Как научить детей считать быстро и правильно, применяя простые методы
Всем привет! Сегодня речь пойдет о том, как научить ребенка быстро считать? Так как читателями блога являются не только студенты, школьники, но и молодые мамочки.
И перед каждой мамой стоит задача обучения малыша различным навыкам. Приходит время и ребенка нужно научить счету. Весьма полезным становится умение считать до 10 в 1 классе.
Как считать в уме?
Маленького ребенка очень тяжело обучить цифрам и математическим действиям с ними. Причиной этого становится их зрительный образ мышления. Для облегчения восприятия ребенком математических действий желательно применять при обучении различные предметы.
Обучая малыша цифрам, важно объяснить ему, что любое число — это совокупность предметов равных по количеству этому числу. При объяснении ребенку чисел, если вы просто посчитаете до 4 и скажите, что это цифра 4, он этого не поймет, а если вы положите на стол 4 апельсина или же 4 машинки и их посчитаете — это будет более наглядно. При любой возможности связывайте цифры ассоциативно с любыми предметами.
При таком обучении у малыша работает образное мышление, и оно облегчает принятие информации. Возможно использование коробочки с ячейками в количестве 10 штук. Изучая каждую цифру, он постепенно заполняет ячейки и тем самым будет запоминать из чего состоит та или иная цифра и сколько осталось ячеек до получения цифры «10».
Смысл такого обучения заключается в том, чтобы ребенок при взгляде сразу же понимал, какая это цифра, а не считал до неё.
Как считать столбиком?
Чтобы научиться считать столбиком, ребенок должен знать цифры и элементарные математические действия с ними. Кроме того, он должен уметь писать цифры.
Если ваш малыш легко выполняет сложение и вычитание однозначных чисел в уме, то можно приступать к обучению двузначных чисел. В первую очередь, ребенку необходимо объяснить, что такое двузначные числа. После этого уже можно приступить к объяснению математических действий в столбце.
Важно объяснить ребенку, как правильно записываются столбцы и как цифрам верно занимать свое место. Далее ребенку необходимо правильно разъяснить, как проводить счет в столбцах, и то, что он идет только справа налево.
При счете двух двузначных чисел у ребенка может случиться ступор, так как при сложении двух единиц, например, «7» и «5» получается еще одно двузначное число «12». Ребенок может не понять, как эти «12» записать в результат. Необходимо не пропустить этот момент и объяснить, что в таком случае в результат записывается только единица, то есть «2», а десятка «1» учитывается при расчете.
Как считать по линейке?
Один из самых легких, но вредных способов обучения ребенка — это счет по линейке. Он легко запоминается и с него очень тяжело перейти на следующий этап обучения. Уж тогда можно сразу ребенку показать калькулятор и объяснять, как им пользоваться. С помощью линейки легко научить ребенка сложению и вычитанию. Примеры:
- Чтобы к «4» прибавить «3», всего лишь нужно найти на линейке цифру «4» и вправо отсчитать «3» единицы, полученный результат будет равен «7».
- Чтобы от «6» отнять «5», также необходимо найти цифру «6» и уже в левую сторону отсчитать «5» единиц и сказать полученный результат.
Как считать на пальцах?
Признаюсь, честно, для меня самым первым способом обучения счету явилась методика «на пальцах». Некоторые дети умеют так считать уже в 3 года.
В первую очередь, маме необходимо в игровой форме объяснить малышу, что у каждого пальчика есть свое имя. Вместе загибайте каждый пальчик и называйте его по имени «один», «два», «три» и так до десяти. Знакомиться с пальчиками нужно строго в порядке «от большого пальца к мизинцу» на левой руке и «от мизинца к большому пальцу» на правой руке.
Схема счета в таком случае аналогична методу «по линейке». Например, чтобы к «2» прибавить «4», нужно загнуть 2 пальца левой руки (большой и указательный), а затем загнуть еще 4 пальца в порядке слева направо. Если пересчитать сколько загнуто пальчиков получится «6». Аналогично считаем вычитание, но в обратном порядке (справа налево).
Как считать на счетах?
Счетами пользовались не только кассиры в далеком СССР, но и современные дети. В основном на счетах осуществляют такие действия, как сложение и вычитание. Ребенок может научиться складывать и вычитывать с помощью счетов до 10 000.
Принцип счета держится на представлении каждого ряда в виде разрядов чисел. Смотрите, как это выглядит на рисунке:
Чтобы «набрать» на счетах число, нужно вместе с ребенком сдвинуть костяшки влево в зависимости от разрядов чисел.
Для того, чтобы сложить два числа, нужно набрать первое число, а затем сдвинуть влево каждый разряд второго числа. Важно начинать именно с нижнего ряда! Если числе в ряду не хватает, то в этом ряду нужно оставить то количество костяшек, которое не хватает, а рядом выше перекинуть влево еще одну костяшку.
Вычитание осуществляется аналогичным способом. Отличие заключается в том, что при нехватке костяшек в ряду, нужно оставить количество костяшек, полученное по формуле:
10 — Х, где Х — число недостающих костяшек.
А в верхнем ряду убрать одну костяшку вправо.
Метод для детей достаточно сложный, но если постоянно практиковаться, то результат будет заметен через некоторое время.
Как считать на счетных палочках?
Большая часть детей лучше всего учится счету на счетных палочках. Этот способ позволяет обучаться в игровой форме. Существует много вариаций игр. Одна из самых удобных, на мой взгляд — это раскладывание палочек по цвету. В возрасте 4 лет ребенок уже может считать до 5-10. Начинайте со следующих действий:
- Положите кучку палочек одного цвета, а в другой стороне — одну палочку другого цвета. Попросите малыша показать, где лежит одна палочка и произносите порядок счета «один».
- Положите рядом еще 1 палочку и объясните ребенку, что, если взять еще одну палочку их будет уже две. Поищите вместе парные предметы, например, 2 ноги, 2 руки, 2 глаза.
- Возьмите карточки с цифрами и кладите на них то количество палочек, которое написано на карточке. Пробуйте с малышом считать от 1 до 10, а затем переходите до 20.
Как считать на Абакусе?
Абакус внешне напоминает счеты с костяшками и относится к ментальной арифметике. Обучить этой методике ребенка достаточно сложно. Существует множество школ, работающих с детками от 5 лет и обучающих их такому счету. Видели детей в программах вроде «Удивительные люди», где малыши считают огромные числа в уме, делая странные движения руками? Таким способностям зачастую способствует умение считать на Абакусе.
При обучении счету на Абакусе важно запомнить расположение разрядов чисел. Планка разделяет числа на 1 и 5: те, что под планкой являются числом «1», а над планкой — «5».
Методика сложения и вычитания достаточно сложна, поэтому рекомендую посмотреть видеоуроки, размещенные в свободном доступе в интернете или записать ребенка на обучение в школу по ментальной арифметике.
Как считать десятки?
Помните, как родители учили нас считать десятки в прямом и обратном порядке? «10, 20, 30…» и так до 100. Обыкновенное заучивание хорошо подходит деткам со слуховой памятью.
Детям-визуализаторам лучше начать обучение с игры в палочки. Можно купить специальные палочки, состоящие из магнитных кубиков. Соберите с ребенком кубики в ряд и пересчитайте каждый из них до 10.
Пусть малыш убедится, что в палочке 10 кубиков. Сделайте еще несколько таких палочек-кубиков и начинайте их откладывать, произнося название десятков. Палочки-кубики можно заменить на другие подручные средства. Способов достаточно много.
Как считать двузначные числа?
Со счетом двузначных чисел ситуация обстоит аналогичным образом. Используйте игровые методики. Например, хороша визуализация на геометрических фигурках. Определите, что треугольники — это десятки, а кружки — единицы одного числа.
При выполнении операции с десятками, нужно вычитать (убирать) с игрового поля «условные» треугольники, а при вычитании единиц — кружки.
Аналогичные действия осуществляются с операцией сложения. Из подручных средств в качестве разделения на десятки и единицы можно использовать бобовые (фасоль, горох) или ягоды (малина, смородина). Такие игры могут быть не только полезными, но и вкусными для ребенка.
Как считать по-английски?
Многие мамы с раннего возраста прививают детям навыки счета и общения на английском языке. Ведь в возрасте 3-6 лет «впитывание» информации проходит весьма легко. Научить ребенка считать по-английски можно:
- самостоятельно;
- с помощью педагога в подготовительной школе;
- игровой формой обучения;
- просмотром образовательных детских передач на английском языке;
- с помощью игр-обучалок на планшете или мобильном телефоне.
Выбором способа обучения и возраста, когда малыш готов усваивать информацию, занимается, как правило, мама. Сейчас много доступных вспомогательных программ, начиная от дошкольного образования и заканчивая обучающими играми на планшете. Если у мамы хорошая фантазия и большое желание, обучить ребенка различным навыкам можно и с помощью подручных средств без существенных затрат.
С уважением, автор блога Екатерина!
Счет по линейке — kak.floatcamera.ru
Наталья Мелкова
Дидактическая игра «Веселый счет. Учимся считать от 1 до 5»
Представляю Вашему вниманию варианты дидактических игр, направленных на формирование математических представлений, обучению счету до 5 и знакомству с цифрами, с использованием сенсорных элементов на развитие мелкой моторики (прищепок, деталей на липучках, магнитов, пазлы, сделанные своими руками.
Предлагаемые варианты игр предназначены для детей 3-5 лет.
Цель:
1. Знакомство детей с числами от 1 до 5, закрепление цифр и числового ряда в пределах 5.
2. Закрепление обратного и порядкового счета, соотнесение числа и количества.
3. Развитие внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, умения анализировать, сравнивать, классифицировать через обучение счетным операциям и дидактическим играм. Корригирование и развитие долговременной памяти.
4. Формирование у детей сенсорных способностей, тактильных ощущений.
5. Развитие представлений о цвете, форме, величине и свойствах предметов через яркие наглядные образы и игровую деятельность.
Материал:
Все варианты игр неразрывно связаны с мелкой моторикой, ловкостью пальчиков и зрительно-моторной координацией. Все игровые элементы сшиты из фетра разной жесткости и других материалов, благодаря которым обогащается сенсорный опыт детей. В качестве дополнительных сенсорных элементов используются два вида прищепок: деревянные – 4см и пластмассовые – 6см, неодимовые магниты, липучки. В качестве основы под липучки (для прочного, цепкого скрепления) использовала велкроткань (банки и живот курицы).
ВАРИАНТЫ ИГР:
#1. ПАЗЛ «БОЖЬИ КОРОВКИ».
Пазлы — это отличная развивающая игрушка. Они отлично влияют на развитие логического и пространственного мышления, внимания, памяти. Складывая картинку, ребенок развивает мелкую моторику рук и начинает лучше координировать свои движения. Развивая подобные навыки, ребенок в дальнейшем сможет легко освоить письмо и речь.
Посчитаем точки на спине у божьих коровок и соединим их с нужной цифрой.
#2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФЕТРОВЫЕ КАРТОЧКИ «ЛАДОШКИ» — знакомство со счетом до пяти на пальчиках.
Пальчики на протяжении долгого времени помогают ребенку считать. На вопрос: «Сколько тебе лет?» малыши прибегают к пальчикам, показывая свой возраст (один, два, три). Получается, что это не только указательный жест для общения, но и полезное упражнение для мелкой моторики, и математический знак, обозначающий количество, и великолепное упражнение на развитие координации, силы пальцев рук и т. д.
Когда ребенок начинает учиться считать, еще не осознавая, что такое число, удачным методическим приемом может послужить прием соотнесения объектов счета с пальцами рук. Очень важно в самом начале знакомства с числами осознать, что один – это один объект, два – одновременно два объекта, и т. д. А с помощью пальцев это сделать легко. Причем осознание этого факта при использовании пальцев рук идет сразу по нескольким каналам восприятия: зрительному (видим, слуховому (слышим, произносим, тактильному (чувствуем, кинестическому (двигаемся).
Предлагаем ребенку приложить пальчики к карточке и назвать число, тем самым соотнести число и количество.
Очень полезный прием для развития мелкой моторики – использование разноразмерных прищепок, что способствует развитию координации и силы пальцев рук.
Маленькие деревянные прищепки с цифрами…
Более крупные (а соответственно удобные) пластмассовые прищепки…
Параллельно знакомить детей с цифрами, делая упор на зрительную память.
#3. «ПОМОГАЕМ БАБУШКЕ КОНСЕРВИРОВАТЬ ЯГОДЫ, ФРУКТЫ, ОВОЩИ И ГРИБЫ».
Предлагаем детям разложить определенное количество сочных ягод и фруктов по банкам…
Посчитать их количество…
Банки «для консервирования» выполнены из велкроткани, поэтому ягоды и фрукты (и другие овощи и грибы) с липучками на обратной стороне — замечательно цепляются на них. Таким образом, банки с ягодами и фруктами можно свободно перемещать в процессе обучающей игры, переносить и хранить.
А теперь тоже самое с овощами…
Как вариант разложить яблоки по цветам. Цвет яблока должен совпасть с цветом крышки на банке.
А теперь посчитаем сколько яблок и груш в каждой банке.
А теперь посчитаем грибочки.
4. «СВЕТЛЯЧКИ».
Солнце спряталось. Темно.
Время за полночь давно
В травке яркий маячок –
Притаился светлячок.
Отвечайте дружно, дети:
Кто нам ночью в травке светит?
Поместился в кулачок
Этот крошка светлячок.
Ребенок должен посчитать сколько светлячков залетело в банку.
5. «ЦЫП – ЦЫП – ЦЫП МОИ ЦЫПЛЯТА».
Вышла Курочка гулять,
Малых деток посчитать:
— Раз, два, три, четыре, пять,
Вместе мы идем гулять.
Мама – курица выполнена из жесткого фетра, а ее животик из велкроткани, что позволяет с легкостью крепить к ней яички и цыплят (у которых имеются липучки на обратной стороне).
Крылья курочки складываются и держатся за счет скрытых под фетровыми цветочками неодимовых магнитов. Все это, в свою очередь, является дополнительным тренажером для детских пальчиков.
Ребенок должен посчитать сколько яиц у курицы…
Сколько вылупилось цыплят, а сколько еще нет…
Сколько цыплят мама спрятала под крыльями?
А сколько всего цыплят у курицы?
Source: www.maam.ru
Читайте также
Источник: detishki.ahuman.ru
Читайте также
Счет по линейке — Детишки и их проблемы
«Линейка. Знакомство с линейкой»
ННОД по ФЦКМ в старшей группе
Задачи: Знакомство с понятием «линейка», обучение её практическому применению, учить определять прямую и кривую линии, осязательно — двигательным путём.
Цели: Познакомить детей с понятием «линейка», обучить её практичному применению.
Упражнять учить в счёте в пределах 5, отвечать на вопрос «сколько», полным предложением.
Уточнить знание о составе числа из единиц, закрепить знания цвета.
Совершенствовать знания геометрических фигур.
Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, умение выполнять действие и сопровождать их словами.
Воспитывать усидчивость, интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща.
Материал и оборудование:
Линейка 20 см, листы белой бумаги, простой карандаш, цветные карандаши, набор геометрических фигур разного цвета, набор цифр от 1 до 5.
Воспитатель: — Добрый день, ребята. Давайте приготовимся.
— Уши слушают — и всё слышат,
Глаза смотрят — и всё видят
Ноги не мешают, руки помогают,
А голова — хорошо думает.
Воспитатель: — Ребята, а как вы думаете, что за предмет я держу в руках? Как он называется?
Ответы детей: — Это линия….
Воспитатель: — Дети, это линейка. Слово линейка образовано от слова «линия», «линеить», проводить линии. Вы правильно угадали. Давайте с вами вместе подумаем, что можно сделать с помощью линейки, чем она нам может помочь.
(Воспитатель: раздаёт каждому ребёнку линейку. Дети рассматривают её, затем кладут на стол).
Воспитатель: — На линейке есть коротенькие полосочки, затем длиннее, затем цифра, снова полосочки. А всё для того, что с помощью линейки можно измерять. А как вы думаете, линии по линейке мы можем проводить?
Ответы детей: — Да, можем.
Воспитатель: — А давайте с вами попробуем по линейке провести линии. Берём цветные карандаши и сначала красную линию проведём, красным карандашом, затем – синим, жёлтым, зелёным, оранжевым. (Дети на листах белой бумаги проводят линии по линейке.)
Воспитатель: — У всех получилось? А какие у вас получились линии – кривые или прямые? Посмотрите внимательно на ваши линии.
Ответы детей: — Линии получились прямые.
Воспитатель: — Правильно ребята. Молодцы! А теперь давайте посчитаем наши линии. Сколько же линий вы нарисовали?
(Дети считают линии.)
Ответы детей: — Мы нарисовали 5 линий.
Воспитатель: — Правильно. А теперь посмотрите повнимательней и скажите, у всех правильно проведены линии. А какая по счёту синяя линия?
Ответы детей: — Синяя линия вторая.
Воспитатель: — Правильно дети. Синяя линия у нас вторая по счёту. Давайте все вместе повторим. (Дети вместе повторяют.) А зелёная у нас линия, какая по счёту?
Ответы детей: — Зелёная линия четвёртая по счёту.
Воспитатель: — Правильно. Молодцы. А теперь посмотрите и скажите, синяя линия стоит по соседству с какими линиями?
Ответы детей: — Синяя линия стоит с красной и жёлтой.
Воспитатель: — Нет дети. Синяя линия стоит за красной, но перед жёлтой. Давайте все вместе скажем правильно. (Дети вместе повторяют.)
Воспитатель: — Или можно сказать, за первой, но перед третей, или между первой красной и третьей жёлтой линиями. Запомнили? Давайте все вместе повторим, чтобы запомнить. (Дети повторяют все вместе).
Воспитатель: — Молодцы ребята! Мы с вами провели 5 линий. Давайте теперь их посчитаем в обратном порядке. (Воспитатель: помогаем детям считать 5,4,3,2,1).
Ответы детей: — 5,4,3,2,1.
Воспитатель: Молодцы дети. Давайте с вами немного отдохнём
Физминутка
Один, два, три, четыре, пять (дети загибают пальцы на руках)
Вышли капельки гулять! (дети шагают на месте)
Побежали по дорожке (делают бег на месте)
И попрыгали немножко! (прыгают на месте)
К тучке – маме возвратились, (показывают над головой облако)
В дождик тёплый превратились (показывают «переоделись»)
И на землю, кап да кап (на ладошку указательным пальцем «капают»)
Дружно капли опустились! (тихо садятся на стульчики).
Воспитатель: — Цифры такие непоседы! Они постоянно путаются, куда – то теряются. Ребята, помогите мне пожалуйста, поставить все цифры правильно. Посмотрите, у вас на столах нет этих цифр?
(Воспитатель: раздаёт карточки, по 2 цифры с пропуском между ними. Вариант, игра «Соседи»). Давайте ответим, у кого двойка по соседству? А четвёрка?
Ответы детей: — Двойка соседка единицы и тройки. Четверка соседка тройки и пятёрки.
Воспитатель: — Молодцы ребята! Давайте с вами поиграем ещё в игру «Сколько». Я буду задавать вопросы, а вы отвечать полным предложение. Слушайте внимательно!
— Сколько ушей у двух зайцев?
Ответы детей: — У двух зайцев четыре уха.
Воспитатель: — Сколько хвостов у трёх котов?
Ответы детей: — У трёх котов три хвоста.
Воспитатель: — А сколько лап у медведя?
Ответы детей: — У медведя четыре лапы.
Воспитатель: Правильно. Слушаем дальше. Вот грибочки на лужочке,
В красных шапочках стоят, 2 грибочка, 3 грибочка
Сколько вместе будет?
Ответы детей: — Пять!
Воспитатель: — Молодцы ребята! Хорошо справились с этим заданием. Я вам раздам листы бумаги, и вы при помощи линейки и простого карандаша, должны соединить точки. (Воспитатель: помогает детям соединить точки на листе.)
Воспитатель: — Дети у всех получилось? Какие у вас получились фигуры? Назовите их.
Ответы детей: —— Треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник, круг.
Воспитатель: — Правильно дети. У нас с вами получились: треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник и круг. А как можно ещё назвать эти фигуры одним словом?
Ответы детей: — Это геометрически фигуры.
Воспитатель: — А теперь при помощи линейки, посмотрите и скажите, квадрат шире прямоугольника, а треугольник выше круга? А как ещё можно сказать наоборот?
Ответы детей: — Прямоугольник уже квадрата, а круг ниже треугольника.
Воспитатель: Молодцы ребята. Мы с вами сегодня многое узнали. Мы теперь можем проводить прямые линии при помощи линейки, чертить геометрически фигуры, определять их, какие выше, ниже, шире или уже. Пришло время заканчивать наши познания о линейке. Но мы с ней не прощаемся, а говорим – до свидания. Ведь теперь мы с линейкой и дальше будем дружить. До свидания, до новых встреч.
Source: nsportal.ru
Как научить ребенка считать? Примеры дошкольникам как быстро складывать и вычитать, обучение математике

