от рождения до 3 месяцев
Остались позади месяцы радостного и, вместе с тем, тревожного ожидания рождения малыша на свет. И вот наконец-то вы внесли свою драгоценную ношу в родной дом. Отныне в вашей жизни начинаются новые этапы: вам предстоит познакомить кроху с окружающим внешним миром, привить новые навыки и любовь к прекрасному.
Причем лучше приступать к своим приятным обязанностям, начиная с первых дней жизни малютки. И не стоит думать, что кроха слишком мал для занятий. Наоборот, следует помнить, что ранние впечатления играют огромную роль в формировании детского мозга. Поэтому для ребенка первых месяцев жизни не столь важно приобретение новых навыков. Гораздо важнее, чтобы он находился рядом со взрослыми, ощущая любовь родителей, а также — свою значимость для них.
Головной мозг и нервная система — «ключи» к познанию окружающего мира
Сейчас ни для кого не секрет, что малыш, находясь еще в утробе, реагирует на эмоциональное состояние матери и звуки, поступающие извне. Ведущая роль в этом механизме отводится головному мозгу и нервной системе, которые обеспечивают взаимодействие крохи с окружающими как внутриутробно, так и сразу после рождения. При этом головной мозг воспринимает сигналы, поступающие извне и анализирует — формируются четкие связи, оказывающие влияние на развитие малыша.
И если какая-то связь используется часто, она становится постоянной и устойчивой. Между тем, когда связь редко или совсем не применятся, шансы на сохранение у нее невелики.
К примеру, когда кроха с самого рождения слышит вокруг речь, с большей вероятностью он быстрее научится говорить. Тогда как если с ребенком ранних лет мало говорили, редко или не читали для него, скорее всего, ему трудно будет овладеть навыком речи.
Поэтому для того, чтобы головной мозг превратился в мыслительный и эмоциональный орган, необходимо давать ему «пищу» — яркие впечатления и положительные эмоции.
Имеется три основных момента в обучении человека:
- Зависимость от генетически обусловленных способностей и воспитания (стимулирование обучения, поощрение и забота).
- Особенности мозга детей первых лет жизни: из любого опыта и правильного обучения они извлекают большую пользу.
- Процесс приобретения новых знаний продолжается всю человеческую жизнь.
Однако в стремлении дать ребенку самое лучше, как и в любом другом деле, важно не переусердствовать. И самый лучший способ — наблюдать за крохой, чтобы определить его предпочтения. Поэтому окружите свое чадо заботой, родительским вниманием и лаской.
При этом помните, что малыш ощущает потребность в исследовании, которое необходимо поощрять разговором, улыбкой, физическим контактом (например, поглаживанием или поцелуями), пением и так далее. Иначе кроха быстро потеряет интерес и желание познавать неизведанное.
Итак, давайте знакомить малютку с окружающим миром, полным новых ощущений и интересных занятий.
Игры для грудничков в возрасте от 0 до 3 месяцев
Развивайте слух
Кроха способен различать голоса родителей с рождения. Однако слуховой аппарат все же незрелый, поэтому стимулируйте его развитие, приучая к звуковым контрастам.
Варианты игр
- Вначале возле ребенка позвените небольшим бубенчиком (несильно), затем — колокольчиком побольше.
- Перенесите «уроки музыки» на кухню: продемонстрируйте какой звук при постукивании ложкой (несильно) издает хрустальный стакан, а какой — кастрюля. Только не переусердствуйте, иначе напугаете кроху. А вообще, кухня — любимое место большинства детей. Ведь там столько всего интересного!
- Пойте песни как колыбельные, так и веселые. Удивительно, но уже в месячном или полуторамесячном возрасте большинство здоровых малышей по-разному реагируют на звуки музыки: при веселой начинают «танцевать» (махать ручками и ножками), при грустной затихают.
Игра с погремушкой
- Возле ребенка тихонько потрясите погремушкой, затем — чуть сильнее. При этом можно напевать любую песню (например, «Топ, топ, топает малыш»).
- Увидев, что ребенок обратил внимание на погремушку, повернув голову на звук, медленно перенесите ее немного в другу сторону. Затем повторите движение и песенку.
- Когда кроха станет немного старше, вкладывайте ему в руку погремушку, приучая самостоятельно извлекать из нее звук.
Детям в раннем возрасте нравится петь, поэтому несколько повзрослев, малыш попытаться имитировать звуки, которые он слышал ранее.
Интересный факт
В былые времена плачущих младенцев вносили в курятник, а куры, заслышав орущего «пришельца», начинали кудахтать и хлопать крыльями. Как ни странно, но квохтанье утешало даже самый безутешный плач.
Конечно, кудахтать над своим чадом вы, скорее всего, не станете. Однако попробуйте применить альтернативу: вместе с ним послушайте негромкий и монотонный звук (например, шум работающей стиральной машинки).
Приучайте реагировать кроху на свое имя
- Когда малыш находится в кроватке, подойдите с одной стороны и позовите его по имени. Продолжайте звать, пока малютка не начнет поворачивать голову либо глаза в вашу сторону для поиска источника звука. Повторяйте занятия, обойдя кроватку, с другой стороны.
- Во время массажа или гигиенических процедур нежно разговаривайте с малышом, называя его по имени.
Помогайте малютке осознать собственное тело
Причем, эти игры также и укрепляют связь между вами и малышом.
Игра с «Ветерком»
Возьмите в свои руки ладошки малыша, и нежно подуйте на них, приговаривая нараспев: «это твои ладошки», а затем поцелуйте их. Точно также знакомьте ребенка с другими частями тела: ручками, ножками, шеей и так далее.
Игра «Баю-баюшки-баю»
Качая ребенка на руках, приговаривайте: «Баю-баюшки-баю, я тебя люблю». Произнося слово «тебя», целуйте часть тельца: носик, шею, щечки и так далее.
Приобщайте к прекрасному
Музыкальные вкусы у нас формируются по мере взросления, причем у всех они разные: одни, к примеру, предпочитает электронный стиль, другие — классический.
Однако в младенческом возрасте малышам лучше слушать негромкую и успокаивающую музыку, поскольку именно такие звуки кроха слышит, находясь в утробе у матери.
Прекрасно подойдут колыбельные песни или инструментальная музыка. Причем подбирайте музыкальные произведения, в которых мелодия повторяется — укрепление связи между головным мозгом крохи и окружающим миром.
Формируйте зрение, внимание и способность следить за предметами
Однако самое любимое — мамино лицо. Поэтому, когда держите кроху на руках либо гуляете с ним, проявите свои актерские способности и погримасничайте: стройте смешные рожицы, открывайте или закрывайте глаза, издавайте губами различные звуки и так далее.
И не забывайте, что малютка — маленький повторяшка. Поэтому спустя немного времени, он начнет вам подражать.
Игры с предметами
Для этих целей лучше выбрать яркие и однотонные игрушки, поскольку крохе легче сфокусировать на них взгляд. При этом постарайтесь, чтобы игрушки не загромождали пространство вокруг ребенка.
Несмотря на изобилие игрушек разных форм и расцветок, неваляшка продолжает пользоваться успехом. У нее имеются явные преимущества: выразительное лицо и яркий насыщенный цвет, издает негромкий и мелодичный звук. То есть развивает как слух, так и зрение.
Чтобы заинтересовать младенца нужно совсем немного: качнуть игрушку рядом с ним. Когда кроха немного повзрослеет, привяжите к неваляшке ленточку и постепенно учите малютку пользоваться игрушкой. И это не просто забава. Такая игра развивает у ребенка способность прослеживать причинно-следственные связи между действием и результатом.
Также прекрасно для малыша в этом возрасте подойдут мобили и небольшие музыкальные игрушки.
Развивайте осязание (способность ощущать прикосновения)
Поскольку это поможет крохе познать окружающий мир и себя:
- Потрите о ладошки малютки различные виды тканей. К примеру, для таких целей прекрасно подойдет атлас, шерсть или махровая ткань. При этом четко называйте вещь или предмет, который даете ребенку потрогать (например, блуза или халат).
