Статья (рисование) по теме: Становление изобразительной деятельности в дошкольном возрасте
«Становление изобразительной деятельности
в дошкольном возрасте»
Изобразительная деятельность – это деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.
Это сложная синтетическая деятельность, в которой обнаруживается формирующаяся личность ребенка и которая оказывает существенное влияние на формирование личности. В рисунках детей выражаются и их двигательный опыт и представления об окружающем мире, отражающие особенности детского восприятия и мышления, отношение ребенка к изображаемому, эмоциональные впечатления, вызываемые у него предметами и событиями.
Изобразительная деятельность ребенка изучается с разных сторон. Основные исследования сосредоточены главным образом на возрастной эволюции детского рисунка.
Выделяют два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.
- Доизобразительный этап
1-я стадия – это стадия каракулей (ОТ 1,5 ДО 2 ЛЕТ).
Ребенок начинает замечать, что от того, что он «чиркат» на бумаге карандашом появляются следы и начинает получать от этого удовольствие. Первые каракули – обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. Примерно через полгода малыш начинает следить за тем, ЧТО он рисует. Для взрослого разницы не видно, но для ребенка — это большой шаг в умении контролировать свои движения.
2-я стадия: стадия последующей интерпретации (от 2 до 3 лет)
Она мало отличается от предыдущей по качеству изображения. На этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам, по-прежнему состоящим из каракулей «Это — папа» или «Я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Появление таких названий-рассказов в рисунках говорит о том, что малыш добрался до еще одного важного качественного изменения в мышлении. Он начинает связывать окружающий мир с тем, что у него получилось на бумаге!
Как же можно помочь ребенку на данном этапе? Просто рисуйте вместе с детьми, и вам будет легче найти общий язык со своим чадом.
- Чаще предлагайте ребенку порисовать. Для рисования лучше выбирать листы бумаги большого размера (можно предложить обратную сторону старых обоев), но следите, чтобы не пострадали новые.
- Рисовать лучше красками. При правильном руководстве рисование красками развивает чувство цвета, позволяет ребенку выразить собственное эмоциональное состояние, а так же ими легче и интересней работать, чем с карандашом.
- Если рисунок ребенка ограничивается бессмысленными каракулями, то начать обучение рисованию нужно с узнавания в них знакомых предметов. Помогите ребенку. Если он нарисовал какую-либо округлую форму, подскажите: «Это мяч». Еще лучше не утверждать, а спросить: «Это у тебя мяч, да?» (или «Что это? Яблоко?»). Через некоторое время ребенок, случайно нарисовав аналогичную фигуру, уже сам будет называть ее мячом или яблоком.
- Так же следует чаще рассматривать с ребенком детские книги, разные предметы. Учить ребенка воспринимать форму рассматриваемого объекта. В этом поможет обведение контура предмета пальцем.
- Ребенок всё познаёт в игре, поэтому на данном этапе можно использовать следующие игровые моменты:
» Зажги огоньки в окнах». Взрослый рисует карандашом дом с большими окнами и предлагает ребенку «зажечь свет в окошках», закрасив их желтой краской.
«Следы на дорожке». Взрослый рисует «дорожку» (две параллельные линии) и говорит: » По этой дорожке прошел человек. Давай нарисуем какие остались следы». Ребенок рисует «следы», прикладывая кисть боковой поверхностью к бумаге.
- Уже на этом этапе ребенка следует учить держать карандаш
- И еще, важно, чтобы малыш осознавал, что родителям очень нравятся его рисунки. Всегда нужно просить малыша рассказать, что он нарисовал, но ни при каких обстоятельствах не говорить, что, слон совсем не походит на слона и т.д. Удачные произведения следует оформлять и развешивать на стенах.
II. Изобразительный этап
1-я стадия: рисунки с примитивной изобразительностью (3-4 года)
В возрасте 3 лет дети начинают рисовать отдельные формы: линия, спираль, круг и т.п. Рисунки упрощены, что на них изображено можно угадать, но если вы спросите у самого художника, то в момент рисования это будет «зайчик убегает от волка», а через два дня «это мы с папой гуляем на улице» (забыл, что изображал). Но ребенок уже хочет изобразить что-то конкретное, хотя желаемое от действительного может очень сильно отличаться.
В 4 года дети способны уже объединять отдельные формы в сочетания, знаменуя начало стадии предметного рисунка.
Первым рисунком обычно бывает человеческая фигура.
Рисунок фигуры человека у 3-летнего ребенка представляет собой круг или овал (голова), к которому непосредственно присоединяются ноги. Постепенно к фигуре «головоногого» человека добавляются глаза, черточка, обозначающая рот или нос. К 4 годам между головой и ногами появляется еще один овал или прямоугольник — туловище. В этом же возрасте дети начинают рисовать элементы одежды.
2-я стадия: стадия предметного рисования (4-5 лет)
В этом возрасте появляются схематичные детские рисунки. Сюжет и тему можно уже угадать по самому рисунку. Ребенок начинает стремиться нарисовать предметы с его физическими свойствами, объединяя их по смыслу.
Если говорить об изображении фигуры человека, то в 5 лет руки и ноги человечка дети начинают рисовать уже двойными линиями, а не палочками, как было до этого. Появляются ступни на ногах и пальцы на руках. К 6 годам количество деталей на рисунке еще более возрастает — дети часто рисуют уши, волосы, шею, иногда шляпку на голове.
3-я стадия: стадия синтетического способа изображения (6-7 лет).
Эта стадия характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. Одновременно обогащаются темы рисунков (интересные сюжеты с животными и людьми, пейзажи и т.д.)
Т.е. дети переходят от аналитического способа рисования к синтетическому.
