Развивающее обучение в ДОУ
1.Сущность понятия развивающего обучения.
Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистерверга, К.Д. Ушинского и др..
Основоположник теории развивающего обучения Выготский Л.С. (1896-1934г.), его последователи Леонтьев А.Н.Занков Л.В.Эльконин Д.Б. В.В.Давыдов. В основе развивающего обучения лежит культурно-историческая концепция ( психические функции человека возникают и развиваются в процессе обучения). Идея развивающего обучения состоит в том, что обучение должно быть опережающим развитием ребенка, основой развивающего обучения является ребенок, знания выступают как средства развития ребенка.
Развивающее обучение — это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения. В такой обобщённой характеристике развивающего обучения содержатся достаточно чёткие ориентиры для любого, кто пожелал бы определить своё отношение к нему.
Традиционное обучение:
В основе его организации лежит классно-урочный принцип. На данном принципе построена традиционная школа. Основателями классно-урочной системы по праву считаются Я.А. Коменский и И.Ф Гербарт. Основной тезис «обучение всех всему».
Главная идея — знания развивают личность учащегося, обучение не может не развивать. Традиционную школу в её классическом варианте отличают четкие и жесткие рамки, явно очерченные границы в организации образовательного процесса, строгие законы взаимодействия учителей и учащихся. Характерными чертами традиционного обучения являются преобладание сообщающего преподавания (учитель сообщает знания ученику), нормативность (строго заданы стандарты образования, усвоение которых обязательно для каждого ученика), ориентация на «среднего» ученика.
Учет индивидуальных способностей школьников ограничен заданными канонами, ученик является объектом обучения, отношения с учителем часто строятся по авторитарному типу.
Развивающее обучение:
Идеи Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна получили дальнейшее развитие в работах Д.Б. Эльконина, В.В Давыдова и Л.В. Занкова. В 60-е годы ими были разработаны концепции развивающего обучения, на основе которых проводились экспериментальные исследования в школе. Теория Л.В. Занкова включает следующие принципы:
1. Принципы — обучения на высоком уровне трудности (т.е. преподаваемый материал должен быть трудным). Соблюдение меры трудности и преодоление препятствий.
2. Принцип — ведущей роли теоретических знаний.
3. Принцип — осознания школьниками собственного учения. Обучение направлено на развитие рефлексии (самооценка).
4. Принцип — работы над развитием всех учащихся. Обучение должно развивать всех, ибо развитие есть следствие обучения.
СРАВНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
системы
Традиционная педагогика
Развивающая
педагогика
Цель обучения
Передача знаний, умений, навыков
Развитие способностей, освоение обобщенных принципов действия
Главный девиз педагога
Делай, как я
Думай, как сделать
Кредо педагога
Я — над вами
Я — вместе с вами
Роль учителя
Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм и традиций
Организатор деятельности учеников и сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом
Функция педагога
Сообщение знаний
«Выращивание» человека
Стиль преподавания
АвторитарныйДемократичный
Стиль взаимодействия учителя и ученика
Монологический (со стороны учителя)
Диалогический
Преобладающий метод обучения
Информационный
Проблемно-поисковый
Формы организации занятий
Фронтальные, групповые
Индивидуальные, групповые
Преобладающая деятельность учащихся
Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму
Самостоятельная поисковая, познавательная, творческая деятельность разного вида
Время урока на самостоятельную работу учащихся по сравнению с отводимым на изложение материала педагогом
Много меньше
Сопоставимы
Позиция ученика
Пассивная, при отсутствии интереса
Активная, инициативная, при наличии интереса
Мотив к учению
Создается эпизодически
Создается всегда и целенаправленно
Психологический климат урока
Формируется изредка, подчас «стихийно»
Формируется всегда и целенаправленно
Развивающее образование
1. Предмет развития – психическое развитие ребенка в целом
2.Ребенок субъект развития всех сфер психики (интеллектуального, нравственного, эмоционального и т.д.), субъект своего собственного развития
3.Знания являются средством развития способностей личности
4.Постоянное проектирование, моделирование и экспертиза развивающей образовательной среды (условий) направленной на обеспечение саморазвития каждого участника образовательного процесса
5.Субъектно-субъектные отношения
6.Формирование у всех участников образовательного процесса способности к мышлению
7.Психолого-педагогические новообразования являются основой развития ребенка при построении образовательного процесса
8.Педагог ценится не только за имеющиеся у него знания, а за умение организовать процесс саморазвития ребенка
9.Методы, цели, средства, содержание, образовательная среда, направлены на развитие личности ребенка его творческого потенциала
Развивающее обучение
1.Предмет развития – одна из сфер психики ребенка
2.Ребенок субъект одной из сфер развития психики (например интеллектуальной)
3.Ребенок должен усвоить и достичь определенного уровня знаний, умений, навыков.
4.Субъектно-субъектные отношения
5.Закономерности развития ребенка основа построения образовательного процесса
Развивающее обучение направлено на развитие одной из психических функций, а развивающее образование на одновременное развитие всех психических функций человека, в основе развивающего обучения и образования лежат деятельностный подход и психолого-педагогические закономерности развития человека.
Принципы развивающего обучения:
— принцип субъектности образования;
— принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
— принцип учета сензитивных периодов развития;
— принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
— принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления) детского развития;
— принцип проектирования, конструирования и создания ситуации образовательной деятельности; — принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
— принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
— принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
— принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; — принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности.
Итак, развивающее обучение представляет собой целостную систему, где все взаимосвязано и взаимообусловлено: содержание, метод и тип общения. Это обучение, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.
2. Занятие развивающей системы Д.Б. Эльконина — В.В.Давыдова
Особенности авторской методики Эльконина-Давыдова:
Система Эльконина-Давыдова базируется на трех главных принципах: 1.Ведущими предметами исследования в процессе обучения являются способы и методы решения задач. С этих позиций осуществляется изучение любой учебной дисциплины. Каждый последующий раздел конкретизируется и дополняется освоенными методами действия.
2.Любая учебная деятельность характеризуется предметно-практическим направлением.
3.Работа школьника на занятии нацелена на активный поиск средств и способов решения обозначенных задач, при этом неверные суждения ребенка трактуются как «проба мысли», а не ошибка.
Данная система позволяет исключить репродуктивный способ обучения и помогает осуществить переход к деятельностной педагогике, развивающей у ребенка теоретическое мышление.
Особенностью данной авторской методики является то, что учащиеся принимают активное участие в обучающем процессе.
В итоге дети преобразуются в маленьких ученых и исследователей, которые сотрудничают со своим научным руководителем – педагогом. При этом учителю отводится на уроке не основная роль, а вспомогательная. Он только направляет и координирует работу учащихся.
Ведущий вид деятельности на уроках – групповой
, а преобладающая форма – дискуссии, экспериментально-практическая работа. Система Эльконина-Давыдова организовывает учебную деятельность так, чтобы ребенок смог самостоятельно определить предмет исследования, выдвинуть возможные способы и пути исследования, а также анализировать и критически оценивать собственные предположения и аргументы одноклассников, что способствует формированию и развития объективного, самостоятельного мышления.Методика Эльконина-Давыдова использует на уроках подводящий или пробуждающий вид диалога.
Данные виды диалога позволяют детям выдвигать множество собственных вариантов решения поставленной задачи или проблемы. Педагог, в свою очередь, фиксирует самые неординарные варианты и предлагает учащимся доказывать свои гипотезы, а также создает на уроке ситуацию успеха. В конце занятия школьники подводят итоги своей деятельности. Для того чтобы в процессе обсуждения проблемы принимали активное участие все ученики,
Следует отметить, что педагог, использующий на уроках систему Эльконина-Давыдова, должен отлично владеть необходимыми методическими приемами, позволяющие раскрыть творческий потенциал ребенка и учитывать ценные мысли ребенка в ходе обсуждения поставленной проблемы.