- Давайте своему ребенку слышать различные запахи: апельсина, цветов и так далее. Однако соблюдайте осторожность, поскольку запахи могут вызвать аллергические реакции.
Укрепляйте ручки и ножки
Игра для ручек
- В ладошку крохи вложите свой указательный палец. Как правило, малыш сразу хватается за него — естественная реакция всех новорожденных (врожденный рефлекс, который по мере взросления исчезает).
- Каждый раз, когда малютка захватывает ваш палец, хвалите его. Например, произнося такие слова: «Какая ты у меня сильная/сильный (имя)».
Причем такая игра для ручек способствует двигательному развитию ребенка, улучшает внимание и формирует способность следить за предметами. Кроме того, она развивает мелкую моторику рук, которая важна для формирования речи.
Игра для ножек
«Велосипед»
- Положите кроху на спинку, затем двигайте его ножки подобно движениям во время езды на велосипеде.
- Играя, можете напевать песенку на тему езды. Например, «Мы едем, едем, едем в далекие края».
- Либо рассказывать стишок:
«Крути, крути педальки быстрей, быстрей, быстрей.
Чудесная прогулка, нам вместе веселей».
Невербальное общение — передача информации без помощи речи
Каждый из нас во взрослой жизни хотя бы раз задает себе вопрос: как относится ко мне объект моего обожания, партнер по бизнесу или коллега по работе? В большинстве случаев, мы находим ответ на него внутри самих себя. Иногда он нас радует. Однако бывает и так, что он разочаровывает, поэтому не хотим верить в свои выводы, терзаясь сомнениями. Ну а когда все-таки все точки над «и» расставляются, сетуем, что не прислушались к своей интуиции раньше.
На самом деле мы делаем вывод неосознанно, анализируя поведение своего партнера: его жесты, мимику, позы и так далее. То есть мы понимаем его эмоциональное состояние на «языке тела» — невербальное общение.
Точно так же и малыш на уровне подсознания ощущает, как относятся к нему окружающие.
Поэтому передавайте крохе различными способами, что вы его любите. Тогда он почувствует себя в безопасности.
Невербальные игры
- Во время проведения гигиенических процедур, переодевания либо выполнения двигательных упражнений тихо произносите (можно напевать) простые слова: прижимаю и целую, я тебя люблю. При этом нежно целуйте носик, пальчики, ладошки, подтверждая свои слова действием.
- Мама — самый близкий человек для ребенка, поскольку его существование зависит от вас. Ведь именно вам он посылает сигнал SOS в виде плача или кряхтения, когда появляется «опасность»: голод, жажда, боль и так далее. Поэтому, увидев ваше лицо, кроха оживляется и радуется. Так не лишайте его такого удовольствия.
Один из вариантов игры
Близко наклонитесь к малышу, и пропойте ему песенку либо нежно произнесите:
«Привет, привет, я так тебя люблю
Привет, привет, потрогать тебя могу
Привет, привет, потрогать маленький носик
Привет, привет, поцеловать твой маленький носик».
Причем, стишок можно повторять, а произнося последнюю строчку, называть другие части лица: губы, веки, глаза.
На заметку маме: все должно быть в меру
- Чтобы укрепить связи головного мозга малыша с окружающим миром, необходимо сюжет игр повторять по несколько раз. И лишь затем переходить к другой увлекательной для малыша игре.
- Внимательно следите за малюткой во время занятий, если увидите, что он устал, хочет спать, пить или кушать, прервите игру. Лучше вернуться к ней позднее либо на следующий день.
- «Повторение — мать учения». И эту истину, пожалуй, оспорить трудно. Поэтому играйте с малышом каждый день закрепляя знания, полученные ранее.
- За любое достижение всегда хвалите малютку. Поскольку, привыкнув к одобрительному восклицанию и словам, кроха с нетерпением будет ждать повторения. Ну а в следующий раз игра будет куда увлекательнее.
- Не старайтесь привить определений навык раньше, чем ребенок сможет его усвоить согласно возрасту.
Поэтому, чтобы проще ориентироваться, прочитайте статью на нашем портале как развивается ребенок до года. «Развитие ребенка. Динамика развития здорового ребенка до одного года».
Также ознакомьтесь с упражнениями для правильного формирования двигательных навыков у детей до года
Игры для развития слуха, зрения и осязания подготавливают ребенка к разговорной речи. Подробнее о развитии речи у ребенка до года читайте в нашей статье.
Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,
врач-ординатор детского отделения
фото: http://globallookpress.com/
стихи, эмоции, развитие мелкой моторики

От рождения до года ребенок проходит огромный путь в своем развитии: из беспомощного крохи он быстро превращается в ловкого и любознательного карапуза, которому наравне с пищей, водой и любовью родителей требуются новые впечатления, эмоции и знания. Если родители будут уделять должное внимание развитию своего малыша, он будет расти более гармоничным, уравновешенным, счастливым. В этой статье мы познакомим вас с развивающими играми для деток, которым еще нет года.
1 месяц
В этом возрасте у крохи активно «настраиваются» органы чувств. Поэтому развивающие занятия должны быть основаны на тактильных ощущениях — единственном понятном пока малышу способе познания мира.
Чаще поглаживайте его, говорите с ним. Четко видеть игрушки малыш пока не может, но его взгляд уже на несколько секунд фокусируется на чем-то определенном: в основном, карапуз пытается рассмотреть лицо мамы. Это пока самое интересное для него занятие. А потому постройте «беседы» на смене мимики, улыбках.

2 месяца
Теперь малыш умеет держать головку, лежа на животе, фокусировать взгляд на яркой игрушке на минутку, он пытается поворачивать головку влево-вправо. Развивающие игры для этого возраста направлены на тренировку зрения — игрушкой поводите медленно перед лицом ребенка на расстоянии 35-40 сантиметров. Это позволит ему научиться следить за предметами.
Погремушкой слегка позвените сначала справа от крохи, потом слева — это будет развивать его слух.
3 месяца
В этом возрасте ребенок начинает эмоционально общаться,. Есть первые попытки гулить, он узнает маму, папу, улыбается. Постройте развивающие занятия на развитии эмоциональной сферы. Декламируйте ему с выражением стихи, при этом старайтесь как можно ярче интонировать голосом.
Кошкина считалка
Раз-два-три-четыре-пять,
Кошке хочется считать.
Потому она немножко
Прибавляет к мышке кошку.
У нее такой ответ —
Кошка есть, а мышки нет!
Считалка малыша
Раз-два -три-четыре-пять,
Мой малыш пойдет гулять.
Очень скоро мой крошка
Будет топать по дорожке.
Подрастет мой милый друг —
Посчитает все вокруг!
С этого возраста очень полезно прослушивать негромкую приятную музыку по четверти часа, а также обязательно пойте малышу свои песенки, даже если природа не дала идеального музыкального слуха и голоса.
4 месяца
Ребенок в этом возрасте очень любознателен. Он уже умеет хватать предметы и даже пытается тащить их в рот. Постройте развивающие занятие с сыном или дочкой на развитии тактильных ощущений. Давайте ему разные кусочки ткани (шелк, ситец, атлас, вельвет), малыш с удовольствием будет перебирать их, изучая новые для себя ощущения в пальчиках.
На прочную нить или резинку можно нанизать крупные яркие бусины, пуговицы. Эту «гирлянду» следует подвесить в непосредственной близости от крохи, так, чтобы он смог дотянуться и потрогать предметы руками. Многие малыши с энтузиазмом перебирают круглые, плоские и рельефные предметы.
5 месяцев
Малыш очень подвижен, он уже хорошо ворочается с боку на бок, некоторые пытаются сидеть. Движение — это то, что сейчас занимает малыша больше всего. Постройте развивающие игры на несложных физических упражнениях, во время которых вы сможете читать ему уже известные стишки, петь песенки. Например, для этого возраста хорошо подходит игра «Поехали-поехали»:
Мама ложится на диван на спину, сажает ребенка к себе на живот таким образом, чтобы его спинка опиралась на ее согнутые ноги:
Мы пошли -поехали в лесок за орехами!
