Во что играть с малышом 6-12 месяцев? Развивающие игры – для здоровья и хорошего настроения!
Первые полгода пролетели мгновенно – и вот уже ваша кроха заметно подросла. Теперь малышу нужны новые игры, которые помогли бы ему развить свой интеллект и эмоции. Предлагаем вам взять на вооружение несколько полезных игровых сценариев из книги Пенни Уорнер «160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет», которые идеально подойдут для развлечения (и обучения!) младенца в течение второго полугода его жизни.
Бестселлер Пенни Уорнер
Многие родители утверждают, что второе полугодие в жизни ребенка – время гораздо более интересное, насыщенное и познавательное. Ведь круг его возможностей заметно расширяется к этому времени – он уже может переворачиваться, садиться, ползать, вот-вот встанет на ножки и сделает свои первые шажки… Малыш активно познает мир, искренне радуется всему новому, пытается общаться и взаимодействовать с окружающими. Грех не воспользоваться всеми этими навыками, чтобы не развить в малыше новые способности! И нет для этого способа лучше и увлекательнее – чем игра…
Далее – отрывки из книги Пенни Уорнер «160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет», вышедшей в издательстве «Альпина нон-фикшн».
Барабанщик
Даже у маленького ребенка есть чувство ритма! Ему нравится стучать и производить шум, и эти навыки можно использовать для того, чтобы сделать из него ударника-любителя. Вот несколько способов развлечься с импровизированными барабанами.
Что понадобится:
- Высокий стульчик со столиком
- Деревянная ложка, кисточка для бритья и любые другие «барабанные палочки»
- Фольга, металлическая кастрюля, пластиковая миска, форма для выпечки, газета и прочие предметы, по которым можно стучать.
Осваиваемые навыки:
- Причина и следствие
- Слуховые навыки
- Ритм и координация движений
Что нужно делать:
- Посадите ребенка в высокий стульчик со столиком.
- Предложите ему деревянную ложку и покажите, как стучать ею по столику.
- Затем предлагайте ему то кисточку, то еще какие нибудь «палочки» по очереди.
- После этого давайте ему другие предметы, по которым можно стучать: лист фольги, кастрюлю, пластиковую миску, форму для выпечки, газету и т. д.
- Вставьте себе в уши беруши, чтобы у вас не разболелась голова (шучу!).
Варианты игры. Усадите ребенка на пол, выложите перед ним все «инструменты» разом и дайте ему возможность самостоятельно их исследовать. Сделайте ему бубен, затянув круглую коробку пергаментной бумагой, и научите стучать по нему маленькой деревянной ложечкой.
Безопасность. Следите, чтобы ребенок не ударил себя или других своими барабанными палочками.
Возьми горошину
Разве не удивительно смотреть, как эти маленькие пальчики подбирают с ковра какие то мельчайшие частицы, хотя совсем недавно они были практически ни на что не способными придатками?! Дайте же этим неутомимым пальчикам возможность поработать, предложив поиграть в горошинки.
Что понадобится:
- Высокий стульчик со столиком
- Полстакана замороженного гороха.
Осваиваемые навыки:
- Координация глаз / рука
- Мелкая моторика
- Знакомство с новыми вкусами
- Самостоятельное питание
Что нужно делать:
- Посадите ребенка в стульчик с присоединенным столиком.
- Высыпьте на столик полстакана мороженого гороха.
- Пусть малыш развлекается с горошинами, подбирая их и кладя в рот.
- Если он сам не знает, с чего начать, несколько раз продемонстрируйте ему, что делать.
Варианты игры. Можете заменить горох замороженными кусочками фруктов, но следите за тем, чтобы они не были достаточно маленькими и ребенок не мог ими подавиться.
Безопасность. Следите за малышом во время игры. Он может подавиться, если засунет в рот сразу слишком много горошин.
Туннель
Когда малыш начнет перемещаться по комнате, можно сделать его путешествие более интересным, построив «туннель». Он откроет для себя новый способ передвижения, а в конце «туннеля» его ждет сюрприз! Все, что вам потребуется, — это большая коробка.
Что понадобится:
- Картонная коробка размером чуть больше ребенка
- Небольшое детское одеяльце
Осваиваемые навыки:
- Когнитивные / мыслительные навыки
- Пространственное ориентирование
- Постоянство объектов
- Решение задач
Что нужно делать:
- Найдите коробку размером чуть больше, чем сам ребенок, чтобы он легко мог проползти в нее.
- Обрежьте ее с двух сторон, чтобы сделать туннель.
- Поместите малыша на пол у одного конца туннеля.
- Сами расположитесь на другом конце и позовите ребенка.
- Постарайтесь убедить его забраться в коробку.
- Если ему будет нужна помощь, протяните ему руку и подтащите к себе.
- Повторите несколько раз.
- Завесьте ваш конец туннеля одеялом так, чтобы ребенок не видел вас, потом протяните к ребенку руку и потяните малыша к себе, чтобы он пролез на вашу сторону.
Варианты игры. Усадите ребенка на пол и накройте его коробкой. Загляните туда сверху, затем уберите коробку и скажите: «Ку-ку!»
Безопасность. Коробка должна быть достаточно большой. Не оставляйте ребенка одного в коробке, чтобы он не испугался.
Птичка
Ваш малыш становится Супермалышом, взлетая в воздух с помощью самых сильных в мире коленей — ваших. Всем детям нравится летать, как птицы!
Что понадобится:
- Ваши чистые ноги
- Носки
Осваиваемые навыки:
- Равновесие
- Ориентация в пространстве
- Крупная моторика
- Социальное взаимодействие и доверие
Что нужно делать:
- Наденьте на ноги мягкие носки, чтобы малышу было удобно и приятно.
- Лягте на спину рядом с ребенком.
- Поднимите ребенка и положите себе на ступни так, чтобы его голова была обращена к вам, а ножки были вытянуты, при этом держите его за ручки.
- Расположив ребенка удобно и надежно, начните двигать ногами взад и вперед, катая малыша по воздуху.
- Включите воображение, чтобы малыш испытал разные варианты «полета».
Варианты игры. Можно класть ребенка на голени, а не на ступни. Можно повернуть его головой в другую сторону для изменения обзора.
Безопасность. Крепко держите малыша и убедитесь, что он находится в равновесии. Двигайтесь медленно, без рывков, чтобы он чувствовал себя в безопасности во время «полета».
Миска в миске
На этом этапе ребенок пытается понять, как устроен мир. «Миска в миске» — это игра, в которую вы можете играть вдвоем на кухне. Пока вы готовите малышу покушать, он может совершенствовать свои новые умения!
Что понадобится:
- Три или больше пластмассовых мисок разного размера, вкладывающихся одна в другую
- Один квадратный или прямоугольный пластмассовый лоток
Осваиваемые навыки:
- Причина и следствие
- Когнитивное развитие
- Общая и мелкая моторика
- Упорядочение предметов
Что нужно делать:
- Поставьте несколько пластмассовых мисок, вложенных одна в другую, на пол в кухне.
- Прямоугольный лоток отложите в сторону, чтобы ребенок пока его не видел.
- Посадите ребенка на пол рядом с мисками.
- Покажите ребенку, как вынимать миски одну из другой и складывать обратно по размеру.
- Дайте ребенку время исследовать миски, понять, как они складываются, и насладиться игрой.
- Когда малыш разберется, как складываются миски, разберите их по одной и добавьте к набору прямоугольный лоток.
- Посмотрите, что будет делать ребенок с неподходящим предметом.