Можно отметить основные достоинства системы Эльконина-Давыдова для развития и обучения ребенка.
В первую очередь школьник учится не запоминать полученную от педагога информацию, а самостоятельно приобретать знания в процессе теоретически-практических исследований предмета или явления.
Во-вторых, ребенок учится быстро адаптироваться к меняющимся условиям и легко находит выход из любой возникшей ситуации.
В-третьих, дети становятся уверенными в себе и своих возможностях и могут осуществлять самоконтроль, самоанализ собственной деятельности.
Мышление человека – психическая способность, помогающая решать различные мыслительные задачи. Особенность мыслительной операции заключается в том, что нужно найти верные способы и средства решения поставленных задач.Для этого человек действует по схеме: цель-средство-решение. У ребенка школьного возраста теоретическое мышление развивается благодаря решению им учебных заданий. Главным показателем формирования логического мышления у учащегося является способность осуществлять предметно-умственные операции.
Следовательно, по методике Эльконина-Давыдова для формирования логического мышления у ребенка нужно обращать внимание на уровень развития рефлексии, умение планировать и выполнять анализ поставленных задач.
3.Занятие, основанное на дидактических принципах Л.В. Занкова
Леонид Владимирович Занков (10 апреля 1901— 27 ноября 1977) советский психолог. Специалист в области дефектологии, памяти, запоминания, педагогической психологии. Ученик Л. С. Выготского. Проводил экспериментальные исследования развития аномальных детей, в которых выявлялись условия эффективного их обучения. Рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, в частности взаимодействия слова и наглядности в обучении. Автор развивающей системы обучения Занкова. Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-ых гг. ХХ столетия разработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников.
В системе Л.В. Занкова урок имеет гибкую структуру.
— На нём организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду.
— Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов.
-Данная система акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически.
Дидактические принципы системы Л.В. Занкова: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.
Первым принципом дидактической системы является принцип обучения на высоком уровне трудности.
Второй принцип — в изучении программного материала идти вперед быстрым темпом, он предусматривает непрерывное движение вперед, непрерывное обогащение учеников все новыми и новыми знаниями, отказ от «топтание» на месте, от однообразного повторения пройденного. Непрерывное обогащение ума школьника разносторонним содержанием создает условия для глубокого осмысления изучаемого. Этот принцип предусматривает безусловное учета дифференцированного подхода к организации процесса обучения. Одни и те же вопросы программы учащиеся проходят с неодинаковой глубиной.
Следующий принцип — принцип ведущей роли теоретических знаний. Л.В. Занков отмечает, что широкое использование теоретических знаний в обучении младших школьников ограничено будто тем, что психологи доказали конкретность их мышления. По его мнению, суждения о конкретности мышления учащихся начальных классов неправильные, а ссылки на психологов не может служить доказательством, поскольку современная психологическая наука не дает для этого оснований.
Следующий принцип — осмысление школьниками процесса учения. Реализация требований этого принципа в своей основе имеет сознательное усвоение знаний, предполагает осмысление целей и задач обучения, сознательное овладение фактическим материалом, активное образование понятий, сознательное усвоение и закрепление знаний, умений, навыков, сознательное их применения, осмысление результатов своей работы. Определяется необходимость осознания, осмысления всех звеньев учебного процесса.
Еще один принцип дидактической системы — необходимость ведения работы над развитием всех учащихся, сильных и слабых, требует, чтобы учитель осуществлял целенаправленную и систематическую работу по воспитанию у каждого ученика уверенности в своих силах, уверенности в том, что рано или поздно этот материал ученик поймет и усвоит его так, как нужно.
Названные принципы в своей взаимосвязанной совокупности составляют основу, фундамент дидактической системы, которая способна обеспечить значительно выше умственное развитие учащихся, чем традиционная система обучения.
Она предусматривает вместе с тем и определенные методические изменения и дополнения. Так, например, исчезла необходимость ставить отрицательные (по тогдашней 5-балльной шкале) оценки, основной стала тематическая оценка, большое внимание уделяется развитию наблюдательности, поэтому проводится много экскурсий в природу, ученикам приходится глубоко анализировать НЕ столько результат, сколько процесс его получения, происходит тесное вплетение новых знаний в систему ранее усвоенных, много внимания уделяется раскрытию сути самих знаний.
Л .В. Занков поставил задачу — построить такую систему обучения, при которой достигался бы более высокий уровень умственного развития учащихся, чем при традиционной методике обучения младших школьников, и эта задача была выполнена в форме создания дидактической системы.
Итак, система Л.В. Занкова направлена на повышение уровня общего умственного развития, в частности на развитие наблюдательности, умение осуществлять анализ и самоанализ, обобщение, конкретизацию и тому подобное.
Отличительные черты теории Занкова.
1.Направленность на высокое развитие школьника.
2.Высокий уровень трудности, на котором ведется обучение.
3.Быстрый темп прохождения учебного материала.
4.Резкое повышение удельного веса теоретических знаний
Презентация «Развивающее обучение в ДОУ»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Организация развивающего обучения в ДОУ Выполнила: Воспитатель МБДОУ «Детский сад» №35 Стасевич Е.В.
2 слайд
Развитие это процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.
3 слайд
Развивающее обучение Основы теории развивающего обучения были заложены Л.С. Выготским при изучении соотношения обучения и развития. Выготский считал, что существует единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития. Л.С. Выготский
4 слайд
Бихевиоризм (социологизаторская позиция) Все зависит от условий среды. Развитие зависит от обучения. Картезианская позиция (биологизаторская) Все в личности предопределено. Развитие не зависит от обучения. Современная наука: Развитие и обучение – взаимосвязанные процессы. Результаты зависят от наследственных и средовых факторов. Концепция развивающего обучения Обучение должно идти впереди развития. Дидактические средства существенно влияют на развитие. Концепция обучаемого развития Развитие определяет обучение. Обучение подчинено законам развития. Обучение – приспособление дидактических задач к росту структур мозга.
5 слайд
«…Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу… Между процессами развития и обучением устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперед данной, априорной умозрительной формулой» Л.С. Выготский Л.С. Выготский выделил в процессе психического и умственного развития ребенка два уровня: ✓ зона актуального развития; ✓ зона ближайшего развития.
6 слайд
Последователи Л.С. Выготского А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин разработали психологическую теорию деятельности, в которой идеи Л.С. Выготского получили дальнейшее развитие. А.Н. Леонтьев П.Я. Гальперин
7 слайд
Реализация развивающего обучения в была предпринята Л.В. Занковым, в дальнейшем Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым в практике экспериментальных школ. Л.В. Занков Д.Б. Эльконин В.В. Давыдов
8 слайд
Развивающее обучение – это новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни.
9 слайд
Цели развивающего обучения формирование теоретического сознания и мышления учащихся, начиная с самого раннего возраста; передача детям не столько знаний, умений и навыков, сколько способов, которыми можно осуществлять различные умственные действия; воспроизведение в учебной деятельности детей логики научного познания.
10 слайд
Структура развивающего обучения В структуру развивающего обучения заложена цепь усложняющихся задач, которые вызывают у детей потребность в овладении специальными знаниями, умениями и навыками, создании новой схемы решения, новых способов действия
11 слайд
Принципы развивающего обучения (В. П.Зинченко) Принцип творческого характера развития. Принцип совместной деятельности и общения . Принцип ведущей деятельности. Принцип определения зоны ближайшего развития. Принцип учета сензитивных периодов развития. Принцип амплификации (расширения) детского развития. Принцип единства аффекта и интеллекта .
