Респираторно-аффективные приступы — Библиотека — Доктор Комаровский
Авторы: Биттерлих Л. Р.
Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» — это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30—60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.
Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа — «синий» и «бледный».
«Бледные» аффективно-респираторные приступы чаще всего являются реакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитать пульс во время такого приступа — он на несколько секунд исчезает. «Бледные» аффективно-респираторные приступы по механизму развития приближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такими приступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.
Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются по типу «синих». Они являются выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. При отказе выполнить его требования, добиться желаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать. Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляется легкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается через несколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступы внешне сходны с ларингоспазмом — спазмом мышц гортани. Иногда приступ несколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижение мышечного тонуса — ребенок весь «обмякает» на руках у матери, либо возникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.
Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых, раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерических приступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возраста характерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок при неисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол: беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всячески демонстрирует свое негодование и ярость. В этой «двигательной буре» протеста выявляются некоторые черты истерических приступов более старших детей.
После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическими реакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или быть другие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение «ужасных двухлеток» в «ужасных двенадцатилеток».
Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждение приступов
Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да и вообще — для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости.
Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.
В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства — все ему разрешают и выполняют все его требования — только бы ребенок не расстроился — то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы.
Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку — чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.
Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использование некоторых «гибких» психологических приемов для предотвращения приступов:
1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.
Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже — когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеете предупредить приступы раздражения.
2. Переключайтесь от команды «стоп» к команде «вперед».
Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды «вперед», чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.
3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.
Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: «Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного». Затем дайте ему четко понять, что несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: «Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине». Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.
4. Скажите ребенку правду относительно последствий.
При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: «Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».
Судороги при респираторно-аффективных приступах
Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими — отмечается напряжение мышц — тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги — в виде подергиваний. Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.
При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.
Что делать во время приступа задержки дыхания
Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.
Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.
Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблением или судорогами — положите ребенка на ровную поверхность и поверните его голову в сторон, чтобы он не задохнулся в случае рвоты. Подробно ознакомьтесь с моими рекомендациями «КАК ПОМОЧЬ ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПА СУДОРОГ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ»
После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, что произошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Не отступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторения эпизодов с задержкой дыхания.
Читайте еще:
Комаровский Е.О.
Перехватывает дыхание и синеет при плаче
опубликовано 28/10/2009 16:27
обновлено 21/03/2017
— Нервные, психические и психологические болезни
Аффективно-респираторные приступы у детей, первая помощь
Закрыть- Болезни
- Инфекционные и паразитарные болезни
- Новообразования
- Болезни крови и кроветворных органов
- Болезни эндокринной системы
- Психические расстройства
- Болезни нервной системы
- Болезни глаза
- Болезни уха
- Болезни системы кровообращения
- Болезни органов дыхания
- Болезни органов пищеварения
- Болезни кожи
- Болезни костно-мышечной системы
- Болезни мочеполовой системы
- Беременность и роды
- Болезни плода и новорожденного
- Врожденные аномалии (пороки развития)
- Травмы и отравления
- Симптомы
- Системы кровообращения и дыхания
- Система пищеварения и брюшная полость
- Кожа и подкожная клетчатка
- Нервная и костно-мышечная системы
- Мочевая система
- Восприятие и поведение
- Речь и голос
- Общие симптомы и признаки
- Отклонения от нормы
- Диеты
- Снижение веса
- Лечебные
- Быстрые
- Для красоты и здоровья
- Разгрузочные дни
- От профессионалов
- Монодиеты
- Звездные
- На кашах
- Овощные
- Детокс-диеты
- Фруктовые
- Модные
- Для мужчин
- Набор веса
- Вегетарианство
- Национальные
- Лекарства
- Антибиотики
- Антисептики
- Биологически активные добавки
- Витамины
- Гинекологические
- Гормональные
- Дерматологические
- Диабетические
- Для глаз
- Для крови
- Для нервной системы
- Для печени
- Для повышения потенции
- Для полости рта
- Для похудения
- Для суставов
- Для ушей
- Желудочно-кишечные
- Кардиологические
- Контрацептивы
- Мочегонные
- Обезболивающие
- От аллергии
- От кашля
- От насморка
- Повышение иммунитета
- Противовирусные
- Противогрибковые
- Противомикробные
- Противоопухолевые
- Противопаразитарные
- Противопростудные
- Сердечно-сосудистые
- Урологические
- Другие лекарства
- Врачи
- Клиники
- Справочник
- Аллергология
- Анализы и диагностика
- Беременность
- Витамины
- Вредные привычки
- Геронтология (Старение)
- Дерматология
- Дети
- Женское здоровье
- Инфекция
- Контрацепция
- Косметология
- Народная медицина
- Обзоры заболеваний
- Обзоры лекарств
- Ортопедия и травматология
- Питание
- Пластическая хирургия
- Процедуры и операции
- Психология
- Роды и послеродовый период
- Сексология
- Стоматология
- Травы и продукты
- Трихология
- Другие статьи
- Словарь терминов
- [А] Абазия .. Ацидоз
- [Б] Базофилы .. Булимия
- [В] Вазектомия .. Выкидыш
- [Г] Галлюциногены .. Грязи лечебные
- [Д] Дарсонвализация .. Дофамин
- [Е] Еюноскопия
- [Ж] Железы .. Жиры
- [З] Заместительная гормональная терапия
- [И] Игольный тест .. Искусственная кома
- [К] Каверна .. Кумарин
- [Л] Лапароскоп .. Лучевая терапия
- [М] Магнитотерапия .. Мутация
- [Н] Наркоз .. Нистагм
- [О] Общий анализ крови .. Отек
- [П] Паллиативная помощь .. Пульс
- [Р] Реабилитация .. Родинка (не
Аффективно-респираторные приступы
Аффективно-респираторные приступы, или пароксизмы, припадки (АРП), breath-holding spells, (в просторечии – закатывания) представляют собой внезапные кратковременные остановки дыхания на высоте вдоха с невозможностью выдоха, возникающие при плаче у детей грудного или младшего возраста. Ребенок при этом в той или иной степени синеет или бледнеет. Один из часто встречающихся вопросов по неотложной помощи в практике педиатра и детского невролога, это состояние очень пугает родителей, поэтому расскажу о нем подробнее.
Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» — это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30—60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.
В это время родители начинают паниковать, хотя для ребенка это, согласитесь, не лучшая помощь. Поэтому приведу все материалы, которые мне удалось собрать по этому вопросу.
Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа — «синий» и «бледный».
«Бледные» аффективно-респираторные приступы чаще всего являются реакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитать пульс во время такого приступа — он на несколько секунд исчезает. «Бледные» аффективно-респираторные приступы по механизму развития приближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такими приступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.
Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются по типу «синих». Они являются выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. При отказе выполнить требования, добиться желаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать. Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляется легкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается через несколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступы внешне сходны с ларингоспазмом — спазмом мышц гортани. Иногда приступ несколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижение мышечного тонуса — ребенок весь «обмякает» на руках у матери, либо возникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.
АРП сопровождаются ростом тонуса блуждающего нерва. При бледных пароксизмах иногда наблюдаются задержки сердцебиения (асистолия), при обоих типах пароксизмов часто встречаются электроэнцефалографические (ЭЭГ) патологические изменения. Приступы наблюдаются в возрастном диапазоне от новорожденности до 5-6 лет, хотя наиболее часто наблюдаются в возрасте до 2-3-х лет.
Приступы могут быть как редкими (раз в несколько месяцев), так и частыми, много раз в день. Длительность задержки дыхания может колебаться от 1-2 секунд до десятков секунд. По данным некоторых авторов, приступ АРП может перерасти в эпилептический припадок.
Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых, раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерических приступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возраста характерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок при неисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол: беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всячески демонстрирует свое негодование и ярость (знакомая картинка, да?). В этой «двигательной буре» протеста выявляются некоторые черты истерических приступов более старших детей.
После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическими реакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или быть другие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение «ужасных двухлеток» в «ужасных двенадцатилеток».
Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами.
Предупреждение приступов. Приступы раздражения являются вполне нормальными для любых детей, да и вообще — для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости. Думаю, многие с этим уже познакомились на практике, да?
Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.
В формировании и поддержании пароксизмов (приступов) определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства — все ему разрешают и выполняют все его требования — только бы ребенок не расстроился — то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы. Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку — чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.
Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использование некоторых «гибких» психологических приемов для предотвращения приступов:
1. Предчувствуйте и избегайте вспышек. Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже — когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка, и вы сумеете предупредить приступы раздражения.
2. Переключайтесь от команды «стоп» к команде «вперед». Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды «вперед», чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. дети не любят слово «нет» и «нельзя». Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.
3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние. Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: «Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного». Затем дайте ему четко понять, что, несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: «Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине». Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.
4. Скажите ребенку правду относительно последствий. При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: «Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».
Судороги при респираторно-аффективных приступах.
Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими — отмечается напряжение мышц — тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги — в виде подергиваний. Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется. При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.
Что делать во время приступа задержки дыхания.
Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда (вы же способны задержать дыхание на какое-то время без ущерба для здоровья?).
Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.
Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когда он только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре. Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем, игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, как та же щекотка, иногда приносит результаты.
Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблением или судорогами — положите ребенка на ровную поверхность и поверните его голову в сторону, чтобы он не задохнулся в случае рвоты.
После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, что произошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Не отступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторения эпизодов с задержкой дыхания.
Обследование.
Тщательное описание эпизода – неотъемлемая часть в лечении. В частности повышенное внимание должно быть уделено обстоятельствам и последовательности событий во время приступа. Эта информация может послужить важным диагностическим ключом. Например большинству АРП предшествует ажиатация (нарушение двигательных функцйий) и плач, что контрастирует с эпилептическими приступами, кардиальными нарушениями, и ортостатическими синкопами, которые часто происходят безо всяких эмоциональных провокаций.
У детей старшего возраста с АРП, дополнительными диагностическими ключами могут быть эпизоды недержания мочи, которые часто сопровождают некоторые типы эпилептических приступов. Также информативны сообщения о возникновении АРП на фоне сна или полного спокойствия.
Практическим врачам необходимо выявлять информацию о том, связан ли дистресс с едой, или другой физической активностью, или ощущениями боли в груди, или другими физикальными симптомами. Такие находки наводят на мысль о каких-то других нарушениях, таких как кардиопульмональные (сердечные и легочные) проблемы.
Генеалогический анамнез – это еще один важный критерий оценки пациента. Предшествующие обзоры свидетельствуют, что от 20% до 30% детей с детскими АРП имеют членов семей у которых наблюдались аналогичные аффективные расстройства.
Если данные истории болезни или физикального осмотра свидетельствуют об эпилептических приступах, или других расстройствах ЦНС, рекомендуется проведение видео ЭЭГ мониторинга (желательно с фиксацией данных состояний), и консультация с детским неврологом. Если подразумевает кардиоваскулярная проблема, представляется уместным провести холтеровское мониторирование и проконсультироваться с детским кардиологом.
Лечение аффективно-респираторных приступов
При лечении аффективно-респираторных приступов необходимо учитывать, что они представляют собой первое проявление детской истерии и обычно возникают на невропатической почве. Поэтому лечение должно проводиться в двух направлениях.
Во-первых, необходима семейная психотерапия, направленная на коррекцию воспитания, устранение потворствующей гиперопеки, нормализацию семейных отношений и др. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения, где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки.