Варианты игры. Можно приобрести в магазине игрушек набор вкладывающихся друг в друга кубиков или мисочек. Чтобы было еще интереснее, предложите ребенку набор матрешек, чтобы, раскрывая одну матрешку, он находил в ней другую. Подобный набор предметов можно сделать и самим, подобрав подходящие коробочки разного размера.
Безопасность. Обязательно используйте для этой игры пластмассовые, а не стеклянные или металлические предметы, чтобы ребенок не поранился. Если это будут деревянные матрешки, следите за тем, чтобы малыш не сломал их, не занозился и не тащил их в рот.
Дуй, ветерок!
Пора готовиться к первому дню рождения! Игра «Дуй, ветерок» научит малыша полезному навыку, необходимому, чтобы задуть его первую именинную свечку.
Что понадобится:
- Мелкие предметы, которые легко сдуть: например, комок ваты, перо, лоскуток ткани, кукурузные хлопья, воздушные конфеты, перышки, пушинки и т. д.
- Пластмассовая соломинка
- Высокий стульчик со столиком
Осваиваемые навыки:
- Причина и следствие
- Исследование веса и свойств предметов
- Контроль рта и дыхания
Что нужно делать:
- Усадите ребенка в стульчик с прикрепленным столиком.
- Положите перед ним на столик один легко сдуваемый предмет.
- Подуйте на предмет, чтобы показать ребенку, как он может двигаться.
- Предложите ребенку повторить то же действие.
- Когда у ребенка получится сдуть первый предмет, замените его новым и попробуйте еще раз.
- Когда ребенок начнет успешно сдувать предмет, дайте ему соломинку, покажите, как ей пользоваться, и пусть он попробует сдуть предмет через соломинку.
Варианты игры. Поставьте соломинку в чашку с молоком и покажите малышу, как делать пузыри. Или устройте состязание по сдуванию: сядьте напротив ребенка и дуйте на предмет, двигая его к нему. Когда ребенок сдует предмет обратно в вашу сторону, опять подуйте на него. Повторяйте, пока предмет не слетит со стола.
Безопасность. Следите, чтобы ребенок не проглотил мелкие предметы.
Страна ощущений
Возьмите малыша в путешествие в Страну ощущений, дав ему исследовать чудеса материального мира. Ползая по этой новой территории, он расширят свои горизонты и стимулирует чувства.
Что понадобится:
- Различные материалы, например, тканевое полотенце, лист пластика, кусок искусственного меха, шерстяное пальто, шелковая ночная рубашка, фольга, лист пергамента, коробка от яиц, большой бумажный пакет, гофрированный картон и т. д.
- Просторная поверхность пола
Осваиваемые навыки:
- Когнитивные и классификационные навыки
- Исследование тактильных ощущений от прикасания, текстуры, температуры
- Крупная моторика
Что нужно делать:
- Освободите просторный участок пола и разложите материалы, по возможности полностью закрыв ими пол.
- Для большего интереса кладите разные на ощупь материалы рядом друг с другом.
- Посадите ребенка на край покрытой материалами поверхности, а сами останьтесь с противоположной стороны.
- Позовите малыша к себе.
- Наблюдайте за его эмоциями по пути.
Варианты игры. Вместо того чтобы пустить ребенка ползать по разным материалам, заворачивайте его в них. Дайте ему время почувствовать на себе каждый материал, прежде чем снять и заменить новым. Во время игры рассказывайте ребенку об этих материалах.
Безопасность. Не оставляйте малыша без присмотра. Он может попытаться засунуть что нибудь в рот и подавиться.
Строим и ломаем
Когда малыш научится строить башни, он с удовольствием будет их ломать! Повеселитесь вместе, воздвигая здания, подлежащие сносу!
Что понадобится:
- Большие кубики, купленные в магазине или сделанные из прямоугольных коробок от молока
- Цветная клейкая бумага (по желанию)
- Большая плоская поверхность
Осваиваемые навыки:
- Причина и следствие
- Когнитивные навыки
- Развитие тонкой моторики
- Решение задач
Что нужно делать:
- Купите несколько больших кубиков или сделайте сами: соберите большие картонные коробки от молока, хорошенько вымойте и высушите их, затем отрежьте концы.
- Стороны заверните внутрь, чтобы сделать квадраты, и прямоугольники и заклейте их.
- Если хотите, покройте стороны кубиков клеящейся цветной бумагой.
- Посадите ребенка на пол и разложите кубики вокруг.
- Покажите ему, как построить башню, ставя кубики один на другой.
- Предложите ему сделать то же самое самостоятельно.
- Когда башня будет достаточно высокой, дайте ребенку сломать ее.
- Стройте снова и снова, пока малышу не надоест.
Варианты игры. Вместо кубиков можно использовать предметы домашнего обихода. Можете строить башни из игрушек, книг, коробок, крекеров — любых предметов, которые можно поставить один на другой.
Безопасность. Если вы берете вместо кубиков что нибудь другое, следите за тем, чтобы эти предметы не были слишком тяжелыми и не могли нанести ребенку травму во время разрушения башни.
чем занять кроху в 5-6 месяцев
Пять-шесть месяцев – возраст, когда малыш уже совсем не похож на того беспомощного кроху, которым был в первые месяцы жизни. Как мама и папам, которые хотят вырастить из своего чада полноценную личность, развлечь и развить его? Я – Родитель подготовил семь игр для полугодовалого крохи.
Какие новые навыки появляются у ребенка в 5-6 месяцев?
Физическое развитие
К полугоду малыш может переворачиваться со спины на живот и обратно. Некоторые дети уже дети уже вовсю ползают, а некоторые только пытаются добраться до отдаленной игрушки. Появляются первые попытки сесть, малыш может приподняться, опираясь на одну руку, а второй играя предложенными игрушками.
Развитие мелкой моторики и координации
Ребенок начинает манипулировать предметами – брать игрушки, ощупывать их, перекладывать из одной руки в другую. Он уже отчетливо противопоставляет большой палец остальным пальцам кисти.
Развитие зрительного восприятия и внимания
Ребенок способен находить спрятанный предмет, узнает знакомые предметы, начинает отличать цвета и формы. Он изучает все, что находится вокруг него – игрушки, лица родителей, вещи, ощупывая и рассматривая все, до чего может дотянуться.
Развитие слуха и речи
Ребенок начинает слышать удаленные звуки, различать посторонние шумы, определяет источник звука. Малыш поворачивается на свое имя, ищет глазами знакомый предмет при вопросе взрослого, где тот находится, повторяет за родителями некоторые слоги и звуки.
Семь игр для малыша в 5-6 месяцев
Полугодовалый ребенок – уже полноправный партнер в игре, он живо реагирует на действия взрослого. Какие игры пойдут ему на пользу?
2 игры для физического развития
«Ползем за игрушкой»
Цель игры: стимулировать малыша ползать
Хорошо, если ваш малыш уже освоил ползание. Если это не так, малыша стоит стимулировать к ползанию. Для этого подойдут любые яркие игрушки. Как только ребенок повернется на животик, положите интересный предмет в некотором отдалении от него. Он обязательно попытается к нему подползти. Если кроха пока плохо ползает, помогите ему, дав опереться стопами на руку взрослого и позволив немного оттолкнуться от нее.
Для облегчения игры можно расположить малыша так, чтобы он мог отталкиваться ножками от стены или другой опоры.
«Маленький футболист»
Цель игры: развитие крупной моторики, мускулатуры мышц ребенка
Для игры понадобится не очень большой мячик. Взрослый кидает его так, чтобы ребенок мог отбить его ручками или ножками.
