с какого возраста можно играть с ним
Еще вчера в качестве материала для лепки использовали пластилин или глину. Сегодня у всех на устах кинетический песок для детей. Что он из себя представляет, и зачем его покупать? Этот так называемый песок изобрели шведские ученые. Он обладает высокой пластичностью и подвижностью, поэтому используется преимущественно детьми в качестве забавы. Кроме этого, является и средством развития различных способностей у малышей. Как бы то ни было, стоит рассмотреть качественные стороны этого чудо-изобретения.
Что это такое
Кинетический песок – это материал для формования. Рассыпанный по ровной поверхности, он не распадается на части, а лежит, как связная масса. На ощупь он, как песок с морского побережья, легко собирается в кучу и при этом не оставляет на поверхности следов. Кроме этого, не боится воды, то есть, после просушки восстанавливает свои уникальные способности.
Не стоит волноваться, что такие качества материалу придают опасные химические соединения. Совсем нет – его основу составляет хороший кварцевый песок и небольшое количество добавки E900 (2 %). После смешивания с последней песок полностью меняет свои свойства, не высыхает и не липнет к рукам. Невооруженным глазом сложно определить, где простой песок, а где с добавкой. Кинетик, как его часто называют, обладает текучестью, формуемостью, плотностью и пористостью. Благодаря специальным полимерным волокнам, которые удерживают песчинки на одинаковом расстоянии друг от друга, может показаться, что живой песок плывет. Добавка же не вредит ни детям, ни взрослым.
Добавка E900 применяется в пищевой промышленности для снижения пенообразования в жидкости. Ее использование допускается во всех странах мира. Аллергические реакции возникают лишь в случае личной непереносимости.
Нужен ли он детям
Услышав или увидев рекламу кинетического песка, родители себя спрашивают – а нужен ли такой моему ребенку, если мы ходим играть в песочнице? Единственное, чем последняя может отличаться от кинетика, так это объемом. Конечно, чтобы купить столько инновационного песка, как в песочнице, потребуется целое состояние. И это, пожалуй, все. Из такого песка ребенок может делать фигурки дома, причем, когда за окном зима. Всем известно, что в песочнице часто бывают дворовые животные, которые там оставляют продукты своей жизнедеятельности и заносят различные болезнетворные микробы. А они оказываются на детских руках, часто попадающих в рот. Это заканчивается всем известно чем – отравлениями и болезнями.
Психологи доказали, что игры с песком оказывают положительное воздействие на психику ребенка, снимают стресс, являющийся причиной заболевания нервной системы.
Но даже если ваш ребенок очень аккуратный, в песочнице обязательно найдется более активный, который будет затевать различные игры с разбрасыванием песка. Как бы вы не хотели, но песок попадет на одежду вашего малыша, и даже в глаза, рот и уши. Если ваш ребенок будет создавать башенки и крепости из шведского песка дома, то получит массу удовольствия и останется здоровым и невредимым. Дома во время игры с кинетическим песком ребенка никто не отвлекает, он лучше сосредотачивается и быстрее развивает мелкую моторику.
Многие родители рекомендуют давать поиграть малышу с чудо-песком перед сном, так как занятие быстро успокаивает его и расслабляет.
Чтобы разнообразить игру с кинетиком, возьмите для формования различные предметы. Например, с формами для выпечки вы сможете поиграть со своим ребенком в кондитера. Он научится раскатывать тесто, лепить кексы и вырезать печенье. Стройка тоже понравится ребенку, но если подключить к ней бульдозеры и самосвалы, то она будет еще интереснее. Игру с песком можно разнообразить настолько, насколько широка фантазия.
Преимущества
Несомненно, этот песок обладает рядом преимуществ:
- мягкая консистенция;
- безопасен для детей. Риск возникновения инфекции нулевой;
- текучесть и подвижность сохраняется до 3 лет. Песок не засыхает и не требует смачивания для формования;
- отсутствие благоприятной среды для размножения микробов;
- не пылит;
- в случае загрязнения легко промывается, после чего восстанавливает свои уникальные способности;
- рассыпанный песок лучше убирается небольшим комком – он прилипает к нему, будто железо к магниту.