Во-вторых, необходимо проводить лечение невропатии с применением ряда средств, укрепляющих нервную систему, и седативных препаратов. Наиболее благоприятно применение кальция (кальция глюконат, кальция лактат по 0,25-0,5 г на прием), валерианы в виде настойки по стольку капель на прием, сколько ребенку лет, либо настоя валерианы 3-5 г, поливитаминов. В более тяжелых случаях применяют липоцеребрин, фосфрен, глутаминовую кислоту, аминалон по 2-3 раза в день. При очень частых (ежедневно, несколько раз в день) припадках (что может указывать на повышенную возбудимость мозга) необходимо применение небольших доз противоэпилептических средств (фенобарбитал, гексамидин на ночь). Применение этих препаратов рекомендуется и при обнаружении на ЭЭГ-исследований пароксизмальной активности. Как уже указывалось, у некоторых детей с аффективно-респираторными приступами в дальнейшем наблюдаются эпилептические пароксизмы. Во время припадка аффективно-респираторных судорог оказания помощи ребенку обычно не требуется. Только при затянувшемся пароксизме следует какими-либо воздействиями (обрызгивание водой, похлопывание по щекам и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.
Чем старше становится ребенок, тем большее значение в лечении различных пароксизмов невротического происхождения имеет психотерапия. К семейной психотерапии присоединяются и другие ее виды — групповая и коллективная, а также индивидуальная, направленная на коррекцию истероидных черт личности.
При наличии у больного ребенка соматической астенизации необходимы проведение общеукрепляющей терапии, санация очагов хронической инфекции. Рекомендуется проведение седативной терапии, причем, кроме препаратов кальция, валерианы, бромидов, нередко приходится применять транквилизаторы — триоксазин, элениум, седуксен (в возрастных дозировках). Полезны водные процедуры — хвойные ванны, обтирания и проч. Во время самого истерического приступа помощи больному ребенку не требуется.
В начале приступа иногда можно прекратить его переключением больного на какой-либо вид деятельности — книги, игры, прогулка. Если этого сделать не удается, лучше на фиксировать внимание окружающих на припадке, оставить ребенка одного, и тогда приступ быстрее проходит.
Подвожу краткие итоги всему сказанному:
* Пугаться не стоит: дети от таких приступов не умирают (вероятность ничтожна), — из приступов они выходят сами, даже если родители не будут ничего предпринимать (дуть, умывать водой), но несколько позже…
* Чрезмерно опекать и потакать не стоит, но и совсем оставлять детей без внимания не надо. Стараться предотвратить и предупредить наступление приступа. Родители уже обычно представляют себе ситуации и состояние ребенка, которые грозят вылиться в приступ.
* физ.упражнения и прочее без ограничений. Но стараться, чтобы ребенок не перевозбуждался. Телевизоры и компьютеры – под запретом.
* приступы учащаются весной-осенью, — надо пить витамины и делать успокаивающие ванны, пить чаи и заниматься зарядкой.
* есть закономерности: Чем больше промежуток между приступами, тем больше вероятность того, что следующий приступ наступит позже и наоборот. Т.е. если приступа не было 2-3 мес., то его вероятность уменьшается. А если был приступ, через неделю ещё один, то следующий может наступить хоть сегодня.
И конечно: особенно внимательно в этот период относиться к желаниям ребенка.
* Во время приступа надо не паниковать, а обратить внимание на ребенка: в какую сторону наклонена голова, под каким углом, трясёт ли он головой, обмякает ли он или наоборот тело у него становится жестким, когда это происходит, закатаны ли у него глаза и пр. Это надо, чтобы врач могла диагноз ТОЧНО поставить !
* Эти приступы могут быть симптомом эпилепсии. Но до 5-7 лет эпилепсию не ставят (до тех пор, пока нельзя провести томографию мозга и пр.обследования. К тому времени подавляющее большинство детей «вырастают» из этого состояния. Но регулярный контроль невропатолога пока им необходим.
* Конечно, ничего хорошего в приступах нет: на несколько секунд прекращается питание клеток головного мозга. Часть клеток умирает, но для человека это незаметно и на умственном развитии не отражается. Но это зависит от частоты приступов. Конечно, если приступы практически каждый день, то головной мозг сильно страдает.
Самый главный совет – не ленитесь обращаться к врачу – профессионал разберется и назначит вам план правильных действий.
Респираторно аффективный синдром у взрослых. Аффективно респираторные приступы у детей. Какие дети склонны к закатываниям до потери сознания
К большому сожалению, родители не могут уберечь своего ребенка от всех бед и болезней, как бы ни старались ухаживать за ним с максимальной заботой, ограждать от всяческих угроз и рисков. Аффективно-респираторные приступы у ребенка вызывают сильную тревогу, а иногда и настоящий шок у взрослых. Малыш начинает синеть или бледнеть, неметь, задыхаться, в чем причины такого состояния и что делать – неизвестно.
Аффективно-респираторные приступы у детей – это такое состояние, при котором после сильного эмоционального стресса, испуга, гнева, обиды происходит неконтролируемая остановка дыхания. Обычно это случается на максимальном вдохе.
Чтобы понять причины возникновения такого состояния у ребенка, следует просто внимательно вслушаться и вдуматься в название патологии. Состояние аффекта – это эмоциональный всплеск любого характера, контролировать который человек не может.
«Респираторные » – обозначает дыхательные. То есть проблема затрагивает не только эмоции, но и органы дыхания. Ну а что такое приступы, объяснять не нужно. У взрослых подобное состояние отмечается очень редко, намного чаще встречается оно у детей раннего возраста. Лечение ребенка необходимо, чем опасны АРП, ниже рассмотрим более подробно.
Приступы, сопровождающиеся остановкой дыхания у ребенка могут возникать не только при истерике, есть и другие провоцирующие факторы:
- падение;
- сильная боль;
- неожиданность, испуг.
От взрослых требуется вовремя обратить внимание на состояние малыша и помочь ему – нередко родители считают, что ребенок притворяется, ругают его и оставляют один на один со страшной патологией.