12 слайд
Условия, необходимые для развития интеллектуальных способностей дошкольников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов): Развитию образовательной активности способствует вовлечение детей в решение проблемных ситуаций. Интеллектуальные и практические действия должны быть разнообразными. Следует постоянно менять форму вопросов и заданий. Содержание заданий должно быть трудным, но посильным. Чем больше материал связан с личным опытом, тем лучше. Особое внимание следует уделять эмоциональности и заинтересованности самого педагога.
13 слайд
Показатели активной мыслительной деятельности (Т.И. Бабаева): Наличие интереса к учебной задаче и к процессу ее решения. Проявление самостоятельности в процессе поиска решения, произведение при этом разнообразных мыслительных операций (анализ, сравнение, группировка). Возникновение вопросов по содержанию рассматриваемой темы. Критическое отношение к своей деятельности, деятельности сверстников, исправление ошибок. Выдвижение новой поисковой задачи. Способность достаточно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельное применение найденного способа в практической деятельности.
14 слайд
Технологи развивающего обучения в ДОУ Программа ТРИЗ. Монтессори-педагогика. Система развивающего обучения Л.В. Занкова Технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова
15 слайд
деятельностный подход в образовании «Основная идея деятельностного подхода (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) в дошкольном образовании связана не с самой деятельностью как таковой, «а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка
16 слайд
Чтение художественной литературы Чтение. Обсуждение. Заучивание, рассказывание. Беседа. Театрализованная деятельность. Самостоятельная художественная речевая деятельность. Викторина. КВН. Вопросы и ответы. Презентация книжек. Выставки в книжном уголке. Литературные праздники, досуг. Познавательно-исследовательская Наблюдение. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Коллекционирование. Моделирование. Исследование. Реализация проекта. Игры (сюжетные, с правилами). Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады). Мини-музеи. Конструирование. Коммуникативная Беседа. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Составление и отгадывание загадок. Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные). Игровые ситуации. Этюды и постановки. Трудовая Дежурство. Поручения. Задания. Самообслуживание. Совместные действия. Экскурсия
17 слайд
Современные подходы к организации развивающего обучения в ДОУ Двигательная. Подвижные игры с правилами. Подвижные дидактические игры. Игровые упражнения. Соревнования. Игровые ситуации. Досуг. Ритмика. Аэробика, детский фитнес. Игровая Сюжетные игры. Игры с правилами. Создание игровых ситуаций по режимным моментам, с использованием литературного произведения. Игры с речевым сопровождением. Пальчиковые игры. Театрализованные игры. Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. Реализация проектов. Создание творческой группы. Детский дизайн. Опытно-экспериментальная деятельность. Выставки. Мини – музеи.
18 слайд
Методы и приемы развивающего обучения Проблемное изложение (проблематизация) знаний Учебная задача (проблемная ситуация) Моделирование Учебная модель.
19 слайд
Проблемы развивающего обучения в ДОУ Слабо реализуются в оснащении среды идеи развивающего обучения и личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребенка; Среда чаще всего статична, не мобильна. Дети не принимают участие в проектировании и изменении среды. Педагог обустраивает помещение забывая, что представления взрослого об удобствах, комфорте и уюте далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка об этом. Не всегда учитываются особенности детей: возраст, уровень их развития, интересы, склонность, личностные способности и т.д. Оснащение носит выставочный характер, при этом мало используются продукты детской и совместной деятельности воспитателя и ребенка; Ребенок малоактивен и несамостоятелен во взаимодействии со взрослым и развивающей средой.
20 слайд
Литература Давыдов В.В. Теория развивающего о6учения. — М., 1996 Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова— Балашов : Николаев, 2005. — 76 с. Фаусек Ю. Педагогика Марии Монтессори. «Сфера», — 2000г. http://methodological_terms.academic.ru http://www.pedlib.ru/Books/1/0175/1_0175-1.shtml

Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация
Номер материала: ДБ-353204
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийСеминар на тему «Развивающее обучение»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 8 «Теремок»
с приоритетным осуществлением художественно- эстетического развития
Семинар на тему:
«Развивающее обучение в дошкольном образовании (ФГОС)»
Разработала и провела
ЛаринаЛюдмила Ивановна —
Воспитатель высшей категории
г.Шарыпово, п.Дубинино
2015год
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в ФГОС к основной образовательной программе. (1 слайд)
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.
Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Проблема соотношения обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогики.
На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок, понимания сущности развития личности и самого процесса обучения.
Сегодня на нашем семинаре мы попробуем разобраться в том, что же такое развивающее обучение? Кто из выдающихся педагогов – психологов являлся основоположником данной трактовки и что от нас требуют Федеральные государственные стандарты дошкольного образования в этом направлении. (2 слайд)
Признание главной роли обучения в развитии природных задатков содержалось уже в работах основоположника педагогики Я.А. Коменского. Эта идея в том или ином виде утверждалась многими педагогами и психологами на протяжении последующих столетий, вплоть до настоящего времени. В отечественной педагогике она нашла отражение в работах К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, Н. X. Весселя, К.Н.Вентцеля, П.П.Блонского и др. Проблема «Обучение и развитие» стала центральной для Льва Семёновича Выготского и его последователей на многие годы. (3 слайд)
Развивающее обучение в отечественной образовательной системе – это развитие в процессе обучения. В 30-е годы прошедшего столетия Л.С. Выготский сформулировал один из принципов современного обучения: «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» и ввел очень важное для процесса обучения понятие социальной ситуации развития. Оно обозначает некоторую систему отношений ребенка и социальной среды. (4 слайд)
Основополагающая идея Л.С.Выготского состоит в том, что обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его и в то же время само опирается на актуальное развитие. Следовательно, обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Это положение оказывается принципиальным для всей организации обучения, педагогики в целом. Обучение и развитие, по сути, есть две грани одного общего процесса, каковым выступает процесс социокультурного становления личности. Связь обучения и развития человека — одна из центральных проблем образования. (5,6 слайд)
В 1960-е гг. был создан научный коллектив под руководством психологов Даниила Борисовича Эльконина и Василия Васильевича. Давыдова, который занимался изучением значения младшего школьного возраста в психическом развитии человека. (7 слайд)
Ученые в своем экспериментальном исследовании стремились точно следовать существенным моментам гипотезы Л.С. Выготского и на широком фактическом материале превратить ее в развернутую теорию развивающего обучения. (8 слайд)
Было также обнаружено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития этих новообразований, не создает в работе с детьми необходимых зон их ближайшего развития, а тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникают у детей еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и т.п.). Необходимо было организовать (сначала в экспериментальном порядке) такое обучение младших школьников, которое могло бы создавать у них необходимые зоны ближайшего развития, превращающиеся со временем в требуемые новообразования (детское мировосприятие, этические инстанции, соподчинение мотивов, произвольность поведения, личное дознание). Такая работа начата в 1950-х гг. и продолжается этим коллективом до сих пор.(9 слайд)
В течение длительного времени концепции развивающего обучения отечественных психологов и педагогов только назывались в учебниках по педагогике. В последнее десятилетие ситуация изменилась: теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Им посвящаются научные труды. Вопросы интеллектуального, нравственного и физического развития школьников, а теперь и дошкольников становятся все актуальнее. Более того, одним из основных принципов реформирования российской школы провозглашен принцип развивающего образования.