По кочкам, по тропкам, по маленьким пенечкам!
Вдруг попалась ямка, Коля (Петя, Дима, Оля, Лена и т. д.) в ямку БУХ!
При этом мама слегка разводит ноги, держа малыша за ручки, таким образом у крохи пропадает опора в области спинки. На несколько секунд, не выпуская его рук, можно опустить его вниз, и снова поднять.
Больше разговаривайте с ребенком: сейчас у него активно формируется так называемая внутренняя речь — сказать он пока не может, но уже запоминает, как это должно звучать. Чаще показывайте малышу разные предметы и громко и разборчиво называйте их. Поощряйте лепет, ведь сейчас самое время перейти от гуления к эмоциональному лепету.
От 6 до 12 месяцев
Начиная с полугода заниматься с ребенком желательно каждый день, ведь сейчас стремительно развивается не только его тело, но и головной мозг, самые разные его отделы. А потому существующие развивающие методики подразумевают не только занятия, направленные на развитие отдельных навыков. Предпочтительнее выбирать игры, которые будут представлять собой комбинацию разных познавательных процессов.
Лучшие игры знали еще наши бабушки и прабабушки, современные психологи и детские педагоги дополнили их своими разработками. Получился довольно внушительный список развивающих упражнений и игр, часть которого мы постараемся осветить чуть более подробно:
- «Прятки». Эта игра развивает эмоциональную сферу ребенка, кратковременную память, реакцию. Через год-другой малыш с удовольствием бегать и прятаться по-настоящему, а пока мама может имитировать процесс исчезновения. Достаточно закрыть лицо руками и сказать: « Где же мой малыш?», а потом открыть ладони, улыбнуться и самой же ответить: «Вот же он!».
Такие нехитрые забавы вызывают у большинства детей сильные положительные эмоции, крохи оживляются, им очень нравится играть в мини-прятки. Месяцев в 8-9 можно показывать ребенку игрушку, а потом прятать ее куда-нибудь рядом, чтобы малыш увидел, куда. А потому вместе ее «искать».

- «Сорока». Эта игра, известная нам всем с детства, развивает мелкую моторику, координацию движений, воображение и речь малыша. Указательным пальцем одной руки водите по ладони другой круговыми движениями:
Сорока-воровка, кашу варила,
Малышей кормила…
А затем начинайте загибать пальчики на руке, на которой «варилась каша»:
Этому дала, этому дала,
Этому дала и этому дала.
А этому (показываете на мизинчик) — не досталось.
Потом пальчики нужно начать разгибать по одному в обратном порядке:
Ты — воду носил, ты — дрова рубил,
Ты — крупу подавал, ты — ложкой мешал,
А ты, самый маленький, ничем не помогал!
Обычно бывает достаточно несколько раз показать малышу это забавную игру, и он начинает сам повторять за мамой движения.
Если этого не происходит, можно помочь крохе, взял его ручки в свои, и показав, как это делается.
- «Смелый летчик». Старые-добрые «полетели-полетели» всегда были лучшим способом отвлечь ребенка от капризов и плохого настроения. Но для этой игры лучше всего пригласить папу или дедушку, потому что малыши после 6-7 месяцев весят уже достаточно, чтобы маме было тяжело поднимать их на вытянутых руках над головой. Суть игры довольно проста — ребенка надо поднять горизонтально, подложив под грудку руку, и имитировать звук летящего самолета. Такая игра прекрасно тренирует вестибулярный аппарат ребенка, дает ему возможность посмотреть на окружающий мир с большой для него высоты.


- «Строим домик». Если ребенок хорошо сидит и уверенно ползает, нужно рассыпать по полу яркие кубики (без острых углов), лучше пластиковые. Задача ребенка — добраться до кубика, взять его и отдать маме, которая будет строить из собранных чадом элементов домик или башенку. Это не только прекрасная физическая тренировка, но развитие логики, воображения, координации движений. Каждую удачную попытку взять «стройматериалы» следует эмоционально хвалить, тогда малышу процесс будет доставлять настоящее удовольствие.
- «Ладушки». Одна из лучших игр многих поколений: еще наши прабабушки без советов педагогов и психологов догадались, что хлопки ладошками очень благотворны для развития моторики, слаженности движений, реакции и воображения. Действия просты и доступны малышам 6-8 месяцев — нужно просто хлопать:
Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
Что вы ели? Кашку, кашку- малашку!
На дорожку бабушка напекла оладушки!
Досыта поели, домой полетели!
Дальше нужно начать махать ручками, как в полете:
Полетели-полетели, на головку сели!
Мама и малыш поднимают руки и кладут на головы.
- «Большое и маленькое». Дайте ребенку большую коробку ( от микроволновки, от папиной обуви), сложите в нее более мелкие игрушки или предметы и закройте крышкой. Задача малыша — открыть, достать и сложить обратно. Игру можно усложнять по мере вырастания ребенка — прятать один из предметов, чтобы малыш смог понять, чего не хватает в его коробке.
Игра развивает мелкую моторику, логику, мышление, познавательные способности, внимание и память. Главное, чтобы положенные вами мелкие предметы были не такими уж мелкими, чтобы их можно было проглотить. Подойдут — чайная ложка, мандарин, коробочка от кольца, чайное ситечко и т. д.


- «Кто в домике живет?». Для этой игры вам понадобятся картинки, на которых изображены самые разные животные. Их можно скачать в интернете и распечатать, а можно нарисовать самостоятельно ( если вы умеете это делать!). В большой плотный конверт или коробку сложите картинки. Во время игры доставайте их оттуда по одной, громко и разборчиво называйте ребенка называние зверя (тигр, кошка, слон, птица, собака), и показывайте, какие звуки производит это животное (кошка-мяу, тигр -р-р-р-р, слон -топ-топ, собака — гав-гав и др.).
Постепенно малыш сможет узнавать животных и воспроизводить не только их звуки, но и названия самих животных. Такая имитация очень полезна для развития речевых навыков, как внутренней речи, так и голосовой, для внимания, стимулирует познание окружающего мира.


- «Нарисуем, что угодно!». Для такого вольного творчества вам понадобится ватман, а лучше два больших ватмана, склеенных между собой, и пальчиковые краски. Краски обязательно должны быть пищевыми, чтобы кроха смог и порисовать и попробовать их на вкус, не слыша запретов со стороны мамы. Листы бумаги расстелите на полу, выпустите на них маленького художника и дайте баночку с краской.
Такое рисование стимулирует мышление, развивает творчество, координацию движений. Заниматься пальчиковым рисованием маленькие дети могут довольно долго и увлеченно.

- «Формы». Для развития логики и познавательных процессов крохе можно купить специальные развивающие конструкторы, в которых нужно в основание с прорезями разных геометрических форм поместить соответствующие фигуры. Вырезать фигуры можно и своими руками, из цветного картона, а основание для них сделать из белого картона. Малыш сможет понять, что круглое — не умещается в квадратное, а треугольное никак не запихнуть в овальное. Несколько раз покажите малышу формы, называйте их, а затем хвалите каждый раз, когда кроха правильно подбирает фигуру.
Советы мамам
В желании развивать свое чадо мамам следует знать меру. Не стоит предлагать ребенку игры, которые пока сложны для его понимания. Он быстро потеряет к ним интерес. Все занятия должны быть адаптированными для того или иного возраста, и правильно будет учитывать особенности развития именно вашего ребенка. Если малыш в 6-7 месяцев еще не сидит, не стоит проводить игр, которые подразумевают сидение.
Если ребенок немного отстает от среднестатистических норм, не нужно ждать от него невозможного.
Продолжительность занятий следует увеличивать поэтапно, чтобы карапуз не уставал.
Занятия желательно всегда проводить в одно время, довольно скоро малыш будет знать, что предстоит игра, и будет ждать этого с нетерпением.