Недостатки
Этот чудо-материал, кроме положительных качеств, обладает и рядом отрицательных:
- после распаковки издает неприятный запах, похожий на уксус или клей. Спустя некоторое время он исчезает;
- пару раз в неделю необходимо очищать от мусора;
- прилипает к рукам. Некоторые родители отмечают, что он не липнет к рукам взрослого человека, но зато пристает к рукам ребенка. Это происходит тогда, когда детская ладошка немного вспотела;
- в отличие от обычного песка не просеивается, поэтому во всеми любимую «мельницу» поиграть не получится;
- застревает в ткани. Обычно песок забивается в ткань пористой фактуры, в колготки или одежду из флиса. Поэтому рекомендуется во время игр находиться в одежде из гладких тканей. Если одежда испачкалась, она легко отстирается в стиральной машине, если ковер – очистится пылесосом;
- большие комки не могут держать форму – через некоторое время они начинают постепенно растекаться;
- высокая стоимость.
Какими упаковками продается
Шведский живой песок KineticSand фасуется следующим образом: 1 кг, 2,5 кг и 5 кг. Недавно в ассортименте появился разноцветный песок. Он выпускается упаковкой, в которой три килограммовых пакета с синим, красным и зеленым песком. Какой объем песка выбрать, зависит от того, сколько детей будет с ним играть и для чего он вообще нужен. Если с «живым» песком будет играть малыш 1,5-2 лет, то достаточно килограммового пакета. Для детей постарше подойдет 2,5-килограммовый пакет. А вот небольшой компании, скажем, из трех-четырех человек, будет достаточно 5 кг. В некоторых случаях даже одному ребенку может потребоваться большой пакет кинетического песка, если он любит делать серьезные песочные фигуры и сооружения.
В некоторых магазинах можно купить вместе с песком и дополнительные аксессуары, например, совки, контейнеры и так далее.
Возрастные ограничения
Многих родителей интересует, с какого возраста можно разрешать ребенку играть с чудо-песком. Производитель рекомендует кинетик для детей, начиная с трех лет. Дело в том, что более младшие все стремятся «пропустить» через рот, и поэтому живой песок с легкостью может туда попасть. Как известно, многие мамы, как только малыш научился ходить, первым делом идут в песочницу. Кто гарантирует, что даже маленькая часть песка не окажется во рту? То же самое может произойти и с кинетическим песком, но, как мы уже знаем, он чистый и безопасный, не содержит вредных микробов и бактерий, пыли и грязи.
Если после года ребенок активно познает мир, то, несомненно, ему будет интересно это сделать при помощи кинетического песка. Конечно, весь процесс должен происходить под пристальным присмотром родителей.
Кинетический песок – гипоаллергенен и нетоксичен. Случайное попадание этого материала в рот не опасно: он не растворяется в желудке и поэтому выходит из кишечного тракта естественным путем.
Правильное использование
Соблюдение простых правил позволит вашему песку сохранить свои свойства, не засохнуть и остаться чистым:
- использование при комнатной температуре;
- при низкой влажности польза песка снижается. Для восстановления подвижности достаточно несколько капель чистой воды. После нескольких сдавливаний рукой становится рыхлым и пластичным;
- перед использованием песка необходимо вымыть руки, протереть поверхность (стол или пол), так как он легко впитывает грязь и различные запахи. Девочкам рекомендуется собирать волосы в хвостик, так как собравшиеся в песке волосинки нарушают его характеристики;
- песку не страшен ультрафиолет, а вот защищать массу от влаги, пыли и домашних питомцев придется. Для этих целей подойдет контейнер, который можно накрыть чем угодно.
Применение в обучении ребенка
Кинетический песок настолько универсальный материал, что его можно использовать и для обучения. Например:
- создание различных геометрических фигур и их запоминание;
- сопоставление плоских и объемных изображений;
- написание на песке букв любым тонким предметом;
- печатание штампов выпуклыми предметами;
- лепка объемных букв (позволяет лучше изучать алфавит).
В любом случае креативное использование кинетического песка зависит от ваших идей.