Чтение, письмо, счет – базовые навыки, необходимые для овладения ребенка знаниями, поэтому вырабатывать их нужно с раннего детства, а не ждать, когда малыш пойдет в школу. Научив кроху читать, писать и считать, вы значительно облегчите ему жизнь в учебном заведении. Одной из самых сложных задач может стать обучение счету, но не стоит пугаться и опускать руки при неудачах: главное – терпение и труд.
Особенности обучения
Внимание маленького ребенка трудно сосредоточить на чем-то серьезном. Начинать обучение следует в игровой форме, чтобы заинтересовать кроху. Необязательно садиться с малышом за стол, как за школьную парту. Учиться можно по-разному: двигаясь, сидя на полу, даже прыгая на месте.
С детьми дошкольного возраста можно приступать к более серьезным, требующим сосредоточенности занятиям. Время, уделяемое счету, также может увеличиться. К примеру, с малышами заниматься желательно по 10 минут около трех раз в день. С дошколятами – по 20 (в лучшем случае 30 минут).
Научить ребенка считать будет проще, если опираться на несколько несложных правил:
- Создайте благоприятную атмосферу. Криками вы ничего не добьетесь, только отобьете у малыша охоту учиться. В этом деле важными факторами являются терпение и спокойствие.
- Подключайте к обучению окружающие предметы, покажите ребенку, что умение считать жизненно необходимо. Считать можно тарелки на столе, пролетающих в парке птичек, детей на площадке, фрукты, машины, игрушки, ступеньки в подъезде и многое другое.
- Не требуйте от маленького ребенка больше, чем он может. Все дети индивидуальны в своем развитии, к каждому новое умение приходит в свое время.
Если у малыша не получается, не раздражайтесь. Подождите, вернитесь к заданию через какое-то время (например, через неделю, месяц).
- При обучении старайтесь соблюдать три этапа. Сначала дайте малышу привыкнуть к названиям, терминам, самому процессу. Потом добивайтесь того, чтобы он понял суть изучаемого. Простое заучивание нерационально, необходимо, чтобы ребенок учился понимать, осознавать сущность каждого явления. Когда информация понята малышом, он может ее пересказать и объяснить, тогда можно переходить к запоминанию.
- Не забывайте, что при знакомстве с математикой стоит обращать внимание не только на счет. Учите также кроху распознавать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве, чтобы он мог показать, где «верх», «низ», «право», «лево». Примерно к трем годам малыш должен уметь определять, какой предмет короче, длиннее, выше, ниже, в каком направлении он идет.
Учитывая возраст
Дети учатся чему-то новому гораздо легче, чем взрослые. Потребность получать новые знания возникает у малышей уже к двум годам. Свежая информация малышам дается без усилий, поэтому они быстро учатся каким-то действиям. Но при обучении счету следует учитывать возраст ребенка:
- Начинать учить считать можно в 2 года. В этот период дети способны освоить счет от 0 до 3. К 2,5-3 годам можно обучить счету до 10. Все это необходимо делать с наглядными пособиями, предметами, подручными средствами (например, используя кубики, палочки).
- В 3-4 года ребенок способен научиться считать до 20. На этом этапе еще нужна наглядность: стоит использовать карточки с цифрами, предметами, которые нужно посчитать.
- Если у малыша математический склад ума, в 4-5 лет он может научиться считать до 100. Главное — объяснить принцип формирования чисел из цифр. Не стоит отчаиваться, если в этом возрасте вашему ребенку не дается счет с десятками. Возобновить обучение можно в 6 лет.
- В возрасте 5-6 лет нужно переходить от наглядности к счету в уме. В этот период ребенок должен научиться считать без помощи палочек, пальчиков, карточек. Нужно тренировать обратный счет, а также называть цифры в хаотичном порядке.
Сложение и вычитание
Умение складывать и вычитать вырабатывается обычно к пяти годам. Сначала это следует делать с помощью различных предметов, затем тренироваться решать простейшие примеры в уме. При обучении счету постепенно нужно вводить несложные примеры на сложение и вычитание. Решать примеры столбиком еще рано, но складывать однозначные числа вполне можно научить.
Заниматься математикой с малышом необходимо так, чтобы он не растерял интерес. Поэтому никаких скучных примеров по типу «3+5=? » быть не может. Учим, завлекая, наглядно. Можно в шуточной форме.


