным репликам осуществляется постепенно. Обычно, малыш произносит ударные слоги знакомых слов: «КА» — каша, «МА» — машина; простые двусложные слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «МАМА», «ПАПА», «БАБА» и т.д. К концу первого года обычно ребёнок усваивает звуки А, О, У, М, Б, П, Г, К.
К двум годам дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.
Малыш понимает значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на стул).
Может выполнить просьбу взрослого, состоящую из двух частей (пойди на кухню и принеси ложку).
Уже понимает обобщающее значение однородных предметов (любой стол- это стол, любой стул- это стул).
К концу второго года в активном словаре ребёнка может насчитываться от 50 до 400 слов. Обычно это слова — существительные, обозначающие игрушки и окружающие ребёнка бытовые предметы, а так же глаголы, обозначающие простые действия.
Малыш может задавать вопросы: «Что это?», «Как это называется?».
Ребёнок пользуется предложениями, состоящими из 2-4 слов, но речь пока аграмматична.
Характерно неправильное звукопроизношение многих звуков.
Наблюдается неустойчивое произношение многих слов: может сказать слово верно, может заменить какой-то звук, или не произнести какой- либо звук вообще.
Слоговая структура многосложных слов так же нарушена (не произносят слог в середине слова).
Используют местоимения Я, ТЫ, МНЕ.
Обычно ребёнок усваивает звуки П, Б, М, A, В, Т, Д, Н, К, Г, Х.
К 3 годам ребёнок использует фразы из трёх слов. Понимает и начинает использовать в речи множественное число существительных и глаголов.
Называет своё имя, пол, возраст.
Выполняет задания «положи кубик под подушку» и т.д.
Ребёнок начинает понимать не только речь-инструкцию, непосредственно связанную с тем, что он видит, но и речь-рассказ, содержащую сообщения о предметах и явлениях, которых в настоящий момент нет перед глазами. Это очень важный момент в речевом развитии ребёнка — он получает возможность познавать действительность через слово, а не только из непосредственного опыта.
Малыш постепенно начинает внимательно слушать и понимать небольшие рассказы с новым содержанием. Причём это такие рассказы, которые ребёнок слушает без помощи иллюстраций. Это очень важно — понимать речь саму по себе. Без использования жестов, картинок и игрушек, тот кто говорит, может только с помощью речи передать слушающему то, что хочет сказать «Во-о-о-т какой большой торт принёс папа!»
Рассказы, которые рассказывает взрослый малышу должны быть небольшими и представлять собой чёткую последовательность нескольких простых и определённых событий, каждое из которых понятно и знакомо ребёнку. Их цель — научить ребёнка воспроизвести в воображении то, о чём говориться в рассказе.
Вспомним рассказ Л.Н. Толстого для детей: «Пришла вода, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка поплыла, а дети бежали за ней, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу попали». Здесь всего лишь несколько простых действий составляют понятное детям событие. Значение и ценность таких классических рассказов в том, что взрослый, начиная с несложных маленьких повествований, постоянно приучает ребёнка слушать и понимать всё более сложные рассказы.