2 игры на развитие мелкой моторики
«Воздушный шарик»
Цель игры: развить умение противопоставлять большой пальчик всем остальным
Надуйте воздушный шарик не очень сильно, чтобы избежать случайных хлопков, и привяжите к нему небольшие ленточки. Покажите шарик ребенку, поиграйте им и привлеките внимание. Потом дайте ребенку ленточку в руку так, чтобы малыш схватил ее с одной стороны большим пальчиком, а с другой – всеми остальными. Учите малыша притягивать шарик к себе и толкать от себя, беря в ладони, а потом – обратно за ленточку.
«Перекладываем мячик»
Цель игры: научить малыша перекладывать игрушку из одной руки в другую
Положите ребенка на спину перед собой, а если он уже сидит – посадите к себе на колени. Дайте малышу игрушку, следя за тем, чтобы он распределил пальчики по поверхности всей ее поверхности. Потом учите его перекладывать мячик из одной ручки в другую, показывая ему пример.
При желании игру можно модифицировать: учите ребенка сначала отдавать вам мячик, а потом брать обратно.
Игра на развитие зрительного восприятия
«Где картинка?»
Цель игры: учить малыша находить исчезнувший из виду предмет (картинку)
Вам понадобится картонная коробка, на одну из граней которой наклеена яркая картинка. Покажите картинку малышу, описывая то, что на ней изображено. Выражайте свою радость, с интересом рассматривайте картинку вместе с малышом. Потом переверните коробку на другую грань. Выражайте эмоции, удивляйтесь, куда же исчезла картинка. Побуждайте ребенка искать изображение, переворачивая коробку. Когда малыш с вашей помощью найдет картинку, обязательно порадуйтесь: «Ах вот она где!».
Время от времени меняйте изображения на коробке.
2 игры на развитие речи
Пальчиковые игры
«Сорока-белобока»
Цель игры: повторение отдельных слогов
Полгода – самое время для активного знакомства с пальчиковыми играми. Именно они лучше всего способствуют органическому развитию мозга и появлению осознанных слогов. Простейшая «сорока-белобока» станет отличным вариантом зарядки для пальчиков крохи.
Возьмите ладошку ребенка и начните водить по ней указательным пальцем круговыми движениями, приговаривая известную потешку. Затем загибайте пальчики по одному, начиная с мизинца, массируя их.
Вы также можете придумать свою потешку или просто рассказывать малышу истории про каждый пальчик, когда начинаете его загибать или массировать.
«Ладушки»
Цель игры: повторение отдельных слогов
Полезна для малыша в полгода и такая игра как ладушки – очень скоро он начнет радостно хлопать в ладоши при первых словах стишка:
— Ладушки, вы – ладушки
Где были?
— У бабушки!…
Помните, что каждый малыш развивается индивидуально. Если ваш ребенок еще не освоил какие-то навыки, описанные в нашем материале, не переживайте. Поиграйте с ним в игры, рекомендованные для малышей четырех-пяти месяцев, а лучше используйте те, которые вызывают у крохи самые радостные эмоции.
Какая вы мама? Узнать
Екатерина Кушнир
Развивающие игры для детей 6 месяцев
Полгода – это огромный период жизни для новорожденного младенца. Если малыш, который только что появился на свет, практически все время спит, то кроха, которому уже исполнилось 6 месяцев, бодрствует довольно долго и становится необычайно активным.
В периоды бодрствования шестимесячного карапуза с ним необходимо играть в различные развивающие игры, которые позволят ему быстрее освоить новые умения и навыки и поближе познакомиться с окружающим его миром. В данной статье мы предлагаем вашему вниманию несколько развивающих игр для детей от 6 месяцев и старше.
Развивающие игры для малышей в возрасте 6 месяцев
Для детей 6-7 месяцев подойдут следующие развивающие игры:
- «Барабанщик». Посадите кроху на стульчик для кормления со столешницей и дайте ему в ручку большую деревянную ложку. Покажите, что произойдет, если постучать ею по столику. Будьте уверены, это веселое занятие обязательно развлечет вашего малыша и, к тому же, будет способствовать развитию понимания причинно-следственных связей, слуховых навыков, а также чувства ритма.
- «Горошинки». Полугодовалый младенец уже довольно умело обращается со своими ручками и с удовольствием наслаждается этим. В этом возрасте кроха уже способен подбирать пальчиками мелкие предметы, хотя совсем недавно это умение было для него недоступно. Для грудничков в 6 месяцев очень важны и полезны развивающие игры, оттачивающие этот навык, поскольку они способствуют развитию мелкой моторики. Если вы рассыплете перед своим чадом горошинки, бусинки, пуговички и другие аналогичные предметы, он с удовольствием начнет их подбирать. Будьте очень осторожны и не оставляйте малыша без присмотра, ведь он может потянуть маленькую вещицу в рот и подавиться.
- «Самолетик». Лягте на пол на спину, а ребенка положите животиком на ваши ступни так, чтобы его личико было обращено к вашему. При этом крепко держите младенца за ручки. Медленно и осторожно поднимайте и опускайте ноги, а также катайте их взад и вперед, чтобы малыш испытал ощущение «полета». Эта игра не только развеселит ваше чадо, но и укрепит его вестибулярный аппарат.
Кроме того, для крошек от 6 месяцев до года очень важны пальчиковые развивающие игры, такие, как «Сорока-Белобока» или «Мы делили апельсин». Обязательно уделяйте хотя бы немного времени этому полезному занятию.
Развивающие игры для младенцев от 6 до 12 месяцев
Второе полугодие – уникальный период в жизни ребенка, так как именно в это время значительно расширяется круг его возможностей. Малыш уже умеет садиться и переворачиваться, активно ползает и стремится исследовать все вокруг, поэтому нужно использовать каждую возможность для развития юного непоседы, прежде всего, с помощью игр.
Развивающие игры для грудничков позволят малышам в ходе увлекательной забавы получать новые умения и навыки без принуждения и с удовольствием, а родители смогут направлять детскую энергию в нужное русло, тем самым помогая раскрывать возможности и таланты маленького человека.
Процесс познания от 6 до 9 месяцев
В этом возрасте малыш становится неутомимым исследователем, которого интересует все вокруг. Умение садиться расширяет возможности и освобождает обе ручки для новых экспериментов. Ребенок в 6 месяцев понимает значение слова «нельзя», но любопытство и жажда познания все-таки берут верх.
Навыки и умения
В семь месяцев ребенок уже умеет находить взглядом предметы в комнате, называемые мамой, и повторяет за взрослыми простые слова (ма-ма, па-па, ау). Малыш постоянно ползает, уверенно сидит, а при поддержке хорошо опирается на ножки.
К восьмому месяцу жизни список достижений пополняется способностью самостоятельно садиться, переворачиваться и даже стоять на твердой поверхности (правда, не без поддержки мамы). Малыш любит общество, становится крепким и подвижным, умело берет ручками мелкие предметы и проявляет инициативу в игре.
Девятый месяц раскрывает в ребенке талант подражателя: малыш с удовольствием копирует голоса близких, кашель, чихание и даже за компанию может поплакать или посмеяться. Держит в памяти и повторяет простые слова (мама, папа, деда, баба), хорошо запоминает несложные игры. Умеет сидеть на протяжении 10-15 минут, поворачиваться в стороны всем корпусом, брать предметы и даже ползать, удерживая в руке любимую игрушку.
Игры и методы первого обучения
«Дотянись-ка!»