Для развивающих занятий лучше выбирать время, когда ребенок не устал, не хочет спать, есть, гулять. Оптимально подходит время за час до обеда ( обычно это от 11 до 12 часов дня). В вечернее время не стоит играть перед сном, чтобы не перевозбудить малыша. Знакомые стишки можно просто почитать ему во время вечернего массажа и купания.
Будьте терпеливы и последовательны. Чаще хвалите ребенка, даже если у него пока ничего не получается. Ведь развивающие занятия — это еще и отличный способ наладить тесный контакт между ребенком и родителями.

Пример развивающих игр вы узнаете из следующего видео.
20 игр для малышей с первых дней жизни по месяцам
Развитие ребенка – долг каждого родителя. Изучив 20 игр для малышей с первых дней жизни, вы поможете крохе весело познавать этот мир. Упражнения и занятия направлены не только на раннее физическое и умственное развитие. Они помогают установить между новорожденным и взрослыми тонкую эмоционально-чувственную связь.
Развитие новорожденного до годика
Психологи утверждают, что на развитие ребенка влияет внимание родителей. Доказано, что дети, оставшиеся без семьи, «агукают» в 3 раза меньше. Когда младенец получает много внимания, у него повышается познавательная активность, улучшается физическое развитие, формируются отношения с окружающими людьми. С первых дней жизни важно уделять новорожденному максимум времени, чтобы он рос здоровым, умным, коммуникабельным.
Существуют специальные развивающие программы для детей до года. Все они сводятся к тому, чтобы на определенном этапе жизни помочь младенцу освоить и закрепить нужные навыки: поднять голову, перевернуться на живот, удерживать предмет, сесть, ходить, говорить и т.д. Развивающие программы состоят из игр и специальных упражнений, которые должны стать частью ежедневного ухода за малышом.
На развитие младенца большое влияние оказывают игрушки. Деткам до года уместно приобрести: геометрические фигурки из разных материалов, погремушки, прорезыватель зубов. С первых дней жизни дети очень любознательны и часто случается так, что в качестве игрушек им больше нравятся обычные предметы быта: ложки, чашки, кастрюли и т.д. Не отказывайте малышу в развивающих играх с подобными вещами, но обязательно контролируйте процесс.
Игры с грудничком по месяцам
Развитие младенца проходит в несколько этапов. Сначала малыш адаптируется к новому миру, потом учится контактировать и взаимодействовать с ним. Чтобы развивающие занятия проходили весело и интересно, педиатры рекомендуют родителям выучить разные потешки и детские песенки. Игры для малышей должны включать в себя:
- Движения – для укрепления мышц, развития вестибулярного аппарата. Ежедневный уход за младенцем предусматривает зарядку. Она принесет больше пользы, если к упражнениям добавить стихи, песенки, поцелуи и т.д.
- Тактильные общение – для развития мелкой моторики, укрепления пальчиков. Некоторые тактильные игры должны быть направлены не на физическое развитие, а на установление близости между ребенком и родителем.
- Слуховое восприятие – помогает малышу научиться сосредотачиваться на определенных звуках.
- Визуальную коммуникацию – с первых дней жизни дети плохо фокусируются на предметах, поэтому очень важно помочь ребенку научиться внимательности, слежению за целью.
- Речевое общение – вызывает у малышей много положительных эмоций. Необходимо общаться с ребенком с первых дней жизни.
Как развивать ребенка в 1 месяц
В первый месяц жизни дети только приспосабливаются к новым условиям, но родители могут помочь малышу справиться с этой задачей чуточку быстрее. Топ-5 игр для развития младенца:
- «Смотряшки» – наклонитесь над грудничком, привлеките внимание нежным разговором, улыбкой. Когда кроха сосредоточится на вашем лице, медленно отодвиньтесь вправо, потом влево. Схожие упражнения для новорожденных помогают малышам учиться следить за предметом.
- «Толкач» – эта игра позволяет заняться с месячным ребенком несложной, но очень полезной гимнастикой. Когда малыш лежит на пеленальном столике, сделайте так, чтобы он уперся ножками о ваш живот или ладошки. Задача младенца – оттолкнуться. Упражнение хорошо укрепляет ножки и спинку, оказывает положительное влияние на развитие грудничка.
- «Поцелуйчики» – напевая колыбельную, целуйте кроху после каждого куплета и припева, например, сначала в носик, потом в правую щечку, затем в левую и т.д. Сохраняйте зрительный контакт. Ваш голос не обязательно должен быть мелодичным, важно мягкое, ласковое звучание. Упражнение помогает установить близость с грудничком, демонстрирует вашу заботу и любовь.
- «Богатырь» – вложите свои указательные пальцы в ладошки грудничка. Убедитесь, что каждый кулачок крепко сжат. Медленно приподымайте малыша вверх, а потом аккуратно опускайте на место. Благодаря такому захвату у новорожденного укрепляются мышцы рук, пальцы.
- «Чудо-ножки» – погладьте пальцем наружный край стопы, чтобы младенец повернул ногу наружу. После этого приступите к внутренней стороне, подушечкам пальцев, середине стопы. Рефлекторный массаж положительно сказывается на развитии малыша, улучшает рефлексы. Существует похожая забава «Ветерок», в которой нужно подуть на ножки или ручки, чтобы грудничок отреагировал.
Лучшие игры с двухмесячным ребенком
В этом возрасте детки уже немного адаптировались к новым условиям жизни, обрели новые навыки. Подходящие игры для двухмесячного ребенка:
- «Хвать» – дайте младенцу небольшую игрушку, которая уместится в ладошке. В этом возрасте младенцы не могут долго удерживать предметы, поэтому любые пальчиковые игры для грудничков очень важны. Они помогают развивать мелкую моторику, учат удерживать объект, сосредотачивать на нем внимание.
- «Колокольчик» – возьмите любую звенящую игрушку, колокольчик или воспользуйтесь погремушками. Суть игры – найти источник звука. Грудничок должен повернуть голову, искать взглядом откуда исходит звон. Такие забавы развивают слух, зрение.
- «Ку-ку» – встаньте перед младенцем, закройте лицо руками, после чего откройте и произнесите: «Ку-ку!». Разнообразить игру можно спрятавшись за пеленкой или большой игрушкой. Такой примитивный, но забавный способ общения очень нравится детям. Ласковый и звонкий голос родителей вызывает у них легкое возбуждение и улыбку.
Игры с 3-месячным ребенком
Когда грудничку исполняется три месяца, играть с ним сплошное удовольствие. Трехмесячные детки уже многое понимают, радостно реагируют на внимание со стороны взрослых. Популярные игры с ребенком 3 месяца:
- Чтение стихов – забава понравится грудничку, поможет ему в дальнейшем развитии речи. При чтении гримасничайте, жестикулируйте, подключите к процессу игрушки, куклы-перчатки.
- «Музыкальные ножки» – приобретите носочки с колокольчиками или сделайте их самостоятельно. В период бодрствования одевайте игрушки на ножки ребенка. Суть игры – найти источник звука, дотянуться к нему. Упражнение улучшает слух, укрепляет мышцы.
- «Экскурсия» – каждый день берите младенца на руки, рассказывайте ему о предметах, которые видите, например, о часах, телефоне и т.д. Сопровождайте рассказ звуками, например, «тик-так», «дзынь-дзынь», «алло-алло».
Развивающие игры для детей 5 месяцев
Когда малышу исполняется 5 месяцев, его движения становятся более точными, координированными. Он активно «разговаривает» на своем языке, показывает эмоции. Лучшие игры с пятимесячным ребенком:
- «Стройка» – дайте младенцу поиграть с предметами, разными по форме, цвету. Для этой цели отлично подойдут: кубики, цилиндр, коробки от косметики, кусок поролона. Малыш будет увлеченно рассматривать предметы, пытаться их удержать. Забава развивает кинетические ощущения.