Меры предосторожности
Хотя кинетический песок не относится к токсичным веществам, все же его попадание в рот и глаза нежелательно. Уже было сказано, что маленькие детки должны с ним играть под присмотром родителей. После каждой игры песок необходимо собрать в пакет или контейнер и спрятать в недоступное место. Этот песок не предназначен для еды. Но если ребенку все же удалось попробовать кусочек, отломанный от только что слепленной башенки, паниковать не стоит – выйдет вместе со стулом как обычная непереваренная пища. Однако за стулом вести наблюдение придется. При наличии отклонений (боли в животике, жидком стуле, запоре, примеси или слизи в кале) нужно обратиться к врачу. Не исключено, что в организм малыша попали бактерии еще до игр с песком.
Резюме
Если вы хотите подарить своему ребенку возможность творчества и море радости, то кинетический песок, – это то, что вам нужно. Только перед тем, как его купить, убедитесь, что малышу действительно хочется поиграть в песочнице. Также не лишним будет определить, какая форма упаковки ему подойдет. Помните, что лучше развивается ребенок в процессе коллективной игры в песочнице, поэтому рассмотрите вариант большого комплекта для совместных занятий, ведь вам иногда тоже захочется вспомнить детство.
Читайте такжеКинетический песок. — запись пользователя Ольга (merveilleux) в сообществе Раннее развитие в категории Развитие детей третьего года жизни
состав кинетического пескаДа, нас тоже не оминула всеобщая любовь этому чуду современной детской развивающей индустрии - кинетическому песку. Очень долго раздумывала и сомневалась нужен ли он нам, но в конце концов решилась купить его на 2-х летие Катюши.Цена, конечно, кусается, поэтому приобрела 1 кг. И могу сказать для одного ребенка этого вполне достаточно. Если игры с кинетическим планируются в пространстве, ограниченном небольшим контейнером или детским столиком - то больше и не надо. Если вы желаете залепить постройками большой обеденный стол или весь пол в гостиной - покупайте не менее 2,5 кг. Кому интересны наши впечатления - прошу под кат)
Вот так выглядит кинетический песок. Как видим, у него есть как-бы два "агрегатных состояния". Первое - спрессованное, очень похожее на обычный влажный песок на пляже или в песочнице. Только этот очень мелкий и чистый) С виду - ничего особенного, так я подумала, когда получила заветную и кстати сказать очень небольшую коробочку с чудо-наполнением. Но стоит просто нажать пальцем на спрессованный кусок песка... как начинается настоящее волшебство! Этот невзрачный шар будто оживает, начинает плавно растекаться по поверхности, как-бы вдыхая воздух в себя и от этого увеличиваясь в размерах.
И уже через несколько секунд перед вами мягкая, воздушная, очень приятная на ощупь масса, которую и песком-то назвать сложно! По виду да и по консистенции он похож на очень пористое дрожжевое тесто.
И физические свойства у него похожи. Например, песочек в этом воздушном состоянии не покопаешь лопаткой и не проведешь по нему граблельками, чтобы оставить бороздочки. Песок будет просто тянуться за подобным инструментом или растекаться в стороны. Зато он чудесно режется обычным пластиковым ножиком для пластилина.
Если попытаться взять кинетический песок в руки и поднять - он начинает просто вытекать сквозь пальцы)
И в то же время очень легко спрессовывается, становится плотным, превращаясь в... песок)
Очень мелкий, поэтому можно для игр использовать достаточно рельефные формочки с тонким рисунком. Кинетический песок принимает любые, даже очень сложные формы, прекрасно "выскакивает" из формочек, не ломая при этом фигурку.
Полученные фигурки крепкие, не высыхают и не рассыпаются.
Т.к. кинетический песок очень легко утрамбовывается, для игр прекрасно подходят штампы, даже очень сложные. Рисунок сохраняется просто замечательно!
А еще вырубки для печенья, правда работают они только на спрессованном кинетическим песке.
Теперь немного правды о рекламируемых свойствах кинетического песочка.
1. Состав песка - 98% сам песок + 2% нетоксичного безопасного полимера, обеспечивающего магические свойства песка. Действительно очень чистый, мелкий, качественный песок. Безопасность полимера в домашних условиях проверить не могу, но очень надеюсь, что это правда) Из того, что возможно протестировать: песок безвкусный, имеет очень легкий, едва заметный канцелярский запах, чем-то похожий на запах клея ПВА и гуаши.