Ребенка следует уложить животом на пол и на расстоянии расположить игрушку, чтобы он не мог ее взять. Пытаясь добраться до нее, малыш постепенно научится ползать. Но если в течение нескольких минут не получается, можно ему помочь и положить игрушку рядом.
«Упражнения с погремушками»
Связать две погремушки на расстоянии десяти сантиметров и вложить одну из них в ручку ребенка. Понаблюдать, будет ли малыш пытаться схватить другую. Дать игрушки сначала в одну руку, а потом в другую.
Взять погремушку или звоночек и позвонить. Нужно, чтобы малыш увидел игрушку, а потом убрать ее из поля зрения и снова позвонить. Станет ли ребенок искать ее глазами?
Эти игры с малышом до года способствуют развитию моторики, зрения и слуха, а также оказывают содействие постепенному развитию памяти.
«Маленький исследователь»
Поскольку в 7 месяцев ребенок умеет хорошо сидеть (значит, обе ручки свободны), следует предлагать ему предметы, которые можно открыть, закрыть, толкнуть, бросить и так далее. Это могут быть погремушки, неваляшки, коробочки (стоит показать, что в них можно класть маленькие предметы и закрывать их).
Предлагая игрушку, нужно обязательно показать, как с ней играть. В возрасте 6-8 месяцев дети учатся по подражанию, поэтому маме стоит уделить время объяснению и демонстрации нового предмета и его функций.
«Найди игрушку»
Можно завернуть игрушку в бумагу, чтобы малыш попробовал ее отыскать. В этой игре ребенок получает представление о форме предметов и учится управлять движением рук.
Также можно взять три любимые игрушки, обвязать лентами и расположить так, чтобы малыш мог дотянуться только до краев лент. Следует показать, что добраться до игрушки можно, всего лишь потянув за ленточку.
Можно усложнить игру, накрыв игрушки полотенцем. Это позволит ребенку запомнить, что предмет может существовать, даже если его не видно.
«Ветерок»
Малыша нужно взять на руки и подуть ему в лицо, надувая щеки. Ребенок непременно сделает то же самое – ему это очень понравится. К тому же он будет не просто дуть, а учиться управлять своим дыханием и тренировать мышцы щек и языка.
От 9 до 12 месяцев
Десятый месяц жизни для одних детей становится временем уверенного ползания, а для других – периодом активной ходьбы. В возрасте девяти месяцев интерес к игрушкам пропадает, и малыши начинают познавать окружающий мир, исследуя квартиру.
Основные умения и навыки
На десятом месяце малыш несколько секунд может стоять без поддержки и наклоняться, придерживаясь одной рукой, а с помощью мамы уже пытается ходить.
Повышенный интерес ко всему новому заставляет кроху открывать разные дверцы, емкости, шкафчики и изучать содержимое. Он охотно выговаривает звуки и слоги, «играет» с ними, а также любит имитировать действия других (чистит зубы, причесывается и так далее).
Ближе к году ребенок умеет на животе сползать с дивана, старается самостоятельно стоять и даже шагать, если его поддерживать за руки. Отдает предпочтение содержательным играм и с помощью взрослого осуществляет сюжетные действия (кормит или расчесывает куклу, катает на машинке или укладывает спать мишку). Любит «читать», листая страницы книг и журналов, знает имена близких и постепенно выговаривает слова из двух слогов.
Развивающие игры
«С любимой куклой»
Нужно взять любимую куклу и предложить найти у нее те или иные части тела (голову, уши, ноги, живот). Можно предложить причесать куклу, умыть лицо и почистить ей зубы, помочь одеться. В процессе игры развивается слуховое восприятие, а также усваиваются практические повседневные навыки.
«Найди игрушку»
Следует взять три прозрачных стакана и поместить под один игрушку – малыш должен попробовать ее найти. Если все получилось, можно использовать непрозрачные чашки и спрятать игрушку так, чтобы ребенок видел, где она, а затем чашки поменять местами. Эта игра оказывает содействие формированию представления о независимом существовании предметов и развивает внимание.
«Открой-закрой»
В 9-10 месяцев внимание детей привлекают выключатели, задвижки и шпингалеты – их можно продублировать, прибив шпингалеты или задвижки к специальной доске. Можно собрать в корзину или положить в ящик мелкие детали – малыш с удовольствием будет их перебирать, а мама сможет контролировать процесс и подсказывать их названия, размер или цвет. В ходе игры развивается мелкая моторика, внимание и память.
«Почитаем журнал»
Вместе с ребенком можно рассматривать картинки с изображением того, что можно делать в доме (гладить, стирать, мыть посуду, подметать, есть) и рассказывать, что нарисовано. Спустя некоторое время нужно спросить малыша, что здесь изображено. Хоть малыш и не говорит, он «ответит» жестами или принесет предмет, связанный с тем или иным процессом. Далее нужно предложить повторить действие на картинке.
«Маленький Водяной»
Малышу в одиннадцать месяцев стоит предлагать переливать воду из чашки в чашку, поливать цветы и мыть игрушки. Можно поэкспериментировать, проливая воду в воронку или сквозь дуршлаг. Такая игра дарит массу позитивных эмоций и предоставляет неограниченные возможности для познания мира.
«Игры с песком»
Как играть с грудничком в песочнице, зависит от фантазии родителей и самого малыша. Можно что-то закапывать, насыпать песок в ведерко, загружать машинку или просто учиться рисовать. Игры с песком способствуют физической активности, учат терпению и усидчивости, а также развивают творческие способности малыша.
Независимо от вида деятельности, родители должны быть главными партнерами ребенка в игре. Только они смогут сделать этот процесс одновременно продуктивным и увлекательным, помогая усваивать полезные знания, умения и навыки и готовиться к самостоятельной жизни.
Развивающие игры для детей до 1 года по месяцам: занятия, упражнения, игрушки
Малыш в доме – безмерная радость для родителей, ночи без сна и груз ответственности за безопасность и развитие крохи. Насколько быстро и активно будет развиваться ребенок зависит, в первую очередь, от усилий родителей, уделяющих ему много внимания и заботы. Развивающие игры, веселые затеи в возрасте до года (с 1 до 12 месяцев) – это выражение любви к маленькому солнышку, поселившемуся в доме.
Развитие ребенка до года целиком и полностью находится на плечах родителей, которые должны посвящать малышу много времени, подбирать для него подходящие по возрасту и интересам занятияДо 3 месяцев
1 месяц
- Общение с ребенком. Постоянно разговаривайте с малышом в возрасте от 0 до 3 месяцев во время прогулок, переодевания, купания и когда занимаетесь домашними делами. Используйте разные вариации голоса. Успокаивайте малыша тихим голосом и привлекайте его внимание более громким.
- Лицо любимой мамы. Фокусируя взгляд на мамином лице, 1-месячный ребенок поворачивает головку или переводит взгляд в ту сторону, в которую перемещается мама.
- Мамин голос. Часто называйте малыша по имени, когда находитесь с ним в комнате. Перемещаясь по помещению, зовите его вновь, чтобы ребенок слухом следил за вашими передвижениями.
Пользу массажа для детей 1-месячного возраста трудно переоценить. Используйте его так же часто, как и развивающиеся игры – частые прикосновения в течение дня (во время одевания на улицу, купания в ванне) способствуют развитию уверенности и спокойствия у малыша.
2 месяца
- Колокольчик. Малыш все чаще любит лежать на животике и из такого положения поворачивать головку в сторону издаваемых звуков. Подвесьте колокольчик с какой-либо стороны кроватки и позвоните. В следующий раз, услышав звук колокольчика, ребенок снова повернет головку в сторону звука.