- «Поваренок» – насыпьте в миску манную крупу, окуните туда ручки малыша. Подымайте, опускайте их, пропуская манку сквозь пальчики. Игра способствует улучшению мелкой моторики. Усложните игру, спрятав в крупе небольшой шарик, колечко. Вместо манки можно использовать рис, фасоль, сахарный песок и т.д.
- Гимнастика для мамы – расположитесь спиной на полу, положите кроху на животик поверх своих голеней. Приподымайте, опускайте туловище (раскачивайтесь), но при этом придерживайте малыша. Упражнение совмещает игру и уход за телом, повышает мышечный тонус, развивает вестибулярный аппарат младенца, устанавливает эмоциональную связь.
Познавательные игры с шестимесячным ребенком
Полугодовалые дети становятся очень энергичными и любознательными, им интересно все вокруг. В этом возрасте нужно обратить внимание на развитие вестибулярного аппарата, чаще разговаривать с малышом. Популярные игры с ребенком в полгода:
- «Емкости» – дайте малышу шкатулку, кастрюльку или коробочку, покажите, как пользоваться предметом. Спрячьте что-то внутрь, чтобы ребенок достал предмет. Разрешите крохе громыхать, но следите за безопасностью. Игры с домашней утварью весьма увлекательны. Задача родителя – показывать и проговаривать каждое действие. Так малыш будет запоминать названия предметов, научится контролировать движения.
- «Зеркало» – малыш должен повторить действие, гримасу или звук, например, скажите: «Ехали мы на лошадке: цок, цок, цок. Стой лошадка! Тпру!». Произнося «тпру» подуйте на губы, чтобы вызвать вибрацию, четко проговаривайте звуки. Младенец будет стараться повторить за вами. Ваша задача – подбадривать, хвалить. Игры с речевыми звуками помогут малышу быстрее научиться разговаривать.
- «Неваляшка» – когда малыш сидит, нежно повалите его на спинку, при этом улыбайтесь, разговаривайте. Когда ребенок поднимется, опять повторите движение. Игра учит малыша быстро принимать положение сидя, укрепляет мышцы, приводит их в тонус.
Развивающие игрушки для детей до года
С момента рождения у младенца много игрушек, но не всегда они полезны и способствуют развитию. Выбирать покупку нужно с учетом возраста. В списке представлены игрушки для детей до года:
- 1 месяц – контрастные черно-белые картинки. В этом возрасте малыш еще не может играть, он учится различать цвета, фокусироваться. Картинки крепят на веревочках к бортикам кроватки на небольшом расстоянии от лица. На листочках рисуют простые фигуры: квадрат, звездочку, сердечко, круг и т.д.
- 2 месяца – мобиль для кроватки, кубики с черно-белыми рисунками, погремушки. Все эти предметы помогут малышу научиться концентрировать внимание, следить за предметом.
- 3 месяца – пластиковые, резиновые кольца, погремушки и все игрушки, которые помещаются в руку. Важно, чтобы у предметов была разная плотность, текстура. В три месяца детки учатся крепко держать игрушки. В этот период можно начинать использовать развивающий коврик.
- 4 месяца – небольшие яркие игрушки помогут научиться переворачиваться со спинки на животик, закрепить этот навык. В 4 месяца малышу понравятся специальные звенящие браслеты, которые надеваются на запястья. Младенцы пытаются потянуть одну ручку к другой, чтобы потрогать источник звука.
- 5 месяцев – тряпичные, пластмассовые, деревянные кубики, кольцо для прорезывания зубов. В этом возрасте полезно использовать носочки с бубенцами. Малыш будет пытаться дотронуться к ножкам ручками. Игрушки помогут закрепить хватательные навыки, а прорезыватель понадобится при активном росте зубов.
- 6 месяцев – музыкальные инструменты, игрушки для купания. Важно демонстрировать младенцу, что нужно делать с тем или иным предметом, например, гудеть в дудку. Только так развивающие игры будут результативными. Подходящие материалы для игрушек: пластик, ткань, картон, дерево, фольга.
- 7 – 11 месяцев – пирамидки, кубики и другие фигурки разных форм, размеров, пальчиковые краски, игрушки на колесиках, вкладыши, сенсорные. На данном этапе нужны предметы, которые будут способствовать физическому развитию, улучшению мелкой моторики. Важно, чтобы родители помогали малышу заниматься решением простых задач, например, участвовали в постройке пирамиды.
- 12 месяцев – игрушки-каталки, сенсорные, куклы, фигурки, музыкальные инструменты, тесто для лепки и другие. Игры для годовалого ребенка становятся более разнообразными. Малыш уже многое понимает, может выговаривать некоторые слова, ходит. Родителям нужно обязательно показывать, как играть с предметом, иначе кроха быстро потеряет интерес к новому подарку.
Видео
Развивающие игры для новорожденных малышей
У родителей новорожденных малышей очень часто появляется вопрос: чем развлекать такую кроху в периоды бодрствования, какие игры придумать и предложить малышу в периоды бодрствования, чтобы он не скучал.
Эту подборку простых развивающих игр для новорожденных малышей я собрала для себя и предлагаю ее вам.
Во что играть с новорожденным
Развивающие игры для новорожденного первого месяца жизни
Игры для ребенка первого месяца жизни достаточно простые и даже примитивные с точки зрения взрослого, но при этом полезные и интересные для новорожденного малыша.
«Я вижу…»
Уже к концу 2-3 недели своей жизни малыш начинает фокусировать свой взгляд на предметах, находящихся на расстоянии 60-70 см от его лица и это повод ввести в вашу жизнь первые игры.
Возьмите яркую, большую игрушку — шарик, погремушку или кольцо и покажите ее малышу. Через некоторое время взгляд ребенка сфокусируется на игрушке. Теперь можно медленно покачивать игрушку влево и вправо с небольшой амплитудой. Малыш будет пытаться следить за игрушкой и тренировать глазки.
Постепенно игру можно усложнять, начав перемещать игрушку в разных направлениях, в том числе и вверх-вниз, приближая игрушку к малышу на расстояние 20-30 см от лица.
«Я слышу…»
В возрасте 2-3 недель малыша начинают интересовать окружающие звуки. Услышав какой-то звук малыш пробует понять откуда этот звук раздается. И в это время вы можете предложить ему еще одну веселую игру, направленную на развитие слуха.
Возьмите погремушку или колокольчик и позвоните им сначала с одной, а затем с другой стороны от малыша. Ребенок инстинктивно начинает искать источник звука и пробует поворачивать голову к источнику звука.
«Мое…»
У малыша еще сильны рефлексы, поэтому если поднести к раскрытой ладошке свой палец или простую погремушку, то малыш тут же будет пытаться обхватить предмет ручкой. Таким образом еще на уровне рефлексов малыш тренирует ладошку на захват крупных предметов.
Развивающие игры для новорожденного второго месяца жизни
К концу первого месяца жизни и в начале второго малыш уже лучше видит и слышит и ему может стать интересным наблюдение за мобилем и игрушками, подвешенными к нему, развивающий коврик с дугами и различные простые погремушки. Время бодрствования постепенно увеличивается и малыш уже готов к более продолжительным играм и взаимодействию со взрослыми.
Не стоит оставлять игры, освоенные на первом месяце жизни, но уже можно постепенно добавлять и новые, более «сложные» игры.
«Пальчиковые игры»
Пальчиковые игры очень полезны для будущего развития речевых навыков. Ничего сложного в этих играх нет — достаточно просто перебирать пальчики малыша, сжимать и разжимать кулачок, чертить своим пальцем круги на ладошке малыша причитывая всем известные потешки про «сороку-сороку» и другие.
«Разговоры по душам»
Малыш уже понимает, когда речь взрослого обращена именно к нему. Малыш прислушивается к вашей речи, наблюдает за шевелящимися губами и пытается отвечать забавным кряхтением.
«Точно в цель»
Ближе к концу второго месяца жизни малыш начинает все активнее размахивать руками и ногами, учится управлять ими и координировать свои движения. В это время пришла пора познакомить малыша с подвесными игрушками.