Начинать нужно с простого. К примеру, прибавлять к каждой известной цифре единицу и ее же вычитать. Стоит использовать при этом предметы, интересные ребенку или важные для него. Пример представлять лучше в виде вопроса: «У тебя две печеньки. Одной ты поделишься с мамой. Сколько останется у тебя? » И все в таком же духе.
Чтобы переходить к вычитанию, убедитесь, что малыш хорошо освоил сложение. Используйте примеры сложения и вычитания не только на занятиях, но и на прогулке, в магазине, за обедом, при уборке комнаты. Пусть ребенок проговаривает вслед за вами условие задачки. Пользуйтесь специальными пособиями и дидактическими материалами с несложными упражнениями. Обращайте внимание на наличие ярких иллюстраций. Не забываем – ребенка нужно завлечь.


Чтобы легко складывать и вычитать, малышу необходимо изучить состав числа. Он должен усвоить, что 5 состоит из цифр 2 и 3, 1 и 4, 10 – из цифр 1 и 9, 2 и 8 и так далее. Перед тем, как научиться правильно считать в уме, ребенок должен хорошо решать задачки с наглядными материалами или на пальцах. Начинать обучение счету про себя лучше с 4 лет, не раньше. С этого возраста время, отведенное на сложение и вычитание, сказывается на общем развитии.
Важно усвоить понятия «больше», «меньше». Пролистывая обучающие книжки, можно спрашивать, каких животных на странице больше, какого цвета меньше. Также нужно выучить термин «поровну». Обязательно нужно объяснить ребенку, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется.
Нельзя упускать возможность просить малыша посчитать в уме. Это можно делать когда угодно, где угодно и с чем угодно: считать можно дома, скамейки, цветы, стулья.
Влияние на развитие
В 5-6лет большинство дошколят уже умеют прилично считать до 20, а то и до 100. Обучение счету конкретно и математике вообще способствует интеллектуальному развитию малыша в целом. Счет в уме стимулирует работу мозга, заставляет его напрягаться. Запоминание чисел, их состав развивают память.


Решая несложные задачки, где нужно посчитать, сложить или вычесть какие-либо предметы, малыш подключает воображение, рисуя в голове различные образы. Проговаривая условия задачи вслух, ребенок тренирует речь. Поэтому важно, чтобы взрослые произносили текст правильно, ведь кроха будет его повторять.
Знание чисел даст малышу возможность участвовать в какой-то степени в жизни взрослых: он сможет помогать накрывать на стол, зная, сколько столовых приборов нужно, выполнять мелкие поручения родителей, что будет приучать его к ответственности и многое другое. Это хорошая подготовка к школе. Уже в первом классе ребенок сможет посчитать, сколько ребят присутствует на уроке, называть дату, будет знать, что означает «приготовить для работы два карандаша».
Быстрые методики
Обучение следует производить постепенно. Сначала нужно выучить числа от 0 до 10. Но и это бывает малышу сложно. Поэтому раздробите десятку, к примеру, на две пятерки и учите поэтапно. Для обучения можно использовать различные методические пособия, подключать занимательный материал (игры, сказки, считалки), делать уроки веселыми, избегая нудных заучиваний.
Дома можно с легкостью разнообразить учебный процесс:
- учите считать на пальцах;
- выбирайте задания в форме игр;
- подключайте считалки;
- показывайте картинки, спрашивая, какое количество тех или иных предметов изображено;
- просматривайте с малышом развивающие передачи;
- учите с ребенком стихи, сказки с количественными и порядковыми числительными;
- постоянно считайте все, что попадается на пути.

Предлагаются следующие методики и правила обучения дошколят счету. Вы можете выбрать наиболее подходящий для своего ребенка метод. Лучше комбинировать несколько.
Методика Сергея Полякова
По этой методике начинать учить ребенка счету нужно тогда, когда тот проявляет интерес. Как только родители заметили, что малыш интересуется числами, следует начинать обучение. Не позже. Сергей Поляков не советует использовать метод обучения счету, при котором нужно прибавлять по единице. Это тормозит учебный процесс, мешает ребенку развиваться.
Он не рекомендует начинать обучение со счета на палочках, пальцах и по линейке. Это также не способствует интеллектуальному развитию. По Полякову занятия базируются на обучении устному счету. Сначала малыш перечисляет все, что попадается ему на глаза (игрушки, книжки, ступеньки), затем пробует считать про себя, в том числе складывать и вычитать.


На первом этапе ребенок работает с числами в пределах 10. Для решения несложных примеров в уме малышу нужно запомнить состав чисел. На втором этапе ребенок решает примеры уже с двузначными числами. При этом он не извлекает из памяти готовые решения, как это происходит на первом этапе, а приходит к пониманию и запоминанию способов сложения и вычитания.
При обучении ребенок должен усвоить понятия «больше», «меньше», «поровну». Уроки по методу Полякова сопровождаются различными играми. Например, на первом этапе используют кубики и игры с ними «Приставляем цифры к кубикам», «Гномики в домике», «Подели пополам». Можно использовать другие.

Методика Петерсон
Методика Людмилы Георгиевны Петерсон учит детей мыслить логически. Метод не исчерпывается обучением счету, он включает в себя много интересных игровых заданий, развивающих смекалку. Данная методика пользуется популярностью в дошкольных учреждениях и в начальном звене школ. Система обучения представляет собой цикл, который называют «принципом слоеного пирога».
Традиционные методики обучения придерживаются линейной концепции: в первом классе изучаем сложение и вычитание, во втором – таблицу умножения, деление и умножение, в третьем – дроби и так далее. Получается, если ребенок долго проболел во втором классе и упустил основные моменты темы, нагнать их будет трудно. Следуя данной методике, каждый год изучается одно и то же, но с разной глубиной сложности. Несколько лет подряд темы повторяются, при этом каждая снова и снова предстает в новом аспекте.


Эта система подразумевает большое количество игр. Малышам, например, нравится числовой луч. Перед крохой стоит задача: узнать, сколько будет 3+2. Ребенок встает на отметку 3, делает два шага вперед (нужно прибавить) и останавливается на отметке 5. Если нужно вычесть, ребенок делает 2 шага назад. Так малыш постепенно запоминает состав однозначных чисел.
В домашних условиях можно развивать логику малыша, играя. Прокладываете ряд кубиков: 2 красных-2 синих, 2 красных-2 синих. Говорите ребенку продолжить ряд так, чтобы последовательность не нарушалась. Если кроха берет вместо красного кубика, к примеру, желтый, подсказываете, что так ряд меняется, а он должен сохраниться.


Еще одна интересная игра. Рисуете на листе бумаги большой синий квадрат. Даете малышу задание – нарисовать фигуру, отличающуюся от вашей только по одному признаку. Ваше чадо рисует маленький синий квадрат. Затем вы изображаете маленький синий круг. Он – маленький желтый круг. И так до бесконечности, пока не надоест.
Уместно использовать задания с определением большего и меньшего количества предметов. В двух квадратах, расположенных друг против друга, нужно нарисовать, к примеру, сердечки – 6 и 5. Малышу нужно определить, где больше. Конечно, он сразу кинется считать сердечки. Но можно показать ему другой способ.


Покажите, что сердечки объединяются в пары: одно сердечко из левого квадрата соединяете линией с сердечком из правого квадрата. В том квадрате, где сердечко осталось без пары, их больше. Здесь же можно ввести знаки «больше» и «меньше». Бывает, что времени не хватает, чтобы заниматься с малышом и самому рисовать ему задания.
По данной методике выпускается много печатных тетрадей с интересными задачками, которыми можно занять ребенка.
Обучение по Зайцеву
Николай Александрович Зайцев разработал несколько игр и наборов наглядных материалов, облегчающих обучение математике. Например, игра «Сто счет». В нее входит набор карточек с числами в передах 100. Данная игра поможет развить ребенка.
На каждой карточке изображено одно число. Помимо чисел изображены геометрические фигуры в количестве десятков и единиц числа. Например, число 75. Под семеркой изображается ряд из семи прямоугольников, в каждом из которых по десять палочек (7 десятков), а под пятеркой – 1 с пятью палочками (5 единиц).