- Мягкие варежки. Тактильные ощущения также очень важны. Гладьте ручки и ножки малыша разными видами тканей (вязаным шарфиком, хлопковым лоскутком, меховым помпончиком).
- Фигурное плавание. Проводить занятие нужно в большой ванне. Уложите малыша на спинку, подложив под головку свою ладонь. Двигайте рукой по различным траекториям (кругами, восьмерками). Для 2-месячного ребенка это отличный способ научиться пространственному ориентированию. Водные процедуры – прекрасный способ снятия гипертонуса, а также чудесное времяпровождение.
3 месяца
- Занятия на фитболе. В 3-месячном возрасте ребенок уже уверенно держит головку, лежа на животе. Отличной тренировкой станут упражнения на надувном мяче. Для начала пробуйте легкие покачивания из стороны в сторону и вперед-назад. Развивается пространственная ориентация и улучшается вестибулярный аппарат.
- Достань игрушку. Положите карапуза на животик, а на некотором расстоянии перед ним разложите несколько ярких игрушек-погремушек. Потрясите их, привлекая внимание малыша. Видя желание ребенка достать одну из игрушек, сделайте опору ладонью детским ножкам. Чувствуя надежную поддержку, малыш будет стараться оттолкнуться и немного проползти. Начав такую игру в 3 месяца, карапуз раньше научится ползать.
- Звонкий браслет. Веселые колокольчики или бубенчики, зафиксированные на тканевом браслете, – тоже отличный способ научить ребенка ориентации в пространстве. Наденьте такие браслеты на ножки или ручки. Они будут звонить при движениях малыша – так он будет замечать зависимость звуков от его движений.
От 4 месяцев до полугода
4 месяца
- Смена игрушки. Желательно для игры подобрать предметы с разной фактурой. Дайте сначала одну игрушку малышу в ладошку. Старайтесь помочь противопоставлять большой палец остальным. Пощупав одну игрушку, смените ее на следующую. Такое занятие будет готовить пальчики к развитию мелкой моторики, а тактильное восприятие полезно для развития мозга.
- Зеркало. Игрушечные зеркала можно зафиксировать над кроваткой крохи на расстоянии примерно 25 см от лица. Малышу наверняка очень понравится разглядывать себя в зеркальце.
Первые перевороты. В 4 месяца малыш уже может освоить свои первые перевороты на животик и обратно. Стимулируйте такую двигательную активность яркими книжками с разнообразными интересными картинками.
5 месяцев
- Мячики. С колокольчиком внутри поможет развить слуховое восприятие, с мягкими шипами – для мелкой моторики, тряпичный поможет сформировать хватательный навык, а также будет отличной тренировкой для координации работы рук. Начиная с 6 месяцев, малыш уже сможет самостоятельно играть с мячиком, сидя у мамы на ручках или лежа на коврике.
- «Ку-ку». Любимая игра всех деток и не только в 5 месяцев. Мама закрывает ладонями лицо, затем открывает лицо и говорит «ку-ку». Можно прятаться за платочек.
- Прыжки. Ребенок любит стоять на ножках при поддержке взрослых. Сопровождая занятие веселыми стишками, помогайте ему приседать и подпрыгивать.
6 месяцев
Для полугодовалого крохи попробуйте следующие варианты забав:
- Ладушки. Старая добрая игра, любимая детками и взрослыми.
- Исследуем мир. Пришло время для активного исследования окружающего мира. По возможности исключите из поля зрения малыша опасные предметы, чтобы он без боязни трогал и изучал все, что попадается у него на пути.
- Коробочки, кнопочки. Дети в возрасте 6 месяцев очень любят открывать всевозможные коробочки, а также нелишними будут игрушки с кнопочками (подробнее в статье: во что играть с ребенком в 6 месяцев: лучшие игры).
От 7 до 9 месяцев
7 месяцев
- Мешочки с крупой. Сшейте небольшие мешочки и наполните их разными крупами. Такие тактильные средства помогут развитию мелкой моторики, а также их так интересно исследовать (щупать, жевать, кидать).
- Барабаны. Снабдите ребенка деревянной ложкой, а также дайте несколько кастрюлек, мисок и тарелок. Разный стук поможет улавливать звуковые различия, что полезно для формирования слуха и логики.
- Тканевые и шуршащие книжки. Такие необычные книжки или кубики полезны для развития мелкой моторики. Сначала вы показываете малышу книжку, потом он сможет просматривать ее самостоятельно.
8 месяцев
- Бутылки с крупой и водой. В одну пластиковую бутылку налейте воды, в другую насыпьте гороха или гречки. Можно начинать звуковые эксперименты, которые помогут развивать внимание и зрение.
- Пластиковая посуда, пищалки, кубики. Все это можно ронять на пол – так развивается мелкая моторика и потребность к познанию. С 9-месячного возраста можно немного усложнять задания: кидать предметы в корзинку или в ведерко.
- Третий лишний. Малыша снабдите двумя игрушками (по одной в каждой руке). Положите на пол перед ребенком еще одну игрушку. Малыш захочет взять ее и для этого ему придется сообразить, что одну руку нужно освободить.
- Музыкальные игрушки. Такие игрушки – отличное средство для развития слуха и мышления. Ребенок сопоставляет свои действия с результатом: после нажатия кнопки начинается музыка или выпрыгивает игрушка.
9 месяцев
- Игры в ванной. Ребенок уверенно сидит и может играть с игрушками в ванной. Предложите ему попускать кораблик или выкупать утят.
- Кубики и пирамиды. Играть начинайте с небольшими пирамидками, где колец не очень много. Такие занятия развивают моторику, помогают научить координировать работу рук. Кубики складывайте в башню, а ее падение озвучиваем «Бабах!».
- Коробка с отверстиями. Небольшие отверстия будут служить «пропуском» внутрь. Игрушки можно проталкивать пальчиками, а потом можно посмотреть куда все они спрятались.
- Копилки. Бутылочки, баночки с прорезями будут «впускать» в себя мелкие предметы через проталкивание (фасоль, пуговицы, шарики).
От 10 месяцев до года
10 месяцев
- Машинки. С 10-месячного возраста ребенку будет интересно катать машинку. Покажите, как она поедет, если ее толкнуть. Инерционные машинки – отличный вариант для такой игры. Базовые движения (катание вперед-назад) будут полезны и мальчикам, и девочкам.
- Музыкальные инструменты. Барабан или пианино тренируют слуховое восприятие и координацию движений. Помогайте малышу играть, напевая песенку или читая стих.
- Конструкторы. Примитивные варианты будут полезны для улучшения моторики, логики и мышления. Чуть позже можно будет использовать более сложные варианты конструкторов.
- Куклы. Главное, чтобы у куколок или игрушек были крупные черты лица, где легко можно найти глазки, носик, ушки. Используйте кукол, чтобы научить малыша частям тела. Видя, что малыш не справляется сам, помогите ему, двигая его пальчиком.
11 месяцев
- Каталки. Всевозможные игрушки на колесиках будут кстати на прогулках. Устойчивые варианты будут хорошим подспорьем в обучении ходьбе.
- Механические игрушки. Гусеницы, машинки и другие игрушки разовьют логику и моторику. Пусть малыш попробует сам завести игрушку.
- Приближаемся к спорту. Приобретите качалку-коня или машинку-толокар, на которой можно ездить, отталкиваясь ножками. Такие игрушки – отличный вариант для развития координации и освоения бега. Проводите занятия только под присмотром взрослых.