Как распознать патологию
Подобные приступы у ребенка почти всегда начинаются с плача. Точнее, вначале разыгрывается сцена, в ходе которой происходит нечто неприемлемое и нетерпимое для малыша. Он начинает плакать, кричать, может топать ногами, отбрасывать от себя мелкие предметы и отталкивать взрослых.
Такие приступы у ребенка сами по себе еще не пугают, распространенная реакция взрослых в этом случае – нашлепать несговорчивого, непослушного и невоспитанного кроху.
И вот тут чаще всего и случается АРП:
- Набрав полные легкие воздуха для очередного захода истерического плача, малыш внезапно замолкает и замирает.
- Ротик ребенка может открываться и закрываться, но при этом не издается ни звука.
- Подобные приступы могут длиться до одной минуты, при этом личико крохи бледнеет или синеет – цвет кожных покровов определяют причины, по которым возник приступ. При испуге или боли кожа бледнеет, при ярости и гневе – синеет.
Иногда во время припадка тело ребенка сильно напрягается, буквально выгибаясь дугой. А иногда малыш обмякает и просто «сползает » на руки взрослым. Такие симптомы доводят до истерики уже родителей. Хотя малыш зачастую спустя некоторое время приходит в себя самостоятельно.
Причины возникновения
Все люди делятся по темпераменту и эмоциональному складу на различные типы. Кто-то остается хладнокровным и апатичным даже в чрезвычайных ситуациях, другим достаточно мелочи, чтобы вспыхнуть, как спичка, и выйти из равновесия. У ребенка все эмоции и переживания выражаются ярче, чем у взрослых. Судить о характере человека можно уже по его поведению в младенческом возрасте.
Если у ребенка импульсивный, вспыльчивый характер, если он бурно реагирует на выпавшую соску, не вовремя поданную бутылочку с едой или запоздалую смену памперса, родители должны быть очень внимательны и осторожны. Аффективно-респираторные приступы обычно возникают у тех детей в возрасте от 1 месяцев и до двух лет, которые избалованы и легко возбудимы. Для взрослых детская истерика без особого повода должна стать тревожным звоночком – у ребенка склонность к АРП.
Нельзя сказать, что лечение нужно начинать незамедлительно. Но если малыш не научится держать себя в руках, мириться с отказом взрослых купить конфету или нежеланием друга по песочнице делиться игрушкой, очень скоро лечение будет необходимо – подобные приступы могут привести к очень серьезным последствиям для ребенка.
Основные методы лечения
Медикаментозное лечение, несмотря на то, что взрослых такое детское состояние очень пугает, требуется только в том случае, если АРП беспокоят каждые 5-7 дней. Тогда приступы считаются патологией и требуют наблюдения у невропатолога.
Но маленькому капризуле нужно неотложное лечение, если произошел сильный, продолжительный приступ. Помочь крохе родители могут таким образом:
- взять малыша на руки, посадить себе на колени;
- похлопать его по щечкам, легонько подуть в личико;
- осторожно и легко пощекотать ребенка вдоль тела;
- обрызгать его прохладной водой – не окатить так, чтобы полилось ручьем.
Важно растормошить ребенка, привести его в чувство, не допустить затяжного припадка. А затем, когда он снова сможет вдохнуть и выдохнуть воздух, нужно ласково поговорить с ним, успокоить, приласкать. Ни в коем случае нельзя рассказывать малышу, как сильно он вас пугает, и, тем более, ругать его и кричать.
Медикаментозное лечение требуется, если приступы становятся очень частыми и дыхание исчезает больше чем на одну минуту. В этом случае из-за кислородного голодания мозга вначале ребенок падает в обморок. Это ужасно пугает родителей, но на самом деле таким способом организм пытается защитить себя и обезопасить.
Когда человек теряет сознание, все его органы и ткани потребляют намного меньше кислорода. Потому при гипоксии зачастую происходит обморок – медики в этом случае диагностируют атонический приступ неэпилептического характера, специальное лечение которого не требуется.
Спустя некоторое время атоническое состояние переходит в тоническое. То есть все мышечные ткани напрягаются. Тело ребенка вытягивается стрункой, а затем начинают конвульсивно сокращаться конечности. Состояние ребенка очень напоминает припадок эпилепсии, но это не он – согласно статистике, лишь в 7% случаев АРП в раннем возрасте приводит к развитию эпилепсии у школьников.
В этот же период времени в крови начинает скапливаться углекислый газ. Это вызывает рефлекс, расслабляющий гладкую мускулатуру гортани
Аффективно-респираторные приступы: причины, симптомы и лечение
Под аффективно-респираторными приступами, или АРП, подразумеваются приступы, на фоне которых после действия чрезмерного для нервной системы физического или эмоционального раздражителя у детей задерживается дыхание и появляется кратковременное апноэ. Порой к этому состоянию могут присоединяться судороги с потерей сознания. Подобные приступы проходят, как правило, без каких-либо последствий, но требуют обязательного наблюдения невролога и кардиолога.
Общая информация о патологии
Аффективно-респираторный приступ может возникать у детей в возрасте от шести месяцев до двух лет. Иногда такие приступы появляются и у детей, которым три года. Новорожденные, как правило, этим явлением не страдают, до шести месяцев таких приступов почти не бывает из-за незрелости нервной системы. Позже с возрастом дети этот недуг перерастают. Частота аффективно-респираторных приступов у детей составляет пять процентов от общей численности всех малышей. Такие дети требуют особого внимания при воспитании, так как детский приступ эквивалентен истерическому припадку у взрослых.
Причины приступов
Ведущими причинами выступают наследственные факторы. Бывают дети, которые возбудимы от рождения, и существуют особенности характера родителей, которые могут невольно провоцировать такие симптомы. Родители таких малышей тоже в свое время переживали нечто подобное. Причины аффективно-респираторных приступов заключаются в следующем:
- Полное игнорирование взрослым требований ребенка.