Термин «развивающее обучение» обязан своим происхождением В.В. Давыдову. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику. Несколько крупных отечественных ученых, среди них Леонид Владимирович Занков еще в 50-е гг. ХХ в. выявили и описали следующий факт: большие усилия, направляемые на обучение младших школьников, не давали должного эффекта в их психическом развитии. Со всей остротой была поставлена научно-практическая проблема связи обучения и развития младших школьников. Уже в 60-е гг. было обнаружено, что изменение содержания и методов традиционного начального обучения дает определенный положительный эффект в развитии детей.
(10 слайд)
С конца 1950-х гг. научным коллективом под руководством Л.В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений Л.С. Выготского о соотношении обучения и общего психического развития учащихся. (11,12 слайд)
В настоящее время системно разработаны два основных направления развивающего обучения: В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. Если первое основывается на положениях Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, то второе представляет собой критически осмысленный и творчески переработанный опыт всех современных Л.В. Занкову психологических и педагогических достижений. (13 слайд)
Мы сопоставляем развивающее обучение с традиционным типом обучения, который не способствует развитию у дошкольников таких качеств: теоретическое мышление и творчество личности. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что некоторые виды традиционного обучения и воспитания могут тормозить психическое развитие ребёнка.
Термин «развивающее обучение» остается пустым до тех пор, пока он не наполняется описанием конкретных условий своей реализации. Лишь по мере наполнения конкретным содержанием этих показателей педагог-практик постепенно переходит к оперированию понятием развивающего обучения. (14 слайд)
Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения воспитанника в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи и при всём этом ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности.
Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. Само развитие, есть сложное инволюционно — поступательное движение, в ходе которого происходят интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке.(15 слайд)
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». (16, 17, 18 слайд)
Одним из эффективных методов развивающего обучения является проектный метод.
Развивающее образование дошкольников: современный взгляд на проблему
Ежкова Нина Сергеевна,доктор педагогических наук, доцент,профессор кафедры психологии и педагогикиФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н.Толстого», г.Тула[email protected]Токовищева Вера Александровна,магистрант факультета психологииФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н.Толстого», г.Тула[email protected]
Развивающее образование дошкольников: современный взгляд на проблему. Аннотация.Встатье представлен научный анализ проблемы развивающего образования детей дошкольного возраста, рассматриваются научные школыразвивающего образования, проблема развития детей с ориентацией на возрастные ценности детей, методические основы развития дошкольников в художественнотворческих видах деятельности. Ключевые слова:дошкольное образование, развитие детей, возрастные ценности дошкольников, художественнотворческие виды деятельности.
Развитие детей выступает приоритетным направлением современного дошкольного образования. Данное направление находит содержательное раскрытие в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образованияи рассматривается в пяти направлениях: социальнокоммуникативное, художественноэстетическое, познавательное, речевое и физическое. Развитие дошкольников рассматривается в качестве главной задачи, основным ключевым направлением педагогической работы и интегративной характеристики результатов дошкольного образования. Полноценное становление личности в процессе развивающего образования невозможно без учёта её возрастной специфики, восприятия детства в качестве самоценного периода жизни человека. В работах отечественных педагогов и педологов неоднократно прослеживалась мысль о необходимости внимательного отношения к возрастной ценности детства. Подчеркивалось, что знать и ценить необходимо не только те качества, которые сохраняются у растущего человека в дальнейшем, но и те –временные, преходящие, которые отличают только отдельные жизненные периоды. Л.Н.Толстой отмечал редкую природную даровитость детей, остроту восприятия явлений жизни, внутреннюю сосредоточенность. Великий русский писатель и педагог многократно говорилио том, что нельзя преуменьшать и недооценивать всю глубину психики детей, писал об особом мире чувств и их отношения к миру.
В.А.Сухомлинский призывал педагогов быть внимательными и чуткими к особому миру детства, называя его «чудесным дворцом», а доступк нему известный педагог –гуманист видел в умении взрослых «перевоплощаться и становиться в какойто мере детьми». ВконцеХХ начале ХХIв.в.все большее внимание уделяется понятию «самоценность детства». Онорассматривается частью научной идеологии, аксиологическим ориентиром современных научныхисследований, социокультурнойкатегорией. Так, нашли отражение важные для педагогикиидеи отом, что детство не только физиологическое, психологическое и педагогическое явление, но и социокультурный феномен. В этой связи утвердилось идея о том, что дети являются не только фондом воспроизводства рода человеческого, но и реальным постоянно действующим моментом развития самого социума, составляющейсамой фактуры социального движения. Это положение направляет внимание учёных на необходимость раскрытия субъектной позиции ребёнка в социуме, роль образования в этом процессе, содержательных характеристик обогащенияжизнедеятельности ребёнка в целом и т.п. Ориентация на развитие утвердила качественно иные подходы к организации образовательной работы с дошкольниками. К ним относится поддержка и развитие субъектной позиции в разных видах деятельности, творческой активности, ценностного отношения к окружающемумиру, обеспечение возможности разноплановой самореализации ит.д., всего того, что связано с поддержкой индивидуальности, с ценностями возраста.Ориентация на ценности возрастав дошкольном возрасте позволяет, вопервых, преодолеть разрыв между внутренним планом психики детей и тем, что даётся в качестве содержания методов, форм обучения и воспитания; вовторых, определить новые соответствующие формы совместной деятельности, сотрудничества, служащие источником совместных переживаний, сохранения индивидуальности каждого субъекта культуры; втретьих, выстроить образовательныйпроцесс с учётом двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью регламентируемый им самим и педагогически опосредованнойактивности ребёнка, стимулируемой и направляемой взрослым. С целью согласования развивающего образованияс возрастными ценностями детей, с субкультурой дошкольного возрастанеобходимо обратиться ксодержаниюпонятия «возрастные ценности детей». Содержательную основу понятия «ценности возраста» составляют возрастные психофизиологические особенности детей, которые находят практическоеотражение в организации и реализацииобразовательногопроцесса, научнопрактической деятельности по созданию моделей развивающего образования, а также разнообразных проявлениях детскойсубкультуры. Характер проявления возрастных ценностей во многом связаны с жизнедеятельностью детей, процессом их социализации. Ребёнок не просто приспосабливается к наличной ситуации, а занимает по отношению к ней определённую личностнуюпозицию. Если понимать под социальной ситуацией развития процесс образования, то возрастные ценности есть базовые основания, на которых развёртываетсяпедагогическоевзаимодействиевзрослого и ребёнка. К возрастным ценностям детей относится сказочномифическое мировосприятие, открытость ребёнка миру, восприимчивость и впечатлительность, эмоциональность, образный характер мировосприятия, повышенная двигательная активность и др. Однако, вмассовой практике работы дошкольных образовательных организацийпродолжает срабатывать годами сложившийся стереотипный подход к развитиюкак целенаправленному влиянию надетей с весьма ограниченным учетом ценностей последних. На наш взгляд, одним из способовповышения эффективности образования дошкольников является осуществление необходимой рефлексии его организации в аспекте научного осмысления роли каждой возрастной ценностии возможностей её оптимальногоучета в образовательномпроцессе дошкольных организаций. Именно в этом мы видим перспективы дальнейших теоретических разработок в области развивающего образования.