Постепенно ребенка нужно знакомить с каждой карточкой, можно расположить их на стене в детской. По этим же карточкам можно учиться складывать и вычитать. В методику Зайцева входят также такие игры как «Мне в сотне тесно» (изучение чисел до тысячи), «Платоновы тела» (геометрические умения), «Тысяча плюс» и др.
Школа Соробан
Ментальная арифметика Соробан – школа устного счета в уме. Это именно официальные учреждения, расположенные в нескольких городах России, обучающие детей по данной программе. Школа Соробан строит занятия так, чтобы были задействованы оба полушария мозга. При этом формируют различные навыки и умения:
- речь;
- воображение;
- образное мышление;
- аналитическое мышление;
- память;
- творческие способности;
- внимание;
- интуицию.
Обучение происходит на счетах. Делается акцент на том, чтобы увидеть и запомнить картинку в движении. Затем ребенок сам создает движущиеся образы, придумывает ассоциации. Эта методика создает условия к быстрому восприятию информации, учит синтезировать и анализировать информацию, способствует быстрому счету в уме.
По этой программе могут заниматься дети от 5 до 11 лет.
Техника работы школы Соробан строится по трем основным принципам:
- регулярность;
- увлекательный процесс обучения;
- сильная мотивация.
До недавнего времени методика школы Соробан хорошо работала только с одаренными детьми. С ребятами среднего уровня развития занятия не срабатывали, казались слишком трудными.
В последние годы школа разработала программу, подходящую не только для «вундеркиндов», но и для деток со средними способностями, что позволяет им научиться чему-то большему, развить средние способности до высоких результатов.
По любой выбранной методике можно и нужно учить обратному счету. Сначала для этого следует использовать наглядный материал (те же кубики, карточки, игрушки). Затем важно приучать к обратному счету вслух, но без подручных предметов. Не забываем и про порядковый счет.
Обучение можно проводить, рассказывая сказку. К примеру, «Теремок» («Первая пришла мышка, вторая – лягушка… » и т. д). Затем нужно задавать вопросы малышу (кто был первым, вторым, третьим). Можно попросить его пересказать сказку с использованием порядковых числительных.
Сейчас в школах принято строить комбинированные уроки с межпредметной связью. Например, на уроке математики можно задействовать материал из истории, литературы, географии и другого учебного предмета. При обучении счету дома можно также задействовать другие дисциплины.
В учебнике биологии, скажем, старшего брата или сестры неплохо будет посчитать органы в теле человека, на карте мира – количество материков (связь с географией). Можно петь песенки с числами (связь с музыкой), читать слоги в словах (связь с русским языком).
После ряда домашних занятий с малышом устройте ему небольшую контрольную работу в форме теста. И в зависимости от того, как он с ним справится, наградите небольшим призом. В обучении всегда должна присутствовать стимулирующая составляющая. Не забывайте о счете в повседневности.
Какой метод лучше?
Наиболее эффективный метод тот, что подходит ребенку с учетом его индивидуальных особенностей. Возможно, вы прочитали или услышали о какой-то суперрезультативной методике, но с вашим малышом она плодов не дает. Не стоит мучить себя и ребенка: попробуйте что-то другое, менее сложное. В процессе обучения нужно смотреть правде в глаза – не все дети быстро развиваются, далеко не все из них одаренные, задания для каждого нужно выбирать по силам.
В любой методике используйте игры для поддержания интереса малыша и связь с повседневной жизнью.

С дошкольниками нужно заниматься так, чтобы подготовить к школе. А это не только цифры, счет 1, 2, 3, 4, сложение и вычитание. Дошкольникам нужно развивать логику, аналитическое мышление. Они должны научиться думать, искать решение проблемы самостоятельно, выдвигать предположения, а не просто извлекать из памяти готовый заученный ответ. Хотя во многих ситуациях и без этого никуда.
К началу первого класса ребенок должен знать счет минимум до 20 (желательно до 100), уметь работать в уме с однозначными и двузначными числами. Должен знать, где «право», «лево», «верх», «низ», что значит «больше», «меньше», «поровну».
Никакого счета на пальцах быть не должно. Важно, чтобы действия проводились только в уме. Поэтому и методику выбирайте соответствующую. Любая из вышеперечисленных подойдет.
Несмотря на всю важность достижения результата, не переходите во время занятий на крик, не ругайте и не наказывайте ребенка, если какая-то задача ему не по силам. Желание работать в этом случае вы уже не вернете, и все пойдет крахом.
Малышу должны нравиться занятия. Хорошо, если они будут вызывать радость во время ожидания перед их началом, а не ужас предстоящей пытки.


Подробнее о том, как научить ребенка считать, смотрите в следующем видео.
быстрая методика для 1-2 класса
Довольно часто родители сталкиваются с задачей научить ребенка считать. Может показаться, что в этом нет ничего сложного, однако для маленького ребенка порой бывает очень трудно научиться счету. Малышам, как правило, свойственно запоминать только то, что им интересно, поэтому взрослым нужно постараться сначала заинтересовать кроху, тогда процесс приобретения новых знаний пройдет намного легче.


Оптимальный возраст для начала обучения ребенка счету
Начинать учить детей счету лучше всего в тот период, когда их мозг очень активно развивается. Обычно это происходит в возрасте до 6-7 лет. Родителям важно еще до момента поступления в школу начинать развивать у малыша навыки обучения счету.
Дети уже в раннем возрасте, как только начинают разговаривать, проявляют интерес к счету. Родителям необходимо поддерживать этот интерес с помощью специальных развивающих игр.
Основные правила обучения счету
Если вы хотите обучить малыша счету, необходимо придерживаться главных правил обучения:
- Получаемый объем информации ребенком. Занятия следует совершать три раза в день, продолжительность каждого из которых не должна превышать 10 минут. Таким образом у ребенка не появится усталость от изобилия информации, не исчезнет интерес к новым знаниям.
- Не повторять пройденный материал каждый день. Его лучше вспоминать лишь в тех случаях, когда накопленные знания потребуются для решения более тяжелых заданий.
- Не давать малышу слишком сложные задания. Не стоит ругать ребенка, если у него не получается достичь желаемого результата. Возможно, ему на самом деле тяжело справиться с поставленной задачей. Подбирайте ребенку такие задачи, которые ему под силу решить.
- Закреплять полученные знания в повседневной жизни. Чаще занимайтесь с ребенком подсчетом всего, что находится вокруг: машины, птички на дереве, количество тарелок на столе, автобусов на дороге и т. д.
- Соблюдайте очередность этапов. По мнению психологов, процесс приобретения новых знаний у ребенка состоит из трех этапов: этап привыкания, этап понимания полученной информации, запоминание материала.
Самое главное – не торопить малыша. Наберитесь терпения, чаще общайтесь с крохой, сравнивайте при разговоре предметы, говорите о числах, оказывайте поддержку и помощь в получении знаний.


Методики обучения малыша
Чтобы научить ребенка правильному счету в уме, необходимо использовать следующие методы:
- Пальцы рук. Этот метод один из самых популярных среди родителей. Его суть заключается в подсчете пальчиков на руках. Метод помогает развивать зрительную память малыша, моторику рук, а также способствует быстрому обучению считать предметы.
- Материал для счета. Идеально подходит для обучения малыша считать примеры. В качестве материала подойдут обычные игрушки или определенные развивающие наборы. При выборе такого набора отдавайте предпочтение более ярким и красочным, убедитесь, что они сделаны из экологически чистых и безопасных материалов.
- Развивающие детские книги (рекомендуем прочитать: какие книги можно купить для 4-летнего ребенка?). В настоящий момент в магазинах представлен огромный ассортимент интересных книг для развития ребенка дошкольного возраста. Старайтесь выбирать учебное пособие, написанное простым и понятным языком для малыша, чтобы в ваше отсутствие он мог сам продолжать учиться считать предметы.