- Недостаток внимания родителей.
- Появление испуга, возбуждения, усталости или стресса.
- Перегрузка впечатлениями.
- Всевозможные падения наряду с травмами и ожогами.
- Частые семейные скандалы.
- Вынужденное общение с неприятным для ребенка родственником.
Взрослые должны осознавать, что ребенок так может реагировать неосознанно, а никак не намеренно. Это может быть временной и ненормальной физиологической реакцией, которая ребенком обычно не контролируется. В том, что у малыша возникают подобные реакции, виновата в особенности его нервная система, которую изменить уже нельзя. Некоторые дети такими рождаются, а непосредственно ранний возраст служит началом всех подобных проявлений. Такие аффективно-респираторные приступы у детей нужно корректировать с помощью педагогических мер, чтобы удалось избежать проблем с характером в более старшем возрасте.
Симптомы
Данный синдром педиатрами условно делится на четыре типа. Классификация в этом случае следующая:
- Простой вариант синдрома. На его фоне задержка дыхания происходит в конце выдоха. Зачастую такой синдром развивается сразу после недовольства малыша или получения им травмы. Дыхание при этом может восстанавливаться самостоятельно, а насыщение крови кислородом никак не снижается.
- Синий тип. Такой вариант обычно возникает вслед за болевыми реакциями. После плача случается форсированный выдох, рот при этом у ребенка будет открыт, но никаких звуков не последует. Будет наблюдаться закатывание глаз наряду с остановкой дыхания. Малыши при этом вначале ярко краснеют, потом синеют, а затем обмякают, иногда они даже могут потерять сознание. Некоторые дети приходят в сознание непосредственно после восстановления дыхания, а другие же могут сразу заснуть на час или два. В том случае, если записать энцефалографию во время приступа, то каких-либо изменений на ней замечено не будет. Классификация аффективно-респираторных приступов на этом не заканчивается.
- Белый тип. При этом варианте ребенок почти не будет плакать, а резко побледнеет и сразу же потеряет сознание. Затем у него наступит сон, после которого не будет никаких последствий. Судорожный очаг на энцефалографии при этом не обнаружится.
- Осложненный тип. Этот вариант может начинаться как один из предыдущих, но потом обычно присоединяются пароксизмы, которые похожи на эпилептические приступы, способные сопровождаться недержанием мочи. Подобное состояние у ребенка может представлять серьезную опасность для всех тканей в результате гипоксии мозга и кислородного голодания.
Опасности для жизни ребенка такие судороги совершенно не представляют. Но при их наличии консультация невролога считается обязательной для того, чтобы ограничить такие проявления от более серьезных случаев. Задержка дыхания во время приступов происходит на период от нескольких секунд до трех минут, сохранять самообладание на фоне всего этого родителям бывает очень трудно. Среднее время остановки дыхания у детей составляет шестьдесят секунд.
Механизм развития патологии
Надо сказать, что выглядят подобные припадки устрашающе, особенно если аффективно-респираторный приступ у грудничка развился. Как только ребенок перестает дышать, поступление в его организм кислорода мгновенно прекращается. В том случае, если задержка дыхания долго продолжается, то рефлекторно снижается мышечный тонус, ребенок «обмякает». Это служит реакцией на развитие острой кислородной недостаточности, которой подвергается мозг. В мозгу возникает процесс защитного торможения, работа его начинает перестраиваться для того, чтобы употреблять как можно меньшее количество кислорода. В результате наступает закатывание глаз, сильно пугающее родителей.
В случае продолжающейся остановки дыхания при аффективно-респираторном приступе (код по МКБ-10 — R06 «Аномальное дыхание») мышцы организма резко повышают свой тонус, а тело малыша напрягается и выгибается, могут возникнуть клинические судороги в форме ритмичных подергиваний туловища и конечностей.
Все это ведет к накапливанию в организме углекислого газа, то есть непосредственно к гиперкапнии. От этого рефлекторно сокращаются мышечные спазмы гортани, и ребенок делает вдох. Вдох, как правило, делается при плаче, после чего ребенок начинает дышать хорошо и спокойно. На практике обычно до возникновения судорог доходит крайне редко. После апноэ дети сразу перестают закатывать глаза, а у некоторых дыхание может восстанавливаться уже после стадии обмякания.
Эмоции и дыхание
Эти аффективно-респираторные приступы не зря так называются. Маленькие дети так выражают свой гнев с недовольством, если что-то делается не так, как им нужно. Это настоящий аффект, являющийся эмоциональным припадком. Такие дети изначально отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, а кроме того, капризностью.
В том случае, если оставить подобные особенности характера без должного внимания, то в старшем возрасте дети устраивают настоящие истерические припадки, когда им в чем-то отказывают. К примеру, они начинают падать на пол, орать на весь магазин или детский садик, топая ногами. Разумеется, успокаиваются они только тогда, когда, наконец, получают желаемое.
Причины возникновения такого поведения со стороны детей двоякие. С одной стороны, они отличаются наследственными особенностями нервной системы, а с другой — их родители не способны обращаться с ними таким образом, чтобы удавалось сгладить все углы сложного характера ребенка.
Что следует делать во время приступов?
Прежде всего, родители не должны впадать в панику. Эмоциональное состояние окружающих всегда передается и малышу, и в том случае, если растерянность со страхом подогревать, станет только хуже. Не лишним будет самим задержать ненадолго дыхание. Это позволит почувствовать, что с малышом от временной задержки дыхательных функций ничего страшного не случится. Также можно подуть на носик малышу, похлопать его по щекам и пощекотать. Любое такое действие поможет ребенку намного быстрее прийти в себя, чтобы снова задышать.
При длительных приступах, особенно при тех, которые сопровождаются судорогами, следует положить малыша на ровную постель, после чего повернуть его голову набок. Так он не сможет захлебнуться рвотными массами в том случае, если его стошнит. Рекомендуется брызнуть на малыша холодной водой, затем обтереть лицо и осторожно пощекотать.