При аналитическом способе рисования дети конструируют фигуру человека из отдельных частей, пририсовывая к ней, то одну деталь, то другую. При синтетическом способе фигура человека замысливается и изображается как единое целое: учитываются точные пропорции фигуры. Переход на синтетический способ рисования свидетельствует о развитии символического мышления ребенка, его способности изображать на рисунке то, что он видит в реальности.
На что же следует обратить внимание на этом этапе, чтобы детские рисунки были разнообразными, интересными и насыщенными?
- Путь к настоящему рисунку лежит не через усвоение стандартных приемов изображения, а через обследование изображаемого объекта. Продолжайте наблюдать, выделяя у предметов уже не только форму, но характерные особенности.
- При совместном рисовании чаще задавайте ребенку вопрос: А что еще есть у него (нее) есть? Постепенное обогащение исходного схематического изображения, побуждаемое вопросом («А что еще у него (нее) есть?»), побуждает ребенка дорисовывать необходимые детали.
- Для развития воображения можно использовать следующую игру: Взрослый рисует на листе любую геометрическую фигуру (лучше начать с круга) и предлагает ребенку с помощью дорисовывания деталей превратить в какой-нибудь предмет. При «опредмечивании» ребенок в незавершенной фигуре усматривает определенный объект и в соответствии с этим дорисовывает ее.
- На этом этапе дети должны самостоятельно и широко экспериментировать с материалом. У дошкольника изобразительные материалы своей фактурой, цветом, доступностью для манипулирования вызывают массу положительных эмоций и желание действовать. Поэтому для рисования хорошо бы использовать разнообразные материалы (гуашь, акварель, карандаши, фломастеры, мелки, ручки и т.д.)
- Если с точки зрения родителя рисунок может быть «неправильным», «некрасивым» не спешите поправлять нарисованное и учить ребенка как следовало нарисовать. Наберитесь терпения и дайте волю воображению ребенка. Т.к. творческое, художественное воспитание для дошкольника не в отработке навыков «правильного» рисования, а в «полете мысли и фантазии».
В завершении хотелось бы вспомнить слова Нины Павловны Сакулиной известного педагога в области художественного воспитания дошкольников:
« Дети, конечно, не делаются художниками оттого, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который приложат к любой области труда».
Предметное рисование в детском саду. Этапы развития рисования детей дошкольного возраста. Особенности рисунков детей младшего дошкольного возраста.
1. Этапы в изобразительной деятельности детей. Значение доизобразительного периода в рисовании детей.
В дошкольный период в изобразительной деятельности выделяют 2 периода: доизобразительный период (период каракуль или черканий) и изобразительный период.
Доизобразительный период начинается с того времени, как только взрослые дают детям в руки изобразительный материал, и дети начинают им черкать по листу картона или бумаги. В это время рисунки детей отличаются непонятными завитушками, спиралями, прямыми линиями. Ребенок так крепко зажимает в кулачке ручку, карандаш, так сильно нажимает на него, что часто рвет тонкую бумагу.
Требования к изобразительным материалам. Опыт рисования детей до одного года. Роль взрослого в данный момент.
Значение первого этапа: ребенок получает первый опыт работы с изоматериалами, учится проводить линии в разных направлениях под контролем зрения. Данный этап заканчивается тогда, когда ребенок осознанно по просьбе взрослого начинает повторять (рисовать) какое – то «изображение». Этот период заканчивается примерно в 3 – 3, 5 года.
Начинается период, когда взрослый может проводить систематические занятия с детьми по рисованию.
Задачи, методы обучения предметному рисованию детей младшего дошкольного возраста.
2. Задачи обучения:
Изобразительные задачи | Технические задачи | ||
1. 2 3. 4. 5. 6. 7. | Учить изображать явления окружающей жизни (падают листья, идет дождь, следы животных). Учить проводить прямые линии в разных направлениях: наклонные, длинные, короткие (ленты, дорожки, коврики в полоску, травка). Продолжать учить изображать предметы округлой формы (воздушные шары, облака, лужи, яички). Учить сочетать прямые линии с округлыми (елка с шарами, солнышко). Учить изображать предметы 4-х угольной формы (флажок, кубики, лопатка). Учить сочетать округлые формы с 4-х угольными (вагончики, тележка). Учить располагать изображения в центре и крупно. | 1. 2. 3. 4. 5. | Продолжать учить детей правильно держать кисть и карандаш в правой (левой) руке 3-мя пальцами у железки, не слишком сжимая. Формировать умение изображать предметы и явления штрихом, мазком. Учить детей обмакивать кисть в краску полным ворсом, лишнюю снимать о край баночки, промывать водой. Учить вести кисть по ворсу4 палочка в наклонном положении по отношению к листу бумаги. Учить высушивать кисть о ткань. |
3. Особенности передачи образов, выразительных средств в рисовании детей.
Ø Дети рисуют, опуская некоторые детали, которые по его мнению, не очень существенны. (например, голова без ушей, лицо без рта, носа и т.д.).
Ø Детские рисунки прозрачны.
Ø Цвет нереальный.
Ø Рисунок для ребенка является продолжением игры.
Ø «Временной» образ.
Ø Что не могут нарисовать, дети рассказывают.
Основные выразительные средства, которые дети могут передать, это форма и цвет, а также мазки и штрихи.
4. Последовательность обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста. (см. задачи).
5. Методы обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста.
В обучении предметному рисованию детей младшего дошкольного возраста используются все приемы обучения (и наглядный, и словесный, и практический, и игровые), но есть специфика использования некоторых из них: чаще используются следующие методические приемы, которые в данном возрасте помогают освоить формообразующие движения детям:
- Сотворчество взрослого и ребенка.
- Метод пассивных движений (рука ребенка в руке взрослого).
- Метод опорных линий
.
Виды рисования в детском саду. Методика обучения изображению предметов в старшем дошкольном возраста.
1. Виды рисования: предметное, сюжетное и декоративное.
Предметное рисование – это изображение отдельных предметов.