Следите за тем, чтобы мозг ребенка не перезагружался во время занятий. Слишком большой объем информации способен утомить малыша и не принесет желаемого результата. В начале занятий учите его считать примеры до 10, уделяйте этому не более 10-15 минут, в дальнейшем можете заниматься с малышом до 30 минут. Во время каждого нового занятия повторяйте ранее пройденный материал.
Учимся считать до 10
Начинать малыша учить счету до 10 можно уже в два-три года. Сначала он должен обучиться считать до 5, а потом до 10. В таком возрасте малыши уже знают, что у них есть две ножки и значит надо надеть два носка. В 3-4 года можно ребенку давать более сложные задания. Самое главное, чтобы ребенок стал понимать значение слов «поровну», «больше», «меньше». Можете приводить ему простые примеры: «У Маши было три мандарина, а Кати – два. У какой девочки больше фруктов, а у какой меньше?»
Чтобы малышу было легче освоить счет до 10, предложите ему посчитать свои пальчики. Дайте крохе задание сложить 2+1, пусть он поднимет один пальчик на левой руке и два на правой, а затем посчитает общее количество поднятых пальчиков.
Такие же манипуляции можно проводить, чтобы малыш научился вычитать: ребенок загибает несколько пальчиков, а потом считает количество оставшихся в поднятом положении. То же самое можно проделывать с различными предметами: карандашами, ручками и т. д.
Учимся считать до 20
Когда малыш научится счету до 10, переходите к обучению счета до 20. В качестве материала для счета хорошо подойдут машины на улицы. По дороге в детский сад можете предложить посчитать их количество. Когда ребенок хорошо освоит урок, попробуйте посчитать автомобили в обратном порядке.
Обычно намного проще малыша научить считать до 20, чем до 10. Просто ему необходимо объяснить, что прибавляется окончание «-надцать».
Малышу может показать довольно трудным складывать числа от 1 до 20, поэтому занятия нужно проводить с игровым уклоном. К примеру, можно сказать: восьмерка решила прибавить к себе тройку. Она сначала взяла у тройки двойку и превратилась в десятку. Тройка стала единичкой. Сколько же будет, если восьмерка прибавит к себе тройку?
Мозгу малыша требуются ежедневные тренировки. Если малыш в раннем возрасте начнет заниматься устным счетом, то будет обладать хорошо развитыми умственными способностями.
Обучение устному счету
Когда малышу исполнится 5 лет, старайтесь отучать его от использования счетного материала, в том числе и своих пальцев. Пусть он учиться устному счету. Если в первое время ему это очень помогало, то в дальнейшем только будет мешать процессу приобретения новых знаний.
После пяти лет детей необходимо учить сложению и вычитанию чисел в пределах до 10 на автомате, т.е. нужно добиться того, чтобы малыш запоминал результаты вычислений. Для достижения этих целей хорошо помогает использование математических цепочек. Не забывайте, что в процессе получения знаний должен сохраняться игровой характер. Для больших чисел есть отдельные методики.
Учимся считать в 1 классе
Для каждого малыша наступает важный момент в жизни – он идет в 1 класс. Это время, когда формируется основа всех знаний о будущем. В первом классе у ребенка происходит смена деятельности, но особенность познавать все с помощью игр не исчезает. Малыш примеряет на себя роль ученика, развивает умения самоорганизации. Ему необходимо освоить навыки планирования своей работы, контроля и оценки своих поступков, общения со сверстниками и учителем.
Большое внимание у первоклассников уделяется устной работе. Для обучения первоклассников счету в уме и закрепления полученных ранее знаний педагоги применяют некоторые способы с игровым уклоном:
- Метод кубиков Зайцева. Является очень распространенным методом игрового характера, цель которого – быстро обучиться счету. Малыши с большим интересом набираются знаний, используя кубики. Суть метода состоит в использовании нескольких таблиц, с помощью которых дети намного проще и быстрее обучаются сложению и вычитанию чисел в уме. Данный способ можно применять и родителям во время развивающих занятий с чадом в дошкольном возрасте. В наборе кубиков Зайцева есть обучающее пособие и диск с песнями, что позволяет стать процессу приобретения новых знаний очень интересным и простым.
- Метод Глена Домана. Этот метод заключается в том, что дети учатся считать с помощью специальных карточек, на которых изображены точки. Способ позволяет развивать зрительную память малыша, и умение считать количество предметов.
Учителя в своей практике могут применять и другие методики обучения счету, поэтому родителям желательно заранее уточнить, каким способом будет проходить процесс обучения в школе. Чтобы достичь высокого результата, специалисты советуют не использовать разные методы обучения – это может не лучшим образом сказаться на ребенке.


Учимся считать во 2 классе
Следующее важное испытание для малыша – поступление во второй класс. Некоторые педагоги следуют выполнению только школьной программы и не оказывают должного внимания процессу обучению своих учеников. Получается так, что ребенок вроде и умеет складывать и вычитать, но в то же время он неспособен понять, почему из одного числа получается другое.


В математике очень важно соблюдать последовательность действий и регулярно тренировать память. Только в таком случае малыш сможет уверенно считать в уме двузначные числа.
Если же родители столкнулись с проблемой неуспеваемости их ребенка в школе, педагоги советуют больше заниматься с ним дома. Примеры для домашних занятий:
- Сложить в уме двузначные числа 30+34. Можно предложить малышу разбить 34 на 30 и 4. Так малышу будет проще выполнить сложение. Как можно чаще тренируйте зрительную память при выполнении повседневных дел.
- Выполнить сложение 40+35. Некоторым детям намного легче выполнять сложение в обратную сторону. Для этого нужно округлить меньшее число до ближайшего десятка: 40+40. Затем просто отнять лишнюю часть: 80-5=75.
- Тренируйтесь складывать и вычитать в уме простые примеры. Например: 2+3 или 2+2. Потом начинайте усложнять задачи: 3+7=10, 10-2=8, 10-8=2. Если малыш будет хорошо уметь решать простые задачи, то для него не составят труда задания с двузначными и трехзначными числами.
- Если у ребенка богатая фантазия, можно предложить ему считать предметы или животных в уме. Каждый малыш индивидуален, поэтому родители должны выбрать наиболее подходящую методику обучения, исходя из его особенностей.


Рекомендации родителям
Не стоит думать, что желаемый результат будет достигнут быстро, наберитесь терпения. Малышу не так просто обучиться счету, как может показаться на первый взгляд.
Специалисты советуют придерживаться следующих рекомендаций:
- Следить во время занятий, как малыш реагирует на процесс обучения. Если ему скучно и неинтересно, лучше попробовать другую методику.
- Не заставляйте кроху заниматься обучением против его воли. Таким образом вы не добьетесь желаемого результата.
- Не нервничайте во время занятий и не ругайте малыша.
- Регулярно повторяйте уже изученный материал.
- Хвалите малыша за каждое достижение.
Научить ребенка быстро считать не так уж и сложно (рекомендуем прочитать: как научить ребенка писать цифру 2 и другие цифры?). Просто родителям необходимо подойти к этому со всей ответственностью, проявить любовь, терпение и понимание к малышу, тогда результат не заставит себя ждать.