Следует отметить, что тогда, когда во время приступов мамы и папы рвут на себе волосы, они этим еще больше утяжеляют состояние детей. После приступов следует давать малышу отдыхать. Нельзя будить его, если он вдруг уснет. Важно после приступов сохранять спокойствие, тихо разговаривая. Главное — не шуметь. При наличии нервозной обстановки приступы могут повторяться.
При любых приступах, сопровождающихся судорогами, следует обязательно проконсультироваться с неврологом. Только врач может отличить аффективно-респираторный приступ от эпилепсии или прочих неврологических расстройств. Таким образом, нужно договориться с врачом о консультации в том случае, если нечто подобное случилось впервые. Врач должен определить, имеется у ребенка болезнь или это аффективная реакция. В том случае, если приступ возникает уже не в первый раз, а болезнь как таковая отсутствует, нужно принять меры в отношении воспитания ребенка.
Когда с ребенком нечто подобное случается впервые, нужно вызвать врача. В особенности это необходимо на фоне возникновения судорог. Педиатр сможет оценить тяжесть состояния и скажет, нужна ли ребенку госпитализация. Ведь родители далеко не всегда могут уследить за малышом в полной мере. К тому же так проявляются последствия мозговых травм, различные отравления и всевозможные острые заболевания.
Что делать родителям при аффективно-респираторном приступе? Комаровский советует следующее.
Правила для родителей
Задачей родителей является, прежде всего, научить ребенка распоряжаться гневом и яростью таким образом, чтобы эти чувства не мешали жить окружающим. Недовольство наряду с гневом и яростью являются естественными человеческими эмоциями, безусловно, никто от таковых не застрахован. Но ребенок должен знать границы, которые он переходить не вправе. Для этого вот что нужно:
- Родители должны быть едины в требованиях. Нет ничего хуже для малыша, когда один родитель ему что-то разрешает, а другой, наоборот, запрещает. Ребенок так может вырасти манипулятором, от которого будут страдать абсолютно все.
- Дети должны быть определены в детский коллектив. В таком обществе иерархия выстраивается грамотным образом, на фоне которой дети учатся знать свое место. В том случае, если приступы появляются по дороге в сад, требуется консультация детского психолога.
- Нужно избегать ситуаций, на фоне которых возникновение приступов наиболее вероятно. К примеру, провокаторами могут быть утренняя спешка наряду с очередью в супермаркете и долгой прогулкой на пустой желудок и так далее. Нужно планировать день ребенка так, чтобы он был сыт и достаточно отдыхал.
- Родители должны уметь переключать внимание. Когда дитя плачет, нужно отвлечь его чем-нибудь, например проезжающей машиной, бабочкой и так далее. Главное — не дать эмоциональной реакции набрать обороты.
- Каждый ребенок должен четко знать границы. Когда он наверняка знает, что не получит игрушку ни от бабушки, ни от кого-то еще, то даже после отчаянного плача он все равно самостоятельно успокоится.
- Все происходящие моменты с малышом нужно проговаривать спокойно, не повышая голоса. Детям важно объяснить, почему их плач бесполезен. А наиболее чувствительным нелишним будет добавить, что мама с папой его любят, что он хороший, но существуют правила, которые попросту нельзя нарушать никому.
Как выставляют диагноз?
Как же диагностируют аффективно-респираторный приступ? Вначале врач должен всесторонне обследовать ребенка. По необходимости назначается нейросонография и электрокардиограмма. Диагноз аффективно-респираторных приступов выставляют лишь тогда, когда никаких органических расстройств не выявлено.
Лечение
Лечение, как правило, начинают с правильной организации ежедневного распорядка ребенка. Рекомендации в этом случае простейшие, начиная от диеты, заканчивая прогулками, занятиями согласно возрасту и так далее. Следует отметить, что без выполнения данных рекомендаций никакое лечение, скорее всего, не поможет, так как размеренный и упорядоченный образ жизни является главным требованием и тем, в чем действительно нуждается детский организм.
Некоторым родителям требуются занятия с семейными психологами, чтобы научиться понимать своих детей. Медикаментозная терапия требуется крайне редко. В подобных случаях врачи чаще всего ограничиваются назначением детям нейропротекторов и ноотропных препаратов, а кроме того, витаминов. Следует подчеркнуть, что лучшей профилактикой служит спокойная, а вместе с тем доброжелательная обстановка в кругу семьи без каких-либо ссор и длительного выяснения отношений. В рамках лечения врач может дать направление к психологу в целях коррекции психического состояния ребенка. Очень важно сделать в процессе терапии следующие шаги:
- Разработать для ребенка специальный питательный рацион, богатый витаминами, аминокислотами и минералами.
- Требуется полное исключение психотравмирующих факторов.
- Ребенка нужно научить слушать родителей. Кроме того, важно сделать так, чтобы он понимал, что нужно идти с мамой и папой на компромисс.
Эффективное лечение аффективно-респираторных приступов у взрослых детей также предполагает иглоукалывание наряду с рефлексотерапией, массажами и лечебной гимнастикой. Все эти меры непременно помогут восстановить здоровое функционирование вегетативной нервной системы. Но самое главное — суметь сделать так, чтобы в семье царила уютная и дружелюбная атмосфера.
Каковы последствия аффективно-респираторных приступов?
Каковы последствия?
У таких приступов, как правило, нет негативных последствий, они чаще всего кратковременны, состояние здоровья ребенка не ухудшается и не оказывает никакого влияния на работу органов и систем в дальнейшем. При затянувшемся приступе может отмечаться длительная остановка дыхания в течение нескольких минут, и если имеются тяжелые сопутствующие патологии, то может прекратиться сердечная деятельность, возникнуть кома. В литературе описаны летальные исходы (всего несколько), обусловленные аспирацией.