2. Не липнет к рукам. Правда, песок совершенно не липнет к сухим рукам. А вот к влажным - прилипает.
3. Оставляет поверхности сухими и чистыми, легко собирается. Правда, частицы песка прилипают друг у другу, поэтому собрать кинетический песок проще простого, нужно просто провести комком кинетического песка в том месте, где нужно его собрать и части прикрепятся друг к другу. Работает на гладких поверхностях, с шершавых, ворсистых поверхностей собрать кинетический песок не так легко.
4. Не рассыпается. Правда на 99,5%. Всё-таки после игр некоторые потери есть, но не более 0,5%. Тем не менее после игр полы приходится пылесосить, протереть поверхности влажной тряпкой.
5. Не засыхает. Правда, но хранить кинетический песок желательно в закрытом контейнере. Нам он, кстати, пришел вместе с песочком в виде подарка. Контейнер также предотвращает песок и от загрязнений, запылений. Да и прежде чем доставать его - лучше предварительно протереть поверхности от микропыли, ведь вся она попадет в песок во время игр.
Я не покупала никаких специализированных аксессуаров. Мы вполне обошлись тем, что уже было в наличии дома - формочки для обычного песка, штампы и другие инструменты из наборов для пластилина и массы для лепки, вырубки для кондитерских изделий.
Не буду оригинальной - я тоже советую приобрести кинетический песок для вашего ребенка. Это замечательная альтернатива играм в дворовой песочнице в моменты, когда на улице они невозможны. Кроме того это прекрасное средство для сенсорного восприятия и развития мелкой моторики. По моим наблюдениям, протестировать и насладиться всеми свойствами кинетического песка ребенок сможет не раньше 1,9-2 лет - фигурная лепка, работа с ножом, вырубками, постройка конструкций. Раньше - конечно тоже можно купить, даже просто трогать, мять, взбивать, вытягивать, бросать песочек очень и очень приятно. Я уже не говорю о том, что и родители могут получить просто от погружения рук в контейнер с волшебным песком свою порцию релакса)
И еще немного о продавце - интернет-магазине kineticsand.com.ua. В Украине не так то много поставщиков кинетического песка. Прошерстив интернет, нашла несколько предложений о продаже, но в итоге остановилась именно на этом магазине, который занимается поставками только продукции шведской компании WABAFUN. Нашла много отзывов, только положительных. Покупкой осталась довольна - мой заказ мне отправили в день оплаты и уже на следующий день я получила посылочку у перевозчика (кстати, доставка Новой Почтой бесплатная). Если боитесь перечислять предоплату - есть возможность получить заказ наложенным платежом, правда услуга наложенного платежа оплачивается в таком случае вами, но сама доставка тем не менее бесплатная. Так что рекомендую!
Всем приятных игр!
Методическая разработка на тему: Использование кинетического песка в работе с детьми 2-3 лет.
Использование кинетического песка в работе
с детьми 2-3 лет.
Пояснительная записка.
Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние, способны стабилизировать эмоциональное самочувствие ребенка. Манипуляции с песком успокаивают импульсивных, через чур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных детей. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, памяти. Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. В песочнице можно дать волю своей бурной фантазии. В дошкольных образовательных организациях используются интерактивные песочные столы, организовываются центра воды и песка, но я предлагаю использовать не простой песок, а кинетический.
Методические рекомендации по использованию кинетического песка.
Кинетический песок — это уникальный материал для детского творчества. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы, и в тоже время остается сухим! Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство.
Он представляет собой смесь диоксида кремния (98%), и полидиметилсилоксана (2%), который выступает в качестве связующего агента. Диоксид кремния — это не что иное, как чистейший кварцевый песок. Полидиметилсилоксан также известен нам как «Энтеросгель» или «Пищевая добавка E900» — то есть он абсолютно безвреден.
Для знакомства детей с этим интересным материалом я предлагаю следующие простые упражнения:
- Первое что можно сделать, это просто попробовать его на ощупь. Попробовать пропустить песок сквозь пальцы, он как будто течет.
- Ребенку можно предложить раскатать песок как тесто.