Таким образом, значимость и ценность дошкольных образовательных организацийдолжно определяться не столько характером педагогическоговзаимодействияилилогикой освоения программного материала, сколько тем, какое место в нем отводится каждому ребёнку как предмету образовательной деятельности, насколько осознается и учитывается природа дошкольного детства, его своеобразие. Ребенок должен иметь право воспринимать окружающее, познавать, действовать с учетом своих ценностей и смыслов, а значимость образовательной работы раскрываться через развитие всех личностных структури сфер. Отсюда, важное место занимают деятельности пробуждающие образное мировидение детей, их образную самореализацию. К таким деятельностямотносятся, прежде всего, художественнотворческие–изобразительная, художественноречевая, музыкальная.В образовательномпроцессе дошкольных организаций эти виды деятельностирешают ряд ключевых задач: в области эстетического воспитания детей: позволяют обогащатьизобразительные умения, творческие способности, эстетическийвкус, т.п.;
в области социального развития: обеспечиваютблагоприятные условия для формирования социальнозначимой мотивации способов действий, знаний обобщественной жизни, национальных традициях, проявлять эмпатийные формы поведенияит.п.;
в области культуроосвоения: служат способомвхождения в мир культуры, приобщения к социокультурным ценностям, позволяют формировать эмоциональноценностное отношение к миру, обогащатьдетей образами
художественными,ценностноориентированнымии т.п. Благодаря приоритету эмоциональной составляющей, пробуждающей разнообразные переживания, образное мировосприятие, стремление к самостоятельной творческой самореализации эти видыдеятельностипривносит в жизнь детей самобытное видение окружающей действительности и отношения к ней.В процессе организации художественнотворческих видов деятельности необходимо осуществлять целенаправленное влияние на эмоциональную сферу детей, пробуждая различные эмоции, переживания.Для этого можно использовать методыэмоционального воздействия. Эти методы относятся к числу нетрадиционных, поскольку направлены на актуализацию эмоциональных проявлений, пробуждение отношения детей к образовательному содержанию, постигаемому в рамках рисования, чтения художественных произведений и др. Метод эмоциональносенсорного воздействиястроится на механизме актуализации краткихэмоциональных реакций. Впроцессе взаимодействия с детьмипедагог специально вводитсенсорные стимулы,побуждающие к эмоциональным реакциям,например, перед рисованием осеннего пейзажа, можно предложить дошкольникампоходить по шуршащим осенним листьям, послушать шум дождя и ветра и т.п.
2. Метод сопоставлениястроится на механизме эмоциональной дифференциации –пробуждения эмоций, различающихся по модальностис целью развития эмоциональноценностного отношения к познаваемым объектам, социальным процессам и явлениям, способам действийидр. Зачастую он строится наинверсионныхдействияхили действиям наоборот. Побуждение к инвертированию выступает в качестве способа общения педагога с детьми, средства, обеспечивающего заинтересованный диалог. Инверсионные действия могут носить разную форму словесную, сюжетноигровую. Открытие несоответствий между содержанием и формой, знанием и поведением являетсяоснованием для возникновения эмоциональных проявлений. Важным средством для создания таких ситуаций «наоборот» могут служить комические произведения детских писателей и поэтов, в которых представлен широкий спектр художественных образов, наделённых чертамиалогичного поведения, абсурдности и т.д. 3. Метод побуждения к сопереживанию, которыйстроится на механизме идентификации. Этотметод заключается в том, что педагогпробуждает у детей эмоциональные реакции через репрезентацию субъекту эмоциональногосостояния другого. Проникаясь чувствами другого (персонажа литературного произведения, живописного полотнаи т.д.) дети входят в это состояние,проявляясоответствующиеэмоции. В результате такого воздействия переживания начинают связываться с конкретным действием, событием, поступком.
4. Метод эмоциональнообразного воздействия.Этот метод направлен на побуждение детей кпередаче эмоциональных переживаний в образном воплощении посредством вхождения в роль, отождествления себя с природным объектом, литературным персонажем и т.д. Он строится на актуализации такой формы эмоционального реагирования как эмоциональное обособление –воплощение субъективнообразного содержания испытываемой ребёнком эмоции, выражении личностногохарактера эмоциональной самореализации. Этот метод успешно реализуется через «погружение» детей вмнимую,воображаемую ситуацию, отражениеэмоциональных переживаний в образном воплощении.Использование методов эмоционального воздействия должно согласовываться с общепринятыми, традиционнымиметодами воспитания и обучения детей, служить способами профессионального взаимодействия педагога с детьми, которыепозволяют решать целый ряд образовательных задач в области развития детей, а также придавать каждому видухудожественнотворческойдеятельности эмоционально насыщенный и увлекательный характер. Дошкольное образование,направленное наразвитиедетей, а также их саморазвитиене может бытьполноценным и эффективным, если не будет учитыватьвозрастные ценности дошкольников. Ссылки на источники1. Ежкова Н.С. Образование дошкольников с позиции возрастных ценностей. // Дошкольное воспитание. 2007. № 4. С. 69. 2.Кудрявцев, В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурноисторический подход. –Дубна, 1997. 170 с.3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.
4.Фельдштейн, Д.И. Феномен Детства и его место в развитии современного общества // Мир психологии. 2002. № 1, С.920.
Статья (подготовительная группа) по теме: «ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
«ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются впервые годы жизни ребёнка. В дошкольном возрасте происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Это обусловлено тем, что у детей раннего и дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов, формирование отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и движениями рук.
Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы можно тренировать и совершенствовать через организованную по особым правилам и внешнюю деятельность.
Развивающее обучение способствует не только психическому развитию, но и ускоренному созреванию мозга, совершенствованию его функций. Если удаётся найти ключ к управлению развитием мышления ребёнка – дошкольника, то открываются возможности для совершенствования всех познавательных процессов.
Интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе принципа высокого уровня трудности
Большую роль в будущей жизни дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта уверены в своих способностях. Имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они инициативны, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя, тем не менее, личную независимость. В настоящее время подготовка дошкольника к обучению в школе уже не мыслится без работы над развитием интеллектуально-творческих способностей. В образовательных учреждениях учат читать и писать, воспроизводить пройденный материал, но мало внимания уделяют интеллектуальному творческому развитию ребёнка.
Простая мысль о том, что ребёнка можно и нужно учить эффективно мыслить, стала открытием нашего времени. Ребёнка надо учить видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь отталкиваться от отдельного признака, строить образ, свободно фантазировать, направлять свои творческие возможности на решение разных задач.
Обучение и воспитание должно быть направленно не только на формирование знаний, сколько на развитие дошкольника .
Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, это сложный процесс формирования познавательных, психических процессов. Интеллектуальное развитие имеет особое значение и для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций, творить самостоятельно.
Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольника виде деятельности – игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.
Развивающие дидактические игры делают учение интересным занятием для ребёнка. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Положительное эмоционально-окрашенное общение со взрослыми в игре, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребёнка в дошкольном учреждении радостным. Как правило, игры не оставляют взрослых равнодушными зрителями и дают им пульс к творческим проявлениям.
Многие воспитатели используют развивающие игры в своей работе. Но, как правило, это делается от случая к случаю, без системы недостаточно понимается вся важность этой работы. В детях развивается не только одна сторона – исполнительские способности, а более сложная сторона – творческие способности – «отдаются воле случая», и у большинства остаются на плачевном уровне.
Восполнить этот пробел мы решили, открыв в 1998-1999 учебном году студию интеллектуального развития ребёнка на базе МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 2» г.Славянска-на-Кубани. Пришли мы к этому решению не просто так, была проведена серьёзная предварительная работа, изучены статьи современных педагогов и психологов. На тему «Мышления память и игра» проведён «Круглый стол», где высказывалось много интересного и полезного педагогами, медиками и родителями. Была приведена статистика: 30-40% первоклассников не справляются с программой начальной школы. И не потому, что они пришли в школу с недостаточным багажом знаний, а потому, что они недостаточно развиты интеллектуально, т.е не владеют тем инструментом, при помощи которого приобретаются знания.
Прежде чем заниматься инновационной работой и создавать что-то своё, обобщили опыт других педагогов.