Респираторные аффективные судороги.
Эти пароксизмальные состояния чреваты ошибочной диагностикой. Дифференциация между респираторными аффективными приступами и эпилепсией строится на анамнестических данных и связи приступов с эмоциональными реакциями на фоне невротических проявлений. В отличие от эпилепсии, при этих приступах характерны провоцирующие факторы, крик перед судорогами, цианоз, появляющийся до судорог, опистотонус при нормальной ЭЭГ, хотя даже выявленная патология на ЭЭГ не решает вопроса дифференциации. АК при респираторных аффективных судорогах безрезультативны. Лечение должно быть направлено на устранение невротизирующих факторов.
Фебрильные судороги.
Этиология и патогенез
До сих пор нет общепринятого мнения о природе этих приступов. Существует мнение, что гиперпирексия провоцирует идиопатическую эпилепсию и Фебрильные судороги являются нередко результатом не столько экстрацеребральных, сколько церебральных процессов. Считается, что гиперпирексия является провоцирующим моментом в вызывании судорожного припадка на благоприятной для этого почве (перинатальная патология — до 50%, инфекции, травмы — до 20% и др.). Нередко в семьях обнаруживаются случаи аналогичных приступов.
Распространенность
Встречаются до 15% в общей популяции. Среди 55% детей, перенесших «беспричинные» детские судороги, у 27%, перенесших фебрильные судороги, наблюдается эпилепсия.
Клиника
Приступы тонико-клонических судорог (всегда первично-генерализованных) строго связаны с возрастом, спонтанно прекращаются в 4 — 5 лет, развиваются только при высокой температуре. Продолжительность приступа не более двух минут. Наблюдаются у детей не более 4 — 5 раз, чаще только в исключительных случаях.
Затяжные фебрильные судороги могут стать причиной склероза аммонова рога с риском развития фокальной эпилепсии.
Диагностика
Основывается на типичности клиники, этиологии и данных ЭЭГ.
Дифференциальная диагностика
Дети нуждаются в тщательном исследовании и контроле. О возможности развития эпилепсии следует думать, если имеются указания в анамнезе на неврологические повреждения, фокальное начало приступов, и/или фокальности на ЭЭГ, а также при наличии более 4 — 5 приступов, при их появлении при температуре менее 38,5 град. С и при семейной предрасположенности к эпилепсии.
Прогноз
При первичных проявлениях в возрасте 3 лет рецидивы встречаются крайне редко. Почти у 30% детей с фебрильными судорогами в дальнейшем развивается эпилепсия.
Терапия
При наличии доброкачественных форм нет необходимости в применении АК терапии. При затяжных фебрильных судорогах требуется целенаправленное применение АК и другое этиопатогенетическое лечение.
Синдром Леннокса — Гасто.
Этиология и патогенез
Относится (как и синдром Уэста) к мультифакторным эпилепсиям, то есть имеются подозрения на наличие симптоматической этиологии, но не подкрепляющиеся результатами морфологических исследований, и этиология в таком случае остается криптогенной. В Международной классификации эпилепсия выделена в разделе Генерализованные формы эпилепсии как криптогенная и симптоматическая. Нередко прослеживаются органические резидуальные церебральные синдромы (пре-, пери- и постнатальные), подострые энцефалопатии, нейрометаболические заболевания, туберозный склероз.
Распространенность
Проявляется у детей от 2 до 8 лет, но чаще в дошкольном возрасте, 2—6 лет.
Примерно 30% таких приступов рекрутируются из случаев синдрома Уэста.
Клиника
Начало в возрасте от 2 до 8 лет, поздние формы от 10 до 20 лет.
Наиболее часты виды припадков — миоклонико-астатические припадки, атипичные абсансы, молниеносные кивательные судороги, внезапные падения, тонические приступы (обычно во сне). Нередко встречаются и генерализованные тонико-клонические, миоклонические, парциальные припадки. Имеется тенденция к серийности разнообразных приступов с состоянием ступора, а также незаметному переходу в эпилептический статус.
Неврология: в 40% случаев — церебральные парезы и гипотонико-астатические нарушения.
Психика: обычно — умственная отсталость до степени тяжелой деменции, психоорганические нарушения. В 80% случаев — тяжелые когнитивные и личностные нарушения органического типа.
Нейрорадиология и патоморфология: фокальные или диффузные структурные нарушения.
Диагностика
Основывается на типичной клинической картине и ЭЭГ данных. На ЭЭГ обычно имеются изменения фона в виде медленных пик-волн меньше 3 Гц, ночью серии пиков (доходит до 100 за ночь), часто — мультифокальные изменения. Ранее считалось, что для синдрома Леннокса — Гасто патогномонична картина ритмических комплексов «пик-волна» 2,5 Гц. На самом деле описание паттерна ЭЭГ при синдроме Леннокса — Гасто это та же гипсаримия, только с большим содержанием «острых» феноменов. Заключение по ЭЭГ о гипсаритмии подтверждает диагноз синдрома Леннокса — Гасто.
Дифференциальная диагностика
Синдром Уэста.
Прогноз
В 75% случаев — резистентность к терапии. Возможно персистирование миоклонико-астатических припадков во взрослый возраст, переход в большие судорожные приступы. Неблагоприятные прогностические признаки — предшествующее органическое поражение мозга или синдром Уэста, распространенные и частые тонические судороги, наклонность к статусному течению.
Лечение
Обычно приступы купируются с трудом. Более чем в половине случаев синдром развивается на фоне предшествующей энцефалопатии, но в 40% случаев возникает как бы первично.
Препараты первого выбора — Вальпроат, Этосуксимид. Второй выбор — Бензодиазепины, АКТГ, кортикостероиды. В последние годы препаратом первого выбора становятся Вигабатрин и Ламотриджин, которые избирательно увеличивают содержание в мозге тормозного нейротрансмиттера — ГАМК.