Сюжетное – это изображение нескольких предметов, объединенных единым содержанием.
Декоративное рисование – это украшение различных форм элементами.
2. В старшей группе перед воспитателем стоят следующие задачи:
изобразительные задачи | технические задачи |
o Учить правильной передаче формы предмета, его признаков, пропорции и строения. o Учить рисовать с натуры. o Учить передавать положение предмета в пространстве листа бумаги (котик спит, стоит, птица летит, дерево в ветреный день наклонено). o Учить передавать выразительный признаки предмета. o Закрепить знание известных цветов, познакомить с новыми – фиолетовый, оттенками (голубой, розовый, светло-зеленый, сиреневый. o Развивать и совершенствовать чувство цвета. o Учить детей рисовать с натуры, по памяти. | o Вырабатывать навыки работы с простым карандашом (нарисовать контуры предмета, а затем закрасить краской или цветным карандашом). o Учить рисовать акварелью. o Учить детей рисовать тонкие линии концом кисти, пятнышки – прикладыванием конца кисти к бумаге. o Учить детей смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). o При рисовании карандашом передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. o Учить детей в рисовании использовать разные приемы штриховки. o Познакомить разными изобразительными материалами для рисования (уголь, цветные мелки, сангиной) o Познакомить с новыми нетрадиционными приемами рисования. o Учить самостоятельно закрашивать фон для будущего рисунка или аппликации, используя нетрадиционные приемы рисования. |
В подготовительной к школе группе перед воспитателем стоят следующие задачи:
изобразительные задачи | технические задачи |
o Учить видеть красоту созданного образа в передаче формы, плавности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка. o Подводить детей к обозначению цветов – желто-зеленый, серо-голубой или уподобленным природным — малиновый, персиковый и др. o Учить передавать оттенки одного и того же цвета (зеленый – светло зеленый – темно зеленый). o Познакомить с последовательностью расположения цветов спектра. o Обратить внимание на изменчивость цвета предметов – в зависимости от созревания (несозревшие – зеленые, созревшие – красные, желтые и др.) o Учить замечать изменения цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое – в солнечный день, серое – в пасмурный). o Развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений. o Учить создавать характерный образ предмета (Мальвина, Снегурочка, Петрушка). | o Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (пастель – сухая и жирная, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и другие). o Учить соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. o Учить плавным движениям поворотам руки при рисовании округлых линий, при рисовании завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально). o Учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм и одними пальцами – при рисовании форм небольших размеров и мелких деталей, коротких линий, штрихов. o Учить регулировать силу нажима на карандаш (темные места в рисунке – нажать сильно на карандаш, светлые места – слабее). |
3. Методы обучения: в обучении предметному рисованию используются все методические приемы традиционной системы методов обучения.
Специфика использования методических приемов:
- Метод неоднократного наблюдения предметов.
- Прием обследования предметов служит основой осмысленного восприятия показанного педагогов способа выполнения.
- Реже используется полный показ способа изображения (только в тех случаях, когда дети не знакомы с данным способом рисования). Чаще используются схемы для напоминания.
- Образец выполненного воспитателем рисунка использовать реже, а то и вовсе не использовать, т.к. образ предмета, складывающийся у детей формируется через наблюдения, обследование, художественную литературу и т.п. Иначе дети начинают воспринимать мир через очки, взятые напрокат у взрослого (Неменский Б.М.).
- Игровые приемы обучения.
- Объяснение воспитателя уже может не сопровождаться показом (полным показом).
- Художественное слово должно содержать описание изображаемого предмета.
Сюжетное рисование: значение, задачи обучения, содержание детских работ (тематика).
1. Понятие сюжетного рисования.
Сюжетное рисование – рисование нескольких предметов, объединенных единым содержанием.
2. Содержание детских рисунков зависит от:
Ø Художественных произведений;
Ø Знаний об общественных событиях;
Ø Наблюдений за трудом взрослых,
Ø Наблюдений в природе.
В средней группе содержанием рисунков могут быть 2 предмета (дом и дерево, дом и скамейка, заяц и колобок), один из которых знакомый детям, другой – новый. В средней группе сюжетное рисование зависит от предметного рисования.
В старшей группе темы могут быть разнообразные и зависят от знаний детей об окружающей жизни.
Если дети рисуют по художественным произведениям, в содержании рисунка должен быть основной (главный) предмет (элемент), чтобы рисунок был узнаваем.
В средней группе проводится 1 занятие в 2 месяца, 5-6 в год.
В старшей, подготовительной – 2 занятия в месяц, 18 занятий в год.
3. Задачи обучения дошкольников сюжетному рисованию.
- Формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям.
- Обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного образа:
- Приемам создания простейших композиций (расположению изображений на плоскости листа).
- Учить изображать в рисунке главное.
- Учить передавать в рисунке отношения по величине.
- Учить передавать движения предмета.
- Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимых для выполнения сюжетного рисунка.
- Развивать у детей понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения.
- Побуждать детей к самостоятельности (творчеству) в замысливании образа.
4. Передача средств выразительности детьми в рисовании.
Сюжетное рисование вводится со средней группы. В средней группе дети должны передавать:
Ø Композицию рисунка (располагать предметы по всему листу, на одной линии).
Ø Цвет предметов реальный.
Ø Относительную величину между предметами.
В старшей группе:
Ø Цветом передавать свое отношение к рисунку.
Ø Относительную величину (дальние предметы рисовать меньше, предметы ближнего плана крупно).
Ø Композиция ( новое – в 2 плана, если необходимо нарисовать птиц в небе, то часть неба шире, если предметы на земле, то часть земли шире; дети передают многоплановость).
Ø Движение.
Консультация на тему: «Роль рисования в развитии детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей
«Роль рисования в развитии детей дошкольного возраста»
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски.
Всё нарисуем!
Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле.