Это могут быть игрушки, подвешенные на дуги развивающего коврика, а может быть растяжка над кроваткой или коляской. Самое главное, чтобы малыш мог достать ручками до игрушек, а игрушки после удара издавали бы какие-то звуки или начинали качаться.
Продемонстрируйте ребенку, что погремушки звенят, если попасть по ним ручкой или ножкой и малыш с радостью будет пытаться повторить результат. Кроме развития координации — это первые причинно-следственные связи, которые изучает малыш.
«Привет-пока»
Уже в возрасте двух месяцев вы можете начать играть с малышом очень полезную игру «Привет-пока». Входя в комнату или подходя к малышу говорите «Привет», а пропадая из поля зрения ребенка «Пока» или «Я скоро вернусь». Малыш учится узнавать ваш голос, ждет когда вы появитесь, формируется надежная связь мама уходит, но мама всегда возвращается. Это все делает малыша менее тревожным.
«Я чувствую…»
Вкладывайте в ручки малышу предметы, различные по размеру и материалам из которых они выполнены. Затем забирайте и предлагайте снова. Таким образом малыш будет тренировать захват рукой, получать новые тактильные ощущения и микро-массаж ладошек.
Развивающие игры для новорожденного третьего месяца жизни
«Прятки»
Игра, которая очень нравится детям, знакома и доступна взрослым. Возьмите платок или пеленку и спрячьтесь. Затем откройте платочек и найдитесь. Таким же образом накройте платочком личико малыша и «потеряйте» его, а затем снимайте платочек и находите. По мере того, как малыш будет расти в игру можно вводить различные вариации и усложнения.
Вполне вероятно, что в процессе именно этой игры вы услышите первый заливистый смех малыша.
«Я могу…»
В возрасте трех месяцев малыш уже хорошо различает предметы вокруг и у него появляется интерес и желание взять те предметы, которые ему особенно интересны. Положите рядом с малышом яркую игрушку или погремушку, обратите на нее внимание и помогите малышу дотянуться до игрушки.
В это же время малыш продолжает совершенствовать захват игрушек. Давайте малышу в руки разные игрушки и погремушки — малыш будет пробовать удержать их в ручках и будет изучать их.
«Все вижу»
На третьем месяце малыш активно учится поднимать и удерживать голову лежа на животе. Помочь в тренировке этого навыка может нехитрая игра. Покажите малышу игрушку, а затем потихоньку поднимайте ее вверх, стимулируя этим малыша поднимать взгляд и голову вслед за игрушкой.
«Веселый шарик»
Привяжите к ручке или ножке ребенка шарик с гелием. Можно к нему еще и привязать колокольчик. Малыш будет двигать ручками или ножками, шарик будет двигаться, а колокольчик звенеть. Эта игра может развлекать малыша достаточно длительное время. НИКОГДА не оставляйте малыша одного в процессе игры, ведь движения его еще неловкие и он может запутаться в веревочке…
Основные правила игр с новорожденным
предлагайте новорожденному не больше 1 новой игры в несколько дней;
если какая то игра не вызывает интереса у малыша, отложите ее и предложите еще раз через несколько дней или недель;
не ставьте себе целью поиграть во все игры в течение дня;
предлагайте игры только тогда, когда малыш выспался, сыт и в хорошем настроении;
не затягивайте игры. Для месячного малыша время игры не больше 1-2 минуты, ведь новорожденные очень быстро устают и переутомляются. Постепенно время можно увеличивать, внимательно отслеживая настроение малыша и прекращая игру сразу, как только малыш потерял интерес к ней;
не частите 1-2 раз по несколько минут в день более чем достаточно для малыша;
предоставьте малышу некоторое время на спокойное бодрствование, когда он может просто осмыслить все происходящее с ним;
разговаривайте с малышом в процессе игры, все свои действия сопровождайте своими пояснениями.
И помните, самое главное для малыша — ваше внимание и ваше хорошее настроение. Предлагайте малышу игры тогда, когда они доставляют радость и вам и малышу!
Понравилась статья? Сохраняйте себе и делитесь с друзьями
Присоединяйтесь к нам в социальных сетяхЧитайте лучшие статьи, узнавайте о новых материалах, принимайте участие в наших обсуждениях. |
Развивающие игры для грудничков
Здравствуйте, дорогие родители!
Если вы читаете эту статью, значит вам не безразлично времяпровождение своего маленького крошки и уже с его появлением на свет вы интересуетесь,чем же его занять и конечно же, чтобы это способствовало его разностороннему развитию.
Заниматься развивающими занятиями с малышом нужно и очень важно. Чем раньше вы начнете, тем лучше. Многие мамы не согласятся с этим, считая, что новорожденного не стоит перегружать лишней информацией, его психику и этот крохотный мозг еще не способен, что-либо усваивать. Это мнение и оно имеет право на существование.
Я же придерживаюсь того, что время с ребенком нужно проводить с пользой играя и развивая одновременно. Здесь хочу привести игры, которые я использовала со своим сыном, в течение первого года его жизни. И я не говорю, что мой сын гений или у него супер способности, нет это обычный ребенок, что-то у него получается лучше, что-то хуже. Но важность подобных упражнений в другом:
♥ во-первыых, это непосредственный контакт с мамой, ее речь, тактильные прикосновения, ее внимание, ласка, что может быть важнее всего этого.
♥ во-вторых, развиваются различные органы чувств.
♥ в-третьих, малыш учится думать посредством примитивных игровых ситуаций.
♥ в-четвертых, работает память, он уже запоминает развитие событий и уже знает правила игры, если часто играть в одну и ту же игру.
и помимо всего прочего развиваются другие качества логика, мышление, речевые навыки, мелкая и крупная моторика.
Итак, рассмотрим развивающие игры для грудничков, в возрасте до годика и сопутствующие подручные средства, а так же покупные приспособления, которые помогут нам занять, отвлечь и развивать малютку.
1 месяц
♦ На первом месяце, у ребенка сильный тонус конечностей и все его движения сводятся к рефлекторным действиям. Можно делать легкие поглаживания по ручкам, разжимая кулачки. По ступням, по ножкам и ручкам с применением потешек. Говорите негромким и спокойным голосом.
♦ Малыши в первые месяца не способны различать цвета, поэтому педиатры рекомендуют использовать для зрительной активности черно-белые изображения. Это могут быть самодельные кубики из плотной бумаги или картона. Закрепите их над кроваткой на расстоянии чуть выше вытянутой ножки ребенка. Кубики из бумаги довольно легкие, будут вращаться, особенно, если кроватка с маятником и малыш будет наблюдать, как сменяются узоры.
♦ Пойте ребенку тихим спокойным голосом, чаще держите на руках и прижимайте к груди, он очень сильно нуждается в вашем тепле.
♦ Негромко включайте на несколько минут классическую музыку,
2 месяц
♥Пришла пора погремушек. Начните с простых, не громких, чтобы не напугать, легких. Отлично подойдут игрушки на прищепках, при помощи которых их можно закрепить где угодно.
♥ Проговаривайте отдельные звуки, при этом смотрите на малыша, он должен видеть ваши губы.
♥ Первые книжки — картонки с простыми изображениями хороши для начала. Показывайте, где что нарисовано, как можно больше объяснений про данный предмет.
♥ первые игры — потешки: сорока — белобока кашу варила, стенка, стенка, потолок.
3 месяц
♦Теперь можно сменить черно-белые кубики на обычный мобиль с игрушками и негромкой, спокойной музыкой. Не забывайте менять игрушки через несколько дней. Это могут быть любые легкие игрушки, не обязательно от мобиля.
♦ Книжечки из фетра уже можно давать рассматривать.
♦Можно использовать игрушки на резиночке, которые одеваются на ручку или ножку. Ребенка заинтересует объект, он будет его рассматривать или пытаться снять. Таким образом координируя свои конечности и их движения, концентрируясь на определенном предмете.
♦ Подойдут различные игрушки с тактильными вставками, шуршалками.
♦ Начинайте выкладывать малыша на развивающий коврик, и чаще меняйте его положение: на животик, на спинку, на бочок, на другой, чтобы были задействованы разные группы мышц.