- Дети очень любят играть в прятки и в этом плане кинетический песок представляет собой безграничное поле для игр с детьми разных возрастов. Самые простые прятки — в песке можно спрятать несколько маленьких предметов и предложить ребенку найти их.
- Возьмите несколько разнообразных штампов, разровняйте песок на столе. Попробуйте оставить следы этими предметами на песке. На кинетическом песке любой предмет или штамп оставляет отличный, хорошо различимый след.
- Из песка вы можете сделать «хлеб», «масло» или колбаски, вручить ребенку пластиковый нож и предложить нарезать.
- Готовим печенье: для этого можно использовать любые формы-вырубки.
Кинетический песок — это потрясающая игрушка для детского творчества, которая в последнее время привлекает и внимание родителей. Количество игр с этим материалом — безгранично. Каждый человек, будь это взрослый или ребенок, может придумать что-то свое. Например:
- У кого быстрее песок просыплется сквозь пальцы.
- Чья башня выше.
- Украшаем песочный пирог, в завершении его можно разрезать и т.д.
Кинетический песок способен увлечь игрой и взрослых и детей на довольно продолжительное время.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 81 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Сценарий непосредственной образовательной деятельности.
Тема: Колобок.
Возрастная адресность: дети 2-3 лет
Используемые совр. образовательные технологии:
— здоровьесберегающие,
-личностно-ориентированные,
-игровые.
Автор составитель:
Воспитатель
Забалённая Ю.А.
Санкт-Петербург
2016
Цель: развитие связной речи детей.
Задачи:
Образовательные:
- стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, в особенности тактильно-кинестетической чувствительности.
- активизировать словарный запас.
- формировать представления об окружающем мире.
- стимулировать ребёнка повторять за воспитателем слова и фразы из произведения.
Развивающие:
- развивать интерес к русским народным сказкам.
- развивать память, внимание.
- развивать мелкую моторику.
- развивать фантазию.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
- создать положительный психоэмоциональный настрой.
- воспитывать умение общаться друг с другом.
Интегрируемые области:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Предварительная работа.
Оборудование: колобок из папье-маше, сказка на фланелеграфе «Колобок», песочница с кинетическим песком.
Предварительная подготовка детей: чтение русской народной сказки «Колобок», проигрывание сказки «Колобок» с помощью настольного театра и пальчикового театра, художественное творчество: рисование «Колобок на дорожке».
Ход занятия.
Дети находятся в группе. Входит воспитатель, у него в руках Колобок из папье –маше. Воспитатель: Ребята посмотрите кого я встретила по дороге в детский сад. Вы знаете, кто это? (ответ детей – колобок). Колобок здоровается с детьми. Воспитатель: Колобок мы так любим твою сказку. Ребята давайте попросим колобка рассказать нам его сказку. Колобок отказывается: Потерялся я, не знаю где мой дом. Да и сказку не помню. Воспитатель: Ребята давайте поможем колобку, покажем и расскажем ему сказку на фланелеграфе. Воспитатель вместе с детьми подходит к фланелеграфу. Дети помогают вспомнить колобку его сказку, проигрывая ее на фланелеграфе. При появлении героев сказки можно зачитывать следующие строчки:
- Я зверь лесной, я заяц не простой. Я зайчик-попрыгайчик, длинные ушки, короткий хвост.
- Я хитрая лисе, темного леса краса. По полянке пробегу, лисий след свой замету.
- Я серый волк, зубами щелк. Я ищу себе еду, я всегда голодный – ууууу.
- Я зверь лесной, я зимой сплю. В лесу хозяином живу. Свои владенья обхожу. За порядком я гляжу.
Колобок: Спасибо дети. Теперь я все все вспомнил. Покачусь я к дедушке и бабушке, волнуются они, переживают. Больше я один гулять не буду. До свиданья!
Колобок «уходит». Воспитатель предлагает деткам пойти поиграть в центр воды и песка. В начале работы повторяем правила игры в песочнице.
Здесь нельзя песком кидаться!
Можно строить и лепить,
Можно чудо сотворить:
Горы, реки и моря,
жизнь песочнице даря!
Дети, поняли меня?