Поделитесь с друьями!
Как научить ребенка считать примеры в пределах 10, 20 и 100. Быстро и правильно в домашних условиях
Здравствуйте мои дорогие читатели! В прошлый раз я рассказала о способах, которые можно использовать для того, чтобы малыш мог читать слова чуть ли не с пеленок! Писала о том, как научить ребенка читать быстро и правильно в домашних условиях. А также поделилась с тем, как мы со своим сыном осваивали этот нелегкий путь. Сегодня вы узнаете о том, как научить ребенка считать примеры в пределах 10, 20 и даже 100.
Причем сделаете это легко и играючи с помощью советов, приведенных в данной статье.
Мы учимся дома в форме семейного образования. И мне приходится постоянно искать эффективные способы обучения. Почему мы выбрали такой путь?
И когда родитель выбирает как учить своего ребенка, возникает много вопросов.
Я написала на эту тему несколько статей, почитайте и поймете:
Например, а что плохого, если ребенок будет смотреть обучающие интернет-ролики, ведь столько времени освобождается для своих дел? В каком возрасте следует начинать проводить занятия с детьми? С чего начать? Как легко можно научить ребенка счету?
Методик масса, людей, готовых предложить самые эффективные развивающие занятия огромное количество, только деньги плати, всему научат!
А вам, дорогие родители нужно понимать, что и вы можете дать ребенку многое и не обязательно развивать его с помощью специалистов с самых пеленок.
Сегодняшняя статья как раз и раскроет основные важные моменты в обучении счету — когда начинать это делать с помощью каких подручных средств, что делать когда не хватает пальцев и т.д.
С помощью чего можно научить ребенка считать — пальцы, линейка, счетные палочки
Интерес к цифрам у малышей просыпается в возрасте 1,5 — 2 года. Не будем далеко ходить, чтобы найти предметы для пересчета — поработаем пальцами!
До 10 это вроде просто.
Но, что если попросить показать число 12? Вы заметите недоуменное детское выражение лица: «Но пальчиков-то больше не осталось? Как без пальцев обойтись?»
Пусть нулевая отметка будет выглядеть, как расправленные пальчики.
И счет начнется с того, что мы будем загибать в кулачок по одному пальцу и в итоге наша десяточка будет выглядеть вот так:
А дальше, отгибая пальцы, у нас уже будет другой уровень: 11, 12, 13… 20!
Вот и нашлись, так называемые недостающие пальчики! И мы легко досчитали до 20.
При помощи линейки можно начинать изучать примеры сложения и вычитания.
В зависимости от того, какое действие должны совершить наши цифры, вы будете переходить шажочками на заданное количество раз: влево или вправо.
Находим значение первого слагаемого и по линейке отсчитываем число делений, равное второму слагаемому.
Для маленьких детей любая цифра — это что-то абстрактное. Все, что нельзя увидеть, потрогать или погрызть просто не воспринимается. Воспользуйтесь счетными палочками!
Специалисты таких направлений как русская классическая школа (пока не полностью, но многое берем мы с сыном из нее) и вольдорфская педагогика всю начальную школу рекомендует придерживаться принципа «прочувствования через тело».
Что это значит?
В предыдущей статье про развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста я писала о том, что наш мозг развивается через пальчики.
Т.е. чем больше ребенок трогает, мнет, рвет, лепит, крутит и т.д., тем быстрее развивается.
Вот и в начальной школе действует тот же принцип.
Решение примеров идет с помощью палочек, кубиков, счетов и других материалов, с которыми можно проводить манипуляции.
Даже слова «плюс» и «минус» лучше пока отложить на более старший возраст.
А использовать термины «добавить», «убрать».
Как научить ребенка считать примеры в пределах 10
Дети оценивают наше поведение и если мы постоянно будем отмахиваться, мол, некогда, потом что-нибудь посчитаем, то малыш может подумать, что счет — это не такая уж и важная процедура! Ему останется повернуться обратно к своим давно изученным игрушечкам.
Или уткнуться в экран гаджета.
Я уже писала о том, как привить детям любовь к чтению ребенку. Если вы ее пропустили, то обязательно туда загляните. Эта информация поможет вам удерживать интерес ребенка к знаниям.
Надо, чтобы ребенок понял, что счет — это часть нашей жизни! Постепенно усложняйте его кругозор в мире.
Создавайте ситуации, где дети начнут задумываться, анализировать происходящее.
Покупаете игрушку или какую-нибудь вкусняшку — отдаете за это деньги, которые надо не только знать, но и уметь считать, вдруг на завтра их уже не останется!
А что если начать копить на то, чего больше всего хочется? О том, как научить ребенка считать деньги и, по-большому счету, дать экономическое воспитание я писала! Вы ее уже прочли эту важную статью? Воспользовались советами?
Ну, а как же быть с крохами? Им копилку не сунешь в руки — бессмысленно!
Придумайте какие-нибудь игрушечные приспособления, чтобы на них было изображено несколько предметов.
«А сколько машин остановилось на светофоре? Сколько косичек заплетем сегодня: две или одну?» — вот какие вопросы постоянно должны звучать в адрес вашего ребенка!
А также не упускайте из виду самые обыкновенные считалочки!
Воспользуйтесь специальными развивающими роликами для детей, которыми пестрит интернет.
«Да это настоящая выручалочка!» — скажут многие. А вот тут-то и кроется опасность для дальнейшего детского развития! Одно дело, когда они смотрят мультик минут 10-15, а другое, когда вы оставляете ребенка наедине с монитором на несколько часов! Потом они вообще не отрываются от экрана!
А что такого?
А то, что, мало того, глаза портятся, да еще и моторика не развивается! Более того, малыш сам не думает, за него там все решают и показывают ответ. Конечно, он все запомнит, но где же развитие логики? Запоминать ответы, это не размышлять!
Поэтому как бы не было тяжело, уделяйте побольше времени на живое общение с ребенком, пусть ваше времяпрепровождение превратится в своеобразный квест!
Игры должны проходить с пользой. Пусть игрушки будут с изображением чисел. А если строить башню из кубиков, то обязательно надо посчитать, сколько элементов понадобится для того, чтобы она была высокой.
Затем введите за правило измерять рост. Это еще один наглядный пример, который вызовет интерес у маленьких. Ростомер должен быть в каждой детской комнате!
А как любят они на своих пальчиках показывать свой возраст!
Занимайтесь с маленьким не больше 10 минут, чтобы ему не наскучила учеба!
Что нужно чтобы научить ребенка считать с переходом через десяток
Самое важное, это правильно начать обучение.
К тому времени, как вы начнете это процесс, он уже должен разбираться в том, какое число больше, а какое меньше, а также без проблем считать в пределах 10-ти.
Если ребенок неправильно будет представлять себе саму схему начала счета, то впоследствии будут ошибки плюс-минус на одно число.
Например:
8 + 4
Он будет считать 8, 9, 10, 11. Он решит, что 8 — это первый ход!
Надо разбивать цифры на слагаемые.
Сколько восьми не хватает до десяти — два.
Занимаем у 4 две единицы и получаем 10.
Сколько остается у четверки? — 2.
8 + 4
8 + 2 + 2
10 + 2 = 12.
Главное, показать ребенку, что лучше позаимствовать единицы у меньшего числа, представленного в примере, чтобы он не запутался в том случае, когда первое слагаемое будет меньше второго.
Вычитать будем по той же схеме:
17 — 9
Чтобы добраться до десяти нам надо из 17 убрать 7.
Разложим девятку на слагаемые так, чтобы одно из них составляло цифру семь.
9 = 2 + 7
Что у нас получается?
17 — 7 — 2
10 — 2 = 8
Вот и решение!
17 — 9 = 8
Да, вычитание немного сложнее.
Тут, главное, запастись терпением!
Как легко научить ребенка считать примеры в пределах 20
Легче всего предоставить детям карточки с числами, чтобы они визуально начали понимать принцип сложения и вычитания.
Для них двузначные числа, допустим, 18, это рядом стоящие единица и восьмерка.
Продемонстрируйте, как образуются эти числа, путем наложения карточек друг на друга. Для этого вам понадобится изображение десятки на одном листочке.
А теперь положите сверху любую цифру. Скажем, ту же самую восьмерку! Будет выглядеть, как будто мы прибавили 8.
Вот такими действиями мы и покажем, как десятки и единицы образуют между собой союз.
Итак, повторим, только уже с другими числами.
10 + 6 =
Шестнадцать!
А если мы выудим из-под шестерки 10, то выйдет?..
Смотрите, намного проще понять принцип складывания и вычитания через десяток! Согласны?
Тоже хороший вариант: вычисление на счетах. Помните, как ими пользоваться?
Счеты бывают разными.
Например, классическими небольшими, недорогими и из пластика.
Для начала и таких будет достаточно, чтобы развивать мелкую моторику и учить ребенка считать.
Кому пластик не нравится — купите деревянные.
Есть вот такая смесь конструктора и счетов
А если сопоставить две линейки, то примеры будут решаться, в буквальном смысле, за секунды!
Сейчас расскажу подробней про этот метод.
Соедините шкалу линеек так, чтобы 12 совпадало с 0.
А теперь прикинем целый ряд решений сложения в пределах 12.
Двигайте линейку, устанавливая заданные слагаемые и на отметке 0, сразу будет виден ответ!
Вычитание происходит аналогичным способом.
Ставим напротив 14 — 0, это будет началом отсчета, и отмеряем 7 сантиметров, только уже в обратном порядке.
Мне кажется это самый простой и понятный способ вычисления! Хорошо, если ребенок постепенно запоминает ответы.
Методика обучения счету в пределах 100
Дети не только должны запоминать, как выглядит какое-нибудь число, но и представлять само количество! Это важно!
Например, ментальная арифметика, к сожалению, лишена этого качества. Одна косточка или бусинка (как вам удобно, так и называйте), означает, цифру 5 и в итоге когда ребенку надо набрать 6, то он использует всего 2 косточки!
Чтобы не приходилось ничего придумывать самим, лучше воспользуйтесь специальными тетрадками, где разработана программа по обучению и дается ряд задач.
Самое главное, это не перенапрягать ребенка! Как только почувствовали, что его внимание начинает рассеиваться — сразу прерывайте занятие!