Итак, что же такое студия интеллектуального развития? Это такая группа в детском саду, куда на время приходят дети 5-6 лет и играют, только играют не так, как в обыкновенной группе, а вместе с взрослыми – увлекательно и интересно. Дети не занимаются, они учатся общаться друг с другом, через цикл занятий «Познай себя». Они прислушиваются к себе, узнают много нового и интересного о животных, растениях, и мире, который их окружает, через цикл занятий «Хочу всё знать». Учатся перевоплощаться и очень любят это делать. Мы используем элементы игр-драматизаций, театральных игр. Дети учатся логически мыслить, запоминать, свободно фантазировать, с помощью интеллектуально-развивающих игр.
Основные направления работы.
- Познавательный цикл «Хочу всё знать»
- Интеллектуально-развивающие игры.
- Развитие речи и коммуникативных качеств.
Основные задачи
студии интеллектуального развития.
- Развитие коммуникативных качеств.
- Развитие воображения как основы творческой деятельности.
- Развитие познавательной активности ребёнка.
- Развитие образной, ассоциативной памяти, внимания.
- Развитие речи.
- Формирование нестандартного мышления.
- Развитие координации и мелкой моторики.
Ряд задач мы ставим и перед взрослыми-педагогами и родителями:
- Умение играть и верить в игру.
- Умение импровизировать.
- Умение принять ребёнка таким, каков он есть.
- Умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребёнка.
- Терпение.
- Умение подчёркивать, неповторимость, индивидуальность каждого ребёнка.
- Умение не сравнивать одного ребёнка с другим.
- Артистизм /желательно/.
- Творчество.
Особенности работы в Студии интеллектуального развития
Занятия в группе интеллектуального развития — комплексные, материал (и познавательный и развивающий) объединяется общим сюжетом и вместе с тем решает различные задачи. Например: беседуя с детьми о животных /диких/, рассмат риваем иллюстрации, видеоматериал, разучи ваем пальчиковую игру «Звери на опушке», логическое мышление развиваем в игре «Продолжи ряд животных», «Кто лишний?», предлагаем детям лабиринт «Дойди по кочкам, да по звериным тропкам, да по лисьим следам до берлоги медведя». В этот день из конструктора «Танграм» выкладываем лису или зайца, по желанию детей. Кому «Танграм» не по душе, тот работает с «Никитинскими кубиками» или с цветными палочками «Кьюизенера», выкладывая животных по схеме или включив свое воображение. Активно используем методы фантазирования, сочиняем сказки и загадки. На пример: при изучении геометрических фигур дети старших групп сочинили прекрасные сказки на тему: «Жила была трапеция». У ко го-то она стала лодочкой, у кого-то юбкой, у кого-то шляпой, горш ком для цветка, а у кого-то просто была влюблена в пря моугольник: он стал многоэтажным домом, а она крышей.
В развивающих играх удается объединить один из основных принципов ос воения материала: от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности: самостоятельно, по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил нам разрешить сразу несколько про блем, связанных с развитием творческих способностей.
1.Развивающие игры могут дать «пищу» для развития творче ских способностей с самого раннего возраста.
- развивающие игры – ступеньки, которые создают условия для развития способностей.
- Развивающие игры – это возможность взрослого дать ребёнку самостоятельно размышлять и принимать решения.
Развивающие игры в педагогической работе создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом, в студии интеллектуального развития, используются разные игры, а разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внима ние, память, особенно зрительную, умение находить зависимость и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, творческим складом мышления.
Ребёнку предлагается набор задач, которые он решает самостоятельно, с помощью кубиков, конструкторов, в виде чертежа; задачи стараемся давать в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, алгоритма действий, чертежа, устной инструкции. Таким образом, знакомим детей с разными способами передачи информации.
Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет
ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. раз вивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все
объясняется и где в ребенке формируется только исполнительские
черты.
Строя модель, осуществляя решения практически, ребенок учится
все брать сам из реальной действительности. Большинство разви вающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позво ляет детям составлять новые варианты заданий и даже придумывать
новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью
более высокого порядка. Например: дети подготовительной группы
придумали новые конструкторские модели к играм: «Тангран», «Палочки Кьюизенера».
Одна из основных особенностей работы нашей студии — это доб рожелательная творческая атмосфера, каждый ребенок может высказать свои мысли в слух, не боясь того, что его осмеют или подвергнут критике. Совместно с детьми разработали правила общения на занятии.
Группа интеллектуального развития на базе МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 2» г.Славянска-на-Кубани работает на протяжении 10 лет. За это время обобщён опыт работы по теме: «развитие творческого мышления и интеллектуальных способностей у детей» и представлен на Краевом форуме педагогов дошкольного образования Краснодарского края в 2007 году.
Внедряем опыт работы на уровне города и района. На базе МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 2» г.Славянска-на-Кубани, в ноябре 2008 года, был проведён «Мастер-класс» (в рамках курсовой переподготовки воспитателей под руководством кафедры развития ребенка младшего возраста ККИДППО. В ближайших планах разработка программного обеспечения к интеллектуально-развивающим играм.
Список литературы
- Воскобович В.В., Харько Т.Г., «Сказочные лабиринты игры», Санкт-Петербург, 2003 год.
- Береславский Л.Я. «Интеллектуальная мастерская», Москва 2000 год.
- Панова Е.Н., «Дидактические игры – занятия в ДОУ», Воронеж 2007 год.
- Гоголева В.Г., «Конструктивное и логическое мышление у детей 4-7 лет», Издательство «ДЕТСТВО –ПРЕСС» 2004 год. Санкт-Петербург.
«ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются впервые годы жизни ребёнка. В дошкольном возрасте происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Это обусловлено тем, что у детей раннего и дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов, формирование отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и движениями рук. Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы можно тренировать и совершенствовать через организованную по особым правилам и внешнюю деятельность. Развивающее обучение способствует не только психическому развитию, но и ускоренному созреванию мозга, совершенствованию его функций. Если удаётся найти ключ к управлению развитием мышления ребёнка – дошкольника, то открываются возможности для совершенствования всех познавательных процессов.
Скачать презентацию к проекту Интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе принципа высокого уровня трудности Большую роль в будущей жизни дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта уверены в своих способностях. Имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они инициативны, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя, тем не менее, личную независимость. В настоящее время подготовка дошкольника к обучению в школе уже не мыслится без работы над развитием интеллектуально-творческих способностей. В образовательных учреждениях учат читать и писать, воспроизводить пройденный материал, но мало внимания уделяют интеллектуальному творческому развитию ребёнка. Простая мысль о том, что ребёнка можно и нужно учить эффективно мыслить, стала открытием нашего времени. Ребёнка надо учить видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь отталкиваться от отдельного признака, строить образ, свободно фантазировать, направлять свои творческие возможности на решение разных задач. Обучение и воспитание должно быть направленно не только на формирование знаний, сколько на развитие дошкольника. Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, это сложный процесс формирования познавательных, психических процессов. Интеллектуальное развитие имеет особое значение и для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций, творить самостоятельно. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольника виде деятельности – игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие дидактические игры делают учение интересным занятием для ребёнка. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Положительное эмоционально-окрашенное общение со взрослыми в игре, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребёнка в дошкольном учреждении радостным. Как правило, игры не оставляют взрослых равнодушными зрителями и дают им пульс к творческим проявлениям. Многие воспитатели используют развивающие игры в своей работе. Но, как правило, это делается от случая к случаю, без системы недостаточно понимается вся важность этой работы. В детях развивается не только одна сторона – исполнительские способности, а более сложная сторона – творческие способности – «отдаются воле случая», и у большинства остаются на плачевном уровне. Восполнить этот пробел мы решили, открыв в 1998-1999 учебном году студию интеллектуального развития ребёнка на базе МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 2» г.Славянска-на-Кубани. Пришли мы к этому решению не просто так, была проведена серьёзная предварительная работа, изучены статьи современных педагогов и психологов. На тему «Мышления память и игра» проведён «Круглый стол», где высказывалось много интересного и полезного педагогами, медиками и родителями. Была приведена статистика: 30-40% первоклассников не справляются с программой начальной школы. И не потому, что они пришли в школу с недостаточным багажом знаний, а потому, что они недостаточно развиты интеллектуально, т.е не владеют тем инструментом, при помощи которого приобретаются знания. Прежде чем заниматься инновационной работой и создавать что-то своё, обобщили опыт других педагогов. Итак, что же такое студия интеллектуального развития? Это такая группа в детском саду, куда на время приходят дети 5-6 лет и играют, только играют не так, как в обыкновенной группе, а вместе с взрослыми – увлекательно и интересно. Дети не занимаются, они учатся общаться друг с другом, через цикл занятий «Познай себя». Они прислушиваются к себе, узнают много нового и интересного о животных, растениях, и мире, который их окружает, через цикл занятий «Хочу всё знать». Учатся перевоплощаться и очень любят это делать. Мы используем элементы игр-драматизаций, театральных игр. Дети учатся логически мыслить, запоминать, свободно фантазировать, с помощью интеллектуально-развивающих игр. Основные направления работы.