В песочнице подготовлена тропинка и выставлены фигурки героев сказки. Воспитатель: Посмотрите дети, кто у нас в песочнице? Кого первым встретил колобок? (зайца). А вторым? (волк). А после волк кого встретил колобок? (медведь). А в конце сказки с кем встретился колобок? (лиса). Все ли персонажи у нас есть в песочнице, может быть кого-то не хватает? (колобок). (не хватает колобка). Воспитатель: Попробуем слепить его из этого песка? Дети лепят колобка и по очереди прокатывают его по тропинке мимо выставленных персонажей.
Воспитатель: какие вы все молодцы. У вас получились хорошие и красивые колобки.
Предполагаемый результат.
Занятие помогает закрепить знания о сказке «Колобок», развить связную речь, обогатить словарь детей прилагательными. Стимулировать детей к дальнейшей познавательной деятельности и экспериментированию детей в работе с песком.
Дальнейшая работа.
Проведение экспериментов.
Чтение русских народных сказок. Выполнение сюжетных рисунков (аппликаций) по сказкам.
Подведение итогов.
Список литературы.
- Газета «Школьный психолог», 2005 № 6 «Игры с песком»
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь 2002
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2006
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.:Детство-Пресс.2002
- Юнг К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тавистокские лекции. СПб.: БСК, 1998.
Статья: Практикум для педагогов ДОУ «Использование кинетического песка в работе с дошкольниками».
Практикум для педагогов ДОУ «Использование кинетического песка в работе с дошкольниками».
Задачи: знакомство с кинетическим песком и его свойствами; организация игр и упражнений с кинетическим песком по их целевому назначению в образовательной деятельности.
Оборудование и материал: лотки (контейнеры) с кинетическим песком, формочки, лопаточки, бусины, небольшие игрушки – звери; информационные раздаточные листы с советами по организации работы с кинетическим песком и его хранением.
Ход семинара-практикума:
Воспитатель: Сегодня мы вам предлагаем отправиться в свое детство, окунуться в это незабываемое время! Посмотрите, на столах находятся лотки с песком, только не совсем простым, а в новом формате – это кинетический песок. Вы наверняка уже слышали о кинетическом песке. В последнее время он достаточно популярен. Если вы не трогали его, то описать словами его свойства нам будет сложно.
Это вещество может и сохранять форму, и рассыпаться. Оно становится тверже при сжатии, но форма (например, большой шар) может «развалиться» со временем под действием силы тяжести. Вещество имеет часть свойств влажного песка, однако оно не влажное. Оно слипается между собой, но не липнет к рукам и другим предметам. Оно мягкое, податливое, но не «воздушное». Такой необычный материал отлично подходит для игр и развития малышей. Песок универсален, поэтому и спектр его применения широк.
Игры и упражнения с кинетическим песком позволяют:
- Развить мелкую моторику
- Совершенствовать сенсорное восприятие
- Осуществлять подготовку руки к письму
- Развивать речь
- Развить творческое мышление
- Вовлекать в ролевые игры
- Тренировать внимание
- Расслабляться и успокаиваться
- Развитие мелкой моторики
Кинетический песок помогает развитию моторики. Его можно сжимать, прихлопывать, тромбовать. Можно надавливать пальцами, выполнять тычки, защипывать — для развития указательных пальчиков и щипкового захвата.
Из песка можно сделать шарики или разгладить поверхность скалкой — это развивает двусторонние навыки. Можно копать его совком, как обычный песок, или резать пластмассовым ножиком. Эти упражнения тренируют захват и учат пользоваться инструментами (вместо совочка можно для разнообразия брать разные ложки, лопатки и т.д.). Разровняйте поверхность песка и дайте малышу формочки или небольшую чашку. Можно просто нажимать на перевернутые формочки, чтобы получать отпечатки. Так будут развиваться мышцы пальчиков и рук.
- Сенсорное восприятие
Кинетический песок — идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения. Малыши любят все трогать, поэтому с удовольствием играют с песком, мнут его, пропускают сквозь пальцы. Бывает, что ребенка не оторвать от лотка/песочницы. Подобные занятия успокаивают и положительно влияют на умение сосредотачиваться. Несмотря на то, что он обладает свойствами влажного песка, он мягкий, сухой и немного прохладный на ощупь. Он не застревает под ногтями, не липнет, не колется.