(В. Берестов)
Рисование для ребенка — это не просто интересное занятие. Во время рисования он развивает мелкую моторику, тренирует память и внимание, учиться думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. У детей благодаря занятиям рисованием формируется связанная речь. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего, развиваются эстетические чувства и способности ребенка.
Для всестороннего формирования навыков по рисованию у дошкольников я провожу различные виды занятий: предметное рисование (выполнение работы с натуры), рисование по выбору, рисование по представлению, сюжетное рисование, декоративное рисование.
На начальном этапе обучения детей рисованию в занятия включается большое количество игровых моментов, проводится обыгрывание предметов. Основные приемы подготовительного периода: показ, прием «рука в руке». В дальнейшем чаще использую приемы: частичный показ, объяснение. На занятиях по рисованию дети учатся: ориентироваться на листе бумаги, рисовать предметы разной формы с натуры, располагать предметы в перспективе, передавать заслоняемость предметов при дальнем и ближнем изображении (дом впереди дерева, солнце за тучкой), изображать человека и животных в движении, рисовать по сюжетам сказок, составлять узор из элементов дымковской, хохломской, городецкой росписи, правильно держать кисть, карандаш во время рисования, закрашивать в одном направлении, не выходя за контур, планировать свою работу (рассказывать о содержании изображения, употреблять специальную терминологию) .
К сожалению, некоторые родители считают рисование несерьезным делом и односторонне заменяют его чтением и другими интеллектуально более полезными, с их точки зрения, занятиями. Я считаю необходимым, навыки полученные на занятиях в детском саду, закреплять дома.
Советы родителям
Для знакомства с миром художественного творчества ребенка предпочтительно использовать карандаши и краски. Обратить внимание стоит на выбор карандашей для детей. Они должны быть достаточно мягкими, чтобы оставлять следы даже при незначительном усилии. Краски желательно приобрести ярких оттенков, обязательно иметь разного размера кисти. Так как при рисовании фломастерами ребенок не может контролировать силу нажима, поэтому мы не рекомендуем их использовать.
Для ребенка 4-5 лет можно не покупать альбом для рисования, а просто приобрести дешевую бумагу для принтера. В этом возрасте дети рисуют много и быстро, и этот вариант будет удобен и им, и родителям. Дошкольникам, которым в следующем году предстоит идти в школу, напротив, лучше всего купить настоящий альбом для рисования. Пусть ребенок научиться рисовать на бумаге данного формата, так он будет уверенней чувствовать себя на уроках рисования в школе.
От начальных занятий рисования и раскрашивания зависит очень много. Если оставить без внимания то, как ребенок держит пишущий предмет, это может сказаться на подготовке к школе. В первую очередь, присмотритесь насколько правильно ребенок, держит карандаш (кисточку). Его рука не должна быть слишком напряжена, а кисть жестко фиксирована. Занимаясь рисованием, важно иметь возможность раскованного, свободного движения. Это сделает штрихи более легкими и плавными. Обратите внимание на осанку. Необходимо сесть прямо, одной рукой раскрашивая, а другой, придерживая лист бумаги или тетрадь с рисунком. Чтобы не слишком утомлять позвоночник, не позволяйте заниматься творчеством в течении длительного времени. Не забывайте — лучший отдых, это смена занятия.
Покажите ребенку, что можно раскрашивать картинки, штрихами разной длины. У самого края пусть будут совсем коротенькие, а ближе к центру – длинные штрихи. Закрашивать надо в одном направлении, без просветов, равномерно надавливая на карандаш. Однако, если ребенку трудно, если мелкая моторика пальцев еще неразвита и он не попадает в контур, на первых порах можно использовать прием «рука в руке».
При рисовании обращайте внимание на адекватное использование цвета. Можно использовать упражнения: «Раскрась также», » Что бывает такого цвета».
Не дорисовывайте ничего в детских рисунках, даже если то, что изображено на листе бумаги, требует дорисовки. Этим вы не только покажете ребенку, что он не умеет рисовать красиво, но и не дадите ему возможности самому проанализировать рисунок и понять, что в нем неправильно.
Сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот надо одобрять любые достижения ребенка.
Сделайте «альбомы», куда будете помещать рисунки ребенка. Повесьте одну-две лучшие работы малыша на дверь или холодильник, и позволяйте ему рассказывать вашим гостям о своих рисунках.
Эти нехитрые советы помогут ребенку быстрее овладеть приемами рисования.
Статья по рисованию по теме: РИСОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПРОЦЕСС ИЛИ РЕЗУЛЬТАТ
РИСОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПРОЦЕСС ИЛИ РЕЗУЛЬТАТ
Ребенок может все, пока он
не знает, что чего-то не может.
В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание деятельности, которое может идти разными путями. Программа развития изобразительной деятельности предусматривает формирование у детей эстетического восприятия, обучение способам действия, развития творчества. Все эти процессы между собой тесно связаны, их единству помогают методы и приемы, используемые воспитателем в работе с детьми. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельности ребенка.
Показать ребенку, как нарисовать дом, дерево, листья, просто. Малыш непременно повторить то, что вы ему показали. Правда, это будет ваш домик и ваше дерево. Такой способ не то чтобы плох – он тормозит развитие воображения ребенка. А ведь мы должны уважать в ребенке мыслителя.
Тактильные и осязательные ощущения у детей еще очень сильны. Для взрослого миф и реальность уже разделены, а для малыша любое переживание материально. Именно поэтому каждый ребенок больше поэт, чем любой из нас, взрослых, и не только поэт, но и режиссер, и актер…
В 5-6 лет обычно возникает тяга к предметному рисованию. Если в 3 года ребенку достаточно нарисовать пятно – и в его представление это «крокодил» в реке, то уже в 5-6 лет ребенок стремится создать образ, соответствующий его представлению о «крокодиле». В этом возрасте у детей уже достаточно умений (они знают, что такое пятно и линия), чтобы создать такой выразительный образ, о котором иные взрослые художники могут только мечтать.
Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима.
У детей не бывает удач или неудач в рисовании. Они умеют рисовать всегда, сегодня – так, а завтра – не хуже или лучше, а просто иначе.
Одно из важнейших условий развития творчества у детей дошкольного возраста – овладение способами изображения в рисунке. Известно, что любой деятельностью, в том числе и художественной, ребенок может овладеть, усваивая от взрослых те или иные способы. Для успешного осуществления творчества в рисовании ему необходимо овладеть не просто способами деятельности, а обобщенными способами создания изображения, которые, позволят воплощать любое задуманное содержание.
Наблюдения за рисованием детей показывают: ребенок стремится передать сходство изображения с предметами и явлениями окружающей жизни. Однако дошкольнику это далеко не всегда удается из-за отсутствия соответствующих умений. Вот почему так важно, чтобы дети овладели такими изобразительными движениями, которые позволят им передать форму разнообразных предметов в рисунке. Начинать формирование обобщенного способа изображения в рисунке надо с момента организации восприятия предмета.
Какими же формообразующими движениями должны овладеть дети в детском саду, чтобы свободно отражать в рисунках предметы и явления окружающего мира? Все предметы по форме, если их сопоставить с геометрическими эталонами, условно можно разделить их на группы: состоящие из линий, круглой и овальной формы и, наконец, прямолинейной формы – квадратной, прямоугольной, треугольной. В особую группу выделим предметы, состоящие из сочетаний названных форм, например дом, тележка, машина, цветок и др. Однако заметим: для их изображения не нужны новые формообразующие движения. В практике обучения рисованию в детских садах все еще используется такой путь, когда воспитатель, почувствовав, что дети затрудняются, сам показывает способы изображения. Такой путь нельзя признать рациональным, соответствующим современному уровню требований.
Современные требования, предъявляемые для усвоения знаний, выдвигают необходимость обучения детей обобщенным способам действия, которые должны быть пригодны для решения целого класса задач. Решение возможно при условии, если ребенок овладеет формообразующими движениями. Иными словами, овладевая способом изображения одного предмета, он одновременно усваивает способ изображения любого сходного по форме предмета, т.е. усваивает обобщенный способ действия. Обобщенность детского рисунка идет от двигательного опыта. Повторяя одно и то же рисовальное движение для изображения разных предметов, ребенок постепенно приобретает опыт. Начинать формирование обобщенного способа изображения надо с момента организации восприятия предмета. Владение обобщенными способами изображения обеспечивает ребенку самостоятельность и умение творчески решать любую изобразительную задачу.
ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Каждая техника предполагает использование различных ин струментов. Каждый изобразительный инструмент имеет свою специфику, что определяет способы работы с ним. Рас смотрим особенности каждого инструмента.
Карандаши (цветные, простые) позволяют более четко вы делить линию контура, точнее всего передать форму и кон струкцию. Карандашом можно провести узкую линию. При этом для получения более широкой линии требуется неоднократное движение, заполнение же цветом всего рисунка связано с мно гократными повторными движениями (сверху вниз, слева на право или же по косой). Чем большую поверхность нужно за красить, тем дольше будут совершаться эти движения. Овладе ние карандашной техникой рисования необходимо потому, что контурный линейный рисунок — основа изображения.
Фломастеры всевозможных оттенков и цветов могут об ладать специфическим запахом, при соприкосновении с бума гой оставляют сочные, яркие линии без особого нажима руки. Рисунок таким инструментом может быть выполнен как кон турно, так и штрихом.
Возможные ошибки при использовании
- Не учитывается тип карандаша. Для дошкольного возраста предпочтительнее использовать карандаши ТМ, М, 2М. Твердые карандаши не дают возможности показать толщину и цвет линии, что в свою очередь сказывается на качестве работы и усвоении материала. Мягкий карандаш позволяет производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги. Изменение интенсивности цвета достигается из менением силы нажима на карандаш: слабый нажим — более светлый цвет, сильный нажим — более интенсивный цвет.
- Неправильно подбирается формат бумаги. Часто можно ви деть, как для небольшого карандашного рисунка выдаются такие же большие листы бумаги, как и для работы краска ми. В результате лист оказывается незаполненным (много неоправданно пустого белого пространства, из-за чего ри сунок плохо смотрится), или же ребенок, стремясь его за полнить, создает слишком крупное изображение и не успе вает закончить рисунок.
- Для работы с цветными карандашами предлагается цветная бумага, на которой полученное изображение плохо смот рится. Все это снижает качество рисунков, лишает их вы разительности.
- При работе с фломастерами следует объяснить детям прави ла обращения с материалом: обязательно закрывать колпа чок, не набирать много фломастеров, не закрашивать боль шие пространства, расходуя цвет (с таким же успехом это можно сделать краской). Из-за длительного закрашивания рука устает, отчего у ребенка пропадает желание выполнять работу дальше.
Кисти — колонковые, беличьи, щетинные. Щетинные кисти предназначены для работы масляными красками, но могут быть использованы и в живописи темперными и гуашевыми красками («набрызг» — встряхивание кистью, в результате чего получаются различные по форме и расположению точки, «сухая» кисть — для передачи фактуры пушистой шерсти животных). Беличьи и ко лонковые кисти используются в основном в акварели и гуаши. По форме они бывают плоские и круглые. Величину кисти обо значают номером. Номера плоских кистей соответствуют их ши рине в миллиметрах, а номера круглых кистей — диаметру (также выраженному в миллиметрах).