12 месяцев
- Игры с прищепками, кубиками и мячами, рисование и лепка – пусть малыш попробует все. Упражнения для детей до 1 года должны быть разнообразными и затрагивать максимальное количество рецепторов и мышц.
- Обувь. Настало время тренировки самостоятельного обувания. Изначально помогайте ему в этом деле и всегда подбадривайте, хвалите за успехи. Улучшается моторика, развивается усидчивость, терпение и самостоятельность.
- Фотоальбом. Малышу будет интересно находить знакомые лица на фотографиях, это поможет улучшить память. Будьте рядом, чтобы проследить за сохранностью ценной вещи.
Заключение
Развивающие игры, представленные в статье, не обязательно использовать строго по месяцам. Главное, чтобы ребенку было интересно заниматься. Почаще включайте ребенку музыку, а также не забывайте про массаж – это полезная нагрузка для всего организма.
Чтобы ваши занятия с детками до года были еще более разнообразными и интересными, посмотрите ряд видеоуроков, где подобраны отличные упражнения для грудничков. Чаще играйте с детьми, и вы научитесь получать от этого процесса большое удовольствие.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »Поделитесь с друьями!
Как развивать ребенка в 5 месяцев: игры, игрушки, развивающие занятия
Многих родителей интересует, какие игры полезны 5-ти месячному малышу, что за упражнения помогут поддержать и закрепить то, чему малыш уже научился, что поможет освоить новые знания и навыки, а заодно подготовить кроху к дальнейшим этапам развития?
Сейчас малыш растет не по дням, а по часам и маме просто необходимо организовать увлекательные занятия, которые смогут развлечь малыша и займут львиную долю времени его активного бодрствования.
Какие игрушки необходимы малышу на этом этапе?
- погремушки;
- висюльки и мобили;
- пирамидки;
- сенсорные коврики;
- вкладыши;
- игрушки с сюрпризами;
- образные игрушки.
Во всемирной паутине всегда можно посмотреть фото различных игрушек, предназначенных для раннего развития детей, заодно и почитать отзывы родителей, у которых уже есть опыт использования той или иной игрушки (подробнее в статье: рейтинг игрушек для детей до года по месяцам).
Мобили с множеством висящих элементов очень радуют кроху, вызывая бурю эмоций. Они же помогают познакомиться с понятием расстояния, фактуры, движения, звукаРебенок на 6-м месяце жизни с интересом будет играть куклой-неваляшкой – ему обязательно понравится опрокидывать такую игрушку. Воображение крохи занимает необычная реакция яркой куклы на его действия, он будет пытаться сообразить, почему она постоянно принимает вертикальное положение, сколько бы раз ее ни перевернули. Кроме того, большинство подобных игрушек издают приятное позванивание при покачивании и опрокидывании.
Попробуйте показать малышу крутящийся волчок. Динамично вращающаяся юла обязательно понравится крохе – пусть пока что у него не получится управлять ею самостоятельно, зато он понаблюдает, как это получается у мамы или папы. Подбрасывайте вверх надувной шар, и малыш с удивлением будет наблюдать за его неторопливым полетом. Для того чтобы развлекать мальчиков, стоит попробовать катать инерционные и обычные машинки с горки или без нее.
Как играть?
Всем 5–6-ти месячным малышам очень интересно находить новые предметы и изучать их возможности. Они с готовностью будут осваивать различные манипуляции с новыми игрушками. Разумеется, с помощью родителей потенциал малыша значительно расширяется.
Очень полезно не просто показывать крохе разные предметы, но и то, что предполагается с ними делать. Так, можно продемонстрировать, как катать по полу мячик, кольца пирамидки надевать на ось одно за другим, как можно крутить юлу и т.д.
Следует проводить с ребенком как можно больше времени, просто показывая, как играть с новыми игрушками. Разумеется, пока он слишком мал, чтобы подражать действиям родителей, но такие «презентации» не пройдут впустую – постепенно малыш освоит новые навыки и будет сам повторять все движения и действия с предметами за взрослыми. Для этого, собственно, и нужны эти своеобразные «показательные выступления» родителей с различными предметами и игрушками.
Единственное, чего не стоит делать – торопить малыша и расстраиваться по поводу того, что кроха не начинает повторять за взрослыми действия на второй или третий день. Ему только шестой месяц, а подобные навыки даже самые развитые малыши усваивают только к году.
Развитие координации движений
Основное задание родителей на этом этапе — вдохновить ребенка на перекладывание игрушек из одной ручонки в другую. Кроме того, 5 месяцев — самое время для того чтобы начать учиться отдавать и брать вещи по просьбе взрослого. Яркими примерами подобных занятий могут стать потешка «Веселый мячик» и «Убегающая игрушка».
Игра «Веселый мячик»
Для этой игры необходим не слишком большой яркий мячик. Малыш должен лежать на животике. Протяните крошке мячик со словами: «На! Возьми!». Когда он возьмет мячик в ручки, начинайте:
- «Вот такой веселый мяч!» — Легонько сдавите ручонку малыша с мячиком и потрясите ей.
- «Он готов пуститься вскачь!» — Чуть-чуть потяните игрушку, так чтобы малыш почувствовал мышечное усилие.
- «Так и просится играть!» — Подергайте мячик в руке малыша, склоняя отдать его.
- «Трудно будет удержать!» — С этими словами подведите мячик к другой ручонке малыша, подталкивая его перехватить его другой ручкой.
- «Мячик прыгал и скакал, вновь он в ручки к нам попал!». С улыбкой констатируйте, что мячик вновь вернулся к малышу. Продолжая игру, некоторое время перекладывайте игрушку то в одну, то в другую ручку ребенка.
Игра «Убегающая игрушка»
Чтобы стимулировать развитие координации движений ребенка 5-ти месяцев от роду, полезными будут игры, где взрослые передвигают предметы у него на глазах. Малыш при этом должен искать взглядом предмет и стараться его схватить. Следует показать крохе новую игрушку на близком расстоянии, после чего отодвинуть ее чуть подальше, но так, чтобы он мог до нее дотянуться. Путь малыш потянется за игрушкой и даже почти ее ухватит, затем надо отодвинуть предмет в другую сторону, но по-прежнему так, чтобы он мог до него дотянуться.
Передвигайте предмет несколько раз, стимулируя малыша к тому, чтобы все же достать убегающую игрушку. Здесь важно не переусердствовать. Трех-четырех раз будет вполне достаточно, после этого надо позволить малышу ухватить игрушку, иначе он может просто потерять интерес к игре. Последнее правило необходимо применять не только для этой игры, но и для занятий с ребенком вообще.
В одной из своих программ, посвященных раннему развитию детей, известный педиатр Е.О. Комаровский говорит о том, что основное требование к учебному и развивающему процессу – он должен нравиться и быть интересным ребенку. Малыш не может концентрировать на процессе так долго, как школьник или взрослый – надо об этом помнить.
Развитие осязания и мелкой моторики
Необходимо, чтобы малыш постоянно получал опыт от прикосновения к предметам с самой разнообразной поверхностью: например, пусть он потрогает кусочек льда и недавно сваренное, еще теплое яйцо. Дайте малышу возможность трогать предметы различной текстуры (грубые и мягкие, а также ткани с ворсом и без), пусть его ручки поплюхаются в теплой водичке, потрогают мягкие и твердые предметы.