Учить формы с помощью кинетического песка – одно удовольствие. Формы вылепить просто, например, с помощью фигурок от игр. Если их нет – воспользуйтесь формами для выпечки или столовым ножом (помните о безопасности!).
- Рисование и подготовка руки к письму. Развитие речи.
Знаете ли вы, что сенсорные занятия с таким материалом, как кинетический песок, могут реально помочь детям развить речь и улучшить языковые навыки? Это не просто игра в куличики, это взаимодействие между ребенком и «партнером по общению». Простые, но очень важные правила: не торопитесь и будьте рядом. Подстройтесь под малыша, найдите зрительный контакт. Пусть ребенок станет ведущим, рассказывает, комментирует и задает вопросы. Как помочь ребенку заговорить, используя простые приемы игры, — это отдельная и достаточно обширная тема.
Если ваш ребёнок учится читать и писать, попробуйте написать что-нибудь на песке! Техника почти та же, что и на бумаге, но процесс в тысячу раз интереснее. Здесь много идей на тему письма на песке.
Учите буквы? И снова вам поможет кинетический песок. Из него легко и просто моделировать, поэтому обязательно потренируйтесь. Весьма увлекательно вылепливать букву и тренировать варианты их произношения. (вылепить первую букву своего имени).
В поиске цветов
Работа в парах: один человек прячет бусины, другой их ищет. «Спрячьте в песке бусины, из которых в дальнейшем вы с ребёнком соберёте бусы».
До того, как ребенок начнет учиться писать ручкой, полезно предоставить ему возможность попробовать рисовать и отрабатывать навыки предварительного письма на различных «сенсорных поверхностях». Кинетический песок идеально подходит для этих целей. Дети могут рисовать пальцами или небольшими «приспособлениями» (счетными палочками, зубочистками, палочками от мороженого, неподточенным карандашом). Пусть рисуют черточки, каракули, геометрические фигуры, повторяют написание букв по вашему примеру. Это даст им дополнительные сенсорные навыки и поможет приобрести опыт письма даже без письменных принадлежностей.
- Развитие творческого мышления
Кинетический песок — материал, «открытый» для фантазии (то есть нет определенного и единственного способа, как с ним можно играть). Песок развивает в детях творческие способности. У ребенка формируется определенный опыт, он открывает для себя новые и новые цепочки «идея — воплощение, деятельность, двигательная активность — результат». При работе с «открытым материалом» ребенок сначала думает, как именно использовать эту «субстанцию». Потом идет процесс обдумывания плана действий. Ну и самое приятное — получение результата. Кинетический песок полезен для занятий с детьми-аутистами. Предоставив в распоряжение малыша лоток с песком и несколько «инструментов» (формочки, совочки, палочки) и задумчиво спросив: «Хм, что мы можем с этим сделать?», вы запустите мыслительный процесс.
Бои снеговиков
Скоро зима, а это значит, что будет больше уличных игр. Кинетический песок отлично держит форму, но, если к фигуре добавить лишнего или фигура тяжёлая, она медленно наклоняется и осыпается. Слепите с ребёнком снеговиков из трёх песочных шариков и понаблюдайте, чей осыплется быстро.
- Ролевые игры
Примерка определенной роли, воспроизведение характерных для нее действий связаны с творческим мышлением. Исследования показали, что для познавательных игр малышей и детей дошкольного возраста требуется минимальный реквизит. Обычно достаточно того, что есть под рукой. Реквизит облегчает символические игры. Например, посудка для игры в кухню или фигурки животных — и фантазии уже есть где разгуляться! Можно утверждать, что дошкольные годы — отличный возраст для творческой реализации.
Начните с простого: покормите животных, устройте для них ванну; испеките красивый песочный пирог.
Нож
Простой способ научить ребёнка пользоваться ножом. Представьте, что песок — это сливочное масло или хлеб, и приступайте. К слову, режется этот волшебный песок просто замечательно! Лучше использовать пластиковый нож, но если вы выбрали настоящий — возьмите столовый (он менее травмоопасен) и ни в коем случае не оставляйте ребёнка без присмотра.