Кисть — мягкая. Работа с ней не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает на пряжение руки, характерное для работы с карандашом, поэ тому при работе с кистью рука устает меньше. Линия контура кистью получается расплывчатой, недостаточно четкой. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверх ности рисунка без затраты усилий. Рисуя кистью, можно по лучить широкую линию, если опереться всем ворсом, и тонкую, если касаться бумаги только ее концом. Научившись прикла дывать кисть ворсом плашмя, ребенок получает в свободное распоряжение прием «примакивание», с помощью которого мо гут создаваться разнообразные элементы узора (цветы, лис тья, лепестки). Однако мягкий ворс кисти портится при неот рывном движении кисти туда — обратно.
Возможные ошибки при использовании
- Ни в коем случае нельзя давать кистям засыхать или ставить кисти в банку ворсом вниз, так как происходит деформация. После работы акварельными красками или гуашью кисти лучше мыть теплой водой. Вымытую кисть нужно поставить в специально отведенный стаканчик вор сом вверх или завернуть в бумагу, тогда она сохранит свою форму.
- Для практических занятий каждому ребенку необходимо иметь в наборе не меньше 2—3 кистей разной толщины и фактуры.
Краски — акварельные, гуашь, масляные, темперные. Акварельные — водно-клеевые из тонко растертых пигментов, смешанных с камедью, декстрином, глицерином, иногда с ме дом или сахарным сиропом. Выпускаются сухие — в виде пли ток, полусырые — в фарфоровых чашечках или полужидкие — в тюбиках. Акварелью можно писать по сухой или сырой бу маге сразу, в полную силу цвета, а можно работать лессиров ками, постепенно уточняя цветовые отношения натуры. Гуашь — водная краска, обладающая большими кроющими возможностями. Эти краски после высыхания быстро светлеют и нужен немалый опыт, чтобы предвидеть степень изменения их тона и цвета. Гуашевыми красками пишут на бумаге, кар тоне, фанере. Готовые работы имеют матовую бархатистую поверхность. Масляные — красители, смешанные с растительным мас лом: льняным, маковым или ореховым. От воздействия света и воздуха масляные краски постепенно затвердевают. Многие основы (холст, дерево, картон) перед работой на них красками загрунтовывают. Темперные — водно-клеевые краски, приготовленные из сухих порошков, смешанных с яичным желтком, разведенным клеевой водой. В настоящее время производятся также полу жидкие краски, заключенные в тюбики и изготовленные на желтке. Темперными красками можно писать густо, как мас ляными, или жидко, как акварельными, разбавляя их водой. Сохнут они медленнее гуаши. Недостатком является разница в оттенках сырой и высохшей краски. Картины, написанные темперными красками, имеют матовую поверхность, поэтому их иногда покрывают специальным лаком, устраняющим эту матовость.
Возможные ошибки при использовании
- Акварель не выносит исправлений, многочисленных повтор ных прописок смешанными красками. Нередко педагоги ис пользуют технику акварели в сочетании с другими материала ми: гуашью, темперой, углем. Однако в этом случае теряются главные качества акварельной живописи — насыщенность, прозрачность, чистота и свежесть, то есть именно то, что от личает акварель от любой другой техники.
- С дошкольниками лучше практически начинать работать с акварелью со стар шей группы, когда дети владеют навыками и умениями в ра боте с изобразительным материалом.
Угольный карандаш «ретушь» мягче обычных цветных ка рандашей и позволяет получить более широкую линию барха тистого цвета.
Сангина — короткие палочки-карандаши. Они могут быть разнообразных оттенков коричневого цвета.
Оба эти материала по-своему выразительны, они дают раз ную фактурную линию. Особенно выразительно получаются угольным карандашом и сангиной изображения деревьев. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной толщины (утолщение ствола, тонкость веток), работать с ними легче, чем с обычными цветными каранда шами, которые дают тонкую линию и требуют сильного нажима для получения более интенсивных штрихов.
Пастель — цветные карандаши без оправы, изготовленные из красочного порошка. Их получают путем смешивания кра сочного порошка с клеящим веществом (вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином). Рисуют пастелью на бума ге, картоне или холсте. Цвет наносят штрихами, как в рисунке, или же втирают пальцами с растушевкой, что позволяет до биться тончайших красочных нюансов и нежнейших переходов цветов, матовой бархатистой поверхности. При работе пасте лью можно легко снимать или перекрывать красочные слои, так как она свободно соскабливается с грунта.
Возможные ошибки при использовании
- Угольный карандаш, пастель и сангина хрупки, поэтому при рисовании ими нужно лишь слегка касаться бумаги, иначе грифель карандаша и палочка сангины быстро сломаются. Карандаш «ретушь», как и цветные карандаши, не нужно остро затачивать. Сангина же совсем не затачивается.
- Не стоит пытаться закрашивать рисунок сангиной или пасте лью так же, как цветным карандашом, близко проводя штри хи. При этом материал ссыпается, а просветы остаются.
Введение этих материалов для рисования целесообразно только в старшей и подготовительной к школе группах, ког да детьми уже должны быть освоены основные способы работы цветными карандашами и кистью.
Консультация по рисованию на тему: Обучение технике рисования детей дошкольного возраста
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
Рисунок – интереснейшая область художественного творчества. Он тот родник, из которого рождаются все виды изобразительного искусства.
Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой личности в пределах, доступных детям дошкольного возраста. Мы хотим научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распорядиться при решении любой изобразительной задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни.
Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе – она подчинена задаче изображения. Техника рисования художниками понимается широко: сюда включается техника линии, тушевки, определенная манера рисунка и письма и способ использования тех или других материалов в соответствии с их свойствами, их изобразительными возможностями.
. В детском саду нужно сразу же в доступных пределах формировать правильную технику рисования у всех детей, чтобы потом не пришлось переучивать. Под техникой рисунка для дошкольников следует понимать: владение материалами и инструментами; развитие глаза и руки, их согласованная деятельность; умелое и правильное изображение контура, формы предмета. Обучение технике рисования – не самоцель. Овладение различными материалами, способы работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.