♦ Познакомьте малыша с зеркалом, показывайте кто где, части лица в зеркале.
♦ Познакомьте малыша с разными звуками в квартире: с чайником, как кипит, со стиральной машиной, с аквариумом (у нас бурлит компрессор).
♦ Смотрите в окно, комментируйте пейзаж, кто что делает.
4 месяц
♥ Первые друзья. Можно использовать куклы-варежки, пальчиковые или обычные игрушки. Разговаривайте с ребенком на разные голоса от имени игрушки.
♥ Сенсорные карточки, мешочки, мячики разного диаметра, разной фактуры. Тряпочки из разных видов ткани. Можно обычные мешочки из ткани, наполненные разной крупой (рис, горох, фасоль, гречка, орехи в скорлупе) или как делают некоторые мамы: вместо тканевых мешочков используют обычные надувные шарики. Здесь еще можно использовать и муку. Давать ребенку эти шарики или мешочки, чтобы перебирал пальчиками.
♥ Массажные мячики, катать не слишком нажимая по ножкам, ступням, ручкам, ладошкам.
♥ Развивающие коврики, с различными игрушками на разной высоте. Меняйте игрушки и их месторасположение.
♥ Подойдут развивающие карточки, можно использовать их как по системе, показывать по несколько секунд, как например по методике Домана. Но я просто показывала ребенку карточку с изображением и рассказывала, кто и что, тоже очень быстро.
♥ Можно закрепить над кроваткой обычный надувной шар, пусть ребенок его пинает и толкает ручками. Моему сыну очень нравилось это занятие.
5 месяц — 6 месяц
♥Давайте коробочки, которые легко открываются, баночки, контейнера для еды, матрешки.
♥Сенсорные коробки из разных наполнителей (крупа, гидрогель, мятая бумага)
Советы для родителей.
Здесь хочется отметить несколько важных нюансов. Это относится к любому возрасту ребенка, пусть хоть до годика, пусть хоть в 5 лет, хоть в 10. Не забывайте про общение со своим ребенком: индивидуальное и коллективное. В младенчестве стимулируется речевая активность, в более старшем возрасте ребенку как и всегда нужно ваше внимание, вы должны расспрашивать его о делах, достижениях, неудачах, стремлениях, желаниях, интересах. Это сблизит вас еще больше и вы будете в курсе его дел и мечтаний, что избавит вас в дальнейшем от различного рода подростковых проблем.
Занимаясь с ребенком повторяйте упражнения из прошлых месяцев, закрепляйте материал и добавляйте новый.
ТОП 10 игр с малышами до года
Игры со взрослыми просто необходимы малышу для гармоничного развития. Кроме массы положительных эмоций и укрепления отношений между крохой и родителями, игры помогают ребёнку узнавать новые слова, усваивать знания об окружающем мире, тренировать ловкость пальчиков и многое другое. В этой подборке – 10 самых лучших игр для деток до 1 года. Все игры прошли проверку временем и точно будут интересны вашему крохе.
Тут можете скачать мега подборку игр с грудничком по месяцам — https://yadi.sk/i/tt_2vA2PqXxZ3
Эту игру знают, пожалуй, абсолютно все, а текст народной потешки даже заучивать не нужно: он у нас в памяти с рождения.
Ладушки-ладушки,
Где были? У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Простоквашку.
Попили-поели,
Домой полетели (машем руками как крыльями).
…И полетели-полетели-полетели.
На голову сели,
Песенку запели (берёмся руками за голову).
Произнося это стихотворение, взрослый ритмично хлопает в ладоши, можно так же в такт покачивать головой и плечами. Со временем малыш начнёт повторять ваши движения. Чтобы ему проще было освоить хлопки, можно взять детские ладошки в свои, и таким образом хлопать вместе.
Это тоже хорошо известная и всеми любимая пальчиковая игра для малышей. Возьмите ладошку крохи в свою руку, и, очерчивая окружность своим указательным пальцем по детской ладошке, приговаривайте:
Сорока-сорока,
Где была?
Далёко!
А затем, пощипывая каждый пальчик:
Воду носила!
Дрова рубила!
Печку топила!
Кашу варила!
Деточек кормила!
Переключаемся на другую ручку и так же пощипываем каждый пальчик:
Этому дала, этому дала…Доходим до последнего пальчика: А этому – не дала. Он воды не носил, дров не рубил, печку не топил и кашу не варил.
Если играя в Сороку, мы пощипывали и разминали пальчики, то в этой игре будем их загибать. На каждую фразу загибаем малышу один пальчик:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот – деточка моя.
Вот и вся моя семья!
Произнося последнюю фразу, можно крепко обхватить кулачок ребёнка своими ладонями.
В аналогичную игру можно поиграть с малышом перед укладыванием спать:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит
И тебе он спать велит.
- 4. Мешок с сюрпризом
В небольшой непрозрачный мешочек сложите разные мелочи, отличающиеся формой и фактурой. Предметы в мешочке должны быть такого размера, чтобы ребёнок удерживал их ручкой, но при этом не мог вдохнуть или проглотить их. Например, это могут быть: чайная ложечка, крупная деталь конструктора, грецкий орех, кусочек искусственного меха, пряжка от ремня и т.д. Выдаём «сокровищницу» малышу и наблюдаем, с каким любопытством и удивлением он извлекает из мешочка и рассматривает вещицы.
Вариантов этой игры очень много: можно просто закрывать лицо руками, а потом открывать, можно прятаться за дверь, шторку. Можно прятать и самого малыша, накрывая его пелёночкой на несколько секунд. Такие прятки обязательно нужно сопровождать словами: «Где же мама? Вот она! А где Ваня? Куда же он спрятался? Вот он!». А можно просто, встречаясь с малышом глазами, говорить «ку-ку».
- 6. «Полетели-полетели»
Полетать под потолком любят все малыши, но физически для мамы эта игра будет тяжёлой, поэтому лучше привлечь к ней папу. Можно поднять малыша за подмышки и покачивать в разные стороны, а можно поиграть в «самолётик»: ребёнок ложится на предплечье взрослого животиком, папа держит его одной рукой под грудку, а другой придерживает спинку и поднимает вверх. Для полноты эффекта нужно включить «звуковое сопровождение» и изобразить звук летящего самолёта.
- 7. Покатаем мячик
Для игры понадобится мячик небольшого размера. Усаживаем ребёнка на пол и садимся напротив него. Тихонько толкаем мячик малышу и показываем, что ребёнок должен сделать в ответ. Очень скоро кроха сообразит, как нужно действовать. Разнообразить игру можно, включив в процесс несколько мячиков разного размера: вот покатился большой, вот поменьше, а вот совсем маленький.
- 8. Кто там в зеркале?
Ближе к году детки очень любят рассматривать своё отражение в зеркале. «Друг из зазеркалья» становится для них настоящим открытием. Можно сесть вместе с малышом напротив большого зеркала, запастись разными шапочками, шляпами, панамками, косынками и примерять их по очереди, наблюдая, как меняется образ человечка в отражении (Кстати, есть суеверный «запрет» о том, что ребенку до года нельзя смотреться в зеркале, все это выдумки. В конце статьи можете почитать о суевериях).
С большим интересом малыши рассматривают части своего тела и учатся их показывать. Для этой игры можно использовать игрушки (кукол, мягкие игрушки), а можно играть только вдвоём. Суть игры в том, что мама просит малыша показать, где у него ушки, а где носит, а где ротик? Называть части лица и тела можно с любимым мягким мишуткой или куклой, а потом показать их ещё и на маме.
Ещё одна замечательная игра на запоминания частей тела. Соедините указательный и большой палец на обеих руках – получилось «жало» комарика. Сначала поём песенку, «пританцовывая» руками в такт:
Дарики-дарики,
Летели комарики.
Вились-вились…( «вьёмся» руками вокруг малыша)
В ножку вцепились!(слегка щипаем указательным и большим пальцем, как будто ужалил комарик).