Основные задачи студии интеллектуального развития.
Ряд задач мы ставим и перед взрослыми-педагогами и родителями:
Особенности работы в Студии интеллектуального развития Занятия в группе интеллектуального развития — комплексные, материал (и познавательный и развивающий) объединяется общим сюжетом и вместе с тем решает различные задачи. Например: беседуя с детьми о животных /диких/, рассматриваем иллюстрации, видеоматериал, разучиваем пальчиковую игру «Звери на опушке», логическое мышление развиваем в игре «Продолжи ряд животных», «Кто лишний?», предлагаем детям лабиринт «Дойди по кочкам, да по звериным тропкам, да по лисьим следам до берлоги медведя». В этот день из конструктора «Танграм» выкладываем лису или зайца, по желанию детей. Кому «Танграм» не по душе, тот работает с «Никитинскими кубиками» или с цветными палочками «Кьюизенера», выкладывая животных по схеме или включив свое воображение. Активно используем методы фантазирования, сочиняем сказки и загадки. Например: при изучении геометрических фигур дети старших групп сочинили прекрасные сказки на тему: «Жила была трапеция». У кого-то она стала лодочкой, у кого-то юбкой, у кого-то шляпой, горшком для цветка, а у кого-то просто была влюблена в пря-моугольник: он стал многоэтажным домом, а она крышей. В развивающих играх удается объединить один из основных принципов освоения материала: от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности: самостоятельно, по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил нам разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.
Развивающие игры в педагогической работе создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом, в студии интеллектуального развития, используются разные игры, а разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимость и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, творческим складом мышления. Ребёнку предлагается набор задач, которые он решает самостоятельно, с помощью кубиков, конструкторов, в виде чертежа; задачи стараемся давать в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, алгоритма действий, чертежа, устной инструкции. Таким образом, знакомим детей с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где в ребенке формируется только исполнительские черты. Строя модель, осуществляя решения практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. Например: дети подготовительной группы придумали новые конструкторские модели к играм: «Тангран», «Палочки Кьюизенера». Одна из основных особенностей работы нашей студии — это доб-рожелательная творческая атмосфера, каждый ребенок может высказать свои мысли в слух, не боясь того, что его осмеют или подвергнут критике. Совместно с детьми разработали правила общения на занятии. Группа интеллектуального развития на базе МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 2» г.Славянска-на-Кубани работает на протяжении 10 лет. За это время обобщён опыт работы по теме: «развитие творческого мышления и интеллектуальных способностей у детей» и представлен на Краевом форуме педагогов дошкольного образования Краснодарского края в 2007 году. Внедряем опыт работы на уровне города и района. На базе МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 2» г.Славянска-на-Кубани, в ноябре 2008 года, был проведён «Мастер-класс» (в рамках курсовой переподготовки воспитателей под руководством кафедры развития ребенка младшего возраста ККИДППО. В ближайших планах разработка программного обеспечения к интеллектуально-развивающим играм. Список литературы
|
Статья » Основные положения развивающего обучения»
1. Что необходимо понимать под развивающим образованием и развивающим обучением
Развивающее образование
1. Предмет развития – психическое развитие ребенка в целом
2.Ребенок субъект развития всех сфер психики (интеллектуального, нравственного, эмоционального и т.д.), субъект своего собственного развития
3.Знания являются средством развития способностей личности
4.Постоянное проектирование, моделирование и экспертиза развивающей образовательной среды (условий) направленной на обеспечение саморазвития каждого участника образовательного процесса 5.Субъектно-субъектные отношения
6.Формирование у всех участников образовательного процесса способности к мышлению 6.Психолого-педагогические новообразования являются основой развития ребенка при построении образовательного процесса
7.Педагог ценится не только за имеющиеся у него знания, а за умение организовать процесс саморазвития ребенка
8.Методы, цели, средства, содержание, образовательная среда, направлены на развитие личности ребенка его творческого потенциала
Развивающее обучение
1.Предмет развития – одна из сфер психики ребенка
2.Ребенок субъект одной из сфер развития психики (например интеллектуальной)
3.Ребенок должен усвоить и достичь определенного уровня знаний, умений, навыков.
4.Субъектно-субъектные отношения
5.Закономерности развития ребенка основа построения образовательного процесса
Развивающее обучение направлено на развитие одной из психических функций, а развивающее образование на одновременное развитие всех психических функций человека, в основе развивающего обучения и образования лежат деятельностный подход и психолого-педагогические закономерности развития человека.
2.Концеция, идея, основные положения теории развивающего обучения
Основоположник теории развивающего обучения Выготский Л.С. (1896-1934г.), его последователи Леонтьев А.Н.Занков Л.В.Эльконин Д.Б. В.В.Давыдов. В основе развивающего обучения лежит культурно-историческая концепция ( психические функции человека возникают и развиваются в процессе обучения). Идея развивающего обучения состоит в том, что обучение должно быть опережающим развитием ребенка, основой развивающего обучения является ребенок, знания выступают как средства развития ребенка. Развивающее обучение то, которое идет впереди развития. Последователи основоположника теории развивающего обучения в своих исследованиях доказали следующие положения теории развивающего обучения
1.Ребенок субъект всех видов человеческой деятельности
2.Психические процессы развиваются в ходе деятельности человека
3.Определили понятие ведущего типа деятельности (основа детской периодизации развития человека), развивающего обучения (система всестороннего и интенсивного развития ребенка, развитие интеллектуальных способностей ребенка, прямая направленность на умственное и личностное развитие учащихся)
3.Принципы развивающего обучения
— принцип субъектности образования;
— принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
— принцип учета сензитивных периодов развития;
— принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
— принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления) детского развития;
— принцип проектирования, конструирования и создания ситуации образовательной деятельности; — принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
— принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
— принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
— принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; — принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности. 4.Определение смысла педагогических понятий связанных с раскрытием содержания понятий развивающее обучение, развивающее образование.