В детском изобразительном творчестве можно использовать разнообразные материалы для создания выразительного образа. Воспитателю необходимо знакомить детей с выразительными возможностями разных материалов и со способами их использования. «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает в основном обучение детей рисованию карандашом и кистью. Каждый из этих инструментов имеет свою специфику, что определяет и способы работы с ними. Для руководства рисованием детей необходимо хорошо знать выразительные возможности обоих инструментов и разнообразные способы действия с ними.
Наиболее распространенными, используемыми для рисования в детском саду являются цветные карандаши типа «Радуга», « Искусство» и др. В каждой возрастной группе следует давать разные наборы карандашей. В 1 мл.гр. от 1 до 6 цветов, во 2 мл.гр. — 6 цветов, в средней – от 6 до 12, в старшей и подготовительной группах -24 цветов. (слайд). Карандаши всегда должны быть хорошо отточены, уже в средней группе можно привлекать детей к проверке карандашей, выбрать сломанные , чтобы воспитатель их заточил. А детей старшей и подгот.к школе группы следует приучать затачивать карандаши самостоятельно, пользуясь безопасной точилкой. Для рисования используется графитный карандаш, который дают со старшей группы. Он применяется для создания контура (подготовительного рисунка) с последующим закрашиванием цветными карандашами, красками, при рисовании сложных предметов, например, человека, животных, транспорта и т.п. Нужно показать детям правила работы простым карандашом: рисовать им нужно легко, линии проводить только один раз, тогда неправильно нарисованное можно исправить и после закрашивания будет не видно. Простым карандашом нужно прорисовывать только главное, без мелких частей и деталей.
Карандаш твердый и при работе с ним рука чувствует сопротивление материала. Карандашом можно резко очерчивать контур изображаемых предметов. Твердость его дает возможность производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги. Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш: слабый нажим – более светлый цвет, сильный нажим – более интенсивный цвет. Существуют определенные правила рисования карандашами, которые дети должны запомнить. ( слайд)
Овладение карандашной техникой рисования считается необходимым и потому контурный рисунок – основа изображения. Художники отмечают, что линия в рисунке едва ли не самый главный элемент изображения. Линия передает контур предмета, она призвана определять границы формы. Не умея рисовать линию, ребенок не сможет овладеть всей контурной частью рисунка, а значит, не сможет и правильно передать форму предмета. Линия выполняет двойную функцию, являясь одновременно средством изображения и средством выражения. Существуют 3 основных вида линий: прямые вертикальные, горизонтальные, наклонные (диагональные). Есть еще кривые – волнистые, ломаные, спиральные. Линии могут быть толстые, в рисунке они выступают вперед, и тонкие линии, они отступают вглубь. Тонкая линия выполняется концом карандаша, поставленная почти вертикально к бумаге. Широкая линия выполняется боковой стороной грифеля наклонно к бумаге.
Для решения ряда изобразительных задач необходимо обучить детей рациональным приемам рисования прямых вертикальных и горизонтальных линий. Умение правильно рисовать эти линии очень важно, так как из их сочетания строится изображение многих предметов; кроме того, рисование их развивает ориентировку на листе бумаги, умение сохранять правильное направление линий. Это умение необходимо при рисовании любых предметов прямолинейных очертаний (разнообразные здания, машины и т.) Способы рисования прямых линий карандашами и кистью отличаются. Рисуя карандашом вертикальную линию, рука движется сбоку линии. При рисовании горизонтальных линий рука движется слева направо внизу линии. При рисовании этих линий краской способ движения руки будет иным: кисть надо вести по ворсу.
Закрашивание рисунков – сложное комплексное умение, требующее целого ряда навыков и качеств движения: ритмичности, произвольного изменения размаха, легкого, без излишнего напряжения движения, произвольного прекращения движений в нужной точке, удержания направленности движения по прямой (наложение штрихов при закрашивании в одном направлении), регуляции силы нажима на карандаш. При закрашивании рисунков включаются движения разных звеньев руки: иногда движутся только пальцы (при закрашивании мелких частей изображения), иногда вся кисть, а иногда и предплечье ( при закрашивании более крупных частей и изображений).
Дети старшего дошкольного возраста должны хорошо знать правила закрашивания изображения. (слайд).
Необходимо учить детей закрашивать изображения равномерно нажимая на карандаш и чуть сильнее пройтись дважды по тому месту, которое должно быть ярче. Уже со второй младшей группы следует учить детей закрашивать изображение, проводя штрихи в одном каком-либо направлении: сверху вниз, слева направо или по косой, не отрывая карандаш от бумаги. Начиная со старшей группы, следует добиваться, чтобы рисунки закрашивались ровно, без просветов и темных пятен. С этой целью нужно учить регулировать скорость движения руки: закрашивать более быстрыми движениями середину изображения. А потом медленно, осторожно у линии контура.
Необходимо учить детей использовать разнообразные карандашные штрихи при рисовании и закрашивании изображений в зависимости от изобразительной задачи.
Штриховка – это прием нанесения тона штрихами острием карандаша. Их наносят движением руки справа-сверху, влево-вниз, следя за параллельностью штрихов.
К сожалению, дошкольники используют карандаши очень примитивно. Поэтому получаемые изображения не оставляют сильного эстетического впечатления. Чтобы этого не произошло, надо познакомить их с основными видами штриховки для использования в рисунке (небо, трава, горы и т.д.). Это: горизонтальная, вертикальная, наклонная, перекрестная, формообразующая штриховка (слайд) и научить, как надо штриховать – только в одном направлении, не выходить за контур фигуры, соблюдать параллельность линий. Для большей выразительности дети должны уметь использовать штрих разного характера. Например, травка может быть передана короткими, вертикально расположенными штрихами. Если она занимает широкое поле, то штрихи располагаются в несколько рядов, при этом штрихи верхнего ряда заходят за расположенные ниже. Создается впечатление поля, покрытого густой, короткой щетиной зеленой травы (слайд). Но трава может быть высокой, колышущейся на ветру. Передать это в рисунке удается более длинными, слегка наклонными штрихами.