- Тренировка внимания
Развитие ручек (моторики пальчиков, силы нажатия) напрямую влияет на развитие мозга. Мозг готов к учебе! Простые упражнения с кинетическим песком можно делать перед занятиями, в которых ребенку понадобится сосредоточенность на задаче (например, рисование, письмо, вырезание, настольные игры).
- Спокойствие и расслабление
Если медленно много раз пропустить песок через пальцы, то инстинктивно замедлится дыхание. Соответственно, станет спокойнее.
Воспитатель: А теперь мы, вам, предлагаем поиграть с кинетическим песком и самим ощутить как это интересно.
Игра «Мы скатаем колобок»
Цель: Закреплять представление о свойстве песка слипаться, скатываться в комок. Показать возможность собрать маленькие кусочки присоединяя их друг к другу. Способствовать закреплению навыка скатывания в шар.
Ход:
Разделить заранее песок на маленькие комочки (мука, масло.) Напомнить сказку «Колобок». Предложить, скатать колобок соединив, скатав комочки (муку, масло, сметану). Обыграть готовый персонаж.
«Паровозик из Ромашкино»
Цель: Продолжать закреплять представление о свойствах кинетического песка. Закреплять представление о геометрических фигурах. Учить создавать изображение паровоза из геометрических фигур с помощью формочек для песка.
Ход:
Показать картину с изображением паровозика.
Предложить сделать паровозик и вагончики из кинетического песка, используя формочки в виде геометрических фигур. При затруднении показать, как из двух квадратов получить прямоугольник, из двух треугольников – квадрат и т. д
В конце «рассадить» пассажиров в вагоны, напечатав изображения животных или человечков.
Упражнение «Укрась коврик».
Цель: продолжать закреплять представление о свойстве кинетического песка сохранять отпечатки, развивать умение распределять рисунок в уголках и в центре квадрата, прямоугольника, способствовать активизации творческой активности.
Ход:
Взрослый показывает, как он украсил коврик для куклы. Предлагает детям украсить коврик, используя печатки, стеки, палочки.
Обращает внимание на расположение узоров.
Предлагаем вам советы по организации работы с кинетическим песком, а так же советы по его хранению.
Советы по организации работы с песком.
- Лоток с песком должен постоянно находиться в специально отведенном для него месте.
• Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
• Не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения.
• Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для работы с песком.
• Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.
• Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на пол. В таких случаях дети должны самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.
• Хорошо бы подстелить под лоток с песком большое полотенце (однотонное, без всяких орнаментов и картинок). В конце работы полотенце можно вытряхнуть или сменить.
• Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки – таковы гигиенические нормы.
• Дети способны многому научиться, играя в лотке с песком, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания. Поэтому предварительно необходимо продумать задание и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером приносит большую пользу и нравится многим детям.
• После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой. Крышка надежно фиксируется на лотке, и его можно переносить за ручку, как чемодан, не боясь, что песок просыплется.
Советы по хранению кинетического песка
— Песок следует использовать при комнатной температуре и относительной влажности в помещении ниже 60%. В случае намокания песка необходимо дать ему самостоятельно высохнуть при комнатной температуре;
— В излишне сухих помещениях кинетический песок может несколько загрубеть. С целью восстановления его первоначальных свойств можно растереть в ладонях пару капель воды и немного поиграть с песком, после чего он снова станет пушистым. Сам по себе кинетический песок не может высохнуть, так как не содержит в своем составе воды.
— Песок не имеет собственного запаха, однако способен впитывать запах, исходящий от рук. Поэтому перед игрой следует вымыть руки и тщательно их вытереть. — Кинетический песок не теряет своих свойств под воздействием солнечных лучей;
— Хранить живой песок лучше всего в герметичном контейнере или закрытой надувной песочнице. Это предотвратит попадание в него влаги, пыли и посторонних предметов. В песок нельзя добавлять красители — это испортит его первоначальные свойства.
— Кинетический песок рекомендуется держать подальше от домашних животных.
— Случайно рассыпавшийся песок легко убирается с любой поверхности пылесосом или руками. Кинетические песчинки не прилипают к поверхности. Данная игрушка не имеет срока годности, поскольку по сути является обычным песком.