Образование – целенаправленный процесс воспитания и образования личности в интересах общества, человека, государства, результатом которого являются усвоение человеком систематизированных з.у.н, основной путь получения образования – обучение ( В.М.Полонский) Обучение – коллективно-социальная деятельность по организации целенаправленного усвоения молодым поколением накопленного опыта обществом (В.М.Полонский)
Процесс обучения— есть всегда обучение деятельности, предметно-практическим, умственным действиям. (А.А.Леонтьев)
Развитие – процесс формирования организма, его качественные составляющие, которые присуще только индивиду от рождения и могут развиваться под воздействием обучения и воспитания (В. М.Полонский)
Развивающее обучение – обучение обеспечивающее условия для зоны ближайшего развития ребенка на основе усвоения им теоретических знаний, выполнения содержательного анализа изучаемого материала, планирования и рефлексии, в отличие от традиционного образования — способствует развитию у ребенка новообразований (В.М.Полонский)
Закономерность роста и развития – постоянно действующий процесс характеризующий рост и развитие человека: акселерация, ретардация, индивидуальность, необратимость, постепенность, цикличность, эндогенность (влияние внешней среды) (В.М.Полонский)
Ведущий вид деятельности – деятельность в результате которой происходит формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени его развития (Б.Г.Мещерякова) [6]
Зона ближайшего развития – психологическая характеристика, отражающая взаимосвязь актуального и потенциального развития, которое ребенок сможет достичь в соответствующем возрасте в результате обучения, совместной деятельности со взрослым, общении со сверстниками. Впервые введено Л.С. Выготским. (В.М.Полонский) [ 5]
5.Основные новообразования в дошкольном возрасте (по Д.Б. Эдьконину),
закономерности развития психических функций детей дошкольного возраста Новообразования: детское мировосприятие, этические инстанции, соподчинение мотивов, произвольность поведения, личное дознание.
Закономерности развития психических функций:
Дети от 1 года до 3-х лет: быстрый темп физического и психического развития, формирование речи, действий с предметами, образа «Я», приобретение первоначального социального опыта, потребность в общении (ситуативно личностное и ситуативно-деловое) с взрослыми. Ведущий вид деятельности: предметно-манипулятивный. Зарождение сюжетно-ролевых игр рядом со сверстеиками и взрослым, формирование сенсорной культуры.Кризис 3-х лет – «Я сам».
Дети от 3-х до 7 лет: развитие всех психических процессов и функций (памяти, мышления, восприятия, внимания) и формирование их произвольности, соподчинения мотивов. Ведущий вид деятельности: игра. Кризис 7-ми лет: учебная деятельность.
6.Идея деятельностного подхода в дошкольном образовании
«Основная идея деятельностного подхода (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) в дошкольном образовании связана не с самой деятельностью как таковой, «а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов образовательной работы рождается не объект, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.
Становление деятельностного подхода в дошкольной педагогике тесно связано с появлением и развитием идей этого же подхода в детской психологии. Психологическое изучение деятельности в качестве предмета было начато Л.С. Выготским. Основы деятельностного подхода в психологии заложил А.Н. Леонтьев. Он исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Первая слагается из специфических для человека действий с реальными предметами, осуществляемых путем движения рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством умственных действий, где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные модели, образы предметов, представления о предметах. А.Н. Леонтьев рассматривал человеческую деятельность как процесс, в результате которого в качестве необходимого момента возникает психическое «вообще». Он считал, что внутренняя деятельность, являясь вторичной по отношению к внешней, формируется в процессе интериоризации — перехода внешней деятельности во внутреннюю. Обратный переход — от внутренней деятельности ко внешней — обозначается термином «экстериоризация». По самому определению понятия ведущей деятельности именно она отвечает за психическое развитие ребенка. Поэтому в периодизации психического развития Д.Б. Эльконина каждый возрастной этап однозначно характеризуется свойственной ему ведущей деятельностью. Переход от одной ведущей деятельности к другой — это и есть переход с одной ступени возрастного развития на другую. В то же время следует заметить, что деятельностный подход к проблемам психического развития оставляет нерешенными вопросы механизмов этого перехода.
Сущность деятельностного подхода в дошкольном образовании. В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка. Сущность совместной деятельности ребенка и взрослого. Суть образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками.
Совместный поиск ценностей, норм жизни в процессе деятельности и составляет содержание образовательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода. Деятельностный подход в дошкольном образовании реализуется в русле ключевой идеи современной педагогики о необходимости преобразования ребенка из преимущественно объекта образовательного процесса в его субъект. Основные понятия деятельностного подхода. Рассмотрение категориального аппарата осуществимо посредством содержательного наполнения категорий и основных понятий. В этих целях можно рассмотреть условную классификацию этих категорий, исходя из различных аспектов деятельностного подхода. В качестве первого аспекта назовем деятельностный характер подхода.
Многообразие типов деятельности отражают такие понятия, как «предметная деятельность», «игровая деятельность», «учебная деятельность», «общение», «самостоятельная деятельность», «совместная деятельность», «духовная деятельность». Деятельность воспитателя, организующего и управляющего деятельностью детей, предстает как деятельность по организации других видов деятельности. В качестве второго аспекта для содержательного наполнения категорий и основных понятий деятельностного подхода выделим его личностную ориентированность. Этот блок включает следующие категории и основные понятия: «личность», «личностный смысл», «внутренний потенциал», «самоактуализация», «самоопределение», «смысл жизни», «субъект», «субъектность», «субъектные свойства личности» и др. Субъектные свойства личности проявляются в способности человека к общению, взаимодействию, к установлению личных контактов, к взаимопониманию, умению вступить в диалог и его поддерживать и т.д. В возможности взаимообмена заключается глубинный смысл педагогического взаимодействия. Отмеченные свойства личности представлены понятиями, отражающими направленность субъекта на реализацию своей «самости», — «самооценка», «самоограничение» и т.д.
Третий блок основных понятий выделим, приняв за основу методический и методологический компоненты подхода, т.е. то, что в определении подхода обозначено как организация и управление. Понятия «организация» и «управление» трактуются примерно так же, как это принято в большинстве успешно реализуемых концепций образования, а именно, как организация образовательного процесса и управление развитием личности посредством создания для этого благоприятных условий, к которым относятся образовательная среда, мотивация педагога и ребенка, личность воспитателя. К указанному блоку относятся категории и понятия: «образовательное пространство», «метод», «организация образовательного процесса», «пространство деятельности», «ситуация деятельности», «содержание образования», «социокультурное образовательное пространство», «средства образования», «субъектное пространство», «управление развитием личности», и др.
Особенность приведенного перечня заключается в его насыщенности идеями ситуативности образования. Базовой категорией в этом отношении выступает «ситуация деятельности», которая является модификацией понятия «педагогическая ситуация». Реализация деятельностного подхода в практике дошкольного образования. Общая ориентация при использовании данного подхода обусловлена теоретическими представлениями, согласно которым наибольшим образовательным эффектом обладает ведущий тип деятельности. Исследования показывают (Н. И. Гуткина), что современные дошкольники не умеют играть, т.е. у них слабо развита ведущая деятельность дошкольного возраста. Это приводит к тому, что не появляются к концу дошкольного возраста те психологические новообразования, которые появляются в случае хорошо развитой игровой деятельности».
Актуальность рассмотрения проблемы использования в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений деятельностного подхода, теории развивающего обучения вызвана не только педагогическими преимуществами, но и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание и структуру образовательной программы каждого ДОУ. Содержание Программы должно включать совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно — речевому и художественно-эстетическому. В соответствии с принципами развивающего образования, целью которого является развитие ребенка»[4].
Литература:
1.Селевко К.Г. Педагогические технологии
2.Селевко К.Г. Технологии развивающего обучения
3.В.И.Панов Психодидактика образовательных систем
[4].Е.И.Радюхина «Методические рекомендации к реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
5.В.М.Полонский Словарь по образованию и педагогике
6.Б.Г.Мещерякова Большой психологический словарь