Знакомство с текстурами – огромная радость и одновременно развивающий урок для малыша. Лучше всего, если это взаимодействие сопровждается объяснениями и разговорами мамыЭкскурсия по дому
Разминайте кисти малыша — проводите его ладошками по разным предметам интерьера, когда прохаживаетесь с ним по дому. Комментируйте ощущения, которые ребенок испытывает, дотрагиваясь до разных предметов, и одновременно комментируйте все, что делаете. Так, проводя ручонкой малыша по махровому полотенцу, говорите: «Давай потрогаем полотенечко! Оно мягкое и пушистое!». Позвольте ему прикоснуться к холодильнику: «Это холодильник, давай его потрогаем! Он гладкий, холодный!», «А это мягенький бабулин шарфик».
Домашняя песочница
Детским ручонкам очень полезно брать, щупать и пересыпать разные сыпучие материалы. Устройте для ребенка своеобразную небольшую песочницу – для этого подойдет любая миска или лоток. Еще лучше будет подготовить для малыша стразу три-четыре лотка и поочередно предлагать ему пошуршать в лоточках крупами или фасолью, поперебирать каштаны и желуди, камушки, ракушки и т.д.
Малышу подобные игры понравятся безусловно, но есть одна проблема — он непременно попробует тянуть в рот все, что будет перебирать своими ручонками и даже находящийся рядом взрослый далеко не всегда успеет ему помешать. На первых порах следует попробовать насыпать в лоточек для малыша крупную поваренную соль: один раз попробовав ее, он уже вряд ли потянет ее в рот снова. Потом будет больше шансов, что опыт общения с солью малыш перенесет и на другие сыпучие материалы, с которыми будет заниматься.
Эти игры сохранятся и в более старшем возрасте – подробнее увидеть их нюансы можно на видео.
Развитие и совершенствование захвата
В возрасте 5 месяцев у ребенка уже появляется противопоставление большого пальца руки остальным – он старался ухватить предметы всей пятерней, словно ковшиком. Со временем расположение пальчиков будет все в большей степени зависеть от формы предметов, которые старается взять малыш. Так, шарики и мячики кроха будет стараться ухватить растопыренными пальчиками, палочки – всей пятерней, ленточки и шнурочки – кончиками пальцев и т.д.
Игры с захватами и перекладыванием предметов из одной ручонки в другую поможет совершенствованию связки глаз-рука, являющейся базисом всех жестов и действий человека.
Развитие понимания речи и звуков
Первые книги
Общение малыша с первой детской книгой трудно переоценить. Он уже вполне способен сидеть на коленях у мамы и «читать» вместе с ней: такое регулярное чтение даст стремительный толчок развитию речи, ассоциативного мышления, интеллекта, и позволит расширить мировоззрение малыша. Потребность в новой информации велика в любом возрасте, восполнить эту потребность помогут детские книги – именно они способны подарить малышу новые впечатления и эмоции (рекомендуем прочитать: что можно подарить на день рождения ребенка-мальчика?).
Не стоит думать, что малыш пока еще далек от понимания сказочных сюжетов – у него уже работает долговременная память, которая напомнит прочитанное через год, два, триРечь
Уже в течение 5-ти месяцев малыш слышит, как родители разговаривают с ним. Подражая тем звукам, которые издает ребенок, взрослые пробуждают в нем интерес к продолжению общения, развивая тем самым его речь. Когда кроха уверенно шагает к шестимесячному возрасту, родители могут активнее вести с ним подобие диалога: можно придумать упражнения, в которых надо было бы часто называть и показывать части лица и тела. При этом рекомендуется называть вещи своими именами – так, как они называются в разговоре со взрослыми. Не стоит «сюсюкать» с малышом, поскольку это может привести к задержке речевого развития.
Музыка
Включайте в комнате малыша негромкую классическую музыку или знакомые всем с самого детства мелодии и песенки из детских мультиков. Очень хорошо будет поставить диск с записью звуков природы и голосами птиц и животных.
В заключение стоит напомнить, что упражнения не должны быть в ущерб здоровью. Именно это старается донести до современных мам и пап доктор Е.О. Комаровский, ведь учить кроху можно не только в квартире, но и показывая ему деревья, живые цветы, давая потрогать ручками листочки разных растений.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »Поделитесь с друьями!
Развивающие игры для детей от 1 года 9 месяцев. Развитие мелкой моторики и не только
Малыш растет, окружающий мир становится все интересней и понятней для него, многое из того, что не получалось раньше, теперь с легкостью поддается юному исследователю. Пальчики ребенка становятся все более ловкими, он с удовольствием справляется с новыми задачами. Чтобы утолить познавательные потребности малыша очень важно своевременно предлагать подходящие развивающие игры и занятия.
В этой статье я хочу предложить вашему вниманию развивающие занятия, которые интересны и очень полезны детям примерно от 1 года 9 месяцев. Возрастная отсечка условная, возможно, что-то заинтересует ребенка чуть раньше, что-то позже. Однако ориентироваться среди множества игр как-то надо, поэтому я и разбила их по возрастам, опираясь на свои наблюдения. Вот несколько других подборок игр для развития моторики (большинство этих игр по-прежнему актуальны и после 1 года 9 месяцев):
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1,5 ЛЕТ
Итак, во что еще можно поиграть с ребенком:
1. Играть с прищепками
Такие, казалось бы, обычные бытовые предметы как прищепки, можно превратить в очень полезную игру для развития силы пальцев и координации движений. Нам-то кажется, ничего особенно прицепить прищепку, а для ребенка целая наука, и одолеть ее у него получается далеко не сразу. Очень часто дети либо захватывают прищепку всей ладошкой, либо пытаются взять прищепку пальцами, но при этом нажимают не на самые краешки, а где-то посредине. Поэтому ваша основная задача на первом этапе – научить малыша правильно орудовать прищепкой.
Куда прицеплять прищепки?
- Делаем из прищепок лучики для солнышка, иголки для ежика, украшаем елочку
Для этой игры нужно заранее заготовить шаблон из картона, желательно плотного (круг, елочка или туловище ежика). Первое время картонку предстоит держать вам, в дальнейшем учите малыша самостоятельно придерживать картонку левой рукой.
Вот здесь можно СКАЧАТЬ еще больше интересных шаблонов для игр с прищепками, это и дождь для тучки, и ноги для лошадки, и уши для зайца и т.п.
.
Также можно воспользоваться готовыми вариантами игр с шаблонами (Ozon, My-shop, KoroBoom).
- Прицепляем прищепки, ориентируясь на цвет
- Прицепляем прищепки на край коробки
Когда у Таисии только появился интерес к прищепкам, и стало немного получаться, мне кажется, она готова была прицеплять их куда угодно. Начали мы с того, что просто прицепляли прищепки на край коробки. Если прицепить прищепки по всему периметру, то получится заборчик, за которым даже можно кого-нибудь поселить.
Вы здорово разнообразите игру, если приобретете декоративные прищепки, ведь гораздо веселее украшать коробку какими-нибудь разноцветными бабочками или гусеницами.
А еще впоследствии, мы с Таисией придумали, что если коробку с прищепками (классическими) перевернуть, получится вот такой смешной паук.
- Вешаем сушиться кукольную одежду или одежду малыша
В детской комнате можно закрепить небольшую веревку (например, привязав ее к ножкам стола и стула) и рассказать ребенку историю о том, как кукла упала в лужу, испачкала всю одежду, и вам пришлось ее постирать (понарошку). Теперь всю одежду необходимо развесить сушиться. А можно даже вместе с малышом затеять настоящую стирку с последующим развешиванием одежды.
В этом занятии также сначала помогаем малышу держать предмет одежды, а в дальнейшем учим его действовать самостоятельно.