Вместо ножки в песенке могут быть щёчки, ручки, животик и другие части тела.
Тут можете скачать мега подборку игр с грудничком по месяцам — https://yadi.sk/i/tt_2vA2PqXxZ3
Возможно заинтересует:
- Воспитание ребенка до года: советы родителям, игры и игрушки.
- Значение игры в жизни ребенка.
Большинство этих игр не требуют специальной обстановки и «реквизита», поэтому играть в них можно и во дворе, и ожидая очередь, и в дороге. Несмотря на внешнюю примитивность, такие игры очень много дают малышу для всестороннего развития. Освоив «классику» игр с малышами, родители могут придумывать свои варианты — это только приветствуется.
Видео: Развивающие игры от 0 до 12 месяцев
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Какие бывают развивающие игры для грудничков?
Содержание:
Как правило, развивающие игры для грудничков весьма просты, они легко вписываются в обычный распорядок дня новорожденного ребенка, а также не требуют от родителей каких-то особенных знаний. Данные игры позволяют малышу более рано развивать свои способности, и познавать окружающий мир.
Необходимо отметить, что при игре с ребенком необходимо обязательно с ним общаться. Это способствует соединению в головном мозге нейронов, которые ответственны за развитие речи.
Развивающие игры для ребенка в возрасте от 0 до 3 месяцев.
Игры, способствующие развитию зрения
В таком возрасте игры, в основном, направлены на умственное и физическое развитие, а также на развитие зрения.
Игра «Где зайчик»
Для данной игры заранее подготавливается определенный предмет: из бумаги вырезается красочное изображение зайчика (или какого другого зверя). Далее попробуйте поднести зайчика к малышу, познакомьте кроху с игрушкой, дайте ему его рассмотреть. Затем модно усложнить задачу и произвести имитацию движений: пусть зайчик побегает, попрыгает, но так чтобы ребенок успевал следить за ним глазами. Можно спрашивать малыша: «А где же зайчик? – и самим отвечать на поставленный вопрос.
Игра «Отнималки»
Такая игра позволяет развивать у малыша, как координацию движений, так и зрение.
Для данной игры нужно повесить игрушку на яркую веревочку, которую больше всего любит кроха. Игрушку необходимо держать так, чтобы она находилась недалеко от ручек ребенка, чтобы он смог легко до нее дотянуться. Когда малыш попытается дотронуться до игрушки, то можно ее немного отодвинуть, а потом снова вернуть на прежнее место.
Игра «Где погремушка?»
Возьмите в руку погремушку и сначала потрясите ей с одной стороны от крохи, а когда он повернется на звук, то потом погремите с другой стороны. При этом необходимо перемещать погремушку в разные стороны от малыша так чтобы он успевал следить за ней глазами. Подобные упражнения можно проделывать и с маленьким колокольчиком. При этом не забывайте комментировать свои действия, разговаривать с ребенком, задавайте вопрос: «Где погремушка».
Игра «Гляделки»
Посмотрите ребенку прямо в глаза. В ответ малыш станет непрерывно смотреть на вас. Когда ребенок полностью поглотиться изучением вашего лица, поменяйте свое выражение: произнесите что-нибудь со смешной интонацией, улыбнитесь, поверните головой, скорчите нелепую рожицу и прочее. Так, на ваши действия малыш начнет реагировать: он может улыбнуться или же задвигать ножками и ручками.
Игры, способствующие физическому развитию
Игра «Где мячик?»
Подобная игра способствует укреплению мышц шеи, и в результате чего ребенок будет учиться держать головку.
Переверните своего малыша на животик, а рядом с ним положите яркий мячик так, чтобы он смог его видеть. Далее попробуйте заинтересовать ребенка: покатайте мячик, задайте вопрос: «Где мячик»?- и сами же дайте ответ. Когда кроха заинтересуется игрой, то он попытается дотронуться до мячика, начнет вытягивать шею.
Игра «Крепкие пальчики»
Возьмите ручку ребенка, и вложите в ладошку свой палец. В ответ малыш тут же схватит его. Далее слегка потяните свою руку, тогда малыш еще крепче схватиться за ваш палец. Во время такой игры не забывайте весело разговаривать с крохой, хвалите его за старания и усилия.
Игры, способствующие умственному развитию
Игра «Ку-ку»
Данная игра направлена на развитие у ребенка познавательных способностей.
Закройте свое лицо руками и во время открытия произнесите слово: «Ку-ку». Также можно спрятать свое лицо под полотенце, или же спрятаться за стул. Во время игры нужно показывать ребенку, что вам интересно с ним играть, смейтесь, улыбайтесь, веселитесь.
Игра «Зеркало»
Данная игра помогает ребенку оценить самого себя и свои действия.
Повторите за крохой его звуки, мимику, будто он смотрится в зеркало.
«Игра с пальчиками»
Данная игра направлена на развитие мелкой моторики рук.
Поиграйте с ребенком в знаменитые пальчиковые игры, такие как «Мальчик с пальчик», «Идет коза рогатая», «Пять братьев», «Сорока-сорока» и прочие.
Развивающие игры для ребенка в возрасте от 3 до 6 месяцев
Игра «Где мой малыш?»
Такая игра способствует укреплению шеи и спины ребенка, а также развивается чувство равновесия и сила.
Лягте на спину, а ребенка положите себе на живот. Со словами: «Где мой малыш?» — вот он где — возьмите кроху под подмышки и поднимите вверх, так чтобы его лицо находилось напротив вашего. Подобное упражнение повторяется несколько раз.
Игра: «Смотри, что я вижу»
Возьмите несколько ярких игрушек, привлеките внимание малыша, поводите ими из стороны в сторону.
Также в таком возрасте детям очень интересно рассматривать свои ручки, а также открывают для себя, что ими можно управлять. Помогите в этом ребенку. Возьмите в свои руки ручки малыша и похлопайте ими перед своим лицом. При этом можно приговаривать следующую присказку:
Ладушки, ладушки, хлопаем в ладоши. Мамочку погладь по щечке. Хлопаем в ладошки.
Развивающие игры для ребенка в возрасте от 6 до 9 месяцев
Игра «Альпинист»
Игра отрабатывает новые движения и совершенствует имеющиеся, развивает моторные навыки, логическое мышление, координацию, уверенность в своих силах, увеличивает общую подвижность, тренирует различные группы мышц.
Соорудите в комнате «горную вершину», при помощи одежды, одеяла, мягких игрушек. Далее предложите ребенку взобраться на эту вершину, помогите ему это сделать. Малыша обязательно заинтересует подобная игра, и он с удовольствием полезет покорять вершину.
Игра «Туннель»
Игра учит доверять окружающим и развивать уверенность в себе, тренирует мускулатуру, приучает не бояться в не привычных ситуациях, учит различать лево и право, укрепляет координацию.
Соорудите туннель из большой коробки. С одной стороны туннеля посадите малыша, а с другой стороны положите его любимую игрушку. Сначала сами покажите ребенку как нужно это сделать, а потом попросите малыша пролезть через туннель.
Развивающие игры для ребенка в возрасте от 9 до 12 месяцев
Игра «Пирамидка»
Данная игра способствует развитию зрительного соотнесения, координации и мелкой моторики рук.
Предложите поиграть ребенку с яркими крупными разноцветными кольцами – пирамидкой. Малыш будет активно ставить друг на друга кольца, собирать и разбирать пирамидку.
Игра «По кочкам по кочкам»
Данная игра направлена на развитие слуховой памяти и слухового восприятия, обучает восприятию интонационной окраски речи, усиливает связь между звуком и движением.
Возьмите ребенка на руки и посадите его на колени. Далее произнесите ему следующее стихотворение: «По кочкам по кочкам, по маленьким цветочкам, в ямку – Бух». И при слове «Бух» аккуратно раздвиньте ноги, и осторожно опустите ребенка вниз, будто он упал в ямку. Со времен ребенок будет ждать этих слов, и радоваться, предвкушая их. Во время игры также необходимо менять интонацию в голосе.