В прошлой статье была упомянута методика обучения чтению Николая Зайцева. Воспользуемся и сейчас его задумками! Она называется: «стосчет».
На стену, чуть выше уровня детских глаз, размещается лента из чисел.
Лучше, если вы постепенно будете продлевать эту полосу, чтобы детей не сбивали, пока еще незнакомые большие числа.
Можно также рассмотреть таблицу Никитиных. Она более компактная, но я бы подумала, что она хороша после того, как поработаете с предыдущей лентой.
А как, по-вашему, сможет ли неподготовленный ребенок с легкостью освоить числа в пределах 100 по этой таблице?
Напишите в ваших комментариях. Возможно, что вы пользуетесь какой-нибудь другой методой?
Что нужно чтобы ребенок считал примеры в уме — основные правила
- Начните с того, что попросите назвать те числа, в которых содержится двоечка. Для этого четко определите отрезок, скажем, от 1 до 20.
Если ребенок ошибается, пропуская, скажем, число 12, то это даже хорошо, есть возможность снова напомнить весь цифровой ряд. А это еще больше дает возможность для запоминания.
Это упражнение тренирует способность визуализировать и без труда работать с числами. - Следующее упражнение.
Прибавляй, допустим, к трем — два. В уме, как бы начинаем считать, будто по линейке. Получается, что выйдет целый ряд чисел: 5, 8, 11, 14…и т. д.
Таким образом, прокачивается сложение и вычитание. Конечно, позже нужно будет вводить умножение и деление.
Но не все сразу!
Для развития внимания используйте таблицу Шульте. Пусть постарается быстро находить те числа, которые вы ему называете.
И давайте ребенку много-много примеров для решения! Главное, начинать с однозначных чисел, не переходить сразу на многозначные!
Если ребенок ошибается, то сразу предлагайте снова решить этот пример на отдельном листочке.
Даже не надейтесь, что в 1 классе сразу всему научат! Занимайтесь, занимайтесь и снова занимайтесь!
Вы ведь помните одну из моих статей, где я рассказывала о том, чему не научат в школе. Она даже состоит из 1 и 2 части. А как вам то, что красная ручка может навредить психике вашего ребенка? Напишите в своих комментариях о своем мнении по этому поводу, будет интересно пообщаться!
Несколько интересных примеров обучения счету в начальной школе
Единственный момент, который должен быть проработан, это четкое знание счета от 0 до 10! Чтобы назубок знали все ответы на примеры сложения, вычитания, умножения и деления в этом сегменте!
Начнем с того, что надо научиться разбивать сложные числа на более простые.
78 — 9 =
Разложим: 9 = 8 + 1
78 — 8 — 1 = 69
А вот еще один способ!
Как можно решить эти примеры устно?
А как это выглядит на бумаге?
А теперь посчитайте сами! Все верно получается? И не обязательно подсчитывать столбиком!
Как быстро умножить 2, 4, 16? Просто надо помнить, что
4 = 2 * 2
8 = 2 * 2 * 2
16 = 2 * 2 * 2 * 2
Деление? Давайте, разберемся! По-моему, такие числа решаются уже во 2 классе.
Надо, что-то придумать, чтобы легко разделить заданное число. Все просто!
Не совсем понятно?
10 = 5 * 2
Если мы число разделим на десять, то для получения ответа, нужно будет ответ удвоить. Согласитесь, ведь с десятками всегда проще обращаться!
Дальше идет умножение на однозначные числа.
И тут все раскладываем по полочкам!
Итак, к какому выводу мы пришли? Выходит, как в пословице: разделяй и властвуй!
Как узнать, делится ли число на 2, 3, 4, 5, 6 или 9?
Я точно помню, как в школе нам говорили о том, что если последняя цифра в данном числе делится на 2, то оно без проблем делится пополам.
А как быть с другими числами? Есть вот такие правила
Так, двигаемся дальше.
Число точно разделится на пять частей, если его последняя цифра 0 или 5.
В случае 6, надо чтобы сумма цифр в заданном числе делилась на два и три.
Все-таки повторюсь, запоминать и доходить до ответа с помощью логики — это разные вещи. Для того чтобы детский мозг развивался, нужно научить их размышлять! А математика уверенно подводит человека к конструктивному мышлению.
Ну вот и все. К сожалению, опять надо с вами ненадолго прощаться. Напишите в своих комментариях, понравилась ли вам эта статья? Смогли ли вы с помощью моих советов научить ребенка считать в пределах 10, 20 и 100? Может быть, остались какие-либо вопросы или что-то осталось без должного внимания?
Поделитесь ссылкой со своими друзьями в соцсетях, буду рада со всеми пообщаться!
В будущем я хочу написать о том, как научить ребенка писать красиво и аккуратно. Подписывайтесь на обновления моего блога и вы ничего не пропустите!
С уважением, Маргарита Мамаева
Простейшая методика обучения быстросчету | Все Для Детей
Автор Administrator На чтение 4 мин. Опубликовано
В отличие от уроков письма, занятия математикой могут проводить родители. При обучении математике ошибиться невозможно, или почти невозможно. Математический счет – это увлекательная игра. Но для некоторых малышей она может оказаться трудной. Как быстро научить ребенка считать и помочь ему усвоить азы математики «между делом», не усаживая его за скучный ученический стол?
В отличие от уроков письма, занятия математикой могут проводить родители. При обучении математике ошибиться невозможно, или почти невозможно. Математический счет – это увлекательная игра. Но для некоторых малышей она может оказаться трудной. Как быстро научить ребенка считать и помочь ему усвоить азы математики «между делом», не усаживая его за скучный ученический стол?
Немного позже может быть …поздно – своевременность в обучении счету
Замечательную мысль высказал автор методики, о которой мы сегодня поговорим. Опытный педагог, Сергей Поляков говорит, что обучение детей желательно начинать тогда, когда ребенок впервые заметил цифры, буквы, книги. Именно тогда, когда детская душа горит желанием научиться, его берут за руку и ведут в желанный мир науки. Если же потребность учиться угасает, родителям приходится заниматься мотивацией – уговаривать, заинтересовывать, поощрять, и только потом – учить.
Методика обучения счету М. Полякова основана на целостности детского мышления. Автор советует оставить прибавление и вычитание по одной единице, и научить малыша действовать целыми числами – вычитать и прибавлять сразу по 3, по 5, по 6 и так далее. Как вы думаете, где будет сосчитано быстрее: 3+1+1+1+1, или: 3+4? Ответ очевиден каждому…
В методике Полякова задействованы сразу два вида памяти: зрительная и тактильная. Кроме того, занятия строятся на динамичных приемах и действиях с цифровыми кубиками. В поляковских играх могут участвовать сразу несколько учеников (но не более трех). Так даже лучше – глядя, как успевают его товарищи, малыш, не задумываясь, возьмется за самую сложную задачу и …решит ее!
По мнению педагога, научить ребёнка считать можно очень быстро. Один из самых вредных и нецелесообразных математических приемов по его мнению – счет по пальцам. Сюда же можно отнести счетные палочки, счеты, счет по линейке – все те приспособления, суть которых – прибавление и отнимание по одному.
Обучение счету «по Полякову», методические рекомендации
Математические занятия у Полякова длятся всего 10-20 минут, и автор советует не останавливаться только на счете. Он уверен, что математика, подготовка к письму и уроки чтения прекрасно дополняют друг друга.
Обучение «по Полякову» начинается с запоминания счета до 10. Это – основа занятий. Тренировки осуществляются в быту, во время игр, еды, прогулок – везде, где есть несколько предметов, которые можно пересчитывать. Кроме того, дошкольник должен на интуитивном уровне понять, что значит «больше» и «меньше» по количеству.
Обучение быстрому счету сочетается с игрой специальными кубиками. Их легко изготовить дома. Грани сторон по 20мм. Однако для эффективной работы стоит учитывать возраст ученика. Чем младше карапуз, тем большего размера должны быть кубы. К кубикам прилагаются прямоугольные картонные фишки с цифрами и коробочки с гнездами под кубы. Гнезда располагаются в линию. Для начала достаточно 5 кубиков.
Суть методы заключается в том, что малыш запоминает конфигурацию числа, которое у Полякова выглядит, как кубики и пустые клетки. Успешность метода обеспечивает упорядоченное расположение предметов в ряд. Тогда как на обычных домашних занятиях и в книгах счетный материал зачастую расположен произвольно – как получится.
Этапы обучения быстросчету по Полякову
- Выясните, сколько кубиков, не считая, способен определить ребенок. Начните занятия с двух кубиков. Приставляйте и убирайте их разными способами, чтобы ребенок усвоил состав числа 2. При этом сочетайте игру с цифровой фишкой.
- Когда малыш научится узнавать число «два» взглядом, без пересчета, переходим к числу 3 – и так далее.
- После того, как маленький ученик запомнит несколько цифр, попросите угадать названное число и выбрать необходимую фишку. Узнавание происходит в быстром темпе, что бы интерес к занятию не падал.
- Когда вы придете к изучению четных чисел, введите такое задание, как «поделить кубики поровну». Будет отлично, если малыш решит головоломку сам.
- Решение примеров происходит с помощью тех же кубиков и сказочных персонажей, которые то прячутся, то появляются, то убегают. Излюбленные герои Полякова — гномы. Прежде, чем показать результат в счетной коробке, попросите чадо сказать, сколько осталось (стало). Вы можете использовать своего героя – принцессу, супергероя, ожившие машинки, говорящие чашки.
- Когда малыш начнет отвечать на вопросы без пересчета, это и будет достижением желанной цели.
Таким образом, проблему, как быстро научить ребёнка считать, педагог реализует через действия с кубами, выстроенными в ряд.
Автор этой простой и динамичной методы формирует зрительный образ числа, основанный на количестве однотипных предметов и доведенном до автоматизма узнавании количества без пересчета.
Как мы уже отмечали, математика – это задача со многими способами решения одной цели. А именно — научить малыша считать качественно. Возможно, Вам понравится именно метода Сергея Полякова. Главное, что бы ребенку было интересно, и он усвоит даже интегралы в придачу с теоремой Пифагора!