- Прицепляем прищепки на одежду малыша
Если малыш не против, прицепите несколько прищепок на одежду, которая на нем одета, а он пусть попробует снять. У нас эта игра вызывала бурю эмоций (положительных, разумеется)!
2. Строить дорожки из домино
Для кого-то это покажется удивительным, но годовалый ребенок уже может играть в домино! Конечно, пока нет необходимости объяснять малышу подробные правила, рассказывать, что такое «базар» и «рыба», его это вряд ли заинтересует. Но вот сам принцип домино, основанный на подборе одинаковых картинок, ребенок уже легко может уловить.
Для игры понадобится детское домино с понятными малышу картинками (у нас, например, такое, еще варианты — Ozon, My-shop). Объясните ребенку, что из доминошек можно строить дорожки (или заборчики, как больше нравится). Только дорожки не простые: доминошки в них обязательно нужно подбирать так, чтобы совпадали картинки по краям. Мы с Таисией из домино строили большой заборчик, внутри которого у нас обязательно жила какая-нибудь зверушка. В домино Тася подолгу могла играть самостоятельно.
3. Переливать воду пипеткой или грушей
Еще одно занятие для развития силы пальцев и мелкой моторики ребенка. Суть занятия такова: необходимо перелить воду из одной емкости в другую при помощи резиновой груши (спринцовки), кулинарного дозатора (как на фото) или пипетки. Емкости могут быть любыми, однако, мне кажется, использование формы для льда делает игру заметно интереснее. Так, мы с Таисией набираем воду в небольшой миске и заполняем некоторые ячейки формы, затем проверяем, какие ячейки пустые, какие полные, если есть желание, считаем, сколько ячеек заполнено. Затем собираем жидкость из ячеек обратно в миску.
Самое сложное для ребенка в этой игре – это усвоить последовательность действий: сначала надавливаем на грушу, затем опускаем наконечник в воду, набираем воду, потом, не надавливая, переносим в другую емкость и т.д. Первое время держите руку ребенка в своей и действуйте вместе, так малыш лучше поймет суть.
Сейчас в продаже есть очень симпатичные пипетки фирмы Learning Research, они отлично подходят для детской руки. Есть в магазине KoroBoom.
Старайтесь не наливать для игры много воды, наливайте столько, сколько вам с малышом будет под силу перелить за одну игру туда и обратно. Если вы используете маленькую аптечную пипетку, то емкости тоже должны быть очень маленькими. При желании воду можно подкрасить пищевым красителем.
Да, и помните, что наливать воду перед игрой, а также убирать за собой рабочее место необходимо вместе с малышом, подробнее об этом можно прочитать в статье про развитие по методике Монтессори.
4. Переливать воду из одной миски в другую при помощи губки
Игра во многом похожа на предыдущую, но все же дарит ребенку несколько другие ощущения. Несколько советов: во-первых, ставьте миску с водой слева, а пустую — справа, тогда ребенок будет переливать воду слева направо, такое направление действия важно для постановки руки перед письмом. Во-вторых, надо заметить, что удобнее играть с губкой, которая полностью мягкая (без жесткой части), если вам не удалось купить мягкую губку, то срежьте жесткую часть ножом.
5. Резать ножницами
После 1 года 9 месяцев моторика ребенка становится все более совершенной, и вы уже можете начинать знакомить ребенка с ножницами. Наверняка вы уже слышали о знаменитых тетрадях Kumon (Лабиринт, Ozon, My-shop), которые могут научить вырезать любого ребенка, но если ребенок никогда раньше не работал с ножницами, не торопитесь сразу приобретать тетради и выполнять задания. На первом этапе ваша основная задача – это научить малыша правильно держать ножницы, открывать и закрывать их, да и просто познакомить ребенка с самим процессом разрезания бумаги на части.
Сначала пусть малыш научится делать короткие надрезы по краю листа. И только потом, когда его действия будут более уверенным, предлагайте делать последовательно несколько разрезов вдоль нарисованной линии. Так, перед занятием вы можете нарисовать на небольшом листе бумаги несколько не слишком длинных линий и предложить малышу разрезать лист по этим линиям.
Естественно, для занятий нужно приобрести специальные детские ножницы с тупыми концами и желательно, чтобы у ножниц одно кольцо было маленькое, а другое – побольше. Большой палец необходимо просовывать в маленькое отверстие ножниц, а указательный и средний в большое. Если малышу так удобнее, в большое отверстие можно просунуть и безымянный палец. Немаловажно также научить ребенка правильно придерживать лист левой рукой (если ребенок правша).
Чуть позже можно переходить и к тетрадям Kumon, необычные задания в них подстегивают интерес ребенка. У Таисии, например, страсть к заданиям Kumon проснулась в 2 года 2 месяца. Параллельно с использованием тетрадей можно продолжать рисовать линии на бумаге, постепенно усложняя их: добавлять зигзаги, волны и т.д.
6. Составлять картинку на кубиках-пазлах
Если ваш малыш уже знаком с простыми пазлами, теперь можно предложить ему собрать картинку на кубиках-пазлах (из 4 частей) (Лабиринт, Ozon, My-shop). Эта задача немного потруднее, потому что здесь прежде чем поставить кубик на нужное место ребенок должен еще и повертеть его и найти подходящую сторону. Поначалу, конечно, крутить кубик в поиске нужной стороны придется вам, но пока вы это делаете, объясняйте малышу, почему вы выбрали ту или иную сторону.
7. Играть с двух-трехслойными рамками-вкладышами (пазлами)
Многослойные рамки-вкладыши – игрушки просто удивительные, они сочетают в себе функции и пазла и площадки для сюжетной игры. Как правило, такие рамки-вкладыши показывают ребенку какой-то один объект в разных разрезах, например, дом (автобус, машина) внутри и снаружи. Такое представление объекта способствует развитию образного мышления ребенка. И это просто безумно интересно! Даже родителям
Например, пазл «Дом зайцев» (My-shop, Read) состоит из таких слоев: на самом нижнем слое зайчики проснулись и встали с кроваток (при этом каждого зайца можно достать и разыграть с ними небольшую сюжетную игру), на следующем слое проснувшиеся зайцы уже начали вести какую-то деятельность: пить чай, доставать игрушки, на третьем слое представлен дом снаружи и видно, чем зайцы занимаются на улице. Вот интересные варианты двухслойных пазлов — Дом или Автобус.
Ребенок в этой игре учится отличать детали каждого слоя и совмещать их уже не просто по схожести объектов (как в обычных рамках-вкладышах), а именно по смыслу.
8. Играть в рыбалку с колечками от пирамидки
Ранее я уже писала про довольно популярную игру «Рыбалка». Сейчас предлагаю ее немного усложнить и сыграть в более «продвинутую» рыбалку, полезную как для развития воображения, так и моторики. Попробуйте вместе с малышом представить, что колечки от пирамидки – это рыбки, большой контейнер или тазик – озеро, а вы – рыбаки, которым предстоит этих рыбок из озера выловить. Вместо удочки лучше всего подойдет барабанная палочка (т.к. шарик на конце будет препятствовать падению кольца), но можно взять и любую другую неострую палку. Чтобы поймать колечко-рыбку, нужно насадить ее на палочку. Так, во время этой игры вы отработаете новое умение – поддевать предметы палкой.
Надеюсь, вы нашли для себя здесь что-то полезное. А какие игры для развития моторики у вас с малышом самые любимые? Поделитесь своими идеями!
Рекомендую также почитать статьи:
МЕТОДИКА МОНТЕССОРИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ЛЕТ ДОМА
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ
Искренне ваша, Яна Разначенко