Респираторные аффективные судороги.
Эти пароксизмальные состояния чреваты ошибочной диагностикой. Дифференциация между респираторными аффективными приступами и эпилепсией строится на анамнестических данных и связи приступов с эмоциональными реакциями на фоне невротических проявлений. В отличие от эпилепсии, при этих приступах характерны провоцирующие факторы, крик перед судорогами, цианоз, появляющийся до судорог, опистотонус при нормальной ЭЭГ, хотя даже выявленная патология на ЭЭГ не решает вопроса дифференциации. АК при респираторных аффективных судорогах безрезультативны. Лечение должно быть направлено на устранение невротизирующих факторов.
Фебрильные судороги.
Этиология и патогенез
До сих пор нет общепринятого мнения о природе этих приступов. Существует мнение, что гиперпирексия провоцирует идиопатическую эпилепсию и Фебрильные судороги являются нередко результатом не столько экстрацеребральных, сколько церебральных процессов. Считается, что гиперпирексия является провоцирующим моментом в вызывании судорожного припадка на благоприятной для этого почве (перинатальная патология — до 50%, инфекции, травмы — до 20% и др.). Нередко в семьях обнаруживаются случаи аналогичных приступов.
Распространенность
Встречаются до 15% в общей популяции. Среди 55% детей, перенесших «беспричинные» детские судороги, у 27%, перенесших фебрильные судороги, наблюдается эпилепсия.
Клиника
Приступы тонико-клонических судорог (всегда первично-генерализованных) строго связаны с возрастом, спонтанно прекращаются в 4 — 5 лет, развиваются только при высокой температуре. Продолжительность приступа не более двух минут. Наблюдаются у детей не более 4 — 5 раз, чаще только в исключительных случаях.
Затяжные фебрильные судороги могут стать причиной склероза аммонова рога с риском развития фокальной эпилепсии.
Диагностика
Основывается на типичности клиники, этиологии и данных ЭЭГ.
Дифференциальная диагностика
Дети нуждаются в тщательном исследовании и контроле. О возможности развития эпилепсии следует думать, если имеются указания в анамнезе на неврологические повреждения, фокальное начало приступов, и/или фокальности на ЭЭГ, а также при наличии более 4 — 5 приступов, при их появлении при температуре менее 38,5 град. С и при семейной предрасположенности к эпилепсии.
Прогноз
При первичных проявлениях в возрасте 3 лет рецидивы встречаются крайне редко. Почти у 30% детей с фебрильными судорогами в дальнейшем развивается эпилепсия.
Терапия
При наличии доброкачественных форм нет необходимости в применении АК терапии. При затяжных фебрильных судорогах требуется целенаправленное применение АК и другое этиопатогенетическое лечение.
Синдром Леннокса — Гасто.
Этиология и патогенез
Относится (как и синдром Уэста) к мультифакторным эпилепсиям, то есть имеются подозрения на наличие симптоматической этиологии, но не подкрепляющиеся результатами морфологических исследований, и этиология в таком случае остается криптогенной. В Международной классификации эпилепсия выделена в разделе Генерализованные формы эпилепсии как криптогенная и симптоматическая. Нередко прослеживаются органические резидуальные церебральные синдромы (пре-, пери- и постнатальные), подострые энцефалопатии, нейрометаболические заболевания, туберозный склероз.
Распространенность
Проявляется у детей от 2 до 8 лет, но чаще в дошкольном возрасте, 2—6 лет.
Примерно 30% таких приступов рекрутируются из случаев синдрома Уэста.
Клиника
Начало в возрасте от 2 до 8 лет, поздние формы от 10 до 20 лет.
Наиболее часты виды припадков — миоклонико-астатические припадки, атипичные абсансы, молниеносные кивательные судороги, внезапные падения, тонические приступы (обычно во сне). Нередко встречаются и генерализованные тонико-клонические, миоклонические, парциальные припадки. Имеется тенденция к серийности разнообразных приступов с состоянием ступора, а также незаметному переходу в эпилептический статус.
Неврология: в 40% случаев — церебральные парезы и гипотонико-астатические нарушения.
Психика: обычно — умственная отсталость до степени тяжелой деменции, психоорганические нарушения. В 80% случаев — тяжелые когнитивные и личностные нарушения органического типа.
Нейрорадиология и патоморфология: фокальные или диффузные структурные нарушения.
Диагностика
Основывается на типичной клинической картине и ЭЭГ данных. На ЭЭГ обычно имеются изменения фона в виде медленных пик-волн меньше 3 Гц, ночью серии пиков (доходит до 100 за ночь), часто — мультифокальные изменения. Ранее считалось, что для синдрома Леннокса — Гасто патогномонична картина ритмических комплексов «пик-волна» 2,5 Гц. На самом деле описание паттерна ЭЭГ при синдроме Леннокса — Гасто это та же гипсаримия, только с большим содержанием «острых» феноменов. Заключение по ЭЭГ о гипсаритмии подтверждает диагноз синдрома Леннокса — Гасто.
Дифференциальная диагностика
Синдром Уэста.
Прогноз
В 75% случаев — резистентность к терапии. Возможно персистирование миоклонико-астатических припадков во взрослый возраст, переход в большие судорожные приступы. Неблагоприятные прогностические признаки — предшествующее органическое поражение мозга или синдром Уэста, распространенные и частые тонические судороги, наклонность к статусному течению.
Лечение
Обычно приступы купируются с трудом. Более чем в половине случаев синдром развивается на фоне предшествующей энцефалопатии, но в 40% случаев возникает как бы первично.
Препараты первого выбора — Вальпроат, Этосуксимид. Второй выбор — Бензодиазепины, АКТГ, кортикостероиды. В последние годы препаратом первого выбора становятся Вигабатрин и Ламотриджин, которые избирательно увеличивают содержание в мозге тормозного нейротрансмиттера — ГАМК.