Рисовальное искусство обладает многообразием техник. Работа различными карандашами, мелом, пастелью, углем, сангиной относится к «сухой технике»(слайд).
Здесь в основном преобладает линейный штриховой рисунок.
К «мокрой технике» относится рисунок кистью в технике акварели, гуаши, туши.
В работе с детьми можно использовать сочетание разных материалов в одном рисунке. Например. комбинировать рисование цветными карандашами с фломастерами (хорошо взаимодействуют друг с другом: первые мягко закрывают плоскость, вторые придают изображению четкость) или цветные карандаши и восковые мелки ( в этой комбинации главную роль играет плотный материал –восковые мелки, а цветные карандаши выступают как дополнительная техника, позволяющая смягчить рисунок). (слайд ), Выразительно выглядят сюжетные рисунки, в которых цветные восковые мелки сочетаются с акварелью. Можно вначале нарисовать все мелками, а потом небо покрыть акварелью или наоборот, можно начать с акварели, а потом рисовать мелками (слайд). Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка.
Рассмотрим особенности рисования кистью. Кисть – мягкая, рисование ею не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, которое создается при работе карандашом. Работа кистью и краской позволяет получить пятно. Сочную широкую линию, быстро покрыть цветом большие поверхности рисунка, без затраты особых усилий. Но зато уменьшается ощущение характера движения. Что затрудняет формирование отчетливых кинестезических представлений о движении. Линия контура при рисовании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой. Техника рисования кистью отличается от техники рисования карандашом, поэтому необходимо учить детей правилам рисования и красками. (слайд)
Для создания рисунка кисть нужно хорошо насыщать краской. Линии следует проводить один раз. Вести кисть можно только в направлении по ворсу – иначе она лохматится и портится, а линии получаются неровными, некрасивыми. При закрашивании рисунков мазки накладываются в одном направлении; обратного движения, как при закрашивании карандашами, нет. Чтобы рисунок получился красивым, нужно не забывать своевременно обмакивать кисть в краску, не проводить по одному месту несколько раз. При повторном проведении кистью краска ложится неровно, предыдущий, еще не высохший слой, смазывается. Чтобы рисунки получались выразительными, радовали детей необходимо научить владеть различными способами работы кистью: концом кисти, всем ворсом, постепенным переходом от рисования концом кисти к рисованию всем ворсом (если нужно передать постепенное расширение линии, например, при рисовании дерева). Широкие линии удобнее рисовать, держа кисть по отношению к бумаге наклонно. А тонкие линии, рисуемые концом кисти, получаются лучше, если держать кисть вертикально, палочкой вверх. Кисть при рисовании нужно тщательно промывать, чтобы не загрязнять краски. Воду во время работы по мере загрязнения надо менять.
В детском саду используются круглые кисти: для детей младших и средних групп одного размера, лучше всего среднего размера с 10 по 14, для детей старших групп двух размеров — маленькие со 2 по 6 размер, большие с 12 по 16. (слайд)
Первые краски, с которыми знакомится малыш и учится рисовать — гуашь. Краска эта густая, поэтому перед рисованием ее нужно развести водой (должна быть похожа на жидкую сметану). Рисуют гуашью во всех группах. В 1 мл.гр. сначала дают одну краску, но на занятиях можно давать разного цвета. К концу года две краски. Во 2 мл.гр. 2-3 краски, а концу года их может быть 4-6. В средней группе 4-6 цвета краски. В старших группах 5-6 цветов, а недостающие цвета дети учатся смешивать на палитре.
В старшей группе нужно учить работать акварелью. Есть разные наборы акварели в коробках по 8-12 и более цветов. Лучше приобретать акварель, залитую в металлические или фарфоровые кюветики, а не сухую. Необходимо сразу показать правильные приемы работы с акварелью. Перед рисованием краски надо смочить, стряхивая по капле чистой воды на каждую, не касаясь при этом ворсом кисти. В старшей группе в конце года можно показать прием рисования по сырому слою. Делается это так: перед рисованием весь лист бумаги протирается влажным ватным тампоном, но так, чтобы вода не текла с листа бумаги и не образовалось водяных пятен, иначе все сольется. Рисовать нужно не дожидаясь, когда бумага просохнет. Для начала можно дать простые задания, например «ткань кукле на платье» Дети наносят пятнышки, листочки, цветочки. Краска растекается по сырой бумаге, образуя красивые мягкие переходы цвета. В подготовительной группе можно со второй половины года научить детей покрыванию большого пространства листа цветом способом размывки. Делается это так: в верхней части листа проводится полоса насыщенного цвета, а затем размывается смачиваемой в воде кистью быстрыми движениями к низу. При этом надо не забывать чаще смачивать кисть в воде и проводить линии сверху вниз от левой части листа к правой, без просветов.
Сейчас вошли в практику работы с детьми по рисованию такие материалы, как фломастеры, угольный карандаш, восковые и масляные мелки, сангина.
Рисование – одно из самых интересных для детей дошкольного возраста видов изобразительного творчества. Как правило, дети любят рисовать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это, в свою очередь, создает условия для всестороннего воспитания и развития детей.
Занимаясь рисованием, дети знакомятся не только с карандашами, но и с другими материалами, с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Овладение этими навыками способствует их умственному развитию.
На занятиях по рисованию развивается речь детей: усвоение названий, форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря. У детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; дети приобретают опыт использования простейших орудий: карандаша, кисти, усваивают их специфику; узнают свойства различных материалов: краски, гуаши и др.; возможности и особенности работы с ними. Рисование должно быть использовано для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления благородных чувств, которые возникают у них.